Содержание

«Моя дорогая пани». Пять фактов о романе Матильды Кшесинской и Николая II | Люди | ОБЩЕСТВО

45 лет назад, 6 декабря 1971 года, в Париже в возрасте 99 лет скончалась прима-балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская. В XX веке о ней говорили не только как о талантливой артистке, но и как об обворожительной женщине, устоять перед чарами которой не могли ни великие князья дома Романовых, ни цесаревич Николай Александрович, вошедший в историю как последний российский император.

В годовщину смерти прекрасной «пани» SPB.AIF.RU вспоминает историю ее первой страстной любви, главным героем которой стал сын императора Александра III. 

Первое любовное послание

Первое свидание будущей примы-балерины и наследника царского престола произошло при необычных обстоятельствах. Познакомиться лично с цесаревичем балерине помог … фурункул.

В своих воспоминаниях Матильда описывает, что у нее была привычка кататься в одиночке с кучером по набережной. По ее словам в это же время она часто встречала наследника, который тоже любил совершать такие прогулки. Однажды у балерины на глазу и ноге появились фурункулы. Она решила, что такие неприятности не смогут помешать ее ежедневным вояжам. Надев повязку на глаз, она продолжала кататься пока от ветра нарыв окончательно не воспалился. Тогда она была вынуждена оставаться дома.

Цесаревич, вероятно, заметил и повязку на ее глазу, и потом ее отсутствие. Однажды он пришел в дом, где Кшесинская жила с сестрой и родителями, чтобы справиться о ее самочувствии.

«Я не верила своим глазам, вернее, одному своему глазу, так как другой был повязан. Эта нежданная встреча была такая чудесная, такая счастливая. Оставался он в тот первый раз недолго, но мы были одни и могли свободно поговорить. Я так мечтала с ним встретиться, и это случилось так внезапно. Я никогда не забывала этого вечернего часа нашего первого свидания», — писала она в своих мемуарах.

Вскоре она получила от него первое послание: «Надеюсь, что глазок и ножка поправляются… до сих пор хожу как в чаду. Постараюсь возможно скорее приехать. Ники ».

Матильда Кшесинская: «Я так мечтала с ним встретиться, и это случилось так внезапно». Фото: Public Domain

Чтение дневников Николая Александровича

Балерина не питала иллюзий на счет своей роли в жизни будущего императора. Она понимала неизбежность их разлуки и то, что скоро Николаю Александровичу предстоит жениться. Ее возлюбленный также не скрывал своих мыслей и планов на этот счет. Ему в избранницы была выбрана принцесса Алиса Гессенская (будущая императрица Александра Федоровна – прим.), и он держал Матильду в курсе развития его отношений с внучкой английской королевы.

Цесаревич Николай Александрович. 1889 год. Фото: Public Domain

«Наследник привозил с собой свои дневники, которые он вел изо дня в день, и читал мне те места, где он писал о своих переживаниях, о своих чувствах ко мне, о тех, которые он питает к принцессе Алисе. Мною он был очень увлечен, ему нравилась обстановка наших встреч, и меня он безусловно горячо любил», — писала она.

По ее словам, если вначале общение с принцессой Николай воспринимал как неизбежность, то потом между ним и Алисой возникла взаимная симпатия.

«Он от меня не скрыл, что из всех тех, кого ему прочили в невесты, он ее считал наиболее подходящей и что к ней его влекло все больше и больше, что она будет его избранницей, если на то последует родительское разрешение», — замечала Матильда.

Стоит отметить, что в своих воспоминаниях Кшесинская с уважением пишет об Александре Федоровне, отмечая, что в ней Николай нашел верную спутницу жизни, которая была для него настоящей опорой в тяжелые дни.

Балерина не питала иллюзий на счет своей роли в жизни будущего императора. Фото: Public Domain

Уход из родительского дома

В 1892 году отношения между балериной и наследником бурно развивались. Он часто бывал в театре, приходил к ней на репетиции. Когда летний сезон в Красном Селе подошел к концу, у возлюбленных возник вопрос – где они смогут продолжать встречи.  В то время Матильда жила с сестрой и родителями. У девушек была общая спальня и небольшая уютная гостиная. Принимать Романова в такой обстановке она не могла. И тогда она решилась на смелый шаг – рассказать родителям о своей любви к наследнику и о том, что она хочет уехать от них.

В 1892 году отношения между балериной и наследником бурно развивались. Фото: Public Domain

«Мать, говорила я себе, еще поймет меня как женщина, я даже была в этом уверена, и не ошиблась, но как сказать отцу? Он был воспитан в строгих принципах, и я знала, что наношу ему страшнейший удар, принимая во внимание те обстоятельства, при которых я покидала семью. Я сознавала, что совершаю что-то, чего я не имею права делать из-за родителей. Но… я обожала Ники, я думала лишь о нем, о моем счастье, хотя бы кратком…», — признавалась она.

Завести разговор с отцом — известным польским танцовщиком и педагогом Феликсом Ивановичем – ей помогла сестра Юлия. Умевший держать себя в руках Кшесинский, не смог скрыть волнения от дочерей. Он спросил у Матильды, осознает ли она, что Николай Александрович никогда не женится на ней, на что та сказала, что понимает всю сложность ситуации, но не может поступить иначе. Отцу ничего не оставалось, как дать согласие, поставив одно условие – с Матильдой должна была поселиться и ее сестра.

«Тяжело ему было пойти на этот шаг. Я мучилась при мысли, что причиняю ему незаслуженное горе, и было все же как-то грустно уходить из-под родительского крова. Но камень с плеч упал, тяжелые моменты были пережиты и остались позади. На душе стало легче. Я начала мечтать о моей предстоящей самостоятельной жизни», — вспоминала балерина.

Вскоре она переехала в небольшой особняк на Английском проспекте, принадлежавший некогда Римскому-Корсакову. 

Царские подарки

Ухаживая за 20-летней балериной, Цесаревич не скупился на приятные ее сердцу презенты. Вначале неопытная барышня стеснялась принимать такие знаки внимания, но потом стала соглашаться. В воспоминаниях она писала, что ее отказы огорчали его, а ей не хотелось его обижать:

«Подарки были хорошие, но не крупные. Первым его подарком был золотой браслет с крупным сапфиром и двумя большими бриллиантами. Я выгравировала на нем две мне особенно дорогие и памятные даты — нашей первой встречи в училище и его первого приезда ко мне: 1890-1892».

Среди множества подарков наследника престола Кшесинская виделяет один – портрет, который Николай Александрович вручил ей на новоселье. На своей фотографии он написал: «Моей дорогой пани».

Боль расставания. Последняя встреча

Зимний сезон 1893-1894 годов был очень успешным в карьере Матильды, но принес ей много слез из-за  изменений в личной жизни. 12 января 1894 года она еще праздновала с наследником помолвку великой княжны Ксении Александровны с великим князем Александром Михайловичем, а через три месяца  — 7 апреля 1894 года – узнала о помолвке самого Цесаревича с Принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.

Император Николай II и императрица Александра Феодоровна. 1896 год Фото: Public Domain

«Хотя я знала уже давно, что это неизбежно, что рано или поздно Наследник должен будет жениться на какой-либо иностранной принцессе, тем не менее, моему горю не было границ», — писала она.

После того, как в Кобурге состоялась свадьба Николая Александровича и принцессы Алисы, его визиты в дом Матильды прекратились. В одном из последних писем балерина просила писать к нему на «ты» и обращаться в случае необходимости. На что он ответил: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости».

В будущем Кшесинская, действительно, ни разу не получила отказа от Николая II на ее просьбы.

Последнее их свидание состоялось на Волконском шоссе, у сенного сарая.

«Как это всегда бывает, когда хочется многое сказать, а слезы душат горло, говоришь не то, что собиралась говорить, и много осталось недоговоренного. Да и что сказать друг другу на прощание, когда к тому еще знаешь, что изменить уже ничего нельзя, не в наших силах…», — так описала момент их расставания известная балерина.

Несмотря на то, что в своих мемуарах она писала, как тяжело после этой встречи ей было возвращаться в «осиротевший дом», впереди у нее была долгая жизнь, полная счастливых моментов. Впереди ее ждали отношения с Великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем, рождение сына, эмиграция из России и открытие балетной студии в Париже.

Матильда с сыном. Фото: Public Domain

Умерла Матильда Феликсовна, не дожив несколько месяцев, до ста лет.  Она пережила возлюбленного Ники более чем на полвека.

Пуанты и корона. История любви Матильды Кшесинской и Николая II | Люди | ОБЩЕСТВО

В 1890 году 18-летняя Матильда Кшесинская – еще никому неизвестная, но подающая больше надежды девочка, заканчивает Императорское театральное училище. По обычаю после выпускного показательного выступления Матильду и других выпускников представляют венценосной фамилии. Особенное благоволение к юному дарованию проявляет Александр III, с восторгом следящий за пируэтами и арабесками танцовщицы. Правда, Матильда была приходящей воспитанницей училища, а таким не полагалось присутствовать на праздничном банкете с членами царской семьи. Однако Александр, заметивший отсутствие хрупкой темноволосой девушки, приказал немедленно ввести ее в залу, где им и были произнесены судьбоносные слова: «Мадмуазель! Будьте украшением и славою нашего балета!»

За столом Матильду усадили рядом с цесаревичем Николаем, который, несмотря на свое положение и юный возраст (ему тогда было 22 года), не был замечен к тому времени ни в одной амурной истории, где он смог бы продемонстрировать свой пыл и темперамент. Пыл и темперамент – нет, а преданность и нежность – очень даже.

Мечты о женитьбе

В январе 1889 года по приглашению великого князя Сергея Александровича в Петербург прибывает принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская – внучка английской королевы Виктории. Остановившейся во дворце Белосельских-Белозерских девушке был представлен цесаревич Николай (Александр III приходился принцессе крестным отцом). За шесть недель, что будущая императрица России прибывала в Петербурге, она успела покорить кроткое сердце будущего императора и пробудить в нем неистовое желание связать себя с ней узами брака. Но когда до Александра III дошли слухи, что Николай хочет жениться на Алисе, он, приказал сыну забыть об этом желании. Дело в том, что Александр с супругой Марией Федоровной надеялись женить сына на дочери претендента на престол Франции Луи-Филиппа Луизе Генриетте, которую американская газета The Washington Post даже нарекла «воплощением женского здоровья и красоты, изящной спортсменкой и очаровательным полиглотом».



К моменту знакомства с Кшесинской Николай уже намеревался жениться на Алисе Гессен-Дармштадтской. Фото: Commons.wikimedia.org

Это уже потом, в 1894 году, когда здоровье императора стало резко ухудшаться, а Николай с несвойственной ему горячностью продолжал настаивать на своем, отношение изменилось – благо сестра Алисы Великая княгиня Елизавета Федоровна, способствовала не только сближению престолонаследника и принцессы, помогая в переписке влюбленных, но и скрытыми методами воздействовала на Александра. Вследствие всех этих причин весной 1894 года и появился манифест, в котором объявили о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадской. Но это было после.

«Малютка» Кшесинская и Никки

А в 1890 году, когда Николай мог только переписываться со своей Алисой, его неожиданно знакомят с Матильдой Кшесинской – по мнению некоторых историков, хитроумный Александр решил, что нужно отвлечь Николая от его любви и направить энергию в другое русло. Прожект императора удался: уже летом цесаревич пишет в дневнике: «Малютка Кшесинская положительно меня занимает…» — и регулярно посещает ее выступления.



Матильда Кшесинская влюбилась в будущего императора с первого взгляда. Фото: Commons.wikimedia.org

«Малютка» Кшесинская прекрасно понимала, в какую игру она вступает, но только едва ли могла осознать, насколько далеко продвинется в отношениях с членами царской фамилии. Когда в общении с Николаем наметился сдвиг, Матильда объявила отцу — известному польскому танцовщику, выступавшему на сцене Мариинского, — что стала возлюбленной Николая. Отец выслушал дочь и задал лишь один вопрос: осознает ли она, что роман с будущим императором ничем не кончится? На этот вопрос, который она и сама себе задавала, Матильда ответила, что желает испить чашу любви до дна.

Ровно два года длился роман темпераментной и яркой балерины и не привыкшего демонстрировать свои чувства будущего императора России. Кшесинская испытывала по-настоящему сильные чувства к Николаю и даже считала отношения с ним знаком судьбы: и он и она были «отмечены» цифрой два: он должен был стать Николаем Вторым, а ее на сцене назвали Кшесинская-2: в театре также работала старшая сестра Матильды Юлия. Когда их отношения только начались, Кшесинская восторженно писала в своем дневнике: «влюбилась в Наследника с первой нашей встречи. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…»

Встречались возлюбленные чаще всего в доме семьи Кшесинских и особенно не таились: при дворе никакие секреты были невозможны, да и сам император прикрывал глаза на роман сына. Даже имел место случай, когда в дом нагрянул градоначальник, спешивший сообщить, что государь спешно требует сына к себе в Аничков дворец. Однако для соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где возлюбленные могли видеться уже безо всяких помех.

Конец истории

Отношения закончились в 1894 году. Матильда, готовая с самого начала к такому исходу, не билась в истерике, не плакала: сдержанно прощаясь с Николаем, она держит себя с достоинством, подобающим королеве, но никак не брошенной любовнице. 



Известие о расставании балерина восприняла спокойно. Фото: Commons.wikimedia.org

Невозможно утверждать, что это был преднамеренный расчет, однако поведение Кшесинской привело к положительному результату: Николай всегда с теплотой вспоминал свою подругу, а на прощание попросил ее обращаться к нему всегда на «ты», называть по-прежнему домашним прозвищем «Никки» и в случае беды всегда обращаться к нему. К помощи Николая Кшесинская позднее действительно прибегнет, однако исключительно в профессиональных целях, касающихся закулисных театральных интриг.

На этом месте их отношения были окончательно разорваны. Матильда продолжала танцевать и с особенным вдохновением парила над сценой, когда видела в царской ложе своего бывшего любовника. А Николай, надевший корону, целиком погрузился в государственные заботы, павшие на него по смерти Александра III, и в тихий омут семейной жизни с желанной Аликс, как он нежно называл Александру Федоровну – бывшую принцессу Алису Гессен-Дармштадтскую.

Когда только состоялась помолвка, Николай честно рассказал о своей связи с балериной, на что та ответила: «Что прошло, то прошло и никогда не вернется. Все мы в этом мире окружены соблазнами, а когда мы молоды, то не всегда можем бороться, чтобы устоять перед искушением… Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня… Смогу ли я быть его достойной?..»

P.S.

Несколькими годами позже Николая ждали страшные потрясения и ужасный конец: Русско-японская война, Кровавое воскресенье, череда убийств высокопоставленных чиновников, Первая мировая война, народное недовольство, переросшее в революцию, унизительная ссылка его и всей семьи, и, наконец, расстрел в подвале Ипатьевского дома.



Матильда Кшесинская с сыном. Фото: Commons.wikimedia.org

Кшесинскую же ждала иная судьба – слава одной из самых богатых женщин Империи, любовная связь с Великим князем Сергеем Михайловичем, от которого она родит сына, эмиграция в Европу, роман с Великим князем Андреем Владимировичем, который даст ребенку свое отчество, и слава одной из лучших балерин своего времени и одной из самых привлекательных женщин эпохи, вскружившей голову самому императору Николаю. 

Грешная Матильда. Как балерина Кшесинская свела с ума мужчин дома Романовых | История | Общество

Люди, жившие в России в конце XIX – начале XX века, мало задумывались над тем, каким будет их образ в глазах далеких потомков. Потому жили просто – любили, предавали, совершали подлости и бескорыстные поступки, не зная, что сто лет спустя одним из них наденут на голову нимб, а другим будут посмертно отказывать в праве на любовь.

Матильде Кшесинской досталась удивительная судьба – слава, всеобщее признание, любовь сильных мира сего, эмиграция, жизнь под немецкой оккупацией, нужда. А спустя десятилетия после ее смерти люди, считающие себя высокодуховными личностями, будут трепать ее имя на каждому углу, про себя проклиная тот факт, что она вообще когда-то жила на свете.

«Кшесинская 2-я»

Она появилась на свет в Лигове, под Петербургом, 31 августа 1872 года. Балет был ее судьбой от рождения – отец, поляк Феликс Кшесинский, был танцовщиком и педагогом, непревзойденным исполнителем мазурки.

Мать, Юлия Доминская, была уникальной женщиной: в первом браке она произвела на свет пять детей, а после смерти супруга вышла замуж за Феликса Кшесинского и родила еще троих. Матильда в этом балетном семействе была самой младшей, и, по примеру родителей и старших братьев и сестер, решила связать свою жизнь со сценой.

В начале карьеры за ней закрепится имя «Кшесинская 2-я». Первой была ее сестра Юлия, блистательная артистка Императорских театров. Брат Иосиф, также прославленный танцовщик, после революции останется в Советской России, получит звание Заслуженного артиста Республики, будет ставить спектакли и преподавать.

Феликс Кшесинский и Юлия Доминская. Фото: Commons.wikimedia.org

Иосифа Кшесинского обойдут репрессии, но судьба его, тем не менее, сложится трагично – он станет одной из сотен тысяч жертв блокады Ленинграда.

Маленькая Матильда мечтала о славе, и упорно трудилась на занятиях. Педагоги Императорского театрального училища говорили между собой, что у девушки большое будущее, если, конечно, она найдет состоятельного покровителя.

Судьбоносный ужин

Жизнь русского балета времен Российской империи была похожа на жизнь шоу-бизнеса постсоветской России – одного таланта было мало. Карьеры делались через постель, и это не очень-то и скрывалось. Верные замужние артистки были обречены быть фоном для блистательных талантливых куртизанок.

В 1890 году 18-летней выпускнице Императорского театрального училища Матильде Кшесинской была оказана высокая честь – на дипломном спектакле присутствовал сам император Александр III с семейством.

Балерина Матильда Кшесинская. 1896 год. Фото: РИА Новости

«Этот экзамен решил мою судьбу», – напишет Кшесинская в мемуарах.

После спектакля монарх со свитой появились в репетиционном зале, где Александр III осыпал Матильду комплиментами. А затем юной балерине на праздничном ужине император указал место рядом с наследником престола – Николаем.

Александр III, в отличие от других представителей императорской фамилии, в том числе от своего батюшки, жившего на две семьи, считается верным мужем. Хождению «налево» император предпочитал другое развлечение русских мужчин – потребление «беленькой» в компании приятелей.

Однако ничего зазорного в том, что молодой человек до вступления в брак познает азы любви, Александр не видел. Для того и толкнул своего флегматичного 22-летнего сына в объятия 18-летней красавицы польских кровей.

«Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника. Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения», – писала о том вечере Кшесинская.

Пассия «гусара Волкова»

Их роман не был бурным. Матильда мечтала о встрече, но наследник, занятый государственными делами, времени на свидания не имел.

В январе 1892 года к Матильде в дом прибыл некий «гусар Волков». Удивленная девушка подошла к дверям, а навстречу ей шел… Николай. Ту ночь они впервые провели вместе.

Визиты «гусара Волкова» стали регулярными, и о них знал весь Петербург. Дошло до того, что однажды ночью к влюбленной парочке вломился петербургский градоначальник, которому поступил строгий приказ доставить наследника к отцу по срочному делу.

У этих отношений не было будущего. Николай хорошо знал правила игры: перед обручением в 1894 году с принцессой Алисой Гессенской, будущей Александрой Федоровной, он расстался с Матильдой.

В мемуарах Кшесинская пишет, что была безутешна. Верить ей или нет, личное дело каждого. Роман с наследником престола дал ей такое покровительство, которого быть не могло у ее соперниц по сцене.

Надо отдать должное, получая лучшие партии, она доказывала, что заслуживает их. Став примой-балериной, она продолжала совершенствоваться, брала частные уроки у знаменитого итальянского балетмейстера Энрико Чеккетти.

32 фуэте подряд, которые сегодня считаются фирменным знаком русского балета, Матильда Кшесинская стала выполнять первой из русских танцовщиц, переняв этот трюк у итальянок.

Солистка Императорского Мариинского театра Матильда Кшесинская в балете «Дочь фараона», 1900 г. Фото: РИА Новости

Великокняжеский любовный треугольник

Ее сердце недолго было свободным. Новым избранником снова стал представитель дома Романовых, великий князь Сергей Михайлович, внук Николая I и двоюродный дядя Николая II. Неженатый Сергей Михайлович, прослывший человеком замкнутым, испытывал к Матильде невероятную привязанность. Он опекал ее многие годы, благодаря чему ее карьера в театре была совершенно безоблачной.

Чувства Сергея Михайловича проходили жестокие испытания. В 1901 году за Кшенсинской стал ухаживать великий князь Владимир Александрович, дядя Николая II. Но это был лишь эпизод перед появлением настоящего соперника. Соперником стал его сын – Великий князь Андрей Владимирович, двоюродный брат Николая II. Он был на десять лет младше своего родственника и на семь лет младше Матильды.

«Это был уже не пустой флирт… Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение», – пишет Кшесинская.

Мужчины рода Романовых летели к Матильде, словно бабочки на огонь. Почему? Теперь уже никто из них не объяснит. А балерина искусно ими манипулировала – завязав отношения с Андреем, она так и не рассталась с Сергеем.

Отправившись осенью 1901 года в путешествие, в Париже Матильда почувствовала себя плохо, а когда обратилась к врачу, то узнала, что в «положении». Но вот чей это ребенок, она не знала. Причем оба любовника готовы были признать ребенка своим.

Сын родился 18 июня 1902 года. Матильда хотела назвать его Николаем, но не рискнула – такой шаг был бы нарушением правил, которые они когда-то установили с теперь уже императором Николаем II. В итоге мальчика назвали Владимиром, в честь отца великого князя Андрея Владимировича.

У сына Матильды Кшесинской получится интересная биография – до революции он будет «Сергеевичем», потому что его признает «старший любовник», а в эмиграции станет «Андреевичем», потому что «младший любовник» женится на матери и признает его своим сыном.

Кшесинская, в конце концов, будет считать, что зачат сын был все-таки от Андрея. Пусть будет так.

Матильда Кшесинская, Великий князь Андрей Владимирович и их сын Владимир. Около 1906 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Хозяйка русского балета

В театре Матильду откровенно побаивались. Уйдя в 1904 году из труппы, она продолжала разовые выступления, получая умопомрачительные гонорары. За ней и только за ней были закреплены все партии, которые нравились ей самой. Пойти наперекор Кшесинской в начале XX века в русском балете означало закончить карьеру и испортить себе жизнь.

Директор Императорских театров, князь Сергей Михайлович Волконский, однажды посмел настаивать на том, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился. Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней Волконский подал в отставку, так ему его неправоту разъяснил сам император Николай II.

Новый директор Императорских театров Владимир Теляковский с Матильдой не спорил от слова «совсем».

«Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре – из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской, – писал Теляковский в воспоминаниях. – Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим. Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать (балет этот был «Тщетная предосторожность»), Кшесинская заявила: «Не дам, это мой балет». Начались – телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить».

Матильда Кшесинская с сыном Владимиром, 1916 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Отстреленный нос

В 1906 году Кшесинская стала владелицей роскошного особняка в Петербурге, где все, от начала до конца, было сделано по ее собственным идеям. В особняке был винный погреб для навещающих балерину мужчин, во дворе хозяйку ждали конные экипажи и автомобили. Был даже коровник, поскольку балерина обожала парное молоко.

Откуда взялось все это великолепие? Современники говорили, что даже космических гонораров Матильды не хватило бы на всю эту роскошь. Утверждали, что великий князь Сергей Михайлович, член Совета государственной обороны, «отщипывал» для своей ненаглядной понемногу из военного бюджета страны.

Кшесинская имела все, о чем мечтала, и, как многие женщины в ее положении, заскучала.

Результатом скуки стал роман 44-летней балерины с новым партнером по сцене Петром Владимировым, который был младше Матильды на 21 год.

Великий князь Андрей Владимирович, готовый делить любовницу с равным, был в ярости. Во время гастролей Кшесинской в Париже князь вызвал танцора на дуэль. Несчастному Владимирову оскорбленный представитель рода Романовых прострелил нос. Медикам пришлось собирать его по кусочкам.

Но, удивительное дело, великий князь и на этот раз простил ветреную возлюбленную.

Сказке конец

Сказка закончилась в 1917 году. С падением империи рухнула и прежняя жизнь Кшесинской. Она еще пыталась отсудить у большевиков особняк, с балкона которого выступал Ленин. Понимание, насколько все серьезно, пришло позже.

Вместе с сыном Кшесинская скиталась по югу России, где власть менялась, словно в калейдоскопе. Великий князь Андрей Владимирович попал в руки большевиков в Пятигорске, но те, так и не определившись, в чем он виноват, отпустили его на все четыре стороны. Сын Владимир переболел испанкой, выкосившей в Европе миллионы людей. Чудом избежав сыпного тифа, в феврале 1920 года Матильда Кшесинская на пароходе «Семирамида» навсегда покинула Россию.

К этому времени двоих ее возлюбленных из рода Романовых уже не было в живых. Жизнь Николая прервалась в доме Ипатьева, Сергея застрелили в Алапаевске. Когда его тело подняли из шахты, куда оно было сброшено, в руке великого князя нашли маленький золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской и надписью «Маля».

Юнкера в бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской после переезда из него Центрального Комитета и Петроградского Комитета РСДРП(б). 6 июня 1917 года. Фото: РИА Новости

Светлейшая княгиня на приеме у Мюллера

В 1921 году в Каннах 49-летняя Матильда Кшесинская впервые в жизни стала законной женой. Великий князь Андрей Владимирович, несмотря на косые взгляды родственников, оформил брак и усыновил ребенка, которого всегда считал своим.

В 1929 году в Париже Кшесинская открыла свою балетную школу. Этот шаг был скорее вынужденным – прежняя безбедная жизнь осталась позади, нужно было зарабатывать на хлеб. Великий князь Кирилл Владимирович, объявивший себя в 1924 году главой дома Романовых в эмиграции, в 1926 году присвоил Кшесинской и её потомству титул и фамилию князей Красинских, а в 1935 году титул стал звучать как «светлейшие князья Романовские-Красинские».

В годы Второй мировой войны, когда немцы оккупировали Францию, сын Матильды был арестован гестапо. По легенде, балерина, чтобы добиться освобождения, добилась личной аудиенции у шефа гестапо Мюллера. Сама Кшесинская этого никогда не подтверждала. Владимир провел в концлагере 144 дня, в отличие от многих других эмигрантов сотрудничать с немцами отказался, и все-таки был выпущен на свободу.

В роду Кшесинских было много долгожителей. Дед Матильды прожил 106 лет, сестра Юлия умерла в возрасте 103 лет, а сама «Кшесинская 2-я» ушла из жизни всего за несколько месяцев до 100-летия.

Здание музея Октябрьской революции — также известен как особняк Матильды Кшесинской. 1972 г. Архитектор А. Гоген, Р. Мельцер. Фото: РИА Новости/ Б.Манушин

«Я плакала от счастья»

В 1950-х годах она написала мемуары о своей жизни, которые впервые были изданы на французском языке в 1960 году.

«В 1958 году балетная труппа Большого театра приехала в Париж. Хотя я не хожу больше никуда, деля свое время между домом и танцевальной студией, где зарабатываю, чтобы жить, я сделала исключение и пошла в Оперу посмотреть русских. Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций…», – писала Матильда. Наверное, главной ее любовью на всю жизнь так и остался балет.

Местом упокоения Матильды Феликсовны Кшесинской стало кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Она похоронена вместе с мужем, которого пережила на 15 лет, и сыном, который ушел из жизни спустя три года после матери.

Надпись на памятнике гласит: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

Отнять у Матильды Кшесинской прожитую жизнь не сможет никто, как никто не сможет переделать историю последних десятилетий Российской империи по своему вкусу, превращая живых людей в бесплотных существ. А те, кто пытается заниматься этим, не знают и десятой доли тех красок жизни, которые познала маленькая Матильда.

Могила балерины Матильды Кшесинской и Великого князя Андрея Владимировича Романова на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в городе Сент-Женевьев-де-Буа парижского региона. Фото: РИА Новости/ Валерий Мельников

 

«Если б не несчастие». Была ли Матильда Кшесинская беременна от Николая II? | История | Общество

Знаменитая русская балерина Матильда Кшесинская была беременна от последнего русского императора Николая II. О сенсационной находке в документах Госархива Российской Федерации сообщает «Московский комсомолец».

«Говорили потом, что у меня были дети от Наследника, но это была неправда. Я часто сожалела, что не имела»

По утверждению «МК», в машинописной копии «Воспоминаний» Матильды Кшесинской, хранящейся в фондах Государственного архива РФ, среди страниц, подвергшихся правке, удалось обнаружить ранее нигде не появлявшиеся строки.

Речь идет о машинописной версии мемуаров, которая была распечатана в 1955 году.

В опубликованном тексте «Воспоминаний» Кшесинская рассказывает о несчастном случае, который произошел с ней зимой 1893 года: «В условленный день и час я выехала на своей одиночке в санях с Ольгой Преображенской, с которой тогда очень дружила, на набережную. Мы стали обгонять роту, которую вел Великий князь, как вдруг грянула музыка, моя лошадь испугалась и понесла.

Кучер не мог ее удержать, сани опрокинулись, но, на наше счастье, не в сторону панели, где был ряд гранитных тумб, о которые мы могли разбить себе головы, а в сторону улицы. Ольга, Оляша, как мы ее называли, первая вылетела из саней, а я с трудом освободилась из-под меховой полости и тоже в конце концов вылетела из саней в снег, сильно расшибла себе руку, да и вся вообще здорово расшиблась».

В машинописной версии, хранящейся в архиве, есть следующие вычеркнутые при корректуре строки: «Если бы не это несчастие, я стала бы скоро матерью. Только впоследствии, когда была старше, я поняла, что тогда потеряла. Говорили потом, что у меня были дети от Наследника, но это была неправда. Я часто сожалела, что не имела».

«Этот экзамен решил мою судьбу»

По всей видимости, решение не вносить этот абзац в окончательный текст мемуаров было принято самой Матильдой Кшесинской.

Дочь польского танцовщика Феликса Кшесинского Матильда появилась на свет в Лигове под Петербургом 31 августа 1872 года. Как и родители, а также старшая сестра, она стала балериной.

В 1890 году восемнадцатилетней выпускнице Императорского театрального училища Матильде Кшесинской была оказана высокая честь: на дипломном спектакле присутствовал сам император Александр III с семейством.

«Этот экзамен решил мою судьбу», — напишет Кшесинская в мемуарах.

После спектакля монарх со свитой появились в репетиционном зале, где Александр III осыпал Матильду комплиментами. А затем юной балерине на праздничном ужине император указал место рядом с наследником престола: Николаем.

Александр III, в отличие от других представителей императорской фамилии, в том числе от своего батюшки, жившего на две семьи, считался верным мужем. Хождению «налево» император предпочитал другое развлечение русских мужчин: потребление «беленькой» в компании приятелей.

Однако ничего зазорного в том, что молодой человек до вступления в брак познает азы любви, Александр не видел. Для того и толкнул своего флегматичного двадцатидвухлетнего сына в объятия восемнадцатилетней красавицы польских кровей.

Ночные визиты «гусара Волкова»

«Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника. Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения», — писала о том вечере Кшесинская.

Их роман не был бурным. Матильда мечтала о встрече, но наследник, занятый государственными делами, времени на свидания не имел.

В январе 1892 года к Матильде в дом прибыл некий «гусар Волков». Удивленная девушка подошла к дверям, а навстречу ей шел… Николай. Ту ночь они впервые провели вместе.

Визиты «гусара Волкова» стали регулярными, и о них знал весь Петербург. Дошло до того, что однажды ночью к влюбленной парочке вломился петербургский градоначальник, которому поступил строгий приказ доставить наследника к отцу по срочному делу.

У этих отношений не было будущего. Николай хорошо знал правила игры: перед обручением в 1894 году с принцессой Алисой Гессенской, будущей Александрой Федоровной, он расстался с Матильдой.

Впоследствии Николай неоднократно оказывал помощь Матильде, решая возникающие у нее проблемы в карьере и в жизни.

Николай II c принцессой Алисой Гессенской, будущей Александрой Федоровной. Фото: Commons.wikimedia.org

Княгиня Романовская-Красинская

Сама же Матильда продолжила отношения с мужчинами из дома Романовых, один из которых, великий князь Андрей Владимирович, приходившийся последнему русскому императору кузеном, стал мужем Кшесинской и отцом ее единственного сына.

Великий князь Кирилл Владимирович, объявивший себя в 1924 году главой дома Романовых в эмиграции, в 1926 году присвоил Кшесинской и её потомству титул и фамилию князей Красинских, а в 1935 году титул стал звучать как «светлейшие князья Романовские-Красинские».

В пятидесятых годах Матильда Кшесинская написала мемуары о своей жизни, которые впервые были изданы на французском языке в 1960 году. В России они впервые были напечатаны в девяностых годах.

Матильда Феликсовна Кшесинская умерла в декабре 1971 года в Париже на сотом году жизни.

Матильда и воинствующие радикалы

Большинство историков никогда не ставило под сомнение тот факт, что между юной балериной и цесаревичем Николаем действительно был любовный роман. Дискуссия шла лишь вокруг того, насколько далеко зашли их плотские отношения и действительно ли у Кшесинской были дети от Николая.

Сама балерина в мемуарах на вопрос о детях отвечала отрицательно. Но, видимо, всей правды рассказать она так и не решилась.

После того как Русская Православная церковь канонизировала семью последнего русского императора, наиболее радикальные представители православно-монархических кругов решили провести историческую ревизию, убрав из биографии Николая II все, что, по их мнению, может бросить тень на императора. И, хотя романтические отношения с Матильдой Кшесинской, с точки зрения канонов РПЦ, не могут поставить под сомнение решение о канонизации Николая Романова, радикалы во главе с депутатом Госдумы Натальей Поклонской пытаются убедить общество в том, что связи последнего царя и балерины не было.

Николай II и Матильда Кшесинская (Факты + Биография)

Матильда Кшесинская – выдающаяся балерина, уникальный стиль которой обусловлен безупречностью итальянской и лиричностью русской балетных школ. Её имя и сегодня ассоциируется с целой эпохой, великим временем для русского балета. Эта уникальная женщина прожила очень долгую и насыщенную событиями жизнь, не дожив до столетия лишь несколько месяцев.

Содержание статьи

Биография Матильды Кшесинской

Матильда Кшесинская родилась 31.08.1872 г. в Санкт-Петербурге в семье балеруна Феликса Кшесинского, которого в 1851 году сам Николай I пригласил из Польши. Её мать Юлия Деминская, была солисткой кордебалета. Дед Матильды Ян был известным скрипачом и оперным певцом – выступал в Варшавской опере. Сама балерина училась в Императорском театральном училище в Петербурге, и успешно его закончила экстерном 23.03.1890 года. В этот день в экзаменационной комиссии традиционно сидел Александр III в сопровождении сына и наследника престола Николая II. Семнадцатилетняя балерина замечательно проявила себя, и сам император предсказал, что она вскоре станет украшением и гордостью российского балета.

Сразу после училища Матильда была приглашена в Мариинский театр. Там уже работала её старшая сестра Юлия, поэтому Матильду долгое время называли «Кшесинская вторая». Юная балерина отличалась невероятной работоспособностью: могла часами упражняться у станка, превозмогая боль в ногах.

В 1898 году девушка начала брать уроки у выдающегося итальянского танцора Энрико Чеккетти, и через 6 лет балерина стала примой. Среди ее репертуара были Одетта, Пахита, Эсмеральда, Аврора и принцесса Аспиччия. Российские и зарубежные критики отмечали ее безупречную технику и «идеальную легкость».

! Матильда Кшесинская первая русская балерина, успешно выполнившая подряд 32 фуэте. До неё это удавалось только итальянке Пьерине Леньяни, соперничество с которой продолжалось долгие годы.

Революция и переезд Кшесинской

После революции 1917 года особняк Кшесинской заняли большевики, и Матильда с сыном вынуждена была покинуть Россию. В Париже Кшесинская открыла свою школу балета. Тем временем семья Николая II была расстреляна.

Матильда Кшесинская 18 июня 1902 года родила внебрачного сына от князья Сергея Михайловича.

В 1921 году Матильда Кшесинская вышла замуж за Андрея Владимировича. Супруги прожили вместе остаток жизни.

В 1956 году умер её муж, а в 1974 году – сын. Матильда написала мемуары — они были изданы в 1960 году. Великая балерина скончалась в 1971 году. Её похоронили в пригороде Парижа на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Матильда Кшесинская и Николай II, кратко факты об их отношениях.

Отношения балерины и цесаревича, которому на тот момент было 22 года, начались сразу же после выпускного экзамена на званом ужине. Наследник престола серьезно увлекся воздушной балериной. Императрица Мария Федоровна с одобрением отнеслась к увлечению сына, поскольку ее не на шутку волновало то, что до встречи с Матильдой её сын не проявлял интереса к представительницам прекрасного пола.

Долгое время возлюбленные довольствовались случайными встречами. Матильда подолгу смотрела в окно перед каждым спектаклем, надеясь увидеть возлюбленного, поднимающегося по ступеням, а когда замечала его присутствие, танцевала с ещё большим энтузиазмом.

Весной 1891 года, после длительной поездки в Японию, наследник в первую очередь отправился к Матильде.

С января 1892 года их конфетно-букетный период закончился и отношения перешли в следующую фазу — Николай II стал оставаться на ночь в квартире балерины. Вскоре цесаревич подарил балерине особняк. Их отношения длились два года, но молодой император понимал, что ему придется вступить в «равный брак» и расстаться с прекрасной балериной.

Перед женитьбой цесаревич поручил своему кузену, князю Сергею Михайловичу, который был в то время президентом Русского театрального общества, заботиться о Матильде. У молодого императора на тот момент еще оставались чувства к бывшей возлюбленной. В 1890 году он подарил приеме в честь ее бенефиса красивую бриллиантовую брошь с сапфиром и двумя крупными бриллиантами.

По слухам, Кшесинская стала примой Мариинского в 1886 году благодаря протекции Николая II.

Разрыв романа между Николаем II и Кшесинской

Роман примы-балерины с императором длился до 1894 года и оборвался после помолвки Николая с принцессой Алисой Дармштадской, внучкой королевы Виктории.

Матильда очень переживала из-за разрыва, но не осуждала Николая II, поскольку понимала, что венценосная особа не сможет связать свою жизнь с балериной. Матильда была готова к такому исходу — она сдержанно попрощалась с Николаем, держа себя с достоинством королевы, но никак не тоской брошенной любовницы.

Отношения были полностью разорваны, но Матильда продолжала воодушевленно парить над сценой, особенно когда видела в царской ложе своего бывшего венценосного любовника. Николай II, надев корону, полностью погрузился в государственные заботы и в омут семейной жизни с бывшей принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.

После своего десятилетнего бенефиса Матильда была представлена другому кузену императора – князю Андрею Владимировичу. Засмотревшись на красавицу, князь случайно опрокинул на ее шикарное французское платье бокал вина. Но Матильда решила, что это счастливый знак. И действительно, этот роман вскоре завершился женитьбой, а в 1902 году балерина родила сына Владимира.

Оцените, пожалуйста, статью, автор старался 🙂 :

Матильда Кшесинская. Подлинная история примы-балерины Мариинского театра

Создателям нашумевшего фильма «Матильда» удалось почти невозможное: не обратить никакого внимания на изобилие любопытных, неоднозначных, полных драматизма сюжетов выбранной эпохи, пренебречь яркими и сложными характерами ее действующих лиц. С героиней фильма настоящая Матильда имеет мало общего, кроме имени и профессии. История ее творческой карьеры свидетельствует не только о «дамских талантах», но и о незаурядном характере и большой силе воли в достижении поставленной цели. Впрочем, нельзя не признать, что жизнь и карьера Кшесинской – как в России, так и в эмиграции – были крепко связаны с домом Романовых.

В апреле 1892 г. будущий император Николай Александрович, размышляя о своей любви к принцессе Алисе Гессенской и о природе любви вообще, перечислял в дневнике и свои юношеские увлечения: «…весьма странное явление, которое я в себе замечаю: я никогда не думал, что два одинаковых чувства, две любви одновременно совместимы в душе. Теперь уже пошел четвертый год, что я люблю Аликс Г<ессенскую> и постоянно лелею мысль, если Бог даст, на ней когда-нибудь жениться! На следующую зиму я сильно влюбился в Ольгу Д<олгорукую>, теперь, впрочем, это прошло! А с лагеря 1890 года по сие время я страстно полюбил (платонически) маленькую К<шесинскую>. Удивительная вещь наше сердце! Вместе с этим я не перестаю думать об Аликс!

Право, можно было бы заключить из этого, что я очень влюбчив? До известной степени да; но я должен прибавить, что внутри я строгий судья и до крайности разборчив!»

Нет причин не верить дневниковым признаниям Ники, скрупулезно записывавшего и чаепития, и количество убитых на охоте зайцев (отдельно русаков и беляков). Но если влюбленность в княжну Ольгу Александровну Долгорукую и еще одна, неупомянутая в дневнике, – в английскую принцессу Викторию Уэльскую – прошли без публичного резонанса, то роман с балериной Кшесинской был окружен и скандалами, и слухами, и немаловажными для императорской семьи последствиями. Впрочем, последствиями совсем иного рода, чем это принято представлять в костюмных мелодрамах.

Матильда Кшесинская родилась в 1872 г. под Петербургом в семье артистов балета. Знакомство этой семьи с российскими самодержцами началось еще до ее рождения. В мемуарах балерина писала, что ее отец в 1835 г. выступал перед Николаем I в Варшаве и царь (по ее словам, большой любитель мазурки) позже пригласил его среди других исполнителей польских танцев в Петербург.

В 1890 г., после окончания Императорского театрального училища «Кшесинскую вторую» («первой» числилась старшая сестра) приняли в балетную труппу Мариинского театра. С наследником престола она познакомилась как раз во время выпускного экзамена. За праздничным ужином Александр III шутливо предупредил ее и сына: «Только не слишком-то флиртуйте!»

Предупреждение прошло втуне: между наследником и обаятельной, веселого нрава балериной начался роман. Поначалу бесстрастные и краткие записи Николая в дневнике 1890 г. становятся гораздо эмоциональнее после его возвращения из восточного путешествия:

«10 июля. Вторник. Был в театре, ходил на сцену».

«17 июля. Вторник. Кшесинская 2-я мне положительно очень нравится».

«30 июля. Понедельник. Разговаривал с маленькой Кшесинской через окно».

«1 августа. Среда. В 12 часов было освящение штандартов. Стояние у театра дразнило воспоминания».

1893 г., 25 января: «Вечером полетел к моей М.К. и провел самый лучший с ней вечер до сих пор. Находясь под впечатлением ее – перо трясется в руке!»

Разгар романа пришелся на зиму 1892–1893 гг. «Нас все более влекло друг к другу, и я все чаще подумывала о том, чтобы обзавестись собственным уголком. Встречаться у родителей становилось просто немыслимым», – вспоминала Кшесинская. В это время она нашла «маленький прелестный особняк на Английском проспекте, № 18, принадлежавший Римскому-Корсакову», который наверняка приглянулся ей и своей историей: он был построен двадцать лет назад великим князем Константином Николаевичем для своей возлюбленной – балерины Кузнецовой.

В мемуарах маленькая Кшесинская (действительно, всего 153 см!) подробно, до мелочей вспоминает визиты наследника и великих князей в «прелестный особнячок». В своих воспоминаниях она строго придерживалась одной линии: любовь с наследником была горяча и взаимна, но невинна; его брак был вынужденно династическим, поэтому балерина с самого начала отношений благоразумно не претендовала на важную роль в его судьбе.

Заявления о взаимной любви («…когда государь со свитою обходил фронт полка, наследник, идя за ним, в упор смотрел на меня, а я на него моими влюбленным глазами») чередуются в мемуарах с перечислением всевозможных «трофеев» (дорогих вин, мебели, украшений – знаков внимания великих князей, офицеров и знаменитостей) и подарков от Ники («…наследник подарил восемь золотых, украшенных драгоценными камнями чарок для водки»; «подарки были хорошие, но не крупные»). «Предстоящий сезон обещал быть исключительным. Я ожидала наследника у себя в доме, могла свободно и когда хотела его принимать, а в то же время в театре я должна была получать первые роли в лучших балетах и выступать уже как настоящая балерина в целом балете, а не в отдельных небольших ролях», – Кшесинская легко и не особо смущаясь совмещала личное со служебным.

О том, что этот роман рано или поздно должен окончиться, оба понимали с самого начала. Примечательно, что в еще декабре 1891 г., задолго до помолвки, в то время, когда дневник велся исключительно для собственных глаз, Ники делает весьма эмоциональную запись: «…Невольно этот разговор (беседа «мама» с одной из фрейлин. – С. В.) затронул ту мечту и ту надежду, которыми я живу изо дня в день… Моя мечта – когда-нибудь жениться на Аликс Гессенской. Я давно ее люблю, но еще глубже и сильнее с 1889 года, когда она зимой провела шесть недель в Петербурге! Я долго противился моему чувству, стараясь обмануть себя невозможностью осуществления моей заветной мечты! Но теперь, когда Эдди (Альберт Виктор Эдуард, старший сын принца Уэльского, с согласия королевы Виктории сватался к Аликс, однако получил отказ. – С. В.) оставил или был отказан, единственное препятствие или пропасть между ею и мною – это вопрос религии!»

Вопрос в итоге решился: в апреле 1894 г. была объявлена помолвка Ники и Аликс, а в ноябре, после восшествия на престол – свадьба. В мемуарах Матильда записала лишь общие возвышенные фразы о царе («…чувство долга и достоинства было в нем развито чрезвычайно высоко») и царице («…в ней наследник нашел себе жену, целиком восприявшую русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину больших душевных качеств и долга»). При расставании она лишь трогательно попросила разрешения обращаться к нему в письмах на «ты», как и прежде, и в нужде просить о помощи.

На деле все было несколько сложнее: после помолвки Алиса Гессенская в Англии получила неприятные анонимные письма с оскорбительными сведениями о Ники. Вчитываться она не стала, показала письма жениху, и тот исповедался ей в своем завершенном романе. Николай дал прочесть невесте дневник и впредь открыл ей доступ к его записям. Примирение было полным: в том же дневнике 8 июля 1894 г. Аликс растроганно записала: «Мой родной, дорогой мальчик, никогда не меняющийся, всегда верный… Словами не выразить мою любовь, восхищение и уважение – что прошло, то прошло и никогда не возвратится, и мы можем спокойно вспоминать об этом – нас всех искушают в этом мире, и… когда мы раскаиваемся и возвращаемся к добру и на верный путь, Бог нас прощает… Прости, что я пишу так много, но я хочу, чтобы ты был совершенно уверен в моей любви к тебе и в том, что я люблю тебя еще больше с тех пор, как ты рассказал мне об этой маленькой истории. Твое доверие ко мне тронуло меня так глубоко, и я молю Господа оказаться всегда достойной его. Благослови тебя Бог, любимый Ники!»

Роман Кшесинской с Николаем завершился, но рачительная балерина всегда держала эту историю в качестве козыря для своей карьеры, который в сочетании ее несомненным талантом и трудолюбием приносил немалые плоды. До «охлаждения» Кшесинская не только не скрывала, а напротив, старалась афишировать свои отношения с будущим царем, а после – напоминать о них. Отсвет власти и всемогущества державного друга падал и на нее. Среди множества слухов и сплетен о ней – чаще всего скандальных и диких – были и вполне обоснованные.

Еще во время романа она вела себя довольно надменно с коллегами по цеху и требовала к себе особого отношения. «Кшесинская очень заважничала с тех пор, как находится для особых милостей», – записывали любители городских новостей. Когда Ксешинская не получила роли в парадном балете Большого театра в честь коронации, она сочла это оскорблением и обратилась с жалобой к его дяде, великому князю Владимиру Александровичу. Дирекции Императорских театров было приказано «пропустить» балерину. «Моя честь была восстановлена, – радовалась Кшесинская, – и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал».

Дальше – больше: отец балерины во время ее бенефиса и угощения шампанским, устроенным великим князем Сергеем Михайловичем, требовал от официантов, чтобы «они откладывали бутылки и отнесли к нему», угрожая жалобой самому «государю-императору». Позже на одном из спектаклей Кшесинская отказалась надеть предписанный сценарием костюм, за что в соответствии с правилами ей был выписан штраф (относительно небольшой). Матильда вновь сочла, что тем самым директор Императорских театров князь С. М. Волконский нанес ей оскорбление, и обратилась к царю с просьбой этот штраф отменить (впрочем, конфликт балерины с директором эпизодом не исчерпывался этим). Царь отдал приказ, а директор подал в отставку.

Скандалы и капризы прим случались во все времена, но здесь – из-за тщеславия танцовщицы и капризов государя, действовавшего вне закона, – престиж и без того уже не очень прочного трона неуклонно понижался в глазах общественного мнения. Тем временем карьера Кшесинской продолжала идти в гору: Матильда совершенствовала технику (сочетая итальянскую и русскую балетные традиции) и с 1896 г. пребывала в статусе прима-балерины. Впрочем, в 1904 г. она оставила Мариинский театр, появлялась лишь изредка на разовых выступлениях.

После расставания с Николаем близкие отношения Кшесинской с представителями царской фамилии не закончились. «Князь Сергей Михайлович баловал меня, как мог, ни в чем не отказывал и старался предупредить все мои желания», – вспоминала она о жизни с двоюродным дядей царя. Современник вспоминает: «Сергей Михайлович никогда не женился, хотя его верная подруга, известная балерина, сумела окружить его атмосферой семейной жизни». В 1902 г. «верная подруга» подарила Сергею Михайловичу сына, правда, от другого великого князя – Андрея Владимировича.

Слухи о способности Кшесинской влиять на решения высшей администрации не ослабевали вплоть до самой революции. К посредничеству балерины прибегал знаменитый антрепенер Сергей Дягилев, решивший, «помимо оперного, организовать и сезон балета» и хлопотавший о покровительстве и государственной субсидии. Правда, Дягилев отдал роль Жизели Анне Павловой и посредничество не состоялось («…совершенно очевидно, что после этого я уже не собиралась хлопотать о выделении субсидии для выступлений»). Впрочем, через два года Кшесинская с Дягилевым помирилась, и в Лондонский сезон 1911 г. она танцевала отдельные части «Лебединого озера» и «Спящей красавицы». Ее партнером был Вацлав Нижинский, с которым она танцевала и раньше. Нижинский «очень ценил то, что я сделала для него в начале его творческого пути, и до конца своих дней был мне за это благодарен. В знак симпатии он подарил мне красивую икону, сделанную из перламутра, в серебряном окладе», – такой образ гениального танцовщика оставила потомкам Кшесинская.

Сильный характер и жизнелюбивый нрав Матильды в полной мере проявились в тяжелые времена: во время Первой мировой войны она на свои деньги оборудовала два госпиталя, танцевала для раненых, устраивала друзьям роскошные проводы на войну.

После Февральской революции 1917 г. Кшесинская вынуждена была бежать из дома – известного роскошного особняка в стиле «северный модерн» в начале Каменноостровского проспекта, в котором вскоре расположился штаб большевиков. Матильда не сдалась без боя: наняла адвоката и пыталась отсудить у захватчиков дом. Мировой судья постановил выселить из дома революционные организации «со всеми проживающими лицами и очистить помещение от их имущества», однако законы в революционном Петрограде уже не работали, и помещение от имущества «очищали» солдаты, сломавшие и разграбившие все, что смогли. «Как-то, проезжая мимо своего дома, я увидела Александру Коллонтай, прогуливающуюся по моему саду в моем же горностаевом манто», – писала потом бывшая хозяйка дома.

Кшесинская выехала с сыном в Кисловодск, к великому князю Андрею Владимировичу. «В моей душе боролись чувство радости снова увидеть Андрея и чувство угрызения совести, что оставляю Сергея одного в столице, где он был в постоянной опасности. Кроме того, мне было тяжело увозить от него Вову, в котором он души не чаял». Опасения ее не подвели: в 1918 г. Сергей Михайлович был расстрелян в Алапаевске. Кшесинская же с семьей эмигрировала. Поначалу они поселились на принадлежавшей ей вилле на юге Франции, и в 1921 г. они с великим князем Андреем Владимировичем поженились.

«С первого дня жизни в эмиграции нас беспокоила мысль о том, как обеспечить себе кусок хлеба. В России мы потеряли все, что имели, и приехали за границу нищими. Поначалу, заложив мою виллу, мы кое-как сводили концы с концами. После смерти великой княгини Марии Павловны Андрей получил свою долю драгоценностей, но… подходящий момент для того, чтобы обратить драгоценности в деньги, был упущен, а полученная сумма была гораздо меньше оценочной стоимости», – писала Кшесинская о жизни в эмиграции.

Поскольку муж занимался политикой, а сын не работал и предпочитал жизнь за счет богатых пожилых дам, то о содержании семьи стала заботиться Матильда. В 1929 г. после переезда в Париж она открыла балетную студию, ставшую весьма популярной. Об образе жизни и увлечениях Матильды, о которых не упоминается в мемуарах, косвенно говорят слухи: переезд семьи в Париж знакомые связывали с проигрышами балерины в Монте-Карло. «А правда заключается в том (и я никогда этого не отрицала), что я всю жизнь любила играть, но никогда не делала высоких ставок», – возмущалась та несправедливыми сплетнями.

Имя Кшесинской было хорошо известно, и число учениц без всякой рекламы доходило до 150 человек (1939). Среди них – Татьяна Рябушинская и дочери Фёдора Шаляпина. Последний раз Матильда выступала на сцене в 1936 г., когда танцевала «Русскую» в лондонском Ковент-Гардене.

Вторая мировая война оказалась для нее тяжелым испытанием: в 1940 г. Владимира Красинского – сына Матильды – в числе 300 русских эмигрантов арестовало гестапо. Пришлось задействовать все возможные связи (по слухам, Кшесинская даже добилась встречи с начальником гестапо Генрихом Мюллером) для его освобождения – это произошло через несколько месяцев.

После войны балерина продолжала работать: в 1951 г. ее пригласили на собрание Федерации русского классического балета. Целью Федерации было «сохранение основных канонов русского классического танца и обучение с помощью методики, разработанной в Императорских балетных училищах», –  Матильда с радостью согласилась давать там уроки.

В 1956 г. Андрей Владимирович умер. «В семье Романовых мужчины редко жили дольше 70 лет», – отметила сроднившаяся с царской династией балерина. Сама она не дожила лишь нескольких месяцев до своего столетия.

Одно из самых ярких впечатлений – гастроли московского Большого театра в 1958 г. в Париже. О них в конце мемуаров Матильда Феликсовна напишет: «Несмотря на то, что после смерти мужа я нигде не бывала и проводила все время в студии или дома, по такому случаю я решила нарушить это правило и поехала в Оперу. На спектакле я плакала от счастья… Это был все тот же балет, что и сорок лет назад!»

 

Что неправда в «Матильде»

В широкий прокат вышла картина «Матильда», которая еще до премьеры вызвала ожесточенные дискуссии. TUT.BY сходил на фильм, сравнил авторскую версию Алексея Учителя с реальными историческими событиями, проанализированными в научной литературе, а также нашел прямые ошибки, которых вполне можно было избежать.

Уточним, что TUT.BY не намеревается осуждать режиссера за (не)сознательное отклонение от исторической правды. В конце концов, каждый художник имеет право на творческую интерпретацию событий. Другой вопрос, что многие зрители (автор строк — не исключение) склонны во многом доверять таким биографическим лентам. А правда, к сожалению, часто остается неизвестной.

Помолвка при жизни царя

Самая главная претензия историка к фильму «Матильда» — сознательное смещение акцентов. Согласно сюжету фильма, император Александр III одобряет выбор своего сына, который, говоря современным языком, встречается с балериной Матильдой Кшесинской. Но умирает, когда решение о кандидатуре невесты еще не принято. В результате после смерти отца молодой император оказывается перед нелегким выбором между своей невестой Аликс (будущей императрицей Александрой Федоровной) и Матильдой.

В реальности никакого любовного треугольника не было. О помолвке Николая и Аликс было публично объявлено еще при жизни Александра III. Невеста находилась с семьей своего суженого до смерти императора, свадьба состоялась менее чем через неделю после похорон. Отношения между балериной и наследником закончились перед помолвкой последнего. С того времени герои ни разу не общались наедине.

Решение о браке — краеугольный камень в сюжете картины, придуманный сценаристом. Если следовать исторической правде, то придуманный конфликт разваливается на глазах. Поэтому логичнее воспринимать «Матильду» как работу в жанре «альтернативная история». К примеру, в фильме Тарантино «Бесславные ублюдки» один из героев расстреливает Гитлера из автомата и вся верхушка рейха гибнет при взрыве и пожаре кинотеатра. И это никого не смущает.

Матильда — княгиня? Почему бы и нет!

Согласно сюжету фильма, Николай II до последнего не оставлял надежды жениться на Матильде. Для этого он решил доказать, что род Кшесинской имел княжеские корни. Балерина и великий князь Андрей Владимирович (друг молодого императора и будущий муж балерины) отправляются в библиотеку, где ищут сведения о древнем роде, к чьей родословной можно приписать Кшесинских. Увы, тут создатели фильма передают нам привет из ХХ века.

В то время будущий монарх мог заключить брак только с особой, равной ему по статусу. Поскольку европейских династий было совсем немного, выбор невест оказывался минимальным, а кровосмешение — неизбежным. Например, по линии своего отца Аликс являлась и четвероюродной теткой, и троюродной сестрой Николая. За десять лет до их брака Элла (в православии Елизавета Федоровна), старшая сестра Аликс, вышла замуж за Сергея Александровича, дядю Николая.

Но даже если бы Кшесинская была княгиней, она могла в лучшем случае рассчитывать на морганатический брак. Так, дедушка ее возлюбленного Александр II заключил подобный союз с Екатериной Долгоруковой, которая получила титул княгини Юрьевской. Да и то это случилось, когда император уже был давно на троне, а у него имелся наследник.

Что касается отречения от престола — кстати, в мемуарах балерина утверждала, что никогда не обращалась к наследнику с таким предложением, — то похожая история случилась в Англии, когда король Эдуард VIII отрекся от трона, чтобы жениться на любимой женщине (к тому же разведенной). Правда, это событие случилось в 1936 году. Так что за сорок лет до этого счастье Матильды с Николаем было невозможным.

Голой груди не было!

«Матильда» вряд ли порадует и любителя эротики. По словам кинокритика Анны Ефременко, там «даже спонтанный секс происходит по интуитивно понятной инструкции от IKEA». Но одна радость для любителя ню все-таки есть: в одном из эпизодов у Матильды оголяется грудь (это мелкая пакость со стороны конкурентки, которая дергает завязку сценического костюма на ее спине). Но смелая солистка не тушуется и танцует партию до конца. Тем более что потрясенный Николай обратил на нее внимание только после этого эпизода (теперь понятно, чем надо удивлять 22-летних наследников престола).

Разумеется, такой сцены в реальности не было. Скандал в балетном Петербурге произошел лишь в 1911 году. И случился не с женщиной, а с мужчиной. Во время постановки балета «Жизель» великий танцовщик Вацлав Нижинский вышел на сцену в обтягивающем трико (до этого исполнители этой партии надевали наверх шаровары). Александра Федоровна, сидевшая в царской ложе, засмеялась, но у остальных членов императорской семьи такая вольность вызвала смятение. В результате Нижинский был уволен из Мариинского театра.

Если читатель обратится к фотографиям спектаклей того времени (например, они опубликованы в книгах Веры Красовской, наиболее авторитетного специалиста по истории дореволюционного балета), то увидит, что лиф (верхняя часть костюма у танцовщиц) был более закрытый, а его ширина на плечах оказывалась намного толще, чем у современных артистов. Тогда в костюмах почти не использовались теперешние, почти невидимые шлейки. Поэтому если обтягивающее трико, как у Нижинского, на рубеже веков было возможно, то легкий стриптиз — никак.

Бал на крови

Во время коронации Николая II случилась Ходынка — массовая давка на Ходынском поле (теперь оно находится на территории современной Москвы). Не менее полумиллиона человек пришло туда на массовое гулянье в честь коронации. Многих привлекли слухи о подарках и раздаче ценных монет. В ходе давки погибли 1379 человек и были покалечены более 900. Если верить фильму, Николай прибыл на место трагедии, распорядился похоронить каждого убитого в отдельной могиле (а не в общей, как предлагали нерадивые подчиненные), выделить их родственникам из казны деньги, а потом стал на колени, раскаиваясь в неумышленном преступлении.

В реальности Ходынское поле очистили от следов трагедии… и продолжили празднование. К примеру, на этом же поле оркестр играл концерт. Вечером в Кремлевском дворце продолжились празднования, а во французском посольстве прошел бал. Монархисты доказывали, что Николай II не отменил бал, верный союзническим обязательствам. Но в любом случае репутация императора была серьезно испорчена.

После этой сцены даже странно, что Наталья Поклонская обвиняла режиссера фильма Алексея Учителя в осквернении памяти последнего российского императора. Скорее, в фильме есть идеализация его образа.

Император в коляске и Аликс на мотоцикле

В картине хватает и других неточностей. К примеру, крушение императорского поезда произошло за шесть лет до смерти императора Александра III, когда его сын даже не был знаком с Кшесинской. Но для фильма очень не хватало красивой картинки. Поэтому в кадре появляется и подвода с мужиком, которая не успела переехать пути, в результате чего в нее врезался поезд (в реальности никакого крестьянина не было. По одной версии, причиной оказалась слишком высокая скорость, по другой — гнилые шпалы). А императора после аварии мы видим в инвалидной коляске. Для того времени это было немыслимо: слухи о состоянии Александра III тотчас бы разлетелись по столице.

Или другой пример. Александра Федоровна привозит с собой немецкого доктора. Будущая свекровь выгоняет его из дворца. Доктор уже заводит мотоцикл, когда Аликс выходит из дворца, садится у него за спиной, и они выезжают вместе. Вы можете себе представить, чтобы в конце ХIХ века без пяти минут жена императора ездила по столице на мотоцикле за спиной малознакомого мужчины? Не побоюсь показаться категоричным — это невозможно.

Ради объективности добавлю: если бы «Матильда» оказалась удачным фильмом, ее художественные достоинства перекрыли бы многие из этих перечисленных недостатков. Но, судя по фильму, король, точнее император, оказался голым. Или все-таки только Матильда?

История Прессы | Царь-скрещенные любовники? Правда о Николае II и «Матильде»

В России разгорелись споры по поводу нового фильма. Матильда в постановке Алексея Учителя рассказывает о любовной связи будущего Николая II, последнего императора России, и молодой польской балерины Матильды Кшесинской (Матильда Кшесинская) из Императорского балета в Санкт-Петербурге. Роман, который начался медленно и достиг своего пика в 1893 году, был прерван перед обручением Николая с принцессой Аликс Гессенской и Рейнской в ​​1894 году.

Николай II и его семья были канонизированы страстотерпцами, и противники считают фильм кощунственным. У офисов кинокомпании активисты сожгли машины, прошли шествия, протесты и угрозы сжечь все кинотеатры, в которых будет показан фильм. Многие россияне обижаются, потому что в фильме показаны интимные сцены между Николаем и его любовницей, хотя он тогда еще не был женат (как и Матильда).Депутат Госдумы Наталья Поклонская заявила, что показ святых, занимающихся сексом, «оскорбляет чувства верующих».

И все это еще до того, как оно стало общедоступным.

Судя по тому, что я слышал от друзей в России, фильм — это чистый вымысел, с целым рядом событий, которых просто не было. Да, между Николасом и Матильдой был роман — об этом свидетельствуют дневники Николая и сохранившиеся отрывки из дневников Матильды. Нет, ее не было на коронации, и Николас не мог ее там видеть.И «нет» многому другому, включенному в этот фильм.

Когда я писал Imperial Dancer , я исследовал утверждения о том, что она и Николас продолжали встречаться после его свадьбы, и обнаружил, что они не соответствуют действительности. Как и его отец Александр III, Николай II был полностью верен своей жене. Русская православная церковь разместила по всей Москве рекламные щиты, на которых изображены «слова о любви», которыми обмениваются Николай и Александра. Никто никогда не сомневался в их любви друг к другу.

Что касается Матильды, то ее жизнь была достаточно драматичной, даже если не прибегать к художественной литературе. После того, как роман с Николаем закончился, она стала любовницей еще двух великих князей. Один из них был отцом ее сына. Какой из них все еще открыт для обсуждения. Когда ей сказали, что она должна гордиться двумя великими князьями у ее ног, Матильда сказала: «Что в этом такого удивительного? У меня две ноги! »

Она была партнером великого Вацлава Нижинского на сцене, накопила большое состояние и стала силой, с которой считались в Императорских театрах.После революции большевики реквизировали ее особняк, и Ленин произносил речи с балкона. Вынужденная бежать, почти ничего не осталось, а ее драгоценности на миллионы рублей (подарки от великих князей, которыми она щеголяла на сцене) были потеряны на игровых столах Монте-Карло.

Так фильм должен быть фактом или вымыслом? Я не возражаю против исторических фильмов, если они придерживаются некоторого подобия правды. В конце концов, правда часто бывает более захватывающей, чем вымысел, и нигде это не проявляется так явно, как в жизни Матильды Кшесинской.

Автор: Корин Холл

Возможно, вам также будет интересно:

.

Нежелательный скандальный фильм про последнего российского императора

Судя по всему, официального запрета на распространение скандального фильма Алексея Учителя «Матильда» не потребуется. Российские кинотеатры и дистрибьюторские сети отказываются показывать фильм из-за угроз поджога и других агрессивных действий.

По последним данным, крупнейшая в России сеть кинотеатров — конгломерат «Синема Парк» и «Формула кино» (сеть насчитывает 612 кинозалов в 74 киноцентрах) решила исключить «Матильду» из своего расписания.В пресс-релизе компании говорится, что решение было принято на основании «противоправных действий со стороны оппонентов» фильма. По мнению экспертов, решение снизит запланированные кассовые сборы на 20 процентов.

Ходят слухи, что другая крупная сеть — Karo Film — намерена принять такое же решение. Администрация сети якобы попросила правоохранительные органы принять беспрецедентные меры безопасности, чтобы зрители могли смотреть «Матильду».

Несколько дней назад премьера «Матильды» прошла во Владивостоке, столице Дальнего Востока России.Как и ожидалось, зрители были не шокированы, а скорее разочарованы: размах кампании против фильма Учителя предполагал, что кинозрители увидят нечто совершенно шокирующее и возмутительное. Незадолго до премьеры кто-то «заминировал» местный торговый центр. Премьера состоялась во Владивостоке, но была отменена в Москве, где представители Illusion Cinema сослались на «технические причины».

С одной стороны, некоторые женщины требуют наказать создателей трейлера Матильды, поскольку они обещали им «раскрыть тайну семьи Романовых».«Соответствующее заключение было подано в петербургское отделение Федерального арбитражного суда России.

С другой стороны, некоторые психически неуравновешенные мужчины водят автомобили УАЗ с топливными и газовыми баллонами в кинотеатры (где, кстати, находилась Матильда.

Вся история разворачивается вокруг фильма, производство которого координировалось в Минкульте.Наталья Поклонская, бывший прокурор Крыма, ныне депутат, обратила внимание общественности на темную сторону фильма. финансирование производства.В ответ адвокат Алексея Учителя попросил компетентные органы изучить обвинения Поклонской.

Наталья Поклонская давно выступает против того, чтобы «Матильда» провоцировала нездоровые, если не сказать сектантские настроения среди православных. В Санкт-Петербурге 31 августа была предпринята попытка поджечь студию «Лендок», где творческий коллектив работал над съемками «Матильды». Машины были сожжены возле офиса адвоката Алексея Учителя. В Екатеринбурге вышеупомянутый психически неуравновешенный мужчина протаранил микроавтобус у местного киноцентра около 5:00.м.

Поклонская ссылается на 100 000 подписей, собранных сторонниками запрета на показ фильма в российских кинотеатрах. После поджога в Омске администрация пострадавшего дома решила застраховать имущество до премьеры скандального фильма.

В то же время шумиха вокруг фильма лишена всякого смысла. Финансовая сторона вопроса, то есть выделение средств на съемки и правильное расходование денег, напрямую не связана с запретом на распространение фильма в России.

Писательница и сторонница монархии Елена Чудинова, автор весьма неоднозначных книг «Мечеть Нотр-Дам» и «Победители» сказала «Правде.Ру» по теме:

«Я родилась в СССР и Я против цензуры. Каждый имеет право высказать свое мнение! Но я как налогоплательщик имею право требовать, чтобы такая гадость не финансировалась из бюджета. Нельзя финансировать это! Пусть снимают такие фильмы своими денег, а потом покажите в маленьком кинотеатре! Православие де-факто наша государственная религия.Зачем оскорблять святость? »

« Как бы ваши оппоненты ни пытались оклеветать образ последнего российского императора, это совершенно бессмысленно. Возьмите жития святых. Есть много святых, начиная с Марии Египетской, которых сначала нельзя было назвать святыми. » не разрушать память о последнем императоре. Эта память еще живет! »

Если коротко, то позиция известного монархиста и общественного деятеля такова: нельзя посягать на свободу совести, вводя запреты.

Действительно, если мы взглянем всего на нескольких православных святых, включая, например, святых равноапостольных Константина или Владимира, святых Александра Невского или святых Петра и Февронию, мы увидим, что до своего прославления у многих из них были темные периоды в жизни, которые противоречили их последующему мировоззрению и их освящению. Фильм Алексея Учителя не затрагивает мученическую кончину последнего российского императора в тюрьме и во время его казни, фильм никоим образом не порочит и не унижает святость.В довершение ко всему, фильм не отрывает от образа русского царя как верного и добродетельного семьянина.

Справка: «Матильда» — российский исторический драматический фильм режиссера Алексея Учителя, который выйдет в прокат 26 октября 2017 года. Фильм рассказывает о взаимоотношениях примы-балерины Матильды Кшесинской и цесаревича Николая Александровича (Николай II).

Фильм рассказывает о романтических отношениях между наследником российского престола Николаем (Николаем) Романовым и прима-балериной Императорского театра Матильдой Кшесинской с момента, когда 22-летний наследный принц а 18-летний танцор впервые встретился в 1890 году до коронации Николая II и его жены Александры Федоровны в 1896 году.

Трейлер к фильму предполагает, что сюжет фильма основан на «любовном треугольнике» между Николаем II, его женой и Матильдой Кшесинской, в котором Николай до и после женитьбы сталкивается между двумя женщинами. Матильда и Александра, тогда как последняя изображена как мстительная и завистливая дама.

Александр Артамонов
Pravda.Ru

Читать статью в русской версии Pravda.Ru

.

хардкорных русских христиан заключены в тюрьму за поджоги автомобилей в скандале по фильму «Матильда» — RT Россия и бывший Советский Союз

Трое членов экстремистской группировки «Христианское государство» были приговорены к тюремному заключению за поджог автомобилей в ходе акции протеста против фильма 2017 года о романе между последним российским императором и артистом балета.

Все трое были приговорены Хамовническим районным судом Москвы к двум годам лишения свободы, сообщает агентство Интерфакс.Они признали себя виновными и заявили, что сожалеют о своих действиях. Просьбы позволили ускорить судебное разбирательство, а их приговоры были меньше, чем 2,5 года, которые требовала прокуратура.

Подробнее

Blasphemy, porn allegations, arson: How Russian Tsar love affair movie created furious debate
Blasphemy, porn allegations, arson: How Russian Tsar love affair movie created furious debate

Инцидент, по которому было возбуждено уголовное дело, произошел в сентябре 2017 года, незадолго до российской премьеры фильма «Матильда». Фильм основан на реальной истории романа Николая Романова, последнего русского царя, и балерины Матильды Кшесинской. .

Сюжет фильма и его постановка известного режиссера Алексея Учителя вызвали ряд протестов российских официальных лиц и простых граждан, которым не понравилось то, как в нем изображен последний российский император, которого канонизировал в лики святых. Русская Православная Церковь.

В какой-то момент адвокат Учителя сообщил, что неизвестные люди подожгли автомобили, припаркованные возле его офиса в центре Москвы. При осмотре места происшествия следователи обнаружили несколько записок с надписью « ожог для Матильды » и возбудили уголовное дело о умышленном повреждении имущества.Позднее трое подозреваемых были задержаны полицией.

Один из них был братом главы экстремистской группировки «Христианское государство», которая получила известность благодаря своей оппозиции фильму «Матильда». Лидер группы в настоящее время находится под судом за разжигание ненависти и раздоров, но был допрошен только в качестве свидетеля в связи с расследованием поджога.

Поджог не был самым серьезным инцидентом в более широком споре о «Матильде». В конце августа 2017 года кто-то пытался поджечь студию Учителя в Санкт-Петербурге.Петербург; а в начале сентября мужчина въехал на горящем грузовике с газовыми баллонами в екатеринбургский театр, где должен был быть показан фильм.

Русские православные верующие даже провели массовую акцию протеста в Санкт-Петербурге, пытаясь воспрепятствовать ее освобождению. В мероприятии приняли участие около 100 000 человек.

.

Дом русской балерины Матильды Кшесинской, хозяйки царя Николая II. Фондовая фотография

Похожие изображения

Дом Пашкова (Российская государственная библиотека)

Дом Пашкова, ныне принадлежит Российской государственной библиотеке

Дом Правительства РФ в Москве

Белый Дом Правительства Российской Федерации в Москве

Русский деревянный дом

Русская печь в доме, известковая побеленная

Фасад русского дома с каркасом

Старинный русский дом

Дом Правительства Российской Федерации (Белый дом)

Дом с привидениями по-русски

Белый дом, Российская Федерация, Москва

Перевёрнутый дом в ВВЦ в Москве

Окна на фасад деревянного дома.Древнерусский деревенский стиль

Крупным планом деревянный дом — открытое окно с резными красочными ставнями. Традиционный русский терем

.