Монастыри Серпухова






Просмотров 159
Обновлено



Очень медленно, но все же мы исследуем свой город и вот наконец-то посетили все монастыри Серпухова и написали материалы про каждый монастырь отдельно.

Итак, всего в Серпухове три монастыря: два действующих и один в запустении. Про каждый из них вы найдете ниже краткое описание, а если интересно подробности узнать, надо по ссылкам пройтись.

Распятский

Этот монастырь сейчас не действует, хотя там функционирует кусочек Распятского храма, где идут службы. На той части территории, которую раньше занимал монастырь, сейчас стоят частные дома и в них живут люди. Но кое-что все же посмотреть получится. Читать дальше…

Владычный

Действующий женский монастырь. Находится в прекрасном отреставрированном состоянии. Это самый старый монастырь в городе. Изначально там и была явлена миру известная икона «Неупиваемая чаша», которая от алкоголизма помогает. Читать дальше…

Монастыри Серпухова

Высоцкий

Это тоже действующий, но уже мужской монастырь. Он немного младше Владычного, но по большому счету эти монастыри в Серпухове – ровесники. Разница у них четырнадцать лет, но при их-то возрасте это, согласитесь, несущественно. В монастыре тоже есть список с иконы «Неупиваемая чаша». Читать дальше…


СЕРПУХОВСКИЙ ВЛАДЫЧНИЙ МОНАСТЫРЬ — Древо

Серпуховский Владычный Введенский монастырь

Владычний [1] женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в г. Серпухове Московской епархии

Обитель возникла по особому изволению Божией Матери: однажды митрополит Киевский, святитель Алексий Московский, услышал глас, исходящий от Её иконы: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». Чудесным образом было указано и место для сооружения монастыря «в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих Я место на спасение многим душам человеческим». Также было указано событие из земной жизни Пресвятой Богородицы — Её Введение во храм, — в честь которого должен был быть воздвигнут монастырь. Святитель отправил своего келейника Варлаама осмотреть место для устройства монастыря. Спустя некоторое время и сам он прибыл в Серпухов, однако то место в дремучем сосновом бору недалеко от слияния рек Оки и Нары ему не приглянулось. И вдруг ночью митрополит Алексий услышал голос, что именно там нужно ставить монастырь. Тогда он повелел заложить деревянную церковь, а инока Варлаама назначил строителем. Случилось это в 1360 году.

Преподобный Варлаам Серпуховской стал первым настоятелем обители. В 1362 году его трудами уже «составлена была каменная церковь», впоследствии освященная святителем Алексием в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. После своей смерти святой Варлаам был погребён в обители и стал её небесным заступником. Вскоре после учителя преставился и его ученик, преподобный Гедеон, также упокоившийся в монастыре.

Ввиду частых набегов татар в XV-XVII веках монастырь был огражден стенами и амбразурами и приобрёл вид крепости. До времён царя Иоанна Грозного монастырь был бедным, но затем его благосостояние увеличилось.

В 1598 году близ монастыря встал станом избранный царь Борис Годунов, вышедший с войском чтобы предотвратить очередное нашествие крымских татар. Успешный исход Серпуховского похода, непосредственно после которого последовало венчание Годунова на царство, привлекло к монастырю особое царское внимание. На вклад царя Бориса прежние собор и трапезная были заменены новыми, а при трапезной был построен новый храм во имя великомученика Георгия Победоносца. Тогда же была воздвигнута крепостная стена с башнями, воротами и надвратным храмом во имя мученика Феодота Анкирского — святого покровителя Бориса Годунова. Появился и каменный жилой корпус.

В 1695 году был выстроен малый каменный храм во имя святителя Алексия Московского. В конце XVII и начале XVIII веков монастырь был приписан к Высоцкому монастырю и пришёл в бедственное положение. В 1737 году в обители остался только один престарелый иеромонах. В 1764 году вместо игуменов во главе монастыря поставили строителей.

Видя печальное положение монастыря, митрополит Московский Платон (Левшин) испросил у императора Александра Павловича разрешение преобразовать его в женский. Это было исполнено в 1806 году, с причислением монастыря к третьему классу. С этого времени начался новый расцвет обители. В 1830 году в монастыре было установлено общежитие. Шло строительство, были устроены новые храмы — под Георгиевской церковью в 1818 году появился храм в честь Вознесения Господня в котором в 1840 году был создан придел во имя святителя Николая Чудотворца; в 1834 году над вратами был сооружён храм в честь Нерукотворенного образа Спасителя; были полностью перестроены паперти вокруг собора, а в южной паперти в 1867 году устроен Филаретовский придел. В середине XIX столетия имя преподобного Варлаама стало известно по всей России, что привлекало в обитель множество паломников. Через предстательство святого Варлаама в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Среди подвижниц монастыря того времени известны будущая преподобная схимница Рахиль Бородинская, начавшая свой иноческий путь во Владичной обители, а также блаженная старица Евфросиния Колюпановская, прославившаяся благодатными дарами.

В 1919 году обитель была закрыта, но некоторые её храмы продолжали действовать до 1927 года. В то время здесь нёс пастырское служение священномученик Иаков Бриллиантов, среди прихожанок была мученица Елизавета Крымова. По закрытии обители пошло постепенное разрушение её церквей и зданий. С 1970-х годов храмы стали частично реставрироваться. До начала 1990-х годов на территории обители находилась реставрационная фирма «Владычная слобода», после чего монастырский корпус вернули Церкви.

Серпуховский Владычный монастырь. Фото нач. XXI в.

5 мая 1995 года [2] решением Священного Синода Введенский Владычний женский монастырь в Серпухове был вновь открыт. В то время уцелевшие здания монастыря были в полуразрушенном состоянии, без крыш, окон и дверей, а сама территория — завалена мусором. 28 июля того года в Алексеевском храме обители была совершена первая после возрождения Божественная литургия. Реставрация храмов ускорилась, и к началу 2000-х годов церкви обители вновь действовали. С 2000 года в обители замироточили многочисленные иконы. Постепенно расширялось хозяйство обители, так что к 2010 году было 23 коровы, телята, свиньи, поросята, козы, 70 кур. Услышав об иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», имеющей особую благодать исцеления от недуга пьянства и наркомании, родители стали привозить сюда своих дочерей, страдающих этими недугами, а священники — направлять в серпуховскую обитель женщин для реабилитации.

Статистика

  • ок. кон. XIX в. — 300 насельниц [3]
  • нач. XX в. — игумения, 50 монахинь, 326 послушниц [4]
  • 1919, перед закрытием — ок. 400 монахинь, инокинь, послушниц [3]
  • 2010 — 16 насельниц [3]
Введенский собор Серпуховского Владычного монастыря. Фото 24 декабря 2013 г.

Архитектура, храмы

Введенский собор

Собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы является пятиглавым трехапсидным духстолпным кирпичным храмом рубежа XVI-XVII веков. Снаружи облицован белым камнем. Собор окружали паперти с приделом праведного Филарета Милостивого, перестроенные в XIX веке, и сломанные в 1971 году. Собор был закрыт в 1927 году и служил складом. Нынешний облик приобрёл в итоге реставрации в формах XVI века, которая была проведена в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Собор был вновь торжественно освящен 12 ноября 2016 года митрополитом Крутицким Ювеналием (Поярковым).

Георгиевский храм Серпуховского Владычного монастыря. Справа — придельная церковь святителей Московских. Фото 24 декабря 2013 г.

Георгиевский храм в трапезном корпусе

Храм во имя великомученика Георгия Победоносца при монастырской трапезной стоит к северо-западу у от собора. Двухэтажное здание трапезной с шатровой церковью, к которой с севера пристроена звонница, было выстроено в 1599 году. В конце XVII века была надстроена верхняя часть звонницы, а под ней устроен придел во имя страстотерпца Димитрия Царевича, перенесённый из Введенского собора. Затем в 1818 году в подклете был освящён Вознесенский храм, а в нём в 1840 году — северный Никольский придел. С 1920-х годов церковь была занята под клуб, с 1970-х годов реставрировалась, но к 1990-м была заброшена. В конце 1990-х годов в ней были возобновлены богослужения и завершена реставрация.

Алексеевский храм

Церковь во имя святителя Алексия Московского была выстроена в 1695 году. Небольшой одноглавый бесстолпный белокаменный храм примыкает к северо-западному углу Введенского собора. В подклете размещалась усыпальница храмоздателей-князей Ладыженских. В Синодальный период был освящен во имя Трёх Московских святителей. По конфискации у Церкви и до 1970-х годов служил складом. С 1995 год вновь действует, будучи освящен во имя святителя Алексия Московского.

Храм Феодота Анкирского над Святыми вратами Серпуховского Владычного монастыря. Фото 24 декабря 2013 г.

Надвратный храм Феодота Анкирского

Небольшой каменный храм во имя мученика Феодота Анкирского над Святыми вратами относится к концу XVI века (до революции в ризнице монастыря сохранялась благословенная грамота патриарха Иова на построение храма от 1599 года) и является уникальным памятником годуновской архитектуры. В 1834 году храм был возобновлён святителем Филаретом Московским и освящён в честь Нерукотворенного образа Спасителя.

Святые врата

Святые врата — главный вход в монастырь — почти полностью сохранились, по крайней мере их нижний, каменный ярус. Арка ворот, открывающихся внутрь, с полуциркульным верхом, несколько смещена в основном объеме к югу, в северном пилоне устроена калитка. Наличие внутристенной лестницы в северном пилоне предполагает существование первоначально второго яруса, возможно деревянного. Габариты сооружения в плане — 8.48×3.64м. Ворота, очевидно, входили в систему деревянных укреплений монастыря.

Настоятели и настоятельницы

  • Прп. Варлаам (1360 — ок. 1375)
  • Феодосий (1551)
  • Дионисий (1551 — 1559)
  • Варсонофий (1572 — 1580)
  • Сергий (1584 — 1593)
  • Вассиан (Ладыженский) (1598 — 1599)
  • Пимен (упом. 1607)
  • Савватий
  • Иосиф (упом. 1614)
  • Кирилл (1618 — 1625)
  • Фома (1628 — 1629)
  • Феодосий (1629 — 1633)
  • Иона (1634 — 1647)
  • Стефан (1649- 1650)
  • Макарий (1653 — 1656)
  • Герасим (1656 — 1661)
  • Игнатий (1661 — 1683)
  • Давид (1683 — 1686)
  • Александр (1686 — 1691)
  • Рувим (1691 — 1697)
  • Симеон (1697 — 1720)
  • Павел (1721 — 1724)
  • 1724 — 1727 — приписан к Московскому Заиконоспасскому монастырю

  • Лаврентий (1727 — 1729)
  • Иоанн (1729 — 1740)
  • Амвросий (1740 — 1743)
  • Феофан (Чарнуцкий) (1743- 1744)
  • Феофил (1744 — 1749)
  • Варсанофий (1749 — 1750)
  • Иосиф (Золотой) (20 ноября 1750 — 30 июля 1755)
  • Симеон (1755 — 1765)
  • Герасим (1765 — 1769)
  • Андрей (1770 — 1771)
  • Иезекииль (1771 — 1775)
  • Николай (1775 — 1779)
  • Антоний (1779 — 1780)
  • Иосиф (1780 — 1784)
  • Иоасаф (1785 — 1786)
  • Александр (1786 — 1789)
  • Иона (1789- 1790)
  • Феодор (1791 — 1805)
  • Иона (1805 — 1806)
  • 1806 — преобразование в женский монастырь

  • Дионисия (1806 — 1815)
  • Рахиль (1815 — 1817)
  • Маргарита (1817 — 1827)
  • Надежда (1827 — 1829)
  • Палладия (Шуйская) (1829 — 1830)
  • Назарета (Юматова) (1830 — 1848)
  • Илария (1848 — 1854)
  • Анастасия (1854 — 1855)
  • Флора (1856 — 1861)
  • Митрофания (Розен) (1861 — 1874)
  • Мария (упом. 1878)
  • Валентина (Лентошникова) (1908 — 1919)
  • 1919 — май 1995 — монастырь закрыт

  • Алексия (Петрова) (с 5 мая 1995)

Святыни

Мироточение

14 июня 1999 года в обители начал мироточить Крест-Голгофа, что стало первым мироточением в монастыре [5]. 28 апреля 2000 года — икона Божией Матери «Всецарица», а с 19 августа 2000 года началось массовое мироточение многих храмовых икон. Мироточение чаще всего можно было наблюдать к концу всенощного бдения, перед двунадесятыми и престольными праздниками, в субботу после полиелея. Обычно мироточат сразу несколько икон одновременно. На 2 ноября 2001 года в числе мироточащих была 31 икона [6].

Литература

  • Историческое описание Введенского Владычнего женского монастыря в городе Серпухове. — Свято-Троицкая Сергиевая Лавра, 2007. — 376 с.

Использованные материалы

  • «К 650-летию Владычнего монастыря в Серпухове», Московские епархиальные ведомости, 2010, № 11-12:
  • «Храмы», раздел официального сайта Серпуховского Владычнего монастыря:
  • Подробная летопись истории обители на официальном сайте монастыря:
    • http://www.inokini.ru/letopis/ (см. ссылки вверху и слева; материал использован частично, пополнен список настоятелей)
  • Страницы фотосправочника Русские Церкви:
  • Страницы сайта Народный каталог православной архитектуры:


[1]  Эта форма названия употребляется на официальном сайте обители. Также широко распространена форма «Владычный».

[2]  Определения Священного Синода в 1928-2008 гг., http://www.srcc.msu.su/bib_roc/bib/Titles59.htm

[3]  «К 650-летию Владычнего монастыря в Серпухове», Московские епархиальные ведомости, 2010, № 11-12, http://www.mepar.ru/library/vedomosti/52/855/

[4]  «Введенский Владычный женский монастырь», фотосправочник Русские Церкви, http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow_area&page=186

[5]  «Мироточивый Крест-Голгофа», официальный сайт Серпуховского Владычнего монастыря, http://inokini.ru/svjatyni/ikona/krest.php

[6]  «Чудотворные иконы», официальный сайт Серпуховского Владычнего монастыря, http://inokini.ru/svjatyni/ikona/

Высоцкий Богородицкий Серпуховской мужской монастырь



Высоцкий Богородицкий Серпуховской мужской монастырь

История монастыря

   Высоцкий монастырь расположен в городе Серпухове на высоком левом берегу реки Нары. Основан в 1377 г. серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым по благословению преподобного Сергия Радонежского. Свое наименование монастырь получил от высокого места, на котором он был построен. Князь пожелал, чтобы обитель именовалась Зачатьевской. Преподобный Сергий Радонежский благословил начало строительства обители, игуменом которой был поставлен ученик Сергия Афанасий. Первой была воздвигнута Зачатьевская церковь (1374). А в 1381 г., в память о Куликовской битве, Владимир Храбрый выстроил Покровский собор. Он был освящен митрополитом Киприаном.

   Высоцкий монастырь пережил немало бедствий. В 1571 г. он был разорен татарами, а в Смутное время сильно пострадал от разбойничьих шаек. Высоцкая обитель переживала некоторый упадок в XVIII в., но к ХIХ В. она достигла расцвета и известности.

   В 1920-х гг. монастырь был закрыт. Частично были разрушены стена и Всехсвятский храм. К сожалению, от былого благолепия монастыря, который, по отзыву современников, к началу ХХ В. представлял собой одну из самых благоустроенных обителей России, с приходом советской власти не осталось и следа. В 1931 г. Высоцкий монастырь, уже бывший тогда всего лишь приходом, был окончательно разорен, осквернен и закрыт. Очень немного, из того, чем был раньше богат наш монастырь, дошло до наших дней, часть ризницы была спрятана монахами во время революции и до сих пор не найдена. Некоторая часть, из того, что было в обители, теперь находится в хранилищах музеев. Все остальное погибло безвозвратно.

   Ко времени передачи монастыря Православной Церкви в 1991 г. Покровский храм пришел в аварийное состояние. В 1992 г. началась работа по восстановлению храма. 9 июля 1993 г. было совершено освящение приделав честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 8 сентября 1994 г. – главного престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

   Реставрация храма во имя преподобного Сергия произведена в 1991-1996 гг. Воссоздан резной трехъярусный иконостас. Освящение храма состоялось б сентября 1996 г., в день празднования явления Божией Матери преподобному Сергию. 11 августа 1991 г., в день Рождества Святителя Николая, было совершено великое освящение Никольского храма.

   Храмы монастыря: соборный храм во имя Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной, храм во имя Покрова Божией Матери, Сергиевская церковь, Никольский храм, колокольня с Трехсвятительским храмом, храм во имя всех святых. 

   К сегодняшнему дню в Высоцком монастыре уже собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими. Но в наши дни возрождаемая обитель превзошла по количеству святынь то, что было в ней раньше. Сегодняшнее состояние благолепия Высоцкого монастыря — это плод всеобщих усилий верующих людей. Каждый помогал, чем мог: кто приносил в обитель сохраненную святыню, кто вносил посильную материальную помощь, порой делясь необходимым, кто помогал своими трудами.

Икона Божией Матери “Неупиваемая чаша”

   Возрождение почитания иконы «Неупиваемая чаша» началось в монастыре в 1991 г. В следующем году одним из ведущих российских иконописцев Александром Соколовым была заново написана эта икона. В этом образе, несомненно, есть нерукотворность – то, что присуще только подлинной иконе. Образ украсили серебряной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. При освящении икону помазывали святым миром для привлечения сугубой благодати Святого Духа. Вскоре именно этот образ снискал любовь и благоговейное почитание среди верующего народа за ту скорую и действенную помощь, которую получали молящиеся перед Ним.

   Через свою святую икону Матерь Божия помогает людям в избавлении от греха пьянства, курения и наркомании. Но есть и множество случаев исцелений при серьезных физических заболеваниях, когда медицина бывает уже бессильна помочь человеку. Известна ее помощь и во многих других жизненных проблемах. Есть свидетельства о нередких случаях, когда из людей, одержимых демонами, после молитвы перед этим образом Богоматери выходили бесы в разных видах.

   Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от нее. Уже на протяжении многих лет образ Божией Матери «Неупиваемая чаша», находящийся в Высоцком монастыре, достойно почитается православным народом как чудотворный… С полной уверенностью можно сказать, что, как возрождение почитания иконы «Неупиваемая чаша», так и ее всероссийское прославление, началось именно в Высоцком монастыре.

   В Высоцком монастыре впервые была составлена служба и издан акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» (ранее существовавший в рукописной форме в разных вариантах), который, наверное, является самым читаемым сегодня среди православного народа. 30 мая 1997 г. по благословению Святейшего Патриарха икона «Неупиваемая чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, и это явилось официальным актом признания всенародного почитания этой святыни.

Мощи преподобного Афанасия Младшего

   Следующей по значимости святыней Высоцкого монастыря в наше время являются святые мощи преподобного Афанасия Младшего. 24 сентября 1994 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было совершено обретение святых мощей угодника Божия. Очевидно, что особым промыслом Божиим святые мощи преподобного находились под спудом до наших дней, и это уберегло их в годы гонений на Русскую Церковь от поругания, осквернения и уничтожения. Сейчас святые мощи преподобного Афанасия почивают в Покровском храме в золоченой раке.

   Как раньше, так и в наше время, преподобный подает всем, с верою прибегающим к его многоцелебным мощам, свою благодатную помощь. На сей день известно немало случаев исцелений от его святых мощей, неоднократно были случаи явлений преподобного людям. Недавно мы получили письмо, сообщавшее о сильном благоухании иконы преподобного, продолжавшееся более года, и обильном ее мироточении в доме одного священника из Липецкой области. Замечено, что этим угодником Божиим часто подается помощь людям, страдающим от болезней ног. Нередко приходят письма из разных мест России с просьбами отслужить молебен перед мощами преподобного Афанасия.

Святые мощи угодников Божиих

   В Высоцком монастыре находится также более 200 частиц святых мощей угодников Божиих, прославленных, начиная с первых веков христианства и до наших дней: частицы мощей святой праведной Анны — матери Пресвятой Богородицы, святого Предтечи и Крестителя Иоанна; апостолов Андрея Первозванного, Луки, Матфея, Марка и Фомы; равноапостольных Марии Магдалины, царя Константина, князя Владимира; святителей Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; великомучеников Георгия, целителя Пантелеимона, Никиты, Варвары, Татианы и Екатерины; преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Ефрема Сирина, около 50 частиц мощей Киево-Печерских угодников Божиих; Оптинскик старцев; новомучеников Российских: Патриарха Тихона, священномучеников Фаддея Тверского, Илариона Троицкого, а также множество частиц мощей других угодников Божиих.

   Святые мощи находятся в ковчегах, которые стоят в храмах и открываются на время богослужений, а некоторые, в основном большие части мощей, хранятся в алтаре в особо украшенных ювелирной работой ковчегах и выносятся для поклонения верующим в дни памяти этих святых.

Чудотворные иконы и другие святыни

   Среди множества икон, украшающих храмы Высоцкого монастыря, особо чтятся верующими следующие иконы. Чудотворный образ святого великомученика Георгия Победоносца, новгородского письма XV в., с частицей его мощей; иконы Божией Матери «Скоропослушница» и святого великомученика целителя Пантелеимона, чудного афонского письма XIX В. Чтимый образ Божией Матери «Взыскание погибших», переданный обители в 1996 г., икона Николы Можайского XIV в., икона преподобного Сергия Радонежского, написанная на крышке от его раки. В нее вставлена частица его мощей и часть от его гроба. Икона «Всех скорбящих радость», находящаяся на горнем месте в Сергиевской церкви, была ранее очень почитаема в одной из деревень Ногинского района. Икона Божией Матери «Иверская» — точная копия с Валдайской Иверской иконы Божией Матери. Местная икона Тихвинской Божией Материв иконостасе Покровского храма. Икона священномученика Гермогена с дарственной надписью Патриарха Тихона. С благоговением хранятся в обители части Древа Животворящего Креста Господня, часть от гроба Господня, частица Гвоздя Распятия Христова, вделанная в шляпку точной серебряной копии Гвоздя, который хранится в музее Московского Кремля. Епитрахиль святого Иоанна Кронштадтского и его небольшой потир. Часть рубашки преподобного Серафима Саровского, обагренная его кровью, когда он был избит едва не до смерти разбойниками. Святыня вставлена в ковчег и находится в старинном образе святого. Пояс Пресвятой Богородицы, часть дуба Мамврийского, камня, на котором молился 1000 дней и ночей преподобный Серафим Саровский, древа куста Неопалимой Купины со Святой горы Синай и другие святыни.

 

 

 

 

 

 

В нашей мастерской Вы можете купить икону Божией МатериСпасителя и других святых в серебряных окладах. А так же заказать эксклюзивный подарок себе и своим близким.

 

 

 

 

 

 

 

 

Серпуховской Введенский Владычний женский монастырь, г.Серпухов, Московская область

Как гласит древняя монастырская летопись, написанная на доске, в 1360 году, когда святитель Алексий читал молитвы в келии вместе с диаконом Герасимом, после очередной молитвы его жилище озарил яркий поток света. В недоумении и благоговении они смотрели на икону Божией Матери, которая заговорила с митрополитом Алексием и попросила его построить монастырь в Ее честь. Святитель и диакон завершили службу, и ушли по своим келиям. Митрополит Алексий долго думал и размышлял над услышанным от Царицы Небесной. Он упал на колени и молился, прося объяснить, что ему надо сделать, ведь он не знает где строить монастырь. Богородица снова ответила святителю и сказала, что хочет, чтобы он построил монастырь в Ее честь в городе Серпухове на спасение многим человеческим душам.

 

Святитель Алексий, повинуясь воле Царицы Небесной, послал на поиски места преподобного Варлаама, своего келейника, и дал ему наказ, что как только он найдет подходящее место, пусть немедленно доложит, ведь он хотел сам убедиться в правильности выбора. Варлаам долго ходил, но все-таки нашел подходящее для монастыря место и решил остановиться там на ночь. Среди ночи Варлаама разбудил звук звенящих медных колоколов, он прислушался и понял, что это знак свыше. Вернувшись, он рассказал все святителю Алексию. Тот обрадовался и послал Варлаама готовиться к постройке.

 

Перед тем как Варлаам отправился в путь, святитель служил напутственный молебен. Едва он договорил последние слова, Варлаам упал замертво. Увидев это, святитель Алексий упал перед образом Владычицы и воскликнул: «О Матерь Божья! Зачем же ты его забрала к Себе? Кто же теперь построит монастырь в Твою честь?». И услышал он ответ: «Алексий, возьми Варлаама за руку, и подыми его, он тебя послушается.» Святитель взял Варлаама за руку, тот встал весь в слезах. Митрополит Алексий спросил о причинах его слез. «Прошу тебя, не понуждай меня рассказывать об этом до смерти» — ответил Варлаам.

 

Тот час святитель поехал осматривать место, выбранное Варлаамом, но оно ему не понравилось. Но он так же услышал колокольный звон и голос: «Здесь поставь монастырь». Митрополит Алексий покорился воле Божией, поставил Варлаама строителем монастыря и велел ему заложить деревянную церковь. Через два года Варлаам построил еще одну каменную церковь и трапезную (1362 г).

 

Варлаам пробыл строителем 13 лет, а затем ослеп. Прожив так два года, чувствуя приближение смерти, он послал одного из монахов к святителю Алексию и просил передать: «Ты основал монастырь, сам храмы освятил, прошу, похорони меня своими руками.» Приехав в Серпухов, митрополит Алексий пришел к Варлааму и увидев его болезненное состояние спросил: «Варлаам, что ты видел перед основанием монастыря?». «Словами я поведать это не могу — ответил Варлаам, -страшно мне, а написать не могу, потому как незрячий.» Святитель послал за бумагой и чернилами. Они вместе провозгласили молитву. В этот момент зрение вернулось к Варлааму, он взял перо и начал писать: «Почему монастырь называется Владычний, а не Алексиевский? Потому что видел Богородицу, и все было по Ее повелению. Когда я умер, видел я ангелов, которые держали наш монастырь, Захария стоял в церковных дверях, Богородица и Ее родители зашли, и Захария посадил Богородицу на третьей ступени.»

 

Неожиданно келию озарил поток света, Варлаам отложил перо, велел привести к нему брата Гедеона. Он был так же слеп. Варлаам положил на него руку и сказал: «Со мною ты ослеп, со мною и прозри!». Гедеон прозрел. Варлаам сказал: «Я уже отхожу. Ты проживешь три недели в покаянии и придешь ко мне хотя и не хочешь, я встречу тебя с радостью. Ты умрешь в церкви, во время перенесения Честных Даров .» «Прошу, молю тебя, пощади — воскликнул Гедеон, — не готов я умирать.» «Ты уже готов»,-ответил ему Варлаам. Попрощавшись и поцеловав святителя, Варлаам умер 5 мая (18 мая по новому стилю) 1377 года.

 

Святитель Алексий выполнил последнюю просьбу Варлаама и провел обычное погребение. Похоронили его на церковной паперти, так как он хотел всегда лицезреть церковь Пресвятой Богородицы. По предсказанию Варлаама, Гедеон прожил три недели и умер при перенесении Даров. Его погребли рядом со святым Варлаамом.

 

В 1378 году по видению преподобного Варлаама, святитель Алексий велел написать икону «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых». Она находилась в храме 540 лет и считалась чудотворной.
В 1806 году мужской монастырь был реорганизован в женский.
В 1878 году в монастыре через предстательство преподобного Варлаама была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
В 1919 году монастырь закрыли. На его территории разместили школу «красных военлетов».
Только в 1978 году военное училище освободило территорию монастыря. После этого почти 20 лет монастырь разрушался людьми.
И только в 1995 году монастырь был возрожден.

 

Во Введенском Владычном женском монастыре (Московская обл., г.Серпухов) находятся: Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Чудотворная Икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», Чудотворная икона Божьей Матери «Всецарица», Мироточивый Крест-Голгофа, Чудотворная икона царевича Димитрия Угличского, Чудотворная Мироточивая икона Георгия Победоносца, Чудотворная мироточивая икона святого мученика Иоанна Воина.

 

 

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь / Монастырский вестник

Расположение этого места таково, что отделенный от крепостных стен Пскова рекою Великой, монастырь был со всех сторон открыт для частых в древние времена вражеских набегов. Находясь за пределами крепостных стен Пскова, он первым принимал на себя удары неприятеля.

Фундамент для монастыря служит известковая скала, невероятная тонким слоем земли. Таким образом алтарная часть Стефановскго храма представляет собой как бы нос корабля, устремленного в безконечность.Постройка монастыря была благословлена ​​святым Нифонтом, епископом псковским и новгородским, ревностным и неутомимым распространителем православия. В середине 12 века был заложен каменный собор в честь Преображения Господня, давший начало Мирожскому монастырю. Испытывая глубокую скорбь оттого, что вера Христова часто уживается в человеке с языческими верованиями, святитель Нифонт приглашает лучших византийских мастеров для росписи стен Преображенского собора. При практически полном отсутствии грамотности среди населения раннего и позднего средневековья, изобразительный ряд сюжетов из Ветхого и Нового Завета, полностью покрывающий стены и своды Преображенского собора, становится живописным Евангелием для многих поколений.И это благословение святителя Нифонта на просветительскую миссию, данное Мирожскому монастырю при его основании, действенно до сих пор.

Стиль фресок, по определению специалистов, является иератическим (священным), в котором религиозная идея преобладает над свободным творчеством художника. Все фрески представляют собой копии лучших греческих образцов Первым игуменом монастыря стал преподобный Авраамий, который и почил в день празднования главной монастырской иконы Божией Матери «Мирожская», 7 октября по новому стилю.

Более, чем в течение шести веков, Псков и вместе с ним, а вернее даже в первую очередь — Мирожский монастырь, подверглись атакам западных методов. Ни одно из бедствий, пронесшихся над Псковым, не проходило мимо Мирожской обители. При каждом нападении она подвергалась разграблению или была истребляема пожаром, а нередко служила даже лагерем для неприятелей. В 1299 году немецкие рыцари разорили городские посады и убили мирожского игумена Василия, многих монахов и защитников монастыря.Василий Мирожский вместе с Иоасафом Cнетогорским, также стяжавшим мученический венец от рук меченосцев в то же время, является местночтимым святым. День памяти святых Василия и Авраамия Мирожских поминается 17 марта по н.с .. В 1323 году монастырь вновь подвергся нападению немцев. А во время осады города польскими войсками короля Стефана Батория в 1581 году он служил местом расположения вражеской артиллерии. Мирожский монастырь визуально находится напротив того участка крепостной стены на противоположном берегу Великой, где поляки предприняли решительный штурм города.Это место, где поляки пробили брешь в стене, было названно «у Пролома». Сюда были брошены все силы врага, и только чудесное заступление Богородицы выстоять гарнизону города. Основатель монастыря св. Нифонт был среди святых, сопровождавших Царицу Небесную, когда та накануне решительного штурма явилась во сне кузнецу Дорофею.

При всем открытом положении для неприятелей монастырь никогда не был укреплен. И после всех бедствий, перенесенных им в течение нескольких веков, главная соборная церковь Преображения сохранила не только свои стены, но даже древние, практически современные основы храма фресковые изображения, которые теперь поражают своей яркостью и живостью красок.

Итак, в силу неспокойных исторических обитель не могла в полной мере мере прибежищем для исключающих уединенной и созерцательной жизни иноков. Возможно, Господь определил монастырю быть евангельской проповеди и духовным форпостом для охранения православных пределов. Мирожский монастырь явился подлинным центром духовного и культурного просвещения псковской земли, где в те далекие времена еще сильны были языческие верования. С начала основания в обители существовала иконописная школа, в которой сформировались традиции псковской иконы.Среди получивших образование в Мирожском монастыре был св. Корнилий — усиленный игумен Псково-Печорского монастыря, прославленный в лике преподобномученников — духовный писатель, просветитель эстов, неутомимый благоустроитель ввереной ему обители. В прежние времена Мирожская обитель была достаточно многолюдною, она считалась второю из числа четырех больших Псковских монастырей (первым был Снетогорский, третьим Елиазаровский и четвертым Великопустынский). Спасо-Мирожский монастырь с XVI века был одним из богатейших среди других обителей Пскова.Он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами. В конце XVIII в. территория монастыря сократилась до существующей ныне ограды.

В 20-х годах ХХ столетия монастырь был упразднен новой властью и все монастырское имущество, включая церковные святыни, были изъяты. Мирожская икона Божией Матери, чаша архиепископа Нифонта были помещены в Псковский музей-заповедник.

В 1994 году Высокопреосвященнейший Евсевий Архиепископ Псковский и Великолуцкий общеорганизационное соглашение по вопросу передачи храма первогоученика Стефана, братского корпуса и дома Настоятеля Псковской Епархии.

Это событие стало началом возрождения монашеской жизни в древнейшей обители. Много трудов было положено на восстановление монастыря. Важно было не только начать богослужение в переданном храме, но и наладить монастырский быт, а также возродить монастырскую существующую в монастыре иконописную мастерскую.Через три года, в день памяти первомученика архидиакона Стефана, 15 августа 1997 года Его Высокопреосвященство Владыка Евсевий освятил вновь созданную иконописную школу и благословил на труды иконописцев из числа монашеской братии.

В настоящее время богослужения несет по воскресным дням и двунадесятым праздникам. По воскресеньям в 17 часов служится молебен с акафистом перед иконой Мирожской Божией Матери. Утреннее и вечернее правила настоятеля с братией совершают также в храме первомученика Стефана.Насельники монастыря, трудники, работают в столярной мастерской, в котельной, обучаются и составляют иконописцам в подготовке досок и левка и других работ, изготавливают сувениры с тематикой Мирожского монастыря, трудятся в монастырской библиотеке, ремонт помещений и другие послушания.

.

О монастыре | Покровский Хотьков монастырь

Точная дата основания Покровского Хотькова монастыря впервые он упоминается в 1308 году. Первоначально это был обитель для старцев и стариц. В 1330-х годах здесь приняли монашеский постриг родители преподобного Сергия Радонежского преподобные Кирилл и Мария Радонежские. В 1337 году они мирно почили и были похоронены в Покровском храме. К святым мощам преподобных Кирилла и Марии притекает множество религиозных, надеясь на их помощь и молитвенное предстательство пред Господом.

Долгое время монастырь был бедным. В 1506 году обители, где проживало всего 17 старцев и стариц, была дарована великокняжеская руга — ежегодное продовольственное содержание. Между 1506 и 1544 годами монастырь стал женским, и в 1544 году Иван Грозный передал его в управление Троице-Сергиевому монастырю. В 1580 году была построена деревянная Никольская церковь. В 1644—1648 годах на средства стольника Василия Янова Покровский храм был отстроен в камне, став первым каменным строением на территории монастыря.

В XVI — XVIII веках на территории монастыря проживало около 40 монахинь. В 1764 году Покровский монастырь был отписан от Троице-Сергиевой лавры и стал самостоятельным. В это время в нём проживали, кроме 41 монахини, 74 белицы. К концу XVIII века общее число обитателей монастыря достигло 280, а позже — 400. В начале XIX века при игумении Евпраксии монастырь достиг своего расцвета, началось масштабное строительство.

Монастырь долгое время был особенным, есть каждая монахиня своя келью и жила хозяйством.С 1840 по 1871 год происходиленный переход к общежитию (проживанию в предоставленных монастырём кельях и содержанию за счёт монастыря). К 1913 году при монастыре находились школа на 60—70 учеников обоих полов (основа в 1884 году), иконописная мастерская (открыта в середине XIX века), больница на 10 мест и богадельня.

В 1922 году монастырь был закрыт, и только в 1989 году Русской Православной Церкви был передан Покровский собор, в 1992 году в обители возобновилась монашеская жизнь.Ныне при монастыре работают воскресная школа, 14 октября 2000 года открыт Православный детский пансион.

Подробно об истории Покровского Хотькова монастыря повествуется в разделе « Летопись «.

.

Сретенский монастырь

Монастырь

  • История обители
  • Священномученик Иларион
  • Предстоятель
  • Наместник
  • Насельники
  • Храмы обители
  • Святыни обители
  • Туринская Плащаница
  • Свято-Серафимовский скит
  • Календарь событий
  • Контакты

Богослужение

  • Расписание богослужений
  • Проповеди
  • Аудиозаписи богослужений
  • Сретенский месяцеслов
  • Подготовка к Крещению
  • Подать записку
  • Помочь монастырю

состояние

  • План обители
  • Храмы обители
  • Святыни обители
  • Экскурсии
  • Магазин «Cретение»
  • Трапезная «Несвятые святые»
  • Подать записку
  • Помочь монастырю

Проекты

  • Издательство монастыря
  • Хор Сретенского монастыря
  • Паломнический центр
  • Просветительские курсы
  • Беседы с прихожанами
  • Молодежный центр
  • Воскресная школа
  • Молодежный волонтерский проект «Родная земля»
  • Золотошвейная мастерская
  • Школа-интернат

Журнал

  • Жизнь обители
  • Бог и человек
  • Церковь
  • Святые
  • Подвижники благочестия
  • Монашество
  • Семья
  • Общество
  • Наши авторы
  • Новости
  • Анонсы
  • Объявления

.