Кто такая Лилит из Библии?

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи».  Сегодня наш  разговор пойдет о мифическом персонаже Лилит.

Слово «лилит» (причем не как имя персонажа) есть только в еврейском тексте книги пророка Исайи (34:14). По-русски оно переведено как «ночное привидение» в отрывке о запустении, которое будет в Иудее после Божьего суда:

«И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой».

В Септуагинте (переводе Ветхого Завета на древнегреческий язык) «lilith» переведено как onokentavros» (получеловек-полуосел), а по-церковнославянски – как «онокентаври».

Читайте также

Кто такой Левиафан?Древние толкователи видели в слове «lilith» намек на верование иудеев в женщину-демона, которая ночью высасывает кровь у людей. Более поздние говорят, что «лилит» происходит от еврейского «lail» ( ночь) и обозначает ночную птицу (филина).

Представление о демоне женского пола с именем Лилит евреи заимствовали из вавилонской (или шумерской) мифологии.

Наиболее известно представление о Лилит как об еще одной (помимо Евы) жене Адама. Оно содержится не в Библии, а в еврейских преданиях. Например, в Аггаде (еврейском сборнике притч, легенд, сентенций, проповедей и т.п.) говорится, что после грехопадения Адам расстался с Евой на 130 лет. За это время от его связи с духами (в числе которых была и Лилит) рождались демоны.

В Талмуде Лилит – демон с женским лицом, крыльями и длинными волосами, в каббале она душит новорожденных младенцев и соблазняет спящих мужчин

Представление о Лилит как губительнице новорожденных и рожениц встречается также в христианской литературе византийской и более поздней эпохи.

Лилит. Путеводитель по Библии

В ходе повествования этого среднего раздела Книги Исаии встречается еще один отрывок апокалиптического писания, описывающий конец старого порядка и пришествие нового, идеального мира.

Ис., 34: 5. Ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ, преданный Мною заклятию.

Название Едом по-гречески звучит как Идумея, и вместо него в Исправленном стандартном переводе используется слово «Едом». Здесь снова, как в более раннем случае с Моавом, Едом подразумевается не сам по себе, а как изображение языческих угнетателей вообще.

Опустошение, которое должно случиться с Едомом (угнетающими языческими империями), описано в буйных красках. В нем будет уничтожено все население, а город захватят страшные чудища. Один отрывок, излишне смягченный в Библии короля Якова, звучит так:

Ис., 34: 14. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой.

Еврейским словом, переведенным здесь как «ночное привидение», является «лилит», это название, данное ночному чудовищу. Оно происходит от «лилиту» из вавилонской мифологии и само по себе получено от семитского слова, означающего «ночь». Исправленный стандартный перевод усиливает этот стих следующим образом: «там будет сидеть ночная ведьма».

(Тьма всегда заполняется внушающими страх вещами, как в реальности, когда вещи, видимые наполовину в тусклом лунном свете, принимали угрожающие формы, а звуки от невидимых предметов разрывали душу испугом. Теперь мы живем в мире, где искусственное освещение развеяло темноту, и склонны забывать, насколько устрашающей может быть ночь и каково людям ночью с чудовищами.)

Более поздние раввины персонифицировали ночную ведьму и превратили ее в Лилит, прекрасную женщину, которая была женой Адама до того, как была создана Ева. Он не мог выносить ее, потому что она была настолько сварлива (или, возможно, она не могла выносить его, потому что он был настолько рассудительный и серьезный), и они расстались. Она стала злым духом ночи, который, согласно некоторым историям, соединился со змеей, чтобы спровоцировать грехопадение Адама и Евы, и который с тех пор имеет особую опасность для детей, возможно из-за ярости Лилит из-за собственной бездетности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Что Церковь говорит о Лилит? / Православие.Ru

Вопрос:

Что Церковь говорит о Лилит, первой женщине?


В еврейской демонологии времени формирования Талмуда Лилит (евр. Lilith) – злой дух женского рода. Обычно предлагается два объяснения имени. 1. От названий трех вредоносных духов шумеро-аккадской мифологии: Лилу, Лилиту и Ардат Лили. 2.От еврейского существительного lail – ночь. В представлении древних евреев это страшное демоническое существо насылает бесплодие или болезни на рожениц, губит младенцев или похищает их, чтобы пить кровь или сосать костный мозг новорожденных. Она насилием принуждает мужчин к сожительству, чтобы зачать от них многочисленных детей.

Ни в одной библейской книге она не упоминается. В еврейском тексте книги Исаии (34:14) говорится о запустении Идумеи после Божественного суда:

И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой (Ис.34:13-14).

Из текста ясно, что речь идет о животном, а не о духе, который в отдыхе и покое не нуждается. Это подтверждается и текстом Септуагинты. Переводчиками на греческий язык были посланные первосвященником иудеи, глубоко сведущие в священных книгах и приобщенные традиции. В греческом тексте они поставили не lilith (имя собственное должно было бы сохраниться), а onokentavros (получеловек-полуосел). В славянской Библии это слово дано без перевода: ту почиют онокентаври , обретшие себе покоища. В русской Библии lilith рассматривается как прилагательное ночное от lail (ночь). Поэтому переводчики поставили: ночное приведение, имея в виду животное, обитающее ночью и наводящее на человека страх.

В некоторых трактатах Талмуда (Шаббат, Эрубин, Нидда, Баба Батра) о Лилит упоминается как о страшной демонице, но ничего не говорится о ней как о первой женщине, жене Адама. Миф этот родился у средневековых иудеев на почве антихристианского оккультизма. Наиболее ранняя письменная фиксация этого мифа содержится в еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира» (8-10 вв. по Р.Х.). К сожалению, придется цитировать пошлости, но это является самым лучшим способом показать духовный и интеллектуальный уровень «первоисточника», содержащего басню, которую пытаются использовать для дополнения Священного Писания:

«Он создал женщину, тоже из праха, и назвал ее Лилит. Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя! Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной быть подо мной, и мне сверху тебя». Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела» (23а).

Никаким каноническим авторитетом «Алфавит Бен-Сира» в иудаизме не пользуется. Эта книга относится к разряду сфарим хицоним («внешние книги»), не священные. Такого рода сочинения не имеют религиозной ценности.

Миф этот абсолютно не совместим со Священным Писанием. Главная мысль этой басни (превращение человека в злого духа) с точки зрения библейского богословия является безграмотной. Злые духи – падшие ангелы. Человек превратиться в демона не может. Священное Писание не оставляет места для домыслов: прежде создан Адам, а потом Ева (1Тим.2:13). Мнение, что в книге Бытия содержатся два разных рассказа о сотворении прародителей совершенно поверхностно и произвольно. В первой главе находится рассказ о сотворении мира в целом. О создании человека говорится лаконично (1:27). Цель бытописателя – показать выделенность человека (по образу Божию) и место в истории мироздания. Во второй главе, приступая к истории грехопадения и Домостроительства нашего спасения, пророк Моисей повторяет рассказ о создании человека, прибавляя очень важные с точки зрения библейской антропологии подробности: Господь Бог создал человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт.2:7). Создание жены из ребра Адама имеет принципиальное значение для утверждения единства природы мужа и жены и физического единства всего рода человеческого. Поэтому сказано:

От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию (Деян.17:26).

Примитивная басня о Лилит владеет умами многих, среди которых не мало тех, кто считает себя интеллектуалом. Почвой для этого является массовое безверие:

Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим.4:3-5).

10 октября 2005 г.

Кто такая Лилит из Библии

Первая жена Адама, что означает её имя?

Считается, что первой женщиной на Земле была Ева, и мало кому известно, что до того, как Бог создал Еву, он сотворил Адаму жену Лилит. В апокрифах говорится, что Лилит была сотворена из глины, а не из ребра Адама.

Лилит сделала свой выбор и  покинула рай, со временем она стала ужасным демоном, этому способствовала сильная обида на мужа и создателя.

В качестве непокорной жены Адама Лилит упоминается в Кумранских свитках, и нескольких апокрифических книгах, написанных еще во времена Ветхого Завета, и не принятых церковью. Поэтому и поныне ни в христианстве, ни в исламе, ни в иудаизме в официальных источниках не упоминается Лилит, ведь её образ не отвечает канонам.

Женщина-загадка Лилит, кто она — демон или женщина?

Однако о Лилит рассказывается в древней семитской мифологии, согласно которой она была демоницей, повелительницей злых ночных сущностей. Ей приписывали соблазнение мужчин, доведение до погибели женщин, убийство детей.

Подробнее всего о Лилит повествует каббала. В этом средневековом иудейском учении Лилит является олицетворением всего отрицательного в женщине, также как в Каине воплотились все негативные черты мужчины.

Лилит, согласно каббале, – королева демонов. А если учесть, что каббала не отвергается иудаизмом, то и Лилит вправе занять свою нишу среди ангелов и демонов.

В апокрифах написано, что первая женщина Лилит была создана Богом одновременно с Адамом, то есть по моменту появления на свет и по правам они были равны, да и вместе провели довольно много времени. Однако точный временной отрезок неизвестен, ведь в Писании вообще не указано, сколько времени провели люди в райском саду.

Существует легенда, получившая признание у представительниц феминистического движения, что Лилит была хорошей супругой, но при этом достаточно независимой, чтобы не терпеть неравенство. И конфликт между супругами возник из-за того, что она желала доминировать во время интимной близости.

Муж же наотрез отказался подчиниться,  потому и пожаловался на строптивицу Богу. Тогда Лилит бежала из рая, сказав тайное имя Бога и вырастив крылья, благодаря чему улетела к Красному морю, за что и была наказана.

По одной легенде выходит, что наказание её было – рожать только демонов, по другой – она была кардинально изменена внешне. Помог Лилит ангел Самаэль, впоследствии он сам стал Сатаной.

Историки полагают, что легенды о Лилит возникли в связи с тем, что общество перешло к патриархальному строю, соответственно, женщины были ограничены в правах и все их поползновения на независимость жестко пресекались, вот и образ Лилит становится воплощением отвергнутого матриархата.

Создание Евы из ребра мужчины означает, что женщина во всем вторична и находится в безусловном подчинении.

Другая версия у каббалистов, считающих, что Лилит лишь пыталась узнать любят ли её супруг и Бог, простят ли. Многие считают, что Лилит менее грешна, чем Ева, ведь она не действовала тайком и не была изгнанной, а ушла по своей воле, сразу высказав свою позицию.

Лилит приписывают рождение детей, да не простых, а великанов и хтонических чудовищ. Сама же она обрела две ипостаси, одна из них была женой Самаэля и родительницей демонических сущностей, другая – была подругой демона Асмодея и воплощала похоть, жила в пещерах, а по ночам соблазняла мужчин, повелевала лилимами (джиннами в исламе), инкубами и суккубами.

Такой мифический персонаж был и у населения Междуречья, однако со временем упоминания о нем стирались, поскольку нарушали устоявшиеся догмы.

До сих пор является тайной, кем же была Лилит, мятежной мстительной женой или ужасным демоном.

Значение имени Лилит

Существует несколько версий происхождения имени Лилит.

Основная гипотеза говорит о том, что имя происходит от еврейского слова (לילי) [lyl] («ночь») и переводится как ночное привидение, также этим словом обозначают сову, именно это слово упоминается в Библии, но в значении ночного духа.

В одном из английских переводов Библии слово трактуют как «ночное чудовище». Причем в обоих случая используется оно в женском роде.

В переводе Библии на русский язык lilith истолковали как «ночь». Поэтому переводчики использовали словосочетание «ночное привидение» предполагая под ним нечто, что пугает  человека в ночи.

По другой версии имя берет начало в шумерском языке, где «лиль» означает «ветер», «призрак», в аккадском же языке лилу означает «ночь».  Возможно, что таким образом позаимствовали название месопотамских демонов лилу и лилиту.

Говоря о значении имени Лилит, стоит помнить, что похожи на  Лилит демон из ассирийской мифологии – Лили, изображавшийся как нагая женщина со змеями вместо ног, а также убивающая детей и мужчин Ламия из греческой мифологии.

Полезные статьи


Книга Лилит. Психологические аспекты

Зигмунд Гурвиц

Книга Лилит. Исторические аспекты

Глава 3

Лилит в Библии и Талмуде

В Ветхом Завете Лилит упоминается лишь однажды — в видении пророка Исайи об истреблении врагов Сиона, в котором говориться о большом заклании в земле Едома:

«И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов [court for owls]. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие [sa’ir] будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение [Lilith] и находить себе покой.» Ис. (34:13-14)

????? ??????? ????? ???? ???? ??????? ????? ??? ???? ???? ????? ????? ????? ???? ?? ????????? ?? ???? ???? ?? ?? ?????? ????? ????? ?? ?????

Isaiah (34:13-14)

Комментарий:

В отличие от изображений Лилит в культуре Шумера и Вавилона, где она почиталась как богиня и была тесно связана с Ламашту и Иштар, в библейской литературе она превратилась в безликого духа пустыни, и затерялась среди всех остальных демонов. Тем не менее, предполагается, что каждый знал о её существовании.

Изучая текст Писания, Гастер выдвинул довольно смелую гипотезу о том, что в Книге Исаии помимо Лилит упоминается ещё и мужской дух — Лили. В качестве доказательства он приводит следующий стих:

???????? ???? ?????

Isaiah (2:18)

«Ve’ha’elilim kalil jachaloph.»2

Данный стих вызвал споры ввиду своей неоднозначности, поэтому, чтобы ответить на вопрос, что же он значит, нам необходимо подвергнуть его короткому критическому анализу. В английской Библии Короля Иакова он переведён как: «And the idols he shall utterly abolish.»3, в русском Синодальном переводе он звучит как: «и идолы совсем исчезнут.»

Приставка ? «ve«переводится как «и», ?»ha» — это определённый артикль как в единственном, так и во множественном числе.????? «elilim» — существительное во множественном числе, образованное от слова ?? «El», что значит «бог». В контексте данного стиха это слово имеет уничижительную окраску и означает «идолы».

Одно время было принято связывать значение этого слова с богом ветра Элилем, но подобное утверждение абсолютно беспочвённо, так как правильное написание имени этого бога — «Энлиль». «Elilim» означает «уничтожить». В своих переводах Библии Торкзинер использует слово «ничтожества» (nothingness), Мартин Бубер, в свою очередь, употребляет термин «небожественые» (non-godliness), но точнее всего, на мой взгляд, перевёл это слово Ганс Вилдбергер: в своём комментарии на переводы Книги Исайи, он предложил словосочитание «тщетные существа» (vain beings).В Библии есть несколько стихов, в которых слово «elilim» используется применительно к идолам, особенно в Исаии (10:10) и в Иезекииле (30:13).

«jachaloph» — это глагол в будущем времени третьего лица единственного числа, образованный от слова ???»ch-l-ph», которое означает «миновать», «пройти мимо». В этой связи оно перекликается с «и поднимется она во всех протоках своих» Ис. (21:7,8), и «бури на юге носятся» Ис. (21:1)

На данный момент среди учёных нет разногласий по поводу перевода слов «elilim» и «jachaloph». Также не вызывает сомнений и то, что «jachaloph» имеет отношение только к «kalil», а не к «elilim», поскольку это продиктовано правилами грамматики. Однако его значение до сих пор под вопросом. Если следовать распространённому мнению, то оно образовано от еврейского ??? «kol», что значит «содержать», «общий», «вполне». Оно несколько раз встречается в Ветхом Завете в таком значении.1

Зачастую, любая интерпретация этого библейского стиха вызывает сомнения.

Гастефи предложил поделить слово ???? «kalil» на две части: «ka», то есть «как», «подобно» и «lil», что по его мнению является искажённым написанием имени Лили. В его варианте перевода стих должен звучать так:

«И идолы — такие как Лили, которые с трепетом пролетают мимо.»

1. Судей (20:40), Езекииль (16:14)

2. Т.Н. Gaster: loc. tit., p. 50 note 1

Не смотря на предоставленный перевод, гипотеза, предложенная Гастефи, признана весьма спекулятивной и опровергнута большинством специалистов по Ветхому Завету.

Приведённый выше стих из Книги Исайи свидетельствует о том, что образ Лилит был общеизвестен. Однако, о её природе, внешности и действиях ничего не сказано. Первыми, кто попытался приоткрыть завесу, были комментаторы Библии. Они описывали её как женщину-демона, которая умеет летать и стонет по ночам как птица.2 Не трудно предположить, что их интерпретации были навеяны Талмудом. Раввины, которым была неизвестна этимология слова «Лилит», непреднамеренно связывали его со словом «лайла», или же с краткой формой — «лайил», что, как мы уже говорили, означает «ночь».

Вместе с тем, в талмудической литературе к образу Лилит добавляется новый элемент: Лилит как женщина-соблазнительница. До этого, она обладала только аспектом Ламашту, но по мере своего развития стал проявляться аспект Иштар. В Талмуде, так же как и в Библии, Лилит наделена исключительно отрицательными качествами.

Отношение к ней как к опасной демонической фигуре было продиктовано раввинистической и талмудической традицией, и имело под собой веские исторические и психологические основания. В первую очередь это было вызвано патриархальными взглядами талмудически-равинистического Иудаизма, в котором всё женское воспринималось как нечто опасное и угрожающее. В результате, это перекочевало в Иудео-Христианство и прочно укоренилось в Западной культуре, где образ женщины был обесценен и демонизирован.

1. S. Jizchaqi: Raschi to Isa. 34, 14

2. D. Qimchi: Redaq to Isa. 34, 14

Далее мы рассмотрим последствия таких взглядов.

В Талмуде, впрочем как и в Мидраше, сведений о Лилит не много, но её демонический характер достаточно ясно описан известными раввинами:

Рабби Иеремия бен Элеазар сказал: «В те годы, в которые Адам, первый человек, был отделен от Евы (130 лет между смертью Авеля и рождением Сифа), он стал отцом призраков, демонов и лилин».1

В другом стихе Талмуда он говорит:

«Они (то есть, люди, которые пытались построить Вавилонскую башню) были разделены на три группы. […] И те, кто сказал: Поднимемся, восстанем войной (против Бога), были превращены в обезьян, призраков и лилин.»2

Комментатор Соломон бен Ицхак3 говорит, что лилин имели человеческое тело и крылья.

В одном талмудическом трактате упоминается похожая на Лилит женщина-демон по имени Аграт, дочь Махлат, которая душит мужчин. Многие авторы отождествляют её с Лилит:

«Не выходи один гулять ночью. Потому что учение говорит: Не выходите ночью в среду или в шаббат (которые считались неблагоприятными днями), потому что в это время, когда Аграт, дочь Махлат, бродит в сопровождении восемнадцати легионов ангелов смерти, каждый из которых способен задушить.4

1. ВТ: Traktat Erubin 18b

2. ВТ: Traktat Sanhedrin 109a

3. S. Jizchaqi on Sanhedrin 109a

4. ВТ: Traktat Pessachim; Midrash Num. rabba 12, 1

Среди упоминаний о Лилит как о соблазнительной женщине, есть и такие, в которых говорится о её длинных волосах и крыльях.1

В другом тексте мы видим предостережение:

Рабби Ханина говорит, что: «Нельзя спать одному в доме (согласно другому переводу: в изолированном доме), потому что всякий, кто спит один в доме, подвергается нападению Лилит.»2

В более поздней раввинистической традиции Лилит выполняет роль суккуба, который является Адаму и его детям при каждом удобном случае. В сирийской Книге Варуха (ветхозаветном апокрифе) есть следующее упоминание о ней:

«Я обращусь к морским сиренам

К Лилит, которые выходят из диких мест

И к шеддим и танним, живущих в лесах.»3

Сирены, упомянутые в этой цитате, похожи на совоподобных демонов греко-римской мифологии. У каждой из них голова соблазнительной женщины и тело совы (согласно другим источникам: тело рыбы). Легенда гласит, что они были дочерями бога рек Ахиллеса и нимфы Каллиопы. В современной Греции вера в них сохранилась до сих пор:

«Сирены заманиваю парнасских моряков своим сладкоголосым пением, и те остаются беззащитными перед надвигающимся штормом. В надежде на спасение моряки плывут туда, откуда доносятся эти сладкие звуки. Подплывая ближе, они становятся ещё более подвластны этим голосам, и продолжают плыть в их сторону, пока в конце концов не тонут.»1

 

Пер Иван Кочетов

 

Лилит: первая жена Адама, о которой «забыла» Библия.

В Ветхом завете первой женой Адама считается Ева. Однако изначально, в еврейской мифологии, до Евы у Адама была еще одна жена по имени Лилит. Давайте разбираться, откуда взялась Лилит, почему они развелись с Адамом, и как она связана с суккубами из фильмов и компьютерных игр.

В Книге Бытия – первой книги Ветхого завета – есть любопытное противоречие. В первой главе говорится, что Бог создал мужчину и женщину одновременно.

«И сотворил Бог мужчину и женщину по образу Своему».

А затем, уже во второй главе рассказывается, как Ева была создана из ребра Адама. Значит, логичный вывод, что была и еще одна женщина в жизни Адама.

Несоответствие вряд ли было случайным – одна идеология сменила другую, а прежний текст забыли отредактировать.

Ведь изначально в иудейской мифологии такая женщина и была. Это Лилит. В Библии она упоминается иносказательно. В Книге Исаии фигурирует некое «ночное существо», которое живет среди руин. Это и есть Лилит – точнее та, кем она стала после развода с Адамом. Но об этом ниже.

Подробнее Лилит упоминается в «Алфавите Бен-Сиры», Свитках Мертвого моря, Книге ЗОАР и ряде других древних источников, включая неканонические евангелия. Из современных религиозных течений Лилит признает каббалистическая теория – одно из течений иудаизма.

Это могло бы выглядеть, как простая сказка – вокруг библейских персонажей крайне много спекуляций. Если бы не один факт. Лингвисты считают, что Лилит происходит от шумерского «воздух, дух, призрак». У шумеров Лилит – это дух мужчины или женщины, умершей в юном возрасте.

Шумеры были первой полноценной цивилизацией. Именно они открыли колесо, письменность и стали строить крупные города в современном понимании этого слова. Так что, возможно, мы имеем дело с первым мифом человечества, дошедшим до нас сквозь тысячелетия.

Поэтому давайте разберем эту историю детальнее, ведь она влияла на формирование культуры первых цивилизаций. А значит, сквозь века, является одним из кирпичиков в фундаменте культуры всего человечества.

Ссора Адама и Лилит и сотворение Евы

В «Алфавите Бен Сира» говорится, что ссора Адама и Лилит возникла из-за вопросов равенства. Адам хотел, чтобы Лилит слушалась его. Лилит же настаивала на том, что Бог создал их обоих из земли и поэтому они равны.

У Лилит не сложился брак с Адамом и она ушла, предложив Богу попробовать создать первому мужчине еще одну подружку. Так появилась Ева, которой метафорически отвели ту самую послушную роль, о которой грезил Адам.

Но, увидев, что у Адама и Евы все хорошо, она решила испортить их отношения. Так образ Лилит в Библии трансформируется в змею. Микеланджело в Сикстинской капелле изобразил именно Лилит –существо с телом женщины и хвостом змеи.

Что стало дальше с Адамом и Евой – мы знаем. А вот Лилит, по легенде, стала ночным призраком, который искушает молодых людей. От их плотской связи могут рождаться полудемоны-полулюди.

От нее пошли, так называемые, суккубы – демоны-соблазнительницы. В этом образе в Талмуде описывается и сама Лилит – как демон с женским лицом, длинными волосами и крыльями. Сейчас суккубы – популярные персонажи компьютерных игр.

Суккуб из игры World of Warcraft – современный компьютерный образ Лилит

В древнеиудейских традициях было принято списывать на Лилит все женские недуги – бесплодие, болезни беременных и т д. Ну в в каббалистических учениях, Лилит выступает, как королева ада, которая правит Преисподней вместе с самим сатаной.

Что ж, гонения на Лилит в патриархальном обществе вполне понятны. О равноправии мужчин и женщин в древние времена и Средние века не было и речи. Но теперь героиню древнего шумерского мифа вполне можно реабилитировать.

Кто такая Лилит из Библии?

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи».  Сегодня наш  разговор пойдет о мифическом персонаже Лилит.

Слово «лилит» (причем не как имя персонажа) есть только в еврейском тексте книги пророка Исайи (34:14). По-русски оно переведено как «ночное привидение» в отрывке о запустении, которое будет в Иудее после Божьего суда:

«И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой».

В Септуагинте (переводе Ветхого Завета на древнегреческий язык) «lilith» переведено как onokentavros» (получеловек-полуосел), а по-церковнославянски – как «онокентаври».

Кто такой Левиафан?

Древние толкователи видели в слове «lilith» намек на верование иудеев в женщину-демона, которая ночью высасывает кровь у людей. Более поздние говорят, что «лилит» происходит от еврейского «lail» ( ночь) и обозначает ночную птицу (филина).

Представление о демоне женского пола с именем Лилит евреи заимствовали из вавилонской (или шумерской) мифологии.

Наиболее известно представление о Лилит как об еще одной (помимо Евы) жене Адама. Оно содержится не в Библии, а в еврейских преданиях. Например, в Аггаде (еврейском сборнике притч, легенд, сентенций, проповедей и т.п.) говорится, что после грехопадения Адам расстался с Евой на 130 лет. За это время от его связи с духами (в числе которых была и Лилит) рождались демоны.

В Талмуде Лилит – демон с женским лицом, крыльями и длинными волосами, в каббале она душит новорожденных младенцев и соблазняет спящих мужчин

Представление о Лилит как губительнице новорожденных и рожениц встречается также в христианской литературе византийской и более поздней эпохи.

Первая женщина Лилит почему Библия молчит о предшественнице Евы

Вы можете спросить любого человека о том, как звали первую женщину и как она появилась, и наверняка услышите историю про Адама и Еву, а также про пресловутое ребро. Но мало кому известно, что в дохристианские времена ответ на этот вопрос был неоднозначным, так как в священных текстах той эпохи говорилось о другой первой женщине, по имени Лилит.
Вы не найдете упоминания о Лилит в канонических текстах ни одной существующей сегодня авраамистической религии. Но в самых древних апокрифах эта женщина упоминается, и особенно важное место ее персона занимает в шумерской и семитской мифологии.
Много внимания уделяется Лилит в каббале, где первая женщина символизирует темное женское начало также как ветхозаветный Каин — мужское. Но христианским богословам и редакторам Библии не удалось бесследно избавиться от Лилит, благодаря которой в тексте появилась нестыковка:
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Из этой строки становится совершенно ясно, что Бог создал мужчину и женщину одновременно. Но мы знаем, что Ева появилась позднее, так что речь здесь явно не о ней. Вероятнее всего, здесь и говорится о Лилит, которую христианские редакторы Ветхого Завета постарались убрать из всех текстов.
Но, то ли люди, занимавшиеся искоренением памяти о первой женщине были невнимательны, то ли преследовали какие-то иные цели, но упоминание этой дамы иногда проскальзывает в Библии. Например, в книге Исайи говорится о некоем ночном существе, которое называют lilith. Предполагают, что это некое животное или птица, но это не точно.
В Библии, изданной в Англии в 1560 году, вместо этого существа упоминается сипуха — ночная хищная птица. Во многих языках семитской группы словом «лилит» называются некоторые разновидности сов. Интересно, но на многих древних изображениях Лилит ее сопровождает именно сова.
Богиня сумрака Лилит. Картина Уильяма Блейка
В переводе с шумерского языка слово «лиль» обозначает потустороннюю сущность, духа или призрака. Мифология народов, населявших Месопотамию, была чрезвычайно богата на разных злых духов. Лилу, лилиту, урдут лилиту — все эти демоны имеют схожие имена, но при этом относятся как к женскому, так и к мужскому роду.
Древние ассирийцы считали, что злыми духами становятся души людей, которые при жизни не оставили потомства. Они страстно желают продолжить свой род, совокупляясь с живыми, но от таких связей рождаются демоны или уроды. В самом известном шумерском эпосе о герое Гильгамеше, есть упоминание о Лилит. Женщина-демон с таким именем, вместе с орлом, имеющим голову орла, жила в ветвях ивы.
В средневековой еврейской книге «Алфавит-Бен Сиры» подробно описывает историю Адама и Лилит. Там сказано, что женщина возгордилась тем, что она также как и мужчина создана по образу и подобию Господа и поэтому отказалась подчиняться Адаму.
Змея-искусителя в Средние века не зря изображали в женском обличье
Чтобы выйти из подчинения мужу, Лилит произнесла тайное имя Бога и смогла улететь из Эдема. Адам пожаловался Создателю на женщину и тот отправил за беглянкой трех ангелов. Те догнали Лилит и потребовали, чтобы она вернулась и раскаялась, но получили категорический отказ.
За непослушание Лилит была сурово наказана, но точного описания кары древние тексты не сохранили. Наиболее распространенными версиями можно считать три: бесплодие, ежедневное рождение 100 детей и их неминуемая смерть и постоянное рождение демонов, вместо нормальных отпрысков.
Лилит поклялась мстить за это и убивать человеческих младенцев везде, где только сможет. При этом она пообещала не трогать детей, у которых будут амулеты с ее именем или именами ангелов. С тех пор демоница специализируется на нанесении вреда младенцам и роженицам. Считалось, что синдром внезапной смерти, который встречается у грудных детей — это дело именно ее рук.
Современный амулет с изображением Лилит
Способна она и на другие козни, в числе которых наведение бесплодия на молодых женщин, высасывание крови и новорожденных и провоцирование выкидышей. Согласно одной из версий, именно Лилит перевоплотилась в того самого Змея-искусителя, который подбил Еву вкусить злополучное яблоко. Сделала она это из ревности, после того как увидела счастье Адама и покладистой Евы. При этом интересно, что Еву Господь изгнал из Рая, а Лилит ушла сама.
Многие жители Месопотамии считали Лилит еще и демоном-соблазнителем, приходящим по ночам к молодым мужчинам, чтобы совокупиться с ними. Итогом такой связи становится рождение инкуба или суккуба — демона, единственной целью существования которого становится искушение юношей и девушек.
Одна из самых авторитетных книг каббалы — Зоар, утверждает, что Лилит стала супругой самого Сатаны и родила ему детей. Именно поэтому образ женщины-демона быстро перекочевал в сатанизм, где ее почитают вместе с позаимствованными из других религий и мифологий Кали, Хель и Эрешкигаль.

Кто такая Лилит из Библии?

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и другие такие знакомые и одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи». Сегодня наш разговор пойдет о мифическом персонаже Лилит.

Слово «лилит» (причем не как имя персонажа) есть только в еврейском тексте книги пророка Исайи (34:14).По-русски оно переведено как «ночное привидение» в отрывке о запущении, которое будет в Иудее после Божьего суда:

«И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой ».

В Септуагинте (переводе Ветхого Завета на древнегреческий язык) «лилит» переведено как онокентаврос »(получеловек-полуосел), а по-церковнославянски — как« онокентаври ».

Читайте также

Кто такой Левиафан? Древние толкователи видели в слове «lilith» намек на верование иудеев в женщину-демона, которая ночью высасывает кровь у людей. Более поздние говорят, что «лилит» происходит от еврейского « lail» ( ночь) и обозначает ночную птицу (филина).

Представление о демоне женского пола с именем Лилит евреи заимствовали из вавилонской (или шумерской) мифологии.

Наиболее распространено представление о Лилит как об еще одной (помимо Евы) жене Адама.Оно содержится не в Библии, а в еврейских преданиях . Например, в Аггаде (еврейском сборнике притч, легенд, сентенций, проповедей и т.п.) говорится, что после грехопадения Адам расстался с Евой на 130 лет. За это время от его связи с духами (включая которые была и Лилит) рождались демоны.

В Талмуде Лилит — демон с женским лицом, крыльями и длинными волосами, в каббале, она душит новорожденных младенцев и соблазняет спящих мужчин

Представление о Лилит как губительнице новорожденных и рожениц встречается также в христианской литературе византийской и более поздней эпохи.

.

Лилит — первая жена Адама. Змей искуситель или прародитель расы рептилоидов. — 26 Июля 2011 — Земля

Адам, Лилит, Ева. Миниатюра XV в.

Внимание. Статья содержит материалы эротического характера. Просмотр не рекомендованных лиц не достигшим 18 лет.

Существует два начала легенды о первой жене Адама. Оба начала исходят из различных трактовок Ветхого Завета, вернее, самой первой его книги — Бытия.Итак, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово «человек» в древнееврейском оригинале написано как «adam», которое произошло от слова «adamah» (пыль, прах). Слово «adam» относится не только к мужчине, но и к женщине. Вот что говорится дальше: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит , так как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт.II, 22).

По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже был намного позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов «не хорошо быть человеку одному» (Быт. II, 18), сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает

— Она не несет никаких существенных внутренних разногласий, они начали ссориться.

— Я не лягу под тебя, только наверху, — ответил Адам. — Потому что ты подходишь только в низшей позиции, а я должен быть в высшей.

— Мы оба равны, [потому что оба созданы из праха]. Я не стану покоряться тебе.

— Я создан по образу Элоима и не могу унизиться до твоего уровня. Ты ничто, как одна из многих тварей в поле. Ты создан мне в помощь, так и останется.

Однако Лилит этого не оставила; она отправилась к Яхве. Лилит использовала все свое мастерство, чтобы обольстить Создателя, последний, известный своей добротой к женщинам, открыл ей свое истинное Заповедное имя.Узнав его, Лилит произнесла имя и мгновенно улетела из Эдемского сада от Адама навсегда.

Лилит поселилась в пещере на берегу Красного моря, где и живет до сих пор. Она занималась демонами и вызывала многие тысячи детей за достаточно короткий период времени. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов, а, став женой Асмодея, Царя Демонов, ее прозвали Младшей Лилит (об имени «Старшая Лилит» речь пойдет далее). его, пришел к Яхве и взмолился:

— О, Владыка Вселенной, женщина, которую ты дал мне, ушла от меня.

Яхвеился с тем, чтобы они схватили и привели Лилит обратно Адаму, и немедленно послал трех ангелов — Сеноя, Сансеноя и Семангелофа.

— Если она согласится, то все будет хорошо, — сказал Яхве Адаму. — А если нет, то она обязана поступиться, ежедневно умирает сто ее детей.

Три ангела нашли Лилит в пещере, а по другой версии посередине моря на высоких волнах, в которых суждено было погибнуть египтянам.Они потребовали именем Яхве, чтобы Лилит вернулась к Адаму, и сказали, что она откажется, каждый день они будут убивать по сотне ее отпрысков-демонов, пока она не согласится. Но Лилит не согласилась, тогда ангелы сказали, что утопят ее в море.

— Оставьте меня! — отвечала она. — Разве вы не знаете, что меня создали для того, чтобы я насылала слабость на маленьких детей? Я имею власть над ними с момента их рождения и до тех пор, пока им не исполнится восемь дней, если это мальчики, или двадцать, если это девочки.

Она также обещала нападать на матерей в период родов и даже на мужчин во время сна, чтобы красть их сперму для зачатия новых демонов на замену убитых ангелами.

[img] http://zarubezhom.com/Images/Lilith_Abel_EveandSnake%20Pann1950.jpg [/ img]

После этих слов ангелы хотели утопить Лилит, но она стала умолять их сохранить ей жизнь, поклявшись, что она не причинит зла тем детям, которые защищены амулетом или камеей, на которых показаны имена Сеноя, Сансеноя и Семангелофа или же изображены их лица или очертания.[Здесь необходимо отметить, что найденные талисманы подобного рода гораздо древнее документа «Алфавит Бен Сиры». Адам и Ева! Изгоните Лилит! » На некоторых талисманах также писалось имя ангела того моря, которому клялась Лилит не трогать детей, защищенных талисманом.] Ангелы сохранили жизнь Лилит, но каждый день умирала сотня ее детей.

Однако на мучении детей Лилит не остановилась и решила мстить Адаму.Для этого жертвой она избрала Еву — новую жену первочеловека. С точки зрения христианства, вкусить запретный плод с Дерева Добра и Зла Еву соблазнил Сатана, но более более было бы сказать, что это сделали точно Лилит и Самаэль. Трудно сказать, когда Лилит стала одной из четырех жен Самаэля. Однако, став ею, она начала олицетворять пассивное начало материи, активным началом Самаэль. В качестве жены последней она стала называться Старшей Лилит. Возле Дерева появилась Лилит в обличии змеи, но голос, искушавший Еву, исходил от Самаэля.Последствия известны всем: Адам и Ева были изгнаны из рая.

Но и на этом Лилит не успокоилась. Она стала являться Адаму во снах, соблазняя его к зачатию всех новых и новых демонов, которые стали звать «лил ин» или Шедим (или Сиддим), которые стали странствовать по миру в злых духов, преследуя мужчин и насылая на них чуму, болезни Существует версия, что Ева в это же время страдала от подобной участи — в руках Самаэля, от которого родила Каина. [Интересно, что в одном из важнейших гностических документов Наг-Хаммади «Апокрифе от Иоанна» Еву осквернил Иалдабаоф, протоархонт, сопоставляемый с Дьяволом и Яхве одновременно.

На этом практически заканчивается легенда о, естественно, от рук Лилит стали страдать не только взрослые, но и дети: от этого «брака» Ева родила Элоима и Иаве — Авеля и Каина соответственно. Как мы видим из легенды, Лилит и Адам представили два враждующих архетипа — это образ патриархальных устоев иудеев. доводит ситуацию до абсурда, когда Адам, вроде бы лишившись надоедливой жены, через некоторое время идет на поводу своих желаний, требуя вернуть Лилит, так и не поняв, в чем состоялся конфликт.Лилит же — это, во-первых, образ свободной женщины, который даже теоретически отвергался древними иудеями. До эпохи эмансипации женщин тогда было еще далеко, поэтому любое проявление непослушания женщины мужу рассматривало не только как нарушение древних устоев, но и как проявление дьявольского начала, что мы и видим в клеймении Лилит демоном.

Этому способствовало то, что по легенде Лилит нарушила подавляющее количество заповедей. Грех Лилит в глазах Иеговы и его народа усугубляет еще и тем, что она отвращает сынов Израиля от пути истинного, заставляя их прелюбодействовать с ней во сне, тратя понапрасну сперму.Во-второй, образ Лилит — это, как нам кажется, собирательный образ языческой женщины. Не стоит и говорить, какая вражда была между язычниками иудеями, к которым присоединились и христиане. То, что Лилит — символ язычества, нетрудно увидеть по тому, как она изображалась. Самый распространенный образ — это красивая девушка с волосами и крыльями. Ее ступни иногда изображаются, как ноги совы. Лилит также изображают наполовину как женщину, наполовину как змею. (Именно так изобразил Лилит в Сикстинской Капелле Микеланджело.) Обожествление животных было уделом язычников, особенно на низшей ступени развития их верований.

В развитых языковых системах, например, в египетской, греко-римской и других, боги и богини часто изображаются как люди, но с элементами тел животных. Не стоит забывать, что Лилит сопоставляется с Астартой, Дидоной, другими языческими богинями, а также с древнегреческой Ламией — чудовищной богиней Аида, которая «ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них, чтобы напиться их крови» (Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции).

Так или иначе, образ Лилит, как феминистки и богини был враждебен древним иудеям (некоторые из которых продолжали поклоняться Лилит примерно до VII века н.э.) и христианам. Можно сказать, что одним из способов борьбы иудеев с верой в Лилит было упомянуть одним из способов борьбы иудеев. игнорирование ее имени.Имя «Лилит» в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге пророка Исайи (XXXIV, 14): «… там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой». В оригинале стоит слово «Лилит», однако новые толкователи склонны переводить «Лилит» как «ночное привидение» или же «филин» (или «сова»).

Отголоски культа Лилит можно встретить и в «отдаленных ”Мифологических систем. В армянской мифологии есть злые духи, как мужского, так и женского пола, называемые «Алы».Они душат рожениц, поедают их мясо, причиняют вред ребенку еще в утробе матери, похищают новорожденных. В христианизированном армянском мифе связь Алы и Лилит наиболее очевидна: Бог создал Алы в качестве подруги для Адама, но так как она была огненной, Адам не смог ее полюбить, и тогда Бог создал Еву. В мифологии лезгин и лакцев также есть злой дух женского пола, похожий на Лилит. Ее имя «Ал паб», и по поверьям она имеет образ уродливой женщины с волосами до пят, с отвислыми грудями, которые они перекидывают за плечи.Ал паб завладевают сердцем, печенью и другими людьми матери и новорожденного, бросают их в воду, после чего люди умирают. У турок, крымских татар, узбеков и некоторых других народностей Ал паб соответствует злому женскому духу Албасты. В аккадской мифологии присутствует Ламашту — львиноголовая женщина-демон, которая похищает детей и насылает на них болезни. Атрибутами Ламашту часто гребень и веретено (на картине «Леди Лилит» Данте Габриэля Росетти Лилит изображена именно с гребнем).

Прежде чем перейти к каббалистическому толкованию Лилит, нам бы хотелось добавить к легенде «первую жены Адама» еще один эпизод, описанный в произведениях «Песачим» и «Ялкут Чадаш». Несмотря на то, что Лилит была женой Асмодея и Самаэля, а также матерью Ахримана, демоница по имени Махлат и ее дочь Аграт (ее еще называли Аграт Бат-Махлат) постоянно враждовали с Ма

.

Что Церковь говорит о Лилит? / Православие.Ru

Вопрос:

Что Церковь говорит о Лилит, первой женщине?

В еврейской демонологии времени формирования Талмуда Лилит (евр. Лилит) — злой дух женского рода. Обычно предлагается два объяснения имени. 1. От названий миф трех вредоносных духов шумеро-аккадской науки: Лилу, Лилиту и Ардат Лили. 2.От еврейского существительного lail — ночь. В представлении древних евреев это страшное демоническое существо насылает бесплодие или болезни на рожениц, губит младенцев или похищает их кровь, чтобы пить кровь или сосать костный мозг новорожденных.Она насилием принуждает мужчин к сожительству, чтобы зачать от них детей.

Ни в одной библейской книге она не упоминается. В еврейском тексте книги Исаии (34:14) говорится о запущении Идумеи после Божественного суда:

И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой (Ис.34: 13-14).

Из текста ясно, что речь идет о животном, а не о духе, который в отдыхе и покое не нуждается. Это подтверждается и текстом Септуагинты. Переводчиками на греческий язык были посланные первосвященником иудеи, сведущие в священных книгах и приобщенные традиции. В греческом тексте они поставили не Лилит (имя собственное должно было быть сохраниться), а онокентаврос (получеловек-полуосел). В славянской Библии это слово дано без перевода: ту почиют онокентаври, обретшие себе покоища .В русской Библии lilith как прилагательное ночное от lail (ночь). Поэтому переводчики поставили: ночное приведение , имея в виду животное, обитающее ночью и наводящее на человека страх.

В некоторых трактатах Талмуда (Шаббат, Эрубин, Нидда, Баба Батра) о Лилит упоминается как о страшной демонице, но ничего не говорится о ней как о первой женщине, жене Адама. Миф этот родился у средневековых иудеев на почве антихристианского оккультизма.Наиболее ранняя письменная фиксация этого мифа в еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира» (8-10 вв. По Р.Х.). К сожалению, придется цитировать пошлости, но это является самым лучшим способом показать духовный и интеллектуальный уровень «первоисточника», содержащего басню, которую использовать для дополнения Священного Писания:

«Он создал женщину, тоже из праха, и назвал ее Лилит. Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя! Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя.Тебе быть пригодной быть подо мной, и мне сверху тебя ». Она ответила: «Мы оба равны, потому что мы оба из праха». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя и улетела »(23а).

Никаким каноническим авторитетом «Алфавит Бен-Сира» в иудаизме не пользуется. Эта книга относится к разряду сфарим хицоним («внешние книги»), не священные. Такого рода сочинения не имеют религиозной ценности.

Миф этот абсолютно не совместим со Священным Писанием.Главная мысль этой басни (превращение человека в злого духа) с точки зрения точки библейского богословия является безграмотной. Злые духи — падшие ангелы. Человек превратиться в демона не может. Священное Писание не оставляет места для домыслов: прежде создан Адам, а потом Ева (1Тим.2: 13). Мнение, что в книге Бытия два разных рассказа о сотворении прародителей поверхностно и произвольно. В первой главе находится рассказ о сотворении мира в целом. О создании человека говорится лаконично (1:27).Цель бытописателя — показать выделенность человека ( по образу Божию ) и место в истории мироздания. Во второй главе, приступая к истории грехопадения, пророк Моисей повторяет рассказ о создании человека, прибавляя очень важные точки зрения библейской антропологии подробности: Господь Бог создал из праха земного, и вд в его дыхание жизни (Быт. .2: 7). Создание жены из ребра Адама имеет принципиальное значение для утверждения единства природы мужа и жены и физического единства всего человеческого.Поэтому сказано:

От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию (Деян.17: 26).

Примитивная басня о Лилит владеет умами многих, среди которых мало тех, кто считает себя интеллектуалом. Почвой для этого массовое безверие:

Ибо будет время, когда здравого учения будут принимать, но по своему прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим.4: 3-5).

10 октября 2005 г.

.

Инвокация Лилит. Ритуал Темной Сексуальности

  • Корзина

  • Статьи

    юнгианство

    юнг

    мифология

    сновидения

    юнгианская алхимия

    индивидуация

    осмысляя юнга

    синхронистичность

    оккультизм

    алхимия

    гностицизм

    каббала

    таро

    телема

    сексуальная магия

    лилит

    путь левой руки

    ритуалы касталии

    разное

    религиоведение

    агиография

    творчество

    стихи

    эссе

    касталия

    основатель

    архив

    интервью

  • Переводы

    юнгианство

    юнг

    архетипы и символы

    мифология

    сновидения

    юнгианская алхимия

    индивидуация

    духовный кризис

    женская индивидуация

    активное воображение

.