Содержание

Оскорбление чувств верующих | Православие и мир

Настоятель Калачёвского Свято-Никольского кафедрального собора отец Димитрий (Климов) отвечает на вопросы о деле ставропольского блоггера, законе о защите прав верующих и аллегорическом толковании Библии.

Оскорбление чувств верующих — как с этим быть?

— У наших соседей, в Ставропольском крае, недавно случилась история, достойная не начала 21 века, а времён царя Алексея Тишайшего или испанской инвизиции. Началось всё с того, что в соцсетях поспорили верующий с атеистом. Один в качестве довода в дискуссии привёл цитату из апостола Павла, а другой ответил ему, что «Бога нет», а «Библия – сборник еврейских сказок».

Казалось бы – ну поспорили и поспорили, мало ли на просторах Сети ежедневно случается стычек на разные темы, зачастую и ещё более острых? Но на этот раз «богословский» диспут получил совершенно неожиданное продолжение – верующие участники спора написали на атеиста заявление в полицию. И началась фантасмагория – на блоггера завели уголовное дело по статье «за оскорбление чувств верующих», изъяли компьютер, а самого его следствие отправило на месячную психиатрическую экспертизу. Сейчас идёт судебный процесс. Как вы прокомментируете эту историю?

— В связи с этим мне сразу вспомнилась другая история, которую меня тоже просили прокомментировать. Недавно пронеслась новость, что Церковь, якобы, хочет запретить изучение в школе Чехова, Бунина и Куприна. Я начал искать подробности в Интернете, и выяснилось, что протоиерей Артемий Владимиров (кстати, тоже писатель, член Союза писателей России, кандидат филологических наук и человек, который безумно любит русскую литературу и является её подлинным знатоком, так что обвинить его в том, что он является каким-то невежественным обскурантом и мракобесом, очень сложно) просто предложил заменить в школьной программе несколько рассказов, темы которых касаются супружеских измен и других неоднозначных предметов, на другие.

Я потом перечитал один из этих рассказов, чеховский «Про любовь», и полностью согласился с протоиереем, без этого рассказа школьникам вполне можно было бы обойтись. Без «Дамы с собачкой» и «Вишнёвго сада» обойтись нельзя, а без этого – можно. И отец Артемий сказал всего лишь, что совершенно необязательно рекомендовать школьникам именно эти рассказы. Однако же из этих слов отца Артемия раздули огромный скандал, просто утаив часть правды и исказив слова священника, чтобы обвинить его в обскурантизме и черносотенстве.

Мне почему-то кажется, что и в этой истории со ставропольским блоггером тоже имело место что-то подобное. Потому что много кто говорил и что «Бога нет», и что «Библия – сборник сказок», но ни к кому ещё на этом основании не приходили полицейские и не изымали компьютер. Вполне возможно, что имело место что-то ещё, более серьёзное, что осталось «за кадром».

— А как вы считаете, принятие закона о защите чувств верующих – это позитивное явление? Он действительно нужен верующим?

— Я уже не раз говорил, что, по-моему, как раз неверующие люди больше нуждаются в защите своих чувств, чем верующие. У нас почему-то принято считать, что религиозные чувства верующего оскорбить намного легче, но, на мой взгляд, дело обстоит совершенно наоборот. У верующего есть выход на перспективы Вечности. Он понимает, что если его здесь и сейчас кто-то безнаказанно оскорбляет и обижает, то в конечном итоге Бог всё расставит по своим местам. А у атеиста возможности такой апелляции нет. Для него остаётся только земной суд и закон, и только государство может защитить его чувства. Поэтому я считаю, что законы о защите чувств должны работать в обе стороны.

А вообще то, что граждане обращаются в суд – это нормальное явление. Что здесь плохого? Суды и законы нужны для правового регулирования отношений между людьми. А если закона не будет, то эти люди начнут сами регулировать свои отношения, и возможно самым нежелательным образом. Как пример можно привести того же Энтео и ему подобных. Я сторонник того, чтобы люди решали свои разногласия цивилизованным способом, в суде, а не варварскими методами на улицах.

При этом хочу ещё раз подчеркнуть, что законы не должны действовать однобоко. Если они будут защищать исключительно интересы верующих и игнорировать права неверующих, то это будет неправильно.

— А вправе ли христианин вообще писать какие-либо жалобы и обращаться в суд? Не говоря уже о том, чтобы доказывать свою правоту кулаками? Ведь если он настоящий христианин, то должен следовать словам Христа, который говорил в Нагорной проповеди: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». А если он не следует заповедям Христа, то он по факту не является христианином, и тогда о каких оскорблённых христианских чувствах можно вообще говорить?

— Во-первых, у человека не могут быть отобраны гражданские права на основании того, что он – христианин. А право обратиться в суд – неотъемлемое право любого человека. Заповеди же Христа следует воспринимать как некий эталон, которого могут достичь далеко не все. И любовь к врагам, и ответ добром на зло – это высшие христианские ценности. А многие из нас не дошли ещё и до самых азов христианства.

Христос говорил: «Раздай имение своё нищим и следуй за Мной». При этом далеко не все христиане готовы отказаться от имущества, от собственности, и пойти в монахи. Но нельзя же им на этом основании отказать в звании христианина. Христос сказал, что если будете иметь веру, то сможете переставлять с места на место горы. Мы не можем переставлять горы, но это же не значит, что у нас совсем нет веры. Так и здесь – многие православные не готовы обращать другую щёку просто по причине своего несовершенства.

— А настоящий христианин, такой, каким он должен быть, например, кто-нибудь из Святых Отцов, не стал бы в аналогичном случае подавать в суд?

— Думаю, что скорее он написал бы какое-нибудь апологетическое сочинение, или сказал бы «Прости им, Господи, не ведают, что творят».

— Включая святого Николая Мирликийского, который, по церковной легенде, доказывал на Никейском соборе свою правоту еретику Арию затрещинами, или Иоанна Златоуста, призывавшего «освятить руку»?

— Есть все основания считать, что описание «заушения» святителем Николаем Ария – не более чем легенда, вставленная в жития святого не ранее XVI века. Ни в каких более ранних источниках – ни в житии, написанном в X веке Симеоном Метафрастом, ни «Четьях Минеях» этого эпизода нет.

Что же касается святого Иоанна Златоуста – во-первых, из его жития следует, что сам он, вопреки своим словам, никогда руку подобным образом не «освящал», а во-вторых, цитата эта, выдернутая из контекста того времени и тех культурно-исторических реалий, совершенно неправильно понимается и трактуется современными «энтео». На самом же деле речь идёт не столько о наказании, сколько о вразумлении богохульника, которым его можно спасти от наказания по действующим законам того времени, которое могло быть гораздо более тяжким. Как в наше время родители делают строгое внушение своему непослушному ребёнку, с тем, чтобы отвратить его от вещей, могущих принести ему большие проблемы в будущем. А телесные наказания для детей в ту эпоху были общепринятой практикой, и вопрос о правомерности или неправомерности их применения даже не стоял.

— Закон о защите чувств верующих был принят после приснопамятного панк-молебна группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. Мнения православных по поводу этой выходки разделились. Большинство были за самые тяжкие кары для кощунниц, но другие, как например, Андрей Кураев выступили против их уголовного преследования и тюремных сроков. А на чьей стороне вы?

— Как я уже сказал, то, что верующие обратились за защитой своих чувств в суд – это нормальное явление. Но наказание, конечно, как я считаю, было чрезмерно строгим. Суд мог ограничиться штрафом или обязать принести извинения за свои действия. Подчеркну – не за свои атеистические взгляды, а за оскорбительный для других людей поступок.

То же самое касается и верующих. Я, например, тоже могу невзначай оскорбить чем-нибудь неверующего человека. И тогда я попрошу за это прощения. Это не будет означать, что я от этого принимаю его позицию и тоже становлюсь неверующим, я буду просить прощения лишь за то, что сказал или сделал что-то такое, что этого человека обидело.

— Один из оскорбившихся словами ставропольского блоггера на судебном заседании не смог вспомнить названия храма который он посещает, имя своего духовника, время и место последнего причастия, а также Символ Веры. Можно ли назвать такого человека христианином?

— Конечно, нет. И если так, то речь идёт не о конфликте верующего с атеистом, а о том, что какой-то сумасшедший подал в суд на другого такого же.

— Рискую подпасть под закон о защите чувств верующих, но всё же задам вопрос: а разве не является сказкой книга, в которой фигурируют великаны, говорящие животные, колдуны и прочие атрибуты этого жанра?

— А произведения, например, Булгакова, Пелевина или Стругацких можно с этой точки зрения назвать сказкой?

— Думаю, что да.

— Но они помогают что-то понять, в чём-то лучше разобраться?

— Без сомнения.

— Вот и верующим людям определённые символические и аллегорические трактовки каких-то явлений, событий и исторических фактов помогают лучше разобраться в предмете своей веры.

— Но произведения Пелевина не претендуют на то, чтобы быть истиной в последней инстанции.

— А кто сказал, что исторические книги Ветхого завета, например, на это претендуют?

— В таком случае, где в Священном Писании проходит та грань, где заканчивается аллегория и начинается объективность?

— В церковном Предании и в богословии на это существуют разные взгляды. Креационисты, например, утверждают, что Бог создал землю за семь дней, в буквальном смысле, и произошло это семь с половиной тысяч лет назад. Другие же, здравомыслящие и не менее верующие люди говорят, что не надо понимать книгу Бытие так буквально. И что вообще, в древнееврейском языке, на котором писались библейские тексты, многие слова имели не совсем то значение, как мы понимаем их в современных переводах, а зачастую и совсем не то. В этом нам помогают разобраться такие науки, как экзегетика и герменевтика.

Боговдохновенность же библейских книг совершенно не означает, что пророки или апостолы были некими медиумами. Было, конечно, и такое, что пророки транслировали слова Бога буквально. Но это не значит, что другие библейские книги, например, Пятикнижие Моисеево было написано в буквальном смысле «под диктовку» свыше. Кроме заповедей и прямых Божьих предписаний там присутствуют и легенды, и сказания, и мифология древнееврейского народа.

— Но если мы встаём на путь аллегорического толкования библейских текстов и принимаем допотопных великанов или Валаамову ослицу, которая говорит человеческим голосом, за аллегорию, то что мешает пойти дальше и считать, что таковой же является и Непорочное зачатие, и Боговоплощение, и Воскресение с Вознесением?

— Всё это уже было в истории богословия. Возникающие ереси заставляли Церковь яснее и чётче формулировать своё кредо и выкристаллизовывать догматы. И даже в границах ортодоксии ещё в 3 и 4 веках были разные традиции понимания ветхозаветных сюжетов у отцов Александрийской и Антиохийской богословских школ (соответственно, аллегорическая и буквальная). В нашем Символе Веры догматизируются всё же, в основном, события не ветхозаветной, а новозаветной истории. Поэтому человека, который подвергает сомнению, что каждый день творения равнялся 24 часам и человеческой истории семь с половиной тысяч лет, но при этом признаёт вочеловечение Сына Божия, можно назвать христианином, а того кто верит во все десять египетских казней, но отрицает воскресение Христа, увы, нет.

Проблема в том, что если человек с его несовершенным разумом остаётся один на один со священными текстами, то ошибки и непонимание неизбежны. Но не надо забывать о том, что есть Бог, который может вразумлять человека и помогать ему. Есть также двухтысячелетний опыт святых отцов, который мы называем Преданием. И, что немаловажно, понимание Писания – это ещё и область индивидуальных отношений человека с Богом, где работает евангельский принцип «Чистые сердцем Бога узрят». А сказать кому-то, что вот, тебе, а также всем остальным, надо понимать прочитанное в Библии именно так, а не иначе, нельзя.

Особенно это касается ветхозаветных текстов, чтобы их воспринимать, нужно иметь определённую подготовку. И помнить при этом, что для христианина Новый завет первичен, а Ветхий завет лишь подготавливает человека к принятию Христа.

Вот такая беседа состоялась у нас с настоятелем Калачёвского Свято-Никольского храма. Интересная, содержательная, и ещё раз подтвердившая, что верующий с атеистом вполне могут вести диалог спокойно и конструктивно, без перебранок, метания друг в друга кожурой от бананов и судебных тяжб.

Путин поддержал идею закона о чувствах верующих на уровне членов ООН

https://ria.ru/20201104/oon-1583042326.html

Путин поддержал идею закона о чувствах верующих на уровне членов ООН

Путин поддержал идею закона о чувствах верующих на уровне членов ООН

Президент РФ Владимир Путин с одобрением отнесся к идее принятия закона о запрете оскорбления чувств верующих на уровне членов Организации Объединенных Наций и. .. РИА Новости, 04.11.2020

2020-11-04T16:54

2020-11-04T16:54

2020-11-04T16:54

религия и мировоззрение

исмаил бердиев

министерство иностранных дел российской федерации (мид рф)

совет безопасности оон

владимир путин

оон

в мире

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn25.img.ria.ru/images/07e4/0b/03/1582898416_0:197:2742:1739_1400x0_80_0_0_e0fcb9712efa1386a9108024dd7a502b.jpg

МОСКВА, 4 ноя — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин с одобрением отнесся к идее принятия закона о запрете оскорбления чувств верующих на уровне членов Организации Объединенных Наций и обещал продумать это предложение и дать МИД соответствующее поручение, при этом глава государства отметил, что, хоть и не все предложения РФ принимаются на международных площадках, он не понимает, кто может быть против такой инициативы.В ходе общения президента с представителями религиозных организаций РФ, которое проходило в режиме видеосвязи, председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев выступил с идеей предложить в Совбезе ООН принять закон об оскорблении чувств верующих, который уже был принят в России. «Спасибо за предложение, надо продумать это. Как вы понимаете, на международных площадках далеко не всегда наши инициативы проходят, хотя некоторые вызывают достаточно большую позитивную реакцию — в данном случае со стороны членов Организации Объединенных Наций. Надо продумать это. Это действительно предложение хорошее. Я не понимаю, кто может быть против того, чтобы запретить оскорбление чувства верующих в любой форме, но, во всяком случае, надо об этом подумать. Я МИДу обязательно дам такое поручение», — сказал Путин.

https://ria.ru/20201104/putin-1583035136.html

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

https://cdn24.img.ria.ru/images/07e4/0b/03/1582898416_0:0:2732:2048_1400x0_80_0_0_c0d1d764a19cf99c1b2211ab13251c6f.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

исмаил бердиев, министерство иностранных дел российской федерации (мид рф), совет безопасности оон, владимир путин, оон, в мире

Оскорбление чувств верующих: лингвистический аспект

Оскорбление чувств верующих – сравнительно новая для судебной экспертизы категория дел. Оскорбление чувств верующих в современном российском законодательстве не относится к преступлениям экстремистского характера, однако в общественном сознании традиционно ассоциируется с экстремизмом. C этим связано практическое отсутствие экспертных разработок в данной области (ни в одной их существующих экспертных методик эта категория дел не освещена), однако имеются насущные потребности экспертной практики.

Само название «оскорбление чувств верующих» — артефакт, поскольку в соответствующем законодательстве такая формулировка отсутствует. Так, ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» наказываются «1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, 2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, 3. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний 4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные: а) лицом с использованием своего служебного положения; б) с применением насилия или с угрозой его применения». Статьей 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» предусмотрено наложение административного штрафа за «1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, 2. Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение».

Экспертиза по данной категории дел назначается, как правило, при необходимости разрешения вопросов о выражении явного неуважения общества в целях оскорбления религиозных чувств верующих в рамках ст. 148 УК РФ, а также вопросов об осквернении религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики в рамках ст. 5.26 КоАП.

Следует отметить, что ст. 148 УК РФ обладает некой преемственностью в отношении ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти и вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Части 1, 2 данной статьи были введены Федеральным законом от 29.06.2013 N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» после резонансного уголовного дела в отношении музыкального коллектива «Pussy Riot», осуществившего в 2012 году панк-молебен «Богородица, Путина прогони» в Храме Христа Спасителя в Москве. Действия членов группы были признаны судом хулиганством, хотя изначально предполагалось наличие в них состава преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ.

Объектами исследования по данной категории дел могут быть различные произведения как вербальной, так и невербальной, а также смешанной природы. Неизменным остается одно – объекты исследования представляют собой продукты коммуникативной деятельности: тексты, рисунки, видеозаписи, песни, инсталляции и перформансы. В любом случае объект исследования представляет собой текст в широком, общесемиотическом смысле этого понятия.

Как и всякое исследование, экспертиза по данной категории дел начинается с формулирования и постановки на разрешение экспертов соответствующих вопросов. Очевидно, что вопрос не может быть поставлен путем дублирования диспозиции статьи (например, «Выражено ли в представленном материале явное неуважение к обществу с целью оскорбления религиозных чувств верующих?»), поскольку такая формулировка предполагает правовую квалификацию действия, не входящую в компетенцию экспертов. В связи с этим возникает первая проблема данной категории дел – проблема корректной постановки вопросов, проецирующихся на соответствующие статьи закона. При этом перед экспертами ставится задача поиска адекватных корреляций используемым в законодательстве формулировкам: «явное неуважение», «оскорбление», «религиозные чувства», «осквернение», которые, к сожалению, в законодательстве не разъясняются. На наш взгляд, значимым моментом в этом вопросе является четкое разграничение сфер компетенции при работе с данными понятиями экспертов различных специальностей.

Наиболее очевидной является необходимость участия в судебной экспертизе по данной категории дел эксперта в области религиоведения как лица, способного работать с религиозными текстами и символами и интерпретировать религиозную символику и значение ее искажения (осквернения), а также отграничивать понятие «религиозные чувства» от иных.

Поскольку в аспекте оскорбления религиозных чувств речь чаще всего идет о текстах или иных продуктах коммуникации объектах, значимым в данной категории дел является участие эксперта-лингвиста. Кроме того, именно в судебной лингвистической экспертизе разработана практика работы с категорией оскорбления и выработаны соответствующие лингвистические критерии.

Исходя из используемых в законодательстве формулировок, при проведении экспертизы по данной категории дел необходимы также специальные познания в области психологии, к примеру, в части выявления интенций автора (выражение неуважения к обществу) и проявляющихся в речевом или ином действии ожидаемых результатов (оскорбить, унизить адресата, ухудшить его эмоциональное состояние).

Таким образом, производство судебной экспертизы по делам об оскорблении чувств верующих входит в компетенцию религиоведческой, лингвистической и психологической экспертизы. Далее обзор экспертной проблематики по данной категории будет рассмотрен с позиции лингвистической экспертизы.

Лингвистическое исследование текста в аспекте оскорбления чувств верующих возможно благодаря коммуникативной природе объектов, а также активной практике лингвистической экспертизы по делам об оскорблении (ст. 5.61 КоАП).

Следует заметить, что ст. 5.61 КоАП – единственная статья российского законодательства, разъясняющая понятие оскорбления: «Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме». Допустимо ли использование этого определения в рамках других статей, законодатель не разъясняет. Уже различия в объекте – «оскорбление чести и достоинства лица» и «оскорбление чувств» — говорят о том, что понятия оскорбления в разных статьях закона используются в разных аспектах значения этого слова. Отсутствие разъяснения приводит к обострению правовых споров. Так, защита ставропольского блогера Виктора Краснова, который привлекается судом по ст. 148 УК РФ за оставленные в социальной сети «ВКонтакте» комментарии (Виктор Краснов назвал Библию «сборником еврейских сказок» и написал, что «боха нет!»), направила в Конституционный суд жалобу на указанную статью, мотивируя это отсутствием толкования понятия «оскорбление» и нарушением гарантированного Конституцией РФ права на свободу слова [Газета.ru, «Ъ»: оскорбление чувств верующих могут проверить по Конституции, http://www.gazeta.ru/tech/news/2016/03/14/n_8364839.shtml].

На наш взгляд, оскорбление чувств от оскорбления лица отличается предметом речевого действия. Проще говоря, оскорбление лица эксплицитно направлено на это лицо («Вася дурак!»), в то время как оскорбление чувств не зависит от предмета речи – значимой остается лишь его отнесенность к религиозной тематике (так, высказывание «Х (обозначение бога в какой-либо религии) дурак!» — оскорбление не непосредственно сына Божьего, а христиан).

В лингвистическом смысле оскорбление чувств верующих – это коммуникативный акт, имеющий конкретную коммуникативную цель и описываемый с точки зрения соответствия/несоответствия коммуникативным нормам.

С позиции лингвистики коммуникативный акт «оскорбление чувств верующих» в свете ст. 148 УК РФ характеризуется следующими признаками:

  1. представляет собой целенаправленное речевое действие, коммуникативная цель которого – оскорбить, унизить адресата;

  2. нарушает коммуникативные нормы – общепринятые и/или специфические религиозные.

С каждым из аспектов связана определенная лингвистическая проблематика.

Исследование коммуникативной цели текста требует комплексного исследования не только в лингвистическом, но и в психологическом аспекте, исходя из понятия коммуникативной цели как реализации интенций говорящего, направленных на получение определенного коммуникативного эффекта. Следует подчеркнуть, что речь идет именно о реализации поставленной коммуникативной цели, а не случайном коммуникативном эффекте, наличие либо отсутствие которого зависит от конкретного лица.

С лингвистической точки зрения коммуникативная цель оскорбление маркируется в двух аспектах высказывания: его содержании и форме выражения этого содержания. Содержательно коммуникативная цель оскорбления проявляется в выражении негативной оценки, негативного отношения, презрения к предмету речи, а также наличии инвективы, направленности на высмеивание предмета речи. Формально коммуникативная цель оскорбление маркируется соответствующими языковыми и изобразительными средствами, как правило, имеющими непристойный характер, относящимися к семантике телесного низа или представляющими собой нецензурную лексику.

Значимым является одновременное наличие и содержательных, и формальных признаков. Так, не всякое выражение негативного отношения имеет коммуникативную цель оскорбление (например, вряд ли попадает под действие законодательства фраза «Я не люблю христиан»). Высмеивание также может не иметь коммуникативной цели оскорбить кого-либо, т.к. смех (например, в анекдотах) является частью коммуникативной культуры и может выполнять конструктивную роль – демонстрировать недостатки тех или иных реалий с целью их коррекции. В то же время высмеивание религиозных норм и реалий в парадигме определенного вероучения может иметь выраженный оскорбительный эффект. Примером тому служит общеизвестный скандал с карикатурами в французской газете «Шарли Эбдо».

Особого комментария требует анализ того или иного коммуникативного акта с позиции нарушения этических норм. Закономерно предполагать, что оскорбление чувств верующих – это нарушение не только общепринятых, но и специфических религиозно-этических норм. К общепринятым коммуникативным нормам относится запрет на использование нецензурной и сниженной лексики, а также актуализацию тематики телесного низа (полового акта, физических отправлений и т.п.).

При рассмотрении оскорбления чувств верующих с позиции коммуникативной нормы с одной стороны, представляется логичным привлечение норм религиозной этики, с другой – требование соблюдать эти нормы светскими людьми или людьми иной веры неправомерно. К примеру, всякая религия основана на признании факта наличия некого верховного существа, создавшего все сущее и управляющего им. Находясь в коммуникативной парадигме религиозного учения, человек не может отрицать факт этого существования – это будет нарушением соответствующей данной парадигме нормы. Однако, помимо этой парадигмы, возможны другие, например, атеизм. Отрицание существования бога является для атеизма коммуникативной нормой, однако нарушает норму религиозную. Поскольку законодательство Российской Федерации универсально для всех граждан независимо от вероисповедания, отрицание постулатов той или иной религии, на наш взгляд, не должно рассматриваться как оскорбление религиозных чувств представителя той или иной конфессии. То же касается и иных религиозных коммуникативных норм.

Следует отдельно отметить, что практически для любого религиозного дискурса характерно позиционирование собственного вероучения как единственно правильного, всех остальных – как ошибочных, исходящих от дьявола и т.п.

Отсюда следует, что оскорбление чувств верующих также должно рассматриваться с позиции общепринятых коммуникативных норм, а применение норм специфических актуализируется только в случае вхождения в коммуникативную парадигму конкретной конфессии (например, нормы православной коммуникативной этики – в православном храме). Необходимость соблюдения таких норм закреплена законодательно: согласно статье 15 «Внутренние установления религиозных организаций» Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О свободе совести и о религиозных объединениях», «1. Религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. 2. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации».

О том, что приоритетным является рассмотрение коммуникативных действий с позиции общепринятых коммуникативных норм, свидетельствует также разница во мнениях различных представителей религиозного сообщества на скандально известный панк-молебен «Богородица, Путина прогони», рассматриваемый как классический пример оскорбления чувств верующих несмотря на то, что в итоге его участники были осуждены за хулиганство: некоторые христианские священнослужители оправдали действия участниц группы «Pussy Riot», квалифицировав их как часть скоморошьей культуры, хотя большинство выступило против.

С лингвистической же точки зрения пока можно констатировать только следующие параметры коммуникативной ситуации оскорбления чувств верующих:

  1. реализация коммуникативной цели оскорбить, унизить представителей группы лиц, объединенных по религиозному признаку;

  2. использования в тексте лексических, изобразительных и иных средств, нарушающих нормы коммуникативной этики (нецензурных слов, изображений полового акта и половых органов и т.д.).

  3. ситуация коммуникации: отнесенность к религиозной парадигме.

Литература

  1. Шибаев, М.В. К вопросу о толковании фразеологизма срань господня в рамках судебной лингвистической экспертизы // М.В. Шибаев / Юрислингвистика: судебная лингвистическая экспертиза, лингвоконфликтология, юридико-лингвистическая герменевтика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://konference.siberia-expert.com/publ/konferencija_2012/doklad_s_obsuzhdeniem_na_sajte/shibaev_m_v_k_voprosu_o_tolkovanii_frazeologizma_sran_gospodnja_v_ramkakh_sudebnoj_lingvisticheskoj_ehkspertizy/5-1-0-127.
  2. Экспертные исследования по делам о признании информационных материалов экстремистскими: теоретические основания и методическое руководство (научно-практическое издание) / С.А. Кузнецов, С.М. Оленников. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский дом В. Ема, 2014. – 312 с.

Обзор подготовлен в рамках реализации социально значимого проекта «Судебная экспертиза по делам об экстремизме – инструмент обеспечения законности и государственной безопасности Российской Федерации» экспертом АНО «Лингвистический экспертно-консультационный центр» Н.В. Вязигиной.

Что по закону является оскорблением чувств верующих?

Изменения в российском законодательстве, ужесточающие ответственность за оскорбление чувств верующих, оставляют немало вопросов. Что именно является оскорблением, верующие каких вероисповеданий пользуются особой защитой — четкого ответа на эти вопросы пока что нет. Тем не менее попробуем разобраться, за какие именно действия предусмотрена ответственность.  

Закон об оскорблении чувств верующих: вчера и сегодня

В 2013 году в ст. 148 УК РФ были внесены изменения. Ранее эта статья предусматривала уголовную ответственность только за действия, при которых чинятся препятствия проведению обрядов верующим или деятельности организаций религиозного характера. Однако позднее содержание статьи законодателем было радикально пересмотрено, и с 2013 года она действует в новой редакции. Прежний состав — это теперь лишь третья часть этой статьи, а первой частью стало указание на то, что преступными являются действия, совершенные публично, направленные на оскорбление чувств верующих и выражающие открытое неуважение к членам общества.

Необходимость в принятии такого закона — вопрос до сих пор дискуссионный. Дело в том, что в УК РФ действовали и действуют до сих пор другие статьи со схожим составом. Так, ст. 213 карает за хулиганство, то есть за действия, грубо нарушающие порядок и ставящие целью продемонстрировать отсутствие уважения к обществу — при этом п.  2 ч. 1 этой статьи специально говорит о совершении этого преступления в связи с религиозной ненавистью. Ст. 282 УК РФ говорит об ответственности за возбуждение вражды и унижение достоинства, в том числе и по мотивам вероисповедания. Наконец, если осквернению подверглось здание или имущество, используемое для религиозных целей, наступает ответственность по ст. 214 УК РФ — за вандализм.

С другой стороны, само по себе понятие «оскорбление чувств верующих» уже существовало в российском законодательстве с 1993 по 1996 годы. В еще действовавшем тогда УК РСФСР имелась ч. 2 ст. 143, чей состав во многом был похож на нынешнюю редакцию ч. 2 ст. 148 УК РФ. Единственным существенным отличием статьи из УК РСФСР было то, что в ее составе специально предусматривалось в качестве квалифицирующего признака и использование средств массовой информации, в то время как сейчас это уже не требуется. Действие ст. 143 прекратилось вместе с отказом от УК РСФСР, поскольку в 1996 году был принят УК РФ.

Кроме того, на момент принятия новой редакции ст. 148 УК РФ уже существовала административная ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан. Однако в 2013 году произошла своеобразная рокировка: это понятие было перемещено в УК РФ, а статья КОАП РФ теперь карает только за нарушение права свободы совести и вероисповедания, а также за вандализм в отношении религиозных книг, зданий и символов.

Что является преступлением?

УК РФ, говоря о наказании за оскорбление чувств верующих, предусматривает следующие признаки этого преступления:

  1. Оно должно быть совершено публично. Наедине с самим собой или в кругу единомышленников можно делать, говорить и писать все что угодно.
  2. Оно должно выражать явное и недвусмысленное неуважение к обществу в целом. В этом такое преступление очень похоже по признакам на хулиганство.
  3. Наконец, целью действий виновного должно быть именно оскорбление.

На последнем пункте стоит остановиться особо. Такой квалифицирующий признак, как цель, подразумевает, что действия, хотя и являющиеся сами по себе оскорбительными для религиозных людей, совершаются именно с целью их оскорбить. Таким образом, для применения статьи об оскорблении чувств верующих необходимо каждый раз доказывать, что преступление совершалось с прямым умыслом (т. е. виновный знал о том, что совершает оскорбление и при этом хотел именно такого результата), а не с косвенным (когда виновный о том, что творит, вообще не думал, хотя мог и обязан был понимать последствия).

Что же до самого оскорбления, то по закону под ним понимается ущерб, причиняемый чести и достоинству, выраженный в неприличных формулировках. Сам УК РФ, разумеется, не содержит определений этих терминов, но по общему смыслу норм права можно сделать вывод, о том, что:

  • под честью и достоинством надо понимать оценку человека с точки зрения морали как самим собой, так и окружающими (уважение и самоуважение) — более четко разница между понятиями «честь» и «достоинство» в праве не обозначена;
  • форма, в которой было сделано высказывание, должна быть именно неприличной, то есть не соответствующей нормам морали, существующим в данный момент в обществе.

Какие именно действия наказуемы?

Ст. 148 УК РФ говорит об ответственности за оскорбление чувств верующих. К сожалению, определить, что такое религиозные чувства, крайне сложно. На практике под ними можно понимать, например, глубокую эмоциональную привязанность к объекту поклонения в соответствующей религии, однако такое определение в законе не зафиксировано. Тем не менее можно попытаться выделить некоторые конкретные действия, за совершение которых ответственность по описываемой статье будет наступать в любом случае.

Первым из них является оскорбление. О нем подробнее будет сказано ниже — заметим только, что здесь будет важен не только смысл высказывания, но и его формулировка. Собственно, даже на бытовом уровне заметна разница между высказываниями «Иванов не кажется мне слишком умным» и «Иванов — законченный дурак». Первое будет лишь оценочным мнением конкретного лица, второе становится уже оскорблением, на которое тот самый Иванов имеет полное право обидеться и подать в суд.

Подпишитесь на рассылку

Помимо оскорбления религиозных чувств статья предусматривает ответственность и за препятствие работе религиозных организаций или проведению обрядов и церемоний. Так, к примеру, граждане, которые попытаются сорвать согласованный с муниципальной администрацией крестный ход, будут отвечать по закону. Если же кто-то станет это делать с использованием служебного положения или угрожая насилием, ответственность усилится.

Необходимо заметить, что уголовная ответственность наступает лишь за вмешательство в деятельность организаций. Закон в России делит объединения верующих на 2 типа:

  1. Религиозная группа — добровольное объединение людей, исповедующих одну и ту же веру. Группа не является отдельным лицом с точки зрения закона, и все имущество, которое необходимо для религиозных обрядов и церемоний группы (утварь, священные предметы, помещения для служб и т.  д.) находится в собственности конкретных прихожан.
  2. Религиозная организация — надлежащим образом зарегистрированная группа, существующая не менее 15 лет и состоящая не менее чем из 10 прихожан.

Таким образом, чтобы привлечь к ответственности за оскорбление чувств верующих, приверженцы конкретной религии должны входить в организацию. В том случае, если права верующих нарушаются, а организации нет, они могут либо заявить о совершении другого преступления (к примеру, об уголовном хулиганстве, совершенном по мотивам религиозной ненависти, или причинении вреда имуществу конкретного прихожанина, если уничтожены их святые символы или здание для обрядов подверглось акту вандализма), либо защищать свои права в порядке, предусмотренном ГК РФ или КОАП РФ.

Как определить, являются ли конкретные высказывания оскорблением?

Чтобы применить закон об ответственности за оскорбление религиозных чувств и убеждений, необходимо, чтобы оскорбление имело место. А это не так просто. На бытовом уровне термины «обида» и «оскорбление» очень часто путаются, однако не каждое высказывание, которое вызвало обиду, является оскорбительным. Поэтому по делам, касающимся оскорблений, часто приходится проводить лингвистическую экспертизу.

Эксперты-лингвисты выделяют ряд признаков, при наличии которых имеет смысл говорить о том, что высказывание не просто причинило обиду, но является оскорблением в правовом смысле:

  1. Высказывание является негативным по отношению к лицу (в данном случае — религиозной общине, коллективу верующих, наконец, просто ко всем людям, разделяющим конкретные религиозные убеждения).
  2. Высказывания обращены именно к этим лицам или рассчитаны на то, что будут доведены до их сведения.
  3. Негативные высказывания характеризуют личность потерпевших.
  4. Высказывания были сделаны в неприличной форме (ругательства, матерная брань, осквернение или уничтожение символов и т. д.).
  5. Высказывания были сделаны публично (в СМИ, Интернете, официальном документе и т.  п.).
  6. Содержание высказываний направлено на унижение чести и достоинства потерпевших.

При отсутствии хотя бы одного из этих признаков возбуждать уголовное дело бессмысленно.

Все ли религии равны перед законом?

Конституция РФ предусматривает, что Россия — светское государство. Никакая религия не может быть обязательной, а все объединения отделены от государства и равны. Это легко понять: наша страна самая многонациональная в мире, и в ней есть приверженцы практически всех существующих религий и конфессий. Выделение любой из них неизбежно приведет к нарушению прав всех других верующих. Более того, Конституция прямо предусматривает право каждого человека (не только гражданина!) выбирать себе любую веру или быть атеистом.

Тем не менее ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в своей преамбуле прямо говорит о том, что православие имеет особую роль и уважаются религии, которые неотъемлемо входят в историческое наследие народа. Значит ли это, что вероисповедания в нашей стране нужно делить на сорта, одни из которых имеют особый статус, а другие ютятся где-то на задворках правовой области?

Разумеется нет. Действительно, большую часть населения страны составляют русские, и среди них самая распространенная религия — это православное христианство. Но в России существует достаточно мощная исламская община, силен буддизм и уже много веков существуют иудаистские общины. Больше того, некоторые российские народы до сих пор исповедуют язычество. Следовательно, хотя об оскорблении чувств верующих чаще всего говорят применительно к православию, правоохранительные органы должны защищать и законные интересы верующих, принадлежащих к другим религиям.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Как защищают чувства верующих в России — Команда 29


В последние годы в России всё чаще кто-то оскорбляется. Если в некоторых случаях удаётся обойтись извинениями, то когда оказываются задеты чувства верующих, доходит и до уголовных дел. При этом под статью о защите религиозных чувств попадают режиссёры, видеоблогеры и просто непубличные люди. Мы разобрались, кого и чем можно оскорбить и как защищают чувства верующих в нашей стране.


Отнюдь нет. Российские законы наказывают за оскорбление чувств верующих любых религий. Основные — это христианство (включая православие, католицизм и протестантизм), ислам и буддизм. При этом православию закон отводит «особую роль в истории России». Поскольку Россия — светское государство (по крайней мере, так написано в законе), то у граждан нет обязанности раскрывать своё вероисповедание, и поэтому о религиозном составе страны можно судить по опросам. Например, по данным ФОМ за 2014 год, к православным себя относят 68% верующих, к исламу 6%, к другим христианским конфессиям — 1%, к иудаизму меньше 1%. Не считают себя верующими 19% опрошенных.


Зарегистрировать религиозное объединение в России в целом можно (например, это удалось пастафарианцам и даже сатанистам), но вместе с тем ряд движений попал под запрет.


Например, в 2009 году было запрещено религиозное движение «Таблиги Джамаат», которое занималось пропагандой ислама. Преследованиям подвергаются и российские саентологи. Часть их материалов признали экстремистскими, а в 2017 году в саентологической церкви Санкт-Петербурга прошли обыски, и пятеро её сотрудников были задержаны. Впоследствии правозащитный центр «Мемориал» признал их политзаключёнными, и сейчас мы защищаем одного из них.


В 2017 году Верховный суд признал экстремистской организацией Свидетелей Иеговы — помимо России, они запрещены ещё в Китае, Северной Корее, Туркменистане, Таджикистане, Саудовской Аравии, Иране и Ираке.


Это определяют эксперты-лингвисты. Суд при вынесении приговора основывается на экспертизе, но компетентность экспертов зачастую вызывает большие вопросы, а их заключения представляют собой субъективные мнения авторов.


Вот на что могут оскорбиться верующие:


КАРТИНКА С МУСУЛЬМАНИНом И СВИНЬЁЙ


Житель Ижевска выложил в соцсетях картинку, на которой мусульманин молится, а позади него стоит свинья. Его обвинили в оскорблении чувств мусульман и приговорили к 230 часам обязательных работ.


ЛОВЛЯ ПОКЕМОНОВ В ХРАМЕ


Блогер Руслан Соколовский в 2016 году выложил видеоролик, в котором он играет в игру Pokemon Go и ловит покемонов в екатеринбургском Храме-на-Крови. Суд посчитал это оскорблением чувств верующих и приговорил его к условному сроку.


магический обряд в офисе


Житель Екатеринбурга Антон Симаков, называющий себя «магистром магии вуду», провёл обряд в своём офисе в присутствии журналистов, используя при этом кровь петуха, погребальный покров и православный крест. На него возбудили уголовное дело. Суд освободил его от ответственности и отправил на принудительное лечение.


статья «Злой Христос»


Преподаватель медицинского университета Сергей Лазаров опубликовал статью, в которой были негативные высказывания по отношению к Христу. Дело инициировал сотрудник центра «Э» — он нашёл статью и передал её текст на экспертизу. Суд назначил Лазарову штраф.


требование денег за работу


В Ульяновской области мужчина, чинивший забор вокруг церкви, зашёл во время богослужения и потребовал у батюшки оплатить работу. Суд назначил ему штраф по 148 статье за то, что он прервал службу.


репост карикатур на Иисуса Христа


Виктор Ночевнов из Сочи репостнул несколько картинок, на которых Иисус Христос, например, висел на турнике, танцевал с черлидерами на стадионе и занимался в тренажёрном зале. Суд счёл это оскорблением чувств верующих и приговорил его к штрафу.


Иногда, как видно из практики, фактических потерпевших в деле вообще нет. Так было в случае Pussy Riot или блогера Руслана Соколовского, который ловил покемонов в пустом храме. Бывает, что сотрудник центра по борьбе с экстремизмом сам находит в интернете статью, оскорбляется и передаёт её эксперту, который устанавливает, что в тексте есть кощунство.


Статью 148 в качестве карательного инструмента начали использовать даже в официозной среде. Так, телеведущий НТВ Андрей Норкин, оскорбившись, написал в следственный комитет заявление на стендап-комика Данилу Поперечного, который в своих выступлениях шутит про религию. Ещё с помощью этой статьи пытались запрещать фильмы: православные активисты долго просили проверить «Матильду» Алексея Учителя, но прокуратура нарушений не нашла.


До года лишения свободы или до трёх — если вы при этом находились в месте богослужения. Раньше за «воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий» наказывали только штрафом или обязательными работами — для этого существовали две похожие статьи, 5.26 административного кодекса и 148 уголовного кодекса. В 2013 году, после панк-молебна группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя, 148 статью изменили.


В новой редакции «воспрепятствование осуществлению права» стало «нарушением», размер штрафа увеличился и в качестве меры наказания появился реальный срок. Текст статьи дополнили двумя пунктами:


Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершённые в целях оскорбления религиозных чувств верующих.


Те же деяния, совершённые в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.


Сравнение текстов старой (слева) и новой (справа) редакций 148 статьи


Практика по 148 статье включает не так много известных случаев — по данным статистики судебного департамента, за все годы с 2014 по 2017 насчитывается 12 осуждённых. Многие из них отделывались штрафом или обязательными работами. Тем не менее, число дел за оскорбление чувств верующих растёт — если в 2014 году оно было всего одно, то в 2017 — уже пять. В 2018 самыми громкими стали барнаульские дела за репосты картинок, в которых оскорблёнными оказались одни и те же студентки Российской академии народного хозяйства.


Оскорбление чувств верующих может подпадать под «экстремистскую» статью 282 УК, которая включает, в том числе, возбуждение религиозной розни. Дел по ней заводится значительно больше, чем по 148 статье.


На этот вопрос сложно ответить. Суд обычно оценивает большое количество обстоятельств и конкретное высказывание в разных условиях может быть уголовно наказуемым, а может и не быть.


Например, употребление нецензурной лексики в публичных обсуждениях или на картинках может использоваться при экспертизе для усиления позиции обвинения.


С проявлением своего отношения к религии или к религиозным предметам и символам нужно быть осторожным во время церковных праздников или мероприятий — крёстного хода или праздничной молитвы.


Впрочем, к ответственности вас могут привлечь и без 148-й статьи. Если вы, например, носите футболку с изображением осквернённой Божией Матери, это может стать основанием для привлечения по 282 статье — за критику религии.


Однако самоцензура — не лучший ответ на существование 148 статьи. Нельзя предусмотреть заранее, кто и на что оскорбится, и на этом основании ограничивать себя в самовыражении, тем более, что и эксперты, и Европейский суд поддерживают эту позицию.


Адвокаты считают, что основная проблема 148 статьи в том, что она оперирует не определёнными категориями. Неясно, что такое «чувства» верующих и кто эти верующие. Если с оскорблением личности, например, всё понятно, то к оскорблению чувств есть вопросы, а формулировка статьи не даёт никаких пояснений. В научной среде добавляют, что уголовное наказание за оскорбление чувств верующих нецелесообразно ещё и потому, что является дискриминацией нерелигиозных людей.


Против 148 статьи выступают эксперты центра «СОВА», которые утверждают, что в нынешнем виде она нарушает право граждан на свободу слова и свободу совести. Кроме того, по их мнению, случай «Матильды» показал, что общество и государство могут решать вопрос о чувствах верующих без самих верующих. В этом есть опасность, поскольку на чувствах начинают играть тогда, когда нужно дискредитировать идеологического противника.


Во многих странах есть только статья о разжигании ненависти, которая включает и пункт о разжигании вражды по религиозному признаку. Нет отдельной статьи за оскорбление чувств верующих ни в украинском кодексе, ни в белорусском.


В странах, где оскорбление чувств верующих запрещено, наказание варьируется от штрафа до смертной казни. В странах Ближнего Востока, как правило, наказание гораздо более сурово, чем в Европе.


Отдельная статья, регулирующая отношения с религией, есть, например, в таких странах, как Германия, Австрия, Дания (последний раз применялась в 1938 году), Испания, Израиль и Япония.


В 2007 году Ассамблея Совета Европы постановила, что кощунство не должно быть уголовным преступлением, однако ЕСПЧ неоднократно заявлял, что единых правовых стандартов защиты религиозных чувств во всех странах быть не может. Тенденция в решениях ЕСПЧ направлена на снижение защиты религиозных чувств. В своих постановлениях суд проводит линию, направленную на охрану и защиту свободы критики религии, в том числе в форме сатиры, даже и жёсткой.


ТЕКСТ: Татьяна Торочешникова, юрист: Артём Кутловский

Оскорбляются ли чувства верующих? / Православие. Ru

Чуть более недели назад в Санкт-Петербурге состоялся
пикет против закона об оскорблении чувств верующих (статья
148 УК РФ). Некоторые пикетчики назвали себя священниками
«Апостольской православной церкви». В руках
они держали плакаты с надписями типа: «Чувства
верующего оскорбить невозможно», «Бог поругаем
не бывает» и проч. Людей собралось совсем немного,
можно было и не заметить подобный микропикет, но алчные до
всяких протестных акций СМИ тут же распространили новость
по всевозможным каналам. Дескать, вот продвинутые
питерские священники ничем таким не оскорбляются, а
кондовые православные все продолжают выдумывать какую-то
ерунду об «оскорблении» их чувств.

Фото: страница Натальи Введенской в Facebook
    

Тему активно обсудили на некоторых блогах, со всеми
обычными «за» и «против». Инцидент
в очередной раз показал, что данный вопрос продолжает быть
актуальным, вызывает разные мнения, и требует серьезного
обсуждения в церковной среде. К сожалению, тезис
«Бог Сам постоит за Себя» приходится слышать
не только от неканонических священников Петербурга, но и
от многих наших церковных людей.

* * *

Итак – можно ли оскорбить чувства верующего? Когда я
слышу этот вопрос, приходит на ум следующая ситуация. Если
при мне будут поносить моего земного отца, какова должна
быть моя реакция? Допустим даже, что отец еще в силах, и
сам может покарать обидчика – буду ли я хладнокровно
молчать, никак не реагируя на оскорбления моего родителя?
Вряд ли нормальный человек в таком случае останется
безучастным. А что же говорить о хуле на Отца Небесного,
Которого мне заповедано любить больше отца земного?
Неужели моим ответом станет равнодушное молчание? Конечно,
далеко не всякий случай богохульства требует привлечения
именно к уголовной ответственности. Есть очень разные
ситуации. Но сам принцип «невозможности оскорбления
чувств верующего» ошибочен даже в такой, простейшей
нравственной оценке.

На тезис «невозможности оскорбления чувств»
можно взглянуть и с антропологической точки зрения.
Оставим сейчас чувства верующего и спросим про обычные
чувства любого человека – можно ли их оскорбить?
Конечно можно! Вообще, значение глагола
«оскорбить» словарь Ушакова определяет как
«крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб,
боль кому-чему-нибудь». Относится ли данный глагол к
чувствам вообще? Несомненно. Вряд ли стоит доказывать, что
чувствам можно причинить боль. А теперь вновь соединим
словосочетание «оскорбить чувства» с личностью
верующего человека. Неужели у верующего, кроме духовного
чувства, нет и обычных, душевных чувств по отношению к
своей вере? Есть, и они могут быть унижены, оскорблены.
Верующему любой религии естественно испытывать боль, когда
у него на глазах попирается самое святое в его жизни.

* * *

Если говорить конкретно о христианстве, то Священное
Писание уж точно нигде не говорит, что издевательство над
святыней надо молчаливо попускать под видом
«любви» и «неосуждения». В Ветхом
Завете богохульника побивали камнями (см.Лев.24,10-16). В
Новом Завете апостол Павел пишет, что противящихся
здравому христианскому учению необходимо обличать, а
упорным противникам веры заграждать уста (см.Тит.1,9-11).
Да, о заявлениях в милицию в новозаветных текстах ничего
не сказано, но в то же время, равнодушие христианина к
хуле на христианское учение также исключается. Какая-то
реакция, с оглядкой на ситуацию, должна иметь место. Как
пример можно вспомнить поступок Священного Синода в
отношении богохульника Льва Толстого.

Очень важный для нашей темы эпизод дает книга
«Апокалипсис». В 13й главе описывается зверь с
семью головами и десятью рогами, выходящий из моря.
Церковные экзегеты традиционно видят в нем личность
антихриста. Тайнозритель указывает, что на головах зверя
были имена богохульные… и даны были ему уста,
говорящие гордо и богохульно… и отверз он уста свои
для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и
живущих на небе (Отк. 13:1, 5, 6). Антихрист, которому с
удовольствием поклонятся все, живущие на земле
(см.Отк.13,8), будет великим богохульником. Он похулит не
только Самого Бога, но и жилище Его (Церковь и святых), а
также живущих на небе (ангелов). Самое поразительное, что
подобное кощунство уже никого не оскорбит – ведь
сказано, что большая часть людей добровольно поклонится
антихристу, говоря: кто подобен зверю сему? (Отк.13,4).

Очевидно, тогда уже всех все устроит, ибо люди будут к
этому подготовлены. Хула станет обычным делом, к ней
вполне привыкнут. Вначале по фальшивому снисхождению к
грешнику, «по любви». Дескать, Бог ему судья,
пусть говорит что хочет, а мы должны терпеть и
«молиться за него». Возможно, впоследствии
право на кощунство получит юридический статус, а потом
закрепится как некий параллельный вид религиозности.
«Можно хвалить Бога, а можно и хулить Его. Какая
разница? Я свободен в своих желаниях, а верующие пусть не
обижаются. Они вот и сами признают, что их чувства
оскорбить невозможно». Подобный образ мыслей будет в
тренде, и богохульство станет нормой.

Жутко? Еще как. А ведь мы сами приближаем это страшное
время своей легкомысленностью и… теплохладностью.
Потому что кто сильно любит, тот сильно и ревнует.
Отстаивание права на хулу и всякого рода сюсюканье с
кощунниками обличает нас в отсутствии подлинной любви к
Богу и святости. Уверен, что убиенный священник Даниил
Сысоев никогда не потерпел бы рядом с собой богохульство.
Также, никто из современных нам старцев и опытных
духовников не предложил «попить чаек и
поговорить» со скандально известными девицами,
плясавшими в главном храме страны. Кто любит Господа, не
может быть снисходителен к поношению Его. Да, понятно, что
жесткая риторика Иосифа Волоцкого или Феодора Студита в
отношении еретиков и богохульников сегодня уже не всегда
уместна – но как тысячу лет назад, так и сейчас грех
разлагает общество изнутри. А самый страшный из них
– открытое издевательство над святыней, глумление
над Богом и верой в Него.

* * *

Конечно, в разговоре на эту тему можно открыть Писание и
на других страницах, и подойти к вопросу с иных сторон.
Здесь еще не все понятно – что именно расценивать
как нарушение статьи, и какие меры вообще могут быть
уместны или неуместны. Дискуссия допустима и необходима.
Но равнодушие – недопустимо. А слова о
«невозможности оскорбления чувств» - это и
есть маска равнодушия, да еще и одеваемая сразу на всех
верующих без разбора. Я, по крайней мере, носить эту маску
не согласен. Надеюсь, что и вы тоже.

Оскорбление чувств верующих (ст. 148 УК РФ). Закон об оскорблении чувств верующих

Оскорбление чувств верующих в России является уголовным преступлением. Только далеко не всегда удается привлечь к ответственности гражданина-нарушителя. А если это удастся, то надо очень постараться. В некоторых случаях даже разбираться в законе не нужно - слишком уж болезненно легкие меры на практике применяются к нарушителям, оскорбляющим верующих. Поэтому многие люди стараются закрыть глаза на событие или как-то сами бороться с проблемой.Тем не менее в России есть закон об оскорблении чувств верующих. Точнее, в Уголовном кодексе есть статья, регулирующая меры наказания за совершенное деяние. В нем прописаны возможные случаи и нормы, которые помогают судебной системе принимать правильные меры по пресечению повторных нарушений свобод и прав религии. Так чего же ждать в том или ином случае?

Общественности

Оскорбление чувств верующих может быть наказано разными способами.Все зависит от того, как было совершено преступление. Конечно, обстоятельства и даже мелкие детали могут повлиять на судебное решение. Статья 148 Уголовного кодекса начинается с того, что она предлагает самые простые и не очень серьезные меры для простого оскорбления чувств верующих и публичных свобод человека. То есть в общественном месте, без отягчающих обстоятельств. В общем, наказание за этот поступок может быть разным. Некоторые меры никого не пугают и не умаляют публичных оскорблений, направленных на веру и свободу человека.

Например, стоит обратить внимание на оскорбление чувств верующих. Он может быть разным, в зависимости от тяжести совершенного преступления. Если бы не было отягчающих обстоятельств, можно надеяться на не самое тяжкое наказание. Чаще всего, как нетрудно догадаться, налагается денежный штраф.

В законе об оскорблении чувств верующих сказано, что за простое правонарушение, не отягощенное другими обстоятельствами, придется заплатить до 300 000 рублей.В принципе, это почти столько же, сколько на практике платят за моральный ущерб. Либо денежные выплаты могут быть выражены как любой доход преступника. Преступник выплатит ту сумму, которую ему выдаст суд, но она не должна превышать прибыль гражданина более 2 лет. Это правила, которые установлены в России на данный момент.

На работу

Оскорбление чувств верующих (ст. 148 УК) также может быть наказано общественными работами. Правда, продолжительность их будет варьироваться в зависимости от конкретной ситуации.Чаще всего рассматриваются дела, не имеющие отягчающих обстоятельств. Например, что влечет за собой нарушение, описанное в первой части этой статьи? Это случаи, когда оскорбление свободы вероисповедания произошло публично, но не в некоторых религиозных учреждениях.

То есть можно не только штраф получить. Оскорбление чувств верующих, согласно законодательству Российской Федерации, также наказуемо общественными работами. Обязательный или обязательный. Не такие уж частые меры, но они имеют место.На практике чаще всего назначается наличный расчет. Считается менее неприятным и более эффективным. Обязательная работа при совершении такого преступления продлится до 240 часов, а обязательная - в несколько раз дольше. Суд вправе принять решение, согласно которому продолжительность социальной работы составляет до 12 месяцев. Это более серьезная мера, но она, как показывает практика, особо не стимулирует нарушителей к соблюдению законов. Но штраф вполне.

За решеткой

Оскорбление чувств верующих (ст.148) - это не только общественные работы и денежные выплаты. Это тоже более серьезные меры, а также последствия. На практике, без отягчающих обстоятельств, следующий вариант развития событий встречается крайне редко, но все же случается. Речь идет о лишении свободы.

То есть за оскорбление чувств верующих можно попасть в СИЗО. Если вы только что совершили это преступление в общественном месте, бойтесь! Ведь в такой ситуации предусмотрено лишение свободы в колониях иного режима (по усмотрению суда могут быть более исправительные или общие) максимум на год.Не слишком много, но и не мало.

К счастью, как уже упоминалось, такие мероприятия редко случаются. Ведь оскорбление чувств и свобод в России очень часто просто не считается преступлением криминального характера из-за отсутствия судебных исков со стороны потерпевших. Никому не нужны лишние испытания, особенно если кто-то оскорбил вашу веру в общественном месте. Это, к сожалению, не такое уж редкое явление, чтобы сразу же обратиться в суд. Хотя по закону вы имеете на это полное право. А пользоваться им или нет - решайте сами.

Особые места

Статья «Оскорбление чувств верующих» (УК РФ) - это, как мы уже выяснили, уголовное преступление. И наказывается разными способами. Некоторые из них пугают, некоторые - это вообще формальность, не мотивирующая граждан соблюдать законы. Более серьезные меры применяются к нарушителям, если оскорбление веры человека произошло в специально отведенных религиозных местах. Например, в церкви или возле какого-нибудь алтаря для богослужений.Это уже считается отягчающим обстоятельством. Так что стоит готовиться к более серьезным мерам по пресечению повторного правонарушения.

Оскорбляя чувства верующих, суд может снова наказать наличными. Конечно, это нормально. В этом случае он увеличивается, и уже значительно. За оскорбление свобод и религиозных прав в специально отведенных религиозных местах придется заплатить максимум 500 000 рублей. Или вы можете потерять собственный доход на 3 года.Это предельное значение. Необязательно, чтобы доход выражался в сумме

Дума одобрила уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств - RT Россия и бывший Советский Союз

Нижняя палата российского парламента одобрила вызывающий споры законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств людей. Он может вступить в силу уже в июле, если будет принят верхней палатой и президентом.

В действующей редакции законопроекта оскорбление религиозных чувств
публично могут быть наказаны лишением свободы на срок до трех лет.Другие
возможные санкции включают штрафы до полумиллиона рублей
(около 15 600 долларов США) и обязательные исправительные работы.

Перед окончательным чтением депутаты внесли в законопроект криминальную
ответственность за воспрепятствование деятельности религиозных
организации. Такое тяжкое преступление наказывается сроком до одного года.
в тюрьме, и осужденным будет запрещено принимать определенные
официальные должности на два года.

Преднамеренное и публичное осквернение религиозных предметов или книг
также будут наказаны штрафом до 200000 рублей (свыше
6200 долларов).

Действующий законопроект продвигает значительная часть российских
политический истеблишмент и твердо поддерживаемый Россией
Православная церковь, лидер которой публично обвинил некоторые неназванные силы в
организация нападок на веру и религию в стране.

Законопроект призван предотвратить такие инциденты, как феминистский панк.
импровизированное появление группы Pussy Riot в главном соборе Москвы
в феврале прошлого года, когда они напали на церковь и ее
предполагаемое укрепление связей с российскими властями и президентом
Лично Владимир Путин.

Трое участников группы были задержаны и приговорены к двум годам лишения свободы каждый за отягчающие обстоятельства.
хулиганство, несмотря на многочисленные возражения российских активистов
и зарубежные звезды рока и эстрады. Один из осужденных
уже освобожден с испытательным сроком, и двое других остаются
бары.

Дело показало, что российской правовой системе необходимо решать
рост религиозных настроений в обществе, как и последующие
события, когда вандалы начали валить памятные кресты и облицовывать церковные стены
с граффити в знак протеста против арестов и приговора.

Значительная часть общества по-прежнему выступает против законопроекта, утверждая, что
это противоречит основным принципам свободного и светского государства,
и свобода выражения мнения, предусмотренная Конституцией. В
лидер одной из старейших политических партий России "Яблоко",
Сергей Митрохин принял участие в акциях протеста во вторник, пикетируя
Кабинет Госдумы с плакатом, сравнивающим скандальный
законопроект с испанской инквизицией.

Сторонники законопроекта, такие как замглавы Нижнего
Комитет Дома по делам религиозных организаций Михаил Маркелов,
утверждают, что это ответ на опасные тенденции в обществе.« Люди, которые постоянно практикуют традиционные формы религии.
сталкиваются с угрозами разного рода. Сюда входят трюки
Группа Pussy Riot, в том числе вандализм на кладбище, и это
также включает покушения на жизнь духовных лидеров
»,
Маркелов сообщил журналистам.

Депутат добавил, что согласно опросам общественного мнения большинство
Россияне поддержали законопроект, защищающий чувства верующих. Он
добавил, что такие законы являются признанной международной практикой и
применялись во многих европейских странах.

Российские депутаты обсуждают более мягкое наказание за религиозные преступления - RT Россия и бывший Советский Союз

Госдума предлагает смягчить обсуждаемый законопроект о защите чувств верующих и снизить наказание за религиозные преступления с первоначально предложенного до пяти лет лишения свободы до трех.

Законопроект «О борьбе с богохульством» внесен в Российскую Федерацию.
нижняя палата парламента в сентябре после печально известного дела
против панк-группы Pussy Riot.

Законопроект подвергся резкой критике со стороны правозащитников и
юристы - прошли первое чтение в апреле, когда депутаты проголосовали за
добавить новую статью в Уголовный кодекс РФ.

Согласно законопроекту, публичные оскорбления и унижение божественного
службы, а также чувства верующих подлежали наказанию
со штрафом до 300000 рублей (9500 долларов США), до
200 часов принудительных работ или до трех лет лишения свободы. Вандализм
а осквернение святых мест обойдется преступнику до 500000
рублей (более 15 000 долларов США) или до 5 лет за решеткой.

Накануне второго из трех обязательных чтений Дума
комитет по законодательству разработал поправки в законодательство. В
первоначальная идея добавить в код новую статью была отброшена. Вместо,
законодатели предлагают внести поправки в существующую статью 148 («Препятствие
об осуществлении права на свободу совести и вероисповедания
Свобода »).

Комиссия также изменила формулировку законопроекта, который
был атакован оппонентами за то, что был слишком свободен, и поэтому мог вести
возмутиться.

Теперь, если будет принята новая версия законопроекта, человек может быть
отправлен в суд за «публичные действия, свидетельствующие о явном неуважении
по отношению к обществу и направлена ​​на оскорбление верующих религиозных
чувства." Правонарушителю придется заплатить до 300000 рублей в
штрафы или денежная сумма, эквивалентная их двухлетнему окладу. Один
также могут быть приговорены к принудительному наказанию до 240 часов
службы или до года тюрьмы.

Комитет Думы также предлагает признать совершенные правонарушения
в местах проведения религиозных церемоний или богослужений должны подлежать
штраф до 500 000 рублей (15 000 долларов США) или денежная сумма
приравнивается к заработной плате правонарушителей на срок до 3 лет.В качестве альтернативы,
нарушителям грозит до 480 часов обязательных общественных работ
или до трех лет лишения свободы.

Кроме того, законодатели рекомендовали ужесточить уголовное
ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных
организации или администрация религиозных церемоний. Такие
нарушения подлежат штрафу до 300 000 руб. Если
совершенные должностным лицом или с применением силы, такие преступления
может быть наказан лишением свободы на срок до одного года.

Возникла идея защитить чувства верующих законом
большим количеством кощунственных ситуаций и событий,
место в 2012 году.Помимо печально известного панка Pussy Riot
молитва »в главном соборе Москвы.
осквернение икон, нацистские и сатанинские граффити в церквях
и синагоги и вырубка памятных православных крестов в
различные регионы России.

Правозащитная организация представляет предложения - RT Россия и бывший Советский Союз

6 фев, 2013 12:18

Следите за RT на

Совет при президенте России по правам человека изложил свои предложения по обсуждаемому законопроекту о защите религиозных чувств.

Законопроект, внесенный в Государственную Думу в сентябре, устанавливает сроки тюремного заключения за оскорбление верующих, а также за вандализм против святых мест. Правозащитник подготовил свои поправки к документу и предложил ввести уголовную ответственность за «унижение человека по причине того, что своего отношения к религии », а также за осквернение литургических книг или других религиозных предметов. Такие правонарушения должны наказываться штрафом в размере до 500 000 рублей (16 600 долларов США) или до 100 часов обязательных общественных работ, говорится в заявлении совета, опубликованном на его веб-сайте.В то же время правозащитники сочувствуют, что критика религиозных групп и их представителей, а также религиозных убеждений и традиций «сама по себе не является нарушением». По словам председателя совета Михаила Федотова, есть два пути противодействия преступлениям. в религиозной сфере. Первый - это «защита и продвижение одной конкретной религии», что является традиционным для средневекового права и теократических государств, сказал он ИТАР-ТАСС. Вторая - «защита свободы совести», которая преобладает в развитых странах с конца 18 века.Поправки, предложенные собором, относятся ко второму варианту, «гарантированному Конституцией России», добавил Федотов. Идея закона о защите чувств верующих была выдвинута после «панк-молитвы» Pussy Riot в московском «Христе». Спасский собор. За печально известным скандалом последовали осквернения церквей и православных крестов сторонниками банды, трое из которых были приговорены к тюремному заключению за хулиганство. Предлагаемый закон вызвал общественную полемику, критики недовольны расплывчатым определением преступления «оскорбление религиозных чувств».«Оппоненты также опасались, что закон может быть использован в качестве инструмента для подавления инакомыслия. 27 января правительство России озвучило свои выводы относительно законопроекта о оскорблении верующих и заявило, что он требует доработки. Документ не только копирует существующие статьи Уголовного кодекса, но и не дает объяснения таких терминов, как «религии, являющиеся частью неотъемлемого исторического наследия народов России». Президент Владимир Путин призвал российских законодателей не торопиться с принятием законопроекта и сначала тщательно обсудить его с экспертами и представителями общественности.Ожидается, что окончательные предложения будут внесены к марту этого года. Русская православная церковь приветствовала инициативу законодателей об ужесточении наказания за оскорбление верующих, заявив, что существующий закон слишком мягкий. «Штраф в несколько сотен рублей за оставление кощунственных надписей на стенах собора, мечети или синагоги свидетельствует о непонимании обществом важности защиты человеческого достоинства и, в частности, защиты религиозных чувств верующих, Об этом Патриарх Кирилл заявил в интервью Интерфаксу.Однако глава церкви подчеркнул, что все такие законы необходимо тщательно прорабатывать, чтобы их нельзя было использовать для «произвольного ограничения свободы слова и творчества».

Follow RT о

Заявлении Межрелигиозного совета в России о свободе выражения мнений и оскорблении чувств верующих

Межрелигиозный совет в России опубликовал следующее Заявление о свободе выражения мнений и оскорблении чувств верующих :

Свобода и права человека всегда понимались нашими религиозными традициями как выражение признания высокой ценности каждого человека.В ходе секуляризации высокие принципы неотъемлемых прав человека стали понятны без какой-либо связи со священным измерением жизни, в то время как защита личной свободы трансформировалась в защиту своенравия, открыв путь к аморальности и вседозволенности. , анархия и тирания. Мы не одобряем либерально-секулярный, релятивистский подход к пониманию свободы, согласно которому не существует абсолютных ценностей и критериев, а процветание - единственное, к чему имеет смысл стремиться.С утерянными этическими принципами свобода, которая превратилась в идола и которая сосредоточена только на удовлетворении личных потребностей, включая «свободу» насмешек над вещами, которые другие считают священными, несовместима с истинным человеческим достоинством и величием.

К сожалению, такие очевидные традиционные моральные ценности, как уважение к религии или убеждениям других людей и поиск мира, нуждаются в провозглашении и оправдании, потому что голос совести приглушен и заглушен. Свобода должна иметь пределы; в противном случае это может стать насилием против других в форме прямого физического воздействия или в форме слова, способного причинить вред человеческой душе.

Свобода также связана с понятием ответственности. Условия современного глобального мира, характеризующиеся высокой степенью контактов и взаимозависимости между отдельными политическими, экономическими и культурными силами, а также развитием человеческих ресурсов и потенциала для создания и разрушения, делают проблему ответственности СМИ актуальной. как никогда раньше. Поскольку грубые заявления и кощунственные карикатуры, оскорбляющие чувства верующих, неизбежно провоцируют конфликты на межрелигиозной и межэтнической почве, всем общественным деятелям следует быть предельно осторожными в такой чувствительной сфере, как религия, и осознавать возможные последствия своих действий.

Следует также отметить, что в современном массовом сознании понятие «секулярность» часто ошибочно отождествляется с «секуляризмом». Принцип секулярности, означающий отделение религиозных организаций от государства, не является синонимом понятий «нерелигиозный» или «атеистический». Например, большинство людей в России, будучи верующими и в то же время светскими работниками, являются носителями религиозных ценностей. Невозможно достичь социального процветания и гармонии без уважения к культуре, которая складывалась веками, и морально-религиозным убеждениям, которые она поддерживает.Следовательно, светское государство должно не только учитывать, но и полагаться на моральные корни, и традиционные религии могут способствовать этой справедливой политике, утверждая в обществе четкое понимание наиболее важных и фундаментальных ценностей.

В то же время мы решительно осуждаем терроризм как беззаконное и безнравственное агрессивное насилие. К сожалению, действия и голос террористов звучат для многих громче, чем голос сотен миллионов тех, кто хочет жить в мире. Мы призываем разорвать замкнутый круг насилия и взаимных оскорблений, решать возникающие проблемы путем диалога и искать справедливое и взаимоприемлемое разрешение существующих разногласий в правовых рамках.

Оскорбителей чувств верующих могут оказаться в СИЗО в России.

МОСКВА, 1 июля. (ИТАР-ТАСС). Те, кто случайно заденет чувства верующих, могут оказаться в тюрьме на срок до трех лет, согласно положениям закона, подписанного президентом Владимиром Путиным после одобрения Государственной Думой.

Закон предусматривает санкции за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и явно направленные на оскорбление чувств верующих» и предусматривает уголовные наказания за них.

Действия, оскорбляющие чувства верующих, -наказываются штрафом до 300000 рублей / 1 доллар США = 32,5 рубля по текущему курсу / или лишением свободы на срок до 12 месяцев, либо штрафом до 500000 рублей и лишением свободы на срок 36 месяцев / три лет /.

Закон расширяет статью 148 Уголовного кодекса («Нарушение права на свободу совести и религии» /, которая устанавливает только административную ответственность, и ужесточает наказание до действий, ограничивающих способность религиозных объединений выполнять свои обряды.

Инициатива по пересмотру определения оскорбления религиозных чувств и признанию его уголовным преступлением была выдвинута после весенней «панк-молитвы» 2012 года, которую активисты панк-рок-группы Pussy Riot устроили в Храме Спаса в Москве. В августе 2012 года суд Москвы приговорил троих особо активных участников акции к 24 месяцам лишения свободы за хулиганство. Приговор одной из них, Екатерине Самуцевич, был смягчен до условного срока.Защита женщин настаивала в зале суда на их вине только по статье оскорбление чувств верующих, что в то время было расценено как административное правонарушение.

Поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях стали неотъемлемой частью кампании по «защите чувств верующих», развернутой в Государственной Думе в сентябре прошлого года. Затем депутаты приняли резолюцию, призывающую к «решительному ответу силам, превозносящим антирелигиозный экстремизм», в том числе на законодательном уровне.Их поддержали представители всех четырех традиционных религиозных конфессий. Последний заявил, что меры наказания за оскорбление верующих следует повысить до максимально возможных. Их заявления были сделаны после череды перекрестных рубок в России, спровоцированных акцией Pussy Riot, и беспорядков в исламском мире, вызванных выходом на Запад фильма «Невинность мусульман». .

Законопроект вызвал ожесточенные дискуссии в российском обществе еще во время его разработки и обсуждения.Предложения ужесточить наказания вызвали злобу у многих правозащитников и адвокатов. Они предупредили, что новинки не только не избавят общество от религиозных столкновений, но и подольют им новое топливо. Любая критика Русской Православной Церкви или других конфессий может быстро привести к уголовной ответственности, считают эксперты по правам и праву.

Специалисты Совета по правам человека при Президенте РФ рекомендовали отказаться от уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств.

Общественная палата России также не поддержала законопроект, заявив, что он противоречит принципам Конституции и международно-правовых актов. «Я уверен, что будет масса злоупотреблений, потому что раньше все механизмы защиты религиозных святынь были сконцентрированы в Уголовном кодексе, а в Административном кодексе оговаривалась защита чувств, и этот закон, очевидно, принимается, чтобы пресечь всевозможную критику. - в первую очередь, той, которая адресована Русской православной церкви », - заявил« Коммерсанту »обозреватель правового центра« Сова »по борьбе с экстремизмом Александр Верховский.

активистов Русской Православной Церкви в течение последних нескольких лет регулярно проводили кампании против тех, кто, по их мнению, оскорбляет Церковь. Современные художники чаще всего возглавляют список обидчиков.

«Вполне возможно, что Генеральная прокуратура, Русская Православная Церковь и всевозможные националистические православные организации получат действенный инструмент борьбы с современным искусством и тем самым повысят уровень самооценки / художников /», - Юрий Самодуров - рассказал Ъ бывший куратор выставки «Осторожно, религия», осужденный в 2005 году по статье 282.

«Введение такого закона может довести ситуацию до абсурда», - заявил еженедельнику «Аргументы и факты» политолог и галерист Марат Гельман. «Даже если вы не танцуете в церквях и не носите футболки с антиклерикальными лозунгами, тот или иной верующий может счесть вашу внешность дерзкой».

Гельман согласен с тем, что такие акции, как «панк-молитва» Pussy Riot в Храме Спасителя, не следует поощрять, но стоит напомнить, что чрезмерное преследование их участников лишь мобилизует больше общественного внимания.«Кто-нибудь знал о плохо снятом фильме« Невинность мусульман »до тех пор, пока он не был объявлен вне закона?» - спросил Гельман с несколько риторической ноткой. «После того, как этот запрет был объявлен вне закона, многие люди решили его посмотреть».

«Это глупый закон, и я не думаю, что на самом деле он будет выполняться в реальности, но в любом случае это инструмент для оказания давления на других и для того, чтобы настроить людей против других, говоря: ну, послушайте, он оскорбляет ваши религиозные чувства», "Независимая газета" процитировала Алексея Малашенко, научного сотрудника Московского центра Карнеги.

Московский Патриархат приветствовал принятие закона, но сказал, что он может быть еще более строгим. «Эти меры даже слишком мягкие», - сказал преподобный Всеволод Чаплин, возглавляющий Синодальный отдел по коммуникациям между церковью и обществом, в комментарии к положению о трехлетнем заключении.

«Будем надеяться, что эта мера будет применена в случае действий, чреватых кровопусканием», - сказал он.