Содержание

Патриарх Кирилл сказал на Соловках проповедь о конце света — Российская газета

Тема «конца света» — одна из излюбленных и будоражащих сознание некоторых православных верующих. Скандал с бывшим схиигуменом Средне-Уральского монастыря, а ныне схимонахом Сергием тоже связан с нею: чипирование, которого он и многие другие так безграмотно и возмущенно боятся, для них на самом деле тоже знак приближения конца света. Знак, конечно, в большей степени придуманный, но не теряющий от этого своей важности.

Тема проповеди патриарха была продиктована чтением на Литургии слов апостола Павла: «И тогда померкнет солнце и луна, и звезды небесные падут с неба, и тогда явится Сын Человеческий, грядущий на облаке во славе своей». Эти таинственные, и даже страшные слова — о конце мира, сопряженном с невероятным космическим катаклизмом.

— Достаточно взглянуть на звездное небо темной ночью в ясную погоду, чтобы понять все величие Божественного творения — весь гигантский масштаб космоса, — говорил патриарх, подчеркивая, что он как пастырь с самого раннего своего юношеского служения и в узких, и в широких кругах отвечал на вопросы о конце мира. Потому что даже людей, далеких от веры, текст апостола Павла потрясал своим космическим драматизмом: ну а если вправду все так и произойдет? Тема конца света очень затрагивает людей.

Но при всем интересе разумного человека к теме всеобщего конца, к нам куда ближе не космический конец Вселенной, а наш собственный. И переживая на тему, как же это произойдет с родом человеческим, мы забываем о своем конце света.

Когда для нас все закончится здесь, на земле, что с нами будет? С Богом нас ждет встреча или с темной и страшной силой, которая также реально присутствует и в человеческой истории, и в нашей жизни. И когда мы с багажом греха и беззакония — без всякой космической трагедии — уйдем из этого мира, тогда то, что сегодня нам кажется архиважным, приоритетным улетучится из нашего сознания. И мы, взирая оттуда на нашу земную жизнь, скажем: Боже мой, чем же мы занимались, на что же мы тратили время, зачем мы так боролись, вступали в конфликты с людьми, зачем рушили свои семьи, обманывали родных и близких, не говоря уж о чужих и далеких.

Евангельское чтение учит нас самому главному и помогает понять, что наша жизнь здесь обуславливает наше вечное бытие. И поэтому забота о спасении души должна быть самым важным приоритетом. А все остальное, чему мы часто посвящаем всю свою жизнь, отдаем нервы, разум, ссоримся с людьми — периферийно по отношению к самому главному — состоянию нашей души, силе и чистоте наших чувств.

50, 60, 70, 80 и даже 100 лет человеческой жизни — это миг, мгновение в человеческой истории, уж не говоря о космическом измерении. И от нас требуется одно очень важное деяние — мы должны попытаться актуализировать все то, чему мы учимся через Евангелие.

— Не надо уходить из храма и обо всем забывать. Не надо, покидая остров Соловки и садясь на теплоход или в самолет, забывать о всем том опыте, что мы тут пережили, — сказал патриарх.

— Вот этот духовный опыт мы должны сохранять и не в виде ностальгии по красивому месту, а вспоминая то состояние духа и те мысли, которые нас посетили на этом святом месте и во время богослужения. И чем больше в жизни мы будем обращаться к высокому, возвышенному, святому, от Бога исходящему, тем легче нам будет жить. И мы обретем великую мудрость, способность отличать пшеницу от плевел, существенное и третьестепенного, и поможем самим себе сохранить спокойствие и силу духа перестать осуждать людей, гневаться на людей и обстоятельства, обманывать родных, близких и чужих, а постараться жить просто, чисто и ясно.

P.S.

Проповедь патриарха предварял своим словом наместник Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря, епископ Одинцовский Порфирий. Архиерей, родившийся в Сарове, в семье ученых, закончивший МАИ. Человек, чьим крестным отцом был известный философ Генрих Батищев.

Патриарх Кирилл прочитал проповедь о коронавирусе — Российская газета

По словам патриарха, здесь возникает возможность подумать (по исторической привычке) не только о гневе Божием, но «всего скорее как о Милости Божией».

Возможно, Господь так призывает нашу самоуверенную, технологичную цивилизацию, которая полагает, что ей все доступно и все возможно, оценить пределы своей возможности и осознать собственную хрупкость.

Имея потрясающие научные исследования, результаты которых воплощаются в жизнь, мы понимаем ограниченность своих возможностей в таких ситуациях, как сегодняшняя.

— Господь нам показывает, что при всем вашем могуществе, вы очень хрупки, вы по-настоящему слабы, вы, помимо своей собственной силы должны опираться — не только во время катаклизмов, но и вообще каждый день вашей жизни — на Мою помощь, на силу, которая превышает всякую человеческую силу, — сказал патриарх.

Поэтому сегодня надо соблюдать все необходимые санитарные правила и ни в коем случае не игнорировать их, подчеркнул патриарх. Назвав «зловредными» действия тех, кто, именуя себя верующими, заявляют «где же вера наша, если мы боимся инфекции?» и ответил им словами одного мудрого человека, сказавшего на это: «мы же, перекрестясь, не прыгаем с пятого этажа?»

Вера, по словам патриарха, сегодня должна нам давать силу для того, чтобы преодолевать недуги и поддерживать наших близких, чтобы несмотря на все ограничения, мы ни в коем случае не теряли способности к доброму деланию.

— Мы должны оставаться людьми, способными любить и помогать другим, подчеркнул патриарх, — и одновременно достаточно сознательными и дисциплинированными для исполнения всего того, что необходимо исполнять с точки зрения медицины.

По словам патриарха, кризис, связанный с появлением болезни, должен нам помочь понять, что мы находимся в каком-то очень большом кризисе, связанным с тем самодовольством и гордыней, в котором пребывает сегодня человеческая цивилизация.

— Господь разными путями нас вразумляет, — сказал патрирах, — и показывает нам сегодня ограниченность наших возможностей не для того, чтобы мы опустили руки, впали в растерянность и разучились сопротивляться, а для того, чтобы мы осознали свою собственную хрупкость и хрупкость современной человеческой цивилизации.

И поэтому продолжая трудиться и ни в коем случае не теряя духовного оптимизма, мы, по словам патриарха, «тем не менее понимали, что надо всем Бог и его всемогущая десница».

Поэтому нынешние обстоятельства, считает патриарх, должны нас еще больше укрепить в вере.

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Вознесения Господня / Патриарх / Патриархия.ru

28 мая 2020 г. 19:21

28 мая 2020 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

О событии Вознесения мы знаем из Евангелия, а также из книги Деяний апостольских. Евангелист Лука достаточно подробно описывает это событие, и в Книге Деяний мы встречаемся с очень важным эпизодом, исполненным очень глубокого и спасительного смысла. Когда Господь возносился, апостолам явились некие мужи, ангелы Божии, и сказали с некоторым удивлением, словно ничего особенного не происходило: «Мужи Израильские, что вы стоите и смотрите, как Иисус возносится на небо? Будет время, когда Он снова явится вам, и вы будете видеть Его нисходящим с неба так, как видите сейчас восходящим на небеса» (см. Деян. 1:11).

Как повествует Книга Деяний, слова эти так поразили учеников, что они с радостью возвратились в Иерусалим, прославляя Бога, ибо поняли, что никакая смерть не разлучит их со Спасителем. Даже удивительное видение восходящего на небо Спасителя не означало разлуки с Ним, и вера в скорое пришествие Господа была, наверное, самым сильным духовным переживанием в жизни первой христианской общины. Все ученики Спасителя и даже ближайшие к ним поколения с нетерпением ждали осуществления пророчества, услышанного на горе Елеонской. И это ожидание иногда настолько сильно захватывало христианскую общину, что многие впадали в ересь, утверждая, что пришествие Спасителя будет очень скоро, так что вся жизнь таких людей и христианских общин, ими возглавляемых, направлялась на скорое ожидание Спасителя. Но у Господа «один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день» (2 Пет. 3:8). Бог вне всякого времени, и слова «что вы стоите и смотрите на Иисуса, восходящего на небо? Он таким же образом снизойдет к вам с неба» не потеряли и не могут потерять своей актуальности до тех пор, пока не осуществятся.

В каком-то смысле вся жизнь Церкви имеет это эсхатологическое измерение, потому что все мы обращены к этому ожиданию пришествия Господа и Спасителя. Действительно, никто не ведает «ни дня того, ни часа» (см. Мф. 24:36), когда это произойдет, —если речь идет о пришествии в мир Спасителя сразу для всех людей. Но мы нередко забываем, что у каждого из нас будет встреча с Господом после нашей смерти. Это и будет суд, который определит нашу загробную участь, и потому для каждого из нас встреча с воскресшим Спасителем — это не дела какой-то отдаленной исторической перспективы, а то, что будет в нашей жизни, и никто не знает, когда это произойдет.

Вот почему то, что было справедливо для первой христианской общины, которой было дано время для приуготовления себя ко встрече со Спасителем, — справедливо и по отношению к каждому из нас. Как апостолы были призваны готовиться к этой встрече, так и мы призваны готовить себя ко встрече со Спасителем. И не в отдаленной эсхатологической перспективе, а в очень близком будущем, потому что жизнь человеческая весьма коротка, и момент, который отделяет нас от встречи со Спасителем, не за горами — в том смысле, что это будет не тысяча и не две тысячи лет, а короткие годы человеческой жизни.

Одна из самых главных задач христианина — помнить об этом. О том, что никто не избежит встречи со Спасителем, никто не избежит Его суда, и готовиться к нему. Не так, как это иногда бывает: поближе к старости, поближе к смерти подготовлюсь, тогда и помолюсь, тогда и принесу покаяние. Каждый день мы должны обращать ко Господу наше покаяние и нашу горячую молитву с просьбой исцелить наши недуги и простить наши грехи.

В обычное время у людей часто не остается возможности для того, чтобы действительно сосредоточиться в молитве. Слишком много всего, что окружает нас и что отвлекает наше внимание. Слишком много того, чем мы должны заниматься помимо того, чтобы молиться Господу, исповедовать свои грехи. Нам не хватает времени — именно поэтому святые подвижники уходили из мира, чтобы у них было время на самое главное. А вот так, чтобы оно появилось для всех сразу — такого никогда не было, за исключением наших дней. Мы с вами переживаем уникальное время, когда не одному, не двоим, не десятерым, не тысяче, а всему миру дана возможность сосредоточиться, подумать о своей жизни, о своих грехах, обратиться к Богу, принести покаяние; и неизвестно, даст ли еще Господь всем нам такую возможность.

То, что сегодня происходит, — вовсе не случайно. Господь действительно дает нам время для осмысления своей жизни, для принесения покаяния, для изменения к лучшему своих мыслей, своих чувств, своих дел. Как все проходит, пройдет и это время уединения, и снова мы погрузимся в суету ежедневных обязательств, забот, трудов. Давайте используем время, которое нам сейчас дал Господь, для духовного сосредоточения, для покаяния, для молитвы. Те, кто сомневается, — укрепитесь в вере. Те, кто не чувствует веры в сердце, осознайте, что неслучайно мир погружен в это время — время, которое дается нам для переосмысления своей жизни. Если кто-то с кем-то находится во вражде, надо примириться. Если кто-то чувствует на сердце некое угнетение, если совесть обличает за какие-то поступки и дела, — давайте раскаемся в них. Постараемся максимально очистить свой разум, свою душу, свою совесть, потому что время, которое мы сейчас переживаем, действительно оптимально для того, чтобы совершить некий духовный прорыв в своей жизни.

Пусть Господь поможет нам не в пустоте, не в суете, не в мелочных домашних развлечениях, тем более не в ссорах, не в выяснении отношений, не в конфликтах провести эти даруемые нам дни. В первую очередь в молитве, если умеем молиться. А если не умеем, то постараемся научиться молитве. В покаянии, если умеем каяться. А если не умеем — научиться каяться пред Богом и своей совестью. Вот тогда мы выйдем из этого времени уединения духовно освеженными, обновленными, сильными. Тогда это время послужит нашему физическому и духовному исцелению, приведет к изменению жизни не только отдельно взятого человека, но, если все сложится правильно, по воле Божией, то, верим, и к духовному обновлению Отечества нашего, да и всего рода человеческого.

Пусть Господь пребывает с каждым из нас в эти удивительные дарованные нам дни уединения. Пусть Он Своей благодатью вспомоществует нам пройти их достойно, чтобы иначе взглянуть на мир, на окружающих нас людей и иначе взглянуть на небо, чувствуя Божественное присутствие в нашей жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Проповедь Патриарха Кирилла в день памяти апостолов Петра и Павла 2020 года

12 июля 2020 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Сегодня великий праздник, и особым образом в Церкви торжественно вспоминается и прославляется подвиг святых апостолов Петра и Павла, более других апостолов потрудившихся для распространения веры Христовой, для распространения и утверждения Церкви. Потому что там, где побывали апостолы, там созидались церковные общины, там созидалась и возрастала Церковь Божия. 

Апостол Павел, говоря о Церкви, утверждает, что это есть столп и утверждение истины  (1 Тим. 3:15). Это очень сильное заявление, особенно в позднеантичное время, когда под влиянием языческой философии появилось понятие относительности всякой истины. Известно, что целое философское течение так называемых скептиков сформировалось именно вокруг идеи, что никакой истины принципиально быть не может, что истина переменчива, истина зависит от людей, объективно же она не существует. 

Мы знаем, что это древнее философское утверждение получило очень сильную поддержку в новейшее время, и до сих пор существуют философские, да и просто человеческие взгляды, которые отрицают саму возможность существования объективной, вечной и неизменной истины. Ведь если признать, что такая истина существует, следует признать, что она существует вне человека, вне его сознания, что она есть производная сверхъестественного, то есть Божественного начала. 

А ведь так оно и есть. Если есть истина, значит есть Бог. Если же нет объективной истины, значит, Бога нет, потому что всё, что порождает человеческий разум, изменчиво, подвергаетcя переменам, и как часто новая эпоха низвергает всё, что представлялось истиной предыдущим поколениям! 

Это особенно очевидно в истории нашего Отечества. То, что представлялось истинным и ценным, было полностью отвергнуто в ходе революционного конфликта, и с истиной, которой жили предыдущие поколения, стали бороться, утверждая свою собственную истину. А потом произошло то, что и должно произойти в обществе, которое не признает абсолютной истины. Все революционные подвиги, все жертвы были в одночасье сметены, названы заблуждением, и появились новые человеческие истины. 

Действительно, там, где человек, там не может быть абсолютной истины. Потому что человеческий разум изменчив, подвержен влияниям обстоятельств и не может производить на свет абсолютную истину. Но такая истина существует, а если бы ее не существовало, то человеческая цивилизация не смогла бы развиваться поступательно. Есть идеи, мысли, которые разделялись и разделяются практически во все времена и всеми народами. Эти удивительные истины сформулированы в Божественных заповедях и свидетельствуют о том, что неизменным является лишь то, что проистекает от Бога — Его закон, Его заповеди. Вне зависимости от того, знают их люди или не знают, принимают их люди или отвергают, они существуют объективно, то есть вне зависимости от человеческого разума и человеческого хотения. 

Апостол Павел неслучайно назвал Церковь столпом и утверждением истины, потому что Церковь передает миру не человеческие измышления, не басни, как о том говорит апостол Павел, а истинное Слово Божие, в котором и запечатлевается абсолютная и неизменная истина. И Церковь призвана утверждать эту истину, несмотря на то, что в каждую эпоху возникают люди, движения, политические силы, которые пытаются либо низвергнуть эту истину, осмеять ее, изгнать за поля человеческого социума, или же просто заявить о том, что она не существует. Однако вне зависимости от этих человеческих усилий истина Божия существует, и хранителем истины является столп и утверждение истины — Церковь Бога живаго. 

А если бы было не так, то камня на камне не осталось бы от Церкви, ибо не существует ни одного человеческого института, который пребывает в истории на протяжении двух тысяч лет непоколебимо и против которого воздвигались бы такие гонения, как воздвигались они против Церкви Христовой. Но именно потому, что святые апостолы по Божиему повелению утвердили и распространили Церковь, созданную Самим Господом через Тайную вечерю в Сионской горнице, а затем через нисхождение Святого Духа на апостолов, Церковь выдержала, выдерживает и будет выдерживать до скончания истории все гонения, все попытки ослабить ее изнутри или разрушить извне. И еще раз нужно подчеркнуть: это не потому, что в Церкви люди сильные, образованные, умные, проницательные — совсем не потому! Очень часто в Церкви не хватает и умных, и проницательных, но в Церкви живет и действует Святой Дух. 

Святые апостолы, созидая Церковь, изменили лицо человеческого рода, и сегодня продолжение апостольского служения совершается в основанных ими христианских общинах — в Церкви Божией. И Русская Православная Церковь, сознавая величайшую ответственность пред Богом, пред святыми апостолами, перед основоположниками русского Православия, пред святыми угодниками, святителями, преподобными, мучениками, что трудились на земле нашей, со смирением, полным сознанием своего несовершенства и слабости, которые привносятся в жизнь Церкви человеческим фактором, продолжает то служение, которое Господь вручил апостолам, а они — своим преемникам. 

Сегодня великий день — прославление первоверховных апостолов Петра и Павла. И наша молитва к ним сегодня о том, чтобы Господь их предстательством укрепил Церковь нашу в правоверии, в единомыслии, в духовной силе, сделал способной откликаться на боль, скорбь, страдания современного человека. И как это важно, особенно сегодня, пока еще бушует пандемия страшной болезни в нашей стране и в большей части мира! Как важно, чтобы Церковь не прекращала своих богослужений, совершала таинства, помогала людям, духовно поддерживая их и укрепляя в прохождении через это тяжелое и опасное жизненное испытание! Верим, что Господь не оставит Церковь Свою Вселенскую Православную, не оставит Он и нашу Церковь, исповедницу и мученицу, не оставит Он и народ наш, несмотря на те трудности и испытания, через которые сегодня мы все проходим. 

Молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла да хранит Господь Церковь — наследие Божие, да хранит Господь Русскую Православную Церковь — часть Церкви Вселенской, а через нее весь наш благочестивый народ. Аминь. 

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне / Патриарх / Патриархия.ru

17 мая 2020 г. 15:08

17 мая 2020 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня пасхальное воскресенье, в которое мы вспоминаем беседу Христа Спасителя с женщиной-самарянкой (Ин. 4:5-42). Известно, что самаряне, как и иудеи, — это семитское племя, жившее в центре Палестины. Бывает, что между соседями или родственниками не складываются добрые отношения; вот и между двумя племенами — иудейским и самарянским — была постоянная вражда, носившая не только бытовой характер, но имевшая и некое религиозное измерение.

Именно об этом — сегодняшнее евангельское чтение. Мы слышали, как Господь, находясь в Самарии, был у колодца Иаковля. Этот древний колодец действительно восходит ко временам праотца Иакова, сына Исаака, внука Авраама, и он почитался самарянами как великая святыня. У этого колодца, из которого самаряне почерпали воду, Христос встретился с женщиной, а по тогдашнему обычаю между ними не должно быть никакого словесного контакта, потому что иудеи с самарянами не сообщались. Но Господь неожиданно просит у самарянской женщины воды: дай Мне пить. Она говорит Ему: разве Ты не знаешь, что мы не сообщаемся? Но Господь, несмотря на это, продолжает беседу, и тогда она спрашивает Его о чем-то, что для самарян было самым важным, потому что именно это отделяло их от иудеев. А спрашивать она стала потому, что Спаситель, не зная ее, рассказал ей всё о ее жизни — о том, что у нее было несколько мужей, и о том, что человек, с которым она сейчас живет, вовсе ей не муж. Самарянка побежала в свое селение и стала созывать народ, говоря: не это ли Тот, Кого мы ожидаем? Не Мессия ли Он? Ведь Он сказал все, что относилось к моей жизни, хотя этого знать не мог…

Потрясенная откровением от Спасителя, самарянка обратила к Нему самый главный вопрос: почему вы поклоняетесь в Иерусалиме, а мы — на этой горе? Ибо самаряне не ходили на поклонение в Иерусалим, а поклонялись Богу на горе Гаризим, недалеко от самого центра Самарии, и на этой горе приносили жертвы. Именно вопрос о месте поклонения Богу разделял в религиозном отношении самарян от иудеев, и самарянка хотела знать, где же все-таки должно Ему поклоняться — в Иерусалиме или на этой горе. Но Господь отвечает ей совсем не то, что она ожидала услышать. Он говорит, что скоро наступит время и уже наступило, когда не в Иерусалиме и не на горе люди будут поклоняться Богу, но в духе и истине. Эти слова Спасителя относятся ко всей истории, которая началась после Его пришествия в мир. Теперь для христианина безразлично с точки зрения спасения, где должно поклоняться Богу, ибо самое главное — поклоняться Ему в духе и истине.

Что же означают слова дух и истина? Истина означает истинную веру, а истинная вера предполагает определенные знания. Мы знаем, как на протяжении всей истории люди боролись за истинную веру, потому что понимали: если истина не овладевает человеческим разумом, то от человека сокрывается нечто самое важное, что только и способно определить его жизненный путь.

Истина действительно относится к тому, что совершается в человеческой личности на уровне познания. Поэтому неслучайно, что на протяжении всей христианской истории Церковь так боролась за то, чтобы истина, Богооткровенная истина, переданная Самим Господом апостолам, а через апостолов — всей Церкви, сохранялась неповрежденной. Из истории Церкви мы знаем, какие страшные баталии происходили вокруг истины, как часто возникали ереси, то есть сознательные искажения истины. И для того, чтобы разрушить многие человеческие хитросплетения, на протяжении первого тысячелетия собирались Вселенские Соборы, обсуждались вопросы веры, защищалась та самая истина, которую Господь вручил своим апостолам. Но она не перестает защищаться и во втором тысячелетии, как, наверное, будет защищаться и впредь, и борьба вокруг истины будет продолжаться до самого скончания рода человеческого.

А разве все то, что мы сегодня переживаем на интеллектуальном уровне, разве рациональные вызовы, которые бросаются в адрес Церкви и христианских убеждений, не требуют от нас борьбы, не требуют от нас защиты истины? Чем больше человек овладевает знаниями, тем больше у него возникает рациональных аргументов, используемых для того, чтобы поставить под сомнение Божественную истину. И происходит это не потому, что знания несовместимы с верой, но потому, что человек, вооружаясь знаниями, придает своей личности значение, во многом превышающее подлинное значение человека. Мы знаем, что человек, опираясь на свои знания, стал поставлять себя на место Бога, и впервые это произошло не в XXI и не в XX веке, а еще в античности, когда разум становился настолько самодовлеющим в жизни человека, что вытеснял Бога на периферию жизни. Но если говорить о сегодняшнем дне, то ведь так оно происходит и сегодня — с еще большей силой, потому что, овладевая научными знаниями, многие считают, что эти знания открывают им конечную истину.

Но ведь это совсем не так, потому что конечная истина лежит вне рационального знания. Конечная истина — там, где Бог, а Бога невозможно познать одним только разумом. Он познается в духе и истине. Истина, конечно, относится к разуму, а дух — это нечто совсем другое. Это действие Божественной благодати, а если благодать не прикасается к сердцу человека, то никаким разумом к Богу приблизиться невозможно. Если нет Божественной благодати, то разум будет всё далее и далее отделять человека от Бога, что и происходит сегодня. Очень многие, становясь людьми образованными, вместо того чтобы обратить и сердце свое, и разум к Богу, все более и более отдаляются от Него.

Бог познается в духе и истине. Это — завет всем нам. Это означает, что для нас рациональная истина не является чем-то ненужным или второстепенным. Действительно, все мы призваны развивать свой разум, по возможности получать образование, направлять все силы разума, в том числе, на уразумение Божественных тайн. Но нам никогда не будет дано это разумение, если мы не будем возрастать в духе. А дух — это наша внутренняя жизнь. Дух — это то, что уйдет в вечность вместе с нашей душой. И если разум наш, действующий по физиологическим законам, заложенным Богом в человеческую природу, имеет ограниченное время существования, то душа и дух, в которых также будет присутствовать разумное начало, переходят в вечность.

Пусть сегодняшнее евангельское чтение поможет нам понять, что дух и истина — это то, что должно присутствовать в жизни каждого человека. Нельзя искать истину, игнорируя дух, и, наверное, нельзя стремиться обладать духовным, игнорируя истину. Вот почему Господь и сказал: настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине. И это так важно сегодня, в наше особое время, исполненное величайших научных открытий, — чтобы все силы разума поддерживались силой духа. Наверное, об этом нужно подумать именно сейчас, когда, несмотря на колоссальные человеческие знания, род человеческий неожиданно погрузился в пандемию страшной болезни. Это действительно некий вызов нашему современному знанию. Конечно, ученые откроют пути борьбы с этой болезнью, но в какой-то момент нам следует задуматься о том, почему же мы не обладаем уже сегодня способностью немедленно прекратить, опираясь на силу разума, эту пандемию. Господь попускает нам эти испытания для того, чтобы мы могли задуматься о своей ограниченности. Не всё нам дается, и не всё дается сразу, и, склоняясь пред лицом Божиим, мы должны испросить у Него помощи не только в том, чтобы совершенствовать свой разум, но и в том, чтобы постоянно возвышать свой дух и чтобы дух оплодотворял наш разум. Тогда не будет никаких противоречий между наукой и религией, между внешним миром, который нас окружает, и духовным миром, которым живет Церковь.

К этому синтезу духовного и материального, рационального и духовно возвышенного, и должен стремиться род человеческий. И, может быть, потрясения, через которые мы сейчас проходим, помогут нам осознать, что величайшая истина связана с силой человеческого духа. И да поможет нам в этом Господь! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Проповедь Патриарха Кирилла в праздник Успения Божией Матери 28 августа 2020 года

28 августа 2020 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, мы торжественно прославляем Пречистую и Преблагословенную Царицу Небесную. Но прославляем в особый день — в день Ее кончины, успения, в день Ее смерти.

Мы знаем, что силой Божественной Дева Мария была восхищена на небо. Но это мы знаем сейчас, об этом узнали апостолы спустя определенное время, а тогда, когда перестало биться сердце Матери Господа и Спасителя, все воспринимали это как реальную смерть. Сегодня действительно день кончины Божией Матери — почему же такой славой и такой радостью овеян этот праздник? Никакой скорби, никаких темных риз, никакого воспоминания о кончине и о погребальной пещере — и это совсем не случайно! Ибо Царица Небесная силой Божественной была выведена из состояния смерти и восхищена в Царство Сына Ее и Бога нашего.

Вот почему Церковь не празднует кончину Божией Матери. Мы празднуем кончину Ее Сына, Спасителя, в Великую Пятницу. Мы оплакиваем плащаницу, произносим особые слова молитв и песнопений, которые выражают нашу скорбь в день умерщвления Спасителя, именуемый Великой Пятницей. А в день Успения у нас нет никакой скорби — одна только радость. Из всех Богородичных праздников Успение — наиболее торжественный и, может быть, исполненный особого спасительного смысла для всех нас. В чем же дело? А в том, что смерть Богоматери, будучи реальной физической смертью, силой Божественной стала действительно успением, сном.

Но ведь слово «успение» мы используем не только тогда, когда говорим о Божией Матери, — мы и о всяком покойнике говорим «усопший». Не мертвый, а усопший, уснувший. Почему же Церковь, а через Церковь вся современная культура, по крайней мере русская, восприняла слово «успение» как обозначающее человеческую смерть, а покойника — как человека уснувшего, усопшего? Только потому, что реально смерти нет. И то, что произошло с Богородицей, с Девой Марией, — это сигнал нам с вами из глубины веков, свидетельство о том, что смерти нет, а есть завершение одного этапа жизни и переход к другому. День перехода от одного этапа к другому и называется успением. Душа человека, его дух не подвержены смерти — в этом и заключается смысл торжества, которое мы сегодня совершаем, вспоминая о кончине Божией Матери.

Нерелигиозное, безбожное сознание не оперирует всеми теми понятиями, которые я сейчас попытался сформулировать. Для неверующего человека смерть — это конец, гибель, небытие. Атеистическая философия, прочно вошедшая если не в сознание, то в быт современных людей, так и говорит: смерть — это конец, небытие, когда больше ничего нет. Но сознание наше и дух наш сопротивляются этому, как сопротивлялись сознание и дух десятков и сотен предшествующих поколений. Достаточно обратиться к творчеству величайших художников, к духовным, культурным, эстетическим прозрениям человечества. Если бы люди верили, что смерть есть полное уничтожение, могли бы они создавать шедевры, имеющие вечное значение? Но в человеке есть искра бессмертия — в его сознании, в его душе, даже затемненной антирелигиозными предрассудками и безумной идеей о человеческой кончине как о прекращении всякого бытия.

А если не размышлять глубоко о смерти, но принимать, в силу общей инерции, представление о смерти как о конце, кончине, гибели? Что происходит с такими людьми, когда они становятся свидетелями смерти? Им очень тяжело. Чаще всего они стараются избегать всяких мыслей о кончине, не говоря уже об участии в церемониях, связанных со смертью.

Мне приходилось наблюдать в западных странах, как по вновь установившейся практике гроб приносят на кладбище. Чаще всего гроб сжигают, а если не сжигают, то совершается некая церемония, религиозная либо нерелигиозная. Произносятся речи, затем люди начинают расходиться, и лишь тогда гроб медленно опускают в могилу. Так делают, чтобы люди не видели, как их близкий уходит под землю, — ведь это травмирует современного человека, это провоцирует его на глубокие размышления! А этого не надо! Надо, чтобы человек думал только, как удовлетворять свое желание потреблять, стремиться к удобству и удовольствию.

Стремление к удобству и удовольствию есть главный ориентир развития современной нерелигиозной цивилизации. В самом деле, если Бога нет, ради чего человек живет? Если ему говорить: ради подвига, он спросит: а во имя чего подвиг? В Советском Союзе нас учили, что подвиги мы совершаем ради будущих поколений. Но умные люди и тогда задумывались: что же будут представлять собой будущие поколения? И почему я должен делать что-то для тех, кто будет жить после меня? Не работает эта модель, и потому у мыслящих людей возникает вопрос: а для чего вообще все то, над чем мы трудимся, что мы созидаем? Если исключить перспективу вечности, то ответы на такие вопросы совершенно лишены логики и не могут удовлетворить вопрошающего. Всё обращается куда-то в будущее, где самого человека уже нет. Так что, наша жизнь — во имя чего-то, о чем мы не знаем? Почему нужно жить для будущего, о котором ничего не известно?

Исключая перспективу вечности, мы действительно превращаем в кошмар человеческую смерть. Поэтому заботливая современная цивилизация, обслуживающая наши потребительские устремления, старается сделать так, чтобы человек поменьше соприкасался с умершим телом. И если в России еще сохраняются традиции отпевания в храме, при открытом гробе, то в странах, с которых многие хотели бы брать пример, ничего подобного нет.

Вспоминаю случай из собственной жизни. Я был очень дружен с одним выдающимся математиком, который был наполовину русский, наполовину швейцарец. Родился он в 20-е годы в Советском Союзе, потом с матерью уехал в Швейцарию. Нас как-то жизнь свела, мы подружились. Он был православным человеком и уже в преклонном возрасте, незадолго до смерти, попросил и получил от меня некое особое благословение. Когда этот человек умер, его по моему настоянию отпевали в нашей русской православной церкви в Цюрихе. Пришли все его знакомые, в основном либо протестанты, либо неверующие, из научной среды, людей собралось достаточно много, а посредине храма — закрытый гроб с рабом Божиим Георгием. Я облачился в алтаре и говорю служителю: откройте гроб. Они так и сделали, и весь храм ахнул. Такое впечатление, будто произошло что-то невероятное — гроб открыли! Лицо покойника открыли! Когда я вышел ко гробу, я увидел смятение на глазах людей. Так не принято! Нельзя травмировать современного человека, упивающегося комфортом, живущего во имя благополучия и комфорта!

Действительно, для человека неверующего смерть — это конец, это гибель, это трагедия, это обрыв всей жизненной логики, всех устремлений, всех надежд, всех радостей, всех страданий. Смертью всё-всё заканчивается, это гибель с большой буквы. Но с этой гибелью не соглашается наша душа, поэтому вера в бессмертие — это не только религиозная доктрина, не только религиозное вероучение, но прежде всего самопонимание человеком собственной личности.

И вот еще о чем нам следует помнить. Откуда такой страх и такое неприятие смерти? Одна возможная реакция на смерть — исключить всякую мысль о ней, стараться уйти, ничего не видеть. Другая — превратить смерть в шоу. Ведь нет, наверное, ни одного боевика без множества смертей, иногда десятков и сотен, — валятся сраженные пулей люди, умирают идущие в атаку солдаты, горы трупов в одном фильме… В первом случае, о котором я сказал, реального человека пытаются избавить от созерцания смерти. Во втором мы видим попытку превратить смерть в захватывающее шоу. Какой же боевик без смертей? Но опять-таки все направлено на то, чтобы человек утратил возможность задуматься о том, что есть смерть.

И последнее — самое важное — о чем можно и нужно сказать сегодня. Можно ли не иметь страх смерти, не прибегая к шоу и прочим средствам, которые использует современная безбожная цивилизация? У нас есть ответ, как это можно сделать, нам об этом говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Если ты оставляешь грех, если ты побеждаешь грех, то исчезает страх смерти».

Это главный вывод из всего того, о чем сегодня, в связи с великим событием Успения Пресвятой Богородицы, нужно подумать всем нам. Как не было страха смерти ни у святых апостолов, ни у всех тех, кто окружал Богоматерь, а была радость, — так следует и нам, изгоняя грех из своей жизни, из своего сердца, из своего разума, обретать силу, которую невозможно обрести никакими земными средствами. Силу победы над страхом смерти, силу, превозмогающую человеческий инстинкт, силу, которая открывает наше сердце навстречу бессмертию. Ибо изгоняется грех, а вместе с грехом изгоняется страх смерти. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла / Патриарх / Патриархия.ru

24 мая 2020 г. 16:18

24 мая 2020 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного великого князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Христос Воскресе!

Поздравляю вас с двойным праздником — с пасхальным воскресеньем, посвященным воспоминанию об исцелении слепого Господом и Спасителем, и с памятью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

Люди светские, говоря о солунских братьях Кирилле и Мефодии, в первую очередь говорят об их вкладе в развитие славянского языка и славянской культуры. Это правильно, потому что именно с письменности, которую святые братья изобрели и ввели в жизнь, на которую были положены тексты, и начинается, собственно говоря, культурная традиция славянских народов. Особый вклад Кирилла и Мефодия в становление славянской культуры никак нельзя минимизировать и поставлять в некую тень их жизни. Но если мы будем говорить о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии лишь как о культурных деятелях, мы совершим роковую ошибку. Потому что в первую очередь мы прославляем солунских братьев как равноапостольных, как великих угодников Божиих, которые принесли славянским народам Евангелие, которые принесли славянским народам весть о Христе Воскресшем.

Кирилл и Мефодий были нашими славянскими апостолами. И для того чтобы их апостольская миссия, их апостольское служение было убедительным, чтобы оно достигло сердец тогдашних славян — людей темных, непросвещенных, грозных, враждебных; чтобы слова просветителей растопили сердца людей, переориентировали сознание от борьбы за существование, которая была единственным законом жизни этих диких племен, к попыткам строить общественные, межличностные отношения на основе Божиих заповедей — и произошел этот переворот в жизни славянских народов. Наверное, это и было самым главным, что произошло через миссионерское служение святых солунских братьев.

Но когда мы говорим об их вкладе в культуру, мы не должны забывать еще одно очень важное обстоятельство — то, что у слов «культура» и «культ» один корень, а значит, эти понятия теснейшим образом связаны. Об этом сегодня не говорят светские историки культуры, но вся культура первоначально исходила и развивалась вокруг культа, то есть вокруг богослужения. Без славянской азбуки, без славянского языка не было бы славянского богослужения, а значит, не развивалась бы славянская культура, и неизвестно, состоялось бы вообще становление славян как самостоятельной этнической группы, отличной от окружающих этносов, со своей системой ценностей, со своим языком, со своей письменностью.

Когда мы говорим о культуре, давайте не забывать, что культура связана с культом, с богослужением, то есть с духовным измерением человеческой жизни. Ну, а что происходит с культурой, когда ее отрывают от этого духовного измерения? Здесь мне можно остановиться и ни о чем не говорить. Каждый из нас, мои дорогие, видит это своими глазами. Люди с пронзительным зрением называют это культурным упадком. Люди, оценивающие это явление культурологически, пожимают плечами и также свидетельствуют: чем дальше современная культура отходит от духовной основы, от вертикального измерения жизни, от высшего Божественного начала, тем менее пригодной она становится для человека. Потому что если в результате конъюнктурного делания совершенствуются только разум и эстетическое чувство, а нравственное чувство человека разрушается, то мало пользы от такой культуры.

Сказанное становится очевидным, когда современный человек, часто далекий от тех мыслей, которыми мы сегодня делимся, начинает не столько рационально, сколько сердцем чувствовать, что что-то не так в той культуре, которая предлагает человеку вместо возвышенного идеала грех. Ведь когда культура предлагает человеку грех в качестве модели поведения, в качестве основного вектора человеческой жизни, когда грех романтизируется и предлагается не только как способ получать наслаждение и удовольствие, но и как непременное условие жизни современного человека, — тогда и происходит упадок культуры. Культура превращается в антикультуру, в разрушительную силу, истребляющую нравственное начало человека.

Совсем не такую культуру предложил нашим далеким предкам этот удивительный духовный тандем двух братьев — просвещеннейших мужей, энциклопедистов, филологов, историков, богословов, соединивших блистательную эрудицию с самым главным — непоколебимой верой и осознанием того, что культура только тогда становится плодоносной, когда она поднимает человеческий дух. А культура, низвергающая дух долу, становится страшной и разрушительной силой. Поэтому сегодня для многих людей, особенно работающих в сфере культуры, встает более чем серьезный, жизненно важный вопрос: а какой культуре они служат? А каков результат их участия в культурном делании?

Пусть день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия поможет не только деятелям культуры, но и многим из нас ответить на вопрос: когда мы участвуем в некоем процессе — образования, воспитания — на какую культуру мы работаем? К чему мы направляем жизнь следующих поколений — к обладанию подлинной духовной культурой, возвышающей ум и нравственное чувство, или же, напротив, работаем на стороне той силы, которая используя антикультуру, разрушает человека, начиная с его души и сердца?

Да помогут святые равноапостольные Кирилл и Мефодий следовать их путем и нам, и Церкви нашей, и нашей системе образования, и культуре, с тем чтобы укреплялась духовная жизнь, чтобы человек возвышался над животным миром, чтобы все, что делается на этом поле брани, было направлено на разрушение зла и на укрепление начал духа и добродетели. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Кирилл поздравляет участников 11-го заседания Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам» / Patriarch / Patriarchate.ru

11-е -е заседание Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие» -Ислам прошел 5-6 мая 2018 года в Тегеране. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил участникам встречи приветственное послание. В сообщении говорится:

Уважаемые участники встречи,

Сердечно приветствую вас, поскольку вы собрались на 11-е заседание Совместной комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и исламским сообществом в Иране.

Во время встречи вы обсудите вопросы защиты окружающей среды. Важность этой темы сложно переоценить. В 2015 году Священный Синод Русской Православной Церкви установил день особой молитвы о Божьем творении, который проводится в первое воскресенье сентября.

Понятно, что экологические проблемы проистекают из проявления человеческого эгоизма. Стремясь жить максимально комфортно, потреблять как можно больше, люди истощают природные ресурсы, не задумываясь о последствиях.В погоне за сиюминутной выгодой люди делают свою планету все менее пригодной для жизни и попирают творение Бога — природу, тем самым искажая замысел Небесного Создателя для мира и еще более порабощая свой дух плоти. Такое хищное отношение к природе сегодня обрекает поколения на лишения. Поэтому основная причина экологического кризиса — именно кризис моральной ответственности людей.

Как сказано в Библии, Бог взял этого человека и поместил его в Эдемский сад, чтобы возделывать его и хранить (Быт.2:15). Мы призваны бережно относиться к окружающей среде, осознавая свою ответственность за нее перед Создателем. Пусть голоса наших общин помогут нам в этом начинании, и пусть нынешняя работа Совместной комиссии послужит делу общего свидетельства христиан и мусульман о важности сохранения нашего дома, Земли, в целости и сохранности.

Желаю участникам встречи успехов в работе.

+ КИРИЛЛ

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ

.

Святейший Патриарх Кирилл приветствует участников и гостей 25-й ежегодной Межпарламентской Ассамблеи Православия / Патриарх / Patriarchate.ru

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам 25 -го Ежегодная Межпарламентская Ассамблея Православия, которая проходит в столице Греции 25-30 июня 2018 года. Митрополит Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, зачитал ее на заседании, состоявшемся в Византийском и христианском музее в г. Афины.Текст приведен ниже.

Уважаемые участники и гости Ассамблеи:

Сердечно приветствую всех вас, кто собрался сегодня в Афинах для участия в 25-й ежегодной -й Межпарламентской Ассамблее Православия.

Объединяя парламентариев из стран с православной традицией на протяжении четверти века, Ассамблея стала важным местом для обсуждения различных актуальных вопросов и свидетельствования о православной точке зрения на многие вызовы современности.Люди, оказавшие вам доверие, надеются, что вы внесете свой вклад в утверждение христианских духовных и нравственных ценностей в жизни общества и в укрепление всеправославного единства.

К сожалению, это единство находится под угрозой в Украине, где каноническая Православная Церковь сталкивается с беспрецедентным давлением и дискриминацией. Однако, несмотря на все трудности, она самоотверженно и искренне служит Богу и людям. Наша общая задача — не допустить возможного усиления давления, в том числе со стороны внешних сил.

Мы не должны оставаться равнодушными к страданиям наших братьев и сестер по вере, к истреблению древних христианских общин на Ближнем Востоке, многие из которых восходят к временам апостолов, и к жестоким преследованиям последователей Иисуса Христа, где бы они ни жили.

Как и прежде, перед нами стоит самая важная миссия — дать нашим современникам возможность услышать евангельские новости и нести им Божественное Слово о любви, мире, прощении и милосердии.

Русская Православная Церковь всегда поддерживала деятельность Межпарламентской Ассамблеи Православия, и я надеюсь, что наше сотрудничество и дальше будет приносить хорошие плоды.

Призываю к вам благословение Бога и желаю успехов в вашей работе.

+ КИРИЛЛ

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ

.

Патриарх Кирилл: «В испытаниях нужно оставаться человеком и не забывать нуждающихся в помощи»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал людей искать силы в вере, чтобы преодолеть отчуждение, связанное с распространением коронавирусной инфекции, и, не пренебрегая врачебными предписаниями, не потерять способность делать добрые дела, сообщает Патриархия.ру.

В своей проповеди на Крестопоклонническую Воскресенье Великого Поста Предстоятель Русской Православной Церкви сказал присутствующим, что «иногда, когда возникает общая опасность, человеческие связи разрушаются, каждый начинает думать только о себе.А иногда это приводит к публичному краху ».

«Несмотря на эту инфекцию, провоцирующую отчуждение, мы не должны забывать о наших соседях, сохраняя при этом все необходимые медицинские рецепты, чтобы не быть носителями. Мы должны помогать им в меру наших возможностей. И сегодня это особенно необходимо пожилым и одиноким людям », — подчеркнул он.

«Почему Господь позволил этой заразе затронуть многих людей? Господь призывает нашу уверенную в себе технологическую цивилизацию… оценить пределы своих возможностей и осознать хрупкость этой цивилизации », — отметил Патриарх.

«Как будто Господь показывает нам: изо всех сил вы очень хрупки, вы действительно слабы. Вам следует полагаться не только во времена катаклизмов, но и вообще каждый день своей жизни, помимо собственных сил, на Мою помощь, на силу, превосходящую все человеческие силы », — подчеркнул Патриарх Кирилл.

Предстоятель Русской Церкви выразил свое отношение к тем, кто побуждает людей отказываться от выполнения медицинских предписаний, указав, что верующим не следует бояться заразы.

«Один мудрец, отвечая на этот абсурд, сказал:« Почему бы тебе не перекреститься и не прыгнуть с пятого этажа? На самом деле, вы не сделаете этого, полагаясь на свою веру. Почему же тогда вы подталкиваете людей нарушать правила, которым необходимо следовать? » — указал Патриарх.

«Вера должна давать нам силы преодолевать недуги, поддерживать своих близких… не терять способность творить добрые дела. Мы должны оставаться людьми, которые умеют любить и помогать другим… соблюдая определенные санитарные правила », — заключил Предстоятель Русской Церкви.

В заключение своей проповеди Патриарх Кирилл также выразил надежду, что «какой-нибудь неверующий, пройдя эти испытания, увидит в них Божью руку и милость, и сердца людей откроются… и они станут детьми Авраама. , как говорит нам Слово Божье ».

.

Патриарх Кирилл: «Разговоры о признании раскольников« под давлением »вызывают улыбку»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с проповедью после Божественной литургии в Храме Христа Спасителя 20 ноября 2019 года, сообщает Ria.ru. Он упомянул, что разговоры о дипломатах и ​​политиках, оказывающих давление на некоторые православные церкви с целью признания украинских раскольников, вызывают только улыбку.

«То, что мы наблюдаем сегодня, не является результатом инициатив церквей.Это результат того, что некоторые церкви не выдержали давления. Вот что мне прямо сказали Предстоятели Церквей: «на нас давят», «на нас давят». Я отвечаю на это: «Вы не должны говорить о давлении здесь, в России». Такое давление мы пережили на протяжении всего 20 -го -го века. Наши предки не просто прошли сложные переговоры с власть имущими, они прошли через тюрьмы, лагеря и Бутовский полигон. Однако Русская Церковь никогда не преклоняла колени перед теми, кто на нее давил », — заявил Предстоятель Русской Православной Церкви.

Святейший Патриарх Кирилл признал, что сегодня «никто так не давит на наши братские Поместные Православные Церкви». Но для ряда Предстоятелей и иерархов «жизнь в спокойной атмосфере произвела определенное впечатление достатка». В результате «некоторые не могли проигнорировать даже такое дипломатическое давление, которое определенно было оказано на ряд Церквей, в первую очередь греческих».

«Таким образом, нынешние намеки на Русскую Церковь со стороны некоторых братских Греческих Церквей являются результатом именно этого давления», — отметил Предстоятель РПЦ.

Он выразил сожаление по поводу того, что некоторые греческие церкви «поддались убеждениям низших чиновников». Патриарх сказал: «Это просто вызывает у меня улыбку. Вот пришел какой-то депутат и надавил на Патриарха, и Патриарх ничего не мог сделать. Вы знаете, сколько депутатов влияет на Патриархов? Но в чем же тогда наша общая ответственность? Как Главы Церквей сохранить единство Православия? »

По словам Святейшего Патриарха Кирилла, люди оказывали давление на Православную Церковь, «главным образом для того, чтобы возник раскол между греко-православным и славянским миром.«Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы эти злые планы, которые, кстати, нелепо осуществлялись, ни в коем случае не нарушили единство Единой Святой Католической Апостольской Православной Церкви», — заключил Патриарх Кирилл.

Он также поблагодарил духовенство за единодушие и поддержку их Предстоятеля, который «благодаря своему положению находится на острие этой борьбы и этих противоречий».

.