Содержание

Первый Земский собор 10 января 1549 — История России

Первый Земский собор («Собор примирения»), высшее сословно-представительское учреждение Русского царства, был собран царем Иваном IV в 1548 г. для обсуждения политических, экономических и административных вопросов. Впоследствии такие соборы стали называться Земскими (в противоположность соборам церковным).

ПРИЧИНЫ СОЗЫВА ПЕРВОГО ЗЕМСКОГО СОБОРА

По мнению одних, этот собор был созван царем для борьбы с боярами, против которых Грозный искал опоры в народе8. Это мнение не поддерживается историческими свидетельствами. Напротив, именно в 1550 г. царь всего менее мог думать о борьбе с боярством. К тому времени при посредничестве митрополитов Макария и Сильвестра он сблизился с лучшими людьми из боярства и составил из них круг советников и сотрудников, которые помогали ему в его смелых внешних и внутренних предприятиях. Чувствуя это затруднение, другие исследователи поправляют догадку, прибавляя, что первый земский собор дал царю твердую почву для будущей борьбы с боярством9. Но когда настала эта ожиданная борьба, царь не искал опоры в твердой почве земского собора, а создал для этого новое учреждение совершенно противоземского характера, опричнину. Все, что известно о целях первого земского собора от самого верховного виновника и руководителя его, также не поддерживает догадки о боевых демократических побуждениях, будто бы его вызвавших. […]

Другие исследователи указывают другие причины созыва первого земского собора; эти причины повторяют иногда как подкрепление своей догадки и сторонники противобоярского происхождения этого собора. То были: возникшая с объединением Руси Москвой потребность в общем органе для всей Русской земли, при помощи которого она могла бы заявлять о своих нуждах и желаниях перед образовавшеюся общею верховною властью, необходимость дать общее направление интересам и стремлениям отдельных земщин Московского государства, чтобы могло выработаться сознание целостной общерусской земщины, необходимость для царя вступить в союз с землею, отстранив бояр с пути, который вел к единению царя и земли, ясно понятая царем необходимость непосредственного общения своего с народом, чтобы иметь в нем твердую опору в правительственной деятельности, и т. п.10 Нельзя не признать того удобства этих соображений, что они касаются происхождения соборного представительства вообще, а не первого только собора; трудно объяснить происхождение первого собора отдельно от дальнейших, особенно когда для суждений о первом соборе так мало данных.

Ключевский В. О. Состав представительства на земских соборах древней Руси // Ключевский В.О. Сочинения в восьми томах. Том VIII. Исследования, рецензии, речи (1890-1905). М., 1959 Url.: http://az.lib.ru/editors/k/kljuchewskij_w_o/text_0190.shtml

Первый собор был созван Иваном IV в пору крайнего правительственного возбуждения царя. Венчание на царство с принятием царского титула, женитьба и вслед за тем страшные московские пожары, народный мятеж, казанские и крымские набеги — все эти треволнения с самого начала 1547 г. поочередно то поднимали, то повергали в уныние его неустойчивый дух. Он долго не мог оправиться от впечатления московских пожаров и через три с лишком года на Стоглавом соборе описывал свой тогдашний испуг с живостью только что пережитой минуты: тогда «вниде страх в душу мою и трепет в кости моя, и смирися дух мой, и умилихся и познах своя согрешения». Тогда он решился покончить и с боярским правлением, и со своей легкомысленной юностью и хлопотливо принялся за государственные дела. Он начал искать вокруг себя людей и средств, которые помогли бы ему поправить положение дел. При таком настроении царя созван был собор 1550 г. До нас не дошло деяния или протокола этого собора, и мы не знаем ни его состава, ни подробностей его деятельности. Но о нем сохранился такой рассказ. На двадцатом году своего возраста царь Иван, видя государство в великой туге и печали от насилия сильных, умыслил всех привести в любовь. Посоветовавшись с митрополитом, как бы уничтожить крамолы и утолить вражду, царь «повелел собрать свое государство из городов всякого чина». В воскресный день царь вышел с крестами на московскую Красную площадь и после молебна с лобного места сказал митрополиту: «Молю тебя, святый владыко, будь мне помощник и любви поборник. Знаю, что ты добрых дел и любви желатель. Сам ты знаешь, что я после отца своего остался четырех лет, а после матери осьми лет». Изобразив затем яркими чертами беспорядки боярского правления в продолжение своего несовершеннолетия, царь вдруг бросил в глаза присутствовавшим на площади боярам запальчивые слова: «О неправедные лихоимцы и хищники, неправедный суд по себе творящие! Какой теперь ответ дадите нам — вы, многие слезы на себя воздвигшие? Я чист от этой крови; ждите своего воздаяния». Потом царь поклонился на все стороны и продолжал: «Люди божии и нам дарованные богом! Молю вашу веру к богу и к нам любовь; ныне нам ваших обид и разорений и налогов исправить невозможно… молю вас, оставьте друг другу вражды и тяготы свои… я сам буду вам судия и оборона, буду неправды разорять и хищения возвращать».

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec40.htm

ВНУТРЕННЯЯ РЕФОРМА ГОСУДАРСТВА

Одновременно с казанскими походами Грозного шла его внутренняя реформа. Начало ее связано с торжественным «собором», заседавшим в Москве в 1550—1551 гг. Это не был земский собор в обычном смысле этого термина. Предание о том, будто бы в 1550 г. Грозный созвал в Москве представительное собрание «всякого чина» из городов, признается теперь недостоверным. Как показал впервые И. Н. Жданов, в Москве заседал тогда собор духовенства и боярства по церковным делам и «земским». На этом соборе или с его одобрения в 1550 г. был «исправлен» Судебник 1497 г., а в 1551 г. был составлен «Стоглав», сборник постановлений канонического характера. Вчитываясь в эти памятники и вообще в документы правительственной деятельности тех лет, мы приходим к мысли, что тогда в Москве был создан целый план перестройки местного управления. […] Так как примитивная система кормлений не могла удовлетворять требованиям времени, росту государства и усложнению общественного порядка, то ее решено было заменить иными формами управления. До отмены кормления в данном месте кормленщиков ставили под контроль общественных выборных, а затем и совсем заменяли их органами самоуправления. Самоуправление при этом получало два вида: 1) Ведению выборных людей передавались суд и полиция в округе («губе»). Так бывало обыкновенно в тех местах, где население имело разносословный характер. В губные старосты выбирались обыкновенно служилые люди, и им в помощь давались выборные же целовальники (т. е. присяжные) и дьяк, составлявшие особое присутствие, «губную избу». Избирали вместе все классы населения. 2) Ведению выборных людей передавались не только суд и полиция, но и финансовое управление: сбор податей и ведение общинного хозяйства. Так бывало обыкновенно в уездах и волостях со сплошным тяглым населением, где издавна для податного самоуправления существовали земские старосты. Когда этим старостам передавались функции и губного института (или, что то же, наместничьи), то получалась наиболее полная форма самоуправления, обнимавшая все стороны земской жизни. Представители такого самоуправления назывались разно: излюбленные старосты, излюбленные головы, земские судьи. Отмена кормлений в принципе была решена около 1555 г., и всем волостям и городам предоставлено было переходить к новому порядку самоуправления. «Кормленщики» должны были впредь оставаться без «кормов», и правительству надобны были средства, чтобы чем-либо заменить кормы. Для получения таких средств было установлено, что города и волости должны за право самоуправления вносить в государеву казну особый оброк, получивший название «кормленаго окупа». Он поступал в особые кассы, «казны», получившие наименование «четвертей» или «четей», а бывшие кормленщики получили право на ежегодные «уроки» или жалованье «из чети» и стали называться «четвертчиками».

Что такое Земский собор? В чем его суть? Когда был первый собор?

Земский собор — это собрание представителей всех сословий Русского царства в XVI-XVII вв. Делегатов собирали, чтобы обсудить политические, экономические и административные вопросы. Крепостные крестьяне к заседаниям не допускались

С. В. Иванов. «Земский собор», 1908

За 135 лет (1549-1684) было созвано около 60 земских соборов. Слово «земский» означает «всей земли», то есть общегосударственный, а «собор» — «собрание», «совещание».

Земский собор — русский аналог Генеральных штатов во Франции и Нидерландах, Сейма в Речи Посполитой, Рейхстага в Священной Римской империи, Кортесов в Испании или Парламента в Англии.

Созванный царями совет

Первый Земский собор созвал Иван IV Грозный в 1549 году. Молодой царь, только что взошедший на престол, нуждался в поддержке общества.

Первый собор, получивший название «Собор примирения», состоял из представителей церкви, Боярской думы (правительство) и делегатов от различных земель и социальных слоев, за исключением крепостных крестьян. На соборе Иван IV выступил с покаянной речью перед народом и обещал царствовать праведно.

«Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью». Картина Клавдия Лебедева

Однако его правление со временем становилось, наоборот, все более деспотичным. Земские соборы созывались и далее, но превратились в фиктивный орган, который лишь слепо одобрял решения правителя.

Всплеск активности земских соборов пришелся на Смутное время, когда власть на Руси ослабла и заколебалась. В 1598 году Земский собор избрал царем Бориса Годунова, в 1613 году — Михаила Романова. В 1610-1613 гг. в условиях иностранной интервенции Земский собор при народном Ополчении фактически стал органом верховной власти в России.

Провозглашение Авраамием Палициным, келарем Троице-Сергиева монастыря, решения Земского собора об избрании на царство Михаила Романова. Миниатюра 1673 года

В течение XVII века власть Романовых крепла, земские соборы вновь стали терять полномочия. Цари прибегали к ним лишь для того, чтобы утвредить особо важные решения. В 1649 году Земский собор принял Соборное уложение — свод законов и правил, действовавший почти 200 лет. В 1684 году Земский собор утвердил Вечный мир с Польшей. С тех пор он не созывался.

Русский парламент?

Земский собор так и не стал полноценным парламентом России, как это произошло в Англии. Он и не вступил в конфронтацию с монархом, как это было во Франции. Русский парламентаризм умер, так и не родившись.

С тех пор любой парламент в России, будь то царская Государственная Дума 1905-1917 гг., Верховный Совет СССР или современный Совет Федерации, со временем перерождается в послушный и безропотный орган утверждения царских указов.

Заседание Государственной думы Российской империи, 1912 год. Фото: Wikimedia

Попытки реанимировать Земский собор и созвать представителей всего народа предпринимались и после 1684 года. Его аналогом можно назвать Уложенную комиссию 1767 года, созванную в Москве Екатериной II. Реальные результаты ее деятельности оказались ничтожными и она была распущена.

В царствование Александра III часть консервативных политиков предлагала императору созвать Земский собор, однако он отверг этот проект.

Во время Гражданской войны в России попытки созвать всенародное представительво были предприняты вновь. Аналогом Земского собора можно назвать Всероссийское учредительное собрание, которое было разогнано большевиками в январе 1918 года.

Заседание Госдумы РФ. Фото: Wikimedia

В 1922 году во Владивостоке, последнем оплоте Белой армии, был созван Приамурский Земский собор. Его целью было восстановление монархии и учреждение нового органа Верховной власти. Собор признал власть Дома Романовых, однако вскоре был разогнан наступающей Красной армией.

кто его созвал, когда это случилось и кого выбрали царем

С самых давних времен на Руси существовал порядок, по которому все возникшие проблемы решались коллективно, хотя созыв первого Земского собора произошел только в 1549 году. Чем занимался этот орган, что такое произошло в стране, что послужило причиной его появления, кто входил в его состав? Ответы на эти вопросы найдутся в статье.

Роль Земского собора

Земский собор – высшее представительское государственное учреждение в Царской Руси с середины Земский собор

Земский соборшестнадцатого столетия и до конца семнадцатого века.

В него входили:

  • боярская Дума – постоянный совет при князе, решавший важнейшие государственные вопросы и присутствующий в Земском соборе в полном составе;
  • освященный собор, представителями которого были высшие церковные иерархи;
  • выборные люди от служилых – лиц, известных на Руси в период с четырнадцатого века по восемнадцатое столетие, которые обязаны нести военную или административную службу на благо государства;
  • московское дворянство;
  • стрельцы – выборные служилые лица;
  • пушкари – русские артиллеристы в период с шестнадцатого по семнадцатый век;
  • казаки.

Это интересно! Что такое смутное время: кратко о причинах и последствиях смуты

В эту организацию входили абсолютно все сословия населения, не считая крепостных крестьян. Первый Земский собор 1549 года был созван с целью познакомить всех участников этого учреждения с реформами нового органа Ивана Васильевича Грозного. Этим органом была Избранная рада.

К реформам относились следующие нововведения:

  • формирование стрелецкого войска – личной охраны Ивана Грозного;
  • создание нового Судебника;
  • централизация власти, ужесточение и укрепление системы приказов, принуждения.

Этот совет существовал во время сословно-представительной монархии – формы правления, при которой в решении политических, административных, экономических, социальных, международных проблем и вопросов в государстве принимают участие члены всех сословий.

реформы в Соборе

реформы в Соборе

Один из самых жестоких правителей Руси, желавший создать в своем государстве абсолютную монархию, 27 февраля 1549 года проявляет признаки демократической инициативы и организует созыв первого Земского собора – органа, включающего в себя людей самых разных социальных и экономических положений.

Однако на самом деле это большой шаг на пути к централизации власти. Следующие 130 лет этот совет имел решающее слово в решении важнейших внутри- и внешнеполитических проблем, экономических вопросов, избрании новых правителей государства и определении престолонаследия.

Это интересно! Эпоха Столыпина: столыпинские реформы – емко и кратко об итогах

До зародившегося во времена Ивана Васильевича органа управления страна знала другое подобное учреждение – вече. Это своеобразная попытка привнести в систему управления государством демократию, ведь в этот орган входили также представители разных сословий. Вначале здесь обсуждались небольшие судебные и административные проблемы, а потом – вопросы на уровне международных отношений.

Важно! Земский собор в корне отличался от вече. Его деятельность была гораздо более обязательна к исполнению, регулируема, с самого начала решались важнейшие государственные вопросы. Соборы стали первым в стране демонстрированием парламентаризма – системы управления страной, где есть разграничение функций законодательной и исполнительной власти при значимом положении парламента.

Причины и предпосылки создания

В 1538 году Елена Глинская – княгиня, вторая жена московского князя Василия Ивановича, первая заявление о самостоятельном царствовании

заявление о самостоятельном царствованиивластительница объединенного русского государства, умирает.

Ее период правления ознаменовался бесконечными внутренними противостояниями между боярами и другими представителями высших сословий, отсутствием поддержки среди бояр и обычного народа, жестокостью к конкурентам в борьбе за престол.

После ее кончины линия наследия царствования продолжалась двумя детьми – старшим Иваном и младшим Юрием.

Юные претенденты, ни один, ни второй, не смогли взять в руки управление страной, поэтому фактически власть над ними и государством осуществляли бояре. Наступает непрерывная борьба за престол между разными кланами.

В декабре 1543 года старший сын Елены Глинской готов заявить о намерениях начать самостоятельное царствование. Для получения власти он использует жестокий метод. От него был отдан приказ арестовать Шуйского – князя Руси на тот момент.

Шестнадцатого января 1547 года Иван венчается на царство. В этот период растет недовольство народа из-за плохого управления, которое толком не осуществилось, беспредела, что творили знатные люди по отношению к обыкновенным крестьянам. Феодальная борьба между сословиями и боярами нарастает. Царь понимает, что те условия, которые существовали до его начала управления, делали его полностью зависимым и подконтрольным знатным людям.

создание новых порядков

создание новых порядковТаким образом, именно следующие причины и предпосылки положили начало истории Земского собора:

  • создание и узаконивание новых порядков особенностей управления, таких как установление абсолютной монархии (самодержавие), а также возвращение к положениям во власти, существовавшим в период правления Василия III;
  • объединение главных и самых влиятельных политических сил в государстве – феодалов и богатейших купцов, ведущих внешнюю торговлю;
  • необходимость заключение перемирия и дружеских, сотруднических договоров между сословиями;
  • необходимость распределить ответственность за осуществляемую политическую деятельность между представителями знатных сословий;
  • обостряющееся недовольство низших сословий – обыкновенного народа, которое усилилось из-за произошедших пожаров в Москве в 1547 году, где погибло более 1700 человек и было уничтожено около трети построек города;
  • необходимость проведения коренных реформ во всех сферах жизнедеятельности общества, государственной поддержки населения.

Это интересно! Когда была создана и что это такое опричнина: причины и последствия

Учреждение получило неофициальное название «собора примирения». Он сделал вывод о плохих результатах правления бояр, которое осуществлялось после смерти княгини.

Однако сам Иван Грозный не винил бояр в плохом положении дел в стране – он взял большую часть ответственности на себя, в то же время дав понять, что готов забыть все грубые нарушения правил приличия, норм поведения и прошедшие обиды в обмен на верность самому царю, действующим законам и порядкам, приверженность идеалам общественных институтов.

Однако уже в то время было ясно, что боярское правление будет сильно ограничиваться в пользу власти дворян – юный царь не желал отдавать все полномочия управления государством в одни руки.

боярское правление

боярское правление

Если с главной предпосылкой созыва этого правительственного органа понятно – особенности личного видения Ивана Грозного и накопившиеся к моменту его вступления в должность противоречия на самых верхах власти, то касаемо основной причины создания среди историков споры ведутся до сих пор: одни ученые утверждают, что главным фактором послужил огромный московский пожар, унесший жизни тысяч людей, в котором народ обвинил родственников царя – Глинских, а другие уверены, что Иван боялся бесчинств обыкновенных людей.

Одной из самых правдоподобных считается теория о том, что юный царь опасался ответственности, которая на него взвалилась с приходом к власти, и решил создать орган, разделяющий с ним эту ответственность.

Это интересно! Основные реформы Петра 1 с датами: кратко

Отличия западного парламентаризма от российского

Все созданные социальные институты, государственные учреждения, в том числе и Земский собор были уникальными, имели свои особенности, непохожие на западные устои и порядки. Создание этого органа – шаг на пути к формированию такой системы управления, которая не раз помогала стране переживать и выходить из политических и международных кризисов.

Например, когда наступал период, в который не было явных претендентов на царствование, именно этот совет определял, кто возьмёт власть в руки, устанавливал новую династию.

Важно! Первый правитель, избранный Земским собором, – Федор, сын Ивана IV Васильевича Грозного. После этого совет собирался еще несколько раз, установив период правления Бориса Годунова, а затем и Михаила Романова.

В период царствования Михаила деятельность и история созыва земских соборов прекратилась, но дальнейшее формирование системы государственного управления осуществлялось с оглядкой на это Земский собор

Земский соборучреждение.

Земский собор нельзя сравнивать с подобными правительственными органами запада по следующим причинам:

  1. На западе представительские, правительственные, законодательные органы формировались с целью устранить и предотвратить произвол самодержавной «верхушки». Их учреждение было следствием политической конкуренции. Инициатива формирования подобных органов выдвигалась обыкновенными гражданами, в то время как в России формирование происходило по предложению самого царя, а главной целью служила централизация власти.
  2. Парламент Запада имел регламентированную систему управления, созывался через определенные промежутки времени, имел конкретное значение и функции, прописанные в законодательстве. Российский Земский собор созывался по желанию царя или по острой необходимости.
  3. Западный парламент – законодательный орган, а российский образец редко занимался изданием и принятием законов.

Это интересно! Когда появилось местничество и что это такое

Полезное видео

Вывод

Первый Земский собор созвал Иван IV Грозный в момент начала своего царствования. Вероятно, молодой правитель хотел подтвердить свое право на престол, создать здоровую, крепкую систему управления, приблизить государство по уровню развития к западным странам.

Однако последующее развитие событий показало, что царь стремился централизовать власть, создать абсолютную монархию, сильнейшее самодержавие. В то же время этот орган сыграл большую роль — стал прообразом для дальнейшего формирования системы государственного управления.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Twitter

Первый Земский Собор на Руси :: Издательство Русская Идея

27.02.1549 (12.03 в 2018 г.). – Первый Земский Собор на Руси

Земский Собор — «Совет всея земли»

Земский СоборЗемский Собор – высшее сословно-представительное учреждение в России с середины ХVI – по конец ХVII вв. В литературных памятниках XVII в. такой Собор часто называется «советом всея земли». Появление Земских Соборов было результатом объединения русских земель в единое государство, роста политического значения дворянства и верхов посада.

По своей структуре Земский Собор в России приближается к сословному представительству Западной Европы, но в отличие от последнего имел только совещательное значение, а не законодательное (за редкими чрезвычайными исключениями). Решения Земского Собора лишь тогда принимали силу закона, когда в его работе принимали участие Боярская дума во главе с Царем.

Созыв первого Земского Собора 27 февраля 1549 г. совпадает с началом реформаторского периода в правлении Ивана IV Васильевича Грозного. Земский Собор возник как общегосударственный аналог городовых советов, существовавших в крупных уездных городах и ранее. Первый Земский Собор включал в себя членов Освященного собора (высшее духовенство), Боярской думы (удельные князья, бояре), государева двора, выборных от провинциального дворянства и богатых горожан. Заседания собора проходили по чинам, решения фиксировались как единогласные. Собор состоял как бы из двух палат: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую – воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Совещание продолжалось два дня. Было три выступления царя, выступление бояр, наконец, состоялось заседание боярской думы.

Этот первый Земский Собор был назван «Собором примирения» и ознаменовал превращение Русского государства в сословно-представительную монархию через создание центрального сословно-представительного учреждения, в составе которого значительно возросшую роль играли дворяне. При этом феодальная аристократия должна была поступиться рядом своих привилегий в пользу основной массы служивого люда. Собор принял решение о составлении нового Судебника (утвержден в июне 1550 г.).

В связи с тем, что в феврале 1549 г. было решено «давать суд» если человек обратился с челобитным на бояр, казначеев и дворецких, создается особая Челобитная изба. В нее поступали челобитные на имя Государя, здесь же по ним принимались решения. Челобитная изба была бала своего рода высшим апелляционным ведомством и контрольным органом, надзиравшим над другим правительственным учреждением.

Одновременно с «Собором примирения» происходили заседания и церковного Собора, который установил церковное празднование 16 святых и рассмотрел их жития.

В дальнейшем в соборах участвовали представители черносошного крестьянства и торгово-ремесленного посадского населения.

Созыв Собора осуществлялся призывной грамотой, в которой указывались вопросы повестки дня, количество выборных. Если количество не было определено, это решало само население. Выборы представителей на Земские Соборы (количество членов не было определено и колебалось от 200 до 500 человек) проходили в уездных городах и в губных станах в форме собраний определенных чинов. Выборные созывались посылкой грамот по городам, которые – со своими уездами – составляли избирательные округа. В проходивших по сословиям выборах могли участвовать лишь те, кто платил налоги в казну, а также люди, несшие службу. По завершении выборов составлялся протокол собрания, который заверялся всеми участвовавшими в выборах. Протокол отсылался в Посольский или Разрядный приказ. Выборные брали с собой необходимый запас провианта или денег, которыми их снабжали выборщики. Жалование выборным не платилось. Заседания Соборов могли проходить годами, поэтому выборным было чрезвычайно важно запастись всем необходимым.

Каждый Земский Собор открывался торжественной службой в кремлевском Успенском соборе, иногда случались и крестные ходы, после чего происходило торжественное заседание Собора в полном составе. Царь произносил речь и ставил задания. После устраивались совещательные заседания выборных между собой. Каждое сословие заседало отдельно. Голосование по основным вопросам происходило в специальных палатах. Нередко под конец Земского собрания устраивалось совместное заседание всего Собора. Решения принимались обычно единогласно. При закрытии Собора Царь давал торжественный обед для выборных.

Компетенция Земских Соборов была весьма обширна. Известна роль Земских Соборов в вопросах кодификации права (Судебник 1550, Соборное Уложение 1649 г. – первый систематизированный Свод законов в российской истории). Соборы ведали также вопросами войны и мира, внутреннего и налогового управления, церковного устроения в годы раскола. Имелось у Соборов и формальное право законодательной инициативы, однако до 1598 г. все Соборы были совещательными, после смерти Царя Феодора Ивановича стали созываться «избирательные» Соборы. 14 февраля 1598 г. Земский Собор избрал Царем Бориса Годунова после пресечении царствовавшей линии Рюриковичей, в 1613 г. – Михаила Романова по преодолении Смутного времени, в 1682 г. (на последнем соборе) был утвержден Царем Петр I совместно со старшим его братом Иоанном V.

В первые десятилетия XVII в. Земские Соборы заседали почти непрерывно. Затем Соборы стали созываться реже, в основном в связи с внешнеполитическими событиями. Так, 1 октября 1653 г. Земский Собор принял постановление о воссоединении Малороссии с Россией. Соборы прекратили собирать при Алексее Михайловиче. Вместо Земских Соборов начинают собираться односословные комиссии.

За время своего существования было созвано 57 Земских Соборов.

Использованы материалы:
http://www.krugosvet.ru/articles/120/1012020/1012020a1.htm

+ + +

В 1990-е годы народный художник России скульптор В.М. Клыков создал Всероссийское движение по подготовке нового Земского Собора и провел несколько местных Соборов: в Новочеркассе, Курске, Крыму, С.-Петербурге. Он надеялся на поддержку церковного руководства, но не получил её, почему это движение постепенно и сошло на нет, уступив место воссозданию Союза Русского Народа, призванного сначала провести его самоорганизацию и мобилизацию.

Земский Собор в Новгороде. Клавдий Лебедев. 1907

Вече в Новгороде. Клавдий Лебедев. 1907


Созыв первого Земского Собора, как борьба царя Ивана Грозного с боярами

Земские Соборы – это орган власти, где были представлены все сословия Российского царства в шестнадцатом и семнадцатом веках. Созывать мог их только царь. Решения Земских соборов за редким исключением имели совещательное значение. Первый Земский Собор в феврале 1549 года созвал царь Русского государства Иван IV Васильевич. Основной причиной созыва была уменьшение власти бояр и возвышение роли дворянства.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Детство и юность Ивана IV

Когда Ивану Васильевичу было три года, умер его отец Великий князь Василий III. Регентом при малолетнем Великом князе стала его мать. Елена Васильевна была энергичной и властной женщиной. Она посадила в тюрьму своего дядю Михаила Глинского и братьев покойного мужа Андрея и Юрия. Они оказывали сильное сопротивление её правлению. Из темницы они не вышли. А в 1538 году Елену Васильевну отравили недовольные бояре. Восьмилетний Иван и его пятилетний брат остались сиротами.

Это интересно: табель о рангах Российской Империи, таблица с описанием.

За малолетнего Великого князя стали править Московией бояре. Вначале власть захватили знатнейшие князья Шуйские. Братья до того узурпировали власть, что иногда не созывали Боярскую думу при решении важных государственных вопросов. У них власть отнял князь Бельский, но через некоторое время Шуйские опять вернули себе власть. Во время этой борьбы за верховенство бояре не слушали увещевающих слов митрополитов, которых они насильно сгоняли с митрополии. Не щадили великого князя, не оказывали ему никаких почестей. Малолетние дети Василия третьего и Елены Васильевны оказались в заложниках властолюбивых бояр.

Будущий царь Русского государства не видел любви и доброго отношения со стороны бояр. Только во время официальных церемоний перед народом выказывали знаки почтения. По воспоминаниям самого Ивана он с братом росли как «самая последняя чадь». Такое непочтение сильнейшим образом обижало Ивана. Мальчик постепенно озлоблялся. Не имея мудрого наставника и воспитателя, приобретал дурные манеры и привычки. Научился двуличничать и притворяться.

Это интересно: «Союз трех императоров» — причины его заключения, важность исторического момента.

Мечта о мести боярам всё больше крепла. Злоба в нём стала уже постоянной. В тринадцать лет ему удалось отомстить одному из Шуйских, князю Андрею. Выбрав удачный момент, он и его псари натравили на Андрея собак, которые насмерть загрызли свою жертву.

Только одного доброго человека встретил Иван в отрочестве. Умный и образованный митрополит Макарий занялся образованием великого князя. Он привил ему любовь к чтению, развил его природный ум. Макарий внушил подростку, что Москва является третьим Римом и воспитал в Иване желание создать на базе Великого Московского княжества православное царство. Он воспитывал в Иване будущего государя. Внушал не наносить вред церкви. И действительно, пока был жив Макарий, царь Иван не конфликтовал с духовенством.

Но влияние и воспитание митрополита не смогло переломить в Иване озлобление на бояр, жестокость и лукавство. В шестнадцать лет объявил боярской думе о своём желании жениться и венчаться на царство. В начале 1547 года стал первым царём Русского государства и женился на Анастасии Юрьевой из рода Федора Кошки.

Боярство

Начиная с пятнадцатого века в Великом Московском княжестве, а потом в Русском царстве одной из острых проблем в государстве была проблема взаимоотношений великого князя (царя), боярства и дворян.

Бояре – это высшие аристократы, которые появились еще в Киевской Руси. Основными признаками, которые выделяли бояр, являлись:

  • Знатность. У бояр была прославленная и богатая родословная. Авторитет их был равен авторитету правителя государства. Боярами становились князья не ставшие великими князьями или царями. Или богатые родственники правителей государств.
  • Богатство. Бояре являлись крупнейшими землевладельцами.
  • Независимость. Бояре не были ничем не обязаны правителю и воспринимали его как равного себе.

К началу пятнадцатого века в Московии были несколько родов боярских, которые являлись властными центрами, полностью независимыми от правителей государств. Кто же были эти самые влиятельные рода? В эту когорту самых влиятельных родов входили:

  • Шуйские.
  • Голицыны.
  • Бельские.
  • Милославские.
  • Романовы.
  • Морозовы.
  • Годуновы.
  • Другие рода, равные им по знатности.

Боярство стремилось к ослаблению власти верховного правителя и возвышению своего рода над другими. Поэтому бояре были основными инициаторами интриг, заговоров и смут. Наиболее обострилось это противостояние в период правления Ивана Грозного.

Дворянство

Дворяне – это подданные государя, состоящие на державной службе и получающие за это вознаграждение. Слово «дворянин» первоначально определяло людей с княжеского двора. Они брались правителем на службу для выполнения воинской службы, судебных и административных функций и других поручений. Дворяне вначале составляли низший класс знати, прочно связанный с князем и его хозяйством. Отличительными особенностями дворянства были:

  • Небольшое имущественное состояние. Дворянами обычно становились инициативные и способные люди из среднего класса: чиновник, профессиональные военные, горожане, средние и мелкие землевладельцы, богатые крестьяне.
  • Не знатность. В основном дворянами становились люди, не являющиеся представителями древних знатных родов. Свой авторитет зарабатывали будучи уже на государственной службе.
  • Служение государству. Это бояре могли служить государству, когда сами захотят. А дворянин был обязан служить в качестве чиновника или военного.
  • Получение материального или морального вознаграждения от правителя. Каждый дворянин за своё служение получал от царя вознаграждение, чаще всего землёй. Появляется класс помещиков.
  • Преданность государю. Дворяне были заинтересованы в преданном служении царю и всемерном укреплении власти хозяина. Их благосостояние зависело от правителя.

Наиболее бурное развитие дворянство получило в период правления Ивана IV Грозного. Они стали его опорой в противостоянии с боярством.

Земский собор

После венчания на царство молодой Иван четвёртый ставит основной своей целью урезание власти и влияния боярства и построения централизованной системы управления государством. Кто предложил государю созвать Земский Собор, как орган законодательной власти? В этом деле большое содействие ему оказывал Пересветов Иван Семёнович, писатель и один из ярчайших представителей политической и общественной мысли в середине шестнадцатого века.

В своих сочинениях Пересветов И. С. выступает яростным обличителем системы боярства и обосновывает полезность возвышения дворянства. Утверждал, что продвигаться по службе человек должен исходя из личных заслуг, а не по знатности рода. Его намерения проведения реформ в государстве в основном совпадали с политикой царя.

Созыв первого Земского Собора состоялся в 1549 году в феврале месяце. Что такое Земский Собор? Земский собор включал в себя представителей высшего духовенства, Бояркой думы, дворян, богатых горожан. Они избирались по сословному и территориальному признаку. Только Боярская дума не избирала своих представителей. Она присутствовала на Соборе в полном составе.

Функции Земского Собора разработал лично царь. Ими стали принятия определенных законодательных актов, остро необходимых на данный момент деятельности государства. Первый Собор был разделен по секциям, согласно положению и чинам участников. Решения считались принятыми, если за него проголосовали единогласно.

Избранный состав первого Собора в своей работе по времени уложился в два дня. Царь выступал на нём три раза. Он во всеуслышание обвинил бояр в бесконечных злоупотреблениях данной им властью. Призвал к совместным усилиям по укреплению могущества государства. Выступали именитые бояре. И в конце собора было проведено отдельно заседание думы боярской.

Впоследствии первый Земский Собор назвали «Собором примирения». Он положил начало перехода Русского царства в сословно – представительскую монархию путём образования головного сословно – представительного органа, в котором главенствовали представители дворянства. Принято было решение о составлении Судебника, который был утвержден царём в 1550 году. Согласно ему любой человек мог обратиться с челобитной в суд на боярина. Поэтому создаётся Челобитная изба.

Но и высшая аристократия не желала сдавать свои позиции. Они добились того, что если на какое-либо решение Земского Собора Боярская дума накладывала вето, то это решение носило только рекомендательный характер, а не становилось законом.

Заключение

Созыв первого Земского Собора имеет большое значение в истории Российского царства. Первый Собор стал начальным этапом в борьбе Ивана Грозного с боярщиной. Позже, через шестнадцать лет, последовало введение на Руси опричнины, мрачные семь лет в истории государства Российского.

Первый Земский Собор на Руси

?

LiveJournal

  • Find more

    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • iOS & Android
  • Help

Login

  • Login
  • CREATE BLOG

    Join

  • English

    (en)

    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

зачем созывали Земские соборы? — История России

На протяжении полутора столетий в Российском государстве существовал особый орган власти, символ единства царя и русского народа

Примирение с Грозным царем

После засухи и пожаров 1547 года в Москве начались бунты: оставшиеся без жилья и средств к существованию люди пытались найти виноватых в своем несчастье. Пошли слухи о поджигателях и колдунах, а главные подозрения пали на родственников Ивана IV по материнской линии, великих князей из рода Глинских. Разгневанная толпа убила дядю государя, а затем направилась к нему самому с требованием выдать остальных «виновников».

Чтобы предотвратить волнения, Иван Васильевич заявил о намерении созвать в столице «Собор примирения», участие в котором позволялось принять представителям всех сословий из разных земель. Основным вопросом, стоявшим на повестке дня, царь назвал злоупотребления собственных наместников и самоуправство бояр. Собор состоялся в 1549 году. Стоя на Лобном месте площади Кремля, Иван Грозный прилюдно каялся в своих грехах перед простым народом и обрушился с критикой на представителей боярства. Последним оставалось лишь повиниться перед государем и согласиться на то, чтобы отныне все жалобы населения рассматривал царский суд. В дальнейшем так называемое тяглое население (то есть крестьяне и посадские люди) в заседаниях собора участвовало редко, но его интересы формально представляли сами правители.

Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своей покаянной речью. Художник Клавдий Лебедев

Источник: commons.wikimedia.org


Считается, что с 1549 года в Российском государстве оформилась сословно-представительская монархия. В состав Земского собора на регулярной основе входили царь, Боярская дума, Освященный собор русской церкви, представители дворянства и купечества. Обсуждали они вопросы объявления войны и заключения мира, введения новых налогов и решения безотлагательных внутриполитических проблем (например, об управлении государством после отъезда Ивана Грозного в Александровскую слободу, о введении опричнины). Частота и продолжительность заседаний заранее не оговаривались, поскольку зависели от важности текущих вопросов. Иностранцы, побывавшие в России, сравнивали Земский собор с парламентом и называли его каждый на манер своего государства – то сеймом, то риксдагом.

Новые династии

Дважды в истории на Земских соборах избирались цари-родоначальники новых династий, но судьбы их сильно отличались друг от друга. Первый избранный собором царь Борис Годунов не был любим в народе и виделся подданным едва ли не хуже самозванцев, заполонивших страну в годы Смуты. Царь Борис правил Россией семь лет, а его сын Федор (последний из Годуновых) – всего полтора месяца.

Земский собор. Художник С.В. Иванов. 1908 год

Источник: commons.wikimedia.org


В начале 1613 года, после изгнания из Москвы интервентов, пришло время избрать нового правителя. В столицу съехались выборные «Всей земли» из 58 городов, их число превышало восемьсот человек. Им предстояло участвовать в первом по-настоящему всесословном Земском соборе, отменить решение предыдущего собора о призвании на престол польского королевича Владислава и из множества кандидатур выбрать самого достойного русского царя. Заседания Земского собора происходили в очень напряженной обстановке. Представители знатных боярских фамилий выдвигали своих ставленников и до последнего боролись за лидерство. Всего предложили более десяти претендентов, среди которых Дмитрий Трубецкой, Иван Голицын, Петр Пронский и герой Второго ополчения Дмитрий Пожарский (он, впрочем, сразу отказался). После ожесточенных споров выбор пал на шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова. Ему суждено будет стать первым из династии, правившей затем Российским государством на протяжении трех столетий. Кандидатура Романова оказалась компромиссной. Бояре надеялись, что юным правителем будет легко манипулировать. Народу было важно дальнее родство Михаила Федоровича с Рюриковичами: он приходился родственником первой супруге Ивана Грозного Анастасии Захарьиной-Юрьевой.

20 февраля 1613 года. На паперти Благовещенского собора Московского Кремля келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын зачитывает решение Земского собора «Об избрании на царский престол боярина Михаила Федоровича Романова»

Источник: commons.wikimedia.org


Трудное решение

В 1653 году, когда Российским государством правил царь Алексей Михайлович, на Земском соборе приняли решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией. 1 октября объявили праздничным днем, и само заседание носило торжественный характер. Царь пришел на него с крестным ходом из церкви и велел зачитать вслух доклад о несправедливом отношении польского короля к православным подданным. Кроме того, на всеобщее обозрение представили челобитную, которую накануне украинский гетман Богдан Хмельницкий подал Алексею Михайловичу.

Этому событию предшествовали годы борьбы запорожских казаков с польским владычеством. В XVII веке большая часть Украины входила в состав Речи Посполитой, где официальной религией было католичество, а официальным языком – польский. Подданные украинского происхождения постоянно страдали от притеснений, увеличения повинностей и религиозных гонений. Освободительная война была неизбежна. После взятия Киева и заключения перемирия с Польшей Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю с просьбой о помощи, но получил отказ. Алексей Михайлович посчитал, что страна не готова к войне с Польшей – не так давно удалось восстановить силы после Смуты, а годом ранее столицу потряс Соляной бунт. Тем временем весной 1649 года Речь Посполитая возобновила боевые действия против восставших, и русский царь засомневался в правильности своего решения. Наконец, через два года на Земском соборе впервые была озвучена идея о воссоединении с Левобережной Украиной, а в 1653 году намерения двух сторон официально подтверждены. Платой за этот выбор стала русско-польская война, завершившаяся подписанием Андрусовского перемирия. Речь Посполитая признала права России на приобретенные земли.

«Навеки с Москвой, навеки с русским народом». Художник Михаил Хмелько. 1951 год

Источник: regnum.ru


Мечты и проекты

Последний Земский собор созывали в 1682 году. Спустя два года орган власти был упразднен, на смену сословно-представительной монархии пришла абсолютная – в лице Петра Великого.

А вот идеи о возрождении Земских соборов не оставляли русских мыслителей и государственных деятелей даже в XIX столетии. Первыми о возвращении к допетровским традициям заговорили славянофилы: в 1855 году Константин Аксаков составил «Записку о внутреннем состоянии России», в которой рассуждал о необходимости власти прислушиваться к «голосу земли». Правда, всерьез обсуждать этот вопрос о 50-е годы девятнадцатого века не удавалось, ведь славянофилы выступали за отмену крепостного права и дарование населению гражданских свобод, а настоящий Земский собор все же являлся органом сословным. Работа Аксакова была опубликована лишь через двадцать пять лет после ее написания. Тогда изложенные в ней идеи заинтересовали публику куда больше, чем накануне Великих реформ. В 1882 году министр внутренних дел граф Н.П. Игнатьев представил на суд Александра III проект, согласно которому Земский собор следовало созвать вновь, одновременно с проведением коронации в Москве. Предложение Игнатьева встретило решительное сопротивление со стороны обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, да и самого царя не впечатлило: для народного представительства время не подходящее, полагали они. Граф Игнатьев подал в отставку, а Земский собор окончательно превратился в очередную увлекательную страницу русской истории.

В московской гостиной 1840-х годов. Художник Борис Кустодиев

Источник: pinterest.com


Обложкка: Земский собор. Художник А.Ф. Максимов. Источник: regnum.ru


Смотрите также:

Как стать царем: знаковые, необычные и трагические коронации в истории России

Иван Грозный – Благочестивый и Певчий герой народного эпоса и первый русский царь

Борис Годунов – первый избранный царь

Собор, воссоединивший Украину с Россией

Славянофилы и западники

Царь Михаил Федорович: Первый Романов

Год 1613. Россия была в разгаре кризиса, который был вызван смертью царя Федора I пятнадцатью годами ранее. Могущественные бояре вели ожесточенную борьбу за престол. Тем временем польские и шведские войска воспользовались политической суматохой, чтобы вторгнуться на территорию России и оккупировать ее. Русскому народу было достаточно. Чтобы спасти Россию от врагов, внутреннее соперничество должно было прекратиться. Они созвали Земский Собор (Земское собрание) для избрания нового царя.Выбор собрания пал на шестнадцатилетнего мальчика — Михаила Федоровича Романова.

Период между 1598 и 1613 годами обычно упоминается в русской истории как Смутное время . Хилый царь Федор I (1584-1598) умер бездетным, и основная линия Дома Рюриковичей (ведущая свою родословную от вождя викингов Рюрика) вымерла. Последовала ожесточенная борьба за трон, в которой участвовали ведущие вельможи того времени. Борису Годунову (1598–1605) и Василию Шуйскому (1606–1610) удалось на короткое время закрепить за собой престол, но они столкнулись с проблемами своего правления из дома и за рубежом.По крайней мере, трое претендентов утверждали, что они царевич Дмитрий Угличский, сын Ивана Грозного, который был найден мертвым при загадочных обстоятельствах в 1591 году. Первый даже правил Россией почти год.

Пока дворяне сражались друг с другом, польская и шведская армии воспользовались слабостью России, чтобы оккупировать русскую территорию. Два года польские солдаты оккупировали Москву. Перспектива уничтожения России вызвала большое беспокойство среди россиян любого происхождения. Национальное восстание под предводительством благородного князя Дмитрия Пожарского и крестьянина Кузьмы Минина завоевало широкую поддержку, и 22 октября 1612 года их армии взяли под свой контроль Москву.«Национальные освободители» (чья статуя сейчас стоит перед собором Василия Блаженного) решили, что русский народ должен выбрать своего нового царя через Земский собор .

Михаил Скотти. Минин и Пожарский (1850 г.) / Нижегородский государственный художественный музей

Земский собор можно считать Генерал-усадьбами России . В него вошли представители трех основных социальных слоев России: дворянства, духовенства, а также горожан и крестьян.Таким образом, собрание дало возможность высказаться русским из всех социальных слоев. Среди кандидатов на престол были люди выдающегося происхождения, которые могли проследить свою родословную от королей и князей. После долгих обсуждений 21 февраля 1613 года собор избрал довольно малоизвестного шестнадцатилетнего мальчика по имени Михаил Федорович Романов.

Собрание избрало Михаила Романова по двум основным причинам. В отличие от многих других претендентов на престол, семья Романовых только недавно поднялась из относительной безвестности и достигла статуса бояр.Именно по этой причине царем был выбран Романов — как компромисс между соперничающими князьями Рюриковичами. Поскольку Михаилу было всего шестнадцать лет, собрание считало, что его власть зависит от их поддержки. Таким образом, царь не будет тираном, а дворяне будут особенно влиятельны в качестве советников царя. Великий русский историк Василий Ключевский сформулировал ожидания бояр: «Михаил Романов еще молод, его ум еще не созрел, и он будет выполнять наши приказы.

Тем не менее, семья Романовых пользовалась некоторым авторитетом, и в этом кроется вторая причина решения об избрании Михаила. Отец Михаила Филарет (хотя и находился в польском плену) был патриархом Московским и ранее служил ключевым советником Ивана Грозного. Сестра деда Михаила — царица Анастасия, первая жена Ивана Грозного и мать царя Федора. Следовательно, Михаил был достаточно тесно связан с Домом Рюриковичей, чтобы считаться законным правителем.

Посланная из Москвы делегация прибыла в Ипатьевский монастырь в Костроме, где в то время жил молодой Михаил, чтобы объявить о своем избрании новым царем и вернуть его в Москву. Мать Михаила отказалась, заявив, что он слишком молод для такой ответственности. Делегация ответила словами, которые убедили молодого Михаила принять возложенное на него обязательство: «Если ты не вступишь на престол, ты будешь ответственен перед Богом и народом за разрушение России.Новый царь прибыл в Москву для коронации 22 июля 1613 года.

Григорий Угрюмов. Призвание Михаила Романова на русский престол 14 марта 1613 г. (ок. 1800 г.) / Государственная Третьяковская галерея

Дворяне надежды на Михаила I в России не оправдались. По большому счету, он был осторожным и консервативным правителем и в первые годы своего правления часто советовался с Земским собором. И все же в период правления Михаила лежат семена централизации политической власти в России.Члены Земского собора и представить себе не могли, что потомки Михаила будут править Россией три столетия. Благодаря действиям царей Романовых территория России расширилась, заняв шестую часть поверхности суши, в процессе утверждения себя как мировой державы.

.

День народного единства в России: факты и подробности

МОСКВА (Sputnik) — День народного единства учрежден в соответствии с федеральным законом о внесении изменений в статью 1 Федерального закона о Днях воинской славы (Днях Победы) от 24 декабря. , 2004.

Новый государственный праздник, утвержденный по инициативе Межконфессионального совета России (МКС), впервые отмечался 4 ноября 2005 года.

День народного единства учрежден в память о событиях 1612 года, когда Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский возглавили народную добровольческую армию для освобождения Москвы от польской оккупации.Исторически он был связан с концом Смутного времени в 17 веке.

Смутное время началось со смертью Ивана Грозного в 1584 году и продолжалось до установления династии Романовых в 1613 году. Период глубокого кризиса, вызванный концом династии Рюриковичей, или Рюриковичей, вскоре перерос в национальный и государственный кризис, усугубленный распадом единого Российского государства и появлением многочисленных претендентов на престол, а также повсеместными воровствами, грабежами, взяточничеством и алкоголизмом.

В хрониках того времени описываются опасения, что окончательное разрушение «священного Московского государства» неизбежно. Власть в Москве узурпировали Семь бояр (дворян) во главе с князем Федором Мстиславским, которые открыли ворота Кремля для польских войск, надеясь привести на русский престол католика Владислава.

Патриарх Гермоген призвал русских защитить православную церковь и изгнать польских захватчиков из Москвы.

«Пора отдать жизнь Дому Пресвятой Богородицы», — написал Патриарх.

Люди охотно откликнулись, присоединившись к добровольческим отрядам для борьбы с захватчиками. Первое народное движение возглавил военный губернатор из Рязани Прокопий Ляпунов. Движение разошлось после убийства губернатора казаками и дворянами. Антипольское восстание, начавшееся в Москве 19 марта 1611 года, было подавлено.

В сентябре 1611 года Кузьма Минин, торговец мясом и глава района в Нижнем Новгороде, обратился к людям с призывом вступить в добровольческие войска.

В ответ на обращение Минина нижегородцы выделили треть своего имущества на содержание местного ополчения.Но этого было недостаточно, и вскоре была подана еще одна апелляция, на этот раз о дополнительной пятой части их собственности.

Кузьма Минин пожертвовал все свои деньги армии, а его жена, как говорят, подарила ей драгоценности.

По наставлению Минина люди обратились к новгородскому князю Дмитрию Пожарскому, которому тогда было 30 лет, возглавить их. Но князь согласился стать их военачальником только в том случае, если жители Нижнего Новгорода выберут доверенного помощника для надзора за государственными фондами.Народ выбрал Минина, поэтому в волонтерском отряде было два лидера, которых выбирали и которым доверяли.

Минин и Пожарский сплотили большую армию, состоящую из более чем 10 000 человек служебного класса (связанных служебными обязанностями, особенно военной службы перед Московским государством), около 3 000 казаков, более 1 000 стрельцов (стрелков) и многих крестьян, связанных воинской повинностью.

Люди всех классов русского общества и всех этнических групп в Российском государстве объединились, чтобы освободить свою родину от захватчиков.

Нижегородский ополченец, идущий под иконой Казанской иконы Божией Матери, обнаруженной в Казани в 1579 году, 4 ноября 1612 года штурмовал Китай-город (внешние стены Москвы), изгнав захватчиков из Москвы. Эта победа дала мощный импульс возрождению российского государства. Икона Казанской иконы Божией Матери стала защитницей всей Руси.

Освобождение Москвы создало условия для восстановления государственной власти и избрания нового царя. В ноябре 1612 года руководители ополчения разослали приглашения во все города России на народное собрание (Земский собор).В конце февраля 1613 года Земский собор, в состав которого вошли представители всех слоев русского общества (духовенство, боярина, дворянство, казак, крестьянин и т. Д.), Избрал новым царем Михаила Романова, сына митрополита Филарета. Династия Романовых.

Земский собор 1613 года положил конец Смутному времени и ознаменовал приоритет православия и национального единства.

Согласно Никоновской летописи, своду летописей того времени, после изгнания вторгшихся поляков из Москвы князь Дмитрий Пожарский поместил икону Казанской иконы Божией Матери в приходской церкви Введения Богородицы в Храме на Лубянке. район в Москве.Пожертвовал средства на строительство собора Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. Широко известная ныне чудотворная икона, которую Пожарский привез в Москву для битвы с захватчиками, была перенесена в новый храм в 1636 году и оставалась там в течение следующих 300 лет.

Позднее икона была перенесена в Богоявленский собор в Елохово в Москве.

Царь Алексей Михайлович, правивший с 1645 по 1676 год, учредил праздник в память освобождения Москвы — День иконы Казанской иконы Божией Матери.До 1917 года он отмечался как православный и государственный праздник. День 4 ноября (22 октября по старому стилю) отмечается как православный праздник — День Казанской иконы Божией Матери, в память об освобождении Москвы 1612 года.

День народного единства — праздник не новый, а возрожденная старая традиция.

В День народного единства политические партии и общественные движения по всей России проводят демонстрации, шествия, концерты, а также образовательные, благотворительные и спортивные мероприятия.

Популярность этого праздника растет с каждым годом.Согласно опросу, проведенному Фондом общественного мнения (ФОМ) 26 октября 2014 года, 63 процента респондентов считают, что это важный праздник, по сравнению с 57 процентами в 2013 году.

.

Смутное время | История России

Смутное время , русское Смутное время , период политического кризиса в России, последовавший за падением династии Рюриковичей (1598 г.) и завершившийся установлением династии Романовых (1613 г.). В этот период иностранная интервенция, крестьянские восстания и попытки претендентов на захват престола угрожали уничтожить само государство и вызвали серьезные социальные и экономические потрясения, особенно в южных и центральных частях государства.

Британская викторина

Экспедиция Европа

Из какого итальянского города был Марко Поло?

Смутному времени предшествовал ряд событий, которые способствовали нестабильности в стране. В 1598 году скончался Федор, последний представитель династии Рюриковичей; его сменил царем России его зять Борис Годунов.Борис столкнулся с проблемами голода (1601–03), боярского противостояния и вызова поддерживаемого поляками претендента на престол, так называемого Лжедмитрия, который утверждал, что он Дмитрий, сводный брат покойного царя и законный наследник трона. (Настоящий Дмитрий умер в 1591 году.) Борис смог сохранить свой режим, но когда он умер (апрель 1605 г.), толпа, поддерживающая Лжедмитрия, убила сына Бориса и сделала «Дмитрия» царем (июнь 1605 г.).

Бояре, однако, вскоре поняли, что они не могут управлять новым царем, и они убили его (май 1606 г.), поместив на престол могущественного дворянина Василия Шуйского.Это событие положило начало Смутному времени. Хотя Шуйского поддерживали зажиточные купеческие сословия и бояре, его правление было ослаблено серией восстаний, наиболее важным из которых было крестьянское восстание под предводительством бывшего крепостного Ивана Исаевича Болотникова в южной и восточной частях страны. Шуйскому также пришлось бороться со многими новыми претендентами, особенно со Вторым Лжедмитрием, которого поддерживали поляки, мелкие землевладельцы и крестьяне. Заявляя, что избежал покушения в 1606 году и признал женой Первого Лжедмитрия своим мужем, новый Дмитрий основал лагерь в Тушино (1608) и два года осаждал Москву.Группа бояр, включая Романовых, присоединилась к нему в Тушино, сформировав там правительство, которое составило конкуренцию правительству Шуйского. Пока элементы «Дмитриевской» армии взяли под свой контроль северные российские провинции, Шуйский торговался со Швецией (тогда находившейся в состоянии войны с Польшей) о помощи. Прибытие шведских наемников заставило «Дмитрия» бежать из Тушино. Некоторые из его сторонников вернулись в Москву; другие присоединились к польскому королю Сигизмунду III, который объявил войну Московии в ответ на шведскую интервенцию и в сентябре 1609 г. повел армию в Россию и разбил войска Шуйского (июнь 1610 г.).

Разочаровавшись в Шуйском, москвичи низложили его; а консервативные бояре, опасаясь правления «Дмитрия», сторонники которого хотели радикальных социальных изменений, согласились (август 1610 г.) принять договор, уже заключенный между Сигизмундом и боярами, бывшими в Тушино, по имени Владислав (сын польского короля) ) избранным царем и приветствовал польские войска в Москве. Однако «Дмитрий» был убит своими союзниками (декабрь 1610 г.), а Сигизмунд, изменив свое мнение, потребовал прямого личного контроля над Россией и продолжил польское вторжение (осень 1610 г.).Это наконец побудило русских сплотиться и объединиться против захватчика. Первое сопротивление, союз, спровоцированный патриархом Гермогеном, между мелкими землевладельцами во главе с Прокопием Петровичем Ляпуновым и некоторыми казаками, быстро распался. Но в октябре 1611 года за ним последовало новое движение, состоящее из помещиков, казаков и купцов. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский руководил войском, а купец Кузьма Минин распоряжался финансами. Армия продвигалась к Москве и, под угрозой приближения польских подкреплений, атаковала и захватила гарнизон (октябрь 1612 г.).В следующем году широко представительный земский собор («земское собрание») избрал нового царя Михаила Романова, установив династию, правившую Россией в течение следующих трех столетий.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня
.