Содержание

Список книг и других произведений Лев Николаевич Толстой Сортировка по году написания

Лев Николаевич Толстой — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства.

Родился в аристократической графской семье. Был четвёртым ребёнком в семье. Получил домашнее образование и воспитание. В 1844 г. поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, затем учится на юридическом факультете. В 1847, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по разделу отцовского наследства. В 1849 он впервые открыл школу для крестьянских детей. Основным преподавателем был Фока Демидович, крепостной, но и сам Лев Николаевич часто проводил занятия. Он серьёзно занимался английским языком, музыкой, юриспруденцией.
В 1851, осознав бесцельность своего существования и глубоко презирая самого себя, отправился на Кавказ в действующую армию. Там он стал работать над своим первым романом «Детство. Отрочество. Юность». Через год, когда роман опубликовали, Толстой стал литературной знаменитостью. 

В 1859 Толстой принял участие в организации Литературного фонда. 

В 1862 г. Толстой женился на Софье Берс, восемнадцатилетней девушке из дворянской семьи. В течение первых 10-12 лет после женитьбы он создает «Войну и мир» и «Анну Каренину».

В 1879 начинает писать «Исповедь», где рассказывает о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону «простого трудового народа». 

1886 — «Власть тьмы»

1886 — пьеса «Плоды просвещения»

1899 — роман «Воскресенье»

1900 — драма «Живой труп»

1904 — повесть «Хаджи-Мурат»
Осенью 1910 г., выполняя свое решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну, отрекшись от «круга богатых и ученых». Заболев в пути, умер. Был похоронен в Ясной Поляне.

Толстой Лев Николаевич — биография писателя, личная жизнь, фото, портреты, книги

Лев Толстой — один из самых известных писателей и философов в мире. Его взгляды и убеждения легли в основу целого религиозно-философского течения, которое называют толстовством. Литературное наследие писателя составило 90 томов художественных и публицистических произведений, дневниковых заметок и писем, а самого его не раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе и Нобелевскую премию мира.

«Исполняй все то, что ты определил быть исполненному»

Лев Толстой 1

Автор неизвестен. Портрет Николая Толстого. 1823. Изображение: wikipedia.org

Лев Толстой 1

Генеалогическое древо Льва Толстого. Изображение: regnum.ru

Лев Толстой 1

Силуэт Марии Толстой (в девичестве Волконской), матери Льва Толстого. 1810-е. Изображение: wikipedia.org

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Толстой рано осиротел. Мать умерла, когда ему не исполнилось еще двух лет, а в девять лет он лишился и отца. Опекуном пятерых детей Толстых стала тетя — Александра Остен-Сакен. Два старших ребенка переехали к тете в Москву, а младшие остались в Ясной Поляне. Именно с семейной усадьбой связаны самые важные и дорогие воспоминания раннего детства Льва Толстого.

В 1841 году Александра Остен-Сакен умерла, и Толстые перебрались к тете Пелагее Юшковой в Казань. Через три года после переезда Лев Толстой решил поступить в престижный Императорский Казанский университет. Однако учиться ему не нравилось, экзамены он считал формальностью, а университетских профессоров — некомпетентными. Толстой даже не старался получить научную степень, в Казани его больше привлекали светские развлечения.

В апреле 1847 года студенческая жизнь Льва Толстого завершилась. Он унаследовал свою часть владений, включая любимую Ясную Поляну, и немедленно отправился домой, так и не получив высшего образования. В родовом имении Толстой попытался наладить быт и начать писать. Он составил свой план образования: изучать языки, историю, медицину, математику, географию, юриспруденцию, сельское хозяйство, естественные науки. Однако вскоре пришел к выводу, что легче строить планы, чем их осуществлять.

Аскетизм Толстого часто сменяли кутежи и игры в карты. Желая начать правильную, по его мнению, жизнь, он составлял распорядок дня. Но не соблюдал и его, а в дневнике снова отмечал недовольство собой. Все эти неудачи побудили Льва Толстого изменить образ жизни. Случай представился в апреле 1851 года: в Ясную Поляну приехал старший брат Николай. В то время он служил на Кавказе, где шла война. Лев Толстой решил присоединиться к брату и отправился вместе с ним — в деревню на берегу реки Терек.

На окраине империи Лев Толстой прослужил почти два с половиной года. Он коротал время охотясь, играя в карты и время от времени участвуя в набегах на вражескую территорию. Такая уединенная и монотонная жизнь нравилась Толстому. Именно на Кавказе родилась повесть «Детство». Работая над ней, писатель нашел источник вдохновения, который оставался важным для него до конца жизни: он использовал собственные воспоминания и опыт.

В июле 1852 года Толстой отправил рукопись повести в журнал «Современник» и приложил письмо: «…я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое». Редактору Николаю Некрасову понравилось произведение нового автора, и вскоре «Детство» напечатали в журнале. Воодушевленный первым успехом писатель вскоре приступил к продолжению «Детства». В 1854 году он опубликовал в журнале «Современник» вторую повесть, «Отрочество».

«Главное — литературные труды»

Лев Толстой 2

Лев Толстой в молодости. 1851. Изображение: school-science.ru

Лев Толстой 2

Лев Толстой. 1848. Изображение: regnum.ru

Лев Толстой 2

Лев Толстой. Изображение: old.orlovka.org.ru

В конце 1854 года Лев Толстой прибыл в Севастополь — эпицентр военных действий. Находясь в самой гуще событий, он создал рассказ «Севастополь в декабре месяце». Хотя Толстой и непривычно откровенно описывал батальные сцены, первый севастопольский рассказ был глубоко патриотичным и прославлял храбрость русских солдат. Вскоре Толстой начал работать над вторым рассказом — «Севастополь в мае». К тому моменту от его гордости за русскую армию уже ничего не осталось. Ужас и потрясение, которые Толстой пережил на линии фронта и во время осады города, сильно повлияли на его творчество. Теперь он писал о бессмысленности смерти и бесчеловечности войны.

В 1855 году из руин Севастополя Толстой отправился в изысканный Петербург. Успех первого севастопольского рассказа дал ему ощущение цели: «Моя карьера — литература, — писать и писать! С завтра работаю всю жизнь или бросаю все, правила, религию, приличия — все». В столице Лев Толстой закончил «Севастополь в мае» и написал «Севастополь в августе 1855 года» — эти очерки завершили трилогию. А в ноябре 1856 года писатель окончательно оставил военную службу.

Благодаря правдивым рассказам о Крымской войне Толстой вошел в петербургский литературный кружок журнала «Современник». В этот период он написал рассказ «Метель», повесть «Два гусара», закончил трилогию повестью «Юность». Однако через некоторое время отношения с писателями из кружка испортились: «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел». Чтобы развеяться, в начале 1857 года Лев Толстой отправился за границу. Он побывал в Париже, Риме, Берлине, Дрездене: знакомился с известными произведениями искусства, встречался с художниками, наблюдал, как живут люди в европейских городах. Путешествие не вдохновило Толстого: он создал рассказ «Люцерн», в котором описал свое разочарование.

Лев Толстой 5

Лев Толстой за работой. Изображение: kartinkinaden.ru

Лев Толстой 5

Лев Толстой в Ясной поляне. Изображение: kartinkinaden.ru

Лев Толстой 5

Лев Толстой рассказывает сказку внукам Ильюше и Соне. 1909. Крёкшино. Фотография: Владимира Черткова / wikipedia.org

Летом 1857 года Толстой вернулся в Ясную Поляну. В родной усадьбе он продолжил работать над повестью «Казаки», а также написал рассказ «Три смерти» и роман «Семейное счастие». В дневнике Толстой так определил для себя свое назначение на тот момент: «Главное — литературные труды, потом — семейные обязанности, потом — хозяйство… А так жить для себя — по доброму делу в день и довольно».

В 1859 году Толстой основал школы для крестьянских детей в Ясной Поляне и в окрестностях деревни. Через год после их открытия писатель снова отправился за границу, чтобы узнать, как устроено народное образование в европейских школах и «как бы это так сделать, чтобы, самому ничего не зная, уметь учить других». Через девять месяцев европейского путешествия он вернулся в Россию. Толстой хотел создать свою систему образования в яснополянской школе: он упразднил все правила дисциплины и отменил педагогические программы. В 1862 году писатель начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна» с книгами для чтения. Позднее написал «Азбуку» и «Новую азбуку» — с собственными рассказами и авторскими переложениями сказок и басен.

«Любить и быть так счастливым»

Лев Толстой 3

Лев Толстой с женой Софьей. Изображение: regnum.ru

Лев Толстой 3

Лев Толстой за работой. Изображение: regnum.ru

Лев Толстой 3

Лев Толстой с женой Софьей. Гаспра. Крым. 1902. Изображение: regnum.ru

В художественном творчестве Толстого в это время наступил кризис. В дневниках он все чаще выражал недовольство жизнью: «Нерешительность, праздность, тоска, мысль о смерти. Надо выйти из этого. Одно средство. Усилие над собой, чтоб работать». В 1862 году Лев Толстой нашел выход из уныния: «Пишу из деревни, пишу и слышу наверху голос жены, которая говорит с братом и которую я люблю больше всего на свете. Я дожил до 34 лет и не знал, что можно так любить и быть так счастливым». Невестой литератора стала 18-летняя Софья Берс. С ней писатель прожил 48 лет. За время брака у них родилось 13 детей. Софья стала секретарем, переписчицей и неофициальным редактором Льва Толстого.

В этот период душевного равновесия Лев Толстой начал писать роман «Война и мир» — масштабный эпос. Основой для мирных бытовых сцен стала жизнь семьи Толстых, батальные и гражданские сцены писатель создал на основе событий российской истории. Главной идеей произведения стал не патриотизм, а пацифизм: яростный протест автора, выраженный еще в «Севастопольских рассказах», сподвиг его на описание бед, которые влечет за собой война. В 1869 году Толстой завершил «Войну и мир». Книга имела огромный успех.

К началу 1870-х годов Толстого считали одним из величайших русских писателей, но он был не в ладах с собой. Дворянина и землевладельца беспокоили социальное неравенство в российском обществе, нищета крестьян и бескомпромиссный царский режим. К тому же Толстой начал болеть. В 1871 году Толстой отправился в Самарскую губернию: по рекомендации доктора лечиться кумысом. Он так вдохновился степной природой и бытом башкирских кочевников, что на лето 1873 года привез сюда всю семью.

Самара стала для писателя убежищем и источником вдохновения. После семейной поездки он снова взялся за роман «Анна Каренина», который начал еще весной 1873 года. Толстой одновременно любил и ненавидел это произведение, ставшее для него очень личным: «Моя Анна надоела мне, как горькая редька… но не говорите мне про нее дурного или, если хотите, то с ménagement (с осторожностью. — Прим. ред.), она все-таки усыновлена». В 1877 году Толстой закончил «Анну Каренину». Это был мрачный роман — в нем не было той идиллии, которая присутствовала в финале «Войны и мира».

«Довольствоваться малым и делать добро другим»

В начале 1880-х годов, на вершине успеха, Лев Толстой отрекся от своего литературного прошлого и от идеала семейной жизни — для него начался период духовного и нравственного поиска. Толстой писал философские трактаты, в которых рассуждал о жизни, искусстве и религии. Среди них — «Исповедь», «Так что же нам делать?», «О голоде», «Что такое искусство?», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри вас…».

Писатель отказался от догматов Русской православной церкви и даже создал свою версию Евангелия. Он объединил четыре Евангелия в одно, убрал все, с чем он не соглашался, например все рассказы о чудесах, и оставил только слова Христа. То, о чем писал Толстой, не стало абстрактной философией: он намеревался жить в соответствии со своими словами.

Под влиянием идей Льва Толстого в России возникло целое религиозно-этическое течение — толстовство.

Кроме трактатов, Толстой писал и художественные произведения: повесть о поиске смысла жизни «Смерть Ивана Ильича», повесть о праведном затворнике «Отец Сергий», пьесу о безысходности «Живой труп», повесть о трагической гибели наиба Шамиля «Хаджи-Мурад».

В 1899 году Толстой написал роман «Воскресение». В этом произведении писатель критиковал судебную систему, армию, правительство. Презрение, с которым Толстой описывал институт церкви в романе «Воскресение», вызвало ответную реакцию. В феврале 1901 года в журнале «Церковные ведомости» Святейший Синод опубликовал постановление об отлучении графа Льва Толстого от церкви. Это решение лишь усилило популярность Толстого и привлекло внимание публики к идеалам и убеждениям писателя.

Литературная и общественная деятельность Толстого стала известна и за рубежом. Писателя номинировали на Нобелевскую премию мира в 1901, 1902 и 1909 году и на Нобелевскую премию по литературе в 1902–1906 годах. Сам Толстой не хотел получать награду и даже сообщил финскому писателю Арвиду Ярнефельту, чтобы тот постарался помешать присуждению премии, потому что, «если бы это случилось… было бы очень неприятно отказываться».

Лев Толстой 4

Лев Толстой в преклонных годах. Изображение: regnum.ru

Лев Толстой 4

Лев Толстой. Снимок Сергея Прокудина-Горского. Изображение: news.boyarka.name

Лев Толстой 4

Лев Толстой с женой Софьей. Изображение: regnum.ru

В этот период семейные отношения Толстых оказались в глубоком кризисе — во многом из-за дружбы Льва Толстого с Владимиром Чертковым, которого Софья Толстая называла дьяволом: «Он [Чертков] всячески забрал в руки несчастного старика, он разлучил нас, он убил художественную искру в Льве Николаевиче и разжег осуждение, ненависть, отрицание, которые чувствуются в статьях Льва Николаевича последних лет, на которые его подбивал его глупый злой гений».

Самого Толстого тяготил быт помещика и семьянина. Он стремился привести свою жизнь в соответствие с убеждениями и в начале ноября 1910 года тайно покинул яснополянскую усадьбу. Дорога оказалась непосильной для пожилого человека: в пути он тяжело заболел и был вынужден остановиться в доме смотрителя железнодорожной станции Астапово. Здесь писатель провел последние дни своей жизни. Умер Лев Толстой 20 ноября 1910 года. Похоронили писателя в Ясной Поляне.

Еще больше материалов о Льве Толстом — в нашем спецпроекте к 190-летию со дня рождения писателя

Лев Толстой — лучшие книги, список всех книг по порядку (библиография), биография, отзывы читателей

Биография

Лев Николаевич Толстой — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства.

Родился в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери — Ясной Поляне. Был четвёртым ребёнком в семье. Мать умерла, когда Льву не было ещё 2 лет.

Воспитанием детей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1837 семья переехала в Москву, поселившись на Плющихе, т. к. старшему сыну надо было готовиться к поступлению в университет. Вскоре внезапно умер отец, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне под наблюдением Ергольской и тётки по отцу, графини А. М. Остен-Сакен. Здесь Лев оставался до 1840, когда умерла Остен-Сакен, дети переселились в Казань, к сестре отца П. И. Юшковой.

Дом Юшковых считался одним из самых весёлых в Казани; все члены семьи высоко ценили внешний блеск. Разнообразнейшие, как их определяет сам Толстой, «умствования» о главнейших вопросах бытия откладывали отпечаток на его характере в ту эпоху жизни.

Вслед за братьями Лев решил поступить в Императорский Казанский университет (наиболее славившийся в то время), где работали на математическом факультете Лобачевский, а на Восточном — Ковалевский. В 1844 был зачислен студентом разряда восточной словесности в качестве оплачивающего своё обучение. По результатам года имел неуспеваемость, не выдержал переходного экзамена и должен был заново пройти программу первого курса. Во избежание полного повторения курса перешёл на юридический факультет. «…я первый год …ничего не делал. На второй год… стал заниматься …там был профессор… который… дал мне работу — сравнение «Наказа» Екатерины с «Духом законов» Монтескьё. …меня эта работа увлекла, я уехал в деревню, стал читать Монтескьё, это чтение открыло мне бесконечные горизонты; я стал читать Руссо и бросил университет.» Толстой пытался наладить по-новому отношения с крестьянами. В 1849 он впервые открыл школу для крестьянских детей. Основным преподавателем был Фока Демидович, крепостной, но и сам Лев Николаевич часто проводил занятия. Он серьёзно занимался английским языком, музыкой, юриспруденцией.

В 1851 Толстой, сдав в Тифлисе экзамен, поступил юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казачьей станице Старогладовской на берегу Терека, под Кизляром. Он имел право на Георгиевский крест, однако в соответствии со своими убеждениями «уступил» его сослуживцу, посчитав, что существенное облегчение условий службы сослуживца стоит выше личного тщеславия. С началом Крымской войны Толстой перевёлся в Дунайскую армию, участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии, а в 1854-1855 был в Севастополе. За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Святой Анны 4-й степени, медалями «За защиту Севастополя 1854—1855» и «В память войны 1853—1856». В 1856 писатель оставляет военную службу в звании поручика.

В Петербурге молодого писателя радушно встретили в великосветских салонах и в литературных кружках. Однако весёлая жизнь оставила горький осадок в душе Толстого, у него начался разлад с близким ему кружком писателей. В результате «люди ему опротивели, и сам он себе опротивел». И в 1857 Толстой отправился в путешествие. Он посетил Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию.

В 1859 Толстой принял участие в организации Литературного фонда. 

В следующей поездке его интересовало, в основном, народное образование. Умер от туберкулёза его любимый брат Николай. Смерть брата произвела на Толстого огромное впечатление. С 1862 Толстой стал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна». Вскоре Толстой оставил занятия педагогикой. Женитьба, рождение собственных детей, планы, связанные с написанием романа «Война и мир», на 10 лет отодвинули его педагогические мероприятия. В начале 1870-х он приступил к созданию собственной «Азбуки» и опубликовал её в 1872, а затем выпустил «Новую азбуку» и серию из четырёх «Русских книг для чтения».

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Русская Православная Церковь

  • 01 Октябрь 2020

    4 октября, в Воскресенье, в 11.30  в Воскресной школе для взрослых храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах состоятся новые лекции Аркадия Малера:

    11.30 «Миссия апостола Павла» (курс «Священное Писание»)

    12.30 «Философия Константина Леонтьева» (курс «Христианская философия»)

    Вход свободный.

  • 30 Август 2020

    Дорогие братья и сестры!
    Начиная с 01 октября 2020 года возобновляется работа Воскресной школы нашего храма. Всем желающим записаться на обучение просим обратиться к директору Воскресной школы священнику Сергию Звереву.
    Тел.+7 (905) 588-46-00

  • Все новости

10 самых известных произведений Толстого

Лев Николаевич Толстой – звезда первой величины русской и мировой литературы, просветитель, один из крупнейших писателей-реалистов, знаток человеческой души. Самые известные произведения Толстого обозначили новую веху в романистике, объединив изящную словесность двух веков, и серьезно повлияли на формирование европейского гуманистического мировоззрения, на традиции мирового литературного процесса. Если вы хотите выбрать книгу на подарок, или просто ищите что-то для себя, тогда должны ознакомиться с главными работами писателя.

1. Война и мир

vojna-i-mir

«Война и мир» — самый известный роман Толстого. Эпопея была задумана в 1856 г. как повествование о декабристе, вернувшемся из ссылки. Постепенно писатель решил изложить прошлое своего героя, условия формирования его характера в молодости, которая совпала с эпохой Отечественной войны. В результате у автора возникла мысль начать рассказ об исторической судьбе народа и сущности национального характера с 1805 года. Существенную роль в романе играет отражение философских воззрений самого романиста, которые иллюстрируют происходящие события. Историю автор понимает с позиции фатализма – как стихийное движение.

Своих любимых героев Толстой показывает душевно сложными личностями, находящимися в непрерывном развитии, непрестанном поиске смысла жизни, готовыми постоянно совершенствоваться. Характеры отрицательных персонажей отличаются статичностью, отсутствием развития. Лейтмотив эпопеи – мысль народная.

2. Анна Каренина

anna-karenina

Это известное произведение, написанное Толстым в 1873-1877 г., повествует о фатальной любви очаровательной супруги высокопоставленного сановника Анны и блестящего офицера Вронского на фоне благополучной семейной жизни Кити и Левина. Трагедия разыгрывается на фоне широкой панорамы жизненного уклада и обычаев российского дворянского общества того времени. Писатель включает в текст философские рассуждения выразителя собственных взглядов – Левина, психологические этюды и эпизоды крестьянской жизни. Книга затрагивает проблемы, волнующие любого человека: семьи и брака, положения женщины в социуме, смысла жизни, счастья, взаимоотношения народа с дворянами.

Запретная любовь доставляет героине не счастье, а страдание. Тема смерти периодически возникает в романе и находит логическое завершение в финале. Толстой-реалист изображает в книге представителей всех слоев русского общества, противопоставляя аморальному и безнравственному высшему обществу патриархальные устои поместного дворянства.

3. Воскресение

voskresenie

Последний роман Льва Николаевича, основанный на реальных событиях и сразу после выхода переведенный на большинство европейских языков, был создан в 1889-1898 г. Помимо грандиозного интереса к сочинениям писателя, успешность книге принесла актуальная тема – участь обманутой и покинутой барином девушки. Сознание вины перед ней в дальнейшем станет мотивом для переворота в судьбе обоих героев.

Встретив в суде брошенную им когда-то Катерину, Нехлюдов поражен несправедливостью. Он начинает ощущать антипатию к себе и ко всем окружающим и решает изменить свою жизнь, покаявшись перед осужденной, попросить у нее прощения, даже жениться на ней. Однако новая Катюша, ставшая проституткой, ничем не напоминает прежнюю. Вслед за заключенными князь направляется в Сибирь, по пути пытаясь улучшить положение Масловой, и это благотворно влияет на нее. На протяжении всего романа Толстой возрождает души своих персонажей, проводя их путем духовного развития, а устами героя выражает свои взгляды на религию.

4. Детство

detstvo

Биографическая повесть, опубликованная в «Современнике» в 1952 г., открывает трилогию, повествующую о настроениях, душевных порывах, огорчениях, смущенности и неловкости мальчиков, которые болезненно переживают чувство несправедливости и первой детской влюбленности. Автор концентрируется на развитии личности Николеньки, последовательно отслеживая шаги взросления детской души. Он строго судит своего героя с этической точки зрения.

Мальчик растет в дворянской семье с установленным навсегда размеренным порядком быта. В детях воспитывали заботу о внешности и манерах, но не уделяли внимания внутреннему миру ребенка, его интеллекту. Индивидуальность образа Николеньки заключается в детальном изображении его духовного развития. Мастерство Толстого в описании психологии героя делает повесть привлекательной для современных читателей.

5. Смерть Ивана Ильича

smert-ivana-ilicha

В список самых известных произведений Толстого вошла повесть «Смерть Ивана Ильича», рассказывающая о тягостном угасании мелкого чиновника. Работа над написанием продолжалась с 1882 по 1886 г. Произведение не напрасно признано одним из величайших достижений в мировой литературе среди малых форм. Никому до Толстого не удавалось так глубоко поведать о переживаниях человека, предчувствующего близость конца, но использующего различные психологические хитрости, чтобы избежать осознания неизбежности смерти.

Признание этого факта дается Ивану Ильичу нелегко и всецело изменяет восприятие им самой жизни. Автор скрупулезно изучает преобразования переживаний и состояния духа персонажа, сознательные и неосознанные побуждения, тончайшие оттенки физиологических ощущений.

Коренная тема повести, проходящая сквозной нитью через все творчество писателя, – проблема смысла жизни и смерти. Универсализм повести состоит в сходстве судьбы героя с историями жизней множества других людей.

6. Семейное счастье

semejnoe-schaste

Тема опубликованного в 1859 г. романа – история взаимоотношений семнадцатилетней девушки Маши, живущей в деревне, с другом покойного отца, который помогал уладить дела, и нескольких лет супружества этой пары. Произведение отличает тонкий психологизм Толстого, сумевшего передать нюансы переживаний героев, чувства которых изменяются со временем, становятся глубже и прочнее.

Толстовская мысль семейная заключается в утверждении, что брак – это не только физическая близость и страсть, но духовное единение двоих людей. После угасания романтических отношений наступает время понимания, нежности и уважения – именно так писатель понимал семейное счастье. Сергей Михайлович озвучивает в книге толстовскую фразу о счастье жить для другого.

7. Кавказский пленник

kavkazskij-plennik

Рассказ, написанный в 1872 г. для «Азбуки» Толстого, основан на реальном эпизоде, случившемся с автором во время Кавказской войны. Толстой едва не попал в плен к горцам, но ему удалось спастись. Писатель противопоставляет жизнелюбивого, инициативного, не унывающего в трудных обстоятельствах оптимиста безучастному, упавшему духом, пассивному товарищу. Один из них благодаря стойкости, бесстрашию, храбрости не оставляет попыток освободиться из неволи и в конце концов добивается успеха. Другой своим жалобами и обреченностью только мешает ему, доставляет лишние проблемы.

Писатель проводит мысль о том, что не бывает безвыходных ситуаций: в любых обстоятельствах нельзя отчаиваться, поддаваться унынию. Надо активно и разумно действовать, в сложных обстоятельствах оставаясь человечным. Жилин в ущерб своим планам не оставляет Костылина без помощи. Простота авторского слога делает рассказ доступным для понимания детей.

8. Исповедь

ispoved

Философско-религиозное сочинение Л.Н. Толстого, созданное на рубеже 70-80 годов ХIХ столетия, было напечатано в Женеве в 1894 г. из-за цензурного запрета в России. В своем трактате писатель воспроизвел духовный перелом, пережитый им в конце 70-х годов. Он пытается подытожить продолжительную внутреннюю работу, свои духовные искания. Основной мотив книги – поиск смысла и цели жизни, не найденные писателем ни в науке, ни в теориях восточных мыслителей, ни в христианской доктрине.

Решение основополагающего вопроса о сущности жизни и основах бытия, по мнению автора, находится в труде простых людей. Толстой отрицает лживость религиозных деятелей и представителей культуры. Православие он осуждает за нетерпимость к другим конфессиям, полагая это духовным насилием над личностью. Писатель формулирует собственное понимание Бога, считает его мировой гармонией и всемирным разумом, а назначением человеческой жизни – спасение души в процессе соблюдения нравственных законов.

9. После бала

posle-bala

В основе этого известного произведения, созданного в 1903 г., но опубликованного уже после смерти Толстого, реальная история, случившаяся с братом писателя в молодости. Лейтмотив произведения – непоследовательность и парадоксальность жизни. Главный герой переживает глубокое потрясение, случайно увидев сцену жестокой расправы над солдатом, которой командовал отец его возлюбленной, на балу вызвавший восхищение всех присутствующих.

Противопоставление трогательной сцены на великолепном вечере и эпизода экзекуции ярко демонстрирует бесчеловечность милого и любезного полковника и бессердечие общества, где это явление узаконено. Автор заставляет читателей задуматься над проблемами долга, чести, благородства, совести. Он разоблачает лицемерие общества, за благополучным фасадом которого скрывается зло и жестокость.

10. Крейцерова соната

krejcerova-sonata

Увидевшая свет в 1890 г. повесть поднимает проблему кризиса института брака и семьи. Одна из основных тем известных произведений Толстого – мысль семейная, которую он раскрывает на примере семей Волконских, Ростовых, Облонских, Левиных. Писатель связывает разложение семейного уклада в избранном обществе с вырождением аристократии в целом и в своей повести пытается обозначить социальные и культурные особенности семейного счастья, объяснить супружеское непонимание.

Произведение стало предметом полемики задолго до публикации. Для своего времени сочинение было чересчур открытым и нескромным: физические отношения в браке никогда не упоминались в литературе. Автор пропагандирует здесь идею воздержания, красочно изображая гнев ревности, приводящий к гибели обоих супругов.

Самое популярное произведение Льва Толстого среди его современников

Вопреки современному мнению, что главными и наиболее популярными произведениями Толстого были «Война и мир» и «Анна Каренина», самое широкое распространение при жизни получили поздние произведения писателя. Огромной популярностью пользовалась «Крейцерова соната», которая вышла в начале 1890-х. Большой успех был у романа «Воскресение», который появился вообще в конце XIX века, в 1899 году. Очень известны были религиозные тексты Толстого: «В чем моя вера?», «Исповедь». Из-за церковной цензуры их не публиковали до 1905 года, когда вышел Манифест о свободе печати. Но они ходили в списках, попадались в зарубежных изданиях.

Эти произведения в конце XIX — самом начале ХХ века обсуждали куда больше, чем «Войну и мир» и «Анну Каренину». Кстати, из этих двух крупных романов «Анна Каренина» была популярнее, чем «Война и мир». Последняя воспринималась как исторический роман. А вот «Анна Каренина» — как роман о современной жизни, о судьбе женщины.

«Крейцерова соната» — мучительное произведение для Толстого. Он долго ее писал, долго сомневался, как закончить — убийством жены главного героя или как-то по-другому. Она сначала тоже была запрещена цензурой, но потом жена Толстого, Софья Андреевна, благодаря аудиенции с царем Александром III добилась разрешения на издание. Когда повесть вышла в свет, она вызвала ошеломление у публики. Читатели не понимали, что именно хотел сказать автор, — и в обществе эта тема обсуждалась очень горячо. Тогда Толстой написал послесловие к «Крейцеровой сонате», где попытался объяснить все своим читателям. Такой странный для писателя жест: объяснение смысла собственного произведения. Но успех «Крейцеровой сонаты» был невероятным. Ее читали все — гимназисты, студенты, помещики, чиновники. Повесть вызывала бесконечное количество споров, но стала ключевым произведением для конца XIX века. Да и сам Толстой был, без сомнения, самым популярным и обсуждаемым писателем второй половины XIX — начала XX века. Не только в России, но и в мире.

Биография Л.Н. Толстого. Материалы к урокам русской литературы

 

…не зная Толстого,
нельзя считать себя знающим свою страну,
нельзя считать себя культурным человеком.

М. Горький

Юность. Первые произведения

Всему миру известна Ясная Поляна, старинное родовое имение, в котором 28 августа 1828 г. родился будущий художник слова. «Без своей Ясной Поляны, – писал Толстой, – я трудно могу себе представить

Россию и мое отношение к ней». В этой дворянской усадьбе прошли первые годы жизни Льва Николаевича. Он родился в одном из самых знатных русских дворянских семейств. Дальний его предок – Петр

Андреевич Толстой – был сподвижником Петра I и получил от него графский титул. Мать происходила из древнего рода князей Волконских.

Когда Льву Толстому было 5 лет, его брат Николенька придумал игру в «муравейных братьев» и историю о чудесной зеленой палочке. Николай объявил, что у него есть тайна, посредством которой, когда

она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями…
Слово «муравейные» особенно всем нравилось, напоминая муравьев в кочке. Братья Льва Николаевича были тогда еще совсем маленькими: Митеньке – 6, Сереже – 7 лет. Игра состояла в том, что все они

забивались под стулья, загораживая их ящиками, завешивая платками и сидели там, в темноте, прижимаясь друг к дружке. Таким образом, муравейное братство было открыто, а тайна записана на зеленой

палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага Старого заказа.

В 1836 г. Толстые переехали в Москву. Будущий писатель рано осиротел и остался на попечении своих теток. Одна из них жила в Казани, где и прошла юность Толстого. Там в 1844 г. он поступил на

восточное отделение философского факультета университета, намереваясь стать дипломатом.

Потом он перешел на другой факультет – юридический, но в основном образование свое расширял и углублял интенсивной самостоятельной работой.

12 апреля 1847 г. Толстой, не удовлетворенный университетским образованием, подал прошение об исключении. Он отправился в родовое имение Ясная Поляна, надеясь испробовать себя на новом поприще –

благоустроить быт своих крепостных. Но те отказывались от его советов и помощи: они не понимали барина. Так Толстой в первый раз остро ощутил непреодолимую пропасть, разделяющую его – помещика,

господина – и простой народ.

Свой первый неудачный опыт хозяйствования он опишет спустя несколько лет в рассказе «Утро помещика» (1856 г.), герой которого, Нехлюдов, наделен чертами самого автора.
Вернувшись из Ясной Поляны, Толстой проводит несколько лет в Петербурге и в Москве. Он обдумывает, как достигнуть успехов в различных сферах жизни. В своем дневнике (1847–1852 гг.), отражавшем его

напряженную внутреннюю жизнь, он набрасывает программу поведения, намечает план ближайших занятий:

1. Изучить весь курс юридических наук.
2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский, латинский.
4. Изучить историю, географию и статистику.
5. Овладеть курсом математики.
6. Написать диссертацию.
7. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи и т.д.

Любопытно, что среди намеченных им правил было такое: «Всякое приращение к своему имению употребляй не для себя, а для общества». В своих дневниках писатель подробно анализирует свои поступки и

переживания.

Напряженные поиски привели к тому, что в 1851 г. Толстой вместе со старшим братом Николаем отправляется на Кавказ, где вступает в армию и принимает участие в военных действиях против горцев. На

Кавказе он пробыл с 1851 по 1854 гг. Испытания военной жизни дали писателю богатый материал, отразившийся в его ранних рассказах. Об одном из мелких эпизодов войны на Кавказе идет речь в рассказе

«Набег» (1852). В неоконченном рассказе «Рубка леса» (1855) впервые возникает тема, пронизывающая все творчество классика: нет в жизни ценностей выше простоты и естественности.

Находясь на Кавказе, Толстой приступает к созданию романа о становлении личности человека. Писателем была задумана трилогия о детстве, отрочестве, юности и молодости человека. Она открывается

повестью «Детство».

Она была напечатана в петербургском журнале «Современник» и сразу принесла Толстому славу одного из самых талантливых русских писателей. Спустя два года появляется продолжение – «Отрочество», а в

1857 г. – «Юность».

Очерки «Севастополь в декабре месяце» (1855 г.), «Севастополь в мае» (1855 г.), «Севастополь в августе 1855 года» (1856 г.) продолжает спор с «парадным», красивым изображением войны. Подлинную

правду Толстой находит не в гуще сражений, а в буднях солдат и матросов, сестер милосердия, офицеров, горожан.

Путешествие в Европу. Школа для крестьянских детей

19 ноября 1855 г. Толстой приезжает в Петербург. Его имя овеяно славой. Но литературная среда, дух кружковщины и соперничества отталкивают молодого писателя. Интересы новых знакомых кажутся ему

мелкими и ничтожными, а жизнь – суетливой и бессмысленной.

В мае 1856 г. Толстой покинул столицу и поселился в Ясной Поляне. А в 1857 г. уехал за границу. В швейцарском городе Люцерне он стал свидетелем того, как постояльцы дорогой гостиницы ничего не

подали бедному певцу, которого они с удовольствием слушали. Этот эпизод описан в рассказе «Люцерн. Из записок Д. Нехлюдова» (1857 г.). Бессердечие туристов автор «записок» считает происшествием,

более достойным внимания, нежели все так называемые великие исторические события. Простой певец чище и нравственно выше богатых и праздных путешественников.

Вернувшись в Россию, Толстой открывает (с осени 1859 г.) в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам преподает в ней. Выводы из своего педагогического опыта писатель сформулировал в статье с

вызывающим заглавием: «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?». По мысли писателя, крестьянские дети хранят душевную чистоту и естественность,

утерянную в образованных сословиях. Лев Николаевич считал, что обучая крестьянских ребят, сам оказался в роли учащегося.

«Казаки». «Война и мир»

В 1863 г. Толстой печатает повесть «Казаки», работать над которой начал еще в середине 50-х гг. Произведение, как и многие другие у него, автобиографично. В его основе – кавказские воспоминания,

прежде всего – история неразделенной любви к казачке. Эта повесть была объемнее прежних произведений автора.

С 1856 по 1863 гг. он писал роман о семье декабристов. Но в процессе работы стало ясно, что корни восстания 14 декабря 1825 г. надо искать в событиях Отечественной войны 1812 г.

– времени духовного пробуждения русского народа, единения дворянства и простых людей в борьбе с иноземным врагом. Так возник замысел «Войны и мира».

«Анна Каренина»

В 1877 г. Толстой закончил свой второй роман – «Анна Каренина». В первоначальной редакции он носил ироническое название «Молодец баба», главная героиня Анастасия (будущая Анна Каренина) была

изображена женщиной бездуховной и безнравственной, а ее муж – симпатичным и несчастным человеком, заслуживающим только сострадания. Но в процессе работы замысел изменился.

В окончательной редакции Анна – натура тонкая и совестливая, ее связывает с любовником, графом Вронским, настоящее, сильное чувство. Муж же Анны, высокопоставленный чиновник,

хотя порой и способен к глубоким, истинно христианским чувствам, по большей части ведет себя как человек, для которого условности важнее судьбы близких.

В романе соединены три сюжетные линии – истории трех семей. Анна выбирает любовь, губя семью. Жена ее брата Долли ради счастья и благополучия детей примиряется с изменившим ей мужем. Константин

Левин, женясь на юной и очаровательной сестре Долли Кити Щербацкой, стремится к истинно духовному и чистому браку, в котором муж и жена становятся одним, сходно чувствующим и думающим существом.

Духовный кризис. Последние произведения

В 1869 г. Толстой отправился смотреть имение в Пензенской губернии, которое рассчитывал чрезвычайно выгодно купить. По дороге он заночевал в гостинице, заснул, но вдруг в ужасе пробудился: ему

представилось, что он сейчас умрет. Свои переживания и мысли Толстой описал в незаконченной повести «Записки сумасшедшего» (1885–1886 гг.).

Страх смерти, ощущение пустоты и бессмысленности жизни преследовали писателя на протяжении нескольких лет. Он пытался искать утешения в философии, в православной вере и в других религиях. Но не

получил ни от философов, ни от богословов понятного и близкого ему ответа. Философия и все существующие религии представились Льву Николаевичу бессодержательными и ненужными. Его неоднократно

посещали мысли о самоубийстве.

Кризис был преодолен на рубеже 70–80-х гг. Толстой, как ему казалось, нашел ответ на мучившие его вопросы. Смысл жизни он отныне видел в немудрствующей народной религиозности, в опрощении,

уподоблении себя людям из народа, крестьянам. Лев Николаевич считал, что простые люди глубоко постигли нравственные заветы Христа. Писатель был убежден в превосходстве народной нравственности и

жизни над моралью и поведения высших слоев общества. Но народной веры в чудесное и потустороннее Толстой не понимал и не принимал. Он не верил в религиозные чудеса, отрицал воскресение мертвых,

существование ада и рая.

Новая вера, которой учил Толстой в своих религиозно-философских сочинениях, была прежде всего нравственным учением. Бог для писателя теперь – высшее, чистое нравственное начало в душе человека. Он

считал, что все существующие христианские религии, в частности православие, извращают дух и сущность заповедей Христа.

Толстой не мог принять в богословии того, что не поддавалось пониманию разумом. Упрекал церковь в примирении с насилием или даже его оправданием. По мысли Льва Николаевича,

победа над злом и осуществление христианского идеала всеобщего братства возможны только благодаря нравственному совершенствованию каждого человека.

О преодолении духовного кризиса и о своей новой вере писатель рассказал в своей «Исповеди» (1878–1882 гг.).

Толстой мучительно переживал бедность и страдания народа. Он был одним из организаторов общественной помощи голодающим крестьянам в 1891 г. Личный труд, прежде всего физический,

отказ от богатства, от собственности, нажитой благодаря работе других, писатель считал нравственным долгом состоятельных людей.

Идеи позднего Толстого во многом напоминают социалистические. Но в отличие от социалистов Лев Николаевич был убежденным противником революции. Путь к человеческому счастью он

видел прежде всего не в социальных и экономических переменах, а в личном, нравственном усилии каждого.

Толстой приобрел огромную известность не только в Росси, но и во всем мире. Ясная Полена стала местом подлинного паломничества. Сюда за советом приходили люди разных сословий,

из многих стран. 22 февраля 1901 г. Святейший Синод (высший церковный орган в России), указав на антиправославный дух толстовского учения, вынес определение об отпадении Толстого от Церкви. По

существу, это было отлучение писателя от Православной Церкви. Но решение Синода не поколебало огромного авторитета Толстого в России. Его последователи – толстовцы – селились в деревенской

местности и создавали коммуны, сообща обрабатывая землю.

Стремление к простоте и проповедь нравственных принципов не могло не сказаться на творчестве Толстого двух последних десятилетий XIX в. Это многочисленные произведения,

написанные в подражание народным легендам и сказкам. В них он выразил собственное понимание учения Христа, представления о достойной и праведной жизни и об идеальном обществе.

В 1885 г. написана повесть «Холстомер», в 1881–1886 гг. – «Смерть Ивана Ильича». В 1886 г. вышла пьеса «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть».

С 1889 по 1899 гг. писатель работал над своим последним романом «Воскресение» – о нравственном возрождении богатого дворянина Дмитрия Ивановича Нехлюдова.

Уход из Ясной Поляны и смерть

Толстой мучительно переживал разлад между учением, призывающим к отказу от богатства, и собственной жизнью помещика. Писатель хотел раздать нуждающимся все свое имущество, но его супруга Софья

Андреевна пригрозила объявить Льва Николаевича сумасшедшим и учредить над ним опеку. Толстой составил завещание, в котором предоставлял всем издателям право на безгонорарное издание своих

произведений, написанных после 1880 г. Но это еще более обострило его отношения с женой.

Ощущая невозможность сохранить мир в семье и желая в полной мере соответствовать идеалу опрощения и трудовой жизни, Толстой в пять часов утра 28 октября (по старому стилю) 1910 г. втайне от

домашних покинул Ясную поляну. Он намеревался ехать на юг, чтобы начать крестьянствовать.

31 октября поезд, следовавший в Ростов-на–Дону, прибыл на станцию Остапово. У Толстого поднялась температура, и он был вынужден остановиться в домике начальника станции. Врачи определили

воспаление легких. В шесть часов пять минут 7 ноября Толстого не стало.

Как и завещал Лев Николаевич, его похоронили на краю яснополянского оврага Старый Заказ, в том самом месте, где будто бы семьдесят с лишним лет назад брат писателя Николенька зарыл зеленую палочку

с тайной человеческого счастья.

Замечательный русский писатель-эмигрант Владимир Набоков, тонкий ценитель толстовского творчества, однажды на лекции для американских студентов своеобразно проиллюстрировал значение Толстого в

русской и мировой литературе. Набоков погасил все лампы в зале и опустил шторы. «Зал погрузился в темноту… Набоков возвратился к эстраде, поднялся по ступенькам и подошел к выключателям. «На

небосводе русской литературы, – объявил он, – это Пушкин!» Вспыхнула лампа в дальнем левом углу… «Это Гоголь!» Вспыхнула лампа посередине зала. «Это Чехов! Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков

снова спустился с эстрады, направился к центральному окну и отцепил штору, которая с громким стуком взлетела вверх… Как по волшебству в аудиторию ворвался широкий плотный луч ослепительного

солнечного света. «А это Толстой!» – прогремел Набоков.

Вопросы по биографии

1. Как называется родовое имение Л.Н. Толстого? Расскажите о детстве писателя.
2. Расскажите историю «муравейного братства».
3. Где в разные годы учился Л.Н. Толстой?
4. Назовите наиболее крупные произведения Л.Н. Толстого.
5. Расскажите о школе для крестьянских детей, созданной Л.Н. Толстым.
6. Каковы нравственные принципы Л.Н. Толстого в последние годы жизни?
7. Что такое «толстовство»?
8. За что Л.Н. Толстого отлучили от церкви?
9. Расскажите о последних годах жизни Л.Н. Толстого.

Литература

Г.Я. Галаган. Л.Н. Толстой. // История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982.

Андрей Ранчин. Лев Николаевич Толстой. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999.

Лев Толстой | Русский писатель

Лев Толстой , Толстой также пишется Толстой, Русский полностью Лев Николаевич, Граф (граф) Толстой , (родился 28 августа [9 сентября по новому стилю] 1828 года, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская Империя— умер 7 ноября (20 ноября) 1910 года, Астапово Рязанской губернии), русский писатель, мастер реалистической фантастики и один из величайших романистов мира.

Популярные вопросы

Почему Лев Толстой значим?

Русский писатель Лев Толстой считается мастером реалистической фантастики и одним из величайших романистов мира, особенно известным по произведениям Анна Каренина и Война и мир .Колебаясь между скептицизмом и догматизмом, он исследовал самые разные подходы к человеческому опыту. Его работы хвалили как части жизни, а не как произведения искусства.

Каким было детство Льва Толстого?

Лев Толстой родился в 1828 году, потомок аристократов. Его мать умерла до того, как ему исполнилось два года, а его отец скончался в 1837 году. После смерти двух других опекунов Толстой жил с тетей в Казани, Россия. По словам Толстого, наибольшее влияние на его детство оказала двоюродная сестра Татьяна Александровна Ергольская.

Как умер Лев Толстой?

Расстроенный несчастливым браком и противоречием между своей жизнью и принципами, Лев Толстой покинул поместье своей семьи в 1910 году. Несмотря на его скрытность, пресса начала сообщать о его передвижениях. Вскоре он заболел пневмонией и умер от сердечной недостаточности на железнодорожной станции в Астапово, Россия. Ему было 82 года.

Каковы достижения Льва Толстого?

Лев Толстой известен прежде всего тем, что написал шедевры Война и мир (1865–69) и Анна Каренина (1875–77), которые обычно считаются одними из лучших когда-либо написанных романов.Образцы реалистической художественной литературы, они ярко воплощают видение человеческого опыта, основанное на оценке повседневной жизни и прозаических добродетелей.

Толстой наиболее известен своими двумя самыми длинными произведениями: Война и мир (1865–69) и Анна Каренина (1875–77), которые обычно считаются одними из лучших когда-либо написанных романов. Война и мир , в частности, кажется, фактически определяет эту форму для многих читателей и критиков. Среди более коротких произведений Толстого « Смерть Ивана Ильича » (1886) обычно считается одним из лучших образцов новеллы.Особенно за последние три десятилетия своей жизни Толстой также получил мировую известность как моральный и религиозный учитель. Его учение о непротивлении злу оказало важное влияние на Ганди. Хотя религиозные идеи Толстого больше не вызывают того уважения, которое они когда-то вызывали, интерес к его жизни и личности с годами, по крайней мере, возрос.

Большинство читателей согласятся с оценкой британского поэта и критика XIX века Мэтью Арнольда о том, что роман Толстого — это не произведение искусства, а часть жизни; русский писатель Исаак Бабель заметил, что если бы мир мог писать сам по себе, он бы писал, как Толстой.Критики разных школ согласны с тем, что каким-то образом произведения Толстого ускользают от всякой выдумки. Многие подчеркивали его способность наблюдать малейшие изменения сознания и записывать малейшие движения тела. То, что другой романист назвал бы единым актом сознания, Толстой убедительно разбивает на серию бесконечно малых шагов. По словам английской писательницы Вирджинии Вульф, которая считала само собой разумеющимся, что Толстой был «величайшим из всех романистов», эти наблюдательные способности вызвали своего рода страх у читателей, которые «хотят убежать от пристального взгляда Толстого».«Те, кто приходил к Толстому в старину, также сообщали о чувстве большого дискомфорта, когда он, казалось, понимал их невысказанные мысли. Было обычным делом описывать его как богоподобного в своих силах и титанического в его борьбе, чтобы избежать ограничений человеческого состояния. Некоторые рассматривали Толстого как воплощение природы и чистой жизненной силы, другие видели в нем воплощение мировой совести, но почти для всех, кто знал его или читал его произведения, он был не просто одним из величайших писателей, когда-либо живших, но живым символ поиска смысла жизни.

Ранние годы

Потомок выдающихся аристократов, Толстой родился в родовом имении, примерно в 210 километрах к югу от Москвы, где ему предстояло прожить большую часть своей жизни и написать свои самые важные произведения. Его мать, Мария Николаевна, урожденная княгиня Волконская, умерла до того, как ему исполнилось два года, а его отец Николай Ильич, Граф (граф) Толстой, последовал за ней в 1837 году. Через 11 месяцев умерла его бабушка, а затем его следующая опекунша, его тетя. Александра, 1841 год.Толстого и его четырех братьев и сестер перевели на попечение другой тети в Казань, на западе России. Толстой запомнил двоюродную сестру, жившую в Ясной Поляне, Татьяну Александровну Ергольскую («Тетя Туанетта», как он ее называл), как наибольшее влияние на его детство, а позже, в молодости, Толстой написал несколько своих самых трогательных писем. ей. Несмотря на постоянное присутствие смерти, Толстой вспоминал свое детство идиллически. Его первая опубликованная работа, Детство (1852; Детство ), была беллетризованным и ностальгическим рассказом о его ранних годах.

Ясная Поляна: усадьба Льва Толстого Усадьба Льва Толстого в Ясной Поляне, Россия. © Дмитрий Наумов / Shutterstock.com
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня

Получив домашнее образование у наставников, Толстой в 1844 г. поступил в Казанский университет на восточные языки. Его плохая репутация вскоре вынудила его перейти на менее требовательный юридический факультет, где он написал сравнение «Дух законов» французского политического философа Монтескье и «Наказа » Екатерины Великой (инструкции по кодексу законов).Интересующийся литературой и этикой, его тянуло к произведениям английских романистов Лоуренса Стерна и Чарльза Диккенса и, особенно, к трудам французского философа Жан-Жака Руссо; вместо креста он носил медальон с портретом Руссо. Но большую часть времени он проводил, пытаясь быть комильфо (социально корректным), пил, играл в азартные игры и развлекался. Покинув университет в 1847 году без ученой степени, Толстой вернулся в Ясную Поляну, где планировал заниматься самообразованием, управлять своим имением и улучшать положение своих крепостных.Несмотря на частые решения изменить свой образ жизни, он продолжал свою распутную жизнь во время пребывания в Туле, Москве и Санкт-Петербурге. В 1851 году он присоединился к своему старшему брату Николаю, армейскому офицеру, на Кавказе, а затем сам пошел в армию. Он принимал участие в походах против коренных народов, а вскоре и в Крымской войне (1853–56).

В 1847 году Толстой начал вести дневник, который стал его лабораторией для экспериментов по самоанализу, а затем и для его художественной литературы. С некоторыми перерывами Толстой вел дневники на протяжении всей своей жизни, и поэтому он является одним из самых богато задокументированных писателей, которые когда-либо жили.Его первый дневник, отражающий его жизнь, начинается с признания, что он, возможно, заразился венерической болезнью. Ранние дневники фиксируют увлечение установлением правил, когда Толстой составлял правила для различных аспектов социального и морального поведения. Они также фиксируют неоднократное несоблюдение писателем этих правил, его попытки сформулировать новые, призванные обеспечить соблюдение старых, и его частые акты самобичевания. Более поздняя вера Толстого в то, что жизнь слишком сложна и неупорядочена, чтобы когда-либо соответствовать правилам или философским системам, возможно, проистекает из этих тщетных попыток саморегулирования.

.

Лев Толстой Биография — Жизнь русского писателя

Лев Толстой
Философ
Специальность Писатель, реалистическая фантастика
Родился 9 сентября 1828 г.
г. Ясная Поляна, Российская Империя
Умер 20 ноября 1910 (82 года)
Астапово, Российская Империя
Национальность Русский

Граф Лев Николаевич Толстой, широко известный как Лев Толстой, родился в Тульской губернии России в сентябре 1828 года.Толстой был великим русским писателем, писавшим романы и рассказы. Его работа была сосредоточена вокруг реалистической беллетристики, и он до сих пор считается одним из величайших романистов всех времен.

Рождение и ранние годы

Лев Толстой родился в знатной и известной русской семье. Он был четвертым младшим ребенком среди пяти детей в семье. Мать Лео умерла, когда он был очень молод, и через некоторое время скончался отец. Толстого и его братьев и сестер воспитывали родственники.Толстой начал изучать право в 1844 году вместе с восточными языками. Однако Толстой никогда не мог проявить большого интереса к своим занятиям и поэтому оставил их между занятиями.

Учителя описывали Толстого как ученика, который не интересовался и не мог учиться. После окончания университета большую часть времени он проводил в Санкт-Петербурге и Москве. Толстой влез в огромные долги из-за азартных игр, что заставило его переехать к своему старшему брату и пойти в армию. Примерно в это же время Толстой начал писать.Две поездки Льва в Европу в 1857 и 1860 годах существенно повлияли на его литературное и политическое развитие. Он был вдохновлен Виктором Гюго во время своих европейских визитов, и его сочинения также черпали вдохновение в творчестве и стиле письма Гюго.

Личная жизнь Толстого

В 1862 году Толстой женился на Софье Андреевне Берд, которая была моложе его на 16 лет. София была дочерью придворного врача. У них была большая семья, у обоих по тринадцать детей в период с 1863 по 1888 год.Брак с самого начала был обусловлен сексуальной страстью и отсутствием эмоциональной чувствительности.

Несмотря на то, что Толстой раскрыл свое обширное добрачное сексуальное прошлое с Софией, ранняя часть их брака считается очень счастливой, и София помогала Льву в написании романов и даже выступала в качестве корректора и финансового менеджера. Однако считается, что их отношения испортились позже из-за того, что вера Толстого стала чрезвычайно радикальной со временем.

Труды и достижения Толстого

Лев Толстой начал писать в 24 года.Он опубликовал свой первый рассказ « Детство », который, как и последовавшие за ним Отрочество и Молодость , был вдохновлен ранними годами Толстого.

Известное произведение Льва Толстого включает в себя эпос « Война и мир» . Ему потребовалось семь лет (с 1862 по 1869), чтобы закончить четыре тома этого эпоса. Роман рассказывает историю нескольких семей на фоне вторжения Наполеона в Россию 1812 года.

Еще одно из величайших произведений Толстого — Анна Каренина , известная как самая популярная реалистическая фантастика из когда-либо написанных.История об обреченной связи между светской женщиной, попавшей в бесстрастный брак, и лихим офицером. По этому произведению снято несколько фильмов.

Толстой также написал три пьесы и множество рассказов, в том числе Два гусара , Казаки , Мастер и человек , Отец Сергий и Хаджи-Мурад . Большинство его рассказов было основано на проблемах и влиянии материализма на простых людей.В последние годы жизни Толстого его образовательные идеи были приняты не только в России, но и в других странах.

Научно-популярные произведения Толстого

Толстой также написал несколько научно-популярных книг, в том числе Царство Божье внутри тебя , Во что я верю , Что такое искусство и Краткое Евангелие .

Все эти книги были основаны на социальных, религиозных, духовных и даже художественных вопросах. Его более поздние работы, такие как Смерть Ивана Ильича и Что делать , сосредоточены на христианских темах.Его произведения многократно публиковались огромными тиражами на всех языках. Его литературное творчество включено в школьную программу, а его учебные произведения изучаются в специальных педагогических учреждениях разного уровня.

Поздние годы Толстого

Несмотря на славу, богатство и счастливую семейную жизнь, Толстой был недоволен собой. В последние годы жизни он все больше склонялся к аскетической морали и твердо верил в Нагорную проповедь и ненасильственное сопротивление.Махатма Ганди был глубоко тронут своей книгой « Царство Божье внутри тебя», , и он написал Толстому о своем движении ненасильственного сопротивления, и их переписка привела к теплой дружбе.

Толстой умер в 1910 году в возрасте 82 лет. Он умер от пневмонии после того, как заболел, когда пытался сбежать от жены, отношения с которой испортились.

.

17 «Правил жизни» Льва Толстого: «Просыпаться в 5 утра, помогать бедным и только два посещения борделей в месяц»

Многие начинающие писатели-эпопеи наверняка не прочь бы написать, как Лев Толстой. Но можно ли писать, как писатель, которым вы восхищаетесь, не живя как писатель, которым вы восхищаетесь? Биографии раскрывают множество фактов о том, как автор таких бессмертных томов, как Война и мир и Анна Каренина прожила свои 82 года, не более того, что даже Лев Толстой боролся за то, чтобы жить, как Лев Толстой.«Я должен раз и навсегда привыкнуть к мысли, что я исключительный человек», — писал он в 1853 году, в возрасте 25 лет, подчеркивая, что «я не встречал ни одного человека, который был бы так хорош в моральном плане, как я. или готов пожертвовать всем ради своего идеала, как я ».

Ясно, что чрезмерная скромность не считалась недостатком Толстого. За семь лет до того, как сделать это заявление, он уже представлял себе жизнь добродетели и трудолюбия, излагая то, что он называл своими «правилами жизни», возможно, предзнаменованием его поисков строго религиозной жизни без веры в высшее существо.На сайте Толстого Терапия была размещена подборка этих правил, в которых ему было сказано следующее:

  • Пробуждение в пять часов
  • Ложиться спать не позднее десяти часов
  • Два часа разрешено спать в течение дня
  • Ешьте умеренно
  • Избегайте сладких продуктов
  • Прогулка по часу каждый день
  • Посещайте бордель только два раза в месяц
  • Любите тех, кому я могу быть полезен
  • Не принимать во внимание все общественное мнение, не основанное на причинах
  • Делайте только одно дело за раз
  • Запретить полет воображения без необходимости

К этому списку заповедей, составленному на заре его взрослой жизни, большинство из которых не казалось бы неуместным, как любое из наших новогодних постановлений 21-го века, Толстой позже добавил следующие:

  • Никогда не показывать эмоции
  • Перестань беспокоиться о мнении других людей о себе
  • Незаметно творить добрые дела
  • Беречь от женщин
  • Подавить вожделение упорным трудом
  • Помогите менее удачливым

Даже если вы мало читали о жизни Толстого, вы можете почувствовать в некоторых из этих общих принципов свидетельства битв с определенными импульсами: например, обратите внимание, как его двухмесячный лимит посещений публичных домов становится гораздо более строгим и жестким. гораздо менее реалистичный запрет женщин целиком.Но, возможно, его метод работы трудно, однако, хорошо или плохо он подавил свою похоть (мужчина был отцом четырнадцати детей, в конце концов), выиграл его в конце концов, учитывая огромное и (часто буквально) веское тело работы он оставил позади.

«Между« правилами жизни »и самой жизнью какая пропасть!» восклицает биограф Анри Троят в Толстой . Но сколь бы интересными мы ни находили подобные книги, мы в конечном итоге заботимся о писателях не из-за их образа жизни, а из-за того, как они пишут.Это знал и молодой Толстой; «публикация Детство и« Рейд »сделала его, в его собственных глазах, настоящим литератором, — пишет Троят, — вскоре он добавил не менее категоричные« Правила письма »к своим« Правилам жизни ». : «

  • Когда вы критикуете свою работу, всегда ставьте себя в положение самого ограниченного читателя, который ищет в книге только развлечение.
  • Самые интересные книги — те, в которых автор делает вид, что скрывает собственное мнение, но остается ему верным.
  • Перечитывая и исправляя, думайте не о том, что нужно добавить (как бы замечательны мысли ни приходили в голову) … а о том, сколько можно убрать, не искажая общего смысла.

С другой стороны, Война и мир в наши дни стало синонимом огромной длины, и немногие читатели, еще не знакомые с русской литературой XIX века, обратятся к Толстому только ради развлечения. Возможно, жизнь писателя неявно добавляет одну оговорку ко всем более строгим правилам, которые он установил для себя, живя ею: никто не идеален.

через толстовскую терапию

Связанное содержание:

Лев Толстой составляет список из 50+ книг, оказавших на него наибольшее влияние (1891)

Редкая запись: Лев Толстой читает из своего последнего большого труда на четырех языках, 1909

Старинные кадры Льва Толстого: видео захватывает великого писателя в его последние дни

Полное собрание сочинений Льва Толстого онлайн: в новом архиве 90 томов бесплатно будут представлены

Семейный рецепт Льва Толстого для макарон с сыром

Топ-20 правил Стивена Кинга для писателей

Рэй Брэдбери предлагает 12 основных советов по письму и объясняет, почему литература спасает цивилизацию

Колин Маршалл ведет и выпускает «Записная книжка о городах и культуре », а также сериал «Город в кино » и пишет очерки о городах, языке, Азии и мужском стиле.Он работает над книгой о Лос-Анджелесе, A Los Angeles Primer . Следуйте за ним в Twitter на @colinmarshall или на Facebook.

.

Что же нам делать? Льва Толстого

«س چرا هیچ‌کس‌کاری‌نمی‌کنه؟:» این‌همیشه‌ ورد زبون‌ام بود. بعدا فهمیدم اون هیچکس, خود منبودم
(استیو ونتورث)
پیش از منشور حقوقبشر, منشور وظایف بشر خیلی خیلی لازمترهست
(گاندی)
چه باید کرد
چه باید کرد یکی از آثار برجسته تولستوی و از پرمعناترین و ژرفترین آنهاست. تولستوی در این کتاب با جملاتی ساده و روان یکی از دشوارترین موضوعهای جامعه خود, یعنی وضع دلخراش یک طبقه از مردم را به تصویر میکشد و با صراحت و واقعبینی, علل بدبختی و فقر و فلاکت مردمی را که با دیگران یکسان خلق شدهاند, اما از همه چیز حتی از کمترین امکانات حیات محروماند, تشریح میکند

«تولستوی در کتاب» چه باید کرد
در سال тысячу восемьсот восемьдесят-шесть یعنی 24 سال پیش از مرگ (در 58 سالگی) پشت میکند به همهی افتخارات خود و برداشتهایش از ادبیات و از کارهای مشهورش مثل جنگ و صلح و نا ارنینا ، و مه را ریاکارانه بازی با کلمات ، رت‌طلبانه و برای ارضایِ نیاز به تران.

در عوض, یکی از مهمترین راهکارهای عملیاش را معرفی میکند: شریکشدن تمام و کمال در هستی و زندگی همسایه, و همان کسی یا گروهی که میخواهی کمکاش کنی یا بسازیاش. در نظرِ نهاییِ او ، تعارف‌کردن و تفریحی سر زدن به او و مشتی از ائر مالیِ انبوه‌ات را ار مالیِ انبوه‌ات را نه‌ی امرِن رترتال ر ترتال ر ترتال ر ترتال رتال رترتال البته دلکندن از یک گنجینهی چشمگیر که به آن عادت کرده ای یا برای آن زندگی کردهای سخت است و دشوارتر از تقسیم یک وعده غذا با همسایهی اهل نیاز, هر چند گربهای باشد بیزبان! در نگاه او و بعدا هم در نگاه گاندی, امر انسانی, امر اجتماعی, امر سیاسی و امر معنوی از هم جداییناپذیرند و برای همهی این «امر» ها باید با یکپارچگی و صداقت درونی و برونی به جدیترین کار اقدام کرد, نهکمتر و نه بیشتر .

داستانی واقعی نقل میکند تولستوی:
دراوج شهرت (شهرتی که از تزار هم بیشتر بوده) و عزت و احترام, به شکل ناشناس در جنگلی در اطراف مسکو به هیزمشکنی مشغول بوده. سه نفر بوده‌اند. تولستوی, سیمیون و یک نفرِ دیگر. حقوق‌شان مثلا سه روبل بوده. روزی سرِ راهِ برگشت به خانه ، فقیری جلوی راه‌شان سبز می شود و مک می‌خواهد. تولستوی یک روبل می دهد. سیمیون م اسکناسِ سه روبلی‌اش را می دهد و می‌گوید یک روبل بردار و باقی را برگردان. ر ، ولی در ب نداشته و به سیمیون همین را می‌گوید. سمیون با آن وضعی که داشته رضایت می‌دهد همان یک روبلِ تولستوی را از ر بگیرد و به راه‌اش ادامه بدهد.(عدد و رقم‌ها ممکن است دقیق نباشند ، اما در عنصرِ اساسیِ داستان که بخششِ بخشِ بیشترِ دستمزدِ سیمیون شکیوده تستان.

اان حادثه تولستوی را تکان می‌دهد. ون در مان موقع او دها هکتار زمین و 600 ار روبلِ طلا در اختیار داشته. در ول روزهای بعد ، این تولستوی است که در حال ن ون‌شدن از زندگیِ عاریتی و بی‌اصالتِ ود است.

در داستانی دیگر ودکی بی‌سرپرست را به انه می‌آورد تا سرپرستی ند. انه‌ای که یک عالمه کلفت و نوکر دارد و یک کاخِ واقعی است. کودک هنوز احساسِ جدا‌بودن می‌کرده.بعی بوده ون اهل انه که اتفاقا بیشترشان م بزرگ سال بوده‌اند ، سرک را تحویل نمی‌گرفتندن اان و اتنان اتنان و اتناا تران. حتی خودِ تولستوی م با او مثل یک مهمان رفتار می‌کرده. نتیجه ، ن سرک روزی از انه فرار می‌کند و تولستوی را با آواری از حسرت و مانی پشت سر می‌گذارد.

نولستوی از این دو داستان می‌فهمد که برای مک باید واقعاً لخت شد و در آب رجه د و در ب رجه د و در ب رجه د و در ب رجه د و ا ام رتا ارتا ارتا ارتا رتا شترسواری دولا دولا نمی‌شود و اف‌ها با تعارفاتِ شابدولعظیمی ر نمی‌شوند.باید کاری کرد کارستان, از آن دست که چند ماه پیشتر از مرگاش خبردارمی شود و آن را تحسین می کند:

کسی به اسم گاندی در زمینی بایر در آفریقای جنوبی, کمونی ساختهاست به اسم فنیکس (ققنوس) و بعدا هم کمون دیگری میسازد به اسمِ تولستوی ، براساسِ کار و برداشتِ مشترک و مگانی. تولستوی کارزار نافرمانی مدنی گاندی و تاسیس این دو مزرعه را در نامهای به گاندی ستایش میکند و میگوید, «این بهترین کاری است که بشر درکل کرهی زمین میتوانست انجام دهد که شما یکتنه آن را عملی کردید.» (نقل به مضمون).

اندی هم به همان نتیجه رسید که تولستوی. او بعد از خواندن کتابی (تا این آخرین راسکین), دل به دریا زد و ققنوس را ساخت و چندی بعدتر هم تماما دل به اقیانوس زد, عهدی برای همهی عمر با خود بست (براهماچاریا 1 و 2) و مزرعهی تولستوی را تاسیس کرد.

چند ماه بعد از آن نامه, تولستوی سالخورده در راه فرار از آن کاخ و شروع یک زندگی درویشانهی واقعی, با یک سینه پهلوی ساده و بعد از دو روز احتضار چشم از این جهان سپنج لبریز از درد و رنج فرو می بندد!

لازم نیست بیشتر از توان‌ِات حتما کار لی ر سروصدایی برای مسایه‌ها بکنی!
اما باید حتما هزینه بدی.
(نقل نوشته ا از بلاگ غلامعلی کشانی)

دل‌نگران انسان‌های گوشت و ون دانای ا ا بلاگ لامعلی انی)

دلنران انسان‌های ویت و ون داری ستم