Содержание

что это, почитание, обретение и перенесение, омовение, как прикладываться, выражение по мощам и елей, где находятся, значение слова, как выглядят

«Бог для того и даровал нам останки святых, дабы руководить нас к подобной ревности, дать нам надёжное прибежище и защиту противу зол, отовсюду нас окружающих». Иоанн Златоуст.

Мощи

Содержание страницы

Традиция почитания в православии 

Апостол Павел говорил:

 «Разве не знаете, что тела ваши суть храм Святого Духа?» (1 Кор. 3:16). 

Православное вероучение утверждает, что человек должен быть свят не только помыслами и делами, но и телом. Святые отцы называют главной причиной почитания   мощей   — Боговоплощение. Сын Божий, приняв человеческую природу, показал тем самым ее важность и достоинство. 

Ревнители христианства ещё с первых веков чтили останки подвижников. Рискуя   жизнью, они  благоговейно подбирали, прятали и хранили мощи. Церковные Богослужения уже в древнем   христианстве проводились на могилах мучеников. Над мощами возводились храмы, часовни и монастыри. Их называли в честь того святого, на чьих мощах они воздвигнуты. На Седьмом Вселенском   Соборе в 787 г. постановили, что без мощей освящать храм запрещено. 

Значение слова 

Мощи в переводе с греческого – «оставляю», с латинского — «реликвия», это останки человека, а святые   мощи – это любые останки праведников, которых Бог прославил либо при жизни, либо после смерти. Слово «мощь» означает могущество, крепость, физическую силу. В старину о силе человека судили по его костям, скелету, а не по плоти. Святые же приобрели исключительную Божественную Силу – Благодать, благодаря праведной жизни. 

Как выглядят останки угодников Божиих и где хранятся 

Останки угодников Божиих после кончины могут выглядеть по-разному. Иногда тело сохраняется полностью, вместе с кожными покровами, но чаще — это скелет без плоти. Но набожные люди   также  трепетно чтят сохранившиеся кости святых или пепел – ведь многие мученики были преданы огню, распилены или отданы на съедение хищникам. От Игнатия Богоносца остались только самые прочные кости, остальное досталось диким зверям, священномученик Поликарп был казнен мечом и сожжен. Их  немногочисленные останки были для верующих ценнее золота. 

С благоговейным почитанием относятся не только к телу святого, но и ко всему, что соприкасалось с ним при жизни или после смерти. Ещё в первые века христиане использовали для лечения и изгнания бесов пояса и платки апостола Павла. Пояс Пресвятой Богородицы вызывает у всех верующих особое благоговение и трепет. 

В зависимости от размерачестные останки святых хранятся в ларцах, раках, мощевиках. Тело или его части помещают в специальный металлический или деревянный гроб, называемый ракой. Его часто   отделывают резьбой, декорируют драгоценными камнями. В памятные дни раку могут выносить в храм, чтобы верующие смогли приложиться к святыне. 

Рака с мощами преподобного Иова Почаевского

Рака с мощами преподобного Иова Почаевского в пещерной церкви Иова Почаевского Свято-Успенской Почаевской ла́вры

Самым распространенным вместилищем мощей является изготовленный из драгоценных металлов   ковчежец. В него могут вмещаться частицы мощей сразу нескольких святых. Кроме мощей в него часто кладут другие святыни — частицы облачения или гробницы, орудия смерти. По особым праздникам с ним совершается крестный ход. 

Также мощи помещают в мощевики, они бывают разной формы. Часто их можно увидеть в иконах святых, в наперсных крестах. Одним из самых известных мощевиков является Кийский Крест, в котором помещено более 100 частиц мощей святых. Поклониться ему можно в храме Сергия Радонежского в Москве. 

Мощи, которые никогда не открывались, хранятся в запечатанных раках, т.е. «под спудом». Среди них мощи Антония Печерского, Никона Радонежского, Иосифа Волоколамского и многих других. 

Как правильно прикладываться к святыне

Прикладываться к мощам святого нужно, как и к любой святыне, в первую очередь, осознанно и благоговейно, с молитвой и верой. Если о поклонении известно заранее, можно особенно подготовиться — прочитать житие, акафист, выучить молитву, чтобы получить большую благодать от мощей и в очереди не согрешить осуждением и нетерпением.

Подходя к святыне, нужно перекреститься и поклониться два раза, поцеловав мощевик, ещё раз перекреститься и поклониться. Девушкам следует помнить, что помады на губах быть не должно. Отойдя от святыни, стараться как можно дольше не растерять полученную благодать. Не требовать чуда сию же минуту, а заслужить его своими подвигами. Нам дается по вере нашей, именно поэтому прикладываются многие, а получают просимое единицы. 

Омовение

Ранее в России бытовал обряд омовения мощей. Чин омовения мог совершаться в любое время. Мощи выставляли в центр храма и поливали освященной водой. После чего, водой, как важной святыней, окропляли всех присутствующих на омовении, а остатки разбирали верующие. 

В 1681 г. царь Фёдор Алексеевич предложил омывать мощи в Великую пятницу. Делалось это 

«ради почести их, ради благолепия, для содержания святыни в чистоте, а также для получения священной воды, стекшей со святых нетленных останков».

 На Руси этот чин существовал до 17 века, и в синодальный период потерял свою значимость. 

Нетление

Нередко останки святых пребывают нетленными, т.е. полностью или частично   сохранившимися   после  смерти. К таким святым относятся Александр Свирский, Спиридон Тримифунтский, Сергий Радонежский, многие иноки Киево-Печерской лавры. Пятка Матроны Московской остается нетленной: «Держитесь за мою пяточку, и я приведу вас в царствие небесное», говорила она. Сохранившимися были обретены мощи святителей Тихона Задонского и Тихона, Патриарха Московского. 

Александро-Свирский монастырь

Мощи прп. Александра Свирского

Однако нетление или вообще наличие мощей не говорит о святости умершего, важным условием для канонизации являются праведная жизнь и чудотворения, которые происходили от святого во время жизни   или   от  его мощей. В православной церкви много подвижников, которые при жизни являли верующим свою благодатную помощь, но мощи которых до сих пор не открыты и об их нетлении ничего не известно. В то же время, церкви известны случаи нетления мощей, но их не признали святыми, т.к. никаких чудес от них засвидетельствовано не было. 

Мироточение

Часто на мощах святых освещают масло, которое в домашних условиях православные используют для исцеления. Но иногда Господь являет нам ещё одно своё чудо — от самих мощей происходит благоухание и мироточение. 

Мироточение — особое сверхъестественное явление в христианстве, связанное с появлением на иконах и мощах святых влаги – мира. Она может быть прозрачной, густой или жидкой, иногда удивительно благоухает. Существует специальная комиссия для процедуры освидетельствования этого явления, т.к. были случаи естественного (рукотворного) происхождения мира. 

Мироточение известно ещё с первых веков христианства. Ежегодно из раки Иоанна Богослова   исходило   тонкое благовонное миро в день его почитания. Особенно известен этим чудом мученик    Димитрий   Солунский, которого так и называют — Мироточивый. Мироточение было столь обильным, что народ набирал миро в стеклянные сосуды. Мусульмане также считали его лекарством от всех болезней. 

Гроб Николая Чудотворца был заполнен миром, когда его переносили в Итальянский г. Бари в 1087 г. И сейчас священнослужители ежегодно извлекают миро из небольшого отверстия в гробнице. Его добавляют в святую воду и разливают в специальные бутылки. 

Нетленные мощи Александра Свирского мироточили и при первом и при втором их обретении. После перенесения мощей в храм, наблюдалась разная интенсивность мироточения. Однажды на это благоухание слетелись пчелы, которые роились вокруг раки святого. Это необычное явление зафиксировали операторы телеканала НТВ. 

В пещерах Киево-Печерской лавры находятся мироточивые главы. Периодически из них выделяется жидкость, которая обладает стойким приятным ароматом. Эти главы принадлежат неизвестным мученикам, кроме одной — священномученика Климента, Папы Римского. 

Как пользоваться миром и освященным маслом

Миро, это такая же святыня, как просфора или освященная вода, поэтому и относиться к нему нужно с особым благоговением. Конечно, его употребляют для врачевания физических и душевных травм. Миро можно капать на просфору или хлеб и принимать внутрь, прочитав перед этим молитву на принятие «дара святого». Или наружно, помазывая больные места.

Наносить масло нужно крестообразно, рисуя крест справа налево, непосредственно на больное место или на любой другой участок тела. Но всегда нужно помнить, что без веры никакого исцеления не будет, это напрасный расход Божией благодати. 

Пустые емкости и всё, что соприкасалось со святыней, выбрасывать нельзя, нужно либо самим сжечь в безопасном месте, либо отнести в храм и попросить кого-то из служащих сделать это. 

Обретение и перенесение: что это и как происходит 

Обретение мощей — это обнаружение останков праведника. 

Мощи могли быть обнаружены по-разному: 

  • случайно, при раскопках или строительстве; 
  • по указанию самих святых, которые являлись людям в видениях; 
  • могли быть обретены повторно, как например Глава Иоанна Предтечи и мощи евангелиста Марка. 

Особо важным для почитания мощей было развитие обычая их перенесения. Когда христианство было признано государственной религией, мощи святых угодников начали открывать и переносить с местных кладбищ или захоронений в храмы. Усиление этого обычая было очень осторожным, т.к. выкапывание   останков могло восприниматься неоднозначно. Однако со второй половины V века оно утверждается и разрешается с согласия епископа. 

Перенесение или открытие всегда было торжественным — в честь этих событий устанавливались церковные празднества. Эта церемония приравнивалась к таким значимым событиям, как освящение церкви или приезд высоких государственных персон. Эпизоды этого обряда изображались на иконах или храмовых росписях. 

Частицы в храмах 

Для того, чтобы как можно больше христиан могли прикоснуться к святыне, и для возможности проводить Литургии, святые мощи делят на частицы. Любая, даже самая маленькая частица, является источником благодатной силы. По словам Иоанна Златоуста, мощи святых бесценное богатство, и при разделении, они, наоборот, приумножаются и дают больше благодати, в отличие от богатств земных. 

Ещё в V в. начали отделять частицы от мощей. Это было необходимо для совершения на них литургии в новых храмах. Сейчас в любой церкви есть частицы нескольких святых. Их помещают в иконы или специальные ларцы. Выставляют на видное место, чтобы каждый верующий смог приложиться. 

Части святых мощей являются необходимым атрибутом антиминсов («вместо престола»), без которых сейчас не служится  Божественная Литургия.  Традиционно  частицы вынимаются из  ветхих   антиминсов и помещаются в новые. 

Вскрытие в советский период 

В 1918 — 1919 гг. советская власть начала свою антирелигиозную политику. Была развернута кампания по «разоблачению православных чудес» и изобличению священников. Ведущую роль в подобных мероприятиях занимали вскрытия мощей в церквах и монастырях. Желая продемонстрировать верующим, что их обманывают и вызвать в народе недоверие к церкви, устраивались показательные вскрытия гробниц со святыми мощами.

Ленин интересовался: «Снимают ли киноленты, когда вскрывают мощи различных святых?». Снимали и выходили на экраны, например, «Вскрытие мощей Сергия Радонежского» или «Вскрытие мощей Тихона Задонского». 

Мощи представлялись в XVIII-XIX вв. как нетленные тела святых и этим воспользовались представители безбожной власти. Люди, вместо нетленных тел, видели только кости, и это могло способствовать   отвращению их от веры. Иногда, введенные в заблуждение тем, что мощи – это нетленное целое тело, сами священнослужители для реалистичности приделывали недостающие части тела из ваты или воска. 

Первое надругательство над мощами случилось уже в январе 1918 г. Это была рака преподобного Александра Свирского. Также были осквернены мощи Иоасафа Белгородского, Иоанна Кронштадтского, благоверного князя Александра Невского. Всего за этот период было вскрыто 63-65 рак с мощами, останки святых передавались в местные музеи. Около 10 из них смогли восстановить и вернуть в храмы. 

История выражения «По мощам и елей» 

Когда деревянный мавзолей Ленина, возведённый сразу после его смерти — в январе 1924 года, залило канализационными водами, Патриарх Тихон выразился по этому поводу: «По мощам и елей», что означало – каков праведник, таково и «благоухание». 

Особо почитаемые мощи  

Николай Чудотворец самый любимый и почитаемый, после Пресвятой Богородицы, на Руси святой. 

Впервые за 930 лет его мощи покинули г. Бари, где они находятся с 1087 г. и были принесены в Россию. Им смогли поклониться около 2,5 млн человек. 

Наряду с Николаем Угодником, на Руси особо прославляют Спиридона Тримифунтского. Каждый год ему надевают новые башмачки, а старые, «изношенные» отдают в православные церкви. В Свято-Даниловом храме Покровского монастыря имеется один такой башмачок, ещё один есть в Саввино-Сторожевском монастыре в Московской обл. в Звенигороде. Икона святителя с частицей   мощей   пребывает   в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке. 

Башмачок Спиридона Тримифунтского

Башмачок свт. Спиридона Тримифунтского

Покровитель всех воинов также широко почитается на Руси. Георгий Победоносец, убивающий змея, изображен на гербе Москвы. В 2015 г. его мощам, которые были привезены из афонского монастыря к 70-летнему юбилею Великой Победы, поклонились миллионы Россиян. Иконы с его мощами есть во многих Российских храмах. 

Перечень святынь в России 

На нашей земле много мест, где можно приложиться к мощам святых. 

  • Самая известная Московская святыня — мощи Матушки Матроны. Припасть к ним можно в Покровском монастыре. 
  • В Богоявленском патриаршем соборе в Москве упокоились нетленные мощи святителя Алексия Митрополита Московского. 
  • Мощи Патриарха Тихона почивают в Московском Донском ставропигиальном мужском монастыре. 
  • В Московской обл. в Сергиевом Посаде нашли вечный покой нетленные благоухающие мощи основателя Троице-Сергиевой лавры Сергия Радонежского. 
  • Мощи любимого последователя Сергия Радонежского — Саввы Сторожевского, покоятся также в Московской обл. в Звенигороде в Саввино-Сторожевском монастыре. 
  • В Муроме в единой гробнице похоронены супруги — святые благоверные Петр и Феврония. Помолиться и попросить помощи в супружестве можно в соборном храме Свято-Троицкого женского монастыря. 
  • В Четвертом Уделе Божией Матери в Дивеево Нижегородской обл. почивают мощи преподобного Серафима Саровского. 
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область славятся своими святынями. 
  • Самая почитаемая не только петербуржцами, но и всеми россиянами является Ксения Петербургская. На Смоленском кладбище в часовне находится могила блаженной. 
  • В Александро-Невской Лавре хранятся мощи великого князя Святого Александра Невского. 
  • В Александро-Свирском монастыре можно приложиться к нетленным и мироточащим мощам Александра Свирского. 
  • Мощи праведного Иоанна Кронштадтского также пребывают в Санкт-Петербурге, в женском Иоанновском монастыре. 
  • В Верхотурском Николаевском монастыре в Крестовоздвиженском соборе покоятся мощи Покровителя Урала — чудотворца Симеона Верхотурского. 
  • К нетленным мощам Святителя Тихона Воронежского (Задонского) можно приложиться в Богородицком монастыре Задонска Липецкой обл., а в Ахтырском соборе г. Орла хранится десница (правая рука) чудотворца. 
  • В Симферопольском Свято-Троицком женском монастыре упокоились нетленные мощи Архиепископа Симферопольского и Крымского Луки. 
  • В Таганроге Ростовской обл. можно поклониться чудотворным мощам Павла Таганрогского. 

Они достигли совершенства в служении Богу 

Святые мощи имеют особенное благотворное воздействие на душу человека, напоминая, что все святые были простыми людьми, как мы, и они достигли совершенства в служении Богу. К чему и всем нам нужно стремиться, и верить, что и у нас получится, с Божией помощью и помощью предстателей. 

Автор: Ольга Тимашова

Что такое мощи — что из себя представляют мощи святых?

Мощи святых — мы часто слышим это словосочетание, но мало кто задумывается над тем, что же это такое. Между тем, с почитанием святых мощей напрямую связана история становления церкви. Святые праведники и великомученики всегда были примером великого служения делу веры, а после смерти стали предметом трепетного почитания.

Что такое мощи святых?

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово «мощи» в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти. Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых. Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Что из себя представляют мощи святых – буквально – «останки, способные совершать действие». Действительно, очень часто около мощей святых происходят чудеса. Почему? Как объясняет Церковь, у праведного человека святы и душа, и тело, поэтому церковь почитает мощи как храм, как хранилище и источник божией благодати, которая может изливаться на всякого, кто обращается к нему с молитвой.

Как выглядят мощи святых?

Неверно мнение, что мощи – это исключительно тело, не подверженное тлению. Из чего состоят мощи святых и что значит мощи святых в православии — церковь разъясняет, что почитание мощей не связано с их нетлением, а только с наличествующей в них божьей силе, и отсутствие только телесного тления не является признаком святости.

  1. Во времена гонений Диоклетиана, мучеников за веру сжигали, отдавали зверям на растерзание, и поэтому верующими почитались любые останки – кости, пепел, прах.
  2. Императором Траяном святомученик Игнатий был брошен на растерзание зверям и остались от него только самые твердые кости, которые были благоговейно спрятаны почитателями.
  3. Священномученик Поликарп был зарублен мечом и после сожжен, но пепел и оставшиеся кости были бережно унесены верующими, как священный дар и залог благополучия

Было бы неправильно утверждать, что мощи существуют только в виде разрозненных костей.

  1. Когда были обретены мощи Сергия Радонежского, они оказались нетленны.
  2. У Матроны Московской была поговорка: «Держитесь за мою пяточку, и я приведу вас в царствие небесное». При обретении мощей Блаженной Матроны ее пятка оказалась не тронута тлением.

К лику святых причисляются только те праведники, на могилах которых совершаются многочисленные чудотворения, и только после открытия мощей можно увидеть, в каком виде они сохранились. Как свидетельствует Церковь, многие тела оказываются не тронутыми тлением, но ввиду отсутствия проявлений чудес, эти мощи святыми не признаются. На вопрос, как выглядят мощи, можно дать такой ответ — в широком смысле — это любые останки, в более узком – кости святых.

В чем хранятся мощи?

Что такое «обретение мощей»? Это обнаружение останков праведника и перенесение их в храм. Этот процесс сопровождается особым обрядом, а мощи помещают в специальный ящик, называемый «рака». Если мощи выставлены для почитания, они бывают облачены в парадные одежды, а сам ларец, в чем лежат мощи, изготавливается из ценных пород дерева, благородных металлов, как правило, в форме гроба. Его украшают, покрывают красивыми тканями. По большим праздникам раки выносят из храма. Небольшие раки называются ковчежцами или ларцами. Там находятся частицы мощей.

Чем отличаются мощи от частицы?

Древняя Церковь совершала таинство Причастия в катакомбах на мощах святых праведников. В конце VIII века было установлено, что богослужения могут проводиться только в той церкви, где есть мощи святых. С тех пор в храмах введены антиминсы – освященный плат с прямыми углами, с небольшим зашитым карманом, куда помещается частичка святых мощей. Антиминс должен находиться в алтаре любого православного храма обязательно.

Когда освящение церковного престола осуществляется епископом, там тоже должны быть святые мощи. Они располагаются в специальном ящике под престолом. Это означает, что все богослужения совершаются при прямом присутствии святых. Что такое частица мощей святого – это часть, отделенная от более крупных. Феномен частиц мощей в том, что не имеет значения, какого размера часть – и большая и малая, они одинаково несут в себе Благодать, которой наполнен праведник. Для того и разделяют мощи, чтобы как можно больше людей могло прикоснуться к Божественной Силе.

Что значит — мощи мироточат?

Мироточение известно уже давно. Ведутся ожесточенные споры — что такое миро от мощей. Это жидкость, неизвестным образом возникающая на святынях. Бывает прозрачная, густая, как смола или жидкая, как слеза. Может благоухать, бывает целебным. Анализы, проведенные в лабораториях, показывают, что миро — органического происхождения. В настоящее время мироточат мощи Киево-Печерской лавры, Мироточивые главы – черепа безымянных православных святых. Ученые пока не могут объяснить феномен Мироточивых глав.

Зачем поклоняться мощам?

Церковь утверждает, что Иисус воскрес и духовно, и телесно. Поэтому освящена не только душа, но и тело. Оно становится носителем Божественной Благодати и распространяет эту Благодать вокруг. Традиции поклонения мощам уже очень много лет. Седьмой Вселенский собор прямо говорит, что такое мощи — это спасительные источники, изливающие на достойных Силу Божью через Христа, который в них обитает. Ответ на вопрос — зачем прикладываться к мощам святых прост -посредством прикосновения к священным предметам, мы приобщаемся к Божественной Благодати.

Как правильно прикладываться к мощам святых?

К святым мощам люди прикладываются по разным причинам, кто-то ищет исцеления, кто-то просто хочет прикоснуться к святыне. В любом случае люди надеются на помощь, поддержку. Существует своеобразная инструкция, как прикладываться к мощам святых.

  1. При подходе к святыне нужно дважды поклониться, можно сделать земной поклон. Никогда нельзя задерживать людей, поэтому, прежде, чем поклониться, нужно убедиться, что нет очереди.
  2. Женщины должны быть без косметики.
  3. После поклона можно перекреститься и прикоснуться к раке.
  4. Прочитать молитву, обратиться к святому. Можно попросить совета, рассказать о своей беде, прикосновение к святому предмету – это еще один способ обратиться к богу.
  5. Еще раз перекреститься, поклониться и отойти.

Что просить у мощей?

Люди часто прибегают к помощи святых. На земле всегда есть болезни, страдания. Даже богатый человек, живущий в роскоши, не зная голода, смертен, подвержен унынию и страху. Где найти защиту и утешение, если вокруг такие же люди со своими страхами. В церкви человек может получить успокоение, помощь в своей духовной бедности, укрепление в добродетели. Зачем нужны мощи святых – в них присутствует Благодать, которой они делятся с нами, ведь мертвые святые исцеляют, изгоняют наших демонов. Прикасаясь к святым мощам, мы напрямую соприкасаемся с Божественной силой.

 

Что такое мощи? — Православный журнал «Фома»

Говорят, что христиане поклоняются трупам, но при этом сами называют их странным словом «мощи». Например, когда в Россию привозили мощи святителя и чудотворца Николая — очередь стоит в несколько километров. Слайды «Фомы»: разбираемся.

01

Что это?

Мощи — это останки святых. Мощи становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, — благодати. Почитая их, христиане верят не в «могущество» или силу самих по себе останков, а в молитвенное ходатайство святых, мощи которых находятся перед ними.

02

Как выглядят мощи?

По-разному — это может быть высохшее тело, кости, мышцы, волосы, зубы, сухожилия, отдельные части тела разной степени сохранности. Иногда это может быть прах — тела мучеников часто сжигали, но верующие все равно собирали то, что оставалось.

03

Кто сказал, что их нужно почитать?

Постановление VII Вселенского собора (787 год):

«Будем же ныне делать со страхом Божиим, прося ходатайства непорочной Владычицы нашей, воистину Богородицы и Приснодевы Марии, святых ангелов, всех святых; будем лобызать честные останки их для того, чтобы получить от них освящение».

04

Что говорит Библия?

О святых мощах говорится уже в Ветхом Завете:

«И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13:20-21) — мертвец ожил от прикосновения к костям Елисея.

05

Если есть мощи, человек святой?

Не всегда. Наличие мощей — не единственный повод для канонизации. Они могут быть дополнительным аргументом, но основной причиной — нет. О святости человека в первую очередь говорят его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам.

06

Где и как хранят мощи? (Рака)

Рака — гроб из дерева или металла, в котором хранят мощи. Часто украшается резьбой или драгоценностями, стоит в храме.

07

Где и как хранят мощи? (Ковчежец)

Ковчежец — небольшой ящичек с частью мощей святого или нескольких святых. Иногда вместе с мощами в него кладут реликвии, связанные с жизнью святого (например, нательный крест или одежду). Может храниться дома.

08

Где и как хранят мощи? (Мощевик)

Мощевик — маленький сосуд для части мощей. Как правило, мощевик крепят к иконе святого для поклонения. Иногда в качестве мощевика используют панагию архиерея, священнический или нательный крест.

09

Где и как хранят мощи? (Антиминс)

Антиминс — четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, — всегда есть на престоле в алтаре любого православного храма. На нем совершает таинство Евхаристии. Со времен раннего христианства оно совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это таинство также совершается на святых останках.

10

Для чего мощи разделяют на частицы?

Чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к святыне. Само по себе тело святого — не источник исцеления и чудес. Источник — сила Божия, которая в нем живет. Эта сила неделима.

11

Если я не верю?

Тот же VII Вселенский собор постановил извергать из сама епископов и клириков, отвергающих мощи. Мирян и монахов в этом случае отлучают от Церкви

что это такое, значение в православии и почитание, как их делают и зачем разделяют, история и традиции, особенности и места хранения

О мощах истинно праведных христиан каждый православный слышал с детства, но что это такое, для чего и нужно ли для верующих знает далеко не каждый. Далее возникают вопросы, как к ним обращаться за помощью, и где хранятся мощи святых.

Мощи святых, в чем их уникальность

Тело после смерти праведного человека превращается в останки, их называют мощами. Мощь — сила, так называли кости в древности, подчеркивая крепость основной части некогда живого тела.

Святые мощи — это останки глубоко верующих людей, причисленных к лику небожителей, которые еще при жизни совершали дела, богоугодные Творцу. Они наделены огромной силой благодати.

Многие прихожане, особенно лично знавшие истинно верующих посланников Божьих, творивших чудеса, в том числе исцеления, отмечаю, что после смерти их мощи помогают приходящим к ним с просьбами.

Поклонение мощам

Православная Церковь почитание мощей святых приняла в 787 году Вторым Никейским собором. С этого времени в Церковных уставах появилось учение, по которому мощи причисляются к носителям благодати и их следует хранить и почитать.

Причин установления, казалось бы, такого странного обычая почитания мощей несколько.

  1. Православные верующие могут наглядно увидеть, что жившие праведной жизнью люди, причислены к лику святых и их мощи не тлеют.
  2. В мирской жизни люди поклоняются бюстам, памятникам великим людям в истории человечества, православные верующие имеют наглядный пример для подражания в виде жизни верных Господу христиан.
  3. Церковь утверждает, что во время молитв незримо присутствует и святой, чьи мощи хранятся в храме.

Если в храме нет хотя бы части святых останков, в нем не проводится Таинство Евхаристии.

Мощи — носители сил благодати, это является одним из оснований глубоких догматов православной церкви, стоящими на Воплощении и Искуплении.

Как выглядят святые останки

По человеческим понятиям к останкам относится либо скелет умершего человека, либо его нетлеющее тело. Это глубокое заблуждение. Многие святые умерли мученической смертью, кого-то сожгли, и остался только пепел, а некоторых растерзали львы, не тронув только определенную часть тела.

Святые мощи — это разные части тела, кости или пепел.

Святые мощи

К святым останкам относятся и нетленные тела, самые узнаваемые из них:

Важно! По нововведению седьмого века богослужение в храме можно проводить только там, где хранятся мощи святого, который незримо покровительствует храму и его прихожанам.

Почему не хоронят мощи святых и как их сохраняют

Останки, обладающие чудодействующей силой, не хоронят, а сохраняют в храмовых раках, специальных ящиках, сделанных из дорогого дерева и искусно отделанных резьбой, золотом и камнями. Перенесение останков из места захоронения по церковному обычаю называется обретение мощей.

На престольные и большие церковные праздники рака выставляется напоказ, чтобы каждый человек мог почтить почившего святого и получить от него силу благодати.

Открытая рака с мощами

Порой святые останки разделяют на несколько частей, чтобы в каждом храме была своя часть мощей.

Церковь подчеркивает, что святость не в самих мощах или их части, а в благодати, исходящей от них.

Нетленные тела — миф или действительность

Нетленные тела святых, испускающие благовоние, ставят и поныне в тупик науку и многих ученых. Ведь по законам Церкви бальзамирование людей запрещено, а тела святых после смерти издают благоприятные запахи, при этом каждое тело пахнет по-особенному.

Египетских фараонов бальзамируют специальными составами, а они все равно издают зловонные запахи. Проведенные исследование показали, что у святых меняется структура тела, так что без Божьего вмешательства такое невозможно.

Церковь в этом явлении видит будущее воскресение людей, как обещано в Библии. Не все святые остались нетленными, но особая благодать дарована останкам святителя Спиридона Тримифунтского и преподобного Александра Свирского.

Мощи преподобного Александра Свирского.

Святая Матрона — одни из почитаемых в России останков

При жизни Матронушка, как ее ласково называют почитатели, была простой слепой крестьянкой, но очень любящей Бога. Жители окрестных мест заметили, что по молитвам Матроны происходят чудеса. Как говорится в поговорке, не зарастала к ней народная тропа. Не могла народная прорицательница отказать людям в молитве даже тогда, когда заболела, и помогала просящим до самой смерти.

Хранителем мощей св. Матроны стал Московский православный монастырь, куда по-прежнему съезжаются люди, чтобы попросить Матрону:

  • стать заступницей перед Богом в решении спорных вопросов;
  • даровать исцеление;
  • устроить бизнес;
  • освободить от проклятия бесплодия.

Часто приезжаю паломники с просьбами помочь найти что-то или кого-то, пропавших без вести людей.

Молитвы святой Матроне Московской:

Перед тем, как подойти к раке святой Матроны, люди должны пройти небольшое обучение. Нельзя подходить к святым мощам в верхней одежде, ее оставляют извне, вместе с другими вещами и сумками. Можно нести к святой покровительнице только цветы, ними укрыта вся рака.

Святая Матрона

Прочитав специальную молитву, нужно два раза перекреститься и столько же поклониться глубоким поклоном, руками касаясь земли, только после этого можно целовать священный ящик. После чего повторить обряд наложения креста и поклоны.

Молитва Матроне Московской

О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи.

Призри ныне милостивным твоим оком на нас, грешных, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши нас, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По свидетельству людей, побывавших у святой Матроны, ответ чувствуется сразу, если просящий уходит с миром, все будет хорошо. В случае тревоги на сердце, просьба отклонена по причине ненужности или не несущей добра.

Истории похищения мощей

Веруя в великую силу благодати святых останков, ими старались завладеть все. История Церкви хранит несколько свидетельств о похищении мощей. Ярким свидетельством такого действия является история Николая Угодника, который первоначально был похоронен в Мир Ликии.

Могила Николая Чудотворца

Моряки всех стран почитают святого Николая своим покровителем, как в прошлые времена, так и сейчас. Барийские мореплаватели в один из заходов в Мир Ликийский порт зашли в храм, где хранились мощи Угодника, связали монахов и выкрали часть мощей, которые были разделены на части и перевезены в разные страны:

  • Францию;
  • Италию;
  • Византию.

Подверглись похищению и мощи апостола Марка, их доставили в Венецию, похитив в Александрии. Из Константинополя на остров Корфу была перевезено тело Спиридона Тримифунтского.

Еще о святых мощах:

Как православной, католической церковью на уровне научных исследований, так самими христианами проводятся исследования подлинности останков. Ярким примером тому служит случай с обретением Церковью останков Серафима Саровского, которые были выкрадены атеистами и хранились в музее атеизма.

Для исследования достоверности была создана специальная комиссия из историков, историков, биологов, подтвердившей, что найдена действительно христианская ценность — мощи преподобного Серафима Саровского.

Важно! Почитание святых мощей Православной Церковью не является случайным, оно основывается на коренных истинах веры и силе благодати, исходящей из останков верных до смерти Иисусу Христу людей.

Люди, верующие в то, что святость души переносится на тело, должны относиться к святым мощам, как примеру подражания. Только верность спасителю, жизнь по Его канонам с благоговением и почитаем Троицы, Богоматери и всех святых дарует вечную жизнь не только душе, но и останкам.

Творец помогает тем, кто ищет встречи с Ним через посты и молитвы. Поклонение мощам без благоговения перед Спасителем является идолопоклонством, что есть большой грех.

Протоиерей Владимир Головин — В чем сила святых мощей?

Мощи — это… Что такое Мощи?

тела святых христианской церкви, оставшиеся после их смерти нетленными. Почитание М., как святыни, ведет свое начало от самых первых времен христианства. В века гонений христиане употребляли все средства для того, чтобы получить в свое обладание тела мучеников, и места погребения их становились святилищами, где отправлялось христианское богослужение. М. св. Игнатия Богоносца, пострадавшего при Траяне, считались «неоцененным сокровищем», ради «благодати, обитавшей в мученике». Язычники боялись, что мученики сделаются богами христиан, и потому стали тела их сжигать или бросать в море. Когда тело св. Поликарпа, епископа смирнского, было сожжено мучителями, христиане, с большими затруднениями, собрали его кости, как «сокровище, более ценное, чем все драгоценные камни и золото».


Луитпранд, король лангобардский, заплатил большую сумму, чтобы получить М. блаж. Августина. Руфин свидетельствует, что подобным образом поступили христианские общины, чтобы получить М. св. Иоанна Предтечи. Григорий Неокесарийский (III в.) установил праздники в память мучеников и их М. в своей епархии разместил по разным местам, куда христиане собирались для богослужения в дни их памяти. На Западе папа Феликс (269 г.) постановил, чтобы, «согласно древнему обычаю», литургия совершалась не иначе, как на М. мучеников. Пятый карфагенский собор (прав. 10) постановил, чтобы ни один храм не строился иначе, как на М. мученика, которые полагались под алтарем. На Востоке первые базилики были построены на могилах мучеников, над их М. Этот обычай вошел в общее правило. На Западе, после IV в., М. обыкновенно полагались либо при входе в храм, чтобы каждый входящий мог воздать им чествование, либо по ту или другую сторону алтаря. М. находились даже в домашних церквях, помещались частицами в крестах, запрестольных и напрестольных, также в энколпиях (см. Крест). Случалось, что города спорили между собой о праве владеть М. святого (напр. Тур и Пуатье — о М. св. Мартина). В настоящее время каждый православный храм имеет М. того или другого святого. Смысл этого всеобщего и непрерывного, почти от начала церкви, чествования М. выяснен целым рядом знаменитейших отцов церкви восточной и западной (Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Златоуст, Амвросий, Иероним и особенно Августин, Кирилл Александрийский, Исидор Пелусиот, Геннадий Массилийский, Иоанн Дамаскин). Оно основывается на учении Св. Писания о высоком предназначении христианских тел, как храмов Духа Св., к участию, вместе с душами, в бессмертии; на общей уверенности в святости, во время жизни тех, чьи М. чтятся; более же всего — на чудесах, совершавшихся на глазах у всех, при посредстве мощей. Чтятся М. «благочестиво, но не боголепно» — в том же смысле, в каком чтятся иконы. Учение о почитании М. утверждено VII вселенским собором (прав. VII), определившим, что епископ, который освятит храм без М., подлежит извержению. В западной церкви в средние века развилась обширная литература в защиту почитания М., вызванная ересями альбигойцев, павликиан, богомилов, вальденсов, виклефитов и др. Восточная церковь формулировала свой взгляд на этот предмет в «Ответе восточных патриархов лютеранам» (рус. перевод, М., 1846 г.), в котором предаются анафеме как те, которые воздают М. честь приличную одному Богу, так и те, которые не чтут М., как учит церковь.

Н. Б — в.

Что такое мощи святых и почему их почитают?

Многие ученые изучали феномен нетления мощей, но так и не пришли к единому мнению, почему это происходит. Церковь всегда была уверена в их подлинности. Мощи являются одним из ярких доказательств истинности веры, подтверждением любви Господа ко всем людям.

Традиция почитания мощей

Мощи Победоносца Георгия в КоломнеФото: Kpds.ru

Исторически традиция почитания мощей святых связана с представлениями верующих об обожении человека, которое начинается еще в физическом бренном мире. Если плоть наполнена Святым Духом, то когда душа покидает тело, она все равно сохраняет святость.

Свидетельства об этом можно найти еще в ветхозаветной Книге Царств, что подтверждает, что об этом было известно задолго до прихода Спасителя на землю. В ней рассказывается, как человек, который умер, воскрес после прикосновения к мощам пророка Елисея.

Во времена Нового Завета у христиан появилась возможность получить дополнительный опыт, подтверждающий, что Святой Дух способен действовать через вещи, принадлежащие святым людям. В апостольских Деяниях упоминается о том, как больные выздоравливали, освобождались от злых духов после того, как прикасались к платкам апостола Павла.

Святой Дух и нетленные мощи

Десница святителя Спиридона ТримифунтскогоФото: Eparhia-saratov.ru

В истории христианства достаточно много свидетельств того, как Святой Дух оказывал благодатное действие через нетленные мощи святых. Сами мощи являются не только отсылкой к пророчеству из Ветхого Завета о том, что тело святого не увидит тления, но и подтверждением того, что в будущем состоится всеобщее воскрешение мертвых и вечной жизни.

В раннем христианстве верующие, рискуя собственной жизнью, так как подвергались гонениям со стороны властей, собирали останки мучеников, чтобы с благоговением хранить их в святых местах. Многие древние христианские церкви, открывавшиеся в то время, получали мощи, становившиеся их главной святыней.

Эта тенденция сохраняется до наших дней. Во всех крупных православных храмах имеются мученические мощи для совершения Божественной Литургии. Священнослужители отмечают, что почитание мощей – яркое и важное основание для молитв, которые возносят верующие к почитаемым святым. Это возможность обратиться за помощью в трудную минуту, испросить спасения и поддержки у Господа. Анализируя данный религиозный опыт, участниками VII Вселенского Собора было принято решение считать мощи источниками спасения, способными осенять Божьей благодатью нуждающихся.

Митрополит Антоний (Паканич) подчёркивает, что прихожанин поклоняется мощам не так, как Богу. Однако испытывает при этом перед ними душевный трепет, относится к ним, как к ценным сосудам, содержащим Святой Дух. Истинное почитание мощей святых в вознесении к ним молитвы, ведении праведной жизни, которая бы соответствовала стандартам праведности, заданным святыми.

Разделение мощей

Мощи Николая Чудотворца в БариФото: Pravmir.ru

Участники VII Вселенского Собора также указали: источником чудес и исцеления является не само по себе тело святого, а Божья сила, остающаяся после его смерти. Отсюда появилась практика выделение небольших частиц мощей. Она основана на представлении, что данная сила является неделимой, нисколько не уменьшается, если мощи разделить.

Даже если прикоснуться к крошечной частице мощей святого, человек будет осенен Божьей благодатью в той же полноте, если бы прикоснулся к мощам целиком. Благодаря этому, удается максимально увеличить число людей, которые получают возможность прикоснуться к чудотворным мощам, ощутить на себе Божью Силу.

Те, кто поражается существованию данной традиции, не осознает, что в действительности происходит во время любой литургии. Когда священнослужитель разделяет Тело Христово, предваряя Таинство Причастия, он опускает его частицы в Чашу. В результате прихожане вкушают не частицу Спасителя, а принимают Сына Божьего целиком в свою жизнь. Более того, они сами становятся после этого Таинства частью неделимого и единого Тела Христова.

Иоанн Златоуст о разделении мощей

Иоанн ЗлатоустФото: Simvolik.ru

Разделять мощи святых и праведников было принято более тысячи лет назад. В IV столетии Иоанн Златоуст писал, что мощи являются неисчерпаемыми сокровищами, которые несравненно ценнее любых земных богатств.

В качестве доказательства он говорил о том, что после их разделения на части значение каждой частицы не только не уменьшается, а возрастает.

Это свойство, присущее многим духовным вещам, которые после разделения не уменьшаются, а их значение только увеличивается.

Сохранение мощей

Мощи равноапостольного князя ВладимираФото: Kamensk-eparhiya.ru

На заре христианства святыни часто приходилось скрывать, они терялись и обретались вновь. Известно о существование мощей, остающихся нетленными на протяжении столетий (например, мощи, принадлежащие святителю Спиридону Тримифунтскому, жившему в III-IV веках).

Чем более известен святой, тем большее количество храмов и церквей желает иметь у себя частицу его мощей. Однако после смерти некоторых святых мощи не оставались. Особенно часто это происходило во времена раннего христианства, когда верующие подвергались гонениям. Из-за этого мучеников, не отказывавшихся от веры в Бога и Иисуса Христа, убивали. Тела их топили в воде, сжигали или уничтожали другим способом.

При необходимости мощи или их частицы переносят из одного храма в другой в соответствии с определенным порядком. Для этого требуется направить запрос епископу, например, чтобы отделить часть мощей для нового храма. Если такая возможность существует, частицы отделяют, направляя вместе с доверенным священником.

Мощи равноапостольного князя Владимира Загрузка…

Что такое нетленные святые мощи? | Общество

В русской традиции словом «мощи» принято называть то, что в греческом и латинском языке означает не что иное, как останки умершего человека. Не имеет значения, какие это останки: кости, иссохшая плоть, прах и даже пепел. Эпитет «нетленные» говорит не о полной сохранности тела почившего, а о том, что некоторые оставшиеся части (порой очень малые, а порой и целое тело) не исчезли, не истлели. Большей частью приходится говорить о нераспавшихся костях. Для христиан понятие «святые нетленные мощи» означает сохранившиеся останки почившего христианина, прославленного Церковью в лике святых, то есть человека, чья вера во Христа и нравственная жизнь, чье исполнение заповедей Божьих достойны подражания.

В православной традиции никогда не было практики как-то связывать степень нетленности останков и святость жизни человека. Человек признается святым не потому, что его тело после погребения сохранилось, а потому, что он как христианин честно и глубоко жил по своей вере, потому, что Бог прославил его перед людьми через разного рода свидетельства, в том числе и через чудеса. Есть святые угодники Божии, тела которых не сохранились вообще, есть же те, чьи тела сохранились фактически полностью, к примеру, епископа Белгородского Иоасафа, жившего в 18 веке и прославленного в лике русских святых в 1911 году.

Почему в славянской, а впоследствии русской традиции, стало употребляться слово «мощи», до конца не ясно. Ясно, что оно происходит от слов «мощь», «сила». Наиболее распространены два пояснения: анатомическое и богословское. Анатомическое, по-моему натянутое, говорит, что в старину мощь и сила человека тесно связывалась с крепостью его костей, а поскольку большей частью именно они (кости) и оставались неистлевшими, то останки получили наименование мощей. Богословское объяснение для меня более понятно, оно говорит, что мощи указывают, что через нечто очень хрупкое, через то, что осталось после смерти, действует Бог, действует сила Божия, ради свидетельства об умершем как об истинном ученике Христовом и ради помощи нуждающимся по молитвам святого.

Смотрите также: История матери Терезы Калькуттской >>>

Немного богословия


Самый трудный вопрос в том, что означает для христиан почитание мощей. Насколько можно судить, ни античная традиция, ни ветхозаветная не знали аналогичного христианскому культа почитания могил и останков умерших. Более того, дохристианская религиозная история знает много примеров отношения к телам умерших и останкам как к нечистоте, к скверне, требовавшего религиозных ритуалов очищения тех, кто так или иначе соприкасался с покойниками.

Вера во Христа Спасителя, христианский взгляд на человека внесли в общую для древнего мира картину исключение. Новый Завет наполнен надеждой на исцеление от смерти, в свое время это отражалось даже в том, что цветом траура у христиан был белый — цвет чистоты и радости. К телам умерших возможно относиться только с почтением, благоговением и почитанием. Иначе и быть не может. Христиане верят, что Бог во Христе стал человеком, не призраком и не «заселенцем» в кого-то на время (наподобие разных духов из фильмов ужасов). Иисус родился от Девы Марии и вырос, как и каждый из нас. По свидетельствам Его друзей и учеников, отраженных в Евангелиях, Христос жил среди людей более тридцати лет, три последние года проповедовал среди Израильского народа, возвещая пришествие Мессии-Спасителя, учил Своих последователей жить по вере в Бога, заботился о многих людях, лечил и утешал их. По собственному пророчеству Иисус был арестован, избит, распят на кресте. После чего умер и на третий день воскрес.

Иисуса Христа нельзя представить вне Его собственного человеческого тела. Так же и каждого человека. Всякое тело, даже мертвое, остается творением Бога, и пусть оно искажено смертью, но не позволит же Господь ему остаться в этом состоянии навсегда. Христиане уверены, что Он восстановит, воскресит всех в той славе, которую Он задумал для человека от создания мира.

Как бы к сказанному не относиться, аналогичных свидетельств о ком-то другом, такого же учения, как предлагает евангелие, не было и нет. Все дело именно в отношении к человеку, который только тогда человек, когда целостен, когда может проявлять себя в триединстве духа, души и тела. Тело для христиан не оболочка, а неотъемлемая возможность проявлять себя в этом мире, проявлять себя по отношению к другим людям.

Человек — это сложное существо, без тела он не человек. Быть человеком по Божьему замыслу — быть им навсегда. Родиться однажды — значит войти в бытие навечно. Христос Своим воскресением показал, что только в целостности можно войти на небеса к Отцу Небесному. Значит, тело умершего — это нечто очень дорогое и таинственное, это то, что так же причастно Богу, как и душа и дух.

В чем смысл почитания мощей, что это значит?

В первых христианских общинах по-особому, с большим почтением, относились к останкам христиан и местам их захоронения. Особенно выделялись мученики за Христа, те, кто отдали за свою веру самое дорогое, что у них было — жизнь, и тем стали свидетелями, что Христос победил смерть. И телам и могилам мучеников воздавалось должное почтение. Свидетельство мучеников о торжестве жизни во Христе было столь сильным, что на их могилах даже стали строить первые церкви. Впоследствии, в византийский период церковной истории, произошло формирование и закрепление православного культа почитания мощей. Мощи стали святынями. О святынях я писал отдельно и поэтому тут ограничусь лишь тем, что имеет отношение именно к мощам.

Итак, первый смысл христианского почитания останков христиан — святых мощей — в том, что воздавая должное почтение могиле и останкам, мы воздаем почитание, уважение и любовь к почившему. А как это делать, если не через некоторые всем интуитивно понятные и известные ритуалы: поклоны, целования, молитву, обращенную к почившему святому. Но надо помнить увещевание, которое оставил нам еще в 4 веке известный святой, блаженный Иероним Стридонский — что христиане не боготворят останки мучеников и не служат творению более чем Творцу.

Второй смысл в том, что останки святых имеют серьезное религиозно-нравственное воздействие на человека, как напоминание о личности и жизни святого. В свое время один из величайших учителей Церкви, Иоанн Златоуст, говорил: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и уходит отсюда, сделавшись иным человеком».

Третий смысл почитания святых мощей происходит из православного учения о мощах как носителях Божьей благодати. Благодать всегда дается лично и конкретно, ибо Раздающий — Сам Бог — Живая Личность, откликающаяся на конкретные нужды. Христиане верят, что в том числе и через мощи святых Сам Бог дает им свою благодать, Сам Бог касается их души и тела, исцеляя, врачуя, вразумляя, укрепляя. Еще в 4 веке об этом писал сирийский христианин, прославившийся аскетической пустынной жизнью, Ефрем Сирин: «и по смерти действуют мученики, как живые. Исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святого Духа».

Тут, правда, следует указать на некоторые недоразумения. Известно народное поверие: все, что прикоснулось к мощам — святыня. От него пошел обычай уносить с собой землю с могилы святого. Это типичная народная магия. Для христиан благодать Божия, Божья сила — это, конечно, не «магнетизм», это личное Божье участие в жизни человека по любви.

Четвертый смысл почитания святых мощей в том, что оно является видимой формой незримого личного общения со святым в молитве. Тут нет ничего странного. Христиане настаивают: любовь побеждает смерть, дает возможность обращаться к умершему (ведь как богоподобная личность все бессмертны), вести с ним диалог. Человек — целостное существо; молитва дополняется почитанием того, что осталось от святого, не только его гробницы или тела, но и одежды.

В наше время сложилась традиция тесной связи мощей с богослужебной жизнью православных общин. Мощи в некотором роде не менее важны для богослужения, чем иконы. В определенном смысле мощи святых являются как бы залогом или свидетельством их соучастия в наших молитвах. Кроме этого, в знак преемства, в память о пролитой за Христа крови, в память о традиции строительства храмов над могилами мучеников, частички мощей обязательно присутствуют в каждом православном храме и даже вшиваются в специальный плат (именуемый по-гречески «антиминс»), на котором совершается Таинство Причастия.

Смотрите также:

Что такое мощность? | Учитель статистики

Анджела Л.Э. Уолмсли и Майкл С. Браун, Университет Конкордия, Висконсин,

Для многих учителей вводной статистики понятие мощности часто не используется. Во многих случаях этого вообще избегают. Фактически, многие преподаватели Advanced Placement (AP) избегают этой темы, когда преподают тесты значимости, согласно Флойду Булларду в «Сила в тестах значимости». Тем не менее, власть является важным понятием, которое следует понимать потребителю исследований, независимо от того, в какую область или профессию студент может войти, став взрослым.Следовательно, обсуждение власти должно быть включено во вводный курс.

Чтобы обсудить и понять власть, нужно четко понимать концепции ошибок типа I и типа II. В весеннем выпуске журнала Statistics Teacher Network Дуг Раш (Doug Rush) обновляет информацию об ошибках типа I и типа II (включая мощность и размер эффекта), но вкратце ошибка типа I отвергает нулевую гипотезу в пользу ложной. альтернативная гипотеза, а ошибка типа II не может отвергнуть ложную нулевую гипотезу в пользу истинной альтернативной гипотезы.Вероятность ошибки типа I обычно называется альфа, а вероятность ошибки типа II обычно называется бета.

Теперь к власти. Многим ученикам необходимо познакомиться с различными точками зрения на определение власти. Буллард описывает несколько способов правильно интерпретировать власть:

  • Степень — это вероятность отклонения нулевой гипотезы, когда на самом деле она ложна.
  • Степень — это вероятность принятия правильного решения (отклонения нулевой гипотезы), когда нулевая гипотеза ложна.
  • Мощность — это вероятность того, что проверка значимости обнаружит присутствующий эффект.
  • Мощность — это вероятность того, что проверка значимости обнаружит отклонение от нулевой гипотезы, если такое отклонение существует.
  • Мощность — это вероятность избежать ошибки типа II.

Проще говоря, мощность — это вероятность не совершить ошибку типа II, согласно Нилу Вайссу в Introductory Statistics .

Математически степень 1 — бета.Мощность проверки гипотез составляет от 0 до 1; если степень близка к 1, проверка гипотезы очень хороша для обнаружения ложной нулевой гипотезы. Бета обычно устанавливается на 0,2, но исследователи могут установить меньшее значение.

Следовательно, мощность может быть всего 0,8, но может быть выше. Степень ниже 0,8, хотя и возможна, обычно считается слишком низкой для большинства областей исследований.

Буллард также утверждает, что на мощность влияют следующие четыре основных фактора:

  1. Уровень значимости (или альфа)
  2. Объем выборки
  3. Вариабельность или дисперсия измеряемой переменной отклика
  4. Величина влияния переменной

Мощность увеличивается, когда исследователь увеличивает размер выборки, а также когда исследователь увеличивает размер эффекта и уровни значимости.Существуют и другие переменные, которые также влияют на мощность, включая дисперсию ( σ2 ), но мы ограничим наш разговор отношениями между мощностью, размером выборки, размером эффекта и альфа для этого обсуждения.

На самом деле исследователь хочет, чтобы ошибки типа I и типа II были небольшими. С точки зрения уровня значимости и мощности, говорит Вайс, это означает, что нам нужен небольшой уровень значимости (близкий к 0) и большой уровень (близкий к 1).

Немного изложив концепцию силы, авторы пришли к выводу, что для учащихся наиболее важно понимать важность силы, связанной с размером выборки, при анализе исследования или исследовательской статьи по сравнению с фактическим вычислением мощности.Мы обнаружили, что студенты в целом понимают концепции выборки, дизайна исследования и основных статистических тестов, но иногда испытывают трудности с важностью силы и необходимого размера выборки. Таким образом, диаграмма на рисунке 1 представляет собой инструмент, который может быть полезен при ознакомлении с концепцией власти в статистике обучения аудитории или при необходимости углубить понимание методологии исследования.

Рис. 1 Инструмент, который может быть полезен при ознакомлении с концепцией власти в статистике обучения аудитории или при необходимости углубить ее понимание методологии исследования

Эта концепция также важна для учителей в плане развития их собственного понимания статистики.Этот инструмент может помочь студенту критически проанализировать, имеет ли исследование или статья, которую они читают и интерпретируют, приемлемую мощность и размер выборки для минимизации ошибок. Вместо того, чтобы концентрироваться только на результате со значением p , который так часто был в центре внимания, эта диаграмма (и примеры ниже) помогают учащимся понять, как рассматривать мощность, размер выборки и размер эффекта в сочетании с p. -значение при анализе результатов исследования. Мы рекомендуем использовать эту таблицу, чтобы помочь вашим ученикам понять и интерпретировать результаты, когда они изучают различные исследования или методологии.

Примеры применения диаграммы

Представьте себе шесть вымышленных примеров исследований, каждое из которых проверяет, может ли новое приложение под названием StatMaster помочь учащимся изучать статистические концепции лучше, чем традиционные методы. Каждое из шести исследований проводилось с участием старшеклассников, сравнивая утренний класс AP Statistics (35 учеников), в котором было установлено приложение StatMaster, с дневным классом AP Statistics (35 учеников), которые не использовали приложение StatMaster. Результатом каждого из этих исследований было сравнение средних результатов тестов между утренними и дневными занятиями в конце семестра.

Статистическая информация и фиктивные результаты показаны для каждого исследования (A – F) на Рисунке 2, при этом основная информация выделена жирным курсивом. Хотя эти шесть примеров относятся к одному и тому же дизайну исследования, не сравнивайте сфабрикованные результаты различных исследований. Это шесть независимых вымышленных примеров, иллюстрирующих применение диаграммы.

Рис. 2 Шесть вымышленных примеров исследований, каждое из которых проверяет, может ли новое приложение под названием StatMaster помочь студентам изучить статистические концепции лучше, чем традиционные методы (щелкните, чтобы увеличить)

В исследовании Study A ключевым элементом является значение p , равное 0.034. Поскольку это значение альфа меньше 0,05, результаты статистически значимы, и мы можем остановиться на синем значке остановки в поле СТАРТ. Хотя в исследовании все еще существует риск ошибки типа I, этот результат не оставляет открытой возможности ошибки типа II. Другими словами, мощности достаточно для обнаружения различия, потому что они действительно обнаружили статистически значимое различие. Не имеет значения, что не производится вычисление мощности или размера выборки, если значение p меньше альфа.

В исследовании Study B сводные данные такие же, за исключением p — значения 0,383. Поскольку это значение больше, чем альфа 0,05, мы перемещаемся по диаграмме в большое среднее поле, чтобы проверить наличие или отсутствие приемлемой ошибки типа II. В этом случае соблюдены критерии верхнего левого поля (отсутствие размера выборки или расчета мощности), и поэтому отсутствие статистически значимой разницы может быть связано с неадекватной мощностью (или истинным отсутствием разницы, но мы не можем исключить недостаточную мощность).Нажимаем верхний левый красный СТОП. Поскольку недостаточная мощность — или чрезмерный риск ошибки типа II — возможна, сделать вывод об эффективности StatMaster статистически невозможно.

В исследовании Study C снова значение p больше альфа, что возвращает нас ко второму основному блоку. В отличие от исследования B, наличие желаемой мощности и расчета размера выборки позволяет нам избежать красного СТОП в верхнем левом квадранте, но степень 70% оставляет нам соответствие критериям верхнего правого красного СТОП.При мощности 70% наш порог потенциальной ошибки типа II составляет 30% (1-0,7), что выше традиционно приемлемых 20%. Возможность сделать статистический вывод относительно StatMaster затруднена из-за неприемлемо высокого риска ошибки типа II.

В исследовании Study D значение p по-прежнему превышает альфа, но — в отличие от исследования B и исследования C — исследование D имеет соответствующую мощность, установленную на уровне 80%. Это хорошая вещь. Задача состоит в том, чтобы размер выборки соответствовал этой 80% мощности.В исследовании D говорится, что для уверенности в 80% мощности требуется 40 человек в каждом классе, но в исследовании участвуют только 35 человек, поэтому мы нажимаем красный СТОП в нижнем левом квадранте. Поскольку желаемый размер выборки не был соблюден, фактическая мощность составляет менее 80%, что фактически оставляет нас в той же ситуации, что и в исследовании C — с риском чрезмерной ошибки типа II, превышающей 20%.

В исследовании Study E задачи более сложные. Имея значение p больше альфа, мы снова переходим к среднему большому квадрату, чтобы исследовать потенциал чрезмерной или неопределенной ошибки типа II.В этом случае достаточны мощность (80%), альфа (0,05) и размер выборки (35 в каждой когорте). Однако размер эффекта установлен на 50%.

Хотя изменение оценки на 50% было бы интересным, у него есть две проблемы. Во-первых, вполне вероятно, что предыдущие предложения курсов дают некоторую оценку производительности в отсутствие StatMaster, и — если предположить, что это даже отдаленно близко к среднему значению 85%, наблюдаемому в исследовании E — увеличение на 50% математически невозможно, что делает это непрактичный эффект размера.Во-вторых, размер выборки обеспечит достаточную мощность для обнаружения размера эффекта , по крайней мере, такого же размера, как желаемый размер эффекта, или больше, но не меньше . Рассмотрение уравнения ранее в этой рукописи дает математическое подтверждение этой концепции.

Таким образом, хотя размер эффекта в 50% был бы впечатляющим — в отсутствие статистически значимого результата — исследование E , а не наверняка имело бы достаточную мощность для обнаружения меньшего размера эффекта, даже если размер эффекта меньше . может быть интересно.Таким образом, мы остались у красного знака СТОП в правом нижнем углу.

Обратите внимание, что, в отличие от других красных знаков СТОП, этот пример требует субъективного суждения и менее объективен, чем три других пути к потенциально превышающей допустимой ошибке типа II. Как отмечалось ранее, это сложный и трудный для интерпретации сценарий, но он вполне правдоподобен (даже распространен) и поэтому включен для рассмотрения.

Наш последний пример — Исследование F, в котором мы можем перейти к блоку, описывающему размер выборки и мощность как приемлемые.Мощность (80%), желаемый размер эффекта (изменение 5%) и альфа (0,05) являются подходящими, и желаемый размер выборки (35 в каждой когорте) был соблюден, что привело нас к статистическому заключению, что отсутствие статистически значительный результат показывает, что разницы нет. Признайте, что вероятность ошибки типа II все еще существует, но она не превышает 1 — степень — или, в данном случае, 20% (1–0,8), — поэтому считается приемлемой.

В заключение мы призываем учителей познакомить с концепцией власти и ее важностью при оценке статистических исследований.Мы надеемся, что как примерные сценарии, так и блок-схема будут полезны как для учителей, так и для учащихся, поскольку они исследуют концепцию силы и ее связь с размером эффекта, размером выборки и уровнем значимости в целом.

.

Что такое электроэнергия | Ватт

Мощность — одно из ключевых понятий и единиц, связанных с наукой об электричестве, измеряется в ваттах, мощность — важный параметр.


Электроэнергия Включает:
Что такое мощность


Важным аспектом любой электрической или электронной схемы является связанная с ней мощность. Обнаружено, что при протекании тока через резистор электрическая энергия преобразуется в тепло. Этот факт используется электрическими нагревателями, которые состоят из резистора, через который протекает ток.Лампочки работают по тому же принципу, нагревая элемент так, что он светится добела и излучает свет. В других случаях используются гораздо меньшие резисторы и гораздо меньшие токи. Здесь количество выделяемого тепла может быть очень небольшим. Однако при протекании некоторого тока выделяется некоторое количество тепла. В этом случае выделяемое тепло представляет собой количество рассеиваемой электроэнергии.

Определение мощности

Вне зависимости от того, используется ли мощность в механической или электрической среде, определение мощности остается неизменным.Способ его обсуждения может немного отличаться, но, тем не менее, его определение и актуальность точно такие же.

Определение электрической мощности:

Электрическая мощность — это скорость в единицу времени, с которой электрическая энергия передается по электрической цепи. Это скорость выполнения работы.

С точки зрения электрической цепи, электрическая мощность — это скорость в единицу времени, с которой электрическая энергия передается по электрической цепи.

Из определения видно, что:

W = V Qt

А как:

Qt = Current, I

Подстановка:

W = V I

Где:
W = мощность в ваттах
V = потенциал в вольтах
I = ток в амперах
Q = заряд в кулонах
t = время в секундах

Что такое ватт: единица мощности

Единица измерения мощности — ватт, который обозначается символом W и назван в честь шотландского инженера Джеймса Ватта (1736–1819).

Определение ватта:

Ватт — это единица измерения мощности в системе СИ, определяющая скорость преобразования энергии, и она эквивалентна одному джоулю в секунду.

Ватт может быть определен в соответствии с приложением:

  • Электрическое определение ватта: Один ватт — это скорость, с которой выполняется работа, когда ток в один ампер I тока протекает через сеть, имеющую разность электрических потенциалов в один вольт, В.W = V I
  • Механическое определение ватта: один ватт — это скорость, с которой выполняется работа, когда скорость объекта поддерживается постоянной на уровне одного метра в секунду против постоянной противодействующей силы в один ньютон.

Как и многие другие единицы СИ, существуют кратные и подкратные, поскольку диапазон уровней мощности может варьироваться от незначительных уровней излучения, принимаемого на радиоантенны от далеких звезд, до огромных уровней, генерируемых крупными электростанциями.

Множители и субмножители ватт
Текущий Имя Аббревиатура
10 -15 Вт фемтоватт fW
10 -12 Вт пиковатт полувольт
10 -9 Вт нановатт нВт
10 -6 Вт микроватт мкВт
10 -3 Вт милливатт мВт
Вт Вт Вт
10 3 Вт киловатт кВт
10 6 Вт Мегаватт МВт

Часто помогает увидеть типичные уровни мощности различных элементов, которые упоминаются в связи с электронными и электрическими системами.

Некоторые примеры типичных уровней мощности приведены в таблице ниже.

Типичные уровни мощности различных электрических и электронных устройств и систем
Устройство Детали
Электрокамин Обычно 1 кВт на бар
Настольный компьютер обычно менее 100 Вт
Чайник Типичный 2.5 кВт
42-дюймовый ЖК-телевизор с плоским экраном ~ 100 Вт
Лампа накаливания бытовая до 150 Вт
Светодиодная лампа Domstic до 20 Вт

Расчетная мощность

Количество мощности, рассеиваемой в цепи, можно легко определить. Это просто произведение разности потенциалов или напряжения на конкретном элементе, умноженное на ток, протекающий через него.Другими словами, электрический огонь, работающий от источника питания 250 вольт и потребляющий 4 ампера тока, рассеивает 250 x 4 = 1000 ватт или 1 киловатт. Другими словами.

В некоторых случаях фактическое сопротивление элемента схемы может быть известно. Используя закон Ома (V = I x R), можно рассчитать мощность, если известно напряжение или ток. Например, известно, что напряжение сети составляет 250 вольт, а сопротивление элемента может быть известно 62,5 Ом.

Выполняя простую алгебру, можно найти очень полезные формулы:

W = V2R

.. а также . .

W = I2 R

Используя эти формулы, просто вычислить мощность, рассеиваемую на резисторе 62,5 Ом, когда на него подается напряжение 250 В

Power является одним из ключевых элементов многих электронных схем. Его можно использовать для указания уровня тепла, рассеиваемого в блоке или даже в отдельном компоненте, его можно использовать для определения потребляемой мощности, а также для определения количества энергии, генерируемой системой для передачи в следующий пункт.В этих и очень многих других областях мощность, измеряемая в ваттах, является ключевым параметром, который имеет большое значение.

Дополнительные основные понятия:
Напряжение
ток
Сопротивление
Емкость
Мощность
Трансформеры
RF шум
Децибел, дБ
Q, добротность

Вернуться в меню «Основные понятия». . .

.

Что такое мощность? | ChinaPower Project

То, как ChinaPower отвечает на эти вопросы, связано с нашей миссией по предоставлению широкой аудитории интерактивных инструментов, предназначенных для информирования дискуссий о мощи Китая. Конечно, есть и другие способы рассмотрения власти. Мы не стремимся предложить универсальное определение власти, а предлагаем описание того, как концепция власти соотносится с проблемами, исследуемыми ChinaPower.

Страны не существуют в изолированном пузыре.Они постоянно взаимодействуют (или предпочитают не взаимодействовать) с другими странами, многосторонними организациями и негосударственными субъектами как прямо, так и косвенно. Это постоянное взаимодействие требует, чтобы власть рассматривалась как нечто большее, чем совокупность ресурсов, таких как материальное богатство и промышленный потенциал, которые способствуют укреплению власти страны. Власть — это не просто ресурсы, которыми располагает страна. Ресурсы должны эффективно управляться и использоваться для обеспечения соблюдения интересов государства в рамках международной системы.

Power устанавливает параметры для каждого действия или набора действий между политическими образованиями. В этом смысле власть и политика взаимосвязаны. Возможности, доступные политикам, ограничены относительным распределением власти. Великие державы имеют больше возможностей для выбора политики, чем более мелкие. Как развивающийся региональный лидер и зарождающаяся глобальная держава, изучение силы Китая имеет решающее значение для понимания меняющейся природы глобальной политики.

Тогда что такое сила? Проще говоря, власть — это способность политических субъектов определять результаты в международной системе.Поскольку страны связаны между собой географической близостью, транснациональной торговлей, международными организациями или другими способами, достижение желаемого результата требует способности обусловливать поведение других.

Это формирование поведения зависит от контекста. Страна может обладать огромной экономической мощью, но ограниченной военной мощью. Точно так же региональный лидер может обнаружить, что его военная доблесть значительно упала за пределами своего географического соседства. Власть также различается по способу ее использования.Иногда результаты могут быть сформированы одним лишь влиянием. В остальных случаях нужна сила.

Понимание пересечения китайского влияния и возможностей может быть достигнуто путем изучения пяти широких категорий власти. Первые две категории — военная мощь и экономическое влияние — часто обсуждаются в международных отношениях. Три менее обсуждаемых фактора — уровень технологического прогресса, социальная стабильность и международный имидж — также имеют решающее значение при обсуждении власти. Эти пять взаимосвязанных векторов расширяют стандартное различие между жесткой и мягкой силой, позволяя ChinaPower разрабатывать вопросы, основанные как минимум на одной, а зачастую и на большем количестве из этих категорий.Учитывая подвижность власти, наши вопросы также исследуют связи между этими различными формами власти.

Как и любой другой стране, Китаю нужна сила, чтобы отстаивать свои национальные интересы. Мы намерены предоставить основу для изучения того, как китайское правительство использует влияние и возможности Китая для наращивания мощи Китая. ChinaPower предоставляет инструменты, анализ и мнения экспертов, необходимые для ответа на вопрос: «Что такое сила в контексте Китая?»

.

Что такое Power Apps? — Power Apps

  • 2 минуты на чтение

В этой статье

Power Apps — это набор приложений, служб, соединителей и платформы данных, который обеспечивает среду быстрой разработки приложений для создания пользовательских приложений для нужд вашего бизнеса. Используя Power Apps, вы можете быстро создавать настраиваемые бизнес-приложения, которые подключаются к вашим бизнес-данным, хранящимся или на базовой платформе данных (Common Data Service) или в различных сетевых и локальных источниках данных (SharePoint, Microsoft 365, Dynamics 365, SQL Server и т. Д.).

Приложения

, созданные с использованием Power Apps, предоставляют богатую бизнес-логику и возможности рабочего процесса для преобразования ваших ручных бизнес-процессов в цифровые, автоматизированные процессы. Кроме того, приложения, созданные с использованием Power Apps, имеют адаптивный дизайн и могут без проблем работать в браузере или на мобильных устройствах (телефон или планшет). Power Apps «демократизирует» процесс создания пользовательских бизнес-приложений, позволяя пользователям создавать многофункциональные пользовательские бизнес-приложения без написания кода.

Power Apps также предоставляет расширяемую платформу, которая позволяет профессиональным разработчикам программно взаимодействовать с данными и метаданными, применять бизнес-логику, создавать настраиваемые соединители и интегрироваться с внешними данными.

Для доп. Информации:

Power Apps для разработчиков и разработчиков приложений

Используя Power Apps, вы можете создавать три типа приложений: canvas , управляемый моделью и портал . Дополнительные сведения: Обзор создания приложений в Power Apps.

Чтобы создать приложение, вы начинаете с make.powerapps.com.

  • Power Apps Studio — конструктор приложений, используемый для создания приложений холста. Благодаря конструктору приложений создание приложений больше похоже на создание набора слайдов в Microsoft PowerPoint.Дополнительные сведения: Создание приложения из данных

  • Конструктор приложений для приложений на основе модели позволяет вам определять карту сайта и добавлять компоненты для создания приложения на основе модели. Дополнительные сведения: Создание приложений на основе моделей с помощью конструктора приложений

  • Порталы Power Apps Studio — это средство проектирования WYSIWYG для добавления и настройки веб-страниц, компонентов, форм и списков. Дополнительные сведения: Порталы Power Apps Studio anatomy

Готовы превратить свои идеи в приложение? Начните здесь: планирование проекта Power Apps

Power Apps для пользователей приложений

Вы можете запускать приложения, созданные вами или кем-то другим, созданным и предоставленным вам, в браузере или на мобильных устройствах (телефоне или планшете).Дополнительные сведения: Поиск и запуск приложений

Power Apps для администраторов

Администраторы

Power Apps могут использовать центр администрирования Power Platform (admin.powerplatform.microsoft.com) для создания сред и управления ими, получения в реальном времени рекомендаций по самопомощи и поддержки для Power Apps и Power Automate, а также для просмотра Common Data Service. аналитика. Дополнительная информация: Администрирование Power Platform

Power Apps для разработчиков

Разработчики — это производители приложений, которые могут писать код для расширения возможностей создания и настройки бизнес-приложений.Разработчики могут использовать код для создания данных и метаданных, применять логику на стороне сервера с помощью функций, подключаемых модулей и расширений рабочего процесса Azure, применять логику на стороне клиента с помощью JavaScript, интегрироваться с внешними данными с помощью виртуальных сущностей и веб-перехватчиков, создавать настраиваемые соединители и встраивайте приложения в свой веб-сайт для создания интегрированных решений. Подробная информация:

Power Apps и Dynamics 365

Приложения

Dynamics 365, такие как Dynamics 365 Sales, Dynamics 365 Customer Service, Dynamics 365 Marketing, также используют базовую платформу данных (Common Data Service), используемую Power Apps для хранения и защиты данных.Это позволяет создавать приложения с использованием Power Apps и Common Data Service непосредственно на основе ваших основных бизнес-данных, уже используемых в Dynamics 365, без необходимости интеграции. Дополнительные сведения: Dynamics 365 и Common Data Service

Попробовать Power Apps бесплатно

Вы можете попробовать Power Apps бесплатно, подписавшись на 30-дневную пробную версию или план сообщества.

Приобрести Power Apps

Если вы решили приобрести Power Apps, см. Подробную информацию здесь: Приобретите Power Apps.

Power Apps Планы правительства США

Power Apps для правительства США состоит из нескольких планов для правительственных организаций США по удовлетворению уникальных и постоянно меняющихся требований государственного сектора США. Среда Power Apps GCC обеспечивает соответствие федеральным требованиям к облачным службам, включая FedRAMP High, DoD DISA IL2, и требованиям для систем уголовного правосудия (типы данных CJI). Дополнительные сведения: Power Apps для правительства США

.