Содержание

Блаженны кроткие / Православие.Ru

Третья заповедь блаженства звучит так: Блаженны
кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5). Кто такие
кроткие и что такое кротость?

Молчать и терпеть?..

Нагорная проповедь. Икона
Если обратиться к греческому тексту
Евангелия, то можно увидеть, что словом кроткие
переведено греческое слово «праос». Кроме
значения «кроткий» это слово также
переводится как тихий, ласковый, спокойный, сдержанный,
ручной, прирученный. Все эти значения можно передать
одним словом – беззлобный. Великий учитель
монашеской жизни – преподобный Ефрем Сирин
(306-373 гг.) писал о кротких так: «Кроткий, если
и обижен – радуется; если и оскорблен –
благодарит; гневных – укрощает любовью; принимая
удары – не метётся; когда с ним ссорятся –
спокоен; когда (его) подчиняют –
веселится…, в унижениях радуется, заслугами не
кичится, со всеми мирен…, чужд лукавства, не
знает зависти».

У известного духовного писателя XX века святителя Николая
Сербского (1881-1956 гг.) есть замечательное высказывание:
«Кротость есть дочь плача и внучка смирения».
Получается, что кроткий – это тот, кто молча терпит
все жизненные неурядицы и унижения, а ко всему прочему
– готов безропотно подчиняться. Если предыдущие
заповеди о духовной нищете и духовном плаче современному
человеку еще можно как-то понять и принять – да, во
всем нужно полагаться на Бога и хорошо бы оплакивать свои
грехи – но вот как быть кротким? Что доброго и
полезного в постоянном терпении, вплоть до «радости
в унижениях»? Мир диктует совершенно другие условия,
ведь как известно, «выживают сильнейшие». Для
победы здесь и сейчас больше востребована дерзость –
качество противоположное кротости. Почему именно я должен
терпеть, подчиняться, прощать, любить? Пусть меня терпят,
подчиняются, прощают и любят. А я буду только потреблять.
И как это ни странно – именно такие люди
благоденствуют, получая от жизни все.

Еще более интересно, что это противоречие заметили не
сегодня и даже не вчера. Заповедь о блаженстве кротких
– прямая цитата из Псалтири: Кроткие наследуют
землю и насладятся множеством мира
(Пс. 36, 11).
Псалом 36 – это рассуждение о праведниках и
нечестивых. Псалмопевец видит, что нечестивые –
преуспевают в пути своем, в их руках – мечи и луки,
они обладают многими богатствами, они подобны крепкому,
укоренившемуся многоветвистому дереву (см. Пс. 36, 7, 14,
16, 35). А что остается праведнику? Уповать на Господа
и делать добро; жить на земле и хранить истину
(Пс.
36, 3). Потому что только добро, вера, надежда и любовь
– есть настоящая жизнь, настоящее существование.
Успех нечестивого – иллюзия, обман. Все это есть
только здесь и сейчас. У нечестивых нет и не может быть
будущего: Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим
беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и,
как зеленеющий злак, увянут
(Пс. 36, 1-2)
иУклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:
ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих;
вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится.
Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек

(Пс. 36, 27-29).

Господь не случайно взял слова именно из этого псалма.
Оккупированная римлянами Иудея видела то, о чем говорилось
в приведенных только что цитатах. Нечестивые язычники,
утвердившиеся в своем звании властителей мира,
притесняющие бедных и попирающие святыни покорили
избранный народ Божий. И уже сама надежда на обещанного
Богом Спасителя превратилась в ожидание лидера, который
поведет армию на освободительную войну и покорит и
уничтожит врагов. Но пришедший Спаситель кротко напоминает
о том, что именно кротость и терпение сделают верующих
наследниками обетований Божиих. В этих словах –
призыв переосмыслить весь привычный нам порядок. И не
просто переосмыслить, а изменить его, начав прежде всего с
самих себя. Будьте кроткими, любящими, терпеливыми, а не
дерзкими, гордыми, ненавидящими и мстительными. Любите
врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и
гонящих вас
(Мф. 5, 44).

Уподобиться Христу

Господь Иисус Христос говорил о Себе: Я кроток и
смирен сердцем
(Мф. 11, 29). Кроткие –
уподобляются Христу. Но Христос обещал кротким –
наследовать землю. Какую землю и где? И унаследовал ли Он
Сам, будучи кротким? Конечно, видеть в словах Христа
обещание благоустроенного земельного участка будет
ошибкой. Ведь и Сам Обещавший не владел ничем в земной
жизни – у него не было даже места, где Он мог
быприклонить голову (Мф. 8, 20). И снова перед
нами парадокс – Христос, как Бог – Владыка
мира, но одновременно – он беднее всех — лисицы
имеют норы и птицы небесные – гнезда
(Мф. 8,
20), а Он – ничего. Ничего из земных благ, ничего из
того, что порой превращается в идола, в жертву которому
приносится все. Господь же обещает кротким землю, где
живут и не умирают – землю живых (Пс. 26,
13), вечную жизнь с Богом, ту жизнь, которой живет Сам
Христос. И принять это дар могут только те, кто был
кроток, кто был терпелив и незлобив, кто готов был открыть
свою любовь другим. По-настоящему обладать может только
искренний и бескорыстный. Бог любит человека не потому,
что желает что-то получить в ответ на эту любовь (да и
имеет ли Бог в чем-то нужду в нашем смысле?), а потому,
что Он Сам – Любовь. Поэтому признаками кротости
можно назвать искренность и бескорыстие – стремление
отдать самого себя, не ожидая награды. Потому что награда
от Бога – превыше любых ожиданий. Эту мысль лучше
всех выразил апостол Павел, когда написал христианской
общине города Филиппы, что Христос уничижил Себя
Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и
по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже
до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и
дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса
преклонилось всякое колено небесных, земных и
преисподних
(Фил. 2, 7-10).

В известной книге Клайва Стейплза Льюиса (1898-1963 гг.)
«Письма Баламута», где старый опытный бес
– Баламут — дает советы своему молодому племяннику
– бесу-искусителю Гнусику, высказана простая и очень
глубокая мысль о том, что когда человек искренне и
бескорыстно наслаждается чем бы то ни было, он тем самым
защищает себя от самых тонких бесовских искушений. Потому
что соединенная с искренностью и бескорыстием кротость
открывает путь Богу в сердце человека.

В этом кроется ответ на вопрос, поставленный в начале
наших рассуждений – как можно быть кротким в этом
мире? Подлинную кротость, кротость во всей ее полноте явил
Иисус Христос. А это значит, чтобы быть кротким, нужно
быть таким, как Христос. Возможно ли это для человека?
Человек не может стать Христом в прямом смысле, потому что
Христос – вечный Бог. Но каждый из нас – и все
мы вместе в Церкви, Теле Христовом – может стать
богоподобными, то есть похожими на Христа. Сила Христова
явилась именно в кажущемся поражении – отвержении
народом, распятии и смерти. Распятие и смерть –
стали не бесславным концом, а вечной победой над грехом.
Победа пришла оттуда, откуда ее сложнее всего было бы
ожидать. Поэтому и наша победа связана с теми
добродетелями, которые менее всего ценятся в этом мире.
Наверное, это можно назвать одним из свойств Божиих
– являть Себя через то, чего никто не ожидает. И
одно из самых ярких явлений силы Божией – это
явление пророку Илие: И сказал (Господь Илие): выйди и
стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь
пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и
сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь;
после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь;
после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после
огня веяние тихого ветра…
(3 Цар. 19, 11-12).
Не в разрушительной и неуправляемой стихии видим мы Бога,
а в освежающем и ласковом прикосновении тихого ветра, чуть
слышно шелестящего листву. Тихо и кротко прикосновение
Бога…

Продолжение следует

Газета «Саратовская панорама» № 40
(968)

Кротость, кроткий — это… Что такое Кротость, кроткий?



Кротость, кроткий

«Кротость» — синоним таких понятий, как «смирение», «покорность», «незлобивость». Кроткому человеку чужды высокомерие и гнев. Так, Моисей проявлял К. при несправедливых упреках Аарона и Мариами (Чис 12:3); Иисус Христос входит в Иерусалим как кроткий Царь (Мф 21:5), чтобы без сопротивления отдать Себя на истязание и распятие. Когда Бог обращается к нам со Своим словом, надлежит принимать его с К. (Иак 1:21). Нельзя гневаться даже на тех людей, которые выступают против Бога; их следует убеждать с К. (1Кор 4:21; 2Кор 10:1; Гал 6:1; 2Тим 2:25; 1Пет 3:15). В НЗ слово «кротость» часто употребляется в одном ряду со словами «воздержание», «смиренномудрие», «терпение» и «долготерпение» (Гал 5:23; Еф 4:2; Кол 3:12; 1Тим 6:11); в других случаях его смысл угадывается (Мф 5:5; 11:29; Иак 3:13).

Библейская энциклопедия Брокгауза.
Ф. Ринекер, Г. Майер.
1994.

Смотреть что такое «Кротость, кроткий» в других словарях:

  • Кротость, кроткий — (Мат.5:5 ) есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться. Особенные действия Христианской кротости состоят в том, чтобы не роптать не только на Бога, но и на людей, когда происходит… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • КРОТКИЙ — КРОТКИЙ, кроткая, кроткое; кроток, кротка, кротко. Отличающийся незлобием, незлобиво покорный, смирный. Кроткий ребенок. Кроткий нрав. Кроткое сердце. || Выражающий кротость, незлобивую покорность, смирение. Кроткий взгляд. С кротким выражением… …   Толковый словарь Ушакова

  • кротость —     КРОТОСТЬ1, безответность, безропотность, смирение     КРОТКИЙ, ангельский, безобидный, безответный, безотказный, безропотный, беспрекословный, бессловесный, непрекословный, овечий, покорный, послушный, смиренный, смирный, тихий, уступчивый,… …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • КРОТОСТЬ — КРОТОСТЬ, кротости, мн. нет, жен. отвлеч. сущ. к кроткий; незлобие, смирение, покорность. Кротость нрава. Сказать что нибудь с кротостью в голосе. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • КРОТКИЙ — КРОТКИЙ, ая, ое; ток, тка, тко. Незлобивый, покорный, смирный. К. характер. Кроткая душа. | сущ. кротость, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • кроткий — кротость …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • кротость — мягкость духа, незлобивость А. Человеческая скромность 1. Кротость требуется от нас как христианское качество: Кол 3:12; 1Тим 6:11 один из плодов Духа: Гал 5:22,23 доброжелательность: Еф 4:2; Флп 4:5; 1Пет 3:15 2. Кротость великая сила мягкий… …   Библия: Тематический словарь

  • Кротость — (др.рус. – укрощенный) – нравственно этическое качество личности, выражающееся как скромность, доброжелательность, терпимость и терпеливость, снисходительность, смирение, незлобивость – все это вместе сосуществующее в человеке. Кроткий человек –… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Кротость — ж. отвлеч. сущ. по прил. кроткий Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • кроткий — ая, ое; ток, тка/, тко. см. тж. кротко, кротость 1) Незлобивый, уступчивый, покорный. К ое существо. Кро/ткий человек. К ая душа. * Белолица, черноброва, Нрава кроткого такого (Пушкин …   Словарь многих выражений

Книги

  • Как стяжать кротость души? Святые отцы о кротости, Молотников Михаил Давидович. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5) — таково третье евангельское блаженство. Что такое кротость в православном понимании, какую «землю» наследуют кроткие и почему они… Подробнее  Купить за 57 руб
  • Как стяжать кротость души? Святые отцы о кротости, Молотников Михаил Давидович. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5) — таково третье евангельское блаженство. Что такое кротость в православном понимании, какую`землю`наследуют кроткие и почему они блаженны?… Подробнее  Купить за 50 грн (только Украина)
  • Как стяжать кротость души, Молотников М. (авт.-сост.). Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5) — таково третье евангельское блаженство. Что такое кротость в православном понимании, какую «землю» наследуют кроткие и почему они… Подробнее  Купить за 40 руб

Значение «кротость, кроткий»

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов?
    Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.

    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.

  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

«Кротость» библейских праведников. Книга о Библии

«Кротость» библейских праведников

Моисей аттестуется в Библии как «кротчайший из людей». Но кротость эта, надо сказать, выглядит весьма своеобразной. В войне с мадианитянами евреи, руководимые Моисеем, одержали победу. Всех мужчин противника они перебили, а «жен мадиамских и детей их сыны израилевы взяли в плен»; «и доставили пленных и добычу и захваченное к Моисею и к Елезару священнику». Как же отнесся к этому Моисей? «И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны, и сказал им Моисей: (для чего) вы оставили в живых всех женщин?.. Убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужском ложе, убейте»[Числа, гл. XXXI, ст. 7, 12,14,15,17.]. Где же знаменитое «не убивай»? Или на детей и женщин оно не распространяется?!

Пока Моисей на горе Синай получал от бога скрижали с заповедями, оставшиеся на равнине евреи решили помолится другому богу. Они обратились к Аарону, брату Моисея, с просьбой «сделать им бога». Тот немедленно принял это предложение «и сделал… литого тельца, и обделал его резцом»[Исход, гл. XXXII, ст.4.]. После этого он поставил перед ними жертвенник и пригласил людей молится ему. Это богослужение вызвало ярость бога Яхве. Моисей решил умилостивить божий гнев при помощи расправы над виновными. И он принялся за дело, собрал к себе левитов и приказал им: «Возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего»[Там же, ст.27.].

В тот день было убито около 3 тысяч человек. Так обернулась заповедь ? «не убивай». А бог, по Библии, остался весьма доволен действиями Моисея и в знак особого благоволения даже показался ему, верней, показал свою спину[Там же, гл. XXXIII, ст.23.].

Умилительное впечатление должен производить на читателя библейский рассказ о том, как пророк Елисей воскресил умершего ребенка. Но почти непосредственно перед ним идет следующее повествование: «Когда он (Елисей. ? И.К.) шел дорогою, малые дети вышли из города, и насмехались над ним, и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их, и проклял из именем господним. И вышли две медведицы из леса, и растерзали из них сорок два ребенка»[IV книга Царств, гл. II, ст.23?24.]. Вот так «не убивай»!

Впрочем, Елисей идет по стопам своего учителя пророка Илии. О последнем рассказывается в Библии такая историйка. Израильский царь Охозия послал за Илией «пятидесятника с его пятидесятком». Илия сидел на горе, царский посланец попросил его сойти вниз. Илия послал на него «огонь с неба» с спалил его вместе с пятьюдесятью подчиненными. Охозия послал других пятьдесят человек, Илия сделал с ними то же самое. И только третьему пятидесятку удалось уговорить божьего человека спуститься с горы и прийти к царю. Мы не касаемся здесь фактической стороны дела, ибо говорить всерьез о сошедшем с неба огне не приходится, как не приходится говорить и о медведицах, вышедших по слову Елисея из леса, чтобы растерзать детей. Здесь существенно представление о достойном пророка поведении, характерное для времени, в которое возникала Библия. И стоит отметить, что заповедь о запрещении убийства совершенно не относится к тем людям, которые изображаются, как идеальные образы для подражания. Они убивают, если верить Библии, всякий раз, как только им этого захочется.

Недостаточная жестокость, проявляемая тем или иным из «людей божьих», вызывает, как видно из Библии, серьезное недовольство со стороны бога. Вот что рассказывается в Библии о царе Сауле. Он воевал с амаликитянами, причем получил от бога через пророка Самуила такой наказ: «Иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла»[I книга Царств, гл. XV, ст.3.]. Указания достаточно определенные, хотя не совсем понятно, зачем понадобилось поголовное истребление людей вплоть до грудных младенцев, а тем более, зачем понадобилось истребление скота. Но оставим этот вопрос в стороне. В данном случае существенно то, что Саул выполнил инструкцию недостаточно точно: «Агата, царя Амаликова, захватил живого, а народ весь истребил мечом. Но Саул и народ пощадил и Агата и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить»[Там же, ст.8?9.]. Тогда бог сообщил Самуилу о своем недовольстве и о сожалении по поводу того, что он поставил Саула царем. Самуил явился к Саулу и потребовал, чтобы привели к нему Агата. «И подошел к нему Агат дрожащий, и сказал Агат: конечно, горечь смерти миновалась? Но… разрубил Самуил Агата пред господом в Галгале»[I книга Царств, гл. XV, ст.32?33.]. Саулу это, однако, не помогло. «Преступление», которое он совершил, пощадив человека, стоило ему престола, ибо бог окончательно решил, что такого человека, который способен на воздержание от убийства, нельзя держать на царском троне. Дело кончилось тем, что Саул погиб и его место занял Давид, никогда не останавливающийся ни перед какими жестокостями.

Как известно, книга Псалмов пользуется репутацией назидательного и благочестивого чтения, не лишенного поэтических красот и, во всяком случае, смягчающего душу человеческую. Особенной известностью пользуется знаменитый псалом «При реках Вавилона». Стоит, однако, вдуматься в его содержание.

Разбитые в войне евреи следуют в вавилонский плен. Враги не истребили их, остались в живых не только женщины и дети, но и мужчины. Настроение пленных подавленное: они «плачут, вспоминая о Сионе», дают клятву Иерусалиму не забыть его и т. д. История знает, что вавилоняне обошлись с пленными евреями по тому времени весьма гуманно, известно, что в плену им были отведены земли и пастбища. В самом псалме, о котором идет речь, не видно, чтобы вавилоняне особенно плохо обращались с пленниками, они их только просят: «пропойте нам из песней Сионских». Но псалом кончается проклятиями по адресу Вавилона и фразой, для которой трудно найти подходящую характеристику: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!»[Псалтирь, пс.136, ст.9.] Пусть бы дело касалось даже самых злых и свирепых притеснителей, но почему же ? «младенцев о камень»?! Есть ли что-нибудь более бессмысленно жестокое во всей мировой литературе, религиозной или светской?

На этом фоне заповедь «не убивай» производит впечатление какой?то случайно обмолвки, которой сами авторы Ветхого Завета не придавали серьезного значения. Это тем более следует отметить, что в самом же Ветхом Завете этой заповеди противостоят не только конкретные примеры систематического убийства, совершаемого как богом, так и людьми по его приказанию, но и общие законодательные нормы, прямо требующие убийства. Знаменитое «око за око и зуб за зуб» фигурирует в том же Ветхом Завете. И если верующий захочет найти в библии норму поведения для самого себя, он может руководствоваться и тем и другим ? что ему в данном случае будет удобно. Но если по одному и тому же вопросу сказано и «делай» и «не делай», значит, вообще ничего не сказано.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Короткая кротость и мирное смирение

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:

 

Цель: Убедить церковь в важности и первого и второго для духовного роста христианина

 

 

Кротость и смирение. Два слова — шесть смыслов

 

 

         Я хочу начать сегодняшнее наше размышление не с места Писания, и не со стихотворения или басни, и даже не с притчи…                     
…а с описания реального случая, который произошёл несколько десятков лет тому назад в Атлантике, у берегов Канады…

       Корреспондентом одной из Нью-Йоркских газет случайно был записан с коротковолновой радиостанции и затем опубликован в прессе следующий диалог…
Но прежде несколько слов для ясности ситуации: в те дни у Канадских берегов проходили очередные учения одного из американских флотов. И как выяснилось позднее, на авианосце «Нимиц» на несколько десятков минут отказала система радаров! А дальше произошло следующее:
В эфире прозвучали слова:  
— Пожалуйста, измените свой курс на 15 градусов к северу, чтобы избежать опасности столкновения.
— Нет, это мы советуем вам изменить свой курс на 15 градусов к югу, чтобы избежать опасности столкновения.
— Повторяем. Развернитесь на север, чтобы избежать столкновения.
— Настойчиво рекомендуем вам развернуться на юг, чтобы избежать столкновения. С вами говорит капитан авианосца «Нимец», военно-морского флота Соединенных Штатов Америки, водоизмещением 100 тысяч тонн… Повторяю еще раз, немедленно измените курс!
— А мы — канадский маяк мыса Бонэвиста, острова Ньюфаундленд, площадью 100 тысяч квадратных километров. Так что сворачивайте немедленно сами, (трам-та-та-там-та-там) , если не хотите через 15 минут оказаться на скалах!

      Вот такая поучительная история о великих, очень великих и о необходимости при определении собственного величия – соблюдать меру… Так, на всякий случай! Хотя бы во избежание кораблекрушения…

       Ну, о гордыне мы говорили много… А сегодня давайте поговорим о кротости и смирении: О том, что это такое, для чего это нужно, и самое интересное – есть ли, и если есть, то в чём различие между кротостью и смирением?

Итак, что такое кротость? …и что такое смирение?

      

 

А вот теперь уже наша классика:

Словарь Ефремовой: кроткий – покорный, незлобивый, смиренный, преисполненный покорности, незлобивости, смирения.
Словарь Ефремовой: смиренный – лишенный гордости, высокомерия, преисполненный покорности, кротости.

       Очень близкие по значению слова, фактически — синонимы!
       И давайте определимся со значением ещё одного слова, которое нам сегодня пригодится: скромный – не имеющий обыкновения подчеркивать свои достоинства, хвастать своими заслугами; обладающий умеренностью во всем.
       А зачем нам нужно значение этого слова мы узнаем чуть позже.

        Сразу хочу сказать, что, хотя в Библии слова «кроткий» и «смиренный» звучат на греческом по разному, но используется для описания очень близких качеств человеческого характера.

       Кротость – по-гречески ПРАОТЕС.

       Слово это используется в Евангелии от Матфея 5:5:

    «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». (Матф.5:5)

  Матфея 11:29 «…возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;»

Матф.21:5 «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».

       Общепризнанное значение этого слова – послушный воле Божьей

      Ещё в одном месте Писания, у Иакова в 1-ой главе, в 21 стихе это слово используется по обозначению к людям, которые смиренно принимают наставления учителя:

«Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души».

       Но чаще всего это слово встречается в значении внимательного отношения к другим людям, как, например, в знаменитом месте Писания:

Еф.4:1-3 «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,  со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира».

       Это, что касается кротости…

       Теперь несколько слов о смирении

 
       Смирение – по-гречески ТАПЕЙНОС.

       Вообще, надо вам сказать, что в греческом языке слово смирение было чуть ли не ругательством. Оно использовалось, как правило, в сочетании со словами: рабский, подлый, малодушный, трусливый, пресмыкающийся перед другими.

       Надо с «гордостью» отметить, что наш мир очень недалеко ушёл от греков, поскольку в мире современных халдеев «кроткий», «смиренный» означает в том числе (зачитываю из словаря синонимов русского языка):  бесхарактерный, боязливый, глупец, дурачок, дурачьё, зависимый, лопух, лох, малодушный, мягкотелый, муфлон, никакой, пай-мальчик, пашут на таких, рабский, слабовольный, слабодушный, слабохарактерный, телёнок, тряпка…

        Надо откровенно сказать, что с появлением христианства, смирение из фактически проклятия, превратилось чуть ли не в главную добродетель верующего человека (помните, мы как-то рассуждали о кротости и смирении, и я предлагал желающим выйти сюда, чтобы получить пощёчину по правой щеке , а затем подставить левую?)

       Христианское смирение – это прежде всего сравнение себя с Богом и понимание того, что какие бы мы не были умные, талантливые, красивые, счастливые, удачливые… по сравнению с Совершенным Богом все наши великолепные качества крошечные, незначительные, почти невесомые…

       В связи с этим, короткая притча о сравнении одного из качеств человека с подобным качеством Бога:

Однажды в одном монастыре несколько монахов рассуждали между собой  о смирении и о том, что чем больше приближается человек к Богу, тем яснее осознает свою греховность.
Услышал случайно их разговор один паломник  —  богатый горожанин  —  и удивился:
— Как такое может быть?
Тогда один из монахов сказал ему:
— Господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своем городе?
— В своем городе я самый богатый, знатный и именитый.
— Если же ты пойдешь в столицу своей провинции, более богатый торговый город, то кем будешь считать себя там?
— В столице провинции я был бы последним из богачей.
— А если пойдешь в столицу своей страны и приблизишься к царю, то кем ты тогда будешь считать себя?
— Рядом с царем я бы казался себе почти нищим.
— Вот так и христиане, — сказал монах, — чем больше приближаются к Богу, тем яснее видят свою греховность.

       Перебирая отношение внешних людей к кротости и смирению, и сомнительное удовольствие от подставленной левой щеки, резонно задать себе вопрос:

А ради чего, собственно стоит приобретать эти не совсем удобные (мягко говоря) добродетели?

       А давайте почитаем Писание о кротости и позагибаем пальчики:

Пс.24:8,9 «Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим».

       Бог лично занимается обучением кротких истине.

Прит. 14:30 «Кроткий язык – дерево жизни…»

       Кротость даёт жизнь!

Одно из качеств плода духа человека выводит его из под действия закона (Галатам 5:23)

 Матф.5:5 «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

       Эта планета, в конце концов, будет принадлежать кротким. Ну, или на её месте будет другая планета…

Думаю, что ради такого набора стоит стремится научиться кротости?!

А теперь о смирении:

Пс.33:19 «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет».

       Смирение – одна из гарантий спасения (не больше ни меньше!

 
 Пс.146:6 «Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли».

        Бог заботится о том, чтобы смиренные достигали успеха. И делает это так:

 Прит.22:4 «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь».

       И наконец, обетование присутствия Бога в жизни смирённого человека:

Ис.57:15 «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных».

Как видите, есть ради чего стремится быть и смирённым!

 

Отделим кротость от смирения

.

       А теперь мы проведём одну лингвистическую операцию, о которой я говорил вначале:                            
       Мы попробуем очень близкие и практически одинаковые понятия кротости и смирения сделать разными. И это не для того, чтобы просто поумствовать или пофилософствовать ради красного словца.

       А сделаем мы это вот ради чего:

       Есть два направления в поведении любого человека и особенно христианина, которые, как и эти два слова тоже очень близки, но всё-таки отличаются друг от друга.

       И во-вторых, мы проведём это разделение для того, чтобы определить: что стоит делать, а чего – не стоит, к чему нужно стремится, а чего нужно избегать!

         Давайте мы для начала обратимся к этимологии, к происхождению слова «кроткий»: По звучанию слова можно определить, что оно созвучно словам: короткий, укорачивать, делать меньше…

       А теперь о происхождении слова «смирение»: Корень слова – мир. Близкие по значению слова: примирение, замирение, миролюбие, миротворец, смирный…
Вот на этом мы и построим сегодня собственное  обозначение двух качеств характера человека…

Я попробую сейчас продемонстрировать эти два качества – попрошу выйти на сцену брата Гену.
Первой будет иллюстрация кротости.

Вы видите, я несколько выше его, ну, если угодно, чтобы нам был проще соотносить с изучаемыми нами словами, длиннее его.
А я хочу быть короче, согласно Писанию:
 Фил.2:3 «…по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя».
Что я сделаю? Я слегка (а может и не слегка!) присяду!
Я стал короче, меньше ростом! Вот это для нас сегодня будет иллюстрация кротости.
Звучит это так: кроткий человек – это такой человек, который всё, в чём он превосходит окружающих, он старается не выпячивать!

А что же со смирением?
Продолжим иллюстрацию смирения:
Гена – диакон! Он – рукоположенный служитель! Однажды он подходит ко мне и говорит: Брат Анатолий! Я слышал, как ты неуважительно отозвался о брате Андрее. Я думаю, ты должен извиниться перед ним!
Я, как смирённый  христианин, говорю: Да! Конечно! (кланяюсь ему!)
А затем иду и извиняюсь перед братом Андреем!

       Таким образом, наше определение смирения будет сформулировано так: Смиренный человек – старается пребывать в мире с другими людьми, как с начальствующими, проявляя послушание, так и со всеми остальными, поддерживая с ними мирные взаимоотношения (по возможности).

      Очень подходящее место Писания:

 Рим.12:16-18 «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;  никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. 

Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми».

А теперь подробнее о кротости.

        Давайте начнём с человека, которого Сам Бог называет кротчайшим:

 Чис.12:3 «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле».

       Я предлагаю церкви взглянуть на одно из мест Писания, как на прямое доказательство этого:

 Исх.3:10,11 «Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.

Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?»

       А дальше начинается самое интересное: борьба Бога с моисеевой кротостью:

Исх.4:10 «И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, [и] [таков был] и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен».
Исх.4:13  «[Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать».

       Послушайте, человек вырос в царском дворце – он действительно был принц Египта. Он наверняка получил соответствующее образование и воспитание, он был женат на дочери мадиамского священника (тоже вам не лобио кушать!)

       Препирательство Моисея с Иеговой часто преподносят как трусость, страх его перед серьёзной миссией.

       Но на то, что он не был трусом и не был слабаком есть тоже несколько доказательств:

 Исх.2:11,12 «Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его.

Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке».

       В надсмотрщиков над рабами задохликов не брали. Чтобы убить его нужна была и смелость, и сила, и навык воина.

       Доказательство номер два:

  Исх.2:16,17 «У священника Мадиамского [было] семь дочерей. Они пришли, начерпали [воды] и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего.

И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их».

       Маленькая справочка:
Не знаю, как у мадиатян, а допустим у крымских татар стадо овец, за которым смотрит один пастух, состоит из нескольких сот голов. Пастуху всегда помогают два-три помощника и 3-4 собаки (отнюдь не болонки!) Не думаю, что традиции овцеводства за прошедшие несколько тысяч лет существенно изменились.

       К колодцу на водопой всегда сходится в одно и то же время несколько стад. То есть было достаточно много пастухов и сильных и бесстрашных собах наученых охранять и нападать на хищников.

       Поэтому слова из Исхода «защитил их», это совсем не означает, что Моисей, поклонившись сказал: «Не будут ли так любезны господа пастухи, прежде дать напиться овечкам этих прелестных девочек?»

       Предполагаю, что в ход пошли и кулаки, и посохи, обязательные атрибуты и пастухов, и путешественников, да и собакам пастушьим тоже кое-что перепало…

       Итак, человек знатный, образованный, воинственный, сильный, тем не менее сам принижает себя перед Богом, говоря о своих недостатках и о том, что он не достоин выполнять великую миссию управления народом Божьим.

       И в конфликте с Мариамь он тоже ни слова не сказал в свою защиту, хотя он уже был вождём Израиля и Сам Бог являлся ему лично, и он судил народ Божий и все повиновались ему.

       То есть у Моисею тоже были основания сказать Аарону и Мариами: А ну, цыц! Вы на кого это голос повышаете? На пророка Божьего? На вождя народа? На принца Египта? На человека, записавшего историю человечества от начала? Вы, необразованные селюки, смеете голос повышать?

       Но он не сделал ничего этого!
       И в этой ситуации за него вступился лично Господь.

 

       И, конечно, не возможно упустить ещё один образец кротости – царя Давида!

 

       Давид уже победил Голиафа, уже был очень популярным военачальником, уже написал несколько псалмов, прославляющих Бога, уже был помазан в цари пророком, но…

       Когда Саул предложил ему свою дочь в жёны, что он ответил?

 1Цар.18:18 «Но Давид сказал Саулу: кто я, и что жизнь моя и род отца моего в Израиле, чтобы мне быть зятем царя?»

       Не возвышать себя самому – вот основной принцип кротости!

       И не выдумка христиан, а принцип Божий, фундамент которому положено в Ветхом Завете, а стены возведены в Новом:

 Прит.27:1,2 «Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день. Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, — чужой, а не язык твой».

       …и Новый Завет:

 
 2Кор.10:17,18 «Хвалящийся хвались о Господе.  Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь».

       Но что самое важное – именно в Новом завете подведено теологическое обоснование кротости и именно в том ключе, который мы, на первый взгляд, совершенно произвольно выбрали для определения кротости:

 1Кор.4:6,7 «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.

Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?»

       Видите! Практически в точку!
       У тебя есть качества, которые говорят о том, что ты выше окружающих? Прежде, чем заявить об этом и подняться на цыпочки, посиди и подумай – а откуда они у тебя взялись?

       Вспомним незавидную судьбу  «скромняги» Навуходоносора:

 Дан.4:27 «…царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!»

       И дальше семь лет чистого величия на травке, на четырёх лапках!

        … или «застенчивого» царя Ассирийского:

 Ис.10:13 «Он говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин»

       Прошло несколько лет и исполин испарился, как его и не было!

         Итак, кротость – это не отсутствие достоинств и отсюда скромность, это не отсутствие знания о том, что совершил хорошие, добрые, значительные, а может быть даже замечательные поступки и дела.
         Кротость – это скромность от понимания того, что заслуга в этом не твоя, а Того, Кто дал тебе жизнь, здоровье, силы, разум, талант, время, обстоятельства, помощников и ещё много-много всего, без чего ничего бы в твоей не состоялось! Никогда!

        А потому, будем иметь силу быть кроткими! Потому что если вам кажется, что кротость – это проявление слабости, попробуйте быть кроткими хотя бы недельку!

       Потому что желание, чтобы люди тебя прославляли, сразу напоминает мне одну историю:

Один журналист в маленьком американском городке провёл серию интервью о том, что думают жители о мэре их небольшого города.
— Наш мэр — плут и мошенник! — сказал рабочий с ближайшего завода.
— Толку от него никакого! — сказал преподаватель местной школы.
— Кто его выбрал? Не понимаю! — сказал  бизнесмен.
— Он берет взятки и ворует из городского бюджета — сказал водитель такси.
Когда, наконец, журналист встретился с мэром, то спросил его, какую зарплату он получает.
— Да нет у меня зарплаты, я состоятельный человек и в деньгах не нуждаюсь, — ответил мэр.
— Но зачем тогда вы пошли на эту работу?
— Как зачем? Ради славы!

       Прелесть, не правда ли!

А теперь немного о смирении

 

        Напомню, принятое нами на основании корня «мир» определение смирения: Смиренный человек – старается пребывать в мире с другими людьми, как с начальствующими, проявляя послушание, так и со всеми остальными.

       И вот тут я должен сказать об одном упущении, которое я допустил в исходных рассуждения:

 

Первое и главное смирение человека – это его смирение перед Богом.

 

Ис.66:2 «…А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим».

       Интересно, что в Новом Завете многократно встречается слово «смиренномудрие» (греч. — ТАПЕИНОФРОСУНЕ) – мудрость, основанная на смирении перед Богом.         

        Уместно в связи с этим вспомнить знаменитое: «Начало мудрости – страх Господень»
         Если ты однажды понял, что нужно смириться перед Богом, ты уже ступил на тропу мудрости.

         Человек, верящий в Бога может сказать: Смирение перед Богом понятно – Он намного сильнее нас:

 
 Иов.40:4-9 «Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он?

Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою.

Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя».

       А потому, верующий человек не спорит с Богом просто потому, что знает – Господь прав всегда!

 Другое дело люди… Здесь всё намного сложнее.

       Ну, с начальствующими ладно: они поставлены Богом, а отсюда следует:

 Исх.22:28 «Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси».
Еф.6:1 «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость».
 Еф.5:22 «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу…»
1Пет.2:18 «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым».
1Пет.5:5 «Также и младшие, повинуйтесь пастырям…»
Евр.13:17 «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно».

       … и наконец:

1 Пет.2:13,14 «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,  правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро»,

 
       И только в одном случае нам даётся послабление в смирении перед начальствующими, если они принуждают нас поступать вопреки воле Божьей:

Деян.5:29 «Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».

       Прямое апостольское повеление, однако!

И как образец смирения перед начальствующим, опять Давид:

       Напомню, он уже помазан в цари, победил Голиафа, зять царя, сладкоголосый певец Израиля, у него всенародная слава, но… Он не смеет поднять руку на Саула, врага своего, но и царя своего:

1Цар.24:11 «Вот, сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтоб убить тебя; но я пощадил тебя и сказал: «не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа».

        И несколько раз, когда ему предоставлялся случай посчитаться с Саулом, он не делал этого.

И конечно, венец смирения – Христос!

Иоан.19:10,11 «Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? 

Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе».

       Вы представляете, что мог сделать Иисус с первосвященниками, с синедрионом, с Пилатом, с римскими кагортами?
       Даже пыли бы ни осталось!
       Однако Он показал нам образец смирения перед властями!

 

Смирение перед равными

 

       А теперь перейдём к самому тяжёлому – передо мной не Бог, не начальник, а равный мне человек… И что, я должен показывать пред ним смирение?
       Да! Должен! Вспомним исходное значение слова смирение – пребывать в мире с другими.

 Рим.12:18 «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми».

       И опять образцы смирения перед обыкновенными людьми: Давид…

 2Цар.16:5-13 «Когда дошел царь Давид до Бахурима, вот вышел оттуда человек из рода дома Саулова, по имени Семей, сын Геры; он шел и злословил, и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все храбрые были по правую и по левую сторону [царя].

Так говорил Семей, злословя его: уходи, уходи, убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты — кровопийца.

И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову.

И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?

И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие.

И шел Давид и люди его [своим] путем, а Семей шел по окраине горы, со стороны его, шел и злословил, и бросал камнями на сторону его и пылью».

        А теперь на месте Давида представьте просто любого человека – начальника, не начальника… Любого! Представили?
       То, что Семей Гераклович, не смотря на титаническое отчество, уполз бы оттуда полуживой, если бы вообще уполз! В 999 случаях из тысячи!

       А Давид его не тронул. Смирился! Хотя, как мы знаем, не забыл! Слаб человек!

       Ну, и конечно образец смирения перед обычными людьми – омовение ног апостолам Иисусом Христом!

        Вернёмся в заключении к 1 посланию Петра:

 1Пет.5:5 «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Подведение итогов

 

     Итак мы сегодня говорили о кротости и смирении:                                                
 

  1. Мы сегодня изучили значение слов смирение и кротость
  2. А также поняли, что Бог учит кротких
  3. Кротость даёт жизнь человеку
  4. И будущая вселенная принадлежит именно кротким
  5. Мы узнали о смирении, что Бог заботится о благополучии смирённых
  6. Спасает смирённых и присутствует неотлучно в жизни смирённых людей
  7. Мы попробовали дать собственное определения кротости, как нежелания превозносится над другими людьми,
  8. А смирения – как состояние поддержания мира с людьми и с Богом.
  9. Из жизни Моисея и Давида мы увидели, образцы кротости, а из примеров с Навуходоносором и царём Ассирии – образцы гордыни, как проявление глупости, за что они и были наказаны.
  10. Мы разобрались, что у любого человека есть твёрдое основание для кроткого поведения, поскольку, какими бы достоинствами он не обладал, всё это исключительно благодаря Богу!
  11. Что  касается смирения пред Богом, перед начальствующими и перед обычными людьми, то Библия учит нас и даёт примеры правильности такого поведения поскольку Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать!

       И в заключении, короткая притча.  Если вы раздумываете, быть ли кроткими и смирёнными по отношению к людям, которые причиняют вам зло, вспоминайте её:

У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:
— Будь счастлив.
Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:
— Неужто ты такой смиренный?
— Нет, — ответил нищий, — просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.  

Аминь

 

                                                                                             Проповедник: брат А.

ДАННАЯ КРОТОСТЬ — Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь — Энциклопедические словари

ДАННАЯ КРОТОСТЬ

или просто «данная», есть акт, совершаемый при участии власти на недвижимое имущество, купленное с публичного торга. Она отличается от купчей крепости по основанию, содержанию и форме. В прежнем порядке судопроизводства места и лица, производившие публичную продажу, обязаны были в три дня по внесении покупателем всей покупной суммы сделать постановление об утверждении за покупателем проданного имущества и затем немедленно войти в сношение с кем следует о написании крепостного акта, т. e. Д. (см. соотв. ст. ). По Уст. Гр. Суд., место или лицо, производившее публичную продажу, по истечении семи дней со дня торга постановляет определение об укреплении имения за покупателем, и ему на основании этого определения выдается Д. с показанием в ней проданного имения на точном основании описи, по которой производилась продажа (ст. 1164 и 1165). По своему содержанию Д., в отличие от купчей крепости, есть акт односторонний, совершаемый и выдаваемый общественною властью на имя приобретателя в удостоверение приобретенного им права собственности на недвижимое имущество. Порядок совершения Д. следующий: приобретатель имения представляет нотариусу копию описи, по которой производилась продажа, и постановление об укреплении имения за покупателем. Нотариус удостоверяется в самоличности (но не в правоспособности, так как имение за просителем уже укреплено) просителя, совершает Д. по правилам совершения нотариальных актов вообще и выдает выпись Д. просителю, который представляет ее старшему нотариусу для отметки в реестре крепостных дел. Старший нотариус лишь отмечает в реестре крепостных дел о совершившемся переходе права собственности к другому лицу, но не утверждает выписи Д., так как сделка уже утверждена компетентною властью и нет основания вновь поверять законность продажи и права прежнего собственника (ст. 167, 168 и 181 Пол. нот., 71 врем. прав. по нот. части). Д. совершается также в случаях приобретения недвижимого имущества с публичного торга в каком-либо кредитном установлении (ст. 1605 Х т. 1 ч. и 1137 Уст. Гр. Суд.). В законе указано много случаев, когда совершаются и выдаются Д. на имения, приобретенные не с публичного торга, а по вольной цене и по другим основаниям; так, напр., Д. выдается на выкупленные крестьянами земли (т. IX Особ. прил. II, ст. 109 и прим. 2 прил. ст. 1), на имущество, отчуждаемое для государственной или общественной пользы (ст. 593, Х т., 1 ч.), на казенные оброчные статьи (т. IX, Особ. прил. VII, ст. 2), на землю, обмениваемую между крестьянами и другими лицами (там же, III, ст. 86) и др. С момента получения Д. приобретатель имения вступает в полное право собственности и может свободно отчуждать имение; до получения этого акта уступка приобретенного права не дозволяется (ст. 1509, X т., 1 ч.). Таким образом, с получением Д. право собственности на имение, приобретенное с публичного торга, укрепляется за покупщиком. В законе, однако, недостаточно определено, в какой именно момент совершается переход права собственности: со дня ли публичного торга, или со дня утверждения его, или же со времени получения Д. По общему смыслу действующего законодательства и сообразно существующей у нас крепостной системе есть основание утверждать, что вещное право на купленное с публичного торга имущество устанавливается с получением Д. (ст. 707, Х т., 1 ч., 66, Пол. нот.; см. Вербловский, «О значении данной крепости по русскому законодательству», в «Журн. гр. и уг. пр.», кн. IV, 1892). По проекту вотчинного устава Д. заменяется внесением приобретателя в вотчинную книгу.Г. Вербловский.


Брокгауз и Ефрон.
Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.
2012


Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДАННАЯ КРОТОСТЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:


Предание.ру — православный портал

Словарь этот — не энциклопедия; авторы не ставят себе целью дать исчерпывающие сведения археологического (названия мест, имена лиц и т. д.) или исторического (даты книг, подробности об установлениях и т. п.) характера. Читатель не найдет в нем и общих обзоров по экзегетике (методологические вопросы, критические теории и пр.). Однако, в той мере, в какой сведения такого рода могут непосредственно содействовать богословскому пониманию Библии, они попутно отмечаются, а в некоторых случаях составляют предмет целых параграфов. Во второй части Введения даны сведения о том, какое положение каждая из священных книг занимает во времени и развитии идей.

При всем стремлении к синтезу, этот труд, как и всякий словарь, имеет в основном аналитический характер. Чтобы устранить до некоторой степени это неудобство, во Введении уточняется, что именно составляет основу предлагаемой книги: это — ознакомление с языком Библии, с целью проложить путь к библейскому богословию.

В конце каждой статьи указаны другие статьи, которые могут послужить дополнениями к данной основной теме; кроме того, в самом тексте отмечены звездочкой слова, для точного понимания которых рекомендуется обращаться к соответствующим статьям словаря. Затем следуют в алфавитном порядке некоторые слова, имеющие прямое отношение к библейскому богословию с указанием статей (и §§) словаря, в которых говорится о них. Таким образом читатель может расширить свои познания о любой из этих тем. Хотя авторы статей постоянно ссылаются на библейские тексты, ссылки эти не носят исчерпывающего характера и пользование Симфонией продолжает быть необходимым.

Помогая понять язык Библии, этот труд может способствовать более сознательному участию верующего в богослужениях (тексты которых сотканы из библейских выражений) и углублению его познания христианского учения и духовной жизни.

К этому словарю может обращаться и неверующий, чтобы понять христианское мировоззрение и христианскую символику. К изучению Библии — одной из основ мировой культуры — применимо то, что В. Соловьев писал о религиозной философии: «Понимание ее одинаково необходимо всем мыслящим людям — верующим и неверующим — потому, что, если первые должны знать объект своей веры, то вторые должны непременно знать, что они отрицают».

От понимания Библии во многом зависит наше понимание смысла жизни и исторического процесса, ибо, открывая «бездну богатства и премудрости и ведения Божия» (Рим., 11:33), можно найти ответ на насущные вопросы нашего времени и всех времен, касающиеся и каждого человека и всего человечества.

Изучающий Библию обратит внимание на факт, что малочисленный еврейский народ, о котором повествует Библия, сохранил монотеизм на протяжении тысячелетий, хотя он и был окружен могущественными языческими соседями. Это «чудо еврейского монотеизма» промыслительно связано с еще более изумительным для историка явлением: личностью Иисуса Христа и Его учением.

И действительно, ничье учение, ни в какую эпоху не обладало действенной силой, подобной влиянию, излучающемуся из слов Галилейского Учителя: и в наши дни сотни миллионов людей продолжают провозглашать себя Его учениками. Библия стала самой распространенной книгой мира; число рукописей Библии, завещанных нам античной эпохой и средними веками, далеко превосходит число рукописей, запечатлевших все остальные великие произведения древности; и, как это ни парадоксально, в наши дни число ежегодных изданий Библии продолжает превосходить издания современных наиболее знаменитых авторов и трудов, посвященных самым актуальным проблемам.

Понимание Библии сопряжено с большими трудностями, и это вполне понятно: здесь мы имеем дело с текстами глубокой древности и переводами, дошедшими до нас иногда через другие переводы. Нужно учитывать то обстоятельство, что одинаковые слова могут иметь различное значение в разных книгах Библии, в зависимости от страны, культуры или эпохи составителя данной книги. Вот почему изучение Библии, получившее название «библеистика», объединяет целый комплекс наук: археологию, историю, лингвистику, палеографию, этнографию, психологию, философию и наконец богословие.

Да послужит по милости Божией русское издание Словаря Библейского Богословия (СББ) — плод экуменического сотрудничества — лучшему разумению слова Божия, делу примирения христиан и возрастанию чувства благодарности к Отцу светов, от Которого нисходит всякое даяние доброе (Иак., 1:17).

Предлагаемый читателю словарь составлен интернациональной группой католических экзегетов — профессоров духовных академий. Авторы статей приняли во внимание последние данные библейской науки и дали в общедоступной форме объяснение важнейших имен, предметов и выражений Библии, понимание которых необходимо при изучении библейского богословия.

Их предисловия к русскому изданию Словаря библейского богословия. Авторы: К. Леон-Дюфур, Ж. Люпласи, А. Жорж, П. Грело, Ж. Гийе, М.-Ф. Лакан и др.

Что означает кротость в Библии?

A: В Библии кротость обычно определяется как «сила под контролем». «Мир» определяет сильных людей как тех, кто напорист, берет на себя ответственность, горд, самодостаточен, самоуверен и независим. Кроткий человек противоположен этому, поэтому многие люди ассоциируют кротость со слабостью. Кроткий человек готов быть покорным, смиренным и нежным, полагается на Бога и зависит от Него в обеспечении силы.

Что из этого ДЕЙСТВИТЕЛЬНО слабее? Если вы думаете, что это кротость, попробуйте какое-то время следовать этим атрибутам, и вы увидите, что это ТРУДНО! Смирить себя и положиться на Бога гораздо труднее, чем делать все своими силами.

Три человека в Библии конкретно описаны как кроткие: Иисус (Мф 11:29),
(Мф 21: 5), Павел (2 Кор 10: 1) и Моисей (Числа 12: 3). Каждый из этих мужчин был одним из самых преследуемых мужчин в Библии. (См. «Испытания Павла», чтобы узнать больше об испытаниях, с которыми он столкнулся). Однако в своих преследованиях они продемонстрировали «сдерживаемую силу», которая необходима для кротости. Одно из определений кроткого в Словаре Вебстера — это «переносить травму с терпением и без обид.Несомненно, каждый из этих мужчин достоин этого различия.

В Библии сказано, что мы должны быть кроткими (Еф. 4: 2) (Кол. 3:12) (1 Тим. 6:11) (2 Тим. 2:25) (Титу 3: 2). Кротость — это черта «плода Духа», которая характеризует христианина (Гал. 5:23). Если мы кротки, Библия говорит, что мы будем:

Будьте благословенны (Матфея 5: 5)
Имейте изобилие мира (Пс 37:11)
Ешьте и насыщайтесь (Пс 22:26)
Руководствуйтесь и учите от Господа (Пс 25: 9)
Вознеситесь ( Пс 147: 6) и дано спасение (Пс 149: 4)

Библия говорит, что неверующий муж может быть покорен кротким и тихим духом верующей жены (1 Пет. 3: 1–4).(1 Пет. 3:15) продолжает, говоря, что мы должны «быть всегда готовы дать ответ всякому человеку, который с кротостью спрашивает вас о причине надежды, которая в вас…» Кротость — это знак для неверующего мира, что Христос есть в нас.

Другие вопросы и ответы

.

Словарь библейских тем: 8305 кротость

Словарь библейских тем

Словарь библейских тем »8000 Жизнь верующего» 8200 Характер верующего »8305 кротость

Отношение смиренного, покорного и ожидающего доверия к Богу, а также любящее, терпеливое и нежное отношение к другим.

Бог требует кротости

Софония 2: 3
См. Также
Притчи 16:19;
1 Петра 3: 4

Божьи обетования кротким

Псалом 37:11;
Матфея 5: 5;
1 Петра 5: 5
См. Также
Псалом 25: 9; Псалом 69:32
В Священном Писании «бедные» часто представляют смиренных, благочестивых бедняков;
Псалом 147: 6;
Исаия 29:19; Исаия 66: 2;
Софония 3: 11–12;
Иакова 4: 6

Бог спасает кротких

Псалом 34: 5-6
См. Также
2 Царств 22:28;
Псалом 10: 12,17; Псалом 18:27; Псалом 45: 4; Псалом 76: 9; Псалом 149: 4;
Притчи 3:34

Кротость — это правильное отношение в молитве

Псалом 40:17
См. Также
Псалом 70: 5

Божественная мудрость производит кротость

Иакова 3:13

Примеры кротости

Моисей

Числа 12: 3

Давид

См. Также
2 Царств 16: 11-12

Ахав

Царств 21:27

Работа

Иов 1:21

Иеремия

Иеремия 11:19
См. Также
Иеремия 26:14

Мария, мать Иисуса Христа

Луки 1:38

Стивен

Деяния 7:60

Пол

2 Тимофею 4:16

Кротость в жизни Иисуса Христа

Матфея 11:29;
2 Коринфянам 10: 1
См. Также
Исаия 53: 7;
Матфея 21: 5;
Марка 14:61;
Луки 23:34;
1 Петра 2:23

Кротость ожидается в жизни христианина

Необходимая характеристика

Ефесянам 4: 2
См. Также
Галатам 5:23;
Филиппийцам 2: 3; Филиппийцам 4: 5;
Колоссянам 3:12;
Титу 3: 2;
1 Петра 3: 8

В сторону врагов

Матфея 5: 39-41;
Римлянам 12: 17-20

В руководстве

1 Тимофею 6:11

Свидетель

1 Петра 3:15

По дисциплине

Галатам 6: 1
См. Также
1 Коринфянам 4:21;
2 Тимофею 2:25;
Евреям 5: 2

В семье

Ефесянам 5: 22,24; Ефесянам 6: 1;
Колоссянам 3: 18-20

В обществе

Римлянам 13: 1-2,5;
1 Тимофею 2: 2

См. Также

1620 блаженств,
2036 Христос, смирение
5446 бедность
5959 покорность
8030 доверие
8264 кротость
8276 смирение

.

Словарь библейских тем: 8305 кротость

Словарь библейских тем

Словарь библейских тем »8000 Жизнь верующего» 8200 Характер верующего »8305 кротость

Отношение смиренного, покорного и ожидающего доверия к Богу, а также любящее, терпеливое и нежное отношение к другим.

Бог требует кротости

Софония 2: 3
См. Также
Притчи 16:19;
1 Петра 3: 4

Божьи обетования кротким

Псалом 37:11;
Матфея 5: 5;
1 Петра 5: 5
См. Также
Псалом 25: 9; Псалом 69:32
В Священном Писании «бедные» часто представляют смиренных, благочестивых бедняков;
Псалом 147: 6;
Исаия 29:19; Исаия 66: 2;
Софония 3: 11–12;
Иакова 4: 6

Бог спасает кротких

Псалом 34: 5-6
См. Также
2 Царств 22:28;
Псалом 10: 12,17; Псалом 18:27; Псалом 45: 4; Псалом 76: 9; Псалом 149: 4;
Притчи 3:34

Кротость — это правильное отношение в молитве

Псалом 40:17
См. Также
Псалом 70: 5

Божественная мудрость производит кротость

Иакова 3:13

Примеры кротости

Моисей

Числа 12: 3

Давид

См. Также
2 Царств 16: 11-12

Ахав

Царств 21:27

Работа

Иов 1:21

Иеремия

Иеремия 11:19
См. Также
Иеремия 26:14

Мария, мать Иисуса Христа

Луки 1:38

Стивен

Деяния 7:60

Пол

2 Тимофею 4:16

Кротость в жизни Иисуса Христа

Матфея 11:29;
2 Коринфянам 10: 1
См. Также
Исаия 53: 7;
Матфея 21: 5;
Марка 14:61;
Луки 23:34;
1 Петра 2:23

Кротость ожидается в жизни христианина

Необходимая характеристика

Ефесянам 4: 2
См. Также
Галатам 5:23;
Филиппийцам 2: 3; Филиппийцам 4: 5;
Колоссянам 3:12;
Титу 3: 2;
1 Петра 3: 8

В сторону врагов

Матфея 5: 39-41;
Римлянам 12: 17-20

В руководстве

1 Тимофею 6:11

Свидетель

1 Петра 3:15

По дисциплине

Галатам 6: 1
См. Также
1 Коринфянам 4:21;
2 Тимофею 2:25;
Евреям 5: 2

В семье

Ефесянам 5: 22,24; Ефесянам 6: 1;
Колоссянам 3: 18-20

В обществе

Римлянам 13: 1-2,5;
1 Тимофею 2: 2

См. Также

1620 блаженств,
2036 Христос, смирение
5446 бедность
5959 покорность
8030 доверие
8264 кротость
8276 смирение

.

Определение кротости — Изучение Библии

Мэри Джейн Шаньо

Категории: Иисус

Вопрос

Недавно я прочитал в Числах 12: 3: «Человек Моисей был весьма кроток, более всех людей, которые были на лице земли». В чем Моисей был кротким? Мы знаем, что он выступил против фараона, он спорил с Богом и 40 лет вёл израильтян в пустыню

Мне кажется, что ни один из них не подходит под определение «кроткий»:

  1. терпеливый, долготерпеливый или покорный по нраву или характеру; скромный
  2. бесхребетный или бездуховный; совместимый.(См. Онлайн-словарь)

Ответ

Возможно, правда, что когда мы думаем о кротких, мы думаем о слабостях, молочноках, слабых или дряблых. Мы не хотим быть такими. Но, особенно в Новом Завете (как и в Нагорной проповеди), это слово означает не это. В греческом понимании этого слова «кроткий» имело отношение к обкатке лошадей, дрессировке животных. Представьте себе дикое животное, наполненное страстью, духом и энергией, а затем представьте, что все это находится под контролем во время тренировочного процесса.Греческое понимание слова «кроткий» несет в себе идею взять весь этот огонь, всю эту страсть под контроль.

Аристотель сказал, что человек praus ( praus — греческое слово, которое мы переводим как кроткий) — это тот, кто имеет добродетель среднего между двумя крайностями. Если бы существовала континуум с безрассудством на одном конце и трусостью на другом, правильной добродетелью в середине была бы храбрость. Вот как Аристотель определил это в отношении гнева.Человек praus , кроткий человек — это тот, кто испытывает гнев на правильных основаниях, против правильного человека, правильным образом, в нужный момент, в течение нужного количества времени. Обратите внимание, он не сказал: «Кроткий человек никогда не сердится».

Кротость включает идею самоограничения. В нашем распоряжении есть сила, но она не используется. Фактически, король может уничтожить своих врагов, но предпочитает быть милосердным, проявляет снисходительность, выбирает сдержанность.В нем сочетается чувство мягкости и силы — не слабости, не безразличия, а силы с мягкостью.

Лучшая современная иллюстрация этого момента исходит из очень популярного вида спорта. Представьте себе футбольный матч. А теперь представьте, что все игроки выстраиваются в очередь для следующей игры. Все эти большие, крепкие мужчины в своих огромных подплечниках, со всем своим огнем, всей своей агрессивностью, всей своей страстью — под полным контролем. Таково греческое понимание кротости.Теперь, после того, как мяч сломан, греческое понимание этого слова больше не актуально. Но момент перед щелчком — отличный тому пример.

Это слово имело несколько иное значение в еврейской истории. Там это означало смиренного, смиренного человека, принявшего Божье руководство, что бы Бог ни послал, который дорог Богу и укреплен Богом. Итак, у нас есть еврейское чувство, которое говорит о совершенном послушании, и греческое чувство, которое говорит о совершенном контроле. Сложите эти два вместе, и что у нас есть, кроме управляемой Богом жизни.Это хорошее описание духовного равновесия.

Когда у нас будет это более широкое понимание, мы сможем понять, почему Моисей описан как «очень кроткий, более чем все люди, которые были на лице земли». Раньше я думал, что это произошло потому, что он вначале был очень скромным с Богом. Помните диалог, который произошел на месте горящего куста, Бог сказал: «Выведите мой народ из Египта». Моисей сказал: «Я не думаю, что я правильный». Бог сказал: да. Моисей сказал: нет.Они пошли туда и обратно семь раз. Однако теперь я думаю о другом моменте в конце Исхода после инцидента с Золотым тельцом, когда Бог говорит: «У меня было это с этими людьми». И Моисей говорит: «Ты заключил с ними завет». Это также описывает момент кротости, момент духовного равновесия

Иисус назвал себя «кротким и смиренным сердцем». Мы знаем, что он рассердился, мы знаем, что он противостоял религиозным лидерам своего времени, мы знаем, что он выгнал людей из храма.И все же он считал себя кротким и смиренным сердцем. Вот как мы должны понимать кротость — не как слабость, а как контролируемую Богом.

Если у вас есть какие-либо вопросы, связанные с Библией, напишите нам.

.