Содержание

Гордость, сводящая с ума. Ницше: топливо к безумию

Фридрих Ницше — пожалуй, одна из самых противоречивых и заметных фигур своего времени, тот, чья философия не была признана при жизни, но после смерти повлияла на мировоззрение целого поколения. Ниспровергатель идолов человечества, выступающий против общественной морали, религии, призывая искать спасения и силы лишь в себе самом — нашел ли ее в себе сам? Нет, говорят биографы великого философа, указывая на факты его жизни: Ницше не был женат, не имел детей, его личную жизнь нельзя назвать счастливой, имел сложные отношения с родной сестрой, вообще специфически относился к женщинам — он автор знаменитой фразы: «Идешь к женщине — возьми с собой плеть». Но главная трагедия его жизни — это тяжелая болезнь, мучившая его с юности и ставшая затем причиной его трагической смерти.

…Гений у Ницше был неотделим от болезни, тесно с нею переплелся, и они развивались вместе — его гений и его болезнь, — а с другой стороны, еще и тем, что для гениального психолога объектом самого беспощадного исследования может стать все, что угодно — только не собственный гений.
Т. Манн

Несправедливость и грязь бросают они вослед одинокому; но, брат мой, если хочешь ты быть звездою, ты должен светить им, несмотря ни на что!
Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»

 

Болезнь Ницще: факты и домыслы

О том, чем же болел Ницше, до сих пор ведутся споры среди поклонников и исследователей его творчества, но однозначного ответа на этот вопрос нет. Известно, что уже с 18 лет он мучился от сильных головных болей, которые к 30 годам стали невыносимыми, к ним добавилась почти полная слепота и бессонница. Также он страдал проблемами с желудком, вероятно, еще с тех пор, как во время службы в армии санитаром переболел тяжелой дизентерией и дифтеритом. Свои головные боли Ницше лечил хлоралгидратом, что, вероятно, еще более усугубляло его психическое состояние. Известно лишь, что именно в самые тяжелые годы своей жизни Ницше писал свои самые сильные произведения, преодолевая трудности, как тот Сверхчеловек, которого он сам и вывел как идеал для подражания в своей философии. Однако сам себя Ницше не считал Сверхчеловеком, определяя себе место между прошлым и будущим, которое еще не наступило, в своеобразном Чистилище.

Вот, что писал сам Фридрих Вильгельм Ницше о том периоде жизни:

«…В тридцать шесть лет я опустился до самого низшего предела своей витальности— я ещё жил, но не видел на расстоянии трёх шагов впереди себя. В то время — это было в 1879 году — я покинул профессуру в Базеле, прожил летом как тень в Сан-Морице, а следующую зиму, самую бедную солнцем зиму моей жизни, провёл как тень в Наумбурге. Это был мой минимум: «Странник и его тень» возник тем временем. Без сомнения, я знал тогда толк в тенях… В следующую зиму, мою первую зиму в Генуе, то смягчение и одухотворение, которые почти обусловлены крайним оскудением в крови и мускулах, создали «Утреннюю зарю». Совершенная ясность, прозрачность, даже чрезмерность духа, отразившиеся в названном произведении, уживались во мне не только с самой глубокой физиологической слабостью, но и с эксцессом чувства боли. Среди пытки трёхдневных непрерывных головных болей, сопровождавшихся мучительной рвотой со слизью, я обладал ясностью диалектика par exellence, очень хладнокровно размышлял о вещах, для которых в более здоровых условиях не нашёл бы в себе достаточно утончённости и спокойствия, не нашёл бы дерзости скалолаза».

В 1889 году у Ницше случился первый депрессивный срыв, который, впрочем, можно было принять за обычную меланхолию. В 1899 году он впал в окончательное безумие и до самой смерти в 1900 году разум больше не вернулся к великому философу.

Существует версия, будто бы Ницше умер от последней стадии сифилиса, который подхватил от женщин легкого поведения, где якобы был частым клиентом. Однако, против этого говорят те факты, что, во-первых, Ницше излечился от болезни, по крайней мере, ее видимых симптомов. Во-вторых, есть предположение, что безумие было наследственным: от похожего недуга и в том же возрасте скончался отец великого философа, а через некоторое время спустя — и его младший брат. Однако, исследователь биографии Ницше Р. Дж. Холлингдейл опровергает эту версию, обращая внимание, что отец Ницше, пастор, страдал эпилепсией, а затем получил апоплексический удар после травмы головы и скончался скоропостижно, при вскрытии было выявлено размягчение части его мозга. Но в пользу этой теории говорит наличие психических заболеваний и у других родственников Ницше. Третий аргумент против нейросифилиса — на последней стадии этого заболевания происходит полный распад мозга, паралич и слабоумие, а Ницше и будучи больным играл сонаты Бетховена, чем немало удивлял друзей.

Кроме того, симптомы его последней болезни были схожи и с биполярным расстройством, и с проявлением опухоли головного мозга, эпилепсии в ее церебральной форме, лобно-височной деменции. Но есть еще одна версия современных психиатров, что болезнью Ницше была шизофрения. На это указывает явная противоречивость его идей, которые порой делают невозможным существование друг друга, о чем пойдет речь далее. Также есть еще одна версия, скорее конспирологическая, что в смерти Ницше поучаствовали представители религии, для которой философ был едва ли не главным врагом в то время, да и сейчас, уже после смерти, продолжает вредить.

Работы Ницше в годы его болезни

Читатели работ Ницше, написанных в последние годы его жизни, начиная с 1880 года и произведения «Человеческое, слишком человеческое» с трудом удерживались от соблазна приписать эти труды его безумию, что было бы, несомненно, самым простым путем, слишком похожим на самоуспокоение. При этом важно знать, как сам Ницше относился к своей болезни, сопровождавшей его с самого детства: он был благодарен ей, считал, что она сыграла решающую роль в его духовном развитии: «Только болезнь привела меня к разуму»? — писал гениальный философ, — «Болезнь — это всегда ответ, который приходит, когда мы хотим усомниться в своем праве на свою задачу, когда мы так или иначе пытаемся облегчить ее для себя». Его принцип состоял в том, что нужно жить, а не лечиться.

Его идеи, на первый взгляд, кажутся противоречащими друг другу. «Человек — то, что должно превзойти» призывает, казалось бы, к саморазвитию, и в то же время принять свою судьбу, жить с ней он считает достойным испытанием. Собственное страдание он обратил себе на службу, исследуя его, а вместе с ним человеческий дух, обретающий силу, проходя через испытания. Он, однако же, отвергает идею бренности тела и очищения души от всего дурного, ведь это останавливает саму жизнь. Тело — это движитель жизни, в нем заключена та самая «воля к могуществу».

Его страдание было необходимым условием его творчества, и он не пытался избавиться от него, оставаясь собой. Это придает ему сходство с мучениками христианской веры, которая вдохновляла его в детстве, но затем была им решительно отвергнута, и которую он высмеивал и ниспровергал вместе с человеческой моралью. И в то же время он исповедовал дионисийские идеи, радость жизни и наслаждение ею.

Такое противоречие само по себе способно вызвать головную боль при попытке понять его даже у подготовленного читателя. Это предпосылки к тому, что случится позже, когда, будучи безумным, он скажет о себе: «Я Дионис» и «Я Распятый». Как мы помним, Дионис погиб от безумия, но не своего — был растерзан сумасшедшими женщинами-вакханками, Распятый же сознательно принес себя в жертву человечеству. В Ницше было и то, и другое: он и принес себя в жертву, и сдался безумию, болезни.

Противоречива и жестока его идея Мифа о вечном возвращении: «пусть всякий будет готов бесконечное число раз прожить одну и ту же жизнь». Но жизнь эту человек изменить не может, он волен лишь принять свою судьбу, поэтому вечное возвращение видится поистине ужасным. Победа над собой, по мнению Ницше, заключается в способности принять жизнь такой, какая она есть, без жалости к себе, слабости и стыду — тому, что он называл ресентиментом. Эта победа и означала отдаться своей Воле, которую он называл «волей к власти».

Еще одним важным фактором, влияющим на его болезнь, было неприятие его работ общественностью, как ни странно, но это было важно для великого философа. Казалось бы, он был гордецом, каких поискать, даже, по утверждению психиатров, страдал бредом величия, и в то же время был зависим от оценки его работы. Зависим настолько, что осуждение внушало ему мрачные мысли, отчего состояние его ухудшалось, и он с удвоенной силой принимался бороться, уже не только с болезнью, но и с неприятием себя миром, попав в замкнутый круг этой бесконечной гонки.

В таком состоянии тяжелейшего душевного угнетения и обострения физической болезни, на пределе сил, он писал свою работу, которую сам считал сильнейшей и важнейшей по значимости для человечества: «Так говорил Заратустра». Книга будто действительно вышла из-под пера восточного мудреца, она преисполнена какого-то безумного восторга и нечеловеческой радости жизни, заражающей и очаровывающей читателя. Перед смертью, когда безумие окончательно затопило его разум, Ницше называл себя Дионисом и Распятым, писал странные письма и произносил пылкие, но бессвязные речи, пел, танцевал и лихорадочно двигался.

Топливо к безумию

После смерти Ницше случилось то, чего бы он, пожалуй, хотел меньше всего для своего наследия. Его сестра, Элизабет Ницше-Фёрстер, была замужем за ярым антисемитом Бернардом Фёрстером, чье мировоззрение великий философ откровенно не одобрял. Сестра же прониклась взглядами своего мужа, из-за чего между ней и Ницше возник разлад. К концу жизни, будучи уже полностью безумным, Фридрих Ницше оказался на ее попечении до самой своей смерти. Его беспомощность дала Элизабет возможность действовать по своему усмотрению: она самостоятельно издавала его работы, будучи их редактором, и убрала из них все эпизоды, где он отзывался о ней плохо, также она издала «Волю к власти», что не была закончена при жизни великого философа, на основании разрозненных черновиков книги.

Но худшим для Ницше стало то, что в 1930 году Элизабет поддержала идеи нацистов, она лично беседовала с Адольфом Гитлером и передала ему книгу «Так говорил Заратустра», которая вместе с «Майн Кампф» была торжественно возложена в склеп Гинденбурга, и затем эта работа стала одним из столпов нацистской идеологии. Той, которую сам Ницше ненавидел и презирал при жизни. Сама Элизабет получила от Гитлера награду за заслуги перед отечеством в виде пожизненной премии. Несомненно, что в разговоре с нацистским лидером она повернула все так, что Ницше был предвестником идеологии национал-социализма, а его Сверхчеловек — не что иное, как представитель белой расы, совершенное во всех смыслах создание.

Если спросить любого обывателя, имел ли отношение Ницше к нацизму — многие ответят утвердительно, кто-то скажет, что был одним из идеологов, а некоторые представят себе образ юного и романтически настроенного солдата Третьего Рейха, проливающего кровь где-то в окопе на карманный томик «Заратустры». Так злосчастный и великий философ повторил судьбу Христа, чьи идеи, изначально добрые и воодушевляющие, были многократно искажены и послужили основанием для столь злых деяний, как крестовые походы и костры инквизиции. Что ж, Ницше сделал все лучшее, на что был способен, и не его вина, что мир не смог его понять.

Список использованной литературы:
  • 1. Холлингдейл Р. Дж. «Ницше: трагедия неприкаянной души». — Центрполиграф, 2000 г.
  • 2. Юнгер Ф. Г. «Ницше». — Праксис, 2001 г.
  • 3. Мочкин А.Н. Фридрих Ницше. Интеллектуальная биография. — М., 2005 г.
  • 4. Сафрански Рюдигер «Ницше. Биография его мысли». — М., 2016 г.
  • 5. «Психическое заболевание Фридриха Ницше: нейросифилис или лобно-височная деменция?» Сокращенное изложение. — Orth, M.R.Trimble. Acta Psychiatrica Scandinavica, 2006 г.: 439-445.

Автор: Надежда Козочкина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

что хотел сказать Ницше? — Моноклер

Рубрики : Культура, Переводы, Последние статьи, Философия

Прошло больше ста лет с тех пор, как Фридрих Ницше заявил, что «Бог умер». Но что это значит? Обозреватель Big Think Скотти Хендрикс размышляет о том, что имел в виду философ, кто и как пытался заменить в сознании людей фигуру Бога на протяжении XX века и что помогает человеку в мире без божеств и абсолютных истин не впадать в отчаяние и хаос.

Прошло больше ста лет с тех пор, как Фридрих Ницше заявил, что «Бог умер» (или «Gott ist tot» на немецком), и тем самым обеспечил головную боль всем студентам философии, продолжающуюся и по сей день. Эта фраза стала самым известным высказыванием Ницше – ее знают даже те, кто не знаком с его книгой «Веселая наука», где она как раз содержится. Но насколько хорошо мы понимаем смысл этих слов? Или, важнее, что они значат для нас?

Ницше был атеистом всю свою взрослую жизнь, и поэтому буквальный смысл фразы исключается, а речь, скорее, идет об идее Бога. После эпохи Просвещения мысль о том, что наша Вселенная управляется законами физики, а не божественным провидением, стала реальностью. Философия показала, что легитимность власти оправдывается не божественным помазанием, а согласием граждан; все моральные теории теперь могли существовать также без отсылки к творцу. Это было знаменательное событие. Европа больше не нуждалась в Боге как источнике морали, человеческих ценностей или законов Вселенной; философия и наука заняли его место. Массовая секуляризация западной мысли помогла осознать Ницше, что Бог не просто умер, но что именно люди убили его своей научной революцией, своим стремлением познать мир.

Однако смерть Бога не воспринималась Ницше как однозначно положительное явление. Без Бога основная система убеждений Западной Европы находилась в опасности, в книге «Сумерки идолов» философ писал:

«Отрекаясь от христианской веры, выдергиваешь этим у себя из-под ног право на христианскую мораль. Последняя отнюдь не понятна сама по себе… Христианство есть система, сообразованное и цельное воззрение на вещи. Если из него выломаешь главное понятие, веру в Бога, то разрушаешь этим также и целое».

Однако для некоторых людей, по мнению Ницше, такой поворот событий станет хорошим знаком: «… услышав новость о том, что «старый Бог мертв», мы, философы и «свободные души», встречаем новый рассвет». Светлое будущее уже проглядывалось впереди. Когда старая система смыслов изжила себя, появилась возможность создать новую. Однако Ницше полагал, что устранение этой системы вызовет у многих людей отчаяние и безнадежность. Ведь возникает вопрос: в чем смысл жизни, если Бога нет? Даже если Бог и был, весь западный мир теперь знал, что он не помещал нас в центр вселенной. Перед нами открылся настоящий мир. Вселенная не была создана исключительно для человеческого существования. Ницше опасался, что такое понимание мира приведет к массовому пессимизму, «воле к ничто», что противоречило жизнеутверждающей философии, которую он продвигал.

Свой страх перед нигилизмом и реакцию человечества на него Ницше описал в своей книге «Воля к власти»:

«То, о чём я повествую, это история ближайших двух столетий. Я описываю то, что надвигается, что теперь уже не может прийти в ином виде: появление нигилизма… Вся наша европейская культура уже с давних пор движется в какой-то пытке напряжения, растущей из столетия в столетие, и как бы направляется к катастрофе».

Ницше не удивился бы событиям, произошедшим в Европе уже после его смерти. Коммунизм, нацизм, национализм и другие идеологии, распространявшиеся после Первой мировой войны, стремились обеспечить человека смыслом и ценностями в качестве рабочего или арийца, или вдохновляли на какие-либо другие подвиги аналогично тому, как христианство даровало смысл детям Божьим в виде жизни на Земле. Хотя Ницше, возможно, отверг бы все эти идеологии, он, несомненно, признал бы потребность человечества в том значении, которое они давали.

Предвидевши возможный исход событий, философ предложил нам выход – создание наших собственных индивидуальных ценностей. Создание смысла жизни теми, кто эту жизнь проживает. Архетипом индивидуума, способным на это, является «сверхчеловек» (Übermensch). Однако Ницше представлял его в виде непостижимого идеала, которого большинство не смогли бы достичь. Сверхчеловек, который, как ему казалось, уже должен был существовать на Земле, создавал бы смысл жизни, опираясь на свою волю, и осознавал бы, что в конечном итоге люди сами несут ответственность за свой выбор. В книге «Так говорил Заратустра» философ пишет:

«Для игры созидания нужно, мои братья, священное «да» для жизни: своей воли хочет теперь дух».

Смелый сверхчеловек не будет опираться на догму или общественное мнение относительно собственных ценностей.

Предполагая сложности в создании сверхчеловека, Ницше предложил альтернативный ответ нигилизму – тот, который вероятно выберут люди: «Последний человек». «Самая презренная вещь», которая живет спокойной жизнью, не думая о своей индивидуальности или личностном росте: «Мы обнаружили счастье», — говорят последние люди и моргают». К разочарованию Заратустры, рупора Ницше, людей, которым он проповедует, интересует образ жизни последнего человека. Ницше считал его наиболее вероятным решением относительно нашей способности справиться со смертью Бога.

Однако тут можно задать вопрос: если мы знаем, что Бог умер уже так давно, то почему мы все не стали атеистами? Ницше говорит:

«Бог мертв: но такова природа людей, что ещё тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень».

Возможно, мы только сейчас видим проявление высказывания философа.

Атеизм становится все более популярным почти во всех европейских странах, и его новообретенный рост в Соединенных Штатах свидетельствует о новом культурном сдвиге. Но, в отличие от того времени, когда атеизм навязывался коммунистическими группами, сейчас нет необходимости в мировоззрении, поддерживающем отсутствие Бога. Его просто нет. И, действительно, британский философ Бертран Рассел рассматривал большевизм практически как религию; она придавала смысл и диктовала ценности людям. Но этот источник смысла без веры прекратил свое существование.

Как известно многим атеистам, отсутствие Бога без дополнительной философской структуры, придающей смысл, может стать причиной экзистенциального кризиса. Рискуем ли мы стать обществом, борющимся с нашей собственной бессмысленностью? Находимся ли мы на грани нигилизма? Действительно ли сейчас мы более уязвимы перед идеологиями и аферистами, которые обещают сделать то, что Бог делал для нас и для общества? В то время как американцы все более пессимистично относятся к будущему, атеистов из них меньше, чем религиозных людей. Кажется, в долгосрочной перспективе Ницше ошибся в нашей способности справиться с идеей о том, что Бог мертв.

Возможно, нам удалось справиться со смертью Бога лучше, чем полагал Ницше; не все мы являемся последними людьми, и человечество не оказалось в ситуации, когда всякая мораль считается относительной и бессмысленной. Кажется, нам удалось создать мир, в котором у людей снижается потребность в Боге без последствий в виде коллективного отчаяния или хаоса.

Стремимся ли мы, будучи самостоятельными людьми, к созданию собственных ценностей? Создаем ли смысл жизни сами без помощи Бога, догмы или общественного выбора? Возможно, некоторые из нас – да, и, если мы понимаем смысл фразы Ницше «Бог умер», у нас больше шансов творить самим. Отчаяние из-за его гибели может уступить место новому смыслу в нашей жизни, ведь, как говорил Жан-Поль Сартр:

«Жизнь начинается по ту сторону отчаяния».


Подборка материалов по теме
— Есть ли у человечества «высшее предназначение»?
— Ecce Homo: психология Ницше, или как становиться самим собой
— Три мифа о философии Ницше

Оригинал: «God is dead»: what Nietzsche really meant / Big Think
Автор: Скотти Хендрикс
Обложка: «Эдвард Мунк, «Голгофа», 1900 г.

Источники

1. Abrams, Daniel, Haley Yaple, and Richard Wiener. «ArXiv.org Physics ArXiv:1012.1375v2.» [1012.1375v2] A Mathematical Model of Social Group Competition with Application to the Growth of Religious Non-affiliation. N.p., n.d. Web. 04 Aug. 2016.

2. «Americans Overwhelmingly Pessimistic about Country’s Path, Poll Finds.» Mcclatchydc. N.p., n.d. Web. 04 Aug. 2016.

3. «America’s Growing Pessimism.» The Atlantic. Atlantic Media Company, 10 Oct. 2015. Web. 04 Aug. 2016. «CNN/ORC Poll: 57% Pessimistic about U.S. Future, Highest in 2 Years.»

4. CNN. Cable News Network, n.d. Web. 04 Aug. 2016.

5. Nietzsche, Friedrich Wilhelm, and Walter Arnold Kaufmann. «The Meaning of Our Cheerfulness.» The Gay Science: With a Prelude in Rhymes and an Appendix of Songs. New York: Vintage, 1974. N. pag. Print.

6. Press, Connie Cass Associated. «Gloom and Doom? Americans More Pessimistic about Future.» Las Vegas Review-Journal. N.p., 03 Jan. 2014. Web. 04 Aug. 2016.

7. Russell, Bertrand. Bolshevism: Practice and Theory. New York: Arno, 1972. Print.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие статьи

Ницше – просто о главном

Фридрих Ницше – вы обязательно слышали о нём. Произнося эту редкую и запоминающуюся немецкую фамилию, вы можете вызвать интерес у слушателей, но мало кто способен до конца понять всю хитрую глубину его идей и мыслей и уж тем более начать дискутировать на тему его многочисленных трудов.

Задачей этой статьи будет приоткрыть дверь в мир размышлений одного из самых сложных философов и на современном простом языке объяснить ключевые позиции идеологии Ницше.

А теперь расслабьтесь, мы с вами не немцы и примерять его философию на себя будем простым русским языком без излишне сложных наукоемких терминов.Интерес в том, что равнодушно читать Ницше невозможно, и тут абсолютно все читатели делятся на два принципиальныхлагеря: одни принимают Ницше полностью и восторгаются им, другие его ненавидят и ни в каком виде не приемлют все его циничные теории.Дело ещё и в том, что Ницше на долгое время незаслуженно стал ассоциироваться исключительно как главный идейный двигатель нацизма и фашизма, ведь именно он придумал теорию про высшую арийскую расу, которая будучи не совсем верно истолкованной, натворила в истории много бед и довела всех до Второй мировой войны.

Впрочем, Фридрих, возможно, был также и предсказателем, и ещё тогда, в своём далеком XIX веке сказал, что его правильно смогут понять только спустя 200 лет после его смерти.Таким образом, вооружившись знаниями о том, что философ родился в 1844 году, а умер в 1900, и используя математику, нетрудно посчитать, что понять его все смогут только в году 2100 при условии, что он не ошибался в своих расчетах.А ошибаться он мог, поскольку почти всю его непростую жизнь страдал от диких головных болей, от которых в итоге и сошел с ума.Эта же внутренняя боль и объясняет почему этот стойкий немецкий мыслитель в своих текстах не скупился на выражения и цитаты,мощно цепляющие «мягкотелого» читателя. Всё это до сих пор мешает реабилитировать бедного философа и избавить его от прилипшего ярлыка главного основоположника фашистского взгляда на мир. И до сих пор его обвиняют в том, что Гитлер активно начал использовать его идею «белокурой бестии».

Сложность понимания этого философа состоит ещё и в том, что его никак нельзя читать системно. Нет у него системы ни в одной из его работ, начинаяот «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» 1872 года до «Воля к власти» 1888 года.Вот такой был оригинальный подход и первое заметное отличие от классиков немецкой структурированной философии вроде Канта или Гегеля. Так он и выделяется своим антинаучным, антифилософским стилем.

Исключительно яркими, меткими, афористическими мазками и как попало кидал Ницше свои идеи, как художник кидает краски на холст, в надежде, что кто-то потом соберет из этого разноцветного пазла единую картину. И даже учитывая, что сделать это невероятно сложно, Ницше уже при жизни становится очень популярен. Его книги были практически в каждом немецком доме, и часто они читались домохозяйками в качестве легкого чтива на ночь. Сам Ницше по этому поводу говорил: «Я переспал почти с каждой домохозяйкой в Германии».

Таким образом, вы можете понять, что книги Ницше — это несложные книги, они своеобразного, полухудожественного характера, где время от времени появляются его рассуждения о том, что такое мир, человек и жизнь.

Изначально Ницше свою карьеру и творчество даже и не связывал с философией. Богобоязненная семья дала ему прекрасное воспитание, его мама чудесно музицировала и привила ему чувство эстетики. И позже Ницше тоже будет сочинять музыку и получать то восторженные, то негативные отзывы, даже будет довольно неплохо играть на музыкальных инструментах. Но в 1866 году в литературном кружке, будучи студентом третьего курса одного из немецких университетов на отделении филологии, он напишет доклад с дерзким названием «Последняя редакция элегий Феогнида». В нём он будет анализировать творчество античного писателя, и ради шутки эту работу отправит одному из ведущих на то время филологов Германии – Фридриху Ричлему. Через три дня Ричль вызвал Ницше к себе для разговора и был очень удивлен тому, что такая мощная и профессиональная, с его точки зрения, работа была написана всего лишь каким-то третьекурсником. И после разговора пророчит ему славу великого филолога. Впрочем, Ницше филология не особо интересовала, он вообще был не определён по жизни и до окончания вуза даже пробовал заниматься химией.

Однако, чуть позже без докторской и даже без кандидатской диссертации Ницше будет предложена должность профессора Базельского университета, что очень уникальный случай, и, разумеется, без помощи Ричлема тут не обошлось. Он убедил всех, что Ницше – это великий талант, требующий профессиональной огранки. Так, всего в 24 года Ницше становится самым молодым профессором филологии в Германии и имеет определенный успех и призвание.

В 1870 году стартуетфранко-прусская война, и наш герой рвётся на фронт, выпрашивая у правительства разрешения поучаствовать в этой войне солдатом или хотя бы санитаром. Ему разрешают побыть санитаром, и тут-то он и насмотрится на всю грязь, лишения и боль войны.Самоотверженно работая санитаром, помогая раненным и участвуя в хирургических операциях, он сам заразится дифтерией и дизентерией, причём очень осложненных форм. И все доктора сходятся на том, что лечить его уже бессмысленно и пора бы готовить для него погребальную яму. Но вопреки самым пессимистичным прогнозам Ницше выжил.

Через полтора месяца он вернулся и сразу же приступил к занятиям в университете. И всё было бы отлично, если бы не головные боли, которые от перенапряжения усиливались, и, к удивлению коллеги друзей, привели его к отказу от такой почетной должности. Он ответил им: «Мне душно в филологии, и я не могу заняться творчеством, я не могу заняться тем, чем бы я так сильно хотел». Так, в 35 лет Ницше уйдет в отставку и будет писать, существуя на свою скромную пенсию, вместе с тем он продемонстрирует невероятную трудоспособность, трудолюбивость и раскроет свой талант. И спустя всего два-три года, после превращения Ницше-филолога в Ницше-философа, о нём заговорит вся Германия. Его идеи будут настолько сильными, новыми, оригинальными и необычными, что ихневозможно будет не заметить.

Запутанный клубок мыслей

Теперь коснёмся удивительно несистемного творчества этого философа – это похоже на сильно запутанный и переплетенный разными нитями клубок. Всё сложно настолько, что вытаскивая одну ниточку на себя, вываливается ворох других нитей. Но все же основные повторяющиеся идеи искусственным образом можно отделить от общей массы его творческого «клубка».

Одна из самых ярких черт философии Ницше изложена им в безумно популярной в своё время книге «Антихристианин». В этой книге Ницше призывает человечество провести тотальную переоценку своих ценностей и прежде всего христианской культуры (ведь не зря же работа так называется).

Христианская культура и мораль стали раздражающей занозой для Ницше. И что же ему не нравилось? Да почти всё. Он говорил, что если мы попробуем для себяответить на вопрос «Может ли существовать равенство между людьми?», то мы с вами неизбежно ответим на него отрицательно. И согласно утверждениям философа, равенства между людьми нет и быть не может. Изначально кто-то всегда может, знает и умеет больше, чем другие. То есть одна из главных идей христианства о равенстве людей отправляется Ницше в мусорную корзину.

Он выделит два класса людей: это люди с сильной волей к власти и люди со слабой волей к власти. И слабых, конечно же, намного больше, чем первых. Развивая дальше этот сюжет, Ницше поведает, что христианство поощряет и рисует на доску почета ценности людей со слабой волей к власти, именно тех людей, которые по сути ни разу не являются борцами, идеологами или катализаторами какого-либо прогресса. А самой главной критики удостоилась христианская заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Кажется, неплохая заповедь? Однако Ницше категоричен: «С какой кстати я должен любить своего ближнего, если он дурно себя ведет, от которого, может быть, воняет, который ленив или глуп настолько, что не понимает, что он делает и сам разрушает свою жизнь? Почему я должен любить этого ближнего?»Следуя дальше в своих рассуждениях, он напишет: «Если уж я и должен, хочу и могу любить кого-то в этом мире, то только дальнего своего. Чем меньше я знаю о человеке и чем дальше он находится от меня, тем меньше возможности разочароваться в этом человеке». Создавая себе идеальный образ человека и восхищаясь им, ты рискуешь здорово обломаться, когда узнаешь этого человека поближе. И поэтому Ницше считает, что невозможно искренне постоянно восхищаться тем, с кем ты давно рядом, тем с кем ты делишь быт ежедневно.

Есть ещё одна, сильно критикуемая им, христианская идея – это идея о милосердии, о любви и добре к людям, которые очень нуждаются в этом: нищие, больные, обездоленные, лишенные способностей и прочие «неудачники». Философ считает, что таким образом христианство одевает хитрую лицемерную маску с целью защищать и продвигать наиболее слабые и нежизнеспособные слои населения, тех, которые без поддержки обязательно погибнут, тех, которые неконкурентоспособны и не могут выживать в этом мире. Его ответ прост: «Сострадая, ты сам слабеешь, ты тратишь свои ресурсы, своё время, свои силы на совершенно бесполезное занятие. Ты делаешь то, что превращает тебя в такого же человека, как эти неудачники. Ты становишься одним из них. Ты должен понимать, что если ты хочешь быть развитой личностью, ты должен отказаться от такого рода поведения».

В итоге, оказывая поддержку больным и умирающим людям, человек поддерживает к жизни то, что самой природой обречено на истребление и исчезновение. А тут огромный пласт этическо-моральных проблем, связанных с тем, что он не говорит, что же нам делать со всеми этими людьми, которые не могут себя в этой жизни реализовывать и обеспечивать? Даже крутейший физик современности Стивен Хокинг, который написал «Краткую историю времени», и в ней «обманул» теорию Эйнштейна, парализован и не может ничем двигать, кроме мозгов и одной своей щеки, к которой прикреплен аппарат по распознаванию речи. И как же с ним быть исходя из теории Ницше? Ведь интеллектуальное наследие Хокинга впечатляет, без него трудно представить современную физику.

Да, у Ницше много вопросов, которые заставляют задуматься о том, что есть я и что я понимаю в этом мире. И приходит он в процессе своих рассуждений к тому, что вся западноевропейская культура будет ослаблена именно из-за своей доброты, благодаря тому, что будет думать, что такая помощь слабым – это хорошо. Он сравнивает слабых с пиявками, которые без зазрения совести присосутся к популярной европейской и западной культуре и будут ею пользоваться.

Многие идеи Ницше парадоксальны, многие сложно принять. Это неудивительно, ведь всё христианство для Ницше является символом лицемерия и ханжества. «Бог умер, это мы убили его» – вот его фраза о Христе. Значит, бог, которому мы поклоняемся,– это мёртвый бог, убитый своими же соплеменниками. А второй раз он умер уже в наших сердцах: «Мы давно потеряли бога в нашем сердце, мы заменили бога ритуалом, культом» – скажет он, имея ввиду церковь. Духовную, искреннюю, сердечную область отношений с богом мы превратили в экономику, в сделку, «ты – мне, я – тебе». Да,внешне мы проявляем милосердие, но в надежде, что нам это зачтется, и потому что мы хотим показать себя хорошими во взглядах других людей. Это бессмысленно, считает философ, ведь если бог есть в твоём сердце, тебе не нужно показывать это. А парадокс этих высказываний ещё и в том, что Ницше совсем не был атеистом, он был очень верующим и религиозным человеком, но все эти явные проблемы с католическим взглядом на мир сильно терзали его.

Ключевая идея в работах Ницше – это проблема человека. «Человек – это канат, натянутый между зверем и сверхчеловеком». Труден путь, всегда можно идти, поскользнуться и упасть в пропасть. Чем больше ты думаешь и пытаешься развиваться, тем ближе ты к сверхчеловеку. А чем меньше ты думаешь и чем больше подвержен сиюминутным желаниям и стремлениям, тем сильнее ты скатываешься в сторону животного, тем реже срабатывает рациональное мышление. По настоящему сильным, с его точки зрения, будет тот человек, который произведет тотальную переоценку ценностей христианской культуры. Таким образом он призывает подвергнуть сомнению все общепризнанные нормы морали и нравственности и всегда думать своей головой.

Удивительно то, что взгляд на милосердие у Ницше в чём-то похож на взгляды Конфуция. В конфуцианстве есть термин, означающий характеристику благородного мужа, некий термин «Жень». Он так и переводится, как милосердие или гуманность. Так вот гуманность Конфуция тоже очень далека от христианского милосердия. Конфуций приведет пример: «Если дождливой ночью к тебе постучится человек и скажет, что у него нет дома, потому что его обманули, ограбили, ты не должен пускать его к себе. Ты должен подумать, что тот человек, который лишился своего имущества не может претендовать на твою помощь, потому что он либо ленив, либо глуп, либо не понимает, что с ним происходит и помогать такому человеку уже твоя глупость. Так ты разделяешь взгляды, жизнь и все проблемы этого человека».

Воля к власти

Пытаясь разобраться в том, как человек действует, Ницше поднимает проблему сознательного и бессознательного. И приходит к выводам, что всё содержание нашего сознания, которым мы так гордимся, определяется немногими глубинными жизненными устремлениями и механизмами из бессознательного. Тут Ницше и прикручиваетсвой термин «Воля к власти», который позже станет главной опорой для фашистской идеологии.

Что это за термин и откуда он взялся? Изначально Ницше был ярким поклонником и последователем творчества Шопенгауэра, о котором он случайно узнал, полистав книжку«Мир как воля и представление» в магазине. Позже, конечно же, он и его хорошенько так раскритиковал и высмеял, когда Шопенгауэр пытался с рациональной точки зрения объяснить все внерациональные механизмы, управляющие поведением человека.Так вот, у Шопенгауэра будет термин «Воля к жизни», который и станет главным столбом у основания развития ницшеанской философии жизни. Ницше же сформирует другое понятие – «Воля к власти», это слепое, бессознательное и во многом инстинктивное движение, это мощный импульс, который управляет этим миром. Всю волю в мире Ницше поделит на четыре абсолютно разных вида.

Первым видом, по его мнению, будет воля к жизни. Естественно, это отсылка в сторону Шопенгауэра, именно он говорил, что у каждого человека есть инстинкт самосохранения, от которого невозможно отказаться. Но кроме этого Ницше добавит, что у каждого человека есть и внутренняя воля или воля внутри самого человека, – это вторая воля, волевой внутренний стержень: когда я точно знаю, чего хочу, и меня невозможно переубедить и навязать чужое мнение, с которым я не согласен.

Третий вид воли – бессознательная воля, он же будущий мостик к теориям Фрейда. Здесь находятся все страсти, аффекты, неосознаваемые влечения, инстинкты, которые управляют человеком. Почему люди частенько не являются разумными существами и очень редко сами могут контролировать свое поведение? Просто этому постоянно мешают участвующие в нашем поведении те самые внерациональные механизмы.

И самой главной, с точки зрения Фридриха, является четвертая воля – воля к власти. Она реализуется у каждого человека в разной степени, но она присуща абсолютно всем живым существам. Все хотят подчинить себе другого, и не просто быть свободными от другого человека, но и обязательно подчинить себе его. По его словам: «Это не то, чем мы располагаем и не то что у нас есть, а то что мы есть на самом деле». Таким образом в любом живом существе по-разному, но выражен принцип воли к власти. Именно «Волю к власти» Ницше возводит в некий совершенный принцип, действие которого можно увидеть на любой ступени развития человека, и даже счастье – это не та цель, за которую люди борются, а это сама борьба за власть и воля к власти. Неожиданно, правда? Даже сам момент осознания этой воли в себе и есть счастье для человека, вот такая интересная для своего времени мысль.

Еще одно очень важное учение Ницше излагает на страницах своей книги «Так говорил Заратустра» – это учение о сверхчеловеке. Кто же такой сверхчеловек? Рассуждая логически, из всего что вы выше прочитали, нетрудно догадаться, что это человек обладающей сильной волей, это хозяин не только своей судьбы, но и владыка судеб и жизней других людей. Сверхчеловек – это носитель абсолютно новых ценностей, норм и моральных установок. И конечно же, сверхчеловек должен быть лишен всех общепринятых моральных норм, разумеется лишен христианского милосердия. У него должен быть свой путь и свой взгляд на мир. Также утверждалось, что сверхчеловек может подняться на высшую ступень своего развития и действительно называться сверхчеловеком только тогда, когда избавится от фундаментальных оков христианства, с помощью которых легко можно управлять и манипулировать людьми. Что это за такие чудесные оковы? Это не что иное, как милое замечательное внутреннее животное по имени Совесть. Совесть – это тот невидимый зверек, который управляет жизнью каждого человека. И у этого зверька нет плохой памяти, он может грызть тебя и мучить спустя много-много лет и даже всю твою жизнь, а некоторые и жизнь заканчивали самоубийством от угрызений совести или сходили с ума. Можно мнить себя каким угодно крутым сверхчеловеком, но если мы не готовы к тому, что наши действия могут показаться кому-то неправильными, тупыми, ненужными, непристойными или аморальными, то ты им не станешь. И только когда мы будем делать то, что считаем правильным и не будем раскаиваться о содеянном, только тогда мы станем «ницшевскими суперменами».

После всего можно подумать, что по Ницше сверхчеловек – это такая бессовестная сволочь и диктатор себе на уме. Однако в той же книге описываются основные черты,характеризующие сверхчеловека, – это духовное творчество, полная концентрация воли к власти или сосредоточенность на достижении цели, сверх индивидуализм, означающий неприятие массы, толпы. Кстати, наш современный человек – это тоже очень «массовый» человек, который сам не в курсе, чего он хочет. Личность в толпе сразу стирается до нуля, и человек превращается в винтик в машине под названием «государство». Для того чтобы быть «ницшевским сверхчеловеком», нужно обладать яркой индивидуальностью, нужно отличаться от других людей. У тебя должен быть свой внутренний мир и жизнь, не совпадающая с нормами поведения. Также для сверхчеловека характерно постоянное самосовершенствование и оптимистичная позиция по жизни.

Это попытка философа описать некий идеал человека. Сам Ницше оптимистично заявляет: «Сверхчеловека ещё нет и его ещё нужно вырастить, а когда он появится – я не знаю, но современное человечество ещёне готово стать таким человеком». Сверхчеловек противопоставляет себя «добрым» людям – бездумным, бессмысленно верующим, непонимающим сути своих действий, не обладающим способностями к творчеству, и также тем, кто всегда лжет и лицемерит. Понятно, что он имеет ввиду христиан со своими знаменитыми Крестовыми походами, когда во имя веры, во имя любви и милосердия будут убиты тысячи мирных людей ради какой-то абстрактной идеи. Для Ницше сверхчеловек – это высший биологический вид, который относится к обычному человеку, как тот относится к обезьяне, и эволюционно его ещё нет, а когда появится, он станет совершенно другим типом личности и даже человеческой сущности.

Очень важно и то, что, по мнению Ницше, господство сверхчеловека может быть только в духовной сфере, а не в политике, в сфере экономики или права. Только господство духа. Отсюда следует, что считать Ницше защитником фашизма некорректно. Он всегда понимал, что политика, экономика и юриспруденция – это грязные области деятельности, потому что там вращаются большие деньги. А вот дух, душевная жизнь – это именно то, где и должен прилагать свои усилия сверхчеловек. Величие души – удел очень немногих людей, но именно эти уникальные и индивидуальные люди дают смысл самому существованию человека.

Последняя идея Ницше, которую мы рассмотрим, – это его разделение морали на два класса: на мораль рабов и мораль господ. Мораль господ – это высокая степень внутреннего самоуважения. Если мы сами себя уважаем и понимаем, что мы есть люди постоянно самосовершенствующиеся, тогда мы можем сказать о себе:«Я господин, аристократ духа». Это такое интересное состояние души, ради которого можно пожертвовать и богатством, и даже самой жизнью. Это ощущение Человека с большой буквы, ощущение настоящей Личности. А мораль рабов – это мораль полезности, малодушия, мелочности, покорно переносящих унижения от вышестоящих, например, от начальства ради своей карьеры, ради своей выгоды.

Разумеется, всё творчество этого уникального философа не впихнуть в одну маленькую статью, а его место в истории довольно трагично, потому что после его смерти его сестра, Элизабет Фёрстер Ницше, сделала всё, чтобы из неопубликованных рукописей Ницше понадергать мыслей и создать в итоге труд под названием «Воля к власти». Но сам Ницше этого не писал. Текст, конечно, его, но где-то подправленный и искусственно собранный в кучу. И всем понятно, что если у любого автора даже просто повырезать и подредактировать его слова и мысли, то из любой хорошей книги можно сделать радикально другое произведение. Так и творчество Ницше оказалось под гнётом, и все долгое время считали его идеологическим проповедником фашизма. Гитлер даже приезжал в домик Ницше и сделал музей в честь него, а когда сестра Ницше умерла, он организовал ей похороны на государственном уровне. Гитлер всегда считал, что Ницше является адептом идеи «белокурой бестии», высшей расы, но Ницше же говорил, что мой сверхчеловек еще даже не родился, его даже нет в задумке у человечества.

Невнимание к мелочам и желание увидеть то, что хочешь увидеть и понять то, что ты думаешь, что понял, вот ошибка, которую так легко допустить, изучая такие несистемные труды этого философа. Не нужно совершать подобных ошибок, потому что иногда их цена слишком высока. Люди могут думать и говорить о Ницше всё что угодно, но одно неизменно – это талантливый, стойкий и великий человек, любопытный философ, достойный изучения и способствующий длительным размышлениям о человеке, его поведении и истинных ценностях этого мира.

Источник: Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна

Автор: Эдуард Круговой
Текст публикуется в авторской редакции


Купить в ЛитРес Купить на OZONE Купить в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Фридрих Ницше… Потому что Заратустра

В контакте великое множество фраз, как бы умных. Они когда-то действительно были очень умными и оригинальными, но из-за того, что их в огромном количестве перетащили себе на стену различные девочки, они потеряли свой блеск, остроту и крутизну.

Как ни странно, большинство цитат принадлежит перу Фридриха Ницше, обычно как бы умные люди постоянно цитируют его, но вот в чем проблема: эти люди вряд ли читали первоисточники! Но почему они все равно цитируют фразы, которые вообще-то вырваны из текста (например, про женщин и кнут, Ницше на самом деле очень неплохо к ним относился, когда говорил, что совершенная женщина — это круче, чем совершенный мужчина) и не имеют того смысла, который автор заложил в него изначально. Все это потому, что Ницше очень красноречив — его очень приятно читать, вернее, его просто читать, он ярок, пафосен, был при жизни прекрасным оратором, что давало ему возможность легко убеждать своих соперников (а потом их тихо ненавидеть, потому что толпа). При желании любая вырванная из контекста фраза может стать аргументом в поддержку консерватизма, либерализма, буддизма, атеизма и даже христианства (хотя Ницше был категорически против христианства и вообще религии). Только когда ты читаешь книги Ницше, понимаешь, что это был за человек, что была у него за философия, почему она суть не фашизм и почему Ницше — такая значительная фигура в мировой философии.

Умный человек может во многом не согласиться с Ницще, но вот в чем парадокс: он может согласиться с куда большим количеством вещей, а все потому, что отличных и умных идей у Фридриха Ницше хватает.

Несмотря на распространенный стереотип, Ницше не был злобным психопатом. Он был человеком исключительных интеллектуальных способностей, но очень слабого здоровья. В возрасте 10 лет он уже интересовался мифологией, философией, теологией — словом, всем тем, чем дети, как правило, не интересуются. Будучи студентом Боннского университета, Ницше умудрился также стать преподавателем, что было исключительным случаем в европейском образовании. Студент сам учился и сам преподавал. И получал за это деньги! Параллельно Фридрих пытался влиять на своих студенческих товарищей, но те быстро ретировались от умного мальца, который пытался научить их жизни.

Все странности Ницше были от проблем со здоровьем. С детства его мучили сильные головные боли, к 30-ти годам Фридрих почти ослеп, что тоже не добавляло ему адекватности. Можно сказать, что именно поэтому его философия такая агрессивная — что еще делать, когда у тебя дико болит голова? А еще у Ницше была плохая наследственность: его отец страдал припадками.

Отношения с женщинами у Ницще тоже были — вопреки слухам. Конечно, в большинстве своем он предпочитал компанию блудниц. Но в Лу Саломе, писательницу и врача-психиатра, Ницше был, прямо скажем, страстно влюблен — даже замуж ее позвал, вот только она отказала, сказав, что это испортит их дружбу. Роковая дама была! По сути, Ницше считал такую даму идеальной женщиной: умной, красивой, роковой — вот только дружбы у них тоже не вышло: помешала сестра Ницше. Под влиянием Лу на свет появляется самое известное произведение Фридриха — «Так говорил Заратустра».

Что нужно знать про философию Ницще? Очень важно понимать, что он филолог — а следовательно, очень много внимания уделял стилю повествования, сделав его поистине впечатляющим.
Ницше презирал любую религию, особенно христианство, но очень положительно относился к Иисусу, когда говорил, что последний христианин умер на кресте. Также положительно Ницше относился у буддизму, который религией вообще не считал. Почитать про отношение Ницше к религии можно в эссе «Антихристианин. Проклятие христианству».

Философа очень волновал вопрос о происхождении морали. Часто он говорил, что вся мораль искусственна по своей природе (за исключением совсем очевидных вещей типа «Не убий») и нужна, чтобы держать низший класс в повиновении у высшего. Размышления Ницше на тему изложены в труде «Генеалогия морали».

Воля к власти по Ницше — главная действующая сила. На деле это не воля к захвату власти, а воля к могуществу, усложнению всех частей, эволюции и власти над собой. А потом — над остальными. Ницше все же был полностью уверен, что толпа — это не хорошо, даже если она идет за тобой.

Тема сверхчеловека — одна из главных в творчестве Ницще. Он считал, что человечество — это переходное звено между обезьяной и чем-то большим. Сам он так и говорил, что человек — это нечто, что должно превзойти. Не стоит путать с гитлеровским желанием убивать низшие расы и порождать высшие. Сверхчеловек — существо без расы, но обладающее исключительными способностями, стоящее вне морали. Проще говоря, это исключительное по благородству существо, которое делится знаниями с другими. И имеет стальную волю. И еще много чего. Все это можно узнать из «Так говорил Заратустра».

Ницше действительно скончался в психбольнице, но в последние годы жизни к нему все же пришло признание. Мы считаем, что он его заслужил.

35) «БОГ УМЕР, ДА ЗДРАВСТВУЕТ СВЕРХЧЕЛОВЕК» (Ф. НИЦШЕ). 50 золотых идей в философии

Великий немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 сентября 1844 года в местечке Рексен близ городка Лютцена в семье протестантского пастора. Когда маленькому Фрицу исполнилось пять лет, отец умер, оставив сына на попечение фанатично верующей матери. В семье царила ревностная религиозность, что уже в подростковом возрасте вызывало у мальчика протест. Так, одиннадцати лет от роду он отказался идти к мессе.

Видя строптивый характер сына, мать поспешила удалить его от семьи, отдав учиться в гимназию в городе Наумбурге. Затем Ницше продолжил обучение в знаменитом в Германии интернате «Врата учения», где показал блестящий ум и способности к гуманитарным наукам. Он легко справлялся с древними языками и интересовался литературой.

В 1864 году Ницше поступил на обучение в Боннский университет, а оттуда перевелся в Лейпциг, где окончил обучение, получив диплом специалиста по классической филологии. В 1869 году будущий философ получил должность профессора в Базельском университете, где работал до 1879 года. В 1889 году Ницше тяжело заболел (как говорят исследователи, болезнь его унаследована от отца). Умер философ в 1900 году.

Все творчество Ницше принято разделять на четыре этапа, каждый из которых имеет свои особенности. Так, первый этап творчества характеризуется интересом к филологии, эстетике, творчеству философа-иррационалиста Шопенгауэра и дружбой с великим немецким композитором-неоромантиком Рихардом Вагнером. К этому периоду относятся такие труды Ницше, как «Рождение трагедии из духа музыки», «Философия в трагическую эпоху», «Несвоевременные размышления».

Второй период творчества Ницше наступил после разрыва с Вагнером и охарактеризовался началом критики философского наследия. К нему относятся работы «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Веселая наука».

Третий период – это расцвет философского гения Ницше, на протяжении которого он создал наиболее известные свои произведения: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали», «Антихрист».

И в четвертый период, непосредственно предшествующий болезни, им написаны работы «Сумерки идолов» и «Esse homo».


Когда речь заходит о творчестве Ницше, первое, о чем мы вспоминаем, – это сверхчеловек, с которым связаны нацистские проповеди превосходства арийской расы и мечты о «высоких, стройных и белокурых» людях, наполняющих собой города всей земли. Однако на поверку оказывается, что первоначально идея о сверхчеловеке представляла собой нечто иное, и лишь позднее была извращена идеологами фашизма.

Идея о сверхчеловеке закономерно родилась в тот момент, когда философия стояла на распутье, не зная, куда двигаться дальше. До этого момента считали, что любой индивид может бесконечно совершенствоваться и развиваться, что он добр и справедлив по своей природе – и рано или поздно достигнет предела всех совершенств. Однако в XIX веке философы пришли к выводу, что это вовсе не так и что человек принципиально несовершенен, ничтожен, неразвит. Как раз на волне подобных упадочнических настроений и появилось учение Ницше о сверхчеловеке.

Первое, о чем он поспешил заявить, – это смерть Бога. Не стоит понимать данную фразу буквально. Речь в ней идет не о факте смерти, а о том, что на момент, когда Ницше писал свою книгу, размышления о Боге были практически уже невозможны (то есть умер философский бог, бог метафизики, равняясь на которого, человек стремился к совершенству). Что же пришло на смену несуществующему уже божеству? Конечно же, это не мог быть просто человек, так как он – всего лишь недоразвитое животное. Новым Богом могло стать только существо, действительно наделенное совершенством, то есть сверхчеловек.

На вопрос, что такое сверхчеловек у Ницше, довольно просто ответить, опираясь на книгу «Так говорил Заратустра». Именно в ней философ поместил свое учение о существе, призванном служить образцом для подражания и целью развития всех простых людей. Сверхчеловек – это существо, разум которого настолько совершенен, что позволяет управлять телом и волей. Это существо, презирающее мир простых людей и уходящее от него в горы, чтобы достичь предельного совершенства мыслей и поступков.

Образцом такого сверхчеловека Ницше считает древнего персидского пророка и основателя религии зороастризма Заратустру, который и становится главным героем книги. Философ рекомендует всем, кто решил подняться над обыденностью и превзойти свою ущербную человеческую природу, равняться на великого пророка и совершить скачок через пропасть, отделяющую просто человека от сверхчеловека.

Для того чтобы стать сверхчеловеком, необходимо изменить свое мировоззрение, посмотреть вокруг себя и увидеть, что мир людей достоин только презрения. Удалившись от этого мира, будущий сверхчеловек сосредоточивается на себе, на своих мыслях. Его дух проходит три этапа развития:

1) «верблюд» – человек, нагруженный традициями и установками культуры и традициями предыдущих поколений;

2) «лев» – человек, отрицающий себя как «верблюда», то есть отказывающийся абсолютно от всего того, от чего он зависит;

3) «ребенок» – человек, открытый для всего нового, чистый лист, сам создающий себе законы и управляющий своей волей.

Основной характеристикой сверхчеловека является наличие у него воли к власти. Воля к власти представляет собой стремление к тому, чтобы быть выше всех, быть самым лучшим, возвыситься благодаря своему уму и талантам и властвовать ущербными людьми. Воля к власти управляет миром и заставляет в борьбе доказывать свою силу и право на существование. Однако воля к власти – это не естественный отбор, о котором говорил Дарвин. Путем естественного отбора выживают только приспособленцы, то есть не всегда самые сильные и талантливые. Напротив, это могут быть самые слабые особи, наделенные хитростью. Ницше же проповедует не хитрость и изворотливость, а настоящую мощь разума и несгибаемую волю, редкостную личность, способную на подвиги.

Для того, чтобы показать, как важно воспитывать силу воли и насколько опасна жалость к слабым, таящим коварство, Ницше критикует христианство. В книге «Антихрист» он пишет о том, что эта религия проповедует жалость к слабым и немощным, настаивает на том, что только безвольные и бесхарактерные люди, во всем полагающиеся на Бога, являются праведными. Философ считает, что это в корне неверно.

На самом деле, жалость к слабым и стремление походить на них, передоверяя выбор собственной судьбы на волю Бога, грозит отсутствием воли и декадансом, то есть упадком и вырождением настоящего человека. Вместо этого Ницше советует держаться здорового эгоизма и воспитывать в себе самодостаточность, предоставляя каждому выживать самостоятельно.

* * *

Известно, что знаменитый немецкий философ Ницше страдал неизлечимым заболеванием головного мозга. Год от года приступы болезни становились настолько сильными, что продолжались по нескольку дней, делая мыслителя неспособным видеть свет, есть, разговаривать. После одного из подобных приступов Ницше, уже будучи зрелым человеком, потерял рассудок.



Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке


Что стало причиной безумия и смерти Ницше? — Взломы разума

Статья, только что опубликованная в Acta Psychiatrica Scandinavica , пересматривает безумие и смерть философа Фридриха Ницше, который, как принято считать, умер от нейросифилиса.

Напротив, авторы нового исследования предполагают, что Ницше умер от лобно-височной деменции — типа деменции, специфически поражающей лобные и височные доли.

Хотя многие люди «ставили диагноз» историческим личностям ретроспективно, это исследование отличается тем, что авторы рассмотрели настоящие медицинские записи Ницше в свете того, что известно о прогрессировании сифилиса и деменции сегодня.

Спустя более 100 лет после своей смерти Фридрих Ницше остается одной из самых спорных фигур в истории философии. Его сочинения содержат некоторые из самых глубоких философских утверждений XIX века и оказали огромное влияние. Однако они также выражают двусмысленность и противоречия, которые ставят ученых в недоумение и продолжают спорить об их значении и намерениях. Такая двусмысленность отражается не только в жизни Ницше, но и в его неизлечимой болезни и смерти.

После психотического срыва в 1889 году, в возрасте 44 лет, он был помещен в Базельскую психиатрическую лечебницу, а 18 января 1889 года был переведен в психиатрическую лечебницу Йены. Он оставался в сумасшедшей темноте до своей смерти 25 августа 1900 года. В Базеле был поставлен диагноз «общий паралич душевнобольных» (GPI; третичный церебральный сифилис). Этот диагноз был подтвержден в Йене и до сих пор широко распространен. Однако даже некоторые современники Ницше сомневались в этом. Отсутствие уверенности в отношении его первичной люнетической инфекции, большой продолжительности заболевания и некоторых клинических особенностей заставляет нас усомниться в диагнозе GPI.

В этом исследовании мы реконструируем анамнез [историю болезни] болезни Ницше и рассматриваем клинические проявления. Затем мы обращаем внимание на естественную историю GPI на рубеже 19-го века и предлагаем альтернативный диагноз, а именно лобно-височную деменцию (FTD), которая была подробно охарактеризована только в последние два десятилетия.

Ссылка на реферат статьи.

.

21 Цитата Фридриха Ницше, которые улучшат ваше мышление

  • Рассказы
    • Повседневные герои
    • Оригиналы Goalcast
    • Знаменитости, вдохновляющие
    • Истории любви
    • Истории успеха
    • Воодушевляющие новости
    • Ваши истории
  • Селф
    • Диета и питание
    • Эмоциональное здоровье
    • Упражнение
    • Медитация
    • Психическое здоровье
    • Мышление
    • Физическое здоровье
    • Назначение
    • Саморазвитие
    • Духовное здоровье
  • Отношения
    • Знакомства
    • Семья
    • Друзья
    • Сердцеед
    • Брак
    • Воспитание
  • Успех
    • Карьерный рост
    • Творчество
    • Предприниматели
    • Финансы
    • Мотивация
    • Производительность
    • Навыки
    • Учеба
    • Путешествия