Содержание

Казачьи ремёсла и промыслы

remeslremeslС древнейших времен казаки старались окружить себя красивыми вещами. Тысячи кузнецов, гончаров, столяров, вышивальщиц, кружевниц, резчиков, ювелиров трудились в донских станицах и хуторах, создавая уникальные произведения декоративно-прикладного искусства – одежду, посуду, мебель, оружие, украшения. С давних времен они занимались шорным делом, резьбой по дереву, лоскутным шитьем, плели из лозы и соломки, расписывали и художественно обрабатывали дерево, изготовляли изделия из керамики. Кружевные подзоры, рушники, скатерти («столешницы», «настольники»), тканые дорожки — все это придавало дому неповторимое своеобразие.

На праздники казачий курень украшали дополнительно нарядными рушниками. Казачий уклад жизни обуславливал многообразие форм керамической посуды. Это макитры, глечики, различные формы кувшинов и кружек. Украшались они поливой, росписью, несложным и рельефным орнаментом. Повсеместно на Дону было распространено плетение из лозы и резьба по дереву. Корзины отличались и по размерам, и по формам. Большинство изделий выполнялось в технике сложного плетения, но было и ажурное. Во внешнем облике жилища присутствовали элементы деревянного декора, выполненные прописной и рельефной резьбой. По резным наличникам и крылечкам сразу можно было отличить дома мастеров-умельцев, либо зажиточных казаков, которые для украшения своего жилища нанимали резчиков.

В каждом казачьем хуторе, каждой станицей жили мастера самых разных профессий. Больше всего было гончаров и корзинщиков. Глиняную посуду и плетенные изделия – от вентерей для ловли рыбы до тончайших сетей, от замысловатых до плетенной мебели – использовали в казачьих землях с древнейших времен.
Ученые подсчитали, что каждый казак владел примерно двумястами умениями и навыками, которые были так привычны и так общеприняты, что их и профессиями-то не считали. Как, например, не считалось умением седлать и запрягать лошадь, грузить сеном воз и многое другое, частично забытое сегодня.
Казаки владели всеми крестьянскими профессиями, но, кроме этого, каждая станица была еще и местожительством мастеров. Причем станица от станицы отличалась каким-то особенным промыслом. Были станицы бондарей, колесников, чеботарей (сапожников), кожевников. По всем станицам славились кузнецы-ковали, умевшие подковать любого коня, и мастера-оружейники, ковавшие булат. Такие мастера славились, их изделия с родовыми тамгами-клеймами были в большой цене.

kazakkazakНародное искусство никогда не было застойным и неподвижным, оно постоянно развивается и меняется. При этом каждый народный мастер старается внести в произведение свое понимание традиций, свою творческую индивидуальность. «Я делаю, как делал мой дед, отец, но совсем не так», — говорят народные мастера. Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давало им сама природа – дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки – все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведением искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок. Мастер или просто умелец видит смысл своего творческого труда и свое вознаграждение за него в том, что этот труд и его результат приносят радость не только ему самому, но и другим людям.

XLXLПахать землю и сеять хлеб казаку запрещалось. Считалось, что занятие земледелием отвлечет его от главной и основной обязанности — воина. Но уже в начале XVIII в. казаки начинают заниматься земледелием. А к концу XIX в. весь Дон был уже распахан. Сельское хозяйство становится основой экономической жизни казаков. Сущность его идеологии составляет два понятия — воля и земля. Нередко само казачество определялось так: «вольные люди на вольной земле». Особенность землепользования на Дону заключалась в том, что земля являлась собственностью всего Войска. Казак мог пользоваться землей, но владеть ею имело право лишь Войско в целом.

Из-за отдаленности пахотных земель казачьи семьи выезжали в поле и по несколько дней не бывали дома, перенося жару, сырость, дожди, ветры. Сеяли донцы в основном рожь, пшеницу, ячмень, овес, хотя выращивали и просо, гречиху, горох, фасоль, картофель и другие сельскохозяйственные культуры. Основным средством обработки земли являлся тяжелый плуг, который тянуло 6-8 волов. В некоторых хозяйствах пользовались сохой. Начало сева сопровождалось специальным обрядом: на десятину земли по углам клали четыре испеченных «креста» или «жаворонка», которых обычно пекли на праздник «40 Святых», прогоняли борозду, «кресты» и «жаворонки» съедали, после чего начинали сев. В некоторых станицах перед началом полевых работ поле брызгали «святой водой». Все это должно было способствовать увеличению урожая. По окончании сева был весьма распространен обычай хождения духовенства с иконами. Как правило, носили икону Божьей Матери и крест. Во время хождения с иконами теми жителями, у которых служились молебны, устраивались всенародные обеды. Убирали хлеб косами, серпами, а при молотьбе использовали цеп и молотильный каток, в который впрягали коня. Зерно мололи на мельницах: почте каждая казачья станица имела по несколько мельниц-ветряков. В конце XIX в. в крупных хозяйствах появились жатвенные машины.
Следует заметить, что наши предки славно трудились, и результатом их труда явились излишки хлеба, которые в конце XIX в. составляли 10 млн пудов ежегодно. Отборное донское зерно шло за границу через южные порты Азовского и Черного морей.

Одним из самых древних занятий казаков являлось рыболовство. На Нижнем Дону рыбная ловля нередко носила промысловый характер. В крупных рыболовецких хозяйствах богатые казаки и старшины рыбу ловили круглый год. Частъ ее продавали, остальную перерабатывали на «спетых» заводах. Здесь рыбу сортировали, мерную отделяли от немерной, белую от красной, один сорт от другого. Затем рыбу разделывали, чистили, резали, солили. Орудиями труда были ножи, иглы, небольшие топорики-салковнички.
Засолка производилась в солилах — длинных четырехугольных коробах, сделанных из толстых деревянных досок. Одно солило вмещало до 100 тыс. мелкой или 30 тыс. крупной рыбы. Рыбу не только солили, но и коптили.
Коптильни представляли собой мазанки, крытые камышом. При отсутствии печей рылись канавы, в которых дымились деревянные опилки. Коптили обычно рыбец и сельдь. Отправляясь на ловлю сельди, казаки брали с собой бочки с рассолом, куда бросали еще живую рыбу. Она напивалась соленой воды, бочки закапывали, и рыба хорошо хранилась в течение долгого времени. Готовая рыба содержалась в складских помещениях, балыки — в длинных решетчатых балычницах, икру хранили в бочках, а судаков — в ямах, выложенных свежим камышом.
Крупный рыболов вел дело на широкую ногу: у него было от 8 до 25 работников. Выезжал он в море с неводом, а зимой ставил от 50 до 100 вентерей. Для плавания он имел несколько «дубов» — больших лодок с высокими и широкими бортами, грузоподъемностью до 300 пудов. Поскольку главными орудиями рыбного промысла были сети и вентеря, то в их изготовлении участвовали все члены семьи рыбака: отец сажал за эту работу даже малолетних детей. Плели сети из толстых ниток при помощи лопаточки и челнока. Сеть обычно служила рыбаку два сезона.
Рыбы на Дону было в изобилии. В XVIII в. в Черкасском городке в любое время можно было купить осетрину, любую икру (фунт ее стоил 8-10 коп.). Блюдом, приготовленным из осетрины, белуги, стерляди, гостя могли угостить в каждом курене.
Сушили рыбу обычно «в корень», т. е. пластовали со спины, такая рыба могла долго находиться в рассоле. Рыбу, помещенную в бочки, засыпали солью, а через три дня, надев резиновые сапоги, ее топтали и клали гнет. Перед вывеской на просушку рыбу вымачивали, а затем выветривали на палатах, старались выбирать такое время года, когда не было мух. Жизнь рыболова была нелегкой, но, как говорится, «без труда не вынешь и рыбку из пруда».

purcaripurcariВажной статьей казачьего дохода было виноградарство, заниматься которым на Дону начали в конце XVII в. Петр I, побывавший здесь в 1695 г., нашел разведение виноградных садов делом перспективным и приказал азовскому  воеводе Прозоровскому завести на, юге России «виноградные и арбузные сады». Популярными на Дону сортами винограда являлись «Краснотоп золотовский», «Сибирысовый», «Пухляковский белый». Последний появился на казачьей земле в начале XX в.: его привез с Балканского полуострова казак станицы Раздорской Н. И. Пухляков. Вскоре этот сорт широко распространился на донской земле.
В виноградных садах обычно бывало от 20 до 400 кустов, и каждый куст приносил от 1,5 до 3 пудов ягод. На Дону были владельцы, имевшие по восемь отдельных виноградных садов. Казаки продавали виноград в сыром виде и делали виноградное вино.
Лучший виноград рос в станице Цимлянской, здесь изготавливались и прекрасные вина. В этой станице виноградники разводились не кустами, как в других станицах, а рядами или шпалерами. Отличные вина производились в станице Раздорской, где также было много виноградных садов. Официальным центром донского виноградарства в начале XX в. во всех справочниках назывался хутор Пухляковский, где находилась Донская войсковая школа виноградарства и виноделия.

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

«Народные ремесла и промыслы Донского края»

  1. Введение 2-3 стр.

  1. Виды народных промыслов России. Их характеристика. 4-5 стр.

  1. Народные промыслы Дона. 6-11 стр.

  1. Заключение. 12-13 стр.

Список используемой литературы. 14 стр.

I. Введение

Народные художественные промыслы России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма — характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.

Целью данной работы для меня являлось изучение художественных промыслов России и Донского края, их особенностей, а также изучение отдельных исторических центров их бытования.

Если быть более точным, отобразить народное искусство, отражающее не только внешний облик окружающего мира, но и внутреннюю жизнь народной души, глубину народного духа, которое не поддается моде, как это бывает в профессиональном. Не зависит от нее, оно более традиционно, им полностью управляют неизменные законы, и, главное, оно открыто и сильно выражает идеалы красоты, таящиеся в душе народа, благодаря чему и является самым непосредственным и прямым свидетельством его талантливости, его творческой мощи.

Задачи:

1.Познакомиться с видами народных промыслов донских казаков. Историей их развития.

2.Проследить виды ремесел и промысла донских казаков.

3.Обобщить, проанализировать практический опыт развития народных современных промыслов Дона.

4.Сформировать интерес у подрастающего поколения к декоративно-прикладному творчеству.

5.Способствовать сохранению, бережному отношению к народным промыслам и ремеслам.

II. Виды народных промыслов России. Их характеристика

Народное декоративно-прикладное творчество — сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы. Но все их объединяет сочетание практической целесообразности изделий с естественной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы.

В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана стремлением к красоте и гармонии с природной средой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки — все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведениями искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.

Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа — дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми.

Народные промысли и ремесла — важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавались истинные произведения искусства.

Именно поэтому в своей работе я хочу рассказать о народных промыслах казаков Дона.

III. Народные ремесла и промыслы Дона.

История донского казачества – это история непрерывной борьбы на степных просторах южных рубежей русского государства. По образному выражению Льва Николаевича Толстого – «Граница породила казачество, а казаки создали Россию».

Казаками становились не только русские и украинцы, но и выходцы из среды местных народов. В конечном итоге, сближение пришлого люда с коренным населением сказалось на материальной и духовной культуре казачества, определило его специфические этнические приметы.

Донские казаки на протяжении многовековой своей истории были глубоко верующими людьми и исповедовали православную христианскую веру.

Казачество — братство людей, объединённых особым состоянием духа, нравственности и морали.

Казаки — народ, имеющий свою культуру, историю и память.

Славное прошлое в Казачестве — общее всегда было выше личного.

Казаки всегда служили родной земле — Святой Руси, своему Народу и своему Государству.

С древнейших времен казаки старались окружить себя красивыми вещами. Тысячи кузнецов, гончаров, столяров, вышивальщиц, кружевниц, резчиков, ювелиров трудились в донских станицах и хуторах, создавая уникальные произведения декоративно-прикладного искусства – одежду, посуду, мебель, оружие, украшения. С давних времен они занимались шорным делом, резьбой по дереву, лоскутным шитьем, плели из лозы и соломки, расписывали и художественно обрабатывали дерево, изготовляли изделия из керамики. Кружевные подзоры, рушники, скатерти («столешницы», «настольники»), тканые дорожки — все это придавало дому неповторимое своеобразие.

Народное искусство никогда не было застойным и неподвижным, оно постоянно развивается и меняется. При этом каждый народный мастер старается внести в произведение свое понимание традиций, свою творческую индивидуальность. «Я делаю, как делал мой дед, отец, но совсем не так», — говорят народные мастера.

«Народные ремесла и промыслы Дона» — это подлинная материальная летопись истории народа. Культура Дона самобытна и многообразна. Дон – это и донские казаки, и многонациональный край, в котором проживают представители 104 национальностей. Этим во многом обусловлено своеобразие культуры Дона.

Как уже известно, пахать землю и сеять хлеб казаку запрещалось. Считалось, что занятие земледелием отвлечет его от главной и основной обязанности — воина. Но уже в начале XVIII в. казаки начинают заниматься земледелием. А к концу XIX в. весь Дон был уже распахан. Сельское хозяйство становится основой экономической жизни казаков. Сущность его идеологии составляет два понятия — воля и земля.

Нередко само казачество определялось так: «вольные люди на вольной земле». Особенность землепользования на Дону заключалась в том, что земля являлась собственностью всего Войска. Казак мог пользоваться землей, но владеть ею имело право лишь Войско в целом.

Начало сева сопровождалось специальным обрядом: на десятину земли по углам клали четыре испеченных «креста» или «жаворонка», которых обычно пекли на праздник «40 Святых», прогоняли борозду, «кресты» и «жаворонки» съедали, после чего начинали сев. В некоторых станицах перед началом полевых работ поле брызгали «святой водой». Все это должно было способствовать увеличению урожая. По окончании сева был весьма распространен обычай хождения духовенства с иконами. Как правило, носили икону Божьей Матери и крест. Во время хождения с иконами теми жителями, у которых служились молебны, устраивались всенародные обеды. Убирали хлеб косами, серпами, а при молотьбе использовали цеп и молотильный каток, в который впрягали коня. Зерно мололи на мельницах: почте каждая казачья станица имела по несколько мельниц-ветряков. В конце XIX в. в крупных хозяйствах появились жатвенные машины.

Одним из самых древних занятий казаков являлось рыболовство. На Нижнем Дону рыбная ловля нередко носила промысловый характер. В крупных рыболовецких хозяйствах богатые казаки и старшины рыбу ловили круглый год. Частъ ее продавали, остальную перерабатывали на «спетых» заводах. Здесь рыбу сортировали, мерную отделяли от немерной, белую от красной, один сорт от другого. Затем рыбу разделывали, чистили, резали, солили. Орудиями труда были ножи, иглы, небольшие топорики-салковнички.

Важной статьей казачьего дохода было виноградарство, заниматься которым на Дону начали в конце XVII в. Петр I, побывавший здесь в 1695 г., нашел разведение виноградных садов делом перспективным и приказал азовскому воеводе Прозоровскому завести на, юге России «виноградные и арбузные сады». Популярными на Дону сортами винограда являлись «Краснотоп золотовский», «Сибирысовый», «Пухляковский белый». Последний появился на казачьей земле в начале XX в.: его привез с Балканского полуострова казак станицы Раздорской Н. И. Пухляков. Вскоре этот сорт широко распространился на донской земле.

Лучший виноград рос в станице Цимлянской, здесь изготавливались и прекрасные вина. В этой станице виноградники разводились не кустами, как в других станицах, а рядами или шпалерами. Официальным центром донского виноградарства в начале XX в. во всех справочниках назывался хутор Пухляковский, где находилась Донская войсковая школа виноградарства и виноделия.

Десять лет назад был объявлен первый Областной фестиваль народного творчества «За возрождение народной культуры», который вызвал интерес и вернул к жизни многие народные ремесла, бытовавшие у казаков и представителей разных народов области.

Ученые подсчитали, что каждый казак владел примерно двумястами умениями и навыками, которые были так привычны и так общеприняты, что их и профессиями-то не считали. Как, например, не считалось умением седлать и запрягать лошадь, грузить сеном воз и многое другое, частично забытое сегодня. Казаки владели всеми крестьянскими профессиями, но, кроме этого, каждая станица была еще и местожительством мастеров. Причем станица от станицы отличалась каким-то особенным промыслом. Были станицы бондарей, колесников, чеботарей (сапожников), кожевников.

По всем станицам славились кузнецы-ковали, умевшие подковать любого коня, и мастера-оружейники, ковавшие булат. Такие мастера славились, их изделия с родовыми тамгами-клеймами были в большой цене.

Народное искусство никогда не было застойным и неподвижным, оно постоянно развивается и меняется. При этом каждый народный мастер старается внести в произведение свое понимание традиций, свою творческую индивидуальность. «Я делаю, как делал мой дед, отец, но совсем не так», — говорят народные мастера.

Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давало им сама природа – дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки – все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведением искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок. Мастер или просто умелец видит смысл своего творческого труда и свое вознаграждение за него в том, что этот труд и его результат приносят радость не только ему самому, но и другим людям.

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимое выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них удается в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А.Некрасова, в современных условиях «возрастает потребность народа в народном искусстве, его подлинности, духовности. Но найти путь к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в современной культуре».

Ведущая творческая идея традиционного народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.

IV. Заключение.

Народное искусство часто сравнивают с детским изобразительным творчеством и находят между ними много общего. Действительно, их роднит с одной стороны, непосредственное восприятие окружающего мира, с другой – сильное чувство декоративности, позволяющее в неожиданно смелых красочных сочетаниях и образах передать подмеченное в жизни и воплощать с конкретной достоверностью самую диковинную фантастику. Но между теми и другими есть коренное различие: народное искусство базируется на глубочайших знаниях, обширном опыте и профессиональном мастерстве, чего совершенно нет в детском творчестве. Глубокая духовная содержательность, связь с традицией, восходящей к художественной культуре прошлых веков, характеризует произведения народных мастеров Дона. Сохраняя непосредственность, свежесть восприятия, подобную детской, народный мастер выражает в созданном произведении мудрость возраста, поэтическую возвышенность души. В этом своеобразии и сила воздействия народного искусства.

В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и дерево погибнет!» В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. И сейчас, когда возрастает интерес к народной культуре, когда, возвращаясь к истокам, мы ищем в опыте прошлого ответы на насущные вопросы сегодняшнего дня – возрождающиеся народные промыслы являют собой прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время государственная политика в сфере культуры предполагает активизацию усилий по поиску возможных путей развития народного творчества. С этой целью создаются кружки и студии, авторские школы народных ремесел, проводятся праздники мастеров-умельцев, тематические выставки, где каждый, независимо от пола, возраста и вероисповедования, может приобщиться к многовековым корням народной культуры. И сегодня работники различных сфер деятельности проводят огромную работу по сохранению и развитию народного искусства, постоянно совершенствуют, позволяя раскрыть уникальные богатства культуры народов России, возвращая к жизни традиционные ритуалы, обряды, костюмы, музыкальные инструменты, промыслы и ремесла.

Поистине увлекателен процесс познания и радость творчества.

Список использованной литературы

  1. Костомаров Н. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. — М.: ИНФРА, 2003.-542с.

  2. Народные художественные промыслы. общ. ред. М.А. Некрасовой и др. М.: ИНФРА, 2002.-557с.

  3. Прекрасное своими руками: народные художественные ремесла: сост. С. Таразян, М.: Русслит, 2002-369с.

  4. Хрестоматия по истории России / В 4-х т., т. 1. Сост. И. В. Бабич и др. — М.: Дрофа, 1994.-671с.

Народные ремесла и промыслы Дона

Народные ремесла и промыслы Дона

С древнейших времен казаки старались окружить себя красивыми вещами. Тысячи кузнецов, гончаров, столяров, вышивальщиц, кружевниц, резчиков, ювелиров трудились в донских станицах и хуторах, создавая уникальные произведения декоративно-прикладного искусства – одежду, посуду, мебель, оружие, украшения. С давних времен они занимались шорным делом, резьбой по дереву, лоскутным шитьем, плели из лозы и соломки, расписывали и художественно обрабатывали дерево, изготовляли изделия из керамики. Кружевные подзоры, рушники, скатерти («столешницы», «настольники»), тканые дорожки — все это придавало дому неповторимое своеобразие.

На праздники казачий курень украшали дополнительно нарядными рушниками. Казачий уклад жизни обуславливал многообразие форм керамической посуды. Это макитры, глечики, различные формы кувшинов и кружек. Украшались они поливой, росписью, несложным и рельефным орнаментом. Повсеместно на Дону было распространено плетение из лозы и резьба по дереву. Корзины отличались и по размерам, и по формам. Большинство изделий выполнялось в технике сложного плетения, но было и ажурное. Во внешнем облике жилища присутствовали элементы деревянного декора, выполненные прописной и рельефной резьбой. По резным наличникам и крылечкам сразу можно было отличить дома мастеров-умельцев, либо зажиточных казаков, которые для украшения своего жилища нанимали резчиков.

В каждом казачьем хуторе, каждой станицей жили мастера самых разных профессий. Больше всего было гончаров и корзинщиков. Глиняную посуду и плетенные изделия – от вентерей для ловли рыбы до тончайших сетей, от замысловатых до плетенной мебели – использовали в казачьих землях с древнейших времен.
Ученые подсчитали, что каждый казак владел примерно двумястами умениями и навыками, которые были так привычны и так общеприняты, что их и профессиями-то не считали. Как, например, не считалось умением седлать и запрягать лошадь, грузить сеном воз и многое другое, частично забытое сегодня.
Казаки владели всеми крестьянскими профессиями, но, кроме этого, каждая станица была еще и местожительством мастеров. Причем станица от станицы отличалась каким-то особенным промыслом. Были станицы бондарей, колесников, чеботарей (сапожников), кожевников. По всем станицам славились кузнецы-ковали, умевшие подковать любого коня, и мастера-оружейники, ковавшие булат. Такие мастера славились, их изделия с родовыми тамгами-клеймами были в большой цене.

Народное искусство никогда не было застойным и неподвижным, оно постоянно развивается и меняется. При этом каждый народный мастер старается внести в произведение свое понимание традиций, свою творческую индивидуальность. «Я делаю, как делал мой дед, отец, но совсем не так», — говорят народные мастера. Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давало им сама природа – дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки – все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведением искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок. Мастер или просто умелец видит смысл своего творческого труда и свое вознаграждение за него в том, что этот труд и его результат приносят радость не только ему самому, но и другим людям.

Пахать землю и сеять хлеб казаку запрещалось. Считалось, что занятие земледелием отвлечет его от главной и основной обязанности — воина. Но уже в начале XVIII в. казаки начинают заниматьсяземледелием. А к концу XIX в. весь Дон был уже распахан. Сельское хозяйство становится основой экономической жизни казаков. Сущность его идеологии составляет два понятия — воля и земля. Нередко само казачество определялось так: «вольные люди на вольной земле». Особенность землепользования на Дону заключалась в том, что земля являлась собственностью всего Войска. Казак мог пользоваться землей, но владеть ею имело право лишь Войско в целом.

Из-за отдаленности пахотных земель казачьи семьи выезжали в поле и по несколько дней не бывали дома, перенося жару, сырость, дожди, ветры. Сеяли донцы в основном рожь, пшеницу, ячмень, овес, хотя выращивали и просо, гречиху, горох, фасоль, картофель и другие сельскохозяйственные культуры. Основным средством обработки земли являлся тяжелый плуг, который тянуло 6-8 волов. В некоторых хозяйствах пользовались сохой. Начало сева сопровождалось специальным обрядом: на десятину земли по углам клали четыре испеченных «креста» или «жаворонка», которых обычно пекли на праздник «40 Святых», прогоняли борозду, «кресты» и «жаворонки» съедали, после чего начинали сев. В некоторых станицах перед началом полевых работ поле брызгали «святой водой». Все это должно было способствовать увеличению урожая. По окончании сева был весьма распространен обычай хождения духовенства с иконами. Как правило, носили икону Божьей Матери и крест. Во время хождения с иконами теми жителями, у которых служились молебны, устраивались всенародные обеды. Убирали хлеб косами, серпами, а при молотьбе использовали цеп и молотильный каток, в который впрягали коня. Зерно мололи на мельницах: почте каждая казачья станица имела по несколько мельниц-ветряков. В конце XIX в. в крупных хозяйствах появились жатвенные машины.
Следует заметить, что наши предки славно трудились, и результатом их труда явились излишки хлеба, которые в конце XIX в. составляли 10 млн пудов ежегодно. Отборное донское зерно шло за границу через южные порты Азовского и Черного морей.

Одним из самых древних занятий казаков являлось рыболовство. На Нижнем Дону рыбная ловля нередко носила промысловый характер. В крупных рыболовецких хозяйствах богатые казаки и старшины рыбу ловили круглый год. Частъ ее продавали, остальную перерабатывали на «спетых» заводах. Здесь рыбу сортировали, мерную отделяли от немерной, белую от красной, один сорт от другого. Затем рыбу разделывали, чистили, резали, солили. Орудиями труда были ножи, иглы, небольшие топорики-салковнички.
Засолка производилась в солилах — длинных четырехугольных коробах, сделанных из толстых деревянных досок. Одно солило вмещало до 100 тыс. мелкой или 30 тыс. крупной рыбы. Рыбу не только солили, но и коптили.
Коптильни представляли собой мазанки, крытые камышом. При отсутствии печей рылись канавы, в которых дымились деревянные опилки. Коптили обычно рыбец и сельдь. Отправляясь на ловлю сельди, казаки брали с собой бочки с рассолом, куда бросали еще живую рыбу. Она напивалась соленой воды, бочки закапывали, и рыба хорошо хранилась в течение долгого времени. Готовая рыба содержалась в складских помещениях, балыки — в длинных решетчатых балычницах, икру хранили в бочках, а судаков — в ямах, выложенных свежим камышом.
Крупный рыболов вел дело на широкую ногу: у него было от 8 до 25 работников. Выезжал он в море с неводом, а зимой ставил от 50 до 100 вентерей. Для плавания он имел несколько «дубов» — больших лодок с высокими и широкими бортами, грузоподъемностью до 300 пудов. Поскольку главными орудиями рыбного промысла были сети и вентеря, то в их изготовлении участвовали все члены семьи рыбака: отец сажал за эту работу даже малолетних детей. Плели сети из толстых ниток при помощи лопаточки и челнока. Сеть обычно служила рыбаку два сезона.
Рыбы на Дону было в изобилии. В XVIII в. в Черкасском городке в любое время можно было купить осетрину, любую икру (фунт ее стоил 8-10 коп.). Блюдом, приготовленным из осетрины, белуги, стерляди, гостя могли угостить в каждом курене.
Сушили рыбу обычно «в корень», т. е. пластовали со спины, такая рыба могла долго находиться в рассоле. Рыбу, помещенную в бочки, засыпали солью, а через три дня, надев резиновые сапоги, ее топтали и клали гнет. Перед вывеской на просушку рыбу вымачивали, а затем выветривали на палатах, старались выбирать такое время года, когда не было мух. Жизнь рыболова была нелегкой, но, как говорится, «без труда не вынешь и рыбку из пруда».

Важной статьей казачьего дохода быловиноградарство, заниматься которым на Дону начали в конце XVII в. Петр I, побывавший здесь в 1695 г., нашел разведение виноградных садов делом перспективным и приказал азовскому  воеводе Прозоровскому завести на, юге России «виноградные и арбузные сады». Популярными на Дону сортами винограда являлись «Краснотоп золотовский», «Сибирысовый», «Пухляковский белый». Последний появился на казачьей земле в начале XX в.: его привез с Балканского полуострова казак станицы Раздорской Н. И. Пухляков. Вскоре этот сорт широко распространился на донской земле.
В виноградных садах обычно бывало от 20 до 400 кустов, и каждый куст приносил от 1,5 до 3 пудов ягод. На Дону были владельцы, имевшие по восемь отдельных виноградных садов. Казаки продавали виноград в сыром виде и делали виноградное вино.
Лучший виноград рос в станице Цимлянской, здесь изготавливались и прекрасные вина. В этой станице виноградники разводились не кустами, как в других станицах, а рядами или шпалерами. Отличные вина производились в станице Раздорской, где также было много виноградных садов. Официальным центром донского виноградарства в начале XX в. во всех справочниках назывался хутор Пухляковский, где находилась Донская войсковая школа виноградарства и виноделия.

Урок русского языка «Подготовка к сочинению по теме»Народные промыслы Ростовской области»

Класс __6 __

Тема урока. Подготовка к сочинению-рассказу «Народный промысел Ростовской области»

Цели урока:

ознакомить учащихся с основными видами русских народных промыслов Ростовской области;

— продолжить работу по формированию активного и потенциального словарного запаса учащихся;-  развивать умения учащихся создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи, использовать в речи синонимы, антонимы;

вызвать заинтересованность учащихся народным искусством, получить эмоциональный отклик.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II Актуализация опорных знаний

Обратимся к значению выражения «декоративно-прикладное искусство». Что это такое? (словарь)

декоро (лат) – «украшаю»

декоративный (франц) – «украшающий, служащий для убранства, для красоты»

прикладной – имеющее практическое назначение, применяемый в жизни.

-Подберите синоним к выражению «Декоративно — прикладное искусство».

(народно- художественный промысел)

— Назовите самые известные народно-художественные промыслы (Палех, Городец, Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка, Жостовские подносы, Богородская резьба, Филимоновская игрушка, Матрешка, кружевоплетение, вышивка, узорное творчество,  ковроделие).

— Для чего служит декоративно – прикладное искусство? (создает нужные вещи, украшает быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной, т.е. служит для украшения полезных вещей).

— Когда возникло декоративно – прикладное искусство? (в древние времена, когда люди научились делать вещи, возникла потребность их украсить. Но это искусство молодое, потому что оно необходимо и в современное время в жизни, быту).

III. Объяснение нового материала

Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные

Народные промыслы. Ростовская финифть. — ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ

Финифть это древнерусское название эмали, а произошло оно от греческого финифтис, что означает блестящий. Эмаль (от франц. email) — прочное стекловидное покрытие, нанесённое на металлическую основу (стальной, медный, серебряный, золотой лист), выполненное специальными красками на основе стекла с добавлением различных окислов металлов и закрепленное обжигом при температуре 780-900 градусов.

Художественная эмаль во все времена ценилась на уровне драгоценных камней, а на сегодняшний день признана ведущими искусствоведами как живопись XXI века.

Ростовская финифть считается лучшей в России. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается, подобно другим видам живописи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение. Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придает оправа, она изготавливается ювелиром мастером скани.

На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали — «финифть» — происходит от греческого «фингитис», что переводится как «светлый, блестящий камень».

Именно блеск, яркость, неувядаемость красок привлекают в художественной эмали, в какой бы технике она не выполнялась. Стекловидная масса различных цветов использовалась для украшения металлических предметов ремесленниками Киевской Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей.

Живопись по эмали, сравнительно поздняя технология художественного эмалирования, появилась в России в конце XVII века. В Ростове эмали стали расписывать с середины XVIII столетия.

Процесс создания живописной миниатюры на эмали в общих чертах сводится к следующему. Эмаль наносится в несколько слоев на лицевую и в один слой на обратную стороны медной выпуклой пластинки. Обжиг при температуре до 800 градусов прочно сплавляет эмаль с металлом, образуя ровную блестящую поверхность — основу для живописи. Роспись пластинки производится огнеупорными красками. Причем, сначала наносятся тугоплавкие краски, затем — легкоплавкие, что учитывается при каждом последующем обжиге. При создании сложной многоцветной композиции пластинка обжигается от 4 до 7 раз.

Сложная технология требовала определенных живописных способностей и опыта, поэтому от первого упоминания о написании эмалевых икон в Ростове и до широкого распространения финифтяного дела в городе прошло немало лет.

Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме. В 1760-х гг. мастер Гавриил Елшин «писал шапки», т. е. выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения митры — головного убора священника во время церковной службы. Такие дробницы с изображениями Спасителя, святых или сцен из Евангелия поясняли содержание священного предмета. С другой стороны, они обогащали его декоративное звучание. Работы Елшина не выявлены в музейном собрании.
На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви. Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы.

Ростовские эмали первой половины XIX в. удивительно легкие и воздушные. Большое внимание уделялось светотеневой моделировке ликов. Пунктирная проработка объема с тончайшими тональными переходами, поглощающими границы форм, подчеркивалась контрастными сопоставлениями цвета одежд.

Постепенно произошел отказ от ориентации на академическую живопись того времени в пользу традиционного православного образа. Для многих миниатюр середины и второй половины XIX в. были уже не характерны сложные композиции.

Конец XIX — начало XX вв. — особый, сложный период в истории ростовской финифти. Промысел не выдерживает конкуренции с дешевым промышленным производством икон и поддерживается государством путем организации школ и мастерских.

В 1898 г. был открыт Ремесленный класс рисования, резьбы по дереву и иконописи по финифти, а после 1911 г. — Учебно-показательная финифтяная школа (УПФШ), одной из целей создания которой, помимо обучения, было снабжение кустарей дешевым сырьем. Для деятельности УПФШ, руководимой в 1914-1917 гг. известным художником С.В. Чехониным, характерен поиск новых форм изделий и новой тематики росписей. Деятельность школы до революции характеризуют расписные тарелочки С. Агафонова и И. Соколова, миниатюра «Вид Ростовского кремля» Л. Арефьевой и произведения других учеников.

 

Наперстки «Ростовской финифти» очень декоративны, в них роспись по эмали сочетается со сканью (филигранью) и зернью. Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить, что отражает технику изготовления тонкой витой проволочки, из которой состоит узор. Зернь — это маленькие шарики, напаянные на узор из филиграни. Диковинные цветы, яркие краски росписи по эмали украшают изделия, придают им необыкновенно нарядный вид.

В последнее время ростовские мастера представили новые работы, свидетельствующие о дальнейшем развитии искусства финифтяной росписи.
«Ростовская финифть» является единственным у нас в стране предприятием, где выполняют декоративную роспись по эмали. Изделия ростовских мастеров можно увидеть в Музее народного искусства в Москве, Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее и др. Образцы изделий с ростовской финифтью были показаны на отечественных и зарубежных выставках. Мастера промысла неоднократно были удостоены высоких наград.

 

 

Лучшие изделия народных промыслов страны привезли на Дон в праздник | ОБЩЕСТВО: События | ОБЩЕСТВО

Несколько лет подряд в День народного единства на Дону проходят красочные фестивали, которые собирают гостей из разных уголков России.

На этот раз в Ростове-на-Дону в один из главных праздников страны прошёл Всероссийский фестиваль промыслов и ремёсел народов России.

В этот день на Фонтанной площади города можно было полюбоваться и купить на память изделия лучших российских умельцев. Хохломская и городецкая роспись по дереву, гжельский и кисловодский фарфор, вологодское и елецкое кружево, оренбургские пуховые платки, жостовская роспись по металлу, торжокское золотное шитье, оружие златоустовских и московских мастеров, павловские столовые приборы… Ну и конечно, семикаракорская керамика и ростовская финифть. Всё — самое эксклюзивное и признанное не только в России, но и за рубежом.  

«Сегодня, в один из главных государственных праздников, Ростовская область встречает Всероссийский фестиваль промыслов и ремесел народов России. Здесь собрались представители из разных регионов нашей страны, которые показывают свои ремесла, свое творчество, тем самым выражая любовь к нашим традициям, сохраняя их», – сказал губернатор Ростовской области Василий Голубев.

Своим мастерством дончан и гостей праздника порадовали 55 предприятий народного творчества из 40 субъектов страны. Каждый из них представил свою интерактивную площадку  — шатёр, палатку, юрту или фотозону, отражающую региональный колорит. Своё искусство продемонстрировали представители многих народов, живущих на донской земле в мире и дружбе. Ведущие художники промыслов и мастера на своих мастер-классах открывали секреты профессионального мастерства и демонстрировали старинные техники изготовления изделий промыслов. А желающие могли даже совершить 3D-путешествие по тем регионам России, в которых расположены производства народных художественных промыслов.

А ещё ростовчане и гости города смогли вдоволь повеселиться. На праздники выступали творческие коллективы и исполнители национально-культурных объединений Ростова-на-Дону и Ростовской области. Труд и музыка объединили людей.

«Именно единство народов столетиями помогало нам охранять свою Родину, обеспечивать ее безопасность и суверенитет, — подчеркнул донской губернатор. — В стране с этого года реализуются грандиозные масштабные проекты, связанные с достижением национальных задач, которые инициировал президент страны. Хотелось бы пожелать всем нам успеха в их выполнении, но успех возможен, только если мы все будем вместе, будем едины».  

В мероприятиях по случаю Дня народного единства приняли участие более 160 тысяч жителей Ростовской области. Более 13 тысяч человек стали гостями фестиваля.

По распоряжению губернатора области 2019 год на Дону объявлен Годом народного творчества. Сегодня народными ремеслами занимаются свыше 120 тысяч жителей Ростовской области – в основном сельских территорий.

Смотрите также:

Классный час «Знакомство с народными промыслами Ярославской области. Ростовская финифть»

«Мой родной край»

Классный час

«Знакомство с народными промыслами Ярославской области. Ростовская финифть»

Разработчик: учитель начальных классов Харламова С.С.

Цель: формирование художественно-эстетического вкуса учащихся через ознакомление с народными промыслами; знаний о культурном наследии родного края; осознанного отношения к ценностям исторического прошлого.

Задачи: сбор информации, изучение и исследование народных промыслов родного края;

воспитание интереса учащихся к народному творчеству родного края;

популяризация народных промыслов как вида искусства (через творческую деятельность учащихся).

Метапредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство.

Ресурсы: проектор, компьютер, презентации «Изделия в технике финифти», «Технология изготовления финифти»

Сценарий классного часа

Ход мероприятия.

Учитель. По-настоящему полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.
Наша Ярославская земля испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.
В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня вы познакомитесь с одним из них.
В старину люди занимались различными ремеслами. Что такое «ремесло»?

В «Толковом словаре Даля» можно прочитать, что это — рукодельное мастерство, ручной труд, работа и уменье, коим добывают хлеб.

Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, и малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население вынуждено было заняться созданием промысловой продукции, которую можно было обменять на продукты питания, одежду, другие необходимые предметы.

А где это можно было сделать? Конечно же на ярмарке.

Выходят дети в костюмах скоморохов.

1 скоморох.

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

Эй, не стойте у дверей! Заходите к нам скорей!

2 скоморох.

И со всех концов земли

Все на ярмарку пришли.

Народ собирается,

Наша ярмарка открывается!

Учитель

А в каком городе проходит эта ярмарка? Хотите узнать? Отгадайте кроссворд.

1.Страна, в которой мы живём.

2. Столица нашей Родины.

3. Старинный русский город, на гербе которого изображён медведь с секирой.

4. Имя русского царя, который во всём любил быть первым.

5. В каком озере не захотел купаться Пётр Первый?

6. Великая русская река.

Учитель читает стихи.

Ростов – не тот, что южный, что на Дону,

А тот, жемчужный – один на всю страну.

Град старинный у озера Неро,

На спокойном литом берегу.

Утверждает прадедов веру,

Этот город в душе берегу.

Этот город украсен собою,

Светло светел высоким кремлём,

Как от Солнца, тепло от соборов,

Что согреты лампадным огнём.

Из огня здесь рождаются сказы,

Драгоценная чудо-финифть.

Самоцветной рекою рассказов

Мы вплетаем в историю нить.

Презентация о финифти (Приложение )

Слайд 1. В истории культуры Ростова Великого есть три «чуда», известных не только в России, но и в мире: ростовский кремль, ростовские звоны и ростовская финифть.

Слайд 2. Ростовская финифть радует глаз, ею просто невозможно не любоваться. Финифтевую брошь или заколку немедленно хочется взять в руки и рассмотреть получше – настолько притягивает внимание тонкий замысловатый узор. Изделия этого народного промысла скопировать совершенно невозможно, как ни старайся. В чём же уникальность этого искусства? Почему подобные серьги, кольца, браслеты невозможно изготовить больше ни в одной точке планеты? Или ростовским мастерам известны какие-то особые секреты?
Слайд 3. Во-первых, секреты производства таких изделий действительно существуют. Способы изготовления украшений на основе финифти долгие века передавались из поколения в поколение. За определением ростовская финифть стоят целые династии потомственных мастеров. Во-вторых, само происхождение этого народного промысла – чистое, духовное. Изначально ею декорировали церковную утварь.
Слайд 4-5. Позже финифтью стали расписывать иконки – это было не только красиво, но и практично: закалённая эмаль совершенно не портилась от солнца, влаги и пыли. Маленькие образки с ликами святых разъезжались из Ростова во все концы света.

Слайд 6. В XVIII веке ростовским центром выпуска финифти стал Яковлевский монастырь. Заслышав о промысле Яковлевского монастыря, сюда стали устремляться лучшие живописцы того времени, желавшие послужить людям и улучшить таким образом свою судьбу. Так благодаря финифти Ростов стал городом выдающихся художественных талантов. Говорили, что обилие праведных людей начало творить в городе настоящие чудеса. Здесь исцелялись больные люди, воссоединялись семьи, появлялись долгожданные дети. Дошло до того, что в Ростове побывала сама государыня-императрица Екатерина II.
Слайд 7.Когда другие народные промыслы, связанные с религией, были преданы забвению, ростовская финифть сумела выжить. Ростовчане стали выпускать украшения из серебра с финифтью . Женщины стали носить расписные медальоны, а мужчины – кольца с изображением русских городов. Шкатулка с финифтью стала самым желанным подарком для дамы, а представители сильного пола любили расписные табакерки.

Учитель.

А что же там на нашей ярмарке? Пройдёмся по торговым рядам.

1 скоморох: Ото всех дверей, ото всех ворот

Подходи скорей, торопись народ!

2 скоморох: Вас много интересного ждёт!

1 скоморох: К нам в город мастеров прибыли

Гости заморские, люд молодой, да удалой!

2 скоморох: А ещё к нам пожаловали купцы дорогие,

Люди торговые, на все руки мастера.

1 скоморох: Почтеннейшие господа!

Пожалуйте к нам сюда!

2 скоморох: Выставляйте свой товар

На наш ярмарочный базар!

Учитель. Добро пожаловать, гости дорогие!

Веселья вам да радости желаю,

Давно я вас жду поджидаю,

Ярмарку без вас не начинаю!

Разрешите мне поприветствовать вас на гостеприимной Ростовской земле.

(обращается к детям )

-Вы, купцы дорогие, люди торговые, на нашей ярмарке должны себя показать, товар свой продать, товар купить, ничего не забыть, все рассказать — не утаить.

Ну, выходите вперед себя показать, товар описать.

Дети показывают изделия из финифти, которые хранятся в их семьях и рассказывают о них. (Приложение 2)

Учитель.

Радугу давно забыли?

Так зима была…

А финифть —

Цвет краски мира,

Тем она красна.

Презентация о технологии изготовления финифти (Приложение )

Сохранились ли ремесла сегодня? Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества.

О технологии изготовления ростовской финифти можно рассказать лишь в общих ч

Русские ремесла и народное искусство

Russian Handicraft and Folk Art

Russian Handicraft and Folk Art

Некоторые виды русского ремесла хорошо известны во всем мире, а другие неизвестны за пределами России. Все знают знаменитую Матрешку, или русскую матрешку. Меньше людей ассоциируют замысловатое плетение кружева, расписанный вручную фарфор, изделия из дерева или эмалевые украшения с русским народным искусством.

Ниже приведены описания и примеры некоторых из самых любимых ремесел России.

Тем, кто интересуется русскими ремеслами, стоит обратить внимание на украинское народное искусство.

Гжель

Стиль русской керамики, Гжель получил свое название от деревни (в Московской области), где гончарные изделия производились с 14 века. Характерный синий цвет на белой (глазурованной) поверхности возник в 1830-х годах. Сегодня около тридцати деревень к юго-востоку от Москвы производят уникальные русские изделия ручной работы, поставляя их как внутри страны, так и за границу.

Палех

Палех — это небольшие картины (часто русские сказки или литературные произведения), которые выполнены темперными красками на лакированных шкатулках или футлярах из папье-маше.

Жостовская роспись

Жостовская роспись — это традиционное русское народное искусство, в котором металлические подносы расписаны красивыми цветочными узорами. Ремесло по-прежнему производится в деревне Жостово (Московская область).

Вологодское кружево

Вологодское кружево, датируемое XVII веком, изначально ткалось из золота и серебра для одежды знати и церковной иерархии.Сегодня вологодское кружево завоевало мировое признание своим богатым декоративным орнаментом и плавными линиями.

Дымковская игрушка

Вылепленные расписные глиняные фигурки, иногда в форме свистка. Русские ремесла, по традиции, до сих пор производятся в селе Дымково (недалеко от Кирова).

Тульский Самовар

Самовар, традиционный промысел Тульской области, изначально создавался как практичный прибор — для кипячения воды, приготовления чая и кофе.Сегодня, хотя они и функциональны, они выполняют скорее декоративную роль.

Хохлома

Самовар, традиционный промысел Тульской области, изначально создавался как практичный прибор — для кипячения воды, приготовления чая и кофе. Сегодня, хотя они и функциональны, они выполняют скорее декоративную роль.

Матрешка

Возможно, самое узнаваемое изделие ручной работы в России. Матрешка — это расписная деревянная фигурка, которую можно разложить, чтобы увидеть внутри еще больше «русских матрешек».Типичная тема для набора «Матрошка» — это обычно крестьянские девушки в традиционной одежде, но не менее распространены и нетрадиционные куклы. Новые творческие декорации могут быть посвящены практически любой теме — от спортивных деятелей и политических лидеров до персонажей русских сказок и научной фантастики.

Ростовский финифт (Эмаль)

Ростовский финифт — традиционный русский художественный вид росписи эмали (часто украшений — брошей, колец, серег). Русское ремесло зародилось в Ростове в XVIII веке, когда художники впервые написали миниатюрные иконы на эмали для церкви.

Уральский Малахит

Ювелирные изделия, украшения и предметы интерьера изысканного мастерства, изготовленные с использованием знаменитого уральского малахита (также известного как русский камень и / или павлиний камень в Древней России).

.

История русской эмали Ростовская финифтовая бижутерия

Вот краткая история финифтовой русской ювелирной эмали. Если вы заинтересованы в приобретении таких товаров, посетите страницу категории Finift Jewelry.

История

Искусство росписи по эмали зародилось в Ростове в 1760-х годах, когда в доме архиепископа открылась первая мастерская. Позже отдельные мастера работали по заказам поместных церквей и монастырей. Они писали небольшие иконы, которые использовались в основном для украшения предметов церковного обихода.Во второй половине XVIII века в художниках чувствуется влияние стиля барокко, сочетающегося с традициями иконописи и элементами народных народных промыслов.

В течение XIX века производство эмалированных изделий и ювелирных изделий в Ростове приобрело массовый характер. Увеличилось количество художников, появилась узкая специализация, связанная с отдельными этапами процесса изготовления изделий. Обнаружены небольшие цеха по производству эмали — мастер-владелец, один-два подмастерья и один-два ученика.Во второй половине XIX века способ производства и распределения изменился. Лидирующую позицию в организации ремесла занимал дилер, который доставлял материалы в мастерские, покупал и продавал готовую продукцию в разные города России. Увеличилось массовое производство изделий, основную часть продукции составляли иконы.

Художественный язык ростовской эмали в XIX веке был менее однородным, чем в предыдущий период. В творчестве мастеров почти до середины века черты барокко, хотя в целом с 1820 — 1830-х годов классицизм имел более активное влияние на искусство.Художники-дирижеры, стремящиеся к вершинам мастерства, следовали принципам академической живописи. Но более многочисленной была когорта ремесленников, производивших изделия массового производства. Их примитивные от природы миниатюры были вдохновлены местной народной культурой.

Интенсивное развитие массового производства отрицательно сказалось на художественном уровне изделий, поэтому в конце XIX — начале XX века были предприняты попытки выхода из кризисной ситуации. С этой целью были созданы школы-мастерские, в которых были задействованы профессиональные художники, накоплен новый опыт по созданию бытовых изделий с росписью в виде цветов.

После Октябрьской революции в 1917 г. была организована артель по производству художественной эмали. В 1920-1930-е гг. Мастера изготавливали шкатулки, броши, пудреницы, рамки для фотографий и другие предметы с росписью по эмали. Сюжеты росписи — портреты политических и общественных деятелей Советского государства, писателей, жанровые композиции, цветочный орнамент. В годы Великой Отечественной войны (ВОВ) деятельность артели угасла.

В послевоенное время работа артели возобновилась.В 1960 году преобразован в фабрику «Ростовская эмаль». Вторая половина ХХ века в целом характеризуется ростом производства, расширением ассортимента и повышением качества продукции. Наряду с производством серийного производства создаются новые оригинальные образцы. Сейчас в Ростове три фабрики по производству эмалевых изделий, есть группа художников, работающих в личных творческих мастерских. Творчество современных ростовских художников развивается по самым разным жанровым и стилистическим направлениям.

Современные художники фабрики «Ростовская финифть», производящие широкий ассортимент изделий (броши, серьги, подвески, браслеты, туалетные ящики, шкатулки, другие сувениры …), довели свои изделия до лучших художественных образцов мира. уровень.

Техника росписи эмалью

Роспись по эмали по технике близка к росписи по фарфору. Основа для этой картины — тонкая медная пластинка, покрытая с двух сторон слоем эмали. В процессе покраски огнестойкие эмалевые краски на плите несколько раз подгорают, при этом цвет красок меняется, как и при обжиге фарфора.

Оригинальна традиционная технология выполнения эмали. Из тонкого, до 1,5 мм медного листа (медь и золото наилучшим образом принимают эмаль) штампуются слегка выпуклые пластины различных форм и размеров. Затем тщательно очищенные поверхности пластин покрываются одноцветной эмалевой массой.

Enamel clearcole — основа для окраски, представляет собой смесь растертой белой эмали с водой. Наносится на лицевую сторону плиты в три слоя. После нанесения каждого слоя пластину сушат в сушильном шкафу и обжигают в обжиговой печи при температуре 700-800ÑС до тех пор, пока эмаль не расплавится, а поверхность не станет гладкой.

Для защиты пластины от возможной деформации при прожоге ее обратная сторона покрывается эмалевым слоем «контрэмаль».

Покраска тарелки начинается с рисунка, который сначала делается на бумаге. Затем под него укладывается чистый лист бумаги, и рисунок по контуру протыкается иглой. На нижнем листе получается точечный отпечаток рисунка. Этот лист накладывается на загрунтованную пластину лицевой поверхности и натирается сажей, смешанной со скипидаром, в результате чего рисунок переносится на эмалевую основу.

Как было сказано, для окраски используются огнестойкие краски с температурой плавления от 700 до 8000ÑС. Они приготовлены из тщательно измельченных пигментов, смешанных со скипидаром и лавандовым или скипидарным маслом. Каждая краска имеет определенную температуру плавления и при горении меняет свой первоначальный цвет. Поэтому художники в процессе работы используют палитру «опыт» — белую эмалевую пластину с пробами красок. С его помощью определяется температура плавления каждой краски и ее цвет после обжига.

На первом этапе покраски тонкой кистью делается «подмалевок» — наносятся основные цвета. После этого пластину просушивают в сушильном шкафу до удаления паров скипидара с красок, а затем обжигают в муфельных печах до тех пор, пока краски не солодовятся и не приобретут яркость и блеск.

Затем пластина достается из муфельной печи, остывает и в процессе выполняется первая окраска детали. Затем тарелку снова сушат, обжигают и охлаждают.

На втором этапе выявляются мелкие детали, задаются полутон и уточняются цветовые отношения.Произведено третье сжигание.

При создании простой композиции с использованием ограниченной цветовой палитры роспись завершается на втором или третьем этапе. Для создания сложной миниатюры, богатой цветом и оттенками, требуется от 4 до 7 росписей и столько же выжигания.

Покраска огнестойкими красками на эмалевой основе практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Не подвергается, как и другие виды покраски, воздействию таких деструктивных факторов, как свет, температура, влажность, загрязнения.

.

: Изобразительное искусство :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр

Испокон веков Ростов Великий славился своей архитектурой, иконописью, фресками и колокольнями, а с середины 18 века здесь процветала финифть. Ростовский финифть — роспись по эмали эмалевыми красками.

Эмаль — это твердое стекловидное покрытие, нанесенное на металлическую основу (медь, сталь, серебро или золотую пластину) с добавками оксидов металлов различных цветов и закрепленное обжигом в муфельной печи при 800 ° C (1 472,00 F).

Эмаль пришла на Древнюю Русь из Византии (вместе с христианством, в X веке), поэтому русское название эмали — финифт, — происходит от греческого finftis , что означает «светлый, сверкающий». . Сияние, блеск и неувядающие цвета привлекают к финифту »: нарисованные рисунки сияют на молочно-белой эмалевой поверхности, словно сочатся из ее глубины. Роспись по эмали, как сложное декоративное искусство, всегда ценилась наравне с драгоценными камнями.Техника финифта используется для создания украшений, икон, миниатюрных портретов, гербов и другой роскоши. Роспись по эмали может похвастаться буквально вечной чистотой, блеском и прозрачностью красок. Не подвергается, в отличие от других видов окраски, разрушительному воздействию света, грязи, влаги и перепадов температур.

Мастера Киевской Руси использовали стекловидное покрытие различных цветов для украшения металлических изделий; освоили приемы эмали эрозии (заполнение эмалью пустот в металле) и эмали перегородчатой ​​эмали (заполнение промежутков между металлическими полосами, припаянными на поверхности металла).Что касается росписи по эмали — сравнительно поздней технологии художественной эмали, то в России она появилась в конце XVII века.

Эта оригинальная технология была изобретена французским ювелиром Жаном Тутаном в 17 веке. Он изобрел тугоплавкие краски, которые наносятся кистью на поверхность эмали, а затем сушатся и обжигаются для закрепления. Сначала наносятся тугоплавкие, а затем низкотемпературные краски. После каждого цветного слоя пластину нужно обжигать, при этом краски немного меняют свой цвет.Для создания сложной разноцветной композиции пластину обжигают от четырех до семи раз.

Из Франции роспись эмали распространилась по Европе. Русские мастера, обучающиеся за рубежом, освоили эту «стекловидную роспись», и вскоре ее секреты достигли Москвы, Великого Устюга и Сольвычегодска. В 18 веке его разрабатывали петербургские художники, а во второй половине того же века производство финифтов переместилось в Ростов. Воспитанное народными мастерами, это искусство приобрело яркий самобытный характер и превратилось в одно из самых известных русских декоративно-прикладных искусств.Ростовский финифть с собственной историей и богатыми традициями считается лучшим в России.

Изначально мастера ростовской финишной отделки получали заказы от крупных монастырей; отсюда преобладающая тема живописи. Изготовленные здесь миниатюрные эмалевые иконы распространялись по всей России и вывозились за границу. Помимо предметов массового производства, они также расписывали миниатюрные тарелки для украшения евангельских книг, священных сосудов и головных уборов священников. Работы мастеров старых финишеров можно увидеть в музее-заповеднике Ростовского Кремля.

Со второй половины XIX века ростовские мастера изготавливали эмали и для частных лиц. Это были портреты и реплики известных зарубежных картин. В 1900 году открылась Ростовская финишная школа, где начали рисовать по эмали ювелирных изделий.

В 1960 году был основан Ростовский финифтовый завод по производству эмалей ручной росписи. В настоящее время он превратился в крупное предприятие, продукция которого востребована на международном рынке.

Подробнее о русских сувенирах…

Купить русские сувениры

Источники :
rosdesign.com
finifty.ru
rostmuseum.ru

.

. :: Русские ремесла ::.

. :: Русские ремесла ::.

‘)
var storetext = document.getElementById? document.getElementById («выделить»): document.all.highlight
}
еще
document.write (текст)
var hex = new Array («00», «14», «28», «3C», «50», «64», «78», «8C», «A0», «B4», «C8», «DC», «F0»)
var r = 1
var g = 1
var b = 1
var seq = 1
function changetext () {
радуга = «#» + шестнадцатеричный [r] + шестнадцатеричный [g] + шестнадцатеричный [b]
storetext.style.color = радуга
}
function change () {
if (seq == 6) {
б-
если (b == 0)
seq = 1
}
if (seq == 5) {
r ++
если (г == 12)
seq = 6
}
if (seq == 4) {
г—
если (g == 0)
seq = 5
}
if (seq == 3) {
b ++
если (b == 12)
seq = 4
}
if (seq == 2) {
р—
если (г == 0)
seq = 3
}
if (seq == 1) {
g ++
если (g == 12)
seq = 2
}
изменить текст ()
}
function starteffect () {
если (document.all || document.getElementById)
flash = setInterval («изменить ()», скорость)
}
звездный эффект ()


Ремесла России
Обширная и разнообразная Россия всегда была богата самобытными народными промыслами и ремеслами, уходящими корнями в давние традиции семейного и деревенского ремесла.Позже появились кустарные промыслы, работающие на рынок, наряду с частными мастерскими, работающими на рынке капитала и нечасто не выдерживающими конкуренции с товарами фабричного производства. В конце 19 — начале 20 вв. Возрождается народное прикладное искусство, которое противопоставляется массовому промышленному производству предметов домашнего обихода. Некоторые виды декоративно-прикладного искусства в России сегодня развиваются при поддержке государства. Перед вами красочный массив традиционного декоративно-прикладного искусства России.

Гжель. Стиль русской керамики, Гжель получил свое название от деревни (в Московской области), где гончарные изделия производились с XIV века. Характерный синий цвет на белой (глазурованной) поверхности возник в 1830-х годах. Сегодня около тридцати деревень к юго-востоку от Москвы производят уникальные русские изделия ручной работы, поставляя их как внутри страны, так и за границу.

Палех. Палех — это небольшие картины (часто русские сказки или литературные произведения), выполненные темперными красками на лакированных шкатулках или футлярах из папье-маше.

Жостовская Живопись. Жостовская роспись — это традиционное русское народное искусство, в котором металлические подносы расписаны красивыми цветочными узорами. Ремесло по-прежнему производится в деревне Жостово (Московская область).

Вологодское кружево. Вологодское кружево, датируемое XVII веком, изначально ткалось из золота и серебра для одежды знати и церковной иерархии. Сегодня вологодское кружево завоевало мировое признание своим богатым декоративным орнаментом и плавными линиями.

Хохлома. Хохлома, известная своими красочными красными и золотыми узорами, представляет собой расписную декоративную посуду, ложки и миски. Само название происходит от названия поселения, где зародилось ремесло (в Нижегородской области) еще в XVII веке.

Матрешка. Пожалуй, самое узнаваемое в России ремесло. Матрешка — это раскрашенная деревянная фигурка, которую можно разложить, чтобы увидеть внутри больше «русских матрешек».Типичная тема для набора «Матрошка» — это обычно крестьянские девушки в традиционной одежде, но не менее распространены и нетрадиционные куклы. Новые творческие декорации могут быть посвящены практически любой теме — от спортивных деятелей и политических лидеров до персонажей русских сказок и научной фантастики.

Ростовский финифт (Эмаль). Ростовский финифт — традиционный русский художественный вид росписи по эмали (часто на украшениях — броши, кольца, серьги). Русское ремесло зародилось в Ростове в XVIII веке, когда художники впервые написали миниатюрные иконы на эмали для церкви.

.