Содержание

Картотека по математике (старшая группа) на тему: Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы

 

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Найди предмет»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.                                           

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).                                     

Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном — геометрические формы, на втором — предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 «Веселые матрешки»

Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.                                                Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.

По приглашению педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними!  Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я — Матреша, я — Наташа, я — Даша, я — Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать.  Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку.  Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захот

Картотека по математике (подготовительная группа) на тему: Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной группе

Дидактические

игры по ФЭМП в  подготовительной  группе

 

1. Ориентировка  во времени

1.1. Дидактическая игра «Успей вовремя»

Цель: Продолжать закреплять понятие времени.

Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.

Воспитывать любознательность.

Материалы: материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.

Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

 

1.2. Дидактическая игра «Назови сутки»

Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы: карточки, с изображением частей суток.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

 

1.3. Дидактическая игра «Живая неделя»

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.

Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

 

1.4. Дидактическая игра «Тик-так»

Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере

Картотека по математике (младшая группа): Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей 3-4 лет.

 

КАРТОТЕКА

дидактических игр по формированию элементарных математических представлений

у детей 3-4 лет.

Подготовила: Афанасьева Н.В.

г.Бокситогорск 2018 г.

«Что изменилось?»

Цели:

• формировать умение понимать учебную задачу;

• представление о сохранении количества;

• умение согласовывать числительное «один» и наречие «много» в роде и падеже;

• сравнивать совокупности с несовпадающим числом объектов. Оборудование и материалы: круг, квадрат, треугольник; два зайчика и четыре куклы, зеленый, красный и желтый шарфики.

Ход игры.

На столе у воспитателя стоят от 1 до 3 (дальше до 5) игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают расположение. По команде воспитателя «Ночь!» дети закрывают глаза. В это время он убирает одну игрушку. Далее по команде воспитателя «День!» дети открывают глаза. Он спрашивает их, что изменилось. Затем игрушка возвращается на место, и игра продолжается (по аналогии с геометрическими фигурами игра может проводиться с любыми доступными предметами.)

«Найди свой домик»

Цели:

• закреплять умение различать форму и цвет;

• формировать представление о символическом изображении предметов;

• обучать умению систематизировать и классифицировать геомет-рические фигуры по цвету и форме.

Оборудование и материалы: три обруча, геометрические фигуры, волшебный мешочек, волшебные дорожки.

Ход игры.

Вариант 1. На импровизированной лесной полянке лежат три обруча, в них — геометрические фигуры. Воспитатель предлагает рассмотреть обручи с фигурами. Чтобы попасть в домик с кругами, квадратами и другими фигурами, нужен волшебный ключик. Воспитатель предлагает детям волшебный мешочек, в котором лежат различные фигуры — волшебные ключики. Кто какую фигуру достанет, тот и будет жить в домике — обруче с соответствующей геометрической фигурой. Усложнить игру можно, меняя цвета фигур, обручи, их количество.

Вариант 2. Дети гуляют в лесу и находят волшебные дорожки, которые приводят их к трем обручам с геометрическими фигурами. Далее они находят волшебный мешочек. Достают из него по фигуре- ключику, подходят к нужному обручу и добавляют фигуру. Кто первый достраивает волшебную фигуру, тот и побеждает.

«Рыбка»

Цели:

• формировать умение выделять из группы геометрических фигур нужную;

• развивать фантазию, память.

Оборудование и материалы: кодовая карточка с инструкцией, детали для аппликации из геометрических фигур.

Ход игры.

 По устной инструкции воспитателя или по карточке дети собирают аппликацию.

«Чудесный мешочек»

Цели:

• закреплять умение классифицировать множества по двум свойствам: цвету и форме, размеру и форме;

• обучать умению находить фигуру на ощупь;

• развивать комбинаторные способности.

Оборудование и материалы: мешочек, в котором находятся либо только треугольники, либо другие предметы.

Ход игры.

Дети достают треугольники или другие предметы из мешочка на ощупь, сравнивают их по цвету, форме, размеру.

«Поезд»

Цели:

• обучать умению классифицировать предметы по двум признакам: цвету и форме;

• развивать внимание, наблюдательность;

• формировать умение употреблять в речи слова: «один», «много», «ни одного», «мало»;

• тренировать память.

Оборудование и материалы: набор геометрических фигур; комплект знаков; поезд, составленный из стульчиков; цветные дорожки, обручи, билеты; наборное полотно; колокольчик.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям купить билеты (геометрические формы). Дети рассаживаются по местам согласно билетам. Место на стульчиках обозначено соответствующей геометрической формой. Паровоз начинает движение. Первая остановка –

 «Дружная».

 Воспитатель предлагает поискать домики своих друзей — зайчика, лисы, мишки. Раздается звон колокольчика, поезд отправляется дальше. Дети садятся на места. Следу-ющая остановка — «Угадай-ка». Дети приезжают к хрюшке Маврюше, которая хочет с ними поиграть. На полотно выставляются красный круг, синий квадрат, желтый треугольник, набор различных фигур. Дети определяют лишнюю. Фигуры меняют несколько раз. При этом дети закрывают глаза. Звенит колокольчик, следующая остановка.

«Что больше?»

Цели:

• обучать умению употреблять в речи слова: «больше», «меньше», «равные»;

• развивать умение находить в пространстве предметы по признаку.

Оборудование и материалы: пригласительные билеты.

Ход игры.

 Воспитатель предлагает назвать большие и маленькие предметы: по памяти на картинке, на улице, среди игрушек, больших и маленьких детей в других группах и т. д. За каждый правильный ответ дети получают пригласительный билет в театр.

«Какого карандаша не стало?»

Цели:

• обучать умению выделять признак длины при сравнении двух и более предметов;

• использовать в речи слова: «длиннее», «короче».

Оборудование и материалы: коробка с карандашами перед каждым ребенком, фишки.

Ход игры.

 Перед ребенком коробка с карандашами. Он должен рассмотреть их, запомнить по какому-либо признаку: цвету, длине. Ребенок закрывает глаза, воспитатель убирает один карандаш. Открыв глаза, ребенок должен сказать, какого карандаша нет. За правильный ответ он получает фишку.

«Подарим кукле бусы»

Цели:

• обучать умению выделять единичное из множества;

• выкладывать алгоритм по цепочке;

• закреплять представление о геометрических фигурах. Оборудование и материалы: куклы, пуговицы и бусы разного размера.

Ход игры. Дети выкладывают пуговицы по определенному алгоритму — карточке, аппликации, гирлянде. Затем определяют, какой по размеру кукле, какие бусы подойдут.

«Подбери такие же»

Цели:

• учить выделять общий признак предмета;

• отобрать кубики для зверей;

• раскладывать кубики в корзины в соответствии с ее цветом.

Ход игры

Воспитатель показывает картинку, на которой изображены играющие в лесу зверята. У зверят кубики разных цветов. Мамы зовут зверят обедать, и те уходят, оставив кубики в корзине. Потом звери возвращаются и хотят разобраться, где чьи кубики. Медвежонок Миша хочет взять себе кубики красного цвета, лисичка — желтого, ежик — зеленого. Воспитатель предлагает детям помочь зверятам.

На стол ставят корзины — вырезанные из картона большие круги желтого (для лисички, зеленого (для ежика) и красного (для медвежонка) цветов, в которые поочередно дети складывают маленькие квадратики («кубики») соответствующих цветов. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. Воспитатель хвалит детей.

«Длинный — короткий»

Цели:

• учить детей соотносить предметы путем наложения их друг на друга;

• нарядить кукол;

• подобрать такой бантик, который может легко завязываться.

Ход игры

Воспитатель приносит двух кукол и мишку. Мишка зовет кукол на праздник, но они никак не могут выбрать себе бантики для платьев. Кукла Ляля хочет надеть розовый бантик. Кукла Надя хочет надеть голубой бантик. Воспитатель предлагает детям помочь мишке нарядить кукол на праздник.

Дети видят, что бантик у Ляли плохо завязывается — его ленточка короче, чем ленточка у бантика Нади. Дети выясняют это путем наложения (или приложения). Они ищут другой, такой же красивый бантик для куклы Ляли. Путем наложения (или приложения) дети находят новый бантик, который удобно завязывать: этот бантик такой же длины, как и бантик у Нади. Дети завязывают бантики куклам. Куклы и мишка благодарят детей.

Таким образом, в ходе систематической образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, дети усваивают не только названия геометрических фигур, но и учатся видеть прекрасное, учатся фантазировать и исследовать окружающий нас мир.

«Помоги черепашке найти свой остров».

У каждой черепашки, которая плавает в море, есть свой домик —
необитаемый остров, где она может отдохнуть и полежать на солнышке. Номер острова соответствует числу пятнышек на панцире. Задача малышей — поместить каждую черепашку в свой домик. Такое игровое пособие уместно использовать для индивидуальной работы с воспитанниками средней группы в свободное время, а также вполне можно включать в коллективную работу на занятии: карточки вывешиваются на доске, и несколько дошкольников поочередно подходят и выполняют действия.

 «Чайный сервиз». 

Принцип игры аналогичен предыдущему варианту. Воспитатель сообщает, что куклы хотят попить чаю. Для этого им нужны чайные пары: при этом цифра на чашке должна соответствовать количеству предметов на блюдце

 «Теремок». 

 Педагог предлагает ребятам разыграть знакомую им сказку. Но необычно то, что героями её будут не зверюшки, а геометрические фигуры, которые хотят жить в красивом домике. Кстати, с помощью такой сказки дети обычно хорошо запоминают сложные для их возраста фигуры — трапецию и овал

 

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №11 «Планета детства»

Менделеевского муниципального района Республики Татарстан

Методическая разработка:

«Дидактические игры

в обучении детей

основам математики»

Автор- составитель

воспитатель 1 кв.категории

Сайранова Ольга Григорьевна

г.Менделеевск

Пояснительная записка

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, зависит успешность его дальнейшего обучения.

   Одним из основных предметов в школе является математика. Она обладает уникальным развивающим эффектом. Она не только «приводит в порядок ум». Ее изучение способствует развитию речи, воображения, речи, эмоций; формирует терпение, аккуратность, настойчивость и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческий потенциал личности. Основной задачей занятий – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а значит, предсказуем для человека. Для быстрого развития детей средствами математики важно реализовать возможности каждого возрастного этапа полноценно, для того чтобы каждый этап стал ступенькой для следующего этапа, в том числе и дошкольное детство.

Но не будем забывать, что не всем  дошкольникам освоение этой науки дается легко. У некоторых детей нет желания заниматься математикой. А вот играть дошкольники готовы каждую минуту, даже в дидактические игры! Ведь самый лучший способ познания для детей дошкольников – это игра. В жизни детей, игра занимает такое же важное место, как работа в жизни взрослых. Часть большего времени, которое отведено для бодрствования, дошкольники проводят, играя.

В игровой деятельности от них требуется проявление ума, творческих способностей, энергии, выдержки, самостоятельности. Игра – это всегда интересное, веселое и занимательное занятие. В  игре, можно много раз повторять то, чему вы хотите научить детей, играя, дети учатся с удовольствием и без каких либо усилий.

    Необходимо знать и учитывать возрастные особенности каждого ребенка. Ведь разработанная воспитателем дидактическая игра будет интересна и занимательна только тогда, когда он закрепляет пройденную тему на занятии.

     Несомненно, дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит воспитатель. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми знаний и умений. Это одна из наиболее важных задач, которая должна быть решена во время проведения дидактических игр.

     Используя дидактическую игру, воспитатель значительно улучшит внимание, память, сенсорное развитие, воображение ребенка. Игра для дошкольников – один из способов познания окружающего мира. Для обучения и развития через игру и созданы дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания и умения.. Дошкольники охотно участвуют в играх, ждут их, радуются им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и т.д. Развивается и совершенствуется его восприятие, любознательность.

Из всего этого следует, что роль дидактических игр в умственном воспитании детей несомненна.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к математическим категориям: пространство, количество, форма, время, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, способствуют формированию понятий.

Надо помнить и знать, что математика — один из наиболее трудных учебных предметов. Значимого эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения.

В дошкольном возрасте  игра имеет огромное значение в жизни дошкольника. Потребность в игре сохраняется. Она занимает важное место впервые годы обучения в школе.  В игре дошкольник приобретает новые умения, знания и навыки. В области математики заложены большие возможности для развития мышления ребенка. Игра позволяет обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение. Дети играют, не подозревая, что осваивают и приобретают новые знания и умения. В процессе игры дошкольник  многое узнает о различных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала. Развивается и совершенствуется его память, восприятие, любознательность.

Следовательно, роль дидактических игр в умственном развитии детей несомненна.

Возраст: подготовительная к школе группа

Проблема: Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из важных и значимых задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры.

Обоснование проблемы:

1.Недостаточное внимание детей к дидактическим играм.

2.Не сформированы умения детей использовать дидактические игры.

3.Поверхностные знания детей о правилах дидактической игры.

Цель: Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развивать интеллектуальные способности.

Задачи:

1.Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке.

2.Закрепить умение быстро находить геометрические фигуры определенного размера и цвета. 

3.Закрепить знания детей в решение задач в пределах 10. 

4. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать. 

5. Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям. 

Решение поставленных задач с детьми:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.

2. Оформить в группе«Математический уголок»

3. Разработать и изготовить картотеку дидактических игр по математике.

4. Продолжать развивать навыки самостоятельной деятельности детей, умение сосредотачиваться на одном объекте, умственные способности, коммуникативные навыки.

5. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

6. Развивать у детей интерес к математике в дошкольном возрасте.

7. Приобщать к предмету в игровой форме.

Решение поставленных задач с родителями:  

 Основной задачей в работе с родителями является следующее – показать презентацию о разных видах дидактических игр и во время бесед заинтересовать родителей изготовить их своими руками.  Познакомить их с приемами руководства игрой, методикой их проведения.

В день открытых дверей предлагаю показать математическое развлечение: например: « Путешествие в страну математики», где родители становятся участниками многих заданий и игр.  В организованной деятельности  провести совместную  деятельность родителя и ребенка. В работе с родителями планировать включать анкеты, беседы, папки-передвижки: «Дидактические игры в детском саду и дома». Консультации для родителей: «Развитие математических способностей у дошкольников», «Математика дома», «Математика в повседневной жизни», «Роль дидактической игры в детском саду и дома».

Ожидаемый результат:

Мы считаем, что работа с дидактическими играми помогает нам организовать процесс обучения и воспитания более доступно. Играя на занятии, дошкольники овладевают уже сложными мыслительными операциями, познают совершенно новое, а самое главное у них возрастает интерес к учёбе. Мы понимаем, что в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру обязательно необходимо, это позволит обеспечить более успешную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение. Увлекаясь игрой, ребенок многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала. И конечно же, развивается и совершенствуется его любознательность.

Работа с детьми показала, что роль дидактических игр в умственном воспитании детей несомненна.

Все дидактические игры, представлены в обработке с детьми.

Рекомендуем игры таких групп:

1.  Игры с цифрами и числами (Приложение 1)

2.  Игры путешествие во времени (Приложение 2)

3.  Игры на ориентирование в пространстве (Приложение3)

4.  Игры с геометрическими фигурами (Приложение 4)

Первая группа игр — обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Анализируя сказочный сюжет, дошкольников знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов.

Используя такие дидактические игры как «Божья коровка», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дошкольники учатся легко оперировать числами в пределах 10 и называть словами свои действия.

Для того, чтобы развить в дошкольниках память, мышление и внимание, воспитатель использует такие дидактические игры, как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие. Дидактическая игра: «Считай не ошибись!», помогает усвоению упражнения в прямом и обратном счете. порядка следования чисел натурального ряда. В игре мы используем мяч. Вначале игры ставится вопрос, в каком порядке (обратном или же в прямом) считать. Игра должна проходить в быстром темпе, задания должны повторяться много раз, чтобы дать возможность всем дошкольникам принять в ней участие. Для того, чтобы закрепить порядковый счет нам помогают таблицы, со сказочными персонажами, направляющимися к Вини – Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй, а кто третий?

Ко второй группе дидактических игр , а именно: путешествие во времени, они служат для знакомства и закрепления темы с днями недели. Воспитатель обьясняет, что каждый день недели имеет свое имя. Для того, чтобы дети быстрее запомнили название дня в неделе, дни обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение должно проводиться несколько дней, обозначая кружочками каждый день. Это делается для того, чтобы дошкольники смогли самостоятельно и легко сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна.

Дошкольники подготовительной к школе группы с большим удовольствием играют в интересную игру, которая называется: «Живая неделя». К доске выходят 7 детей, пересчитываются по порядку и берут кружочки разного цвета, которые обозначают дни недели. Сначала дошкольники становятся в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.. Второй ребенок с красным кружочком в руках, обозначающий второй день недели – вторник.

После эта игра может усложнится. Дошкольники становятся с любого другого дня недели. На следующий день, можно использовать такие игры как: «Дни недели», «Назови скорее», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Назови пропущенное слово», которые помогают и закрепляют знания детей. Они позволяют быстро запомнить название дней недели и название месяцев и их последовательность.

Третья группа игр — это ориентирование в пространстве.

Дидактическая игра: «Куда спряталась мышка». Дошкольник учиться находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами внизу и вверху.

Самыми увлекательными и интересными получились дидактические игры: «Куда пойдешь, то и найдешь», «Отгадай, кто где стоит», «Построим мост»..

Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью и воспитанием мыслительных процессов. Дошкольник учится объяснять свои действия. ход выполнения заданий. Полученные знания и умения ребенок имеет возможность закреплять как в семье, так и в повседневной жизни.

Рекомендуем почаще проводить математические игры на свежем воздухе. На улице с детьми воспитатель заинтересовывает детей лепить снежки. Затем предлагает подбрасывать их вверх. Кто бросил ниже, а кто выше? Внимательно следить за тем, чтобы дошкольники в речи отражали высоту полета. Если снег нелипкий, снежки заменить мячами.

Можно заинтересовать дошкольников на прогулке нарисовать дорожки разной длины, дети другой группы рядом с этими тропинками  рисуют свои,  которые должны быть длиннее, чем те, что уже были нарисованы. Этой игрой закрепляем понятие: короче — длиннее.

Мы считаем, что с помощью дидактических игр и упражнений дошкольники овладевают способностью определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, слева от куклы стоит заяц, справа от куклы – пирамида. Назначается ребенок и выбранный предмет прячется по отношению к нему (справа, за спину, слева, вверху). Эти игры вызывают интерес у детей и организовывают их на занятиии. Для того, чтобы еще больше заинтересовать детей, чтобы результат был намного лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя, Петрушки или Буратино.

Для того, чтобы закрепить знания о форме геометрических фигур, детям предлагается узнать в окружающих предметах форму треугольника, круга, квадрата. Например, спрашивается: «Какую геометрическую фигуру напоминает поверхность крышки стола или дно тарелки?»

Решаются задачи:

— воспитание потребности занимать свое время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, играми.

— формирование у дошкольников интереса к математической деятельности.

Надо понимать, что особое внимание следует уделять индивидуальной работе с дошкольниками.

(Приложение 1)

Дидактическая игра: «Божья коровка»

Цель: Соотношение карточки – фишки (божья коровка) с цифрой на ромашке.

Задачи:

1.Учить детей сопоставлять цифру и количество точек у божьей коровки.

2. Развивать математическое логику, внимание, логику, мелкую моторику рук, мышление, и связную речь.

3.Обучать навыкам порядкового счета.

4.Закреплять знания об образовании чисел в пределах 10.

Ход игры:

Рассмотреть цифры на ромашках, посчитать от 1 до 10. Затем посчитать точки на божьих коровках, сопоставить цифру на ромашке с количеством точек и посадить божью коровку на ромашку с соответствующей цифрой.

Проговорить свои действия: На божьей коровке 4 точки, посажу ее на ромашку с цифрой 4.

Дидактическая игра: « Что изменилось»

Цель: закрепить умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Развивать внимание и память.Воспитывать усидчивость, настойчивость, желание думать, искать свои пути решения.

Задачи:

1.Обучить навыкам порядкового счета.

2.Закрепить знания об образовании чисел в пределах 10.

Ход игры: Несколько групп предметов размещают на доске или фланелеграфе, рядом ставят цифры. Воспитатель просит детей закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой – либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, а значит нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дошкольники открывают глаза и распознают ошибку и редактируют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, а, следовательно, изменяют количество предметов в группах. Дошкольник, который работает у доски, сопровождает свои действия обьяснением. Если ребенок хорошо справился с заданием, то его хвалят.

(Приложение 2)

Дидактическая игра: «Не ошибись» — путешествие во времени.

Цель: развивать память, мышление, формирование представлений о времени у детей подготовительной к школе группы посредством дидактических игр.

Задачи:

1.Формировать представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.

2. Учить и закреплять знания на конкретных примерах, устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже.

3.Учить правильно определять какой сегодня, какой был вчера, какой будет завтра день.

Ход игры: Воспитатель держит в руках мяч и говорит любое действие, например, (я иду на завтрак) и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и называет время суток. Можно усложнить: воспитатель называет части суток, а ребенок рассказывает действия, которые могут происходить в это время суток.

Дидактическая игра: «Живая неделя»

Цель: развивать память при запоминании названии и последовательности дней в неделе.

Задачи:

1.Формировать представление о том, что в неделе семь дней.

2. Учить определять последовательность дней в неделе.

Ход игры: Для этой игры воспитатель вызывает 7 дошкольников. Дети пересчитываются по порядку и берут кружочки разного цвета, которые обозначают дни недели. Дошкольники выстраиваются в той последовательности, в которой стоят дни недели. Игра может усложнится: дети строятся с другого дня недели, например, не с понедельника, а с четверга.

(Приложение 3)

Дидактическая игра: «Кто где стоит»

Цель: закрепить значение слов: сзади, справа, перед, слева; научить детей ориентироваться в пространстве.

Задачи: учить определять предмет по заданию воспитателя; развивать внимание, память, интерес к математическим играм.

Ход игры:

Перед детьми – несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Воспитатель предлагает дошкольникам отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или слева от лисы. Дидактическая игра: «Что изменилось? » На столе лежит несколько предметов.

Дети запоминают, как расположены  предметы по отношению друг к другу . Затем  закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза дети рассказывают об изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял справа от мишки, а теперь стоит слева от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

(Приложение 4)

Дидактическая игра: «Подбери фигуры»

Цель: упражнять детей в умении различать и называть круглую, треугольную, прямоугольную и квадратную форму.

Задачи: формировать умение группировать фигуры по форме и цвету.

Ход: Воспитатель вырезает из разноцветного картона различные геометрические фигуры. Нужно разбросать фигуры на полу (или столе) и придумать игровую ситуацию. Например, «из геометрического королевства сбежали синие квадраты. Поможем их найти?» Или, «в некотором царстве, в геометрическом государстве жили-были фигуры. И у каждой семьи был свой дом. Круги жили в синей коробке, а треугольники — в жёлтой. Поможем им найти свои домики?».

Дети сортируют сначала фигуры по форме и раскладывают их в коробки. Затем задание усложняется – сортировка происходит по форме и цвету. Далее добавляется сортировка по размеру.

Дидактическая игра: «Цветное лото»

Цель: развивать память, внимание, логику, умение ориентироваться на плоскости, учить вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их названия.

Задачи: формировать и закреплять умения сравнивать предметы по основным свойствам.

Ход: Каждому из дошкольника педагог предлагает взять большую карточку, а себе оставляет маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Воспитатель поднимает одну карточку, например, круг, и спрашивает: «У кого такая?» (форма не называется). Те, у кого на карточках есть круг поднимают руки и воспитатель раздает им маленькие карточки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Хорошо, справились, у меня круг и у вас круг». Дошкольники накладывают маленькие карточки на соответствующее изображение. Затем, педагог переходит к другой форме и поднимает, например, трапецию. Однако, при оценке ответа дошкольников, он не называет эту форму, так как с ее названием детей не знакомит, а просто говорит, что дети сделали правильно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Используя дидактические игры, которые направлены на решение конкретных задач обучения дошкольников, мы развиваем воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр просто необходимо. Ведь в игре ребенок развивается всесторонне. Дидактическая игра дает возможность ребенку преодолеть себя, легко и с интересом закреплять свои знания.

Необходимо отметить, что постоянное использование на занятиях по математике системы специальных дидактических игр и упражнений, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию. Дидактические игры повышают, в первую очередь, качество математической подготовленности к школе, позволяют детям более свободно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и быстрее использовать математические знания и умения в повседневной жизни. Главной задачей дидактических игр должно быть развитие логики, а, следовательно, умение использовать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по форме, размеру. Это игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры. Все это является необходимым условием, обеспечивающем успех в работе. Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, но и формирование у них количественных и пространственных представлений. Самым важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать самые различные задачи.

Литература:

1. Арапова-Пискарева Н.А. Развитие элементарных математических представлений.- М.: Мозайка-Синтез, 2005.

2. Водопьянов Е. Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. — Дошкольное воспитание, 2000.

3. Каразанова, В. Н. Ориентирование в пространстве. -Дошкольное воспитание, 2000.

4. Корнеева, Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста. — М.: 2000.

5. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. — Игралочка — Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003. — 256 стр.

6. Фалькович Т. А. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005. — 208 стр.

Математических игр для дошкольников — Веселые математические игры для дошкольников — Math Blaster

Они могут не осознавать этого, но каждый день дошкольников окружают числа! Помогая им распознавать числа и понимать различные математические концепции в раннем возрасте, они настроятся на успех в школе!

Математические игры и задания для детей дошкольного возраста

Дошкольникам вообще любопытно все, что их окружает. Они находятся в том возрасте, когда они легко усваивают идеи и концепции, а их рост и обучение значительно возрастают.

Родители и учителя могут заставить дошкольников играть в простые математические онлайн-игры или даже выполнять с ними несложные математические задания. Поход в продуктовый магазин может означать подсчет количества овощей, которые вы собираете. Вы можете познакомить их с концепцией времени, поговорив о том, какое сейчас время дня — утро, день, вечер или ночь. Интегрируя математику в свою повседневную деятельность, дошкольники получают удовольствие от процесса изучения математики и могут лучше понимать ее.

Как познакомить дошкольников с различными математическими концепциями

Обучать дошкольников математическим понятиям легко и можно разными способами. Для дошкольников — это больше, чем просто счет. В течение этих лет постепенно формируются различные концепции чисел, сумм и времени.

Простые повседневные математические игры и задания для дошкольников:

  1. Раздайте дошкольникам фигурки разных номеров. Пусть они определят числа, а затем расставят их по порядку.
  2. Это отличная игра о путешествиях, если вы хотите, чтобы ваш дошкольник был спокойным и занятым во время путешествия. Дайте дошкольнику номер и попросите его указывать этот номер как можно чаще по пути — на номерных знаках, рекламных щитах и ​​т. Д.
  3. Дайте своему дошкольнику несколько угощений и попросите его разделить их поровну между друзьями.
  4. После того, как вы вернетесь из похода в продуктовый магазин, попросите дошкольника разделить все овощи одного вида и посчитать их количество.
  5. Время игры также может быть математическим! Попросите малышей пересчитать все детали Lego или все игрушки, которые у них есть.

Предложите дошкольникам заняться любым из этих заданий и сделайте изучение математики увлекательным! Вы также можете придумать свои собственные упражнения, которые помогут им перейти от простого счета к пониманию сложения, вычитания и т. Д.

.

Практические занятия по математике для дошкольников

Математику так интересно преподавать дошкольникам, потому что есть много ежедневных занятий, которые включают математику. Дошкольникам не нужны рабочие листы по математике… они должны учиться в игре и на практике.

15 Hands-On Math Activities for Preschoolers

1. Паттерны с медведями

«Подсчет медведей» — отличный математический инструмент для дошкольников. Вы можете сортировать, подсчитывать или использовать их с узорами. Я создал несколько карточек с образцами, чтобы помочь с этим.Первая страница представляет собой узор AB, что означает, что в узоре чередуются два цвета. Вторая страница представляет собой узор ABC, что означает, что три — это три цвета узора. Для этого задания ваш дошкольник установит цветного медведя поверх соответствующего цвета, чтобы создать узор. На карточках с образцами ABC последний кружок остается пустым. Ваш ребенок должен сказать вам, какого цвета он должен быть.

Вы можете бесплатно распечатать здесь -> Цветной узор для печати

Patterns Printable

Навыки математики: закономерности и взаимосвязи

Здесь вы можете найти больше шаблонных упражнений.

2. Сортировка цветов с помощью мишек

Сортировка — это навык, над которым дошкольники должны много работать. Один из способов сортировки — по цвету. Мы делаем это с помощью наших счетных мишек и сортировочного коврика. Чтобы загрузить бесплатную копию этого материала, нажмите здесь -> Коврик для сортировки по цвету

Color Sorting Mat

Навыки математики: закономерности и взаимосвязи

Вы даже можете использовать цветные ленты и помпоны, чтобы попрактиковаться в сортировке! Добавьте пинцет для дополнительной тренировки мелкой моторики.

Обратите внимание на эти бесплатные счетные коврики!

counting mats for preschoolers

3. Денег

Интересный способ поработать над сортировкой — это жрать деньги! Это также отличное занятие для развития мелкой моторики. Чтобы увидеть все интересные подробности, нажмите здесь.

Money Muncher

Математические навыки: закономерности и взаимосвязи

4. Сортировка мармелада

Когда мы работаем с конфетами, моим детям это нравится! Вы можете сортировать M & M, мармеладки или что-то еще! Чтобы увидеть, как мы сделали это с мармеладом, щелкните здесь.

Jellybean Math

Вы также можете использовать эту распечатку с сортировкой конфет -> Jelly Bean Math

Математические навыки: закономерности и взаимосвязи

Еще одна идея для сортировки — использование игрушечных животных. Попросите их отсортировать по различным характеристикам, например по наземным и морским животным.

5. Графики

Графики всегда полезно знакомить дошкольников. Это не обязательно должно быть сложно, но вы можете выполнить простое действие, например, построить график типов транспорта на гистограмме и использовать маленькие картинки или игрушки (или я использовал ластики из Долларового дерева).

Graphing Transportation

Сделайте построение графиков на практике с помощью яблок! С помощью этого упражнения даже младшие дошкольники могут начать изучение графиков.

Ознакомьтесь с этим бесплатным упражнением по созданию графиков жевательной резинки прямо здесь.

Математические навыки: закономерности и взаимосвязи

6. Формовочное колесо

Это забавное занятие для изучения форм! Просто распечатайте это колесо форм и нарисуйте фигуры того же цвета на прищепках.Попросите ребенка сопоставить прищепку с формой на колесе. Это отлично подходит для развития мелкой моторики!

Чтобы получить колесо свободной формы, нажмите здесь -> Колесо формы

Shape Wheel- Free Printale

Математика: геометрия

7. Сортировщик формы

Сортировщик форм — это простой способ практиковать формы! Я купил эти формы в магазине Michaels Craft всего за 1 доллар! Прочтите этот пост для подробностей.

DIY Shape Sorter

Математика: геометрия

8.Карты формы лапши

Изящное сенсорное упражнение и увлекательный способ изучения форм — это лапша! См. Сообщение здесь, чтобы загрузить бесплатные карточки с фигурами.

Shape Cards

Математика: геометрия

9. Пенные палочки

Учите формы в ванне с помощью этих палочек! Вы можете увидеть, как мы это сделали, здесь.

Foam Shape Activity

Еще один забавный способ практиковать формы — это мои рифмы с фигурами!

shape rhymes

10.Игра в кости

Это действительно забавная игра! Я взял эту деревянную игрушку Melissa & Doug и наклеил на колышки белые круглые наклейки. Я написал цифры 1-6 и получил 2 звезды. Мой сын бросал кости, и на какое бы число они ни выпадали, он бил игрушечным молотком. Если выпавшее число уже выпало, он попал в звезду. Это не только доставляло ему удовольствие, но и он умел «субитизировать», что означает мгновенное распознавание чисел, не считая точек.

Dice & Number Game

Математика: понятие чисел

11.Карты звездных номеров

Практикуйтесь в подсчете и распознавании чисел с помощью карточек со звездочками. Возьмите распечатку здесь! Этот отлично подходит для отработки индивидуальной переписки и мелкой моторики.

number cards

Математика: понятие чисел

12. Божья коровка Математика

Мы сделали этих очаровательных божьих коровок, и они стали хитом! С ними было не только весело играть, но и мы провели с ними много подсчета и сортировки.Прочтите все об этом здесь.

Ladybug Math

Математика: понятие чисел

13. Воздушные шары

Узнайте порядок чисел в этой действительно веселой игре с воздушными шарами! Ознакомьтесь с подробностями здесь.

balloon number game

Математика: понятие чисел

14. Оценка с использованием воды

Мы узнали об оценке с помощью пипетки прошлым летом, когда занимались водными видами спорта.

Estimation

Математика: измерение

15. Заливка и сравнение

Мы отработали навыки заливки риса в эти мензурки. Затем я попросил моего сына выстроить их от самых больших до самых маленьких. Использование сравнительных слов, таких как большой / маленький или пустой / полный, помогает научить дошкольников простым концепциям измерения. Это просто, и вы можете подробнее рассказать об этом упражнении.

IMG_9623

Еще один простой способ попрактиковаться в измерениях — использовать кубы Unifix.Приклейте ленту разной длины на пол или доску для плакатов. Затем попросите вашего ребенка измерить линии кубиками Unifix. Это простой способ попрактиковаться в подсчете, измерении и сравнении длин.

measuring with Unifix cubes

Математика: измерение

Наконец, попробуйте этот действительно простой и увлекательный способ попрактиковаться в счете!

15 Hands-On Math Activities for Preschoolers

Если вы ищете упражнения по цифровой математике, обязательно ознакомьтесь с моими действиями по счету с помощью Google Slides.

counting practice using google slides

Надеюсь, вам понравился этот обзор заданий по математике!

Поделиться — это забота!

  • Facebook643
  • Twitter
  • Pinterest33131

.

55+ лучших заданий по математике для дошкольников

Так много практических заданий по мультисенсорной математике для дошкольников! Эти математических заданий для дошкольников обязательно заинтересуют детей, когда они начнут изучать математику.

Дети естественным образом изучают математику в течение дня. Мы, взрослые, можем сначала этого не осознавать. Но сегодня найдите несколько минут, чтобы сесть и понаблюдать.

Наблюдая за тем, как дети строят конструкцию из блоков, вы увидите, как они углубляются в математику.Они могут сосчитать блоки, из которых построили замок. Возможно, они прокомментируют форму или цвет блоков. Дети могут даже сказать, что они выше того, что построили.

Смотрите, как они играют на улице. Они могут подсчитывать или сортировать собранные листья. Может, палками измерит ограждение детской площадки. Я уверен, что вы услышите несколько наблюдений о цветах вокруг них.

Это всего лишь несколько примеров того, как дети вносят математику в свою повседневную жизнь.Потому что в этом дело. . . математика ЕСТЬ в их повседневной жизни. Это тоже есть в НАШЕЙ повседневной жизни. Мы настолько к этому привыкли, что нас это не сильно меняет.

The Best Preschool Math Activities for Preschoolers

Ниже вы найдете множество практических заданий по математике для дошкольников, которые можно попробовать со своими учениками или своими детьми. Каждый из них был хитом в моем классе или в моем доме (или в обоих!).

Занятия по математике для дошкольников

Хотя многие из этих математических идей — это приглашения, которые я придумал, вы также найдете множество вариантов, которые дети составили сами.

Имейте это в виду, когда составляете план уроков по математике — дети могут (и делают!) Самостоятельно изучать математику. Так что иногда лучше проще. И мало ли. . . они могут создать новый урок математики, который вы сможете использовать в последующие годы.

Щелкните фотографии, чтобы перейти к индивидуальным упражнениям по математике для дошкольников.

Детские тестовые книги по математике для дошкольников

Поскольку мы сейчас болтаем о математике, я подумал, что поделюсь с вами некоторыми детскими учебниками по математике.Это все книги, которые я прочитал со своими учениками и добился огромных успехов.

Некоторые материалы по математике для дошкольных учреждений, которые стоит приобрести

Нет, детям не нужно много вещей, чтобы изучать математику. На самом деле, возьмите несколько камней и палок, и, вероятно, все готово!

При этом у меня есть несколько любимых материалов по математике. Это предметы, которые мне нравится использовать в классе для разнообразных математических заданий для дошкольников и детсадовцев.

Распечатать задания по математике для дошкольников

У нас есть множество игр и заданий по ранней математике, идеально подходящих для небольших групп и занятий в центре.Я бы посоветовал вам сначала проверить набор рулонов и цветов, особенно если вам нужен математический ресурс, который подходит для различных тем и праздников.


В наборе рулонов и цветов есть 11 наборов математических игр, которые подойдут для детей разного уровня подготовки в классах для детей младшего возраста.

Этот набор включает рулет и цвет «Осенняя тыква», рулет и цвет «Осенние яблоки», рулет и цвет «Снова в школу», рулет и цвет «Летняя рыба», рулет и цвет «Весенний цветок», рулет и цвет «Пасхальное яйцо», «Св.Свиток и раскраска ко Дню Святого Патрика, Свиток и раскрашивание сердечек, Свиток и раскрашивание рождественской елки, Свиток и раскрашивание осенних листьев и Рулет и раскраска из индейки.

В каждый комплект входит до 9 конфигураций игровых кубов и до 16 игровых ковриков. Различные игровые коврики ориентированы на следующие навыки:

  • Подбор цвета
  • Соответствие формы
  • Сопоставление наборов с числами (0-5)
  • Наборы к номерам (5-10)
  • Соответствующие числа (0-5)
  • Соответствующие номера (6-10)
  • Еще один (0-5)
  • Еще один (5-10)
  • На один меньше (5–10)
  • Дополнительные факты (0-5)
  • Факты о парном разряде (0-5)
  • Факты о двойниках (5-10)
  • Факты о писательских двойниках (0-10)
  • цветных слов
  • Числовые слова (0-5)
  • Числовые слова (5-10)

Твоя очередь

Хорошо, теперь, когда я говорил (и говорил, и говорил!) О математических упражнениях для дошкольников, настала ваша очередь.Какие из ваших любимых идей и уроков по ранней математике? Обязательно зайдите на страницу Fun-A-Day в Facebook и дайте мне знать.

.

заданий по математике для детей — от дошкольного до 5-го класса

Когда дело доходит до математики, очень важен хороший фундамент. Благодаря нашим увлекательным занятиям по математике для детей числа становятся друзьями, и базовая основа для изучения предмета закладывается в раннем возрасте. Различные математические упражнения для детей разных возрастных групп могут быть эффективными в обучении их основным, но важным математическим понятиям.

Вот несколько интересных заданий по математике для разных классов, которые родители и учителя могут использовать, чтобы сделать математику очень интересной!

Задания по математике для дошкольных учреждений — 5 класс

Насколько полезны математические занятия

Программа JumpStart по математике для детей помогает родителям и учителям оценить, насколько дети понимают различные концепции и могут их применять.В отличие от «упражнений по математике» и других традиционных методик в классе, математические упражнения делают решение задач менее сложной задачей и более сложной задачей для детей. Они также являются отличным способом дать ребенку столь необходимую дополнительную математическую практику.

Математические задания для дошкольников

Используйте дошкольные задания по математике и задания, чтобы познакомить вашего дошкольника с числами. Они помогают детям распознавать числа и развивать основы математики. Это также поможет вашему дошкольнику лучше понять измерения, соотношения и другие фундаментальные математические концепции.

Занятия по математике в детском саду

Обучайте своего детского сада базовым математическим принципам с помощью наших простых идей математических заданий для детского сада. С этими простыми заданиями для детского сада всегда будет весело заниматься математикой!

Также смотрите наш список из рабочих листов по математике для детских садов . Выберите из нашего широкого диапазона и познакомьте их с числами, чтобы они научились считать более уверенно.

Занятия по математике для детей

Поскольку математика используется в нашей повседневной жизни, в математических упражнениях JumpStart используются повседневные примеры, чтобы научить детей простым вычислениям, которые помогают им лучше понимать и запоминать концепции.

Важно убедиться, что дети в совершенстве знают основы математики, прежде чем они перейдут к углубленным математическим концепциям. Наши печатные математические листы для детей служат двойной цели — они делают занятия математикой увлекательными и, следовательно, делают ее более частой. Это может быть именно то, что ему нужно, чтобы поднять оценки по математике!

.