Куликово поле — здесь была Куликовская битва

Куликово поле — историческое место, где в 1380 году проходила знаменитая Куликовская битва. Традиционно местоположение поля было определено перед рекой Непрядвой, в месте её впадении в реку Дон. Сейчас эта территория входит в Тульскую область. В настоящее время появилась научная информация, которая позволяет пересмотреть канонический  подход к определению места битвы. По последним данным оно находится немного в стороне. Тем не менее большинство памятников, посвящённых знаменитому сражению, расположены в местах их первоначальной установки. Куликовская битва — одно из самых знаменитых сражений на Руси. Победа в ней дала русскому народу надежду на скорое освобождение от ига Золотой Орды и показала, что только объединив все княжества вместе, можно достичь положительного результата. Суть этого понимали и чтили во все последующие времена. Ещё при Александре I (1777 — 1825 гг.) в 1820 году была рассмотрена возможность установки памятника в честь разгрома войск Мамая. В силу ряда обстоятельств обелиск был установлен только в 1850 году, во время правления его брата Николая I (1786 — 1855 гг.). Памятник сохранился до наших дней. На фотографии слева видна аллея, в конце которой располагается чугунный обелиск. Установили его на Красном холме, на месте ставки разгромленного Мамая.

Золотая Орда

Углубимся немного в историю. Некоторые люди очень часто употребляют словосочетание — хан Мамай. Это в корне неверно. Мамай (1335 – 1380 гг.) занимал должности беклярбека (управляющий государственной администрацией) и темника (воинское звание, от слова тьма — десять тысяч) улуса Джучи (Золотая Орда). Данный улус был образован после завоевания монголами Хорезма в 1221 году. Основатель и первый великий хан Монгольской империи Чингисхан (1162 – 1227 гг.) пожаловал своему первому сыну Джучи (1182 – 1227 гг.) земли вокруг реки Иртыш, Алтайских гор, северную часть Хорезма и Западную Сибирь. Он поставил условие, обязывающее хана Джучи завоевать земли половцев и близлежащих государств. Сделать это монголам удалось только в своём Западном походе (1236 – 1242 гг.) под руководством хана Бату (1209 – 1255 гг., хан Батый, внук Чингисхана). После возвращения из похода Батый основал на Волге новый город Сарай-Бату, который стал столицей Золотой Орды. Он располагался на территории современной Астраханской области России. Сама Золотая Орда делилась ещё на более мелкие улусы, где руководили ханы, потомки Джучи. Вообще, власть хана в улусах любого уровня могли занимать только «чингизиды» (прямые потомки из рода Чингисхана). Мамай не был «чингизидом». Он даже женился на дочери хана Бердибека, правившего в то время Золотой Ордой. Но и это не помогло ему стать наследником хана и официально быть руководителем Золотой Орды. Все чтили «Ясу» (Яса — закон великой власти, уложение Чингисхана). После смерти хана Бердибека в Золотой Орде началось время «Великой замятни» (с 1359 по 1380 гг.). Что-то вроде «русской смуты». Поскольку место хана Золотой Орды Мамай занять не мог, то сажал на ханство малолетних потомков удельных ханов, пытаясь править от их имени. Многим ханам это не нравилось, и поэтому шла постоянная борьба за власть.

В это время, молодой хан-чингизид Тохтамыш (1342 — 1406 гг.), при поддержке войск Тамерлана (1336 — 1405 гг., Тимур по прозвищу «Великий хромец») начал захватывать улусы, чтобы в конце концов стать ханом Золотой Орды. Мамаю требовались деньги для войны с Тохтамышем, а Русь во времена «Великой замятни» отказалась платить дань Золотой Орде. Мамай направлял послов в русские княжества, но из этого ничего не вышло. Тогда он решил осуществить военный поход на Русь, чтобы напомнить об обязательстве платить дань, а также поправить своё экономическое положение за счёт разграбления русских территорий.

Куликовская битва

На Руси тоже все понимали, что не избежать главного сражения с войсками Мамая. Тем более, в 1378 году часть войск Мамая под командованием мурзы Бегича уже пыталось осуществить поход на Москву. Они были разбиты в рязанских землях, на реке Вожа, войсками нескольких княжеств под предводительством московского князя Дмитрия Ивановича (1350 — 1389 гг., после победы на Куликовом поле получил прозвище «Донской»). Чувствуя накаляющуюся ситуацию, Дмитрий с другими князьями собирал русские войска. На битву с Мамаем его благословил Сергий Радонежский и отпустил в поход двух своих иноков — Пересвета и Ослябю.

В то время основным оборонительным рубежом была река Ока. Как правило, русские князья располагали свои войска на левом берегу, используя реку в виде дополнительного препятствия. Так делал и Дмитрий в ряде предыдущих менее масштабных сражениях. Сейчас же случай осложнялся тем, что у Мамая появились союзники — великий князь литовский Ягайло и рязанский князь Олег (правда не все рязанские бояре последовали за ним, многие сражались вместе с Дмитрием). Мамай рассчитывал соединиться с ними перед Окой. Однако, узнав о шедших на соединение войсках, Дмитрий сделал упреждающий ход. Он переправился через Оку и быстро пошёл через рязанское княжество к Дону. Такой поворот событий стал неожиданностью не только для Мамая, но и для населения русских городов, которые расценили этот манёвр как движение на верную гибель. Дмитрий переправился через Дон в устье реки Непрядвы. Оценив местность, он принял решение о месте битвы. Чтобы исключить возможность отступления и обезопасить тыл своих войск от неприятеля он сжёг все мосты.

Вид на Куликово поле со стороны ставки Мамая

К утру 8 сентября 1380 года русские полки выстроились в боевой порядок. Через какое-то время появились отряды татар. Перед битвой состоялся знаменитый поединок между Александром Пересветом и Челубеем. Татарский воин был богатырём огромной силы и победил до этого в нескольких сотнях поединков. Его могучее телосложение позволяло использовать копьё на метр длиннее копий противников. Благодаря этому, он поражал соперников раньше, чем они могли что-либо сделать. Пересвет понимал всю сложность положения и решил пожертвовать собой. Он не стал одевать защитные доспехи. В результате этого копьё Челубея насквозь проткнуло Пересвета, не встретив сопротивления металла.  Это позволило  Пересвету остаться в седле, сблизиться с противником и сокрушительным ударом поразить его. Челубей мёртвым упал на землю. Самого Пересвета до своих полков довёз конь. Тело его было тоже бездыханным. Поскольку Челубей остался лежать на поле брани, а Пересвет добрался до своих, победа была за русскими.

Из своей ставки, с Красного холма, Мамай видел результат поединка и отдал приказ к началу битвы. Сеча пошла знатная. Войска Дмитрия стояли насмерть. С обеих сторон убитых было очень много, ступить некуда. Основной удар татары направили на полк левой руки. Их конница врезалась в ряды полка с такой силой, что русские не выдержали и побежали к реке Непрядва. Когда казалось, что битва проиграна, в тыл татарской коннице ударил засадный полк, предусмотрительно оставленный Дмитрием в резерве (в засаде). Для такого сражения поле было совсем небольшое. В то время по его краям росли густые леса. Дмитрий не напрасно выбрал именно это место. Манёвр у степной конницы отсутствовал. Их загоняли в реку и добивали. Наступил перелом в битве. Пошли в атаку другие русские полки, и в результате татары обратились в бегство. Резервов у них уже не было. Мамай понял, что сражение проиграно и с малыми силами бежал с поля брани.

На Руси эта битва стала одной из невероятно значимых побед того времени. Её важность переоценить очень трудно. Ведь к пониманию сплочения перед общим врагом пришли только через полторы сотни лет после начала захвата монголами Руси. В первый момент русские князья просто не осознавали с какой огромной и серьёзной силой они столкнулись. О тех тяжёлых временах начала монгольского ига (иго — ярмо, хомут) можно прочитать в статье «Козельск».

После Куликовской битвы

Чуть позднее, буквально в течение месяца, Мамай собрал ещё одно войско для повторной попытки образумить Русь и добиться своего. Поход не состоялся так как подошли войска Тохтамыша, претендовавшего на трон Золотой Орды. В прямом смысле битвы между ними не было. Войска Мамая просто перешли к Тохтамышу, как к законному наследнику из рода чингизидов. Мамай бежал в Кафу (Феодосия), где и погиб. Его похоронили в Крыму.

Памятник Дмитрию Донскому на Куликовом поле

С другой стороны Куликова поля, в селе Монастырщино, установлен памятник московскому князю Дмитрию Донскому. Жизнь его была короткая (38 лет), но вклад в историю Руси переоценить трудно. В результате победы в Куликовской битве произошло укрепление духа русского народа  и стало понятно, что можно общими усилиями побеждать очень сильного противника. Полководческий талант Дмитрия неоспорим. Он применил наступательный манёвр в военной операции, что в те годы было совсем не характерно для баталий русских князей. Выбор места и наличие резерва, вовремя введённого в битву, говорит о военном искусстве и мудрости князя. В политическом плане Дмитрий сумел под своим началом создать общерусское войско, объединив дружины других княжеств. Победа в Куликовской битве подтвердила правильность его мышлений и дала начало новому курсу развития Руси на создание в будущем сильного русского государства.

Куликово поле на карте

Поле Куликовской битвы

Многолетние палеоботанические исследования, проведенные музеем-заповедником «Куликово поле» с целью воссоздания ландшафтной карты XIV века, а также данные археологических исследований позволили довольно точно определить место сражения 1380 года.  

У легендарного слияния Дона и Непрядвы в селе Монастырщино начинается путь к месту Мамаева побоища, известного также как Куликовская битва. Поле сражения русской рати и Золотой Орды расположено примерно в 5 километрах.

Выбирая место битвы, московский князь Дмитрий Иванович в первую очередь ставил задачу провести фронтальное сражение, не позволив противнику использовать его любимый маневр – обход по флангу и удар в тыл. Русские полки выстроились в трехлинейный порядок. На флангах войско защищали обрывистые, поросшие лесом берега речек Нижний Дубик и Смолка. В урочище Зеленая Дубрава полководец разместил Засадный полк, состоявший из отборных конных дружин.  

Историки делят поле битвы на две неравных части. Одна, меньшая по площади, – место боестолкновения русских и золотоордынских войск. Именно на этом небольшом участке 7 километров глубиной и 3 километра по фронту, ограниченного с востока балкой реки Смолки и Зеленой Дубравой, а с запада рекой Нижний Дубик и балочной дубравой, и находился эпицентр сражения. Именно здесь шесть веков назад в течение нескольких часов лилась кровь, ломались копья, а сегодня археологи находят реликвии Куликовской битвы. 

Историки понимают под полем битвы еще и территорию, на которой находились ратники накануне сражения. В селе Монастырщино стоял лагерь русского войска, недалеко от Красного холма – войска Мамая. Не менее важен для исследователей и маршрут войск – воины Дмитрия Донского накануне битвы устроили переправу через Дон у Татинских бродов, а золотоордынское войско преследовали до реки Красивая Меча. При таком подходе площадь поля Куликовской битвы представляет собой 4х8 км². 

Сегодня, оказавшись на месте сражения, мы, к сожалению, видим агроландшафт середины XIX века. Активная распашка земель привела к вырубке лесов, в том числе и знаменитой Зеленой Дубравы. Уничтожение балочных лесов повлекло за собой затягивание оврагов, обмелению Смолки и Нижнего Дубика. Представить картину прошлого позволяют палеоботанические исследования, благодаря которым сегодня восстанавливается исторический ландшафт 1380 года. 

Молодые дубки, высаженные на месте Зеленой Дубравы, год за годом набирают силу. Склоны и поля превращаются в бушующее море, лишь только самый красивый из произрастающих на Куликовом поле ковылей – перистый ковыль – распустит свои пушистые белые ости. Сотрудники музея-заповедника пядь за пядью возрождают реликтовые участки ковыльных степей и редких для Тульской области степных растений.

Побывать на Поле битвы можно самостоятельно, добравшись до него на автомобиле от Конного двора или от какого-то иного объекта музея-заповедника пешком или на велосипеде. Примерные координаты центра сражения: GPS 53.641925, 38.627960. Велосипед можно привезти с собой или взять напрокат в Музейном комплексе в Моховом, на Конном дворе, и в гостинице «База экспедиции» (для постояльцев).

Увидеть Поле и представить расстановку полков на нем можно со смотровой площадки Музея Куликовской битвы или со смотровой площадки мемориала на Красном холме.

Кроме того, музей-заповедник предлагает целый спектр экскурсий на Поле битвы: велосипедная и пешеходная прогулка от Музея Куликовской битвы, зимой по тому же маршруту проходит лыжня с профессором Вронским, а также экскурсия по Полю битвы на бричке или санях от Конного двора. Экскурсии проводятся по расписанию, которое можно посмотреть в разделе События, или же вы можете заказать их на удобное для вас время.

фото, цены, история, отзывы, как добраться

Что посмотреть​

Музей Куликовской битвы в Моховом

Новое здание музея Куликовской битвы открылось для посетителей в 2016 году.
Фото: Елена АФАНАСЬЕВА, commons.wikimedia.org

Музей-заповедник «Куликово поле» в Тульской области — место, где можно не только историю поизучать, но и натянуть средневековый лук (а вы попробуйте, легко ли это!), почитать тексты древних летописцев, виртуально раскрасить средневековую миниатюру и много чего еще. Выставлены тут и доспехи русских воинов — между прочим, это снаряжение весило до 60 килограммов! Слабо такое не то что надеть на себя, а просто оторвать от пола?

Мемориал на Красном холме (около деревни Ивановка)

По преданию, именно тут накануне сражения находилась ставка Мамая, отсюда Орда и начала движение на войска Дмитрия Донского. В центре мемориала поставили памятник-обелиск Дмитрию Донскому. От него по аллее доходим до храма Сергия Радонежского. Рядом с памятником — площадка для осмотра панорамы поля сражения.

Музейно-мемориальный комплекс в селе Монастырщино

Говорят, на этом месте и был разбит лагерь Дмитрия Донского. Тут же захоронены павшие русские войны. Ну а в самом музее вам расскажут и покажут историю жизни славян и жителей Древней Руси вплоть до нашествия Батыя.

В Монастырщине можно подняться на колокольню храма Рождества Богородицы. На самом большом колоколе есть надпись: «Если останемся живы — мы в руках Господа, если же умрем за мир сей — мы в руках Господа». Эти слова произнес Дмитрий Донской перед битвой.

В Монастырщине можно подняться на колокольню храма Рождества Богородицы.
Фото: Артем СЕНИН, commons.wikimedia.org

Тут же стоит памятник Дмитрию Донскому (высота колонны 30 метров, общий ее вес — 110 тонн). Детали памятника везли от Петербурга до села Епифань, а оттуда зимой, на санях, запряженных тройками лошадей). Напротив памятника — могила Неизвестного солдата. Это уже место захоронения тех, кто погиб на Куликовом поле в годы Великой Отечественной.

Музей истории русского купечества в поселке Епифань

Расположен он в бывшем купеческом доме. Окунетесь в уютный провинциальный купеческий быт, заглянете на кухню, где угощают чаем из самовара и выпечкой, приготовленной по старинным рецептам.

Прощенный колодец и Зеленая дубрава

Примерно в 12 километрах от Красного холма (недалеко от поселка Грибоедово), на берегу реки Дон, находится Прощенный колодец, где, по преданию, после битвы Дмитрий Донской омывал свои раны и прощался с погибшими воинами. А недалеко от села Монастырщино расположена Зеленая Дубрава — место расположения засадного полка, который сыграл важнейшую роль при разгроме войска Мамая.

Куликово поле: 12 картин | Православие и мир

Куликовская битва стала зримым воплощением идей патриотизма. События, предшествовавшие битве, и само сражение на столетия остались в поле внимания творческих людей. Историки, писатели, скульпторы и живописцы не устают обращаться к батальной теме. В подборке Дарьи Рощеня – десять живописных полотен, отражающих знаменитое сражение.

21 сентября отмечается День воинской славы России – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году. Историки единодушны во мнении, когда говорят о Куликовской битве: тем ветреным осенним днем у берегов реки Непрядвы решилось будущее Русской земли. В одной точке соединились горе и терпение, жажда освобождения от ига, сила, воля и вера. В одном месте совпали в своих чаяниях величайшие люди своего времени: деятельные, мудрые, дальновидные, сильные духом монахи и воины. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, и великий князь Дмитрий Иванович, прозванный после битвы Донским, их предшественники митрополиты Московские и всея Руси Петр и Алексий, воспитавшие князя Дмитрия, а также сотни тысяч безымянных русских воинов – вот они, победители.

Воинский подвиг стал ещё и подвигом духовным, подвигом священным. Как катализатор он запустил мощные процессы, способствовавшие объединению разрозненных земель в единое государство. Нет, Куликовская битва не была окончательной победой над татаро-монголами. Иго было сброшено только сто лет спустя. Однако именно Куликовская битва развеяла миф о непобедимости Золотой Орды, дала надежду и породила героев.

XVI-XVII век: житийная икона

Куликовская битва на многие столетия остается в поле внимания художников. И если в XVI-XVII веках речь идет о редких и каноничных изображениях в рамках летописных списков и житийных клейм на иконах, то тремя веками позже, с развитием интереса к истории и исторической картине, – сюжет Куликовской битвы становится одной из центральных тем исторического жанра.

Исторический жанр в живописи во все времена был идеологическим. Но это никогда не мешало художникам делать свои работы концептуальным высказыванием и личным переживанием.

Преподобный Сергий Радонежский. Житийная икона

Преподобный Сергий Радонежский. Житийная икона

В 1959 году реставраторами была раскрыта одна из икон ярославской школы. Под темным слоем олифы и верхними записями было открыта так называемая наделка (то есть дополнение к иконе) с сюжетом о «Мамаевом побоище». По всей видимости, наделка была сделана в восьмидесятые годы XVII века.

В центре композиции изображен легендарный поединок Пересвета с Челубеем, справа – воинство Дмитрия Донского, готовое к бою, слева – лагерь Мамая. В самой нижней части композиции изображены встреча победителей и погребение воинов, погибших за други своя. Икона находится в собрании Ярославского художественного музея.

Первая половина XIX века: «Поднять из гроба знаменитых предков»

Развитие искусства, вектор его движения напрямую зависит от среды и общества, времени и его моды. Военные потрясения начала XIX века, победное шествие Наполеона по Европе, война 1812 года, – эти события так или иначе коснулись практически всех сфер русской жизни и определили всплеск интереса не только к настоящему, но и к героическому прошлому страны.

Изданная в 1818 году «История государства Российского» Карамзина буквально взорвала общественное мнение и надолго стала предметом бурных салонных дискуссий. Перу Карамзина также принадлежала и статья «О случаях и характерах в Русской истории, которые могут быть предметом художеств». Этой статьей историк задал планку и определил тему актуальную в искусстве:

«Мысль задавать художникам предметы из отечественной истории достойна вашего патриотизма и есть лучший способ оживить для нас ее великие характеры и случаи, особливо пока мы еще не имеем красноречивых историков, которые могли бы поднять из гроба знаменитых предков наших и явить тени их в лучезарном венце славы… Должно приучить россиян к уважению собственного; должно показать, что оно может быть предметом вдохновений артиста и сильных действий искусства на сердце. Не только историк и поэт, но и живописец и ваятель бывают органами патриотизма…

Мы приблизились в исторических воспоминаниях своих к бедственным временам России; и если живописец положит кисть, то ваятель возьмет резец свой, чтобы сохранить память русского геройства в несчастиях, которые более всего открывают силу в характере людей и народов. Тени предков наших, хотевших лучше погибнуть, нежели принять цепи от монгольских варваров, ожидают монументов нашей благодарности на месте, обагренном их крови. Может ли искусство и мрамор найти для себя лучшее употребление?»

Но еще задолго до карамзинской статьи профессура Академии художеств в качестве экзаменационных испытаний предлагала выпускникам тему «Дмитрий Донской на Куликовом поле», причем программа четко оговаривала, как должен быть изображен князь: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по содержании победы над Мамаем, оставшиеся Князья Русские и прочие воины находят его в роще при последнем почти издыхании, кровь струилась еще из ран его: но радостная весть о совершенном поражении татар оживляет умирающего великого князя».

Одной из таких академических работ является картина Ореста Кипренского, написанная им в 1805 году и названная «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Такое же название имеет и созданная двадцатью годами позже, в 1824 году, работа Василия Сазонова.

Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле

Орест Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле

Лучшие произведения итальянской и фламандской школы живописи были ориентирами для молодого Ореста Кипренского, взявшегося за разработку сюжета выпускного экзамена в Академии художеств. Наверное, поэтому на его картине героический защитник отечества, князь Дмитрий Донской, меньше всего похож на русского князя, каким мы привыкли его себе представлять. Отсутствие национального колорита ничуть не смущало автора, как не удивило оно и экзаменаторов.

«Голова великого князя исполнена выражения. И радость об одержанной победе, его одушевляются, купно с благодарностью ко Всевышнему, живо изображены в томных взорах его, устремленных к небесам. Сие произведение есть первый опыт трудов сего молодого художника, подающего о себе большую надежду», – говорилось в отзыве на работу будущего первого русского портретиста. 1 сентября 1805 года Кипренский был удостоен за картину большой золотой медали. Сейчас работа находится в собрании Русского музея (Санкт-Петербург).

Работа Сазонова

Василий Сазонов. «Дмитрий Донской на Куликовом поле»

Крепостной графа Николая Румянцева Василий Сазонов был определен своим патроном в 1804 году на учебу в Академию художеств. Успехи молодого живописца в области рисования были настолько выдающимися, что граф дал крепостному вольную. Блестящий выпускник Академии, Сазонов при поддержке графа продолжил обучение в Италии, где делал копии работ Караваджо и Тициана.

Вернувшись в Россию, художник обратился к учебной теме Академии художеств и написал картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Сазонов изобразил раненого князя в окружении воинов. Перед ним коленопреклоненные казаки и человек в латах и царской мантии. По всей видимости, это боярин Михаил Бренок, с которым князь поменялся одеждой и конем в самом начале сражения. За эту картину, а также выполненные в Италии копии, Сазонов в 1830 году был удостоен звания академика. Картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Вторая половина XIX века: недостижимая историческая достоверность

К середине XIX века история Куликовского сражения исчезает из поля зрения художников, уступая место сюжетам современности. И даже попытки Николая I превратить Зимний дворец, переживши в декабре 1837 года страшный пожар, в «Новый Ватикан», остались нереализованными. В том пожаре погибли уникальные интерьеры, выполненные Растрелли, Монферраном, Кваренги, и были утрачены росписи, описывающие ключевые события отечественной истории. Новый цикл картин из русской истории не получился, однако официальный запрос не остался без внимания академическим сообществом.

Ивон Адольф. «Битва на Куликовом поле»

Ивон Адольф. «Битва на Куликовом поле»

В 1850 году по заказу Николая I французский баталист Ивон Адольф в Париже пишет монументальное полотно «Битва на Куликовом поле». Первоначально планировалось, что картина украсит интерьеры нижнего коридора Храма Христа Спасителя, задуманного как храм-памятник героям войны 1812 года. Однако планы изменились. Сегодня работа украшает пролет лестницы (аванзал), ведущий в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца.

В 1870-е годы «Куликовская битва» как тема включалась в программу оформления интерьеров Исторического музея. Одно из панно было заказано Валентину Серову, историческим консультантом которого стал Иван Забелин. Забелин был не только руководителем Исторического музея, но и одним из авторитетнейших специалистов по истории Древней Руси. На стенах музея он желал видеть народный эпос, который не оставит зрителя равнодушным и даст почувствовать связь времен.

Но ни Серов, ни Сергей Малютин, которому после Серова было поручено сделать панно, ни Сергей Коровин, так и не завершили работу. Слишком много противоречий возникало между заказчиками и исполнителями. Всех требований ученых так и не удалось удовлетворить ни одному живописцу. Рама, в которой планировалось разметить панно, пустовала вплоть до 1950 года, пока в ней не был помещен нейтральный пейзаж с видами Москвы.

Работа Серова

Валентин Серов. После Куликовской битвы, эскиз

Серов напряженно работал над эскизом к панно. В 1894 году, побывал на Куликовом поле, детально прорабатывал композицию. Сохранились сотни набросков и восемь эскизов, часть из которых была выполнена в масле. Работа регулярно обсуждалась на заседаниях Ученого совета Исторического музея, менялась композиционно и даже художественно по настойчивому требованию Забелина.

Первое время Серов послушно следовал указаниям, но в 1898 году после очередного заседания отказался от продолжения работы над эскизом и вернул деньги, выданные ему Историческим музеем в счет оплаты картины. Многочисленные эскизы сегодня хранятся в собраниях Третьяковской галереи и Исторического музея.

Чуть раньше к теме событий Куликовской битвы обратился выходец из уфимского купечества Михаил Нестеров. Впрочем, выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества интересовала не только батальная сторона событий 1380 года.

Нестеров был тем художником, который одним из первых обратился к теме религиозной самобытности страны и сделал героем живописного полотна – святого отшельника. Троице Сергиева лавра, рядом с которой поселился художник (он гостил в имении Мамонтовых в Абрамцево), прочно вошла в его жизнь. Здесь он черпал вдохновение и силы.

Первой работой над образом святого стала картина «Видение отроку Варфоломею» (1889-90). Работа была куплена Третьяковым, имела успех, но публикой была оценена неоднозначно. Зато сам Нестеров утвердился в своем желании написать «житие» великого подвижника земли русской, тем более что в 1892 году в России должно было отмечаться 500-летия со дня Успения преподобного Сергия, игумена Радонежского. Так появляется «Юность преподобного Сергия» (1892), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896-97) и «Преподобный Сергий Радонежский» (1899).

С каждой новой работой образ святого становился все выразительнее, монументальнее и глубже. Не мог Нестеров обойти вниманием и встречу князя Дмитрия с преподобным Сергием.

Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Эскиз Нестерова

Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Эскиз Нестерова

Всю русскую землю, а не только свой личный удел шел защищать молодой князь Дмитрий. Он твердо верил в помощь Божию: и когда перед Донской иконой Божией Матери читал «Бог нам прибежище и сила», и когда пришел взять благословение у старца вступить в бой с безбожниками.

Для Нестерова ключевой темой стало напряжение той минуту, когда преподобный благословляет коленопреклоненного князя. Впрочем, эскиз «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» так и не был завершен Нестеровым. Он был не удовлетворен своими набросками и писал о них Елизавете Мамонтовой: «…тема давно была намечена мной для серии картин к истории Радонежского чудотворца, но все наброски, что я делал, не были интереснее любой программы…» В 1897 году «Юность преподобного», «Труды преподобного» и акварель «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами» были переданы художником в дар городской галерее братьев Третьяковых.

XX век: главный герой – народ

В самые сложные и тяжелые годы Второй мировой войны заработала идеологическая машина. Мобилизованы были все силы, в том числе изобразительное искусство, перед которым стояла цель через воскрешение народной памяти, через примеры доблестных побед над агрессором поддержать дух народа. Александр Бубнов пишет свое знаменитое «Утро на Куликовом поле» (1943-47), а баталист Михаил Авилов создает «Поединок на Куликовом поле» (1943).

Александр Бубнов. «Утро на Куликовом поле»

Александр Бубнов. «Утро на Куликовом поле»

Александр Бубнов окончил Высший художественно-технический институт. Увлекаясь творчеством художников-передвижников и русским реализмом, он сосредоточился на историческом жанре. Молодой романтик, Бубнов в начале своей творческой карьеры грешил чрезмерной идеализацией советской действительности. Но именно в годы Великой Отечественной войны, работая над агитационными плакатами и листовками, он серьезно обращается к историческому жанру.

В 1943 году Бубнов работает над своим программным произведением «Утро на Куликовом поле». Замысел «Утра» возник у художника еще в 1938 году. Первоначально темой его картины была история битвы на Чудском озере, однако обращение к документам и серьезное погружение в историческую литературу убедило Бубнова писать именно Куликовское сражение.

Полтора года работы над эскизами, поиск образов и пластических решений, долгая и тщательная проработка деталей, исключающая даже намека на бутафорность персонажей, позволили художнику создать характерное полотно. В картине есть не только историческая правда, в ней читается эпический размах и посыл: главный герой любого сражения – народ.

За картину «Утро на Куликовом поле» в 1948 году Бубнов был удостоен Государственной премии СССР. Его картина, репродукции которой вошли в учебники по истории, находится в собрании Третьяковской галереи, в Москве.

Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем

Михаил Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем

Выпускник батальной мастерской Академии художеств, участник Первой мировой и гражданской войн, Михаил Авилов в своих работах демонстрирует не только мастерство живописца, он поражает убедительностью изображения батальных сцен.

К теме поединка богатыря-монаха Александра Пересвета и татарского мурзы Челубея Авилов обратился еще в 1917 году. Но тогда картина не получилась и даже была уничтожена автором.

В 1942 году, приехав в Москву из эвакуации, художник получил большую мастерскую, что позволило ему вернулся к теме Куликовского сражения. «Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», «Куликовская битва», «Бегство Мамая» – четыре больших эскиза были созданы Авиловым, но лишь один из них – противостояние русского витязя и татарского богатыря – стал законченным произведением, вошедшим в анналы мирового изобразительного искусства. В 1946 году за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Авилов был награжден Сталинской премией первой степени. В настоящее время картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

1980-й: новая волна интереса

80-е годы XX века стали следующим периодом и новой волной интереса к теме Куликовского сражения: в 1980 году страна отмечала 600-летие со дня Куликовской битвы. К этому юбилею были приурочен цикл «Поле Куликово» Ильи Глазунова, триптих «Поле Куликово» Юрия Ракши, а на киностудии Мосфильм режиссером Романом Давыдовым снят мультипликационный фильм «Лебеди Непрядвы».

И. Глазунов. Дмитрий Донской. 1980

Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Дмитрий Донской. 1980

И. Глазунов. Канун. 1978

Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Канун. 1978

Ленинградец, блокадник, Илья Глазунов, как и многие, потерял в той страшной войне родителей. После эвакуации вернулся в Ленинград, окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы.

В 1980 году Глазунов был удостоен звания народного художника СССР. Говоря о своем цикле, Глазунов поясняет, что стремился «передать только жизненную достоверность, истинность происходящего, чтобы еще раз наш современник прикоснулся к великому прошлому Родины, с новой силой почувствовал бы неразрывную связь времен, связь поколений, свою сопричастность к событиям давно минувших эпох».

Ю. Ракша. Триптих "Поле Куликово". 1980. Левая часть - "Благословение на битву"

Юрий Ракша. Триптих «Поле Куликово». 1980.
Левая часть — «Благословение на битву»

Юрий Ракша с детства увлекался не только рисованием, но и историей. Он с серебряной медалью окончил Суриковскую художественную школу, ВГИК, работал на Мосфильме, участвовал в съемках десятка фильмов и никогда не оставлял живопись. Каждый новый фильм рождал в нем замысел для будущего полотна. Так было и с картиной «Восхождение» по роману В. Быкова. «Без сцены казни главного героя Сотникова, – вспоминал Ракша, – я не решился бы на громаду «Куликова поля»».

Работать над картиной он начал в 1879 году и уже тогда понял, что она станет его главным и последним творением. В ноябре врачи поставили страшный диагноз – лейкоз, пообещали «максимум месяц». Жена художника вспоминает, как Юрий работал до изнеможения, мужественно боролся со смертью и старался скрыть физические муки. «Он торопился, — вспоминала Ирина Ракша, – держался за кисть, как за спасательный круг, и тогда же сказал, что у каждого должно быть свое поле Куликово».

Центральная часть - "Предстояние"

Юрий Ракша. Триптих «Поле Куликово». Центральная часть — «Предстояние»

Ракша любил работы Нестерова и ориентировался на них в своем замысле, но его композиционное решение было все-таки иным, кинематографичным. Три места действия, разбросанные по времени, даны одновременно. Эта авторская находка, имеющая иконописные истоки, позволяет зрителю последовательно воспринять события. «Благословение на битву», «Проводы ополчения» и ключевой центр «Предстояние» – рождают состояние народного духа. Духовный подвиг совершается именно здесь и сейчас, когда стоят бок о бок святой отшельник и молитвенник, матери, сестры и жены, среди которых смиренная и мужественная Евдокия и воины, вглядывающиеся вдаль, туда, где лагерем стоит враг.

Правая часть - "Проводы ополчения"

Юрий Ракша. Триптих «Поле Куликово». Правая часть — «Проводы ополчения»

Ракша писал о своей картине: «Почему же Куликово поле осталось в веках? Да потому, что здесь утверждалась идея и вера в русскую государственность. Русь поверила в себя. Русь стала Русью… по-прежнему главное должно быть в лицах, в глазах, и я высвечиваю их, а потому меньше костюмности, антуража. Очень важен пейзаж. Единый для всех частей горизонт объединяет и Москву, и Троицкий монастырь, и поле Куликово. Объединяет в одно целое, и все это – Родина. Благословенная наша Родина, которую надо отстоять».


Читайте также:

 

Музей Куликовской битвы

От нашего времени до Куликовской битвы – семь столетий. Как превратить строки учебника в живую, пульсирующую историю, полную страсти, боли и торжества? Приходите в музей, где вы не просто узнаете о битве, но и почувствуете себя в самой гуще событий. Современная архитектура и технологии оживляют историю XIV века. 

Музейный комплекс «Куликово поле» в Моховом расположен в непосредственной близости от поля Куликовской битвы. Здесь находятся два музея: Музей Куликовской битвы и Детский музей-квест, выставочный зал, а также все необходимое для комфортного пребывания гостей: парковки, кафе, сувенирные магазины, информационный центр, гостевые дома.

Экспонаты музея Куликовской битвы перенесут вас в прошлое и расскажут, что такое русские княжества в XIV веке, как выглядела столица Золотой Орды – город Сарай, какие силы столкнулись на Поле. Вместе с князем московским Дмитрием Ивановичем вы сможете пройти ратный путь от Москвы до Куликова поля и узнать, как великий князь получил почётное имя Донской.

Сакральное место музея – зал реликвий. Здесь вы можете познакомиться с истинными свидетелями битвы: археологическими находками, однозначно определяющими место сражения.

Современные мультимедийные средства, которыми насыщена экспозиция музея, дают возможность получить сведения о средневековой жизни, в том числе и через игру. В стенах музея происходит чудесное превращение: посетители становятся хранителями, археологами, реставраторами, летописцами.

Сердце музея – большой макет Куликовской битвы. Он наглядно показывает, где находится музей, какой дорогой шли воины Дмитрия Донского, где находились лагеря противоборствующих армий, как были выстроены войска перед сражением, как проходила сама битва.

Подземный этаж музея посвящен современным наукам, которые помогают изучать события прошлого. Вы сможете узнать о палеографических исследованиях, археологических раскопках, работе почвоведов, выводах антропологов.

Благодаря скрупулезной работе по научной реконструкции вооружения вы можете подробно рассмотреть снаряжение русских и ордынских воинов. Специально для музея был снят ряд фильмов-экспериментов, демонстрирующих, насколько опасна была средневековая битва. Отдельные предметы вооружения вы можете подержать в руках. Вес обмундирования пешего воина вас удивит.

Экспозиция дает представление и о мирной жизни людей на Куликовом поле в Средние века. Чем занимались, что добывали, от чего умирали.

Отдельный раздел музея посвящен военной археологии. Здесь вы сможете понять, почему так сложно вести раскопки в XXI веке, на какой глубине нужно искать предметы, каким образом ученые определили место Куликовской битвы, где проходила Куликовская битва.

Итогом рассказа о битве станет ее отражение в памяти потомков – поэмы, картины, памятники, имена военных кораблей.

Завершить знакомство с событием рекомендуем на смотровой площадке. Отсюда можно в деталях рассмотреть Поле сражения. Понять, откуда двигались противоборствующие силы и где располагались русские и ордынские воины.

Куликово поле — где на карте находится музей; фото современной территории Куликова поля

Путешественникам не составит труда найти место, где находится Куликово поле, на любой географической карте России или в автомобильном навигаторе. Главный ориентир – федеральная трасса М-4 «Дон», Тульская область, г. Тула, г. Богородицк, далее поворот на г. Донской и через Бегичевские выселки на поселок Епифань, откуда по дороге Р-145 «Кимовск — Епифань — Куликово Поле — Кресты» рукой подать до Монастырщины и Красного холма, где и находится место легендарной Куликовской битвы.

Куликово поле находится на территории современной Тульской области, на стыке трех районов — Богородицкого, Кимовского и Куркинского районов. Куликово поле – это не только собственно место, где произошла Куликовская битва, а обширный участок лесостепи Русской равнины, охватывающий территорию бассейна Верхнего Дона и его притока – реки Непрядвы. Все пространство считается заповедным и охраняется государством, как часть музея-заповедника «Куликово поле».

Знакомство с Куликовым полем можно начать в Епифани – некогда крупном уездном городе, где в старинной купеческой усадьбе работает историко-этнографический музей с богатой экспозицией, посвященной провинциальной культуре и купеческому быту конца XIX – начала XX столетия.

Следующая точка на карте Куликова поля – это деревня Татинки и село Монастырщино на слиянии Непрядвы и Дона. Именно здесь по Татинским бродам часть полков Дмитрия Донского форсировала Дон, чтобы вступить в бой с полчищами Мамая. После Куликовской битвы в селе Монастырщино были похоронены русские воины, сложившие головы во имя победы над общим врагом. У погоста был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы (см. Куликово поле, храм в с. Монастырщино, фото Р.Солопов), сначала деревянный, затем каменный, в память о подвиге русских ратников, победивших Мамая. Старинный храм, Аллея Памяти и Единства – это единый музейно-мемориальный комплекс в селе Монастырщино с уникальной коллекцией предметов, связанных с историей величайшего сражения средневековья.

От села Монастырщино открывается дорога непосредственно к месту Куликовской битвы – полю между рекой Смолкой и балкой Рыбий Верх. Перед взором путешественника отрываются бескрайние просторы ковыльной степи и молодая дубовая посадка – возрожденная Зеленая Дубрава, где стоял Запасной полк, решивший исход сражения.

Еще один мемориал музея-заповедника «Куликово поле» — Красный холм. Пешком из Монастырщины до Красного холма – порядка 7 км, по дороге Р-145 – около 10 км. Ориентиром послужит колонна-памятник Дмитрию Донскому: обелиск, увенчанный золоченой главкой с крестом, возвышается посреди равнинных полей и виден в радиусе 15 км (см. Куликово поле, колонна-памятник Дмитрию Донскому. Фото Р. Солопов). Памятник установлен на самом высоком холме Куликова поля. Здесь же на Красном холме сооружен храм во имя Сергия Радонежского – одна из святынь Куликова поля.

Конечная точка путешествия по Куликову полю – Прощеный колодец, святой источник у села Грибоедово, целебные воды которого давали силы русским воинам и омывали их раны после Куликовской битвы. Доехать до Прощеного колодца можно по дороге Р-145, у поворота на населенный пункт Ивановка есть соответствующий указатель.

Подробную схему проезда ко всем объектам музея-заповедника «Куликово поле» смотрите на карте

История музея-заповедника

Создание Государственного музея-заповедника «Куликово поле» было предопределено длительной историей сохранения памяти о великой битве для потомков на Первом поле ратной славы Отечества.

Мемориализация 

 

Первым поселенцам Куликова поля в XVI–XVII веках о знаменательном сражении напоминали находки нательных крестов, сломанного оружия, фрагменты доспехов, которые поднимались с земли во время пахоты. Со временем в местных названиях: Зеленая Дубрава, Непрядва, Дон, Красный холм, Татинские броды, в местных легендах и преданиях накапливалась и передавалась из поколения в поколение народная память о Куликовской битве.

В конце XVII века на легендарной территории возникает поселение в селе Монастырщино. Здесь, на месте легендарных братских могил русских воинов, строится деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, которым отмечен день знаменательной битвы.

По некоторым данным первый русский император Петр I, наблюдая за строительством шлюзов на Иван-Озере, посетил место сражения 1380 года и заложил основы сохранения памятников Куликовской битвы – повелел охранять от вырубки многовековые дубы Зеленой Дубравы.

В XIX веке по инициативе тульских помещиков и представителей властей поднимается вопрос об увековечении памяти героев Мамаева побоища. Тогда были определены основы всех последующих решений по мемориальному строительству на Куликовом поле. Планировалось возведение обелиска Дмитрию Донскому и храма Сергия Радонежского, а также строительство жилья для инвалидов наполеоновских войн, которые должны были охранять мемориал и рассказывать посетителям о сражении.

Памятник Дмитрию Донскому, автором которого стал архитектор Александр Павлович Брюллов, был установлен на Красном холме в 1849 году, а торжества по случаю его открытия в 1850 году стали первыми праздничными мероприятиями, посвященными годовщине битвы. В 1865–1896 годах на месте деревянного храма в селе Монастырщино строится каменная церковь Рождества Богородицы (архитектор Александр Гаврилович Бочарников). Идею о создании храма-памятника Сергия Радонежского удалось воплотить в жизнь лишь в начале XX века, он возводится на Красном холме в 1913–1917 годы.

К концу XX века мемориалы Куликова поля приходят в упадок, храмы закрываются, обелиск ветшает. Работы по реставрации памятников и благоустройству территории начинаются лишь в 60-е годы, когда здесь открывается филиал Тульского областного краеведческого музея. В это время создаются первые небольшие выставки, начинают приниматься меры по охране Куликова поля.

Куликовская улица — Куркино


Загрузить фото


Куликово Поле, ул.

Куликовская улица, смежные объекты
  1. 2

  2. 3

  3. 4

  4. 5

  5. 6

  6. 13/1

Ближайшие города:

Координаты: 53 ° 25’43 «N 38 ° 39’13» E

  • 99 км
  • 123 км
  • 164 км
  • 173 км
  • 237 км
  • 238 км
  • 249 км
  • 296 км
  • 312 км
  • 409 км

Последнее изменение статьи 3 года назад

.

3 фотографии Куликовской — бесплатные и лицензионные фотографии от Dreamstime

Люди и лошади идут по полю. Участники исторической реконструкции похода Дмитрия Донского на Куликово поле. Историческая реконструкция

Мужчина в доспехах и на белом коне. Человек с длинными волосами в доспехах и на белом коне. Историческая реконструкция похода князя Дмитрия Донского из Коломны

г.

Куликово поле, Россия.Церковь Сергия Радонежского на Куликовом поле, Россия

.