Феофан, митрополит Казанский и Татарстанский (Ашурков Иван Андреевич) / Персоналии / Патриархия.ru

Родился 25 мая 1947 г. в г. Дмитриеве Курской обл. в рабочей семье. По окончании средней школы служил в рядах Советской армии.

В 1969-1970 гг. нес послушание у епископа Смоленского и Вяземского Гедеона.

В 1970 г. поступил во второй класс Московской духовной семинарии, которую окончил в 1972 г. и был зачислен в Московскую духовную академию.

В 1973 г. принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры.

19 декабря 1973 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с именем Феофан в честь прп. Феофана исповедника.

14 января 1974 г. архиепископом Сергием (Голубцовым) рукоположен в сан иеродиакона.

В 1976 г. в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием в кафедральном соборе г. Тулы рукоположен в сан иеромонаха.

В 1976 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, присвоенной за кандидатскую работу «Догматическое учение Василия Великого», и был зачислен в аспирантуру при МДА.

В 1977 г. определением Священного Синода направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме, где нес послушание до 1982 г.

В 1982-1984 гг. пребывал в братстве Троице-Сергиевой лавры. В 1984-1987 гг. нес послушание секретаря экзархата Центральной и Южной Америки. В 1987-1989 гг. нес послушание в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата. В 1989-1993 гг. — экзарх Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всей Африки. В 1993-1999 гг. — заместитель председателя ОВЦС МП. С 28 декабря 1999 г. до 8 октября 2000 г. — представитель Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока.

В 1979 г. в праздник Успения Божией Матери возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями.

В 1985 г., в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, возведен в сан архимандрита.

Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 7 октября 2000 г. назначен на Магаданскую и Синегорскую кафедру.

Наречен во епископа 25 ноября 2000 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Данилова монастыря в Москве. Хиротонисан 26 ноября за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. Богослужения совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель ОВЦС МП, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, Тверской и Кашинский Виктор, епископы Бронницкий Тихон, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

7 мая 2003 г. назначен на Ставропольскую и Владикавказскую кафедру.

25 февраля 2008 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 6 октября 2010 г. назначен ректором Владикавказского духовного училища (журнал № 106).

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 12) назначен на Челябинскую и Златоустовскую кафедру.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 63) назначен главой новообразованной Челябинской митрополии и временным управляющим Троицкой епархией.

С июля 2012 г. по март 2014 г. — временный управляющий Троицкой епархией.

1 августа 2012 г. возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (журнал № 34) назначен Преосвященным Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии.

Решением Священного Синода от 13 июля 2015 г. (журнал № 44) назначен Преосвященным Казанским и Татарстанским, главой Татарстанской митрополии.

Решением Священного Синода от 4 апреля 2019 г. (журнал № 24) поручено временное управление Чистопольской епархией.

ФЕОФАН (АШУРКОВ) — Древо

Митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан (Ашурков)

Феофан (Ашурков) (род. 1947), митрополит Казанский и Татарстанский, глава Татарстанской митрополии, ректор Казанской духовной семинарии

В миру Ашурков Иван Андреевич, родился 21 мая [1] 1947 года в городе Дмитриеве Курской области в рабочей семье.

По окончании средней школы служил в рядах Советской Армии. В 1969-1970 годах нёс послушание у епископа Смоленского и Вяземского Гедеона.

В 1970 году поступил во второй класс Московской духовной семинарии, которую окончил в 1972 году и был зачислен в Московскую духовную академию.

В 1973 году был принят послушником в братство Троице-Сергиевой Лавры.

19 декабря 1973 года был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Феофана исповедника. Постриг совершен наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым).

14 января 1974 года рукоположен в сан иеродиакона архиепископом Сергием (Голубцовым).

7 апреля 1976 года рукоположен в сан иеромонаха митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием в кафедральном соборе города Тулы.

В 1976 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, присвоенной за кандидатскую работу «Догматическое учение Василия Великого«, и был зачислен в аспирантуру при Московской духовной академии.

22 июля 1977 года назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

28 августа 1979 года возведён в сан игумена с возложением наперсного креста с украшениями.

16 июля 1982 года освобождён от обязанностей члена Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

С 1982 по 1984 год пребывал в братстве Троице-Сергиевой Лавры.

6 сентября 1984 года направлен для пастырского служения в Экзархат Центральной и Южной Америки в Аргентину.

23 марта 1987 года освобождён от пастырского послушания в Аргентине.

В 1985 году возведён в сан архимандрита.

С 1987 по 1989 год нёс послушание в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата.

6 июля 1989 года назначен экзархом Патриарха Московского при патриархе Александрийском.

Во время вооруженного противостояния между двумя ветвями власти в октябре 1993 года в Москве активно участвовал в переговорах конфликтующих сторон. Неоднократно лично проводил переговоры в осаждённом «Белом доме» с вице-президентом Российской Федерации Александром Владимировичем Руцким, председателем Верховного Совета Российской Федерации Русланом Имрановичем Хасбулатовым и другими участниками конфликта.

1 ноября 1993 года назначен заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, с освобождением от должности Экзарха Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки.

28 декабря 1999 года назначен представителем патриарха Московского при патриархе Антиохийском и всего Востока, с освобождением от должности заместителя Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

7 октября 2000 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Магаданским и Синегорским.

25 ноября был наречен, а 26 ноября — хиротонисан во епископа Магаданского и Синегорского. Хиротонию в Богоявленском кафедральном соборе в Москве возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ему сослужили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), Солнечногорский Сергий (Фомин); архиепископы Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон (Долганов), Тверской и Кашинский Виктор (Олейник), Бронницкий Тихон (Емельянов); епископы Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), Красногорский Савва (Волков).

Перед самым началом войны в Ираке возглавлял делегацию Русской Православной Церкви, направлявшуюся спецрейсом в Ирак с миротворческой миссией в составе российской делегации, где были также и мусульмане.

Архиепископ Феофан (Ашурков)

7 мая 2003 года назначен епископом Ставропольским и Владикавказским.

30 июля того же года назначен ректором Ставропольской духовной семинарии.

25 февраля 2008 года возведён в сан архиепископа [2].

6 октября 2010 года назначен ректором Владикавказского духовного училища [3].

22 марта 2011 года переведен на Челябинскую кафедру, с выражением благодарности за многие труды по укреплению церковной жизни на Северном Кавказе. 30 мая того же года был освобожден от ректорства в Ставропольской духовной семинарии.

26 июля 2012 года назначен главой новообразованной Челябинской митрополии и временно управляющим Троицкой епархией [4].

1 августа 2012 года возведен в сан митрополита [5].

30 мая 2014 года был переведён на Симбирскую кафедру с возглавлением Симбирской митрополии [6].

13 июля 2015 года перемещён митрополитом Казанским, главой Татарстанской митрополии [7].

22 октября 2015 года назначен ректором Казанской духовной семинарии [8].

С 4 апреля по 7 июля 2019 года ему также было вверено временное управление Чистопольской епархией [9].

Награды

Церковные:

Светские:

  • государственные ордена России дружбы народов; «За заслуги перед отечеством» 4-й степени (2007, от президента России Владимира Путина)
  • медаль государственного ордена «За заслуги перед отечеством»
  • Благодарность Президента Российской Федерации

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Русской Православной Церкви:
  • Страница официального сайта Челябинской епархии:
  • Страница сайта Русское православие:
  • Журналы заседания Священного Синода от 22 марта 2011 года:


[1]  По другим сведениям — 25 мая. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2534

[2]  В День тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия ряд архиереев Русской Православной Церкви удостоились церковных наград, официальный сайт Русской Православной Церкви, 25 февраля 2008 года: http://www.patriarchia.ru/db/text/369177.html

[3]  Журнал № 106, журналы заседания Священного Синода от 6 октября 2010 года: http://www.patriarchia.ru/db/text/1292007.html

[4]  Журнал №63, журналы заседания Священного Синода от 26 июля 2012 года: http://www.patriarchia.ru/db/text/2367549.html

[5]  В день памяти преподобного Серафима Саровского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Серафимо-Дивеевском монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Питирима (Творогова) во епископа Душанбинского и Таджикистанского, официальный сайт Русской Православной Церкви, 1 августа 2012 года: http://patriarchia.ru/db/text/2379632.html

[6]  Журнал № 34, Журналы заседания Священного Синода от 30 мая 2014 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/3664563.html

[7]  Журнал № 42, журналы заседания Священного Синода от 13 июля 2015 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4158601.html

[8]  Назначены и утверждены ректоры 33-х духовных школ Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата — http://www.patriarchia.ru/db/text/4251033.html

[9]  «ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 4 апреля 2019 года», официальный сайт Русской Православной Церкви, 4 апреля 2019, http://www.patriarchia.ru/db/text/5404829.html

[10]  Святейший Патриарх Кирилл удостоил ряд архиереев, отмечающих юбилейные даты, высоких церковных наград, официальный сайт Русской Православной Церкви, 18 июля 2012 года: http://www.patriarchia.ru/db/text/2351737.html

Правящий архиерей

Родился 25 мая 1947 г. в г. Дмитриеве Курской обл. в рабочей семье. По окончании средней школы служил в рядах Советской армии.

В 1969-1970 гг. нес послушание у епископа Смоленского и Вяземского Гедеона.

В 1970 г. поступил во второй класс Московской духовной семинарии, которую окончил в 1972 г. и был зачислен в Московскую духовную академию.

В 1973 г. принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры.

19 декабря 1973 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с именем Феофан в честь прп. Феофана исповедника.

14 января 1974 г. архиепископом Сергием (Голубцовым) рукоположен в сан иеродиакона.

В 1976 г. в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием в кафедральном соборе г. Тулы рукоположен в сан иеромонаха.

В 1976 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, присвоенной за кандидатскую работу «Догматическое учение Василия Великого», и был зачислен в аспирантуру при МДА.

В 1977 г. определением Священного Синода направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме, где нес послушание до 1982 г.

В 1982-1984 гг. пребывал в братстве Троице-Сергиевой лавры. В 1984-1987 гг. нес послушание секретаря экзархата Центральной и Южной Америки. В 1987-1989 гг. нес послушание в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата. В 1989-1993 гг. — экзарх Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всей Африки. В 1993-1999 гг. — заместитель председателя ОВЦС МП. С 28 декабря 1999 г. до 8 октября 2000 г. — представитель Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока.

В 1979 г. в праздник Успения Божией Матери возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями.

В 1985 г., в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, возведен в сан архимандрита.

Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 7 октября 2000 г. назначен на Магаданскую и Синегорскую кафедру.

Наречен во епископа 25 ноября 2000 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Данилова монастыря в Москве. Хиротонисан 26 ноября за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. Богослужения совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель ОВЦС МП, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, Тверской и Кашинский Виктор, епископы Бронницкий Тихон, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

7 мая 2003 г. назначен на Ставропольскую и Владикавказскую кафедру.

25 февраля 2008 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 6 октября 2010 г. назначен ректором Владикавказского духовного училища (журнал № 106).

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 12) назначен на Челябинскую и Златоустовскую кафедру.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 63) назначен главой новообразованной Челябинской митрополии и временным управляющим Троицкой епархией.

С июля 2012 г. по март 2014 г. — временный управляющий Троицкой епархией.

1 августа 2012 г. возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (журнал № 34) назначен Преосвященным Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии.

Решением Священного Синода от 13 июля 2015 г. (журнал № 44) назначен Преосвященным Казанским и Татарстанским, главой Татарстанской митрополии.

Mитрополит Казанский и Татарстанский Феофан

Родился 25 мая 1947 г. в г. Дмитриеве Курской обл. в рабочей семье. По окончании средней школы служил в рядах Советской армии.

В 1969-1970 гг. нес послушание у епископа Смоленского и Вяземского Гедеона.

В 1970 г. поступил во второй класс Московской духовной семинарии, которую окончил в 1972 г. и был зачислен в Московскую духовную академию.

В 1973 г. принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры.

19 декабря 1973 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с именем Феофан в честь прп. Феофана исповедника.

14 января 1974 г. архиепископом Сергием (Голубцовым) рукоположен в сан иеродиакона.

В 1976 г. в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием в кафедральном соборе г. Тулы рукоположен в сан иеромонаха.

В 1976 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, присвоенной за кандидатскую работу «Догматическое учение Василия Великого», и был зачислен в аспирантуру при МДА.

В 1977 г. определением Священного Синода направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме, где нес послушание до 1982 г.

В 1982-1984 гг. пребывал в братстве Троице-Сергиевой лавры. В 1984-1987 гг. нес послушание секретаря экзархата Центральной и Южной Америки. В 1987-1989 гг. нес послушание в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата. В 1989-1993 гг. — экзарх Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всей Африки. В 1993-1999 гг. — заместитель председателя ОВЦС МП. С 28 декабря 1999 г. до 8 октября 2000 г. — представитель Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока.

В 1979 г. в праздник Успения Божией Матери возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями.

В 1985 г., в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, возведен в сан архимандрита.

Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 7 октября 2000 г. назначен на Магаданскую и Синегорскую кафедру.

Наречен во епископа 25 ноября 2000 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Данилова монастыря в Москве. Хиротонисан 26 ноября за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. Богослужения совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель ОВЦС МП, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, Тверской и Кашинский Виктор, епископы Бронницкий Тихон, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

7 мая 2003 г. назначен на Ставропольскую и Владикавказскую кафедру.

25 февраля 2008 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 6 октября 2010 г. назначен ректором Владикавказского духовного училища (журнал № 106).

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 12) назначен на Челябинскую и Златоустовскую кафедру.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 63) назначен главой новообразованной Челябинской митрополии и временным управляющим Троицкой епархией.

С июля 2012 г. по март 2014 г. — временный управляющий Троицкой епархией.

1 августа 2012 г. возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (журнал № 34) назначен Преосвященным Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии.

Решением Священного Синода от 13 июля 2015 г. (журнал № 44) назначен Преосвященным Казанским и Татарстанским, главой Татарстанской митрополии.

Феофан (Ашурков) Википедия

Митрополит Феофан
Архиепископ Феофан в Алагире, июль 2009 г.
68-й Митрополит Казанский и Татарстанский
c 13 июля 2015 года
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Анастасий (Меткин)
25-й Митрополит Симбирский и Новоспасский
30 мая 2014 — 13 июля 2015
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Прокл (Хазов),
Зиновий (Корзинкин) (в/у)
Преемник Анастасий (Меткин)
13-й Митрополит Челябинский и Златоустовский
до 1 августа 2012 года — архиепископ
22 марта 2011 — 30 мая 2014
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Иов (Тывонюк)
Преемник Ниим (Чибисов)
26-й Архиепископ Ставропольский и Владикавказский
до 25 февраля 2008 года — епископ
7 мая 2003 — 22 марта 2011
Предшественник Гедеон (Докукин)
Преемник Кирилл (Покровский)
5-й Епископ Магаданский и Синегорский
26 ноября 2000 — 7 мая 2003
Избрание 7 октября 2000 года
Предшественник Анатолий (Аксенов)
Преемник Гурий (Шалимов)
Заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата
1993 год — 1999 год
Экзарх патриарха Московского при патриархе Александрийском
1989 год — 1993 год

Имя при рождении Иван Андреевич Ашурков

Митрополит Феофан (Ашурков), глава Татарстанской митрополии Митрополит Казанский и Татарстанский

Должность:
глава Татарстанской митрополии Митрополит Казанский и Татарстанский
Дата и место рождения:
21 Мая 1947 / г. Дмитриев Курской обл.
Образование:
Московская духовная семинария (1972), Московская духовная академия, степень кандидата богословия (1976)

Этапы карьеры:

1973–1977 — послушник в братстве Троице-Сергиевой лавры, в декабре 1973 г. пострижен в монашество.
1977–1982 — послушник Русской духовной миссии в Иерусалиме.
1982–1984 — пребывал в братстве Троице-Сергиевой лавры.
1984–1987 — нес послушание секретаря экзархата Центральной и Южной Америки.
1987–1989 — нес послушание в отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата.
1989–1993 — экзарх Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всей Африки.
1993–1999 — заместитель председателя ОВЦС МП.
1999–2000 — представитель Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока.
2003–2012 — предстоятель Ставропольской и Владикавказской кафедр.
2010–2011 — ректор Владикавказского духовного училища.
2011–2012 — предстоятель Челябинской и Златоустовской кафедр.
2012 — глава новообразованной Челябинской митрополии и временный управляющий Троицкой епархией.
2012–2014 — временный управляющий Троицкой епархией.
2014–2015 — глава Симбирской митрополии, Преосвященный Симбирский и Новоспасский.
С 2015 г. — глава Татарстанской митрополии, Преосвященный Казанский и Татарстанский.
С 2015 г. — ректор Казанской православной духовной семинарии.

Награды и звания:

Награжден церковными орденами прп. Сергия Радонежского третьей степени (1985), св. блгв. кн. Даниила Московского второй степени (1995), светской медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» (1997), свт. Иннокентия Московского второй степени (2006), прп. Серафима Саровского второй степени (2012), свт. Иннокентия Московского первой степени (2017), наградами Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской православных церквей, орденами Дружбы (2000 г.), «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени (2007), «За заслуги перед Отечеством» третьей степени (2017), медалью «100 лет образования ТАССР» (2019).

Координаты:
420036, РТ, г. Казань, ул. Карла Маркса, 9/15
Телефон:
(843) 292-01-84
Факс:
(843) 571-14-70
E-mail:
[email protected]

Архиерей

Митрополит Феофан (Ашурков) 13 июля 2015 года решением Священного Синода был назначен главой митрополии Казанской и Татарстанской. Таким образом, в этом году 13 июля исполнилось ровно пять лет его служения на Казанской кафедре, и подведение неких итогов этого служения представляется весьма логичным.

Правда, верующему мирянину писать свои суждения о священноначалии вообще как-то не принято. Но поскольку я не только мирянин, а в своей общественной деятельности соприкасаюсь со многими сложными вопросами социального служения церкви и её взаимодействия со светской властью, думаю, следует дерзнуть. Максимально отстранясь от всех человеческих ситуаций и воздерживаясь от оценочных суждений. С Богом!

В конце концов, с одной стороны, вряд ли ещё кто-то «изнутри» митрополии Казанской и Татарстанской возьмётся что-либо кроме ненужных восхвалений написать о пятилетнем служении владыки Феофана в нашем крае. А с другой стороны, я не напишу тут ничего особенно нового, зато самому владыке это может оказаться полезным в дальнейшем его служении.

Нужно сказать, что наша митрополия – участок, ох, какой непростой. Исторически последнее столетие перед революцией здесь, конечно, доминировало русское православие, а к русским примыкали и другие православные по преимуществу народы Поволжья – чуваши, марийцы, мордва, удмурты, и конечно, кряшены, которые стоят на острие русско-татарского и православно-исламского комка взаимодействия. Однако с начала эпохи возрождения религиозного сознания конца 80-х годов прошлого века в силу одновременного возрождения самосознания нерусских народов бывшего СССР и их этнической мобилизации, Татария стала больше татарской, мусульманской. Здесь сформировалась практически моноэтническая татарская власть, конечно, стали повсюду стремительно возводиться мечети. Даже в казанский кремль – памятник чисто русского православного зодчества, возведённый постником Яковом и Иваном Ширяем – теми самыми создателями Храма Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве, умудрились огромную мечеть воткнуть. Бетонный новодел посреди исторического памятника XVI в. в «лихих девяностых» строили турки. Доходило до того, что региональный правитель во время заграничных поездок по странам Ближнего Востока мог позволить себе совершенно безнаказанно назвать наш регион России мусульманской республикой, а в детские учреждения без согласования с родителями закупалось халяльное питание. Вообще, ещё в 2014 году зафиксировано, что в Республике Татарстан действует уже 1524 мечети (в основном построенных как раз за последние десятилетия) и только 331 православная церковь, включая часовни, молельные дома и молитвенные помещения. При этом сотни некогда великолепных церквей, построенных ещё при царской России, стоят здесь заброшенные, в мерзости запустения, руинируются. Кстати, в том же источнике 2014 года приводятся данные буквально о жульничестве региональных властей, которые к цифре 331 то припишут храмы других христианских конфессий вплоть до сектантов, то вообще – те самые заброшенные и руинирующиеся церкви – позор нынешних региональных правителей.

Исламизация республики была доведена до разрастания в регионе радикально-террористического уровня. Дело дошло до многочисленных поджогов и осквернения православных церквей и даже перестрелок ваххабитов с сотрудниками ФСБ в городских жилых домах. Среди наших героев были раненые и убитые «Полиция и ФСБ вступили в перестрелку с боевиками вКазани» – писали СМИ. Ничего так – в самом центре России?!

Можно перечислять и другие многочисленные перекосы в регионе в области религии, но и так ясно, что исправлять их кому-то и когда-то придётся. И очень много, конечно, тут зависит от позиции митрополита. Прежний владыка Анастасий явно не годился на эту миссию. Он – человек к инородческой и иноверческой правящей региональной власти весьма услужливый, тем более, не просто целиком от неё зависимый, а, как говорят в таких случаях, «на крючке» у неё. Сейчас уже редко кто не знает о его нетрадиционной ориентации, также было известно о его тесном сотрудничестве со спецслужбами ещё в советское время, когда они определённым образом добывали информацию о диссидентах и прочих свободолюбивых и «неблагонадёжных» элементах, в том числе и в церковной и околоцерковной среде. Поэтому прежнего владыку и не трогали. У него даже был «свой» банк «Заречье», руководство которого, кстати, относительно много делало в плане восстановления церквей и монастырей и строительства новых храмов. Но всё это строительство и восстановление принципиальной картины не меняло. Поэтому когда в митрополию был назначен новый архиерей, все логично ждали серьёзных перемен, ряд СМИ прямо указывали, ссылаясь на Московскую патриархию, что данное назначение послужит «усилению церковного присутствия» в Татарстане.

А я всегда говорил, что нашему «особому» региону в качестве православного архипастыря нужен настоящий воин Христов. Вот, и забрезжили надежды!

Владыка Феофан к моменту своего назначения в Казань, во-первых уже был известен как «строитель». Во-вторых, как человек, имеющий богатый опыт работы в преимущественно иноверческой среде, конкретно, среди мусульман, включая горячие точки и Сирию. В-третьих, и это, наверное, самое важное, он был известен как человек независимый, умеющий выстраивать самостоятельную линию взаимоотношений со светской властью. И в целом, даже среди равночинных архиереев, это – личность выдающегося масштаба.

В общем, оснований ожидать серьёзных перемен к лучшему для православия в Татарии с приходом владыки Феофана в Казань на митрополичью кафедру было более чем достаточно, и они сразу начали подтверждаться.

И первые же дни своего служения новый владыка буквально взорвал информационное пространство многими заявлениями. В частности, когда он назвал Казань русской землёй уже через несколько дней по прибытии, на проповеди в главный для многих казанцев православный праздник – День Казанской иконы Божьей матери. Это выглядело как величайший прорыв и вызвало огромное воодушевление в православном народе Казанского края. Местное «министерство правды» – холдинг «Татмедиа» – просто не знало, что с этим делать, но слова, произнесённые владыкой Феофаном на многотысячном крестном ходе, и так мгновенно разлетелись, и не было только массового братания православных, такое воодушевление люди ещё боялись выражать слишком явно.

Следом он сделал ряд заявлений, касающихся православных объектов Казанского кремля. И это тоже весьма символично и удивительно. Ведь, как известно, несколько церквей там стоят вовсе без крестов, а в Дворцовой (Введенской) церкви демонстративно располагается «Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан», а в алтаре – трон с чучелом татарского хана! А ещё – комплекс Спасо-Преображенского монастыря со святым кладбищем, закатанным сейчас в брусчатку, которую топчут туристы и зеваки. В Благовещенском соборе, восстановлением которого на каждом углу хвалился первый президент республики Минтимер Шаймиев, до владыки Феофана служили только несколько раз в году, а о воссоздании его колокольни вовсе «забыли». Новый владыка даже замахнулся на здание Архиерейской резиденции в Кремле, где до революции постоянно жили и работали казанские архиереи. Справа от неё находится и бывшая Консистория (епархиальное управление), где к нашему времени располагался Департамент внутренней политики аппарата президента РТ, как раз и управляющий всеми религиозными вопросами в регионе. Даже холодело на душе от таких перспектив. «Вот это архипастырь! Пусть теперь знают, кто прибыл и предоставят достойное место!» – неслось по рядам верующих православных, давно наблюдающих с тоской, переходящей в уныние, как русский православный Казанский Кремль постепенно занимают и хозяйничают там «новые владельцы». Эти намерения подтвердило выступление владыки Феофана на форуме ЮНЕСКО в Париже в начале 2016 года.

Впечатляли и перспективы возрождения Казанской духовной академии, о которых говорилось уже не раз и владыка Феофан сразу заявил по прибытии в Казань. Если бы удалось вернуть под эти цели историческое здание в самом центре Казани, которое занимала городская больница № 6, построив под неё новые современные помещения – это был бы настоящий прорыв православия в масштабах страны и крупнейшая личная победа митрополита на уровне патриархии!

Обещал владыка Феофан и «Основы православной культуры» ввести (наш регион единственный в России, где этот предмет административно исключён в школах). Обещал и вплотную заняться восстановлением очень символического Храма-памятника православным воинам, погибшим при взятии Казани и присоединении Казанского ханства к России в 1552 г. Иоанном IV Грозным.

Отчасти я отразил своё видение ситуации о первых шагах владыки Феофана в своих публикациях Закаты и восходы митрополии Казанской и Татарстанской и На приёме у митрополита Феофана (Ашуркова).

Но я сразу ещё в этой первой публикации не уповал, как иные, на «чудо» в связи с приходом нового и совсем иного уровня владыки. Да и есть у нас проверенная тысячелетней практикой поговорка «чудес не бывает».

Правда, почти чудом возник и теперь реализован прекрасный проект – воссоздание исторического Собора в честь Казанской иконы Божьей матери на территории Казанского Богородицкого монастыря. На летнюю Казанскую 21 июля 2016 г. впервые в Казань приезжал патриарх Кирилл! Им, вместе со спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным, представителем Президента в ПФО Михаилом Бабичем и местными руководителями, была заложена золотая капсула с посланием потомкам, а камень в основание фундамента собора, заложил поверх капсулы владыка Феофан! Это поистине историческое событие, и если бы годом ранее сюда на служение не был бы поставлен митрополитом Казанским и Татарстанским владыка Феофан – не известно, возможно ли было бы такое!

И сейчас громадный собор Казанской иконы Божьей матери – точная историческая копия разрушенного при большевиках – уже стоит, великолепен! И вот-вот его откроют для верующих и туристов.

Поистине – чудо. Но на этом чудеса здесь, в Казанском крае, что касается православия, пожалуй, и закончились.

Более того, этим чудом не только удачно «отчитываются» сильные мира сего, «симметрично» возведя в г. Болгар исламскую академию. Этот последний факт отнюдь не плох, но теперь вопрос дальнейшей помощи региональной власти церкви и лично владыке Феофану (его приоритетным проектам), по всей видимости, закрыт и надолго.

Так, читая недавнее обширное интервью, данное владыкой известному изданию «БИЗНЕС Онлайн» в отрезке, касающемся православной академии, мы читаем, что не только перспективы её создания сейчас весьма туманны, но уже и вопрос исторического здания в центре города – закрыт навеки. Владыка Феофан даже назвал это место «злачным», что не совсем соответствует действительности, но ситуационно вполне понятно. Речь теперь ведётся о территориях на задворках города, да ещё в стиле «Думаю, найдем компромисс с властями по поводу здания для академии» и «Во всем нужен разумный подход». Такая риторика явно свидетельствует о том, что дела совсем плохи. И при такой ситуации какие уж там теперь объекты на территории Казанского кремля?!

Принципиально ситуация с оказанием помощи Церкви властями не поменялась, и «своего» банка-спонсора у нынешнего нашего владыки так и нет. А что говорить про районы республики, где царит банальный азиатский феодализм? Я об отсутствии взаимодействия глав с приходами и настоятелями как о системной проблеме писал региональному руководству – и частными письмами и публично, последний раз коллективно, вместе с мусульманами. Безполезно, аппарат президента Республики Татарстан обращения граждан и организаций вообще игнорирует. По этой причине невнимания к нуждам церкви глава района, татарин, может себе позволить вызвать «на ковёр» русских батюшек, которые своим ходом через десятки километров добираются, да провести «совещание» ни о чём за 30-40 минут, и отпустить их, обескураженных «с миром». Разумеется, отчитавшись потом перед руководством республики, о том, как он неустанно взаимодействует с представителями традиционных конфессий. Речь конкретно о главе Высокогорского района Рустаме Галиулловиче Калимуллине – том самом, который печально прославился тем, что в своё время установил в столице своего района новогоднюю детскую ёлку с… исламским полумесяцем на вершине. Уж тоже больше 5 лет прошло со времени того скандала, а «Васька слушает да ест». В том же своём родном тёплом кресле, как прирос. И, кстати, это в Высокогорском районе позором стоят десятки разрушенных церквей. А ему хоть бы что, но ведь с него, нерадивого, никто и не спрашивает!

А другой совершенно дикий случай произошёл уже как раз в почти сплошь русском Лаишевском районе Республики Татарстан. Там в кряшенском селе Ташкирмень как раз незадолго до приезда Патриарха Кирилла на освящение в Казани начала воссоздания исторического Казанского собора, того самого чуда, в ночь после праздника Петра и Павла с 12 на 13 июля 2016 г. был снесён шестиметровый поклонный крест художественной отливки и ковки! Указание о сносе святыни давал как раз местный феодал, депутат-единоросс, пресса об этом очень много писала, но только местная, но дело не в этом.

Дело в том, что когда владыка Феофан узнал о событии, он без лишних эмоций сказал, что крест восстановят и даже, что договорится и с главой администрации района и сам лично приедет освятить крест, попутно «на всякий случай» устроив батюшке, попросту говоря, обструкцию. Напуганный владыкой батюшка молчал, как рыба, хотя мог разразиться праведным гневом, и его поддержали бы все, даже преступные авторитеты и рыбаки, которых в эти места приезжает за зиму сотни тысяч взрослых мужчин. Владыка не приехал, не освятил. Крест провалялся несколько месяцев в районном СК, потом батюшка почти тайком вывез его обратно, огромный поклонный крест провалялся за алтарём церкви в той самой брошенной всеми кряшенской Ташкирмени, а потом за ним приехал раздражённый бездействием батюшки и митрополии благотворитель, и увёз крест в неизвестном направлении. Длилась вся эта тягомотина больше года. По итогу: дело против феодала-единоросса не возбуждено, Крест не восстановлен. А ещё глава района перешёл править в другой, более престижный район. А что, никто ведь с него не спросит!

 

Спиленный и низвергнутый поклонный крест – на хранении за алтарём Храма святителя Казанского Гурия (село Ташкирмень, Республика Татарстан). Фото автора

Серьёзная проблема для внутренней жизни многих епархий Русской Церкви – немотивированное перемещение любимых народом, хороших батюшек. Зачем это делается, мне непонятно. Чтобы служба мёдом не казалась? Есть эта проблема и у нас.

Вот, к примеру, столица русских песен, знаменитого фестиваля русского фольклора «Каравон» (хоровод со старорусского местного диалекта) Русское Никольское, тот же Лаишевский район. «Каравон» – гордость Общества русской культуры Республики Татарстан, наша победа! Приснопамятный визит митрополита на праздник, краткая, но яркая запоминающаяся речь в отличие от непонятных «гостей» из Крыма, которые ни одного слова не произнесли о России и русском народе (зачем вообще таких сюда зовут?!). Однако, к сожалению, владыка не нашёл времени зайти в храм Николая чудотворца, что находится тут же, буквально в 30 метрах от места его выступления, хотя настоятель и прихожане его очень ждали несколько часов. Но это – ладно, времени, может быть, просто не было, человек-то занятый, сказал речь, и надо бежать по важным делам.

Но зачем-то позднее владыка отлучил от прихода иеромонаха Петра (Рубана) – уважаемого, добросовестного пастыря, которого знала и почитала вся округа. Правда, владыка не раз говорил, что монахи должны служить в монастырях, а не по приходам, но ведь каждому знающему понятно, что этот формально справедливый принцип практически не реализуется, и в митрополии полно несоответствий этому принципу. В любом случае новому молодому настоятелю иерею Ярославу Филиппову, вынужденному перебираться в это село с семьёй пришлось не только с чистого листа обустраиваться, но и налаживать практически приходскую жизнь. Ведь известно, что особенно на селе прихожане очень привязываются к своим батюшкам.

Вообще, владыка Феофан слывёт в митрополии довольно жёстким архиереем. С начала своего назначения в митрополию он сразу заявил, что «батюшки на лексусах» переедут служить в деревенские приходы. Правда потом он это особо не исполнял. Но направление в «деревню» – одна из тем владыки для острастки подчинённого священства. Наверное, это нормальная позиция начальника в отношении подчинённых, приемлемая не только в армии.

Если говорить о нынешней пандемии, то известно, что по всей стране значительная часть мирян и священства не без оснований роптали на запреты посещения храмов во время этого «морового поветрия». В некоторых митрополиях эти запреты попросту игнорировали, где на отдельных приходах, а кое-где, как известно, и на уровне целых митрополий.

Но в нашей митрополии с подачи владыки Феофана – всё в максимальном соответствии с требованиями светских властей, как православная общественность не сопротивлялась. Например, стоит вспомнить обращение Общества русской культуры Республики Татарстан к главе региона Минниханову о недопустимости закрытия храмов на Страстной седмице. Как и говорилось выше, мы никакой реакции из Казанского кремля особо и не ждали. Но одно дело, иноверецы из регионального руководства, а когда родной архиерей выгнал из церкви бабушек в страстной четверг… Эти женщины, «пользуясь служебным положением», т.е. будучи работницами храма, подготовились как положено к причастию, а владыка их выставил, сказав, что и одной уборщицы для наведения порядка после службы достаточно будет. Да и в других храмах прихожанки жаловались, что им приходилось прятаться от грозного владыки и его окружения по свечным лавкам, дабы не оказаться выдворенными из церкви.

Но всё не проконтролируешь. И вот я узнаю, что в одном храме по воскресеньям проводятся Пасхальные крестные ходы. Явился на службу, потом крестный ход, да ещё настоятель благословил наши хоругви со Спасом Нерукотворным и исторический имперский флаг развернуть. Будучи в откровенной эйфории, я коротко включил прямую трансляцию в социальные сети, разумеется, так, чтобы не «засветить» священство и сам храм. Но после понял, что сделал это совершенно напрасно. Понял, что чиновники из аппарата президента вместо того, чтобы заниматься решением реальных проблем, которые перед руководством ставит общество и, в том числе, русская общественность, круглосуточно «под лупой» разглядывают страницы социальных сетей общественных активистов. В общем, несмотря на то, что видео было мною потом удалено, его успели зафиксировать и расшифровать, и тут началось… Настоятелю стали названивать чиновники из АП РТ, а потом выволочку устроил и владыка Феофан.

Тут ситуация, конечно, непростая, поскольку мусульмане ещё раньше православных отказались от посещения мечетей, и, надо сказать, дружно и безропотно исполняли это требование светской власти. Поэтому, наверное, владыка и занял такую жёсткую позицию, не хотел «отставать» от муфтията.

Но вот что многих православных казанцев удивляло в связи с нынешним поветрием, почему было не благословить чисто молитвенное дело?! Есть в нашем крае знаменитая чудотворная икона – Смоленская Седмиезерная Божья Матерь. Она дважды чудесным образом избавляла Казань от жесточайшей эпидемии чумы – в 1654 и 1656 годах. Крестный ход с этой иконой на 9 июля на день Тихвинской иконы Божией матери из Седмиезерного монастыря в Казань был столетиями одним из главных событий православной жизни края. 3 апреля владыка с сопровождением облетели Казань с этой и ещё Казанской иконами, которым читался акафист, и звучали молитвы об избавлении города от пандемии. А вот в исторически обусловленный день 9 июля, почему-то никаких событий, хотя вопрос этот звучал. Кстати, Общество русской культуры совместно со священством в 1996 году возродили этот праздник, но тогда он не прижился, а сейчас – самое время!

Хотя что уж тут возрождать праздник, если принято решение в день обретения Казанской иконы Божией Матери, 21 июля нынче обойтись без крестного хода! Хотя в не менее сложном Екатеринбурге в день памяти царственных мучеников 17 июля крестный ход прошёл. С соблюдением всех предосторожностей, разумеется. А на нашу Казанскую, собирающую десяток тысяч участников – не стали заморачиваться с мерами предосторожности – просто отменили. Не радостная тенденция наметилась последние времена у нас в митрополии – отменять церковные мероприятия, ссылаясь на рекомендации светских служб. Зимой отменили главную крещенскую купель по «рекомендации МЧС», теперь отменили по «рекомендации эпидемиологов».

Конечно, хоть и досадно это всё наблюдать и осознавать, но в большинстве случаев надо, наверное, смиряться и сказать, что владыке виднее. У него ведь своя нагрузка, своё служение, не нашего ума и не нашего уровня ответственности перед людьми и Богом. Но хорошо бы и с народом советоваться. Мы, миряне, всё-таки тоже Церковь…

Не всё из задуманного митрополиту Феофану удалось осуществить, видимо, всё оказалось куда сложнее, как поначалу казалось. В частности, предмет «Основы православной культуры» вопреки его обещаниям по-прежнему нигде в школах республики не преподаётся. Но что самое обидное – нашему митрополиту никак не получается сдвинуть с мёртвой точки одно главное для русского православного человека дело. Это – церковь Нерукотворного образа Христа Спасителя, Храм-памятник православным воинам, павшим в боях при взятии Казани. «Много в Казани святых и славных памятников и среди них первое место принадлежит памятнику, под которым покоится прах русских воинов, убитых при взятии Казани, совершившимся 2-го октября 1552 года» – читаем мы выдержку из Казанского сборника статей архиепископа Никанора (Каменского) за 1909 год. Храм-памятник имеет высокий статус памятника федерального значения, однако никак не обретёт достойного статуса, соответствующего своему сакральному для России значению.

 

Храм-памятник православным воинам, павшим при взятии Казани

Наш уникальный Храм-памятник чудом уцелел в советское время, с 2000 года в течение 10 лет там проводились более-менее регулярные богослужения, теплилась приходская жизнь, из последних собственных сил прихожан и настоятеля протоиерея Фёдора Ситкина велись ремонтно-восстановительные работы. Надежды православных казанцев в отношении Храма-памятника забрезжили в 2005 году во время визита в Казань патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Прихожане и общественность с настоятелем выстроились напротив храма-памятника на пути следования патриаршего эскорта по Кировской дамбе от Казанского Кремля в Успенский Зилантов монастырь с дерзновенными надеждами. Но грянул сплошной стеной ливень, и патриарший эскорт, лишь сбавив скорость, проехал мимо. И так до сих пор. Храм-памятник стоит сиротой посреди реки Казанки в самом центре города напротив кремля, всеми брошенный. Регулярные богослужения уже не ведутся десять лет, последний год прихожане и общественность уже стали приходить и молиться самочинно, но то дамбу затопит, то, вот, теперь, запреты…

Когда владыке Феофану на его первой пресс-конференции задали вопрос о Храме-памятнике, он заверил, что будет заботиться о нём. Шло время. Но по-прежнему, то какие-то мутные тендеры проводятся по «восстановлению», а уже потом – по «проектированию восстановления», то товарищи из Средней Азии там бойко трудятся – явно отнюдь не специалисты по православной архитектуре, объект ведь крайне не простой… То татарские националисты требуют снести Храм-памятник, то испишут его колонны и стены красной краской надписями, как бы помягче, не подобающего объекту значения. Были и осквернения с ограблениями, а в канун летней Универсиады в мае 2013 года – вообще закладка самодельного взрывного устройства здесь была обнаружена.

Такая, вот, непростая церковь, и подход к делу её восстановления и налаживания приходской жизни, должен быть соответствующим.

Надо, конечно, признать, что вся эта тягомотина длится со времён ещё до приезда в Казань владыки Феофана.

Но, вдруг, о, чудо! В символический день Святой Троицы 23 мая 2018 г. Храм-памятник самолично посетил президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов (разумеется, со всей свитой) вместе с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном! Работы возобновятся! Об этом событии было много написано, однако, к сожалению, по прошествии двух лет ничего не изменилось, – Храм-памятник и сейчас совершенно запущен и всеми брошен.

В марте 2019 года Казань по приглашению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана посетил главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», Анатолий Дмитриевич Степанов, по результатам своей поездки Казань опубликовавший статью «Возрождается православная Казань», в которой был упомянут и Храм-памятник. Но уже в августе того же года на этом же ресурсе выходит моя статья «Татарская хитрость?», в которой подробно разбиралась схема «взаимодействия» региональных чиновников Республики Татарстан и их всемогущего информационного столпа «Татмедиа» с церковью…

Конечно, восстановление сотен некогда великолепных, а сейчас разрушающихся церквей, построенных в Казанской губернии в эпоху высокой духовности богатых русских людей, пока задача не реальная. Но восстановление Храма-памятника воинам, погибшим в боях, по сути обеспечившим формирование России как безкрайней империи русского и других народов, ставших благими соработниками и соседями на Богом данной земле – задача вполне посильная. И, хочется надеяться, что ещё во время правления митрополией владыки Феофана грянет пушка у казанского Храма-памятника православным воинам в полдень, как было при царях!

В заключение хотелось бы отметить, что главное достоинство нашего митрополита, несмотря на его видимый пиетет к нынешней региональной власти, его фактическая, а главное твёрдая НЕЗАВИСИМОСТЬ. И это даёт надежду не только на видимые и материальные изменения, но и на символические. Например, что режущее русское ухо слово «Татарстанская» уйдёт из названия нашей митрополии, и она снова будет называться Митрополия Казанская и Свияжская. Тем паче, наш Свияжск – отдельная русская православная история, тоже сакральная для всей России.

Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отдела «Русского Собрания», доцент Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры

 

В столице Татарстана начались работы по реконструкции Собора Казанской иконы Божией Матери.
Новости

Государство
Советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев и глава Татарстана
Архиепископия посетил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.
Собор Казанской иконы Божией Матери. На встрече присутствовал Мэр Казани.
Ильсур Метшин.

На сегодняшний день
Работы по реконструкции собора ведутся на площади 2 кв.5
тысяч квадратных метров и связано с началом исследования
процесс. По словам директора Института Академии наук Татарстана
археологии Айрат Ситдиков, сейчас идет расчистка пластов, образованных
в результате взрыва в 1931 году, когда храм был разрушен. «После того
начнутся фундаментальные исследования. Вместе с археологами, архитекторами и
реставраторам процесс очистки ограждающих конструкций проводится с целью
определить состояние уцелевшего объекта.Дополнительные исследования будут
проводится позже для определения параметров работы, которая будет проводиться
реконструкции », — сказал А.Ситдиков.

Минтимер
Шаймиев сказал, что в диалоге с епископом Феофаном взаимопонимание о
все принципиальные вопросы обнаружены. «У нас много работы, чтобы раскрыть
и исправим все очень тщательно. Идея заключалась в том, чтобы восстановить то, что осталось от
собор: фундамент главного храма и пещерный храм, и оставить
открытые или под стеклом, построили новый храм поблизости.Но мы решили, что хотя
мы теряем время и стоимость работы, но при малейшем
возможность сохранить все, это необходимо сделать. Есть желание сохранить
все под общей плитой, которая будет нести груз. Есть такая технология », —
— сказал госсоветник.

Как встреча
Также было сказано, что храм, который когда-то был холодным, будет воссоздан с теплом, чтобы жители города могли прийти в
в любое время года.

«Я
думаю, что для меня это награда от Бога, Богородицы, — сказал епископ Феофан.
о реставрации собора в Казани.- На Ближнем Востоке, в Аргентине,
в Уругвае, в ЮАР — я встречал храмы в честь Казанской иконы
Богородица, построенная до революции. Итак, восстановление
собор в столице Татарстана — подарок не только Казани, но и всему
вся Россия и мир ».

Мэр г.
Казань Ильсур Метшин также поделился впечатлениями от проделанной работы.
«Когда меня как молодого мэра привели сюда и показали Казанскую икону
Богородица, читаю молитву.Слава богу, все сбылось,
все, что я просил за эти 10 лет. Мы просили, чтобы Казань выросла среди
другие города, и Вседержитель ответил нам. Поэтому это наш долг, мой долг
как мэр — сделать все, чтобы храм был построен для наших верующих. Пусть это
будут построены с миром », — сказал И. Метшин.

участники согласились встретиться по мере необходимости. Также стало известно, что церемониальный
Закладка первого камня собора запланирована на 21 июля этого года.

В семинаре также приняли участие Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан Василь Шайхразиев, заместитель Председателя Госсовета РТ,
исполнительный директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова, депутат
Председатель Госсовета РТ, председатель Административного совета РТ.
Фонд Юрия Камалтынова, Министра культуры Татарстана Айрата Сибагатуллина,
наместник Казанского Богородицкого монастыря отец Марк (Виленский) и другие
должностные лица.

.

Капитал

Столица Республики Татарстан Казань расположена в северо-западной части Татарстана на берегу реки Казанки в месте ее впадения в реку Волга. Население составляет около 1 144 000 человек.

Мэр Казани — Ильсур Метшин.

Столица Татарстана — крупный узел железных дорог, автомагистралей и авиалиний, а также один из крупнейших речных портов на Волге.

Метро открылось в Казани в 2005 году.

Основные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка, авиастроение и приборостроение, нефтехимия, текстильная и пищевая промышленность.

Казань производит вертолеты (АО «Казанский вертолетный завод»), летательные аппараты (КМПО, КАПО им. Горбунова), компрессорное и холодильное оборудование (Компрессормаш), полиэтилен (Казаньоргсинтез), синтетические каучуки (Казанский завод синтетического каучука), медицинские (КМИЗ) и оптические приборы ( КОМЗ), моющие средства (Нефис-косметика) и лекарства (Татхимфармпрепараты). Большая часть продукции идет на экспорт.

Казань — это еще и крупный научно-исследовательский центр. Казанский федеральный университет, второй старейший вуз в Российской Федерации, был основан в 1804 году.Казанский государственный технологический университет и Казанский государственный технический университет имеют статус национальных исследовательских университетов. Всего в Казани 39 высших учебных заведений, Академия наук Татарстана, Казанский научный центр Российской академии наук и несколько научно-исследовательских институтов.

Казанский Кремль, главная историческая цитадель Казани, был объявлен объектом Всемирного наследия в 2000 году. Город имеет зарегистрированный бренд «спортивной столицы России».

Казань гордится многими выдающимися людьми, которые здесь жили и творили, среди которых Николай Лобачевский, Александр Бутлеров, Николай Зинин, Лев Толстой, Сергей Аксаков, Гавриил Державин, Михаил Балакирев, Михаил Щепкин, Векимир Хлебников, Федор Шаляпин, Николай Фешалов, Николай Фешалов Петр Лесгафт.

В татарской культуре также есть свои выдающиеся представители, создавшие свои шедевры в Казани: Каюм Насыри, Шигабутдин Марджани, Габдулла Тукай, Муса Джалил, Салих Сайдашев, Фарид Яруллин и др.

Казань — многоконфессиональный город с мечетями, православными церквями, лютеранскими и католическими церквями, синагогой, духовной семинарией и Российским исламским университетом.

Так как Казань — город с прекрасными культурными традициями, меломаны найдут здесь второй по величине концертный зал в России, филармонию, оперный театр, драматический и кукольный театры, четыре государственных концерта, ансамбль танца и песни и т. Д. молодежь посещает средние и высшие учебные заведения культуры и искусства.

В Казани проходят крупные международные и национальные мероприятия, такие как Международный оперный фестиваль Федора Шаляпина, Международный фестиваль классического балета Рудольфа Нуриева, Фестиваль современной музыки Европа-Азия, Казанский международный фестиваль мусульманского кино. Неоднократно проводился Наурузский международный театральный фестиваль тюркских народов. Cirque du Soleil дважды приезжал в Казань.

В последние годы ведется масштабное строительство, в результате которого была построена новая транспортная инфраструктура и много новых спортивных объектов.В Казани есть два аквапарка: Ривьера — крупнейший в России и один из крупнейших в Европе.

Всемирная летняя универсиада прошла в столице Республики Татарстан в 2013 году.

Казань также примет чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 году и матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Казань была названа спортивной столицей России по итогам всенародного голосования, организованного Министерством спорта, туризма и молодежной политики России. В российских, европейских и мировых соревнованиях Казань представляют хоккейный клуб «Ак Барс», футбольный клуб «Рубин-Казань», баскетбольный клуб «Уникс», хоккейная команда «Динамо-Казань», волейбольный клуб «Зенит-Казань» и другие.

Казань — одно из самых популярных туристических направлений в Российской Федерации. Ежегодно столицу Татарстана посещает 1 миллиард человек.

Город, в котором живут в гармонии и мире представители различных конфессий и национальностей, встречает гостей со всего мира.

.