Содержание

Краткие утренние молитвы: читать

Каждый из нас по-разному приходит к истинному пути, к мудрости Божией. Но найдя свою дорогу, преклоняясь перед Господом, каждый православный должен восхвалять дела его, полностью отдаваясь Отцу нашему и душой, и телом.

Молитва Отче наш

В начале нашего становления как верующего, всем нам могут помочь краткие утренние молитвы. Много лет в Евангелии было сказано: «Всегда бодрствуйте, непрестанно молитесь». Правило это общее для всех, даже для начинающих. Начинайте свой день, привыкая читать утренние короткие молитвы, если на большее у вас попросту не хватает времени.

Текст данных молитвенных обращений на русском языке можно найти вначале в «Молитвослове», затем, при постоянном их чтении, они остаются навсегда в нашем сердце и их можно произносить на память.

Ежедневные сокращенные утренние молитвы должны произноситься с таким же рвением и искренностью, как и остальные, ведь Господь Бог слышит нас и видит в любых ситуациях. Обращаться к нему можно и в храме, и у себя в доме.

Утреннее молитвенное правило

Для начинающих верующих

Для тех, кто ещё не совсем уверен в собственных силах, поможет краткое правило утренних молитв.

Подойдите к иконам, если они есть у вас в доме, перекреститесь и совершите поклоны, а затем можно начинать читать молитвы.

Тексты кратких утренних молитв

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь.

Молитва предначинательная

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.  (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся,

Благодатная Марие, Господь с Тобою;

благословена Ты в женах

и благословен плод чрева Твоего,

яко Спаса родила еси душ наших.

Молитва ко Пресвятой Троице

От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго и грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими; но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси, во еже утреневати и славословити державу Твою. И ныне просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго,

Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием.

И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Молитва первая, святого Макария Великого

Боже, очисти мя грешнаго,

яко николиже сотворих благое пред Тобою;

но избави мя от лукаваго,

и да будет во мне воля Твоя,

да неосужденно отверзу уста моя недостойная

и восхвалю имя Твое святое,

Отца и Сына и Святаго Духа, ныне

и присно и во веки веков Аминь.

Молитва того же святого

К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю,

и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе:

помози ми на всякое время, во всякой вещи,

и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения,

и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное.

Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое,

и Тебе славу возсылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва к Ангелу хранителю

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе;

укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела,

вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего,

и аще что согреших в прешедшую нощь сию,

покрый мя в настоящий день,

и сохрани мя от всякаго искушения противнаго,

да ни в коем гресе прогневаю Бога,

и молися за мя ко Господу,

да утвердит мя в страсе Своем,

и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычице моя Богородице,

святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего,

уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего;

и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен.

И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий,

и от всех действ злых свободи мя.

Яко благословена еси от всех родов,

и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя),

яко аз усердно к тебе прибегаю,

скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Молитва о живых

Спаси, Господи, и помилуй

отца моего духовнаго (имя),

родителей моих (имена),

сродников (имена),

начальников, наставников, благодетелей (имена их)

и всех православных христиан.

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих:

родителей моих,

сродников,

благодетелей (имена их),

и всех православных христиан,

и прости им вся согрешения вольная и невольная,

и даруй им Царствие Небесное.

Окончание молитв

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.

Утреннее молитвенное правило Загрузка…

Молитвенное правило: что такое, как правильно читать

Регламентированное и ежедневное чтение молитв — обязательно. Православному христианину просто необходимо знать, что такое молитвенное правило и как его правильно следует читать. Это обращение к Господу, которое является потребностью души любого верующего человека. Святые отцы называли его дыханием души. Чтобы научиться разговаривать с Богом, следует читать молитвы, написанные святыми отцами. Это живые слова, исходящие от сердца.

Что такое молитвенное правило?

что такое молитвенное правилоМолитвенное правило — это ежедневное, регламентированное чтение особых утренних и вечерних молитв

Молитвенное правило — это ежедневное, регламентированное чтение особых утренних и вечерних молитв, которое совершается частным образом (дома или в монастырской келье), вне общественного богослужения. Оно необходимо для жизненного ритма, чтобы душа не выпала из молитвенной жизни. Оно незримо связывает человека с псалмопевцами и подвижниками, которые его создали. Оно помогает создать нужный духовный настрой.

Молитвенное правило может быть разным:

  • общим — обязательным и одинаковым для всех;
  • индивидуальным — особым, частным, подбираемым духовником с учётом духовного состояния, занятости и сил верующего.

Феофан Затворник рекомендовал исчислять молитвенное правило не количеством молитв, а временем, которое человек готов посвятить Богу. Для мирского человека порой даже 5 минут утренней и вечерней молитвы достаточно для того, чтобы быть настоящим христианином. Главное — произносить её с вниманием и чувством.

Какие есть виды?

полное краткое молитвенное правилоЕсть полное и краткое молитвенное правило

Есть полное молитвенное правило — его можно найти в каждом «Православном молитвослове». А есть краткое. Если возникает ситуация, когда времени и сил для молитвенного правила мало, можно с вниманием и благоговением прочитать краткий вариант. Например, утром можно прочитать:

  • Царю Небесный;
  • Трисвятое;
  • Отче наш;
  • Богородице Дево;
  • От сна восстав;
  • Помилуй мя Боже;
  • Символ веры;
  • Боже, очисти;
  • К Тебе, Владыко;
  • Святый Ангеле;
  • Пресвятая Владычице;
  • призывание святых;
  • молитва за живых и усопших.

Что почитать вечером:

  • Царю Небесный;
  • Трисвятое;
  • Отче наш;
  • Помилуй нас, Господи;
  • Боже вечный;
  • Благаго Царя;
  • Ангеле Христов;
  • от Взбранной Воеводе до Достойно есть.

В условиях современного ускоренного ритма жизни, учитывая загруженность, достаточно трудно отводить для молитвенного правила определённое время. Врагом утренней молитвы является спешка, а вечерней — усталость. В таких ситуациях и спасают как раз краткие варианты. Есть также краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского, когда человек крайне утомлён или сильно ограничен во времени. Оно включает в себя:

  • Отче наш — читается трижды;
  • Богородице Дево — трижды;
  • Символ веры — один раз.

Есть также молитвенные правила, читаемые по определённому случаю: например, для подготовки ко святому причащению.

Как правильно читать? Рекомендации

правильно читать молитвенное правило рекомендацииНельзя пропускать молитвенные правила ни утром, ни вечером

Чтобы молитвенное правило принесло исключительно пользу, его следует читать правильно, в соответствии с рекомендациями святых отцов Русской Православной Церкви.

  1. Нельзя пропускать молитвенные правила ни утром, ни вечером.
  2. Основные молитвы знать наизусть, чтобы глубже проникли в сердце. Это позволит читать их в любых обстоятельствах (например, в поездке, если забыли молитвослов).
  3. Изучить перевод молитв с церковнославянского языка на русский, чтобы понимать каждое слово, вкладывать в него смысл.
  4. Перед чтением молитвенного правила изгнать из сердца обиды, горечь и раздражение.
  5. Утреннее молитвенное правило читать до начала всякого дела.
  6. Во время молитвы уединиться, зажечь лампаду или свечу, встать перед иконой, осенить себя крестным знамением, сделать несколько поясных или земных поклонов, настроиться на внутреннюю беседу с Богом.
  7. Не следует ограничиваться только молитвой за близких. Молиться нужно и за тех, кто причинил огорчение.
  8. Закончить молитвенное правило благодарением Богу.

Также рекомендуется чтение молитвенного правила всей семьёй. Общая молитва произносится перед едой и после.

Советы от Феофана Затворника

феофан затворник молитвенные правилаФеофан Затворник систематизировал рекомендации по чтению молитвенного правила

Святитель Феофан Затворник так систематизировал рекомендации по чтению молитвенного правила:

  1. Никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев. В древности все читаемые молитвы брались из псалмов. Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь».
  2. Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте.
  3. Чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час — сколько обычно выстаиваете. И затем не заботьтесь, сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать.
  4. Положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперёд.
  5. Чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать наперёд, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце.
  6. Никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придётся это сделать, или в конце. Как только вспадёт что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного. Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте. Так до самого конца положенного времени.

Утреннее и вечернее молитвенные правила — это духовная гигиена, необходимая каждому верующему. Молиться всем заповедано непрестанно. У святых отцов есть для этого красочное сравнение: если будешь сбивать молоко — получится масло, так и в молитве — количества переходит в качество.

Читайте также:

.

Молитва утренняя краткая для начинающих православных христиан

Новоначальный христианин не всегда знает, как правильно начать молитвенную жизнь. В помощь верующим было составлено молитвенное правило — утреннее и вечернее. Для начала можно читать короткое утреннее правило, а с опытом молитвенной жизни можно переходить на полный вариант.

Мой первый молитвенный опыт состоял всего из двух молитв — «Отче наш» и «Богородице». Со временем душа потребовала расширить молитвенное пространство, и я приобрела Молитвослов. С тех пор каждый день начинаю и завершаю молитвословием. В статье я вам расскажу, как и с чего начать свою молитвенную практику.

молитва утренняя краткаямолитва утренняя краткая

Польза молитв

В Евангелии приведены слова апостолов, обращенные к верующим: «Непрестанно молитесь». Что значат слова о непрестанной молитве? Это хорошо объяснил преподобный Серафим Саровский, который тоже составил свое собственное молитвенное правило для православных верующих.

Преподобный отец учил с утра до обеда читать в уме Иисусову молитву, а после обеда до вечернего молитвенного правила — Богородице. Молитва не обязательно произносится вслух, ее можно читать и в уме.

Начать свой день с краткой молитвы — обрести успех во всем. Молитвенный настрой определяет психологическое состояние человека, его настроение и поведение.

После чтения сокровенных слов не захочется сквернословить, отвечать грубостью на хамство, обращать внимание на невоспитанных людей. Вернее, молитвенный настрой поможет воспринимать людские слабости более снисходительно и толерантно, ведь в молитве «Отче наш» сказано: «Как и мы прощаем должникам нашим».

Обратите внимание! Текст молитвы хорошо запоминается при постоянном чтении и остается в сердце навсегда.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.

Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

При чтении молитв нужно осознать, что Создатель жизни слышит каждое наше слово, видит сердечные помышления. Произнося сокровенные слова из Молитвослова, мы беседуем с нашим Богом. Другой формы беседы с Создателем просто не предусмотрено.

Если кто-то думает, что Господь должен личо отвечать всем молящимся, то он заблуждается. Господь разговаривал с пророками, но их эпоха завершилась с усекновением главы Иоанна Крестителя.

Важно! Ежедневное чтение молитв оберегает христианина от житейских невзгод и прелести дьявольской.

Молитвенное правило — это надежная защита небесных сил. Чем больше христианин молится, тем сильнее становится защита. С каждой молитвой личный Ангел хранитель становится крепче и сильнее. Об этом не нужно забывать.

утреннее молитвенное правило для начинающихутреннее молитвенное правило для начинающих

Разбор молитв

Утреннее молитвенное правило для начинающих состоит из самых важных и главных православных текстов, которые со временем нужно выучить наизусть. Прилагать для этого усилия не обязательно: слова сами запомнятся и останутся в памяти навсегда.

Отче наш

Эту молитву дал всем верующим сам Господь Иисус Христос, ее слова записаны в Евангелии.

«Отче наш» нужно читать прежде всех молитв, так как она помогает настраиваться на нужную волну. Можно читать как на старославянском языке, так и в переводе на современный русский язык. Однако на старославянском звучит лучше.

Ангелу хранителю

Следующая молитва предназначена своему Ангелу хранителю, который был получен каждым верующим во время Таинства крещения. После омовения в купели рождается духовный человек, который наследует Царство Божье.

Ангел хранитель всегда находится рядом с нами, но он не имеет полномочий действовать по своему усмотрению: верующий должен попросить о помощи своего хранителя.

Ежедневное обращение к Ангелу хранителю делает его крепким и могущественным. Если верующий не вспоминает о своем Ангеле, то сила последнего тает на глазах.

Краткая молитва своему Ангелу хранителю:

Краткая молитва Ангелу хранителю своего ребенка:

Богородице

Покровительство Богородицы имеет огромное значение для верующего. Божья Матушка является заступницей всех христиан перед своим Сыном, она ходатайствует о каждом страждущем. Но помощь Богородицы можно получить лишь в случае искренней веры и раскаянного сердца. Бог гордым противится, а смиренным дарует свою благость.

Мольба может быть выражена и простыми словами, идущими от самого сердца. Однако слова «Богородице дево, радуйся» соединяет нас со всеми православными христианами воедино, что тоже немаловажно. Поэтому старайтесь запоминать слова наизусть.

Пантелеймону целителю

Нет на земле человека, которого не поразил хоть раз недуг. В помощь верующим дан святой врач — Пантелеймон целитель. Этот праведный человек был штатным врачом при дворе императора в Никодимии. Но после принятия крещения обрел немилость в глазах языческого правителя и был казнен.

Но верующие во Христа не умирают, они продолжают жить и поклоняться Господу у его престола. Так и святой Пантелеймон после своей земной кончины продолжает помогать страждущим и исцелять их от разнообразных недугов. Это может быть как простая ангина, так  смертельно опасная раковая опухоль.

После перечисленных молитвенных обращений, нужно помолиться своему святому покровителю, имя которого было дано при крещении.

У каждого христианина свой личный святой, с которым устанавливается тесный контакт через молитвы. Нужно прочитать краткое житие святого, узнать, за что его причислили к лику святых. Это делать не обязательно, но желательно.

молитва утренняя краткаямолитва утренняя краткая

После молитвенного воззвания можно попросить покровителя о помощи своими словами. Чем теснее установлен контакт, тем быстрее покровитель откликается на призыв о помощи и поддержке.

После усвоения указанных молитв можно будет переходить к чтению Молитвослова, в котором записано утреннее молитвенное правило в кратком и полном варианте. Можно и сразу начинать с Молитвослова, но практика показывает, что на первых порах это довольно сложно.

Правило Серафима Саровского

Святой старец предложил свое молитвенное правило для верующих, у которых мало свободного времени. Оно состоит из нескольких молитв, которые нужно прочесть по 3 раза:

  • Отче наш;
  • Богородице дево;
  • Верую.

Эти молитвы читаются утром и вечером перед сном. Между утренним и вечерним чтением святой старец рекомендовал читать в уме Иисусову молитву до обеда и Богородице после обеда до вечера.

Как правильно вести себя при обращении к Богу и святым

При общении со своим Господом и святыми принято стоять, в православных храмах нет скамеек, как в католических. Однако это правило не распространяется на престарелых и больных прихожан.

Чтение стоя вызвано еще одной необходимостью: после некоторых слов верующие осеняют себя крестным знамением и совершают земные или поясные поклоны: это невозможно сделать сидя. Поэтому стояние на ногах принято в православии не просто так, а с определенной целью.

Коленопреклоненные молитвы читаются только раз в год на праздник Святой Троицы во время Великой Вечери.

Есть верующие, которые читают правило, стоя на коленях. Это вызвано их личными устремлениями, для других стоять на коленях не обязательно. Внутренняя потребность встать на колени может возникнуть при осознании собственной греховной природы или при покаянии.

Но следует помнить, что стояние на коленях — исключительная мера, а не требование церковных канонов.

утреннее молитвенное правило для начинающихутреннее молитвенное правило для начинающих

Нужно научиться правильно креститься. Для этого пальцы складывают в щепотку, как будто нужно посолить блюдо. В это время мизинец и безымянный пальцы плотно прижаты к ладони. Двумя перстами крестятся староверы и католики. Крестное знамение накладывают на себя правой рукой, при этом нужно последовательно коснуться:

  • лоб;
  • живот;
  • правое плечо;
  • левое плечо;
  • совершить поясной поклон.

Перед чтение священных текстов необходимо избавиться от земных мыслей о суетном, настроиться на благоговейное почитание Господа и его святых угодников. Сначала это сделать будет сложно, но с практикой всё получится.

Как долго нужно пребывать в молитвенном состоянии? Это зависит от духовного развития верующего: одни пребывают в благодатном состоянии часами, для других трудно продержаться и 30 минут.

Для новоначальных допустимо молиться по 15 минут утром и вечером. Впоследствии благодатное время постепенно будет увеличиваться соответственно духовному развитию человека.

И не забывайте о самом важном: прощении своих обидчиков перед началом молитвенного обращения. Если это не получается сделать, обратитесь за помощью к батюшке, который ведет литургии в церкви.

Где нужно молиться

Иисус Христос учил своих последователей молиться тайно, не на показ. Он сравнивал показуху с лицемерными фарисеями, которые специально выходят в люди продемонстрировать, как они молятся Создателю. Иисус сравнил их с гробами раскрашенными: сверху они красивые, а внутри полны костей.

Желательно иметь свой личный молитвенный уголок. Но если такого места нет, можно молиться Богу в любом закутке дома. Ведь важно именно искреннее сердце молящегося, а не внешний антураж.

Нужно ли зажигать свечи? Это желательно, но не обязательно. Создатель слышит своих детей и без свечей. Если есть возможность, можно зажигать лампадки или специальные свечи-монашенки. В церковных лавках продаются наборы свечей для домашней молитвы — можно покупать их.

Можно ли домочадцам проводить совместные молитвы? Да, об этом сказано в писании: «Многое может усиленная молитва праведника».

Помните: не важно количество прочитанных молитв, важно искреннее обращение к своему Создателю посредством молитвенного слова.

Сборник утренних кратких молитв — читать на русском языке

Зачем с утра читать молитвы?

В молитве обращаются не только к Богу: молятся Небесным Силам — ангелам, которые после Крещения приставлены к каждому православному христианину — и, конечно Богородице, Заступнице всего рода человеческого перед Богом. Молитва утренняя краткая — это обращение ко Господу и святым, это помощь вам самим от Бога. Ведь помолившись утром, вы настраиваетесь на волну Божией поддержки.

Правила молитвенные существуют разные, обычно они совершаются по благословению духовника. Например, в краткий молитвослов утренние молитвы псалом 36 может быть включен.

Читают и включают также в правило краткий молитвы утренние Иоанну Богослову. Это Апостол и евангелист Иоанн Богослов — святой, известный и почитаемый по всему миру. Он один из 12 апостолов, называемый Православной Церковью «сотаинником Божиим». Молитва ему во все века и сегодня остается сильной, ведь это обращение к любимому ученику Христа, одному из двенадцати его ближайших и единственному, кто не предал Господа, оставшись с ним даже у Креста. Дорогие Братья и Сестры, напоминаем Вам, что наша православная лавка «Дом Иконы» предлагает Вам купить иконы Спасителя по низкой цене, также у нас можно купить икону Господь Вседержитель!

Текст утренней молитвы Серафима Саровского

Утренние и вечерние молитвы Серафима Саровского — краткий свод молитв, удобный для каждого, даже самого занятого, человека.  Тексты утреннего и вечернего  правила святого просты.  Нужно трижды читать  текст «Отче наш». Краткие утренние молитвы православные читать можно по составленному Серафимом Саратовским правилом,

«Отец наш, находящийся в Царствии Небесном! Прославляем и просим прославить святое имя Твое! Пусть наступит Твое Царство, пусть Твоя воля направляет все и на  небесах, и на земле. Питание, нужное нам, подай нам на текущее время; и прости нам грехи наши, как и мы прощаем обиды и долги наши  должникам; пусть у нас не будет искушений дьявольских, защити нас Сам от воздействий сатаны и духов его. Ведь Ты царствуешь на небе и земле и силу являешь, и славу Свою —  Отца, и Сына, и Святого Духа во веки. Аминь».

Трижды  молитву «Богородица, Дева, радуйся» на русском языке — можно это делать по тексту на сайте

«Богородица,  Дева, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобой!  Ты особо благословенна из всех женщин Богом и людьми, и Плод Твоей утробы благословен:  ведь  Ты родила Иисуса Христа, Спасителя душ наших.

И один раз «Символ Веры».

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Света, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Д́уха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Аминь.

А в течение дня сколько можно раз повторять Иисусову молитву просто или по четкам

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного»

Краткая утренняя молитва Серафима Саровского — это чтение правила, которое мы перечислили.

Текст утренней молитвы Иоанну Богослову 1000

Евангелист Иоанн Богослов  единственный из апостолов получил Откровение о будущих судьбах мира от Господа, став свидетелем Божиего всемогущества и оставив это свидетельство человечеству в книге «Апокалипсис». Он стал единственным из всех апостолов, из всех учеников Христовых (кроме жен-мироносиц), кто не скрылся, когда распяли Сына Божьего. В конце жизни ему трудно было не только ходить, но и говорить, а его ученики просили наставлений. Тогда он повторял одно: “Любите друг друга, дети мои. Соблюдения этой Божьей заповеди достаточно, чтобы войти в вечную жизнь”. Иоанн Богослов – не просто апостол и молитвенник. Дар чудотворная и пророчества Господь дал ему за верность, чистоту и преданность. В минуты крестной смерти Господа он показал себя его истинным другом. Иоанн Богослов стоял у Креста, рядом с Богородицей, сопереживая и сострадая Христу. Его  вера в Бога не была разрушена и в эти страшные минуты, оставшись сильной и неколебимой.


Уст твои́х, я́коже све́тлость огня́, возсия́вши благода́ть, вселе́нную просвети́: не сребролю́бия ми́рови сокро́вища сниска́, высоту́ нам смиренному́дрия показа́, но твои́ми словесы́ наказу́я, о́тче Иоа́нне Златоу́сте, моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 6-й:

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

От небе́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть, и твои́ми устна́ма вся́ учи́ши покланя́тися в Тро́ице единому Бо́гу, Иоа́нне Златоу́сте, всеблаже́нне преподо́бне, досто́йно хва́лим тя: еси́ бо наста́вник, я́ко боже́ственная явля́я.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Текст краткий молитвослов утренние молитвы псалом 36  2300

Многие наши современники посещают православные храмы,  открывая для себя силу молитвы, обращения ко Господу и Таинствам Церкви. Молитесь каждое утро, читайте святые слова, например, псалма Давида.


Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, яко зелие злака скоро отпадут. Уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку, творящему законопреступление. Престани от гнева и остави ярость, не ревнуй еже лукавновати. Зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю. И еще мало, и не будет грешника, и взыщеши место его, и не обрящеши. Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира. Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими. Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его. Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся. Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь. Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет. Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут. Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша. Заемлет грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает. Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся. От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело. Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его. Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы. Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет. Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века. Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих, во век сохранятся. Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней. Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его. Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его. Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему. Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю, внегда потреблятися грешником узриши. Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския. И мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его. Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся. Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби. И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него.

Как утром читать молитвы, правило чтения

Молясь, необходимо говорить к Богу с верой в Него, со смирением в принятии Его воли о вас — а Господь всегда управит все к лучшему, стоит только молитвой попросить Его об этом. Помните, даже если кажется, что все идет не так, молитесь, не оставляйте молитвы — Богу виднее, что лучше для нас.

Молитва обычно совершается  перед иконами, это хоть  необязательно, но желательно. Ведь  в разлуке с близкими  мы хотим увидеть их, смотрим на их фотографии. Так и с Богом и святыми — легче говорить от сердца, видя святые иконы — их образы, изображения. Можно зажечь свечу или даже воскурить ладан, ароматное смолистое вещество.

Время чтения молитвы — сложный вопрос. Принято молиться утром и вечером по молитвослову (в разделах — «Утреннее правило» и «Вечернее правило»). Немногие современные люди успевают это делать. Но после утренней молитвы вырастают крылья! Можно молиться в течение дня по четкам. А молиться в трудных обстоятельствах можно столько, сколько попросит душа — главное, не гордитесь тем, что молились долго, ведь это потребность говорить с Богом, словно вести беседу с Другом, которому вы рассказываете свои горести и просите о помощи.

Будьте искренны, не бойтесь своих эмоций, скажите о них Богу, например: «Господи, мне так плохо, я так расстроен, покажи мне, что сделать, успокой меня!» Молитвы утренние краткие читать на русском языке нужно от души.

Важно не столько вычитывать молитвы по времени, сколько жить церковной жизнью в целом.  Постарайтесь посещать богослужения в храме, приступать к Таинствам Исповеди и Причастия. Помните, что это не обряды, а живая духовная жизнь, здоровье души.

Увещевание о молитвенном правиле / Православие. Com

Епископ Игнатий (светское имя, Димитрий Александрович Брянчанинов; 1807-1867) был выдающимся церковным писателем и подвижником XIX века. Специального богословского образования не имел. Он учился в главном инженерном училище в Петербурге и в 1824 году окончил его, получив офицерское звание. В течение следующих четырех лет он исполнил различные послушания в качестве послушника в нескольких монастырях, после чего принял монашеский постриг и в 1883 году был назначен настоятелем монастыря Св.Сергий Эрмитаж Санкт-Петербургской епархии. Он приобрел глубокий опыт познания Бога, изучая дела святых отцов. В 1857 г. он был рукоположен во епископа Причерноморско-Кавказского. В 1861 г. вышел в отставку по состоянию здоровья и поселился в Свято-Николаевском Бабаевском монастыре. Помимо молитвенных подвигов и обширной переписки со своими духовными чадами, епископ Игнатий в эти годы много времени уделял литературной работе. Читатель его произведений обнаруживает в их авторе пастыря-подвижника, который ведет напряженную духовную борьбу и трагически подавлен неудачами в этой борьбе.Основная мотивация его аскетических работ — осознание ущерба, нанесенного человеческой природе грехом. Он писал: «Наша природа осквернена грехом, поэтому вполне естественно, что она порождает неестественный грех» (Очерки епископа Игнатия Брянчанинова, 3 -е издание , Санкт-Петербург, 1905, т. 5, с. 435). . «Христианин различает в себе грехопадение человека, поскольку видит свои собственные страсти. Страсти являются знаком греховной смертной болезни, поражающей все человечество »(1.528). «Чтобы достичь успеха в духовной жизни, необходимо, чтобы наши страсти проявляли себя, выходя на первый план. Когда страсти проявляются в аскете, он вступает с ними в борьбу »(1.345).

Эти идеи получили дальнейшее развитие во всех произведениях епископа Игнатия. Во всех своих сочинениях на любую тему, включая практические пастырские советы, епископ Игнатий возвращает читателя к пониманию первопричины несчастий человечества, что помогает бороться с каждым конкретным проявлением греха.Определяя таким образом монашеское самоупречение, он указывает, что это «хорошая причина, противодействующая болезненному состоянию нашей падшей природы…» (1.345). В другом месте он пишет: «Говоря о книгах, нужно сказать… что среди них нужно выбирать не самые возвышенные, а те, которые наиболее близки к нашему собственному состоянию, которые описывают действия, относящиеся к нам самим» (2.292). «Когда человек не распределяет свои обязанности в надлежащем порядке, не придает каждому из них того приоритета, которого он заслуживает, тогда выполнение этого не может дать добродетели, а только приведет к греховным ошибкам, которые тем более опасны, потому что у них есть добродетель. внешний вид »(4.421).

В произведениях епископа Игнатия обнаруживается замечательный литературный дар автора. Ограниченный рамками богословско-аскетической рефлексии, он никогда не выражал свои мысли банальной терминологией, сводя дух к стереотипам, но всегда находил способы вдохнуть новую жизнь в концепции, давно ставшие стандартными элементами в богословских схемах. Вот как он описывает, например, плоды церковной молитвы: «Единство выше земных ощущений; в этом есть что-то небесное; он включает в себя ожидание грядущей жизни, в которой дух объединится »(4.338). Его литературный стиль соответствует духовному реализму аскетического назидания. Самый важный элемент — это мысль; он не строится и развивается посредством кратких логических форм, но, как скульптура, вырезанная из скалы, решительно освобождена от всего, что скрывает ее от взора. Но при этом, когда возникает необходимость передать какие-то более возвышенные духовные представления, епископ Игнатий умело использует литературные образы: «Только он может видеть плод Духа на дереве своей души, взрастившей этот плод — святой. и нежный — проявляя много терпения и мужества »(2.9). «Состарившись и утомившись в результате многих страданий, будучи бесплодным, когда оно наконец принесло, вне всякой надежды, духовный плод, души говорят, подобно Сарре, Бог заставил меня смеяться (Быт. 21: 6), то есть ему дарована неожиданная и неотъемлемая радость обручения с радостью вечной »(5.446).

Литературный стиль епископа Игнатия отличает не только использование афоризмов, сжатие мысли в несколько слов, но и умение передать в эти краткие периоды духовные переживания необычайной силы: «Горе мне, если дух, разлучившись с телом, умирает вечной смертью »(5.458). «Если, раненный вражеской стрелой, ты вдруг почувствуешь себя зараженным страстями, не отчаивайся!» (5.59). Все это позволяет говорить о близости слов епископа Игнатия к поэтическим литературным жанрам, разница в том, что вместо того, чтобы углубляться в эстетические аспекты чувственных переживаний, он передает читателю заряд духовной энергии и воли к покайтесь как соединившись с Богом.

Fr. Михаил Дронов

* * *

Войди в свою комнату, и когда ты закроешь дверь свою, помолись Отцу твоему, который втайне; и Отец твой, видящий втайне, воздаст тебе открыто (Мф.6: 6).

Господь, Который дал нам эту заповедь об уединенной молитве, очень часто прибегал к такой молитве Сам во время Своей земной жизни, как мы узнаем из Евангелия. Ему негде было приклонить голову, и поэтому чаще всего Он молился не в какой-нибудь уединенной келье, а на отдаленных горных вершинах и в тени виноградников.

Перед Своими страстями, ценой которых пришлось купить спасение человеческого рода, Господь отправился молиться в уединенный Гефсиманский сад.Там Богочеловек преклонил колени и помолился; и, находясь в агонии, Он так усердно молился, что Его пот был подобен каплям крови, падающим на землю.

Гефсиманский сад был засажен многовековыми оливковыми деревьями, так что даже днем ​​и при ярком солнечном свете под деревьями была глубокая тень, и в этот конкретный момент он был окутан кромешной тьмой палестинской ночи. Некому было разделить с Господом Его уединенную молитву: Его ученики дремали поблизости, и вся природа спала.И именно к этому месту предатель привел вооруженное множество, так как он слишком хорошо знал место и время, в которое Иисус любил произносить Свои молитвы.

Ночная тьма скрывает предметы от праздного взора, а ночная тишина не отвлекает внимание. В тишине ночи лучше сосредоточиться на молитве. Господь предпочитал молиться в уединении и ночью, и Он сделал так, чтобы мы не только соблюдали Его заповедь о молитве, но и следовали Его примеру.Действительно ли нужно было молиться Самому Господу? Находясь с нами на земле как человек, Он, как Бог, оставался в постоянном союзе с Отцом и Духом, разделяя с ними одну Божественную волю и одну Божественную власть.

Войди в свою комнату, и когда ты закроешь дверь свою, помолись Отцу твоему, который в тайне (Мф. 6: 6). Пусть никто не узнает о вашей молитве, ни друг, ни родственник, ни само тщеславие, которое таится в вашем сердце и побуждает вас сообщить кому-то о своем молитвенном подвиге, хотя бы просто намекнув на это.

Закрой двери своей камеры для людей, которые приходят для праздных сплетен и для того, чтобы украсть у вас вашу молитву; закройте двери своего разума от праздных мыслей, которые будут отвлекать вас от молитвы; закройте двери своего сердца для греховных чувств, которые будут искушать и пытаться осквернить вас и идти молиться.

Не смейте возносить Богу молитвы из множества прекрасных слов, которые вы можете составить, какими бы могущественными и трогательными они ни казались: они всего лишь продукт падшего разума, и, будучи оскверненным приношением, они не могут быть приняты на духовном алтаре Бога.И, восхищаясь прекрасным выражением изобретаемых вами молитв и принимая действие тщеславия и сладострастия за утешение сознания и даже за действие благодати, вы будете далеко уходить от настоящей молитвы, причем именно в то время, когда она Вам кажется, что вы молитесь в изобилии и уже достигли степени совершенства, угодной Богу.

Душа, вступающая на путь, ведущий к Богу, погружается в глубокое незнание всего Божественного и духовного, хотя она может иметь в избытке мудрость этого мира.Из-за этого невежества он не знает, как и как долго следует молиться. Чтобы помочь этой душе в ее младенчестве, святая Церковь установила Свое молитвенное правило.

Молитвенное правило — это набор из нескольких молитв, составленных Богодухновенными святыми отцами и адаптированных к определенным временам и обстоятельствам.

Цель правила — наделить душу необходимым количеством молитвенных мыслей и чувств, которые также правильны, святы и действительно угодны Богу.Такими мыслями и чувствами наполнены благодатные молитвы святых отцов.

Для утренней молитвы существует специальный набор молитв, известный как утренние молитвы или утреннее правило; и есть еще один набор молитв, которые следует произносить вечером перед сном, которые известны как вечернее правило. Лица, готовящиеся к Святому Причастию, читают специальный комплекс молитв, который называется правилом Святого Причастия.Люди, решившие посвящать большую часть своего времени благочестивым поступкам (монахи), читают около трех часов дня особый комплекс молитв, называемый дневным или монашеским правилом. Некоторые ежедневно читают несколько кафизмат, читают несколько глав Нового Завета и делают несколько поклонов, и все это также называется правилом.

Правило! Какое подходящее название заимствовано из характера воздействия, производимого на человека молитвами, которые называются правилом! Молитвенное правило направляет душу на правильный и святой путь, обучая ее поклоняться Богу в духе и в истине (Ин.4:23), потому что, оставшись без присмотра, душа не смогла бы найти правильный путь молитвы. Пораженная и ослепленная грехом, душа продолжала сбиваться с этого пути, часто попадая в ловушки, такие как отвлечение или праздные мечты, или блуждать после всевозможных пустых и обманчивых миражей приподнятых молитвенных состояний, изобретенных тщеславием и похотью.

Правила молитвы помогают сохранять у молящегося спасительный характер смирения и покаяния, обучая его постоянному самоосуждению, питая его истинными эмоциями и укрепляя надеждой, возлагаемой на Бога, Добрый и Всемилостивый, и давая ему радость мира Христова, любви к Богу и ближним.

Как возвышенны и глубоки молитвы перед Святым Причастием! Они приводят в порядок и украшают покои души чудесными мыслями и ощущениями, угодными Богу. Эти молитвы представляют собой величественную картину величайшего из христианских таинств и, в отличие от этой высоты, ярко и правдиво изображают недостатки человека, показывая его немощи и недостойность. В этих молитвах, как солнце с неба, сияет непостижимая доброта Господа, благодаря которой Ему угодно быть в тесном единении с человеком, даже несмотря на его недостойность.

Утренние молитвы, кажется, излучают веселую силу рассвета: видя лучи материального солнца и свет земного дня, человек учится стремиться к видению высшего духовного Света и Дня, который бесконечен, который исходит. от Солнца Истины, от Христа.

Кратковременный ночной отдых представляет собой образ долгого сна в темной могиле. А вечерние молитвы напоминают нам о приближающемся уходе в вечность, помогают нам подвести итоги всего, что мы делали в течение дня, и учат нас приносить Богу исповедание наших грехов и покаяние.

Молитвенное чтение Акафиста Сладчайшему Господу нашему Иисусу, помимо того, что оно достойно само по себе, предлагает отличную подготовку к молитвенному упражнению с Иисусовой молитвой, которая гласит: «О Господь Иисус Христос, Сын Божий, помилуй на меня, грешник ». Эта молитва — едва ли не единственное утешение для тех, кто достиг совершенства в подвижнических подвигах, кто достиг христианской простоты и чистоты, для кого чрезмерное изобилие мыслей и изобилие слов является лишь обременительным отвлечением.Акафист показывает, какие мысли могут сопровождать чтение Иисусовой молитвы, что поначалу кажется слишком сухим. Акафист изображает только мольбу грешника о прощении Господа Иисуса Христа, но эта мольба принимает различные формы, чтобы соответствовать младенческому состоянию ума тех, кто предпринимает такие действия. Это похоже на то, как кормят младенцев мягкой и вкусной пищей.

Акафист Богородице прославляет Воплощение Божественного Логоса и величие Богородицы, названной блаженной всеми поколениями (Лк.1:48) за рождение Бога, ставшего человеком. Акафист изображает, как на большом полотне, бесчисленным множеством чудесных красок оттенки и следы великой Тайны Воплощения Божественного Логоса. И как правильное освещение помогает оживить полотно, так сиянием благодати озаряется Акафист Богородице. Это сияние имеет особый эффект: оно просвещает разум и наполняет сердце радостью и хорошими новостями. Непостижимое принимается как нечто само собой разумеющееся благодаря чудесному эффекту, производимому [словами акафиста] на разум и сердце.

Многие набожные христиане, особенно монахи, соблюдают очень долгое вечернее правило молитвы, пользуясь тишиной и тьмой света. К вечерним молитвам они добавляют чтение кафизматы, Евангелия, Апостола, чтение акафистов и поклонение, сопровождаемое чтением Иисусовой молитвы … Эти слуги Христа проливали слезы в тишине своих келий, принося приношения перед собравшимися. Господи их горячие молитвы … В радости и бодрствующем духе, с чувством необычайной концентрации разума на Божественном и с готовностью совершать всевозможные добрые дела, слуги Божьи встречают новый день после ночи, которую они провели в подвиге молитвы.

Когда Он молился, Господь преклонил колени, и вы тоже не должны пренебрегать падением на колени, если у вас есть силы для этого. Поклоны, как объясняли святые отцы, олицетворяют наше грехопадение и подъем к нашим ногам — наше искупление (Слово св. Феолипта, Филокалия, Том 2). Перед началом вечернего правила молитвы особенно полезно сделать как можно больше поклонов, чтобы подготовиться к пылкому и внимательному чтению правила.

Ни в коем случае нельзя торопиться, читая правило или делая поклоны; и то, и другое следует делать без спешки и со всей возможной концентрацией. Лучше читать меньше молитв и делать меньше поклонов, но с максимальной концентрацией, чем делать это в изобилии, но рассеянно.

Выберите для себя правило, которое вы в силах соблюдать. Что Господь сказал о субботе, что она предназначена для людей, а не наоборот (Мк.2:27), можно и нужно применять ко всем молитвам, включая молитвенное правило. Можно сказать, что молитвенное правило предназначено для человека, а не наоборот; что это правило должно помогать человеку достичь духовного совершенства, а не быть обременительным бременем, сокрушающим человеческие силы и искушающим душу. Это также не должно служить основанием для пагубной высокомерной гордости или пагубного осуждения и унижения ближних.

Молитвенное правило, разумно выбранное с учетом силы и образа жизни человека, оказывает большую поддержку тем, кто стремится к спасению.Соблюдение правила в надлежащее время дня и ночи превращается в привычку, в естественное и необходимое требование. И как только тот, кто приобрел эту счастливую привычку, подходит к месту, где он обычно выполняет правило, его душа наполняется молитвенным настроением, и прежде, чем он может даже начать читать свои молитвы, его сердце наполняется эмоциями и его ум уходит в свои внутренние покои [сердце].

«Я предпочитаю, — сказал один великий авва, — правило, которое недолгое, но постоянно соблюдается, долгому правилу, от которого через короткое время отказываются» (Св.Матой, Патерик алфавитного скита ). И это то, что всегда происходит, когда человек выбирает правило, превосходящее его силу: охваченный энтузиазмом человек некоторое время соблюдает правило, уделяя, как и следовало ожидать, гораздо больше внимания количеству, чем качеству, а затем и своему. сила иссякает, истощаясь подвигом, превосходящим его силу, и затем он вынужден все больше и больше сокращать свое правление.

Часто бывает, что люди, беспечно избравшие слишком сложное правило, аскетические поступки, просто сдаются и перестают молиться.Когда это происходит, и даже когда правила сокращаются, такого человека охватывают сомнения, его душа погружается в беспорядок, и он впадает в уныние. Это чувство продолжает нарастать, вызывая дряблое безразличие, а затем человек погружается в жизнь, полную праздных развлечений, и с безразличием совершает один из худших грехов.

Таким образом, выбрав для себя молитвенное правило, соответствующее своей силе и духовным потребностям, постарайтесь соблюдать это правило со всей должной тщательностью и постоянно: это необходимо для поддержания нравственной силы вашей души, как и вам. принимать каждый день в определенные часы достаточное количество здоровой пищи для поддержания физических сил.

Св. Исаак Сирин говорит:

Не за оставление псалмов мы будем осуждены Богом в Его Судный день, не за оставление молитвы, но за вхождение демонов в нас, которое последует. Когда демоны находят это место, они входят и закрывают двери для наших глаз, а затем они используют нас как свои инструменты, чтобы совершать насильственно и нечисто, с самой ужасной местью все, что запрещено Богом. И поскольку мы отказываемся от небольшого [правила], которое дает нам ходатайство Христа, мы подпадаем под влияние демонов, как написал один мудрейший авва: «Тот, кто не подчиняется своей воле Богу, тот подчинится своему противнику. .Эти правила могут показаться вам незначительными, но они будут стенами, защищающими вас от тех, кто хочет взять вас в плен. Соблюдение этих правил в вашей келье было мудро установлено творцами церковного правления через Божественное откровение, чтобы сохранить нашу жизнь ( Проповедь 71).

Великие абвы, которые всегда пребывали в состоянии молитвы по изобилию Божьей благодати, не отменяли своих молитвенных правил, которые они привыкли выполнять в определенные часы дня и ночи.И мы видим много доказательств этого в их жизнях : Святой Антоний Великий, соблюдая правило Девятого часа (соответствует трем часам дня), получил Божественное откровение; и когда преподобный Сергий Радонежский читал акафист Божией Матери, он увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении апостолов свв. Питер и Джон.

Мой любимый брат! Подчините свою свободу правилу: лишив вас гибельной свободы, оно свяжет вас лишь в той мере, в какой даст вам духовную свободу — свободу во Христе.Вначале цепи могут показаться тяжелыми, но позже они станут драгоценными для того, кто их носит. Все святые Бога взяли на себя и понесли доброе бремя правила молитвы; и поэтому вы тоже должны следовать по их стопам и, таким образом, следовать примеру Господа нашего Иисуса Христа, Который, став человеком и подав нам пример того, как вести себя, поступил так, как поступил Его Отец (Иоанна 5:19), и сказал то, что Его Отец повелел Ему сказать (Иоанна 12:49), будучи решительно настроен исполнять волю Отца во всем (Иоан.5:30). Воля Отца, Сына и Святого Духа едина. По отношению к мужчинам он заключается в их спасении.

О Пресвятая Троица, Боже наш! Слава Тебе! Аминь.

Епископ Игнатий Брянчанинов, перевод из Сочинения (Сочинения), Т. 2, Аскетические упражнения, СПб, 1865, с. 181–191; в Журнале Московского Патриархата 6 (1986)

.

Три ежедневных молитвы — Молитва

Еврейский закон обязывает молиться три раза в день: утром, днем ​​и ночью. Эти молитвы называются утренней молитвой ( шахарит ), послеобеденной молитвой ( минча ) и вечерней молитвой ( арвит или маарив ).

Наши мудрецы говорят нам, что обычай молиться три раза в день был первоначально введен нашими Патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом. Авраам представил молитву утром, Исаак — днем, а Иаков добавил молитву вечером.

В Зоар (где раскрывается внутренний смысл Торы ) и в философии Хабада далее объясняется, что каждый из трех Патриархов представлял особое качество, которое они привнесли в служение Б-гу. Авраам с любовью служил Б-гу ; Исаак — с трепетом ; Иаков — с милосердием . Не то чтобы каждому не хватало качеств другого, но у каждого было особое качество, которое было более очевидным. Таким образом, Авраам особенно отличился качеством доброты (חסד) и любви (אהבה), в то время как Исаак отличился особенно качеством строгой справедливости (דין) и благоговения (יראה), в то время как Иаков унаследовал оба этих качества, открыв новое качество которые объединили первые два в хорошо сбалансированное и прочное качество истины (אמת) и милосердия (רחמים).Мы, дети Авраама, Исаака и Иакова, унаследовали все эти три великих качества наших Патриархов, и это позволяет нам служить Б-гу и молиться Ему с любовью, страхом (трепетом) и милосердием. Качество милосердия
входит, когда мы осознаем, что наша душа является частью Б-га, и мы испытываем к ней жалость, потому что она так часто отвлекается от Б-га материальными аспектами повседневной жизни.

Когда Тора была дана нам на горе Синай, наш образ жизни был установлен для нас Б-гом. Тора означает «обучение», «наставление», «руководство»; ведь Тора учит нас нашему образу жизни во всех деталях нашей повседневной жизни.Тора содержит 613 заповедей. Среди них есть повеление «служить Б-гу всем сердцем и всей душой». Как мы служим Б-гу всем своим сердцем? Молясь Ему. Поступая так, мы выполняем не только заповедь молиться Б-гу, но и другие заповеди, такие как любить Б-га и бояться Его, которые являются отдельными заповедями.

В течение первой тысячи лет или около того, со времен Моисея, не было установленного порядка молитв. Каждый человек был обязан молиться Б-гу каждый день, но форма молитвы и сколько раз в день молиться оставались на усмотрение каждого человека.

Однако в Святом Храме в Иерусалиме существовал установленный порядок службы, известный как Бейт Хамикдош , в связи с ежедневными жертвоприношениями, утром и вечером, , в то время как вечернее жертвоприношение распространялось на год. ночь. В особые дни, такие как Суббота , Рош-Ходеш и Праздники, были также «дополнительные» (мусаф) жертвоприношения. Соответственно, для некоторых евреев, возможно, не было ничего необычного в том, чтобы молиться три раза в день, утром, вечером и ночью, по-своему.Царь Давид, например, заявил, что он молится три раза в день, а Даниил (в Вавилоне) молился три раза в день лицом в сторону Иерусалима. Есть свидетельства того, что даже во времена первого Храма в Иерусалиме существовали общественные места для молитв, называемые Бейт-Хаам, , которые халдеи (вавилоняне) разрушили, когда разрушили Иерусалим и Святой Храм.

г. После того, как Святой Храм был разрушен и евреи попали в плен в Вавилоне, евреи продолжали собираться и молиться вместе.Места для молитв стали подобны «маленьким святилищам » — Бейт Микдаш Меат, года в годы изгнания, дети, которые родились и выросли до в Вавилоне, не обладали достаточным знанием священного языка (иврита) и говорили на смешанный язык. Поэтому, когда евреи вернулись на свою родину после окончания семидесятилетнего изгнания, Писец Ездра вместе с членами Великого Собрания (состоящего из пророков и мудрецов, всего 120 членов) зафиксировали текст ежедневной молитвы ( Шемоне Эсрей — «Восемнадцать благословений»), и сделал постоянным институтом и обязанностью в еврейской жизни читать эту молитву три раза в день.С тех пор это стало частью еврейского закона (Галаха) , чтобы каждый еврей молился в этом установленном и фиксированном порядке молитвы три раза в день, что соответствует ежедневным жертвоприношениям в Святом Храме, с дополнительными (мусаф) молитвами. в Шаббат, Рош-Ходеш и праздники, а также специальная «заключительная» молитва (Нейла) Йом Кипур .

Таким образом, наши мудрецы сформулировали основные части ежедневных молитв. К ним относятся молитва Шема и Шемоне Эсрей, , которые до сих пор являются основными частями наших утренних и вечерних молитв, а Шемоне Эсрей — также основная часть службы Минча .Ежедневный Псалом (из Техиллим) , который раньше пели левиты в Святом Храме, Святом Храме в Иерусалиме, стал частью утренней молитвы. В утреннюю молитву были включены и другие Псалмы Давида, и были добавлены особые благословения до и после Шма . К тому времени, как Мишна была записана раввином Иудой Князем (около 3910 года — примерно через 500 лет после Ездры), и особенно к тому времени, когда Талмуд был завершен (примерно 300 лет спустя или примерно 1500 лет назад), Основной порядок наших молитв, как мы их знаем сейчас, был сформулирован.

.