Содержание

история монастыря, оптинские старцы, молитвы…

Содержание статьи

Оптина пустынь — обитель с трудной и необычной историей. Разоренная оброком в годы правления Петра I, разрушенная практически до основания и превращенная в лесопилку и дом отдыха в годы богоборчества, Оптина пустынь выстояла и до сих пор принимает паломников, а чудеса Оптинских старцев известны по всему миру. Молитвы Оптинских монахов помогают людям, а мы расскажем вам о прекрасной обители, ее истории и наследии.

История монастыря

Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.

Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.

Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.

В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.

Оптина пустынь. Монастырское хозяйство

В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена. Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет. Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.

Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.

В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников.

Оптина пустынь - святое место

Храмы Оптиной пустыни

Введенский собор

Это — главный храм Оптиной пустыни, который строили с 1750 п0 1771 год. В храме находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптиной пустыни, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.

Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери

Впервые этот храм Оптиной пустыни был построен в 1809-1811 году. В советские годы он был разрушен до основания. В 1989 году археологи обнаружили фундамент храма. Считается, что в келии при храме когда-то жил преподобный старец Анатолий (Потапов). В 1996 году храм был восстановлен и сначала стал усыпальницей старцев Оптиной пустыни. В 1988 году среди всех старцев Оптиной пустыни первым в лике святых был прославлен преподобный Амвросий. В 1996 году уже четырнадцать Оптинских старцев были признаны святыми, мощи семи их них торжественным крестным ходом перенесли в Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. По сей день храм остается усыпальницей Оптинских старцев.

Храм Преображения Господня

Этот храм был заложен Патриархом Алексием II во время его последнего визита в Оптину пустынь и освящен в 2007 году. Храм не случайно посвящен Преображению Господню. Получилось так, что Оптина пустынь была окончательно закрыта именно на день Преображения Господня в 1923 году. На территории монастыря появились другие организации, а братия монастыря начала свой исповеднический путь. Многие из них поселились в Козельске, в местных деревнях. Некоторые были арестованы. В Храме Преображения Господня хранятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко).

Оптина пустынь. Храм Преображения

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Этот храм был построен в 1881 году, но впоследствии разрушен и восстановлен лишь в 1996 году. В храме хранятся мощи преподобных старцев Оптиной пустыни Моисея, Антония и Исаакия I. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери — самый большой храм обители.

Храм в честь преподобного Илариона Великого

Этот храм находится за стенами Оптиной пустыни. Он был построен в 1874 году. В том же здании находятся гостиница и трапезная для паломников.

Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В этом храме совершаются богослужения по особому уставу для монашествующих. Паломники допускаются на богослужения в храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна лишь по особым дням: Рождество Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы и понедельник Светлой седмицы.

Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

Этот храм достаточно новый, его построили в 2000 году на территории подсобного монастырского хозяйства.

Передвижной храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Этот храм является передвижным и устанавливается в Оптиной пустыни там, где идут сезонные полевые работы.

Храм в честь преподобной Марии Египетской

Этот храм сейчас находится в стадии реставрации.

Храм в честь свт. Льва Катанского  и прп. Иоанна Рыльского

Этот храм расположен на территории Иоанно-Предтеченского скита. В здании храма сейчас — гостиница для паломников.

Храм в честь Всех Святых

Этот храм находится на месте бывшего монастырского кладбища за пределами монастыря. В годы богоборчества был полностью разрушен и сейчас находится в стадии восстановления.

Часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта

Эту часовню построили в 2008 году. Сейчас она расположена на территории монастырского кладбища.

Читайте также — Оптина Пустынь: секреты монастырского хозяйства (+ ФОТО)

Оптинские старцы

Оптина пустынь. Красивые места

Оптинское старчество основал

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768–1841)

Огромное количество обездоленных и паломников стекалось в Оптину пустынь, чтобы стать свидетелями многочисленных чудес, творимых старцем. Учеником и сотаинником старца Льва был

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788–1860)

Он понес подвиг старческого окормления, а основой жизни христианина считал смирение. Известны слова старца: «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет».

Еще одним учеником старца Льва был

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782–1862)

Он был кротким и мудрым. Застал расцвет Оптиной пустыни, во многом своим расцветом обитель обязана именно ему. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Сподвижником и братом Схиархимандрита Моисея (Путилова) был

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795–1865)

Будучи смиренным молитвенником, он нес тяжелый крест телесной немощи. В болезни, незадолго до своей кончины он говорил «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

У старца Макария был преемник

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805–1873)

Он был известен тем, что возвратил в лоно Церкви многих, отпавших от нее и скончался в молитве, сжимая четки в руках.

Одним из самых известных Оптинских старцев был и остается

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812–1891)

Он известен многочисленными чудесами. Будучи учеником старцев Леонида и Макария, старец Амвросий унаследовал от них благодатный дар, он служил людям тридцать лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри. Широко известны письма и наставления старца Амвросия. Он прославлен в лике святых.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1894)

Был известным молитвенником и подвижником, также окормлял Шамординскую женскую обитель. Его знали, как человека обладающего уникальным даром утешителя во всякой скорби.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810–1894)

Управляя обителью, он обладал удивительной добротой и смирением, а двери его келии всегда были открыты для страждущих. Убранство его келии отличалось простотой и аскетичностью.

Среди множества старцев Оптиной пустыни один застал всю тяжесть поругания святого места. И вынужден был стать свидетелем богоборчества. Этим старцем стал

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865–1938)

Четыре раза он находился за свою веру в тюремном заключении по ложным обвинениям и был расстрелян 8 января 1938 года. Его святые мощи не обретены и захоронены в братской могиле. Его кончина увенчана страданиями за Господа нашего Иисуса Христа.

Оптина пустынь. Козельск

Чудеса Оптиной пустыни

По молитвам старцев Оптиной пустыни не раз свершались православные чудеса исцеления и многие другие. Оптина пустынь — место для паломничества, многие и сейчас ожидают именно чудес, рассказы о них часто встречаются на православных форумах и порталах. Но, конечно, истинное чудо — существование древней обители, прошедшей через множество испытаний. Многие храмы были уничтожены до основания и до сих пор находятся в стадии восстановления. Оптинских старцев и монахов пытали и убивали в богоборческие годы, но обитель до сих пор жива.

Чтобы не впасть в искушения, нам не стоит основывать нашу веру на чудесах. Ведь с нами всегда чудеса православных Таинств — например, таинства Евхаристии. Чтобы стать свидетелями собственных чудес, многие из которых зачастую происходят в душе человека, вы

Путеводитель по Оптиной Пустыни

Путеводитель по монастырю.

Подъезжая к монастырю личный и общественный транспорт оставляем на бесплатной охраняемой автостоянке.

Выходим с автостоянки и идем к монастырю.

Еще с древних времен свято соблюдается заповедь и повеление Божие о том, что­бы человек приходил в дом Божий в благоприличном виде, в одежде, не вызывающей соблазна. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф, 18,7) — строго предупреждает нас Господь. Поэтому должно знать, что всякий человек, входящий в монастырь и прикасающийся к святыне в одежде неприличной и не прикрывающей должным образом наготы его тела, за соблазн окружающих навлекает на себя Божие осуждение.

Запрещается вход на территорию монастыря женщинам без платка, в брюках, в короткой юбке, в юбке с большим разрезом, в прозрачном платье, в платье без рукавов, с глубоким декольте; а также мужчинам в шортах, майке. Кто забыл соответствующую одежду, должен попросить на вахте во временное пользование. На вахте можно позвонить в монастырь по местному телефону.

Идем к монастырю. Маршрутное такси из Козельска останавливается здесь.

Кто желает остановиться в гостинице, идет к зданию желтого цвета справа от монастыря.

Кто желает остановиться в гостинице, идет к зданию желтого цвета справа от монастыря.

Святые врата обители.

Справа от святых врат монастыря находится паломническая трапезная (2 –х этажное здание белого цвета).

Вдоль монастырской стены проходит дорога в скит.

Паломническая трапезная.

При входе в монастырь располагаются информационные стенды, где Вы можете найти нужную информацию.

Экскурсионная служба располагается при входе в монастырь в Святых вратах на центральной вахте.

Виды монастыря.

При входе в монастырь располагается иконная и церковная лавка.

Иконная лавка внутри.

Церковная лавка.

Церковная лавка внутри.

Первым при входе в монастырь располагается Казанский храм.

В подвальном помещении храма находится монастырская книжная лавка.

Книжная лавка внутри.

Казанский храм. Внутренний вид.

В храме находятся мощи Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия.

Напротив Казанского находится Преображенский храм. Ежедневно в 14.00 в храме совершается водосвятный молебен. Здесь можно набрать святой воды.

Преображенский храм внутри.

Введенский собор – главный храм обители.

Здесь находятся мощи святых Амвросия и Нектария Оптинских.

Ежедневно в соборе совершается полунощница (начало в 5.30) и ранняя литургия (начало часов в 6.30).

Рака с мощами преподобного Амвросия Оптинского.

Ежедневно в 10.00 и 13.00 у мощей преп. Амвросия совершается молебен с акафистом.

Владимирский храм.

Здесь находятся мощи святых Оптинских старцев Льва, Макария, Анатолия (Зерцалова), Иллариона, Иосифа, Варсонофия, Анатолия (Потапова).

Ежедневно с 6.00 до 12.00 в храме совершается таинство исповеди. Ежедневно в 15.00 служится молебен с акафистом Оптинским старцам.

Владимирский храм внутри.

Мощи преп. Льва и Макария Оптинских.

Рядом с Владимирским храмом располагается Воскресенская часовня, в которой находятся могилы убиенных на пасху 1993 г. иеромонаха Василия, инока Ферапонта и Трофима.

Каждую субботу в 13.00 в часовне совершается лития.

Любой православный священник может отслужить в часовне панихиду или литию по убиенным братиям, в часовне для этого имеется все необходимое.

Рядом с часовней находится братский некрополь.

Вход на братскую территорию паломникам запрещен, поэтому если вы хотите встретиться с кем- либо из братии монастыря, можете обратиться к дежурному на средней вахте, которая находится перед Введенским собором.

Ежедневно в обители совершается крестный ход вокруг монастыря. Начало хода из Введенского храма после окончания ужина.

Крестный ход совершается против часовой стрелки снаружи, вокруг монастырской ограды.

По воскресным и праздничным дням (когда накануне совершалось всенощное бдение) после окончания поздней литургии совершается чин «О Панагии».

сичмичси

Проживание в Оптиной Пустыни

Бронирование мест в гостиницах монастыря

Бронирование для частных лиц:

Бронь осуществляется в монастырские гостиницы № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9.

Гостиница № 3, 4 – одноместный номер

                                 2-х местный номер

                                 3-х местный номер

Гостиница № 5, 6  — 2-х местный номер

                                 3-х местный номер

Гостиница № 9 – 2-х местный номер

                             3-х местный номер

              

Бронирование осуществляется по тел. 7-48442-50166 с 8.00 — 17.00

Подтверждение брони: Бронь подтверждается за 48 ч. до забронированной даты.

Отмена брони: Если вы по какой-то причине решили не пользоваться услугами гостиницы, бронь можно снять за 24 ч. до даты заезда. Бронь снимается автоматически, если вы не подтвердили бронь.

 

Бронирование гостиниц для паломнических групп:

1. Кол-во паломников группы должно быть не менее 15 чел.

2. Бронирование осуществляется с 1 числа текущего месяца на следующий месяц.

3. Подтвердить бронь необходимо за неделю до даты заезда.

4. В день выезда руководителю группы необходимо подтвердить количество мужских и женских мест.

5. Бронь можно отменить за неделю до даты бронирования.

6. Можно забронировать трапезу (обед, ужин)

7. Бронирование осуществляется по тел. 7-48442-50166

 

Время регистрации паломнических групп и частных лиц в центральной приемной монастырской гостиницы №5:

Рабочие дни –  9.00 — 23.00

Суббота  –        11.00 — 23.00

Воскресенье —  14.00 — 23.00

 


Рассказы, впечатления, отзывы о пребывании в Оптиной

 

Гостиница для священнослужителей

Священнослужителям предоставляется возможность поселения в священнической гостинице, расположенной на территории монастыря, в юго-восточной его части.

Для участия в монастырских богослужениях необходимо иметь при себе священническое и командировочное удостоверение, заверенное в епархии.

 


Возможно проживание с несением послушания на длительный срок.

При поселении необходимо иметь при себе паспорт.

Отзывы и предложения: [email protected]

О приеме в монастырь

Тридцать два года возглавлял Оптину пустынь архимандрит Исаакий (Антимонов), прославленный в лике преподобных. За время его настоятельства обитель значительно окрепла материально и стала известным всероссийским духовным центром, куда стремились многочисленные паломники.

Прп. Исаакий I Оптинский

Настоятель во всех своих делах руководствовался советами оптинских старцев, стараясь во всем сохранить духовную традицию Оптиной пустыни. Поучал больше своим примером, избегая нравоучений и выговоров. Его слова, обращенные к братии, были просты и растворены духовной и житейской мудростью. 

Во второй половине XIX века, как и сейчас, многие ищущие спасения стремились поступить в Оптину пустынь, желая проходить поприще иноческой жизни под руководством опытных наставников. И на настоятеле обители лежала большая ответственность при выборе кандидатов в послушники, при благословении на иноческий и монашеский постриг, чтобы сохранить то единство в духе, которое многие годы созидалось по молитвам оптинских старцев.

Особенно внимательно настоятель относился к желающим поступить в обитель. Как отмечено в жизнеописании старца, о. Исаакий «руководствовался обычаем, установившемся еще при о. архимандрите Моисее, по которому они принимались по благословению старца и с согласия настоятеля.

Предварительно о. игумен старался испытывать произволение вновь поступающих, и для этой цели не одевал их раньше трех недель или даже двух месяцев, смотря по надобности; указывал им на трудность иноческого жития и назначал самые тяжелые послушания, например, в хлебню, на кухню и подобные. Если новый брат оказывался способным для дальнейшего пребывания в обители, то он уже посылал его к старцу, чтобы принять от него благословение на поступление в монастырь, а затем и сам благословлял. 

Послушник одевался обыкновенно для смирения в поношенный подрясник и шел к настоятелю, который давал ему приличное наставление, указывая при этом на необходимость частого хождения к старцу для откровения помыслов и чтения святоотеческих творений, особенно книг преподобного аввы Дорофея и св. Иоанна Лествичника. От чтения газет и светских книг о. Исаакий старался отклонять иноков, считая подобное препровождение времени вредным для монаха, которому нет надобности заботиться о делах мирских.

Если же новоначальный оказывался с первого раза непослушным или дерзким, то его немедленно высылали из обители, ибо из опыта известно, что при начале иноческого подвига у человека всегда бывает более ревности к Богоугождению. Поэтому если у брата не замечалось произволения даже при самом его поступлении в монастырь, то таковой не подавал надежды на исправление.

Моложе двадцати лет приходящих о. игумен принимать избегал, считая таковых, по неокрепшему их произволению и неустановившемуся характеру, неспособными понять важность иноческого подвига и тонкости борьбы со страстями, обуревающими человека в юности.

Послушников из других монастырей, по совету старца и собственному убеждению, о. Исаакий принимал только в самых исключительных случаях, зная, что поступающие из чужих обителей или не смогут свыкнуться с оптинскими порядками, или, что еще хуже, станут возмущать мир братии, который для настоятеля был дороже всего.

Престарелых и немощных, но состоятельных людей принимал с денежным вкладом, будучи убежден, что монах сам должен питать себя или трудами рук, или взносом в обитель приличного обеспечения; к неимущим же, в ком замечал горячее усердие и ревность к иночеству, оказывал снисхождение. 

Относясь с искренним расположением к каждому сыну обители, как к своему чаду духовному, о. Исаакий не делал резких сословных различий, хотя и снисходил по возможности к немощам брата и старался с каждым поступать сообразно его духовному устроению и даже мирскими привычкам».

 

Публикации | Оптина Пустынь

 

Пасхальные послания. Преподобный Амвросий Оптинский

В.В. Каширина

Протоколы допросов, покаяние падших и некоторые критерии канонизации святых новомучеников и исповедников

Иеродиакон Платон (Рожков)

Литературное наследие преподобного Варсонофия Оптинского Скачать

Священник Илия Ничипоров

Учение преподобного Варсонофия Оптинского о монашестве

Иеродиакон Платон (Рожков)

Актуальные проблемы современного гимнографического творчества. Проблема жанра и стиля

Иеромонах Никон (Скарга)

Оптинская смута 1910-1912 гг. в контексте исторических событий

Иеромонах Симеон (Кулагин)

Толстые и Долинино-Иванские

Комарова Т.В.

Доклад на Рождественских чтениях. Секция «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества»

Иеромонах Мефодий (Капустин)

Описание рукописной службы святителю Амвросию епископу Медиоланскому. Литургический и нравственно-богословский комментарий

Иеромонах Никон (Скарга)

«Киреевский же был весь душа и любовь»: Современники и потомки о духовном сыне оптинского старца Макария Скачать

М.А. Можарова

Схимонахиня Мария (Толстая) – духовная дочь преподобного Амвросия Оптинского. По страницам неизданной переписки Скачать

Комарова Т.В.

Воспоминания о преп. Амвросии Оптинском. Еще раз перелистаем рукопись… Скачать

Черкасова Г.П. 

 Иван Васильевич Киреевский и старец Макарий Оптинский: путь от западничества к славянофильству Скачать

Кутикин В.Ю.

«Зачем это приходили к нам французы?» 1812 год глазами русских святых и писателей XIX века Скачать

М.А. Можарова

Коллаборационизм и прославление святых Скачать

Иеродиакон Платон (Рожков)

Жизнеописание схимонаха Геннадия Скачать

Оптинский Альманах

«Время собирать камни»

Владимир Cолоухин 

Записки об оптинском музее

Монахиня Мария (Добромыслова)

Обозрение 107 Фонда НИОР РГБ (К. Зедергольма) Скачать

Монахиня Паисия (Ситникова)

Материалы к жизнеописанию пустынножителя оптинского иеромонаха Феофилакта Скачать

Иеромонах Диомид (Кузьмин)

Иеромонах Арсений (Троепольский): «Очерк странствования моего по бурному морю житейскому»

Г.М. Запальский

«Записки о Шамординском монастыре». Взгляд через столетие Скачать

Г.П. Черкасова

Последнее посещение Л.Н. Толстым Оптиной Пустыни Скачать

М.А. Можарова

Страницы семейной хроники Киреевских Скачать

М.А. Можарова

Подвижник просвещения: Алексей Дмитриевич Червяков – архивист, историк, педагог

Н.Н. Блохина, А.А. Турилов

Письма преп. Макария Оптинского к игумении Курского Троицкого монастыря Алевтине (Недельской)

В.В. Каширина

Достоевский и оптинские насельники (Забытое газетное свидетельство 1881 г.)

А.П. Дмитриев

Исторический опыт и современные направления  общественного служения монастыря Оптина Пустынь

Иеродиакон Симеон (Кулагин)

Оптина Пустынь в годы гонений

Монах Платон (Рожков)

Политическая жизнь страны глазами оптинских монахов (1825–1917 гг.)

Г.М. Запальский

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»

В.В. Каширина, Г.П. Черкасова

Оптинский монах Виктор Вейденгаммер – персонаж романа И.С. Шмелева «Пути небесные»

А.М. Любомудров

Черты старчества в письмах преподобных Макария и Амвросия Оптинских

С.О. Захарченко

Великомученик Иоанн Новый — небесный покровитель И. В. Киреевского

М.А. Можарова

«Драгоценнейший памятник пастырской деятельности». Праздничные послания преп. Амвросия Оптинского

В.В. Каширина

Из истории благотворительности Шамординской обители 

Т.В. Комарова

Изречения преп. Амвросия Оптинского

Г.П. Черкасова

О толкованиях на псалмы преподобного Амвросия старца Оптинского

Иеродиакон Лука (Филатов)

Об одном отклике об Оптиной Пустыни в воспоминаниях С.А. Толстой «Моя жизнь»

Л.В. Гладкова

Оптина на безвременье – усилия сохранения

А.Л. Толмачев

Оптина пустынь в 1911 году глазами валаамского паломника

Л.И. Алехина

Оптина Пустынь и российское общество в ХIХ – начале ХХ в.

С.В. Оснач

Период пустынножительства в духовном становлении будущих оптинских старцев Моисея и Антония (Путиловых)

Иеромонах Диомид (Кузьмин)

Святая обитель. Гоголь в Оптиной Пустыни

В.А. Воропаев

Эпизод о златнице в житии преп. Льва Оптинского и в романе Ф.М. Достоевского «Бесы»

В.В. Каширина

Благословенная Оптина

Вторая государственная идея, выросшая из славянофильства, есть панславизм. Если империализм — это соблазн государственной мощи, то панславизм стал для России «соблазном крови, попыткой соделать национальный фактор опорой русского бытия».

Граф С. С. Уваров, министр народного просвещения в правительстве Императора Николая I, гениально сформулировал знаменитый лозунг: «Православие. Самодержавие. Народность». В высшей степени важно сохранить порядок, значимость частей этого лозунга. На первом месте должно быть Православие, затем самодержавие, а на третьем — народность. Попытки поставить на первое место самодержавие (русская государственная имперская идея) или народность (панславизм) пришли Россию к краху. На первое место И. В. Киреевский ставил Православие, и это — его завет грядущим поколениям.

И последнее о И. В. Киреевском. В Оптину он приехал глубоким европейским философом. Здесь, у ног оптинских старцев, он осознал ущербность европейской философии, европейского рационализма и духовно родился заново. Киреевский знакомится с учением Церкви о человеке, об условиях познания, о цельности знания. Философ переводит учение Церкви, которое было закрыто для подавляющего большинства образованного русского общества, на современный философский язык, тем самым, закладывая новые основания философии. И таким, хотя бы косвенным, путем дает возможность познакомиться желающим с бесценной сокровищницей Св. Церкви. Вспомним, что при этом Оптина Пустынь печатала «первоисточники». Для очень многих в России это было открытие, новая культурная, духовная «революция», что привело к возвращению «блудных» русских детей в отчий дом, в Церковь. Значение Оптиной Пустыни и ее любимого духовного сына И. В. Киреевского в этом отношении невозможно переоценить. Церковь и русская интеллигенция наконец-то встретились, и плод встречи был равен цене спасения бесконечно огромного числа русских душ, удивительному расцвету русской культуры.

По-видимому, по совету именно И. В. Киреевского Оптину Пустынь посетил Н. В. Гоголь в поисках «живой воды», имеющей силу воскресить «мертвые души». Поехал Гоголь к старцу Макарию. После посещения он переродился. «Вошел я к старцу одним, а вышел — другим», — вспоминал он впоследствии. В одном из своих писем в Оптину он просит монахов молиться о нем и добавляет: «Мне нужно ежеминутно быть мыслями выше житейскаго дрязгу и на [всяком] месте своего странствия быть [духом] в Оптиной пустыни». Н. В. Гоголю принадлежит величайшая заслуга перед всей русской культурой, а особенно перед великой русской литературой. Он был одним из тех (чуть ли не единственный), кто повернул направление всей (!) русской литературы со светского пути на религиозный, т. е. христианский. Именно благодаря христианскому направлению русская литература и стала великой. В духовном перерождении Гоголя первое место принадлежит Оптиной Пустыни.

Трудно сказать, смог ли духовно переродиться Лев Толстой, — он шесть раз приезжал в Оптину (один раз пришел пешком из Ясной Поляны), но на смертном одре он ведь посылает в Оптину Пустынь телеграмму с просьбой прислать к нему оптинского старца. Прп. Варсонофий, один из самых удивительных подвижников России начала XX века, приезжает, но близкие Толстого не допускают старца к умирающему. И среди тех, кто не допустил, был человек с многозначительной фамилией Чертков.

Важно уловить простую связь событий: в Оптиной Пустыни поселяются старцы и к ним начинают приезжать за «живой водой» уставшие от духовного кризиса интеллигенты, деятели культуры. В общении со старцами меняется их мировоззрение, они духовно перерождаются, становятся людьми церковными. Если меняется их мировоззрение, то меняется их творчество, меняется русская культура. Всем хорошо известно, что все самые видные представители русской культуры были христианами.

Чтобы еще более приблизиться к пониманию значения Оптиной пустыни, необходимо очень кратко сказать о характере новой русской культуры XVIII века. Желание народа посещать святые обители объяснялось не только святой мудростью старцев, но в огромной мере культурным состоянием общества. В начале XVIII века Россия начинает ускоренно усваивать западноевропейскую культуру, т. е. культуру европейского ренессанса, культуру западного гуманизма и рационализма. Быстро начинает формироваться новый культурный тип русского человека. По сути, это было возрождение языческой античности, отступление от истинного познания — познания Бога. Идею Богочеловека в качестве высшей ценности в обществе теперь теснят человек, государство, народ. В западной культурной традиции, лишенной Божественной благодати, основанной на критическом религиозном мировоззрении, благодаря участию демонов, усиливается наклонность к постоянному впадению в заблуждение, как это бывало вообще всегда со всеми еретиками. А если Божественная благодать отступает, то происходит расстройство сил души человека, и силы души (чувства, ум и воля) разобщаются. Ум и чувства начинают действовать все более независимо друг от друга. Ум становится главным орудием познания. Так возникает рационализм. На основе рационализма и на чувствах (не освященных благодатию), раздельно, строится светская культура. Западная философская традиция пыталась сконструировать удобозримый, понятный план мироздания. При этом в ней ясно проявляется антагонистическое противопоставление мысли и чувства. Православная философия стремилась к синтезу, стремилась прочувствовать каждую мысль и продумать каждое чувство — и это не раздельно, не поочередно, а одновременно. Именно в этом и заключается основная особенность христианской культуры: не мысли и чувства в их европейском антагонизме, а единая слитная чувство-мысль. Соответственно св. отцы считали, что силу ум черпает в сердце. Правильное познание бытия возможно только цельному человеку, у которого силы души находятся в гармонии, когда чувства, ум и воля сбалансированы и скоординированы. Но такая гармония в душе возможна только при одном условии — если душа освящается благодатию Божией. Ересь, как известно, есть грубое искажение Божественных истин. Исповедание ереси есть изгнание своей волей Божественной благодати из души. Западная же философская традиция глубоко еретична. Это попытка оторвать творение (т. е. человека) от Творца, замкнуть его во времени, лишить тем самым человека личного бессмертия, уничтожить врожденную потребность каждой личности — богодарованное стремление к Вечности. В таких условиях рождается атеизм, т. е. антихристианство, основанное на рационализме.

В XVIII веке в России многие в образованном обществе начинают активно исповедовать «новые» религиозно-культурные принципы европейского гуманизма. Появляются серьезные кризисные явления в обществе. Возникают два разнонаправленных духовно-культурных течения с соответственными представлениями о цели и назначении человека. Каждое из них имело свой путь: одно пошло по внецерковному руслу и стало продолжением западноевропейских гуманистических традиций, другое — по церковному пути и стало Православным Возрождением.

Яркими представителями Православного Возрождения стали ученики великого старца прп. Паисия (Величковского), среди них мы видим и великих оптинских старцев, которые были тонкими выразителями учения Церкви о человеке, о смысле жизни. Они дали творческий синтез всей русской мысли и культуре, в частности. Они начали широкое культурно-общественное движение, которое обновило русскую жизнь и оживило Православие. Православная Церковь ориентировала человека опираться на помощь Божию, стремиться к единению с Богом, достигать в здешнем мире преображения тленного в нетленное. Западный путь развития культуры выдвинул самоценность человеческой личности, тем самым, способствуя расширению пропасти между Богом и человеком. В русском обществе становится все больше людей, которые совершенно не понимают внутреннюю природу Церкви и монашества, считают монашество вредным и ненужным институтом, так как монахи не заняты в общественном производстве, а посему не участвуют в создании общественного богатства, т. е. построения рая на земле. Но в то же время среди, по существу, расцерковленных мыслящих русских людей появляются такие, кто совершенно не удовлетворен материалистическими европейскими ценностями. Душа таких людей, уже практически оторванная от Церкви и, естественно, от Бога, страждет и мучается, лишенная Божественной благодати. В поисках «живой воды» многие интеллигенты «натыкаются» на Оптину Пустынь и ее старцев. Старцы же становятся учителями духовной жизни не только иноков, но и всех желающих мирян. Следуя их учению, множество русских людей достигало святости и блаженного единения с Господом. Старцы напомнили забытый путь богопознания и богообщения, путь умного внутреннего делания, изложили многое в своих письмах и устных наставлениях, и сумели увлечь на богодарованные стези множество последователей и сторонников. Старцы стали духовными вождями русского православного народа своей эпохи. Они учили всех желающих очищению сердца, борьбе со страстями, молитве. Старцы не изобрели нового духовного пути, а возродили и обновили тот единый духовный путь, который изначально пребывает в Церкви. Оптинские старцы преподавали науку о стяжании благодати Святого Духа, науку о воспитании человека для Царствия Божия. Это воспитание совершалось в общем русле церковной традиции, в русле святоотеческой церковности. Поэтому после всего вышесказанного особенно будут понятны слова Ф. М. Достоевского, полюбившего Оптину Пустынь всей душой, что «спасение России придет из монастырской келии». К этим словам можно добавить и слова великого русского поэта А. С. Пушкина: «Мы обязаны монахам нашей историей, следственно и просвещением». К сожалению, к началу XX века в России победу в душах людей практически одержал рационализм и как следствие этого — атеизм. Октябрьский переворот 1917 г. и последующие события лишь показали всю глубину падения человеческой души, оторванности ее от Бога и Его Церкви. Но «мы знаем, что не русская культура привела Россию на Голгофу, а совсем иная — безбожная, бездушная. Наша культура, культура «во Христе», дала чудесное цветение, заставившее весь мир удивиться, но… туман побил цветенье… Наша культура пронизана небесным светом, высоким устремлением, мучительным исканием высокой правды, страданием за человека, состраданием, любовью к человеку, вдохновенным провидением Бога в человеке — всечеловечностью. Мы знаем, что русская душа всегда искала Правды» (И. Шмелев).

Что есть старчество?

«В действительности мне кажется искусством искусств и наукой наук руководить людьми, этими различными и разнообразными существами» (свт. Григорий Богослов). Эти слова отображают вкратце явление, известное под именем старчества. Старчество возникло и развилось в связи с аскетическим восстанием молодых монахов и обучением их деятельному христианству.

Старец призывается на это служение Самим Богом, проходит святоотеческим путем тяжелый подвиг, достигает бесстрастия, чистоты сердечной, проникается обильно Божественным светом благодати Св. Духа, преисполняется любовью, ему открывается воля Божия. Он получает особый дар — направлять души ко спасению и врачевать их от страстей. Этот особый дар руководства, основанный на водительстве Св. Духом пасомых ко спасению, и называется даром старчества и требует от носителя этого дара мудрого любвеобильного попечения о вверившихся ему душах. Старчество — особый дар Св. Духа, талант, который св. апостол Павел называет даром рассуждения (ср. 1 Кор. 12, 10). Дар рассуждения (старчество) ставится святыми отцами превыше всех других дарований, что особенно видно из жизнеописания прп. Антония Великого. «Не всякий, кто стар летами, уже способен к руководству; но кто вошел бесстрастие и принял дар рассуждения», — говорит прп. Петр Дамаскин.

Старчество как особый духовный союз состоит в искреннем духовном отношении и слушании духовных детей своему духовному отцу или старцу. Это духовное отношение состоит не только в исповеди пред Св. Причащением, но преимущественно в частом, даже ежедневном, исповедании иноком старцу не только поступков, размышлений и всех малейших страстных движений мысли и сердца, но и в испрашивании совета и благословения на любые действия, соединенные с искренней, твердой решимостью осуществить все то, что предпишет старец.

Послушание старцу — это не стеснение свободы, а стеснение произвола падшего человеческого разума, не понимающего всеблагой, всесовершенной воли Божией, ради свободы истинных чад Божиих. Именно старец открывает послушнику Божию волю. Ведь нравственная, христианская свобода заключается не в своеволии, а в самоограничении, как и политическая — не в анархии, а в правильном управлении. А овладевает свободой людей лишь тот, кто успокоит их совесть. Но успокоить совесть человека может только Бог, как сказал об этом блаж. Августин: «Беспокойно сердце наше, пока не успокоится в Тебе, Господи». Старец же — полный руководитель, правитель совести своего духовного чада; от духовника (в обычном смысле понимаемого) он отличается степенью влияния.

Сущность старчества заключается в том, что из среды братии, подвизающейся в обители, избирается опытный в духовно-аскетической жизни инок, обладающий даром рассуждения, который становится руководителем, духовным отцом, старцем всей монашеской общины. Во всякое время к нему добровольно идут ученики, раскрывают пред ним свою душу, помыслы, желания и поступки, испрашивают его советов и благословения. Они полностью отказываются от своей воли ради исполнения всеблагой воли Божией и беспрекословно, без размышления повинуются старцу и выполняют все его указания как откровение этой воли. Это старческое окормление помогает в борьбе со страстями, подкрепляет в минуты уныния, малодушия и сомнения, служит верным покровом от вражеских бурь всем, кто прибегает к его мощному содействию.

Каждому христианину, шествующему по пути к жизни вечной, по меньшей мере, нужен советник, который помогал бы ему идти тернистым поприщем земной жизни ко спасению. Спасение же есть во мнозе совете (Притч. 11, 14).

Великий учитель монахов, прп. Иоанн Лествичник, говорит: «Как корабль, имеющий искусного кормчего, при Божием содействии благополучно входит в пристань, так и душа, имеющая доброго руководителя, удобно восходит на небо, хотя бы раньше и повинна была во многом зле. Как идущий по неизвестному пути без путеводителя легко может заблудиться на нем, хотя бы был сам и очень умен, так и тот, кто по своей воле и разумению хочет пройти монашеский путь, легко погибнет, хотя бы и знал премудрость всего мира». Свт. Феофан Затворник добавляет, что как «новорожденному дитяти нельзя жить без матери, которая печется о нем, лелеет его, напутствует, так и новорожденному в духе и обратившемуся существенно нужны на первый раз пестун и пестунство, руководитель и руководство… Всякому начинающему искать спасения нельзя браться за это дело самому или содевать свое спасение по своему разумению и хотению; но с первого же раза надо отдать

Паломнические поездки в Оптину пустынь

Приглашаем Вас в двухдневную паломническую поездку в наш монастырь по маршруту: Москва — монастырь Оптина пустынь, Шамордино (Казанская Амвросиевская женская пустынь).

Отправление: в 8:00 в субботу с подворья Оптиной Пустыни, храм Апостолов Петра и Павла, метро Новоясеневская, адрес: Новоясеневский проспект, д. 42

Возвращение: в воскресенье, около 20:00 на то же место.

Поездки совершаются еженедельно.

Телефоны для справок, и бронирования мест:

+7 495 422 22 77
+7 495 421 71 41

Пожертвования за билеты: 1600 р. (сюда входит проезд, 2 экскурсии по монастырям, и обед). Гостиница — 300 р. (при поселении).

Бронирование билетов начинается за два месяца и заканчивается за неделю до отъезда.

Бронирование мест в гостиницах монастыря

Бронирование для частных лиц:

Бронь осуществляется в монастырские гостиницы № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9.

Гостиница № 3, 4 – одноместный номер

                                 2-х местный номер

                                 3-х местный номер

Гостиница № 5, 6  — 2-х местный номер

                                 3-х местный номер

Гостиница № 9 – 2-х местный номер

                             3-х местный номер

              

Бронирование осуществляется по тел. 7-48442-50166 с 8.00 — 17.00

Подтверждение брони: Бронь подтверждается за 48 ч. до забронированной даты.

Отмена брони: Если вы по какой-то причине решили не пользоваться услугами гостиницы, бронь можно снять за 24 ч. до даты заезда. Бронь снимается автоматически, если вы не подтвердили бронь.

 

Бронирование гостиниц для паломнических групп:

1. Кол-во паломников группы должно быть не менее 15 чел.

2. Бронирование осуществляется с 1 числа текущего месяца на следующий месяц.

3. Подтвердить бронь необходимо за неделю до даты заезда.

4. В день выезда руководителю группы необходимо подтвердить количество мужских и женских мест.

5. Бронь можно отменить за неделю до даты бронирования.

6. Можно забронировать трапезу (обед, ужин)

7. Бронирование осуществляется по тел. 7-48442-50166

 

Время регистрации паломнических групп и частных лиц в центральной приемной монастырской гостиницы №5:

Рабочие дни –  9.00 — 23.00

Суббота  –        11.00 — 23.00

Воскресенье —  14.00 — 23.00

 


Рассказы, впечатления, отзывы о пребывании в Оптиной

 

Гостиница для священнослужителей

Священнослужителям предоставляется возможность поселения в священнической гостинице, расположенной на территории монастыря, в юго-восточной его части.

Для участия в монастырских богослужениях необходимо иметь при себе священническое и командировочное удостоверение, заверенное в епархии.

 


Возможно проживание с несением послушания на длительный срок.

При поселении необходимо иметь при себе паспорт.

Отзывы и предложения: [email protected]

Мужской монастырь Оптина Пустынь в России Stock Photo

Похожие изображения

Монастырское кладбище у храма. Оптина Пустынь. Козельск. Россия

Православный монастырь в честь Богородицы Владимирской в ​​Калужской области в России.

Вход в православную церковь

Купола красивого голубого Свято-Михайловского Золотого мужского монастыря Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата

Старая Ладога, Россия, 5 января 2019 г.Главный православный собор старинного мужского Никольского монастыря.

Интерьер Новоафонского мужского монастыря

Интерьер Воскресенского Ново-Иерусалимского Ставропигиального мужского монастыря

Туристы посетили Новоафонский мужской монастырь

Мужской Свято-Троицкий монастырь Свирский.

Внутреннее убранство мужского Воскресенского Ново-Иерусалимского Ставропигиального мужского монастыря, Истра, Московская область,

Панорамный вид на монастыри города Суздаля — мужской и женский монастыри.Суздаль. Владимирская область. Россия

Мужской монастырь в Звенигороде

Первый мужской монастырь в Бревнове, Прага

Батошевский мужской монастырь, Болгария

.Башня

в Оптиной пустыне с трубящим ангелом Stock Photo

Похожие изображения

Колокольня в Оптиной пустыне

Россия. Стена, башня и купол Русского Оптинского монастыря

Оптина (Введенский монастырь)

Оптинский монастырь

Введенский монастырь Оптина пустынь.Оптинский скит — восточно-православный монастырь-комплекс построек. Главный храм

г.

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери Оптинского монастыря. Оптина Пустынь буквально Опта Пустынь

Монастырь Оптина Пустынь летом. Город Козельск. Россия, панорамный вид на знаменитый монастырь

Колокольня

ул.Санкт-Петербург, Подворье Оптина

Русская церковь — здание православной религии в летний день сунну. Оптиной пустыни — известный христианским мужским монастырем

Собор Успения Пресвятой Богородицы (городская церковь Оптина монастыря) № (1897)

Оптина Пустынь в Калужской области в России

2010.11.14, Козельск, Россия.Пустынь Оптина Пустынь Опта — православный монастырь

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Санкт-Петербург

.

Православный монастырь Введенская Оптина Пустынь в Калужской области России. Стоковое изображение

Похожие изображения

Православная церковь. Страшный суд — Картина на стене — Монастырь Хурези или Хорезу, достопримечательность Румынии

Высокий сербский православный монастырь, Дечаны, Косово

Стена русского православного Соловецкого монастыря сложена из огромных камней.

Румынский православный монастырь

Греческий православный монастырь

Вид с воздуха Византийский греческий православный монастырь Сумела в Трабзоне, Турция

Христианский православный монастырь в Малеви, Пелопоннес, Греция

Православная церковь и монастырь

Древний православный каменный монастырь в Армении, Татевский монастырь, из серого кирпича

Румынский православный монастырь

Православный монастырь Жица, недалеко от Кралево, Сербия.

Грузинский православный монастырь Гелати внутри

Колокола сербского православного монастыря Морача, Колашин, Черногория

Сербский православный монастырь Святого Саввы

.

стоковое изображение Оптина монастыря. Образ архитектуры, монастырь

Похожие изображения

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери Оптинского монастыря. Оптина Пустынь буквально Опта Пустынь

Церковь Успения Пресвятой Богородицы Оптина монастырь городская церковь сквозь ограду.

Православный храм в Оптиной пустыни монастыря.

Вход в монастырь Оптина Пустынь, Козельск, Россия

Вид на мужской православный мужской монастырь Оптина Пустынь под Козельском в России в летний солнечный день среди зеленых полей. река, лес,

Оптина монастырь

Козельск, Россия — январь 2019: Монастырь Оптина Пустынь в Калужской области

Монастырь Оптина Пустынь.

Русская церковь — здание православной религии в летний день сунну. Оптиной пустыни — известный христианским мужским монастырем

Собор Успения Пресвятой Богородицы (городская церковь Оптина монастыря) (1897)

Церковь Преображения Господня в Оптином монастыре, Россия

Успенский [Успенский] подворье Оптина Пустина, монастырь в г.Санкт-Петербург

Успенский двор Оптина Пустынь монастыря в Санкт-Петербурге

Монастырь Оптина

.