Содержание

Через 600 лет после Куликовской битвы открылись новые подробности — Российская газета

«Ох, уж это бабско-православное воспитание! Вы что, теперь и читателей-мужиков надумали тряпками сделать? Мою жену и дочь будут насиловать, сына угонять в рабство, а мне что — поститься, молиться и всех прощать — по совету достопочтенной Марии Городовой? Как там в Библии про прощение сказано — до семижды семидесяти раз? Итого 490 раз? То есть всегда? Ага, разогнался: Бог, конечно, создал всех разными, да вот только полковник Кольт всех уравнял. Вы что, не в курсе: есть люди, понимающие только силу…»
Клинт-Иствуд-не-промахнется

В курсе, уважаемый поклонник американских вестернов и лично актера Клинта Иствуда, в курсе, да, такие люди есть. И их много. Можно сказать, тьма-тьмущая, «имя им легион». Но и среди святых есть воины. Вспомним Пересвета, 21 сентября 1380 г. вступившего в прямой бой с Челубеем на Куликовом поле. Вспомним, что его, как и другого монаха — Ослябю, наш великий святой Сергий Радонежский благословил идти в войско Дмитрия Донского. Причем, согласно преданию, и Пересвет, и Ослябя были не просто чернецами, то есть монахами, но и схимонахами — иноками, избравшими предельное отчуждение от мира и от мирских дел ради служения Богу. И вот этих схимников преподобный Сергий Радонежский благословляет на битву — тут не измена словам Христа «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Не отречение от принципа кротости — добродетели монашествующих. Тут ситуация, определяемая словами Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Зло в лице многотысячной золотоордынской армии Мамая было сильно, оно угрожало жизням не одного — тысяч, его нужно было остановить.

Этот поединок многое значил. Челубей был не просто могучим здоровяком, сильнейшим из тех, кого мог выдвинуть на передовую Мамай. Челубей был обученным воином. И здесь я имею в виду не только боевую подготовленность. Вот что рассказывает наш современник епископ Митрофан (Баданин). В Троице-Сергиевой лавре есть монах, во времена своей юности увлекавшийся восточными духовными традициями и боевыми искусствами. С началом перестройки он с друзьями решил поехать прямо в Тибет — поступить в какой-нибудь буддистский монастырь. А с 1984 года монастыри Тибета уже были открыты, правда, с ограничениями, но по специальным квотам в них уже можно было попасть, и туда устремилась лавина иностранцев. Как говорят очевидцы, к такому нашествию адептов восточных практик и просто любопытствующих в самих монастырях относились крайне неприязненно. Монастырь — это строгая жизнь со своим укладом, туристы и непосвященные тут только помеха. Поэтому нашего будущего монаха и его друзей ждало разочарование, еще бы! Они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам, молитвам, проделали такой долгий путь, приложили столько усилий, а к ним да и ко всем приезжим такое, мягко говоря, отнюдь не возвышенное отношение. Недружелюбие продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Вот тут все изменилось — в миг, чудесным образом. Услышав, что приезжие русские, монахи начали переговариваться между собой, оживились, и в разговоре зазвучало слово «Пересвет».

Оказалось, имя русского монаха, жившего шесть столетий назад, записано в особой святой книге, где тибетцы фиксируют важнейшие духовные события. Победа Пересвета над Челубеем была занесена туда как раз как такое выдающееся явление, выпадающее из привычного хода вещей.

Пересвет вступил в бой не просто с воином, но с силами демоническими

И тут, через шестьсот лет, «случайно» выяснилось, что противником нашего схимонаха Пересвета во время Куликовской битвы был не просто опытный воин и богатырь. Челубей был тибетским монахом, прошедшим подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоившим древнейшую практику боевой магии — Бон-по. Причем Челубей достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного».

«Словосочетание «Бон-по», — поясняет епископ Митрофан, — можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», проще говоря, превращается в единое существо с демоном, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы. Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких избранных духами воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом, чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских».

И еще один важный момент. Удивительный бой не раз вдохновлял художников. Самые известные, пожалуй, картины Васнецова и Авилова явно не точны. Дело в том, что на этих полотнах оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинную суть происходившего. Наш современник, гениальный художник, так рано покинувший мир, Павел Рыженко увидел сюжет точнее: Пересвет выходит на схватку без доспехов, в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Потому-то он и сам получил тяжелую рану от Челубея, но «бессмертного» убил. Как в схватке библейского Давида против исполина Голиафа, наш Пересвет вышел на бой не в доспехах и с совершенным оружием, а защищенный именем Бога и во имя Его: «Не мечом и копьем спасет Господь! С тобой сила, а со мной Господь!» Победа Пересвета над Челубеем стала не просто вдохновляющим примером для всего войска: монах-схимник, монах, отвергнувший заботы мира, принял вызов силы тьмы в прямом, буквальном смысле слова.

Предвижу вопрос от таких же, как автор сегодняшнего письма, поклонников полковника Кольта: «Но ведь Бог-то его и не защитил». Да, Пересвет отдал свою жизнь «за други своя», за Родину, во славу Господа. Но жизнь человеческая, и особенно жизнь святых, не ограничена рамками этого мира. Кстати, так же, как битвы добра со злом. Они ведутся не только здесь…

Продолжение следует.

Почему Пересвет победил Челубея. Через шестьсот лет после Куликовской битвы открылись ее новые подробности!

От Редакции: Мы уже публиковали материал на эту важную и очень в своем роде поучительную тему http://monomah.org/archives/131 И как нам представляется, эта статья более полно раскрывает суть поединка между Пересветом и Челубеем. Однако и новая журналистская работа содержит в себе некоторые интересные аспекты. Кроме того, освежить данную тему можно и нужно еще и потому, что совсем недавно, 21 сентября праздновалась очередная годовщина Куликовской битвы, в самом начале которой и состоялся этот мистический поединок сил Света с силами Тьмы!

«Ох, уж это бабско-православное воспитание! Вы что, теперь и читателей-мужиков надумали тряпками сделать? Мою жену и дочь будут насиловать, сына угонять в рабство, а мне что — поститься, молиться и всех прощать — по совету достопочтенной Марии Городовой? Как там в Библии про прощение сказано — до семижды семидесяти раз? Итого 490 раз? То есть всегда? Ага, разогнался: Бог, конечно, создал всех разными, да вот только полковник Кольт всех уравнял. Вы что, не в курсе: есть люди, понимающие только силу…» Клинт-Иствуд-не-промахнется

В курсе, уважаемый поклонник американских вестернов и лично актера Клинта Иствуда, в курсе, да, такие люди есть. И их много. Можно сказать, тьма-тьмущая, «имя им легион». Но и среди святых есть воины. Вспомним Пересвета, 21 сентября 1380 г. вступившего в прямой бой с Челубеем на Куликовом поле. Вспомним, что его, как и другого монаха — Ослябю, наш великий святой Сергий Радонежский благословил идти в войско Дмитрия Донского. Причем, согласно преданию, и Пересвет, и Ослябя были не просто чернецами, то есть монахами, но и схимонахами — иноками, избравшими предельное отчуждение от мира и от мирских дел ради служения Богу. И вот этих схимников преподобный Сергий Радонежский благословляет на битву — тут не измена словам Христа «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Не отречение от принципа кротости — добродетели монашествующих. Тут ситуация, определяемая словами Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Зло в лице многотысячной золотоордынской армии Мамая было сильно, оно угрожало жизням не одного — тысяч, его нужно было остановить.

Этот поединок многое значил. Челубей был не просто могучим здоровяком, сильнейшим из тех, кого мог выдвинуть на передовую Мамай. Челубей был обученным воином. И здесь я имею в виду не только боевую подготовленность. Вот что рассказывает наш современник епископ Митрофан (Баданин). В Троице-Сергиевой лавре есть монах, во времена своей юности увлекавшийся восточными духовными традициями и боевыми искусствами. С началом перестройки он с друзьями решил поехать прямо в Тибет — поступить в какой-нибудь буддистский монастырь. А с 1984 года монастыри Тибета уже были открыты, правда, с ограничениями, но по специальным квотам в них уже можно было попасть, и туда устремилась лавина иностранцев. Как говорят очевидцы, к такому нашествию адептов восточных практик и просто любопытствующих в самих монастырях относились крайне неприязненно. Монастырь — это строгая жизнь со своим укладом, туристы и непосвященные тут только помеха. Поэтому нашего будущего монаха и его друзей ждало разочарование, еще бы! Они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам, молитвам, проделали такой долгий путь, приложили столько усилий, а к ним да и ко всем приезжим такое, мягко говоря, отнюдь не возвышенное отношение. Недружелюбие продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Вот тут все изменилось — в миг, чудесным образом. Услышав, что приезжие русские, монахи начали переговариваться между собой, оживились, и в разговоре зазвучало слово «Пересвет».

Оказалось, имя русского монаха, жившего шесть столетий назад, записано в особой святой книге, где тибетцы фиксируют важнейшие духовные события. Победа Пересвета над Челубеем была занесена туда как раз как такое выдающееся явление, выпадающее из привычного хода вещей.

Пересвет вступил в бой не просто с воином, но с силами демоническими

И тут, через шестьсот лет, «случайно» выяснилось, что противником нашего схимонаха Пересвета во время Куликовской битвы был не просто опытный воин и богатырь. Челубей был тибетским монахом, прошедшим подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоившим древнейшую практику боевой магии — Бон-по. Причем Челубей достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного».

«Словосочетание «Бон-по», — поясняет епископ Митрофан, — можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», проще говоря, превращается в единое существо с демоном, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы. Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких избранных духами воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом, чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских».

И еще один важный момент. Удивительный бой не раз вдохновлял художников. Самые известные, пожалуй, картины Васнецова и Авилова явно не точны. Дело в том, что на этих полотнах оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинную суть происходившего. Наш современник, гениальный художник, так рано покинувший мир, Павел Рыженко увидел сюжет точнее: Пересвет выходит на схватку без доспехов, в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Потому-то он и сам получил тяжелую рану от Челубея, но «бессмертного» убил. Как в схватке библейского Давида против исполина Голиафа, наш Пересвет вышел на бой не в доспехах и с совершенным оружием, а защищенный именем Бога и во имя Его: «Не мечом и копьем спасет Господь! С тобой сила, а со мной Господь!» Победа Пересвета над Челубеем стала не просто вдохновляющим примером для всего войска: монах-схимник, монах, отвергнувший заботы мира, принял вызов силы тьмы в прямом, буквальном смысле слова.

Предвижу вопрос от таких же, как автор сегодняшнего письма, поклонников полковника Кольта: «Но ведь Бог-то его и не защитил». Да, Пересвет отдал свою жизнь «за други своя», за Родину, во славу Господа. Но жизнь человеческая, и особенно жизнь святых, не ограничена рамками этого мира. Кстати, так же, как битвы добра со злом. Они ведутся не только здесь…

https://rg.ru/2017/09/20/cherez-600-let-posle-kulikovskoj-bitvy-otkrylis-novye-podrobnosti.html

Поединок Пересвета с Челубеем — Интересные факты

Поединок перед Куликовской битвой

Поединок перед Куликовской битвой

О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова. Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей.

В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.

Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.

Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.

Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?

Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.

У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.

Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».

Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.

От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.

Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.

Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.

Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.

За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.

Картина Авилова «Поединок на Куликовом поле» описание

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» — картина советского художника Михаила Ивановича Авилова (1882-1954). Картина была написана в 1943 году. Холст, масло. Размеры: 327 × 557 см. Находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.

Михаил Иванович Авилов изобразил на своей картине, которая, надо сказать, стала самой известной среди всех его произведений, битву русского и татарского богатырей. Перед самой Куликовской битвой, которая состоялась 8 сентября 1380 года, в смертельном сражении сошлись русский богатырь Пересвет и татарский воин Челубей. Согласно источникам, которые донесли до нас историю той битвы, оба воина погибли, пронзив друг друга копьями, однако победа засчиталась Пересвету, так как конь смог довезти его тело до русских войск, тогда как Челубей был выбит из седла и остался на земле.

На картине мы можем увидеть решающий момент схватки. Кажется, что в поединке сошлись не только богатыри, но и кони, которые с оскаленными мордами встали на дыбы. Авилов разместил воинов так, чтобы мы видели лицо Пересвета, который свирепо смотрит на своего врага. Его копьё разбивает щит татарского воина и выбивает того из седла. Головной убор слетает с головы татарского воина, но тот также оказался мастером военного дела и смертельно ранил своего соперника — Пересвета.

По бокам сражающихся находятся два войска. С левой стороны — русское войско под предводительством великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389), который стоит впереди на белом коне. Русское войско выражает ощущение спокойствия, мужества и стойкости. В правой части картины находится татарское войско беклярбека Золотой Орды Мамая. Нестройностью рядов татарских воинов Авилов выразил их сомнение в поединке и неуверенность в исходе боя.

Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» была написана в годы Великой Отечественной войны, что делает её ещё и примером для советских воинов, которые вышли на бой против новой «орды». В те годы было крайне важно поддержать дух русского воина, показав яркие примеры из истории Руси, когда воины бились до последней капли крови против любого врага, кто посягнёт на их Родину.

Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» М.И. Авилов

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле - картина Авилова

Любите рисовать и хотите попробовать что-то новое? В этом случае вам стоит попробовать технологию онлайн рисования шёлком на сайте http://risunki.online/. Уникальный способ создания красивых изображений, который понравится и детям и взрослым.

кто кого на самом деле


Год издания: 1968


Страна: СССР


Каждый школьник знает, что Куликовская битва освободила Русь от монгольского ига. Те, кто знают историю чуть лучше, чем школьники, могут задуматься о том, с кем именно сражались русичи и в чьих интересах. Но в любом случае о смертельном поединке русского богатыря Пересвета и татарского витязя Челубея перед битвой слышали все. Но происходила ли эта схватка на самом деле?


Брянский боярин Александр Пересвет — фигура историческая, хотя о жизни его сведений сохранилось крайне мало. Распространенная версия, будто бы он постригся в монахи и именно как духовное лицо участвовал в Куликовской битве, вызывает у историков сильные сомнения. Пошла эта легенда из житий Сергий Радонежского и самого Пересвета, причисленного русской православной церковью к лику святых. Однако эти тексты написаны через пару веков после сражения с татарами и вряд ли могут считаться достоверными. Если вчитаться в описание схватки, то оно больше напоминает былину. Татарин Челубей специально использовал очень длинное копье, лишавшее его противников шансов на победу. Монах Пересвет снял доспехи, чтобы это копье легко прошло бы сквозь мягкие ткани его тела. Именно благодаря этому ему удалось «подобраться» поближе к Челубею и убить его. Конь донес до русского строя уже мертвого монаха, чудом удержавшегося в седле. Всё это похоже на фэнтези.



Марка из серии «Государственный русский музей». (личная коллекция автора)




Александр Пересвет действительно участвовал в Куликовской битве. Его упоминает самый ранний источник об этом сражении — «Задонщина», написанная всего через несколько лет после сражения. Правда, о героической гибели Пересвета перед битвой в поэме нет ни слова. Наоборот, в самом конце боя Пересвет гарцует на своем коне, «посвельчивая» золочеными доспехами. О существовании Челубея вообще нет достоверных сведений. Получается, что героический сюжет русской истории, вдохновивший таких художников как Виктор Васнецов, Михаил Авилов и Павел Рыженко, — не более чем легенда.

Ящик пандоры – Тайна поединка Пересвет-Челубей

Правда и ложь одного из самых ярких мгновений русской истории

Сцена битвы Пересвета с Челубеем известна всем нам по многочисленным иллюстрациям в учебниках истории. Однако в ней и вокруг неё содержится немало странностей, которые дают повод заподозрить позднейшие искажения подлинных событий. Например, сообщение о том, что схимник пошёл убивать людей, что невозможно в принципе, каким бы авторитетом ни был в то время игумен Сергий. 

Или эпизод обнажения воина перед важнейшим поединком, от которого зависел боевой дух наших дружин. (Заметим – не перед смертной битвой, когда выиграть шансов нет, а перед показательной дуэлью, в которой требовалось одержать победу). Наверное, доспехи придумали не для ухудшения боеспособности воина, а для их усиления. Идея о том, что Пересвет якобы “разделся, чтобы копьё Челубея прошло сквозь мягкие ткани его тела” выглядит красиво, но не выдерживает даже самой поверхностной критики. Где гарантия, что копьё попадёт именно в мягкие ткани, а не в грудную клетку, например, ключицу или таз? Не так уж много у воина мягких тканей. А при прочих равных боец в доспехах и шлеме имеет всё-таки больше шансов победить, чем раздетый.

Есть вопросы и к самому Сергию Радонежскому. По официальным данным, игумен Сергий вместе с митрополитом Киприаном отлучили князя Дмитрия Донского от церкви. Чтобы современным людям было легче понять значение этого факта, скажем, что это гораздо хуже, чем сегодншнее лишение гражданства. Человек фактически объявлялся вне закона, становился изгоем… Мог ли такого человека “благословить” игумен Сергий?..

Тонкости этого вопроса разбирает историк Лев Прозоров.

БЫЛЬ ПРО “ИНОКА” ПЕРЕСВЕТА

  Любят православные публицисты помянуть Куликово поле. И если в этот момент обличает такой публицист злодеев-”неоязычников”, то не преминет заметить – мол, вот она, Русь-то матушка православная, на бой святым Сергием Радонежским благословенная, с иноком Пересветом впереди. А где, мол, ваши язычники были, полканы да кукеры (кукеры православных публицистов особенно волнуют; не иначе как своими во всех смыслах выдающимися мужскими качествами, не зря ведь Кураев жалуется, что у православия – женское лицо)?!

   Действительно, ежели про Куликово поле судить по школьным учебникам, да по, скажем, мультфильму “Лебеди Непрядвы” (мультфильм, не спорю, и впрямь хорош) – тогда да, все так и было – и Сергий князя благословлял, и Пересвет в одной рясе да скуфейке на бой с закованным в железо ордынцем скакал.

Знатные русские воины были снаряжены примерно так.

   Только стоит обратиться к источникам. И красивая – хоть сейчас миниатюру под Палех лакируй! – картинка рассыплется. Слишком уж много загадок вокруг Пересвета. Летописи, современные Куликовской битве, про монашество Пересвета и его поединок вообще молчат. Молчит про него и про его брата Ослябю и житие Сергия Радонежского. А это уж просто поразительно – неужели благословение на бой с погаными ордынцами двух братьев из обители – настолько уж проходная, ничего не стоящая деталь?! Как Сергий копал огород – важно, а как послал на бой за Отечество и веру двух парней из монастыря – ерунда? Ведь, согласно более поздним, через сто лет после битвы записанным преданиям, Сергий возложил братьям – иногда их именуют послушниками – схимы…

   Современному человеку трудно понять, что тут такого уж, из ряда вон выходящего. Однако необычное, мягко говоря, в этой ситуации есть. Церковь часто именуется воинством Христовым, и, как во всякой армии, есть в ней своя жесткая субординация. Схимник – иначе говоря, схимонах – одно из высших званий в этой армии. Сперва человек становится послушником – года так на три, потом его постригают, делают рясофором – еще не монахом! – потом идет просто монах, потом – иеромонах, а вот уж потом… Прочувствовали? Поверить, будто обычному монаху – не говоря про послушника – надели схиму, все равно, что поверить в то, что лейтенанта за какой-то подвиг произвели в генерал-лейтенанты. Такие превращения бывают разве что во снах кадета Биглера из “Бравого солдата Швейка”. Или вот еще – по законам православной церкви, ни священник, ни, тем более, монах не имеют права ни при каких обстоятельствах брать в руки оружие и принимать участие в боевых действиях. Бывали в истории России полковые батюшки, с крестом в руках шедшие рядом с солдатами на вражеские редуты – за что им, конечно, честь и хвала – но даже там, в гуще боя, никто из них не брался за оружие; не было у православных воинствующего монашества католиков, всех этих тамплиеров, госпитальеров, иоаннитов и прочих меченосцев. То есть православный монах, получающий схиму и участвующий в бою с оружием в руках – это такое диво, такая двойная невидальщина, что ему бы самое место на страницах летописей и житий, рядом с хвостатыми звездами, землетрясениями, говорящими конями и тому подобными редкостями. Однако – молчание!

   Из современных Куликовской битве памятников Пересвета упоминает одна “Задонщина”, зато она совершенно молчит о Сергии и его благословении. Пересвет в ней “злаченым доспехом посвечивает”. Вот и все сказки про рясу или схиму! При всем нашем уважении к знаменитому художнику Васнецову, он был неправ, изображая Пересвета в схиме. Правы были советский художник Авилов и язычник Васильев, изобразившие Пересвета в доспехах русского богатыря.

   В самых же ранних редакциях “Задонщины” Пересвета и чернецом-то вовсе не именуют. “Хоробрый Пересвет поскакивает на своем вещем сивце, свистом поля перегороди”. Хорош смиренный инок? Дальше – пуще: “а ркучи таково слово: “Лутчи бы есмя сами на свои мечи наверглися, нежели от поганых полоненным””. Картина маслом кисти Репина, “Приплыли” называется. Православный монах проповедует самоубийство с помощью собственного меча, как предпочтительное плену. Да ведь это – нормальная этика русского воина-язычника времен Игоря или Святослава! О русах, кидающихся на собственные клинки, лишь бы не попасть в плен к врагу, пишут грек Лев Диакон и араб ибн Мискавейх.

   Да был ли он монахом-то – закрадывается нехорошее подозрение. Если и был – то определенно не Троицкого монастыря Сергия Радонежского, потому что в синодике – поминальном перечне – Троицкой обители имя Александра Пересвета отсутствует (как, впрочем, и его брата – Родиона Осляби). Захоронены оба героя в Старо-Симоновском монастыре на территории Москвы – вещь также совершенно невероятная, если бы они были монахами другой обители. Да как бы Троицкая обитель допустила бы, чтоб столь знаменитые и выдающиеся ее братья покоились в “чужой” земле?

   Между прочим, оба брата были на момент битвы отнюдь не пухлогубыми безусыми богатырями из “Лебедей Непрядвы”, а людьми более чем взрослыми. У младшего, Осляби, был взрослый сын, погибший на поле Куликовом. Род старшего, Пересвета, так же не прервался – в XVI веке на Руси появляется его дальний потомок, литовский выходец Иван Пересветов.

   Но стоп! Отчего же литовский выходец? Да оттого, что братья называются во всех источниках “боярами брянскими” или “любучанами” – выходцами из расположенного неподалеку от Брянска городка Любутска на Оке. А во времена Куликова поля это были земли Великого княжества Литовского и Русского. И на поле Куликовом брянские бояре могли оказаться лишь под знаменами своего сюзерена литвина Дмитрия Ольгердовича, Брянского князя, пращура рода Трубецких, пришедшего на службу князю Московскому зимой 1379-1380 годов.

   Когда ж Пересвет с Ослябею успели в монахи-то постричься? Да еще в монастыре, расположенном на московских землях? Да еще успеть за полгода пройти послух – как мы помним, трехлетний – и “дослужиться” до схимников?

   Вопросы, вопросы, вопросы… и ни на один нет ответа. Точнее есть – один на все разом. В год Куликовской битвы ни Пересвет, ни Ослябя монахами не были. Ни Троицкого монастыря, ни какого-нибудь другого – ибо монах от всех мирских обязанностей освобождается, и, прими братья постриг на литовской земле, им незачем было следовать за своим – уже бывшим – сюзереном в Московское княжество.

   Между прочим, сам Дмитрий Ольгердович был крещен-то уже в зрелом возрасте. В душах его бояр, суда по “святотатственной” реплике Пересвета, христианство также не успело пустить корней. Как и в душе еще одного литовского выходца, воеводы Дмитрия Боброка, перед битвою ни много, ни мало – ворожащего своему тезке, великому князю Московскому, еще не прозванному Донским, о победе по волчьему вою, заре и “голосу земли”. По свидетельству Гальковского, еще в начале ХХ века русские крестьяне – кстати, из западно-русских, “литовских” во времена Пересвета Смоленских краев – вот так, на восходе Солнца, кланялись Земле, кланялись тайно и сняв предварительно крест. Тайну Дмитрий Иванович соблюл; любопытно, снимал ли он крест?

   Ослябя, оставшийся в живых в Куликовской сече, позднее служил в боярах у еще одного литовского выходца – митрополита Киприана, под старость же и впрямь постригся в монахи. Так, надо думать, и появился в источниках “чернец Родион Ослябя”, ну а уж коли в “Задонщине” (первые списки которой ни словом не намекают на монашество брянских бояр) он называет Пересвета братом, то монахи-летописцы и сделали “логический” вывод, задним числом вписав в свои ряды обоих героев Куликова поля. И произошло это, судя по летописям и спискам “Задонщины” не ранее конца XV века, когда иго было уже окончательно свергнуто, и провалилась последняя попытка реставрировать его (хан Ахмат в 1480 году). Тогда же возникло и “Сказание о Мамаевом побоище”, перекроившее чуть не всю историю Куликовской Битвы “на злобу дня”, и упоминания о небывалом походе на Куликово поле Ягайлы (в “Сказании…” вообще почившего за несколько лет до сечи на Непрядве Ольгерда), невесть отчего повернувшего с полдороги. Позвольте посмеяться над распространенными объяснениями, что свирепый воин и полководец “испугался” остатков московского войска, только что перенесшего страшное сражение. Это-то объясняется хорошо – соперничество Москвы с Литвой в собирании Русских земель было в разгаре, Литва – точнее, уже Речь Посполитая – стала католической и начала, на свою, в конечном счете, голову, притеснять православных – короче, про Литву просто требовалось сказать какую-нибудь гадость. Хотя бы просто чтоб “замазать” активнейшее участие Андрея и Дмитрия Ольгердовичей с их подданными – Боброком, Пересветом, Ослябей – в великой победе над Ордой.

   Но понятно и желание церкви прибрать к рукам имена героев Куликова поля. Церкви тоже хотелось кое-что “замазать” – только не чужие подвиги, а собственное… м-да, тут как-то никаких цензурных определений на язык не подворачивается… ну, скажем, собственное поведение во времена ига. Ярлыки, которыми награждали митрополитов ханы Менгу-Темир, Узбек, Джанибек и их потомки, говорят сами за себя. Под угрозой мучительной смерти запрещалось не только причинять какой-либо вред “церковным богомольцам” или посягать на их имущество – даже словесно оскорблять православную веру! Против кого направлены были эти указы – ясно: до XIII века на Руси действовали капища Древних Богов. Но лучше всего – мотивация этих суровых запретов в ханских ярлыках: “зане они за нас и за весь род наш бога молят и воинство наше укрепляют”.

   Что тут сказать… не говорить хочется – кричать! Особенно хорошо читать это после того, как почитаешь душераздирающее “О разорении Рязанской земли Батыем”, да вдобавок – описания раскопок сожженных Ордой городов с детскими скелетиками в печах и распятыми останками изнасилованных и убитых женщин; после того, как ознакомишься с сухой археологической статистикой – 75% городов и сел северо-восточной Руси не пережили XIII века, были уничтожены полностью – это при том, что в уцелевших шла резня, выживали единицы… с описаниями рабских рынков на черноморском берегу того времени, набитыми золотоволосым, синеглазым живым товаром из Руси…

   Это они за них молили своего бога! Это их воинство они укрепляли! И действительно укрепляли – когда тверичи восстали против ордынского ига и убили сборщика податей Чолхана (Щелкана Дудентьевича из былины, который “у кого коня нет – дитя возьмет, у кого дитя нет – жены возьмет, у кого жены нет – самого возьмет”… церковники, кстати, дани не платили вообще), когда московский князь Калита вместе с ордынцами разгромил и сжег Тверь, а тверской князь Александр сбежал в вольный Псков, до которого не дотягивались длинные лапы Орды, митрополит Феогност под угрозой отлучения заставил псковичей выдать защитника русских людей на казнь татарам.

   Вы не поверите, читатели, но еще в XV веке церковники нисколько не скрывали этого союза с Ордой. Они им хвалились, писали посягнувшему на церковные земли Ивану III: “мнози и от неверных и нечестивых царей…зело по святых церквах побораху, не токмо в своих странах, но и в Руссийском вашем царствии, и ярлыки давали”. Не знаешь, на что пуще умиляться – на это дивное – “вашем Руссийском царствии” – прямо таки нынешняя “эта страна” – или на саму беспредельную наглость, защищающую нажитое при оккупации добро в едва освободившейся стране ссылками на законы оккупантов.

   Однако вскоре Русь окончательно поставила Орду на место на Угре, и церковники – тут же, “и мужниных еще сапог не износивши” – кинулись примазываться к победе над Ордой. Так посмертно “постригли” в троицкие монахи полуязычников из дремучих брянских лесов, братьев-бояр Ослябю и Пересвета.

   Исторический же Александр Пересвет никогда не был монахом, обитель Сергия разве что мимо проезжал. Я знаю, что эта статья мало что изменит – как были, так и останутся бесчисленные картинки с Пересветом, вопреки всякому здравому смыслу, скачущему на врага в долгополой сутане, как звучали, так и будут звучать экстатические завывания штильмарков и уткиных про “подвиг схимника Пересвета, благословленного на бой святым Сергием”. Что ж, вольному – воля, вольному – правда, а “спасенным” – их рай, их краденые герои и ворованные подвиги. Каждому свое. Я писал не для них…

ПОЧЕМУ ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ БИЛСЯ НЕ ПОД ЗНАМЕНЕМ?

   Одной из загадок Куликовской битвы является более чем странная история с обменой доспехами и конями князя Дмитрия и боярина Михаила Бренка. Как мы помним, Дмитрий снял княжеские доспехи и, отдав их вкупе с конем Михаилу Бренку, оставил его под знаменем, сам уехал в передовой полк на чужом коне и в простых доспехах.

   Что бы сие значило? Можно, конечно, допустить, что это очередное сочинительство безвестного автора «Сказания о Мамаевом побоище» [255] , благо с фантазией у него было все в порядке – и который год как мертвый Ольгерд литовское войско на Москву ведет, и татарин-мусульманин Мамай к Перуну и Хорсу (а за одним к «Реклею»-гераклу и «Бохмиту»-Магомету) взывает.

   Однако, вообще говоря, в его выдумках обычно прослеживается некая логика или хотя бы следование шаблону. Мамай поганый, значит, язычник, значит, должен к идолам взывать. Вон, у французов в «Песни о Роланде» мавры из Кордовского эмирата Аполлона и Юпитера славят. С Литвой Москва враждует за русские земли, значит, изобразим, как подлые литвины хотели нашим в спину ударить (а когда умер Ольгерд, во времена написания «Сказания, более чем сто лет спустя после Куликовской победы, уже мало кто помнил). Почитаемого в только что подмятой Моской Рязани князя Олега Ивановича сделаем из ведущего свою политику государя предателем. Александр Пересвет, боярин брянский, уже однозначно превращается в монаха и становится участником эпического поединка с печенегом (!!!). И так далее.

   Но какой смысл в истории с переодеванием, чего ради было ее выдумывать? Аналогов тоже не припоминаю. И простой небрежностью, вроде именования «князя» (темника) Мамая «царем» (ханом), чего современные битве русские источники себе не позволяли, тут тоже дело не решается.

   Позднее изобрели дивное объяснение: оказывается, Дмитрий сделал это, чтоб войско не смущалось, если флаг упадет и сражающиеся под ним погибнут – мол, зато князь, может, и жив. У меня просто слов нет для определения гениальности такого объяснения. Нет слов и для описания того «воодушевляющего» эффекта, что окажет на войско факт бесследного растворения князя неизвестно где. Ну, или еще немногим лучше – факт нахождения его в первых рядах, среди, фактически, смертников.

   На мой взгляд, многое объясняет малоосвещаемый официальной историографией факт: на момент битвы князь пребывал отлученным от церкви митрополитов Киприаном. Что самое интересное, мы знаем об этом из письма Киприана к Сергию – тому самом Сергию Радонежскому, что многими десятилетиями после сражения внезапно объявится на страницах его описаний «благословляющим» анафемствованного князя, (на случай, если кто станет твердить, что «Киприан не анафемствовал Дмитрия, а только отлучил» – вот мнение человека, в вопросе безусловно компетентного: «На богословском языке отлучение от Церкви есть анафема. И, соответственно, верно обратное определение: анафема есть не что иное как отлучение от Церкви» [256] ).

Итак, анафема Киприана [257] :

«Но раз меня и мое святительство подвергли такому бесчестию, – силою благодати, данной мне от пресвятой и живоначалыюй троицы, по правилам святых отцов и божественных апостолов, те, кто причастен моему задержанию, заточению, бесчестию и поруганию, и те, кто на то совет давали, да будут отлучены и неблагословенны мною, Киприаном, митрополитом всея Руси, и прокляты, по правилам святых отцов».

   На самом деле, как мы знаем из третьего письма Киприана Сергию, Сергий его анафему поддержал, и, по всей видимости, распространил – а об этом можно судить по количеству списков, в котором дошло до нас содержащее отлучение письмо Киприана.

   Летом 1380 года Киприан находился в Константинополе, куда поехал жаловаться на Дмитрия. Снять оттуда отлучение он не смог бы даже при желании – не было еще ни телеграфа, ни радио, ни сотовой связи. Покинув Москву летом 1378 года, он прибыл в Константинополь весною 1379-го – вряд ли обратно он мог добраться быстрей.

   Хуже того, кандидат в митрополиты, выдвигавшийся самим Дмитрием, Михаил-Митяй, русский, а не грек или болгарин, выходец из белого духовенства, стоявший, в отличие от Киприана, епископа суздальского Дионисия и Сергия Радонежского, за независимость русской церкви от Константинополя, приплыв в Константинополь летом 1379 года, почти тут же умер. О смерти, ожидавшей Митяя в Константинополе, перед его отъездом откровенно говорил тот же Сергий.

   Итак, посмотрим теперь на начало Куликовской битвы с этой позиции.

   Великий князь отлучен от церкви, его ставленник умер – что многими могло восприниматься как доказательство неугодности Митяя – и его покровителя! – Христу. Сам Дмитрий Иоаннович не мог не чувствовать себя более чем неуютно.

   Но Мамай и его орда не собирались считаться с этим. Орда шла на Русь. Орду надо было остановить – но как, если во главе войска стоит отлученный, неугодный богу князь-анафема?!

   Сам князь Дмитрий, такой же средневековый христианин, как и большинство его подданых, не мог не думать об этом.

   И вот, накануне битвы, великий князь решается на поразительный шаг. Он перелагает княжеские регалии на плечи друга, не задетого анафемой Киприана приближенного. Делается это в прямом смысле перед богом – перед ликом Спаса на черном московском знамени, ратной иконой Москвы. Теперь Христу не за что гневаться на московское войско – во главе его не отлученный, не анафема, а благоверный православный христианин. Сам же Дмитрий уходит простым воином в передний полк, отдавая себя на суд божий – не как князь, а как простой человек. Становится в один ряд с нехристями и двоеверцами с северного Белоозера и языческой Литвы.

   После боя, очнувшийся, он наверняка испытал большую радость, чем мы это представляем себе сейчас. Не просто лично он уцелел, не просто войско выиграло битву – бог явил волю, вседержитель рассудил, и признал его, Дмитрия, правым. Отлучение снято – снято волею высшею, чем воля митрополита и самого патриарха. Не только жизнь, не только победа – примирение с богом.

   Так – если он руководствовался предполагаемыми мною мотивами – должен был понимать происходящее князь Московский. Так это должны были воспринимать его православные подданные. Так, судя по всему, понял это и Киприан, в 1381 году вернувшийся в Москву и примирившийся с Дмитрием – ненадолго, правда, до своего бегства из оставленной на него Москвы перед наступающей ордой Тохтамыша.

   Но те, кто сражались рядом с ним, подданные литовских и белозерских князей, может быть, обратили внимание на иное – израненного, упавшего князя прикрыла ветвями упавшая, срубленная в жестокой сече береза – одно из священных деревьев языческой Руси.

Источник: xn--80ajoghfjyj0a.xn--p1ai

Источник: http://xn--80ajoghfjyj0a.xn--p1ai/tayna-poedinka-peresvet-chelubey

Александр Пересвет. Герои Куликовской битвы

Александр Пересвет — один из самых известных русских богатырей. Причислен православной церковью к лику святых. Его личность овеяна легендами и мифами.

Имя русского монаха-воина до сих пор носят улицы и города, а его слава не угасла и через почти 700 лет.

Биография Пересвета

Дата рождения Александра доподлинно неизвестна. Ряд источников свидетельствует о боярском происхождении. То есть принадлежности к высшему сословию. Бояре занимали руководящие посты и владели землями. В 14-ом веке каждый боярин с детства обучался военному ремеслу. Место рождения — Брянск. Предположительно, Александр Пересвет участвовал в походах и войнах. В какой-то момент он постригся в монахи. Обряд был проведён в Ростове. Поскольку авторитетных источников, которые могли бы достоверно сообщить о тех или иных событиях практически нет, историки по сей день ведут дискуссии относительно биографии Пересвета. Проблема заключается ещё и в том, что древние писатели часто прибегали к аллегориям и возвышениям. То есть знаменитым личностям приписывали подвиги и качества, которыми те в действительности не обладали. И современным учёным довольно трудно отличить выдумку от реальности.

Так или иначе, можно смело утверждать, что к 1380 году Александр Пересвет был монастырским схимонахом. Именно в этом чине он подошёл к Куликовский битве, которая принесла ему вечную славу.

Предпосылки

В 14 веке Русь изнемогала под монголо-татарским гнётом Золотой орды. В это же время усилилось влияние Московского царства. Несколько русских князей смогли одержать несколько побед над татарами, что придало силы сопротивлению оккупации. В 1376 году русские войска стали освобождать свою землю, тесня Орду на юг. В процессе отступления ханы Мамая разорили несколько княжеств, но так и не вступили в открытое сражение.
В середине августа в Коломну прибывает русское воинство. Разными путями со всей Руси стягиваются ратники, чтобы дать отпор татарам раз и навсегда. Лидер Орды Мамай считает, что Дмитрий побоится пересечь Оку и надеется на скорую помощь литовцев. Но к началу сентября русские пересекли реку и двинулись через земли рязанские на Мамая. Среди солдат был и Александр Пересвет.

Такой манёвр Дмитрия был расценен как опрометчивый шаг. По всей Руси распространялись панические слухи о скором поражении коалиции князей.

Куликовская битва

8 сентября состоялась знаменитая Куликовская битва и поединок Пересвета с Челубеем. За день до этого русские войска переправились через реку Дон. Великий князь Дмитрий собрал под своими знамёнами от 40 до 60 тысяч человек. Московский полк был ядром. По флангам стояли прибывшие литовцы и рязанцы. Ночью 7 сентября произошёл смотр войск. Дмитрий понимал огромную ответственность, которая была возложена на него. Поскольку в случае поражения перед татарами оказались бы открытыми все земли до Москвы. Поэтому смотр проводился очень тщательно.

Александр Пересвет находился скорее всего в центральном полку с двором московского князя. Глубокой ночью разведчики обоих сторон осматривают позиции противника. Лишь под утро происходят первые стычки. Татары привели около 100 тысяч человек к Куликовому полю. Поскольку средневековым источникам свойственно значительно увеличивать численность войск, определить истинное количество довольно сложно. Некоторые источники указывают до 40 тысяч русских солдат и до 60 тысяч татар.
Утром 8 сентября русичи построились в боевые порядки. Легендарные герои последующей битвы произнесли речи. На поле стелился густой туман, и русские несколько часов в оцепенении ожидали начала битвы. Через несколько часов татары плотной стеной вышли из леса.

Поединки

В средневековье генеральным битвам часто предшествовал поединок лучших бойцов от каждого войска. Это неписанное правило соблюдалось неприкосновенно. Поединок продолжался до смерти и никто не имел права вмешиваться. Истоки такого обычая уходят во времена до нашей эры. Древние легенды указывают, что вместо сражения двух войск могло произойти сражение двух людей. Проигравшая сторона отступала. Конечно, в реальности скорее всего битва начиналась независимо от поединка. Но он имел очень важное психологическое значение для бойцов. Для многих он был своеобразным суеверием.

Поединок Пересвета с Челубеем

Со стороны татар вышел знаменитый Челубей. Согласно древним сказаниям, он славился огромной физической силой и военной хитростью. Он был лучшим в поединках. Именно для этих целей его и наняли татары. До Куликовской битвы он не знал поражений. В верховых сражениях он использовал копьё, на метр длиннее обычного, что позволяло ему убивать противника ещё до столкновения. От татарского войска он отошёл на белом коне, облачённый с серые одежды.
Александр Пересвет был в багровых одеяниях и стоял под «чёрмным» (красным) русским православным знаменем. Войска застыли в ожидании схватки.

Пересвет и Челубей разогнались и неслись друг к другу с выпрямленными копьями. Столкнулись они на всём скаку. Копья одновременно вонзились в поединщиков. Пересвет и Челубей погибли одновременно. Но Александру удалось удержаться на коне дольше, что означало его победу. Воодушевлённые победой своего бойца русичи взъярились. Туманное утро разразил вой труб, и русское воинство ринулось в атаку.

Пересвет с Челубеем на Куликовом поле: другая версия

По другой версии, Пересвет пошёл на хитрость и самопожертвование намеренно. Богатырь, сразившийся с Челубеем перед Куликовской битвой, знал о длинном копье противника. Поэтому специально снял с себя все доспехи, чтобы копьё татарского фаворита прошло сквозь тело Александра быстро и это позволило бы ему поразить врага. Монах-воин надел церковный наряд с православным крестом. Самоуверенный Челубей проткнул Пересвета, но тот, с копьём в теле дотянулся до врага и сразил его. В предсмертной агонии русский воин сумел доскакать до своих войск и лишь там пал.

Сражение

Воодушевлённые победой и героическим самопожертвованием, русские войска с криком пошли на врага. Стороны столкнулись в ожесточённой схватке. Татары превосходили числом. Но русские оставили в засаде полк воеводы Серпуховского. В решающим момент он нанес удар в тыл татарских войск. Конники рубили сзади, татары дрогнули. Они обратились в паническое бегство и почти все были перебиты.
Разгром Орды в битве на Куликовом поле стал отправной точкой освобождения Руси от татаро-монголов. Воодушевлённые победой русские князья решили сплотиться вокруг Москвы.

Погребение героя

Тело Александра Пересвета повезли в Москву. Там его похоронили с воинскими почестями подле храма Рождества Богородицы в личном склепе. Легендарные герои битвы, такие как Родион Ослябя, были погребены вместе с ним.

В 18-ом веке строители нашли под колокольней древнюю гробницу, в которой предположительно и был похоронен Александр Пересвет. Некоторые историки считают эту информацию неправдоподобной. После реставрации храм дополнили усыпальницей и поставили надгробие. Оно просуществовало до 20-х годов 20-го века. Сейчас в трапезной храма поставили новое надгробие, которое повторяет чугунный саркофаг Пересвета. Могила открыта для посетителей.

Память

Герой Куликовской битвы был причислен русской православной церковью к лику святых. Днём памяти Александра Пересвета считается 7 сентября. В Московской государственной академии хранится нательный крест, который предположительно принадлежит Пересвету. Во времена Российской Империи именем Александра были названы несколько боевых кораблей. Сегодня существует несколько улиц, а также город в Московской области, названные в честь Пересвета.

В 2006 году сформировали спецотряд ВВ «Пересвет».

Кто выиграл президентские дебаты? Эксперты оценивают беспорядок Трампа-Байдена

Президент Трамп и его соперник от Демократической партии Джо Байден провели более часа во время первых президентских дебатов в Кливленде, штат Огайо, обсуждая, как лучше всего справиться со смертельным кризисом с коронавирусом, налогами, изменением климата и множеством других вопросов внутренней политики. .

Беспорядочные дебаты часто превращались в неприятные, с криками матчей и постоянными перерывами, которые глубоко разочаровывали модератора — Криса Уоллеса из Fox News — и нашу группу экспертов по выборам.

«Оба сделали несколько выстрелов. Оба слишком много прерывали и вели себя как дети », — сказал Мэтт Маковяк, давний республиканский стратег, ведущий подкастов и председатель местной Республиканской партии в Остине, штат Техас.

Другой аналитик The Post в ночь выборов, Лиз Бенджамин, не новичок в жесткой политике. Но этот ветеран Олбани — который освещал это как репортер, обозреватель и как бывший давний ведущий «Capital Tonight» до того, как стал консультантом по коммуникациям, — назвал это ничьей.

«Это была стирка», — написала она. «Оба кандидата выполнили то, что должны были сделать, играя на своих базах и избегая любых дисквалифицирующих оплошностей».

«Были памятные моменты -« Ты бы заткнулся, дружище? »- но ни одного яйца не выбили из парка», — добавила она, ссылаясь на одно из междометий Байдена.

Today's cover of the New York Post Getty Images

Вот что сделали три наших аналитика из обширного 90-минутного праздника.

Но давний политический стратег-республиканец на Статен-Айленде Летисия Ремауро дала Трампу небольшое преимущество.

«Трамп на волоске. Он был силен и укрепил свою базу, но теряет очки за то, что мешает », — написал Ремауро, завсегдатай телеканала New York 1« Inside City Hall », который руководил связями с общественностью для администрации Бэттери-Парк-Сити после террористических атак 11 сентября.

«Байден не казался таким сильным, но действительно источал сострадание, которое питает его базу», — добавил Ремауро, который планирует баллотироваться на пост президента района Стейтен-Айленд по линии Республиканской партии в 2021 году.

Они разбили свой анализ на семь ключевых частей сегодняшней дискуссии.

Рекорды Трампа и Байдена:

  • Ремауро: Байден побеждает в этом, проявляя отцовский вид, защищая своего сына от агрессивной атаки Трампа по поводу зависимости Хантера. Слишком личное. Ошибка Трампа. — Трамп C- / Байден B +
  • Бенджамин: Трамп стремится назначить Байдена карьерным политиком, защищая при этом свой собственный послужной список в экономике и не обращая внимания на кризис COVID. Байден пользуется старым стандартом «тебе сейчас лучше», становится жарко, когда Трамп нападает на своего сына, но, надо отдать ему должное, не теряет его полностью.Здесь нет явного победителя. — Байден: C / Трамп: C
  • Mackowiak: Я даже не помню этот раздел. Вся эта дискуссия была беспорядочной. — Байден: C- / Трамп: C-

Верховный суд:

  • Ремауро: Трамп на волосок. Несмотря на то, что Трамп был гиперболическим и спорным, он объяснил, почему он имеет право назначать своего кандидата. Байден умело перевел дискуссию на Закон о доступном медицинском обслуживании, но запутал свои мысли и не смог нанести удар.Байден ловко перескочил, отвечая на вопрос «собирайте суд», но я не думаю, что это помогло с его базой. — Байден: C / Трамп: B-
  • Бенджамин: Трамп выходит, размахиваясь в этом вводном вопросе, и без извинений использует аргумент «победитель получает трофеи». Байден начал слабый старт, хотя он поворачивается к защите Закона о доступном медицинском обслуживании — важного критерия для демократов. — Трамп: A- / Байден: C
  • Mackowiak: Самым важным моментом был отказ Байдена отрицать, что он соберет зал.- Байден: C- / Трамп: B-

COVID-19:

  • Ремауро: Это ничья. Байден затронул все темы своих разговоров и вызвал эмоции у потерянных близких. Трамп нанес удар, указав на неправильное обращение Байдена с h2N1 и на то, что Байден не хотел закрывать страну раньше времени. Оба накормили свою базу. — Трамп: B / Байден: B
  • Бенджамин: Трамп занимает оборонительную позицию и вновь обвиняет Китай, теряет очки, критикуя Байдена за ношение маски, в то время как члены его собственной семьи сидят в зале в масках.Байден, которому здесь нечего защищать, получает несколько прямых попаданий, обращается к семьям, которые потеряли своих близких из-за COVID. — Байден: A- / Трамп D
  • Mackowiak: Байден заставил Трампа играть в обороне. Он эффективно вел дело. — Байден: A- / Трамп: C-

Экономика:

  • Ремауро: Трамп побеждает в этом, напоминая людям, что Байден хочет, чтобы экономика была отключена, Байден в основном соглашается, но делает ставку для своей базы, когда говорит, что сейчас деньги зарабатывают только миллиардеры.- Байден: B / Трамп: A
  • Бенджамин: Трамп отклоняется, снова пытаясь переложить вину за экономический кризис, вызванный COVID, указывая на губернаторов-демократов, которые не полностью открыли свои штаты. Байден снова играет влево, где ему нужно укрепить поддержку, преследуя миллионеров и миллиардеров, которые преуспели во время пандемии. Также разумно возвращается к кризису COVID. — Байден: B + / Трамп: C
  • Mackowiak: Трамп выиграл этот обмен, выдвинув убедительные аргументы в защиту своего послужного списка и критикуя слабое восстановление в годы правления Обамы-Байдена. Байден: C / Трамп: B +

Раса, насилие и правоохранительные органы:

  • Ремауро: Трамп побеждает в этом, потому что он вернул разговор к закону и порядку и напомнил зрителям, что насилие на улице было вызвано протестами BLM, которые касаются базы обоих мужчин. Байден так и не ударил, хотя в своем вступительном заявлении он был красноречив. — Байден: C / Трамп: A
  • Бенджамин: Трамп склоняется к отправке федеральных войск в города, охваченные расовыми беспорядками и протестами, набирает очки у правых, обвиняя Байдена в том, что он настроен против копов и слишком запуган левыми, но отказывается прямо осуждать сторонников превосходства белой расы.Байден пытается идти по деликатной линии, осуждая насилие и расизм, но выходит нерешительно по обоим направлениям. Ни то, ни другое здесь не было особо сильным — Трамп: C- / Biden C
  • Mackowiak: Трамп здесь был достаточно эффективен. Но он упустил возможность назвать белых сторонников превосходства по имени. — Байден: B- / Трамп: B

Честность выборов:

  • Ремауро: Трамп на волосок, потому что Трамп, Байден и Уоллес согласились с тем, что решение о выборах не будет принято в день выборов, и у зрителей остались без ответа вопросы о том, можно ли правильно подсчитать бумажные бюллетени.- Байден: B- / Трамп: B
  • Бенджамин: Байден идет по пути и обещает принять результаты выборов, одновременно призывая американцев голосовать и обещая призывать к спокойствию во время подсчета бюллетеней — сильный момент для него. Трамп снова ставит под сомнение достоверность результатов, выдвигает необоснованные обвинения в широко распространенном мошенничестве и пытается подорвать самые основы демократии малых размеров. — Трамп: D / Байден: B +
  • Mackowiak: Ни выиграл, ни проиграл по этому поводу. Байден: B / Трамп: B

.

Включены все: влияние COVID-19 на общество

Everyone Included COVID-19

Мы сталкиваемся с глобальным кризисом в области здравоохранения, не похожим ни на один из кризисов за 75-летнюю историю Организации Объединенных Наций — кризисом, который убивает людей, распространяет человеческие страдания и меняет жизни людей. Но это гораздо больше, чем кризис здоровья. Это гуманитарный, экономический и социальный кризис. Коронавирусное заболевание (COVID-19), которое Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) охарактеризовала как пандемию, атакует общества в их ядре.

Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ ООН) является пионером в области устойчивого развития и средоточием Целей устойчивого развития (ЦУР), где каждая цель находит свое место и где все заинтересованные стороны могут внести свой вклад, чтобы никого не оставить позади . ДЭСВ ООН через Отдел инклюзивного социального развития (DISD) отслеживает национальные и глобальные социально-экономические тенденции, выявляет возникающие проблемы и оценивает их последствия для социальной политики на национальном и международном уровнях.С этой целью мы являемся ведущим аналитическим голосом за содействие социальной интеграции, сокращение неравенства и искоренение бедности.

Вспышка COVID-19 затрагивает все слои населения и особенно пагубно сказывается на представителях тех социальных групп, которые находятся в наиболее уязвимом положении, продолжает поражать группы населения, включая людей, живущих в условиях бедности, пожилых людей, людей с ограниченными возможностями, молодежь и коренные народы. Первые данные свидетельствуют о том, что воздействие вируса на здоровье и экономику в непропорционально большой степени ложится на бедные слои населения.Например, бездомные, поскольку они могут быть не в состоянии безопасно укрыться на месте, очень подвержены опасности вируса. Люди, не имеющие доступа к водопроводу, беженцы, мигранты или перемещенные лица, также могут непропорционально сильно пострадать как от пандемии, так и от ее последствий — будь то из-за ограниченного передвижения, меньших возможностей трудоустройства, усиления ксенофобии и т. Д.

Социальный кризис, созданный пандемией COVID-19, если его не решить с помощью политики, может также усилить неравенство, изоляцию, дискриминацию и глобальную безработицу в среднесрочной и долгосрочной перспективе.Всеобъемлющие универсальные системы социальной защиты, когда они существуют, играют очень прочную роль в защите рабочих и сокращении масштабов нищеты, поскольку они действуют как автоматические стабилизаторы. То есть они всегда обеспечивают базовый гарантированный доход, тем самым повышая способность людей справляться с потрясениями и преодолевать их.

Как подчеркнул Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, во время запуска Глобального плана гуманитарного реагирования на COVID-19 23 марта 2020 года «Мы должны прийти на помощь крайне уязвимым — миллионам и миллионам людей, которые наименее способны чтобы защитить себя.Это вопрос основной человеческой солидарности. Это также важно для борьбы с вирусом. Это момент, чтобы помочь уязвимым ».


“Unacceptable” – UN expert urges better protection of older persons facing the highest risk of the COVID-19 pandemic

Пожилые люди

Пожилые люди особенно подвержены риску заражения COVID-19, особенно люди с хроническими заболеваниями, такими как гипертония, сердечно-сосудистые заболевания и диабет.

Пожилые люди не только борются с повышенным риском для здоровья, но и, вероятно, менее способны поддерживать себя в изоляции.Хотя социальное дистанцирование необходимо для уменьшения распространения болезни, при неправильном применении такие меры могут также привести к усилению социальной изоляции пожилых людей в то время, когда они могут в наибольшей степени нуждаться в поддержке.

Дискурс о COVID-19, в котором он воспринимается как болезнь пожилых людей, усугубляет негативные стереотипы о пожилых людях, которых можно рассматривать как слабых, незначительных и обременяющих общество. Такая дискриминация по возрасту может проявляться в предоставлении услуг, поскольку обращение с пожилыми людьми может восприниматься как менее ценное, чем обращение с молодыми поколениями.Международное право прав человека гарантирует каждому право на наивысший достижимый уровень здоровья и обязывает правительства принимать меры по оказанию медицинской помощи тем, кто в ней нуждается. Например, нехватка аппаратов ИВЛ требует принятия политики и протоколов сортировки, основанных на медицинских, научно-обоснованных и этических факторах, а не на произвольных решениях, основанных на возрасте.
В этом контексте солидарность между поколениями, борьба с дискриминацией пожилых людей и защита права на здоровье, включая доступ к информации, уходу и медицинским услугам, являются ключевыми.Подробнее ..


COVID-19 Outbreak and Persons with Disabilities

Инвалиды

Даже в лучшие времена люди с ограниченными возможностями сталкиваются с проблемами при доступе к медицинским услугам из-за отсутствия, доступности, доступности по цене, а также из-за стигмы и дискриминации. Риски заражения COVID-19 для людей с ограниченными возможностями усугубляются другими проблемами, которые требуют конкретных действий: прекращение оказания услуг и поддержки, ранее существовавшие состояния здоровья в некоторых случаях, которые повышают риск развития серьезного заболевания или смерти, исключены из медицинской информации и основного медицинского обеспечения, живут в мире, где доступность часто ограничена и где препятствия для товаров и услуг являются проблемой, и непропорционально выше вероятность того, что они будут жить в институциональных условиях.

Общий индивидуальный уход за собой и другие профилактические меры против вспышки COVID-19 могут повлечь за собой проблемы для людей с ограниченными возможностями. Например, у некоторых людей с ограниченными возможностями могут возникнуть трудности с принятием мер по сдерживанию распространения вируса, включая соблюдение личной гигиены и рекомендованную частую уборку поверхностей и домов. Частая уборка дома и мытье рук могут быть сложной задачей из-за физических недостатков, экологических барьеров или перебоев в оказании услуг. Другие могут быть не в состоянии практиковать социальное дистанцирование или не могут изолировать себя так же тщательно, как другие люди, потому что им требуется регулярная помощь и поддержка других людей для выполнения повседневных задач по уходу за собой.

Чтобы инвалиды могли получить доступ к информации о COVID-19, она должна быть доступна в доступных форматах. Здания здравоохранения также должны быть физически доступны для людей с ограниченными физическими возможностями, сенсорными и когнитивными нарушениями. Более того, нельзя лишать людей с ограниченными возможностями доступа к медицинским услугам, в которых они нуждаются во время чрезвычайной ситуации, из-за каких-либо финансовых препятствий. Подробнее ..


Youth and COVID-19

Молодёжь

Многие правительства призвали молодежь приложить усилия для защиты себя и населения в целом.Молодежь также может помочь тем, кто наиболее уязвим, и помочь в проведении кампаний по повышению социальной осведомленности в области общественного здравоохранения среди своих сообществ. Таким образом, молодежь имеет решающее значение для ограничения распространения вируса и его воздействия на здоровье населения, общество и экономику в целом.

Что касается занятости, то среди молодежи непропорционально много безработных, а те, кто заняты, часто работают в неформальной экономике или в гиг-экономике, по нестандартным контрактам или в секторах услуг экономики, которые могут серьезно пострадать от COVID-19.

Более миллиарда молодых людей больше не посещают школу после закрытия школ и университетов во многих юрисдикциях. Сбои в образовании и обучении могут иметь среднесрочные и долгосрочные последствия для качества образования, хотя следует признать усилия, прилагаемые учителями, администрацией школ, местными и национальными правительствами, чтобы справиться с беспрецедентными обстоятельствами в меру своих возможностей.
Многие уязвимые молодые люди, такие как мигранты или бездомная молодежь, находятся в опасном положении.Это те, кого можно легко упустить из виду, если правительства не уделяют особого внимания, поскольку они, как правило, уже находятся в ситуации, когда даже их минимальные требования в отношении здоровья, образования, занятости и благополучия не выполняются. Подробнее ..


Indigenous Peoples and COVID-19

Коренные народы

Коренные народы особенно уязвимы в настоящее время из-за значительно более высоких показателей инфекционных и неинфекционных заболеваний, отсутствия доступа к основным услугам, отсутствия приемлемого в культурном отношении медицинского обслуживания и, если таковые имеются, недостаточно оборудованных и недостаточно укомплектованных персоналом местных медицинских учреждений.

Первым этапом предотвращения является распространение информации на языках коренных народов, обеспечивая, таким образом, то, что услуги и возможности соответствуют конкретной ситуации коренных народов и что все они доступны.

Большое количество коренных народов, не подпадающих под систему социальной защиты, еще больше усугубляет уязвимость, особенно если они зависят от доходов от более широкой экономики — продуктов, туризма, ремесел и занятости в городских районах.В этой связи правительствам следует обеспечить, чтобы меры временной финансовой поддержки охватывали коренные народы и другие уязвимые группы.

Коренные народы также ищут собственные решения этой пандемии. Они принимают меры и используют традиционные знания и методы, а также профилактические меры — на своих языках. Подробнее ..


Спорт на благо развития и мира

UN/DESA Policy Brief #73: The impact of COVID-19 on sport, physical activity and well-being and its effects on social development

Спорт вносит большой вклад в экономическое и социальное развитие.Его роль широко признана правительствами, в том числе в Политической декларации Повестки дня на период до 2030 года, в которой отражается «вклад спорта в расширение прав и возможностей женщин и молодежи, отдельных лиц и сообществ, а также в здравоохранение, образование и социальную интеграцию. цели ».

С момента своего начала пандемия COVID-19 распространилась практически на все страны мира. Меры социального и физического дистанцирования, блокировка предприятий, школ и социальной жизни в целом, которые стали обычным явлением для ограничения распространения болезни, также нарушили многие обычные аспекты жизни, включая спорт и физическую активность.В этом аналитическом обзоре освещаются проблемы, которые COVID-19 представляет как для мира спорта, так и для физической активности и благополучия, в том числе для маргинализированных или уязвимых групп. В нем также представлены рекомендации для правительств и других заинтересованных сторон, а также для системы ООН по поддержке безопасного возобновления спортивных мероприятий, а также по поддержке физической активности во время пандемии и после нее.

В целях защиты здоровья спортсменов и других участников большинство крупных спортивных мероприятий на международном, региональном и национальном уровнях были отменены или перенесены — от марафонов до футбольных турниров, чемпионатов по легкой атлетике до баскетбольных игр, от гандбола до хоккея с шайбой, регби, крикета, парусного спорта , катание на лыжах, от тяжелой атлетики до борьбы и многое другое.Олимпийские и Паралимпийские игры, впервые в истории современных игр, перенесены и состоятся в 2021 году. Подробнее ..


Secretary-General António Guterres takes part in the extraordinary Virtual Leaders’ Summit of the Group of Twenty (G-20) on the Covid-19 Pandemic.

«Настало время помочь уязвимым».
«Пожилые люди, люди с хроническими заболеваниями и инвалиды сталкиваются с особыми, непропорциональными рисками и требуют всех усилий для спасения своей жизни и защиты своего будущего. ” Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш запускает Глобальный план гуманитарного реагирования на COVID-19 вместе с Марком Лоукоком, Генеральным секретарем правительства США по гуманитарным вопросам; Тедрос Гебрейесус, Генеральный директор ВОЗ, и Генриетта Фор, Исполнительный директор ЮНИСЕФ, 23 марта 2020 г.


Under-Secretary-General Liu Zhenmin

Заявление заместителя Генерального секретаря Лю Чжэньминя о COVID-19

Under-Secretary-General Liu Zhenmin Реагирование на COVID-19 и улучшение восстановления — это сборник серии специальных аналитических записок UN DESA по экономическим и социальным последствиям COVID-19, целью которых является дополнение и поддержка инициатив Генерального секретаря в ответ на COVID -19.

В нем представлен подробный анализ и убедительные доказательства, необходимые для эффективного принятия решений по ряду важнейших социальных и экономических вопросов, включая разработку комплексных пакетов стимулов; предотвращение глобального долгового кризиса; поддержка стран в особых ситуациях; защита наиболее уязвимых групп людей; усиление роли науки, техники и институтов для эффективного реагирования; и работать вместе, чтобы строить лучше и выполнять Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.


Ресурсы ООН


UNDESA Policy Briefs UNDESA Policy Briefs UNDESA Policy Briefs UNDESA Policy Briefs

Аналитические записки ДЭСВ ООН


Гражданское общество и COVID-19

Чтобы подчеркнуть работу, которую организации гражданского общества проводят на местах, и ту добавленную стоимость, которую они вносят в глобальный ответ на пандемию, ООН предлагает гражданскому обществу поделиться своими историями. Какой бы ни была сфера деятельности вашей организации, мы верим, что наша общая цель поможет нам в это трудное время и что мы можем учиться и опираться на усилия друг друга.Если ваша организация принимала активное участие в выявлении или удовлетворении потребностей, связанных с COVID19 в вашем сообществе, перейдите по этой ссылке и поделитесь с нами своим опытом, фотографиями и видео, чтобы мы могли выделить ваши знания. Отправьте свою историю.


Вебинары

UN Chief Economist Elliott Harris and other experts from UN DESA have shared the main findings of three new briefing papers on the social, economic and financial impacts of COVID-19, as well as public policy recommendations. The online webinar took place on Thursday, 9 April 2020.

Главный экономист ООН Г-н Эллиот Харрис и другие эксперты из ДЭСВ ООН поделились основными выводами трех новых информационных документов о социальных, экономических и финансовых последствиях COVID-19, а также рекомендациями государственной политики.Онлайн-вебинар прошел в четверг, 9 апреля 2020 года.

Смотрите запись этого события на Facebook.
Посмотреть презентацию можно здесь.


UN DESA Webinar on COVID-19: Strengthening Science and Technology and Addressing Inequalities Присоединиться к помощнику Генерального секретаря ДЭСВ ООН по координации политики и межучрежденческим вопросам Г-жа Мария-Франческа Спатолизано, г-н Фабрицио Хохшильд-Драммонд , Специальный советник Генерального секретаря по подготовке к празднованию Дня Рождения к 75-летию Организации Объединенных Наций, и эксперты ДЭСВ ООН на втором вебинаре ДЭСВ ООН по COVID-19: Укрепление науки и технологий и устранение неравенства 6 мая 2020 года с 10:00 до 12:00 по восточноевропейскому времени.

Смотрите запись этого события на Facebook.
Посмотреть презентацию можно здесь.


Ресурсы наших партнеров


COVID-19 and Vulnerable Groups

Нам нужны солидарность, политическая воля и новаторские политические меры для защиты уязвимых людей и их благополучия, а также для защиты права на здоровье, включая доступ к информации, уходу и медицинским услугам.

* Когда включен каждый, выигрывает каждый. *

Для получения дополнительной информации о глобальной чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, вызванной коронавирусом Организации Объединенных Наций, посетите:
https: // www.un.org/coronavirus

.