Содержание

Святой мученик Иустин Философ | Православный церковный календарь на каждый день

Святой мученик Иустин Философ родился в Сихеме – древнем городе Самарии. Родители Иустина, греки, были язычниками. Святой с детства отличался глубоким умом, любовью к наукам и горячим стремлением к познанию Истины. Он в совершенстве изучил различные направления греческой философии: стоиков, перипатетиков, пифагорейцев, платоников – и убедился, что ни одно из этих языческих учений не открывает пути к познанию Истинного Бога.

Однажды, прогуливаясь в уединенном месте за городом и размышляя о том, где искать путь к познанию Истины, он встретил старца, который в продолжительной беседе раскрыл Иустину сущность христианского учения и посоветовал искать разрешения всех вопросов жизни в книгах Священного Писания. «Но прежде всего, – сказал старец, – молись прилежно Богу, чтобы Он открыл тебе двери Света. Истину никто не может постигнуть, если не даст ему разумения Сам Бог, Который открывает ее каждому, кто ищет Его с молитвою и любовью».

На 30-м году жизни Иустин принял святое Крещение (между 133 и 137 годами). С того времени свои дарования и обширные философские познания святой Иустин посвятил проповеди Евангелия среди язычников. Он начал странствовать по Римской империи, всюду сея семена спасительной веры. «Кто может возвещать Истину и не возвещает, тот будет осужден Богом», – писал он. Иустин открыл училище, где проповедовал христианскую философию. Святой Иустин последовательно отстаивал истинность и спасительность христианского учения, убедительно опровергая и языческие мудрования (как, например, в споре с философом-киником Крискентом), и еретические извращения христианства (в частности, он выступал против учения Маркиона-гностика).

Около 155 года, когда император Антонин Пий (138–161) открыл гонение на христиан, святой Иустин лично подал ему «Апологию» в защиту неповинно осужденных на казнь христиан Птоломея и Лукия, имя третьего осталось неизвестным. В «Апологии» он доказывал ложность возводимых на христиан обвинений «от имени несправедливо ненавидимых и гонимых христиан». «Апология» оказала столь благотворное воздействие на императора, что он прекратил гонение. С решением императора святой Иустин отправился в Азию, где особенно сильно преследовали христиан, и сам распространял радостную весть об императорском указе по окрестным городам и странам.

В Ефесе состоялся диспут святого Иустина с раввином Трифоном. Православный философ на основе ветхозаветных пророческих писаний доказывал истину христианского вероучения. Этот спор изложен святым Иустином в сочинении «Разговор с Трифоном-иудеянином».

Вторая «Апология» святого Иустина была обращена к римскому сенату. Написана она была в 161 году, вскоре после вступления на престол Марка Аврелия (161–180).

Возвращаясь в Италию, святой Иустин, подобно Апостолам, всюду проповедовал Евангелие и своим Богодухновенным словом многих обращал к христианской вере. Когда святой пришел в Рим завидовавший ему Крискент, которого Иустин всегда побеждал в прениях, возвел на него много ложных обвинений перед римским судом. Святой Иустин был взят под стражу, подвергнут истязаниям и принял мученическую смерть († 166).

Кроме упомянутых творений, святому мученику Иустину Философу принадлежит еще ряд сочинений: «Замечания о душе», «Обличения против эллинов», «Речь против эллинов». Святой Иоанн Дамаскин сохранил значительную часть не дошедшего до нас сочинения святого Иустина «О воскресении». Церковный историк Евсевий свидетельствует, что святым Иустином были написаны книги «Певец», «Обличение всех бывших ересей» и «Против Маркиона».

Мощи святого Иустина Философа покоятся в Риме.

В Русской Церкви память мученика особо прославляется в храмах его имени.

*На русском языке издано:

1. Апология I, или защищение христиан пред Антонином Кротким // Христианское чтение. 1825. XVII. С. 12 слл.

2. Апология II, или защищение христиан пред Римским сенатом // Там же. 1840. III. С. 3 слл.

3. Диалог с Трифоном-иудеем / Пер. Преосвященного Иринея, архиепископа Тверского. СПб., 1737. То же (с Апологиями I, II) // Сочинения древних христианских апологетов. С введ. и прим. свящ. П. А. Преображенского. М., 1864 (Памятники древней христианской письменности в рус. пер. Т. III. Прилож. к ж. «Православное обозрение»).

4. Хрестоматия, или выбранные места из святого мученика и философа Иустина, служащие полезным нравоучением. М., 1783.

5. Святой мученик Иустин Философ. О Имени Божием. Сергиев Посад: Книгоиздательство «Исповедник». 1913.*

Святые мученики Иустин, Харитон, Евелпист, Иеракс, Пеон, Валериан, Иуст и мученица Харита пострадали одновременно со святым Иустином Философом, в 166 году. Они были приведены в Рим и заключены в темницу. Перед судом градоначальника Рустика святые смело исповедали свою веру во Христа. Рустик спросил святого Иустина, действительно ли он думает, что после перенесенных мучений взойдет на небо и получит награду от Бога. Святой Иустин ответил, что не только думает, но достоверно знает и уверен в этом.

Градоначальник предложил всем христианам-узникам принести жертву языческим богам, но получил отказ и вынес смертный приговор. Святые были обезглавлены.

житие мученика и творческое наследие, иконография и молитвы

Святой Иустин жил во 2 веке, во времена становления христианской веры и развития философских учений. Родившись язычником, Иустин искал знаний и истины, изучал творения великих мыслителей древности, осознанно пришел к вере в Христа, принял ее всем сердцем. Святой внес великий вклад в развитие христианской науки. Иустин – мученик, философ, один из главных и значимых богословских толкователей истории.

Что известно про житие мученика

Родиной Иустина была бывшая Иудея, которая после войны с Римом превратилась в Палестинскую Сирию, одну из провинций империи. Точное время рождения святого неизвестно, он появился на свет в языческой семье в начале 2 века в Сихеме. Родители были людьми обеспеченными, молодой человек много учился, брал уроки у представителей разных философских школ. Пытливый, любознательный, целеустремленный юноша пытался найти истину, познать себя и мир.

Ни одна из философских школ не принесла в душу молодого человека спокойствия и осознания истинности учения:

  • стоицизм исключал необходимость познания Бога;
  • последователи Аристотеля брали плату за обучение, что, по мнению святого, было недостойно философии;
  • для пифагорейцев на первом месте значились знания музыки и астрономии.

Иустин постигал также учение Платона о бестелесном, стремился вместе с платониками созерцать Творца. Наблюдая со стороны за последователями Христа, святой восхищался стойкостью и верой этих людей, которые терпели муки и преследования, не отрекались от слова Божьего даже под страхом смерти.

Изучение философских учений вызвало разочарование, святой чувствовал, что найти истинный путь не может. «Пойдет ли кто-то на смерть за Платона, как бесстрашно встречают поношения и казни за веру последователи Христа?».

Судьбоносной для молодого человека стала случайная встреча в Эфесе с ученым старцем, который открыл важные истины пытливому уму. Мудрец, критикуя философские школы, прославлял ветхозаветных пророков, которые изрекали истины, принесли весть о приходе Сына Божьего. Их предсказания исполнялись, пророчества сбывались.

Старец указал, что свет истины открывается не тем, кто пытается постигнуть все умом и логическими построениями, а по промыслу Божьему, по молитвам и милости Господа.

иустин философ

иустин философ

В душе молодого философа наступил покой, картина мира сложилась, Иустин стал христианином, принял крещение. Точная дата неизвестна, приблизительно 132-137 годы. С этого времени молодой человек ведет миссионерскую жизнь, много ездит по империи, основывает катехизическую школу, которая официально считается философской.

Все приходящие в школу могли участвовать в диспутах и приобщаться к знаниям. Известным учеником и последователем святого был Татиан. По мнению Иустина, мудрецы и философы древности были вдохновлены и направлялись Божьей милостью, так как возможности человеческого ума ограничены.

Святой продолжал одеваться в плащ, как философ, но направление его мыслей и речей изменилось. Путешествуя по империи, Иустин, подобно учителю, просвещал людей.

Важно: святой считал, что данный Богом талант нужно реализовывать, кто может нести истину, должен это делать, иначе погрешит против Бога.

Христианское учение Иустин защищал от еретических мыслей и идей. В начальные годы становления веры Христовой расплодилось множество сект, трактовавших Божье слово по своему разумению. Они искажали слова апостолов, вольно трактовали христианские идеи, выхолащивали их суть.

Римские власти регулярно и целенаправленно проводили компании по истреблению христиан, считая их врагами империи. Защита единоверцев была основным направлением деятельности святого. Он писал труды, в которых опровергал утверждения власти об опасности новой веры, утверждал, что мораль христиан, их духовные устои выше языческих.

Пришедший в 160 году к власти Марк Аврелий инициировал новые процессы против христиан, на казнь были осуждены знатные римляне, открыто заявившие о своей вере. Иустин понял, что скоро кара настигнет и его, но не оставил свои труды, открыто отвечал на измышления врагов.

Одним из непримиримых противников святого был Кресцент, известный философ-киник, который имел собственную школу и боялся потерять сторонников. По некоторым источникам, по инициативе Кресцента святой и 6 его учеников были арестованы и предстали перед властями. Приказ был отдан префектом Рима Рустиком, который был учителем императора Марка Аврелия, имел свою философскую школу.

иустин философ

иустин философ

Рустик имел долгие беседы с Иустином, пытался вернуть святого к вере в языческих богов, что было необходимо, по мнению властей, для истинного гражданина страны. Но и святой, и его ученики не отреклись от Христа, выразили готовность страдать за веру и тем обрести спасение для вечной жизни.

В 165 году Иустин с учениками были осуждены на бичевание, затем обезглавлены. Так христианский философ «увенчал свою святую жизнь мученичеством».

Значение святого Юстина в православии

Крупнейшим богословом и христианским ученым считают Иустина православные и католики. Пытливый ум, тяга к осмыслению действительности привели юношу к изучению философских систем. Святой отталкивался в своих трудах от основ греческой философии, первым толковал историю с позиций богословия.

Православным Иустин близок тем, что призывал христиан поддерживать и помогать всем убогим, нуждающимся. Античных философов святой считал толкователями Ветхого Завета, а саму философию допустимой, так как человек имеет способность Боговедения.

Иустин имел обширные знания, оставил множество трудов, соединил философские и христианские традиции в богословских работах. Описал правила проведения церковных таинств, Евхаристии и Крещения, во 2 веке.

Архимандрит Киприан назвал святого честным, образованным язычником, который был истинным представителем своей эпохи. Перепробовав разные учения, изучив все философские системы, Иустин всем сердцем принял христианство, распространял слово Божие, внес вклад в богословскую науку.

иустин философ

иустин философ

Творческое наследие

Доподлинно известно, что перу Иустина принадлежат 3 больших труда – 2 Апологии и «Разговор с Трифоном Иудеем». Существует еще несколько работ, подлинность которых установить трудно. Все труды объединяет общий подход – о Боге святой говорит в терминах философии, понятных образованным людям того времени.

Большая Апология

Состоит из 68 глав, написана после 150 года, адресована императору Антонину Пию. Иустин пытался добиться примирения властей и императора с христианами, сделать учение Иисуса понятным, защитить единоверцев от нападок. Святой разоблачал в этом труде все обвинения, выдвигаемые против христиан:

  1. Отрицал безбожие, утверждал, что только христиане верят в истинного Господа.
  2. Опровергал, что верующие во Христа – враги империи. Последователи Иисуса законопослушны, избегают греха, так как знают, что можно скрыться от наказания людского, но не от Бога.
  3. Не признавал безнравственности, утверждал, что нравы в языческой среде более разнузданные.

Во 2 и 3 частях святой защищал основы христианского учения, описывал церковные таинства. Он призывал власти не подвергать единоверцев гонениям и казням, напоминал о Божьем суде за несправедливость.

иустин философ

иустин философ

Вторая Апология

Работа написана без адресата, в ответ на казнь знатной римлянки и еще двух христиан. Злобные нападки язычников, насмешки над верующими во Христа послужили поводом к написанию Апологии. Иустин определяет философские системы как предтечи христианских идей, великие мудрецы-язычники предвидели грядущее, готовили почву для понимания Божьего слова.

Святой указал, что Господь все видит, но не руководит всем в мире, не вмешивается в порядок вещей. Злые демоны ведут тех, кто гонит и мучает христиан. Желание сторонников истинного Бога состоит в том, чтобы все узрели истину.

«Диалог с Трифоном Иудеем»

Иустин призывает иудеев принять, что Мессия, которого они ждали, пришел в лике Христа. Также святой указал, что на смену закону Моисея пришел Новый Завет, а верующие во Христа стали наследниками Божьих обетований.

Святой считал, что иудеи должны принять верующих во Христа как своих, признать единоверцами. Пророки Ветхого Завета именно Иисуса предрекали в качестве посланника Божьего.

Почитание

Церковь почитает Иустина как мученика, принявшего смерть за Христа, не отрекшегося от веры. Сохранились «Акты Иустина», представляющие собой протоколы допроса святого, имеющие также вводную и заключительную части. Почитание сложилось давно, имя Иустина упоминается в латинских церковных источник

Несвятой философ Платон и святой философ Иустин / Православие.Ru



Святой мученик Иустин Философ

Христианство принимали самые
разнообразные люди: простые и ученые, эллины и скифы.
Иустин был философом, и свою веру он запечатлел
мученичеством. Этого святого так и называют: то Иустин
Мученик, то Иустин Философ. Ни от чего не отказался
святой Иустин. Ни от философии, ни от Христа. От веры в
языческих богов он, правда, отказался, но это не в
счет, потому что – пустое. А философия не пустое.

Благодаря философии Иустин подготовил себя к принятию
Христа и отказу от идолов. И не он один, как мы знаем. Для
Иустина философия была хорошим подспорьем и в новой
христианской жизни. Он пользовался философскими знаниями,
когда богословствовал об апостольской вере.

Одну из самых сложных тем богословия и тогда и сейчас
составляет учение о триединстве Бога. Для Иустина Сын
Божий есть Бог, как и Отец, в том же смысле. Но от этого
Единый Бог не становится двумя богами, тремя богами. Это
не означает возврата к языческому многобожию. Нет, Бог
Един. Но Сын отличается от Отца – особенным
«нумерическим» отличием («арифмо етерон
ти ести». – Разговор с Трифоном иудеем. 128,
4). То есть по природе Отец, Сын и Святой Дух –
одно. Божественная природа одна. При этом святой Иустин
отличает Отца от Сына и от Духа Святого – это
троичность Бога.

Через 200 лет после кончины святого Философа об этом будут
говорить так: мы различаем три Лица (то есть Личности) в
Едином Боге. Учение о Троице было открыто нам свыше, оно
не придумано досужим кружком интеллектуалов. Его
исповедовали те, кто понимал, что Христос не просто
великий Человек. Христос и Человек, и Бог. Во Христе они
видели Сына Божия, Который пришел спасти мир по воле
небесного Отца. Благодаря подвигу Христа на апостолов и
многих-многих учеников сошел Дух Святой Божий. Итак, Сын
Божий, Бог Отец и Святой Дух – вот наш Бог.
Христиане живут в полноте общения с Всевышним, они на
опыте знают, что Бог – Троица.

И хотя троичное богословие было сформулировано через два
века после кончины святого Иустина, мы видим, как на
удивление корректно он учит о Троице. Подобное утонченное
представление о Боге не было у Иустина Философа каким-то
абстрактным умствованием, каким-то концептом, оторванным
от жизни. С Отцом и Сыном в Духе Святом общался Иустин
вживую – на литургии. Его описание Божественной
службы уникально. Его цитируют все, кто пишет о церковной
жизни и мысли во II веке. Не буду повторять классических
цитат, каждый может их найти в первоисточнике: Иустин
Философ,
святой. Первая апология. 65–67. Платон
написал проникновенную апологию Сократа, Иустин –
апологию христианства. Святой Иустин известен, прежде
всего, как значительный раннехристианский апологет. Его
апологетические труды давно переведены на русский, много
переиздавались.

Хотелось бы не просто пересказать их еще раз, а немного
поразмышлять над ними, ощутить их своеобразие, их новизну
и традиционность. Ведь это жемчужины церковной мудрости,
истоки святоотеческой мысли. Да, мы у истоков патристики!

В «Первой апологии» Иустин описывает литургию,
как она служилась в его дни – примерно в 150 году.
Нелегкое было время: Церковь переживала гонения, собрания
христиан происходили нелегально, по катакомбам, в
подполье. А нелегальные собрания всегда внушают властям
подозрения. Зачем христиане собираются? Кому и как они
служат? Перед ранними христианскими апологетами стояла
трудная задача – объяснить, что христианский образ
жизни не дает повода к обвинениям; вера и богослужение
Церкви Христовой плохо понимаются в обществе, отсюда
кривотолки и наветы.

Что же пишет святой Иустин о литургии? На общем собрании
верующих присутствует предстоятель (епископ или
священник), диаконы, чтецы. Собирается Церковь в
воскресение (день солнца), потому что Спаситель воскрес в
этот день – на смену погибельной тьме пришел Свет.
Сначала на воскресной службе звучат чтения из
ветхозаветных пророков, из Евангелия. Предстоятель говорит
проповедь, увещает подражать высокому и благородному
примеру жизни, который дает нам Священное Писание.
Верующие молятся стоя, приветствуют друг друга святым
лобзанием.

И мы в XXI веке видим в храме те же священнодействия.
Службу у нас ведет епископ или священник, ему помогает
диакон. Чтец на часах возглашает стихи из псалмов, на
литургии – из Апостола. Затем звучит Евангелие.
Батюшка выходит на амвон и перед всеми собравшимися
толкует слова Священного Писания. Мало слышать благую
весть от Бога, надо хорошенько ее понять, принять внутрь,
сделать руководством к действию, жить по слову Божию. Вот
для чего служит проповедь. После проповеди и молитв
духовенство в алтаре приветствует друг друга лобзанием:
«Христос посреде нас!»

А дальше на литургии мы видим великий вход, поется
Херувимская песнь, затем молитвы и Евхаристический канон.
Во II веке Иустин пишет о том же моменте немного иначе:
приносится хлеб и вино («артос просферете ке
инос»;этот момент соответствует современной
проскомидии и великому входу), предстоятель воссылает
благодарения, народ выражает свое согласие словом
«Аминь». Христос взял хлеб и вино, благодарил
и заповедал ученикам: «Это делайте в Мое
воспоминание, это есть тело Мое… это есть кровь
Моя». За все получаемые нами благодеяния народ
прославляет Создателя через Сына Его Иисуса Христа и через
Духа Святого.

И в наши дни батюшка на весь храм возглашает заповедь
Христа о Его Теле и Крови. Народ в это время безмолвно
молится. А хор от имени всего народа отвечает:
«Аминь». «Тебе поем, Тебе благословим,
Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш».
Не забыли мы Христа, не утратили с Ним духовной связи. Так
было, есть и пусть будет всегда.

Для чего христиане собираются вместе, что рассказывает
святой Иустин? За литургией Церковь совершает святое
воспоминание о крестном подвиге Господа. Христиане
собираются, чтобы таинственным образом приобщаться вина и
хлеба, над которым совершено благодарение
(«металавеин апо ту эвхаристифентос арту»).
Это духовная пища. Ее принимают не как обыкновенный
(кинон) хлеб или обыкновенное питье. Нет. Духовная пища
– это Тело и Кровь Христа. Причащаясь духовной пищи,
крещеный человек соединяется с Самим Христом.

Сильное свидетельство дает Иустин о таинстве Евхаристии.
Он умеет увидеть не только видимую сторону службы, но и то
невидимое действие, которое и составляет суть
происходящего. Для постороннего взгляда хлеб и вино на
литургии ничем не отличаются от повседневной пищи. Святой
Иустин знает по опыту: на литургии обыкновенный хлеб и
вино становятся необыкновенными, немирскими,
необщедоступными. Они делаются Телом и Кровью Христа.
Крещеные люди, живущие по заповедям Христа, причащаются
Ему. Они соединяются с человеческой природой Христа и,
значит, с Его Божеством тоже. Если обыкновенная пища
подкрепляет наши физические силы, то пища духовная дает
больше – мы укрепляемся в Христе, одухотворяемся
душой и телом.

Говоря о разнообразных приношениях на службу, Иустин
Философ не забывает сказать и о тех, что предназначены
специально для нуждающихся. Для сирот и вдов, для больных.
Упомянув об этом однажды, он снова повторяет про заботы
христиан о нуждающихся. Почему так? Не только для того,
чтобы язычники познакомились с проявлениями вполне
естественной человечности у христиан. Благотворительные
сборы в церковной общине приурочены к богослужению, как бы
вплетены в само последование Божественной службы. На
службе издревле верующие собирают добровольные
пожертвования. Так христиане проявляют любовь к ближнему и
к Богу. Делом, не только на словах. От любви к Богу
становится сильнее и любовь к ближнему. От общения с Богом
становится крепче единство всех христиан: бедных и
состоятельных, простых и ученых, эллинов и иудеев. Церковь
объединяет самых разных людей между собой, она вводит их в
общение с Великим Богом. Всеохватна литургия!

Когда перелистываешь «Апологию» Иустина
Мученика, читаешь его вдохновенные строки о литургии,
становится по-особому удивительно: прикасаешься к живому,
величественному и непреодолимому свидетельству веков,
тысячелетий. Как много времени прошло, а православная
литургия осталась во всех главных чертах той же. Подумать
только. Ни от чего не отказалась Церковь. Все переданное
Христом блюдет единая апостольская Церковь до сих пор.
Все, что необходимо человеку, в ней есть.

1 июня. Святой Юстин Философ, мученик. Память

Юстин (Иустин) Философ или Юстин Мученик – один из первых в истории христианских апологетов, чьи сочинения дошли до нас, и один из первых церковных богословов, использовавших для объяснения истин веры категории эллинистической философии. Он же первый назвал Сократа и стоиков «христианами до Христа».

Юстин родился, вероятно, около 100 года в городе, имевшем латинское название Флавия Неаполис. Этот город – ничто иное, как неоднократно упоминаемый в Библии Сихем, располагающийся в центральной части Палестины под названием Самария. Этот город существует и ныне и называется теперь Наблус.
«Юстин» – имя латинское, означающее «справедливый, честный, порядочный». Латинские имена носили также отец Юстина (Приск) и его дед (Вакх). Отсюда делается предположение, что семья Юстина принадлежала к числу римских колонистов, приехавших в Палестину после изгнания из нее евреев по итогам Иудейской войны 66-71 гг. Сам Юстин в «Диалоге с Трифоном» упоминает о своем языческом происхождении и называет себя «необрезанным».

Святой Юстин Философ и его предшественникиВ том же произведении Юстин рассказывает о своем пути к вере. В поисках смысла жизни и прочной системы нравственных ценностей он обратился к философии и перебрал несколько философских школ: стоиков, перипатетиков (последователей Аристотеля), (нео-)платоников, пифагорейцев… Однако удовлетворения так и не нашел, пока не встретился с неким пожилым человеком, видимо сирийским или палестинским христианином, который рассказал ему о Боге-Личности, сотворившем нас, дающем нам жизнь и спасшем нас через Своего Сына, Иисуса Христа. Только Сам Бог может дать человеку знание о Себе, и Он дает такое знание тем, кто взыскует Его с молитвой и любовью.
В еще одном своем произведении, Второй Апологии, Юстин рассказывает о другом мотиве, побудившем его принять христианство. В философских школах, которые он посещал, о христианах отзывались исключительно дурно, но с этими отзывами резко контрастировало то бесстрашие, с которым христиане отстаивали свои убеждения, их готовность страдать и даже идти на смерть за свою веру.

Юстин принял Крещение между 133 и 137 годом, и с тех пор сам сделался странствующим проповедником Евангелия, считая это своим религиозным долгом. Побывав в Египте и Малой Азии, он, наконец, поселяется в Риме. Случилось это в правление императора Антонина Пия (138 – 161 гг.), считавшегося, как и его преемник Марк Аврелий, добродетельным «философом на троне», но при этом весьма враждебно настроенным по отношению к христианству.
Школа Юстина ФилософаВ Риме Юстин открыл философскую школу, на деле представлявшую собой катехитическую школу, в которой неофиты готовились к принятию Крещения (интересно, что сам Юстин называл христианскую религию истинной философией). Одним из учеников этой школы был еще один известный впоследствии раннехристианский писатель-апологет – Татиан.
В какой-то момент в Риме состоялся публичный диспут между Юстином и философом-киником Кресцентом, обвинявшим христиан в атеизме. В этом диспуте Юстин одержал решительную победу, а затем предложил повторить диспут в присутствии императора.

Уже древние христианские авторы, такие как Татиан, Евсевий Кесарийский, Иероним Стридонский, считали посрамленного Кресцента виновным в смерти Юстина (возможно, был донос властям с его стороны), но Акты (мученичества) Юстина обходят эту тему молчанием.
Так или иначе, Юстин предстал перед судом префекта Рима Рустика, который расспрашивал его о вере и христианском образе жизни и убеждал вернуться к почитанию официальных римско-эллинских богов. Юстин отверг это предложение и «за отказ принести жертву богам и неповиновение приказу императора» вместе с шестью учениками своей школы был подвергнут бичеванию, а затем обезглавлен. Случилось это около 165 г., в правление императора Марка Аврелия.

Юстин Философ был весьма плодовитым христианским писателем-богословом, обличителем ересей, возникающих в христианской среде, и талантливым публицистом, защищающим юную христианскую религию и Церковь от нападок внешних противников.
Сам он упоминает недошедший до нас труд «Против всех ересей», а Ириней Лионский цитирует его сочинение «Против Маркиона». Его евангелизаторские, обращенные к язычникам произведения носят название «К эллинам» и «Обличение» (они тоже до нас не дошли). Есть у Юстина трактат о Боге («О Божественном единодержавии») и трактат о природе души («Лирник»).

Диспут св. Юстина ФилософаНо настоящую славу в веках принесли Юстину дошедшие до нас сочинения: две «Апологии» и «Диалог с иудеем Трифоном».
Первая Апология, главным адресатом которой является император Антонин Пий, была написана в контексте объявленного им гонения на христиан (с 145 г.), вероятно, между 149 и 155 годами. Ее целью было защитить христиан от обвинений в непочитании римско-эллинских богов, что расценивалось как атеизм и влекло за собой уголовное преследование, и других связанных с этим обвинений.
Во второй части сочинения Юстин излагает христианское вероучение, описывает церковную литургию и нравы верующих, перечисляет ветхозаветные пророчества, которые уже сбылись и еще сбудутся, и указывает на общие элементы христианской и эллинской религий, которые объясняет заимствованием языческих мудрецов из Библии.
Текст завершается прошением о прекращении гонений с приложением нескольких писем римских чиновников, свидетельствующих о политической благонадежности христиан.

"Апология" св. ЮстинаПоводом к написанию Второй Апологии, обращенной к Римскому сенату (около 155 г.), стали трагические события. Некая ведущая распутную жизнь римлянка обратилась ко Христу, после чего резко изменила свой образ жизни. Но ее муж не желал ничего менять, и женщина подала на развод. Тогда по доносу мужа, воспользовавшегося своими связями, был заключен в тюрьму, а затем приговорен к смертной казни ее христианский наставник Птоломей. А когда за него заступился еще один христианин, Лукий, был приговорен к смертной казни и он.
Обращаясь к Сенату, Юстин снова излагает основные моменты христианского вероучения и просит избавить христиан от ложных обвинений. Он касается тем самоубийства, лжесвидетельства, теодицеи, эсхатологии, гонений и принятия смерти. Как и в Первой Апологии, он постоянно проводит параллели с эллинской литературой и философией.

Еще одно дошедшее до нас сочинение Юстина – «Диалог с иудеем Трифоном», написанное, вероятно, около 160 г. Некоторые историки считают, что перед нами – описание реального диспута христианского богослова с эллинизированным иудейским раввином. Другие полагают, что Трифон – это вымышленный литературный персонаж.
В этом произведении Юстин заботливо собрал воедино и систематизировал все аргументы, накопленные Церковью в полемике с не принявшим Христа иудаизмом. Тема первой части «Диалога» – значимость Моисеева Закона, второй части – о достоинстве и природе Иисуса Христа, третьей части – о возможности спасения язычников.

Икона св. Юстина МученикаЛюбопытно, что хотя Юстин принял мученическую кончину в Риме, его быстро возникший на христианском Востоке культ оставался долгое время неизвестным на Западе. Первое упоминание его имени в латинском Мартирологе (под датой 12 апреля) относится лишь к IX веку. А всецерковное почитание св. Юстина Мученика в католическом мире началось лишь при Папе Пие IX, когда день его памяти был установлен на 14 апреля. Но позднее, поскольку апрельские дни часто относятся к Страстной неделе или Светлой седмице, когда дни памяти святых опускаются, день поминовения св. Юстина был передвинут на 1 июня, в соответствии с календарем Православной (Восточной) Церкви.

Мощи св. Юстина Папа Урбан VIII (1623 – 1644 гг.) подарил монастырю Санта-Мария-делла-Кончиционе, однако их подлинное происхождение неизвестно. В 1992 г. эти мощи были перенесены в церковь Св. Юстина в римском квартале Алессандрино.

Святой мученик Иустин Философ

Из всех христианских философов II века Иустин наиболее знаменит и значим. Такие, как он, способны всколыхнуть самые глубины нашего существа. Человек светский и образованный, он стремился к диалогу между евреями и язычниками. Вся его жизнь — долгий путь к истине. Века, прошедшие с тех пор, лишь увеличили ценность его произведений, написанных с суровой простотой и безыскусностью. Христианство для него не учение, но прежде всего Личность — Слово, воплощенное и распятое во Христе.

В судьбе этого человека, жившего восемнадцать веков назад, нам слышится отзвук наших исканий, наших противоречий, наших упований. Мы видим ею открытую душу, готовность к согласию, способность к диалогу — это обезоруживает и привлекает. Многие его произведения сейчас утеряны, но те, что дошли до нас, дают возможность проникнуть во внутренний мир христианина; они достаточное свидетельство его жизни, начиная с рождения, формирования личности и вплоть до мученической кончины.

Духовная жизнь во II веке

Во времена Иустина философы обладали правом жительства в Риме. Победоносный в военном отношении Рим зависел от культурных и религиозных движений Востока. Властители умов из Азии преподают в Риме, римляне увлечены греческой философией и религиозными мистериями. Рим поглотил империи, теперь настало время принять чужих богов в свой пантеон.

Пресытившись религией бездушной и лишенной поэзии, римляне обращаются к философам. Философия становится духовной школой мира и покоя, а философ, направляющий сознание, — духовным наставником и руководителем. Сам император Марк Аврелий драпируется в тогу стоика-моралиста.

Когда Иустин обратился ко Христу, в Церкви был полный разброд. Человек, пришедший извне, язычник из Рима или Ефеса, с большим трудом мог распознать Церковь Христа среди многочисленных сект, расплодившихся вокруг нее. Лжепроповедники множили число общин, противостоящих Церкви. Как отличить зерна от плевел? Тогдашнего язычника, как и сегодняшнего неверующего, такое обилие сект, взывающих ко Христу, не могло не застать врасплох.

Христианская среда

Внутренняя жизнь Церкви еще не сформирована. Традиция только зарождается. Иустин мог знать людей, видевших апостолов Петра и Павла. В Ефесе он, конечно, встречал и тех, кому довелось слышать Иоанна Тайновидца. Сто лет отделяет Иустина от жизни Иисуса — это примерно столько же. сколько от нас до эпохи, скажем, Виктора Гюго.

Иустин вступает в молодую христианскую Церковь с горячей и заразительной верой, которая рвется выразить себя. Мысль Иустина раскрывает его собственную историю; его обращение это и есть его главный довод, его труды отстаивают сделанный им выбор, обретенную им веру.

В эпоху Иустина к Церкви потянулся культурный слой населения: философы и знатные женщины хотят креститься и освобождают своих носильщиков и рабов. Распространение христианства вызывает насмешки языческих писателей и клеветнические толки. На это христиане отвечают всей молодой пылкостью своей веры. «Главное — жизнь, а не литература», — говорит Минуций Феликс. «Действия, а не слова», — вторит ему Иустин.

Настали благоприятные времена для распространения Евангелия. В помеху этому распускаются разные вздорные слухи, на которые так падок легковерный люд. Христиан обвиняют в поклонении ослиной голове, в оргиях и в участии в празднествах людоедов, философы и велеречивые ораторы стараются опорочить опасных соперников.

Не следует объяснять враждебность к проповеди Евангелия только чьими-то злыми кознями. Во II веке, как и во все другие периоды история религии, противодействие питается предрассудками, стереотипами мышления, невежеством и недоразумениями, — их-то христианские писатели и старались развеять, чтобы стал возможным контакт между верой и мыслью, между Церковью и миром. Человеком, стремившимся к такому диалогу, был Иустин. Одно из его главных произведений так и называется, «Диалог с Трифоном иудеем».

Человек

Действительно, мало кто был лучше подготовлен к этому, чем Иустин. Он исследовал философскую мысль, находил ей применение в жизни, он ее любил, знал все ее перепутья, он всегда искал истину, чтобы жить ею. Упорный труд, путешествия, невзгоды — все торило дорогу познания. Путь его отмечен анализом и доказательствами, которым можно доверять. Вот почему этот философ, живший в середине второго века, ближе нам, чем многие современные мыслители. «Иустин, сын Приска, внук Вакхия, уроженцев Флавия Неаполя в Сирии Палестинской» — такими словами представляет Иустин себя самого на первой странице своей «Апологии». Он родился в сердце Галилеи, в Наблусе, римском и языческом городе, построенном на месте древнего Сихема, недалеко от колодца Иаковлева, где Иисус открыл самаритянке новую веру. Наблус был по тем представлениям городом современным. Там цвели гранатовые и лимонные деревья; он зажат между гребнем горы и двумя холмами на полдороге между плодородной Галилеей и Иерусалимом.

Родители Иустина — зажиточные колонисты скорее латинского, чем греческого происхождения; отсюда, должно быть, благородство его характера, вкус к исторической точности, но отсюда же и слабость логического мышления. Иустин не обладал гибкостью греков, способностью к изощрениям диалектики. Он общался с евреями и самаритянами.

Философ

По природе благородный, преданный аб

Иустин Мученик — это… Что такое Иустин Мученик?



Иустин Мученик

Иустин Философ (икона к. XIX века

Святой Иусти́н Фило́соф (Иусти́н Вели́кий, Иусти́н Ри́мский, Иусти́н Му́ченик, Юсти́н Му́ченик) — раннехристианский мученик, один из апологетических мужей и Отцов Церкви, который первым привил христианскому вероучению понятия греческой философии и положил начало богословскому истолкованию истории.

Биография

Уроженец Наблуса в Самарии, выходец из иудейского окружения, Иустин знал древнегреческих философов, в том числе труды Платона, но не удовлетворился ими. Будучи в Эфесе, принял христианство и отправился проповедовать Священное Писание в Рим, где около 165 г. вступил в диспут с киником Кресцентом и претерпел мученическую кончину, о чём сохранились свидетельства из первых рук. Его дело продолжил ученик Татиан. Память его празднуется 1 июня.

Сочинения

Иустин написал диалог с иудеем Трифоном об истине христианского закона (в котором он ведет спор, используя доводы, основанные на Ветхом Завете) и две апологии. Первой (большей) апологией, написанной не раньше 150 г., он пытался доставить христианам покровительство императора Антонина Пия, второй — расположить Марка Аврелия к более кроткому обращению с ними, но в то же время старался представить языческую философию предшественницей христианства, а христианство — откровением того, что философия только предчувствовала.

Другие творения Иустина, — например его сочинение против современных ему гностиков, которым пользовались Ириней и Ипполит, — до нас не дошли; дошедшие же до нас под его именем не принадлежат св. Иустину.

Значение

Творения Иустина чрезвычайно важны для раскрытия учения церкви середины II в., особенно по вопросу о применении к христианскому мировоззрению филоновского учения о Слове. Они содержат единственное в своём роде описание принятых у ранних христиан обрядов крещения и евхаристии. Иустину были известны все синоптические евангелия; одним из первых он цитирует «Деяния апостолов».

Ссылки


В Викитеке есть полный текст Жития св. Иустина Философа

Wikimedia Foundation.
2010.

  • Иустин Ивливанович Джанелидзе
  • Иустин Римский

Смотреть что такое «Иустин Мученик» в других словарях:

  • Иустин (мученик) — Иустин Философ (икона к. XIX века Святой Иустин Философ (Иустин Великий, Иустин Римский, Иустин Мученик, Юстин Мученик)  раннехристианский мученик, один из апологетических мужей и Отцов Церкви, который первым привил христианскому вероучению… …   Википедия

  • Иустин (философ) — Иустин Философ (икона к. XIX века Святой Иустин Философ (Иустин Великий, Иустин Римский, Иустин Мученик, Юстин Мученик)  раннехристианский мученик, один из апологетических мужей и Отцов Церкви, который первым привил христианскому вероучению… …   Википедия

  • Иустин Великий — Иустин Философ (икона к. XIX века Святой Иустин Философ (Иустин Великий, Иустин Римский, Иустин Мученик, Юстин Мученик)  раннехристианский мученик, один из апологетических мужей и Отцов Церкви, который первым привил христианскому вероучению… …   Википедия

  • Иустин Римский — Иустин Философ (икона к. XIX века Святой Иустин Философ (Иустин Великий, Иустин Римский, Иустин Мученик, Юстин Мученик)  раннехристианский мученик, один из апологетических мужей и Отцов Церкви, который первым привил христианскому вероучению… …   Википедия

  • Иустин Философ — В Википедии есть статьи о других людях с именем Иустин. Иустин Философ Ιουστίνος ὁ Φιλόσοφος …   Википедия

  • Иустин — Иустин: Иустин, святой, один из первых епископов Кьети, Италия. Иустин (+310), святой, один из первых епископов Сипонто, Италия. Иустин (Вишневский) (1751 1826)  епископ пермский и екатеринбургский. Иустин (Полянский) (умер в 1903) … …   Википедия

  • ИУСТИН Философ и Мученик — (ок. 100 ок. 166), один из первых христианских писателей апологетов, отец Церкви. Казнен в Риме, где руководил христианской школой. Автор двух апологий «в защиту христиан» (150 и 162) и философско богословского «Разговора с Трифоном иудеем»;… …   Энциклопедический словарь

  • ИУСТИН Философ Мученик — ИУСТИН Философ и Мученик (ок. 100 ок. 166) один из первых христианских писателей апологетов, отец Церкви. Казнен в Риме, где руководил христианской школой. Автор двух апологий в защиту христиан (150 и 162) и философско богословского Разговора с… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИУСТИН ФИЛОСОФ — [греч. ᾿Ιουστῖνος Θιλόσοφος] (кон. I нач. II в., г. Флавия Неаполь 165, Рим), мч. (пам. 1 июня), апологет, отец Церкви. Жизнь Мч. Иустин Философ. Роспись ц. свт. Николая мон ря Ставроникита, Афон. Мастера Феофан Критский и Симеон. 1546 г. Мч.… …   Православная энциклопедия

  • ИУСТИН ФИЛОСОФ — Великий, Римский, мученик (ск. 166). Родители Иустина были греки язычники, они дали ему блестящее образование. Поворот в его жизни произвела встреча с безвестным старцем, наставившим его в Истине Христовой. Св. Иустин принял крещение и всю… …   Русская история

ЮСТИН МУЧЕНИК, ЮСТИН ФИЛОСОФ (Иустин; др.-греч. Ἰουστίνος; лат. Justinus)

Христианский писатель, апологет и мученик II в.

Юстин родился в городе Флавия Неаполитанская в Сирийской Палестине. Скорее всего, он происходил из семьи римских колонистов, переселившихся в Палестину после Иудейской войны (его деда звали Вакх, а отца – Приск). Юстин с юности интересовался философией и пытался обрести истинное знание; этот поиск заставил его пройти обучение у стоика, перипатетика, пифагорейца и платоника, а в итоге остановиться на христианстве. Сам Юстин рассказывает историю своего обращения в «Диалоге с Трифоном Иудеем»: он удалился от людей, чтобы приготовиться к созерцанию Единого, когда ему встретился старец-христианин. Они вступили в разговор, и если сначала Юстин не отнесся всерьез к словам старца, то постепенно стал понимать, что только христианство является истинной философией, «твердой и полезной». Позже Юстин переехал в Рим, где основал собственную школу; мы не можем сказать, в какой степени он действовал от лица общины, а в какой от собственного имени. В 165 г. Юстин был схвачен римскими властями и предан мученической смерти вместе со своими учениками.

Юстину принадлежат две Апологии, обращенные к Антонину Пию и Марку Аврелию. Взаимоотношения между этими двумя текстами остаются непроясненными до настоящего времени, некоторые ученые полагают, что мы имеем 2 части одного и того же текста, а его Вторая Апология не сохранилась до нашего времени. В Апологиях Юстин защищает христиан от обвинений в атеизме, политической нелояльности, безнравственности и дает краткий очерк христианских догматов. Кроме того, ему принадлежит «Диалог с Трифоном Иудеем», где обсуждаются вопросы иудео-христианской полемики: обвинения христиан в отходе от монотеизма, взаимные упреки в порче Писания и пр. Сам Юстин говорит о том, что он написал сочинение против всех ересей, но оно до нас не дошло; возможно, оно легло в основу труда Иринея Лионского.

Сочинения:

Св. Иустин — Философ и Мученик: Творения. М., 1995.

Литература

  • Barnard L. W. Justin Martyr: His Life and Thought. Cambridge, 1967
  • Гусев Д. В. Св. Иустин Мученик и Философ. Казань, 1898
  • Сагарда Н. И. Лекции по патрологии I-IV века. М., 2004
  • Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). М., 1979

Иустин мученик, философ, апологет и мученик

  • Около
  • Контакты

Поделиться в Facebook

Поделиться в Twitter

Сообщить об этом веб-сайте

Мы получили ваш отзыв!

Сообщить об этом веб-сайте

  • Контент для взрослых
  • Подозрительная активность или вредоносное ПО
  • Спам или злоупотребление
  • Другой

Отправьте свой отчет

  • Надежность

    Хорошо

    Конфиденциальность

    Хорошо

    Безопасность детей

    Отлично

    Только мы.anglican.org

    • Надежность

      Хорошо

      Конфиденциальность

      Хорошо

      Безопасность детей

      Отлично

    • Рейтинги

      • Авторитет сайта

      • Рейтинг Alexa

        НЕТ

      • Google PR

        5

    • Расчетная статистика трафика

      • Ежедневные посетители

        НЕТ

      • Просмотры страниц

        НЕТ

      • Показатель отказов

        Нет данных%

      Данные предоставлены Интернетом.horde.to
      Посмотреть полный профиль

.

Диалог Иустина, философа и мученика с Трифоном Еврей Джастин Мученик

АНГЛИЙСКИЙ: Меня в основном интересовали первые главы, где Юстин рассказывает о своем обращении в христианство в результате его разговора с таинственным «стариком», очевидно, христианин. По сути, Джастин говорит следующее:

— Юстин начинает с изложения платоновской и пифагорической теорий о душе, а именно: что душа нерождена и бессмертна; что после смерти душа отделяется от тела и может видеть Бога; что позже душа перевоплощается (метемпсихоз) в

АНГЛИЙСКИЙ: Меня в основном интересовали первые главы, где Юстин рассказывает о своем обращении в христианство в результате его разговора с таинственным «стариком», очевидно христианином.По сути, Джастин говорит следующее:

— Юстин начинает с изложения платоновской и пифагорической теорий о душе, а именно: что душа нерождена и бессмертна; что после смерти душа отделяется от тела и может видеть Бога; что позже душа перевоплощается (метемпсихоз) в другом человеке или, если она была злой в своем предыдущем существовании, в животном.

— Старик отвечает следующим образом:

1. Он говорит, что душа не может быть нерожденной, потому что это часть мира, и мир не нерожденный.Джастин соглашается.

2. Он говорит, что все рожденное не может быть бессмертным, если нерожденное существо (Бог) не дает им бессмертия. Джастин соглашается.

3. Он говорит, что если душа видит Бога между воплощениями, а потом забывает об этом, то это как будто душа не видела Бога. Джастин соглашается.

4. Он говорит, что души в животных не могут быть наказаны за зло в их прошлых жизнях, потому что, чтобы быть наказанным, нужно знать, что он наказан. Джастин соглашается.

5.Поэтому перевоплощение — это ерунда. Джастин соглашается.

Затем Юстин говорит: «Но если мы не можем доверять таким учителям, как Платон и Пифагор, то кому мы можем доверять?

Старик отвечает: мы можем доверять пророкам, которые предсказывали о Христе, и мы можем доверять Христу, Который исполнили предсказания пророков.

Затем старик уходит (навсегда). Юстин обдумывает сказанное и в конечном итоге становится христианином.

Вторая (самая длинная) часть книги описывает диалог Юстина с Трифоном ( Еврей), где он защищает христианство, используя Ветхий Завет в подтверждение своих слов.Эта часть довольно повторяется, поскольку одни и те же аргументы приводятся снова и снова.

ESPAÑOL: Me interesaron especialmente los primeros capítulos, en los que Justino cuenta su convertión al cristianismo, Concecuencia de su converación con un misterioso «anciano», obviamente cristiano. Esencialmente, Justino dice esto:

— Justino comienza exponiendo las teorías platónicas y pitagóricas sobre el alma, a saber: que el alma no ha sido creada y es inmortal; que después de la muerte, el alma se separa del cuerpo y puede ver a Dios; que más tarde el alma se reencarna (метемпсикоз) en otro hombre o, si fue mala en su existencia anterior, en un animal.

— El anciano ответить así:

1. Dice que el alma no puede ser increada, porque es parte del mundo y el mundo sí ha sido creado. Justino lo acepta.

2. Dice que cualquier cosa creada no puede ser inmortal, a menos que un ser increado (Dios) les dé la inmortalidad. Justino está de acuerdo.

3. Dice que si el alma ve a Dios entre distintas encarnaciones y luego se olvida de ello, es como si el alma no hubiese visto a Dios. Justino lo acepta.

4.Dice que las almas de los animales no pueden estar sufriendo castigo por el mal que hicieron en vidas anteriores, porque para ser castigado hay que saber que uno está siendo castigado. Justino está de acuerdo.

5. Por lo tanto, la reencarnación no tiene sentido. Justino lo acepta.

Entonces Justino dice: «Pero si no podemos confiar en maestros como Platón y Pitágoras, en quién podemos confiar?»

El anciano response: podemos confiar en los profetas, que predijeron la venida de Cristo, en podemos en quien se cumplieron las predicciones de los profetas.

El anciano se va (ya no vuelve a salir). Justino reflexiona sobre lo que le ha dicho, y termina haciéndose cristiano.

La segunda parte (más larga) del libro описывает диалого де Хустино кон Трифон (un judío). Justino defiende el cristianismo using the Antiguo Testamento para apoyar lo que dice. Esta parte es muy repetitiva: los mismos argumentos son enunciados una y otra vez.

.

Иустин Мученик и философ (ок. 100-ок. 165) Первое извинение, адресованное Антонию Пию и его приемным сыновьям. Как бы вы назвали извинения? Подсказка: смотрите.

Презентация на тему: «Иустин мученик и философ (ок. 100-ок. 165) Первое извинение, адресованное Антонию Пию и его приемным сыновьям. Как бы вы назвали дату извинения? Подсказка: Смотрите.» — стенограмма презентации:

1

Иустин мученик и философ (ок.100-с. 165) Первое извинение, адресованное Антонию Пию и его приемным сыновьям. Как бы вы назвали извинения? Подсказка: посмотрите Апол. 1. 46. Диалог с Трифоном помещен во времена еврейской войны. Место рождения Джастина: Флавия Неаполис (Наблус) в Палестине.

2

Адриан (117-138) Адриан приносит жертву Аполлону

3

Восстание Бар-Кохбы и еврейская война (132–136)

4

Антонин Пий (138–161)

5

Языческая карикатура на христианского Бога (см. Октавий 9.3)

6

Сотворение ex nihilo в Септуагинте (не в Танахе) Мать семи братьев Маккавеев обращается к своему младшему сыну, которого вот-вот убьет Антиох Епифан IV: «Прошу тебя, дитя, взгляни на небеса и землю и увидишь все что в них; тогда вы узнаете, что Бог не создал их из существующих вещей; таким же образом возникла человеческая раса. (2 Маккавейская 7:28).”

7

Таинственная Дама обращается к Ермасу: «Бог, живущий на небесах, сотворивший из ничего существующее, умножающий и умножающий их ради Своей святой Церкви, сердится на тебя за то, что ты согрешил против меня. Пастырь Ермы, видение 1. 1.

8

Церковь Санта-Сабина в Риме (V в.Женские фигуры, олицетворяющие «церковь обрезанных» и «церковь язычников».

10

100300 35-107 Игнатий Антиохийский 200 69-155 Поликарп 130-200 Ириней Лионский 84-160 Маркион; 100-160 Джастин 105? -165? Валентин 130? -180? Птолемей 150-215 Климент Александрийский 150-236? Ипполит 160-225 Тертуллиан 185-254 Ориген 112 стр. Траян 249-51 стр. Деций 177 м. Вьенн и Лион 203 м. Perpetua

.