Содержание

Толкования Священного Писания. Толкования на Мф. 23:12

Свт. Иоанн Златоуст

ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится

См. Толкование на Мф. 23:8

Прп. Макарий Великий

ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится

Ибо море, когда все реки впадают в него, не наполняется, так и душа, удостоившаяся войти в мир Божества Духа, не пресыщается, сколько (Бог) ни дает ей даров благодати, и сколько получает, взыскует; и сколько ни насыщается, еще желает, и сколько ни наполняется, еще чувствует недостаток, и, как некая ненаполняемая бездна, от многого духовного желания и небесной любви ненасытимой любви Христа устрояется. Она ходит по земле и на небесах с Господом по настроению имеет пребывание. Этих благ удостаиваются получить и такового преуспевания получают возрастание в душе те, кто отдают себя смиренному мудрствованию и не принимают в себе мысли возношения и важничания, но считают себя недостойными перед Богом и людьми и всегда подвизаются, как начинающие, и, таким образом уничижая и смиряя себя, удостаиваются получить эти великие блага. Как говорит Господь: «Смиряющий себя возвысится, и возвышающий себя будет смирен». Ибо ставшие причастниками какой-нибудь малой благодати и предавшие себя возвышению за то, что думают, будто они являются кем-нибудь, оскорбляют благодать Духа и лишаются того блага, которым обладают, за безумие их младенчества.

Собрание рукописей типа I. Слово 21.


<…> обогащающийся Божиею благодатью должен пребывать в великом смиренномудрии и сердечном сокрушении, почитать себя нищим и ничего неимеющим, думать: „что имею у себя, все то чужое, другой мне дал, и когда захочет, возьмет у меня“. Кто так смиряет себя пред Богом и людьми, тот может сохранить данную ему благодать, как сказано: «смиряяйся, вознесется». Будучи Божиим избранником, да осуждает он сам себя, и будучи верным, да почитает себя недостойным. Такие души благоугождают Богу и животворятся Христом.

Собрание рукописей типа II. Беседа 41.

Прп. Иоанн Лествичник

Когда мы домогаемся славы, или когда, без искательства с нашей стороны, она приходит к нам от других, или когда покушаемся употреблять некие ухищрения, служащие к тщеславию: тогда вспомним плач свой и помыслим о святом страхе и трепете, с которым мы предстояли Богу в уединенной нашей молитве; и таким образом без сомнения посрамим бесстыдное тщеславие, если, однако, стараемся об истинной молитве. Если же в нас нет этого, то поспешим вспомнить об исходе своем. Если же мы и сего помышления не имеем: то, по крайней мере, убоимся стыда, следующего за тщеславием, потому что «возносяйся непременно смирится» еще и здесь прежде будущего века.

Слово 22. О многообразном тщеславии.

Блж. Иероним Стридонский

ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится

См. Толкование на Мф. 23:8

Блж. Феофилакт Болгарский

ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится

См. Толкование на Мф. 23:8

Ориген

ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится

См. Толкование на Мф. 23:11

Евфимий Зигабен

Иже бо вознесется, смирится: и смиряяйся, вознесется

Смирение – величайшее приобретение для человека; поэтому-то и говорит о нем часто, чтобы постоянным напоминанием сильнее напечатлеть его в умах Своих учеников. Повелевает не только не любить первых мест, но искать даже последних, потому что первое унижает любящего, а последнее – возвышает ищущего.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится

Больший из вас и пр.: см. прим. к Мф. 20:26. — Кто возвышает себя и пр.: самонадеянная гордость смиряется Богом, а смирение возносится — это основное правило нравственного христианского самоусовершенствования. (св. Феофил.).

Толковое Евангелие.

Анонимный комментарий

ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится

См. Толкование на Мф. 23:11

Лопухин А.П.

ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится

(Лк. 14:11; 18:14). Объяснение стиха см. в примечаниях к 18:4. “Видишь ли, — говорит Златоуст, — как Он здесь ведет слушателя к делам, совершенно противоположным гордости? Он не только запрещает искать первенства, но и предписывает избирать последнее место.” Ср. Иов. 22:29; Притч. 29:23; Иез. 21:26-27; 1 Пет. 5:5.

Толковая Библия.

Троицкие листки

ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится

См. Толкование на Мф. 23:1

12 сентября. Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится

Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 1–12

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в субботу, в день перенесения честных мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, за богослужением читаются два евангельских зачала. Святому посвящается отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 11, 27–30), а также читается рядовое Евангелие (Мф. 23, 1–12).

23.1. Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим

23.2. и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;

23.3. итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:

23.4. связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;

23.5. все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;

23.6. также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах

23.7. и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

23.8. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья;

23.9. и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;

23.10. и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос.

23.11. Больший из вас да будет вам слуга:

23.12. ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

(Мф. 23, 1–12)

Желая предостеречь Своих учеников и народ от фарисейского духа, Христос произносит грозную обличительную речь, в которой указывает на главнейшие заблуждения книжников и фарисеев относительно учения и жизни. 

Говоря о том, что на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи (Мф. 23, 2), Господь подразумевает, что они заняли место Моисея и присвоили себе исключительное право истолковывать смысл закона Божия.

Но, конечно, не стоит думать, что Господь подвергает сомнению все нормы и правила, которым учили книжники и фарисеи: итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте (Мф. 23, 3), – говорит Он.

Но чтобы народ не подумал, что, слушая их, нужно и подражать им, Спаситель добавляет: по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф. 23, 3–4).

Блаженный Феофилакт пишет: «Фарисеи возлагали бремена тяжелые в том, что принуждали людей к соблюдению мелочных и трудно исполнимых предписаний закона, и еще тяжесть законных постановлений увеличивали какими-то своими преданиями, каких не было в законе. Сами же они… и не приближались к этим тяжким бременам».

Христос замечает, что книжники и фарисеи расширяют хранилища свои (Мф. 23, 5), то есть напоказ другим увеличивают те кожаные ящички, в которые вкладывались листки с изречениями из закона. Эти листки во время молитвы прикреплялись ремешками один ко лбу, а другой к левой руке.

Обычай носить эти хранилища произошел из буквального понимания слов книги Исход: и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта (Исх. 13, 16).

Так же происходило и с одеждой, которая по своим краям (воскрилиям) должна была иметь небольшие кисти с синей нитью, чтобы люди, взирая на них, вспоминали все заповеди Господни. Фарисеи, по тщеславию, и эти кисти делали больше обычных, подчеркивая тем самым свою религиозность.

Давая дальнейшую характеристику книжникам и фарисеям, Господь добавляет, что они также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах (Мф. 23, 6). Главные или почетные места на пиру располагались в середине стола, эти-то места и занимали фарисеи, равно как в синагогах они требовали себе мест, ближайших к кафедре.

Претендуя на уважение большее, чем то, которое следовало оказывать родителям, фарисеи и книжники незаслуженно требовали к себе обращения «учитель» и «отец». Спаситель же осуждает это требование.

Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Это запрещение называться учителями, отцами и наставниками нельзя понимать буквально, как делают это сектанты, ибо из апостольских посланий видно, что эти наименования употреблялись самими апостолами… Правильнее понимать, что эта заповедь относилась лишь к самим апостолам лично, предостерегая их от превозношения друг перед другом и внушая им, что они все равны между собой… Не следует воздавать человеку почесть, подобающую единому Богу, и чрезмерно чтить учителей и наставников, как если бы они говорили свое слово, а не слово Божие».

Небесные сокровища выше и ценнее сокровищ земных, а смиренное и добродетельное служение ближним является настоящим служением Богу, а потому Христос наставляет: Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23, 11–12).

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, напоминают нам о том, как важно не просто исполнять предписания, но наполнять свою жизнь любовью и очищать от всякого тщеславия и превозношения, дабы иметь благоговейное сердце по отношению к Богу и каждому человеку.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

униженный возвышен будет, гордость и тщеславие

Почему-то так получается, что одни люди все время на виду и их мнение весомо. Но для них признание, популярность не являются первостепенной величиной в жизни. А другие, как ни стараются, никогда не могут стать известными. И это их желание известности и есть проблема, которая тянет вниз. Почему так бывает?

Я тоже раньше задавался такими вопросами.

Пока не нашел ответы в Библии.

Существуют законы Божьи. Они отвечают за все вокруг. И чем больше я изучаю Слово Божье, чем больше вникаю в них, тем больше вижу проявлений этих законов.

Один из них — сеяние. О нем мы уже говорили

Но есть и принцип прославления, возвышения.

Сегодня я хочу поразмышлять над ним.

Суть принципа я изучал сегодня еще раз. И открылись некоторые новые истины.

Суть проста — возвышающий себя унижен будет. Унижающий себя возвысится.

Матф.23:12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

Тот, кто очень хочет возвышения — начинает возвышать себя.

Результатом этого поведения будет — унижение.

 

Тот, кто не ищет возвышения, наоборот, смиряет себя.

Чтобы лучше понять суть, стоит заглянуть в греческий подстрочник.

В греческом слово «унижающий» означает:

понижать; перен. унижать, уничижать, умалять, смирять;

 

При этом важно понимать, что возвышать себя хотят и люди с талантом и без. Последние, как мне кажется, чаще. Так как этим они заменяют собственную бездарность.

Но, вместо того, чтобы делать своё дело хорошо и постепенно идти к возвышению, эти люди сразу хотят возвыситься.

Пример 1. Наполеон Бонапарт.

Один из самых ярких примеров для меня — это Наполеон Бонапарт. Он не был бездарностью, наоборот, очень талантливым полководцем. Но он шел к своей цели по головам, максимально возвышал себя.

Он начинал службу в армии в чине младшего лейтенанта в 16 лет.

В период Великой Французской Революции он добился повышения достигнув чина бригадного генерала.

Во времена директории добился чина дивизионного генерала и должности командующего военными силами тыла

В ноябре 1799 года участвовал в государственном перевороте и стал первым консулом. Фактически, в своих руках он сосредоточил всю полноту власти. Его режим был диктаторским.

Затем были 13 лет беспрестанных побед. Наполеоновские войны, постоянные победы, в особенности австрийская кампания 1805 года, польская кампания 1806-1807 годов, и австрийская кампания  1809 сделали Францию под главенством Наполеона главной державой на Европейском континенте.

Всё это время Наполеону удавалось всё, что он планировал.

Он стяжал власть. Он домогался её, домогался возвышения.  И он получил.

В 1812 году, ему было 43 года, и он был самым могущественным правителем на континенте.

А дальше вступает в силу принцип Слова Божьего. Возвышающий себя унижен будет.

В 1812 году следует поход на Россию, война с ней. Битва при Бородино, победу в которой приписывают себе обе стороны. И изнурительный обратный путь, во время которого была полностью потеряна Великая Французская армия.

Русская кампания стала началом конца Империи Наполеона. С 1812 года развал армии и страны приближался.

В 1815 году Наполеон пытался вернуться к власти (известные 100 дней). Но теперь он уже не имел той поддержки.

В 1815 году Наполеон сдался на британский корабль, ожидая, что он получит политическое прибежище от англичан.

Но его сослали. Без семьи и детей.

Последние 6 лет он провел на острове Святой Елены. В изгнании.

Строгий режим, ограниченная территория для прогулок и постоянный караул — вот и весь образ жизни. За ним серьезно следили, чтобы Наполеон не мог вернуться в Европу. О его вкусе к власти многие уже знали.

Он умер от болезни. Один. На острове. Вдали от всех, даже от семьи.

 

Вот так работает принцип Божий.

Пример 2. Возвышение себя и падение. Бобби Фишер

Второй пример — отличный пример. Мой любимый даже. (Подробно о смысле жизни Бобби Фишера я писал тут).

Любимый еще и потому, что он очень наглядный.

Бобби Фишер — это гений шахмат. С раннего детства он привык к слову «самый». Самый юный гроссмейстер США, самый юный чемпион США. И самый юный чемпион мира по шахматам.

В 31 год он достиг того, к чему многие шахматисты приходят ближе к закату жизни.

Но это внешняя оболочка.

А внутри, его самомнение и гордость зашкаливали. Требования внимания к своей персоне, мнение о собственной важности создавали немало трудностей организаторам турниров.

Кстати, знаете, почему Бобби Фишер потерял титул чемпиона мира по шахматам? Он не проиграл в шахматном бою. Нет.

Он выдвинул 64 требования организаторам турнира. И 63 требования шахматная федерация ФИДЕ  согласилась выполнить. Таким образом, матч за титул чемпиона был сорван. А Бобби Фишер лишен чемпионского звания, которое было присуждено советскому шахматисту Анатолию Карпову.

И вот теперь гвоздь программы под названием «гордыня Бобби Фишера». Всю свою жизнь он продолжал считать себя чемпионом мира.

До смерти в 2003 году. Он даже принял участие в матче-реванше с Б.Спасским в 1992 году с призовым фондом в 5 миллионов долларов.

Я хочу привести два примера смирения и возвышения.

Первый — очень известен.

Это мать Тереза.

В интернете есть достаточно много материала о ней.

Но я хочу рассказать то, что достоверно известно.

Она родилась в Албании. В довольно обеспеченной семье.

Её настоящее имя Агнес Гонджа Бояджи. Она родилась в 1910 году в Скопье, македонском городе, сегодняшней столице Македонии.

С 12 лет маленькая Агнес мечтала о монашеском служении, хотела поехать в Индию и служить там бедным.

В 1931 году она приняла постриг в Ирландии. Чуть позже её отправили в Калькутту, где она почти 20 лет преподавала в женской школе.

Наконец в 1946 году она получила разрешение от ордена помогать бедным и обездоленным.

В 1948 году была основана женская монашеская конгрегация «Сестры Миссионерки Любви». Они строили приюты, школы, больницы для тяжелобольных и бедных и туда мог попасть любой, независимо от его национальности и вероисповедания.

Только в 1965 году деятельность этой конгрегации вышла за пределы Индии. Сегодня её члены служат в 111 странах.

Самая важная часть этой истории  находится в конце.

В конце жизни мать Тереза получила признание.

В 1973 году она стала лауреатом Темплтоновской премии, одной из самых престижных в будущем.

В 1979 году удостоилась Нобелевской премии мира «за деятельность в помощь страждущему человеку».

После этого она удостаивалась множества разных наград.

Но главное не это. А то, что более 40 лет (если быть точным 42 года) она служила в смирении. Не имея ни наград, ни почестей. По одной причине — они ей были не нужны.

Принцип снова в действии: смиряющий себя — возвышен будет.

Она не имела самомнения и любви к себе, чтобы искать награды. Она просто хорошо делала своё дело. В смирении и служении Богу.

«Великая радость заключена в том, чтобы посвятить себя служению другим людям. В жизни много зла, в жизни есть бездомные и больные, но хуже всего тем, кто лишен радостей любви. Люби: чем больше ты разделишь с другими, тем большим будешь обладать. Нам не нужны ружья и бомбы. Чтобы победить зло, нам нужны любовь и сострадание. »

Именно в этом она пример. Пример смирения и служения. И Господь вознёс её.

 

Пример 2. Иисус Христос.

Иисус — это не «правильный ответ», а реально Тот, Кто показал пример своим смирением.

По сути, как говорит мой пастор, Иисуса не было. Был только Бог-Отец, Который проявлял Себя через Иисуса.

Иисус пришел на землю, как Господь. Но смирился до человека

Вот очень хорошее место Писания про Иисуса.

6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Давайте разберем его.

  1. Иисус был по природе Богом
  2. Не держался за равенство с Богом
  3. Уничижил Себя Самого

В греческом слово «уничижил» переводится также как

делать тщетным или пустым, упразднять, уничтожать.

Понимаете, что это значит?

Мы сами ответственны за собственное смирение.  Есть люди, которые считают себя кем-то великим.

Но Иисус не считал Себя великим. Только Бог был для Него великим.

  1. Приняв образ раба

Иисус добровольно служил Богу. Стал рабом.

  1. Смирил Себя.

Обратите снова внимание на это место.

Иисус смирил Себя. Это личная ответственность каждого. Иисус показал нам пример.

  1. Быв послушным.

Иисус был послушным только после того, как смирил Себя.

Конечно, когда из человека прёт самомнение, он такой весь из себя — какое уж там послушание?

Иисус показал пример. Он смирил Себя и был послушен Богу. И благодаря этому у нас с вами есть всё, что Он завоевал Своей смертью.

Если в вашем сердце есть желание почестей, признания — нужно проверить, все ли чисто с вашими мотивами.

Но главное — помните, что закон возвышения и унижения работает всегда.

Если вы в смирении и делаете своё дело хорошо перед Богом — Он обязательно вознесет вас.

Если вы много мните о себе, гордитесь и присваиваете себе славу — вы обязательно будете унижены.

Это говорит Божье Слово, Не я. И примеры Наполеона Бонапарта, Бобби Фишера, Матери Терезы и Иисуса Христа наглядное тому свидетельство.

Пусть Господь даст вам мудрость выбрать правильный путь.

Текст подготовил Владимир Багненко

© «Слово Ободрения», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна

Толкование Евангелия на каждый день года.Суббота 14-й седмицы по Пятидесятнице

Мф., 93 зач., 23, 1–12

Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

«На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи, – говорит Господь, – итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте». Никого не обличает столь сурово Христос, как этих книжников и фарисеев. Тем не менее, они были идолами и любимцами народа, который говорил, что из двух людей, идущих на небо, один должен быть фарисей. Мы не должны обманываться громкими и могущественными именами, званием и положением кого бы то ни было. Даже ученики Христовы нуждаются в этом предупреждении – не соблазняться пышностью мира.

Фарисеи и книжники были учителями Закона. Много хороших мест занято плохими людьми. Но как говорится, не место красит человека, а человек место. Доброе и нужное служение не должно порицаться, оттого что порой оно попадает в руки недостойных служителей.

«Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте». Истина не делается хуже, если ей научает нас тот, кто не живет по истине. Если Бог посылает нам здоровую пищу, как пророку Илии, не через ангелов, а через воронов, мы должны с благодарением принимать ее.

И Господь заповедует народу поступать, как они учат, но не поступать, как они поступают, помня об их закваске лицемерия. Самые неизвинительные из грешников – те, кто позволяет себе грехи, которые он осуждает в других, и даже худшие. Это предупреждение относится прежде всего к служителям Церкви. Ибо может ли быть большее лицемерие, чем внушать другим то, чему сам не веришь и чего сам не исполняешь? Быть великим на словах и ничего собой не представлять на деле? Они «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям». Они не только требуют мелочного исполнения Закона, но навязывают собственные изобретения и предания – под угрозой строжайших епитимий. Они любят показать свою власть и учительство. «А сами не хотят и перстом двинуть их». Они питают свою гордость строгостью поучений, а сами ни в коей мере не связывают себя этой строгостью.

«Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди». Мы должны так делать добрые дела, чтобы те, кто видит их, могли прославить Бога. Но мы не должны трубить о наших добрых делах с тем, чтобы другие видели их и прославляли нас. Вид благочестия дает лицемеру возможность носить имя, будто он жив, но, отвергшись силы его, он мертв. Они «расширяют хранилища свои» – повязки на лбу и левой руке со словами Закона, чтобы все видели, что они святее, строже и ревностней, чем другие, относятся к Закону. «И увеличивают воскрилия одежд своих». Бог заповедал сынам Израилевым делать себе кисти с голубой нитью по краям одежд своих (Числ. 15, 38) в напоминание о том, что они – избранный народ, и потому должны жить согласно этому избранничеству. Но фарисеи делали эти воскрилия большими, чем было принято, чтобы показать, что они благочестивее всех.

Всюду и везде им надо было заявить о своем превосходстве. Гордость была их любимым царствующим грехом. Господь описывает, как проявлялся этот грех. Во всех общественных местах – на пиршествах и в синагогах – они ждали приветствий и получали, услаждаясь сердцем, самые почетные председания. Прежде чем учить чему-то других, надо пойти научиться самому первому уроку в школе Христа – смирению.

И Господь внезапно обращается к Своим ученикам: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья». Вместо того, чтобы все время воспринимать обличения Господа как то, что относится к другим, мы должны задуматься о собственной жизни. Не впадаем ли мы в тот же самый грех учительства? «Братии мои, не многие делайтесь учителями, ибо все мы много согрешаем, – говорит апостол Иаков, – кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» (Иак. 3, 1–2). «А человек совершенный, – добавляет преподобный Силуан Афонский, – ничего не говорит от себя». Подлинный учитель не тот, кто привлекает к себе, а тот, кто ведет к истине. Ибо есть один только Учитель, один Учащий всех – Господь. Только Бог может нас научить абсолютной истине. Мы же можем лишь – по дару Его – приближаться к ней. «Вы же все братья». Как коротко выражает Господь тайну человеческого и христианского общения. И какой безусловной требовательности исполнена она! Те, кто научился этому, стали Христовыми учителями Церкви.

«И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». Господь не требует отмены всякой иерархии, власти, отцовства. Он требует, чтобы никакая иерархия, никакая власть, никакое отцовство не занимали место Бога. Каждому человеку дана свобода лицом к лицу встретить Бога. Никто не может заменить Того Единственного, Который спасает человека. Встреча любви с Отцом, Который на небесах, имеет столь важное значение, что всякая тень ее подмены – разрушение жизни. Не называйте никого на земле отцом себе! Речь не идет о том, чтобы мы перестали называть отцами тех, кому мы телесно и духовно обязаны своим рождением. Но Господь не может допустить, чтобы мы остановились на человеке. Он знает, что только Бог есть Бог.

Несравненно больше всех наших различий в званиях и достоинстве – то, что мы все имеем общее в Боге: «Один у вас Отец, Который на небесах». Великие и малые, знаменитые и безвестные – мы все дети одного Отца. Кто не забывает этого, останется простым и скромным, какое бы высокое положение они ни занимал. Он будет помнить всегда, что есть только Один подлинно великий, перед Которым мы все – малы, и все наши различия, какими бы значительными они ни казались, исчезают. Кто хранит это в своем сердце, тот любое служение, данное ему Богом, будет нести как смиренное послушание. «Больший из вас да будет всем слуга». Поистине велики только те, кто в любом своем величии остаются служителями и ближними по отношению к ближним, их братьям. Служа многим, они становятся отцами для многих.

«Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет». Если Бог даст таким людям покаяние, они будут унижены в собственных глазах и ужаснутся своему состоянию. Если же не покаются, то рано или поздно будут унижены перед миром. «А кто унижает себя, тот возвысится». В этом мире смиренные будут приняты Богом и почтены мудрыми и благочестивыми людьми. И некоторые из них будут призваны к самому высокому служению. Ибо слава, говорят святые отцы, как тень бежит от того, кто ищет ее, и следует за теми, кто уклоняется от нее. В будущем мире те, кто унижает себя, сокрушаясь о своих грехах, возвысятся. Они взойдут к престолу Господню, чтобы наследовать Божию славу.

24 сентября. Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 23, ст. 1 — 12. 

 

1. Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим

2. и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;

3. итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:

4. связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;

5. все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;

6. также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах

7. и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

8. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;

9. и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;

10. и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.

11. Больший из вас да будет вам слуга:

12. ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

(Мф. 23, 1–12)

Желая предостеречь Своих учеников и народ от фарисейского духа, Христос произносит грозную обличительную речь, в которой указывает на главнейшие заблуждения книжников и фарисеев относительно учения и жизни.

Говоря о том, что на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи (Мф. 23, 2), Господь подразумевает, что они заняли место Моисея и присвоили себе исключительное право истолковывать смысл закона Божия.

Но, конечно, не стоит думать, что Господь подвергает сомнению все нормы и правила, которым учили книжки и фарисеи: итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте (Мф. 23, 3), – говорит Он.

Но, чтобы народ не подумал, что, слушая их, нужно и подражать им, Спаситель добавляет: по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф. 23, 3-4).

Блаженный Феофилакт пишет: «Фарисеи возлагали бремена тяжелые в том, что принуждали людей к соблюдению мелочных и трудно исполнимых предписаний закона, и еще тяжесть законных постановлений увеличивали какими-то своими преданиями, каких не было в законе. Сами же они … и не приближались к этим тяжким бременам».

Христос замечает, что книжники и фарисеи расширяют хранилища свои (Мф. 23, 5), то есть напоказ увеличивают те кожаные ящички, в которых вкладывались листки с изречениями из закона. Эти листки во время молитвы прикреплялись ремешками один ко лбу, а другой к левой руке.

Обычай носить эти хранилища произошел из буквального понимания слов книги Исход: и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта (Исх. 13, 16).

Так же происходило и с одеждой, которая по своим краям (воскрилиям) должна была иметь небольшие кисти с синей нитью, чтобы люди, взирая на них, вспоминали все заповеди Господни. Фарисеи по тщеславию и эти кисти делали больше обычных, подчеркивая тем самым свою религиозность.

Давая дальнейшую характеристику книжникам и фарисеям, Господь добавляет, что они также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах (Мф. 23, 6). Главные (или почетные) места на пиру располагались в середине стола, эти-то места и занимали фарисеи, равно как в синагогах они требовали себе мест, ближайших к кафедре.

Претендуя на уважение большее, чем то, которое следовало оказывать родителям, фарисеи и книжки незаслуженно требовали к себе обращения «учитель» и «отец». Спаситель же осуждает это требование.

Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Это запрещение называться учителями, отцами и наставниками нельзя понимать буквально, как делают это сектанты, ибо из Апостольских посланий видно, что эти наименования употреблялись самими Апостолами… Правильнее понимать, что эта заповедь относилась лишь к самим Апостолам лично, предостерегая их от превозношения друг перед другом и внушая им, что они все равны между собой… Не следует воздавать человеку почесть, подобающую единому Богу, и чрезмерно чтить учителей и наставников, как если бы они говорили свое слово, а не слово Божие».

Небесные сокровища выше и ценнее сокровищ земных, а смиренное и добродетельное служение ближним является настоящим служением Богу, а потому Христос наставляет: Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23, 11-12).

Строки сегодняшнего Евангельского чтения, дорогие братья и сестры, напоминают нам о том, как важно не просто исполнять предписания, но наполнять свою жизнь любовью и очищать от всякого тщеславия и превозношения, дабы иметь благоговейное сердце по отношению к Богу и каждому человеку. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

XIV. Смирение и гордость, Плоть и дух

«Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:4).

«Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11).

«Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15).

«Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).

«Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13).

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

«Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10).

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5:5).

«Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1Пет. 5:6).

«Близ Господь сокрушенных сердцем, и
смиренных духом спасет» (Пс. 33:19).

«Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» (Пс. 50:19).

«Призрел Он на молитву смиренных и не уничижил моления их» (Пс. 101:18).

«Кто, как Господь, Бог наш… на высоте
живущий и на смиренных взирающий на небе и на земле» (Пс. 112:5–6).

«Высок Господь
,
и на смиренное взирает, и превознесенное издали знает» (Пс. 137:6).

«Видел я
нечестивого превозносящегося и высящегося как кедры Ливанские: и
прошел я мимо
, и вот нет его;
и искал его и не нашлось место его» (Пс. 36:35–36).

«Ты
низложил
их, когда они разгорделись. Как… они пришли в разорение
? Внезапно исчезли, погибли
за беззаконие свое» (Пс. 72:18–19).

«Ты, Господи, людей
смиренных спасешь и очи гордых смиришь» (Пс. 17:28).

«Ты смирил
, как раненого, гордого» (Пс. 88:11).

«Не жил посреди дома моего
поступающий
гордо» (Пс. 100:7).

Святой Златоуст об этом

Гордость – это корень и источник всякого беззакония (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5).

Великое зло, колеблющее весь свет, от гордости произошло (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5).

Нет ничего гордости подлее, ничего нет смирения выше (Беседа 65 на евангелиста Матфея).

Гордость всякую душевную добродетель губит (Беседа 16 на евангелиста Иоанна, гл. 1).

Гордость все житие наше делает нечистым, хотя бы чистоту, девство, пост, молитву, милостыню и прочие добродетели творили (Беседа 9 на евангелиста Иоанна, гл. 1).

Нет ничего настолько чуждого душе христианской, как гордость (Беседа 5 на Послание к филиппийцам, гл. 1).

Гордость – это доказательство скудости ума (Беседа 1 на Послание к фессалоникийцам).

Чем кто себя больше смиряет, тем себя выше возносит (Беседа 11 на Послание к ефесянам, гл. 4).

Смирение – причина всех благ (Беседа 5 Послание к филиппийцам, гл. 2).

Смирение – быть в поругании, в поношении и оклеветании (Беседа 7 на Послание к филиппинам, гл. 2).

Рассуждение о смирении и гордости

Как Бог смирение любит и гордость ненавидит, в приведенных из Святого Писания местах видишь. Здесь только полагаются некоторые признаки смирения и гордости.

Признаки смирения

1. Кто себя считает грешнее прочих.

2. Не презирать никого, нисколько не осуждать, но себе самому всегда внимать.

3. Славы и чести избегать, и, если избежать невозможно, скорбеть об этом.

4. Мужественно терпеть презрение.

5. С низкими людьми обходиться доброжелательно.

6. Доброхотно послушливым быть, не только высшим, но и низшим.

7. Все свои дела непотребными считать.

8. Похвалу презирать.

9. Без нужды не говорить, и говорить только умирительно и кротко, и прочее.

Путь этот низкий, но к высокому Отечеству, к небу, ведет. Если хочешь достигнуть сего Отечества, этим путем иди.

Признаки гордости

1. Славы, чести и похвалы всяким образом искать.

2. Дела выше сил своих начинать.

3. Во всякие дела самовольно вмешиваться.

4. Без стыда себя возвышать.

5. Других презирать.

6. Чести лишившись, негодовать, роптать и жаловаться.

7. Быть непокорным высшим.

8. Доброе себе, а не Богу приписывать.

9. Во всем стараться показать себя.

10. Дела других пересуживать.

11. Погрешности других преувеличивать, а похвалу приуменьшать.

12. В слове и поступке надменность некую показывать.

13. Исправления и увещания не любить, советов не принимать.

14. Не терпеть унижения, и прочее.

Конец смирения и гордости

Христос объявляет, говоря: «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11).

Пособие к преодолению гордости и к снисканию смирения

Незачем человеку возноситься.

Чести ли ради гордишься и славы, которая, как дым или как пузырь на воде, исчезает?

Богатства ли ради гордишься? Но то, по подобию денег, из рук в руки переходит, а если еще и неправдой собрано, то для тебя бедственно, ибо другому, кому не ожидаешь и не хочешь, достанется, а тебе пагуба останется.

Разума ли ради гордишься? Бог дает разум и премудрость; если Он отнимет свое, то и будешь безумнее всех.

Красоты ли ради и крепости гордишься? Но она, как цветок травный, от зноя болезней увядает и иссыхает.

Благородства ли ради гордишься? Оно предков твоих, а не твое; они заслужили, а не ты: чужим хвалиться также безумно, как щеголю чужим платьем красоваться.

Добродетели ли ради гордишься? Если она истинно есть в тебе, Божие то дело, а не твое: «Что ты имеешь, чего бы не получил?» (1Кор. 4:7)? Как Бог отнимет Свое, то и останутся только твои грехи.

Что еще? Чего ради будешь величаться?

Посмотри на свое рождение, надменная душа: кто с большим трудом и болезнью рождается, как не человек?

Посмотри на воспитание: какое животное большего требует внимания, попечения, очищения, питания, бережения, пока вырастет, как не человек? Многие животные тотчас после рождения сами себе достают пищу; а человек сколько времени чужими руками носится, одевается, чужими трудами питается, согревается, сохраняется!

Посмотри на содержание жизни своей: кто более старается о пище и питии, как не человек?

Посмотри на одежду: откуда имеешь ее? Овца, заяц, лисица, волк, рысь, медведь одевает тебя: так ты убог, что и одеяния своего не имеешь.

Посмотри на состояние свое: кто большим бедам, страстям, тлению, болезням, немощам, подлежит, как не человек? Кто большему страху, печали, скорби, суете подвержен, как не человек? Отовсюду окружен бедствиями: сзади грехи, впереди смерть, сверху суд Божий, снизу ад, со сторон соблазны мира и козни бесовские, внутри страсти, в таком ли бедствии гордиться?

Посмотри еще на начало и конец свой: «ты
земля… и в землю пойдешь» (Быт. 3:19).

Приникни во гробища и распознавай там царя от воина, славного от бесчестного, богатого от нищего, крепкого от немощного, благородного от худородного. Тут хвались своим благородием, тут превозносись разумом, тут величайся красотой, тут красуйся богатством, тут надувайся честью, тут считай ранги, тут исчисляй титулы. О, бедная тварь, бедная по началу, бедная по житию, бедная по концу!

Вспомни еще, кто ты есть? Создание, по образу Божию созданное, но образ Божий погубившее, падшее, растлившееся, «сравнялся с несмысленными скотами» (Пс. 48:13), но милосердием Божиим восстановленное, Сына Божия страданием и смертью искупленное.

Сын Божий тебя ради смирился: тебе ли гордиться?

Сын Божий тебя ради рабский принял образ: тебе ли искать владычества?

Сын Божий тебя ради обнищал: тебе ли гоняться за богатством?

Сын Божий бесчестие принял: тебе ли чести домогаться?

Сын Божий не имел, где главы приклонить: тебе ли расширять великолепные здания?

Сын Божий умыл ноги ученикам Своим: тебе ли стыдно послужить братии своей?

Сын Божий злословия, поношения, поругания, посмеяния, заплевания претерпел: тебе ли досадного слова не стерпеть? Он неповинно терпел, и для тебя: тебе ли повинному не терпеть? Не заслужил ли того грехами твоими?

Сын Божий за распинателей Своих молился: «Отче! остави им» (Лук. 23, 34) – Тебе ли на оскорбивших тебя гневаться, злобиться, искать мщения? Но кто ты такой, что не терпят уши твои и малого оскорбления? Тварь убогая, немощная, нагая, страстная, заблудшая, всяким злополучиям подверженная, всякими бедами окруженная; трава, сено, «пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4:14). Но если ты принимаешь Сына Божия как Спасителя и Искупителя, Наставника и Учителя своего, то прими и учение Его; если же принимаешь учение Его, то последуй учению Его; если последуешь учению Его, последуй смирению Его, которому Он тебя и словом и делом прежде всего учил. Вот Его сладкий глас к нам: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).

Не стыдно ли тебе, рабу, гордиться, когда Господь твой смиряется? Как смеешь называться Его рабом, когда не повинуешься Ему? Как назовешься Его учеником, когда не слушаешь Его учения? «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Не признает и Он тебя за своего, если не увидит в тебе своего характера; не признает за своего раба, если не увидит в тебе к Себе послушания; не признает за своего ученика, если не увидит своего учения. Ты стыдишься смирения Его, и Он постыдится тебя и отречется, как от чужого. Ибо Он говорит: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Не будет с ним иметь участия в славе Его тот, кто не хотел быть участником в смирении Его.

Величие Бога и ничтожество богов


Автор: Епископ Александр (Милеант)

«Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мт. 23:13).

Некоторое количество лет тому назад актриса Ширли Маклейн (Shirley МacLaine) вызвала восторг у многих американских телезрителей, когда, стоя с распростертыми руками на берегу Тихого океана, запела: «Я — Бог, я — Бог, я — Бог!» Это передавалось в телевизионной серии «Out on the Limb» в 1987. Верующим людям можно было бы игнорировать это глупое выступление взбалмошной актрисы, если бы не то, что оно было запланированным актом популяризации движения Новый век. Это модное сейчас учение проповедует, что все есть Бог и Бог есть все, т.е. что Бог и природа — это одно. Следовательно, каждый человек есть Бог. Из этого делается вывод, что задачей человеческой жизни является выявить свою латентную божественность, сознать себя «богом.» «Когда ты наконец поймешь свою божественную природу, — говорят «апостолы» нового учения, — тебя охватит замечательное ощущение, что ты выше пространства и времени, выше всего материального.»

Подобные гордые утверждения не новы, их давно проповедует индуизм. Один из современных популяризаторов индуизма, Сай Бейба (Sai Baba), пишет: «Ты являешься Богом вселенной … Ты действительно являешься Богом … ты не человек, ты Бог» [«Sathyam-Shivam Sundaram;» «Sathya Sai Speaks,» Bangalore, India, 1973]. При трансцендентальной медитации советуется внушать себе: «Я — солнце; я — истинное, истинное солнце… Мной вся вселенная движется и получает свое бытие … Я был еще до возникновения мира … Я проникаю в каждый атом и привожу его в движение … О, как прекрасен я … Я — вся вселенная. Все находится во мне … Я — Бог!» [Swami Visnudevananda, «The complete Illustrated Book of Yoga,» New York, Pocket Books, 1972].

Нечего и говорить, как безумны подобные притязания с христианской точки зрения. Признавая высокое назначение человека, христианство учит отчетливо различать между бесконечным, всемогущим Творцом и всем остальным. «Бог живет в неприступном свете, который никто из людей не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16). В сущности, Бог — это все, а мы — ничто. Поскольку человек смиренно склоняется перед своим Создателем и покоряется Его воле, он способен с Божией помощью расти и совершенствоваться — в пределах своего естества.

Поэтому очень странно слушать, когда проповедники, выдающие себя за христиан, вторя индусским гуру, призывают своих последователей раскрыть свое божество. Послушаем, например, что проповедуют мормоны. «Как Бог некогда был человеком, так каждый человек может стать Богом» [Lorenzo Snow, Millenia Star, vol. 7 and vol. 54]. А вот еще: «Помните, что Бог, наш небесный Отец, был некогда смертным ребенком, как каждый из нас, и постепенно возрос, поднимаясь от ступени к ступени по лестнице саморазвития и совершенствования. Он двигался вперед и преодолевал, пока не достиг того состояния, в котором Он сейчас находится» [Orson Hyde, Journal of Discurses, vol. 1]. Джозеф Смит, основатель секты мормонов, проповедовал: «Я расскажу вам, как Бог стал Богом. Многие думают, что Небесный Отец существует от вечности … Но Он обитал на земле, равно как и Иисус Христос, Который хотел, чтобы все люди познали истинного Бога … Поэтому вы все должны познать, как стать Богами и научиться восходить тем путем, которым восходили все Боги. Так восходите от малого к большему, от благодати к благодати, от славы к славе, пока не воссядете в славе, как все те, кто ныне восседают на троне вечной силы» [Times and Seasons, 15 августа 1844]. Подобные высказывания можно услышать от других мормонских «пророков.» Для них Господь Иисус Христос — не Второе Лицо Пресвятой Троицы, единосущный Богу Отцу, а один из богов, наравне ангелом-Денницей и прочими духами! Суть дела не меняет то, что мормоны одного из богов считают главным, а то, что их бог ограниченный и не единственный.

Мы же верим, что истинный Бог не только главный среди якобы подобных Ему, но что Он единственный Бог, Которому нет подобного. Только один Бог — всемогущий и вечный Творец; все остальные творения — все равно, что малые числа по сравнению с бесконечным.

Трагичным для современного общества является то, что при всем своем научном и технологическом прогрессе, в духовном плане человечество дичает и все больше поддается духу гордыни, при котором безумные идеи о раскрытии своего божества встречают все большее сочувствие. Согласно ап. Павлу, отличительным свойством последнего врага христианства, Антихриста, будет его непомерная гордыня. Это будет «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:4). Его безумное притязание на божество не потому ли будет одобрительно встречено современным ему обществом, что оно само будет насквозь отравлено идеей обожествления человека?

Следует обратить внимание на то, что все учения, возвеличивающие человека за счет умаления Творца, родственны между собой в том, что они оккультного происхождения. В отдельных пунктах они, конечно, расходятся. Например, древний языческий политеизм с его магией и мистериями, а также современное мормонство, продиктованное «духами» — вводят множество богов.

Теософские учения, как индуизм, буддизм и современное движение Новый век — проповедуют пантеизм. Отрицая личного Бога-Творца, они учат, что природа и есть Бог. Конечно, пантеистический бог — это вовсе не Бог, а естество, которому приписываются некоторые божеские свойства — вечность, вездесущие, разумность и своеобразная справедливость. Строго говоря, пантеизм — это облагороженный атеизм.

К третьей группе учений принадлежат древние пифагорцы, гностики, неоплатоники и ряд последующих философских школ, как например, Якомба Беме, Шопенгаура, Сведенборга, Парацельса, Шелинга и других. Известно, что гностические секты были особенно активными в первые три века христианства и представляли собой большую помеху для Церкви. Учения этой группы вводят между Богом-Абсолютом и дольним миром разные посредствующие (промежуточные) существа. У одних это Демиург, у других — Логос или София, у третьих — «мировая душа,» «женственное начало» и так далее. Эти учения крайне запутаны и противоречивы в деталях, но общен им принцип эманации, или истечения. Низшие божества, «эоны,» истекают из высших, наподобие ступенчатых водопадов, начиная с трансцендентного Абсолюта, Высшего Начала или Первоисточника и кончая физическим миром. У некоторых гностиков число посредников между Великим Непознаваемым и материальным миром достигало тридцати двух, у других же ограничивалось одним или двумя.

Опять же бог-Абсолют этих учений — не истинный Бог, потому что, испуская из себя низшие существа, он изменяется, и сам подчинен закону необходимости. Кроме того, наделяя своих эонов божескими свойствами, как например творчеством и властью управления миром, гностики ограничивают своего Абсолюта. Таким образом у них различие между Творцом и тварью стирается.

Между прочим, соблазн перебросить мост между Творцом и тварью несколько задел и русское богословие благодаря философу Владимиру Соловьеву. Целый ряд религиозных мыслителей, увлеченных его идеями, как например, прот. Павел Флоренский, прот. Сергий Булкаков, проф. Николай Бердяев и некоторые богословы Парижского Богословского Института развивали его идеи о Софии, мировой душе и «женственном начале в Боге» в гностическом духе. (Смотри на эту тему обстоятельную статью протопресвитера Михаила Помазанского: «Чтения о богочеловечестве,» Православный путь за 1956 год).

Профессор А. В. Карташев по поводу влияния В. Соловьева на русскую религиозную мысль пишет следующее: «Мистический конь, на котором Соловьев перелетает через страшный зев пропасти между Богом и миром, это издавна заброшенная и полузабытая София. Повторяя тысячелетне-древние попытки и эллинской философии, и библейского хохмизма, и раввинской кабалы, и бурной гностической фантастики, как-то иллюзорно заполнить пропасть между Творцом и тварями, Соловьев избирает для этого … Софию, и этим надолго заражает по инерции наших религиозно-философствующих мыслителей и поэтов … Никакой постепенностью, никакими мостами из эонов невозможно перекрыть онтологического прорыва между двумя полярностями [Богом и миром] … Никакими crescendo-diminuendo от твари к Творцу et vice versa не создать сплошной непрерывности, и в любую из миллиметрических щелей проваливается, как в бездну, все построение» (Статья на 1500-летие Халкидонского Собора).

О «Смысле любви» В. Соловьева профессор прот. Георгий Флоровский комментировал: «Это какой-то жуткий оккультный проект воссоединения человечества с Богом через разнополую любовь» («Пути Русского Богословия»).

Отмежевываясь от всех попыток перебросить мост между бесконечным и конечным, Православная Церковь не признает ни никаких самостоятельных божеств, ни эманаций из Первоисточника, ни посредников между Богом и тварью.

Она учит, что первоначально ничего не существовало — ни духовного, ни материального мира, не существовало ни времени, ни пространства, но существовал лишь Единый неизменяемый и всесовершенный Бог — Отец, Сын и Святой Дух — Троица единосущная и нераздельная.

Когда Богу стало угодно, Он создал сначала великий духовный мир, который населил разумными духами, именуемых ангелами; потом — наш видимый, материальный мир. Причем для создания того и другого Он не пользовался никаким веществом, которого не было, но все создал из ничего — одним действием Своей всемогущей воли. Ничто не принуждало Его творить: Он создал тогда и так, как было угодно Его воле. Итак, Бог — это единственный источник бытия всего видимого и невидимого. Ангелы и человеческие души не вечны, а бессмертны, и то не по своему естеству, а по воле Божией. Только Бог вечен и бессмертен по существу.

«Бог всегда был, есть и будет, или лучше сказать, всегда есть, — объясняет святой Григорий Богослов, — ибо слова был и будет означают деления времени и свойственны преходящему естеству. А Сущий — всегда. И этим именем Он именует Себя … потому что сосредоточивает в Себе самом всецелое бытие, которое не начинается и не прекратится. Он — как некое море сущности неопределенное и бесконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве.»

Между Божией бесконечной и всесовершенной сущностью и всем остальным существует качественная бездна, которая не допускает никакого посредника. Между Богом и миром не может быть ничего среднего, как нет ничего среднего между логической единицей и логическим нулем.

Но будучи бесконечным и всесовершенным, Бог не далек от мира, как некоторые думают, будто Он обитает где-то далеко за пределами пространства. Напротив, Он все обнимает и все проникает Собой, Он всюду одновременно присутствует, но при этом Он как чистейший Дух ни с чем не смешивается, и к Нему ничто не дотрагивается.

О Боге надо говорить всегда с большим благоговением и сдержанностью, потому что Он в Своем существе непостижим. Только слабыми намеками мы можем пытаться описать Того, Кого мы называем этим таинственным именем. «Желая богословствовать, — наставляет преподобный Максим Исповедник, — не покушайся постичь Бога в Его существе, потому что это непостижимо не только человеческому, но и никакому другому разуму. Размышляй же по возможности об Его свойствах: вечности, беспредельности, непостижимости, благости, премудрости и всемогущей силе, направляющей все и всех праведно судящей. Ведь среди людей уже тот великий богослов, кто хотя бы немного познает эти свойства Божии.»

Иногда человек, забывая величие Бога, начинает сравнивать себя с подобными себе людьми или с неразумными тварями, и тогда он начинает мнить о своем величии. В таком случае полезно ему посмотреть на звездное небо и мысленно увидеть себя из глубины пространства. Где-то в безбрежном море космоса затеряна малюсенькая световая точка — галактика, именуемая Млечным путем. На краю этой галактики среди биллионов других звезд прячется наша солнечная система, которую не разглядишь с помощью даже самого мощного телескопа. А еще глубже где-то в системе солнца захоронена наша микроскопическая планета Земля. И вот на ее поверхности суетятся какие-то вирусы, однодневные твари — мы с вами! Если так ничтожны мы в сравнении с вселенной, то что такое мы в сравнении с Тем, Кто Создал ее одним Своим словом?

И не знаешь, чему больше удивляться: величию ли Божию или тому, что при всей Своей беспредельности Он помнит и заботится о каждом из нас! Он не только видит каждого из нас, но знает в совершенстве и все, что в нас — наши сокровенные мысли, чувства и намерения; и все это Он знает лучше нас самих. «Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его» (Евр. 4:13). Ведая наши нужды и немощи, Он печется о нас, как самая заботливая и любящая мать, и при этом управляет всей необъятной вселенной — всем видимым и невидимым, Он направляет ко благу и жизнь каждого сотворенного Им существа. Если бы мы все следовали воле Божией, то у нас на земле был бы рай и блаженство.

Но вместо этого мы видим совсем другое. В чем причина бедствий человечества? Согласно Библии- в горделивом желании наших прародителей стать богами. Это древний змий-дьявол, сам спадший с Неба за свою гордость, внушил им, что вкушая запрещенный плод, они не умрут, «но будут как боги» (Быт. 3:5). Но почему наши прародители поверили такому дерзкому предложению? Очевидно, потому, что оно звучало правдоподобным. Ложь действенна больше всего, если примешать к ней крупицу истины.

Первозданный человек сознавал, что он наделен чем-то великим, что возвышает его над прочими неразумными тварями. Это нечто великое была печать образа и подобия Божия, которую Творец наложил на его бессмертную душу. Эта-то печать богоподобия открывала человеку путь к познанию тайн бытия и творчеству, она влекла его к идеальному и бесконечному, делала его способным бескорыстно любить, она влекла его к общению с Богом, сделала его царем над природой. По плану Божию человек, работая над собой и развивая свои духовные способности, должен был совершенствоваться. Бог поставил перед человеком высокую цель уподобления Его совершенствам, к которой он должен был восходить под Его руководством и с Его помощью.

Ложь дьявола состояла в том, что человек простым желанием, одним смелым скачком, помимо и даже вопреки Богу, якобы мог достичь состояния божества; мог без всякого волевого усилия и работы над собой достичь всех знаний и совершенства. Вместо же этого обманутый человек своим дерзким salto mortale не только не достиг того состояния, которое обещал ему искуситель, но низвергся в ужасную бездну греха и таким образом потерял даже то, чем раньше обладал. Из владыки над природой он стал жалкой игрушкой собственных страстей. Свое поврежденное грехом состояние Адам и Ева передали своим потомкам. Апостол Павел так изображает нравственное убожество грешного человечества: «Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти: доброго, которого хочу не делаю, а злое, которого не хочу, делаю » (Рим. 7:19-24).

Богу следовало было уничтожить человека за его дерзость или просто отвернуться от него и предоставить его произволу слепых и разрушительных сил природы. Но Бог так же велик в Своей милости, как в Своем Творческом всемогуществе! Вместо того, чтобы отвергнуть человека, Он Сам в Лице Своего Единородного Сына с престола Своей неприступной славы сошел в нашу долину скорбей и мрака.

Придя к нам, Он не только научил нас правильно верить и праведно жить, но воспринял нашу человеческую природу. Через это дивное и непостижимое соединение Своей Божеской природы с нашим человечеством, Бог влил в наше дряхлое естество свежие нравственные силы, благодаря которым восхождение к Богу стало для нас реальной возможностью. Без чуда воплощения Евангельское учение осталось бы недосягаемым идеалом.

Действительно, и в ветхозаветное время люди имели много здравых понятий о добре и зле, многие имели очень возвышенные представления о Боге, но были бессильны нравственно совершенствоваться. Всем необходима была Божественная помощь, и Господь Иисус Христос эту помощь нам принес. Ту непроходимую пропасть между Богом и тварью, которую никто не мог перейти, перешел Господь Иисус Христос Своим вочеловечением. Он стал как бы мостом между трансцендентным и конечным, между Творцом и тварью! Он воспринял нас в общение с Собой. Не своими усилиями, а именно благодаря Христу мы «соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4).

Таким образом обожествление человека, с одной стороны, это неосуществимая мечта и ужасный соблазн, когда человек сам пытается достичь его. Всякая попытка самочинно перескочить бездну между землей и Небом неизбежно низвергает на дно ада, куда ниспал гордый ангел-Денница. Если же человек покаянно и смиренно обращается ко Христу, тогда, держась за Его руку, он может начать духовно восходить к Богу.

Соединение со Христом, приобщение к Его Божественной природе — это не отвлеченная теория, а реальность, которая осуществляется в таинстве Причащения. Трагично, что инославный мир, который так много говорит о духовном возрождении, не понимает цели воплощения Христова. Ведь для того и воплотился Христос, чтобы нас соединить с Собой. Действительно, научить нас или дать нам добрый пример мог или ангел, или кто-нибудь из пророков. Христос воплотился именно потому, что только через соединение с Ним возможно истинное возрождение и приближение к Богу: «Никто не придет к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6).

Поэтому Господь учил: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни: Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день … Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоан. 6:53-56). В беседе о виноградной лозе Христос объясняет, как важно соединение с Ним: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есьм Лоза, а вы — ветви. Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:4-6).

Таким образом, в духовном и физическом возрождении человека заключается цель воплощения Сына Божия. Духовное обновление, начатое в этой жизни, завершится физическим восстановлением человека в день всеобщего воскресения мертвых. Тогда «праведники просветятся, как солнце в Царстве Отца их» (Мат. 13:43). Апостол Иоанн Богослов писал об этом несколько загадочно: «Теперь мы дети Божии, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему [Христу], потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан. 3:2).

Итак, мы еще не способны полностью постичь всю высоту призвания, к которому влечет нас милостивый Творец. Важно помнить, однако, что совершенствование возможно только под руководством и с помощью Господа Иисуса Христа. Только Он может обновить наше поврежденное состояние, только Он может влить в нас необходимые духовные силы, только Он, соединяя нас с Собой, обожествляет. Без Него же — мы ничто, прах и пепел, как и прочие неразумные твари. Стать же богом без Бога — это безумная мечта и дьявольская ложь!

Поэтому, сознавая свою греховность, покаянно обратимся к нашему духовному Врачу, Господу Иисусу Христу. Будем смиренно и послушно идти указанным Им путем, помня, что «всякий, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мт. 23:13).

Мэтью 23:12 Ибо всякий, кто возвышает себя, смирится, и всякий, кто смиряет себя, будет возвышен.

New International Version
Ибо те, кто возвышают себя, будут унижены, и те, кто смиряют себя, будут возвышены. New Living Translation
Но те, кто возвышают себя, будут смирены, а те, кто смиряют себя, будут возвышены. возвышает себя, будет смирен, и всякий, кто смиряет себя, будет возвышен. Berean Study Bible
Ибо всякий, кто возвышает себя, будет смирен, а всякий, кто смиряет себя, будет возвышен.Berean Literal Bible
И всякий, кто возвысит себя, будет смирен, и всякий, кто смирится, будет возвышен. Новая американская стандартная Библия
«Кто бы ни возвышал себя, тот будет смирен; и всякий, кто смиряет себя, будет возвышен. Новая версия короля Якова
Библия царя Иакова
И всякий, кто возвысит себя, будет унижен; и унижающий себя будет возвышен. Христианская стандартная Библия
Всякий, кто возвышает себя, будет смирен, и всякий, кто смиряет себя, будет возвышен.Contemporary English Version
Если вы ставите себя выше других, вас унижают. Но если вы смирите себя, для вас будет честь. Good News Translation
Кто делает себя великим, тот будет смирен, а кто смиряет себя, тот станет великим. Холман Христианская стандартная библия
Кто возвышает себя, тот будет унижен, а кто унижает себя, тот будет возвышен. Международная стандартная версия
Кто возвышает себя, тот будет унижен, а кто унижает себя, тот будет возвышен.NET Bible
И всякий, кто возвышает себя, будет унижен, и всякий, кто унижает себя, будет возвышен. New Heart English Bible
Всякий, кто возвышает себя, будет унижен, и всякий, кто смиряет себя, будет возвышен. A Faithful Version
И всякий, кто возвысит себя, будет унижен; и всякий, кто смиряет себя, будет возвышен. Арамейская Библия на простом английском
Кто возвысит себя, тот будет смирен, а всякий, кто смирится, будет возвышен. БОЖЬЕ СЛОВО® перевод
Всякий, кто чтит себя, будет унижен, а кто смиряет себя, будет почитаем .Новый американский стандарт 1977 г.
«И всякий, кто возвышает себя, будет унижен; и всякий, кто смиряет себя, будет возвышен. King James 2000 Bible
И всякий, кто будет превозносить себя, будет унижен; и тот, кто смирится, будет возвышен. American King James Version
И всякий, кто будет превозносить себя, будет унижен; и тот, кто смирится, будет возвышен. American Standard Version
И всякий, кто возвысит себя, будет смирен; и всякий, кто смирит себя, возвысится.Библия Дуэ-Реймса
И всякий, кто возвысит себя, будет унижен; и кто смирится, будет возвышен. Darby Bible Translation
И всякий, кто возвысит себя, будет смирен, и всякий, кто смирится, будет возвышен. English Revised Version
И всякий, кто возвысится, будет смирен; и всякий, кто смирится, будет возвышен. Webster’s Bible Translation
И всякий, кто будет превозносить себя, будет унижен; и тот, кто смирится, возвысится.Weymouth New Testament
и тот, кто возвышает себя, будет унижен, в то время как унижающий себя будет превознесен. World English Bible
Всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а всякий, кто унижает себя, будет возвышен. смирится, и всякий, кто смирит себя, возвысится. .

Луки 14:11 Ибо всякий, кто возвышает себя, будет смирен, и тот, кто смиряет себя, будет возвышен ».

New International Version
Ибо все те, кто возвышает себя, будут унижены, и те, кто смиряет себя, будут возвышены. New Living Translation
Ибо те, кто возвышают себя, будут унижены, а те, кто смиряют себя, будут возвышены ». English Standard Version
Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, и тот, кто смиряет себя, будет возвышен.”Berean Study Bible
Ибо всякий, кто возвышает себя, будет смирен, и тот, кто смиряет себя, будет возвышен”. Berean Literal Bible
Ибо всякий, возвышающий себя, будет смирен, а смиряющий себя будет возвышен ». Американская стандартная Библия
«Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, и тот, кто смиряет себя, будет возвышен». Новая версия короля Иакова
Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто смиряет себя, будет возвышен.Библия короля Якова
Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен; и тот, кто смиряет себя, будет возвышен.Christian Standard Bible
Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, и тот, кто смиряет себя, будет возвышен ». Contemporary English Version
Если вы ставите себя выше других, вы будете унижены. Но если вы смирите себя, вы будете удостоены чести. Good News Translation
Потому что те, кто делает себя великими, будут унижены, а те, кто смиряют себя, станут великими.«Христианская стандартная Библия Холмана
: всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а тот, кто унижает себя, будет возвышен». Международная стандартная версия
Потому что каждый, кто возвышает себя, будет унижен, но человек, который смиряет себя, будет возвышен. «NET Библия
» Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а тот, кто смиряет себя, будет возвышен. New Heart English Bible
Ибо всякий, кто возвышает себя, будет смирен, и всякий, кто смиряет себя, будет возвышен.«A Faithful Version
Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, и тот, кто смиряет себя, будет возвышен». Арамейская Библия на простом английском языке
«Потому что всякий, кто возвысит себя, будет унижен, и всякий, кто смирится, будет возвышен. . »GOD’S WORD® Translation
Те, кто уважают себя, будут унижены, но люди, которые смиряют себя, будут удостоены чести». Новый американский стандарт 1977
«Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, и кто унижает себя, будет возвышен.”Библия короля Якова 2000
Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен; и тот, кто смиряет себя, будет возвышен. American King James Version
Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен; и тот, кто смиряет себя, будет возвышен. American Standard Version
Ибо всякий, кто превозносит себя, будет унижен; и тот, кто смиряет себя, будет возвышен. Douay-Rheims Bible
Потому что всякий, кто превозносит себя, будет унижен; и тот, кто смиряет себя, будет возвышен.Darby Bible Translation
ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, и унижающий себя будет возвышен. English Revised Version
Ибо всякий, кто превозносит себя, будет унижен; и смиряющий себя будет возвышен. Webster’s Bible Translation
Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а смиряющий себя возвысится. Weymouth New Testament
Ибо всякий, кто возвышает себя, будет смирен, а кто смиряет себя, будет возвышен. .World English Bible
Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, и всякий, кто смиряет себя, будет возвышен.«Буквальный перевод Янга
, потому что всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто унижает себя, будет возвышен». .

Матфея 23:12 Всякий возвышающий себя смирится; и всякий, кто смиряет себя, будет возвышен.

Параллельные стихи

Король Джеймс Версия

И всякий, кто возвысится, будет унижен; и тот, кто смирится, будет возвышен.

Библия Холмана

Кто возвышает себя, тот будет смирен, а всякий, кто смиряет себя, будет возвышен.

Консервативная версия

И тот, кто возвысится, будет унижен, и кто унижается, будет возвышен.

Американская стандартная версия

И всякий, кто возвысится, смирится; и всякий, кто смирит себя, возвысится.

Усиленный

Кто возвышает себя, тот будет смирен; и всякий, кто смиряет себя, возвысится до чести.

Понятная версия

И всякий, кто превозносит себя [как важный], будет смирен, а всякий, кто смиряет себя, будет возвышен [как важный].

Библия на базовом английском языке

И кто делает себя высоким, сделается низким, и кто унижается, сделается высоким.

Общий Новый Завет

Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, и всякий, кто унижает себя, будет возвышен.

Дарби Перевод

И всякий, кто возвысится, смирится, и всякий, кто смирится, будет возвышен.

Годби Новый Завет

Но всякий, кто возвысится, унизится; и всякий, кто смирит себя, возвысится.

Джон Уэсли Новый Завет

Всякий, кто возвысится, будет унижен, и кто смирится, будет возвышен.

Перевод Джулии Смит

И всякий, кто возвысится, смирится; и всякий, кто смирит себя, возвысится.

Король Джеймс 2000

И всякий, кто возвысится, будет унижен; и тот, кто смирится, будет возвышен.

Расширенная Библия Лексхэма

И всякий, кто возвышает себя, будет смирен, и всякий, кто смиряет себя, будет возвышен.

Моффатт Новый Завет

Кто возвышает себя, тот будет смирен, а всякий, кто смиряет себя, будет возвышен.

NET Библия

И всякий, кто возвышает себя, будет смирен, и всякий, кто смиряет себя, будет возвышен.

Нойес Новый Завет

И всякий, кто возвысится, смирится; и всякий, кто смирит себя, возвысится.

Сойер Новый Завет

и всякий, кто возвышает себя, смирится, и кто смиряет себя, будет возвышен.

Библия с акцентом

И всякий, кто возвысится, будет унижен, и всякий, кто унизится, будет возвышен,

Вебстер

И всякий, кто возвысится, унизится; и тот, кто смирится, возвысится.

Веймутский Новый Завет

и тот, кто возвышает себя, будет унижен, а унижающий себя будет возвышен.

Всемирная английская Библия

Кто возвышает себя, тот будет смирен, а всякий, кто смиряет себя, будет возвышен.

Уоррелл Новый Завет

И всякий, кто возвысится, смирится; и всякий, кто смирит себя, возвысится.

.

«Кто бы ни возвышал себя, тот будет смирен; и всякий, кто смиряет себя, будет возвышен.

ВЫРАЖЕНИЕ (АНГЛИЙСКАЯ БИБЛИЯ)

(12) Всякий, кто возвысит себя. Прежде об этом говорилось по крайней мере дважды, как в Луки 14:11; Луки 18:14. Его отголоски в Иакова 4:10, 1 Петра 5: 6 показывают, что впечатление было произведено23. : 1-12 Книжники и фарисеи разъясняли закон Моисеев и заставляли его соблюдать.Их обвиняют в лицемерии в религии. Мы можем судить только по внешнему виду; но Бог исследует сердце. Они сделали филактерии. Это были бумажные или пергаментные свитки, на которых были написаны четыре абзаца закона, которые они должны были носить на лбу и левой руке, Исх 13: 2-10; 13: 11-16; Вт 6: 4–9; 11: 13-21. Они расширили эти филактерии, чтобы их можно было считать более ревностными в отношении закона, чем другие. Бог приказал иудеям сделать бахрому на свои одежды (Чс 15:38), чтобы напомнить им о том, что они — особый народ; но фарисеи сделали их больше, чем обычные, как если бы они от этого были более религиозными, чем другие.Гордыня была самым любимым, господствующим грехом фарисеев, грехом, который наиболее легко преследовал их, и наш Господь Иисус использует все возможности, чтобы выступить против него. Для того, кто научен словом относиться с уважением к учителю, похвально; но для того, кто учит, требовать этого, возгораться этим грешно. Насколько все это противоречит духу христианства! Последовательный ученик Христа страдает от того, что его ставят на первое место. Но кто, оглядываясь на видимую церковь, мог бы подумать, что это был дух, необходимый? Очевидно, что некоторая доля этого антихристианского духа преобладает в каждом религиозном обществе и в каждом из наших сердец.См. Примечания в Матфея 20:26.

Смиренный … Бог возвысит или прославит смиренного, ищущего смиренного места среди людей. Это истинная религия, и Бог ее вознаградит.

12. И всякий, кто возвысится, будет унижен — См. [1347] Лк 18:14. Следующее было адресовано скорее книжникам и фарисеям. 11,12. То, что написано в Матфея 23:12, дважды встречается у Луки, Луки 14:11, Луки 18:14. Эти стихи разъясняют, что было раньше, и сообщают нам об этом; 1.Что это был не титул, а видимость титула, в чем он винил. 2. Не врачебное мастерство или мастерство, а такое врачебное мастерство или мастерство, которое делало человека слишком большим для служения церкви; такая честь, которая возвысила сердце человека над его работой. Он печально известный врач в церкви Христа, который считает себя слишком высоким или слишком великим, чтобы быть служителем в ней. Ибо Бог унизит, и люди унизят возвышающегося. Бог противится, и люди обычно презирают и презирают гордых, особенно служителей, которые таковы.И Бог возвысит, и люди будут чтить тех, кто смиряет себя, как перед людьми, снисходя к тем, кто низшего уровня, так и к своей работе, не считая ни малейшее служение душам делом ниже их. И всякий, кто возвысит себя … над своими собратьями-христианами или товарищами по служению, слишком высоко относясь к себе, хвастаясь своими дарами, как предпочтительными по сравнению с другими, и как если бы он их не получил; присвоением или страстным желанием почетных титулов среди людей, или воздействием на честь, которая ему не принадлежит, или злоупотреблением тем, что он имеет: «будет унижен»; или смиренный Богом, или людьми, или обоими; такие потеряют честь, которую они имеют, и сильно потеряют то, к чему они стремятся; они впадут в посрамление перед людьми и будут мерзкими пред Богом: «и смирится»; питая низкие мысли и низкое мнение о себе, скромно ведя себя среди мужчин; не будучи в восторге от его даров, но признавая, что они обязаны благодати и благости Бога; и смиренно используют их для выгоды других; не желая почестей от людей и не превозносясь тем, что ему даровано: «возвысится»; Богом, или людьми, или обоими; если не в этом мире, то в мире грядущем: и действительно, вообще говоря, такие скромные, смиренные люди пользуются наибольшим уважением среди людей; и Бог дает им больше благодати и, наконец, воздаст им славу.Это высказывание часто используется нашим Господом по разным причинам, как в отношении Своих учеников, для наставления, так и в отношении книжников и фарисеев для их умерщвления; см. от Луки 14:11. Похоже, это выражение из пословиц и широко используется среди евреев: в Талмуде (u) оно произносится таким количеством слов, как здесь;

«Кто смирит себя, святой Благословенный Бог возвысит его; и кто бы ни возвысил себя, святой Благословенный Бог смирит его».

(u) T.Баб. Эрубин, л. 13. 2. и 54. 1. и Недарим, л. 55. 1.

И всякий, кто {1} возвысит себя, будет унижен; и тот, кто смирится, будет возвышен.

(1) Он, кажется, намекает на положение раввинов, поскольку раввин означает человека, занимающего высокое положение.

.