Содержание

Князь Игорь и Княгиня Ольга. 100 великих супружеских пар

Князь Игорь и Княгиня Ольга

Имя великой княгини Ольги упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся женщинах Древней Руси. Её мужем был князь Игорь. Сменивший Олега на киевском княжеском престоле Игорь подобно его предшественнику изображён в древнерусских летописях во многом как легендарная личность. Вещий Олег приходился родственником и опекуном молодому князю.

Легенда XVI века передаёт сказание о том, как однажды киевский князь Игорь охотился в лесах у Пскова. Здесь он встретил на своём пути реку и увидел стоявший у берега чёлн. Перевозчиком оказалась девушка Ольга. Игорь попросил перевезти его, он был поражён её умом. Когда же он, «некие глаголы претворяше к ней», получил отпор на свои «стыдные словеса», девушка отказала Игорю столь искусно, воззвав к его княжеской чести, что Игорь не только не обиделся, но, согласно легенде, тут же посватался к ней.

Биография Ольги в большей её части загадочна. Даже само появление её на исторической сцене различные летописи датируют по-разному. В «Повести временных лет» под 903 годом читаем: «Игорь вырос и собирал дань после Олега, и слушались его, и привели ему жену из Пскова именем Ольгу». А в Новгородской первой летописи младшего извода в недатированной части, но непосредственно перед статьёй 920 года, сказано, что Игорь «привёл себе жену из Плескова, по имени Ольгу, была она мудрой и смышлёной, от неё родился сын Святослав».

Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых, богословы создали её Краткое и Пространное житие. Житие считает Ольгу уроженкой псковского села Выбуто, дочерью незнатных родителей. Напротив, известная в пересказе В. Н. Татищева поздняя Иоакимовская летопись выводит Ольгу от новгородского князя, или посадника — легендарного Гостомысла. Вряд ли можно сомневаться в том, что она была из знатной семьи, а не крестьянской девушкой.

Девушка пленила Игоря красотой, благонравием и скромностью. Любовь к юной Ольге ослепила Игоря, который, не раздумывая, пожелал взять её в жёны, предпочтя другим, более родовитым невестам.

О времени, месте рождения и происхождении самого Игоря нам ничего с достоверностью не известно. Рождение в Новгороде на Волхове около 879 года вызывает сомнение, поскольку в момент похода Игоря на Константинополь, в 941 году, ему должно было быть от 20 до 25 лет.

Поход Игоря на Константинополь в 941 году отмечен «Повестью временных лет» и упоминается в византийских историографических сочинениях. Но вызывает сомнение сорокалетнее (!) бесплодие Ольги. Весьма сомнительно, что Игорь женился на Ольге в 903 году и в течение 39 лет не имел детей, как и тому, что он взял её в преклонные годы не первым для себя браком. Скорее всего, к моменту рождения Святослава оба они, Ольга и Игорь, были молоды и полны сил.

Кончина Олега побудила древлянские племена к восстанию. Нестор следующим образом описывает вступление Игоря на киевский княжеский престол: «После смерти Олега стал княжить Игорь… И затворились от Игоря древляне по смерти Олега». В следующем году, по свидетельству Нестора, «пошёл Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше прежней».

Жаждавшие захватить власть в Киеве древляне замыслили убить Игоря и ждали удобного случая, чтобы расправиться с ним.

Но прежде чем столкнуться в смертельной схватке с вождями племенного союза древлян, князь Игорь предпринял под 941 год поход на Константинополь.

Ольга обладала даром предвидения — она чувствовала опасность, грозившую мужу, и изо всех сил старалась уберечь его от беды. Пророческий сон приснился ей, когда князь Игорь собирался в поход на Константинополь. Ольге привиделись сожжённые ладьи, мёртвые воины, чёрные вороны, кружившие над полем брани… Поражение дружины Игоря представлялось неизбежным.

Встревоженная Ольга пыталась остановить мужа, рассказав о дурных знаках, которые видела во сне, но он не сомневался в скорой победе.

Пророчество княгини сбылось, и войско было разбито. Впоследствии князь Игорь всегда прислушивался к словам Ольги, не раз предсказывавшей ему победу или поражение в ратных делах, следовал её мудрым советам.

Супруги жили счастливо. Вернувшись из похода на Константинополь, князь Игорь стал отцом: родился сын Святослав.

В 944 году князь организовал новый поход на Византию. На этот раз дело кончилось подписанием мирного договора.

Летопись Нестора под 945 годом повествует: «И пришла осень, и стал он (Игорь) замышлять поход на древлян, желая взять с них ещё больше дани. В тот год сказала дружина Игорю: „Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, да и ты добудешь, и мы“. И послушал их Игорь — пошёл к древлянам за данью, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, [то] поразмыслив, сказал своей дружине: „Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё“. И отпустил дружину свою домой, а сам с малою частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что [Игорь] идёт снова, держали совет с князем своим Малом: „Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока не убьют его. Так и этот, если не убьём его, то всех нас погубит“. И послали к нему, говоря: „Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань“. И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Искоростеня против Игоря, убили Игоря и дружину его, так как было её мало. И погребён был Игорь, и есть могила его у Искоростеня, в Деревской земле, и до сего времени».

Настоящее погребение зверски убитого Игоря, по прадедовским обычаям языческой веры, не состоялось. Между тем в соответствии с народными поверьями покойник, которого не похоронили согласно обычаю, блуждал среди людей и тревожил их.

Следуя языческим традициям, княгиня Ольга надеялась, что безжалостная месть за смерть мужа исцелит её душу от страданий. Она поклонялась умершему супругу, который, по древним славянским верованиям, и в загробной жизни продолжал следить за своим родом и оказывать ему покровительство.

В годы замужества Ольга обрела ту самую «мудрость», которая позволила ей выдвинуться после смерти князя Игоря в правительницы Русского государства.

Минуло полгода после смерти Игоря, как вдруг весной следующего, 945 года верхушка древлянского союза племён решила восстановить дружеские отношения с Киевом и направила послов к Ольге с предложением выйти замуж за древлянского князя Мала.

Ольга ответила послам, что они могут привести сватов в ладьях к её терему (передвижение посуху в ладьях имело у восточных славян двойной смысл: и оказание почести, и обряд похорон). Наутро доверчивые древляне последовали её совету, а Ольга приказала их сбросить в яму и живыми закопать. Памятуя о мучительной смерти казнённого древлянами мужа, княгиня коварно поинтересовалась у обречённых: «Добра ли вам честь?» Послы ей будто бы ответили: «Пуще Игоревы смерти» (греческий историк Лев Дьякон сообщал, что «Игорь привязан был к двум деревам и разорван на две части»).

Второе посольство «мужей нарочитых» было сожжено, а вдова отправилась на землю древлян якобы для того, чтобы «створить трызну мужу своему». Когда войска встретились, юный Святослав, сын Ольги и Игоря, начал битву, метнув копьё в неприятеля. Пущенное детской рукой, оно не долетело до вражеских рядов. Однако опытные полководцы ободрили своих воинов примером юного князя. Здесь её «отроки» напали на «упившихся» после тризны древлян и перебили их множество — «иссекоша их 5000», как утверждает летопись.

Овладев Искоростенем, Ольга «сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а других людей убила, заставила платить дань… И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок даней и налогов. И существуют места её стоянок и охот до сих пор».

Но княгиня на этом не успокоилась. Через год, продолжает свой рассказ Нестор, «отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге — оброки и дани. Ловища её сохранились по всей земле и свидетельства о ней, и места её, и погосты…»

Сказание о мести Ольги отчасти, вероятно, легенда. Обман, жестокость, коварство и другие действия княгини, мстящей за убийство мужа, прославляются летописцем как высший, справедливый суд.

Месть за гибель мужа не избавила Ольгу от душевных мук, а скорее добавила новые терзания. Покой и исцеление обрела она в христианстве, смирившись со своей участью и отказавшись от желания уничтожить всех врагов.

Отказалась Ольга и от брачного союза с византийским императором Константином Багрянородным, храня верность памяти мужа.

В 964 году Ольга уступила престол совершеннолетнему сыну. Но «възрастъший и възмужавший» Святослав длительное время находился в походах, и во главе государства по-прежнему оставалась его мать. Так, во время печенежского нашествия на Киев в 968 году Ольга возглавила оборону города. Предание нарекло княгиню хитрой, церковь — святой, а история — мудрой.

Судя по летописи, Святослав испытывал к матери почтительное уважение до самой её смерти. Когда она стала совсем больной, по её просьбе он вернулся из похода и был с матерью до её последнего часа.

Накануне своей кончины — все летописи датируют её 969 годом — «Ольга завещала не совершать по ней тризны (составной части языческого обряда похорон), так как имела при себе священника втайне».

Многое из того, что задумала, но не смогла осуществить Ольга, было продолжено её внуком, Владимиром Святославичем.

По-видимому, язычник Святослав запретил публичное отправление христианского культа (молебны, водосвятия, крестные ходы), выдвинул на первое место «норовы поганьские», то есть языческие.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Месть княгини Ольги древлянам за убийство мужа

Месть княгини Ольги древлянам — описанный в летописях конфликт 945-946 годов, произошедший между киевской княгиней и племенем убившим её мужа Игоря Рюриковича.

Древляне расправились с Игорем за его попытку повторно собрать с них дань, а затем попытались направить своих сватов для устройства свадьбы своего князя Мала и вдовствующей Ольги.

Притворно согласившись на свадьбу, княгиня приказала на следующий день закопать древлянских послов живьем, вместе с ладьями на которых они прибыли.

Княгиня Ольга и Святослав Рис. В. П. ВерещагинаКнягиня Ольга и Святослав Рис. В. П. ВерещагинаКнягиня Ольга и Святослав
Рис. В. П. Верещагина
Следующую делегацию древлянских послов, прибывших по её просьбе, Ольга сожгла в бане, а затем сама направилась к месту убийства мужа для справления славянского обычая провода умершего воина — тризны. Приглашенные на тризну древляне были напоены до пьяна и перебиты.

Последней местью стало сожжение древлянской столицы Искоростеня, после чего оставшиеся в живых древляне были покорены и обязаны вновь выплачивать дань киевским князьям.

Причины и предпосылки восстания

  • Непосредственной причиной стало убийство древлянами князя Игоря Рюриковича, который попытался собрать с них дань дважды.
  • Кроме того, среди восточных славян того времени была широко распространена практика «кровного мщения», когда за убитого родственника предполагалась аналогичная месть его убийцам.
  • Чтобы доказать свое право на власть и защитить малолетнего сына, Ольге необходимо было показать свой решительный характер.

Описание событий

В 945 году Игорь Рюрикович поддался на уговоры дружины и решил сам во время полюдья собрать дань с древлян. Не удовлетворившись собранным, князь отпустил большую часть дружины, а сам решил вернуться с вновь пройтись по древлянским землям.

Согласно традициям восточных славян того времени, победитель имел право претендовать на политический статус и все имущество побеждённого, поэтому после расправы над Игорем древляне решили направить своих послов в Киев:

«Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим».

Всего навправленная делегация сватов насчитывала двадцать человек, спустившись вниз по реке в ладье они пристали к берегу близ Киева и направились к городу.

Первая месть

Прием Ольгой древлянских послов, предложивших ей после убийства Игоря стать женой древлянского князя Мала.Прием Ольгой древлянских послов, предложивших ей после убийства Игоря стать женой древлянского князя Мала.Прием Ольгой древлянских послов, предложивших ей после убийства Игоря стать женой древлянского князя Мала.
Приняв послов, Ольга поинтересовалась о цели визита, на что получила ответ:

«Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, — пойди замуж за князя нашего за Мала»

Княгиня проявила выдержку и притворилась исполненной покорности судьбе:

Княгиня Ольга и юный Святослав ИгоревичКнягиня Ольга и юный Святослав ИгоревичКнягиня Ольга и юный Святослав Игоревич

«Любезна мне речь ваша, — мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите:
«Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье», — и вознесут вас в ладье»

А сама, когда воодушевлённые древляне ушли, приказала вырыть широкую и глубокую яму во дворе перед княжеским теремом.

На следующее утро, как и было обговорено, княжеским посланникам древляне объявили, что желают не идти или ехать верхом к Ольге от своей стоянки на реке, а чтобы их несли прямо в ладье. Когда процессия дошла до княжеского двора и ладью вместе с послами сбросили в приготовленную яму, Ольга наклонилась и спросила:

«Хороша ли вам честь?».

Древляне сокрушённо ответили:

«Горше нам Игоревой смерти».

После чего княгиня приказала закопать их живьём.

Месть Ольги древлянам. Худ. Дмитриев-ОренбургскийМесть Ольги древлянам. Худ. Дмитриев-ОренбургскийМесть Ольги древлянам.
Худ. Дмитриев-Оренбургский

Вторая месть

Расправившись таким образом с самоуверенными древлянскими сватами, Ольга уже сама направила к ним послание:

«Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди».

Древляне избрали наиболее благородных представителей и направили в Киев. По приходу княгиня предложила гостям сходить в баню после долгой дороги и после прибыть к ней на приём. Пока новые послы мылись, Ольга приказала своим людям зажечь баню и сожгла древлян.
Вторая месть Ольги за убийство Игоря: сожжение вновь пришедших древлянских послов в бане.Вторая месть Ольги за убийство Игоря: сожжение вновь пришедших древлянских послов в бане.Вторая месть Ольги за убийство Игоря: сожжение вновь пришедших древлянских послов в бане.

Третья месть

После этого Ольга вновь направила к древлянам посланников:

«Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже».

Прибыв на место княгиня велела насыпать высокий холм на месте могилы мужа и велела начинать похоронный пир. Древляне на тризне начали спрашивать, где их ранее посланные делегации, на что получили заверения Ольги о скором их прибытии вместе с частью её дружины.

Когда древляне опьянели, княгиня приказала своим воинам перебить их (летописец указывает 5000 убитых древлян, отдельно отмечая, что были перебиты наиболее знатные представители племени), после чего возвратилась в Киев и начала собирать войска для похода по древлянской земле и подавления оставшихся очагов восстания.

«Ольга мстит др«Ольга справляет тризну по мужу» Худ. Чориков Б. А.евлянам» Худ. Чориков Б. А.«Ольга мстит др«Ольга справляет тризну по мужу» Худ. Чориков Б. А.евлянам» Худ. Чориков Б. А.«Ольга справляет тризну по мужу»
Худ. Чориков Б. А.
Третья месть Ольги за убийство Игоря: обильное угощение древлянских воинов вином и расправа с ними.Третья месть Ольги за убийство Игоря: обильное угощение древлянских воинов вином и расправа с ними.Третья месть Ольги за убийство Игоря: обильное угощение древлянских воинов вином и расправа с ними.

Четвертая месть

В 946 году Ольга собрала большое войско и вместе с сыном Святославом выступила в поход на древлян. Несмотря на предыдущую кровавую расправу на тризне, древляне собрали достаточно воинов, чтобы дать сражение киевлянам. Когда полки сошлись перед битвой, княжич Святослав первым по традиции метнул копьё в сторону противника, но так как был слишком мал — копье лишь пролетело между ушей его коня и ударило в землю перед ним.

Святослав с воеводами Свенельдом и АсмундомСвятослав с воеводами Свенельдом и АсмундомСвятослав с воеводами Свенельдом и Асмундом

Воеводы Асмунд и Свенельд призвали дружину к атаке:

«Князь уже начал биться, поступим и мы, братия, как он».

В открытом сражении древляне были разбиты и отступили в свои города, ожидая долгой осады.
Первый поход Святослава В. ПингачёвПервый поход Святослава В. ПингачёвПервый поход Святослава В. Пингачёв

Ольга в сопровождении сына направила войска на осаду столицы древлян — Искоростеня, ведь именно близ него был убит её муж Игорь, а другие города приказала осаждать своим воеводам.

Древляне, понимая, что на милость княгини рассчитывать не приходится, отчаянно отбивались из-за высоких стен своей столицы всё лето и спустя множество штурмов Ольга решила, что если силой взять Искоростень невозможно, значит придется вновь идти на хитрость.

Во время очередной передышки между штурмами к древлянам был направлен посланник, передавший от Ольги сообщение:
Княгиня Ольга у стен древнего Искоростеня" (художник А.А. Туранский, 1982)Княгиня Ольга у стен древнего Искоростеня" (художник А.А. Туранский, 1982)Княгиня Ольга у стен древнего Искоростеня» (художник А.А. Туранский, 1982)

«До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода».

Изможденные долгой осадой древляне ответили, что и рады бы заключить мир, но боятся новой мести княгини, на что та отвечала:

Ольга сжигает главный город древлян Худ. С. Ефошкин.Ольга сжигает главный город древлян Худ. С. Ефошкин.Древляне приносят птиц по просьбе Ольги
Худ. С. Ефошкин.

«Я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий — когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, — хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь».

Когда древляне ответили, что у них нет никаких запасов, которые можно было бы отдать в качестве дани, Ольга проявила притворное великодушие:

«Если ныне у вас нет ни меда, ни шкуры, я не хочу тягости налагать, как муж мой возложил на вас, но мало требую, дайте мне от двора по три голубя и по три воробья, и этим я буду довольна».

Обрадованные возможностью прекратить наконец осаду, древляне собрали в городе птиц и передали княгине, после чего получили от неё заверения о мире и вернулись за стены.

Ольга тем временем, раздала своим воинам — кому по голубю, кому по воробью, велела привязать каждой птице пучки сухой травы. Когда же стало смеркаться, Ольга приказала поджигать траву перед отпусканием птиц. Весь город почти одновременно загорелся, выбегающих в панике из-за стен защитников лекго хватали княжеские воины.

Чать городских старейшин убили, некоторые из древлян были розданы людям княгини в качестве рабов, а прочие оставлены для выплаты дани.

Сожжение Искоростеня по приказу княгини ОльгиСожжение Искоростеня по приказу княгини ОльгиСожжение Искоростеня по приказу княгини Ольги
Княгиня Ольга Худ. Volodymyr ShvachkoКнягиня Ольга Худ. Volodymyr ShvachkoКнягиня Ольга покидает сожженный Искоростень
Худ. Volodymyr Shvachko

Дань была назначена в размере 2/3 для Киева и 1/3 для Вышгорода, которым правила сама Ольга. После сожжения Искоростеня, княгиня вместе с сыном объехала все древлянские земли и обложила их новой данью, после чего вернулась в Киев

Внутреняя политика
Княгини Ольги

Биография княгини Ольги

Правление княгини Ольги

Раздел «Княгиня Ольга»

Семья княгини Ольги — портреты и биографии родственников

Происхождение княгини Ольги до сих пор вызывает споры между историками. Семья Игоря Рюриковича и Ольги была не многодетна, летописии сообщают о единственном сыне — Святославе.

О прочих родственниках Ольги практически ничего не известно.

Генеалогическое древо княгини ОльгиГенеалогическое древо княгини ОльгиГенеалогическое древо княгини Ольги

Родители

Отец

В некоторых летописях приводится информация, что Ольга была дочерью Вещего Олега, следовательно, женив Игоря на ней он добавил к правящей династии собственную кровь.

В то же время, Иоакимовская летопись, приводимая В. Н. Татищевым в «Истории Российской», сообщает о том, что Ольга была «из рода Гостомысла» и звали её до свадьбы Прекраса.

О матери княгини Ольги информации не сохранилось.

Биография Олега Вещего

Раздел об Олеге Вещем

Князь Олег. Гравюра неизв. худ.Князь Олег. Гравюра неизв. худ.Князь Олег.
Гравюра неизв. худ.

Муж — князь Игорь Рюрикович

Игорь I Царский Титулярник XVII векИгорь I Царский Титулярник XVII векИгорь I Царский Титулярник XVII век

(около 878 — 945)

Повесть Временных Лет сообщает под 903 годом об устроении свадьбы Игоря и Ольги при содействии Олега Вещего.

Взаимоотношения между супругами не фигурируют в летописях. Их сын Святослав родился около 940 года, т.к. на момент участия в подавлении восстания вятичей в 946 году он уже мог держать копье в руке и сидеть на коне.

В 945 году Игорь погиб во время попытки повторно собрать дань с древлян. За убийство мужа Ольга несколько раз отомстила свободолюбивому племени.

Биография Игоря

Раздел об Игоре Рюриковиче

Дети

Святослав Игоревич

Князь Святослав Игоревич, портрет из царского титулярника XVII векаКнязь Святослав Игоревич, портрет из царского титулярника XVII века

Ок. 940 — 972

Формально Святослав стал правителем в малолетнем возрасте после гибели в 945 году отца, но самостоятельное правление началось, как можно судить по косвенным данным, около 961 года (по летописи в 964 году).

При Святославе Киевской Русью в значительной мере правила его мать — княгиня Ольга, сначала из-за малолетства Святослава, затем из-за его постоянного пребывания в военных походах. Совершенные им походы против хазар, болгар и византии прочертили широкую дугу вокруг укрепляющейся Киевской Руси. При возвращении из похода на Болгарию Святослав был убит печенегами в 972 году на днепровских порогах.

Биография Святослава

Раздел о Святославе


Биография княгини Ольги

Раздел «Княгиня Ольга»

Опубликовано:
04.02.2020

Изменено:
09.07.2020

История любви князя Игоря и княгини Ольги в древнерусских интерьерах

Несмотря на то, что княгиня Ольга сожгла целый город, отомстив за любимого мужа — князя Игоря, она — великая женщина. При ней были возведены прекрасные храмы — образцы древнерусского зодчества, заложен город Псков. Именно благодаря Ольге на Руси были сделаны первые шаги по распространению христианства. В 1547 году она была причислена церковью к лику святых.  

Автор статьи: Ольга Храбрых


Интерьеры древнерусской избы 

Летопись свидетельствует, что Ольга, имеющая древнескандинавские корни, была родом из деревни Выбуты Псковской области. Ее семья жила небогато, наверняка в среднестатистической древнерусской избе. Зодчество Древней Руси во времена юности, а впоследствии и правления Ольги было представлено в основном деревянными постройками. Это уже потом появятся каменные церкви и прочие сооружения.

Древняя изба представляла собой деревянный сруб (иногда и два) с двухскатной или четырехскатной крышей. Часто такое жилье имело два этажа и подвал, где хранились запасы на зиму и разные вещи. В избе располагалась горница.

Также в доме имелись сени, то есть что-то похожее на коридор в современном жилище. Часто хозяйки держали там ведра и коромысла. Кроме того, частью сеней являлся чулан, где обычно хранились разные продукты.

От своеобразного коридора теплое помещение отделялось порогом, который сооружался специально для того, чтобы не допустить вхождение холодного воздуха. Гость, стоящий на пороге, должен был кланяться хозяевам дома и домовому, а с появлением на Руси христианства, которое как раз было связано с внуком Ольги Владимиром, и перекрещиваться.

Обязательным элементом такого дома являлась печь. Позже, уже опять же с возникновением на Руси христианства, по диагонали от печи располагался красный угол, где находились иконы. Вообще в задачи хозяев дома было украсить свою избу как можно наряднее.

Дома как правило декорировались резьбой, на ставнях и воротах изображались сказочные существа, что придавало домам просто роскошный  вид.

Знакомство и жизнь Ольги и Игоря

Судьбе было угодно, чтобы она встретила свою любовь благодаря случаю. Князь киевский Игорь отправился на охоту, и на берегу Днепра увидел человека в лодке, которого попросил переправить его на другой берег. Лодочник оказался стройной, красивой девушкой, и Игорь воспылал страстью. Но девушка оказалась целомудренной и смелой, она отказала Игорю, пригрозив броситься в воду. Князь отступил. Но эта история засела у него в мозгу, образ молодой, прекрасной девушки не оставлял его. И когда пришло время жениться, в Киев молодому князю собрали самых красивых невест княжества. Но ни одна ему не понравилась, а помнил он свою строптивую перевозчицу, к которой и отправил сватов. Ольга приняла предложение и стала женой князя.

По сведениям летописцев, жили они в большой любви и согласии, от этой любви был рожден их сын Святослав. Ольга была очень мудрой женщиной, и Игорь доверял ей решение многих государственных дел. Когда князь уходил в походы, Ольга оставалась управлять государством.

В один из таких походов в 945 году, отправившись за ежегодной данью к древлянам, князь Игорь не вернулся живым. Существует полотно — эскиз, неосуществленной картины В. И. Сурикова (1915 г.) «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Ольга поклялась отомстить за страшную смерть любимого. Древляне привязали князя к верхушкам двух берез и, отпустив стволы, разорвали его пополам. Ольга пообещала, что месть ее будет  еще страшней.


Читать похожие статьи:


 Собор Святой Софии

Ольга была еще и прекрасным реформатором — она построила первые каменные здания Киева (городской дворец и загородный дом). Занималась благоустройством новгородских и псковских земель. Построила множество храмов: святителя Николая, Святой Софии в Киеве. Правда, первоначальный храм, заложенный княгиней, сгорел, как пишут историки. А уж потом за дело взялся Ярослав Мудрый.

Сегодня собор святой Софии — одна из визитных карточек города и его многовековой символ. Большая часть церковного интерьера декорирована фресками с изображением библейских сюжетов и фигур святых, площадь которых составляет 3000 кв. м, и мозаиками с площадью 260 кв. м. Центральный купол украшают библейские сюжеты.

В 17 веке фрески собора реставрировались, так как в определенных местах наносились рисунки маслом. В 19 веке собор снова подвергался реставрации.

В краях, где она родилась, основала город Псков. Правила Ольга в Киеве с  945 по 966 год. После ее смерти правителем Киевской Руси стал ее сын Святослав.

У истоков зарождения христианства

В 955 году Ольга одна из первых приняла христианскую веру еще до Крещения Руси, при крещении ей дали имя — Елена. Крестил ее патриарх Полиевкт в Царьграде, а ее крестным отцом стал император Константинопольский, который предлагал ей стать его женой, на что Ольга ответила: «Как же ты хочешь меня взять в жены, ведь ты нарек меня дочерью?». Так Ольга осталось верна своему любимому мужчине, пронеся эту верность через всю жизнь.


Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!

Это может Вам понравиться:

Поделитесь этим:

Княжение Ольги 945 — История России

КНЯГИНЯ ОЛЬГА

Ольга — великая русская св. равноап. княгиня. Жена вел. кн. Игоря Рюриковича. Относительно происхождения кн. Ольги существует несколько летописных версий. Одни авторы называют ее уроженкой Плескова (Пскова), другие — Изборска. Одни заявляют, что она происходила из рода легендарного Гостомысла и первоначально носила имя Прекраса, но была переименована Олегом Вещим в свою честь, другие называют ее дочерью Олега Вещего, третьи сообщают, что она была простой крестьянкой, понравившейся Игорю и потому ставшей его женой. В рукописном сборнике XV в. имеется известие, согласно которому Ольга была болгарской княжной из города Плиски и приведена на Русь Олегом Вещим в качестве невесты для кн. Игоря.

В «Повести временных лет» под 903 сообщается о женитьбе Игоря на Ольге. В Устюжском летописном своде говорится, что она стала женой Игоря в 10-летнем возрасте. Иоакимовская летопись отмечает, что Игорь имел впоследствии и других жен, однако Ольгу чтил больше иных за ее мудрость.

Из договора Игоря с Византией видно, что Ольга занимала в иерархической структуре Киевского государства третье по значению место — после великого кн. Игоря и его сына-наследника Святослава.

После смерти мужа Ольга становится верховной правительницей Руси. Она жестоко подавляет восстание древлян, устанавливает размеры податей с населения в ряде русских регионов, создает погосты, где останавливаются сборщики даней.

Энциклопедия «Русская история»

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

Об Ольге до ее замужества с Игорем известно мало. Повесть временных лет сообщает под 6411 (903) годом, что к Игорю привели «жену из Пскова, именем Ольга». «Книга Степенная царского родословия» (создана в 60-е годы XVI века) называет родиной Ольги весь (село) Выбутскую под Псковом. В поздних Раскольничьей и Иоакимовской летописях, бывших у В. Н. Татищева, родиной Ольги оказывается уже Изборск. Поскольку во время появления Ольги на свет Пскова вроде бы еще не было, но, зато, в середине X века существовало село Ольги Выбутино-Будутино, то она, следовательно, в нем и родилась. Аналогично, возникла и легенда об изборском происхождении Ольги. Например, В. Н. Татищев, сохранивший это предание, повинуясь логике своих летописных источников, считал, что «изборская» версия более правильная, так как «тогда Пскова еще не было». А между тем, «псковская» версия подкрепляется археологическими данными, согласно которым Псков, как собственно город, сложился к VIII веку, то есть раньше Изборска. Впрочем, и версия об Изборске (расположен в 30 км от Пскова), и версия о Выбутской веси, как о местах, где родилась Ольга, помещают родину Ольги в Псковской области.

Любопытно сообщение ряда летописей XVII-XVIII веков о том, что Ольга была дочерью «Тмутарахана, князя Половецкого». За этим известием стоит, таким образом, определенная летописная традиция, но вряд ли можно считать русскую княгиню X века Ольгу дочерью половецкого хана.

Итак, смело можно утверждать только, что родиной Ольги был север территории расселения восточных славян, возможно, Псков или его окрестности. Тесные связи существовали, судя по всему, у Ольги и с Новгородом. Именно ей летопись приписывает в 6455 (947) году установление даней в Новгородской земле. Правда, летописный рассказ о походе княгини к Новгороду и установлении даней по Мсте и Луге вызывает справедливое сомнение исследователей в том, что все это действительно имело место. Ведь возле Новгорода в древности существовала своя «Деревская земля», «Деревский погост». В начале XI века Деревской землей называлась область Новоторжская, возле Торжка, а сам город Торжок звался в древности Искоростенем! Это может свидетельствовать об основании его выходцами из Древлянской земли, вероятно, бежавшими туда после подавления древлянского восстания. Летописец XI века, труд которого был использован при составлении Повести временных лет, мог неверно понять рассказ о том, что Ольга упорядочила сбор дани с Деревской земли, и расширить масштаб устроительной деятельности княгини, включив в нее и реформу Новгородской земли. Здесь проявилось стремление летописца упростить историю организации на Руси погостов, приписав всю реформу одному человеку — Ольге.

«Повесть временных лет» ничего не сообщает о том положении, которое занимала Ольга до брака с Игорем. Правда, в «Степенной книге», в которой о браке Игоря с Ольгой рассказывается с необыкновенными и романтическими деталями, говорится, что Ольга была простой поселянкой из веси Выбутской, которую Игорь встретил на перевозе во время охоты. Историки уже на протяжении трех столетий сомневаются в том, что Ольга была низкого происхождения, и сомнения эти вполне обоснованны. Выше уже говорилось о том, что «Степенная книга» помещала родину Ольги в веси Выбутской, исходя из убеждения, что Пскова тогда еще не существовало. Истории о «крестьянском» происхождении Ольги, о том, как она работала перевозчицей, сохранились и в псковских устных преданиях. Здесь мы скорее всего имеем дело с известным стремлением сказителей приблизить героя к слушателям, сделать его представителем их сословия. Большинство же летописных сводов сообщает о знатном происхождении Ольги или ограничивается простым упоминанием о браке Игоря и Ольги. «Степенная книга», представляя Ольгу бедной поселянкой, оказывается почти в полном одиночестве. Ермолинская летопись (вторая половина XV века) называет Ольгу «княгиней от Плескова». Типографская летопись (первая половина XVI века) сообщает, что «некоторые» рассказывали, что Ольга была дочерью Вещего Олега. Известие о том, что Ольга была дочерью Олега, сохранилось в Пискаревском летописце и Холмогорской летописи.

О знатности Ольги свидетельствует и известие Константина Багрянородного в труде «О церемониях византийского двора» о том, что во время визита Ольги в Царьград ее сопровождала большая свита: «анепсий», 8 приближенных людей, 22 посла, 44 торговых человека, 2 переводчика, священник, 16 приближенных женщин и 18 рабынь. Самым интересным нам кажется присутствие 8 приближенных людей. Это не дружинники и не слуги. Для дружины этого количества людей мало, а весь обслуживающий персонал перечисляется позднее. Это и не союзные князья. От них с Ольгой было послано 22 посла. Возможно, это родственники Ольги, не случайно в том же источнике говорится, что вместе с Ольгой прибыли и «родственные ей архонтиссы». Кроме того, в составе русского посольства особо выделяется «анепсий» Ольги. «Анепсий» — термин, означавший в Византии того времени чаще всего племянника (сына сестры или брата), а также двоюродного брата или, гораздо реже, родственника вообще. Как известно, в договоре 944 года упомянуты племянники Игоря (Игорь и Акун). Поскольку племянник мужа мог считаться племянником и его жены, возможно, об одном из этих двух лиц и идет речь в данном случае. Правда, термин «анепсий» означал кровного родственника, каковыми в отношении Ольги не были ни Игорь, ни Акун. Может быть, речь здесь идет о совершенно неизвестном нам князе, относившемся к роду Ольги. Таким образом, Ольга не была простой поселянкой без роду, без племени, а являлась главой рода, пришедшего в Киев вместе с ней и участвовавшего в ведении дел.

Однако и еще одно обстоятельство усиливало позиции Ольги. Она была не просто женой Игоря, но и, как видно из рассказа о распределении ею дани с древлян, самостоятельной правительницей Вышгорода. Значение Вышгорода было велико. Город возник всего в 12-15 км от Киева и с самого начала представлял собой мощную крепость, которая позднее служила хорошим щитом для защиты Киева с севера. Подобное расположение Вышгорода по отношению к Киеву позволило ряду историков рассматривать его как некий «придаток», пригород «матери городов русских». Вряд ли это справедливо, по крайней мере, по отношению к Вышгороду X века. По данным археологии, в это время территория его была равна современному ему Киеву. Город располагал детинцем (кремлем). Вышгород являлся центром ремесла и торговли. О значении и силе этого города свидетельствует и упоминание «Вусеграда» в сочинении Константина Багрянородного, наряду с другими крупнейшими городами — Смоленском, Любечем, Черниговом. Скорее, правы те историки, которые склонны рассматривать Вышгород как независимый от Киева и, более того, конкурирующий с ним центр.

Королев А.С. Киевская княгиня Ольга и ее истинная роль в истории гибели ее мужа князя Игоря

 

КРУЖЕНИЕ ОЛЬГИ

С именем Ольги связывают важные реформы, относящиеся к учреждению административных центров — погостов и упорядочению системы государственного управления. В доказательство приводят следующий отрывок из летописи XII в.: «В лето 6455 (947) иде Вольга Новугороду, и устави по Мьсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани; и ловища ея суть по всей земли, знаменья и места и повосты, и сани ее стоятъ въ Плескове и до сего дне». Для верности интерпретации приведенного отрывка следует сравнить его с Записками императора Константина Багрянородного, написанными во времена Ольги в середине X в. С приближением зимы, писал император, русские «архонты выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдиа, что именуется «кружением», а именно в земли древлян, дреговичей, северян и прочих данников славян. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда тает лед на Днепре возвращаются в Киев». 

Константин VII описал полюдье при жизни Ольги на основании бесед с послами. Киевский летописец почерпнул сведения о полюдье Ольги из преданий, спустя столетие. Он не знал термина «полюдье», зато приписал мудрой княгине важную реформу — установление «повостов» и «оброков». Слово «оброк» позднего происхождения, а понятие «погост» («повост») имело в X в. совсем иное значение, чем в XII в. При Ольге «погост» обозначал языческое святилище и место торга славян («погост» от слова «гость» — купец). С принятием христианства власти стали разорять капища и на их месте ставить церкви. Крупнейшие погосты превратились к XII в. в центры управления округой. Но при Ольге погосты оставались языческими святилищами по преимуществу. 

Скрынников Р.Г. Древнерусское государство

 

ИЗ ЖИТИЯ

И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла… Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения.

Православие.ru

День памяти: Июль 11

Легенда о любви князя Игоря и княжны Ольги

История любви князя Игоря и Ольги необычна тем, что за давностью лет она превратилась в народную сказку. Поскольку речь в ней велась о правителях династии Рюриковичей, эта легенда имела большой политический смысл для последующих государей. По преданию, Ольга  была простой девушкой, которую полюбил князь Игорь. Она покорила князя умом и смелостью.

 Княжна Ольга, причисленная православной церковью к лику святых 0

Фото: AP

Однажды князь Игорь, тогда еще юноша, охотился в Псковской земле, как вдруг на противоположном берегу реки увидел, по словам летописца, «лов желанный», то есть богатые охотничьи угодья. Однако попасть на тот берег было не так-то просто, потому что речка была стремительной, а у князя не имелось «ладьицы» — лодки.

«И увидел он некоего плывущего по реке в лодейце, и призвал плывущего к берегу, и повелел перевезти себя через реку. И когда плыли они, взглянул Игорь на гребца того и понял, что это девица. То была блаженная Ольга, совсем еще юная, пригожая и мужественная» (так на современный русский язык переводят старинные прилагательные «вельми юна сущи, доброзрачна же и мужествена»).

«И уязвися видением… и разгореся желанием на ню (к ней. — Ред.), и некия глаголы глумлением претворяше (бесстыдно начал говорить. — Ред.) к ней», — сообщается о первой встрече Ольги с ее будущим мужем, князем Игорем, в Степенной книге царского родословия. Этот исторический памятник официальной московской идеологии был составлен в середине 16-го столетия сподвижником митрополита Макария, протопопом московского кремлевского Благовещенского собора Андреем, ставшим впоследствии, под именем Афанасий, московским митрополитом.

Правда, автором непосредственно Жития княгини Ольги в составе Степенной книги историки считают другого знаменитого писателя и церковного деятеля — благовещенского священника Сильвестра, который являлся духовным наставником царя Ивана Грозного. О знакомстве на реке Великой рассказали нам не современники князя и княгини, а книжники, жившие спустя шесть столетий.

Но послушаем, что же произошло дальше. Ольга отвечала князю не как юная дева, но как умудренная жизненным опытом женщина — «не юношески, но старческим смыслом поношая ему»: «Что всуе смущаешь себя, о княже, склоняя меня к сраму? Зачем, неподобное на уме держа, бесстыдные словеса произносишь? Не обольщайся, видя меня юную и в одиночестве пребывающую. И не надейся, будто сможешь одолеть меня: хоть и неучена я, и совсем юна, и проста нравом, как ты видишь, но разумею все же, что ты хочешь обидеть меня… Лучше о себе помысли и оставь помысел свой. Пока юн ты, блюди себя, чтобы не победило тебя неразумие и чтобы не пострадать тебе от некоего зла. Оставь всякое беззаконие и неправду: если сам ты уязвлен будешь всякими постыдными деяниями, то как сможешь другим воспретить неправду и праведно управлять державой своей? Знай же, что если не перестанешь соблазняться моей беззащитностью (дословно: «о моем сиротстве»), то лучше для меня будет, чтобы поглотила меня глубина реки сей: да не буду тебе в соблазн и сама поругания и поношения избегну…» Мы процитировали этот отрывок в переводе историка и писателя Алексея Карпова.

Остальной участок пути молодые люди проделали в полном молчании. Князь Игорь вернулся в Киев. Спустя некоторое время ему настало время жениться: «и повелению его бывшу изобрести ему невесту на брак». Князю повсюду стали искать невесту. Игорь вспомнил «дивную в девицех» Ольгу, ее «хитростные глаголы» и «целомудренный нрав» и послал за ней «сродника» своего Олега, который «с подобающею честию» привел юную деву в Киев, «и тако сочьтана бысть ему законом брака».

Небольшое отступление. В «Повести временных лет» князь Олег назван правителем Киевского государства в конце IX — начале X столетия. Было ли он на самом деле подлинным правителем Киевской Руси и жил ли он в одно время с Игорем — отдельная и непростая тема для историков, но не имеющая отношения к истории любви Игоря и Ольги.

Вот такое предание об Ольге, которая была одним из любимых персонажей русского фольклора на протяжении столетий, передавали спустя шесть веков после ее жизни и смерти. В народном сознании Ольга оказалась мудрее и киевского князя, и — в других рассказах — византийского императора. А отводимая ей роль перевозчицы, как подчеркивают исследователи народных сказаний, тоже далеко не случайна. Переправа через реку — это не просто перемещение в пространстве. В русских обрядовых песнях переправа через реку символизирует перемену в судьбе девушки: ее соединение с суженым, превращение в замужнюю женщину. Переправу обычно осуществляет мужчина, но есть и обратные примеры. Более того, первая встреча Ольги с Игорем предопределила ее будущее замещение Игоря в качестве правителя его державы.

Князья гибли, а Ольга побеждала

Княгиня Ольга еще до Крещения Руси приняла православие…

Мельница заблуждений: атаман Святослав |

Имя Ольга — русская женская форма мужского имени Олег, скорее всего, также, как скандинавское имя Хельга (Helga), представляет собой женскую форму мужского имени Хельги (Helgi). Значение «святой» оно приобретает только с распространением христианства (не ранее XI века), а в языческую пору означало «удачливый», «обладающий всеми необходимыми для конунга качествами». Этим «княжеским» именем нарекали эпических, легендарных героев.

И хотя Ольга не была единственной женой князя Игоря, имен других княжеских жен в летописях не сохранилось. Точно также, как и имен других его сыновей, кроме сына Игоря от Ольги — знаменитого князя Святослава. В политической жизни Киевского государства другие сыновья, кроме Святослава Игоревича, участия не принимали. А сам брак Игоря и Ольги, точная дата которого также нам неизвестна, некоторыми историками рассматривается как соединение двух изначально не связанных друг с другом династий правителей древней Руси — «киевской» и «новгородской».

Женщины в древней Руси не были бесправными существами. Законная (по-русски, «водимая») супруга правящего князя и мать его сыновей располагала собственным двором, свитой и даже дружиной, отличной от дружины мужа. Именно руками своих дружинников княгиня Ольга осуществила месть древлянам, убивших князя Игоря. Этот рассказ многим хорошо памятен из школьных учебников истории.

Читайте также:

Истории любви: Дали и его Торжество

Истории любви: роман императрицы в летах

Истории любви: королева с принцем и без

Истории любви: диктатор и блондинка Ева

Читайте самое интересное в рубрике «Общество»

Князь Игорь и княгиня Ольга – утро Киевской Руси | history-thema.com История

В 912 г. умер князь Олег. По преданию, волхвы – служители славянского языческого культа, предсаказали ему, что причиной его смерти станет его собственный конь. Олег расстался с конем, велев слугам беречь и кормить его. Спустя много времени он узнал, что коня его уже нет в живых, и пожелал посмотреть на оставшиеся кости своего верного боевого товарища. Стоя над тлеющими костями коня, он поставил ногу на череп, и выпавшая оттуда змея укусила его. От укуса Олег заболел и умер. Предание это зафиксировано и в летописи, а А. Пушкин на его основе написал свою знаменитую «Песнь о Вещем Олеге». На самом деле, это распространенное норманнское предание. Практически тот же самый сюжет имеет и исландская сага о викинге Орваре Одде, с той разницей, что викинг, получив предсказание, не отдал коня на содержание слугам, а убил и завалил тушу камнями. «Повесть временных лет» говорит, что могила Олега находится в Киеве на горе Щековице, а Новгородская летопись (XI в.) – что в Ладоге. Та же Новгородская летопись, однако, сообщает, что Олег, вообще, ушел за море. Ясно одно: наследовал Олегу, как завещал Рюрик, сын Рюрика Игорь (норманнское «Ингвар»).

Как это постоянно случалось в ту эпоху, новому правителю молодой державы пришлось начинать правление с подавления сепаратистских устремлений отдельных областей. От Киевского государства отделился племенной союз древлян, живших к западу от Киева, на территории современного украинского Полесья. Игорь повел дружину на непокорные племена и принудил их признать свою власть. В те же годы в европейских степях в связи с упадком Хазарского каганата усиливался кочевой племенной союз печенегов, говоривших на языке, предположительно, тюркской группы. При Игоре начались столкновения между Русью и печенегами, хотя некоторые поздние летописи сообщают, что с печенегами воевали еще Аскольд и Дир. Надеялся на то, что после смерти Олега новый князь Руси не будет столь влиятельным и жестким, и византийский двор. Византия перестала соблюдать условия заключенного ранее с Олегом соглашения. В 941 г. Игорь с дружиной отправился в поход на Константинополь по Днепру и Черному морю на 10 тыс. лодей. Русские воины разорили все юго-западное побережье Черного моря, берега пролива Босфор. Против войска Игоря император мобилизовал армейские силы восточных провинций империи. После жесточайшей битвы, тяжелых потерь и усилий византийцам, имевшим более организованную армию, удалось оттеснить княжеских дружинников к морю. Те сели на лодьи и отплыли от берега. Догнавший их византийский флот на мощных боевых триерах принялся жечь лодьи грозным оружием – «греческим огнем», представлявшим собой зажигательную смесь, которую нельзя было потушить водой, и которой обливали суда и укрепления противника из специальных сифонов. Против такого «средневекового огнемета» русские воины еще не могли устоять; много лодей сгорело, воинов утонуло. Возвратившиеся в Киев рассказывали, как гласит летопись: «Будто молнию небесную имеют у себя греки, и, пуская ее, пожгли нас. Оттого и не одолели их». Однако Игорь не собирался отказываться от того, чего с таким трудом достиг его предшественник Олег: суливших Руси экономический рост и процветание выгодных условий торговли с Византией. В 943 г. князь собрал дружины многих зависимых от Киева славянских племен, нанял воинов из варяг и печенегов, после чего с потрясавшим воображение современников того времени своей многочисленностью войском снова – по суше и по морю, двинулся на Константинополь. Византийцы сообщали императору Роману I Лакапину: «Идут руссы – не счесть… их, покрыли все море корабли». Испуганный император отправил к Игорю послов с просьбой о мире. Посоветовавшись с дружиной, слово которой в то время значило очень много, Игорь при встрече с императорскими послами в устье Дуная согласился без боя взять с Византии контрибуцию и вернуться на Русь. В 944 г. между Русью и Византией был заключен новый договор о привилегированной торговле для русских купцов, однако, византийцы, выигравшие войну с Русью в 941 г., добились для себя некоторых уступок по сравнению с договором 911 г.

В 945 г. Игорь отправился с дружиной в землю склонных к отделению от Киевского государства древлян для сбора полюдья – дани, которую платило князю признававшее его своим правителем население. Обычно дань состояла из мехов пушных зверей, деликатесных продуктов и т.п. Князь объезжал свои владения, останавливаясь для сбора дани и приема наместников и делегатов от племен в своих местных резиденциях – погостах (от слова «гостить»). Закончив сбор дани, Игорь отправил основную часть своей дружины в Киев, а сам решил с небольшим отрядом еще пройтись по древлянской земле, чтобы дополнительно поживиться (возможно, не хотел делиться собранным с дружиной). Узнав об этом, древляне сказали: «Если волка не убить, он все стадо перетаскает». Напав на малочисленный отряд Игоря, мятежники перебили всех его воинов, а самого князя, как сказано в византийских источниках, разорвали, привязав за ноги к двум согнутым молодым деревьям. После этого древляне вышли из повиновения Киеву.

Сын Игоря Святослав (первый из князей Руси, имевший уже не норманнское, а славянское имя) был еще мал, и обязанности по правлению стала исполнять его жена Ольга (Хельга). По-видимому, судя по тому, что во время переговоров с византийским двором от нее был направлен отдельный посол, она и ранее занимала важную роль в политическом руководстве Русью. В то время, еще до упрочения согласующихся со вскоре распространившимся на Руси Христианством патриархальных традиций, на большей части Европы это было обычным явлением. У европейских народов, не так давно вышедших из состояния варварства, сохранялись многие пережитки матриархата, особое уважение к женщине как к матери, хранительнице домашнего очага. Славяне и норманны здесь не были исключением. О происхождении Ольги достоверно ничего не известно. «Повесть временных лет» сообщает, что Игорь женился на Ольге в 903 г., и привезена она была ему из Пскова. Однако имя у нее норманнское. Возможно, она происходила из семьи кого-нибудь из сподвижников Олега – норманнов, которого тот оставил в Пскове для выполнения каких-то административных функций или даже наместником.

Первоочередной задачей правительницы Руси стало возвращение под власть Киева древлян. Древляне, как гласит летопись, несколько раз посылали к Ольге послов с предложением выйти замуж за их князя Мала, и всякий раз княгиня в отместку за смерть мужа изощренно убивала их. Затем принудила древлян к уплате дани «по три воробья и три голубя от каждого дома». После того как древляне уплатили столь странную «дань», Ольга приказала привязать к каждой птице зажженную серу и выпустить. Птицы с горящей серой прилетели обратно в свои гнезда под крышами домов в главном древлянском городе Искоростень, отчего весь город выгорел, а в ужасе выбегавших из-за городских стен жителей убивали киевские дружинники. Конечно, здесь все овеяно фольклором и причудливыми подробностями, которые летописец из народной молвы занес в свое произведение. Однако из всего сказанного в летописи можно сделать вывод, что сепаратизм древлян был подавлен вдовой Игоря. Основная же деятельность Ольги во главе древнерусского государства сводилась к укреплению внутренней стабильности. При ней, как сообщает летопись, были выстроены дополнительные погосты, обустроены места княжеского пребывания в отдаленных пределах Руси. Власть племенных старейшин на местах постепенно сменялась властью тиунов – княжеских наместников. Это означало не только общее упрочение централизованного княжеского влияния, но и переход в ведение княжеской власти, помимо традиционных военных и политических вопросов, также общих административных и судебных дел. Русь продолжала превращаться в сильное государство с прочной системой внутреннего контроля, и соседние державы больше не могли считать славян за разобщенных и плохо организованных варваров.

Согласно летописи, в середине 50-х гг. X в. Ольга отправилась в Константинополь, где «возлюбила свет и оставила тьму». В Константинополе Ольга приняла Христианство, а ее крестным отцом стал сам византийский император (скорее всего, Роман II). При крещении она приняла имя Елена. Также летопись сообщает, что императора она выбрала в крестные отцы, потому что тот был так очарован ее красотой, что хотел на ней жениться, то есть, таким способом она решила избавиться от его притязаний на брак. На самом деле ей в то время было около 60 лет, и избрание императора в духовные отцы просто подчеркивало ее политическое влияние и, как следствие, сам международный престиж Руси. Крещение Ольги, однако, было ее личным делом, и не повлекло за собой принятия Христианства ни основной массой населения Руси, ни ее формирующейся знатной прослойкой. Сын Ольги Святослав оставался приверженным языческой вере и обычаям, объясняя это тем, что иначе над ним будет смеяться его дружина. В связи со взрослением сына Ольга отошла от государственных дел. Остаток жизни она посвятила распространению Христианства среди славян, построила несколько церквей. Когда в 969 г. она умерла, как говорится в летописи, «плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди». Похоронена она была по христианскому обряду.




12 559

Легендарная княгиня Ольга — Из России с любовью

Княгиня Ольга была одной из женщин, сыгравших важную роль в истории России. Это была действительно необычная женщина, смелая, красивая, талантливая глава государства.

Святая Ольга (русский и украинский: Ольга, также называемая Ольга Прекраса, или Ольга Прекрасная, древнескандинавская: Хельга; род. Ок. 890, умерла 11 июля 969, Киев) была правительницей Киевской Руси регент (945-ок.963) для ее сына Святослава.

Ольга была псковичкой варяжского происхождения и вышла замуж за будущего киевского Игоря, предположительно в 903 году.

В Первой летописи дата ее рождения — 879, что маловероятно, учитывая тот факт, что ее единственный сын вероятно родился через 65 лет после этой даты. После смерти Игоря она правила Киевской Русью в качестве регентши (945–963 гг.) Для их сына Святослава.

В начале своего правления Ольга приложила немало усилий, чтобы отомстить за смерть своего мужа от рук древлян, и преуспела в том, чтобы убить многих из них и похоронить некоторых в захоронении корабля, еще при жизни.Считается, что она ошпарила пленников до смерти, а другая, вероятно, апокрифическая [цитата], история рассказывает о том, как она разрушила враждебный ей город. Она попросила, чтобы каждая семья подарила ей голубя, затем привязала горящие бумаги к ногам каждого голубя, которые затем выпустила, чтобы улететь обратно в свои дома. Каждая птичья зажигалка подожгла соломенную крышу своего дома, и город был разрушен. Что еще более важно в долгосрочной перспективе, Ольга изменила систему сбора дани (полиудие), что можно рассматривать как первую правовую реформу, зарегистрированную в Восточной Европе.

Она была первым правителем Руси, обратившимся в христианство либо в 945, либо в 957 году. Церемонии ее официального приема в Константинополе подробно описаны императором Константином VII в его книге De Ceremoniis. После крещения она приняла христианское имя Елена, в честь правящей императрицы Елены Лекапены. Славянские хроники добавляют апокрифические подробности к рассказу о ее крещении, например, историю о том, как она очаровала и «перехитрила» Константина и как она отвергла его предложения о супружестве.По правде говоря, Ольга во время крещения была старухой, а Константин имел жену.

Семь латинских источников документируют посольство Ольги к императору Оттону I в 959 году. В продолжении «Регино Прюмского» упоминается, что посланники просили императора назначить епископа и священников для их народа. Летописец обвиняет посланников во лжи, отмечая, что их уловка была раскрыта лишь позже. Титмар Мерзебургский говорит, что первый архиепископ Магдебургский, святой Адальберт Магдебургский, прежде чем получить этот высокий чин, был послан императором Отто в страну Руси (Rusciae) в качестве простого епископа, но был изгнан языческими союзниками Святослава Я.Эти же данные дублируются, в частности, в анналах Кведлинбурга и Хильдесхайма.

Ольга была одной из первых людей Руси, провозглашенных святой за ее усилия по распространению христианской религии в стране. Из-за ее прозелитического влияния Православная церковь именует святую Ольгу почетным Исапостолом, «равноапостольным». Однако ей не удалось обратить Святослава в христианство, и ее внуку и ученику Владимиру I пришлось сделать христианство прочной государственной религией.Во время длительных военных походов сына она продолжала руководить Киевом, проживая в замке Вышгород вместе со своими внуками. Она умерла вскоре после осады города печенегами в 969 году.

Из Русских Первичных летописей:

6453 (945) В этом году свита Игоря сказала ему: «Слуги Свейнальда украшены оружие и мелкий дождь, а мы нагие. Идите с нами, о князь, после дани, дабы вы и мы могли извлечь из этого пользу.«Игорь прислушался к их словам и напал на Дереву в поисках дани. Он стремился увеличить прежнюю дань и собирал ее насилием с народа с помощью своих последователей. Собрав таким образом дань, он вернулся в свой город. По пути домой он сказал своим последователям, немного поразмыслив: «Идите вперед с дани. Я поверну назад и присоединюсь к вам позже ». Он отпустил своих вассалов на их обратном пути, но, желая еще большей добычи, он вернулся своим следом с несколькими своими последователями.

Деревляне услышали, что он снова приближается, и посоветовались с Малом, их князем, сказав: «Если волк пойдет среди овец, он заберет все стадо по одной, если только его не убьют. Если мы этого не сделаем. так убейте его сейчас, он уничтожит всех нас «. Затем они послали вперед к Игорю, чтобы узнать, почему он вернулся, поскольку он собрал всю дань. Но Игорь не послушал их, и деревляне вышли из города Искоростень и убили Игоря и его отряд, ибо последних было мало.Так Игорь похоронен, и его могила и по сей день находится недалеко от города Искоростень в Деревне.

Но Ольга была в Киеве со своим сыном, мальчиком Святославом. Его наставником был Асмунд, а командиром войск — Свейнальд, отец Мстихи. Тогда деревляне сказали: «Видите, мы убили князя Русского. Давайте возьмем его жену Ольгу за нашего князя Мала, и тогда мы овладеем Святославом и действуем на него своей волей». И послали они своих лучших людей, числом двадцать, к Ольге на лодке, и они прибыли ниже Боричева на своей лодке.

Ольге сообщили, что деревляне прибыли, и вызвали их к себе, любезно приветствуя. Когда деревляне объявили о своем прибытии, Ольга спросила, почему они приехали. Затем деревляне объявили, что их племя прислало их сообщить, что они убили ее мужа, потому что он был подобен волку, лукавому и хищному, но что их князья, которые таким образом сохранили землю Дерева, были хорошими, и что Ольга должны прийти и выйти замуж за своего принца Мэла.Ибо имя князя Дерева было Мал. Ольга ответила на это: «Ваше предложение мне приятно; действительно, мой муж не может воскреснуть из мертвых. Но я хочу почтить вас завтра в присутствии моего народа. Вернитесь в свою лодку и оставайтесь там с оттенком высокомерия. Я пришлю за тобой завтра, и ты скажешь: «Мы не будем ездить на лошадях или ходить пешком; везите нас в нашей лодке». И тебя понесут в твоей лодке «. Таким образом она отпустила их на их сосуд.

Теперь Ольга приказала вырыть большой глубокий ров в замке с холлом, за городом.Итак, на следующий день Ольга, сидя в холле, послала за незнакомцами, и ее посланники подошли к ним и сказали: «Ольга вызывает вас к великой чести». Но они ответили: «Мы не будем ездить ни верхом, ни в повозке, ни пешком; возите нас в наших лодках». Тогда киевляне сетовали: «Рабство — наша участь. Наш князь убит, а наша княгиня намеревается выйти замуж за их князя». Так они и понесли деревлян на своей лодке. Последний сидел на перекладинах в широких одеждах, надуваясь от гордости.Таким образом, они были перенесены во двор перед Ольгой, и, когда мужчины привели деревлян, они бросили их в траншею вместе с лодкой. Ольга наклонилась и поинтересовалась, нравится ли им эта честь. Они ответили, что это хуже, чем смерть Игоря. Затем она приказала похоронить их заживо, и они были похоронены таким образом.

Затем Ольга послала деревлянам послания о том, что, если они действительно нуждаются в ее присутствии, они должны послать за нею своих знатных людей, чтобы она могла с честью пойти к их князю, иначе ее народ в Киеве. не позволил бы ей уйти.Услышав это послание, деревляне собрали лучших людей, правивших землей Дерева, и отправили их к ней. Когда пришли деревляне, Ольга приказала приготовить баню и пригласила их явиться к ней после того, как они купаются. Затем баню отапливали, и деревляне заходили купаться. Люди Ольги закрыли за собой баню, и она приказала поджечь ее от дверей, чтобы все деревлянцы сгорели заживо.

Затем Ольга послала деревлянам следующее сообщение: «Я иду к вам, поэтому приготовьте большое количество меда в городе, где вы убили моего мужа, чтобы я мог оплакивать его могилу и устроить ему поминальный пир. .Услышав эти слова, они собрали большое количество меда и сварили мед. В небольшом эскорте Ольга с легкостью отправилась в путь, и по прибытии к могиле Игоря она оплакивала своего мужа. большой курган, и когда они сложили его, она также приказала устроить поминальный пир. После этого деревляне сели пить, и Ольга велела своим последователям ждать их.

Деревляне спросили Ольгу, где находится свита была, которую они послали ей навстречу.Она ответила, что за ними следили с телохранителем ее мужа. Когда деревлянцы были пьяны, она приказала своим последователям наброситься на них и пошла сама, подстрекая свою свиту к резне деревлян. И они срубили пять тысяч из них; но Ольга вернулась в Киев и подготовила армию для нападения на выживших.

Затем деревляне спросили, чего она от них хочет, и выразили готовность заплатить мед и меха. Ольга возразила, что в данный момент у них нет ни мёда, ни мехов, но у нее есть одна небольшая просьба.«Дайте мне трех голубей, — сказала она, — и по три воробья от каждого дома. Я не хочу взимать тяжелую дань, как мой муж, но я требую от вас только этот небольшой подарок, потому что вы обеднели из-за осады. » Деревляне обрадовались и собрали из каждого дома по три голубя и по три воробья, которых послали Ольге с приветом. Затем Ольга проинструктировала их, учитывая их покорность, вернуться в свой город, пообещав, что завтра она уедет и вернется в свою столицу.Деревляне с радостью вновь вошли в свой город, и когда они доложили об этом жителям, жители города обрадовались.

Теперь Ольга дала каждому воину своего войска по голубю или воробью и приказала им прикрепить ниткой к каждому голубю и воробью по кусочку серы, перевязанному небольшими кусками ткани. Когда наступила ночь, Ольга приказала своим воинам выпустить голубей и воробьев. Итак, птицы полетели в свои гнезда, голуби — в коттеджи, а воробьи — под карнизами.Голубятни, курятники, веранды и сенокосы были подожжены. Не было ни одного дома, который бы не сгорел, и невозможно было потушить огонь, потому что все дома загорелись сразу. Люди бежали из города, и Ольга приказала своим солдатам поймать их. Так она взяла город и сожгла его, и схватила старейшин города. Некоторых из других пленников она убила, а некоторых отдала другим в рабство своим последователям. Остаток она оставила отдать дань уважения. Она наложила на них тяжелую дань, две части которой пошли в Киев, а третья — Ольге в Вышгород; Ведь Вышгород был городом Ольги.(Затем она прошла через землю Дерева в сопровождении своего сына и своей свиты, устанавливая законы и дань. Ее торговые посты и охотничьи угодья все еще там. Затем она вернулась с сыном в Киев, в свой город, где она осталась одна. год.

6456-6463 (948-955). Ольга поехала в Грецию и прибыла в Царьград. Правящего императора звали Константин, сын Льва. Ольга пришла перед ним, и когда он увидел, что она очень «прекрасна лицом и к тому же мудра», — удивился император ее уму.Он поговорил с ней и заметил, что она достойна царствовать с ним в его городе. Услышав его слова, Ольга ответила, что она все еще язычница и что, если он желает крестить ее, он должен сам выполнить эту функцию; в противном случае она не желала принимать крещение. Император при содействии Патриарха соответственно крестил ее.

После ее крещения император вызвал Ольгу и сообщил ей, что желает, чтобы она стала его женой. Но она ответила: «Как ты можешь выйти за меня замуж после того, как ты крестил меня и назвал меня своей дочерью? Ибо среди христиан это незаконно, как ты сам должен знать.«Тогда государь сказал:« Ольга, ты меня перехитрила ». Он дал ей много подарков из золота, серебра, шелка и различных ваз, и отпустил ее, все еще называя ее своей дочерью.
Теперь Ольга жила со своим сыном Святославом, и она уговаривала его креститься, но он не слушал ее предложения, хотя, когда кто-либо хотел креститься, ему не препятствовали, а только насмехались. Ибо для неверных христианская вера — это глупость. Они не понимают это потому, что они ходят во тьме и не видят славы Божьей.Их сердца ожесточились, и они не могут ни слышать ушами, ни видеть своими глазами.

Ольга часто замечала: «Сын мой, я научилась познавать Бога и рада этому. Если ты его знаешь, ты тоже возрадоваться». Но он не обратил внимания на ее восклицание, отвечая: «Как мне одному принять другую веру? Мои последователи будут смеяться над этим». Но его мать ответила: «Если вы обращаетесь, все ваши подданные обязательно последуют вашему примеру». Святослав не слушался матери, но следовал языческим обычаям, потому что не знал, что всякий, кто не слушается матери, попадет в беду.

6477 (969). Святослав объявил своей матери и своим боярам: «Я не хочу оставаться в Киеве, но предпочел бы жить в Переяславце на Дунае, поскольку это центр моего царства, где сосредоточены все богатства: золото, шелка, вино. и различные фрукты из Греции, серебро и лошади из Венгрии и Богемии, а также меха, воск, мед и рабов из Руси ». Но Ольга ответила: «Ты видишь меня в моей слабости. Почему ты хочешь уйти от меня?» Потому что у нее уже было слабое здоровье.Таким образом, она возражала ему и умоляла его сначала похоронить ее, а затем идти, куда он пожелает. Через три дня Ольга умерла.

Ольга была предшественницей христианской земли, как рассвет предшествует солнцу и как рассвет предшествует дню. Ибо она сияла, как луна ночью, и сияла среди неверных, как жемчужина в болоте, ибо люди были осквернены и еще не очистились от своих грехов святым бпатизмом. Но она сама очистилась этим священным очищением.Она сняла греховные одежды старого Адама и облеклась в нового Адама, который есть Христос. Так мы говорим ей: «Радуйтесь познанию руссами Бога», ибо мы были первыми плодами их примирения с Ним.
Она первая из Руси вошла в Царствие Божие, и сыны Руси прославляют ее, как своего вождя, за то, что после ее смерти она ходатайствовала перед Богом за них.

.

Галерея Русского Лакового Искусства

После смерти Олега правителем России стал Игорь. Он не имел успехов в военных предприятиях и не пользовался успехом в народе. В ходе кампании, предпринятой им против славянского племени деревлян, проживавшего между Киевом и современной польской границей, погиб его муж. Фольклорные мотивы очевидны в этой истории ее мести, которая является одним из самых ярких повествований «Повести временных лет».

6453 (945) В этот год свита Игоря сказала ему: «Слуги Свейнальда украшены оружием и прекрасными одеждами, а мы нагие.Отправляйся с нами, о князь, после дани, дабы и ты, и мы могли извлечь из этого пользу ». Игорь прислушался к их словам и напал на Дереву в поисках дани. Он потребовал дополнительной дани и собрал ее насильственным путем с народа с помощью помощь его последователей. Собрав таким образом дань, я вернусь и присоединюсь к вам позже ». Он отпустил своих вассалов на обратном пути, но, желая еще большей добычи, он вернулся своим следом с несколькими своими вассалами.Деревляне услышали, что он снова приближается, и посоветовались с Малом, их князем, сказав: «Если волк окажется среди овец, он заберет все стадо одну за другой, если только он не будет убит. Если мы не убьем таким образом теперь он уничтожит всех нас «. Затем они послали вперед Игоря с вопросом, почему он вернулся, так как он собрал всю дань. Но Игорь не внял им, и деревляне вышли из города Изкоростень в Дереве и по сей день.

Но Ольга была в Киеве с сыном Святославом.Его наставником был Асмунд, а командиром отряда — Свейнальд, отец Мистиши. Тогда деревляне сказали: «Видите, мы убили князя Русского. Давайте возьмем его жену Ольгу за нашего князя Мала, и тогда мы овладеем Святославом и воздействуем на него своей волей». И послали они на лодке к Ольге своего шафа, числом двадцать, и прибыли на лодке ниже Боричева. В то время вода текла ниже киевских высот, и жители жили не в долине, а на высотах.Город Киев находился на нынешнем месте дворца Гордиата и Никифора, а дворец князя находился в городе, где сейчас стоит дворец Вратислава и Чудь, в то время как паром находился за городом. За городом стоял другой дворец, где сейчас находится дворец канторов, за церковью Пресвятой Богородицы на высотах.

Это был дворец с каменным залом. Ольге сообщили, что древляне прибыли, и они пригласили их к себе, любезно приветствуя.Когда деревляне таким образом объявили, что их племя послало их сообщить, что они убили ее мужа, потому что он был подобен волку, лукавому и хищному, но что их князья, сохранившие таким образом землю Дерева, были хорошими что Ольга должна приехать и выйти замуж за их князя Мала. Ибо имя князя Дерева было Мал.

Ольга ответила: «Ваше предложение мне приятно; действительно, мой муж не может воскреснуть из мертвых. Но я желаю почтить вас завтра в присутствии моего народа.А теперь возвращайся в лодку и оставайся там с проявлением высокомерия. Я пришлю за вами завтра, и вы скажете: «Мы не будем ездить на лошадях и ходить пешком; везите нас в нашей лодке». И тебя отнесут в твою лодку ». Так она отпустила их на свое судно.

Теперь Ольга приказала вырыть большой глубокий ров в замке с холлом за городом. Итак, на следующий день Ольга, сидя в холле, послала за незнакомцами, и ее гонцы подошли к ним и сказали: «Ольга вызывает вас к великой чести.«Но они ответили:« Мы не будем ездить ни на лошадях, ни в повозках, ни ходить пешком; несите нас в нашей лодке ». Тогда киевляне сетовали:« Рабство — наша участь. Наш князь убит, и наши князья намерены выйти замуж за своего князя ». Так они понесли деревлян в своей лодке. Последние сидели на перекрестных скамьях в больших одеждах, надутые от гордости. Так их вывели во двор перед Ольгой. , и когда люди привели деревлян, они бросили их в траншею вместе с лодкой.Ольга наклонилась и поинтересовалась, нравится ли им эта честь. Они ответили, что она убивала хуже, а других отдавала в рабство своим последователям. Остаток она оставила отдать дань уважения.

Она наложила на них тяжелую дань, две части которой пошли в Киев, а третья Ольга в Вышегороде была городом Ольги. Затем она прошла через землю Дерева в сопровождении своего сына и своей свиты, устанавливая законы и дань. Здесь сохранились ее жилища и охотничьи угодья.Затем она вернулась с сыном в свой город Киев, где пробыла один год.

.

Sainte OLGA princesse de Russie

Peu après, le tuteur de ce dernier, le Prince Oleg, vint chercher la princesse et l’emmena à Kiev pour la lui donner en mariage.

En 945, великий князь Игорь Fut assassiné par les Slaves of Volhynie, et la régence de la Principauté de Kiev, revint à Olga, jusqu’à la maturité de son fils Святослава (945–960). Gouvernant avec sagesse et miséricorde, en sachant cependant faire preuve d’un caractère energique, la princesse réussit à centraliser le pouvoir, jusque-là diffus, et put ainsi mettre fin aux invasions meurtrières des tribus slaves.

Elle organisa le commerce and Favorisa les échanges avec Byzance, dans le but de procurer à son peuple les germes de la civilization. Vers 955, elle entreprit un voyage à Constantinople, où elle fut accueillie avec faste par l’empereur Constantin VII Porphyrogénète, qui la plaça parmi les plus hautes dames de sa Cour (957), et où elle reçut, semble-t-il, le Baptême par le Patriarche Polyeucte, sous le nom d’Hélène.

Возвращение в Россию, elle parcourut le pays en y prêchant le Christ et fonda la ville de Pskov, à la suite d’une apparition d’un Triple Rayon de lumière qui Desndait du Ciel.En l’absence de son fils Sviatoslav, qui Participait à des campagnes militaires, Sainte Olga se chargea de l’éducation des ses trois fils: Ярополк, Олег и Владимир; mais elle ne parvint pas à les faire baptiser à cause de l’opposition de leur père qui restait un païen convaincu. En 969, elle tomba malade et tenta une dernière fois de convertir le grand-prince, mais elle se heurta à son refus obstiné. La Sainte predit alors la prochaine conversion de la Russie au Christianisme, ainsi que la triste fin de son fils, qui fut assassiné trois ans après par les Petchénègues.Elle remit son âme à Dieu le 11 juillet 969. Ses Reliques, transférées à Kiev par Saint Vladimir, furent cachées lors des fréquents pillages de la ville, et lon ignore où elles se Trouvent.

Malgré les усилия de la princesse égale-aux-Apôtres, sa преобразование n’eut pas de répercussion immédiate dans son peuple, elle prépara néanmoins celle de son petit-fils, Saint Vladimir, et servit de ferment à l’éclosion de la vie chrétienne en Russie, «com l’aurore qui précède le jour radieux».

.