Содержание

«Оплакивание Христа», Джотто ди Бондоне — описание картины

Оплакивание Христа — Джотто ди Бондоне. 1306. Фреска, темпера.


   Эта фреска входит в цикл росписей капеллы Скровеньи, которая прославила и сохранила на века имя художника. В свою работу мастер привнес то, чего так не хватало в живописи предыдущих эпох – живые эмоции. Достаточно взглянуть на фреску, чтобы сразу увидеть ее резкое отличие от произведений церковной живописи, выполненных по византийским канонам. Здесь нет никакой статичности и схематичности в изображении. Перед нами живые люди, каждый из которых горюет по-разному.

   Поражает фигура Христа – это действительно мертвое тело, а не те куклы, которые изображались ранее. И дело не в его смертельной бледности, а в том, как художник передал его безжизненность – расслабленные, безвольные руки, запрокинутая голова, вытянутые ноги, отсутствующее выражение лица. И на контрасте – бурные эмоции окружающих его апостолов – откинутые назад в отчаянии руки юного апостола Иоанна, любимого ученика Иисуса, сдержанные переживания Иосифа Аримафейского, выкупившего тело Христа после казни, и Никодима, помогавшего в его погребении.

   Художнику удалось передать отчаяние даже изображениями скорбящих женщин, сидящих к зрителям спиной. Хотя они полностью закрыты плащами, их сгорбленные в отчаянии фигуры отражают неподдельные страдания.

   Собравшиеся вокруг неподвижного тела жены-мироносицы – это настоящее достижение в искусстве. Они запечатлены в разных, но очень естественных и живых позах, а их одежды обрисовывают складками реальные тела, а не иллюзорные бесплотные модели. У них выразительные и узнаваемые лица, обладающие индивидуальностью, а не отличающиеся иконописной схематичностью.

   В этой фреске Джотто значительно опередил свое время, внеся в монументальную церковную живопись эмоции, движения, настоящие человеческие переживания. Картины перестали быть стандартными иконами, а стали настоящим отражением реальности – настоящей или придуманной.

«Поцелуй Иуды» Караваджо. Необычное послание из прошлого

Караваджо. Поцелуй Иуды. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, Дублин.

“Поцелуй Иуды”. Лунный свет выхватывает из темноты несколько фигур. Лица. Руки. Чёрные доспехи. Христос отпрянул под натиском толпы. Иуда сейчас поцелует его. Тем самым подавая знак страже, что он тот самый. Один стражник уже дотронулся до груди Иисуса. До его ареста осталась секунда. А пока пауза.

Картина на первый взгляд типична для Караваджо. По ней легко понять все новаторства художника. Однако в этой работе зашифровано одно необычное послание. Его мы и попробуем расшифровать.

Тенебросо, реализм и кое-что ещё

Если вы до этого не видели ни одной картины Караваджо, то вполне сможете понять все его особенности по одному лишь “Поцелую Иуды”. Это его классическое произведение.

Тенебросо

Караваджо очень талантливо применял метод тенебросо. Когда на заднем плане сплошная тьма. И лишь тусклый свет вылепливает фигуры.

В картине “Поцелуй Иуды” метод тенебросо особенно уместен. Ведь Христа арестовывают в Гефсиманском саду ночью. И лишь луна могла освещать это драматическое событие.

Реализм

Изображение необычайно реалистично. Даже в полумраке мы видим грязь под ногтями героев. Видим каждую морщинку. Жесты и мимика персонажей очень правдоподобны. Как, например, у святого Иоанна. Который кричит, осознав весь трагизм происходящего.

Караваджо. Поцелуй Иуды. Фрагмент. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, г. Дублин. wga.hu

Как Караваджо достигал такой реалистичности? Он использовал камеру-обскуру. Он просил натурщиков принять нужные позы. Изображение проецировалось на холст. Затем художник быстро обрисовывал очертания фигур. Так позы персонажей получались жизненными.

Ещё Караваджо никогда не создавал предварительных рисунков. Работал только с натуры. Это также помогало ему создавать живые образы. Иной художник, злоупотребляя чрезмерной подготовкой, может превратить динамичный сюжет в сухое повествование.

Приближение

Караваджо максимально нас приближает к происходящему. В результате в раму “уместилось” лишь пять фигур. Он даже не стал изображать святого Петра. Хотя до Караваджо его всегда включали в сюжет. Показывая, как он в порыве гнева бросается защитить учителя. Да только отрезает ухо одному несчастному из толпы.

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия. wga.hu

Так, у Джотто, есть и толпа, и святой Петр с ножом, и отрезанное ухо. Более того, великий предшественник специально подчёркивает наличие толпы. Обрезая часть лиц по краям фрески. Чтобы мы понимали, насколько толпа огромна.

Спаянность фигур

Обратите внимания, насколько тесно друг к другу стоят фигуры. Они словно атомы молекулы. Крепко соединены. И кажется, что ни один элемент нельзя убрать. Иначе все развалится. Такой же эффект композиции мы наблюдаем и в другом шедевре Караваджо “Положение во гроб”.

Необычное послание Караваджо

Есть в картине один необычный момент. Посмотрите, справа стоит мужчина с фонарем в руках. Он с интересом вглядывается в происходящее.

Караваджо. Поцелуй Иуды. Фрагмент. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, г. Дублин. wga.hu

Он не апостол. И не стражник. Кто же он?

Это сам Караваджо.

Зачем Караваджо изобразил самого себя?

Это самолюбование? Желание увековечить себя?

Скорее всего, причина в другом. Это его послание всем нам. И чтобы его расшифровать, нужно немного углубиться в библейский сюжет.

А сюжет этот о вероломном предательстве. Ученик предаёт учителя за 30 серебренников. Казалось бы, сюжет трагичен, но прост. Корыстолюбивый злодей предал доброго и кроткого Иисуса.

Но корни его предательства уходят глубже. Иуда видел в Иисусе спасителя своего народа. Он представлял, как тот совершит переворот. Сядет на царский трон. А главные роли раздаст ближайшим соратникам. Ему в том числе.

Да, Иуда был тщеславен. Ради высокого поста он готов был потерпеть аскетичный образ жизни. Чтобы потом стать придворным министром. Не меньше.

Но Иисус вёл себя не так, как ожидал Иуда. Он не боролся за власть привычными способами. Он завоевывал сердца людей своей мудростью, великодушием и готовностью на самопожертвование.

Такого Иуда не ожидал. Его амбициозные планы рухнули. И небольшая плата за выдачу Христа – возможность выместить злобу за свои несбывшиеся надежды.

Так что это не какой-то страшный злодей, каким его часто представляют. Это скорее жалкий, мелочный человек. Который готов тут же отвернутся от своего учителя, друга. Поняв, что ему эта связь ничего не сулит. В этом его главная трагедия. И таких трагедий – сплошь и рядом во все времена. И в наше время.

Вот для чего Караваджо изобразил себя в качестве наблюдателя. Он всматривается в происходящее. Как бы задавая себе вопрос “А я? Не предаю ли я Христа?”

Он как бы взывает к нам. Предостерегает. Мол, будьте бдительны. Задавайте себе почаще вопрос “А не предаю ли я Христа?”

А Христос уже будет у всех свой. Моральные принципы. Семья. Предназначение. Совесть…

Интересный факт. Еще один “Поцелуй Иуды”

Картины Караваджо часто копировали. У “Поцелуя Иуды” тоже  есть копия. Она хранится в Одесском музее восточного и западного искусства.

Я ее, конечно, вам здесь покажу. Но особого смысла в этом нет. Их сложно отличить друг от друга. Скопировано все до мельчайших деталей.

Последователь Караваджо. Поцелуй Иуды. 1602 г. Музей восточного и западного искусства, г. Одесса. museum.odessa.ua

На освещение и цвета не обращайте внимания. Все-таки картины взяты из разных источников.

Нет. Все же одной деталью они отличаются.

Присмотритесь к лицам героев на обеих картинах.

На одесской картине кожа на вид восковая. На дублинской же – более натуроподобна.

Но все равно обе картины очень похожи. Поэтому одно время одесскую копию считали авторской. Есть даже легенда, как она появилась.

Караваджо написал дублинский “Поцелуй Иуды” для своего покровителя Кириако Маттеи. Картиной восторгались ценители искусства. Чему очень позавидовал родной брат Кириако. Дабы ему угодить, Караваджо и написал для него авторскую копию.

Копия действительно была написана для брата заказчика. Судя по его бухгалтерской книге. Но скорее всего сделал это не Караваджо. К тому моменту его уже не было в Риме. Он сбежал оттуда после совершенного убийства.

PS.

Кстати, одесский “Поцелуй Иуды” был украден из музея в 2008 году. Картину удалось вернуть в 2010 году. С помощью подставного покупателя. Полотно было сильно повреждено ворами. Оно до сих пор находится на реставрации.

Так что, если захотите посмотреть картину в Одессе, заранее уточняйте, не вернулась ли она на своё место.

О жизни мастера, похожей на приключенческий роман, читайте в статье “Караваджо. 5 невероятных фактов о жизни и творчестве”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

 

 

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Похожее

Описание картины Караваджо «Поцелуй Иуды»👍

Живописное полотно, написанное мастером Микеланджело Караваджо, находится в Дублине, Ирландии, а его точная копия – до момента нашумевшей кражи находилось в Одессе, в Украине. Билейский сюжет в основе картины повествует о последнем дне жизни Иисуса Христа на земле. Известно, что Христа предал Иуда – верный ученик Христа, который указал стражам на то место, где жил Спаситель. Известно, что картина была написана Караваджо – приверженцем позднего маньеризма – по заказу Маттея Кириако. Долгие годы картина считалась безуспешно потерянной, но в конце двадцатого века ее все-же опознали в одном из Обществ Иисуса, в Ирландии.

История перемещений картины по-прежнему остается очень запутанной, известен случай кажи копии картины из Западноевропейского и восточного музея искусства в Украине. Долгое время именно «одесская копия» считалась оригиналом или первоначальным эскизом. До сих пор по поводу происхождения этих двух полотен идут серьезные споры, искусствоведы никак не могут прийти к единому мнению по этому вопросу.

Картины Караваджо в большинстве своем принадлежат направлениям реализма и маньеризма, так и «Поцелуй Иуды» — канонический пример для караваджистов, так как это полотно вобрало в себя все мастерство и маньеричесую технику художника. Прежде всего сильно заметно отрицание канонического ренессансного искусства – нет статических поз, выражение лиц не говорит о внутренних переживаниях, не используются классические локальные цвета, существенные акценты на светотень.

Для маньеризма, в свою очередь, характерно гармоничное, непротиворечивое душевное состояние портретируемых и их внешние эмоции, Караваджо обнажает восприятие, делает полотна чувственными и преисполненными эмоциями. «Поцелуй Иуды» — это прежде всего эмоциональное полотно, которое раскрывает переживание героев. На лице Искариота мы видим безумный фанатизм, гримасу страдания и угодливости, его руки крепко вцепились в Иисуса, он выражает свою преданность через предательство, которое Иисус переживает, склоняя взгляд, он знал, что предательство произойдет и лишь смирение видно на его лице. Караваджо делает характерный акцент на освещение внутри картины, словно свет лучами падает сверху.

Сочинение, Описание картины Караваджо «Поцелуй Иуды»

«Поцелуй Иуды» как исторический источник

Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?
Евангелие от Иоанна, 18:10-11

Есть у нас в России хорошая поговорка: дорого яичко к Пасхе. Поскольку, раз у нас сегодня Пасха, давайте не только поздравим с этим праздником друг друга, но и используем его, чтобы вновь познакомиться с прекрасными средневековыми миниатюрами и изображенными на них воинами в доспехах. То есть опять обратимся к источниковой базе наших знаний о Средних веках.

«Сколько людей, столько… и описаний»

Об аресте Христа и поцелуе Иуды в Новом завете рассказывают все четыре его автора, хотя Иоанн описывает только сцену ареста. В Евангелии от Матфея сказано: «…вот Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его». (Мф. 26:47-49) Описание Марка более коротко: ««Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошёл к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его». (Мк. 14:44-45) Лука же пишет об этом так: «…впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?» (Лк. 22:47-48)
«Поцелуй Иуды», барельеф со стены Бременского собора.

«Предательский поцелуй – библейская традиция»

Причем исследователи Нового Завета также отмечают тот факт, что поцелуй, который Иуда выбрал в качестве условного знака для воинов, явившихся арестовать Христа, в то время был традиционным приветствием у евреев и ничего особенно не подразумевал. Ну а сам поцелуй перед предательством был известен еще из Ветхого Завета, когда полководец царя Давида Иоав прежде чем убить Амессая «взял… правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его. Амессай же не остерегся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот» (2Цар. 20:9-10).
«Арест Христа». Фреска ок. 1290 г. Церковь Сан-Франческо в Ассизи, базилика Святого Франциска в монастыре Сакро-Конвенто. На ней очень интересно изображены воины. Явно не в традиции Средневековья, хотя на некоторых шлемы, явно соответствующие времени создания фрески. Но не все… Скорее всего ее автор был в Риме и видел собственными глазами колонну Траяна или какие-то другие памятники древней римской истории.
То есть все зависело от источника информации и… интеллекта самого иллюстратора, попытавшегося на основе увиденного точно показать эпоху события. Потому что, когда этого не было, на тех же фресках появлялись вот такие воины, как, например, работы фра Анджелико (1395-1455). Фреска относится к 1437-1446 гг. и находится в музее Сан-Марко во Флоренции.

«Конан Дойль об аресте Христа»

Естественно, что такая вот кульминация земной жизни Христа не могла не найти своего отражения во всех видах искусства Средних веков, будь то скульптура, фресковая живопись или книжная миниатюра. А вот как описал сцену ареста Христа Артур Конан Дойль в своем историческом романе «Белый отряд». Он же упоминает и о рабе первосвященника Малхе, которому за то, что он ударил Христа по щеке, апостол Петр отсек мечом правое ухо: «Кстати, что касается убийства Спасителя, то это была прескверная история. Добрый падре во Франции прочел нам по записи всю правду о ней. Солдаты настигли его в саду. Может быть, апостолы Христовы и были людьми святыми, но как воинам им грош цена. Правда, один, сэр Петр, действовал как настоящий мужчина; но — если только его не оклеветали, он отсек слуге всего лишь ухо, а рыцарь не стал бы хвалиться таким подвигом. Клянусь десятью пальцами! Будь я там с Черным Саймоном из Нориджа и несколькими отборными людьми из Отряда, мы бы им показали! А если уж ничего бы не смогли поделать, мы бы этого лжерыцаря, сэра Иуду, так истыкали английскими стрелами, что он проклял бы тот день, когда взял на себя столь подлое поручение».

«Арест Христа» как исторический источник

Нас, однако, больше всего интересует то, как сцена ареста Христа и Иудиного целования была отражена в средневековой живописи – фресках и книжных миниатюрах. И опять-таки даже не изображение самого Христа, достаточно традиционное у всех художников, а людей, окружавших его. Потому, что здесь живописцы и иллюстраторы уже не следовали библейским канонам, а рисовали то, что хорошо знали – то есть окружавшую их жизнь.
Вот, например, фреска XV в. в Констанцском кафедральном соборе Девы Марии (бывшая епископская церковь в городе Констанц на Боденском озере, Германия). На ней хорошо виден самый настоящий рыцарь в «граненых», типично германских доспех и в шлеме салад. Согласно результатам Фоменко и Носовского, Иисус Христос жил в 1152–1185 гг. Но… тогда все равно не сходится, потому, что изображенные на фреске латы — это никак не XII, а именно XV в.
Это пентаптих, выполненный около 1390 года, представляет собой роспись темперой и золотом на дереве. Высота: 123 см; Ширина: 93 см. (Национальный музей в Варшаве) Прекрасное качество изображения позволяет сделать прекрасную реконструкцию воина этого времени, ориентируясь, ну, скажем, по крайней фигуре справа.
Очень много прекрасных миниатюр встречается в «Часословах». Вот одна из них из «Часослова» 1390-1399 гг. из Брюгге, в Бельгии. (Британская библиотека, Лондон). Как видите, страны – разные, книги – разные, художники и их живописная манера тоже отличается, а вот фигуры воинов похожи словно близнецы. И ясно почему: да просто мода в то время была такая, что где-то в Польше, что в городе Брюгге…
Ну, а вот таким в этот же «Часослове» представлен Св.Георгий, поражающий дракона. Здесь на себя внимание обращает его выгнутый щит, как раз по моде того времени и шлем бацинет с выпуклым забралом в отверстиях для дыхания.
Фреска из церкви Сан-Аббодино в Комо в Италии, примерно 1330 -1350 гг. вызвала настолько сильный интерес со стороны английского историка Дэвида Николя, что он посвятил ее разбору целых две страницы в своем энциклопедическом труде «Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350». Сюжетов, связанных с последними днями жизни Христа, там несколько: «Предательство», «Путь на Голгофу», «Распятие», «Обвинение Петра», словом, посмотреть там есть на что, а у художника была возможность украсить церковь красочными многофигурными композициями. При этом интересно, что воины, изображенные на этих фресках, представляют собой типичную пехоту итальянских городов, и в частности – ополчения Милана, под властью которого в то время находился и город Комо.

А вот что об это сообщает Дэвид Николь…

Большинство мужчин на фресках носят бацинеты, причем некоторые с кольчужными авентайлами. Некоторые из последних носят поверх кольчуг жесткие воротники, воротниками, которые достаточно высоки и достают до края шлема. Причем длинные волосы мужчины слева указывают на то, что шлем и воротник между собой не соединяются. На некоторых надет шлем «железная шляпа», но поля у него узкие, что опять-таки было характерно для Италии.
Миниатюра с изображением воинов шлемах «шапель-де-фер» из «Библии моралисе» 1350 г. из Неаполя. (Национальная библиотека Франции, Париж)

Все воины одеты в кольчуги, а на одном из них, который стоит позади Христа, надеты даже латы, из-под которых видны кожаные претиги в чисто римской традиции. Интересно, что абсолютно у всех воинов из-под кольчуг видны длинные стеганые гамбезоны с вертикально выполненной простежкой, причем спускаются они ниже колен. Подобной длины гамбезоны на рыцарских эффигиях практически не встречаются, но вот на изображениях итальянской «милиции» — их можно увидеть довольно часто.

На данной фреске латной обуви ни у кого из воинов нет. Но из-под «стеганок» видны латные наголенники, то есть перед нами воины явно небедные, раз на них столько всего надето. По сути от рыцарей они отличаются только более простыми шлемами и отсутствием латной обуви.

Щиты разнообразны и интересны, начиная от обычного «змеевидного» типа с плоской вершиной, до более крупного щита с круглой вершиной заметным шипом в его основании. Последний мог использоваться для того, чтобы щит можно было воткнуть в землю, чтобы создать стену из щитов, за которой могла бы присесть пехота. Третьей формой щита является маленький баклер (у воина слева). Разнообразное вооружение включает в себя кинжалы, начиная с маленьких и до полноразмерных базилардов, одним из которых вооружен воин, стоящий позади Христа. Мечи практически не видны, но они есть у воинов, а на заднем плане показаны различные наконечники копий и боеголовка шестопера.

«Часословы» как источники

Интересно, что похожие доспехи мы видим и на миниатюре из знаменитого «Великолепного часослова герцога Беррийского», (иначе «Роскошный часослов герцога Беррийского»), 1405-1408 гг., созданного по заказу герцога Жана Беррийского братьями Лимбург. Этот манускрипт сегодня хранится в средневековом собрании Клойстерс, музея Метрополитен в Нью-Йорке и принадлежит к числу ценнейших исторических памятников Средневековья. В инвентарной описи 1413 года хранитель библиотеки герцога Робине д’Этамп описал это манускрипт как: «… прекрасный часослов, очень хорошо и богато иллюстрированный. В начале его располагается изящно написанный и иллюстрированный календарь; к нему примыкают сцены жития и мученичества Святой Екатерины; далее следуют четыре Евангелия и две молитвы к нашей возлюбленной Деве; с них начинаются часы Девы Марии и различные другие часы и молитвы…»
Миниатюра из «Часослова» герцога Беррийского. Здесь мы видим довольно любопытные фигуры воинов и, скорее всего, перед нами уже работы мастеров Возрождения, знакомых с образцами римского искусства, но синкретически соединяющие его с реалиями своего времени.

Ну и, конечно, мы не можем обойти молчанием миниатюрные сцены из «Бедфордского часослова» из собрания Британской библиотеки. Работы над рукописью могли начаться еще в 1410-1415 годах и продолжаться до начала 1420-х годов. Наиболее значительные дополнения в него были сделаны между 1423 и 1430 годами, когда рукопись находилась во владении Джона, герцога Бедфорда. Они включают в себя цикл полностраничных миниатюр из Книги Бытия, портреты герцога Бедфорда и его жены Анны Бургундской с молитвами к их святым покровителям.

Страница из «Бедфордского часослова». Интересующие нас миниатюры находятся на страницах в медальонах справа. То есть это самые настоящие миниатюры, требовавшие от иллюстраторов большого мастерства…
Сцена с поцелуем и «ухом Малха»
Допрос у первосвященника.
Несение креста. Как видите, художники особенно не фантазировали, а обрядили всех персонажей за исключением Христа в одежды своего времени.
Гроб воскресшего Христа и… два рыцаря, об этом чуде сообщающие.
Ну, и последняя иллюстрация с несением креста на Голгофу, 1452-1460 гг. и выполненная на пергаменте. Размеры: высота 16, 5 см, ширина 12 см. (Музей Конде, расположенный в замке Шантийи в коммуне Шантийи (департамент Уаза), в 40 километрах севернее Парижа) На ней мы видим типичные рыцарские доспехи северной Европы, причем некоторые воины, явно победнее, носят бригандины. Интересно содержание миниатюры. На переднем плане куют гвозди для распятия. Христос облачен в царственный пурпур. Позади на дереве висит удавившийся Иуда, а дьявольский дух покидает его бренное тело.

Таким образом, изучение тематических миниатюр в иллюминированных манускриптах Средневековья дает нам ценную информацию о воинском снаряжении этой эпохи, подтверждаемую также скульптурами-эффигиями и сохранившимися образцами доспехов и оружия.

И в заключение всех, кто читает этот материал, хочу поздравить с праздником Пасхи! Христос воскрес! Воистину воскрес!

» Поцелуй Иуды » Джотто. Почему это шедевр?

 

 

 

 

«Поцелуй Иуды».

 

История вероломного предательства учеником своего учителя. Изображение этого сюжета из Нового Завета часто встречается и на фресках, и в псалтырях, и на холстах.

 Историю эту не раз изображали и до Джотто, и после него.

Но «Поцелуй Иуды» Джотто (1303-1305 гг.) особенный.

Разница между его фреской и работами его предшественников колоссальная.

Судите сами. Ниже — миниатюра из псалтыри 12 века.

 

Миниатюра «Поцелуй Иуды». Псалтырь Мелисенды. Иерусалим (Византийская империя). 12 век (1131-1143 гг.). Хранится в Британской библиотеке, Лондон

 

Плоские фигуры. Лики вместо лиц. Складки одежды как будто живут своей жизнью. Неествественный полукруг из голов людей. Персонажи как будто висят в воздухе. А фигуры святого Петра и раба в правом углу рисунка раза в три меньше остальных фигур.

Дело в том, что средневековый мастер пренебрегал реалистичностью изображения. Так как физический мир был гораздо менее важен духовного. Зритель должен был сосредоточиться только на библейском сюжете.

А эта работа старшего современника Джотто. Гвидо да Сиена. Она была написана за 20 лет до «Поцелуя Иуды» Джотто.

 

Гвидо да Сиена. Поцелуй Иуды. 1275-1280 гг. Хранится в Национальной пинакотеке г. Сиена, Италия

 

У Гвидо да Сиена фигуры уже хотя бы не висят в воздухе. Но иконописные каноны ещё явно преобладают. Лики вместо лиц. Золотой абстрактный фон.

Представьте, что подобные работы Джотто и видел.

Но он смог каким-то чудом создать совершенно иное.

Посмотрите на его фреску.

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Впервые художник делает фигуры объёмными.

Впервые появляется композиция.

Впервые мы видим настоящие эмоции. Много вот таких «впервые».

Как ему это удалось?

Очевидно, он должен был обладать незаурядным мышлением.

Один случай из его жизни это подтверждает.

Характер Джотто

Вазари, биограф Эпохи Возрождения , пишет о вот такой истории из жизни мастера.

Однажды к Джотто пришёл посланник Папы Римского.

Чтобы взять у художника пару рисунков. По ним оценили бы  его мастерство. И решили бы, стоит ли его приглашать в Рим.

Как вы понимаете, выполнять заказы Папского двора было очень престижно.

 

Паоло Уччелло. Джотто ди Бондони. Фрагмент картины «Пять мастеров флорентийского Возрождения». Начало 16 века. Лувр, Париж

Выслушав посланника, Джотто взял кисть и нарисовал на листе бумаги идеально ровный круг. Какие-либо другие рисунки он передавать отказался. Посланник был уверен, что над ним подшутили. Но все-таки решил лист с кругом оставить в пачке рисунков других художников.

В Риме же мастерство художника оценили по достоинству.

Джотто несколько лет выполнял заказы Папы и кардиналов.

Эта история раскрывает характер Джотто.

Он был человеком дерзким, смелым, остроумным.

Явно с оригинальным взглядом на жизнь.

Это может обьяснить его склонность к новаторствам.

Джотто и Чимабуэ

Давайте сравним фреску Джотто с работой его учителя Чимабуэ.  Тот также делал робкие попытки отойти от иконописных канонов. Но в этом ученик явно превзошёл учителя.

 

 

Чимабуэ. Поцелуй Иуды. 1277-1280 гг. Фреска в церкви Сан-Франческо, г. Ассизи, Италия

 

У Чимабуэ мы уже видим синеву неба и элементы пейзажа вместо абстрактного золотого фона. Лица изображённых уже более-менее отличаются друг от друга.

Но все же Чимабуэ далеко до Джотто.

В его фреске нет самых главных новаторств Джотто. Эмоций. И объема.

А значит реалистичности.

Его фигуры плоские. Иуда словно приклеен к Иисусу.

Да ещё и не дотягивается ногами до земли. Лицо Христа ничего не выражает. Фигуры Святого Петра с рабом в левом углу фрески очень малы по сравнению с другими персонажами.

Новаторства Джотто. Композиция. Объём.

А теперь взглянем ещё раз на фреску Джотто. Чтобы в полной мере осознать все его новаторство.

 

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Джотто создаёт продуманную композицию. Композиционный центр совпадает с центром картины.

Это головы Христа и Иуды. Джотто выделяет центр поднятой рукой священника и рукой с ножом святого Петра.

Если мысленно провести линии от их рук, то они как раз сойдутся на головах главных героев.

До Джотто о композиции и не помышляли.

Главных героев помещали посередине. Их выделяли большими размерами или парящими над всеми остальными.

Второстепенные же герои изображались мельче или ниже.

Посмотрите, насколько фигуры у Джотто объемны.

Мастер смело пользуются приёмом светотени. Конечно, его фигуры тяжеловесны и грузны. Ведь в то время живописцы не изучали анатомию человека. Зато драпировка одежды уже гораздо естественнее.

Немой диалог Христа и Иуды

Лица его героев индивидуальны.

А главное они выражают эмоции. Чего только стоит немой диалог Христа и Иуды.

 

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

 

Это уже не просто застывшие лики. Это два очень разных лица. Два разных взгляда. Благородное лицо Христа. Некрасивое лицо Иуды. Сила духа и принятие своей судьбы одного. Слабохарактерность и вероломство другого.

Иуда должен был по договорённости с охраной указать на Христа своим поцелуем. Он не стал показывать на него издалека, чтобы его не спутали в темноте с другим.

Однако сам поцелуй Джотто не показывает. Он показывает момент за секунду до этого. Иуда протянул своё лицо к лицу Христа. И тут пауза…

Их взгляды встретились. Мы словно видим, как маленькие глаза Иуды бегают по лицу Христа. Он ищет что-то в лице учителя. Он ждёт какой-то реакции. Возможно, осуждения или отвращения. Но не находит этого. Христос не отвечает ему.

Он смотрит спокойно. В его взгляде нет того, что предатель ожидает. Он не опускается до его уровня. Он выше этого.

Вот это столкновение высокого и низменного Джотто удалось показать очень выразительно.

Святой Петр и раб с отрезанным ухом

А теперь посмотрите на фигуры святого Петра и раба. И вспомните, как их изображали предшественники Джотто.

 

 

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

 

Их фигуры нормальных размеров. Они гармонично вписаны в композицию. Мы верим, что святой Петр пытается броситься на защиту Христа. Вытащил нож, чтобы поразить Иуду. Но отрезал ухо попавшего под руку человека. Он уже не просто прилеплен где-то сбоку. Он в толпе. Он зол.

Другие персонажи и скрытые символы

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.

Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.

То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.

***

Джотто считается отцом Возрождения. До него — столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек — главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.

Правда произойдёт это только через пару столетий.

http://arts-dnevnik.ru/dgotto-pozeluy-iudy/

Капелла Скровеньи в Падуе — фрески Джотто ди Бондоне

Север Италии скрывает огромное количество самых настоящих сокровищ мирового изобразительного искусства и архитектуры.

Италия

Падуя – одна из самых интересных точек на карте Италии, которая привлекает ценителей мирового искусства со всех уголков земного шара.

Падуя

Главная падуанская жемчужина – Капелла Скровенья — прославилась благодаря блестящему фресковому циклу, созданному Джотто ди Бондоне.

Капелла дель Арена

Капелла Скровеньи была заложена в 1300 году в честь Богоматери и была освящена через три года в светлый день Благовещенья, который был одним из самых главных праздников в ренессансной Италии.

Капелла была построена на землях Энрико Скровеньи, а фундаментом для нее послужили остатки древнеримского театра, что дало капелле второе название – Капелла дель Арена.

По мнению историков, Капелла должна была искупить грехи отца Энрико Скровеньи – Реджинальдо, который занимался ростовщичеством, считавшимся смертным грехом.

Энрико Скровеньи

Имя Реджинальдо Скровеньи встречается даже в «Божественной комедии» Данте, поместившего ростовщика в 7-ой круг ада. Дело отца продолжил и сам Энрико, однако, папа Римский Бенедикт XI отпустил ему этот страшный грех. Видимо поэтому для своей Капеллы Энрико хотел самых лучших мастеров: для создания обширного фрескового цикла богатый купец пригласил Джотто, по праву считавшегося художником номер один.

Джотто Ди Бондоне

Джотто занимался росписями в течение 2-х лет, начав работу практически сразу после освящения Капеллы и завершив её в 1305 году.

Фрески Капеллы Скровеньи в Падуе

Этот цикл стал своеобразной квинтэссенцией художественных методов Джотто. Фрески Капеллы Скровеньи становятся еще более смелыми и эмоционально насыщенными.

План Фресок в Капелле Скровеньи

Фреска «Поцелуй Иуды»

Чего только стоит сцена «Поцелуй Иуды», которую художники выбирали для своих произведений очень редко.

Поцелуй Иуды

Джотто выстраивает композицию на контрастах: прежде всего на контрасте духовной чистоты и искренности Иисуса Христа и страшного греха предательства, на который пошел Иуда. Художник помещает Иисуса и Иуду под один плащ (желтый плащ, в который одет Иуда – средневековый символ предательства) – сферу, в которой все застыло в мгновении, разделяющем ученика и учителя от страшного момента предательства. За пределами звенящего кокона тишины – бушующая толпа, шум от которой нарастает с каждой секундой: вертикали палок, факелов и копей создают мерный ритм и в своей графичности и линейности контрастируют с мягкими очертаниями сферы, внутри которой встретились глазами Иисус и Иуда. В этой работе Джотто проявляет себя как тонкий психолог, пропускающий через себя сложнейший библейский сюжет.

Видео о фреске «Поцелуй Иуды»

Фреска Джотто «Положение во гроб»

В таком же ключе создана и фреска «Положение во гроб». Джотто разделяет композицию динамичной диагональю скалы с засохшим деревом – символом конца земного пути Иисуса Христа.

Фреска «Положение во гроб»

Ангелы, которых Джотто поместил в темно-синее грозовое небо, будто вторящее трагедии, плачут навзрыд, переживая тяжелую потерю. Для художника они не просто бесполые крылатые существа, а личности, страдающие не меньше чем апостолы в нижней части композиции. Их крылья разрезают свинцовые тучи, нависшие над слабым телом мертвого Христа.

Поклонением волхвов

Интересную деталь можно обнаружить в сцене с поклонением волхвов — под видом Вифлеемской звезды, загоревшейся над яслями, Джотто изобразил комету Галлея, которая пролетала над Землей в 1301 году и, свидетелем которой, скорее всего, явился и сам художник.

Фреска «Поклонение волхвов»

Фреска «Страшный суд»

Главная в цикле фресок на дальней стене является картина Страшного суда.

Фреска «Страшный суд»

На фреске Иисус Христос наблюдает за происходящим. Спасенные находятся справа от Христа, а проклятые, слева проваливаются в адскую вечность. Сатана — гротескный людоед жует грешников, а вокруг него, демоны пытают проклятых. Сцена прямо из преисподней Данте, который был другом Джотто. Спокойный человек, изолированный от всего происходящего – Энрико Скровеньи, на чьи деньги была воздвигнута, и расписана церковь. Это была попытка получить прощение за грехи его богатого и жадного отца.


Особое внимание в Капелле заслуживают и ниши, в которых Джотто блестяще имитирует скульптуру, используя для этого аллегории пороков и добродетелей, выполненных в технике гризайли — живописи в один цвет, растянутый на оттенки. Всего в нишах изображены фрески, изображающие 7 добродетелей (благоразумие, вера, воздержание, милосердие, надежда, правосудие, стойкость) и 7 пороков (глупость, неверие, гнев, зависть, отчаяние, несправедливость, непостоянство).

Фреска «Благоразумие и глупость»

 

Фреска «Вера и неверие»Фреска «Воздержание и гнев»Фреска «Милосердие и зависть»Фреска «Надежда и отчаяние»Фреска «Правосудие и несправедливость»Фреска «Стойкость и непостоянство»

 

 

Поцелуй Иуды Ли М. Джефферсона

Как бы вы отреагировали, если бы кто-то назвал вас Иудой? Вы бы сразу предположили, что вас называют предателем? Если так, то вы не одиноки в этом предположении, поскольку связь ученика Иуды и предательства развивалась веками. Большинство читателей Библии помнят Иуду как предателя Иисуса. Но как за последние две тысячи лет Иуда так укоренился в народном воображении как злодей? Его длинная тень начинается с поцелуя.

Каждое Евангелие описывает роль, которую Иуда играет в Страстях. Иисус проводит Тайную вечерю со своими учениками, молится в Гефсимании и был арестован солдатами во главе с Иудой. В синоптических Евангелиях, начиная с Марка (самое раннее Евангелие, датируемое примерно 70 г. н. Э.), Иуда ведет солдат и восклицает: «Я поцелую человека; арестуйте его и уведите под стражей »(Марка 14:44). Таким образом, самое раннее Евангелие устанавливает прочный символ поцелуя Иуды. Матфей также включает поцелуй Иуды в последовательность ареста; однако Лука изображает Иисуса, спрашивающего Иуду: «Не поцелуем ли ты предаешь Сына Человеческого?» (Луки 22:48).И Иоанн вообще избегает поцелуя, вместо этого сосредотачиваясь на подлости измены Иуды.

В древности в позднюю античность поцелуй считался актом приветствия и почтения, особенно между мужчинами. Поцелуй может быть в щеку или в губы, и такие поцелуи заносятся в каталог от Гомера до Вергилия. Любопытно, что мужчина, целующий женщину в губы в приветствии, не был типичным, за исключением Рима, где греческий историк Плутарх объясняет это как действие, которое муж предпринимает, чтобы увидеть, пьет ли его жена.Поцелуй Иуды с целью узнать Иисуса будет признан евангельской аудиторией как акт приветствия и чести, и этот поцелуй усугубляет драму повествования, поскольку Иуда совершает акт бесчестия, выдавая Иисуса властям.

Матфей запоминается о кончине Иуды: Иуда пытается вернуть деньги, полученные за его предательство, и вешается, фактически умирает раньше Иисуса (Матфея 27: 3-8). Эта сцена впервые представлена ​​вместе с одним из самых ранних изображений распятого Иисуса на слоновой кости Маскелла, рельефами, которые сейчас находятся в Британском музее.Ранние христиане избегали изображения распятого Иисуса, чтобы не представлять Иисуса как подверженного ошибкам критиков-нехристиан. Но на этом произведении искусства, возможно, впервые, распятие изображено вместе с архитектором распятия Иудой.

Самым известным изображением поцелуя Иуды, пожалуй, является работа художника позднего средневековья Джотто в капелле Скровеньи в Падуе. Джотто нарисовал Иуду с закрытыми глазами, приближаясь к Иисусу и обнимая его, прикрывая тело Иисуса своим плащом.Лицо Иисуса в ореоле выделяется, когда он смотрит открытыми глазами на Иуду и с яркими эмоциями смотрит на своего ученика. Иисус Джотто кажется уверенным в своей судьбе на кресте — теме, которую приукрашивают Евангелия от Луки и Иоанна. В эпоху Возрождения Караваджо написал сцену с характерным для него использованием света и тени. Красный плащ Иоанна над Иисусом и Иудой, по-видимому, связывает обе фигуры вместе, соединяя их в момент предательства, указывая на серьезность действий.

От Евангелия от Марка через века культуры Иуда все больше воспринимается христианской аудиторией как злодей, чье деяние в Гефсимании навсегда связывает его с Иисусом.Похоже, что его репутация предателя была скреплена поцелуем на протяжении двух тысяч лет.

Поцелуй Иуды, деталь пленения Христа, деталь фрески … Новости Фото

Соглашение о легком доступе

Следующие объекты содержат неизданный и / или ограниченный контент.

Изображения, помеченные как Загрузки с легким доступом , не включены в ваш Премиум доступ или пакет подписки с Getty Images, и вам будет выставлен счет за любые изображения, которые вы используете.

Загрузки с легким доступом позволяют быстро загружать изображения в высоком разрешении без водяных знаков. Если у вас нет письменного соглашения с Getty Images, в котором указано иное, загрузки с легким доступом предназначены для совместных целей и не лицензируются для использования в окончательном проекте.

Ваша учетная запись Easy-Access (EZA) позволяет сотрудникам вашей организации загружать контент для следующих целей:

  • Испытания
  • Образцы
  • Композиты
  • Макеты
  • Черновой пропил
  • Предварительные правки

Он отменяет стандартную составную онлайн-лицензию для неподвижных изображений и видео на веб-сайте Getty Images.Учетная запись EZA не является лицензией. Чтобы завершить проект с использованием материалов, загруженных из вашей учетной записи EZA, вам необходимо получить лицензию. Без лицензии дальнейшее использование невозможно, например:

  • презентации фокус-групп
  • внешние презентации
  • финальные материалы, распределенные внутри вашей организации
  • любые материалы, распространяемые за пределами вашей организации
  • любые материалы, распространяемые среди населения (например, реклама, маркетинг)

Поскольку коллекции постоянно обновляются, Getty Images не может гарантировать, что какой-либо конкретный элемент будет доступен до момента лицензирования.Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с любыми ограничениями, сопровождающими Лицензионные материалы на веб-сайте Getty Images, и свяжитесь с вашим представителем Getty Images, если у вас возникнут вопросы по ним. Ваша учетная запись EZA останется на месте в течение года. Представитель Getty Images обсудит с вами продление.

Нажимая кнопку «Загрузить», вы принимаете на себя ответственность за использование неизданного контента (включая получение любых разрешений, необходимых для вашего использования) и соглашаетесь соблюдать любые ограничения.

Иуда Искариот: Таинственный ученик, предавший Иисуса поцелуем

Иуда Искариот известен тем, что был учеником Иисуса, который предал его в обмен на деньги.

Из 12 учеников Иисуса «только Петр получает больше строк освещения от авторов Евангелий, чем Иуда», — писал Уильям Классен в своей книге «Иуда: предатель или друг Иисуса?» (Fortress Press, 1996). Классен был профессором-исследователем в École Biblique et Archéologique в Иерусалиме.

Несмотря на его библейскую известность, об Иуде мало что известно.Его история настолько неясна, что, хотя многие ученые считают, что он действительно существовал, некоторые ученые считают Иуду вымышленным.

«Никому не удалось найти источники об Иуде независимо от пересказов новозаветных повествований, поэтому уважаемые мыслители могут и дальше не верить в его историческую реальность», — писала Сьюзан Губар, почетный профессор английского языка в Университете Индианы ее книга «Иуда» (WW Norton & Company, 2009).

Библейские рассказы

Рассказы об Иуде сохранились в Библии в Евангелиях от Марка, Матфея, Луки и Иоанна, а также в Деяниях Апостолов (также называемых «Книгой Деяний»).

В библейских историях не говорится, где и когда родился Иуда, и описываются разные версии того, как он умер. В легендах говорится, что Иуда был учеником Иисуса и предал своего лидера, согласившись выдать его толпе во главе с первосвященниками в обмен на деньги — 30 серебряных монет, согласно Евангелию от Матфея.

Во всех Евангелиях от Матфея, Марка и Луки указывается, что Иуда указал на Иисуса, поцеловав его, когда приближалась толпа. Затем толпа привела Иисуса к Понтию Пилату, римскому правителю Иудеи.Впоследствии Иисуса судили и распяли.

В недавно переведенном тексте 1200-летней давности, написанном на коптском — египетском языке, использующем греческий алфавит, — утверждается, что Иуда использовал поцелуй, чтобы предать своего лидера, потому что Иисус имел возможность изменить свою внешность. Поцелуй Иуды ясно опознал Иисуса в толпе. С другой стороны, четыре Евангелия не пытаются объяснить, почему поцелуй использовался для идентификации Иисуса.

Все евангелия указывают на то, что Иисус знал, что он будет предан, когда он ужинал со своими учениками незадолго до своего ареста.В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус встретился с Иудой на последней вечере, сказав ему: «Что ты собираешься сделать, делай скорее».

Евангелия от Луки и Иоанна говорят, что сатана «входил» в Иуду в определенное время и, возможно, повлиял на его решение предать Иисуса.

Евангелие от Иоанна описывает Иуду как ненадежного человека. В нем утверждается, что Иуда был казначеем для Иисуса и его 12 учеников, нес сумку с деньгами, которую разделила группа, а иногда и крал ее. Когда женщина возделывала Иисуса незадолго до последней вечери, Иуда возражал, говорится в Евангелии от Иоанна.

«Почему этот парфюм не был продан, а деньги не отданы бедным? Это стоило годовой заработной платы». Он сказал это не потому, что заботился о бедных, а потому, что был вором; как хранитель денежного мешка, он обычно помогал себе тем, что в него клали ». Иоанна 12: 4-6.

Смерть Иуды

В Библии есть два разных рассказа, объясняющих, как умер Иуда.

В Евангелии от Матфея говорится, что Иуда сожалел о том, что предал Иисуса, и пытался вернуть 30 сребренников, которые ему были заплачены.

В Матфея 27: 3-5 Иуда говорит первосвященникам и старейшинам: «Я согрешил, — сказал он, — ибо я предал кровь невинную». «Что до нас?» они ответили: «Это ваша ответственность». Иуда бросил деньги в храм и ушел. Потом он ушел и повесился ».

Эти 30 сребреников были затем использованы для покупки участка земли, который стал местом захоронения иностранцев — место, называемое Кровавым полем.

Деяния апостолов описывают более драматический финал Иуды, утверждая, что он потратил 30 сребреников на покупку поля, на котором он ужасно умер.«На плату, которую он получил за свое злодеяние, Иуда купил поле; там он упал вниз головой, его тело разорвалось, и все его внутренности вывалились. Все в Иерусалиме слышали об этом, поэтому они назвали это поле на своем языке Акельдама, то есть , Поле крови «. Деяния 1: 18-19.

Человек по имени Матфий заменил Иуду в качестве одного из 12 учеников, говорится в Деяниях Апостолов.

Евангелие от Иуды

В 2006 году National Geographic опубликовало «Евангелие от Иуды», текст конца третьего века, который может лучше представить Иуду.Это произведение ученые называют «апокрифическим» текстом, который никогда не был включен в Библию. Многочисленные апокрифические тексты, обсуждающие Иисуса и его жизнь, были написаны по всему древнему миру.

Как и некоторые другие древние тексты, Евангелие от Иуды написано на коптском языке. Текст был переведен группой ученых, работающих с National Geographic. Перевод предполагает, что Иисус просил Иуду предать его, чтобы его казнь могла произойти.

Согласно переводу, Иисус сказал Иуде: «Отойди от других [других учеников], и Я открою тебе тайны царства.Вы можете достичь этого, но вы очень сильно опечалете. Ибо кто-то другой заменит вас, чтобы двенадцать [учеников] снова могли прийти к завершению со своим богом ».

Однако перевод и интерпретация текста командой подверглись критике со стороны других ученых. Эйприл ДеКоник, председатель Департамент религии в Университете Райс в Хьюстоне, написала на своем веб-сайте, что в переводе есть ряд ошибок и что Евангелие от Иуды на самом деле является «пародией на« демона »Иуду, написанной определенной группой христиан-гностиков сифианцы.»

Новый перевод и исследование Евангелия от Иуды планируется опубликовать в апреле 2019 года издательством Oxford University Press.

Дополнительные ресурсы:

Был ли Иуда невиновен? Религиозные эксперты считают, что он мог быть …

GETTY

Роберт Пауэлл в роли Иисуса и Йен МакШейн в роли Иуды в сериале 1977 года

Обвинение кажется достаточно простым: в обмен на 30 серебряных монет обвиняемый предал Иисуса солдатам, посланным Первосвященником Каиафой, которые, в свою очередь, передали его передали римскому правителю Понтию Пилату для суда и распятия.

Но новый документальный фильм священника Gogglebox, преподобного Кейт Бутти, показывает, что ряд ведущих религиозных деятелей считают, что у Иуды была «паршивая пресса» в течение 2000 лет.

Возьмите епископа Лидса преподобного Ника Бейнса.

«Мне немного жаль Иуду», — говорит он.

«Он вошел в историю как последний предатель, который продает своего друга за несколько фунтов. Будь то предатель или козел отпущения, у него паршивая пресса.

Он утверждает, что Иуда, возможно, чувствовал себя «разочарованным» после того, как Иисус не смог спровоцировать «окончательное восстание против римского владычества».

Между тем сама преподобная Бутли говорит, что Иуду следует рассматривать «не просто как предателя, но как трагическую фигуру», которая сама заслуживает прощения.

«Иисус прощал людей, когда они вкладывали гвозди в его руки, и нет никаких причин, по которым он не простил бы Иуду».

Итак, насколько много мы действительно знаем о человеке, чье имя является синонимом предательства, и в какой степени он заслуживает реабилитации?

GETTY

Имя Иуды стало синонимом предательства и обмана

Евангелие от Иуды

Документальный фильм BBC может в какой-то степени попытаться реабилитировать Иуду, но вряд ли он будет пытаться сделать это столь же всесторонне, как так называемый Евангелие от Иуды.

Этот документ идентифицирует его как любимого ученика Христа и изображает его предательство как выполнение божественной миссии по распятию на кресте и, следовательно, христианству.

Написанный с реальной точки зрения самого человека, этот документ стал известен только в 1970-х годах, когда он был обнаружен недалеко от деревни Бени Масар в Египте.

Неважно, предатель он или козел отпущения, у него никуда не годная пресса.

Преподобный Ник Бейнс, епископ Лидса

Углеродный анализ показал, что находка является папирусом III или IV века нашей эры.

Когда в 2006 году американский журнал National Geographic опубликовал перевод на английский язык, его введение начиналось зажигательными словами: «В древнем тексте, утерянном на 1700 лет, говорится, что предатель Христа был его самым верным учеником».

Также предполагалось, что этот документ мог быть копией более ранней версии, которая, в свою очередь, была решительно осуждена Иринеем, епископом Лиона, в 180 г. н.э.

В трактате «Против ересей» Ириней подверг критике «вымышленную историю» что его автор (ы) назвал «Евангелием от Иуды».

Роуэн Уильямс, архиепископ Кентерберийский, когда было обнародовано Евангелие, не был впечатлен.

«Это явно поздний текст, который просто параллелен большому количеству довольно хорошо известных церковных сочинений».

Ранние годы

Этимологи долго спорили о происхождении второго имени Иуды «Искариот», но одна из самых популярных теорий заключается в том, что оно было основано на еврейском «человек из Кериота», города в южной Иудее. на том, что сегодня является палестинской территорией, известной как Западный берег.

Иуда, единственный сын предприимчивого торговца, переехал со своими родителями в Иерихон, но в молодости они отреклись от него после того, как подпал под влияние Иоанна Крестителя.

В возрасте 30 лет он встретил апостола Нафанаила и присоединился к Двенадцати, взяв на себя роль кошелька или казначея.

GETTY

Фреска Трецентеско, изображающая поцелуй Иуды в Сакро Спецо в Субиако, Италия, XIV века

Смерть

Наиболее распространенное описание смерти Иуды дается в Евангелии от Матфея, который написал, что убежденный апостол вернул свои 30 сребреников первосвященникам, прежде чем повеситься.

Они, в свою очередь, сочли это кровными деньгами и, следовательно, непригодными для храмовой сокровищницы, и поэтому использовали их для покупки участка земли, называемого Гончарным полем, в качестве могильника для иностранцев.

У Деяния апостолов немного другая история.

Здесь говорится, что Иуда «приобрел поле в награду за свой несправедливый поступок и, упав головой вперед, разорвался посредине, и все его внутренности вырвались наружу.

Это стало известно всем, кто жил в Иерусалиме, так что на своем языке они назвали это поле Хакельдама, то есть «Поле крови».

Загробная жизнь

Иуда не очень хорошо провел время после того, как он перетасовал смертную катушку, если Данте что-то в этом роде.

В классическом произведении итальянского мастера XIV века «Инферно», первой части его эпической поэмы «Божественная комедия», Данте встречает Иуду в самых глубинах ада, девятом круге, предназначенном для предателей.

Более того, он является одним из трех грешников, которых считают достаточно злыми, чтобы быть приговоренными к вечному жеванию в устах трехглавого сатаны (другими являются Брут и Кассий, двое убийц Юлия Цезаря).

Его голова застряла в пасти центральной головы сатаны, которая, как говорят, является самой злобной из трех, и его спина остается свободной, чтобы ее могли сгрести когти падшего ангела.

GETTY

По следам Иуды будет показан на BBC1 в 9 часов утра в Страстную пятницу

Иуда на сцене и экране

В соответствии со склонностью Голливуда к изображению британцев как злодеев, два самых известных изображения Иуды были вниз к актерам с этой стороны пруда.

Ян МакШейн — в настоящее время восхищающий публику в роли сэра Роджера Скэтчерда в драме «Доктор Торн» на канале ITV — был коварным апостолом в блокбастере NBC 1977 года «Иисус из Назарета», а Дэвид МакКаллум сыграл его в величайшем библейском эпосе всех времен, Сесиле Б. Величайшая история из когда-либо рассказанных Демиллем (1965).

Среди других киноактеров, которые взяли на себя эту роль, были Лука Лионелло («Страсти Христовы», 2004 г.), Харви Кейтель («Последнее искушение Христа», 1988 г.) и Рип Торн («Король королей», 1961 г.).

Идиомы Иуды Имя заблудшего ученика настолько ассоциируется с предательством и обманом, что породило ряд общих терминов. «Поцелуй Иуды» или «поцелуй смерти» — основанный на том, как Иуда узнал Иисуса солдатам, пришедшим арестовать его в Гефсиманском саду, поцеловав его в щеку.

Как сказано в Евангелии от Матфея: «И тот, кто предал его, подал им знамение, сказав:« Кого я поцелую, тот он; держите его крепко »».

«Иуда прыгает!» — будучи выражением шока или удивления, это также название трека 2011 года французского электро-хаус-дуэта Teenage Bad Girl.

«Окно Иуды» — глазок в двери.

«Иуда» — это тот, кто продолжает предавать друга.

Имбирное предубеждение

Это Иуда, которого рыжие должны благодарить за то, что он был предметом подозрений и предубеждений на протяжении 2000 лет.

Мы никогда не узнаем наверняка, был ли Иуда на самом деле имбирным орехом, но художники изображали его рыжеволосым еще со времен средневековья, возможно, для того, чтобы выделить его среди других апостолов на своих картинах.

Со временем рыжие волосы стали называть «цветом Иуды», и Шекспир упомянул об этом в своей книге «Как вам это понравится»: «Даже волосы у него лицемерного цвета, что-то более коричневое, чем у Иуды».

По следам Иуды будет показан на BBC1 в 9 утра в Страстную пятницу (25 марта).

Луки 22:48 Но Иисус спросил его: «Иуда! Целованием ли ты предаешь Сына Человеческого?»

Новая международная версия
, но Иисус спросил его: «Иуда, ты предаешь Сына Человеческого поцелуем?» New Living Translation
Но Иисус сказал: «Иуда, ты предашь Сына Человеческого поцелуем?» Английский стандарт Версия
, но Иисус сказал ему: «Иуда, ты предашь Сына Человеческого поцелуем?» Berean Study Bible
Но Иисус спросил его: «Иуда, ты предаешь Сына Человеческого поцелуем?» Berean Literal Bible
И Иисус сказал ему: «Иуда, ты предаешь Сына Человеческого поцелуем?» Новая американская стандартная Библия
Но Иисус сказал ему: «Иуда, ты предаешь Сына Человеческого поцелуем?» Новый Царь. Версия Иакова
Но Иисус сказал ему: «Иуда! Ты предаешь Сына Человеческого поцелуем?» Библия Короля Иакова
Но Иисус сказал ему: Иуда, Ты предаешь Сына Человеческого поцелуем? Христианская стандартная Библия
но Иисус сказал ему: «Иуда, ты предаешь Сына Человеческого поцелуем?» Contemporary English Version
Иисус спросил Иуду: Ты предаешь Сына Человеческого поцелуем? » Перевод Good News
Но Иисус сказал: «Иуда! Поцелуем ли ты предаешь Сына Человеческого?» Христианская стандартная библия Холмана
, но Иисус сказал ему: «Иуда, ты предаешь Сына Человеческого поцелуем?» Международная стандартная версия
Но Иисус спросил его: «Иуда, ты предаешь Сына Человеческого поцелуем?» NET Bible
Но Иисус сказал ему: «Иуда, ты предашь Сына Человеческого поцелуем?» Новое Сердце. English Bible
Но Иисус сказал ему: «Иуда, ты предаешь Сына Человеческого поцелуем?» Правдивая версия
Но Иисус сказал ему: «Иуда, ты предаешь Сына Человеческого поцелуем?» Арамейский язык Bible in Plain English
Иешуа сказал ему: «Иегуда, ты предаешь Сына Человеческого поцелуем?» БОЖЬЕ СЛОВО® Перевод
Иисус сказал ему: «Иуда, ты собираешься предать Сына Человеческого поцелуем? ? »Новый американский стандарт 1977 года
Но Иисус сказал ему:« Иуда, ты предаешь Сына Человеческого поцелуем? »Библия Короля Иакова 2000 года
Но Иисус сказал ему: Иуда, предай тебя, Сын Человеческий поцелуем «Американский король Джеймс, версия
Но Иисус сказал ему: Иуда, поцелуем предал тебя, Сын человеческий?» Американская стандартная версия
Но Иисус сказал ему: Иуда, Ты предаешь Сына Человеческого поцелуем? »Дуэ-Реймс Библия
И сказал ему Иисус: Иуда, ты предаешь Сына Человеческого поцелуем? Перевод Библии Дарби
И Иисус сказал ему: Иуда, спаси Сына Человеческого поцелуем? English Revised Version
Но Иисус сказал ему: Иуда, Ты предаешь Сына Человеческого поцелуем? Webster’s Bible Translation
Но Иисус сказал ему: Иуда! Ты предаешь Сына Человеческого поцелуем? Веймутский Новый Завет
«Иуда, — сказал Иисус, — ты предаешь Сына Человеческого поцелуем?» World English Bible
Но Иисус сказал ему «Иуда, ты предаешь Сына Человеческого поцелуем?» Дословный перевод Янга,
, и Иисус сказал ему: «Иуда, поцелуем Ты предаешь Сына Человеческого?»

«Поцелуй Иуды» как исторический источник

Симон Петр, имея меч, вытащил его и ударил раба первосвященника и отсек ему правое ухо.Звали слугу Малхус. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; Неужели Мне не пить Чаши, которую дал Мне Отец?
Евангелие от Иоанна 18: 10-11

Есть в России поговорка: дорогое яйцо на Пасху. Поскольку сегодня у нас Пасха, давайте не только поздравим друг друга с этим праздником, но и познакомимся с прекрасными средневековыми миниатюрами, изображающими воинов в доспехах. То есть, опять же, обратитесь к исходной базе наших знаний о Средневековье.

«Сколько людей, … и описания»

Об аресте Христа поцелуем Иуды в Новом Завете рассказывают все четыре его автора, хотя Иоанн описывает только сцену ареста. В Евангелии от Матфея сказано: «… вот, пришел Иуда, один из двенадцати, и с ним множество множества с мечами и посохами, от первосвященников и старейшин народа. Теперь тот, кто предал Его, дал их. знамение, говорящее: Кого Я поцелую, Тот Он, возьми Его. И тотчас он подошел к Иисусу и сказал: приветствую, Равви.И поцеловал Его »(Матф. 26: 47-49). Краткое описание Бранд:« Предание Ему дало им знак, сказав: кого я поцелую, тот и есть Он, возьмите его и ведите Его осторожно. Он пришел. и тотчас же подошел к Нему и сказал: «Равви! Равви!» и поцеловал Его ». (MK. 14: 44-45) Лука также пишет об этом: «… Тот, кто был одним из двенадцати, призвал Иуду; и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он дал им знак: Кого Я поцелую Иисус сказал ему: Иуда! Поцелуем предаешь Сына Человеческого? (ЛК.22: 47-48)
«Поцелуй Иуды», барельеф со стены и Бременский собор.

«Вероломный поцелуй — библейская традиция»

Исследователи Нового Завета также указывают на то, что поцелуй, который Иуда был выбран символом для солдат, пришедших арестовать Христа, в то время был традиционным приветствием евреев и евреев. ничего не подразумевалось. Что ж, поцелуй перед предательством был известен из Ветхого Завета, когда генерал царя Давида Иоав перед тем, как убить Алессу, «держал … правую руку Амесса за бороду, чтобы поцеловать его.Амесса не опасался меча, который был в руке Иоава, и он ударил его им в живот »(2 Цар. 20: 9-10).
« Арест Христа ». Фреска около 1290 г. Церковь Сан-Франческо в Ассизи, базилика Святого Франциска в монастыре Сакро-Конвенто. Очень интересно показывает воинов. Явно не в традициях средневековья, хотя некоторые шляпы, очевидно, подходящие времени создания фресок. Но не все … Скорее всего, ее автор был в Риме и своими глазами видел колонну Траяна и другие памятники древнеримской истории.
Это все зависит от исходной информации и интеллекта … иллюстратора, попытался на основе увиденного точно показать возраст события. Потому что, когда его не было, на тех же фресках появлялись эти воины, например, работы фра Анджелико (1395–1455). Фреска относится к 1437–1446 годам. и находится в музее Сан-Марко во Флоренции.

«Конан Дойль — арест Христа»

Конечно, то, что такова кульминация земной жизни Христа, не могло быть изображено во всех художественных формах Средневековья, будь то скульптура, фреска или портретная миниатюра.Но как он описал сцену ареста Христа Артур Конан Дойль в своем историческом романе «Белый отряд». Он также упоминает слугу первосвященника Малха, который за то, что ударил Христа по щеке, апостол Петр отсек мечом правое ухо: «Кстати, в отношении убийства Спасителя это была жалкая история. Хороший Падре во Франции официально зачитал нам правду об этом. Солдаты настигли его в саду. Может быть, апостолы Христа и были святыми людьми, но как солдаты они ничего не стоят.Однако один, сэр Питер, действовал как настоящий мужчина; но если его не оклеветать, он отрезал слуге только ухо, и рыцарь не похвастался бы таким подвигом. Клянусь десятью пальцами! Если бы я был там с Блэком Саймоном из Норвича и несколькими избранными людьми из группы, мы бы им показали! А если бы не смогли этого сделать, мы бы gericare, сэр Иуда, так пронзили бы английскими стрелами, что он проклял бы день, принял такие мерзкие приказы. «

» Арест Христа «как исторический источник

Однако нас больше всего интересует, как сцена ареста Христа и поцелуй Иуды отразились на средневековых картинах — фресках и книжных миниатюрах.И снова даже не образ Христа, достаточно традиционный для всех художников и людей вокруг него. Потому что здесь многие художники и иллюстраторы уже не следовали библейскому канону, а рисовали то, что было хорошо известно, то есть вокруг своей жизни.
Например, фреска XV века на Констанцском соборе, собор Девы Марии (бывшая епископальная церковь в городе Констанц на Боденском озере, Германия). Хорошо виден настоящий рыцарь в «граненых», типично немецких доспехах и шлемовых салатах.По результатам Фоменко и Носовского, Иисус Христос жил в 1152-1185 годах. Но … то все равно не складывается, потому что то, что изображено на фреске доспехов — это не XII, а именно XV век.
Этот пентаптих, сделанный около 1390 года, написан темперой и золотом по дереву. Высота: 123 см, ширина: 93 см (Национальный музей в Варшаве) Превосходное качество изображения позволяет на этот раз идеально воссоздать воина, сделав акцент, скажем, на фигуре справа.

Сколько красивых миниатюр можно найти в «Часовой книге».Вот один из молитвенников 1390-1399 гг. из Брюгге, Бельгия. (Британская библиотека, Лондон). Как видите, страна — в разных книгах разные художники и их стиль рисования тоже разный, но фигурки воинов похожи, как близнецы. И понятно почему: просто мода в то время была такова, что где-то в Польше, в Брюгге …
Ну, так вот эта «Часовая книга» изображена SV.George убивающим дракона. Здесь внимание привлек его изогнутый щит, как раз по моде того времени, и шлем бацинета с поднятыми отверстиями в забрале для дыхания.
Фреска из церкви Сан-Абадино в Комо в Италии, около 1330-1350 гг. Вызвала такой большой интерес у английского историка Дэвида Николаса, что он посвятил ее разбору двух страниц в своем энциклопедическом труде «Оружие и доспехи эпохи крестовых походов». , 1050 — 1350 «. Сюжетов, относящихся к последним дням жизни Христа, несколько: «Предательство», «Путь на Голгофу», «Распятие», «Судебное преследование Петра», короче, чтобы увидеть, что там есть, и у художника было возможность украсить церковь красочными многофигурными композициями.Интересно, что солдаты, изображенные на этих фресках, типичны для пехоты итальянских городов и, в частности, ополчения Милана, под властью которого в то время находился город Комо.

Но что насчет этого, согласно Дэвиду Николь …

Большинство мужчин на фреске носят бацинеты, некоторые в конечном итоге носят кольчуги. Некоторые из последних находятся на жестких кольчугах, воротниках, которые достаточно высоки и доходят до края шлема. Более того, длинные мужские волосы слева указывают на то, что шлем и воротник не связаны. Некоторые носят шлем «железная шляпа», но края имеют узкие края, что, опять же, было типично для Италии.
Миниатюрные солдатские каски «Chapelle-de-fer» из «Моральной Библии» 1350 г., из Неаполя. (Национальная библиотека Франции, Париж)

Все воины одеты в кольчуги, и один из них, стоящий за Христом, даже одет в доспехи, под которыми видны престижные кожи в чистой римской традиции. Интересно, что абсолютно все солдаты под ружьем видят длинный стеганый гамбезон с проделанной вертикальной прострочкой и спускаются ниже колена. Подобной длины гамбезоны для чучела рыцаря практически не встречаются, но что на изображениях итальянских «полицейских» — их можно увидеть довольно часто.

На этой настенной тарелке никого из солдатиков нет. Но из «Стеганоса» видны латные наголенники, то есть перед нами солдаты явно небедные, раз уж они так сильно изношены. На самом деле от рыцарей они отличаются только более простыми шлемами и отсутствием латной обуви.

Щиты разнообразны и интересны, от обычных «змееподобных» с плоской вершиной до больших щитов с круглой вершиной и видимым шипом у основания. Последний можно было использовать для защиты, воткнуть в землю, чтобы создать стену из щитов, за которой сядет пехота.Третья форма щита — небольшой баклер (воин слева). Разнообразное оружие включает кинжалы, от самых маленьких до полноразмерных Баиландо, одним из которых был вооруженный солдат, стоящий за Христом. Мечи практически не видны, но они — воины, а на заднем плане показаны различные наконечники копий и боеголовка булавы.

«Книга часов» как источники

Интересно, что подобные доспехи мы видим на миниатюре знаменитой «Великолепной книги часов герцога Берри», (он же «Роскошная книга часов герцога Берри») ), 1405-1408., созданный по заказу герцога Жана Берри братьями Лимбургами. Эта рукопись сейчас хранится в средневековой коллекции монастырей, Метрополитен-музей в Нью-Йорке и принадлежит к числу наиболее ценных исторических памятников средневековья. В описи 1413 года хранитель библиотеки герцога Робин д’Этамп описал эту рукопись как: «… прекрасная часовая книга, очень хорошо и богато иллюстрированная. Вначале это изящно написанный и иллюстрированный календарь; смежные сцены из жизни и мученичества св.Екатерина, затем четыре Евангелия и две молитвы нашей любимой деве; они представляют собой начало часов Девы Марии и различных других часов и молитв … »
Миниатюра из молитвенника герцога Берри. Здесь мы видим довольно любопытные фигуры воинов и, скорее всего, перед нами произведение мастеров Возрождения и друзей с образцами римского искусства, но синкретизм, связывающий его с реалиями своего времени.

И, конечно же, нельзя обойти вниманием миниатюрные сцены из «Бедфордской книги часов» из собрания Британская библиотека.Работа над рукописью могла начаться уже в 1410–1415 годах и продолжаться до начала 1420-х годов. Наиболее значительные дополнения к нему были внесены между 1423 и 1430 годами, когда рукопись находилась во владении Иоанна, герцога Бедфордского. Они включают цикл полностраничных миниатюр из книги Бытия, портреты герцога Бедфорда и его жены Анны Бургундской с молитвами их святому покровителю.

Страница из «Бедфордской книги часов». Интересующие нас миниатюры находятся на страницах в медальонах справа.То есть настоящие миниатюры, иллюстраторы требуют большого мастерства …
Сцена поцелуя и «ухо Малха»,
Допрос первосвященника.
Христос несущий крест. Как видите, художники не особо и в восторге от облачения всех персонажей, кроме Христа, в одежды своего времени.
Гробница воскресшего Христа и … двух рыцарей, об этом чуде рассказывает.
Ну, последнее изображение Христа, несущего крест на Голгофу, 1452-1460 гг.и написано на пергаменте. Размеры: высота 16,5 см, ширина 12 см (музей кондэ, расположенный в замке Шантильи в коммуне Шантийи (департамент Уаза), в 40 км к северу от Парижа) мы видим типичные доспехи Северной Европы, а также некоторые солдаты. явно беднее, носит бригантину. Интересное содержание миниатюры. На переднем плане ковка гвоздей для распятия. Христос облачен в царственный пурпур. Сзади на дереве висит Давурица Иуда, и дух дьявола покидает его смертное тело.
Таким образом, изучение тематических миниатюр в иллюминированных рукописях средневековья дает нам ценную информацию о военной технике этой эпохи, а также подтверждает скульптурно-родственные и сохранившиеся образцы доспехов и оружия.

И напоследок всех, кто читает этот материал, хочу поздравить с праздником Пасхи! Христос воскрес! Он действительно воскрес!

Facebook

Твиттер

Pinterest

.