Содержание

Коневский Рождество-Богородичный монастырь — история, описание и интересные факты : Labuda.blog

Задолго до появления на острове Коневец обители, Ладожские и Карельские земли были заселены финно-угорскими племенами. К северу и на Карельской земле жили корелы, на западе, рядом с ними, проживали восточно-славянские племена: кривичи и ильменские славяне. К востоку от Ладожского озера – чудь, по реке Неве и на побережье Балтийского моря – ижора и вепсы. До самого крещения Руси эти племена были языческими. По всей земле они ставили множество языческих храмов, где и совершали поклонения богам Велесу и Перуну. На Руси с принятием христианства в 988 году во времена князя Владимира новая вера распространилась далеко на северные земли. Коневский Рождество-Богородичный монастырь на Ладожском озере был создан в 1393 году преподобным Арсением Коневским. Его единственной целью было обращение идолопоклонников в христианскую веру.

Местонахождение

Коневский Рождество-Богородичный монастырь расположен на острове Коневец на западе Ладожского озера, что в Ленинградской области. Этот остров находится в пяти километрах от материка. Друг от друга их отделяет Коневецкий пролив. Площадь острова составляет около 8,5 квадратных километров. Иногда его воспринимают, как двойник Валаамского монастыря, который находится на острове Валаам в Ладожском озере.

Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь: история

В средние века на Коневце находились языческие храмы разных финских племен. Язычники почитали богов, которых сами себе придумывали. Одним самым почитаемым у них был огромный валун (свыше 750 тонн), напоминающий формой череп лошади. Этот камень называли «Конь-Камень», от него и получил название остров.

Средние века

Арсений Коневский (уроженец Нижнего Новгорода) основал в 1393 году монастырь для того, чтобы обратить многобожников в христианскую веру. О самом Арсении известно не очень много. Имеется информация, что в 20 лет он постригся в монахи и прожил в Лисогорском монастыре Новгородской области около 10 лет. После этого он отправился на Афон и провел там три года, получив как благословение икону Божьей Матери, которую впоследствии стали называть Коневской. Желая жить более уединенно, Арсений Коневский получил благословение у Новгородского архиепископа Иоанна II и выбрал себе остров Коневец для проживания. Св. Арсений установил крест и построил келью в глубине Коневца, на небольшой возвышенности. Позже, когда у него появились ученики, свою обитель он перенес ближе к берегу реки Ладоги.

По данным Новгородских летописей в 1398 году был построен монастырь. Можно считать, что Коневский Рождествено-Богородичный монастырь был первым каменным сооружением на Карельском перешейке. После прошедшего наводнения (1421 г.) было принято решение поднять монастырь на возвышенность, где он находится и сейчас. Святым Арсением в 1421 году было начато строительство Собора Рождества Богородицы. Он являлся главной церковью Коневского Рождество-Богородичного монастыря. Его основной святыней является чудотворная Коневская икона Божьей Матери. Она была привезена из Афона Арсением и представляла собой Христа, играющего с птенцом голубя, что отображает духовную чистоту.

Во времена русско-шведской войны, продолжавшейся с 1614 по 1617 год, остров был захвачен шведами, а монахи были выдворены в Нижний Новгород, где их разместили в Деревяницком монастыре. В ходе Великой Северной войны Россия смогла вернуть себе эти земли. В 1718 году настоятель Деревяницкого монастыря получил разрешение у Петра I на восстановление монастыря на острове. В 1760 году возрожденный, он был официально признан самостоятельным.

XIX век

Лучшее время Коневского Рождество-Богородичного монастыря выпало на XIX век – в то время, как слава о нем дошла до столицы. В 1858 году его посетил Александр II с семьей и другими высокопоставленными гостями. Благодаря своей популярности монахи смогли начать строительство новых объектов. Были построены: двухэтажный собор с колокольней (строительство началось в 1800 году и длилось 9 лет) и высокая, в три этажа, колокольня (1810-1812 гг.).

Обитель была полностью возведена из камня. Сформировались три типа монашеской жизни:

  • отшельническая;
  • общежительная;
  • скитская.
  • На острове были созданы скит Коневский и скит Казанский.

    XX век

    В 1917 году, после Великой Октябрьской революции, Коневский Рождество-Богородичный монастырь оказался на территории Финляндии. Соответственно он оказался под юрисдикцией Финской Православной церкви. На острове Коневце финнами были воздвигнуты оборонительные сооружения. Во время Русско-Финской войны (1939-1940) и Великой Отечественной стены монастыря были разрушены. После окончания Русско-Финской войны 11% финских земель стали принадлежать СССР. В марте 1940 года монахи отправились в Финляндию (взяв с собой некоторые ценности из церкви). В Финляндии был основан Ново-Валаамский монастырь. В годы войны 1941-1945, когда остров занимали финские военные, небольшая группа монахов вернулась на остров. В 1956 году из группы осталось всего 9 человек. Ими было принято решение: объединить два монастыря Валаамский и Коневский. Монахи, взяв с собой Коневскую икону Божьей матери, ушли в усадьбу Папинниеми, которая принадлежала Новому Валааму.

    На острове Коневец сразу после окончания ВОВ располагалась военно-морская часть Советского Союза. Военными было уничтожено монастырское кладбище и часовня, её разрушили с помощью бульдозера.

    В 1991 году Коневский Рождество-Богородичный монастырь был передан Русской Православной церкви. После этого и началось его возрождение.

    Осенью 1991 года в монастырь были привезены мощи пр. Арсения Коневского, спрятанные от шведов, которые захватили эти земли в 1577 году. Мощи хранились под полом одного из храмов, они являются главной святыней Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря. Еще одна святыня – Чудотворная Коневская икона Божьей матери до настоящего времени находится в Финляндии.

    В 1994 году в монастыре были произведены первые монашеские постриги. Сегодня сюда приезжает немало паломников и туристов. Для того чтобы попасть на остров необходимо личное благословление настоятеля Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря или дозволение Паломнической службы.

    Действующие соборы, храмы, часовни, скиты

    В настоящее время на территории монастыря находится несколько храмов, часовен и скитов. Остановимся поподробнее на некоторых из них.

    Собор Рождества Пресвятой Богородицы

    Собор считается самой старинной постройкой. Место для него в 1421 выбирал еще сам преподобный Арсений. После сильного наводнения было принято решение перенести монастырь и обитель подальше от берега Ладоги. Позже еще несколько раз монастырь был разгромлен и заново отстроен. Первый отстроенный собор был деревянным, строил его пр. Арсений. Он был сожжен в 1574 году, когда эту землю заняли шведы. После того, как монахи возвратились на остров в XVI веке, они отстроили новый собор уже из камня. В 1610 году шведы вновь захватили эти земли и полностью разобрали здание собора. Во времена Северной войны Россия вернула себе эти земли. В 1766 году собор был возведен вновь, однако к концу XVIII века он пришел в ветхое состояние. А весной 1800 года началось строительство храма.

    Всего за год был отстроен первый этаж и сделано перекрытие. Но на второй этаж денег не хватило. В 1802 Александр I сделал пожертвование, благодаря этому стало возможно достроить второй этаж и сделать отделку на первом. На сегодняшний день в нижнем храме прошла реставрация, здесь проводятся богослужения. Второй этаж был сильно разрушен в годы Советской власти, ему нужен капитальный ремонт. В Соборе находятся такие святыни: список с чудотворной Каневской иконы Божией Материи и ковчег с мощами преподобного Арсения.

    Часовня явления Божией Матери

    Часовня была выстроена на Святой горе после того, как старцу Иоакиму явилась Божия Матерь. Сооружение поставлено на самом краю горы, в том месте, где когда-то стоял поклонный крест, установленный самим пр. Арсением. Часовня считается самой старой постройкой на Коневце. В XIX веке она перестраивалась. Во времена Советской власти часовня была спущена с горы к причалу и использовалась как пропускной пункт. Когда Коневец вернули монастырю, часовню подняли обратно на Святую гору. Внутреннее убранство восстанавливали заново.

    Храм во имя святителя Николая Чудотворца (1815 г.)

    Этот храм в каменном исполнении построен на месте стоявшей когда-то здесь деревянной церкви. Предыдущая церковь из дерева была восстановлена после Северной войны со шведами в 1718 году и была освещена в ноябре 1719 года. В 1762 году она была обновлена и названа кладбищенской – в ее паперти в то время было устроено кладбище. С 1812 по 1815 гг. деревянное здание было заменено каменным. В церкви находились четырёхъярусный иконостас, образ пр. Арсения, изображения из жизни святителя Николая Чудотворца и Арсения, редкие старинные иконы. В 40-е годы, с приходом военных, это все исчезло. В настоящее время от монастырского кладбища осталась лишь одна ограда.

    Коневский Рождество-Богородичный монастырь: настоятели

    Среди настоятелей этого монастыря кроме Арсения Коневского стоит выделить духовного писателя и архимандрита Илариона (в миру Ивана Кириллова), который преобразовал монастырь, дав ему новый устав.

    Особую роль в жизни монастыря сыграл и настоятель Израиль Андреев, развивавший скотоводство и коневодство. Именно Израиль существенно пополнил фонд монастырской библиотеки.

    Путешествие в Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь / Православие.Ru

    Собор Рождества Пресвятой Богородицы Коневского монастыря
    Путь к этой святыне ведет через
    железнодорожную станцию Сосново, а оттуда на автобусе
    до Владимирской бухты. Встать надо рано, к первой
    электричке с Финляндского вокзала из Санкт-Петербурга.
    Полусонные выходим на маленькой станции и ждем
    автобуса, сидим тут же, на ступеньках вокзала, чтобы
    лишний раз не толкать неподъемные рюкзаки. День очень
    жаркий, лениво смотрим, как приступом берут автобусы,
    нашего ждать еще долго, но уже образуется очередь.
    Бабулька рядом торгует постовыми пирожками с капустой и
    картошкой, они очень большие и мягкие, но есть еще не
    хочется. Наконец подходит автобус, длинный и скрипучий,
    нас вталкивают, кидаемся на свободные места и едем,
    расслабленные от такого везенья, среди удочек, лукошек,
    ведер и рюкзаков дачников и туристов, часа четыре.
    Дорога прекрасна. Солнце высвечивает оранжевые стволы
    соснового бора, пляшет по синей воде озер, на которых
    как грибы растут островки, чистый светлый песок пустого
    пляжа, пороги на быстрой речушке и смех застрявших
    байдарочников. Удочки и лукошки расходятся, остались
    только мы и кондуктор, духота, запах солярки и леса,
    маленькие деревеньки с линялыми заборами. Оживление у
    сарайчиков-магазинов заканчивается, пахнет зовущей
    свободой и тиной, кричат, надрываясь, чайки.
    «Конечная остановка, ребята, Владимирская бухта.
    Вам Ладожское озеро – налево».

    Бежим к озеру, очень хочется купаться. Показывается
    заросший старый пирс, уже не бежим, идем молча и обиженно:
    бухта залита мазутом, на заброшенном причале дырявый
    ржавый корабль, красный флаг рвется на ветру, что-то
    красят чумазые и унылые люди в тельняшках. Ветер вдруг
    уносит косынку, толкается, не дает говорить, скрылось
    солнце, лес кидается на дорогу круглыми шишками, сосновыми
    иголками, рабочие скверно ругаются и заводят
    «Камаз», резко темнеет и макушку барабанят
    крупные сильные капли. Начинается буря. Добегаем до
    кирпичной остановки, авось выдержит. Все вокруг вымокло,
    падают уже целые ветки. Но не страшно, пьянит эта сила
    природного бунта, этот запах стихии: холодного ветра,
    мокрой, в пузырях, земли, старых сосен, проснувшегося
    озера. Хочется громко кричать что-то очень важное,
    расставив пошире руки… но вот ветер затихает,
    уносится вдаль, спешит ворошить другие жизнь. Мы остаемся
    под дождем, осматриваемся. Вроде будка КПП впереди, там
    нет никого, дальше заброшенная воинская часть:
    монументальные казармы, но окна выбиты, двери покорежены,
    где-то слышны голоса, идем к ним. В сарае на берегу пирует
    веселая четверка, отмечают чье-то звание. Оказывается, все
    капитаны различных рангов, и, вот удача, тоже плывут на
    Коневец, рыбачить. За умеренную плату зовут с собой.
    Переглядываемся с опаской, уж больно давно, видимо,
    отмечают, но потом соглашаемся, глядя на предложенную
    яхту, – не ночевать же здесь. Переносим вещи,
    говорят: «Проходите дальше». Куда?! А дальше,
    сбоку яхты, болтается маленькая лодочка. Капитаны смеются,
    видя наше недоумение, ничего, говорят, 500 кг только так
    выдержит. Мы понимаем, что у нас значительно больше, но
    уже отчаливаем, заводимся… ну, с Богом. Лодка осела, но
    в бухте спокойно, только дождь, и плыть говорят, не долго,
    нас накрывают пленкой и приказывают сидеть тихо. И вдруг
    бухта заканчивается, и мы чувствуем, что начинается озеро.

    Мы плывем в белом молочном царстве, в облаке, в котором
    ничего не видно. Не видно ни Коневца, ни берегов, нас
    самих еле видно, мы потерялись в этом озере, потеряли
    направление, сушу, и мир в котором мы жили, тоже
    погрузился в эту мутную белизну. Но вот, дождь
    усиливается, ветер рвет пленку, Васька-боцман хохочет,
    кто-то храбрится и лезет на нос этой посудины, но она и
    так чуть держится на волнах, уже настоящий шторм, нас
    бросает из стороны в сторону, руки затекли, замерзли от
    ледяных брызг, но мы держимся изо всех сил. Вода везде,
    внизу, наверху, бьет со стороны, мокрая одежда, ноги.
    Кто-то сосредоточено молится преподобному Арсению, кто
    осматривается, надеясь определить куда же плыть, если не
    дай Бог что… Плыли минут сорок, и вдруг выросла
    земля, сразу появилась, все верно – Коневец. На
    берегу ждет мальчонка, сын Васьки-рыбака, называли его
    Сашка, он-то, за «Сникерс» и довел до монастыря.

    Первым делом послали нас «на поселение» к
    матушке Корнилии – бойкой, чуть суетной, немного
    рассеянной, но добродушной девчонке-монахине. Чтобы
    остаться в монастыре, надо было пройти через благословение
    благочинного, зовут его Алексей, и к нашему удивлению
    благочинный оказался даже не монахом. Алексей устало
    посмотрел на нас, посовещался с начальницей местной
    паломнической службы, и селиться не благословил. Сказал
    нам, что ждут две группы финнов, которые, видимо,
    запаздывают, заблудившись в ладожском тумане. Зато строго
    напомнил, что служба начинается в 7 утра, а работы в 9.00,
    и опаздывать он нам не советует. Так, несолоно хлебавши,
    мокрые и уставшие, поплелись мы на берег озера ставить
    палатку. Место нашли очень красивое: на высоком берегу, с
    медно-песчаным крутым спуском к озеру, среди черники и
    невысоких крепеньких сосен. На сосне, что стоит на откосе,
    висели самодельные веревочные качели, на которых мы никак
    не могли накачаться. Ножичком кое-как вскрыли шпроты,
    запили их «Тархуном», запихнули возмущенные
    животы в спальники и, помолившись, как-то попытались
    скоротать остаток такой светлой ладожской ночи. Было
    холодно, ветер все бушевал, а палатка хлопала и надувалась
    как настоящий парус. Волны отчаянно бились о берег, в нас
    летели брызги, а вид бескрайнего озера, почти моря
    позволял думать что мы отважные капитаны, пустившиеся в
    далекое плавание.

    Проснулись мы в 5 утра, палатка была совсем мокрой от
    росы, поеживаясь, с опаской, стали планировать день.
    Умылись в ледяной ладожской воде, и, постукивая скованными
    от нее зубами, к 6.40 пришли на службу. Людей было мало,
    прихожан – человек пять. Утренний храм еще дремлет в
    дымке кадильного ладана, на клиросе строгий голос читает
    часы.

    Рака с мощами преп. Арсения Коневского
    И вот, наконец, мы увидели преподобного
    Арсения. Рака темно-рыжего, теплого дерева, резная
    фигура преподобного в цветочном орнаменте. Букет цветов
    в голове и у ног старца: скромные полевые и
    дивно-розовые пионы с белой каймой благоухают, окутывая
    нежным облаком. Когда прикладываешься к мощам,
    чувствуешь, будто батюшка тихонько гладит тебя по
    голове: «Ну, здравствуй, здравствуй…
    промокли, бывает», и вдруг вспоминается, что сам
    преподобный Арсений приплыл сюда в бурю.

    Может, была она похожа на нашу, и также перед преподобным
    Арсением, из тумана, вдруг явился это прекрасный остров,
    показались медно-бурые сосны, берега, укрытые чистым,
    будто просеянным золотым песком, утесы, поросшие
    черникой…

    Было это в 1393 году. Арсений искал место для обители,
    специально упыл с Валаама, чтобы выполнить благословение
    игумена Иоанна со Святой горы. Три года подвизался он под
    руководством афонских старцев, дарил им посуду, которую
    ковал из меди, а потом и сам получил подарок – икону
    Божией Матери, устав общежития и заповедь основать обитель
    на дальнем севере. Так вернулся он в родную Русь, навестил
    Лисичью обитель Новогородскую, где подвизался с детства,
    благословился у ее игумена, поплыл на Валаам, а оттуда
    через бурю оказался на Коневце.

    Чудотворная икона Коневской Божией Матери
    Вот и перед нами, справа от раки, где
    покоятся мощи преподобного – его Афонское
    благословение – Коневская икона Пресвятой
    Богородицы в резном киоте, уже список, но тоже
    чудотворный. В сумерках храма чуть поблескивают золотые
    крестики милости Матери Божией, это свидетельства уже
    современных чудес, а подлинник иконы пребывает в
    Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре. Финны любят и
    чтут преподобного Арсения и его монастырь. Несколько
    лет Коневская обитель жила в пределах Финляндии. Именно
    в тот период были обретены мощи преподобного Арсения, а
    сейчас несколько икон в храме, даже икона преп.
    Арсения, написаны православными финнами.

    Служил иеросхимонах Варахиил и совсем молоденький дьякон
    Адриан, еще был хор-квартет и строгий чтец.

    После службы, такой спокойной и умиротворяющей, через час
    с небольшим мы подошли в трапезному корпусу в смиренной
    надежде на «что-нибудь горяченькое» и, конечно,
    получить обещанное Алексеем послушание. Расположившись на
    бревнышке рядом с дверью мы старались привлечь внимание
    батюшки, спешащего на утренюю трапезу, и своим замерзшим и
    голодным видом вымолить благословение на завтрак. Но,
    тщетно. Не раз монах или послушник открывал нам дверь, но
    мы, наученные, что в монастыре нужно все делать по
    благословению, отказывались. Не знали, что в монастыре
    батюшек всего два, причем отец Варахиил сразу после службы
    ушел в скит, а настоятель отец Исидор уехал с острова по
    делам. Но послушание мы, конечно, получили огороды! И еще
    долгожданное разрешение селиться в старый каменный
    гостиничный корпус. Жилище нам определили в мансарде, на
    третьем этаже. Сказали, первый обычно занимают финны,
    второй особые паломники из наших, а третий просто
    паломники, вроде нас. В этот день кроме нас в гостинице не
    было никого. Комнатку дали аскетическую, все в ней так и
    дышало старостью, но зато она была чистенькая. Четыре
    кровати, пусть без белья и с растянутыми до пола
    скрипучими пружинам, вполне пригодны для спанья, на двух
    из них даже лежали тоненькие одеяла. Окна были открыты, но
    запах этой древности и сырости выветрить было невозможно.
    Сурово? А мы были рады! И в приподнятом настроении
    побежали искать отца огородника.

    Отец Георгий определил нас на прополку моркови и свеклы.
    Грядки длиннющие, но такие аккуратненькие, видно, что
    любят не только сами овощи, но и труд на земле. С
    удовольствием мы стали вытаскивать пырей и одуванчики,
    равняясь на отца Георгия, трудившегося неподалеку, но у
    него все равно получалось куда лучше.

    Доделав работу и получив сдержанную похвалу от отца
    огородника, еле передвигая ноги, поплелись в наш
    «новый дом». Обед чуть не проспали, а, заслышав
    трапезный колокол, перескакивая через ступеньки, бросились
    в трапезную. О благословении уже не думали, очень
    изголодались. Кормили картофельно-вермишелевым супом,
    горяченным, щедро посыпанным лучком и укропом, только
    срезанным о. Георгием. Гречка с морковной подливкой на
    второе. Мятный чай. Живот благодарно заурчал.
    Раскрасневшиеся, довольные, славя послушников трапезной,
    мы вернулись к послушаниям, а, закончив работу, перед
    службой, пошли осматривать остров преподобного Арсения.

    Погода менялась к лучшему, моросящий дождь кончился,
    солнечные лучи раздвинули тяжелые тучи, все засияло,
    заискрилось, обрамленное сверкающими каплями, стало очень
    уютно и радостно. А потом Коневец согрелся, капли исчезли
    и отовсюду потекли запахи. Пахло клевером и медуницей,
    пахло травой, на которую наступаешь, теплым песком, смолой
    и хвоей от окрестных сосен, черникой, которую ели
    горстями, пахли старые кирпичи Казанского скита, в котором
    живет отец Варахиил, доски Успенской часовни… а еще
    появились звуки, будто заговорили разом: и птицы, и
    насекомые, и деревья, и цветы на лугу. И стал Коневец
    живой и такой наполненный…

    По крутой тропке спускаемся к Конь-камню. Вокруг
    внушительной скалы ели скрипят старые, высокие, комары
    пищат злющие – место-то в низинке. В языческие
    времена, летом, окрестные жители, на Коневце оставляли
    коней на выпас, верили они, что духи сохранят их целыми и
    невредимыми, а осенью, у этого огромного камня приносили в
    жертву духам одного коня из стада. Потому и называется
    Конь-камень, а остров Коневец. Преподобный Арсений,
    поселившись на острове, узнал о таком языческом суеверии
    от рыбака Филиппа, приступил он к этому камню с молитвой,
    святой водой окропил и изгнал духов с острова, улетели они
    черной тучей в сторону Владимирской бухты, которая раньше
    называлась Чертова лахта. С тех пор хоть и не приносят у
    камня жертвы, но местные шутят, что маленькие злые духи
    здесь все же остались – в виде комаров.

    Преподобный Арсений Коневский. Иконописное изображение (Подворье Коневского монастыря в Санкт-Петербурге)
    Конь-камень громадный валун, говорят,
    весит он больше 750 тонн, человек рядом с ним
    махонький, на вершине камня даже часовенка уместилась.
    В древности её построил сам Преподобный, здесь же и
    подвизался, на этом малом столпе, три года. Теперь к
    часовне ведет лесенка ступенек в двадцать, забираемся
    вверх помолиться. Внутри только две иконы –
    преподобного Арсения и Коневский образ Пресвятой
    Богородицы. У них служат молебны, и паломники
    прикладываясь, оставляют записочки с поминаниями.

    Поднимаемся вверх, спешим, спасаясь от комаров и перед
    нами, в кустах душистого шиповника, среди густых зарослей,
    в отцветающей уже сирени, будто оберегаемый от суетных
    взглядов, желто-белый, ромашковый, Казанский скит.
    Обиталище иеросхимонаха Варахиила, место затвора и трудов
    по его восстановлению. Рядом небольшая, аккуратненькая
    Успенская часовенка: светлое крылечко, резные перильца, в
    зелени светится на солнце крестик. Здесь, по преданию,
    явилась Пречистая во время голода ученику старца Арсения
    Иоакиму, он тогда в обители за старшего оставался: братия
    грозилась разойтись, преподобный Арсений уплыл на Афонскую
    гору за благословением, ни запасов, ни наставника одно
    уныние, вот и спасла Богородица монастырь своим явлением,
    вдохновила, просила еще потерпеть. И правда, вскоре
    вернулся преподобный Арсений на двух кораблях с великими
    съестными припасами, а в честь чудесного явления воздвигла
    братия часовню.

    В 1421 году, когда был необычайный разлив Ладожского
    озера, вода смыла все постройки бедной Коневской обители,
    потому преподобный Арсений перенес монастырь на новое
    место, туда, где и сейчас он расположен. По прежнему видны
    его храмы с озера, слышны колокольные перезвоны, но уже не
    страшны ему ветра и наводненья. Когда архиепископом
    новогородским стал Евфимий, друг преподобного и
    сомолитвенник его по обители на Лисичьей горе, то многим
    помог он обители Коневской и сделал известной ее в
    новогородских пределах. Так благочестивые новогородцы
    стали ее посещать и жертвовать милостыню. Преподобный
    Арсений паломников принимал в келье, как своих гостей, с
    радушием угощал, беседовал. Представляем, какова была
    радость богомольцев. Но не долго длилось такое утешение,
    прозорливый старец Симеон, сказал Арсению, что бесы
    радуются, когда мирян в келье принимаешь, и тогда, не
    нарушая ни наставления, ни гостеприимства, Арсений стал
    водить паломников в братскую трапезную.

    И так чувствуется гостеприимство самого Преподобного,
    утешающего и нас, малых и грешных. Какое-то особенное
    тепло обнимает тебя, особенно ближе к храму, к батюшке
    Арсению, и вся природа вокруг словно радуется.

    Собор Рождества Пресвятой Богородицы Коневского монастыря
    В размышлениях о монастырском
    странноприимстве разбрелись мы по острову. К службе
    припозднились, соблазнившись местной черникой, очень уж
    крупной. Только к «Свете Тихий» подошли к
    собору Рождества Пресвятой Богородицы. Этот прекрасный
    храм, начала XIX века, виден на острове отовсюду,
    особенно его ярко-синие купола с золотыми крестами,
    сияющими в проплывающих облаках. Всенощное бдение
    проходит в нижнем Сретенском храме, там низкие своды,
    чисто белые, недавно выкрашенные стены, редкие
    небольшие иконы на них, а вокруг, и правда, тихий свет
    закатного солнца – в окнах желтые рифленые
    стекла. Этого света, густого и золотого, было так
    много, что освещения и не нужно. Впрочем, освещение
    здесь особенное: пара круглых десятисвечников в центре
    храма, да лампадки. Зажигают их специальной палкой: с
    одной стороны у нее свечка, а с другой –
    колпачок-тушилка. Как в старину.

    Служил отец настоятель, дьякон уже другой,
    «праздничный», с очень глубоким и сильным
    голосом, и, когда пели «Воскресение Христово
    видевше», себя было не слышно, только могучий гул о.
    дьякона, перекрывающий все звуки. Хор-квартет тоже не
    простой, не монашеский – приезжает с подворья,
    финнам показывают его как диковинку, они, кивая, слушают и
    улыбаются, глядя на ребят в подрясниках, рассматривают
    кассеты, которые продают тут же. Мы тоже купили –
    хорошо поют.

    Уплывали мы в воскресенье, причастившись, после службы,
    все были довольные и благонравные. Прямо из храма, с
    приехавшими только что паломниками, показывая дорогу,
    торжественно пошли на обед. Объявили, что монастырский
    катер пойдет на материк сразу после трапезы, надо
    торопиться. А торопиться не хотелось, не хотелось и вообще
    уезжать. Кто же уезжает в воскресенье, когда в монастыре
    никто не работает, стоит такая чудная погода, можно,
    гуляя, обойти весь остров и найти так много интересного!
    Но благочинный судил иначе. Подгоняемые непрестанными
    объявлениями, что этот катер первый и последний за
    несколько дней, завязывая на ходу спальники, лямки и
    шнурки, мы сгрузились на причале. В бескрайнее и
    удивительно спокойное Ладожское озеро вглядывались часа
    четыре, за это время неплохо загорели, сделали несколько
    замечательных кадров, поиграли в камушки, помочили ноги,
    осмотрели место первой обители и, наконец, вздрогнув от
    призывного гудка, вступили на настоящий монастырский
    катер, под настойчивое напоминание капитана:
    «Отправляемся через час!».

    Остров Коневец. Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь

    Еду с «Первыми линиями» на остров Коневец на Ладожском озере. Вот туда уж точно лучше ехать с экскурсией – это избавит от множества забот. Остров полностью принадлежит Коневскому монастырю, поэтому находиться на его территории можно только с разрешения паломнической службы, да и попасть на него не так просто – сначала нужно добраться до Владимирской бухты, а уже оттуда плыть на катере, причем билеты на катер можно приобрести только через паломническую службу монастыря. Но нас всё это уже не беспокоит, турфирма обо всем позаботилась. До Владимирской бухты мы поедем в комфортабельном автобусе, а там на причале нас уже будет ждать катер.

    Отъезжаем от метро Звенигородская в 8-30 в  направлении Приозерска. Интересно, что совсем недалеко от места нашего отправления на Загородном проспекте, дом 7 находится Петербургское подворье Коневского монастыря. Экскурсовод рассказывает нам об истории этого подворья. Во время нападения в начале 17 века шведов на земли Валаама и остров Коневец главная святыня Коневского монастыря – Коневская икона Божьей матери была вывезена в Новгород и пребывала там долгие годы. В результате победы России в Северной войне захваченные земли были возвращены, но икона по-прежнему оставалась в Новгороде, и лишь в 1799 году было принято решение возвратить ее в возрожденный Коневский монастырь.  Монах, сопровождавший икону, был вынужден задержаться в Петербурге на два месяца, пока для иконы изготавливали новые ризы. За время пребывания иконы в Петербурге произошло множество чудесных исцелений, и петербуржцы захотели иметь список с чудотворной иконы. Этот список был выполнен, и необходимо было подыскать место для подворья, где могла бы находиться чудотворная икона.  Тогда два петербуржских купца – Козулин и Кувшинников отдали в дар монастырю принадлежавшие им участки земли для обустройства подворья. Список с чудотворной иконы также становится чудотворным  — в 1862 году икона защитила от страшного пожара торговые ряды Гостиного двора.

    До Владимирской бухты на автобусе нам добираться 3-3,5 часа. И всё это время мы проезжаем по землям, которые неоднократно переходили из рук в руки – сначала здесь жили финно-угорские племена, потом эти края стали частью владений Великого Новгорода, неоднократно их захватывали шведы, пока по Столбовскому мирному договору они не были возвращены России. Позже эта территория отошла к Великому княжеству Финляндскому в составе Российской империи, а после 1917 года стала частью независимой Финляндии до сороковых годов. После Великой Отечественной войны в 1948 году многие населенные пункты были переименованы, но нет-нет, да и встретится финское название, напоминая о непростой истории этого края. Проезжаем мы и места, где был  знаменитый укрепрайон —  линия Маннергейма, а также  Розовая дача, принадлежавшая семье Маннергейм.

    Немного не доезжая до поворота на бухту Владимирскую, мы видим еще одно подворье Коневского монастыря – там помогают тем, кто хочет избавиться от алкогольной и наркотической зависимости, принимают всех желающих, никому не отказывая.

    А мы подъезжаем к Владимирской бухте.

    На причале стоит наш катер…Моё детство прошло в местах, где ездили, плавали и летали на всём, что едет, плывет и летит, и при этом радовались такой возможности, но у менее подготовленных пассажиров вид катера вызывает некоторую настороженность. Это видавшая виды посудина без имени с номером на борту, вызывающая ассоциации с фильмами о  Второй мировой войне.

    На носу и корме судна несколько деревянных скамей –  на них нам и предстоит располагаться. Погода солнечная и безветренная, но могу себе представить удовольствие от путешествия при других погодных условиях. Хотя, не исключено, что транспорт подбирается в зависимости от погоды. Утешает то, что плыть до острова недолго — около получаса. Отплытие катера – это отдельный аттракцион. Надо видеть прыжки мальчика-матроса с причала на маленькую горизонтальную полоску на борту, а потом с борта обратно на причал – отшвартовывает судно он в одиночку и отработано всё до автоматизма. Пассажиры наблюдают за его движениями, буквально открыв рот. Это, действительно, зрелище! Отчаливаем. Посудинка нещадно чадит, но бежит уверенно и ровно в сопровождении стаи чаек.

    Примерно через полчаса на горизонте показывается узкая полоска острова Коневец.

    Длина острова около 5 километров, а ширина – всего 2.

    Мы входим во Владычную бухту, на причале которой повторяется аттракцион с невероятными прыжками.

    Нашу группу уже встречает местный экскурсовод. Она объясняет, какие правила необходимо соблюдать на территории острова. Здесь же под навесом заботливо приготовлены платки и юбки для неподобающим образом одетых дам.

    Облачившись, мы приступаем к экскурсии.  Наш гид сразу обращает наше внимание на необычные деревья, растущие на острове – это бальзамический тополь. Он издает запах, очень похожий на запах ладана. Эти тополя были завезены с Аляски во времена, когда она еще была русской.

    Начинаем осмотр острова с часовни в честь святителя Николая – покровителя всех плавающих и путешествующих.

    По дороге к часовне мы видим памятную стелу в честь посещения монастыря в 1858 году императором Александром II « с августейшим семейством».

    Рядом с часовней полуразрушенное здание Странноприимного дома – гостиницы для малоимущих.

    В течение трех дней каждый прибывший мог оставаться в Странноприимном доме бесплатно как гость, а по истечении этого времени нужно было определиться, остается ли гость дальше в качестве трудника. К сожалению, на восстановление здания средств у монастыря в данный момент нет.

    Была при монастыре и другая гостиница – для более обеспеченных гостей, которые хотели жить с бОльшим комфортом и могли оплатить его. Это так называемая Белая гостиница. Вот она виднеется вдалеке среди деревьев.

    Подходить ближе не имеет смысла, здание также находится в аварийном состоянии.

    За Белой гостиницей деревянный домик, в котором находится сувенирная лавка и можно выпить чаю.

    А мы приближаемся к монастырскому каре с колокольней.

    При входе справа можно увидеть восстановленную старинную фреску, на которой изображена встреча Арсением Коневским Новгородского архиепископа Евфимия, много сделавшего для Коневской обители.

    Строго говоря, фреской это называть нельзя – фрески пишутся по сырой штукатурке, а здесь использована техника росписи масляными красками по сухой штукатурке, но внешне роспись похожа на фреску, и иногда используют это наименование.

    Коневский монастырь, полное название которого «Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь», был основан преподобным Арсением Коневским в 1393 году. До этого языческие карельские племена на острове поклонялись духам у большого камня, напоминающего очертаниями конскую голову, откуда и произошло название острова Коневец.

    Арсений Коневский был уроженцем Новгорода, по профессии – ремесленником, изготавливающим изделия из меди. Он принял постриг в монастыре под Новгородом,  после несколько лет провел в монастыре на  горе Афон, откуда привез икону Божьей матери, которая теперь называется Коневской, и по благословению Новгородского архиепископа Евфимия основал обитель на острове Коневец. История монастыря не была простой – в начале 17 века он был разорен шведами. Монахи, забрав святыни, перебрались в Новгород и смогли вернуться обратно только в 1799 году. В 20 веке начались очередные потрясения – после 1917 года  остров Коневец отошел к Финляндии, во время финской войны 1939-1940 годов монахи снова были вынуждены эвакуироваться с острова вместе с финнами, а после Великой Отечественной войны на острове дислоцировалась советская воинская часть, занимающаяся испытаниями торпедного оружия. Решение вернуть остров православной церкви было принято только в 1990 году, с этого момента и началось постепенное возрождение монастыря.

    В центре монастырского каре находится собор Рождества Богородицы. Нынешний собор – уже четвертый на этом месте, был простроен в 1802 году по проекту архитектора Иванова, доработанному местным монахом Сильвестром, имеющим соответствующее образование.

    С боку собор напоминает корабль, что символизирует веру как корабль спасения.

    За зданием собора находится могила одного из его настоятелей – отца Израиля, который управлял монастырем до 1859 года.

    Собор состоит из нижнего и верхнего храма. Верхний храм нуждается в реставрации.

    Часть росписей пытались восстановить, но неудачно – они быстро потемнели. Теперь этим будут профессионально заниматься специалисты из Санкт-Петербурга. Но и сейчас в верхнем храме можно послушать концерт местных певчих, которые хранят традиции  уникальных старинных распевов:

    В нижнем храме с утра уже прошло праздничное богослужение – ведь сегодня Троица. Храм украшен веточками березы, а весь пол как ковром застелен травой и листьями.

    В нижнем храме находятся главные святыни – рака с мощами преподобного Арсения и чудотворная икона Коневской Божьей матери.

    На этой иконе младенец Иисус держит в руках голубя — по древнему иудейскому обычаю, когда ребенка мужского пола впервые вводили в храм,  нужно было взять с собой двух голубей, одного из которых приносили в жертву, а другого отпускали на волю:

    Перед иконой на цепочке изделия из драгоценных металлов – по традиции те, кто был исцелен благодаря молитве у чудотворной иконы, приносят в дар колечко, серьги, цепочку из серебра или золота. Когда подарков накапливается достаточно много, их переплавляют, чтобы сделать для иконы красивый оклад.

    Есть в храме еще одна чудотворная икона – икона святителя Николая, которого в народе чаще называют Николаем или Николой Чудотворцем.

    Перед зданием собора под навесом сложены именные кирпичи – любой, кто пожелает. Может сделать пожертвование и написать на кирпиче, который будет использован для реставрации монастыря, своё имя.

    В помещении  этой  башенки сейчас хранится монастырская библиотека. Сейчас она уже не так велика, как в прежние времена – многие книги бежавшие во время войны монахи увезли с собой в Финляндию, где они остаются и по сей день.

    А вот это здание бывшего Работного дома у монастыря арендует благотворительное общество «Кедр» — они восстановили его на свои средства и организовали здесь лагерь для детей-инвалидов.

    За этой стеной находится старое Братское кладбище. Могил здесь сохранилось немного – в советские времена на месте кладбища был автопарк и спортплощадка.

    Коневецкий монастырь на Ладожском озере: история и экскурсии

    Коневецкий монастырь на Ладожском озере – это один из главных центров православия на Северо-Западе нашей страны. Поэтому сегодня, как и много столетий назад, тысячи паломников со всех уголков России согласны преодолеть любые трудности, чтобы иметь возможность поклониться святыням этой стариной обители.

    Коневецкий монастырь: как доехать

    Если предполагается отправиться на остров Коневец на собственном автотранспорте, то лучше выехать из Питера по Приозерскому шоссе, свернуть в сторону поселка Плодовое, затем по главной дороге проследовать по маршруту «Уральское – Солнечное − Заостровье». В деревне Заостровье следует свернуть направо на грунтовую дорогу и проехать около 5 км по ребристой грунтовке до Владимировки, где расположен причал. Туристы и паломники, уже не раз посещавшие Коневец, рекомендуют выезжать из Петербурга с таким расчетом, чтобы оказаться на причале не позднее 10.00 — 12.00. Если же поездку предполагается осуществить на электричке, то нужно выбрать электропоезд, следующий в направлении на Кузнечное, сойти на станции «Громово», откуда в 10.00 выезжает автобус до причала в бухте Владимирская.

    История Коневецкого монастыря с момента основания и до 1917 года

    Монастырь был основан в конце 14 века преподобным Арсением, который прибыл на родину − в Великий Новгород − после нескольких лет, проведенных в сербской Хиландарской обители на горе Афон. Получив благословение от новгородского владыки, в 1393 году преподобный отправился на озеро Ладога, чтобы найти уединенное место для основания монастыря. Господь привел инока на необитаемый остров, который жители Ладожского побережья называли Коневцом. Три года преподобный Арсений жил там в совершенном уединении. За это время слава о подвижничестве коневецкого отшельника разнеслась по всей Руси, и к нему стали приходить ученики. С благословения архиепископа Новгородского в 1396 году на острове был учрежден мужской монастырь, первым игуменом которого стал преподобный Арсений. Служение господу он продолжал вплоть до своей кончины в 1447 году. Был погребен под папертью главного храма обители. Спустя 130 лет после смерти преподобного Арсения Коневецкий монастырь был разорен шведами, однако братия быстро смогла восстановила обитель. Еще через 30 лет войска шведского королевства изгнали монахов с острова, и почти столетие монастырь пустовал и находился в руинах. Возвратились иноки на Коневец только после победы России в Северной войне. Расцвет обители пришелся на 19 век, когда здесь было построено несколько храмов и служебных построек, а число монахов перевалило за сотню.

    История Коневецкого монастыря после 1917 года

    В 1917 году Коневецкий монастырь оказался под юрисдикцией Финляндии, что позволило ему избежать горькой участи многих российских обителей. Однако финские власти организовали на острове военную базу, чем нарушили уединение иноков. Но самые тяжелые испытания обрушились на братию после поражения Финляндии в Зимней войне, когда Валаам и Коневец были переданы СССР. Чтобы избежать гибели, монахи из обеих обителей эвакуировалась в Финляндию, а Коневецкий монастырь был разорен советскими войсками. Что касается острова, то его превратили в испытательный полигон при засекреченной военной базе. Только в 1991 году обитель начала восстанавливаться. Причем работы по реставрации монастырских построек и храмов продолжаются и по сей день.

    Коневецкий монастырь: экскурсии

    Кроме паломников Коневецкую обитель нередко посещают и туристы. Обычно такие экскурсии начинаются с посадки путешественников в Санкт-Петербурге в комфортабельный автобус.

    Затем их отвозят в бухту Владимировская, откуда на теплоходе тургруппа отправляется на Коневец. Экскурсия по острову начинается прямо с монастырского причала, недалеко от которого находится часовня Николая Чудотворца – святого покровителя всех путников, путешествующих по воде. Далее туристов, приехавших в Коневецкий монастырь, проводят на территорию главной усадьбы через ворота, над которыми возвышается колокольня. Там путешественники осмотрят собор Рождества Пресвятой Богородицы и, пройдя около 2 км до Святой горы, посетят Казанский скит. Напоследок гостям острова покажут одну из его самых известных достопримечательностей − Конь-камень − огромный гранитный валун, служивший финским племенам алтарем для проведения языческих обрядов. В конце 19 века на нем была построена часовенка, в которую туристы смогут подняться по деревянной лесенке.

    Правила посещения обители

    Так как монастырь на Коневце является действующим, то посетители должны быть одеты соответствующим образом. В частности, женщины и девушки не должны быть одеты в мини-юбки, брюки, шорты, плечи и грудь должны быть прикрыты, на голову необходимо повязать шаль или платок. Что касается мужчин, то им не следует посещать монастырь в шортах.

    описание, история, фото, точный адрес

    Коневский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

    Небольшой остров Коневец (всего 5х2 км), расположенный в западной части сурового, но очень живописного Ладожского озера, на всю область славится своим удивительным старинным монастырем. Как это часто бывает, в Средние века здесь находилось языческое святилище финских племен, пока на Коневец не пришел монах с благословением возвести в этих дремучих землях православную общину.

    Что примечательно: остров получил свое название от Конь-камня — серой гранитной глыбы, по форме напоминающей череп лошади, и весом более 750 тонн, которую принесло сюда ледником из Скандинавии.

    Отделенный от материка всего 5 км водной глади Коневецкого пролива, этот остров был очень популярен у карельских пастухов-язычников — они не особо стесняясь использовали валун для жертвоприношений духам (больше всего, если верить легендам, доставалось как раз коням). Но в конце 14 столетия в место, что «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным», прибыл преподобный Арсений и духов изгнал. В помощь ему была редкая по красоте и замыслу икона и благословение афонского игумена.

    К слову, сила молитвы Арсения была так сильна, что монастырь и по сей день гордится тем, что на Коневце совсем нет змей. Дескать, они исчезли вместе с бесами. В связи с этой легендой вспоминается изумрудный остров Ирландия, откуда так же изгнал этих не самых приятных пресмыкающихся святой Патрик.

    В память о чудесах, преобразивших остров, Конь-камень попирает крошечная изящная деревянная часовня Арсения Коневского, Увы, это не совсем оригинал — милый пряничный храм с резными наличниками был восстановлен по чертежам 1895 г.


    Разумеется, о столь удивительной светлой обители быстро начала распространяться слава, и к святому Арсению потянулись ученики, с чьей помощью на острове построили первый храм — собор Рождества Богородицы (1398). Именно там хранилась чудотворная Коневская икона Божией Матери, на которой изображено, как Христос играет с птенцом голубя, что символизирует духовную чистоту. Увы, Коневский Рождество-Богородичный монастырь не раз горел, терпел вражеские осады, что для тех времен вовсе не редкость. Почти весь 17 век обитель находилась в полном запустении: остров с 1611 и до Северной войны принадлежал шведам. Монахи были вынуждены уехать в Великий Новгород, где им посчастливилось найти прибежище в местном Деревяницком монастыре. В 1718, после славной победы Петра Великого и нашей армии, когда Россия вернула себе Западное Приладожье, настоятель Деревяницкого монастыря взял у царя разрешение восстановить обитель на Коневце.

    19 столетие можно назвать «золотым веком» монастыря. Несмотря на расположенную относительно по соседству прославленную Валаамсую обитель, Коневец не забывают, более того — его слава доходит до столицы империи. 28 июня 1858 монастырь посещает император Александр II с семьей, заезжают и видные гости из Петербурга — Александр Дюма, Федор Тютчев, Николай Лесков, который даже оставил «письменные свидетельства» о посещения Коневца в 1873 г.

    28 июня 1858 монастырь посещает император Александр II с семьей, заезжают и видные гости из Петербурга — Александр Дюма, Федор Тютчев, Николай Лесков.

    Коневскому Рождество-Богородичному монастырю повезло: он без особых катаклизмов и относительно спокойно дожил до революции, да и после, уже в советское время, оказавшись на территории Финляндии, избежал массовых расстрелов монахов, что были столь в чести в страшные 30-е годы. Разумеется, численность братии уменьшалась, а постоянные богослужения стали проводить только в главном соборе. Впрочем, все это длилось лишь до 1940-х, пока СССР таки не забрал берег Ладоги у финнов. Новая история обители начинает свой отсчет в 1990-х, когда монастырь, один из первых в области, начинают дружно восстанавливать.

    Примерно тогда же найдутся мощи преподобного Арсения, которые спрятали под полом храма от шведов еще несколько столетий назад, в 1573 г.

    Сегодня на территории Коневского Рождество-Богородичного монастыря можно увидеть немало построек 19 столетия. Колокольню (1812) над вратами, которые ведут в двор обители. Желтый с голубыми куполами собор Рождества Богородицы (1809), где полностью восстановили иконостас и ныне покоятся мощи преподобного Арсения. Действующий Казанский и заброшенный Коневский скиты отшельников, которые находятся на месте древнего расположения монастыря (обитель не раз переезжала с берега берег Коневца, спасаясь от наводнений). А также несколько часовен, самая примечательная среди которых — яркая праздничная резная часовня Успения Божьей Матери (1899).

    Монахи на Коневце ведут жизнь крайне аскетичную: даже экономят электричество собственной дизельной станции, используя по вечерам свечи. Но несмотря на тяжелый восстановительный период, требующий много сил, монастырь даже открыл два подворья — в Петербурге и Приозерске.

    Главная же печаль Коневского Рождество-Богородичного монастыря — утрата оригинальной чудотворной иконы, привезенной святым Арсением с Афона. Сегодня она хранится в Финляндии, а обители достался лишь список с нее.
Так же обидно «потерять» личные вещи преподобного Арсения (ковш из капа и наперсный крест), которые можно увидеть в финском музее Православной церкви в Куопио.

    Координаты

    Адрес: Ленинградская область, Ладожское озеро, остров Коневец.

    Как добраться: на авто по Приозерскому шоссе, в поселке Плодовое повернуть направо на трассу h296, через 17 км в поселке Заостровье еще раз свернуть направо и далее 6 км до пристани в поселке Владимировка, оттуда уже на катере (около 5 км). На общественном транспорте добраться очень проблематично, на дорогу может уйти весь день, так что лучше поискать друзей с машиной.

    Скоро на «Тонкостях»: Лукбук на Руси: вышиванка, кокошник, убивальница и другие модные наряды

    Конфиденциальность данных гарантируется, от подписки можно отказаться в любой момент

    Спасибо! Теперь вы будете получать (не чаще, чем раз в неделю) наш фирменный дайджест. Ост

    Коневский монастырь — Ленинградская область, Ленинградская область

    Фото с wikipedia.org

    Коне́вский Рождество́-Богоро́дичный монасты́рь (фин. Konevitsan Jumalansynnyttäjän syntymän luostari) — православный мужской монастырь на острове Коневец в западной части Ладожского озера в Ленинградской области. Основан преподобным Арсением Коневским. Часто рассматривается как двойник Валаамского монастыря, также расположенного на острове в Ладожском озере.

    История монастыря

    Средние века

    Остров Коневец имеет размеры 5 x 2 км, расположен примерно в 5 км от материка и отделён от него Коневецким проливом. В Средние века на острове находилось языческое святилище финских племён, которые особенно почитали огромный валун в форме черепа лошади, весом более 750 тонн. Этот валун известен как «Конь-Камень», он и дал название острову.

    Монастырь был основан в 1393 году преподобным Арсением Коневским, который хотел обратить карелов-язычников в христианство. Местоположение монастыря изменялось один раз, чтобы избежать наводнения. Собор Рождества Богородицы был заложен св. Арсением в 1421 году, он был главной церковью монастыря с основной святыней — чудотворной Коневской иконой Божией Матери, привезённой св. Арсением с Афона и представляющей Христа, играющего с птенцом голубя, что символизирует духовную чистоту.

    Как и Валаамский монастырь, монастырь на острове Коневец был известен своей миссионерской деятельностью. Шведы захватили остров во время Русско-шведской войны 1614—1617, заставив монахов выехать в Новгород, где они были размещены в Деревяницком монастыре. После возвращения Россией себе Западного Приладожья в ходе Великой Северной войны, настоятель Деревяницкого монастыря в 1718 году получил у Петра I разрешение восстановить обитель на Коневце. Возрождённый монастырь зависел от Новгородского Деревяницкого до 1760 года, когда он официально был признан в качестве самостоятельного монастыря. В 1812 году, после Финской войны монастырь административно стал частью вновь сформированного Великого княжества Финляндского, наряду с остальной частью «Старой Финляндии».

    XIX век

    Золотое время монастыря пришлось на XIX век, когда его слава распространилась на имперскую столицу. 28 июня 1858 года остров посетил император Александр II с семейством, а также видные гости из Санкт-Петербурга, в том числе Александр Дюма и Фёдор Тютчев. Николай Лесков, в сочинениях 1873 года, описывает свои впечатления от посещения монастыря.

    Как следствие высокой популярности, монашеская община смогла начать обширные строительные проекты, начиная со строительства нового собора с колокольней в 1800—1809. Это огромное двухэтажное восьмиколонное здание было спроектировано местными старцами. Оно увенчано пятью восьмиугольными барабанами, поддерживающими пять синих куполов. Тот же стиль был применён для трёхэтажной колокольни (1810—1812), достигающей высоты 35 метров. Два скита — Коневский и Казанский, были созданы на месте древнего расположения монастыря.

    XX век

    Вид на монастырь с востока.

    После Октябрьской революции 1917 года монастырь оказался на территории новой независимой Финляндии и попал под юрисдикцию автономной Финской Православной церкви (в соответствии с решением Константинопольского патриархата). Остров был укреплён финскими военными, гостиницы были заняты военнослужащими.

    Во время Финской войны и Великой Отечественной войны здания монастыря были повреждены. 13 марта 1940 года монахи эвакуировались в Финляндию, забрав с собой икону Коневской Божией Матери, но оставив иконостас, церковные колокола (кроме колоколов Казанского скита) и библиотеку. Личные вещи Святого Арсения (ковш из капа и наперсный крест) ныне находятся в музее Православной церкви в Куопио (Финляндия). Коневская псалтырь, датированная XIV веком, по непроверенным данным, была отправлена в Российскую национальную библиотеку. Монахи вернулись на короткий период, в течение войны 1941—1944 годов, но затем снова ушли вместе с финской армией в августе 1944 года. В 1956 году они присоединились к монахам, бежавшим из Валаамского монастыря, и основавшим Ново-Валаамский монастырь в Финляндии.

    В советский период монастырь занимали военные.

    В 1990 году он стал одним из первых монастырей в регионе, которые было решено вернуть Русской Православной Церкви. В ноябре 1991 года были обретены мощи преподобного Арсения Коневского, скрытые от шведов в 1573 году. Сегодня монастырь посещает большое количество паломников и туристов, продолжаются восстановительные работы, открыты два подворья — в Петербурге и Приозерске.

    Коневецкий монастырь на Ладожском озере: история и экскурсии

    Коневецкий монастырь на Ладожском озере — это один из главных центров Православия на Северо-Западе нашей страны. Так что сегодня, как и много веков назад, тысячи паломников со всей России соглашаются преодолеть любые трудности, чтобы иметь возможность поклониться мощам этого старинного монастыря.

    Коневецкий монастырь: как добраться

    Если вы собираетесь ехать на остров Коневец на собственном транспорте, лучше всего ехать со стороны Санкт-Петербурга.-Петербург по Приозерскому шоссе, повернуть в сторону села Фрукты, затем по главной дороге по маршруту «Урал-Солнечный — Заостров». В селе Заостров необходимо повернуть направо на грунтовую дорогу и проехать около 5 км по грунтовой дороге с рельефом до Владимировки, где находится пристань. Туристы и паломники не раз посещали Коневец, выезжать из Санкт-Петербурга рекомендуется не позднее 10.00 — 12.00, чтобы оказаться на пристани. Если поездка предусмотрена поездом, нужно выбрать поезд, следуя в направлении Кузнеца, выйти на станции «Гром», где в 10.В 00:00 автобус отправляется с причала во Владимирской бухте.

    История Конецкого монастыря с момента основания до 1917 года

    Монастырь был основан в конце 14 века монахом Арсением, который вернулся домой — в Великий Новгород — через несколько лет Хиландарской держал в сербском монастыре на Афоне. . Получив благословение от Новгородского Господа, в 1393 году преподобный отправился на Ладожское озеро, чтобы найти укромное место для монастыря. Господь привел инока на безлюдный остров, который жители Ладожского побережья называли Коневец.Три года преподобный Арсений прожил там в полном уединении. За это время слава о подвижничестве отшельника Конецко распространилась по всей России, и к нему стали приходить ученики. По благословению Новгородского архиепископа в 1396 году на острове был основан монастырь, первым игуменом которого был монах Арсений. Служение Господу он продолжал до самой смерти в 1447 году. Похоронен под притвором главного храма монастыря. Спустя 130 лет после смерти инока Арсения Коневецкого монастырь был разорен шведами, но братия быстро восстановила обитель.Даже спустя 30 лет войска Королевства Швеции изгнали монахов с острова, и почти столетие монастырь был заброшен и лежал в руинах. В Коневецкий монастырь монахи вернулись только после победы русских в Северной войне. Расцвет монастыря пришелся на 19 век, когда здесь было построено несколько храмов и официальных зданий, а количество монахов перевалило за сотню.

    Рекомендуемая

    Крестово-купольная церковь. Особенности происхождения

    В этой статье мы поговорим о том, откуда берет свое начало православная архитектура храмов, для чего она стоит и на каких принципах, а также о том, как даны разные типы храмов.не секрет, что христианство на Руси — не родное …

    Череповецкие бани: обзор

    Из года в год посещение бань и саун становится все более популярным как идеи для развлечения и полезного времяпровождения на выходных. . Это неудивительно, ведь по России на пару гуляли не только дворяне, но и простые люди. Сегодня …

    Московский планетарий на Баррикадной

    Планетарий на Баррикадной в Москве — один из крупнейших и старейших в мире в России.Это сооружение входит в список достопримечательностей столицы. Надо сказать, что посетить планетарий на Баррикадной интересно не только …

    История Конецкого монастыря после 1917 года

    В 1917 году Коневецкий монастырь находился под юрисдикцией Финляндии, что позволило ему избежать горького судьба многих русских монастырей. Однако финские власти организовали на острове военную базу, тем самым нарушив личную жизнь монахов.Но самые тяжелые испытания выпали на долю братии после поражения Финляндии в Зимней войне, когда острова Валаам и Коневец были переданы Советскому Союзу. Во избежание гибели монахи из обоих монастырей были эвакуированы в Финляндию, а Коневецкий монастырь был разграблен советскими войсками. Что касается острова, то он превратился в полигон на секретной военной базе. Только в 1991 году монастырь начал восстанавливаться. Причем реставрация монастырских построек и храмов продолжается по сей день.

    Коневецкий монастырь: экскурсии

    Помимо паломников Коневецкий монастырь часто посещают туристы. Обычно такие туры начинаются с посадки путешественников в Санкт-Петербург на комфортабельный автобус.

    Затем их переправляют во Владимирскую бухту, где на теплоходе отправляют туристическую группу в Коневецкий монастырь. Экскурсия по острову начинается прямо от монастырской пристани, рядом с которой находится часовня Святого Николая — покровителя всех путешественников, путешествующих по воде.Далее обращение в Коневецкий монастырь осуществляется на территории усадьбы через главные ворота, над которыми возвышается колокольня. Здесь путешественники посетят Собор Рождества Пресвятой Богородицы и примерно через 2 км до Святой горы посетят Казанский скит. Наконец, гостями острова станет одна из самых известных его достопримечательностей — Конский камень — огромная гранитная глыба, служившая финским племенам алтарем для языческих обрядов. В конце 19 века здесь была построена часовня, в которую туристы могут подняться по деревянной лестнице.

    Правила посещения монастыря

    Монастырь на Коневце действующий, посетители должны быть одеты соответствующим образом. В частности, женщины и девушки не должны быть одеты в мини-юбки, брюки, шорты, плечи и грудь должны быть закрыты, на голове необходимо завязать шаль или носовой платок. Что касается мужчин, им не стоит посещать монастырь в шортах.

    Коневецкий монастырь на Ладожском озере: история и экскурсии

    Коневецкий монастырь на Ладожском озере — один из главных центров православия на Северо-Западе нашей страны.Поэтому сегодня, как и много веков назад, тысячи паломников со всей России соглашаются преодолеть любые трудности, чтобы иметь возможность поклоняться святыням этого старинного монастыря.

    Коневецкий монастырь: как добраться

    Если вы собираетесь ехать на остров Коневец на собственном автотранспорте, из Санкт-Петербурга лучше выезжать по Приозерскому шоссе, повернуть в сторону поселка Фруктов, затем по главной дорога «Уральское — Солнечное — Заостровье» по главной дороге.В селе Заостровье повернуть направо на грунтовую дорогу и проехать около 5 км по оребренной грунтовке до Владимировки, где находится причал. Туристам и паломникам, неоднократно посещавшим Коневец, рекомендуется выезжать из Санкт-Петербурга таким образом, чтобы оказаться на пристани не позднее 10.00 — 12.00. Если поездку предполагается осуществлять поездом, то нужно выбрать электропоезд, который следует в сторону Кузнечного, выйти на станции Громово, откуда автобус отправляется в 10.00 до причала во Владимирской бухте.

    История Коневецкого монастыря от основания до 1917 года

    Монастырь был основан в конце 14 века монахом Арсением, прибывшим на родину — в Великий Новгород — после нескольких лет, проведенных в сербском Хиландарском монастыре на горе. Афон. Получив благословение новгородского правителя, в 1393 году преподобный отправился на Ладожское озеро, чтобы найти укромное место для основания монастыря. Господь привел инока на необитаемый остров, который жители Ладожского побережья прозвали Коневец.Три года преподобный Арсений прожил здесь в полном уединении. За это время слава подвижничества отшельника-подвижника распространилась по России, и к нему стали приходить ученики. По благословению Новгородского архиепископа в 1396 году на острове был основан монастырь, первым настоятелем которого стал преподобный Арсений. Служение Господу он продолжал до самой смерти в 1447 году. Похоронен под притвором главного храма монастыря. Спустя 130 лет после смерти преподобного Арсения Коневецкий монастырь был опустошен шведами, но братия быстро вернула обитель.Еще через 30 лет войска Шведского королевства изгнали монахов с острова, и почти столетие монастырь пустовал и лежал в руинах. В Коневец монахи вернулись только после победы России в Северной войне. Расцвет монастыря пришелся на 19 век, когда здесь было построено несколько храмов и служебных построек, а количество монахов перевалило за сотню.

    История Коневецкого монастыря после 1917 года

    В 1917 году Коневецкий монастырь оказался под юрисдикцией Финляндии, что позволило ему избежать горькой участи многих русских монастырей.Однако финские власти организовали на острове военную базу, что нарушило уединение монахов. Но самые тяжелые испытания выпали на долю братии после поражения Финляндии в Зимней войне, когда Валаам и Коневец были переданы СССР. Во избежание гибели монахи из обоих монастырей были эвакуированы в Финляндию, а Коневецкий монастырь был опустошен советскими войсками. Что касается острова, то его превратили в полигон с секретной военной базой. Лишь в 1991 году монастырь начал восстанавливаться.Более того, работы по реставрации монастырских построек и храмов продолжаются и по сей день.

    Коневецкий монастырь: экскурсии

    Помимо паломников, Коневецкий монастырь часто посещают и туристы. Обычно такие экскурсии начинаются с посадки путешественников в Санкт-Петербурге на комфортабельный автобус.

    Затем их вывозят в бухту Владимировская, откуда на теплоходе туристическая группа отправляется в Коневец. Экскурсия по острову начинается прямо от монастырской пристани, рядом с которой находится часовня Николая Чудотворца — покровителя всех путешественников, путешествующих по воде.Затем туристы, приехавшие в Коневецкий монастырь, проводят на территории главной усадьбы через ворота, над которыми возвышается колокольня. Здесь путешественники посетят собор Рождества Пресвятой Богородицы, а пройдя около 2 км до Святой Горы, посетят Казанский скит. В завершение гостям острова покажут одну из самых известных его достопримечательностей — Конский камень — огромный гранитный валун, служивший финским алтарем для проведения языческих ритуалов. В конце 19 века на нем была построена часовня, в которую туристы могут подняться по деревянной лестнице.

    Правила посещения монастыря

    Так как монастырь на Коневце находится, посетители должны быть одеты соответственно. В частности, женщины и девушки не должны быть одеты в мини-юбки, брюки, шорты, плечи и грудь должны быть закрыты, шаль или шаль должны быть привязаны к голове. Что касается мужчин, им нельзя ходить в монастырь в шортах.

    Консерватизм церкви и ее верность традициям не означают отделения от мира, говорит Патриарх Кирилл

    Консерватизм Церкви и ее верность традиционному образу жизни не означает, что она закрыта для людей, искренне ищущих Христа, — сказал Патриарх Кирилл.

    «Церковь действительно открыта миру, обществу, людям, она не отделяет себя от людей и не создает искусственного средостения», — отметил Предстоятель в понедельник, 8 июля, на братской трапезе в Коневецком монастыре, поскольку Об этом сообщает сайт Patriarchia.ru.

    По словам Святейшего Патриарха Кирилла, именно светская культура часто становится неким средостением.

    «Культура современного общества сильно отличается от литургической культуры, которую использует Церковь, и это различие культур часто мешает современным людям, приходящим в Церковь, чувствовать себя как дома: все кажется слишком необычным, далеким от того, чем люди живут каждый день. , — пояснил Патриарх Кирилл.

    «Однако, — продолжил он, — изменить церковные традиции невозможно, потому что светская культура меняется очень быстро, и если вы встанете на этот путь, вам придется подвергать Церковь постоянному преобразованию, что, несомненно, приведет к утрата самой сути церковного служения ».

    «Следовательно, Церковь консервативна в своих внешних формах. Мы одеты не так, как современные люди, мы используем славянский язык богослужений, мы сохраняем традиционную архитектуру наших церквей и традиционный порядок поклонения », — отметил Патриарх.

    По мнению Предстоятеля Русской Православной Церкви, это именно то, что непросто понять современному человеку, а значит, и в этом им должны помогать священники.

    «Мы должны научиться интерпретировать нашу традицию таким образом, чтобы она стала понятной современным людям. Мы не должны своим поведением, словами и проповедью усугублять трудности, которые, несомненно, существуют в сознании современного человека, соприкоснувшегося с церковной жизнью. Мы должны максимально облегчить людям вход в Церковь, мы должны сделать все, чтобы жизнь в Церкви стала понятна каждому », — заключил Патриарх.

    Перевод Алена Малафеева

    Коневецкий монастырь на Ладожском озере: история и экскурсии

    Коневецкий монастырь на Ладожском озере — один из главных центров православия на Северо-Западе нашей страны. Поэтому сегодня, как и много веков назад, тысячи паломников со всей России соглашаются преодолеть любые трудности, чтобы иметь возможность поклоняться святыням этого старинного монастыря.

    Коневецкий монастырь: как добраться

    Если вы собираетесь отправиться на остров Коневец на собственном автотранспорте, лучше выехать из Санкт-Петербурга.Санкт-Петербург по Приозерскому шоссе, повернуть в сторону села Фрукты, далее по главной дороге по маршруту «Урал — Солнечное — Заостровье». В селе Заостровье повернуть направо на грунтовую дорогу и проехать около 5 км по оребренной грунтовке до Владимировки, где находится причал. Туристам и паломникам, неоднократно посещавшим Коневец, рекомендуется выезжать из Санкт-Петербурга таким образом, чтобы оказаться на пристани не позднее 10.00 — 12.00. Если предполагается поездка поездом, то нужно выбрать электропоезд, который следует в сторону Кузнечного, выйти на станции Громово, откуда автобус отправляется в 10.00:00 до причала во Владимирской бухте.

    История Коневецкого монастыря от основания до 1917 года

    Монастырь был основан в конце 14 века монахом Арсением, прибывшим на родину — в Великий Новгород — после нескольких лет, проведенных в сербском Хиландарском монастыре на горе. Афон. Получив благословение новгородского правителя, в 1393 году преподобный отправился на Ладожское озеро, чтобы найти укромное место для основания монастыря. Господь привел инока на необитаемый остров, который жители Ладожского побережья прозвали Коневец.Три года преподобный Арсений прожил здесь в полном уединении. За это время слава подвижничества отшельника-подвижника распространилась по России, и к нему стали приходить ученики. По благословению Новгородского архиепископа в 1396 году на острове был основан монастырь, первым настоятелем которого стал преподобный Арсений. Служение Господу он продолжал до самой смерти в 1447 году. Похоронен под притвором главного храма монастыря. Спустя 130 лет после смерти преподобного Арсения Коневецкий монастырь был опустошен шведами, но братия быстро вернула обитель.Еще через 30 лет войска Шведского королевства изгнали монахов с острова, и почти столетие монастырь пустовал и лежал в руинах. В Коневец монахи вернулись только после победы России в Северной войне. Расцвет монастыря пришелся на 19 век, когда здесь было построено несколько храмов и служебных построек, а количество монахов перевалило за сотню.

    История Коневецкого монастыря после 1917 года

    В 1917 году Коневецкий монастырь оказался под юрисдикцией Финляндии, что позволило ему избежать горькой участи многих русских монастырей.Однако финские власти организовали на острове военную базу, что нарушило уединение монахов.