Содержание

ЛАВРА САВВЫ ОСВЯЩЕННОГО — Древо

Лавра Саввы Освященного

Великая Лавра Саввы Освященного (Дир Мар-Сабба), располагается в Вади Кедрон, в Иудейской пустыне, в 14 км от Иерусалима, к востоку от монастыря Феодосия Великого.

Знаменитая обитель была основана великим подвижником преподобным Саввой Освященным, который ушел из Лавры святого Евфимия Великого после смерти последнего в 473 году и уединился в пещере. Через несколько лет к нему стали стекаться ученики, а затем, по указанию свыше через огненный столп, иноки устроили в пещере церковь в 484 году. Пещера по своей природной форме напоминала базилику с апсидой и ризницей почему Кирилл Скифопольский называет ее «Церковью, построенной Богом».

Первым строением Великой Лавры была сторожевая башня, построенная на деньги, полученные в 531 году преподобным Саввой в дар от святого императора Юстиниана. Это самая высокая точка монастыря. Затем в этом безводном ущелье был чудесным образом обнаружен источник. По преданию, святой Савва пожалел монахов, которые издалека носили воду и в своих ночных молитвах обратился к Богу с такими словами:

«Владыка, Господи Боже наш, чье управление исполнено таинственной премудрости, согласно с твоим благоволением и благостью к сущим на месте сем насельникам – множеству мужей, боящихся Имени Твоего, призри на нас и изведи воду здесь, неподалеку, для воодушевления нашего».

Так помолившись, тотчас услышал он шум, раздавшийся снизу от русла высохшего потока. Посмотрев туда, Савва увидел дикого осла, который копытами долбил землю и, выкопав глубокую яму, опустил в нее голову и стал пить. Тотчас преподобный сошел он вниз и, раскопав то место, действительно нашел источник. И доныне в Лавре в достатке этой воды, истекающей из святого источника.

Карта древних византийский монастырей вокруг Лавры преп. Саввы Освященного

Монастырь святого Саввы сделался центром православной иноческой жизни, сравнимым по духовному значению с обителями Афона и Синая. Постепенно вокруг главной лавры расположились десять монастырей, возведенных св. Саввой и его учениками [1]:

  1. Великая Лавра
  2. Лавра преп. Евфимия
  3. Монастырь Феоктистов
  4. Монастырь прп. Феодосия
  5. Киновия Кастеллийская
  6. Лавра Семиустная (Гептастом)
  7. Киновия Схолариева (монастырь Евдокии)
  8. Киновия Иеремии
  9. Пегиррная киновия, при ней образовалась так называемая Пещерная киновия
  10. Новая Лавра при Фекуйском потоке, основанная вышедшими из Великой лавры по неудовольствию на прп. Савву
  11. Киновия для новоначальных, на севере от Лавры, не в дальнем от нее расстоянии, при верховьях ущелья Плачевной юдоли (Кедронского потока)

В Великой лавре подвизались более двадцати святых почитаемых Православной Церковью, среди них — великий богослов и отец Церкви преподобный Иоанн Дамаскин. В монастыре захоронен также биограф и историк монашеского движения Кирилл Скифопольский, умерший около 560 года. За века Лавра принимала в своих стенах и многих паломников и подвижников из славянских земель — тут жил проведший полтора года в Палестине первый русский паломник, игумен Даниил в 1106-1107 годах, тут постигал «основы искусства святости» святитель Савва Сербский в 1226 году, тут переводил древние книги святитель Феофан Затворник в 1848-1854 годах.

Лавра и доселе служит одним из центров православия в Святой Земле, давая и духовную и материальную помощь, а также возможное образование, окрестному бедному населению из православных. Участие иноков Лавры является обязательным для совершения литании Святого oгня в храме Гроба Господня.

Описание

Пещера основателя Лавры преподобного Саввы Освященного, вокруг которой выросла обитель, находится в южной части обители. Она украшена иконами. Первоначальная монастырская церковь во имя святителя Николая также находится в этой пещере. В ней имеется чтимая икона преподобного Андрея Критского и хранятся мощи монахов-мучеников, убитых сарацинами.

Главный храм обители, воздвигнутый в VI веке святым царем Юстинианом, посвящен празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. В храме — иконы «Верую» и Акафистная икона Божией Матери, резной иконостас. На царских вратах изображены четыре палестинских подвижника: преподобные отцы Савва, Харитон, Евфимий и Иоанн Молчальник.

Пещера-келья преподобного Иоанна Дамаскина находится над церковью святителя Николая. В пещере хранятся две иконы Воскресения, икона Богородицы Троеручицы и крест, а также камень, на котором преподобному Иоанну Дамаскину отрубили руку. Над кельей Иоанн Дамаскин устроил церковку во имя Иоанна Предтечи, в которой подвижник и был похоронен, но его мощи впоследствии увезли крестоносцы [2].

На территории Лавры почивают нетленные мощи ее основателя, преподобного Саввы Освященного, от которых происходят многочисленные случаи исцеления, особенно онкологических больных. Тут также обретаются мощи иных святых насельников Лавры. В обители находится и святой источник, вода которого употребляется только для питья и дается в благословение всем паломникам. Для всяческих нужд были сооружены цистерны для сбора дождевой воды. Внутри стен монастыря растет посаженная самим преподобным Саввой финиковая пальма, чьи листья и плоды оказывают чудотворное действие в случаях бесплодия.

Лавра — крупнейшая из трех православных обителей, ныне действующих в Иудейской пустыне [3]. Его устав считается самым строгим из уставов всех Палестинских православных монастырей. Настоятелем монастыря является сам патриарх Иерусалимский, но управляет всеми его повседневными делами поставленный патриархом игумен.

Женщины и животные женского пола на территорию монастыря не допускаются. За пределами стен монастыря находится «башня женщин», которая служила гостиницей для женщин и где иногда жила и мать святого Саввы – София. В монастыре также запрещено фотографировать.

Храмы и часовни лавры

  • Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Феотокос)
  • Пещерная церковь Николая Чудотворца (Феоктистос)
  • Церковь Собора свв. Архангелов
  • Новая неизвестная церковь
  • Часовня-усыпальница Саввы Освященного
  • Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного
  • Часовня Георгия Победоносца Часовня Иоанна Крестителя
  • Часовня Симеона Столпника в Девичьей башне
  • Часовня Иоанна Златоуста
  • Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы)
  • Скит Иоанна Молчальника
  • Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта)
  • Скит Аркадия сына Ксенофонта (башня Аркадия)
  • Скит Иоанна сына Ксенофонта
  • Церковь Софии (матери Саввы Освященного)

Использованные материалы

  • «Лавра Саввы Освященного», Страница израильского портала Союз, раздел «География: Иерусалим и окресности»:
  • Клевцова Елена, «В гостях у Саввы Освященного», 18.XII.2005:
  • Страница сайта «Народный каталог православной архитектуры»:


[1]  Платонов П. В. Лавра преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне. Глава «Краткая история Лавры преп. Саввы Освященного» — http://jerusalem-ippo.ru/palomniku/sz/jd/sava/h/

[2]  В настоящее время они хранятся в Венеции.

[3]  Двумя другими являются монастыри святого Феодосия и святого Георгия Хозевита.

Монастырь Саввы Освященного (Мар Саба) в Палестине

… И есть дивно мѣсто и несказанно отнудь. И ту есть гробъ святаго Савы посредиѣ церквий тѣх трий, вдалее отъ великия сажень 4. И есть теремець над гробомъ святаго Савы; учинено красно. Ту же лежат мнози святии отци, телесы яко живи: святый Иоаннъ епископъ Исихастъ ту лежить, святый Иоаннъ Дамаскинъ ту лежит, и святый Феодоръ Едесский ту лежитъ и Михаилъ сыновець его, Афродитианъ святый ту бежит, и инии мнози святии ту лежат, телесы яко живи; и благоухание от них исходить несказанно. И видѣх кладязь святаго Савы, егоже показа ему в нощи осля дикое в потоцѣ том, противу келии его; пихом от кладязя того воду сладку и студену зѣло.

Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли

Как гласит официальная израильская статистика, россияне занимают второе место по количеству визитов в Израиль, лишь немного уступая по этому показателю США. Причем, если американцы зачастую просто приезжают посетить родственников или живут «на две страны», то треть наших сограждан уверенно едут в Израиль с целью посещения Святых мест. Отмена виз вызвала в этой стране настоящий бум туристических поездок из России: в 2012 г. пересекло границу почти 600 тыс. россиян.

С православными паломниками работает большое количество туристических агентств, для которых такой поток стал серьезным источником дохода. Однако, туризм как и любой бизнес стремится к унификации, конвейеру, массовости, превращая паломнические туры в череду стандартных посещений Храма Гроба Господня, многочисленных Святых мест Иерусалима, изредка затрагивая окрестности — Назарет, Галилейское море и место Крещения на р. Иордан.

Многочисленные Святыни Святой Земли остаются без внимания, в том числе и по политическим причинам: они располагаются на территории Палестины, чье существование официальный Тель-Авив не признает. Даже гражданам Израиля, к которым относятся гиды, водители автобусов, посещение территории, находящейся под арабским контролем правительством запрещается. Поэтому, если мимо Вифлеема пройти не удается никак, то многие монастыри, да и памятные места остаются почти без внимания израильских туроператоров.

К таким можно отнести г. Каранталь неподалеку от Иерихона (место, где Иисус Христос постился в пустыне), могилы Праотцев и Мамврийский дуб в Хевроне, колодец Иакова в Наблусе и многие другие. Поэтому для того, чтобы проникнуться духом Святой Земли по-настоящему, лучше перемещаться самостоятельно, или, договорившись заранее, воспользоваться услугами насельников многочисленных русских монастырей в качестве проводников.

Историческая Палестина очень невелика по размеру и испещрена разветвленной сетью автомобильных дорог, поэтому, если позволяют средства и есть возможность хорошо подготовиться к поездке — лучше взять напрокат автомобиль, что можно сделать прямо в аэропорту. Наш сегодняшний разговор пойдет как раз о месте, добраться до которого на туристическом автобусе невозможно — о Лавре св. Саввы Освященного, крупнейшем монастыре Иудейской пустыни, воспитавшем сотни подвижников, Отцов Церкви, праведников и исповедников.

К сожалению, прекрасная Лавра не пользуется большим вниманием паломников не только из-за ее некоторой удаленности от стандартных туристических маршрутов. Ведь наши паломники — это, в основном, женщины, а им на территорию монастыря вход запрещен. Мужчинам же позволяется не только осмотреть Лавру, но и, при желании, остаться там на некоторое время для участия в полном монастырском цикле богослужений.

Кстати, этот самый цикл, который известен у нас как Иерусалимский устав, был разработан св. Саввой именно здесь, и в библиотеке монастыря монахи бережно хранят ранний список Типикона — оригинал погиб во время нашествия на Палестину персидского царя Хосрова II Парвиза в 614 г.

Общежительная Лавра была основана св. Саввой, прибывшим сюда из Каппадокии в поисках уединения. Он отрыл пещеру и взялся за монашеский подвиг вдали от людских глаз. Однако со всего Ближнего Востока к нему стекались последователи, поэтому в 484 г. была учреждена Лавра — монастырь, в котором монахи жили в простирающейся на многие километры вокруг пустыне и собирались лишь раз в неделю для совместного Богослужения.

Для этого еще при жизни основателя были построены церковь св. Николая Мирликийского (491 г.) и величественный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (начало VI в.). В дальнейшем появились трапезная, сторожевая башня и стены, возведенные при императоре Юстиниане, мощехранилище, располагающееся под полом центрального собора. Вокруг Лавры все окрестные безжизненные холмы покрыты небольшими пещерами, в которых и жили насельники. Одна из них выделяется железной решеткой с буквами, А и С — в ней на протяжении десятков лет подвизался св. Савва.

Нетленные мощи основателя находятся в Благовещенском храме сравнительно недавно. Сначала его гробница располагалась в небольшой купольной усыпальнице на центральной площади монастыря. Однако в 1256 г. мощи св. Саввы были вывезены в Венецию крестоносцами и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного в качестве жеста доброй воли папы Павла VI. По сей день в Венеции находится монашеский крест преподобного Саввы, сделанный, по преданию из Древа Животворящего Креста Господня.

В Лавре св. Саввы сделано все для того, чтобы полностью отрешиться от мира. Нет электричества, не работает сотовая связь. Основные постройки монастыря окружены величественной каменной стеной. Устав совершается не по израильскому времени, а по византийскому, которое определяется по солнцу. Некоторые немногочисленные паломники из России, Греции, Румынии живут там по несколько недель, насколько позволяет виза.

Богослужение происходит ночью. В обычные дни оно начинается примерно в 1.30 ночи и продолжается до 6.30. В особо торжественные и праздничные дни ночная служба начинается около 23.00 (по израильскому времени). Оно совершенно чудесно. Даже не зная греческого языка, осознаешь, что дотронулся до одной из тех тонких струн, на которой еще пока висит над бездной наш многогрешный мир. Русских монахов всего двое, поэтому, они обязательно попросят вас прочесть за богослужением пару внушительных пачек записок на кириллице, которые подают паломники. В основном, конечно, русские, но очень много грузинских и сербских.

Кстати, в Лавре св. Саввы, в отличие от большинства церквей на Ближнем Востоке, глубокая исповедь и приготовление к таинству Святого Причащения не являются формальностью. Исповедует всегда сам игумен Евдоким на греческом языке под перевод русского насельника, как правило, у себя в кабинете. Игумен является опытным духовником, к которому ходят исповедовать грехи многие палестинские священники из окрестных городов и деревень.

Одна из величайших святынь монастыря — гробница и пещера Св. Иоанна Дамаскина. Именно в ней он проживал с 706 г. вплоть до своей кончины в 780 г. в возрасте 104 лет и написал большинство своих произведений, благодаря которым стал известен по всему православному миру. На иконах его часто изображают в головном платке, столь похожем на палестинский.

Утром, после скудной трапезы, врата монастыря открываются для немногочисленных посетителей, и до заката туда можно попасть. Если вдруг привратник куда-то отошел — можно позвонить в колокольчик и подождать: братия, скорее всего, на трапезе.

Монастырь очень популярен не только среди местных палестинских христиан, но и мусульман, поскольку до самого недавнего времени кормил жителей близлежащих деревень. Мальчишки из соседней деревни Убедийе играют вокруг Лавры, да и степенные отцы семейств тоже любят посидеть у башни Юстиниана, любуясь красотой пустынных пейзажей и слушая шум воды маленькой речки, протекающей в Кедронском ущелье под стенами обители.

Добраться до Лавры можно следующим образом. Если у вас есть автомобиль, то из Иерусалима можно ехать в сторону Иерихона до развязки Маале Адумим, на ней направо, еще раз направо через блокпост в селение Абу Дис, а уже в нем на перекрестке с круговым движением повернуть налево. Ехать по серпантину до авторазборки, минуя, а за ней налево по очень крутому подъему, затем опять налево, следуя указателю на Вифлеем. Там вскоре появятся и коричневые указатели Mar Saba.

Можно приехать и из Вифлеема, там указатели появляются даже в центре города, опять же, всегда можно спросить у местного населения. Если же машины нет, то любой палестинский таксист довезет вас из Иерусалима или Вифлеема. Выехать из монастыря после ночной службы тоже проблем не составит — кто-нибудь из монахов обязательно поедет в город.

Словарь Правмира — Монастырь, монашество

Лавра Саввы Освященного — Википедия

Ла́вра Са́ввы Освяще́нного (греч. Λαύρα Σάββα τοῦ Ἡγιασμένου; араб. دير مار سابا‎; ивр. ‏מנזר מר סבא‏‎ — монастырь Мар Саба) — православный греческий мужской монастырь, находящийся на территории Западного берега реки Иордан в Иудейской пустыне, в долине Кедрон, под полным контролем Израиля (зона C)[2]. Основан около 484 года преподобным Саввой Освященным. Является одним из древнейших общежительных монастырей. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной церкви.

История монастыря

Монастырь был основан Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нём были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой. К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков. В VIII веке в лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин, сохранилась пещера в которой он жил и его гробница. В монастыре есть усыпальница, в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 году; о мученичестве упомянутых монахов рассказал во вводной главе «Пандектов» свидетель этой резни Антиох Палестинский.

В начале XII века лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней:

Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы.

За время существования лавры монашеская жизнь в ней не прекращалась. В настоящее время настоятелем обители является иерусалимский патриарх, а управляет монастырём назначаемый им «духовник» в сане архимандрита и двое помощников.

По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь. Для своей матери Софии Савва рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню», которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.

В монастыре уже при жизни основателя был создан Иерусалимский богослужебный устав, распространившейся затем по православному Востоку и используемый в богослужениях по настоящее время. На создание Иерусалимского устава, содержащего, кроме богослужебных указаний, сведения о монашеских традициях палестинских монастырей VI века, оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 году, когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров.

В монастыре никогда не было и по сей день нет проведенного электричества, однако используются электрические фонари.

Монастырские строения

План центральной части лавры

Церкви

Рака с мощами святого Саввы в Благовещенском соборе

  • Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (кафоликон лавры)

Строительство было начато между 494 и 501 годами братьями Геласием и Феодулом Исаврами. Завершена постройка была императором Юстинианом Великим. При императоре Иоанне VI была выполнена реставрация собора.

Первое описание церкви составлено современником преподобного Саввы Кириллом Скифопольским. Собор каменный, однонефный, однокупольный, перекрыт крестовыми сводами, длина 27 метров. К западной части пристроен притвор размерами 3,65 на 6,1 метра. Купол опирается на шесть колонн, встроеных в продольные стены здания. Западный вход украшен фронтоном с греческой надписью: «ΙΕΡΑ ΛΑΥΡΑ ΣΑΒΒΑ ΤΟΥ ΗΓΙΑΣΜΕΝΟΥ» (святая лавра Саввы Освященного).

Внутри стены собора украшены фресками, пол вымощен чёрным и белым мрамором, вдоль боковых стен установлены стасидии. Алтарная часть отделяется от основного пространства резным позолоченным иконостасом на царских вратах которого вместо четырёх евангелистов изображены известные палестинские подвижники (Савва Освященный, Харитон Исповедник, Евфимий Великий и Иоанн Молчальник). В алтаре хранятся мощи преподобного Ксенофонта и сыновей его Аркадия и Иоанна. После возвращения в 1965 году из Венеции мощей святого Саввы они были помещены в соборе в стеклянной раке.

  • Пещерная церковь Николая Чудотворца
  • Церковь Собора святых Архангелов

Построена в 1970-е годы по инициативе игумена Серафима на месте несохранившейся древней церкви (следы её кладки видны на южной стороне здания). Церковь двухэтажная, однокупольная.

  • Церковь Софии (матери Саввы Освященного)

Всего в монастыре 9 церквей.

Часовни

Гробница святого Саввы

  • Часовня-усыпальница Саввы Освященного

Построена в VII веке для хранения мощей основателя лавры. В 1256 году его мощи были вывезены в Венецию. В 1965 году папа Павел VI по просьбе патриарха Венедикта вернул мощи в обитель[3], где их поместили уже в Благовещенском соборе. Часовня имеет шестигранную форму и купольный свод. Вход в часовню расположен на восточной стороне, он украшен порталом с двумя колоннами, увенчанными резными капителями. Над порталом находится греческая надпись: ‛Ο τάφος του αγίου Σάββα (Гробница святого Саввы). Юго-западная стена часовни глухая, на остальных имеются окна.

  • Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного
  • Часовня Георгия Победоносца
  • Часовня Иоанна Крестителя
  • Часовня Симеона Столпника в Женской башне

Расположена в одной из трёх комнат Женской башни, лишена внутреннего убранства, имеется лишь небольшой алтарь.

  • Часовня Иоанна Златоуста

Скиты

  • Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы)

Расположен к юго-востоку от монастыря в естественной пещере. Согласно житию святого Саввы, это место для духовных подвигов было указано ему ангелом. В пещере имеется каменная скамья и место для молитв в вырубленной полукруглой нише, напоминающей апсиду. Размеры пещеры 5,5 на 3,2 метра, высота 2,7 метра.

  • Скит Иоанна Молчальника

Пещерные кельи к северу от монастыря на восточном берегу Кедрона. В первой половине VI века в ней проживал преподобный Иоанн Молчальник. Его келья расположенная на втором ярусе скита имеет размеры 4 на 2,8 метра и завершается подковообразной апсидой шириной 2,2 метра. В апсиде сохранились остатки фрески с изображением трёх вавилонских отроков, их лица стёрты бедуинами-мусульманами.

  • Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта)
  • Скит Аркадия, сына Ксенофонта (башня Аркадия)

Расположен на юго-западном берегу Кедрона в 300 метрах от монастыря. Своё название получил по имени сына преподобного Ксенофонта, жившего в этой пещере. Во второй половине VI века рядом с пещерой была построена башня, кладка которой сохранилась до высоты 8 метров. Пещера Аркадия имеет размеры 13,5 на 5 метров и разделена на несколько помещений, одно из которых служило кельей, а другое использовалось как часовня. На стенах часовни сохранились остатки фресок, относящиеся к VII—VIII векам.

  • Скит Иоанна, сына Ксенофонта

Настоятели монастыря в первом тысячелетии

  • Савва (439—532)
  • Зенон
  • Мелит (Мелитон), 5 лет
  • Феодул (Феодор)
  • Геласий (брат Феодула)
  • Кассиан
  • Конон
  • Анастасий
  • Стефан
  • Никодим
  • Фома
  • Иоанн
  • Иоанн
  • Стефан
  • Иов
  • Константин
  • Стратегий
  • Соломон
  • Давид
  • Пётр
  • (имя неразборчиво)
  • Анастасий
  • Соломон

См. также

Примечания

Ссылки

Лавра Саввы Освященного — Википедия. Что такое Лавра Саввы Освященного

Ла́вра Са́ввы Освяще́нного (греч. Λαύρα Σάββα τοῦ Ἡγιασμένου; араб. دير مار سابا‎; ивр. ‏מנזר מר סבא‏‎ — монастырь Мар Саба) — православный греческий мужской монастырь, находящийся на территории Западного берега реки Иордан в Иудейской пустыне, в долине Кедрон, под полным контролем Израиля (зона C)[2]. Основан около 484 года преподобным Саввой Освященным. Является одним из древнейших общежительных монастырей. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной церкви.

История монастыря

Монастырь был основан Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нём были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой. К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков. В VIII веке в лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин, сохранилась пещера в которой он жил и его гробница. В монастыре есть усыпальница, в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 году; о мученичестве упомянутых монахов рассказал во вводной главе «Пандектов» свидетель этой резни Антиох Палестинский.

В начале XII века лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней:

Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы.

За время существования лавры монашеская жизнь в ней не прекращалась. В настоящее время настоятелем обители является иерусалимский патриарх, а управляет монастырём назначаемый им «духовник» в сане архимандрита и двое помощников.

По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь. Для своей матери Софии Савва рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню», которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.

В монастыре уже при жизни основателя был создан Иерусалимский богослужебный устав, распространившейся затем по православному Востоку и используемый в богослужениях по настоящее время. На создание Иерусалимского устава, содержащего, кроме богослужебных указаний, сведения о монашеских традициях палестинских монастырей VI века, оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 году, когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров.

В монастыре никогда не было и по сей день нет проведенного электричества, однако используются электрические фонари.

Монастырские строения

План центральной части лавры

Церкви

Рака с мощами святого Саввы в Благовещенском соборе

  • Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (кафоликон лавры)

Строительство было начато между 494 и 501 годами братьями Геласием и Феодулом Исаврами. Завершена постройка была императором Юстинианом Великим. При императоре Иоанне VI была выполнена реставрация собора.

Первое описание церкви составлено современником преподобного Саввы Кириллом Скифопольским. Собор каменный, однонефный, однокупольный, перекрыт крестовыми сводами, длина 27 метров. К западной части пристроен притвор размерами 3,65 на 6,1 метра. Купол опирается на шесть колонн, встроеных в продольные стены здания. Западный вход украшен фронтоном с греческой надписью: «ΙΕΡΑ ΛΑΥΡΑ ΣΑΒΒΑ ΤΟΥ ΗΓΙΑΣΜΕΝΟΥ» (святая лавра Саввы Освященного).

Внутри стены собора украшены фресками, пол вымощен чёрным и белым мрамором, вдоль боковых стен установлены стасидии. Алтарная часть отделяется от основного пространства резным позолоченным иконостасом на царских вратах которого вместо четырёх евангелистов изображены известные палестинские подвижники (Савва Освященный, Харитон Исповедник, Евфимий Великий и Иоанн Молчальник). В алтаре хранятся мощи преподобного Ксенофонта и сыновей его Аркадия и Иоанна. После возвращения в 1965 году из Венеции мощей святого Саввы они были помещены в соборе в стеклянной раке.

  • Пещерная церковь Николая Чудотворца
  • Церковь Собора святых Архангелов

Построена в 1970-е годы по инициативе игумена Серафима на месте несохранившейся древней церкви (следы её кладки видны на южной стороне здания). Церковь двухэтажная, однокупольная.

  • Церковь Софии (матери Саввы Освященного)

Всего в монастыре 9 церквей.

Часовни

Гробница святого Саввы

  • Часовня-усыпальница Саввы Освященного

Построена в VII веке для хранения мощей основателя лавры. В 1256 году его мощи были вывезены в Венецию. В 1965 году папа Павел VI по просьбе патриарха Венедикта вернул мощи в обитель[3], где их поместили уже в Благовещенском соборе. Часовня имеет шестигранную форму и купольный свод. Вход в часовню расположен на восточной стороне, он украшен порталом с двумя колоннами, увенчанными резными капителями. Над порталом находится греческая надпись: ‛Ο τάφος του αγίου Σάββα (Гробница святого Саввы). Юго-западная стена часовни глухая, на остальных имеются окна.

  • Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного
  • Часовня Георгия Победоносца
  • Часовня Иоанна Крестителя
  • Часовня Симеона Столпника в Женской башне

Расположена в одной из трёх комнат Женской башни, лишена внутреннего убранства, имеется лишь небольшой алтарь.

  • Часовня Иоанна Златоуста

Скиты

  • Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы)

Расположен к юго-востоку от монастыря в естественной пещере. Согласно житию святого Саввы, это место для духовных подвигов было указано ему ангелом. В пещере имеется каменная скамья и место для молитв в вырубленной полукруглой нише, напоминающей апсиду. Размеры пещеры 5,5 на 3,2 метра, высота 2,7 метра.

  • Скит Иоанна Молчальника

Пещерные кельи к северу от монастыря на восточном берегу Кедрона. В первой половине VI века в ней проживал преподобный Иоанн Молчальник. Его келья расположенная на втором ярусе скита имеет размеры 4 на 2,8 метра и завершается подковообразной апсидой шириной 2,2 метра. В апсиде сохранились остатки фрески с изображением трёх вавилонских отроков, их лица стёрты бедуинами-мусульманами.

  • Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта)
  • Скит Аркадия, сына Ксенофонта (башня Аркадия)

Расположен на юго-западном берегу Кедрона в 300 метрах от монастыря. Своё название получил по имени сына преподобного Ксенофонта, жившего в этой пещере. Во второй половине VI века рядом с пещерой была построена башня, кладка которой сохранилась до высоты 8 метров. Пещера Аркадия имеет размеры 13,5 на 5 метров и разделена на несколько помещений, одно из которых служило кельей, а другое использовалось как часовня. На стенах часовни сохранились остатки фресок, относящиеся к VII—VIII векам.

  • Скит Иоанна, сына Ксенофонта

Настоятели монастыря в первом тысячелетии

  • Савва (439—532)
  • Зенон
  • Мелит (Мелитон), 5 лет
  • Феодул (Феодор)
  • Геласий (брат Феодула)
  • Кассиан
  • Конон
  • Анастасий
  • Стефан
  • Никодим
  • Фома
  • Иоанн
  • Иоанн
  • Стефан
  • Иов
  • Константин
  • Стратегий
  • Соломон
  • Давид
  • Пётр
  • (имя неразборчиво)
  • Анастасий
  • Соломон

См. также

Примечания

Ссылки

Лавра Саввы Освященного — Википедия

Ла́вра Са́ввы Освяще́нного (греч. Λαύρα Σάββα τοῦ Ἡγιασμένου; араб. دير مار سابا‎; ивр. ‏מנזר מר סבא‏‎ — монастырь Мар Саба) — православный греческий мужской монастырь, находящийся на территории Западного берега реки Иордан в Иудейской пустыне, в долине Кедрон, под полным контролем Израиля (зона C)[2]. Основан около 484 года преподобным Саввой Освященным. Является одним из древнейших общежительных монастырей. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной церкви.

История монастыря

Монастырь был основан Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нём были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой. К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков. В VIII веке в лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин, сохранилась пещера в которой он жил и его гробница. В монастыре есть усыпальница, в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 году; о мученичестве упомянутых монахов рассказал во вводной главе «Пандектов» свидетель этой резни Антиох Палестинский.

В начале XII века лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней:

Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы.

За время существования лавры монашеская жизнь в ней не прекращалась. В настоящее время настоятелем обители является иерусалимский патриарх, а управляет монастырём назначаемый им «духовник» в сане архимандрита и двое помощников.

По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь. Для своей матери Софии Савва рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню», которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.

В монастыре уже при жизни основателя был создан Иерусалимский богослужебный устав, распространившейся затем по православному Востоку и используемый в богослужениях по настоящее время. На создание Иерусалимского устава, содержащего, кроме богослужебных указаний, сведения о монашеских традициях палестинских монастырей VI века, оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 году, когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров.

В монастыре никогда не было и по сей день нет проведенного электричества, однако используются электрические фонари.

Монастырские строения

План центральной части лавры

Церкви

Рака с мощами святого Саввы в Благовещенском соборе

  • Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (кафоликон лавры)

Строительство было начато между 494 и 501 годами братьями Геласием и Феодулом Исаврами. Завершена постройка была императором Юстинианом Великим. При императоре Иоанне VI была выполнена реставрация собора.

Первое описание церкви составлено современником преподобного Саввы Кириллом Скифопольским. Собор каменный, однонефный, однокупольный, перекрыт крестовыми сводами, длина 27 метров. К западной части пристроен притвор размерами 3,65 на 6,1 метра. Купол опирается на шесть колонн, встроеных в продольные стены здания. Западный вход украшен фронтоном с греческой надписью: «ΙΕΡΑ ΛΑΥΡΑ ΣΑΒΒΑ ΤΟΥ ΗΓΙΑΣΜΕΝΟΥ» (святая лавра Саввы Освященного).

Внутри стены собора украшены фресками, пол вымощен чёрным и белым мрамором, вдоль боковых стен установлены стасидии. Алтарная часть отделяется от основного пространства резным позолоченным иконостасом на царских вратах которого вместо четырёх евангелистов изображены известные палестинские подвижники (Савва Освященный, Харитон Исповедник, Евфимий Великий и Иоанн Молчальник). В алтаре хранятся мощи преподобного Ксенофонта и сыновей его Аркадия и Иоанна. После возвращения в 1965 году из Венеции мощей святого Саввы они были помещены в соборе в стеклянной раке.

  • Пещерная церковь Николая Чудотворца
  • Церковь Собора святых Архангелов

Построена в 1970-е годы по инициативе игумена Серафима на месте несохранившейся древней церкви (следы её кладки видны на южной стороне здания). Церковь двухэтажная, однокупольная.

  • Церковь Софии (матери Саввы Освященного)

Всего в монастыре 9 церквей.

Часовни

Гробница святого Саввы

  • Часовня-усыпальница Саввы Освященного

Построена в VII веке для хранения мощей основателя лавры. В 1256 году его мощи были вывезены в Венецию. В 1965 году папа Павел VI по просьбе патриарха Венедикта вернул мощи в обитель[3], где их поместили уже в Благовещенском соборе. Часовня имеет шестигранную форму и купольный свод. Вход в часовню расположен на восточной стороне, он украшен порталом с двумя колоннами, увенчанными резными капителями. Над порталом находится греческая надпись: ‛Ο τάφος του αγίου Σάββα (Гробница святого Саввы). Юго-западная стена часовни глухая, на остальных имеются окна.

  • Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного
  • Часовня Георгия Победоносца
  • Часовня Иоанна Крестителя
  • Часовня Симеона Столпника в Женской башне

Расположена в одной из трёх комнат Женской башни, лишена внутреннего убранства, имеется лишь небольшой алтарь.

  • Часовня Иоанна Златоуста

Скиты

  • Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы)

Расположен к юго-востоку от монастыря в естественной пещере. Согласно житию святого Саввы, это место для духовных подвигов было указано ему ангелом. В пещере имеется каменная скамья и место для молитв в вырубленной полукруглой нише, напоминающей апсиду. Размеры пещеры 5,5 на 3,2 метра, высота 2,7 метра.

  • Скит Иоанна Молчальника

Пещерные кельи к северу от монастыря на восточном берегу Кедрона. В первой половине VI века в ней проживал преподобный Иоанн Молчальник. Его келья расположенная на втором ярусе скита имеет размеры 4 на 2,8 метра и завершается подковообразной апсидой шириной 2,2 метра. В апсиде сохранились остатки фрески с изображением трёх вавилонских отроков, их лица стёрты бедуинами-мусульманами.

  • Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта)
  • Скит Аркадия, сына Ксенофонта (башня Аркадия)

Расположен на юго-западном берегу Кедрона в 300 метрах от монастыря. Своё название получил по имени сына преподобного Ксенофонта, жившего в этой пещере. Во второй половине VI века рядом с пещерой была построена башня, кладка которой сохранилась до высоты 8 метров. Пещера Аркадия имеет размеры 13,5 на 5 метров и разделена на несколько помещений, одно из которых служило кельей, а другое использовалось как часовня. На стенах часовни сохранились остатки фресок, относящиеся к VII—VIII векам.

  • Скит Иоанна, сына Ксенофонта

Настоятели монастыря в первом тысячелетии

  • Савва (439—532)
  • Зенон
  • Мелит (Мелитон), 5 лет
  • Феодул (Феодор)
  • Геласий (брат Феодула)
  • Кассиан
  • Конон
  • Анастасий
  • Стефан
  • Никодим
  • Фома
  • Иоанн
  • Иоанн
  • Стефан
  • Иов
  • Константин
  • Стратегий
  • Соломон
  • Давид
  • Пётр
  • (имя неразборчиво)
  • Анастасий
  • Соломон

См. также

Примечания

Ссылки

В гостях у Саввы Освященного / Православие.Ru

На сегодняшний день в Иудейской пустыне
археологами открыто и исследовано 73 монашеских
поселения византийского периода – лавры и
монастыри (киновии).

Слово «лавра» переводится с греческого как
«дорожка». В палестинских лаврах кельи (обычно
пещеры) находились на приличном расстоянии друг от друга,
соединяясь горными тропинками. В лаврах монахи жили
уединенно, собирались вместе только в субботу и
воскресенье в центральной церкви.

В киновиях же монахи встречались ежедневно в церкви и в
трапезной, а также совмещали свои молитвы с ремеслом. В
основном насельники плели корзины и циновки из пальм, или
переписывали книги. Были у монахов и другие занятия:
огородничество, ткачество, плотницкое или кузнечное дело.

Наиболее строгий образ жизни вели анахореты. Они полностью
уединялись от мира, всячески истязали плоть. Кельи
анахоретов можно увидеть и по сей день в ущельях вади
Кельт и в вади Кедрон. По-французски такая келья
называется “эрмитаж”. Оказывается, Зимний
дворец в Санкт-Петербурге называется Эрмитажем не
случайно. Дворец строился как место уединения российских
императоров для отдыха от государственных дел.

Наша паломническая группа побывала в одном из монастырей
Иудейской пустыни – Великой Лавре Саввы Освященного.

Савва Освященный
Савва
Освященный (439-539) родился в маленьком городке
Муталаска а провинции Каппадокия. Его родители Иоанн и
София уехали по долгу службы отца в Александрию, а
пятилетнего сына оставили на попечение дяди. Когда
мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся
поблизости монастырь святой Флавианы. За молитвенные
подвиги и святую жизнь Савва с детства получил дар
чудотворения.

Когда Савве исполнилось 18 лет, он поступил в монастырь
Пассариона Великого в Палестине. Вскоре случай свел его с
Евфимием Великим, который отправил Савву к своему другу,
блаженному Феоктисту, в монастырь Мукеллик, где Савва
прослужил 17 лет послушником. После смерти старца
Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву
затвориться в пещере, где святой Савва подвизался в
течение пяти лет.

Нетленные мощи св. Саввы
Преподобный
Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и,
видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в
пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и
пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий
называл святого Савву отроком-старцем и заботливо
воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу (+ 473),
святой Савва ушел из лавры и поселился в пещере близ
обители преподобного Герасима. Через несколько лет к
преподобному Савве стали собираться ученики – все,
кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По
указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в
пещере церковь. Пещера уже по своей природной форме
напоминала базилику с апсидой и ризницей, поэтому Кирилл
Скифопольский называет ее “Церковью, построенной
Богом”.

Башня Юстиниана
Первым
строением Великой Лавры, была сторожевая башня.
Построена она была на деньги, полученные в 531 году
святым Саввой в дар от императора Юстиниана. Это самая
высокая точка монастыря. Затем в этом безводном ущелье
был чудесным образом обнаружен источник. По преданию,
святой Савва пожалел монахов, которые издалека носили
воду и в своих ночных молитвах обратился к Богу с
такими словами: «Владыка, Господи Боже наш, чье
управление исполнено таинственной премудрости, согласно
с твоим благоволением и благостью к сущим на месте сем
насельникам – множеству мужей, боящихся Имени
Твоего, призри на нас и изведи воду здесь, неподалеку,
для воодушевления нашего». Так помолившись,
тотчас услышал он шум, раздавшийся снизу от русла
высохшего потока. Посмотрев туда, Савва увидел дикого
осла, который копытами долбил землю и, выкопав глубокую
яму, опустил в нее голову и стал пить. Тотчас
преподобный сошел он вниз и, раскопав то место,
действительно нашел источник. И доныне в Лавре в
достатке этой воды. Вода из святого источника
употребляется только для питья и дается в благословение
всем паломникам. Для всяческих нужд были сооружены
цистерны для сбора дождевой воды.

Кроме башни Юстиниана есть еще одна
– “башня женщин”. Находится она
несколько в стороне, за пределами стен монастыря. Башня
служила гостиницей для женщин, которым строго
воспрещено входить на территорию монастыря. Там иногда
жила и мать св. Саввы – София.

Как богослов, святой Савва отличился в защите Православия
против монофизитской ереси. Преподобный Савва написал
первый устав церковных служб (Типикон), так называемый
«Иерусалимский», принятый всеми Палестинскими
монастырями.

Святой Савва умер в возрасте 94-х лет 5-го декабря 532
года. В 1256 году его останки были перевезены в Венецию и
захоронены в церкви Сан Антонио, 12 ноября 1965 года мощи
святого были возвращены обратно в монастырь.

Гробница святой Софии — матери св. Саввы
Множество
чудес сотворил святой и после своей кончины. И могила
Саввы считается чудотворной, а тело его не подвержено
тлению.

Сегодня этот монастырь является крупнейшим из трех, ныне
действующих в Иудейской пустыне (св. Феодосия и св.
Георгия Хозевита). Его устав считается самым строгим из
уставов всех Палестинских православных монастырей.
Настоятелем монастыря является сам Патриарх Иерусалимский,
но управляет всеми его повседневными делами поставленный
патриархом игумен.

В восьмом веке в монастыре прожил свои последние 50 лет
жизни великий богослов и отец Церкви Иоанн Дамаскин
(675-753). В монастыре захоронен также биограф и историк
монашеского движения Кирилл Скифопольский, умерший
приблизительно в 560 году.

Дорога в пустыне к Великой Лавре
Вот
в эту Великую Лавру и направлялась наша группа. Крутые
спуски-подъемы и повороты мы преодолевали на двух
изрядно потрудившихся, но еще внушающих доверие
микроавтобусах-мерседесах. Доверие это подкрепляли
водители-асы.

Проезжаем мимо арабского поселения. Из школы идут одни
мальчишки, обучение здесь раздельное. Девочек мы увидели
позже, идущих с другой стороны. Мальчишки бегут вдоль
мерседесов, чуть не лезут под колеса, кричат в открытые
окна: «Доллар! Доллар! Един доллар!». Водитель
нарочито сердито покрикивает на них в окно, отгоняя от
колес. Мы поднимаемся, по нашим меркам, круто вверх.
Мальчишки начинают отставать, но тут машину догоняет
камень, запущенный каким-то раздосадованным попрошайкой.
Водитель резко останавливает автомобиль на подъеме и
выскакивает наружу с такой скоростью, что в голове
проносится противная мысль про тормоза и ручник и
мгновенная оценка расстояния до педали тормоза водителя и
выходной двери. А тем временем по-восточному эмоционально
жестикулируя и крича, водитель на быстром непонятном языке
так громко и гневно увещевает провинившихся, что они
стоят, понурив головы, и даже доллара им уже не надо,
отпустил бы дяденька.

Едем дальше, смотрим по сторонам. Очень
красива и величественна Иудейская пустыня. Она
каменистая, холмы имеют какой-то удивительный
золотисто-розовый цвет. Изумрудные оттенки появляются
только вблизи Иордана. Столько библейских имен и
событий вспоминаются в этих местах! Очередной раз
ощущается легкая печаль, что нет возможности пройти по
этой земле пешком. И пожить, и помолиться у каждой
святыни подольше.

Но вот прекрасная и опасная дорога заканчивается, пешком
спускаемся к Лавре. По строгому древнему уставу в
монастырь могут войти только мужчины. Женскую часть группы
вне стен Лавры утешают рассказами о великом подвижнике
Савве, о монастыре. Греческий монах вынес ковчежец с
частицами мощей двенадцати святых подвижников, среди
которых – Григорий Палама, Иоанн Дамаскин, Ксенофон,
Иоанн Аркад, св.целители Иоанн и Кир, св. мученик Харлаам.

Паломницы
с благоговением прикладываются к мощам. Потом тот же
монах выносит всем иконки, крестики, масло и святую
воду. А для подкрепления сил телесных принесены вода,
кофе, рахат-лукум. Несмотря на палящий зной, нет
желания отсюда уйти, поискать тень. В душе мир и
радость.

Вот вышли из двери Лавры благостные паломники и, делясь
впечатлениями, мы все пошли к автобусам. Какое это счастье
– обрести еще одного заступника и молитвенника за
нас перед Богом!

Преподобный отче наш Савва, моли Бога о нас!

Лавра Саввы Освященного — Википедия

Ла́вра Са́ввы Освяще́нного (греч. Λαύρα Σάββα τοῦ Ἡγιασμένου; араб. دير مار سابا‎; ивр. ‏מנזר מר סבא‏‎ — монастырь Мар Саба) — православный греческий мужской монастырь, находящийся на территории Западного берега реки Иордан в Иудейской пустыне, в долине Кедрон, под полным контролем Израиля (зона C)[2]. Основан около 484 года преподобным Саввой Освященным. Является одним из древнейших общежительных монастырей. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной церкви.

История монастыря

Монастырь был основан Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нём были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой. К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков. В VIII веке в лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин, сохранилась пещера в которой он жил и его гробница. В монастыре есть усыпальница, в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 году; о мученичестве упомянутых монахов рассказал во вводной главе «Пандектов» свидетель этой резни Антиох Палестинский.

В начале XII века лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней:

Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы.

За время существования лавры монашеская жизнь в ней не прекращалась. В настоящее время настоятелем обители является иерусалимский патриарх, а управляет монастырём назначаемый им «духовник» в сане архимандрита и двое помощников.

По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь. Для своей матери Софии Савва рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню», которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.

В монастыре уже при жизни основателя был создан Иерусалимский богослужебный устав, распространившейся затем по православному Востоку и используемый в богослужениях по настоящее время. На создание Иерусалимского устава, содержащего, кроме богослужебных указаний, сведения о монашеских традициях палестинских монастырей VI века, оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 году, когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров.

В монастыре никогда не было и по сей день нет проведенного электричества, однако используются электрические фонари.

Монастырские строения

План центральной части лавры

Церкви

Рака с мощами святого Саввы в Благовещенском соборе

  • Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (кафоликон лавры)

Строительство было начато между 494 и 501 годами братьями Геласием и Феодулом Исаврами. Завершена постройка была императором Юстинианом Великим. При императоре Иоанне VI была выполнена реставрация собора.

Первое описание церкви составлено современником преподобного Саввы Кириллом Скифопольским. Собор каменный, однонефный, однокупольный, перекрыт крестовыми сводами, длина 27 метров. К западной части пристроен притвор размерами 3,65 на 6,1 метра. Купол опирается на шесть колонн, встроеных в продольные стены здания. Западный вход украшен фронтоном с греческой надписью: «ΙΕΡΑ ΛΑΥΡΑ ΣΑΒΒΑ ΤΟΥ ΗΓΙΑΣΜΕΝΟΥ» (святая лавра Саввы Освященного).

Внутри стены собора украшены фресками, пол вымощен чёрным и белым мрамором, вдоль боковых стен установлены стасидии. Алтарная часть отделяется от основного пространства резным позолоченным иконостасом на царских вратах которого вместо четырёх евангелистов изображены известные палестинские подвижники (Савва Освященный, Харитон Исповедник, Евфимий Великий и Иоанн Молчальник). В алтаре хранятся мощи преподобного Ксенофонта и сыновей его Аркадия и Иоанна. После возвращения в 1965 году из Венеции мощей святого Саввы они были помещены в соборе в стеклянной раке.

  • Пещерная церковь Николая Чудотворца
  • Церковь Собора святых Архангелов

Построена в 1970-е годы по инициативе игумена Серафима на месте несохранившейся древней церкви (следы её кладки видны на южной стороне здания). Церковь двухэтажная, однокупольная.

  • Церковь Софии (матери Саввы Освященного)

Всего в монастыре 9 церквей.

Часовни

Гробница святого Саввы

  • Часовня-усыпальница Саввы Освященного

Построена в VII веке для хранения мощей основателя лавры. В 1256 году его мощи были вывезены в Венецию. В 1965 году папа Павел VI по просьбе патриарха Венедикта вернул мощи в обитель[3], где их поместили уже в Благовещенском соборе. Часовня имеет шестигранную форму и купольный свод. Вход в часовню расположен на восточной стороне, он украшен порталом с двумя колоннами, увенчанными резными капителями. Над порталом находится греческая надпись: ‛Ο τάφος του αγίου Σάββα (Гробница святого Саввы). Юго-западная стена часовни глухая, на остальных имеются окна.

  • Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного
  • Часовня Георгия Победоносца
  • Часовня Иоанна Крестителя
  • Часовня Симеона Столпника в Женской башне

Расположена в одной из трёх комнат Женской башни, лишена внутреннего убранства, имеется лишь небольшой алтарь.

  • Часовня Иоанна Златоуста

Скиты

  • Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы)

Расположен к юго-востоку от монастыря в естественной пещере. Согласно житию святого Саввы, это место для духовных подвигов было указано ему ангелом. В пещере имеется каменная скамья и место для молитв в вырубленной полукруглой нише, напоминающей апсиду. Размеры пещеры 5,5 на 3,2 метра, высота 2,7 метра.

  • Скит Иоанна Молчальника

Пещерные кельи к северу от монастыря на восточном берегу Кедрона. В первой половине VI века в ней проживал преподобный Иоанн Молчальник. Его келья расположенная на втором ярусе скита имеет размеры 4 на 2,8 метра и завершается подковообразной апсидой шириной 2,2 метра. В апсиде сохранились остатки фрески с изображением трёх вавилонских отроков, их лица стёрты бедуинами-мусульманами.

  • Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта)
  • Скит Аркадия, сына Ксенофонта (башня Аркадия)

Расположен на юго-западном берегу Кедрона в 300 метрах от монастыря. Своё название получил по имени сына преподобного Ксенофонта, жившего в этой пещере. Во второй половине VI века рядом с пещерой была построена башня, кладка которой сохранилась до высоты 8 метров. Пещера Аркадия имеет размеры 13,5 на 5 метров и разделена на несколько помещений, одно из которых служило кельей, а другое использовалось как часовня. На стенах часовни сохранились остатки фресок, относящиеся к VII—VIII векам.

  • Скит Иоанна, сына Ксенофонта

Настоятели монастыря в первом тысячелетии

  • Савва (439—532)
  • Зенон
  • Мелит (Мелитон), 5 лет
  • Феодул (Феодор)
  • Геласий (брат Феодула)
  • Кассиан
  • Конон
  • Анастасий
  • Стефан
  • Никодим
  • Фома
  • Иоанн
  • Иоанн
  • Стефан
  • Иов
  • Константин
  • Стратегий
  • Соломон
  • Давид
  • Пётр
  • (имя неразборчиво)
  • Анастасий
  • Соломон

См. также

Примечания

Ссылки

определение освященного The Free Dictionary

Храбрые люди, живые и мертвые, которые сражались здесь, освятили его, что намного выше нашей слабой способности добавлять или умалять. Обряд чрезвычайного соборования состоит в прикосновении освященным епископом елеем к нескольким частям тела умирающего. Говоря о благодати, — ибо у этих людей есть такая же грация, как и у нас, — хотя Квикег сказал мне, что в отличие от нас, которые в такие моменты смотрят на наши тарелки сверху вниз, они, наоборот, копируя уток, смотрят вверх на тарелки. великий Податель всех праздников — Грейс, говорю я, как сказано, Первосвященник открывает пир с незапамятной церемонии острова; то есть окунуть свои освященные и освящающие пальцы в чашу до того, как начнется циркуляция благословенного напитка.Некоторые из солдат поселились в Faneuil Hall, который жители считали священным местом, потому что это было ареной очень многих митингов в поддержку свободы. THOU старше, чем I; Ты был посвящен, но еще не Я: так человек приближается к своему ближнему. Тогда он был помазан и освящен, и таким образом исполнилось то, что он слышал от жаб на своем пути, что так подействовало на него, что он должен был стать Его Святейшеством Папа. Они торжественно расхаживали, уверяя в своей безжизненной и пустой репутации.Но с тех пор маленькая комнатка была очарована и освящена годами счастливых детских мечтаний и девичьих видений. Я также стал поэтом и в течение одного года жил в раю, созданном мной; Я подумал, что смогу получить нишу в храме, где будут освящены имена Гомера и Шекспира. Вы хорошо знаете мою неудачу и то, как сильно я перенес разочарование. Она торжественно предупредила своего сына, чтобы он смотрел на нас как на двух молодых посвященных созданий, бессознательно идущих своим собственным небесным путем, начало которого было на земле, но чей яркий конец был среди ангелов в лучшем состоянии.Именно сыновнему благочестию Виктора Лавалья мы обязаны двумя томами, посвященными земной жизни его отца, так полон святой интимности домашнего очага. «Теперь, пятью уголками моей бороды!» — закричал фарисей, принадлежавший к секте под названием The Dashers (этот маленький узелок святых, чья манера бросаться и топтаться ногами о тротуар уже давно была шипом и укором для менее ревностных преданных — камнем преткновения для менее одаренных пешеходов) — «Клянусь пятью углами той бороды, которую мне как священнику запрещено брить!» — дожили ли мы до того дня, когда богохульный и идолопоклоннический выскочка из Рима обвинит нас в том, что мы приспосабливаем к аппетитам плоти самые святые и освященные элементы?
.

Освящение — d20PFSRD

Школа эвокация [хорошо]; Клерик / оракул 2 уровня , инквизитор 2

ЛИТЬЕ

Casting Time 1 стандартное действие
Компоненты V, S, M (флакон со святой водой и серебряной пылью на 25 зм), DF

ЭФФЕКТ

Диапазон близко (25 футов + 5 футов / 2 уровня)
Площадь Излучение в радиусе 20 футов
Продолжительность 2 часа / уровень
Спасбросок нет; Сопротивление заклинаниям нет

ОПИСАНИЕ

Это заклинание благословляет область положительной энергией.DC для сопротивления положительной направленной энергии в этой области получает +3 священный бонус. Каждое существо нежить, входящее в освященную область, подвергается незначительному разрушению, получая штраф -1 на броски атаки, броски повреждений и спасброски. Нежить нельзя создать в освященной области или призвать в нее. Если в освященной области есть алтарь, храм или другое постоянное приспособление, посвященное вашему божеству, пантеону или высшей силе, приведенные выше модификаторы удваиваются (+6 священный бонус к DC положительной направляемой энергии, -2 штрафа за нежить в площадь).

Вы не можете освятить область подобным приспособлением божества, кроме вашего собственного покровителя. Вместо этого заклинание освящение проклинает область, прерывая ее связь с соответствующим божеством или силой. Эта вторичная функция, если она используется, также не дает бонусов и штрафов, связанных с нежитью, как указано выше.

Освящение жетонов и развеивание осквернения.

Мифическое освящение

Выберите один имеющийся у вас компонент выравнивания (хаотический, хороший или законный).Штраф заклинания к броскам атаки, броскам урона и спасброскам также влияет на посторонних с противоположным подтипом мировоззрения, как если бы они были нежитью.

Раздел 15: Уведомление об авторских правах

Ролевая игра Pathfinder Mythic Adventures © 2013, Paizo Publishing, LLC; Авторы: Джейсон Балман, Стивен Рэдни-МакФарланд, Шон К. Рейнольдс, Деннис Бейкер, Джесси Беннер, Бен Брук, Джим Гровс, Тим Хичкок, Трейси Херли, Джонатан Кейт, Джейсон Нельсон, Том Филлипс, Райан Маклин, Ф. Уэсли Шнайдер, Эмбер Скотт, Торк Шоу, Расс Тейлор и Рэй Валлезе.


.