Содержание

Храм святителя Николая чудотворца в Кленниках


Также могут вноситься изменения в расписание богослужений.

Смотрите также сообщения в группах «Клённики» в соцсетях ВКонтакте и Фейсбук.

Храм святителя Николая в Кленниках расположен в самом начале московской улицы Маросейка, в нескольких шагах от выхода из станции метрополитена «Китай-город».

История храма насчитывает не одно столетие. Впервые на этом месте была возведена деревянная церковь еще в середине 15 века, и с той поры здесь возносится молитва ко Господу за мiр и народ Божий.

 

В течение почти 60 лет – с 1932 по 1990 гг. – храм был закрыт, разорен и использовался как подсобное помещение, но по милости Божией молитвенная жизнь на этом святом месте ныне возобновлена.

Храм вновь засиял куполами, раскрыв двери навстречу входящим в него, и издалека слышен колокольный звон, зовущий к службам Божиим.

Взгляд прохожего, скользнув по окружающим серым высоким домам, возвращается к радующему глаз яркому зданию маленькой церкви – здесь и сами окна в окружении белых наличников приветливо глядят – зовут войти, задуматься, помолиться.

Так же точно было и во времена наших прадедов. И, как столетие назад, когда здесь служил настоятелем cвятой праведный Алексий, пресвитер Московский, верующие Москвы шли сюда за молитвенной помощью, так ныне и мы идем просить Господа и Его Пречистую Матерь о помощи в различных житейских и духовных нуждах, прибегая в молитве и к святым покровителям нашего храма:





Вновь и вновь взываем ко cвятителю Николаю, скорому на слышание и помощь;
Припадаем ко святым мощам cвятого праведного Алексия, пресвитера Московского, с твердой верой и надеждой на его молитвенное предстательство;
Просим святых молитв святого священномученика Сергия, положившего душу свою за паству;
И угодники Божии неустанно молятся о нас, не оставляя без надежды на милость Божию.

В храме 4 престола:





Казанской иконы Божией Матери;

Всех святых в земле Российской просиявших;

Св. праведного Алексия и священномученика Сергия;

Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Ежедневно совершается Божественная Литургия. Порядок вечерних богослужений указан в разделе «Расписание».

Духовенство храма


Николай ВАЖНОВпротоиерей, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Кленниках.

Родился 22 ноября 1954 года.

В 1972 году окончил среднюю общеобразовательную школу.

1 сентября 1973 года зачислен в 1-й класс очного отделения Московской Духовной Семинарии.

В 1981 году окончил Московскую Духовную академию.

24 декабря 1978 года рукоположен в сан диакона Святейшим Патриархом Пименом.

Определением Святейшего Патриарха от 29 декабря 1978 года назначен штатным диаконом Ильинского храма, что в Обыденном переулке г. Москвы.

 22 марта 1988 года удостоен ордена Святого равноапостольного князя Владимира III степени.

 23 июня 1991 года рукоположен в сан священника Преосвященным епископом Керченским Анатолием с продолжением служения в храме пророка Божия Илии, что в Обыденном переулке г. Москвы.

 21 августа 1991 года Святейшим Патриархом Алексием II утвержден в должности духовника сестринства во имя иконы Божией Матери Милостивая.

 18 декабря 1991 года указом Патриарха назначен настоятелем храмов Спаса Нерукотворного и Свято-Духовского в бывшем Зачатьевском монастыре.

 22 декабря 1991 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», Святейшим Патриархом Алексием II удостоен права ношения Набедренника, Камилавки и Наперсного Креста.

 29 августа 1995 года Святейшим Патриархом Алексием II возведен в сан протоиерея.

 22 апреля 2000 года удостоен права ношения Палицы, а 25 ноября 2004 года — права ношения креста с украшением.

 24 декабря 2003 года удостоен ордена Святого благоверного Князя Даниила Московского III cтепени.

 21 декабря 2005 года на епархиальном собрании г. Москвы указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен духовником священнослужителей г. Москвы.

 18 апреля 2008 года удостоен права ношения Митры.

 14 октября 2011 года указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен настоятелем храма свт. Николая Мирликийского в Кленниках г. Москвы.

 28 апреля 2013 года указом Святейшего Патриарха Кирилла удостоен права служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими Вратами до «Херувимской песни».

 2 декабря 2016 года удостоен ордена Преподобного Серафима Саровского III степени.

 1 декабря 2017 года удостоен Юбилейной медали «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви».

 20 марта 2018 года указом Святейшего Патриарха Кирилла удостоен права служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими Вратами до «Отче наш».

О святынях храма


Мощи святого праведного Алексия, пресвитера Московского

После кончины протоиерея Алексия Мечёва, последовавшей 9/22 июня 1923 года, его честные останки были погребены на московском Лазаревском кладбище. Но 15/28 сентября 1933 года, поскольку городскими властями было принято решение об упразднении этого кладбища, останки отца Алексия и его близких были перенесены на другой московский погост — «Введенские горы» (или Немецкое кладбище, как его чаще называют).

Могилка отца Алексия всегда была одной из самых посещаемых на кладбище. Как при жизни ему несли свои скорби сотни людей, оставляя свои горести и уходя с просветленными лицами, чувствуя в себе силы жить дальше — так и по отшествии его ко Господу Батюшка отец Алексий продолжал утешать приходящих.

Сколько тысяч верующих Москвы на протяжении более 70 лет, прошедших со дня кончины старца до его канонизации, приходили сюда излить душу, помолиться — нам неведомо. Служились панихиды, у памятника горел огонек лампадки, и горсточка песка, уносимая с могилки дорогого Батюшки, по его святым молитвам облегчала боль…

Любовь батюшки отца Алексия к своим чадам не иссякала, и в их число вливались новые поколения верующих.

Почитание старца Алексия не прекращалось никогда. И прославление его в лике святых праведных, совершенное Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20 августа 2000 года, воспринималось верующими с огромной радостью. Особенную радость испытывали немногочисленные дожившие до этого дня духовные дети святых праведного Алексия и священномученика Сергия Мечёвых, сумевшие сохранить и пронести через эпоху гонений живую память о прежних годах. 

Святые мощи св. прав. Алексия были обретены 16 июня 2001 года специальной комиссией во главе с епископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым). До момента их перенесения в маросейский храм святые мощи находились в Новоспасском монастыре.

29 сентября 2001 года с особой торжественностью: с преднесением икон храма и хоругвей многих московских церквей, при благовесте колоколов и молитвенном пении, многотысячное праздничное шествие, возглавляемое сонмом духовенства в золотых ризах, сопровождало честные мощи святого праведного Алексия в его родной храм, где он столько лет служил Богу и ближним.

Молитвенное почитание святого началось с Патриаршей службы. Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский Алексий II возглавил богослужение.

Теперь к мощам святого праведного Алексия, пресвитера Московского, по-прежнему нескончаемым потоком притекает людская река – за помощью и утешением в скорбях и бедах.

Святые мощи старца Алексия почивают в специально выделенном помещении нижнего храма, доступ к ним открыт в течение дня.

Пребывают святые мощи в деревянной раке с вырезанным на ней кратким житием. На откидной крышке раки вышит шелками и золотом образ святого праведного Алексия в рост.

Ежедневно трижды в день у раки с мощами служится молебен святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому.

Утром в будние дни начало молебна в 7-45.

В воскресные дни и в дни праздников, когда совершаются две Божественные литургии, молебен служится после ранней Литургии.

Второй молебен служится в 12. 30.

Вечером молебен служится по окончании вечернего богослужения.

Еженедельно (по вторникам, после вечерни) – молебен с акафистом.

Есть множество свидетельств благодатной помощи по молитвам к св. прав. Алексию — как былых времен, так и современных. В храме продолжается запись и сбор таких свидетельств.

В этих случаях просим обращаться к дежурящим у мощей прихожанам, либо писать нам по адресам, указанным в разделе сайта «Контакты».

Церковь Николы в Кленниках — здание в стиле классицизм

Маленькая церковь на Маросейке словно зажата между двумя громоздкими зданиями, но при этом не теряется на их фоне, ярко выделяясь своим красным фасадом с белыми деталями. В начале ХХ века этот храм и его настоятеля знала вся Москва.


Впервые церковь на этом месте была построена в 1468 году: своим появлением она обязана великому князю московскому Ивану III, который возвел деревянный храм в честь Симеона Дивногорца – в благодарность за то, что пожар, произошедший в Москве в день памяти этого святого, не перекинулся на Кремль. Однако в дальнейшем следы церкви теряются, и в XVII веке она упоминается уже как Никольская, что в Блинниках. Последнее наименование в XVIII веке стало звучать иначе – «в Кленниках». Сейчас используются оба варианта, но более оправданным считается «в Блинниках», так как на соседней площади Ильинских ворот в древности торговали блинами. Упоминания же о клёнах в этом месте не найдено, но зато известна чудотворная икона святого Николая, явившаяся в подмосковной деревне Кленники – возможно, это повлияло и на народное прозвание столичной церкви.


Существующее здание состоит из разновременных частей. В основе его – каменный храм 1657 года, однако он несколько раз значительно перестраивался. Так, в 1690 году был освящен второй придел во имя Казанской иконы Божией Матери. После крупного пожара 1701 года церковь стала двухъярусной, с Казанским престолом вверху и Никольским внизу, приобрела одноглавое завершение. Тогда же ее фасад, выходящий на Маросейку, получил наличники, выдержанные в стилистике нарышкинского барокко, с гребнями и разорванными фронтонами. Еще один пожар произошел в 1748 году, после которого через год была перестроена трапезная и возведена новая трехъярусная колокольня – с рустованной аркой внизу (позднее заложена и превращена в окно) и ярусом звона наверху. В дальнейшем церковь еще несколько раз обновлялась, были утрачены наличники на четверике, но радикальных перестроек более не производилось.


Всеобщая известность к храму святого Николая Чудотворца на Маросейке пришла в 1910-х годах, когда здесь начал служить протоиерей Алексий Мечёв. За свою доброту, отзывчивость и сострадание чужому горю он получил прозвища «добрый пастырь» и «главный московский батюшка». После его смерти в 1923 году приход возглавил его сын, Сергий Мечёв – впоследствии он был арестован и погиб в лагерях.


В 1920-х годах церковь продолжала действовать, в 1927 году в результате реставрации были воссозданы наличники на четверике. Но в 1931 году богослужения прекратились, после чего здание использовалось сначала в качестве склада, а затем было переделано под кабинеты для ЦК ВЛКСМ. Внутреннее убранство при этом оказалось полностью уничтожено. Снаружи у церкви были разобраны главы на четверике и колокольне, однако большая часть отреставрированного декора осталась нетронутой. В 1990 году храм был передан новой православной общине, которая возобновила богослужения. Установлены новые иконостасы, заново сделаны росписи. В 2000 году Алексий и Сергий Мечёвы были канонизированы и в честь каждого из них в нижнем ярусе церкви появились приделы.

МОСКОВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ В КЛЕННИКАХ

Московский Никольский храм в Кленниках, 2006 г. Фотография Чупринина Михаила с сайта sobory.ru

Московский храм во имя свт. Николая Чудотворца в Кленниках, в Блинниках, на Маросейке

На этом месте находилась церковь Симеона Дивногорца, выстроенная по обету Иоанна III в 1468 году за один день, в благодарность за то, что сильный пожар Москвы не перекинулся на Кремль. Эта церковь упоминается в 1625 году.

Нынешняя церковь выстроена в 1657 году вплотную к церкви Симеона Дивногорца, чем объясняют перелом стены северного придела. Церковь неоднократно перестраивалась.

В XVII веке церковь именовалась церковью Николая «в Блинниках» (Сытин упоминает, что тут действительно торговали блинами), но в XVIII веке «Блинники» каким-то образом трансформировались в «Кленники». Есть предположение, что это связано с явлением иконы св. Николая в подмосковной деревне Кленники. В метрике 1886-87 гг. отмечено: «По сохранившемуся устному преданию, на том месте, где теперь находится церковь, в старину была кленовая роща».

Церковь существенно перестроена после пожара 1701 года: верхнюю часть четверика разобрали, а нижнюю превратили в подклет, над которым возвели новый, двусветный объем с апсидой и притвором, приобретший черты «нарышкинского стиля».

После пожара 1748 года церковь была значительно обновлена, в 1749 году возведена колокольня. О других обновлениях церкви упоминают в 1853, 1868, 1894 годах. На втором этаже был устроен главный Казанский престол.

В 1920-х годах был восстановлен внешний декор, утраченный при реконструкциях XVIII-XIX веков. В конце 1920-х в храме был устроен придел Алексия, человека Божия.

В 1932 году храм был закрыт. Последняя Божественная Литургия совершалась на Благовещение. После нее единственный к тому времени остававшийся на свободе священник храма был арестован. 6 октября храм был окончательно закрыт и разорен.

Храм святителя Николая в Кленниках, 1970-е годы

С колокольни была снесена глава, а с четверика — глава вместе с восьмигранным барабаном, так что завершаться он стал просто четырехскатной крышей. Здание церкви использовалось после внутренней перепланировки как подсобное помещение соседних учреждений — в доме №3 располагался ЦК ВЛКСМ, который и разместил здесь свою бухгалтерию. Алтарная часть использовалась под кассы. В четверике на уровне высоких окон был выстроен верхний этаж. Все церковное убранство и росписи стен были с большим тщанием уничтожены, исключение стоставила лишь роспись недоступно высокого потолка четверика Казанского придела.. Часть здания храма была перестроена под жилье. Здание состояло на государственной охране.

После возвращения храма верующим 18 июля 1990 года разрушенные главы были восстановлены.

Настоятели

Использованные материалы

  • История храма на официальном сайте
  • Страница «Народного каталога православной архитектуры»
  • Страница храма на сайте «Храмы России»

Храм св. Николая в Кленниках отмечает 15-летие открытия и 5-летие обретения мощей св. праведного Алексия Мечева / Новости / Патриархия.ru

19 декабря 2005 г. 14:37

17 декабря, в день памяти святой великомученицы Варвары, в 1990 году состоялось освящение первого возрожденного престола церкви святителя Николая в Кленниках. К этому времени в нее уже вернулся чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Феодоровская», перед которой молился святой московский старец Алексий Мечев. Все было готово к 19 декабря, торжественному чествованию небесного покровителя прихода — святителя Николая Чудотворца.

«На освящение съехалось большое количество духовенства. И все были тронуты до глубины души, — вспоминает настоятель храма святителя Николая в Кленниках протоиерей Александр Куликов. — Ведь наш храм после долгих лет господства богоборческой власти был открыт в Москве одним из первых».

В 1468 году на этом месте великий князь Иван III в память о сильном пожаре, разбушевавшемся в этих местах, но так и не перекинувшемся на Кремль, построил церковь во имя преп. Симеона Дивногорца. Каменный Никольский храм появился здесь в 1657 году. Народ сразу окрестил его отличительным названием «Никола на Покровке в Блинниках» — рядом находились славящиеся пылом и жаром китайгородские блинные. Впоследствии, уже в XVIII веке, название, по одной версии, для удобства произношения, трансформировалось в «Никола в Кленниках». По другой — было переименовано так в честь бывшей неподалеку кленовой рощи, от которой до наших дней не сохранилось ни одного деревца.

На протяжении трех веков церковь постоянно перестраивалась. Современный вид она получила в 1920-х годах. Сегодня в храме существуют приделы во имя святого Николая чудотворца, Казанской иконы Божией Матери, Всех русских святых, праведного Алексия и священномученика Сергия Мечевых. Здесь находятся Феодоровский чудотворный образ Пресвятой Богородицы, иконы с частицами мощей преподобного Сергия Радонежского, Феодосия Тотемского, Всех Святых в земле Российской просиявших, мощи и образ с клеймами жития святого Алексия Мечева, а также его сына — священника Сергия, расстрелянного в 1942 году в Ярославской тюрьме.

Святые маросейские батюшки были прославлены Церковью на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. И теперь в Москве есть уникальный храм святителя Николая, где в ХХ веке подвязались два святых, составляя вместе с Мирликийским чудотворцем дивную троицу святых покровителей этого прихода.

Седмица.ru/Патриархия.ru

«Было совершенно очевидно всем, что это дело Божие…»

Протоиерей Владимир Воробьев: «Было совершенно очевидно всем, что это дело Божие…»


29 сентября 2001 года состоялось перенесение мощей святого праведного Алексия Мечева в храм святителя Николая в Кленниках на Маросейке. Об этом времени небывалого церковного возрождения, удивительных церковных событиях, о прославлении святого праведного Алексия Мечева на Архиерейском соборе 2000 года, о восстановлении самого храма и о настоятеле храма, отце Александре Куликове, редакция сайта попросила рассказать ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева.


— Отец Владимир, настоятелем храма свт. Николая в Кленниках в 2001 году был протоиерей Александр Куликов. Мы знаем также, что отец Александр 20 лет служил в Николо-Кузнецком храме и был особенно близок протоиерею Всеволоду Шпиллеру. Не могли бы Вы рассказать о том, как он стал настоятелем храма свт. Николая в Кленниках и как он был связан с маросейской общиной?


— Отец Александр Куликов родился в православной крестьянской семье и, когда служил в армии в Фергане, в дни увольнения ходил в храм. В это время там служил отец Борис (Холчев), который был духовным сыном отца Алексея Мечева, а после его кончины — отца Сергия Мечева. Будущий отец Александр стал духовным чадом отца Бориса.


Отца Бориса Холчева вскоре перевели в Ташкент, а Александра Куликова перевели служить поблизости от Ташкента. Переодевшись в штатскую одежду, он приходил в храм (его уже знали и называли «Саша-солдатик») и там познакомился с замечательным святителем, Владыкой Гермогеном (Голубевым). В Ташкенте же он застал и будущего епископа Стефана (Никитина), который был прихожанином, а потом и старостой Маросейского храма.


Когда Александр Куликов окончил службу и демобилизовался, отец Борис Холчев благословил его поступать в семинарию, сказав: «Вы – наша смена». Окончив семинарию, он был рукоположен в сан диакона в храм на Преображенской площади в Москве, а потом по просьбе протоиерея Всеволода Шпиллера – в сан священника к Николо-Кузнецкому храму, где он и прослужил 20 лет с перерывом на год. Тогда его перевели в Алтуфьево, но отец Всеволод с большим трудом выхлопотал его перевод обратно в Кузнецы. В Николо-Кузнецкий храм к нему стали приходить на исповедь по благословению архимандрита Бориса (Холчева) прихожане Николо-Кленнинского храма. В Москве были два храма, между которыми распределилась тогда маросейская община – это храм Илии Обыденного и храм Николы в Кузнецах.


А потом, за год до смерти отца Всеволода, отца Александра Куликова и отца Николая Кречетова на следующий день после праздника храмовой иконы «Утоли моя печали» перевели в разные храмы. Отца Александра перевели в храм святых мучеников Адриана и Наталии на Ярославском шоссе, на окраине Москвы, где он прослужил семь лет. Вскоре началось возвращение и реставрация Данилова монастыря, который решили открыть к 1000-летию Крещения Руси.


В 1983 г. его наместником назначили архимандрита Евлогия из Лавры. И отец Александр, который близко знал его, захотел ему помочь и благословил группу иконописцев под руководством Ирины Васильевны Ватагиной, духовно окормлявшихся у о. Всеволода в Николо-Кузнецком храме, перейти в Данилов монастырь, где нужна была ударная работа – нужно было к 1000-летию Крещения Руси все восстановить. Нужны были и иконописцы, и реставраторы. Отец Евлогий выделил им большую мастерскую, и они там напряженно работали несколько лет.


Потом, когда реставрация Данилова монастыря закончилась, в 1990 г. стали возвращать Церкви прежде закрытые храмы. Алексей Владимирович Криволуцкий (сын репрессированного священника), который помнил Маросейку с юности, организовал «двадцатку», стал ее председателем и начали хлопотать о возвращении храма святителя Николая в Кленниках. Нужно было найти настоятеля, и тогда обратились к отцу Александру Куликову, который был известен как пастырь, окормлявший маросейских прихожан.


Иконописцы из Данилова монастыря перешли к своему духовнику – отцу Александру, и помогали ему восстанавливать храм Николы в Кленниках. Там же они открыли и иконописную школу, а Ирина Васильевна Ватагина заведовала в ПСТГУ кафедрой иконописи на факультете церковных художеств, которая тоже расположилась в Кленниках.


Круг духовных чад отца Всеволода был тесно связан с Маросейкой, и возрождение храма Николы в Кленниках было нам близко и дорого.


— Отец Владимир, в этом году исполнилось 20 лет замечательному событию в истории Русской Православной Церкви – в 2000-м году состоялся Юбилейный Архиерейский собор, который прославил Собор новых мучеников и исповедников Российских XX века, преподобных и подвижников благочестия. На этом Соборе были прославлены в лике святых святитель Афанасий Сахаров и праведный отец Алексий Мечев. Расскажите, пожалуйста, как это было?


— Приближался юбилейный год 2000-летия христианства, Рождения Христа. Все Церкви, конечно, собирались этот юбилей праздновать. Как можно отпраздновать? Можно поехать и послужить на Святой Земле. Можно провести какую-то большую конференцию. У нас в России к 2000-летию приурочили проведение Юбилейного архиерейского Собора и освящение храма Христа Спасителя в честь Рождества Христова.


В 1998 году меня Высокопреосвященный митрополит Ювеналий пригласил работать в Синодальной комиссии по канонизации святых. Господь сподобил меня сослужить митрополиту Ювеналию первую архиерейскую Литургию на Бутовском полигоне. После Литургии мы пошли ко кресту, где служили обычно панихиду. По дороге состоялся разговор о праздновании юбилея 2000-летия христианства, и я высказал митрополиту Ювеналию мысль о том, что наша Русская Церковь может отпраздновать этот юбилей так, как ни одна другая Церковь этого сделать не сможет. Владыка спросил:


— Это как же?


— Мы можем прославить Собор всех новомучеников и исповедников Русской Церкви.


— Но мы же уже его прославили.


— Прославлено только несколько человек, а их же были многие тысячи.


— Но мы же их не знаем, у нас нет данных.


— По календарю 70 дней в году мы вспоминаем безымянных мучеников, например, двадцать тысяч в Никомидии сожженных, множество в Раифе избиенных и т. д. Поэтому мы можем прославить всех известных и неизвестных подвижников. И это будет память великому подвигу новых мучеников и исповедников XX века.


Митрополиту Ювеналию эта идея очень понравилась, и он стал думать тогда, как это все сделать. Нужно было запросить от всех епархий все данные о новомучениках, а таких данных было очень мало в епархиях, но у нас в ПСТБИ уже была собрана большая база данных по пострадавшим за Христа. И мы по каждой епархии смогли выдать имена тех, кто был убит в первые годы после революции. Тогда никаких следственных дел не было, просто врывались в село, в храм и убивали священника. Эти имена уже были нам известны, и их нельзя было подвергнуть сомнениям – так получилось, что в этом прославлении участвуют все епархии. А потом в этом Соборе можно будет выявлять новые и новые имена, и это уже не будет новым прославлением, а просто выявлением новых имен.


И, действительно, ни одна Церковь не имеет такого множества святых новомучеников, которые бы за веру претерпели страдания и смерть. Было принято решение на Соборе 2000-го года освятить Храм Христа Спасителя и прославить Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, ведомых нам и неведомых, но ведомых Богу. Решили прославить и известных преподобных и подвижников благочестия.


Когда уже приближалось время, я стал торопить отца Александра Куликова, чтобы получить от общины Маросейского храма материалы об отце Алексии Мечеве, чтобы и его включить в список праведников и подвижников благочестия. И к Владыке Евлогию, который был уже в это время архиепископом Владимирским, я также пристал, чтобы получить из Владимира документы о Владыке Афанасии (Сахарове). И отец Александр, и Владыка Евлогий мне сказали: «Да-да, конечно, мы обязательно материалы дадим, но пока еще не можем, пока у нас не готово». Я им звонил, торопил, но они повторяли: «Мы готовим, но быстрее сделать не можем». Специалистов ни у кого тогда не было, все это сделать и оформить не так легко. А поскольку я в Комиссии по канонизации работал и знал, как это все делается, то буквально вытребовал у них те материалы, которые были, оформил и подал от их имени. И на Соборе 2000-го года были прославлены и Владыка Афанасий, и отец Алексий Мечев.


Потом встал вопрос об обретении их мощей, так как были известны их могилы. Отец Алексий был похоронен на Немецком кладбище, а Владыка Афанасий – во Владимире. Получили благословение, и на Немецком кладбище обрели мощи отца Алексия. Мне довелось быть там, мы стояли и молились, пока обретали мощи. Потом эти мощи были отвезены в Новоспасский монастырь, где их омыли, обследовали, приготовили к возвращению в Николо-Кленнинский храм.


И 29 сентября огромный крестный ход двинулся из Новоспасского монастыря в Кленники. Патриарх Алексий встречал крестный ход на Маросейке, а мы пешком прошли весь этот путь с мощами. Это было, конечно, величайшее ликование, подобного в Москве больше с тех пор не было. Из всех храмов выходили священнослужители, пели тропарь. Это было очень памятное, небывалое событие. С великим торжеством принесли мощи в нижний храм, где отец Александр уже приготовил раку. Так совершилось это замечательное прославление.


Во Владимирской епархии все было похоже. Когда получили благословение на обретение мощей, то позвали меня тоже. Я приехал во Владимир на кладбище (а кладбище находится прямо рядом с владимирской тюрьмой, ее отделяет от кладбища только забор). На кладбище есть небольшой храм, и прямо около храма была могила Владыки Афанасия. Обрели мощи святителя Афанасия, положили их в кладбищенском храме до времени. А через некоторое время назначили перенесение мощей в монастырь Рождества Богородицы, который находится рядом с Успенским собором в центре Владимира. Этот монастырь был захвачен большевиками раньше других, и в нем была устроена следственная тюрьма ОГПУ.


Владыка Афанасий в этой тюрьме проходил следствие, и его оттуда под конвоем вели в пересыльную тюрьму на окраине Владимира, в ту, которая находится рядом с кладбищем. И когда он шел туда под конвоем, то по обочине дороги, так называемой Владимирки, провожала его духовная дочь, Нина Фиолетова. С тех пор прошло очень много лет, и теперь от кладбища, то есть от этой тюрьмы, по этой самой дороге шел огромный крестный ход с мощами Святителя Афанасия в возвращенный Церкви монастырь Рождества Богородицы. И по обочине опять шла эта старушка, Нина Фиолетова, провожая святые мощи своего духовного отца…


Мощи были положены в домовом храме монастыря. Это было также великое торжество, Владыка Евлогий вместе с сослужащими архиереями и священниками совершали Божественную Литургию, пел огромный хор отца Матфея (Мормыля) из Троице-Сергиевой Лавры, где Владыка Евлогий долгое время был экономом. Торжество было необыкновенное. Теперь там устроена очень красивая рака, люди приходят поклониться мощам Владыки Афанасия, так же, как и на Маросейке, всегда поток людей идет к мощам отца Алексия.


— Отец Владимир, 90-е годы и начало 2000-х – это совершенно особое время. Произошло много удивительных, значимых церковных событий, это было время потрясающего церковного возрождения. Можно ли уже сейчас дать какую-то оценку этому периоду в истории Русской Церкви?


Да, тогда за недолгие 20 лет произошел невероятный взлет и возрождение. Невероятное совершенно, небывалое в истории мира. Такого никогда не было – чтобы как из пепла восстала Церковь, как феникс, это просто чудо. Как Христос вышел из гроба – с таким торжеством. Это было удивительно, и то, что Господь судил нам в это время жить, – это, конечно, милость Божия.


Придет время, и историки смогут лучше оценить это чудо. Но это не было делом какого-то одного великого человека. Было совершенно очевидно всем, что это дело Божие, а руками маленьких человечков что-то небольшое как-то делается. А на самом деле все совершает сила Божия, так как человеку это сделать невозможно. Так что ставить это чудо в заслугу кому-либо из даже великих людей – это будет неправильным. Это было чудо Божие, чудо святых мучеников и исповедников, которые кровь свою пролили. Как в древности говорил Тертуллиан, «кровь мучеников – семя веры», так это повторилось через почти 2000 лет.


Фото с сайта храма свт.Николая в Кленниках

Церковь Николая Чудотворца в Кленникове в Москве

Церковь Николая Чудотворца в Кленникове находится в доме № 5 по улице Маросейка, всего в нескольких метрах от станции «Китай-город». Эта церковь, согласно записям 1886–1887 годов, официально именуется так называемой Сретенской сорокой и является ныне охраняемым государством памятником архитектуры XVII-XVIII веков.

Святой Николай Чудотворец

Святой Николай, в честь которого он получил свое Имя церкви Св.Николай в Кленниках — один из самых почитаемых в христианстве. Он родился на территории современной Турции, в городе Патара в третьем веке. В детстве Николай проявил удивительные способности к обучению, любил уединение и был очень набожным. Еще в юности он избрал путь служения Православной Церкви и впоследствии был рукоположен в священники. Еще при жизни Николай прославился многими чудесами, которые происходили по его молитвам. Кроме того, святитель всегда защищал невиновных осужденных.Всю жизнь он стремился появляться по зову нуждающихся и оказывать необходимую помощь.

История возникновения храма

Церковь Николая Чудотворца в Кленникове, а точнее ее история, насчитывает далеко не одно столетие. Еще в середине пятнадцатого века по обету Ивана III на этом месте была возведена небольшая «обыкновенная» деревянная церковь. Они построили его в честь спасения Московского Кремля от крупного пожара. Каменная церковь Николая Чудотворца в Кленниках была возведена значительно позже, в начале 1657 года, рядом с этой деревянной церковью.И изначально он назывался «Никола в блинчике». Историки напрямую связывают это с большим количеством пекарей, которые в то время жили в этой местности и торговали блинами. Спустя почти сорок лет в храме появился новый престол. И почти одновременно «блины» превратились в «дольки». Последнее означает расположение церкви в кленовой роще. С 1771 года во всех официальных документах это культовое сооружение именуется, как храм Святого Николая в Кленниках.

Основные этапы жизни храма

В восемнадцатом веке церковь дважды страдала от крупных пожаров, в результате которых неоднократно подвергалось множество различных реконструкций.Так, например, в 1701 году одновременно с реставрацией разрушенной южной стороны храма была возведена надстройка второго этажа и возведен новый Казанский придел. После пожара 1749 года церковь частично изменила фасады и появилась трехъярусная колокольня в стиле барокко. В течение девятнадцатого века церковь Николая Чудотворца в Кленникове обновлялась еще три раза, в последний раз это было в 1894 году. Спустя тридцать восемь лет церковь закрыли, обезглавили и даже частично разобрали.Его главное здание энергоснабжения отдано на хранение. Впоследствии появились учреждения, принадлежащие ЦК ВЛКСМ. В начале 1990 года храм Николая Чудотворца в Кленникове был возвращен Православной церкви и освящен. Он снова возобновил богослужения. Сегодня храм полностью отреставрирован, при нем работают приходская библиотека и иконописная школа.

Престолы храма

Главными святынями храма в Кленниках являются образ Божией Матери «Феодоровская» и ковчег с мощами праведного Алексия.Главный престол, который находится в верхнем храме Николая Чудотворца, освящен в честь широко почитаемой иконы Божией Матери. Боковая пристройка на имя Николая Мирликого. Что касается нижнего храма, то один из его престолов освящен в честь Всех святых, просиявших на Русской земле, а другой — в честь святого мученика Сергия и праведного Алексия, которые являются пресвитерами Москвы.

p>

Церковь Николая Чудотворца в Кленникове в Москве

Церковь св.Николай в Кленах находится в доме № 5 по улице Маросейка, всего в нескольких метрах от станции «Китай-город». Согласно записям 1886-1887 годов, эта церковь официально относилась к так называемому Сретенскому сороковому веку и сейчас является охраняемым государством памятником архитектуры XVII-XVIII веков.

Святой Николай Чудотворец

Святой Николай, в честь которого он получил свое Имя церкви Святого Николая в Кленах, является одним из самых почитаемых в христианстве.Он родился на территории современной Турции, в городе Патара в третьем веке. В детстве Николай проявлял удивительные способности к учебе, любил уединение и был очень набожным. В молодости он избрал путь служения Православной Церкви и впоследствии был рукоположен в сан священника. При жизни Николай прославился множеством чудес, совершавшихся по его молитвам. Кроме того, святитель всегда защищал невинно осужденных. На протяжении всей своей жизни он стремился прийти на вызов нуждающимся и оказать необходимую помощь.

История храма

Церковь Святого Николая в Кленах, а точнее ее история насчитывает не одно столетие. Еще в середине XV века на месте обета Ивана III была возведена небольшая «обыкновенная» деревянная церковь. Они построили его в честь спасения Московского Кремля от крупного пожара. Каменная церковь Николая Чудотворца в Кленниках была возведена значительно позже, в начале 1657 года, рядом с этой деревянной церковью. И изначально он назывался «Никола в блинчике».Историки напрямую связывают это с большим количеством пекарей, которые в то время проживали в этом районе и продавали блины. Спустя почти сорок лет в храме появился новый престол. И почти одновременно «блины» превратились в «клеенников». Последнее означает расположение церкви в кленовой роще. С 1771 года во всех официальных документах это культовое сооружение именуется церковью Святого Николая в Кленниках.

Основные этапы жизни храма

В восемнадцатом веке храм дважды пострадал от крупных пожаров, в результате чего не раз подвергался различным перестройкам. Например, в 1701 году одновременно с реставрацией разрушенной южной стороны храма взяли надстройку второго этажа и возвели новый Казанский придел. После пожара 1749 года фасады церкви были частично изменены и появилась трехъярусная колокольня в стиле барокко. В течение девятнадцатого века церковь Святого Николая в Кленниках обновлялась еще трижды, последний раз в 1894 году. Спустя тридцать восемь лет церковь закрыли, обезглавили и даже частично разобрали.Его главному зданию власти предоставили склад. Впоследствии появились учреждения, связанные с ЦК ВЛКСМ. В начале 1990 года храм Николая Чудотворца в кленах был возвращен Православной церкви и освящен. Здесь возобновились богослужения. Сегодня храм полностью отреставрирован, при нем работает приходская библиотека и иконописная школа.

Алтари храма

Главные святыни церкви в Кленах — образ Богородицы «Феодор» и ковчег с мощами праведного Алексия.Главный алтарь, который находится в верхнем храме Николая Чудотворца, освящен в честь широко почитаемой иконы Божией Матери. Боковая пристройка — на имя Николая Мирликийского. Что касается нижнего храма, то один из его престолов освящен в честь Всех Святых, зажженных на земле Русской, а другой — в честь святого мученика Сергия и праведного Алексия, которые являются пресвитерами Москвы.

Храм и мощи Николая Чудотворца в Бари (Италия)

Красивый город Бари расположен в регионе под названием Апулия.Этот район был основан в 5 веке до нашей эры. Город до сих пор сохраняет архитектуру разных веков, что придает ему особый колорит. Еще одна особенность в том, что на этих землях было много святых. Именно здесь хранятся их мощи, располагаются католические соборы, также строятся православные церкви. В большей степени это город Бари в Италии. Мощи Николая Чудотворца нашли приют на этой земле. Как выяснилось позже, святой почитается не только христианами, но и католиками.Николай Чудотворец является покровителем сирот, всех путников, заточенных в заточение, избавляет от внезапной смерти, а также от тяжелых болезней.

Рассказ о мощах святого в Бари

До самой смерти Николай Спаситель служил епископом в одной из церквей города Мира. Еще при земной жизни этот святой считался целителем и защитником всех беспомощных. После его смерти его мощи были помещены в храм. После исцеления нескольких православных людей храм стал центром паломничества.Но в те времена на город совершили набег мусульмане, это было прямой угрозой сохранению целостности мощей. Останки Николая Спасителя было решено перевезти в более безопасное место. В мир отправились барийские купцы, которым удалось вывезти мощи в город Бари (Италия). Мощи Николая Чудотворца прибыли в гавань и оказались на безопасной земле.

Праздник святителя Николая в Бари

Уже на следующий день в торжественной обстановке останки находились в церкви св.Стивен. С тех пор празднование дня перенесения мощей проводится ежегодно. Это событие до сих пор помнят. В этот день в городе царит особая атмосфера. Жители устраивают целую идею. Несколько сотен человек переодеваются и играют в мероприятие столетней давности.

Многие стремятся навестить святого Николая в Бари именно в этот день. Праздник невероятно почитается в Италии, кроме того, он известен в России, Болгарии и Сербии. На сегодняшний день часть реликвии находится в Турции, потому что при транспортировке барии не смогли собрать даже мельчайшие останки.Также некоторые реликвии находятся в Венеции, они попали туда во время крестового похода. Есть несколько точек зрения на это событие.

Спасение или воровство?

Так, например, сами барии и представители РПЦ считают, что мощи действительно сохранились, на тот момент это было наиболее рациональное решение. Но греческая церковь придерживается совершенно другого мнения. Такое деяние расценивается как кража. Как оказалось, мощи Николая Чудотворца мироточивые, обладают невероятным чудодейственным действием.Люди, взявшие на себя транспортировку мощей, открыли гроб и обнаружили странное явление. Скелет Николая Чудотворца был погружен в неизвестную жидкость, тоже ароматную. Православные люди называют это явление «миром», а католики — «манной Святого Николая».

Церковь Святого Николая в Бари

Строительство храма было начато в 1087 г. Именно в этом году мощи Святого Николая были перенесены в Бари (Италия).С этого дня город стал крепостью Николая Чудотворца. Живущие здесь люди считали присутствие мощей на земле настоящим чудом. Строительство храма планировалось в самом центре села. Уже в короткие сроки над городом украсили купол храма, который стал его самым ярким украшением. По завершении строительства храм стал настоящим центром большинства исторических событий. Именно в этих стенах проповедовал сам Петр Аменский. Здесь сообщалось о крестовом походе, проводились церковные сборы и было принято решение объединить Западную и Восточную церкви.Есть предположение, что церковь была возведена на месте дворца губернатора, из-за чего убранство церкви весьма противоречивое.

Архитектура

На сегодняшний день храм немного смещен относительно центра, ведь город активно строился. Обитель Святого Николая находится на берегу Адриатического моря. Храм представляет собой красивое здание из двух комнат — нижнего и верхнего церковных. В верхнем храме находится могила святителя.

Базилика св.Николай в Бари относится к более древним постройкам, на это указывает убранство монастыря и настенная роспись. Потолок храма поддерживают 26 величественных колонн, выполненных из натурального мрамора.

Святыни монастыря

В правом углу храма стоит особая колонна, она сделана из красного мрамора и называется чудотворной. Существует поверье, что колонна эта была принесена в храм самим Николаем Чудотворцем. К нему просто обращаются паломники с мольбами о помощи и исцелении.Рак располагался ниже уровня пола и прикрывался специальными пластинами. Там делается отверстие, чтобы священник осторожно спускался и собирал мирру. С этой же целью, для удобного сбора, гробницу устанавливают под наклоном.

Доступ к этой святыне может быть обеспечен по прибытии с группой паломников и получением благословения настоятеля храма.

В правом углу монастыря, называется сокровищница. Именно здесь каждый может поблагодарить святителя Николая Чудотворца в Бари и оставить дары храму и могиле.Также в этом уголке есть чудотворные иконки, к которым можно обращаться с любыми просьбами. Один из самых ценных подарков — икона самого Николая Чудотворца. Именно это изображение было подарено сербским королем Уросом III, которому удалось восстановить свое зрение в этих стенах. В этом же углу можно увидеть реликвии, принесенные во время крестовых походов. Здесь хранятся мощи апостолов Фомы и Иакова, а также самая святая святыня — острие венца Иисуса.

В верхнем храме находится величественная статуя в честь св.Николай. Для сохранности статую закрыли стеклянным куполом. Под ним прихожане пишут записки с просьбами. Ежегодно 9 мая памятник с торжественным шествием выносят в город. Праздник перенесения мощей считается одним из важнейших в городе. Не только католические службы, но и православные проходят в Бари (Италия). Мощи Николая Чудотворца жаждут увидеть все.

Православная церковь Святого Николая в Бари

Николай — один из самых почитаемых святых в России. Русское Православие вместе с Николаем II предприняло несколько попыток восстановить храм в Мире. К сожалению, все эти попытки оказались безуспешными. Исходя из этого было решено создать русский двор на территории Бари (Италия). Благодаря этому мощи Николая Чудотворца стали доступны русским паломникам. Деньги на это здание собирала вся страна. Был организован специальный сбор, который можно было устроить в праздник Святого Николая. Наибольший вклад внесла королевская семья, благодаря чему было построено необходимое здание.

Уже в 1914 году открыли приют для русских паломников. Здание рассчитано на 30 человек, но были времена, когда здесь селились больше людей. К сожалению, в 1937 году здание перешло во владение Константинопольского Патриархата. Но в 2009 году здание снова было передано в собственность России.

Паломничество в Бари к Николаю Чудотворцу

По мнению историков, паломничество православных людей в эти места началось еще в XV веке.В XIX веке частыми гостями были представители царской семьи и другие деятели культуры и политики Российской Империи. За все эти века люди увидели огромное количество чудес, которые действительно были реальностью. Благодаря этому верующие сюда ежедневно приходят. Посетить этот храм нужно хотя бы раз в жизни. Особую милость своим гостям оказывает Николай Чудотворец в Италии (город Бари). Много удивительных историй рассказывают паломники со всего мира о чудесных изменениях после посещения этого монастыря.Одни обрели здоровье, другие — любовь. Но главный дар, который может преподнести святитель Николай, — это вера.

Собор Святого Николая (Павловск, Ленинградская область): описание, история, интересные факты

В середине XIX века в городе Павловске, расположенном недалеко от Санкт-Петербурга и входившем в архитектурный ансамбль императорской резиденции, Был расквартирован Образцовый кавалерийский полк. В то же время из-за отсутствия собственной приходской церкви в одном из ее помещений была построена домашняя церковь.Это был ее предшественник ныне широко известного собора Николая Чудотворца в Павловске. Однако его основанию предшествовали немалые неприятности.

Полковая церковь Св. Николая

В 1868 году лихие кавалеристы были переведены на св. Петербург, и их казармы обеспечивали не менее доблестных артиллеристов, которые вместе со всем другим имуществом унаследовали церковь. Следует отметить, что этот храм Божий в те времена не только не напоминал нынешний собор Николая Чудотворца (Павловск), но и внешне представлял собой весьма печальное зрелище.

Он находился в одной из казарм и от других общественных построек отличался только небольшим деревянным крестом, укрепленным над дверью. Он имел официальный статус полковой церкви, а позже стал даже гарнизонным храмом города Павловска, но в нем не только не было постоянного священника, но даже не было богослужебных книг. Во время православных праздников, наряду с именами царствующих личностей, руководство полка пригласило одного из приходских священников отслужить намаз.При этом церковь не отапливалась, и зимой в ней не проводились богослужения.

Скорби отца Иоанна

Несколько улучшили положение только в 1894 году, когда епархиальное руководство сочло целесообразным отнести храм к Сергиевскому собору, находившемуся в Санкт-Петербурге на Литейном проспекте, и приложить к нему храм. бессменный священник отец Иоанн (Жемчужина). Этот почтенный пастырь впоследствии стал главным инициатором строительства церкви Св.Николая в Павловске.

Однако враг человечества поставил его перед собой, есть много препятствий. Началось с того, что при капитальной перестройке всех гарнизонных построек 1895 года здание, где располагалась домовая церковь, было снесено, и оно не вошло в план новых построек. Отец Иоанн неоднократно обращался в различные органы власти, но постоянно получал отрицательный ответ, мотивированный тем, что бывшая церковь была внештатной, а сам он был в ней лишь прикомандированным священником.

Постановление военного министра

Неожиданно на помощь пришел один очень благочестивый житель Павловска, имевший обширные связи в высших кругах столичного общества. Благодаря стараниям влиятельной дамы прошение отца Иоанна было передано лично военному министру А. Н. Куропаткину, который наложил на него желаемое постановление.

После этого кафедра подчинила ему весьма похвальную легкость, и вскоре из ее недр миру явился приказ No.259 о возведении гарнизонной Никольской церкви, разрушенной к тому времени. Эта «посмертная легализация» церкви развязала руки отцу Иоанну и позволила ему продолжить работу по возведению нового столичного собора Святого Николая в Павловске.

Покровительство кронштадтского святого

Тем не менее, для реализации такого грандиозного проекта требовалась защита некоего светского или духовного лица, которое не только входило во дворец, но и имело влияние на государя.В поисках такого покровителя отец Иоанн обратился к своему тезке ─ священнику Иоанну Кронштадту, глубоко почитаемому во всех сферах жизни. Вряд ли в России в те годы можно было найти более авторитетного и уважаемого пастыря.

Очень благосклонно выслушав его просьбу Павловского коллеги, отец Иоанн Кронштадтский не только благословил его, но и выступил первым и очень щедрым помощником в таком благотворительном деле. Кроме того, он пообещал свою помощь в случае возникновения административных трудностей.Таким образом, создание Никольского собора в Павловске связано с именем этого великого пастыря, ныне причисленного Русской Православной Церковью к лику святых.

Амбиции великого князя

Первоначально планировалось возвести довольно скромную церковь, предназначенную для нужд местного гарнизона. Но великий князь Константин Константинович, владевший всем Павловском, счел это подрывом собственного престижа и приказал строить с размахом.Будущий храм должен был приумножить славу Павловска своими архитектурными и художественными достоинствами, а, следовательно, способствовать величию царствующего дома.

Отклонив два предложенных на его рассмотрение проектов, великий князь приказал использовать в качестве модели недавно построенную церковь на Императорском фарфоровом заводе, которая ему очень понравилась. Его автору, архитектору А. И. фон Гогену, было поручено создать проект собора Святого Николая в Павловске.

Строительство храма

Польщенный таким лестным мнением о прежнем творчестве, архитектор бесплатно выполнил эскизы нового здания, а в 1899 году другой великий князь Владимир Александрович создал рабочую комиссию по строительству собора. Св.Николая Чудотворца в Павловске.

В него вошли несколько членов правительства, а также автор проекта А.И. фон Гоген и отец Иоанн (сам Жемчужин). Вскоре их начали строить, а в 1904 году собор Николая Чудотворца в Павловске, фото которого представлены в статье, был полностью достроен, хотя его частичное освящение произошло задолго до этого.

Под властью победившего пролетариата

После того, как в октябре 1917 года «Богоносный народ» (так его превозносил Лев Толстой) взял власть в свои руки, он в первую очередь занялся уничтожением, грабежом или закрытием. как можно больше храмов.В этой ситуации храм Николая Чудотворца (Павловск, Ленинградская область) смог продержаться до начала 1930-х годов. В 1930 году власти попытались отменить его, но закрыть его удалось только через три года.

Разрушать храм не стал, так как его здание, построенное очень тщательно, представляло экономический интерес. Изначально в нем располагался клуб, который находился рядом с мотострелковой бригадой, а затем оборудовали ремонтные мастерские. При этом военная техника беспрепятственно въезжала под оскверненные своды через пролом в стене.

При захватчиках

В сентябре 1941 г. Павловск оказался в зоне немецкой оккупации, и сразу же в соборе возобновились богослужения. При этом само здание получило значительные повреждения в результате обстрелов и бомбардировок. Когда в январе 1944 года немецко-фашистские захватчики были изгнаны и Павловск снова стал советским, церковные службы снова были запрещены, а в помещении собора разместили ремонтную мастерскую. Кроме того, была произведена значительная перепланировка.

Возрождение бранной святыни

В 1987 году церковь Николая Чудотворца в Павловске (адрес: Санкт-Петербург, Павловск, улица Артиллерийская, 2) была взята под охрану государства, как памятник архитектуры местного значения. . К этому времени в нем закрылась ремонтная мастерская, а вместо нее оборудован военный склад.

Регулярные службы в церкви были возобновлены в 1991 году. На этот раз, к счастью, без вмешательства иностранных захватчиков, но из-за объявленной в стране реструктуризации и изменений в политике правительства по отношению к церкви.После долгого перерыва была отслужена первая литургия. Тогда власти пошли еще дальше и сделали собор одним из памятников историко-культурного наследия федерального значения. После этого реставрационные и реставрационные работы велись почти 10 лет.

Храм ─ жемчужина архитектуры

Сегодня Павловский собор святителя Николая Чудотворца, построенный в русском стиле, является одним из красивейших храмовых комплексов Северной столицы. Его стены, выложенные из французского красно-коричневого кирпича, искусно украшены лепными элементами.Венчает крышу традиционная для русской архитектуры пятиглавая, поднятая на высоту 32 метра и дополненная угловыми башенками.

С запада и востока к главному зданию примыкает полукруглая апсида (пристройка к алтарю) и колокольня. Характерной чертой фасадов здания являются размещенные на них изображения трех святых покровителей артиллерии: Архангела Михаила, Георгия Победоносца и Николая Чудотворца. Кроме того, стены собора украшают русские двуглавые орлы.

Как добраться до Никольского собора?

Добраться до Павловска можно с Витебского вокзала, ул. -Петербург, поездом до конечной остановки или маршрутным автобусом № 286, который следует от Московской площади до самого храма. Непосредственно в Павловске к собору ходит автобус № 379.

История строительства, святыни, богослужения / Paulturner-Mitchell.com

«Неожиданная радость» — один из самых знаменитых символов Пресвятой Богородицы.Он представляет собой победу над грехом и напоминает нам о милости Бога. «Радостью» здесь называется сама Богородица, поэтому оба слова в названии иконы пишутся с большой буквы. Эта икона посвящена храму «Нежданной радости», расположенному в Маринской роще. Где именно, когда построили и какие здесь святыни — узнайте из этой статьи.

Как все начиналось

В 1901 году жители села Марьина Роща Московской области задумались о строительстве церкви.В то время эти места принадлежали графу Шереметьеву, который поддерживал благотворительность и бесплатно раздавал землю под строительство. Он вступил на позицию жителей Марьиной Рощи, чтобы иметь рядом свой храм, и взял для себя сухой участок на высоте 400 квадратных саженей.

История строительства храма

Составлен проект строительства. По его словам, в церкви должна была располагаться воскресная школа, а сама церковь не имела самостоятельного духовенства и принадлежала церкви Святой Троицы. , расположенный недалеко от села Останкино.В 1903 году было решено, что храм «Нежданной радости» будет не деревянным, а каменным. Поскольку большинство построек в Маринской роще были деревянными, люди просто опасались возможного повреждения церкви в результате пожара. Архитектор проекта Н. В. Карнеев выступил автором проекта и главным руководителем строительства. Именно он передал проект в Управление строительства.

Вот тут и начались трудности. В утверждении проекта было отказано, мотивом такого решения было то, что внешний вид каменного храма-школы некрасивый, а проектируемый участок якобы составлен неправильно.Карнеев несколько раз пытался переделать чертежи, при этом строительство храма уже началось без официального разрешения.

К концу 1903 года черновая постройка уже была готова, но, согласно отчету Московского уездного управления, не соответствовала представленным чертежам архитектора. Во всем виновата группа людей во главе с Несчастновым Т.Ф., которые любой ценой спешили завершить возведение храма, даже не считаясь с мнением государства.Возникли серьезные проблемы, потому что утвердить проект было невозможно из-за отказа Департамента строительства. Храм «Неожиданная радость» в Маринской роще приобрел статус незаконной постройки, что было чревато сносом.

Потом, задним числом, новый проект, уже другие архитекторы — Д. Д. Зверева и П. Ф. Кротов. В начале 1904 года главный представитель Строительного управления вместе с епархиальным архитектором произвел заключительный осмотр новостройки и не обнаружил сомнений в ее прочности и устойчивости.Так что инцидент был исчерпан.

Освящение храма

Храм «Неожиданной радости» в Маринской роще с момента постройки и по сей день функционировал без перебоев. Его освящение состоялось 20 июня 1904 года, в воскресенье. Спустя 6 лет, в декабре, были торжественно освящены и посвященные алтари. В результате богослужения епископа Василия Можайского церковь стала считаться трехстольной. А в 1912 году освятили новый колокол храма, весом более трехсот пудов.

Храм «Нежданной радости» сегодня

Этот храм находится на улице Шереметьевской, ближайшая станция метро «Марина Роща». Рядом также станции Белорусская, Рижская и ВДНХ. Номер дома — 33. Невооруженным глазом видно, что архитектура храма полностью выдержана в стиле старинных русских церковных построек 17 века.

Вот некоторые службы, которые работают в храме сегодня:

  • Воскресная школа.
  • Социальная служба, принимающая прихожан каждую субботу.
  • Церковная библиотека.
  • Молодежная организация «Лестница».
  • служба приходской консультации.

Тесно сотрудничает с клубом «Феникс», созданным для помощи молодым людям с ограниченными возможностями. Кроме того, храм «Неожиданная радость» помогает малообеспеченным семьям района и защищает права несовершеннолетних в судебных заседаниях.

Какие святыни есть в храме «Нежданной радости»?

Главная святыня храма — это, конечно же, одноименная икона Богородицы.Он был написан в 19 веке и бережно хранится здесь по сей день. Кроме того, здесь находится икона с мощами великомученика Трифона, а также заключенные в ковчег частицы мощей других святых.

График богослужений храма

Многие службы сегодня проводит храм «Нежданной радости». Их расписание обычно составляется на месяц вперед, с которым прихожане могут познакомиться в храме или на специальном онлайн-портале. Здесь регулярно проходят утренние и вечерние службы, читаются исповеди и Божественные литургии, молитвы и панихиды.В праздничные дни служба включает чтение акафистов, а накануне религиозных торжеств проводится Всенощное бдение с исповедью.

Следует отметить, что икону «Радость неожиданная», которая здесь является главной святыней, очень почитают молящиеся. Приобщиться к нему люди приходят даже издалека, и местные жители считают своим долгом посетить храм и принести к иконе живые цветы.

Храм «Животворящий источник» в Царицыне и его история / Паултюрнер-Митчелл.com

Богаты православные храмы и монастыри в Москве. Издавна над ней парил багровый звон их колоколов. Со всей необъятной России съезжались паломники поклониться мощам святых и излить свои печали перед чудотворными иконами. И Господь послал такие иконы на Белокаменный сервиз. В их честь построены и освящены храмы. Один из них — храм «Живоносный источник» в Царицыне. О нем наш рассказ.

Святой источник

Но прежде всего несколько слов о животворном источнике, в честь которого написана икона и освящен храм. Предание гласит, что в V веке недалеко от Константинополя была роща, посвященная Пресвятой Деве Марии. В роще был чудесный источник. Сама Пресвятая Дева указала людям, где его найти, и повелела благочестивым людям прийти к нему и верою получить исцеление от болезней. Среди исцеленных были как простые люди, так и императоры. В благодарность за явленные чудеса источник изначально заключили в каменный круг, а позже рядом с ним возвели каменную церковь.Всем обращавшимся к ней с верой и молитвой Богородица послала исцеление.

Первая деревянная церковь

Место, где сейчас находится храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, получило свое название только в 1775 году, при Екатерине II, а раньше здесь находилась усадьба Черная Грязь. В 1680 году его хозяином стал князь А.С. Голицын. Он и его семья восстановили полуразрушенное имение и построили деревянную церковь. Но пришло время стрелецких беспорядков, и все сторонники княгини Софьи попали в опалу, в том числе и семья Голицыных. Ферму отобрали, и она ушла в казну.

Каменный храм «Живоносный источник» в Царицыне

В 1713 году царь Петр I подарил его выдающемуся государственному деятелю Д.К. Кантемиру, который построил новый камень на месте деревянной церкви. Со временем он неоднократно перестраивался наследниками и долгие годы служил их родовой усыпальницей. Следующей владелицей имения стала императрица Екатерина II, купившая его у семьи Кантемиров. Она поручила архитектору Баженову перестроить весь ансамбль зданий и заменить на Царицыно какофоническое название Черная Грязь.Отныне здесь размещалась одна из его летних резиденций.

На протяжении своей истории «Живительный» Источник в Царицыне неоднократно перестраивался и реконструировался, иногда на деньги богатых жертвователей, иногда на средства простых прихожан ». Печальная участь постигла его в 1939 году. Безбожные власти придумали подходящий повод и закрыли храм. «Исторический памятник, шедевр архитектуры, использовался иначе. В нем был шкаф-трансформер, затем типография и, наконец, деревообрабатывающий цех. В результате вибрации от работы его оборудования были нанесены значительные повреждения стенам здания и их обследованию.

Возвращение здания церкви прихожанам

В 1990 году храм «Живоносный источник» в Царицыно снова был возвращен верующим. Под руководством настоятеля протоиерея Георгия Бреева началось его выздоровление. Для придания храму первозданного вида использовались документы, сохранившиеся из описи усадьбы Царицыно, и воспоминания старых прихожан.

В настоящее время приходская жизнь церкви включает в себя самые разные стороны. Помимо того, что здесь ежедневно проходят богослужения, к услугам верующих богатая церковная библиотека. Посещают его как ученики православной школы, так и все желающие. На базе воскресной школы была организована группа поддержки заключенных, а также поддержка их православных общин. Храм «Живоносный источник» в Царицыно широко известен организацией паломнических поездок и благотворительных консультаций, которые проводят юристы и психологи.

ул. Национальная святыня Николая на месте Всемирного торгового центра будет восстановлена ​​калатравой

Строительные работы ведутся на территории всемирного торгового центра в Нью-Йорке, где по проекту Сантьяго Калатравы будет восстановлена ​​бывшая греческая православная церковь, разрушенная во время терактов 11 сентября. под названием ‘st. Николая Чудотворца », схема Калатравы отсылает к византийской архитектуре собора Святой Софии в Стамбуле, а полупрозрачная кожа позволяет зданию светиться ночью.

схема отсылает к византийской архитектуре собора Святой Софии в Стамбуле.
image © santiago calatrava (также основное изображение)

Независимо от предложения Калатравы, церковь продолжит функционировать как приход архиепископа , но это также будет национальная святыня на священной земле.Здание открыто для всех и станет духовным маяком с видом на национальный мемориальный парк и музей 11 сентября.

бывшая греческая православная церковь была разрушена во время терактов 11 сентября. Согласно плану, посредническое пространство сопровождается общей комнатой для приема посетителей и прихожан. ул. Николая Чудотворца »откроет свои двери для публики в начале 2016 года.

открыто для всех, здание станет духовным маяком с видом на мемориал.
images © santiago calatrava

подход к церкви
image © santiago calatrava

внутри мягко освещенный неф служит местом для богослужений
image © santiago calatrava

image © santiago calatrava

купол потолка является прямой ссылкой на церковь Спасителя в Хоре, Стамбул
image © santiago calatrava

полупрозрачная кожа позволяет зданию светиться ночью
изображений © santiago calatrava

церковь, показанная в контексте сайта WTC
изображений © santiago calatrava