Содержание

Чем отличаются Новый завет, Ветхий завет и Евангелие

Библия – одна из древнейших памяток мудрости человечества. Для христиан эта книга – откровение Господа, Священное Писание и главное руководство в жизни. Изучение этой книги – непременное условие духовного развития как верующего, так и неверующего человека. Сегодня Библия– наиболее популярная книга в мире : всего издано более 6 миллионов копий .

Помимо христиан, священность и боговдохновлённость определённых библейских текстов признают приверженцы ряда других религий: иудеи, мусульмане, бахаи.

Структура Библии. Старый и Новый завет

Как известно, Библия – не однородная книга, а сборник ряда повествований. Они отражают историю еврейского (богоизбранного) народа, деятельность Иисуса Христа, моральные учения и пророчества о будущем человечества.

Когда мы говорим о структуре Библии, следует выделить две основные части : Ветхий Завет и Новый  Завет.

Ветхий Завет – общее священное писание для иудаизма и христианства. Книги Ветхого Завета были созданы в промежутке между XIII и I веками до нашей эры. Текст этих книг дошёл до нас в виде списков на ряде древних языков: арамейском, еврейском, греческом, латинском.

Ветхий Завет

Ветхий Завет

В христианском вероучении присутствует понятие «канон».  Каноничными называют те писания, которые церковь признала вдохновлёнными Богом.  В зависимости от конфессии, каноничными признаются разное количество тексов Ветхого Завета. Например, православные признают каноничными 50 писаний, католики – 45, а протестанты –39.

Помимо христианского, существует также иудейский канон. Евреи признают каноничными Тору (Пятикнижие Моисеево), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания). Считается, что Тору первым записал непосредственно Моисей .Все три книги образовывают Танах – «еврейскую Библию» и являются основой Ветхого Завета.

В этом разделе Святого Письма рассказывается о первых днях человечества, всемирном потопе и дальнейшей истории еврейского народа.  Повествование «доводит» читателя до последних дней перед рождением Мессии – Иисуса Христа.

Среди богословов уже очень долгое время точатся дискуссии – нужно ли христианам соблюдать Закон Моисея (т.е. предписания, данные Ветхим Заветом). Большинство богословов всё же придерживаются мнения, что жертва Иисуса сделала для нас необязательным соблюдение требований Пятикнижия. Определённая часть исследователей пришли к обратному. Так, например, Адвентисты Седьмого дня придерживаются субботы и не принимают в пищу свинину.

Гораздо более важную роль в жизни христиан занимает Новый Завет.

Новый Завет – вторая часть Библии. Она состоит из четырёх канонических Евангелий. Первые манускрипты датируются началом I века нашей эры, наиболее поздние – IV веком.

Помимо четырёх канонических Евангелий (от Марка, Луки, Матвея, Иоанна) существует ряд апокрифов. Они затрагивают ранее неизвестные грани жизни Христа. Например, некоторые из этих книг описывают юность Иисуса (каноничные – только детство и зрелость).

Собственно, Новый Завет описывает жизнь и деяния Иисуса Христа – сына Божьего и Спасителя. Евангелисты описывают чудеса, совершаемые Мессией, его проповеди, а также финал – мученическую смерть на кресте, искупившую грехи человечества.

Новый Завет

Новый Завет

Помимо Евангелий Новый Завет содержит в себе книгу Деяния апостолов, послания и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Деяния рассказывают о рождении и развитии церкви после воскресения Иисуса Христа. По сути, эта книга – историческая хроника (часто упоминаются реальные личности) и учебник географии : описаны территории от Палестины до Западной Европы. Её автором считается апостол Лука.

Вторая часть Деяний апостолов повествует о  миссионерской деятельности Павла и заканчивается его прибытием в Рим. Также книга отвечает на ряд теоретических вопросов, таких как обрезание у христиан или соблюдения Закона Моисея.

Апокалипсис – это записанные Иоанном видения, которые ему даровал Господь. В этой книге повествуется о конце света и Страшном суде – финальной точке существования этого мира. Судить человечество будет сам Иисус. Праведники, воскрешённые во плоти, получат вечную райскую жизнь с Господом, а грешники пойдут в вечный огонь.

Откровение Иоанна Богослова – наиболее мистическая часть нового завета. Текст переполнен оккультными символами: Жена, облечённая в солнце, число 666, всадники Апокалипсиса. Определённое время именно из-за этого церкви опасались вносить книгу в канон.

Что такое Евангелие?

Как уже известно, Евангелие – это описание жизненного пути Христа.

Почему же часть Евангелий стали каноничными, а часть – нет? Дело в том, что именно эти четыре Евангелия практически не имеют противоречий, а описывают просто немного разные события. Если же написания определённой книги апостолом не ставится под сомнение, то ознакомление с апокрифом церковь не воспрещает.  Но и нравственным ориентиром такое Евангелие стать для христианина не может.

Евангелие

Евангелие

Бытует мнение, что все каноничные Евангелия были написаны учениками Христа (апостолами). На самом деле это не так: например, Марк являлся учеником апостола Павла и входит в число семидесяти равноапостольных. Многие религиозные диссиденты и сторонники «теорий заговора» считают, что церковники специально скрывали от людей истинное учение Иисуса Христа. 

В ответ на подобные заявления представители традиционных христианских церквей (католической, православной, некоторых протестантских) отвечают, что для начала нужно разобраться какой текст можно считать Евангелием.  Именно для облегчения духовного поиска христианина и был создан канон, защищающий душу от ересей и фальсификаций.

Итак, в чём же разница

Учитывая вышесказанное, несложно определить, чем же всё-таки отличаются Ветхий Завет, Новый Завет и Евангелие. В Ветхом Завете описаны события до рождения Иисуса Христа : сотворение человека, Потоп, получение Моисеем закона. Новый Завет содержит в себе описание прихода Мессии и будущего  человечества. Евангелие – это основная структурная единица Нового Завета, непосредственно рассказывающая о жизненном пути спасителя человечества – Иисуса Христа. Именно из-за жертвы Иисуса сейчас христиане могут не придерживаться законов Ветхого Завета: эта обязанность была искуплена.


























что общего, в чём разница

Человеку, далёкому от христианской религии, зачастую бывает трудно понять разницу между теми или иными тематическими терминами. К примеру, у многих возникает вопрос о том, в чём отличие Нового Завета от Евангелия и если есть разница между ними, то в чём она состоит. Давайте же разберёмся в этом непростом недопонимании.

Новый Завет

Под Новым Заветом в христианской религии принято понимать одну из двух основных частей Библии. Как известно каждому, кто причисляет себя к христианам, Библия не содержит единой линии повествования, а лишь представляет собой сборник религиозных текстов, созданных в различные исторические периоды. К примеру, так называемый Ветхий Завет, согласно историческим источникам, создавался в течение огромного временного промежутка: между XIII и I веками до Рождества Христова.Новый Завет.

Справка. Ветхий Завет является священным не только для христиан, но и для иудеев. В руки исторических исследователей попадали арамейские, еврейские, греческие и латинские версии этого Священного Писания.

Если проводить временные параллели, можно назвать Новый Завет хронологически второй частью Библии, поскольку он повествует о жизни и деяниях Иисуса Христа с момента его рождения и до вознесения на небеса. В Новом Завете частично затрагиваются события, предшествовавшие рождению Христа, а также его проповеди и чудеса, которые он совершил во время своих странствий.

Структурно Новый Завет состоит из четырёх Евангелие (от Матвея, Луки, Иоанна и Марка), признанных среди христиан соответствующими канонам. Каноническим может называться только то писание, которое официальное церковное сообщество признаёт вдохновлённым Богом поэтому, в зависимости от конфессии, каноничными могут считаться далеко не все тексты.

Справка. Помимо утверждённых церковью Евангелий, существуют так называемые апокрифы. Некоторые из них даже повествуют о том, как прошла юность Иисуса Христа, в то время как «официальные» религиозные писания пропускают этот период его жизни в своём повествовании.

Кроме уже описанных текстов и писаний, в Новом Завете можно найти тексты книги «Деяния апостолов», а также откровения Иоанна Богослова, которые, к слову, описывают окончание земной жизни для всего человечества и так называемый Судный день, когда каждый человек будет обязан ответить за свои земные грехи.

Что же касается книги «Деяния апостолов», то она совмещает в себе историческую и географическую информацию о развитии церковной жизни после того, как Иисус вознёсся на небеса. Вторая часть произведения посвящена миссионерству апостола Павла в Риме и других городах. Автором книги принято считать апостола Луку.

Евангелие

Под данным термином в религиоведении понимается священный текст, повествующий о рождении, жизни, смерти или вознесении Христа. Каждое из каноничных Евангелий описывает различные события, связанные с Иисусом. Почему же некоторые из Евангелий считаются каноничными, в то время как некоторые отрицаются церковью?

Ответ на этот вопрос достаточно прост: различные конфессии по-разному трактуют одни и те же тексты, и признание либо непризнание одних и тех же писаний каноничными зависит исключительно от индивидуальных особенностей того или иного ветвления христианства. Апокрифы, не подходящие под церковные каноны, не могут стать нравственными ориентирами для истинных христиан, но в то же время их чтение строго не возбраняется.Евангелие.

Справка. В переводе с греческого слово «Евангелие» означает «благая весть». В самой Библии слово «Евангелие» используется именно в этом значении, например, когда Христос, обращаясь к своим ученикам, призывает их идти по свету и распространять весть о наступлении Царства Божьего.

Что общего

Оба рассматриваемых нами термина, несомненно, имеют отношение к христианской религии, однако вопрос о том, какие между ними есть общие черты, звучит в данном случае не совсем корректно, поскольку любое каноничное Евангелие является структурной единицей Нового Завета. Если же говорить о неканоничных текстах и апокрифах, то они, как и Новый Завет, повествуют о том или ином отрезке земной жизни Иисуса Христа, проповедуя его учение.

В чём разница между Новым Заветом и Евангелие

Фактическая разница между Евангелием и Новым Заветом заключается в том, что первое писание является структурной единицей другого и входит в его состав. Говоря проще, Новый Завет – это всегда «сборник» из четырёх Евангелий в сочетании с вышеназванными священными текстами («Деяния апостолов» и т. д.). Всего в Новый Завет входит 27 книг.

Справка. Три первых писания Нового Завета очень часто повторяют друг друга и описывают одни и те же либо сходные события. Если же сравнивать с ними Евангелие от Иоанна, то оно будет отличаться от них не только содержанием, но и стилем повествования.

Таким образом, Новый Завет и Евангелие представляют собой разные понятия и путать и взаимно заменять в языке их ни в коем случае не следует.

Чем Ветхий Завет отличается от Нового? | Религия | Общество

Ветхий и Новый Заветы представляют собой две составные части Библии, которая является священной книгой всех христиан.

Время и язык написания

Ветхий Завет (его еще называют Писанием) создан в дохристианскую эпоху: XIII-I вв. до н.э. Он написан на древнееврейском языке, частично — на арамейском. Эта книга почитается как Священное Писание христианами и иудеями (у них она называется Танах и отличается от редакций христианского Ветхого Завета).

Новый Завет был написан в начале нашей эры — начиная с сер. I в. — на древнегреческом языке (а точнее койне: варианте греческого языка, сформировавшемся в эллинистическую эпоху в Восточном Средиземноморье и ставшем языком межнационального общения). Новый Завет является священной книгой христиан.

Содержание

В Ветхом Завете 39 книг, являющихся каноническими для православных (здесь есть разночтения с другими конфессиями). Иудейский Танах включает Пятикнижие (Тору), Пророков, Писания.

Новый Завет состоит из четырех Евангелий (жизнеописаний Иисуса Христа): от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Также в нем содержатся Деяния апостолов, 21 послание и Откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова.

В чем отличия Ветхого Завета от Нового, АиФ.ru спросил у отца Андрея (Постернака), кандидата исторических наук и священника.

«Ветхий Завет — часть Библии, священной для христиан книги, в которой главная мысль заключается в истории избранного иудейского народа, который хранил подлинную веру в те времена, когда еще Иисус Христос не пришел на Землю. И Ветхий Завет дает нам примеры праведной жизни людей, которые ожидали пришествия Мессии, пришествия Христа. Это и пророчества о Христе, и ожидание его праведниками, и примеры благочестивой жизни. Но все-таки это описание людей, которые верили, надеялись, ждали, но Мессию (Христа) не обрели.

А Новый Завет — это история уже после веры Иисуса Христа, сына Божия. Именно поэтому Новый Завет начинается с четырех книг Евангелий, которые повествуют о жизни Иисуса Христа, затем в нем идут проповеди (Деяния апостольские) и послания апостолов, которые дают назидания всем тем, кто принял христианскую веру. И понятно, что для современных христиан Новый Завет является главной частью Библии, потому что на нем основаны все христианские заповеди, правила и нормы, которые они должны соблюдать», — рассказал отец Андрей.

Смотрите также:

Не путайте христианство (Евангелие, Новый завет) с Ветхим заветом.

Интересный комментарий углядела здесь
Напомню, что объединение Ветхого и Нового завета произошло в 15 веке, с появлением печатных книг. Неправомерно называется Геннадьевской библией, ибо архиепископ Новгородский более всех противился этому, называя жидовской ересью. Геннадьевской осмелились называть этот симбиоз уже после смерти св. Геннадия, как бы нивелируя его труды

Ветхий завет это то что было до Христа и как иудеи это понимали. Христиане живут по заповедям Христа.
Христос отменял правила установленные иудеями в Ветхом завете.

(Евангелие от Матфея 15:1):

«Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,
тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
не тó, чтó входит в уста, оскверняет человека, но тó, чтó выходит из уст, оскверняет человека.
Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?
Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;
оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека,
ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления –
это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека.»

(Евангелие от Ионна 8:3): Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,
сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
И опять, наклонившись низко, писал на земле.
Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.»

Христос назвал две главные заповеди от которых происходят все остальные : 1) возлюби Господа Бога твоего 2) возлюби ближнего своего как самого себя и во всем как хочешь что бы поступали с тобой люди так и ты поступай с ними

Библия состоит из Ветхого завета (то что было до Христа и как иудеи это понимали) и Евангелие (Нового завета) это жизнеописание Христа.

Не путайте Ветхий завет и Новый. Христиане живут по заповедям Христа, по Евангелие (Новый завет). По Ветхому завету живут иудеи, это те кто не приняли Христа и распяли его.
Ветхий завет рекомендуется к прочтению , православными священниками, после прочтения Евангелие (Нового завета), деяний апостолов и святых отцов, как история еврейского народа и примера того, как нельзя поступать.

Хочу напомнить свой пост, написанный в 2013 году: Как жиды НАШУ ВЕРУ в иудохристианство превращали

Четвероевангелие: сходства и различия четырех текстов

Вы можете скачать и распечатать этот материал в формате А3.

Евангелия (греч. — «Благая весть») — четыре священные книги, входящие в состав Нового Завета.

Евангелия повествуют о земной жиз­ни Христа, Его страданиях, смерти и воскресении, а также раскрывают Его учение о спасении и Царствии Небесном.

Евангелия написаны апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Часто они изображаются рядом с сим­волами тет­ра­морфа — крылатого четырехликого существа из видения пророка Иезекииля (Иез 1:1–28).

Евангелия от Матфея, Марка, Луки  называют синоптическими, так как по описываемым в них событиям они достаточно сильно совпадают. Евангелие от Иоанна написано позже остальных.

Все четыре Евангелия различаются по тому, к кому они обращены.

 

5 фактов о подлинности Евангелий

1. Все четыре Евангелия имеют беспрецедентное для древних текстов количество рукописных копий; были безусловно при­няты христианскими общинами I-II вв.

2. Наиболее древние из сохранившихся рукописей текстов Евангелий датируются 66 годом (отрывок из 26 главы Евангелия от Матфея).

3. Наиболее древним списком, в который входит Четвероевангелие, является сирийский перевод «Пешито» (простой, верный), сделанный во II веке.

4. Самый древний полный список Но­во­го Завета входит в состав Синайского ко­дек­са (IV век). Его части хранятся в России, Великобритании, Германии и на Синае.

5. Окончательно канон Нового Заве­та, ядром которого стали четыре Еван­­гелия, был зафиксирован на поместном Лаодикийском соборе в 360 году. Он был подтвержден на VI Вселенском соборе в Кон­стан­тинополе в 680 году и с тех пор является непреложным для всех христианских Церквей.

 

Читайте также:
Как создавались и выглядели рукописи Евангелий
История написания Евангелий в проекте «Академия»
Ирония и премудрость

Чем отличается библия от евангелия: православная точка зрения

Возврат к вере протцов сопровождается восполнением пробелов в познаниях главных определений и положений нашей православной веры. Чем отличается библия от евангелия? Этот вопросец застал меня врасплох, и я не знала правильного ответа. Евангелие нередко продается отдельной книжицей, и по сопоставлению с библией смотрится робко. Но если открыть 1-ые странички евангелия, то становится понятно: там речь идет о жизни, погибели и воскресении Иисуса Христа. Давайте разглядим разницу меж ветхим и новеньким заветом, которые составляют библию.

Ветхий завет

О чем повествует ветхий завет? В книжке Бытие мы читаем о сотворении богом мироздания, дальше книжка повествует о жизни еврейского народа во времена египетского рабства, скитание по пустыне и получение народом 10 Заповедей. Конкретно эти 10 заповедей и составляют сущность ветхого (старенького) завета бога с народом израильским.

Библия писалась в протяжении полутора 1000-летий различными создателями. Главный язык написания — иврит и арамейский. Как писался текст библии? Считается, что все тексты святого писания были боговдохновенными. Другими словами, человек только записывал то, что чувствовал в собственном сердечко и идей под управлением бога.

Ветхий завет можно принимать как художественное жизнеописание и как боговдохновенное назидание, свидетельство о чудесах и силе божьей.

Перед нами проходят столетия в описании библейских сюжетов, мы читаем слова мудрости Соломона и полные внутреннего противоречия псалмы Давида. Послания пророков навевают кошмар и отчаяние, а нескончаемые войны иудеев за землю обетованную вводят в смятение.

Но это всё уже относится к прошлому, потому что опосля Иисуса Христа был заключен новейший завет. Это завет любви и доверия меж богом и народами земли. Этот завет открывает новейшую историю населения земли, полную веселых надежд и благодарности за расчудесное спасение от наказаний за грехи.

Новейший завет и евангелие

Новейший завет — это собрание из 27 книжек, рассказывающих о временах жизни Иисуса Христа. В него входят 4 евангелия, 21 послание апостолов, деяния апостолов и Апокалипсис. Но центральным событием Новейшего Завета является конкретно евангелие — благая известие о спасении.

Евангелие переводится с греческого языка как благовествование. Оно несет народам земли благую известие о спасателе мира. Это 4 послания евангелистов:

  • Луки;
  • Матфея;
  • Марка;
  • Иоанна.

В евангелиях описана жизнь Иисуса Христа, его служение, погибель на кресте и воскресение. Дальше в Новеньком Завете мы находим 27 посланий апостолов (учеников Иисуса). Так же в Новеньком Завете описаны деяния апостолов, на которые их благословил сам Христос.

В деяниях апостолов описаны действия, связанные с рождением церкви Христовой. Авторство приписывают святому Луке. Это подробное хронологическое описание всех действий по созданию церкви, также в деяниях указаны четкие географические координаты передвижения апостолов.

В посланиях апостолов содержатся ответы на практические вопросцы по организации жизни христианской общины, правилам поведения христиан и толкования учения Христа. 1-ые христиане были иудеями, потому не соображали различия меж старенькым и новеньким заветом бога с людьми.

Главной вестью евангелия является благовествование о воскресении Иисуса Христа, которое несет спасение всему миру.

В книжке Апокалипсиса записаны видения святого апостола Иоанна, которые ему открыл бог. В нем показаны главные фрагменты конца времен, ужасный трибунал над грешниками. Бог показал людям, что вершить трибунал будет его отпрыск Иисус Христос. Это более магическая из всех страниц Новейшего Завета, потому что вся информация зашифрована в знаках. Длительное время отцы церкви боялись заносить Откровение Иоанна в канон конкретно из-за символизма видений.

Новейший завет, в отличие от ветхого, был написан на древнегреческом языке. Евангелисты, написавшие 4 евангелия, жили в I веке новейшего летосчисления. Тексты евангелия датируются приблизительно 41 годом н.э.

Чтоб буквально ответить на вопросец, в чем разница меж библией и евангелием, необходимо обратиться к содержанию этих книжек. Христиане считают, что евангелие является составной частью библии и повествует о жизни Иисуса Христа и его учеников. А вот иудеи новейший завет не признают, для их все еще действует старенькый завет с богом. Ветхий завет на иврите именуется — Тора (пятикнижие).

Чем отличается библия от евангелия в православии:

  • евангелие является составной частью библии и заходит в Новейший Завет;
  • евангелие написано еще позднее текстов библии;
  • в библии повествуется о разработке земли и первого человека, в евангелии повествуется о спасателе мира Иисусе Христе;
  • создатели библейских сказаний не известны, евангелие написали 4 евангелиста.

Различное истолкование и осознание евангельских текстов привело к расколу меж христианами и образованию огромного количества конфессий. Потому читать и толковать евангелие необходимо под управлением отцов церкви, чтоб не отпасть от веры.

Просто познание, что такое евангелие и библия, ничего не дает человеку. Это не художественные тексты и не историческое описание жизни людей прошедшего. Библия является управлением к действию, началом перемены жизни и миропонимания, методом спасения о нескончаемой смерти и мрака.

Источник: tayniymir.com

история формирования, содержание, сходства и различия : Labuda.blog

Ветхий Завет и Новый Завет: история формирования, содержание, сходства и различия

Христианство на сегодняшний момент – самая распространенная религия в мире. По международным статистическим данным, число ее приверженцев превышает два миллиарда человек, то есть около трети всего населения земного шара. Неудивительно, что именно эта религия дала миру самую растиражированную и знаменитую книгу – Библию. Священное Писание христиан по числу копий и продаж возглавляет ТОП бестселлеров вот уже полторы тысячи лет.

Состав Библии

Не все знают, что слово «библия» — это просто множественная форма греческого слова «вивлос», что значит «книга». Таким образом, речь идет не о едином произведении, а о сборнике текстов, принадлежащих разным авторам и написанных в разные эпохи. Крайние временные пороги при этом оцениваются так: с XIV в. до н. э. по II в. н. э.

Библия состоит из двух главных частей, которые в христианской терминологии называются Ветхий Завет и Новый Завет. Среди приверженцев церкви превалирует по своему значению последний.

Ветхий Завет и Новый Завет: история формирования, содержание, сходства и различия

Ветхий Завет

Первая и наибольшая часть христианского Писания сформировалась задолго до рождения Иисуса Христа. Книги Ветхого Завета также называются еврейской Библией, так как они имеют священный характер в иудаизме. Разумеется, для них прилагательное «ветхий» в отношении своего писания категорически неприемлемо. Танах (как он называется в их среде) вечен, неизменен и универсален.

Состоит этот сборник из четырех (согласно христианской классификации) частей, которые носят следующие названия:

  1. Законоположительные книги.
  2. Исторические книги.
  3. Учительные книги.
  4. Пророческие книги.

Каждый из этих разделов содержит в себе определенное число текстов, причем в разных ветвях христианства их может быть разное количество. Некоторые книги Ветхого Завета также могут объединяться или расчленяться между собой и внутри себя. Основным вариантом считается редакция, состоящая из 39-ти наименований различных текстов. Наиважнейшая часть Танаха – так называемая Тора, которая состоит из первых пяти книг. Религиозное предание утверждает, что ее автор – пророк Моисей. Ветхий Завет был окончательно сформирован примерно в середине первого тысячелетия до н. э., а в нашу эпоху принят в качестве сакрального документа во всех ветвях христианства, кроме большинства гностических школ и церкви Маркиона.

Ветхий Завет и Новый Завет: история формирования, содержание, сходства и различия

Новый Завет

Что касается Нового Завета, то он представляет собой сборник произведений, родившихся в недрах зарождающегося христианства. Состоит он из 27 книг, важнейшие из которых – первые четыре текста, называемые Евангелиями. Последние являются жизнеописаниями Иисуса Христа. Остальные книги – письма апостолов, книга Деяний, рассказывающая о первых годах жизни церкви, и пророческая книга Откровения.

Сформировался христианский канон в таком виде к четвертому веку. До этого среди различных групп христиан были распространены, и даже почитались в качестве священных, и многие другие тексты. Но ряд церковных соборов и епископских определений легитимизировал только данные книги, все остальные признав ложными и оскорбительными для Бога. После этого «неправильные» тексты стали массово уничтожаться.

Ветхий Завет и Новый Завет: история формирования, содержание, сходства и различия

Процесс унификации канона был инициирован группой богословов, которые противостали учению пресвитера Маркиона. Последний впервые в истории церкви провозгласил канон священных текстов, отбросив почти все книги Ветхого и Нового Завета (в современной его редакции) за небольшим исключением. Чтобы нейтрализовать проповедь своего оппонента, авторитетные лица церкви формально узаконили и сакраментировали более традиционный набор писаний.

Тем не менее в разных частях света Ветхий Завет и Новый Завет имеют различные варианты кодификации текста. Есть также некоторые книги, которые принимаются в одной традиции, но отвергаются в другой.

Учение о богодухновенности Библии

Сама суть сакральных текстов в христианстве раскрывается в доктрине о богодухновенности. Библия — Ветхий и Новый Завет — важна для верующих, потому что те уверены, что рукой писателей священных произведений водил сам Бог, и слова писаний в буквальном смысле – божественное откровение, которое он передает миру, церкви и каждому человеку лично. Эта уверенность в том, что Библия — письмо Господа, обращенное напрямую к каждой личности, побуждает христиан постоянно изучать ее и искать скрытые смыслы.

Ветхий Завет и Новый Завет: история формирования, содержание, сходства и различия

Апокрифы

В течение развития и формирования канона Библии многие книги, которые первоначально в него входили, позже оказывались «за бортом» церковной ортодоксии. Эта судьба постигла такие произведения, как например, «Пастырь Ерма» и «Дидахи». Множество различных евангелий и апостольских посланий были объявлены ложными и еретическими только за то, что не вписывались в новые богословские тенденции ортодоксальной церкви. Все эти тексты объединены общим термином «апокрифы», что значит, с одной стороны, «ложные», а с другой — «тайные» писания. Но окончательно вытравить следы неугодных текстов не удалось — в канонических произведениях есть аллюзии и скрытие цитаты из них. Например, вполне вероятно, что утраченное, а в XX веке вновь открытое евангелие от Фомы служило одним из первоисточников для изречений Христа в канонических евангелиях. А общепринятое послание апостола Иуды (не Искариота) прямо содержит цитаты со ссылками на апокрифическую книгу пророка Еноха, утверждая при этом ее пророческое достоинство и подлинность.

Ветхий Завет и Новый Завет: история формирования, содержание, сходства и различия

Ветхий Завет и Новый Завет – единство и различия двух канонов

Итак, мы выяснили, что Библию составляют два сборника книг разных авторов и времен. И хотя христианское богословие рассматривает Ветхий Завет и Новый Завет как одно целое, интерпретируя их через друг друга и устанавливая скрытые аллюзии, предсказания, прообразы и типологические связи, не все в христианской общине склонны к такой одинаковой оценке двух канонов. Маркион не на пустом месте отверг Ветхий Завет. Среди его утраченных трудов имели хождение так называемые «Антитезы», где он противопоставлял учению Танаха учение Христа. Плодом такого разграничения стало учение о двух богах – иудейском злобном и капризном демиурге и всеблагом Боге-Отце, которого проповедовал Христос.

Действительно, образы Бога в этих двух заветах значительно разнятся. В Ветхом Завете он представлен как мстительный, строгий, жесткий властелин не без расовых предрассудков, как выразились бы сегодня. В Новом Завете, напротив, Бог отличается большей терпимостью, милосердием и в целом предпочитает прощать, нежели чем наказывать. Впрочем, это несколько упрощенная схема, и при желании можно найти обратные доводы в отношении обоих текстов. Исторически, однако, сложилось так, что церкви, не признающие авторитет Ветхого Завета, прекратили свое существование, и сегодня христианский мир представлен в этом отношении только одной традицией, если не считать различные реконструированные группы неогностиков и неомаркионитов.

Что означает слово «Евангелие» в Новом Завете?

Евангелие принадлежит Иисусу, но, что еще важнее, Иисус — это сердце содержания Евангелия.

Сегодня мы так бойко используем его в церкви. Проповедники говорят, что они проповедуют Евангелие, но если мы послушаем, как они проповедуют воскресенье за ​​воскресеньем, мы услышим очень мало Евангелия в том, что они проповедуют. Термин «евангелие» стал прозвищем для проповедования чего-либо, а не чего-то определенного. Слово «евангелие» — это слово euangelion .У него есть префикс eu-, который в английском языке встречается во множестве слов. Мы говорим об благозвучности или благозвучной музыке, которая относится к чему-то, что хорошо звучит. Мы говорим о панегирике — хорошем слове, произнесенном в отношении кого-то на его похоронах. Приставка eu- означает что-то хорошее или приятное. Слово angelos или angelion означает «сообщение». Ангелы — это посланники, а angelos — это тот, кто доставляет сообщение.

Это слово euangelion , что означает «благая весть» или «хорошие новости», имеет богатую историю в Ветхом Завете.Там основное значение термина «Евангелие» было просто возвещением благой вести. Если врач приходил осмотреть больного и потом заявлял, что проблема не является серьезной, это было Евангелием или хорошей новостью. В древности, когда солдаты выходили на битву, люди затаив дыхание ждали отчета с поля боя об исходе. Как только результат был известен, марафонцы бросились назад, чтобы сообщить отчет. Вот почему Исайя написал: «Как прекрасны на горах ноги благовестия» (Ис.52: 7). Сторож в сторожевой башне смотрел так далеко, насколько мог видеть вдаль. Наконец, он увидел, как движется пыль, когда бегун мчится обратно в город, чтобы сообщить о битве. Сторожей учили по тому, как двигались ноги бегуна, были ли новости хорошими или плохими. Если бегун делал перетасовки выживания, это указывало на мрачный отчет, но если его ноги летели и поднималась пыль, это означало хорошие новости. Это концепция Евангелия в его самом элементарном смысле.

Когда мы подходим к Новому Завету, мы находим три различных способа употребления термина «евангелие». Во-первых, у нас есть четыре книги Нового Завета, которые мы называем Евангелиями: Матфей, ​​Марк, Лука и Иоанн. Эти книги представляют собой биографические портреты Иисуса. Евангелие в этом смысле описывает особую форму литературы. Во время земного служения Иисуса термин «евангелие» был связан не с личностью Иисуса, а с Царством Божьим. Иоанн Креститель представлен как человек, который приходит с проповедью Евангелия, и его послание звучит так: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мэтт.3: 2).

Иисус поступил так же в Своих притчах, провозгласив: «Царство Божие подобно. . . » На устах Иисуса Евангелие было о драматическом моменте в истории, когда через долгожданного Мессию Царство Божье прорвалось во времени и пространстве. Хорошие новости были хорошими новостями королевства. К тому времени, когда были написаны послания, особенно послания Павла, термин «евангелие» приобрел новый оттенок понимания. Это стало Евангелием Иисуса Христа. В Евангелии было ясное содержание.В основе этого Евангелия было объявление о том, кем был Иисус и чего Он совершил за свою жизнь.

Если мы дадим свидетельство нашим соседям, говоря: «Я стал христианином в прошлом году. Я отдал свое сердце Иисусу », мы свидетельствуем об Иисусе, но мы не рассказываем им Евангелие, потому что Евангелие не о нас. Евангелие повествует об Иисусе: о том, что Он сделал, о Его жизни в совершенном послушании, о Его искупительной смерти на кресте, о Его воскресении из мертвых, о Его вознесении на небеса и о Его излитии Святого Духа на церковь.Мы называем эти решающие элементы объективными аспектами Нового Завета Евангелия Христа.

Помимо личности и деяний Иисуса, в Новом Завете также используется термин евангелие, вопрос о том, как преимущества, достигнутые объективной работой Иисуса, субъективно присваиваются верующему. Во-первых, возникает вопрос о том, кем был Иисус и что Он сделал. Во-вторых, вопрос о том, какую пользу это приносит вам и мне. Вот почему Павел объединяет объективное описание личности и деятельности Иисуса (особенно к Галатам) с доктриной оправдания только верой, которая необходима для Евангелия.Проповедуя Евангелие, мы проповедуем об Иисусе, и мы проповедуем о том, как мы вступаем с Ним в спасительные отношения.

Евангелие сегодня подвергается нападкам в церкви. Я не могу не подчеркнуть, насколько важно правильно понять Евангелие и понять как объективный аспект личности и работы Иисуса, так и субъективное измерение того, какую пользу мы получаем от этого только по вере.

Недавно мне процитировали одного профессора протестантской семинарии, предположительно евангелиста, который сказал, что учение о вменении, посредством которого наши грехи передаются Христу на кресте, а Его праведность передается нам через веру, является человеческим изобретением и не имеет ничего общего с Евангелием.Я хотел заплакать, когда услышал это. Это просто подчеркнуло, насколько хрупко сохранение Евангелия в наши дни и насколько осторожной должна быть церковь в каждое время, чтобы охранять эту драгоценную благую весть, которая приходит к нам от Бога.

Этот отрывок адаптирован из книги Послание к римлянам: Экспозиционный комментарий Р.К. Спроул.

.

Принадлежит ли Евангелие от Петра Новому Завету?

, Райан Тернер

Канон Нового Завета был зарезервирован только для тех писаний, которые были написаны либо апостолом, либо сподвижником апостола. Поскольку Евангелие от Петра было написано в середине второго века, оно не может быть включено в Новый Завет. Многочисленные украшения в Евангелии от Петра ясно указывают на то, что оно было написано во втором веке, а не апостолом Петром.Эта дата авторства во втором веке соответствует современной оценке Евангелия от Петра исследователями Нового Завета. Следовательно, ранняя церковь по праву отвергла это Евангелие, которое ложно приписывалось Петру.

Справочная информация о Евангелии от Петра

Что такое Евангелие от Петра?

Хотя Евангелие от Петра неправильно приписывается апостолу Петру, оно состоит из 14 абзацев (или 60 стихов), написанных около 150 г.Д., в котором описываются события, окружавшие конец жизни Иисуса, включая его суд, распятие, погребение и воскресение. Это Евангелие сохранилось лишь частично в одной рукописи 8-9 веков, начало и конец которой находятся в середине предложения (Harris, 245). Евангелие от Петра содержит много общего с Евангелиями Нового Завета, включая основные очертания конца жизни Иисуса с его испытанием, распятием, погребением и воскресением, но оно также содержит ряд дополнений, включая, в первую очередь, описание фактическое событие воскресения с двумя гигантскими ангелами, огромным Иисусом и говорящим крестом, появляющимся из пустой гробницы.

Когда было открыто Евангелие от Петра?

Евангелие от Петра якобы было обнаружено в 1886–1887 годах при раскопках в Ахмиме, Верхний Египет. В гробу монаха была найдена рукопись IX века, которая теперь известна как фрагмент Ахмима. Интересно, что этот фрагмент не содержит ни имени, ни названия. Однако, поскольку манускрипт имел (1) якобы докетический подтекст и был (2) найден среди других работ, приписываемых апостолу Петру, таких как Апокалипсис Петра, ученые считают, что фрагмент Ахмима принадлежал Евангелию от Петра.

Говорят ли какие-нибудь древние писатели о Евангелии от Петра?

До открытия фрагмента Ахмима в 1886-87 гг. Ученые очень мало знали о Евангелии от Петра. Их первым основным источником был Евсевий Кесарийский (ок. 260–340 гг. Н. Э.), Известный историк ранней церкви, который отметил, что Евангелие от Петра было среди отвергнутых церковью писаний и имело еретические корни. Вторым основным источником Евангелия от Петра является письмо Серапиона, епископа Антиохийского (офис А.D. 199-211), озаглавленный «Относительно того, что известно как Евангелие от Петра». Епископ Серапион отмечает, что Евангелие от Петра имело докетический подтекст, и советовал руководителям церкви не читать его своим прихожанам. Из заявлений епископа Серапиона мы знаем, что Евангелие от Петра было написано где-то во втором веке, но только на основании утверждений Серапиона нам остается мало информации о его действительном содержании.

Является ли Евангелие от Петра гностическим Евангелием?

Среди ученых ведутся споры о том, действительно ли фрагмент Ахмима является гностическим документом.Есть два возможных гностических примера в 4:10 [параграф 4] и 5:19 [параграф 5]. В пункте 4 описывается распятие Иисуса и говорится: «Но он молчал, как будто не испытывая боли». Это может отражать гностический взгляд на докетизм, согласно которому Иисус не обладал физическим телом. Это могло бы объяснить отсутствие боли у Иисуса на кресте. Кроме того, в параграфе 5 предсмертный крик Иисуса на кресте описывается так: «Сила моя, сила моя, Ты оставил меня». Некоторые ученые рассматривают это как ссылку на «…. докетическая версия крика о заброшенности, который является результатом ухода божественной силы из телесной оболочки Иисуса ». Однако некоторые ученые оспаривают эти ссылки как относящиеся к полномасштабному гностицизму или гностическим учениям вообще.

Когда было написано Евангелие от Петра?

Хотя эта работа была приписана апостолу Петру (пар. 14), современные исследователи Нового Завета справедливо отмечают, что Евангелие от Петра — это произведение второго века нашей эры. Большинство ученых не датируют это Евангелие до 130-150 гг.D из-за: (1) многочисленных исторических ошибок, включая преобладание легендарных украшений и отсутствия исторических знаний первого века, и (2) вероятной зависимости Евангелия от Петра от Евангелий Нового Завета. По этим причинам, среди многих, большинство ученых сегодня отвергают Евангелие от Петра, поскольку оно дает нам такой же точный портрет Иисуса, как стандартные Евангелия Нового Завета, и считают его поздним сочинением, датируемым 9000 годом н. Э.

Исторические ошибки

Ошибка № 1: вина евреев

Признание вины еврейских властей (п.7; 11) не имеет исторической достоверности. Признание еврейских властей имеет больше смысла в контексте после 70 г. н.э., когда евреев обвиняли в разрушении Иерусалима в результате того, что они не приняли Иисуса как Мессию. Более того, упоминание иудейских книжников и старейшин, говорящих: «Ибо лучше, говорят они, нам быть виновными в величайшем грехе перед Богом, а не попадать в руки иудейского народа и быть побитыми камнями. , »Также отражает период после 70 г. н.э. и определенно не ранее синоптического материала.

Ошибка № 2: Первосвященник проводит ночь на кладбище

Более того, автор Евангелия от Петра (или фрагмента Ахмима) очень мало знал еврейских обычаев. Согласно параграфам 8 и 10, иудейские старейшины и книжники фактически разбили лагерь на кладбище как часть стражи, охраняющей гробницу Иисуса. Крейг Эванс мудро отмечает: «Учитывая еврейские взгляды на нечистоту трупов, не говоря уже о страхе перед кладбищами в ночное время, автор нашего фрагмента невероятно невежественен (Evans, Fabricating Jesus , 83).»Правящий священник ночует на кладбище; ни один правящий священник не стал бы этого делать. Из-за этих серьезных ошибок маловероятно, что это Евангелие отражает более ранний материал, чем Евангелия Нового Завета. Напротив, автор, скорее всего, далек от исторических событий, связанных со смертью и погребением Иисуса.

Ошибка № 3: Приукрашивание счетов воскресения Нового Завета

В Евангелии от Петра есть ряд явных украшений, особенно касающихся охраны гроба и воскресения.Что касается охраны гробницы, то над гробницей есть семь ровных печатей (8), и множество людей из окрестностей приезжают, чтобы увидеть запечатывание гробницы. Хотя это, безусловно, исторические возможности, похоже, это указывает на то, что это приукрашивание по сравнению с более простыми рассказами в Евангелиях Нового Завета.

Авторы Нового Завета никогда не описывают, как именно произошло воскресение, поскольку, по-видимому, никого, кроме стражников, не было, чтобы засвидетельствовать его.Возможно, самая захватывающая часть рассказа Евангелия от Петра состоит в том, что оно на самом деле описывает воскресение Иисуса (9-10)!

«9 И в ночь, когда приближался день Господень, когда воины сторожили по двое в страже, раздался громкий голос на небе; и они увидели, что небеса открылись, и двое мужчин спустились оттуда с великим светом и подошли к гробнице. И тот камень, который был поставлен у двери, откатился и частично уступил место; и гробница открылась, и вошли оба юноши.10 Итак, когда те воины увидели это, они разбудили сотника и старейшин; потому что им тоже было трудно охранять. И когда они объявили то, что они видели, снова они видят, что трое мужчин выходят из гробницы, и двое из них поддерживают одного, и крест, идущий за ними: и у двух голова достигает неба, а голова его Который был под их руководством, преодолел небеса. И они услышали голос с небес, говорящий: Ты проповедовал спящим. И ответ был услышан с креста, да.”

Это повествование о воскресении не сохраняет ничего от исторической трезвости, присущей новозаветным повествованиям о воскресении. Вместо этого в этом описании воскресения Иисуса есть большой ангел, голова которого «доходит до небес», и гигантский Иисус, голова которого «простирается над небесами!» Наконец, лучшим примером является говорящий крест. Голос с небес говорит: «Ты проповедовал спящим». Крест отвечает: «Да». Хотя возможно, что это был гигант Иисус, голова которого была выше небес, и говорящий крест, более вероятно, что эта история, вероятно, является украшением более простой пустой гробницы и повествований о воскресении в новозаветных Евангелиях.Вероятно, это просто еще одна попытка, как и некоторые другие гностические евангелия, «заполнить пробелы» в событиях, окружающих жизнь Иисуса.

Как кто-то мог подумать об этом повествовании о воскресении как о более примитивном, чем Евангелия, кажется совершенно необоснованным. Эванс мудро заявляет: «… можно ли всерьез утверждать, что рассказ о воскресении из фрагмента Ахмима [Евангелия от Петра], дополненный говорящим крестом и ангелами, чьи головы достигают небес, составляет наиболее примитивное описание?» (Эванс, 84).

Зависимость от Нового Завета

Трудно доказать точную литературную зависимость Евангелия от Петра от Нового Завета; однако в Петре есть по крайней мере пара примеров, которые лучше всего объясняются тем, что автор знаком с каноническими новозаветными Евангелиями. Евангелие от Матфея является ярким примером, с его стражем у гроба Иисуса. Автор Евангелия от Петра, вероятно, принял этот рассказ и приукрасил его тем, что еврейские лидеры пришли и остановились у гробницы на ночь.Возможно, это послужило апологетическим целям автора Евангелия от Петра, отражающего условия после разрушения Иерусалимского храма. Кроме того, исповедание сотника (п. 11), по-видимому, также отражает Евангелие от Матфея (Мф. 27:54; ср. Мк. 15:39; Лк. 23:47).

Наконец, в Евангелии от Петра, где упоминается вор, используются те же греческие слова для обозначения вора в абзаце 4 (4.10, 13), что, вероятно, отражает Евангелие от Луки (23:33, 39).

Поскольку Евангелие от Петра, вероятно, является произведением второго века из-за исторических ошибок, перечисленных выше, вполне вероятно, что Евангелие от Петра, по крайней мере, использовало аналогичные традиции, которые встречаются в Евангелиях Нового Завета, если не в самих Евангелиях.Это гораздо более трезвый вывод, чем основывать наши аргументы только на критике источников, которая часто связана с простыми предположениями о гипотетических источниках и уровнях редактирования и редактирования. В любом случае, учитывая многочисленные приукрашивания и исторические ошибки, вполне вероятно, что автор имел некоторое представление о канонических Евангелиях и сочетал их со своими собственными рассуждениями. Однако насколько автор знал Евангелие Нового Завета, мы, возможно, никогда не узнаем.

Заключение

Вопреки утверждениям некоторых, Евангелие от Петра не принадлежит Новому Завету из-за его серьезных украшений и вероятной зависимости от Евангелий Нового Завета.По этим причинам, среди многих, большинство ученых сегодня отвергают Евангелие от Петра, поскольку оно дает нам такой же точный портрет Иисуса, как стандартные Евангелия Нового Завета, и считают его поздним сочинением, датируемым 9000 годом н. Э.

Краткое изложение свидетельств того, что Евангелие от Петра датируется вторым веком

Исторические ошибки и приукрашивания

  • Семь печатей используются для запечатывания гробницы Иисуса (Параграф 8).
  • Толпа из Иерусалима приходит посмотреть на запечатанную гробницу Иисуса (Пар.9).
  • Иудейские лидеры ночуют лагерем у гроба Иисуса.
  • Еврейские лидеры опасаются вреда еврейского народа (пар. 8). Это не описывает историческое положение евреев до разрушения иудейского храма в 70 г. н.э.
  • г.

  • История Воскресения на самом деле описывает, как Иисус вышел из гробницы с двумя гигантскими ангелами, огромным Иисусом и говорящим крестом.

Последние ссылки

  • Передача ответственности за смерть Иисуса от Пилата Ироду и евреям.
  • Ссылка

  • «День Господень» (Пар. 9) указывает на более поздний период времени (ср. Откр. 1:10; Послание Игнатия к Магнезианцам, 9: 1).

Возможные гностические обертоны

  • Молчание во время распятия, «как будто он не чувствовал боли». Это могло быть согласовано с докетическим взглядом на Иисуса, который был распространен в гностических кругах.
  • Крик распятия — «Моя сила!» «Моя Сила!» что, вероятно, указывает на то, что от него ушло сверхъестественное существо.
  • Смерть Иисуса описывается как «взятие», подразумевая, что он был спасен, не умирая. Это согласуется с некоторыми гностическими взглядами, согласно которым, поскольку Иисус не был полностью человеком, он не мог фактически умереть на кресте.

Возможные параллели Нового Завета

  • Признание сотника (Пар. 11), кажется, отражает Евангелие от Матфея (Мф. 27:54; ср. Мк. 15:39; Лк. 23:47).
  • Пост охранника у гробницы, кажется, отражает Евангелие от Матфея.

Источники

  • Бок, Даррелл Л. Недостающие Евангелия: раскрытие истины за альтернативными христианствами. Нэшвилл: Томас Нельсон, 2006.
  • Эванс, Крейг А. Фальсификация Иисуса: как современные ученые искажают Евангелия . Даунерс-Гроув, Иллинойс: Inter-Varsity Press, 2008.
  • Эванс, Крейг А. «Апокрифический Иисус: оценка возможностей и проблем». 147-172. В Craig A. Evans and Emanuel Tov, eds. Изучение истоков Библии: формирование канона в исторической, литературной и теологической перспективе . Гранд-Рапидс: Бейкер, 2008.
  • Харрис, Стивен Л. Новый Завет: Введение для студентов. Четвертое издание. Нью-Йорк: McGraw-Hill, 2002.
  • .

  • Хед, П. М. «О христологии Евангелия от Петра», Vigiliae Christianae 46 (1992), 209-224.
  • Strobel, Lee. Дело настоящего Иисуса. Гранд-Рапидс: Зондерван, 2007.

.

2. Основные различия между Иоанном и синоптическими евангелиями

Введение: отношение Евангелия от Иоанна к синоптическим.

Возможны две основные позиции относительно отношения Евангелия от Иоанна к синоптикам:

  • Если Иоанн знал о синоптиках, он написал, чтобы дополнить их. (Сказать, что Джон знал одного или нескольких синоптиков, не означает, однако, что он написал свое Евангелие с копиями Матфея, Марка и / или Луки перед собой. Иоанн мог знать о существовании других письменные отчеты о жизни и служении Иисуса, даже не видя их.)
  • Если Евангелие от Иоанна полностью не зависит от синоптиков, у него было достаточно материала, чтобы выбрать из того, что большая часть его не пересекается с синоптиками (ср. Ин 20:30 и 21:25). Этот момент значительно усиливается, если принять утверждение Четвертого Евангелия о том, что оно отражает свидетельства очевидцев о жизни и служении Иисуса (Иоанна 21: 23-24).

Основные отличия:

      1. Пропуск Джоном материала синоптиков.

Евангелие от Иоанна опускает большое количество материалов, содержащихся в синоптических Евангелиях, включая некоторые удивительно важные эпизоды: искушение Иисуса, преображение Иисуса и установление Вечери Господней Иоанн не упоминает.Иоанн не упоминает примеров изгнания бесов Иисусом. Нагорной проповеди и молитвы Господней нет в Четвертом Евангелии. В Евангелии от Иоанна нет повествовательных притч (большинство ученых не считают Иоанна 15: 1-8 [«Виноградная лоза и ветви»] притчей в строгом смысле).

      2. Включение Джоном материала, не найденного в синоптике.

Джон также включает в себя значительный объем материала, которого нет в синоптике.Весь материал в Иоанна 2–4, о раннем галилейском служении Иисуса, не встречается у синоптиков. Предыдущие визиты Иисуса в Иерусалим перед страстной неделей упоминаются у Иоанна, но не встречаются у синоптиков. Седьмое знамение-чудо, воскресение Лазаря (Иоанна 11), не упоминается синоптиками. Расширенная прощальная речь (Иоанна 13-17) не встречается в синоптических Евангелиях.

      3. Различная продолжительность общественного служения Иисуса.

Согласно Иоанну, общественное служение Иисуса длилось не менее трех, а возможно, и четырех лет.За это время Иисус несколько раз отправляется из Галилеи в Иерусалим. Синоптики описывают только одно путешествие Иисуса в Иерусалим (последнее), причем большая часть служения Иисуса происходит в течение одного года.

      4. «Высокая» христология в отличие от синоптиков.

Пролог Евангелия от Иоанна (1: 1-18) представляет Иисуса как Ловго, «ставшего плотью (1:14). Иоанн начинает свое Евангелие с утверждения предсуществования и полноты божественности Иисуса, кульминацией чего является Иоанна 20: 28 с исповеданием Фомы «Мой Господь и мой Бог!» Непредсказуемые высказывания ejgw eijmi в Четвертом Евангелии как намек на Исход 3:14 также указывают на божественность Иисуса (Иоанна 8:24, 28, 58).Сравните Mark who

.

Заявление Ликоны: Евангелия Нового Завета — исторически достоверные свидетельства об Иисусе

Являются ли Новозаветные Евангелия исторически достоверными рассказами об Иисусе?

Твитнуть!
Диалог продолжается: @MichaelLicona об исторической достоверности Нового Завета

Прежде чем мы сможем ответить на этот вопрос, нам необходимо подумать о том, что мы подразумеваем под термином «исторически достоверный». Когда документ можно считать «исторически достоверным»?

Обязательно должно быть без ошибок? Если мы ответим «да» на этот вопрос, нам придется считать всю древнюю литературу исторически ненадежной .Как насчет всего нескольких ошибок? Какие ошибки допустимы? Более того, историки не могут проверить многое из того, что сообщается в истории или биографии. Как это влияет на историческую достоверность? Допускаем ли мы художественную лицензию, и если да, то в какой степени?

Не следует путать историческую достоверность с другими терминами, обычно используемыми христианами для описания Библии, такими как «боговдохновенный», «непогрешимый» и «непогрешимый». Если бы историкам требовалось, чтобы биография или история относились к одному из перечисленных, чтобы считаться исторически достоверными, никакая светская историческая литература, прошлая или настоящая, не выдержала бы испытания.

У историков есть различные инструменты, которые они используют, чтобы оценить, является ли отчет «правдивым». Эти инструменты ни в коем случае не являются волшебными по своей природе, но полагаются на «принципы здравого смысла», такие как следующие:

  1. Я хочу иметь достаточную уверенность в том, что наш критический текст, то есть самые ранние тексты, которые ученые могут реконструировать на языке оригинала на основе лучших рукописных свидетельств, — это по сути то, что написал автор.
  2. Я хочу, чтобы элементы отчета были подтверждены другими независимыми источниками, если это возможно.
  3. Я придаю дополнительную ценность античным источникам, которые обеспечивают подтверждение.
  4. Я приму дополнительную ценность ранним источникам, написанным очевидцами.
  5. Я приду дополнительную ценность, когда источник сообщает что-то, что могло бы смутить автора или дело, которое он поддерживает, поскольку это говорит о честности автора.
  6. При необходимости я рассмотрю различные гипотезы, которые попытаются объяснить данные и взвесить их, используя критерии вывода для наилучшего объяснения (например,g., имеющий больший объем объяснения и силу; меньше ad hoc ; быть более правдоподобным).

Используя подобные инструменты, историки могут установить определенные элементы в отчетах как «истинные» с разной степенью достоверности. Они помогают нам с конкретными элементами в аккаунте, а не принимают во внимание всю биографию или историю.

Это зависит от того, что мы подразумеваем под термином «исторически достоверный».

Итак, что мы имеем в виду, когда заявляем, что текст «исторически достоверен»? Это становится нечетким вопросом, особенно когда речь идет о написании древней истории, поскольку лучшие историки древности — греческие, римские и еврейские — были привержены точному изложению, а также были привержены написанию качественной литературы для пользы и удовольствия читателя. .И это часто означало, что отчетность должна быть гибкой с учетом деталей.

Твитнуть!
Древние историки часто вытесняли события из их первоначального контекста…. @MichaelLicona

В результате авторы часто вытесняли события из исходного контекста и переносили их в другой, чтобы выделить точку, передать сказанное одним человеком в уста другого (чтобы упростить, сжать и объединить истории для экономии и чтобы усилить драму) и обработать второстепенные детали, когда они были неизвестны писателю, чтобы отразить, как события, скорее всего, произошли (например,g., заключительная речь Сергия Катилины перед своим войском в 62 г. до н.э., прежде чем он был полностью уничтожен римскими войсками).

Саллюстий и Тацит поступали так, и сегодня они считаются одними из лучших историков Рима. На мой взгляд, историческая литература, которую они написали, исторически достоверна, потому что они делали эти вещи без намеренного искажения «истины» до такой степени, что они переписывали историю и сообщали о вещах иначе, чем они по сути произошли. Как пишет моя подруга Бет Шепперд из Duke: «Тот факт, что текст использует литературные приемы, не означает, что он должен автоматически классифицироваться как литература, а не история.В конце концов, история по своей природе повествовательна по формату и должна использовать условности твердой и живой прозаической композиции, чтобы передать прошлое ». [1]

«Отказ не вариант!» стал незабываемым слоганом фильма. Однако настоящий Кранц никогда не произносил этих слов.

Мы, современные люди, часто сообщаем точно так же. Фильм Аполлон 13 (1995) получил высокую оценку за его приверженность исторической точности. Тем не менее, режиссер Рон Ховард использовал художественную лицензию на протяжении всего фильма, используя повествовательные приемы, подобные тем, что использовали древние историки.Например, когда настоящий космический корабль Аполлон-13 столкнулся с множеством трудностей, из-за которых астронавты имели лишь десять процентов шансов выжить, руководитель полета Джин Кранц и его команда в Центре управления полетами никогда не сдавались и разработали решения, которые благополучно доставили астронавтов домой. . Твердое утверждение Кранца «Неудача — это не вариант!» стал незабываемым слоганом фильма. Однако настоящий Кранц никогда не произносил этих слов. Вместо этого они были назначены ему сценаристами, чтобы отразить отношение и подход команды управления полетами, возглавляемой и вдохновленной Кранцем.Это хороший текст, и это точное изображение Кранца и его команды, хотя и не в точном смысле.

Этот вид приемов иногда используется при написании истории и, на мой взгляд, не делает историческую литературу, в которой он представляется, исторически ненадежной, если мы понимаем, что то, что мы читаем, предназначалось для передачи общего картина событий, точная сущность описываемых людей и событий. Древние исторические сочинения часто заключались в том, чтобы жертвовать точным сообщением ради некоторой художественной свободы, чтобы передать правду, как ее понимает автор.Конечно, художественная свобода имеет свои пределы, и некоторые авторы зашли так далеко, что мы должны сказать, что часть написанной ими литературы была исторически ненадежной.

Древние исторические сочинения часто заключались в том, чтобы жертвовать точным сообщением ради некоторой художественной свободы, чтобы передать правду, как ее понимает автор.

Также стоит учесть, что, поскольку мы можем правдоподобно предположить, что правила написания истории через 1000 лет будут отличаться от наших собственных (например, отсутствие допуска для свободного перефразирования, сокращения, сжатия или объединения), было бы несправедливо те будущие историки, которые считают написание истории в начале двадцать первого века исторически ненадежным, поскольку у нас нет таких же стандартов письма, как у них.Мы могли бы, но решили не делать этого.

Точно так же писатели древней истории могли сообщать о людях и событиях, которые были относительно современны им, используя степень точности, ценимую нами, современниками. Но почти все из них, даже лучшие из них, такие как Саллюстий и Тацит, предпочли этого не делать. Фактически, Квинт Асконий, писавший в эпоху Нерона, по-видимому, был единственным исключением.

Итак, я предлагаю, чтобы в значительной, хотя и не абсолютной степени, мы думали об исторической достоверности в свете литературных условностей, принадлежащих к историческому жанру эпохи, в которую было написано.Соответственно, о древней исторической литературе не следует судить по современным конвенциям, которые требуют почти криминалистической точности, поскольку принятые в первых соглашениях этого не требуют. Это не значит, что автор не мог включить небольшое количество легендарных историй. Это означает, что большая часть того, что сообщается, является правдой. Например, Светоний считается одним из лучших историков Рима. Мы можем считать его Двенадцать Цезарей исторически достоверным, несмотря на то, что он иногда неизбирательно использует источники и иногда сообщает легендарные истории.

Итак, мы можем сказать, что древний источник — я имею в виду первоисточник — является исторически достоверным, если выполняются следующие условия:

  1. Мы можем проверить, что многие элементы, о которых сообщает древний автор, истинны по своей сути, хотя не обязательно во всех деталях. (См. Шесть инструментов, которые историки используют для этого выше.)
  2. У нас есть основания полагать, что автор не был ни чрезмерно неизбирательным в использовании источников, ни легковерным.
  3. У нас есть основания полагать, что автор намеревался написать точный отчет о том, что произошло, несмотря на использование им композиционных приемов, подходящих для исторического / биографического жанра, и случайного появления ошибок и легенд.
  4. У нас нет веских причин полагать, что большая часть историй, рассказанных древним автором, ложна.

Счета, отвечающие этим критериям, могут считаться исторически достоверными с точки зрения представления точной сути того, что произошло. В целом рассказ «достаточно правдив».

Подходит ли Евангелие к категории «исторически достоверных»?

Имея в виду историческую достоверность, мы теперь взглянем на Евангелие:

1.Мы можем проверить, что многочисленные элементы, о которых сообщает древний автор, истинны по своей сути, хотя и не обязательно во всех деталях.

Многие пункты Евангелий соответствуют существующим знаниям, относящимся к геополитическому фону, в котором они расположены.

Многие пункты Евангелий соответствуют существующим знаниям, относящимся к геополитическому фону, в котором они расположены. Ричард Бокхэм показал, что когда древние документы и эпиграфические данные из надписей на оссуариях, гробницах, статуях и т. Д.считаются, имена, упомянутые в Евангелиях и Деяниях, являются не только общими именами палестинских евреев того периода и не принадлежат евреям диаспоры, они также появляются примерно с той же частотой в Евангелиях и Деяниях, что и во внебиблейских данных. Как минимум это говорит о том, что все авторы Евангелий и / или источники, из которых они черпали, были хорошо знакомы с Палестиной в тот период.

Мы знаем, что места, упомянутые в Евангелиях, действительно существовали (e.г., Капернаум, Вифсаида, Назарет, Иерусалим, Елеонская гора, Аримафея). Мы знаем, что некоторые из людей, упомянутых в Евангелиях, действительно существовали в тот период, когда они были помещены (например, Август, Тиберий, Ирод, Понтий Пилат, Каиафа, Иоанн Креститель, Иисус). Этого нельзя сказать о Евангелии от Варнавы, которое является подделкой, написанной мусульманином, вероятно, где-то в первой половине четырнадцатого века. В главе 3 Евангелия от Варнавы говорится, что Иисус родился во время правления Августа и Ирода … и когда Пилат был правителем.Но Пилат стал правителем только в 19 году нашей эры, после смерти Августа и Ирода. Более того, поскольку Иисус был распят в 30 или 33 году нашей эры, ему было бы всего 11–14 лет или даже меньше в то время, если бы Евангелие Варнавы было правильным. Это говорит о том, что либо автор Евангелия от Варнавы, либо его источник были исторически ненадежными.

Исторические анахронизмы могут дать ключ к разгадке даты составления. Римский историк Тацит (ок. 110 г.) упоминает Пилата как «прокуратора», тогда как на самом деле Пилат был «префектом», как сообщает Филон ( Legatio ad Gaium , 299) и Камень Пилата, найденный в Кесарии (). L’Année épigraphique , 1963, нет.104). Титул, вероятно, был изменен с «префекта» на «прокуратора» в этом регионе во время правления Клавдия (41–54 гг. Н. Э.). Итак, мы можем знать, что Тацит писал после этого периода. Хуже анахронизм можно найти в Евангелии от Варнавы. Юбилейный год приходился на каждые 50 лет (Лев. 25: 11–16). Примерно в 1300 году папа Бонифаций VIII издал указ, согласно которому Юбилейный год будет приходиться на рубеже веков, что составляет каждые 100 лет. Однако после смерти Бонифация папа Климент VI вернул юбилейный год каждые 50 лет в 1343 году.Поэтому интересно, что в 82 главе Евангелия от Варнавы говорится, что юбилейный год наступает каждые 100 лет. Это предполагает, что Евангелие от Варнавы, вероятно, было написано между 1300–1343 гг. Нашей эры или, возможно, даже позже, если бы автор не получил памятную записку о том, что дата была изменена на каждые 50 лет. Так что это даже близко не к первоисточнику.

Твитнуть!
Евангелия не содержат исторических анахронизмов. @MichaelLicona

Евангелия не содержат исторических анахронизмов.Фактически, они демонстрируют осведомленность о практике, которая позже была отменена. Стандартная римская практика заключалась в том, чтобы оставлять распятых на крестах на несколько дней, пока они умирали медленной и мучительной смертью. После этого жертв обычно хоронили в неглубокой могиле, где их трупы кормили падальщики и насекомые. Евангелия не говорят об этой стандартной практике. Это потому, что римляне разрешили исключение в отношении Иерусалима и разрешили снимать распятых жертв с крестов и надлежащим образом захоронить их до захода солнца.Эта практика продолжалась до конца 60-х годов (Иосиф Флавий, Войны евреев, , 4: 317).

Ряд сведений об Иисусе, о которых говорится в Евангелиях, подтверждается нехристианскими (несимпатичными) источниками того же периода, такими как Тацит, Иосиф Флавий, Лукиан и Мара бар Серапион. Эти источники сообщают нам, что Иисус был назван Мессией, совершил дела, которые поразили толпы, имел последователей как из евреев, так и из язычников, имел брата по имени Иаков, был распят Понтием Пилатом в Палестине во время правления Тиберия по наущению еврейского руководства. .

Мы можем также рассмотреть христианские источники. Большинство ученых считают Евангелие от Иоанна независимым от Матфея, Марка и Луки и полагают, что любимый ученик, упомянутый в Евангелии от Иоанна, был источником очевидцев для большей части информации, содержащейся в Евангелии от Иоанна. Таким образом, Джон часто предоставляет подтверждающий источник.

Когда эти критерии [подлинности] используются в отношении преданий об Иисусе в Евангелиях, появляется множество других сведений об Иисусе, которые возникают и которые большинство ученых считают исторически достоверными.

В нескольких случаях письма Павла содержат данные, подтверждающие соответствующие пункты Евангелий (например, евхаристические высказывания, смерть Иисуса, погребение, воскресение и ряд явлений Иисуса другим людям после воскресения).

Как сказал Барт в своем интервью, большинство историков Иисуса используют ряд критериев достоверности, которым они научились в аспирантуре, которые представляют собой «просто строгие формулировки того, что почти все согласны с здравым смыслом». Затем он упоминает критерии множественной аттестации, затруднения и исторической достоверности.Когда эти критерии используются по отношению к преданиям об Иисусе в Евангелиях, появляется множество других сведений об Иисусе, которые возникают и которые большинство ученых считают исторически достоверными. Желающие могут подробно прочитать об отдельных предметах в любой из множества книг, посвященных историческому Иисусу, написанных Гердом Тайссеном и Аннет Мерц, Джоном Мейером, Джеймсом Д.Г. Данн, Н. Райт и другие. А Барт написал небольшую книгу на эту тему, ориентированную на широкую публику.

2. У нас есть основания полагать, что автор не был ни чрезмерно неразборчивым в использовании источников, ни легковерным.

Хотя ничто не приводит к консенсусу, значительное число современных исследователей Нового Завета, возможно, даже небольшое большинство, согласны с традицией ранней церкви, согласно которой основным, хотя и не обязательно исключительным, источником Марка был один из ближайших учеников Иисуса — Петр — в то время как Определенное большинство ученых согласны с тем, что первоисточниками Луки были Павел (с которым он путешествовал), другие люди, знавшие Иисуса, и, возможно, ранний источник ученые называют «Q» (сокращение от немецкого слова Quelle , что означает «источник») .Большинство также согласны с тем, что первоисточник Иоанна был очевидцем — одним из учеников Иисуса — большей части информации в этом Евангелии.

Если большинство ученых правы в этом вопросе, было бы трудно придумать лучшие источники для использования авторами Евангелий!

Большинство ученых могут ошибаться и часто ошибались. Я упоминаю здесь только большинство, потому что я ограничен пространством. Если большинство ученых правы в этом вопросе, было бы трудно придумать лучшие источники для использования авторами Евангелий! У нас также не было бы оснований полагать, что они неизбирательно использовали источники.И поскольку существует достаточно древних свидетельств, чтобы установить, что их источники, ученики Иисуса, были готовы пострадать и умереть за свое послание о Нем, эти источники должны были поверить в то, чему они учили. Я подробно обсуждаю это в третьей главе моей книги Воскресение Иисуса: новый историографический подход (IVP Academic, 2010).

3. У нас есть основания полагать, что автор намеревался написать точный отчет о том, что произошло, несмотря на использование им композиционных приемов, подходящих для исторического / биографического жанра, и случайного появления ошибок и легенд.

Большинство исследователей Нового Завета в настоящее время считают, что Евангелия относятся к жанру греко-римской биографии. Это не старинные романы. Биография должна была дать нам исторический портрет главного героя. Это наблюдение имеет ограниченную ценность, поскольку биографы различались по своей приверженности к точному сообщению, и некоторые из них были склонны рисовать литературные портреты, которые были более позитивными в отношении их главного героя, чем человек на самом деле, — иногда гораздо более позитивными — и иногда они включали художественную литературу .Тем не менее, биография была историческим жанром, который уважали и злоупотребляли различными авторами.

Плутарх написал более 60 биографий, 50 из которых сохранились. Написав несколько, в которых фигурировали люди, жившие относительно близко к его времени, Плутарх обратился к написанию биографий двух более ранних фигур, Тесея и Ромула, легендарных царей Афин и Рима. Во вступительных комментариях к его Жизнь Тесея (1.1–3) он написал:

В написании моей [предыдущей] параллельных жизней , путешествуя через время, доступное для вероятных рассуждений и дающее основу для исторических вопросов, я вполне мог бы сказать о более ранних периодах [о которых я собираюсь рассказать пишите]: «То, что лежит за пределами, — это выдуманные чудеса и величия, земля, где питаются поэты и где отсутствуют уверенность и ясное знание.«… Пусть миф будет очищен от рассказов, которые подчинятся и получат видимость истории.

Плутарх просит своих читателей проявить милосердие при чтении древних сказок, из которых он не смог очистить мифические элементы. Плутарх признает необходимость создавать свои рассказы о Тезее и Ромуле, используя свое воображение для создания определенной исторической правдоподобности, потому что события, которые он будет рассказывать, настолько далеки от его времени, что они были написаны поэтами, а не историками, и поэтому содержат значительное количество мифов.Хотя Жизнь Тесея и Жизнь Ромула могут содержать некоторые события, которые действительно произошли, в целом они исторически ненадежны.

Плутарх … просит своих читателей пересмотреть свои ожидания. Они не могут ожидать исторически достоверных сведений о Тесее и Ромуле.

Что здесь представляет для нас интерес, так это то, что Плутарх отличает то, как он написал эти две жизней , от того, как он написал свои другие жизней , для которых у него были гораздо лучшие источники.Он просит своих читателей пересмотреть свои ожидания. Они не могут ожидать исторически достоверных отчетов о Тесее и Ромуле. Однако все было иначе, когда Плутарх написал свои жизней Цицерона, Лукулла, Катона Младшего, Цезаря, Помпея, Красса, Брута, Антония и Сертория в ок. 100–120 гг. Нашей эры, поскольку он писал только через 150–200 лет после смерти главных героев. Следовательно, читатели могут иметь гораздо больше уверенности в «правде» этих жизней, поскольку он имеет как лучшее качество, так и количество источников.

По датам, наиболее широко принятым современными учеными, Евангелия были написаны всего за 35–65 лет после событий, которые они якобы описывают. Итак, у нас есть причина ожидать, что авторам Евангелий мало нужна была степень догадок Плутарха, использовавшаяся, когда они писали о людях, которые жили в далеком прошлом, или даже когда Филострат писал свою Жизнь Аполлония Тианского в начале третьего века. , что произошло примерно через 125 лет после смерти его главного героя.

Твитнуть!
Когда писались Евангелия… свидетели были еще живы. @MichaelLicona

Когда писались Евангелия, особенно синоптики, были еще живы люди, которые знали, «что произошло на самом деле». Фактически, примерно за десять лет до того, как считается, что Марк был написан, Павел упоминает несколько явлений воскресшего Иисуса другим, в том числе появление более чем 500 человек одновременно, и добавляет, что большинство из них были еще живы. Пол предположил, что эти очевидцы были доступны на тот случай, если кто-то захочет узнать о внешнем виде напрямую от них.

Марк содержит любопытный предмет, который может свидетельствовать о том, что он намеревался передать точный исторический отчет. Он говорит нам, что Иисус не смог далеко нести свой крест из-за чрезмерно сурового обращения с ним. Итак, римские солдаты, которые вели его на казнь, призвали человека из Кирены по имени Симон, у которого было два сына по имени Александр и Руф. Ученые отметили, что это вполне может означать, что эти сыновья были известны некоторым читателям Марка лично или косвенно (15:21).В этом случае читатели Марка уже были бы знакомы с историей и знали ее правду. И, как предположил Крейг Эванс, вполне вероятно, что мы нашли склеп Александра, сына Симона Киренского. Итак, в новозаветной литературе есть несколько случаев, когда автор включает в себя то, что его читатели, вероятно, знали бы, было ли то, что он написал, правдой, что делает его менее практичным для лжи.

Уже в канонических Евангелиях нет противоречивых свидетельств об Иисусе.

Также стоит отметить, что у нас нет никаких свидетельств об Иисусе еще в канонических Евангелиях, которые представляют портрет Иисуса, существенно отличающийся от портретов, нарисованных в канонических Евангелиях. Мы не можем исключить наличие противоречивых отчетов в то время. Однако, если это так, то они, вероятно, были идентифицированы апостолами в Иерусалимской церкви как ложные — те, кто действительно был с Иисусом, — и исчезли из обращения

.