Святая Русь — священная земля наших дедов и отцов, колыбель православия

«Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля», — такое изречение записал Владимир Даль во время своих путешествий. Святость является нетленным идеалом русской земли. В какую бы моральную пропасть ни пал человек, он всегда осознает свое падение и знает свой путь возвращения к Богу. 

священная русь

священная русь

Что такое Святая Русь

Почему Русь святая — эта тема очень благодатна для изучения, ведь ни одно другое государство в мире не называется святым. Христианство возникло в Ι веке н. э. в Палестине, а к нам пришло только в IX веке, однако только наше, изначально языческое государство стало называться святым.

Святость — это свойство русского народа приносить себя в жертву во имя веры в добро и правосудие. После принятия Крещения русичи объединились в сильное государство и смогли одолеть многочисленных врагов. Примером православной веры и жертвенности служит победа русского народа в Великой Отечественной войне, которая началась в день всех Русских Святых в 1941 году.

Происхождение фразы

Сначала появилось словосочетание «светлый князь», потом иностранные путешественники стали именовать князей — его светлость русский князь. Эти два слова: светлый и русский прочно прижились в разговорной речи. Князя Владимира-крестителя называли духовным отцом и «Святым Владимиром».

Фраза Святая Русь впервые прозвучала в церковном гимне России перед началом Февральской революции. Это случилось при написании текста для службы священномученнику патриарху Московскому и всея Руси Гермогену. Стихира поется на церковно-славянском языке. Слова в ней простые, но мудрые, изложена самая суть: для чего Русская Земля предназначена, что нужно человеку делать в земной жизни, как себя вести, как блюсти. Предположительно сложили эту стихиру сестры одного из Киевских монастырей, где настоятельницей была инокиня Анастасия.

ГИМН СВЯТОЙ РУСИ

Земле Русская,
Граде святый,
Украшай свой дом,
В нем же божественный
Велий сонм святых прослави.

Церковь Русская,
Красуйся, ликуй,
Се бо чада твоя
Престолу Владычню
Во славе предстоят, радующеся.

Соборе Святых Русских,
Полче Божественный,
Молитеся ко Господу
О земном Отечестве Вашем
И о почитающих Вас любовию.

Новый дом Евфрафов,
Уделе избранный,
Русь Святая, храни Веру Православную,
В ней же тебе утверждение.

почему русь святая

почему русь святая

Значение понятия

Значение понятия «святой» в язычестве понималось как приумножение цветения и плодоношения, а в христианстве означало возрастание цветения духовного. Основами духовной жизни мирян стали вера и покаяние, верование в живого спасающего Бога. Благодаря благоуспешной деятельности духовенства и сформировалось устойчивое понятие Священной Руси.

История появления термина

История этого термина зародилась еще в устном народном эпосе. В сказках и былинах, легендах и стихах героев и богатырей величали не иначе как святорусскими, так ка защищали они Святорусскую землю. Земля русская после падения Византии стала преподносится как охранительница истинного христианского вероисповедания.

священная русь

священная русь

Как Русь стала Святой

К основателям русской святости можно отнести Сергия Радонежского. Он был первооткрывателем киновии (монашеского общежития) с очень строгим уставом. Сурово выполнял свое послушание: говорил мало, неустанно молился, а если вел речь, то только о деле.

Вокруг монастырей создавался ореол уважения и святости. Каждая обитель была церковью и больницей, школой и библиотекой. Именно отец Сергий призывал к единению всех верующих не по национальной принадлежности, а по духовной. Люди начинали верить, что православная Русь будет жить вечно, помогая сама себе, святость ее будет несокрушима.

почему русь святая

почему русь святая

Образ Священной Руси

Образ святости земли русской с ее более чем 1000-летней историей состоял из трех основ:

  1. Православие.
  2. Государственность.
  3. Народность.

Православие учит людей вере в добро, любовь, милосердие и терпению к ближнему. Самой важной задачей сегодня является возвращение русскому народу понимания того, что без Веры и Родины невозможна полноценная жизнь личности и семьи, общества и государства.

Сам Образ — это:

  • собор русских святых;
  • чудотворные иконы и иные русские святыни;
  • особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры;
  • служение православным идеалам и сердечное следование Христовым заповедям;
  • идеал и одновременно земная реальность России, выраженная в духовных подвигах русских святых.

почему русь святая

почему русь святая

В культуре

Историю русской культуры можно начинать с Крещения Руси, ведь до этого момента не было предшественницы — культуры на собственной территории. С появлением христианства возникла религия, приобщившая Русь к высокоразвитой цивилизации, истории европейских стран. Вдруг из языческой страны на краю света появляется новая держава с мировой культурой и религией.

По всей стране начали возводить прекрасные соборы — Софии, которые до сих пор поражают своей красотой и великолепием. При церквях открывались приходские школы, больницы. Служители православной церкви своим примером учили народ трудолюбию, воздержанию, доброте и милосердию. Многие из них были причислены к лику святых и почитаются по сей день.

Начиная с XVII века, понятие святости Руси становится частью народной культуры. С точки зрения народного понимания держава российская объединяется со Вселенной и церковью, получается, что Святая Русь есть везде, где есть православная вера.

священная русь

священная русь

В искусстве

Древнерусская живопись появляется в эпоху расцвета Киевской Руси при князьях Владимире и Ярославе Мудром. Русские мастера сумели создать собственное национальное искусство на основе византийской школы. Расписывая соборы и храмы, они использовали мозаику и фрески.

Другой яркой страницей в искусстве является иконопись. Образ святой Богоматери был изображен в более чем трехстах иконографических сюжетах. Также было освоено искусство миниатюры рукописных книг. Создание письменности связывают с именами братьев Кирилла и Мефодия, которые не только создали славянскую азбуку, но и перевели на нее с древнегреческого языка книги Священного Писания.

Многие художники нашей современности продолжают рисовать образы святых русских людей, изображать какие-то значимые моменты из истории становления Священной земли нашей. Своим искусством давая понять, что русский народ, живущий в стране с богатой историей, наделен самосознанием, что только через красоту, тесно связанную с искусством, человек приходит к познанию Бога.

Многие великие композиторы писали церковную музыку: Глинка, Бородин, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов и Римский-Корсаков. Литургии Чайковского и Рахманинова предназначались для богослужений. Православные традиции находили отражение в русской живописи, творчестве величайших художников: Васнецова, Нестерова, Крамского. Обратите внимание на картину»Святая Русь» Михаила Нестерова.

святая русь

святая русь

В литературе

Образ святости земли русской и тема религиозности всегда прослеживалась в произведениях писателей, поэтов и композиторов даже в послереволюционном период, на протяжении более семидесяти лет. Возможность доступа к ценностям православной духовности обеспечивали произведения Пушкина, Достоевского, Гоголя, Чехова, Лермонтова и многих других авторов той поры.

Произведения русских литераторов XIX века по праву считаются сокровищами мировой литературы. Даже великий Александр Пушкин после периода сомнений и отказа от веры писал прекрасные стихи о христианстве. Религиозная тема священной земли русской всегда занимала важное место в русской литературе и философии.

В этом видео представлено рассуждение профессора филологии Александра Осповата о смысле термина.

Видео

Посмотрите видеоролик о становлении Светлой земли нашей.

Для души…( То, что помогает Вам жить)

Почему Русь называют святой?

Что же устремляло русского человека ко благочестию?

Почему Русь называют святой? Не только потому, что земля наша принесла в дар Богу множество святых (и в других странах воссияли, как звезды на небе, святые угодники Божии). Но именно Русь, наравне с Афоном, называют святой. Не нынешнюю, правда, секуляризованную Россию, а Русь допетровскую – когда вся страна жила, как единый монастырь. Весь уклад жизни наших пращуров – что в княжеском дворце, что в крестьянской избе, что в святительских палатах – походил на монашеский строй. И старый и малый, и знатный и простец, и богатый и бедный, и здоровый и больной, и ученый и неграмотный – все были устремлены к одной цели – к Богоугождению. «Без веры (же) угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6). Посему весь народ наш жил верой в Бога. Можно сказать, что вера была душой русского народа, вера придавала смысл каждому поступку, каждому деянию русского человека, потому что всё он старался творить во славу Божию. Ни рай на земле, где всем бы жилось припеваючи, но Царство Божие, которое «внутрь нас есть» (Лк.17:21), старался отыскать в своем сердце русич. Ни материальными богатствами, но своим благочестием был богат наш народ. Что же устремляло русского человека ко благочестию? Что укрепляло его веру? Что подвигало к покаянию? – Это стремление подражать святым. Потому-то так и полюбили на Руси жития святых, что каждый, в каком бы звании и положении он ни находился, стремился быть похожим в своих делах на кого-либо из святых, исполняя завет апостола Павла: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор.11:1).

Иеромонах Гавриил (Баглай)
31 августа 2011 г.

Ссылка на статью полностью: www.n-jerusalem.ru/slovo/prop/text/180276.html

«Русь называют Святою»

Русь Святая зовет,

Звон плывет, как встарь.

Русь Святая живет,

Пока звонит звонарь.


Иеромонах Роман.




Цель: познакомить студентов со значением
словосочетания “Святая Русь”, смысл которого
непосредственно связан с внутренним миром
православного человека.



Задачи: 

  • формировать духовный мир студента, его
    нравственные принципы силой воздействия слова
    “святость”;
  • воспитывать потребность сознавать себя русским
    человеком и признавать Святую Русь как
    нормальное состояние русского государства;
  • развивать духовный потенциал студентов на
    литературных, музыкальных и художественных
    произведениях, пронизанных любовью к Родине —
    Святой Руси.



Оборудование:

  • икона преподобного Сергия Радонежского;
  • репродукции картин М. Нестерова “Святая
    Русь”, И. Глазунова “Вечная Россия”;
  • магнитофон.



Литература:

  1. Арсентьев Д. З. Родной язык — живоносный
    источник добра и любви: Хрестоматия для 5-9
    классов
    . — Орел, 2003. — 64 с.
  2. Бирич И. А. Философская антропология и
    образование: На путях к новому педагогическому
    сознанию
    . — М., 2003. — 272 с.
  3. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический
    словарь русского языка
    . — М., 1994.
  4. Щетинин М. П. Объять необъятное: Записки
    педагога
    . — М., 1986.



Ход урока

Звучит фрагмент песни “Бом, бом, бом”
иеромонаха Романа в исполнении Ж. Бичевской (1
куплет с припевом).

Начать надо с того, чтобы осмыслить, что
означает слово “Русь”. Рассматривая ряд
исторически родственных слов русый, роса, рослый,
русло
можно сделать предположение о том, что
Русь — это русло, по которому течёт жизнь
рослого, т.е. крепкого русого, или светлого,
чистого, как роса, славянина.

Но есть у слова “Русь” и другое значение. На
Севере, где старые люди говорят по-старинному, до
сих пор Русью зовут светлое, солнечное место, да и
всё светлое: русая девушка, русая рожь
(спелая, светлая). Значит, Русь — светлое место,
Русь — страна света.

Почему же Русь называли святою ? Что
вкладывалось в понятие “святая”?

Да, поистине велик русский народ… Это — тот
народ, который дал праведников, подвижников,
великих святых, тех, кого мы называем земными
ангелами и небесными “человеками”…

Вот перед нами просветитель земли русской,
равноапостольный Владимир Святой… Вот
преподобный Сергий Радонежский… Это были
путевожди, духовные наставники, воспитатели
русского народа, великого духа народного… Он по
ним учился любить Бога, любить брата своего,
страшиться греха, нечестия, порока, жаждать
добра, святости и правды. От этого-то русский
народ и стал поистине народ-богоносец и русская
земля — Русью Святой.

Давайте всмотримся в репродукцию картины
Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942) “Святая
Русь”:

(показ репродукции картины)

  • В чем, по-вашему, суть этого полотна?
  • Что вас поразило в этой картине?
  • Как здесь проявлена святость Руси?

Русская земля и поныне — Русь Святая. Она свята
не по святости, конечно, жизни своей. Много греха,
много пороков вошло в жизнь её. Но по святости
своих идеалов, своих светлых порывов, своей веры,
своих чаяний и желаний — она и поныне Русь
Святая.

Мы привыкли считать святыми людей духовно
возросших, чистых, высоко нравственных. Наверное,
и понимание Святой Руси связано с этими словами.

Почему это оказалось возможным?

[Звучит фрагмент 3-й части Сюиты № 3 Василия
Сергеевича Калиникова

(1866-1900/1901), звучание 1 мин., 40 сек.]

Безусловно, решающее воздействие здесь оказало
принятие христианства, с которым на Русь пришло и
книжное знание. Русскому народу был предложен
близкий по духу и смыслу старославянский язык, на
который святым Константином (в монашестве
Кириллом) были переведены тексты Священного
Писания.

Кириллу принадлежит создание славянской
азбуки — глаголицы, буквы которой он составил,
используя три элемента: круг — как символ
целостности и бесконечности, крест — как
символ богочеловека Иисуса Христа и треугольник
— символ Святой Троицы.

Глаголица изначально была создана как
провиденциальная (священная, тайная) азбука и,
хотя просуществовала она недолго, но была
воспринята её преемницей — кириллицей,
которой мы пользуемся и поныне.

  • Как вам показалось, созвучны ли прослушанный
    вами текст и музыкальный фон?
  • Что выражает музыка Василия Калиникова?
  • Какие главные мысли созвучны в тексте и в
    музыке?

На Русь с принятием христианства пришли
рукописные священные книги богослужебного
характера, а также книги для душеполезного
чтения. И русский народ, который очень ценил
книги, вплоть до XVII–го столетия читал
исключительно духовную литературу.

Это не могло не сказаться на общем духовном
настрое русского человека. кроме того, для него
было привычным и необходимым посещение храма,
непосредственное участие в церковной службе,
язык которой в то время был близок и понятен.

Необходимо принять во внимание, что как и в то
время, так и сегодня, наш родной язык на одну
треть состоял и состоит из старославянских
элементов: слов, приставок, суффиксов, оборотов
речи, что и делает его языком высоко
нравственным, несущим высокое духовное
осмысление Творца, Его последнего творения , его
(человека) предназначения и цели жизни.

Это очень глубоко понимали и чувствовали
высоко духовные русские люди, в частности, —
Сергий Радонежский, который в общем-то и был
творцом создания Руси Святой, будучи её духовным
светочем и промыслением, организовав с помощью
своих учеников православных приделов России,
основавших монастыри по разным городам и весям.

(Звучит Адажио соль минор Томазо Альбинони,
звучание 1 мин., 40 сек., чтение на фоне музыки.)

Эти его деяния, совершенно незаметные для
русского народа, тем не менее, вылились в его
духовную силу, с помощью которой он и выстоял те
тягости и трудности, которые в дальнейшем
предстояли на его пути.

Нам сегодня сложно понять все трудности, потEги
и тягости священного пути Сергия, но хоть
каким-то образом осмыслить его крестный путь
можно вместе с удивительным поэтическим
высказыванием Федора Ивановича Тютчева:


Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя.

В первой поэтической строфе поэт отмечает
наиболее, с его точки зрения, яркие черты края
русского народа: бедные селенья, которые были
на Руси всегда, в том числе и в наше время; скудную
природу
— она действительно скудна (кстати,
слово скудный исторически родственно слову щадить,
что в то время означало “быть скупым,
довольствоваться малым”), наша природа скудна,
скупа по сравнению с пышной и многоликой
природой южного края; одно из самых характерных
качеств русского народа — его долготерпенье:
коротать жизнь в бедных селеньях, жить в бедности
бедность связано со словом беда),
терпеть беды, лишения на фоне скудной природы, но
тем не менее этот край для нас, русских, родной!

И вот в этой нищете, наготе смиренной нечто сквозит
и тайно светит
, что недоступно пониманию
иностранцев, живущих в гораздо лучших бытовых
условиях и поэтому с гордостью и высокомерием
взирающих на русский народ. Они озабочены
бытовыми проблемами и не могут понять того, что у
русского человека иные ценности — он жив верой.
Верой в то, что Христос с ним, Он благословил эту
землю, что Он, как и русский

Русь святая и несвятая | Православие.фм

О Святой Руси – исторической, более того, духовной Родине русского народа, впитавшего в себя, кроме русской, множество других национальностей, написано немало. Многократно воспетая поэтами, писателями, учёными, она, хранимая и любимая, живёт и процветает в реальном мире, в сердце каждого патриота Руси.

«Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля», – записал когда-то на просторах Руси народную пословицу наш великий земляк В.И. Даль. Но давайте попробуем дать ответ самим себе, что же такое Святая Русь и почему она святая да богатырская?

Энциклопедические словари предлагают несколько определений данного понятия. «Википедия» поясняет: Святая Русь — это наименование Руси в русском фольклоре, поэзии, просторечии и красноречии, преобразующее в народном мировоззрении земную Русь, преходящую, в Русь вечную и неизменную, в Царство Христово, Небесный Иерусалим, светлое будущее человечества (православного христианства) и позволяющее рассматривать русский народ как людей Святой Руси, то есть народ Божий.

Энциклопедия «Русская цивилизация» содержит определение, данное О. Платоновым: «Святая Русь – это особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры во всём мире. Жертвенное служение идеалам добра и справедливости, стяжание Духа Святого, устремлённость к безгрешности и совершенству сделали русских новым Богом избранным народом. Осознание русским народом своего особого духовного предназначения прослеживается в «Повести временных лет» (XI в.) преподобного Нестора Летописца. Причём богоизбранность понимается не как противостояние другим народам, а как особая миссия борьбы с мировым злом, миссия добротолюбия».

Статья О. Платонова заканчивается предложением:

«Идеалы Святой Руси закреплялись кровью мучеников — Русь становилась Святой вдвойне»

Триединой Русь называет преподобный Лаврентий Черниговский, советуя своим духовным чадам помнить, что «Украина, Россия, Беларусь — вместе мы Святая Русь!».

Мы видим из определений, что понятие Святая Русь сформировалось ещё в Древней Руси и напрямую связано с расцветом Православия на её землях, а значит, и с успешной деятельностью духовенства Русской Православной Церкви, определившей христианскую миссию Святой Руси как государства. Первыми миссионерами-проповедниками, сеятелями богоносных зёрен учения Христа были величайшие святые – апостол Андрей Первозванный и равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.

Но ведь и почва, в которую эти зерна были засеяны, должна была быть вспаханной и плодородной, чтобы они взошли и дали урожай, а не засохли у дороги, и не склевали их птицы, и не заглушили тернии… (Мф. 13, 4-6). Богу было угодно, чтобы духовные всходы христианства не погибли в языческой культуре Древней Руси. Освящённая великими угодниками Божиими, Земля Русская стала благословенной и поистине святой, когда, ведомый Господом, равноапостольный князь Владимир, внук святой княгини Ольги, в 988 году крестил Русь в веру православную. И только после принятия Крещения русичи смогли объединить разрозненные слабые княжества в сильную державу, которую в конечном итоге не смогли одолеть многочисленные враги: ни татаро-монголы, ни Западная Европа с крестовыми походами на Русь.

Всегда, во все времена среди её славных сыновей находился богатырь от Бога, который не только выступал на защиту Святой Руси, но и объединял вокруг себя дружины, которые выигрывали судьбоносные сражения. Ни в одном народе и ни на какой больше земле, кроме как на Русской, нет столько святынь и не было столько святых.

Одним из своих небесных покровителей русское воинство считает святого Илью Муромца, Киево-Печерского чудотворца, которого многие из нас знают как непобедимого богатыря из русских народных сказок. Но разве он один такой? Святые страстотерпцы князья Борис и Глеб, великие князья Ярослав Мудрый и сын его Владимир Мономах, святые благоверные великие князья Андрей Боголюбский, Александр Невский, Димитрий Донской и многие другие святые богатыри, в земле русской просиявшие, – они не только прославили Русь, но и на веки вечные их подвиги стали символами и залогом победы русского народа. Подчеркну, именно русского народа. И ещё раз подчеркну – неважно, как называется твоя национальность: грузин, чеченец, украинец, татарин, белорус, чукча, осетин и так далее. Если ты и твои предки формировали и отстаивали свободу и независимость Державы с её православным русским стержнем, то ты в том числе, в единой, непобедимой связке многонационального народа находишься, ибо нет у Бога «ни эллина, ни иудея» (Послание к Колоссянам св. апостола Павла, гл. 3), как нет и других приближённых по национальному признаку. Потому православная вера и стала объединяющей народы, а не сеющей рознь меж ними. Потому и сегодня как нельзя актуально звучат слова известной «Песни о вещем Олеге» на стихи А.С. Пушкина:

«Так громче музыка играй победу!

Мы победили и враг бежит, раз-два!

Так за Царя, за Родину, за Веру

Мы грянем грозное ура! ура! ура!»

За веру и русскую Державу встали сегодня отважные жители Донбасса. Воины XXI века в Великом стоянии на Донце повторяют незабвенный подвиг воинов IV века в Великом стоянии на Угре. Тогда дело закончилось тем, что оба войска князя Ивана III и хана Ахмата так и не встретились в решающей битве, а разошлись. На Руси современники приписывали это событие чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла Русскую Землю от разорения ордой. Поэтому реку Угру стали называть «поясом Богородицы».

Пресвятая Богородица, спаси Святую Русь и в нашем противостоянии! Пусть украинцы вспомнят, что они тоже русские люди. Пусть повернут свои войска и наведут порядок на западных рубежах нашей общей сакральной Родины. Негоже русичам драться между собой. Негоже забывать, что Крест им один на всех достался от великих предков.

Крест

Крест апостольский князя Владимира,

Александра ли Невского Крест,

Крест игумена Сергия, Дмитрия –

Это всё свято-русская честь.

 

До тех пор, пока помним о подвигах

Славных русичей в битвах за Русь,

Их победы, обеты и постриги

Нам Крестом упадают на грудь.

 

От святой его жертвенной тяжести

Не ушёл схимонах Пересвет.

Над Москвою созвездием кряжистым

Лёг большой ополченческий Крест.

 

От Креста своего – не открестишься.

Брось его – станет падшей судьбой.

Иисус шёл с Крестом… Как не встретился?

Он несёт его вместе с тобой.

 

Про Святую Русь много написано и хочется писать бесконечно, потому что благодатна эта тема. Радует, что ты – продолжатель рода славных предков своих…

– А она святая? – как-то на исповеди спросил меня священник. – Посмотри вокруг, что творится! Война, смута, раздоры… А многие ли сегодня из тех, кто составляет Святую Русь, православные? Сколько тех, кто хоть раз в жизни исповедался, святых Христовых Таин причащался? Правда, детей ещё пока приносят крестить, да могут забежать свечу поставить, пасхи посвятить. Мало этого, мало для православного человека! Нужно находить в себе силу не только восхвалять, но и обличать грехи наши.

Не для красного словца сие было сказано. Сокрушался в сердцах батюшка от тяжести, что на плечах его лежала. Обличать грехи людские как раз и призваны служители Божии. Дело мирян – со смирением принимать наставления и делать всё возможное к исправлению. И всё же, сколько нас, православных, осталось у матушки Святой Руси?

Институт социологии РАН измерил уровень религиозности соотечественников и выяснил: 79% относят себя к православным, 4% — к мусульманам, а 9% «верят в некую высшую силу». Это говорит только о том, что около 80% россиян всё-таки хотят, чтобы их считали православными, потому что у них были православные предки, потому что им ближе Православие. Импонирует людям и то, что между понятием русский и православный принято ставить знак равенства. Но та же статистика обнаруживает и другие удивительные результаты исследований: из 79%, считающих себя православными людьми, в Бога верят всего две трети, только 18–20% от 1 до 2 раз в год исповедуются и причащаются, и лишь 4% из них соблюдают посты, регулярно ходят в храмы и причащаются. Вполне возможно, реальный процент воцерковлённых мирян ещё меньше.

Не будем гадать, насколько точны эти цифры, не будем радоваться 79% и огорчаться 4%, а выйдем с опросом на нашу среднестатистическую улицу и посмотрим правде в глаза. На вопрос «Почему не ходите в церковь?» люди, считающие себя православными, отвечают по разному.

Женщина 65 лет: «Как это не хожу? Хожу. Сорокоусты заказываю время от времени. Нет, ни разу в жизни не причащалась. Там поститься надо, а я… ну не могу я без мяса обойтись. Бог знает, что я добрая, всем помогаю…»

Женщина 70 лет: «В Бога я в душе верю, но стоять на службах – ноги болят. Тут хоть до магазина и обратно дойти».

Мужчина 40 лет: «У меня единственный выходной, и тот в понедельник. Выйду на пенсию – может и буду ходить. А пока – семью обеспечивать надо».

Женщина 30 лет: «У меня двое детей. Пока на работу не вышла, приводила их в церковь, причащала. А сейчас работа, стирка, уборка, готовка. В гору глянуть некогда».

Девушка 18 лет: «Малая была – ходила. Пела даже на праздники. А сейчас… не знаю почему, но не хочу на это время тратить».

Муж и жена 30-35 лет, воспитывают троих детей: «Мы ходим в храм. Стараемся не пропускать воскресенья и праздники. Тяжело, конечно, с работой совмещать, но ради детей, их счастливого будущего – надо».

Понять можно наших людей. Жизнь прожить – не поле перейти. Трудно в светском государстве жить, соблюдая церковные правила. Советская власть постаралась выкорчевать из народа привычку по воскресным дням всей семьей в церковь ходить. Давно споры идут, какое государственное устроение для Руси лучше: монархия с помазанником Божиим во главе, то есть построением православной Державы, или светское государство с президентом во главе, которого духовно окормляет Патриарх Всея Руси. Расходятся люди во мнении, не совсем точно представляя возможную альтернативу существующей модели власти. Разве что помнят, как при советской власти жили.

Божии люди говорят, что вера наша при любом строе здравствовать продолжит, хоть гони её, хоть во главе ставь, хоть в стороне держи. Были бы живы и не переводились последователи Христа на этой земле. Пока люди ходят в церковь, служатся литургии в храмах Русской Православной Церкви, которую третьим Римом называют, а четвёртому не бывать, будет жива и Святая Русь. Но вот сила её богатырская напрямую зависит от сплочённости народа, от его духовно-нравственного состояния, чистоты и благородства её помыслов и деяний, от того, сколь велика паства Божия. А паства Божия у нас всего-то от 1% до 4% всего населения составляет. Мало этого. Получается, что вот эти немногие и держат молитвами своими Русь нашу Святую, поддерживают в её очаге огонь веры православной, переданной нам нашими далекими предками, как самое ценное сокровище на земле – неиссякаемый источник чудодейственной святости, ключ ко спасению Богом избранного народа нашего.

***

Русь Святая, православная!

Куполами златоглавая,

Силой духа триединая,

За красу души любимая!

Расцветай садами белыми,

Созревай хлебами спелыми,

Доброй славой опоясана,

Миру – матушкой будь названной.

Facebook

Вконтакте

Одноклассники

LiveJournal

Google+

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)0

Почему Русь стала Святой? | Крестцы

Однажды мама спросила меня: «Ты знаешь, почему нашу Русь назы­вают Святой?» Я задумалась. И правда — ни о святой Америке, ни о святой Франции, ни о святой Англии я не слышала. Что значит «свя­тая», и почему она стала такой — эти вопросы заинтересовали меня. «Мама, расскажи, пожалуйста», — попросила я. И вот что услышала.

«Ты не поверишь, но это случилось благодаря двум святым братьям, которые жили на земле, когда Русь ещё только должна была родиться. Они дали миру славянскую грамоту, которой пользуемся мы и сейчас.

Чтобы понять слово «святой», сравним корни свят и свет. Они близки по значению. Действительно, святой — это человек со светлой душой, с душой, в которой нет зла. На Руси после принятия крещения все — от царя до крестьянина — стремились к такому состоянию души. Не случайно именно в России, как ни в какой другой стране мира, так много людей причислено к лику святых.

Что было причиной такого счастливого воздействия на русских людей веры христианской? Азбука, грамота, книги святых братьев Кирилла и Мефодия. Они первые пробудили в русском человеке жажду духовного ведения, указали источник воды живой и открыли способ, как можно почерпнуть эту воду. По ним молились русские люди Богу и в церкви, и дома, по ним учились они в училищах; их читали и изучали в семейном кругу. Эти божественные книги положили основание успеху веры и гражданственности русской.

Искреннее благочестие проникло во все слои народа и стало украшением как палат княжеских, так и жилищ простых людей. Отцы, умирая, завещали его детям своим как бесценное наследство.

Можно без преувеличения сказать, что трудами святых братьев русские, и не только они, смогли поддержать народную жизнь в течение своего более чем тысячелетнего существования. Труды эти заменяли им и науки, и открытия, и все способы совершенствования человеческого. Не имея возможности среди невзгод и тревог государственной жизни идти вперёд наравне со своими соседями, они всё нужное для своего умственного и нравственного совершенства черпали из единственного источника, который открыли им святые Кирилл и Мефодий. Это греческие книги, переведённые на славянский язык.

Великие учителя принесли к ним учение Евангелия, чистое, как свет Божий, вполне им родное и понятное, наполненное искренней любовью к ним и славе Божией; тогда христианство явилось перед ними даром истинно небесным, который был для них выше и дороже всего в мире. Славяне, пользуясь на родном языке словом Божиим, творениями святых отцов, учёными произведениями имели точные знания обо всех предметах, занимавших когда-либо ум человеческий. Раньше всех они познакомились с изящными греческими искусствами, такими как церковное зодчество, ваяние и живопись.

Благодаря святым братьям у славян были народными воспитателями Василий, Иоанн Богослов и другие. От Бога начинал русский человек и Богом оканчивал все свои занятия; у Бога он искал утешения в страданиях. «Молись и трудись» — было его поговоркой. И славяне всегда отличались трудолюбием. Простота жизни и чистота нравов их достойны всякого подражания. Свободное от трудов время они проводили в занятиях, укрепляющих силы, дружеских беседах, чтении Псалтыря, житий святых, в пении псалмов и песен духовных. Самые простые их песни отличались назидательностью.

Сохранив свой церковный язык, славяне соблюли единство между собой. Язык этот постоянно напоминал им и напоминает нам сейчас, что все мы — родные братья, члены одной великой семьи. Язык помог сохранить предания и наш народ.

И всё это благодаря жизни и трудам всего двух людей — святых Кирилла и Мефодия», — так закончила мама свой рассказ.

Теперь я понимаю, что жизнь людей и всей такой огромной страны, как Россия, зависит от жизни каждого человека. Значит, и от меня.

К. Гапонова,

ученица 7 «а» класса школы №2

 

]]>

Закладка/поиск этой статьи:

]]>

Что значит «Святая Русь»? / Православие.Ru



Святая Русь. Худ. М.В. Нестеров, 1901-1906.

    

Англичанин говорит «добрая старая Англия»,
француз – «прекрасная Франция»,
итальянец – «сладостная Италия». Русь
– она не всегда добрая, порой не особо прекрасная и
уж совсем редко когда сладостная. Для многих она и вовсе
«немытая» и «проклятая». Но даже и
такие, пусть с иронией или скепсисом, а говорят о
«Святой Руси». И это вовсе не случайно!

Русь светлая

Русское слово «святой» своим происхождением
связано со словом «светлый». Они восходят к
славянскому и индоевропейскому прошлому; у разных народов
слова с подобным корнем означают свет, мир, день, а также
нечто белое, чистое, светящееся. Современный православный
философ и искусствовед Валерий Лепахин отмечает, что в
древнерусских былинах и духовных стихах «святая
Русь» отождествляется с «белым светом» и
«матерью-сырой-землей». Илья Муромец
отправляется на ратные подвиги: «И заслужили тогда
его ноги резвые, // И заслужили руки белые, // И увидел
тогда он вольный белый свет». Добрыня Никитич
говорит о себе: «Я не ездил бы, Добрыня, по святой
Руси…». О нем же сказывается: «Быть
какому ни есть добру молодцу, // Святорусскому могучему
богатырю!». «Слово о погибели земли
Русской» (XIII век) начинается словами: «О
светло светлая и украсно украшена земля Руськая!». В
Стихе о Голубиной книге (XV-XVI века) поется:

Святая Русь-земля всем землям мати:
На ней строят церкви апостольские;
Они молятся Богу распятому,
Самому Христу, Царю Небесному, —
Потому свято-Русь-земля всем землям мати.

Интересно, что одна из основных версий происхождения слова
«Русь» также построена на сближении его с
понятием «светлый», ведь даже в современном
русском языке сохранилось древнее слово
«русый». В 911 году русы заключали договор с
Византией от имени князя Олега и других «светлых и
великих князей» и именовали себя «нашей
светлостью». Арабский хронист X века также писал,
что некий предводитель русов имел титул «свиет
малик» (светлый князь).

Сочетание «русского» и «светлого»
оказалось крайне устойчивым и в русском языке, и в
представлениях соседних народов. Как сами русские люди,
так и европейские путешественники именовали Московское
царство «Белой Россией». Иностранцы
пользовались этим термином вплоть до начала XVIII века, он
встречается на европейских картах. «Белый
царь» прославляется в русских народных песнях. В
Европе также знали, что русский государь именуется
«светлейшим» (illustrissimus) и
«белым» (albus). «Белым царем» с
XVI века именовали его и на Востоке. Важно отметить, что
такое же самоназвание – Белая Россия –
возникло и в русских землях, включенных в состав Великого
княжества Литовского. Именно поэтому с начала XVII века на
Москве в отношении православных «литовских
людей» возникает именование «белорусцы»
(белорусы). Тогда же понятие «Белая Русь» было
окончательно закреплено за Западной Русью и в 1654 году
внесено в официальный титул русских царей.

Святость как ответственность

Однако наряду с этим уже в XVI веке «Святая
Русь» русскими книжниками начинает переосмысливаться
в особом религиозном ключе. Старец Филофей в своем
знаменитом послании о Третьем Риме обращался к Василию III
как к «пресветлейшему и
высокопрестольнейшему государю великому князю
светлосияющему в православии христианскому царю и
владыке всех, браздодержателю же всей святой и
Великой России». Старец напоминал Великому князю о
том, что после падения первого и второго Рима лишь в
России Церковь «в православной христианской вере во
всей поднебесной паче солнцасветится» и
потому утверждал: «И да ведает держава твоя,
благочестивый царь, что все царства православной
христианской веры сошлись в твое едино царство, и один ты
во всей поднебеснойсвятейший и благочестивый
именуешься царь». Старец впервые обозначил крайне
важную мысль: Русь должна соответствовать своему высокому,
святому именованию.

Произошло еще одно существенное изменение: приобретя новое
значение, Святая Русь преодолела свои этнические границы.
Не случайно князь Андрей Курбский в том же смысле писал о
Российском государстве как о «Свято-русской
империи». ВXVII веке «Святую Русь» и
известных с былинных времен «святорусских
богатырей» упоминает «Повесть об азовском
сидении». Однако теперь они имели уже определенно
религиозное осмысление: «Теперь мы, бедные,
расстаемся с вашими иконами чудотворными, с христианами со
всеми православными: не бывать уж нам на святой Руси!
Смерть пришла в пустыне нам, грешникам, за ваши иконы
чудотворные, за веру христианскую и за имя царское, за все
царство Московское!».

В начале XIX века «Святая Русь» получила
второе дыхание. Связано это было как с патриотическим
порывом времен наполеоновских войн, так и с публикацией
древнерусских былин и духовных стихов. Начиная с Н.М.
Карамзина «Святая Русь» понималась как
наиболее возвышенное именование Отечества. Вспомним
пушкинское: «Святая Русь! Отечество! Я твой!».
Тут не было особой религиозной специфики. При открытии
памятника Карамзину в его родном Симбирске историк М.П.
Погодин произнес: «Я уверен, что и всякий из наших
соотечественников, в котором бьется русское сердце,
которому мило русское слово, которому дорога русская
слава, кто любит свою святую Русь, кто предан просвещению,
вспомнив благодеяния Карамзина, произнесет ему всегда
внутренно свое русское, сердечное спасибо». В
манифесте императора Николая I, изданном в 1848 году по
поводу революции во Франции, говорилось: «По
заветному примеру Православных Наших предков, призвав в
помощь Бога Всемогущего, Мы готовы встретить врагов Наших,
где бы они ни предстали, и не щадя Себя будем в
неразрывном союзе с Святою Нашею Русью защищать честь
имени Русского и неприкосновенность пределов Наших».

Святая Русь, — святою будь!

На слова манифеста в своем стихотворении «Святая
Русь» отозвался князь Петр Вяземский. В юности
бывший большим вольнодумцем, поэт смог выразить мысль,
ранее обозначенную старцем Филофеем – именуясь
Святой, Русь должна быть таковой на деле:

Как в эти дни годины гневной
Ты мне мила, святая Русь,
Молитвой теплой, задушевной,
Как за тебя в те дни молюсь!..

Как я люблю твое значенье
В земном, всемирном бытии,
Твое высокое смиренье
И жертвы чистые твои,

Твое пред Промыслом покорство,
Твое бесстрашье пред врагом,
Когда идешь на ратоборство,
Приосенив себя крестом!..

О, дорожи своим залогом!
Блюди тобой избранный путь,
И пред людьми и перед Богом,
Святая Русь, – святою будь!

Василий Жуковский в письме Вяземскому выражал надежду, что
название Святой Руси «никогда не потеряет своего
глубокого смысла, хотя и вошло в разряд
обыкновенностей». Слова Жуковского звучат
поразительно современно: «В выражении Святая Русь
– отзывается вся наша особенная история; это имя
Россия ведет от Крещатика; но свое глубокое значение оно
приобрело со времен раздробления на уделы, … когда
при великом княжестве было множество малых, от него
зависимых, и когда это все соединялось в одно, не в
Россию, а в Русь, то есть не в государство, а в семейство,
где у всех были одна отчизна, одна вера, один язык,
одинакия воспоминания и предания; вот отчего и в самых
кровавых междоусобиях, когда еще не было России, когда
удельные князья беспрестанно дрались между собою за ее
области, для всех была одна, живая, нераздельная Святая
Русь».

В 1850-е годы Вяземский развил свою мысль в
«Молитвенных думах»:

Не дай нам Бог во тьме и суете житейской,
Зазнаться гордостью и спесью фарисейской,
Чтоб святостью своей, как бы другим в
упрёк,

Хвалиться, позабыв, что гордость есть
порок.

Не в славу, не в почёт, народные скрижали,
Родную нашу Русь святой именовали.
А в назиданье нам, в ответственность, в
завет.

Чтоб сберегали мы первоначальных лет
Страх Божий, и любовь, и чистый пламень
веры.

Чтоб добрые дела, и добрые примеры,
В их древней простоте завещанные нам,
Мы цельно передать смогли своим сынам.

С тех пор «Святой Русью» именовали либо Россию
в целом, как в былинах, либо Русь сокровенную –
религиозный идеал православного русского народа и то
«малое стадо», ради которого и сохраняется
Россия.

Святая Русь ныне

Это второе значение Святой Руси отобразилось в церковной
гимнографии. Впервые Святая Русь прозвучала в церковном
гимне накануне Февральской революции. Это произошло при
составлении службы священномученнику патриарху Московскому
и всея России Гермогену: «Богу нaшему тобою слaва,
тебе же, священномучениче Ермогeне, довлеет рaдоватися во
свете лица Его и непрестaнно молитися, да не погибнет Рyсь
святая».

Впервые служба, автором которой был протоиерей Илия
Гумилевский, была опубликована осенью 1916 года. В
составленной священноисповедником иеромонахом (позднее
– епископом) Афанасием (Сахаровым) и профессором
Петроградского университета Б.А. Тураевым в 1918 году
службе всем русским святым была внесена знаменитая
стихира: «Русь святая, храни веру
Православную!». Служба всем российским святым была
утверждена Поместным собором (хотя первое повсеместное
празднование состоялось лишь в 1946 году). В эти времена
Святая Русь уже вступила в такие испытания, которые нельзя
сравнить ни с какими иными в ее многострадальной истории.
По мостовой шли красногвардейцы из
«Двенадцати» Блока:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Сонм Новомучеников стал зримым воплощением слов
праздничной стихиры. Частью Святой Руси стала и
православная Россия, оказавшаяся в эмиграции.

В день всех российских святых, празднуемый во второе
воскресный день по Пятидесятнице, в 1941 году началась
Великая Отечественная война. В разгар кровавой бани
началось воссоздание Святой Руси. В новом патриаршем
титуле в 1943 году было закреплено каноническое понятие
«Русь», которое было распространено на всю
советскую территорию (кроме Грузии, где существует своя
поместная Церковь). Духовные границы Святой Руси еще шире
канонических: везде в мире, где молитвенно возглашается
имя предстоятеля Русской Церкви – Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси – присутствует
Святая Русь.

Откуда пошло название «Русь Святая»?. 1115 вопросов священнику

Откуда пошло название «Русь Святая»?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

Каждый народ имеет свое самосознание. Главные ценности, которыми он живет, запечатлеваются в некоторый устойчивых выражениях, принятых в разных странах: Франция прекрасная, Италия солнечная, Британия великая, Америка свободная. Русский народ с глубокой древности, прежде всего, дорожил своими святынями. Их было много, они были близки сердцу русских людей. Эпитет «святая Русь» не говорит о том, что в стране жили одни святые. И русские грешили не мало. Речь идет о том жизненном настроении, которое было определяющим в глубине народного духа. Это чувствовали также иностранцы и нередко пользовались выражением «святая Русь». Современному человеку это понять трудно: с начала 18 века нарастало в стране неверие, революционный смерч безжалостно разрушил множество святынь, сознание многих оказалось отравленным разными идеологиями и лжеучениями, нравственные понятия основательно стерлись. Тяжелое состояние. Но Россия духовно не умерла. Пока жив корень народной жизни — православная вера, пока молится за нас неисчислимый сонм русских святых, канонизированных и еще не прославленных, жива надежда. Если народ обратиться к Богу, Господь может не только исцелить, но и оживить его. Христианство — религия воскресения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Критика языка Rust и почему C / C ++ никогда не умрет

Нам очень понравилась статья «Критика языка Rust и почему C / C ++ никогда не умрет». Предлагаем автору сделать перевод самостоятельно и опубликовать в нашем блоге. Он согласился, и мы с удовольствием представляем эту статью на русском и английском языках.

Я не мог не заметить, какой интерес у читателей этого блога вызвала тема «можно ли котятам поиграть с новыми клубками шерсти?» Так что мне захотелось поделиться еще несколькими своими размышлениями на связанную тему, касающуюся языков C и C ++ и вероятности того, что Rust их убьет.Нет необходимости говорить вам, что это неизбежно вызовет большую священную войну, поэтому, прежде чем продолжить, подумайте дважды, если вы действительно хотите продолжить чтение этого сообщения и особенно участвовать в «конструктивных дебатах» через комментарии.

Оригинал статьи можно найти здесь (на русском языке). Он был переведен и опубликован в нашем блоге с разрешения автора.

Примечание : Далее в этом тексте я предполагаю, что Rust — это сознательная попытка создать быстрый и безопасный язык .Ведь изначально он был задуман ребятами из Mozilla как инструмент для разработки движка браузера. Но если окажется, что это еще один , просто безопасный язык на , тогда я просто не пойму всего. Существует множество самых разных безопасных языков на любой вкус, и если Rust не предназначен для замены C ++, то (1) зачем ему включать небезопасное подмножество ?; и (2) почему авторы выбросили легковесные процессы из Rust? Они ведь удобны, не правда ли? Другими словами, если я ошибаюсь в своем предположении, то вся эта история просто не имеет никакого смысла.

Если вы случайно зашли на форум linux.org.ru, имейте в виду, что этот пост не имеет отношения к списку из 10 чисто технических причин, по которым не нравится Rust, который обсуждался в этой ветке. Беседа по Skype с уважаемым товарищем @ sum3rman показала, что существует несколько мнений о том, насколько «технические» эти причины. Так что я должен признать, что составленный мною список паршивый, но я все же рискую процитировать здесь некоторые из наиболее интересных пунктов из него.На самом деле, количество простых здравых соображений достаточно велико, чтобы не заботиться о технических.

Для любого здравомыслящего программиста кристально ясно, что C / C ++ не умрет в ближайшем будущем. Никто не собирается переписывать практически все существующие настольные приложения, ядра операционных систем, компиляторы, движки игр и браузеров, виртуальные машины, базы данных, архиваторы, аудио- и видеокодеки, тонны других C-библиотек и так далее и тому подобное. , на другие языки.Это огромная масса быстрого, отлаженного и проверенного временем кода. Переписывать это слишком дорого, рискованно и, честно говоря, не имеет смысла, кроме как в головах самых неистовых фанатов Rust. Спрос на программистов на C / C ++ всегда был высоким и будет оставаться таковым еще долгое время.

Хорошо, а как насчет использования Rust для написания нового кода?

Что ж, как вы, наверное, помните, это далеко не первая попытка создать «лучший» C / C ++. Возьмем, к примеру, язык D.Он был выпущен в 2001 году и действительно является хорошим языком. Но здесь нет ни вакансий, ни достойных инструментов разработки, ни замечательных историй успеха, связанных с этим. Первоначально проект OpenMW был запущен на D, но затем авторы внезапно решили полностью переписать его на C ++. По их признанию, они получали кучу писем, в которых люди говорили: «Вы делаете крутой проект, и мы хотели бы внести свой вклад в него, но мы не знаем и не испытываем желания изучать эту глупую букву D». Википедия сообщает нам, что помимо D было много других попыток убить C ++ — например, Vala, Cyclone, Limbo, BitC.Кто из вас хоть раз слышал об этих языках?

Думаю, пора начать изучать уроки истории. Ни один здравомыслящий человек никогда не начнет использовать новый язык в своих проектах, пока вы не покажете им несколько крутых инструментов разработки, поддерживающих его, не расскажете им пару историй успеха и не покажете дюжину программистов, работающих с этим языком и живущих рядом. Что касается программистов, то они никогда — за исключением, вероятно, самых молодых — никогда не будут тратить свое время и здоровье на изучение другого «самого лучшего» языка, пока вы не покажете им несколько крутых инструментов разработки (не такой лягушонок, как Racer) и пару таких языков. десятков тысяч готовых библиотек (не «экспериментальных», не «нестабильных» и т. Д.), Расскажите им пару историй успеха и покажите им десяток открытых вакансий в их городе или поселке.Вы знаете, это как дилемма «курица или яйцо». В очень редких случаях эта проблема действительно решается (относительно репрезентативными примерами являются Go и Scala) — в основном благодаря инвестициям времени и денег со стороны какой-то крупной компании (Google, Typesafe), которая по каким-то причинам считает целесообразным популяризировать новый язык.

Как я уже упоминал, существует слишком много причин нетехнического характера, чтобы скептически относиться к Rust. Но давайте представим на мгновение, что их просто не существует. Тогда не было бы причин, чтобы не писал на Rust , верно? Ну, это тоже очень спорно, чтобы не сказать больше.

C / C ++ подвергается критике по разным причинам. Кстати, большинство критиков никогда не видели кода C ++ в производстве. Короче говоря, проблема C ++ заключается в том, что он очень быстр (а также требует небольшого объема памяти, заряда батареи и т. Д.), Но небезопасен в том смысле, что допускает переполнение массива, адресацию освобожденной памяти и т. Д. В прошлом эта проблема побуждала программистов разрабатывать множество безопасных языков, таких как Java, C #, Python и другие. Но они оказались слишком требовательными к ресурсам по сравнению с C ++, а также имеют некоторые другие недостатки — возьмем, например, неизбежную проблему «остановить мир» во время сборки мусора.Вот почему программисты изо всех сил пытаются создать язык, такой же быстрый, как C ++, но при этом безопасный. Ржавчина — один из кандидатов.

Rust действительно безопасен, но, к сожалению, далеко не быстр. На момент написания статьи он сравним по производительности с Java, Go и Haskell:

Я искренне надеюсь, что программисты найдут способ ускорить его со временем, но до тех пор это вряд ли будет представлять больший интерес, чем Scala или Go с точки зрения компромисса между безопасностью и скоростью.Вопрос все еще открыт, можно ли вообще сделать язык быстрым и безопасным или он автоматически обречен быть вдвое медленнее, чем C / C ++, из-за постоянных проверок на переполнение массива, безопасных оберток привязок к C-библиотекам и тому подобное.

А что, кстати, делает Rust безопасным? Проще говоря, это язык со встроенным анализатором кода, и он довольно сложный: он может отлавливать все ошибки, типичные для C ++ и иметь дело не только с управлением памятью, но и с многопоточностью.Передайте ссылку на назначаемый объект через конвейер в другой поток, а затем попробуйте использовать эту ссылку самостоятельно — программа просто откажется компилироваться. И это действительно круто.

Но C ++ тоже не стоял на месте в течение последних 30 лет, и за это время было выпущено множество как статических, так и динамических анализаторов, поддерживающих его. В качестве одного примера посмотрите короткое видео о дезинфицирующих средствах Google — они действительно очень крутые. В любом случае, в любом серьезном проекте вы используете систему непрерывной интеграции и запускаете множество тестов при компиляции сборок.Если вы этого не сделаете, то ваши проблемы будут намного хуже, чем отсутствие безопасности языка, потому что статическая типизация не гарантирует правильной логики выполнения! Итак, если вы все равно запускаете тесты, почему бы также не использовать дезинфицирующие средства? Правда, всех ошибок они не находят. С другой стороны, если у вас нет проверки на переполнение массива где-то на более глубоких уровнях вашего кода, а дезинфицирующее средство не сообщает об ошибке, возможно, это просто потому, что все необходимые проверки уже предоставлены на один уровень выше и другой только замедлит программу? Даже без дезинфицирующих средств вы найдете много всего, просто собирая проект с помощью различных компиляторов на разных платформах, с проверкой инвариантов вашего кода assert в стиле «assert (obj-> isValid)» и с правильным фаззингом.Грубо говоря, вопрос фактически сводится к старой доброй священной войне о (т) он (о) ретическом и колхозном подходах к разработке программного обеспечения (, то есть новаторский, но слишком идеалистический подход и традиционный эмпирический подход, считающийся небрежным. и упрощен сторонниками первого — прим. переводчика ).

Часто можно услышать аргумент, что 90% времени выполнения тратится на выполнение только 10% кода (что, насколько я понимаю, просто эмпирический закон — быстрое сканирование через Интернет не выявило каких-либо строгих правил. научные исследования по этой теме).Следовательно, вы можете написать большую часть своего кода в безопасном Rust, а остальные 10% («горячий» код) в его небезопасном подмножестве, так что плохая производительность текущей реализации Rust на самом деле не проблема. Хорошо, но разве это не означает, что мне вообще не нужен Rust, потому что я могу написать 90% своего кода на Go, а остальные 10% на C? Только искатели серебряной пули и воздушные феи будут использовать Rust только для того, чтобы чувствовать себя довольными тем, что все 100% программы написаны на одном языке. Но на самом деле это два диалекта одного языка, которые мало чем отличаются от комбинаций «Java + C» или «Go + C».

Но закон 90/10 в любом случае — чушь. Следуя его логике, мы могли бы переписать 90% WebKit, VirtualBox или GCC на Java и получить тот же результат. Но это явно неверно. Даже если это не потому, что соотношение в некоторых программах сильно отличается, давайте сделаем некоторые вычисления и посмотрим. Предположим, что вся программа написана на небезопасном C / C ++, и время ее выполнения, скажем, составляет 0,9 * 1 (небольшая часть горячего кода) + 0,1 * 1 (большая часть холодного кода) = 1. Теперь сравните ее с программой. написано на безопасном языке со вставками C: 0.9 * 1 + 0,1 * 2 = 1,1, что теоретически составляет разницу в 10%. Это много или мало? Ну, это зависит от масштаба проекта. Для Google даже несколько процентов могут помочь сэкономить миллионы долларов (см. Раздел 5 «Использование» в статье). Или представьте, что при следующем обновлении JVM внезапно начнет требовать на 10% больше ресурсов! Я боюсь даже предположить, сколько нулей они получат в цифре после преобразования этих процентов в доллары! 10% — это много для задач, где используются C и C ++.

Мы продолжаем повторять фразу «преждевременная оптимизация — корень всех зол», как мантру. Но если мы хотим следовать ему слово в слово, почему бы не использовать пузырьковую сортировку вместо быстрой во всем коде? В конце концов, мы не можем точно знать, где возникнет узкое место, не так ли? Зачем оборачивать обычные счетчики действий в акторы или транзакционную память, если мы можем сразу использовать более эффективные атомики? И, вообще говоря, в тривиальных случаях , вообще не имеет смысла принудительно инициализировать каждую без исключения переменную, реализовывать кучу вспомогательных проверок и так далее.Пусть даже будет прирост производительности на 2-5% вместо 10%, но это не так уж и плохо, если на размышления у вас ушла всего пара лишних минут. Кроме того, как мы уже выяснили, это может иметь огромное значение в программах на C / C ++! В конце концов, кто осмелится утверждать, что найти горячую точку, переписать код (возможно, тонны кода) и доказать, что он стал действительно быстрее, — это легче, чем думать о производительности заранее?

Даже не считая проблемы скорости / безопасности, я также скептически отношусь к дизайну языка как таковому.В частности, что касается используемых в нем пяти типов указателей. С одной стороны, неплохо заставить программистов задуматься, хранятся ли их переменные в стеке или куче и могут ли они обрабатываться или не могут обрабатываться несколькими потоками одновременно. Но с другой стороны, представьте, что вы пишете программу и в какой-то момент обнаруживаете, что некоторая переменная должна храниться в куче, а не в стеке. Итак, вы переписываете код для использования Box. Затем вы понимаете, что вам действительно нужны Rc или Arc. Опять же, вы переписываете весь этот код.А затем вы снова все это переписываете, чтобы в стеке была обычная переменная. Все это вам придется делать без приличной IDE. Регулярные выражения не помогут. Или вы можете столкнуться с кошмаром вроде «Vec >>>» — поздоровайтесь с Java! Но самое печальное в том, что компилятор уже знает все о времени жизни каждой переменной и может автоматически вставлять все эти Box, Arc и т. Д. Но по какой-то причине эта обязанность была возложена на программиста.Было бы гораздо удобнее позволить программисту просто написать val (в конце концов, мы живем в третьем тысячелетии!) И явно указать Box или Rc там, где это необходимо. С этой точки зрения разработчики Rust все облажались.

Это, в частности, значительно сужает область применения Rust. Ни один здравомыслящий человек не станет писать веб-программное обеспечение и программное обеспечение на стороне сервера на таких языках, как или — особенно с учетом того, что он не предлагает никаких существенных преимуществ перед этими языками для JVM.Даже Go — с нормальными легковесными процессами (не фьючерсами) — кажется лучшим выбором для решения этих задач. Что касается фьючерсов, вы должны научиться обращаться с ними правильно, чтобы не прострелить себе ногу — а вы говорите о «безопасных языках», да? Конечно, у всех этих языков есть свои особенности — возьмем, к примеру, ту самую «остановку мира». Но эту проблему можно решить как путем разделения кода на микросервисы, так и с помощью других методов. И да, никто не захочет переводить Rust на JavaScript, использовать его для написания скриптов для AWS или в качестве языка запросов для MongoDB.Для Android это тоже маловероятно, но по другой причине: там много разных архитектур, поэтому JVM будет работать намного лучше. Так что, если вы думаете, что Rust «хорош для любой задачи», я должен вас разочаровать.

И вот еще несколько причин, чтобы его покончить:

  • Макросы, используемые как костыль, чтобы компенсировать чрезмерную многословность, вызванную отсутствием обычных исключений. Я уже писал о проблемах метапрограммирования — именно из-за них, в частности, нам вряд ли когда-либо удастся получить достойную IDE для Rust.Кроме того, хотя я не уверен, кажется, что у макросов в Rust даже нет пространств имен.
  • Люди — идиоты, и Cargo активно поощряет загрузку пакетов прямо из репозиториев git, минуя Crates.io. В результате мы рискуем столкнуться с огромным беспорядком с пакетами, как в мире Erlang с его Rabar. Между прочим, я подозреваю, что в мире го есть похожая проблема.
  • Как и многие новые языки, Rust идет по пути упрощения. В общем, я могу понять, почему у него нет приличного наследования и исключений, но сам факт, что кто-то принимает за меня решения в отношении подобных вещей, вызывает у меня некоторое недовольство.C ++ не ограничивает программистов в отношении того, что они могут или не могут использовать.
  • Теперь, когда мы встали на путь упрощения, почему бы не выбросить все эти языковые расширения? Нынешнее положение вещей напоминает мир Haskell, где каждый программист кодирует на своем собственном диалекте.
  • Умные указатели

  • , к вашему сведению, далеко не бесплатны, а не обеспечивают фиксированного времени сборки мусора. Что, если какой-то поток получит честь освободить очень глубокую структуру данных? Пока он блуждает по лабиринту мертвых ссылок, все остальные нити, зависящие от него, терпеливо ждут, тупо.У Erlang с его мелкими кусочками похожая проблема — я сам сталкивался с ней много раз. Умные указатели также имеют свои собственные проблемы — например, фрагментацию и утечки памяти. Просто оставьте слабый указатель в структуре цикла — все напортачило. И все это на языке, притворяющемся безопасным … Если вам нужно фиксированное время сборки мусора, изучите поведение своей программы под нагрузкой и примите меры предосторожности (например, предусмотрите пулы объектов), если вас не устраивают цифры, или управляйте память вручную.
  • Кто-нибудь видел строгое описание семантики Rust? Есть хоть модель памяти? И вы называете это «безопасным» языком, «обеспечивающим правильность» программ, особенно учитывая, что он может интерпретировать исходный код десятью разными способами?
  • Не могу не напомнить вам еще раз, что источник проблем обычно в человеке, а не в технике . Если ваш код C ++ недостаточно хорош или код Java очень медленный, это не потому, что технология плохая, а потому, что вы не научились правильно ее использовать.Таким образом, вы тоже не будете удовлетворены Rust, но только по другим причинам. Не проще ли научиться пользоваться более популярными инструментами и полюбить их?

Итак, подводя итог, лично я буду вкладывать свое время в изучение C / C ++, а не Rust в ближайшие 5 лет или около того. C ++ — это промышленный стандарт . Программисты уже более 30 лет используют его для решения огромного количества задач. Что же до Rust и тому подобного — это всего лишь диковинные игрушки с туманным будущим.Люди предсказывали скорую смерть C ++ с 2000-х годов, но с тех пор C / C ++ не стал менее популярным и востребованным. На самом деле, как раз наоборот. Он развивается (C ++ 11, C ++ 14), выпускаются новые инструменты (например, CLion и Clang), а количество вакансий просто огромно.

Программист на C ++ вряд ли когда-нибудь столкнется с трудностями при поиске работы с более чем достойной зарплатой и при необходимости сможет быстро изучить Rust. Но обратный сценарий очень и очень маловероятен.Кстати, выбор языка — далеко не единственный и самый важный фактор при выборе новой работы. Кроме того, опытный программист на C / C ++ может легко найти свой путь в исходном коде ядра PostgreSQL или Linux, имеет доступ к современным мощным инструментам разработки и имеет под рукой кипу книг и статей (например, по OpenGL).

Итак, берегите свое здоровье и не теряйте зря время — у вас их меньше, чем вы думаете!

.

Почему некоторые вещи ржавеют?

Вы когда-нибудь видели очень старую машину? Как насчет старого металлического ключа или набора инструментов? Может быть, вы видели валяющийся старый велосипед. Если какие-то из этих вещей были заброшены и оставлены без присмотра в течение нескольких лет, вероятно, они в плохом состоянии. На самом деле они, вероятно, приобрели красновато-коричневый цвет. Они могут даже отслаиваться во многих местах.

Что это за красновато-коричневый материал? Это пятна, на которых металл подвергся коррозии, и их называют ржавчиной.Когда металлические предметы ржавеют, они подвергаются опасности. Если в ближайшее время о них не позаботиться должным образом, они никому не пригодятся.

Но что такое ржавчина? Ржавчина — очень распространенное соединение. Его научное название — оксид железа (Fe2O3). Ржавчина образуется при реакции железа и кислорода в присутствии воды или влаги в воздухе.

Но знаете ли вы, что ржавчина не всегда бывает красновато-коричневого цвета? Вы бы поверили, что иногда он зеленый? Это так! Когда железо вступает в реакцию с хлоридом в подводной среде, появляется зеленая ржавчина.Иногда это можно увидеть на стали, используемой в подводных столбах.

Ржавчина возникает при коррозии железа или его сплавов, например стали. В присутствии кислорода и воды поверхность куска железа сначала подвергнется коррозии. Со временем любой кусок железа полностью превратится в ржавчину и распадется.

Процесс ржавления — это реакция горения, похожая на огонь. При контакте с кислородом железо вступает в реакцию с кислородом с образованием ржавчины. Однако, в отличие от огня, реакция происходит намного медленнее и не вызывает пламени.

Есть определенные факторы, которые могут ускорить процесс ржавления. Например, вода ускоряет реакцию. Другие вещества, такие как соль, также могут увеличить скорость процесса ржавления.

Для предотвращения ржавчины железо можно покрыть покрытием. Это предотвращает его реакцию с кислородом и водой. Один из таких процессов называется гальванизацией. Обычно это включает покрытие железного предмета слоем цинка. Цинк препятствует реакции железа с кислородом и водой с образованием ржавчины.

Другой метод предотвращения ржавчины намного проще и распространен.Что это такое? Покрасить! Вот так. Простой слой краски может предотвратить реакцию железа с кислородом и водой в окружающей среде.

У вас дома есть ржавые предметы? Как вы можете защитить их от коррозии? Действуй быстро! Они могут не подлежать ремонту, прежде чем вы об этом узнаете.

Стандарты:

CCRA.L.3, CCRA.L.6, CCRA.R.1, CCRA.R.2, CCRA.R.4, CCRA.R.10, CCRA.SL.1, NGSS.PS1.B,

.