Содержание

Белинский Виссарион Григорьевич — биография, личная жизнь и фото

Виссарион Белинский — русский критик, публицист, философ. Иван Тургенев говорил, что главной чертой его характера было «стремительное домогательство истины». Статьи Белинского для лучших журналов того времени — «Телескопа», «Отечественных записок», «Современника» — до сих пор считаются образцами критической литературы.

Увлечение литературой

Акварель Александра Брюллова с оригинала Кирилла Горбунова. Портрет Виссариона Белинского. 1838. Изображение: wikipedia.org

Виссарион Белинский родился в 1811 году в Финляндии. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья переехала в Пензенскую губернию, где он учился в местном училище, а чуть позже — в гимназии. С детства Белинский интересовался изучением русского языка и литературы: читал все, что печаталось тогда в журналах, переписывал стихотворения отечественных писателей.

Уездное образование не удовлетворяло любознательного юношу, поэтому в 1829 году он поступил на словесный факультет Московского университета. Первое время студенту приходилось бедствовать, пока ему не стали платить стипендию.

В комнате общежития, где жил Виссарион Белинский, стали собираться студенты, среди которых были Николай Станкевич, Александр Герцен, Николай Огарев, Евгений Корш, Николай Кетчер. На встречах они читали собственные произведения и обсуждали проблемы политической, общественной и литературной жизни России. Это собрание получило название «Литературное общество 11-го нумера».

Через год учебы в университете Виссарион Белинский написал свое первое литературное произведение — драму «Дмитрий Калинин» на тему крепостного права. Цензурный комитет университета не только не разрешил печатать ее, но и пригрозил ссылкой и каторгой. Белинский вскоре попал в больницу, и в 1832 году его отчислили: здоровье сочли слишком слабым, а способности — «ограниченными». Он остался без средств к существованию, поэтому начал давать частные уроки и переводить зарубежные произведения.

«Литературе расейской — моя жизнь и моя кровь»

В это время Виссарион Белинский подружился с основателем журнала «Телескоп» Николаем Надеждиным. Поначалу Белинский переводил для издания небольшие заметки, а в 1834 году опубликовал свою первую критическую статью «Литературные мечтания. Элегия в прозе». В работе автор делал обзор русской литературы — с точки зрения истории, — и рассуждал на тему ее будущего. Затем последовали другие литературные обозрения на произведения Николая Гоголя, Евгения Баратынского, Владимира Бенедиктова и Алексея Кольцова. В этих работах Белинский писал о начале новой эпохи в русской литературе.

Виссарион Белинский. Галерея 1

Белинский осуждает реформу. Изображение: althistory.wikia.com

Виссарион Белинский. Галерея 1

Белинский высказывает свои тезисы на партийном собрании. Изображение: althistory.wikia.com

Через два года журнал закрыли — Белинский опубликовал в нем «Философические письма» Петра Чаадаева, в которых автор восхищался европейской культурой. Белинский вновь оказался в сложном финансовом положении, все попытки найти работу были тщетны. Дела несколько улучшились в начале 1838 года, когда Белинского назначили редактором журнала «Московский наблюдатель». Здесь он публиковал свои статьи, окончательно убеждаясь, что его призвание — литературная критика.

«Нужно быть гражданином, сыном своего общества»

Спустя год работы в московском журнале Виссариону Белинскому предложили переехать в Санкт-Петербург, чтобы возглавить критический отдел в журнале «Отечественные записки». Эта работа — расцвет его литературной критики. Белинский писал для журнала статьи о театре и молодых современных литераторах, обзоры новых литературных произведений, библиографические и политические заметки. Эти очерки объединили историю русской литературы от Михаила Ломоносова до Александра Пушкина.

Алексей Наумов. Николай Некрасов и Иван Панаев у больного Виссариона Белинского. 1881. Изображение: drug-gorod.ru

Как литературный критик Виссарион Белинский разработал теорию реализма, ввел новые понятия для оценки литературного произведения: «верность характеру героя», «современность». В статьях он пропагандировал принципы народности, требовал изображения действительной жизни, протестовал против фальши.

«Свобода творчества, легко согласуется со служением современности; для этого не нужно принуждать себя писать на темы, насиловать фантазию; для этого нужно только быть гражданином, сыном своего общества и своей эпохи, усвоить себе его интересы, слить свои стремления с его стремлениями; для этого нужна симпатия, любовь, здоровое практическое чувство истины, которое не отделяет убеждения от дела, сочинения от жизни».

В 1845 году Белинский тяжело заболел, ему стало все сложнее справляться с работой. Его отношения с сотрудниками испортились, и в начале следующего года критик ушел из редакции журнала. Некоторое время он путешествовал по Югу России. Вернувшись в Петербург, Белинский устроился в журнал «Современник», однако болезнь по-прежнему мешала работать. Не считая небольших библиографических заметок, критик написал только одну крупную статью — «Обозрение литературы 1847 года».

В начале 1847 года Белинский вновь заболел и отправился поправлять здоровье за границей, но лечение не помогло. Через несколько месяцев критик возвратился в Петербург, где и умер в 1848 году. Похоронили Белинского на Волковском кладбище.

205 лет назад. Виссарион Белинский: maysuryan — LiveJournal

В.Г. Белинский в своём кабинете. Офорт О. Дмитриева. 1948

30 мая (11 июня) 1811 года родился Виссарион Григорьевич Белинский, «неистовый Виссарион», литературный критик, которого В. И. Ленин называл «революционной фигурой». Среди российской интеллигенции сто лет назад существовал настоящий «культ Белинского» (о чём я как-то уже упоминал, исходя из личных воспоминаний).
Весь портрет Виссариона Григорьевича можно составить по такому маленькому штриху из его биографии, сохранённому Тургеневым: «Мы не решили ещё вопроса о существовании Бога, — сказал он мне однажды с горьким упреком, — а вы хотите есть!..» … Но не пришло бы в голову смеяться тому, кто сам бы слышал, как Белинский произнёс эти слова».

Однако в наше время более злободневно звучит и лично мне чаще вспоминается другой эпизод из биографии Белинского. Достоевский как-то встретил больного, осунувшегося Белинского — он умирал от чахотки — на Знаменской площади. Он стоял и смотрел на строительные леса, которые возвышались за забором. Там строился первый в России железнодорожный вокзал Николаевской железной дороги, которая должна была связать Петербург и Москву.
— Я сюда часто захожу взглянуть, как идёт постройка, — сказал он. — Хоть тем сердце отведу, что постою и посмотрю на работу: наконец-то и у нас будет хоть одна железная дорога. Вы не поверите, как эта мысль облегчает мне иногда сердце!..»
Мы за XX век, полный разнообразными достижениями прогресса, Днепростроями и Магнитками, «объелись» ими и разучились их по-настоящему ценить. Спокойно и почти равнодушно смотрим, как по всему бывшему СССР закрываются и сносятся заводы, фабрики, неумолимо идёт деиндустриализация и развивается откат в «тёмные века», и даже не видим в том ничего особенно страшного. Привыкли-с. Люди XIX века, подобные Белинскому, которые с такой надеждой смотрели на самые малейшие и совсем нелёгкие шаги прогресса, никогда бы нас не смогли за это ни понять, ни простить…

Портрет В.Г. Белинского. 1876

Борис Лебедев. В.Г. Белинский и славянофилы

Борис Лебедев. В.Г. Белинский в Париже

Борис Лебедев. В.Г. Белинский и Н. В. Гоголь

Борис Лебедев. В.Г. Белинский и И. С. Тургенев

Борис Лебедев. В.Г. Белинский и Н. А. Некрасов

Борис Лебедев. Петербургский кружок Белинского

Я солдат у Бога — Татьянин день

Отдельная, весьма значительная тема эпистолярного наследия Белинского – это встречающиеся в разные годы в его письмах впечатления, настроения и размышления, связанные с религией. В целом они представляют собой сложную, неоднозначную и даже, может быть, не вполне ясную картину. Здесь уживаются и почтительное отношение к Христу и Евангелию, и негативное отношение к церкви, и непреходящее стремление путем философского познания постичь сокровенные тайны бытия, то есть, по существу, разгадать Божий замысел о жизни.

 Портрет 1871 года. Художник — К.А. Горбунов 

Хотя в советское время утвердилось стереотипное представление о Белинском как об атеисте, но при более тщательном рассмотрении его биографии и творчества можно убедиться, что он не был атеистом, то есть человеком, не верящим в Бога и отрицающим его существование. Более того, он на всю жизнь сохранил благоговейное отношение к сущности христианства – к Христу как к самому светлому и самому святому в жизни. Негативно относился он не к религии в целом, а к Церкви – в том виде, в каком она существовала в то время, то есть как своего рода государственное учреждение, и к духовенству, которое, по его мнению, отличалось в большинстве своем «индифферентизмом в деле веры», «теологическим педантизмом дадиким невежеством»[1].

Об отношении Белинского к религии свидетельствуют его собственные слова: «Основа и причина нашего совершенства, а следовательно, и блаженства есть благодать Божия»[2]; «Без личного бессмертия духа жизнь – страшный призрак. <…> Я верю и верую! <…> Да – жив Бог – жива душа моя!»[3] – это из писем Белинского 1837-1838 годов. О моментах своего творческого вдохновения он говорил: «Я ощущу в себе присутствие Божие, мое маленькое яисчезнет»[4].

В 1840 году, он писал: «Для меня Евангелие – абсолютная истина, а бессмертие индивидуального духа есть основной его камень. <…> Да, надо читать чаще Евангелие – только от него и можно ожидать полного утешения»[5].

«Религия есть основа всего и <…> без нее человек – ничто»[6], – констатировал он в 1839 году. И в конце жизни, в декабре 1847 года, заметил: «Вне религии вера есть никуда не годная вещь»[7].

А сказанные о себе 27-летним Белинским слова звучат как программные для всей его жизни: «Я солдат у Бога: он командует, я марширую. У меня есть свои желания, свои стремления, которых он не хочет удовлетворить, как ни кажутся они мне законными; я ропщу, клянусь, что не буду его слушаться, а между тем слушаюсь, и часто не понимаю, как всё это делается. У меня нет охоты смотреть на будущее; вся моя забота – что-нибудь делать, быть полезным членом общества. А я делаю, что могу»[8].

И даже в знаменитом «зальцбруннском» письме к Гоголю Белинский выступает не как атеист, а как критик Церкви. Если бы он был атеистом, он так и сказал бы, что не верит в Бога. Но он рассуждает вовсе не так: для него Христос – по-прежнему нравственный идеал: «Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения. <…> Кто способен страдать при виде чужого страдания, кому тяжко зрелище угнетения чуждых ему людей, – тот носит Христа в груди своей и тому незачем ходить пешком в Иерусалим»[9]. Вообще, говоря об отношении Белинского к религии, следует рассматривать в равной мере все этапы его жизни, а не только последний, когда было написано письмо к Гоголю.

Благоговейное отношение к истокам, основам христианства и отрицательное отношение к Церкви – такое сочетание было характерным для некоторой части просвещенных людей в России XIX века. Среди них стали появляться моменты разочарования в традиционной церковной практике, в месте Церкви и роли священника в обществе, да и в нравственном уровне самого общества, на которое, по-видимому, религия и Церковь не смогли оказать должного влияния. Возможно, последнее и было главным. Например, возникал вопрос: как в стране, где христианство признано официальной, государственной религией, может существовать такое безобразное явление, как крепостное право? И закрадывалось сомнение: а способна ли христианская вера сделать людей лучше и отношения между ними – гуманнее, и желает ли Церковь что-то сделать в этом направлении? Это сомнение может привести к далеко идущим выводам – к атеизму, безверию. Таким образом, недовольство несовершенством общества переносилось на религию, которая, по идее, должна была бы это общество воспитывать, облагораживать, и на ее «проводника» – Церковь.

Во времена Белинского такой ход мыслей начинал приобретать всё большую популярность. Некоторую часть интеллигенции в дальнейшем это привело к атеизму, но не Белинского. Его отношение к религии было сложным: ходить в Церковь и общаться со священниками он не стремился, однако и атеистом не был и в своей жизни практически стремился следовать существу христианства – жить по правде. А ведь это важнее внешних проявлений религиозности. И реалии современной ему действительности вовсе не привели его к отрицанию религии вообще. Как бы отталкиваясь от собственного же неприятия «внешней» стороны этой сферы, он в одном из писем 1840 года заметил: «Никто так пошло не врет о религии и своим поведением и непосредственностию не оскорбляет ее, как русские попы, – и однако ж из этого не следует, чтобы рели гия была вздор »[10].

Впрочем, даже и в том, что касается «внешних проявлений», тоже всё было не так однозначно. Например, юный Белинский возмущался в письме матери: «Вы уже в другом письме увещеваете меня ходить по церквам. <…> Шататься мне по оным некогда, ибо чрезвычайно много других, гораздо важнейших дел, которыми должно заниматься»[11]. Но слова из другого его письма, написанного много лет спустя, свидетельствуют о том, что в Церковь он ходил. 32-летний Белинский, сообщая своей невесте, М.В. Орловой, о неком документе, необходимом для венчания, в частности, писал: «Я просил моего знакомого переговорить со священником, у которого я исповедуюсь и причащаюсь, может ли он обвенчать меня по этому университетскому свидетельству»[12].

Другой пример. В письме к тому же адресату, М.В. Орловой, Белинский шутливо замечал: «Вы меня по вечерам крестите: почему ж и не так, если это забавляет вас? А я – меня тоже забавляет эта игра: продолжайте»[13]. Но несколькими годами ранее он как о чем-то дорогом и заветном пишет о своем крестике, настойчиво прося своего друга Д.П. Иванова помочь вернуть его: «В прошлом письме моем, которое теперь приходится повторить, благодаря твоей аккуратности, я писал, во-первых,о том, чтобы ты как-нибудь постарался переслать мне крестик, который я, сняв с себя в бане, отдал Ване, а он, по своемуротозейству, забыл мне его отдать. Этот крестик мне дорог,и если он пропал, мне будет очень грустно: я получил его от Н.Я. Петровой, которая дала мне его с таким искреннимжеланием мне добра и счастья, какого можно ожидать только от людей родных и близких. Бога ради, похлопочи переслатьего по почте»[14].

 Портрет 1838 года. Художник — К. Горбунов

Замечателен и тот факт, что дед Белинского был сельским священником, который в своем служении тоже был «неистовым» (как потом его внук Виссарион). На склоне лет он фактически принял схиму – вырастив детей, удалился от семьи и вел затворническую жизнь в посте и молитве. В семье его считали праведником. Этот внутренний огонь передался и Виссариону Григорьевичу, который замечал в письмах друзьям: «Как попристальнее и поглубже всмотришься в жизнь, то поймешь и монашество, и схиму»[15], «Мы живем в страш­ное время, судьба налагает на нас схиму, мы должны страдать, чтобы нашим внукам было легче жить»[16]. Самопожертвование в служении своему делу было свойственно и ему. Но для него как христианина акцент всегда был не на внешних проявлениях религиозности, связанных с церковной жизнью (от которых было зачастую, наоборот, отталкивание), а на любви к ближнему, на внимании к участи каждого человека: «Что мне в том, что для избранных есть блаженство, когда большая часть и не подозревает его возможности? Прочь же от меня блаженство, если оно достояние мне одному из тысяч!»[17].

Когда прежде, в советское время, было принято преподносить Белинского как атеиста, то фактически за атеизм выдавалось его отрицательное отношение к Церкви. Белинский – натура тонкая и сложная, отличающаяся необыкновенной искренностью и способностью к стремительному развитию в поисках истины. И с помощью такого определения, как «атеист», совершенно невозможно объяснить его мировоззрение во всей его многогранности. Вот характерный и яркий пример, показывающий сложный, в чем-то противоречивый, но отмеченный какой-то глубинной диалектической логикой взгляд Белинского на религию, где в одном и том же письме он сначала говорит о «приятности эпохи падения религии», а буквально на соседней странице – о «новом небе и новой земле», о которых он рассуждает на основе Священного Писания:

«Рассудок для меня теперь выше разумности (разумеется – непосредственной), а потому мне отраднее кощунства Вольтера, чем признание авторитета религии, общества, кого бы то ни было! Знаю, что средние века – великая эпоха, понимаю святость, поэзию, грандиозность религиозности средних веков; но мне приятнее XVIII век – эпоха падения религии: в средние века жгли на кострах еретиков, вольнодумцев, колдунов; в XVIII – рубили на гильотине головы аристократам, попам и другим врагам Бога, разума и человечности. И настанет время – я горячо верю этому,настанет время, когда никого не будут жечь, никому не будут рубить головы, когда преступник, как милости и спасения,будет молить себе казни, и не будет ему казни, но жизнь останется ему в казнь, как теперь смерть. <…> Не будет богатых, не будет бедных, ни царей и подданных, но будут братья, будут люди, и, по глаголу апостола Павла[18], Христос сдаст свою власть Отцу, а Отец-Разум снова воцарится, но уже в новом небе и над новою землею»[19].(Из письма В.П. Боткину от 8 сентября 1841 года).

Сложное сочетание таких аспектов, как христианская основа мировоззрения, пристальное внимание к участи каждого человека и поиск путей улучшения этой участи, – такое преломление получило восприятие христианства у Белинского. Ведь любовь к ближнему – это для христианина не просто благое пожелание, а одна из двух первых религиозных заповедей, подобная заповеди любви к Богу.

Важнейшая заповедь любви к ближнему нашла в натуре Белинского благодатную почву. Всё, что он написал, отличалось прежде всего любовью к ближнему – к своему соотечественнику, вообще к человеческой личности, которая нуждалась в уважении со стороны общества, в гражданских правах и свободах. Мысль о судьбе личности в обществе никогда не оставляла Белинского, даже в пору увлечения гегелевской «объективной» философией. Любовь к человеку – это и был тот постоянный огонь, который не давал покоя Белинскому в его философских исканиях (и никакая стройность научных построений не могла заглушить вопроса о судьбе личности в мироздании) и в его литературном творчестве.

Словом, Белинский свой религиозный энтузиазм хранил и проявлял глубоко в сущности своей натуры и в сущности своих дел. И в христианстве он свято чтил его самую сущность – Христа, смотря на него как бы сквозь вещи более внешние: «Что вы нашли общего между Ним (Христом. – И.М.) и какою-нибудь, а тем более православною церковью?»[20], – восклицал он в письме к Гоголю.

По этому поводу можно вспомнить известное высказывание Достоевского: «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительнобыло бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной»[21].

Действительно, Белинский в своей жизни наглядно продемонстрировал такое сущностное следование за Христом, когда этот путь показался ему не совпадающим с тем, что было принято считать вполне истинным, то есть с церковью. Это еще раз подчеркивает глубинную взаимосвязь мировоззрения Белинского и Достоевского, несмотря на различные жизненные обстоятельства, разделившие их.Д.С. Мережковский, в частности, писал об этом: «Вопрос о бессмертии есть не что иное, как религи­озный вопрос о личности. Не потому ли Белинский разочаровался в социализ­ме, по крайней мере, в социализме как религии, что Молох общественности, “социальности”, точно так же как Молох Общего, не ответил ему на религиозный вопрос о личности? <…> “Цель христианской религии – возведение личности до субстанции”, т. е. до Бога, говорит Белинский так ясно и отчетливо, как только можно сказать. <…> “Отвержение здешней жизни есть отвержение всякого бытия. Без глубокой страдальческой любви к земной жизни мне непонятна жизнь по ту сторону гроба”. Эта страдальческая любовь к земле, соединяющая землю с небом, не то же ли, что “целование земли”, которым Алеша преодолевает бунт Ивана Карамазова, – не глубочайшая ли религиозная мысль Достоевского?»[22].

Интересны не только отвлеченные рассуждения Белинского о религии, но и некоторые заметки о житейских ситуациях или путевых впечатлениях. Они существенно дополняют представление об отношении Виссариона Григорьевича к этой сфере жизни.

Вот, например, юный Белинский, ехавший в 1829 году из родительского дома в Москву поступать в университет, пишет с дороги родным о своих дорожных впечатлениях. С острым юмором, иронически он рисует такую «жанровую сценку», произошедшую в Рязани: «По приезде на постоялый двор, я первым долгом поставил побродить по улицам Рязани для осмотрения оной. Едва отошел от своей квартиры на десять шагов, как увидел подходящую ко мне духовную особу. Служитель алтарей, поровнявшись со мною, снял шляпу, как со старинным знакомым лицом, раскланялся и, пожелав доброго здоровья, козлиным голосом проблеял: “Милостивый государь! Пожалуйте отцу Ивану на бедность две копеечки”.Я догадался, что в кармане достопочтеннейшего отца Ивана обретается только шесть копеек и, следовательно, недостает двух. Молча подал я ему два гроша. Тронутый и удивленный такою необычайноющедростию, он осыпал меня благослове ниями, благодарениями и со всех ног пустился бежать… куда же? В кабак, который находился от нас в нескольких шагах. Пожелав мысленно святому отцу повеселиться в храме Бахуса, я пошел далее»[23].

Через много лет, рассказывая о путевых впечатлениях уже другого путешествия (поездки с М.С. Щепкиным на юг для лечения в 1846 году), Белинский в письме жене передает такую «зарисовку с натуры»: «…На полдороге встретился крестный ход: из Курска8 июня носят явленный образ Богоматери в монастырь, прикотором стоит ярмарка. Вообрази тысяч 20 народу, врозбить идущего по колена в грязи, и который, пройдя 27 верст, ляжетспать под открытым небом, в грязи, под дождем, при 5 градусах тепла»[24].

 Портрет В.Г. Белинского. Художник — И. Астафьев

Интересно, что ни иронии, ни насмешки не примешивается в это описание. Кажется даже, что наоборот – затаенная печаль скрывается «между строк». Белинский, который никогда не мог (в отличие, например, от М.А. Бакунина) довольствоваться некими абстрактными построениями, объясняющими действительность, как бы прекрасны они ни были, а жаждал всегда жизненных впечатлений, пусть и не всегда прекрасных, и своего непосредственного участия в действительности, – он, кажется, с изумлением и даже с некоторой завистью смотрит на людей, может быть, необразованных, темных, но непосредственно причастных к живому делу и еще к чему-то большему, чтó не каждому дано понять.

Еще более поздние впечатления Белинского, от другого его путешествия – за границу для лечения на водах летом 1847 года , также говорят о некотором смятении его взгляда и вообще о большем внимании к той «внешней» стороне религии, которая прежде вообще для него была несущественной и оставалась в тени либо воспринималась резко негативно. Побывав проездом в Брюсселе, он рассказал в письме к жене: « Были в соборе, куда попали на отпе вание покойника. Еще прежде видел я католических попов: верх безобразия! Наши сквернавцы перед ними красавцы; по крайней мере, как заметил Анненков, питторескны, с их длинными волосами, бородою и широким длинным платьем. А здешние – бритые, коротко остриженные, с трехуголками на голове, в длинном, но узком платье – мóчи нет, как гадко.Но служба эффектна, особенно в огромном соборе, когда при пении хора орган отвечает трубе »[25].

 


 

[1] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. Х. М., 1956. С. 215.

[2] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. XI. М., 1956. С. 219.

[3] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. XI. М., 1956. С. 277.

[4] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. ХI. М., 1956. С. 169.

[5] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. ХI. М., 1956. С. 476.

[6] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. ХI. М., 1956. С. 415-418.

[7] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. XII. М., 1956. С. 440

[8] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. ХI. М., 1956. С. 316.

[9] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. Х. М., 1956. С. 214-218.

[10] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. ХI. М., 1956. С. 453.

[11] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. ХI. М., 1956. С. 35.

[12] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. ХII. М., 1956. С. 210.

[13] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. ХII. М., 1956. С. 181.

[14] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. ХI. М., 1956. С. 460.

[15] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. ХII. М., 1956. С. 40.

[16] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. ХI. М., 1956. С. 494.

[17] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. ХII. М., 1956. С. 69.

[18] «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» (1 Кор. 15: 24).

[19] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. ХII. М., 1956. С. 69-71.

[20] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. Х. М., 1956. С. 214.

[21] Ф.М. Достоевский. Полн. собр. соч. в 30-ти томах. Т. 28, кн. 1. Л.: «Наука», 1985. С. 176.

[22] Д.С. Мережковский. Вечные спутники. М., 1996. С. 504-506.

[23] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. ХI. М., 1956. С. 27.

[24] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. ХII. М., 1956. С. 284.

[25] В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. ХII. М., 1956. С. 384.

биография кратко, годы жизни, деятельность — История России

11 июня (н. ст.) 1811 года родился Виссарион Григорьевич Белинский, публицист, самый знаменитый русский литературный критик первой половины XIX века, если не всего XIX столетия.

Бурный период

Белинский рос в Свеаборге, в семье, где обстановка была не совсем благополучной. Отец, бывший военный врач, был умен, начитан, критически относился к жизни и людям (все это импонировало Виссариону), но с женой и вообще с людьми не уживался, по жизни терпел неудачи. И все же отец имел на сына несколько большее влияние, чем мать, которая также была конфликтна и жестка. Так будущий Неистовый Виссарион, как прозовут его позднее, рано стал размышлять о жизни, замкнулся в себе. В годы учебы в училище выделялся среди других своей начитанностью и развитием. С 1825 года учился в Пензенской гимназии, увлекся романтизмом и русской журналистикой. Тогдашнюю российскую действительность Белинский беспощадно критиковал и позднее называл весь этот период своей юной жизни «бурным». Гимназию Виссарион бросил и в 1829 году поступил в Московский университет на словесный факультет.

Манифест русской литературы

Из университета Белинского исключили в начале осени 1832-го – не смог ужиться Неистовый Виссарион со строгостью обстановки, казавшейся ему чрезмерной, вдобавок, по наивности, отдал в цензурный комитет драму собственного сочинения «Дмитрий Калинин», в которой раскритиковал крепостничество и деспотизм. Белинский был вынужден ради пропитания переводить бульварные романы, давать уроки за гроши. Благодаря своему бывшему преподавателю, критику и журналисту Надеждину, Белинский стал работать в его журнале «Телескоп» и газете «Молва». Первая критическая статья Белинского – «Литературные мечтания. Элегия в прозе», – написанная под решительным влиянием идей кружка Станкевича, в который входил Виссарион, произвела огромное впечатление на читателей. Белинский выразил мнение, что русской литературы пока не существует, и именно в этом залог будущих успехов на данном поприще. По сути, статья стала манифестом русской литературы.

Н.В. Гоголь и В.Г. Белинский

Последние годы

Первый период жизни Белинского можно назвать идеалистическим: он верил в самосовершенствование, смотрел на действительность глазами идеалиста, был до известной степени религиозен. В 1839 году Белинский переехал в Петербург, устроился в «Отечественные записки». На втором этапе жизненного пути действительность разочаровала Белинского, он стал настроен атеистически и все более стремился разоблачать фальшь в литературе, бороться со злом в действительности, быть настоящим сыном своего общества, эпохи. Белинский в качестве литературного критика выдвинул и обосновал теорию реализма, став наставником молодой плеяды писателей 1840-х годов. Наследие Белинского в совокупности представляет историю русской литературы до середины XIX века. Умер Виссарион Григорьевич от чахотки 7 июня 1848 года.

А. Наумов. Н. А. Некрасов и И. И. Панаев у больного В. Г. Белинского

Белинский Виссарион Григорьевич





XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ


Виссарион Григорьевич Белинский



Портрет Белинского работы П.А.Брюллова с оригинала К.А.Горбунова 1838 г.


БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811, г.
Свеаборг, Финляндия — 1848,
Петербург) — критик, философ, публицист. Родился в
семье флотского врача, вышедшего в отставку и
поселившегося в г. Чембар Пензенской губ.
Воспоминания Белинского о детстве были
безрадостны: «Отец меня терпеть не мог, ругал,
унижал, придирался, бил нещадно и ругал площадно,
— вечная ему память! Я в семействе был чужой». В
Чембаре Белинский окончил уездное училище. В 1825- 1829
учился в Пензенской гимназии, где плохо успевал
по математике, но превосходно — по истории,
географии и словесности. Гимназию не окончил, т.к.
решил поступать в университет без гимназического
аттестата, по экзамену. В 1829 он стал студентом
словесного отделения философского факультета Московского
университета. Учился плохо из-за нездоровья и потому, что
черпал знания не столько на лекциях, сколько из
книг и бесед. «У нас Белинскому учиться было
негде; рутинизм наших университетов не мог удовлетворить
его логического в высшей степени ума; пошлость
большей части наших профессоров порождала в нем
лишь презрение»
(В.Ф. Одоевский). Зато бойко шла
деятельность лит. общества «11-го нумера» (по
номеру занимаемой комнаты Белинским), где
спорили о классицизме и романтизме, читали стихи
и прозу. Здесь Белинский прочел написанную им
антикрепостническую драму «Дмитрий
Калинин», которая вызвала гнев московских цензоров.
Ненавистный начальству, «неистовый
Виссарион» в 1832 был исключен из университета «по
слабому здоровью» и «по ограниченности
способностей». Полностью отдался литературной
деятельности, выступая в печати как переводчик с
французского. Близко сошелся с кружком Н.В.
Станкевича. Здесь Белинский, который стремился к
философскому миропониманию, узнал
Шеллинга
, а от
него легко перешел к пониманию Гегеля. В 1834
появилась первая большая обзорная статья
Белинского «Литературные мечтания. Элегия в
прозе», сразу же принесшая ему известность как
критику. Белинский дал ряд великолепных
критических характеристик творчества всех
больших рус. писателей. Во внешней жизни
Белинского перемен было немного. Материальное
положение его то улучшалось, то ухудшалось, и он
постоянно должен был бороться за кусок хлеба. В
1835 Белинский был редактором журн. «Молва» и
«Телескоп». И.С. Тургенев вспоминал: «Кому
же неизвестно теперь, что многие, высказанные
тогда мнения, казавшиеся дерзкою новизною, стали
всеми принятым, общим местом… Под этот приговор
подписалось потомство, как и под многие другие,
произнесенные тем же судьей». В 1839 Белинский
переехал в Петербург работать в журн.
«Отечественные записки», к-рый после прихода
Белинский стал самым передовым и читаемым:
«Умру на журнале и в гроб велю положить под
голову книжку «0.3.». Я — литератор — говорю это
с болезненным и вместе радостным и гордым
убеждением. Литература российская-моя жизнь и
моя кровь». Белинский блистательно выступил
против славянофилов: «Главная причина их
странных выводов заключается в том, что они
произвольно упреждают время, процесс развития
принимают за его результат». Около Белинский
образовался кружок друзей: Н.А. Некрасов,
А.И.Герцен,
И.С. Тургенев,
Ф.М. Достоевский и др. В своем кругу
Белинский был высоким нравственным авторитетом.
Заболев чахоткой, он был отправлен друзьями за
границу и там написал знаменитое письмо Н.В.
Гоголю. «Россия видит свое спасение… в успехах
цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не
проповеди (довольно она слышала их)… а
пробуждение в народе чувства человеческого
достоинства, столько веков потерянного в грязи и
соре, права и законы, сообразные не с учением
церкви, а со здравым смыслом и
справедливостью». Умирал Белинский медленно и
мучительно на руках любящей жены. Был похоронен
на Волковом кладбище на средства друзей. Роль
Белинского в рус. критике часто сравнивают с
ролью

Пушкина в лит-ре.
Исследователь творчества Белинского, Н.О. Лернер
писал: «Высокая историческая заслуга
Белинского заключается в прозорливости его
взглядов, в верном критическом чутье, в
изощренном эстетическом вкусе, в страстной любви
к истине, в пламенном темпераменте борца».

Использованы материалы кн.: Шикман А.П.
Деятели отечественной истории. Биографический
справочник. Москва, 1997 г.


Вернуться на главную страницу Белинского.




 




 


 


Виссарион Белинский — биография, фото, критика, личная жизнь, причина смерти

Биография

Виссарион Белинский – яркий представитель русской критической мысли 19 века. Он стал основоположником этого художественного направления в России. Писатель поддерживал западнические идеи и опережал современную ему буржуазную мысль. Высочайшей оценки его труды удостоились спустя годы после кончины автора.

Детство и юность

Виссарион Григорьевич Белинский появился на свет в Финляндии 11 июня 1811 года в семье лекаря. Когда мальчику исполнилось 5 лет, Белинские покинули родные места и переехали в Пензенскую губернию. Здесь юный Виссарион изучал грамоту с местной учительницей, а затем начал посещать училище. В 1825-м он стал учеником местной гимназии. Русский язык и литература были главной любовью мальчика. Он впадал в забвение, когда зачитывался книгой или журналом.

Литературный критик Виссарион БелинскийЛитературный критик Виссарион Белинский

Образование в уезде оставляло желать лучшего. Виссарион перестал посещать уроки, так как они не приносили желаемых познаний и удовлетворения. В 1825 году Белинский предпринял поездку в Москву, где поступил на словесный факультет главного университета города. У семьи не хватало финансов, чтобы поддерживать сына, но это не останавливало его. Самонадеянный юноша жил впроголодь до тех пор, пока ему не назначили стипендию. Образование Белинский получал за казенный счет.

Виссарион Белинский в молодостиВиссарион Белинский в молодости

Постепенно вокруг интеллигентного молодого человека собрался небольшой кружок. В его крохотной комнате университетского общежития встречались Александр Герцен, Николай Станкевич, Николай Огарев и другие любители литературы и философии. Приятели обсуждали различные произведения, делились взглядами на политическую ситуацию в стране, разговаривали о социальном устройстве и искусстве в России. Между собой студенты называли импровизированное объединение «Литературное общество 11 нумера».

Спустя год после начала обучения Белинский написал свое первое произведение. Им стала драма под названием «Дмитрий Калинин». Сочинение повествовало о проблемах крепостного права. Автор осуждал традиционные устои и помещичьи права.

Виссарион Белинский среди единомышленниковВиссарион Белинский среди единомышленников

После рассмотрения произведения цензурный комитет Московского университета запретил издавать его. Более того, студента стращали каторгой и ссылкой. За первым неудачным опытом последовали болезнь и отчисление. В 1832 году педагоги решили, что юноша имеет слишком слабое здоровье и скромные способности к обучению. Ему отказали в возможности получения образования. Денег у Белинского не было. Чтобы заработать на жизнь, он занялся литературными переводами и частными уроками.

Литературная критика

Начав самостоятельную жизнь, Белинский познакомился с Борисом Надеждиным, основателем журнала «Телескоп». Новый приятель предложил писателю скромную работу в виде переводов статей для издания. Постепенно нащупывая собственный путь, Белинский определился с делом жизни. В 1834 году вышла первая критическая статья писателя, ставшая фундаментом его карьеры.

Виссарион Белинский за работойВиссарион Белинский за работой

Вместе с давно знакомым Станкевичем с 1833 года Виссарион Григорьевич посещал литературные кружки Константина Аксакова и Семена Селиванского. Писатель часто переезжал с одной квартиры на другую, так как его доходы оказались крайне скудны, а для литературной деятельности не было приспособленного пространства. Он временно останавливался у друзей: в квартире Бориса Надеждина, в доме Александра Сухово-Кобылина и даже жил в корпусе Московского Университета. К 1835 году Белинский получил работу секретарем у литератора Сергея Полторацкого.

Виссарион Белинский и Михаил ЛермонтовВиссарион Белинский и Михаил Лермонтов

В 1836-м журнал «Телескоп» закрылся, что практически уничтожило Белинского, бывшего на тот момент руководителем отдела критики. Только поддержка близких друзей позволяла литературному деятелю сводить концы с концами. Аксаков пригласил Белинского преподавать в Константиновский межевой институт, и в учебное время у мужчины была постоянная работа.

В том же году он получил место внештатного редактора журнала «Московский наблюдатель». Издание закрыли спустя 3 года, а Белинский вновь оказался не у дел и без средств к существованию. Его выручил Арсений Краевский, руководивший критическим отделом журнала «Отечественные записки». В редакции писатель сдружился с Василием Боткиным. Затем Белинский покинул Москву и переехал в Санкт-Петербург.

Виссарион Белинский осуждает реформуВиссарион Белинский осуждает реформу

Виссарион Григорьевич с юных лет интересовался философией, романтизмом в литературе, был протагонистом идей Гегеля и Шеллинга. С 1840 года он позволял себе резкие высказывания в адрес детерминистического прогресса, ставя судьбу конкретного человека превыше мировых судеб и интересов. Демонстрируя приверженность идеализму, Белинский был атеистом и в письмах Гоголю осуждал церковные традиции.

Биография автора безраздельно связана с литературной критикой. Патриот и западник, он был противником славянофильской идеи, воспевавшей патриархат и устаревшие устои. При этом писатель оказался яростным противником народничества. В своих работах он утверждал важность реалистических принципов в литературе.

Виссарион Белинский и Николай ГогольВиссарион Белинский и Николай Гоголь

Белинский был основоположником научного подхода в этом направлении и пропагандировал «натуральную школу». Ее основателем критик называл Николая Васильевича Гоголя.

Виссарион Григорьевич разделял духовную и физическую природу человека, видя источник прогресса в развитии сознания и прогрессивных идеях. Белинский говорил, что искусство представляет собой способность мыслить образно, и это едва ли не так же сложно, как мыслить логически.

Прогрессивные идеи Виссариона Белинского актуальны и сегодняПрогрессивные идеи Виссариона Белинского актуальны и сегодня

Благодаря Виссариону Белинскому возникло литературоцентричное восприятие русской духовной культуры, а автор в ней обрел статус оратора, описывающего судьбу государства. Творческое наследие писателя заключается во множестве критических статей и описании состояния русской литературы в середине 19 века.

Личная жизнь

Несмотря на большое количество понимающих и участливых друзей, Белинский часто испытывал чувство одиночества и мечтал о настоящей семье. Нестабильное материальное положение и шаткое здоровье делали личную жизнь писателя еще более безрадостной.

Портреты Виссариона Белинского в молодости и старостиПортреты Виссариона Белинского в молодости и зрелом возрасте

Возлюбленной Белинского стала Мария Васильевна Орлова. Они познакомились в период жизни Белинского в Москве и в 1842-м встретились вновь после разлуки. Орлова восхищалась творческими изысканиями критика и видела в нем новатора. Влюбленные вели переписку. В 1843 году Виссарион Григорьевич приехал к Марии Васильевне погостить на лето. Их трепетная нежная связь упрочилась, и писатель сделал предложение руки и сердца. Свадьба состоялась 12 ноября 1843-го в церкви Строительного училища. Шикарного торжества не было. Важный день отпраздновали домашним чаепитием.

Больной Виссарион Белинский в кругу семьи и друзейБольной Виссарион Белинский в кругу семьи и друзей

Семейная жизнь принесла Белинскому новые обязательства, и он брался за любую работу, чтобы прокормить себя и жену. Платой за труды становились домашний уют и душевная гармония, которые писатель обрел в браке. Стараний супруга не хватало. Белинский часто болел, денег не хватало абсолютно ни на что.

Писатель очень любил детей. В 1845 году на свет появилась дочь Белинских, Ольга. Став отцом, Виссарион Григорьевич старался все свободное время проводить с малышкой. 24 ноября 1846-го у него родился сын Владимир, но спустя 4 месяца мальчик скончался.

Смерть

Здоровье Белинского постоянно вызывало тревогу. Он часто ощущал недомогание и был подвержен приступам чахотки. Собственный диагноз критик знал наверняка, хотя перед супругой и приятелями отшучивался. Кашель усиливался, плохое самочувствие оставалось неизменным. В 1845 году писатель был вынужден отказаться от работы в журнале. Он отправился на лечение на юг России и, вернувшись, приступил к работе в журнале «Современник».

Виссарион Белинский на смертном одреВиссарион Белинский на смертном одре

Предпринятое в 1847 году лечение за рубежом не помогло. Смерть новорожденного сына стала ударом. Чахотка не уступала и в 1848-м стала причиной смерти критика. Белинского похоронили за счет его верных друзей на Волковском кладбище. Сегодня цитаты и портреты литературного деятеля 19 века украшают учебники по философии и истории литературы, а в городах России стоят памятники, посвященные Виссариону Белинскому.

Цитаты

«Авторитет и дружба – вода и огонь, вещи разнородные и враждебные; равенство – условие дружбы».

«Апатия и лень – истинное замерзание души и тела».

Памятник и могила Виссариона БелинскогоПамятник и могила Виссариона Белинского

«Без любви и ненависти, без симпатии и антипатии человек есть призрак».

«Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии. Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была бы разумность и человечность, и их результаты вели бы человека к его цели».

Библиография

  • 1832 – «Дмитрий Калинин»
  • 1834 – «Литературные мечтания. Элегия в прозе
  • 1835 – «О русской повести и повестях г. Гоголя»
  • 1835 – «Ничто о ничём»
  • 1837 – «Основания русской грамматики»
  • 1838 – «Гамлет. Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета»
  • 1841 – «Статьи о народной поэзии»
  • 1842 – Похождения Чичикова, или Мёртвые души»

Мемория. Виссарион Белинский, 11 июня 2018 – аналитический портал ПОЛИТ.РУ

11 июня 1811 года родился литературный критик Виссарион Белинский.

 

Личное дело

Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848) родился в семье флотского врача, служившего в крепости Свеаборг (ныне Суоменлинна в Финляндии). Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец вышел в отставку и стал уездным врачом в городке Чембар Пензенской губернии. Виссарион учился в местном уездном училище, затем в гимназии в Пензе. В 1829 году поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета.

Учась в университете, Белинский написал романтическую трагедию «Дмитрий Калинин», в которой критиковал крепостное право. Цензурный комитет, состоявший из профессоров университета, запретил трагедию, а автора университетское начальство стало считать неблагонадежным. Вскоре нашелся предлог для исключения Белинского: поскольку он по болезни подал прошение о переносе экзаменов, его отчислили «по слабости здоровья и притом ограниченности способностей».

С 1832 года средства для жизни Белинский добывал уроками и переводами. В это время он сближается с Николаем Станкевичем и становится постоянным участником его кружка. Там он сдружился с Михаилом Бакуниным и Василием Боткиным, под влиянием которых серьезно изучал немецкую философию, прежде всего Шеллинга, Фихте и Гегеля, которые оказали значительное влияние на его мировоззрение.

В 1833 году благодаря своему бывшему профессору Николаю Надеждину, издававшему журнал «Телескоп», Белинский стал работать в этом журнале — сначала как переводчик статей из зарубежной прессы, а потом как автор собственных статей о русской литературе. Первой критической работой  Белинского стала статья «Литературные мечтания. Элегия в прозе» (1834), за ней последовали другие. Но работать в «Телескопе» Белинскому было суждено всего три года. В 1836 году после публикации «Первого философического письма» Чаадаева журнал был закрыт, и Белинский остался без работы.

В 1838 году Белинский и Бакунин возглавили редакцию журнала «Московский наблюдатель», но на следующий год финансовые проблемы и разногласия между коллегами-редакторами привели к закрытию журнала. Тогда петербургский издатель Л. Краевский пригласил Белинского перебраться в столицу и возглавить отдел критики в журнале «Отечественные записки».

В эти годы Белинский много и быстро работает, публикует обозрения текущей литературы, статьи о наиболее значительных авторах прошлого, о народной поэзии, о театре. В 1844 году несколько больших статей Белинского, составивших отдельный том журнала, образовали, в сущности, очерк истории русской литературы от Ломоносова до Пушкина. Благодаря Белинскому «Отечественные записки» становятся ведущим литературно-критическим изданием.

12 ноября 1843 года Виссарион Белинский женился на Марии Орловой, классной даме Московского Екатерининского института. В 1845 году у них родилась дочь Ольга, позже родились еще сын и дочь, умершие в младенчестве. Состояние здоровья самого Белинского, у которого был туберкулез, становилось все хуже.

Осенью 1845 года он тяжело заболел, и в связи с этим в начале следующего года ушел из журнала «Отечественные записки».

Надеясь отдохнуть от изнурительной работы, Белинский отправился в поездку по России с актером Михаилом Щепкиным, сопровождая его на гастролях. Побывал в Калуге, Воронеже, Курске, Харькове, Одессе, Николаеве, Херсоне, Севастополе и Симферополе. Но постоянные переезды только ухудшали состояние Белинского.

Зимой 1846 года он стал сотрудником журнала «Современник», который тогда открыли Некрасов и Панаев.

С мая по ноябрь 1847 года Белинский находился на лечение за границей. Большую часть времени он провел на силезком курорте Зальцбрунн (ныне на территории Польши). Затем совершил поездку по городам Германии, побывал в Брюсселе и Париже. В Зальцбрунне он написал свое известное письмо к Гоголю – ответ на книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». В «Современнике» были опубликованы две его большие статьи: «Взгляд на русскую литературу 1846 года» и «Взгляд на русскую литературу 1847 года». Лечение не принесло Белинскому существенной пользы. После возвращения в Россию он умер в Санкт-Петербурге 26 мая (7 июня) 1848 года.

 

 

Кирилл Горбунов. Портрет Виссариона Белинского. 1843 г.

Чем знаменит

Время творческой активности Белинского оказалось очень кратким — он умер всего в 37 лет. Но Белинский успел стать одним из виднейших литературных критиков и оказать влияние не только на современников, но и на последующие поколения. Ему принадлежит глубокий анализ произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Гончарова и многих других авторов.

Белинский сформулировал теоретические принципы «натуральной школы» в русской литературе. Большой цикл его статей «Сочинения Александра Пушкина» помещал творчество Пушкина в исторический контекст и демонстрировал, как его черты были предопределены предшествующим развитием русской литературы.

В общих очерках по истории литературы Белинский выделял два ведущих направления. Первое из них, основателем которого был Антиох Кантемир, придерживалось реальной действительности, а второе, восходящее к Ломоносову, стремилось к идеалу, выступая «глашатаем всего высокого и прекрасного». Эти направления могли частично сливаться в творчестве отдельных писателей и окончательно «слились в единый поток» в поэзии Пушкина.
В журналах своего времени у Белинского не было возможности открыто излагать свои взгляды на литературу и судьбы общества. Отчасти ему удавалось сделать это в письмах друзьям, в первую очередь Боткину и Бакунину. Поэтому без изучения переписки Белинского невозможно в полной мере понять эволюцию его взглядов.

 

О чем надо знать

Одно из самых известных произведений Белинского – письмо к Гоголю по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями». Оно было ответом на письмо Гоголя, которое, в свою очередь, было написано после выхода в «Современнике» резко отрицательной рецензии Белинского на книгу писателя.

Благодаря копии письма, сделанной Белинским для себя и друзей, оно широко распространилось. «Нет ни единого учителя гимназии, ни единого уездного учителя, который не знал бы наизусть письма Белинского к Гоголю», – констатировал К. С. Аксаков в 1856 году. Публикация письма в России в течение долгих лет была невозможна, а его распространение преследовалось властями. Письмо публиковалось за границей: в «Полярной звезде» Герцена в Лондоне в 1855 году, отдельным изданием в Женеве в 1880 году. В русской легальной печати цитата из письма впервые появилась в 1860 году в статье Г. Е. Благосветова о Белинском, опубликованной журналом «Русское слово». Хотя это была даже не точная цитата, а перифраза, и она была очень краткой, цензор, пропустивший эту статью, был уволен.

В 1872 году в статье Чижова «Последние годы Гоголя» и в 1876 году в книге Пыпина «Белинский, жизнь и переписка» были процитированы обширные фрагменты письма, но без наиболее острых его высказываний. В 1903 году Главное управление по делам печати издало распоряжение: «не допускать на будущее время печатания означенного письма как в отдельных изданиях, так и в собраниях сочинений упомянутого автора, а также не дозволять вообще его перепечатки полностью или в извлечениях». Но после революции 1905 года издание письма Белинского к Гоголю в России все-таки стало возможным.

 

Прямая речь

«…Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и соре, – права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое по возможности их исполнение. А вместо этого, она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр не человек; страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Васьками, Стешками, Палашками; страны, где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей! Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя тех законов, которые уже есть. Это чувствует даже само правительство (которое хорошо знает, что делают помещики со своими крестьянами, и сколько последние ежегодно режут первых), что доказывается его робкими и бесплодными полумерами в пользу белых негров и комическим заменением однохвостного кнута трехвосткою плетью.
Вот вопросы, которыми тревожно занята вся Россия в ее апатическом сне! И в это-то время великий писатель, который своими дивно-художественными, глубоко-истинными творениями так могущественно содействовал самосознанию России, давши ей возможность взглянуть на самое себя, как будто в зеркале, — является с книгою, в которой во имя Христа и церкви учит варвара-помещика наживать от крестьян больше денег, учит их ругать побольше… И это не должно было привести меня в негодование?.. Да если бы вы обнаружили покушение на мою жизнь, и тогда бы я не более возненавидел вас, как за эти позорные строки… И после этого вы хотите, чтобы верили искренности: направления вашей книги! Нет. Если бы вы действительно преисполнились истиною христовою, а не дьяволова учения – совсем не то написали бы в вашей новой книге. Вы сказали бы помещику, что, так как его крестьяне – его братья о Христе, а как брат не может быть рабом своего брата, то он и должен или дать им свободу, или хотя, по крайней мере, пользоваться их трудами, как можно выгоднее для них, сознавая себя, в глубине своей совести, в ложном положении в отношении к ним».
Из письма Белинского Гоголю (1847)

 

«Я не принадлежу к числу тех людей, которые утверждают за аксиому, что буржуази – зло, что ее надо уничтожить, что только без нее все пойдет хорошо. Так думает наш немец – Мишель; так или почти так думает Луи Блан. Я с этим соглашусь только тогда, когда на опыте увижу государство, благоденствующее без среднего класса, а как пока я видел только, что государства без среднего класса осуждены на вечное ничтожество, то и не хочу заниматься решением априори такого вопроса, который может быть решен только опытом. Пока буржуази есть и пока она сильна, – я знаю, что она должна быть и не может не быть. Я знаю, что промышленность – источник великих зол, но знаю, что она же – источник и великих благ для общества. Собственно, она только последнее зло в владычестве капитала, в его тирании над трудом».

Из письма Белинского В. П. Боткину (1847)

 

«Жалею, что вы, говоря о «Телескопе», не упомянули о г. Белинском. Он обличает талант, подающий большую надежду. Если бы с независимостию мнений и с остроумием своим соединял он более учености, более начитанности, более уважения к преданию, более осмотрительности, — словом, более зрелости, то мы бы имели в нем критика весьма замечательного».
Пушкин «Письмо к издателю» (1836)

«Под впечатлением страстного тона философских статей Белинского и особенно пыла его полемики позволительно было представлять его себе человеком исключительных мнений, не терпящим возражений и любящим господствовать над беседой и собеседниками. Признаюсь, я был удивлен, когда на вечере А. А. Комарова мне указали под именем Белинского на господина небольшого роста, сутуловатого, со впалой грудью и довольно большими задумчивыми глазами, который очень скромно, просто и как-то сразу, по-товарищески, отвечал на приветствия новых знакомящихся с ним людей. Разумеется, я уже не встретил ни малейшего признака внушительности, позирования и диктаторских замашек, каких опасался, а, напротив, можно было подметить у Белинского признаки робости и застенчивости, не допускавшие, однако ж, и мысли о какой-либо снисходительной помощи или о непрошенных услугах какого-либо торопливого доброжелателя. Видно было, что под этой оболочкой живет гордая, неукротимая натура, способная ежеминутно прорваться наружу. Вообще неловкость Белинского, спутанные речи и замешательство при встрече с незнакомыми людьми, над чем он сам так много смеялся, имели, как вообще и вся его персона, много выразительного и внушающего: за ними постоянно светился его благородный, цельный, независимый характер. Мы наслышались об увлечениях и порывах Белинского, но никаких порывов и увлечений в этот первый вечер моего знакомства с ним, однако ж, не произошло. Он был тих, сосредоточен и – что особенно поразило меня – был грустен. Поверяя теперь тогдашние впечатления этой встречи всем, что было узнано и расследовано впоследствии, могу сказать с полным убеждением, что на всех мыслях и разговорах Белинского лежал еще оттенок того философско-романтического настроения, которому он подчинился с 1835 года и которому беспрерывно следовал в течение четырех лет, несмотря на то, что сменил Шеллинга на Гегеля в 1836–1837 году, распрощался с иллюзиями относительно своеобычной красоты старорусского и вообще простого, непосредственного быта и перешел к обожанию «разума в действительности». Он переживал теперь последние дни этого философско-романтического настроения. В тот же описываемый вечер зашел разговор о какой-то шутовской рукописной повести, на манер Гофмана, сочиненной для потехи сообща несколькими лицами, на сходках своих, ради время убиения. «Да, – сказал серьезно Белинский, – но Гофман – великое имя. Я никак не понимаю, отчет доселе Европа не ставит Гофмана рядом с Шекспиром и Гете: это писатели одинаковой силы и одного разряда»».

П. В. Анненков «Замечательное десятилетие. 1838 – 1848»

 

«Последующие поколения критиков не могли избавиться от деспотической власти классических образцов — тени Пушкина или Гоголя всегда стоят за спиной. При Белинском же наша хрестоматия только открывалась. И он вмешивался в этот живой процесс без излишнего трепета, с необходимой трезвостью и отвагой. Большим достижением Белинского была как раз та самая знаменитая неистовость, с которой он расправлялся с предшествующей литературой. Ведь и в его время уже была академическая традиция, заставлявшая гимназистов учить наизусть Ломоносова и Хераскова.
«Футурист» Белинский дебютировал отчаянным хулиганским заявлением: «У нас нет литературы! «. Это означало, что великая русская словесность должна начинаться с его современников — с Пушкина и Гоголя. Смелость Белинского была немедленно вознаграждена популярностью. Властителем дум он стал с первых напечатанных строчек — со статьи «Литературные мечтания».
Вообще то, Белинский скорее журналист, нежели критик. Не связанный с официальной ученостью (он не закончил даже первого курса университета), Белинский ворвался в литературный процесс с пылом относительного невежества. На него не давил авторитет науки, он не стеснялся ни своего легкомыслия, ни своей категоричности. Педантизм он заменял остроумием, эстетическую систему — темпераментом, литературоведческий анализ — журнализмом.
Главным орудием Белинского был его стиль — слегка циничный, чуть сенсационный, весьма фамильярный и обязательно приправленный сарказмом и иронией. Такие характеристики разительно противоречат сложившемуся впоследствии облику угрюмого революционного демократа, но именно легкость изложения и принесла Белинскому любовь читателей, к которым относился и Пушкин, отметивший «независимость мнений и остроумие» молодого критика.
Жанр критического фельетона Белинский разработал и довел до такого совершенства, что он навсегда остался главным в русской журнальной жизни. После Белинского писать о литературе можно, только непрестанно развлекая аудиторию отступлениями, витиеватым острословием и активным присутствием личности самого критика».
Петр Вайль

 

Десять фактов о Виссарионе Белинском

  • Фамилия «Белинский» происходит от названия села Белым в Пензенской губернии, где дед Виссариона Белинского был приходским священником. До поступления в университет будущий критик писал свою фамилию как «Белымский».
  • Гимназию Белинский не окончил, так как его не устраивало гимназическое обучение и он решил поступать в университет без аттестата. Для этого ему пришлось выдержать особый экзамен.
  • В статье 1834 года, говоря о народности в русской литературе, Белинский выделил четыре периода в ее развитии: Ломоносовский, Карамзинский, Пушкинский и новый. При этом Пушкин в момент публикации статьи еще был жив.
  • Пушкин высоко оценивал Белинского. Когда после закрытия «Телескопа» тот потерял работу, Пушкин намеревался пригласить его в свой «Современник». Но осуществить это помешала смерть Пушкина.
  • «Неистовым Виссарионом» Белинского прозвал Николай Станкевич.
  • Рассуждая об «Обыкновенной истории» Гончарова, Белинский предвосхитил сюжет романа «Обломов». Он критиковал финал романа и писал о возможных альтернативных вариантах его окончания: «Автор имел бы скорее право заставить своего героя заглохнуть в деревенской дичи, апатии и лени, нежели заставить его выгодно служить в Петербурге и жениться на большом приданом».
  • В честь Белинского в 1948 году был переименован город Чембар в Пензенской области, где прошло его детство.
  • Вокруг могилы Белинского на Волковском кладбище в Петербурге стали хоронить других писателей и критиков. Так возник участок кладбища, известный под названием «Литераторские мостки».
  • Основным пунктом обвинения Достоевского на суде по делу петрашевцев было публичное чтение и распространение письма Белинского у Гоголю: ««Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте месяце сего года из Москвы от дворянина Плещеева (подсудимого) копию с преступного письма литератора Белинского, – читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского и, наконец, передал его для списания копии подсудимому Момбелли».
  • Белинский стал одним из героев пьесы Томаса Стоппарда «Берег утопии».

 

Материалы о Виссарионе Белинском

Статья о Виссарионе Белинском в русской Википедии

Статья о Виссарионе Белинском в энциклопедии «Кругосвет»

Виссарион Белинский в проекте «Хронос»

Сочинения Белинского в электронной библиотеке Максима Мошкова

Виссарион Белинский в электронной библиотеке «ImWerden»

117 фотографий Белинского — бесплатные и лицензионные фотографии из Dreamstime

Городской пейзаж. Фрагмент здания по улице Белинского, 44. От редакции. Екатеринбург, Свердловская область, Россия, июнь 2019 года. Городской пейзаж. Фрагмент

Городской пейзаж. Вид на фрагмент улицы Белинского. От редакции. Екатеринбург, Свердловская область, Россия, июнь 2019 года. Городской пейзаж. Вид фрагмента

Белинский мост.Храм Симеона и Анны ранним солнечным утром у реки Фонтанка

Россия. Екатеринбург. Виды улиц Белинского и южной части города. Россия . Екатеринбург. Виды улиц Белинского и южной части

Санкт-Петербург, Россия — 04 июня 2017 г. Белинский мост через Фонтанку. Санкт-Петербург, Россия — 04 июня 2017 г. Белинский мост на реке Фонтанка

Городской пейзаж.Фрагмент фасада дома по улице Белинского, 61. От редакции. Екатеринбург, Свердловская область, Россия, июнь 2019 года. Фрагмент

Белинский мост через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге. Белинский мост через Фонтанку в Санкт-Петербурге и Симеонова церковь в лучах

г.

Белинский мост и средневековые здания с рекой Фонтанка в Санкт-Петербурге, Россия.Европа

Белинский мост и церковь Симеона и Анны с рекой Фонтанкой в ​​Санкт-Петербурге, Россия. Европа

Белинский мост через Фонтанку. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, Россия — 13 мая 2006 г .: Белинский мост. По проекту архитектора Пироне 1785 г.

Городской пейзаж. Вид на фрагмент улицы Белинского.От редакции. Екатеринбург, Свердловская область, Россия, июнь 2019 года. Городской пейзаж. Вид фрагмента

Городской пейзаж. Вид на фрагмент улицы Белинского. От редакции. Екатеринбург, Свердловская область, Россия, июнь 2019 года. Городской пейзаж. Вид фрагмента

Река Фонтанка и Белинский мост. Прогулочные катера на Фонтанке в Санкт-Петербурге и Белинском мосту вдалеке солнечным вечером

Вид на Белинский мост Симеоновский мост через реку Фонтанку, г.Петербург, Россия. Санкт-Петербург, Россия — 3 мая 2017: Вид на Белинский мост

Нижний Новгород, Россия. — 14 марта 2018 г. Институт проблем машиностроения РАН на ул. Белинского. Eet

Санкт-Петербург / Россия — Прогулочный катер с туристами на Белинском мосту через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге / Россия — Прогулочный катер с

Прогулочный катер с туристами на Белинском мосту через Фонтанку.В Санкт-Петербурге солнечным летним вечером

Нижний Новгород, Россия. — 14 марта 2018 г. Институт проблем машиностроения РАН на ул. Белинского. Eet

Белинский мост через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург, Россия — 8 декабря 2015: Белинский мост через реку Фонтанку в вечернее время. Кирпич

Белинский мост через Фонтанку ночью.Россия, Санкт-Петербург. Белинский мост через реку Фонтанка ночью в Санкт-Петербурге. Россия

Белинский мост через Фонтанку ночью. Россия, Санкт-Петербург. Белинский мост через реку Фонтанка ночью в Санкт-Петербурге. Россия

Белинский мост через Фонтанку ночью. Россия, Санкт-Петербург. Белинский мост через реку Фонтанка ночью в Санкт-Петербурге.Россия

Белинский мост через Фонтанку ночью. Россия, Санкт-Петербург. Белинский мост через реку Фонтанка ночью в Санкт-Петербурге. Россия

Белинский мост через Фонтанку ночью. Россия, Санкт-Петербург. Белинский мост через реку Фонтанка ночью в Санкт-Петербурге. Россия

Белинский мост через Фонтанку ночью.Россия, Санкт-Петербург. Белинский мост через реку Фонтанка ночью в Санкт-Петербурге. Россия

Прогулочный катер проходит под Белинским мостом на реке Фонтанке в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург, Россия — 08 августа 2018: Прогулочный катер плывет под

.

80 фотографий с улицы Белинского — бесплатные и лицензионные фотографии от Dreamstime

Городской пейзаж. Фрагмент здания по улице Белинского, 44. От редакции. Екатеринбург, Свердловская область, Россия, июнь 2019 года. Городской пейзаж. Фрагмент

Городской пейзаж. Вид на фрагмент улицы Белинского. От редакции. Екатеринбург, Свердловская область, Россия, июнь 2019 года. Городской пейзаж. Вид фрагмента

Городской пейзаж.Фрагмент фасада дома по улице Белинского, 61. От редакции. Екатеринбург, Свердловская область, Россия, июнь 2019 года. Фрагмент

Городской пейзаж. Вид на фрагмент улицы Белинского. От редакции. Екатеринбург, Свердловская область, Россия, июнь 2019 года. Городской пейзаж. Вид фрагмента

Городской пейзаж. Вид на фрагмент улицы Белинского. От редакции. Екатеринбург, Свердловская область, Россия, июнь 2019.Городской пейзаж. Вид фрагмента

Нижний Новгород, Россия. — 04 апреля 2016 г. Магазин Бристоль на улице Белинского. Нижний Новгород, Россия. — 04 апреля 2016 г. Магазин Бристоль на улице Белинского

Нижний Новгород, Россия. — 07 апреля 2016 г. Фотоцентр РИАН на улице Белинского, 83. Нижний Новгород, Россия. — 07 апреля 2016 г. Фотоцентр РИАН на

Нижний Новгород, Россия.- 07 апреля 2016 г. Фотоцентр РИАН на улице Белинского, 83. Нижний Новгород, Россия. — 07 апреля 2016 г. Фотоцентр РИАН на

Гостиница «Приятная встреча» на улице Белинского в Евпатории, Крым. Евпатория, Республика Крым, Россия — 21 июля 2017: Гостиница `Приятная встреча` на Белинском

Нижний Новгород, Россия. — 07 апреля 2016 г. Торговый центр «Шоколад» на улице Белинского. Нижний Новгород, Россия.- 07 апреля 2016 г. Торговый центр Шоколад

Нижний Новгород, Россия. — 07 апреля 2016 г. Торговый центр «Шоколад» на улице Белинского. Нижний Новгород, Россия. — 07 апреля 2016 г. Торговый центр Шоколад

Трамвайное депо на улице Белинского в городе Евпатория, Крым. Евпатория, Крым, Россия — 1 июля 2018: Трамвайное депо на улице Белинского в городе Евпатория

Нижний Новгород, Россия.- 23 февраля 2016 г. Банк ТЕМПБАНК ул. Белинского. Нижний Новгород, Россия. — 23 февраля 2016 г. Банк ТЕМПБАНК на ул. Белинского

Нижний Новгород, Россия. — 01 августа 2016 г. Уральский банк реконструкции и развития на ул. Белинского, 102,

Нижний Новгород, Россия. — 01 августа 2016 г. Уральский банк реконструкции и развития на ул. Белинского, 102,

Нижний Новгород, Россия.- 01 августа 2016 г. Почта Банк Реконструкции и Развития на ул. Белинского 100.

Нижний Новгород, Россия. — 01 августа 2016 г. Почта Банк Реконструкции и Развития на ул. Белинского 100.

Аптеки МАКСАВИТ Белинского ул. Нижний Новгород. Аптека МАКСАВИТ на улице Белинского. Нижний Новгород

Россия.Екатеринбург. Виды улиц Белинского и южной части города. Россия . Екатеринбург. Виды улиц Белинского и южной части

Нижний Новгород, Россия. — 07 апреля 2016 г. Аптека НОРМА на улице Белинского, 93а. Нижний Новгород, Россия. — 07 апреля 2016 г. Аптека НОРМА на ул.

Нижний Новгород, Россия. — 07 апреля 2016 г. Аптека НОРМА на улице Белинского, 93а.Нижний Новгород, Россия. — 07 апреля 2016 г. Аптека НОРМА на ул.

Современные новые дома по улице Белинского. Россия, Нижний Новгород — 16 июня 2014: Современные новые дома на улице Белинского — одной из главных улиц, названных

Нижний Новгород, Россия. — 07 апреля 2016 г. Банк Российская столица на улице Белинского, 83. Нижний Новгород, Россия. — 07 апреля 2016 г. Банк Русский

Нижний Новгород, Россия.- 07 апреля 2016 г. Банк Российская столица на улице Белинского, 83. Нижний Новгород, Россия. — 07 апреля 2016 г. Банк Русский

Нижний Новгород, Россия. — 07 апреля 2016 г. Инвестиционно-финансовая компания ИНВЕСТОР, офис на ул. Белинского, 83. Нижний Новгород, Россия. — 7 апреля 2016 г.

Нижний Новгород, Россия. — 04 апреля 2016 г. Банк ВТБ24 на улице Белинского. Нижний Новгород, Россия.- 04 апреля 2016 г. Банк ВТБ24 на улице Белинского

.

Виссарион Григорьевич Белинский | Русский литературовед

Белинский Виссарион Григорьевич , (родился 30 мая [11 июня по новому стилю] 1811 года, Свеаборг, фин., Российская империя — умер 26 мая [7 июня] 1848 года, Санкт-Петербург, Россия), выдающийся русский литературовед, которого часто называют «отцом» русской радикальной интеллигенции.

Сын провинциального врача Белинский был исключен из Московского университета (1832 г.) и после этого зарабатывал на жизнь журналистом.Его первые существенные критические статьи были частью серии, которую он написал для журнала Teleskop («Телескоп») с 1834 года. Они назывались «Литературные мечтания» («Литературные мечты»), и они укрепили его репутацию. В них он разъяснил F.W.J. Романтический взгляд Шеллинга на национальный характер в применении к русской культуре.

Белинский некоторое время был ответственным редактором Московского наблюдателя («Московский обозреватель»), прежде чем в 1839 году получил должность главного критика журнала Отечественные записки («Национальные летописи»).Опубликованные им там влиятельные эссе о таких писателях, как Александр Пушкин и Николай Гоголь, помогли сформировать литературные и социальные взгляды других российских интеллектуалов на десятилетия вперед. К 1840 году Белинский перешел от идеализма своих ранних эссе к гегелевскому взгляду на тесную связь искусства и истории нации. Он считал, что русская литература должна развиваться, чтобы помочь пока еще зарождающейся русской нации развиться в зрелое цивилизованное общество. Его теория литературы на службе общества стала предметом веры среди российских либералов и была далеким прародителем советской доктрины социалистического реализма.

В 1846 году Белинский присоединился к рецензии «Современник » («Современник»), для которой он написал большую часть своих последних очерков. В 1847 году он написал Гоголю известное письмо, в котором осудил его « Бибранные места из переписки с друзьями» («Избранные отрывки из переписки с друзьями») как предательство русского народа, поскольку оно проповедовало подчинение церкви и государству.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня

Проницательная похвала Белинским таких писателей, как Пушкин, Гоголь, Михаил Лермонтов, Федор Достоевский, Иван Тургенев и Иван Гончаров, способствовала их ранней репутации.Он заложил основы современной русской литературной критики, веря в то, что русская литература должна честно отражать российскую действительность и что искусство следует оценивать по его социальным, а также эстетическим качествам.

.

музеев: Выставка в Москве марки В.Г. 200 лет Белинскому

1 апреля 2011 года в Государственном литературном музее в Москве открылась юбилейная выставка, посвященная В. 200-летие Белинского «Взгляд на русскую литературу».

Экспозиция возрождает образную картину русской литературы и представляет Белинского как центральной фигуры «замечательного десятилетия», объединившего русскую интеллигенцию, «людей 40-х годов».

В основе выставки — любимые литературные образы Белинского — персонажи Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Тургенева и Достоевского в иллюстрациях выдающихся художников XIX — XX веков.: П. Соколов, П. Боклевский, К. Коровин, Б. Кустодиев, Н. Каразин, Б. Григорьев, Л. Пастернак, Н. Кузьмин.

В экспозиции представлены первые публикации, статьи Белинского разных лет. Есть ряд работ о самом критике, а также графические портреты его знакомых — писателей и критиков. Кроме того, на выставке представлены места, связанные с биографией Белинского — Чембар (ныне Белинский), Пенза, Москва, Санкт-Петербург, Пятигорск, Харьков, Одесса, Дрезден и Париж.

В экспозиции представлены раритеты: два портрета Белинского — малоизвестная акварель П. Боклевского и эскиз маслом И. Астафьева, автора лучших портретов критиков. Посетители смогут увидеть уцелевшую вещь из детства критика — учебник «Пособие по механике» с надписью гимназисту Белинскому при переходе в 3 класс. В его библиотеке есть книга с надписью владельца, стихотворение Лермонтова «Из-под загадочной ледяной полумаски», переписанное Белинским, письма, адресованные родным и близким, семейные фотографии.

Выставка, открывшаяся в Государственном литературном музее, — это только начало, часть многогранной юбилейной программы. Затем последуют конференции в Институте мировой литературы им. Горького и МГУ, серия встреч и вечеров, посвященных современной критике и литературе.

.