Содержание

Благовещение. История и традиции праздника

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы — это двунадесятый православный праздник, который совершается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю) и отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования Рождества Христова. Праздник установлен в воспоминание возвещения Деве Марии архангелом Гавриилом благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Исуса Христа. Благовещение имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднуется Собор св. архистратига Гавриила. 
 

Содержание

 

Благовещение Пресвятой Богородицы. Событие праздника

Пресвятая Богородица была воспитана при храме, куда была приведена родителями в трехлетнем возрасте. По достижении 14 лет она не могла уже жить при храме, ей следовало выйти замуж, так как родители ее к тому времени скончались. Предание говорит, что первосвященник знал о данном Пресвятой Девой обете сохранить девство. Поэтому он решил обручить Ее благочестивому человеку, который будет Ее хранителем. Посохи 12 благочестивых старцев из рода Давыда были оставлены на ночь в храме. Наутро первосвященник увидел, что расцвел жезл Иосифа, плотника из Назарета. Он был вдовцом, имел взрослых детей, четырех сыновей и двух дочерей. Повинуясь Божией воле, Иосифстал Обручником Пресвятой Девы. О Благовещении мы узнаем в Евангелии от Луки:

После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давыдова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Исус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давыда, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. (Лк. 1, 24-38).

В церковном предании говорится, что непосредственно перед Благовещением Пресвятая Дева читала книгу пророка Исаии, в которой говорится:

Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14).

Настолько велико было смирение Пресвятой Девы, что пожелала быть хотя бы последней служанкой для Той, которая будет избрана Богом. В этот момент, когда Она всем сердцем была готова послужить тайне Боговоплощения, к ней явился Архангел Гавриил с благой вестью.
 

История праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

В росписях катакомб, где собирались на молитву первые христиане, имеются изображения Благовещения Пресвятой Богородицы (II–III вв.), поэтому установление празднования приписывается апостолам. Однако возникновение особого праздника произошло не ранее IV века. Этому способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Есть сведения, что праздник установил святитель Кирилл Иерусалимский. Уже к концу VII века этот праздник был в Византии одним из важнейших. Примерно в то же время он распространился и в западной Церкви.

Дата 25 марта была выбрана не случайно. Одно из первых упоминаний об этом содержится в творениях Ипполита, папы Римского (III век), как день распятия Спасителя. Поэтому в основе александрийской и византийской календарных систем лежит отождествление даты Благовещения и Пасхи. Существует также и связь с праздником Рождества Христова — между ними ровно 9 месяцев. В византийской традиции считается, что 25 марта — день сотворения мира. Благовещение было в 5499 году от сотворения мира, в субботу, в пятый час дня. Таким образом, Рожество Христово было в 5500 году от сотворения мира.

Праздник Благовещения всегда выпадает в период между четвергом 3-й седмицы Великого поста и средою Светлой седмицы включительно, то есть во время периода постной или цветной Триоди. 

 

Благовещение Пресвятой Богородицы. Богослужение

Праздник Благовещения в православной традиции созвучен Евангелию (от греч. «благая весть»). Икона этого праздника обычно помещается на Царских вратах, сверху на правой половине изображена Богородица, на левой — Архангел Гавриил. Благовещение иногда совпадает с Пасхой. Праздник этот настолько велик, что даже пасхальная служба его не отменяет. По особенному Уставу песнопения Благовещения и Пасхи могут соединяться.

Праздничное богослужение рассказывает молящимся о событии праздника, объясняет смысл исполнившихся ветхозаветных пророчеств. Вновь и вновь мы слышим пояснения великой Тайны Боговоплощения. В стихерах, кроме описания события Благовещения, излагаются те же мысли, что вообще в Богородичные праздники. Говорится, что, благодаря рождению Господа от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Евва освобождается, и мы становимся причастными Божеству, становимся церковью, т. е. храмом Божиим. Очень красивы и полны глубокого смысла стихеры великой вечерни, построенные как диалог Архангела с Богородицей:

Совётъ превёчныи, tкрывaz ТебЁ nтрокови1це, гавріи1лъ преdстA, тебE лобызaz и3 вэщaz, рaдуисz землE ненасёzннаz. рaдуисz купино2 не њпали1маz. радуисz глубино2 неуд0бь ви1димаz, рaдуисz м0сте к8 нб7сє1мъ преводsи. и3 лёствице выс0каz, ю4же їя1ковъ ви1дэ. рaдуисz рu1чко бжcтвеныz мaнны. рaдуисz разрэшеніе клsтвэ. рaдуисz ґдaмово возвaніе, с8 тоб0ю гDь.

Kвлsешимисz ћкw чlкъ, речE нетлённаz nтрокови1ца ко ґрхистрати1гу. и3 кaкw вэщaеши гlы пaче чlка. со мн0ю рeклъ є3си2 бGу бhти, и3 в8сели1тисz во утр0бу мою2. и3 кaкw бu1ду гlи ми, в8мэсти1лище прострaнное, и3 мёсто сщ7eниz, и4же на херувимэхъ восходsщему. да непрельсти1ши менE лeстію, небо2 разумёхъ мu1жа. брaку є4смь непричaстна, кaкw yбw nтрочA рождu2.

БGъ и3дёже х0щетъ, побеждaетсz є3стествA чи1нъ, речE беспл0тныи. и3 ћже пaче человёка содэвaютсz, мои1мъ вёруй и4стиннымъ глаг0ломъ, все©тaz и3 непор0чнаz. nнaже возопи2, бu1ди мнЁ нhнэ по гlу твоемu2, и3 рождu2 беспл0тнаго, пл0ть t менE заи3мовaвшаго, ћкw да возведeтъ чlка, ћкw є3ди1нъ си1ленъ, надрeвнеє достоsніе, крaйнимъ сошeствіемъ.

На полиелеосе всегда поется величание празднику или святому, начинающееся словами: «Величаем тя…». Величание Благовещению — особенное:

ҐрхaгGльскіи глаc вопіeмъ ти чcтаz. рaдуисz њбрaдованнаz, гDь с8 тоб0ю.

Канон празднику был составлен в VIII веке. Его написали известные православные гимнографы Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский. Канон построен в виде диалога между Богородицей и Архангелом Гавриилом. В каноне говорится о Божественном снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на необычайное величие Пресвятой Девы, принявшей в себя Бога.


Библиотека Русской веры
Канон Благовещению Пресвятой Богородицы →

Читать онлайн


В Апостоле (Евр. II, 11–18) высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. В Евангелии (Лк. I, 24-38) содержится повествование о Благовещении Пресвятой Деве Марии.

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:

Днeсь спасeнію нaшему начaтокъ, и3 вёчнэй тaйнэ kвлeніе, сн7ъ б9іи, сн7ъ дв7ыz бывaетъ, и3 гавріи1лъ рaдость бlговэствu1етъ. тёмъ и3 мы2 с8 ни1мъ бцdэ возопіє1мъ, рaдуисz њбрaдованнаz гDь с8 тоб0ю.

 

Русский текст:

Сегодня начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благодати. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, обрадован­ная, Господь с Тобою.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Взбрaнной воев0дэ побэди1тельнаz, ћко и3збaвльшесz t ѕлhхъ, бlгодaрьственаz восписu1емъ ти раби2 твои2 бцdе. но ћкw и3мu1щи держaву не побэди1мую, t всsкихъ нaсъ бёдъ свободи2, да зовeмъ ти, рaдуисz невёсто неневёстнаz.

 

Русский текст:

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая.

 

Празднование Благовещения на Руси. Народные обычаи и традиции

По силе народного почитания и по размерам чествования христианских праздников в сельском быту издревле день Благовещения Пресвятой Богородицы находится на третьем месте после Рождества Христова и Св. Пасхи. В обиходе трудовой деревенской жизни этот праздник считался днем полнейшего покоя. Во многих селах целые семьи вечером, при закате солнца, шли на мельницы и здесь располагались на соломе для мирной беседы о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай. Благовещение считалось днем благословения на всякое доброе дело, в особенности же на земледельческий труд. По народному преданию, в этот день, как и на Пасху, солнышко на рассвете «играет» и грешников в аду не мучают. До революции существовал также обычай выпускать в этот день заточенных в клетки птиц на волю, как символ возвещения свободы всем людям.

В этот день величайшим грехом считалась мельчайшая физическая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Не праздное веселье с приправою праздничного разгула, а именно сосредоточенное, молчаливое раздумье приличествовало этому празднику совершенного покоя, свободы от дел, основанной на непреложном веровании и повсеместном убеждении, что «в Благовещеньев день птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает». Ни на один день в году не приходится столько примет и гаданий, как на день Благовещения: от него находилось в зависимости наибольшее количество тех верований, которые были укреплены на практических хозяйственных основах.
 

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы 

Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах (II век) и изображения на раннехристианских саркофагах. Уже к V веку из раннехристианских развились иконописные каноны, которые остаются почти неизменными в византийской и русской иконописи.

Благовещение Пресвятой БогородицыБлаговещение. Пьетро Каваллини, базилика Санта-Мария-ин-Трастевере, 1291 годБлаговещение. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, ХIV векБлаговещение. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, ХIV век

Основные принципы иконографии праздника — это двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу.

Благовещение Пресвятой БогородицыБлаговещение. Андрей Рублёв, 1408. Икона праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире. ГТГ, Москва

Наиболее распространенным изводом является «Благовещение с пряжей». Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть. Согласно Преданию, Деве Марии выпал жребий прясть красную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое. 

Благовещение Пресвятой БогородицыБлаговещение. Костромской музей, конец XVII в.Благовещение Пресвятой БогородицыБлаговещение. Мозаика на алтарных столбах Софийского собора в Киеве. XI векБлаговещение Пресвятой БогородицыБлаговещение с клеймами жития Богоматери. XVI век. Сольвычегодский музей

В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение») делается попытка представить идею непорочного зачатия.

Благовещение Пресвятой БогородицыУстюжское Благовещение. Новгородская икона, вторая четверть XII век

Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.

 

Благовещенские храмы и монастыри на Руси

В ХI веке Ярослав I, оградивший город Киев каменною стеною со входными в нее золотыми воротами, построил над ними Благовещенскую церковь и сказал устами летописца: «Да сими врата благие вести приходят ко мне в град сей молитвами Пресвятые Богородицы и св. архангела Гавриила — радостей благовестника». Такой же храм был сооружен над воротами новгородского кремля, и затем вошло в обычай ставить надворотные Благовещенские церкви во всех больших старых монастырях. 

Благовещение Пресвятой БогородицыНадвратная церковь Благовещения в Киеве

На Руси было построено много храмов и монастырей, названых во имя Благовещения, в каждом русском городе. В первую очередь вспоминается Благовещенский собор Московского Кремля. В 1397 году великий князь Василий I, сын Дмитрия Донского, построил первый деревянный собор. Его расписывали Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор их Городца. Позднее собор перестраивали, в 1475 году он сгорел, и на подклете псковские мастера выстроили новый белокаменный собор (1484-89).

Благовещение Пресвятой БогородицыБлаговещенский собор Московского Кремля

В Кремле была еще одна Благовещенская церковь. Одна из кремлевских башен, носящая теперь имя Благовещенской, служила при Иване Грозном тюрьмой. Одному узнику, невинно заключенному, явилась Богородица и велела просить царской милости. Тогда же на наружной стене башни, обращенной к царским покоям, явился образ Благовещения. Впоследствии к башне был пристроен храм, разрушенный в 1930-е годы.

Один из самых древних Благовещенских храмов находился в Витебске (Белоруссия). По преданию, его построила еще княгиня Ольга при основании города в 974 году. Церковь много раз перестраивали, а в 1961 году разрушили, чтобы освободить место для разворота трамваев. Восстановлена в 1993–98 гг. в облике XII века.

Благовещение Пресвятой БогородицыБлаговещенская церковь в г. Витебске (Беларусь)

В честь Благовещения Богородицы освящен собор Муромского Благовещенского монастыря в г. Муроме Владимирской области. Первая деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была поставлена в Муроме в 1192 году. В 1553 году на месте церкви началось строительство Благовещенского мужского монастыря. В 1612-1616 году обитель сильно пострадала от пожаров, кроме того, ее разграбили поляки, однако в скором времени благосостояние монастыря восстановилось, а Благовещенская церковь, согласно описи 1637 года, «после разорения от поляков обновлена игуменом». Высокий куб основного объема храма перекрыт сомкнутым сводом, который украшен двумя рядами кокошников. Третий ряд зрительно образуют кокошники в основании барабанов каждой из пяти глав. Основным элементом скромного декора являются оконные наличники. Весьма тщательно украшены барабаны пяти глав собора.

Благовещенский монастырь г. Мурома, основанный в 1553 годуБлаговещенский монастырь г. Мурома, основанный в 1553 году

В честь Благовещения Богородицы освящен монастырь в г. Киржаче Владимирской области. Время первоначального основания Благовещенской церкви неизвестно, но она уже упомянута в летописи в 1564 году как каменная. Каждая стена церкви оканчивается вверху тремя полукружиями и разделена полуколоннами. Алтарь имеет три полукруглых выступа. На сводах устроен восьмигранник, на котором утвержден круглый фонарь с узкими продолговатыми окнами, украшенными по сторонам лепными колонками. Крест на главе восьмиконечный. В советское время Благовещенский монастырь не функционировал. В 1932-1934 годах был взорван храм преподобного Сергия Радонежского. В годы войны Благовещенский собор использовался под склад боеприпасов, в его помещениях в разное время располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка. Только в 1990 году Благовещенский и Спасский храмы были возвращены РПЦ и монастырь был возобновлен.

Благовещение Пресвятой БогородицыБлаговещенский собор, храм Спаса Преображения и колокольня храма всех святых Благовещенского монастыря в г. Киржаче Владимирской области

В честь Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен монастырь в д. Тимошкино Владимирской области. Церковь построена в период между 1530 и 1540 годами. Благовещенская церковь монастыря — редчайший тип крещатого храма, являющийся прототипом церкви Вознесения в Коломенском.

Благовещение Пресвятой БогородицыБлаговещенский монастырь в д. Тимошкино Владимирской области

В честь Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен Никандров монастырь в Псковской области, основанный в 1585 году. Тогда же была построена Благовещенская церковь. В 1665 году обитель была разграблена поляками, а в 1667 году сгорели все 4 церкви и монастырские постройки. Позднее обитель возродили. 9 ноября 1928 года обитель ликвидировали, постройки передали военному ведомству на слом. Монастырские здания разобрали на кирпичи, из которых построили военный городок, впоследствии уничтоженный немецкой авиацией. После закрытия Никандровой пустыни и сноса части ее строений, на монастырских землях местные жители организовали колхоз. В конце XX века монастырь стал возрождаться.

Благовещение Пресвятой БогородицыБлаговещенский собор Никандровой пустыни в Псковской области

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь Соловецкого Зосимо-Савватиевского Спасо-Преображенского монастыря на Соловках в Архангельской области. Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы — небольшой одноглавый храм, построенный над проездной аркой Святых ворот в 1596–1601 годах. Первоначально церковь была меньшего размера, с запада к ней примыкала паперть, с севера — деревянное крыльцо-всход. Венчала ее сложная кровля с трехъярусным пощипцовым покрытием. Храм неоднократно перестраивался: церковь, убрав паперть, «распространили» над Святыми воротами. Пощипцовое завершение после пожара 1745 года заменили четырехскатной крышей, деревянные галереи и крыльцо возвели каменными, окна и проездную арку растесали. В ходе перестроек увеличились площадь храма, над входом были устроены хоры, церковь оказалась включенной в объем крепостной стены. Благовещенская церковь была домовой церковью настоятеля и из алтаря сообщалась переходом с его покоями. Это единственный храм в монастыре, где сохранились конструкция иконостаса и почти в полном составе настенная живопись. Иконостас за свою историю не раз перестраивался. В 1836 году произошло его последнее поновление перед закрытием обители. С 1925 по 1937 годы в храме размещался лагерный музей. В настоящее время обитель возрождена.

Благовещение Пресвятой БогородицыСлева направо: Успенский собор, колокольня, Никольская церковь, часть купола Троицкого собора, Святые ворота с Благовещенской церковью и Спасо-Преображенский собор. Фотография С.М. Прокудина-Горского

В честь Благовещения Богородицы освящен храм Троицкого Антониева Сийского монастыря в п/о Большая гора Архангельской области. Благовещенскую церковь с трапезной и келарской начали возводить в 1638, а завершили в 1644 году. Высокое двухмаршевое крыльцо было перекрыто цилиндрическими сводами, поддерживаемыми гранеными столбами, оно  подводило к огромной одностолпной трапезной, из которой можно было попасть и в церковь, и в келарскую. Завершение храма было сделано шатровым. Церковь, трапезная и келарская поставлены на высокий подклет, где на первом ярусе разместились хозяйственные службы — кладовые, пекарня. Церковь неоднократно подвергалась реставрации.

Благовещение Пресвятой БогородицыТроицкий Антониев Сийский монастырь. Дореволюционная фотография

В честь Благовещения Богородицы освящен  собор в г. Сольвычегодске Архангельской области. На сооружении укреплена надпись: «…построен усердием и иждивением именитых людей Строгановых в 1560 году». Эта дата — начало строительства собора. Закончен он был двадцать четыре года спустя. Сооружение представляет собой большой двухстолпный пятиглавый храм на высоком подклете. Основание собора опоясано галереей, которая первоначально была открытой. Особую прелесть фасадам собора придает широкая лента — фриз из фигурно уложенного кирпича в верхней части стены под закомарами. Однако ныне собор в значительной степени отличается от первоначального. Отдельные части здания значительно перестроены.

Благовещение Пресвятой БогородицыБлаговещенский собор в Сольвычегодске

В честь Благовещения Богородицы освящен собор в с. Сновицы Владимирской области. На месте приходской церкви издревле существовал мужской монастырь. Благовещенская церковь датируется 1501 годом и является двухэтажной. После революции 1917 года храм разграбили и закрыли. Вскоре устроили в нем жилые квартиры. В годы Великой Отечественной войны на территории бывшего монастыря разместилась воинская часть. В 1990 году Благовещенскую церковь вернули местной общине РПЦ.

Благовещение Пресвятой БогородицыБлаговещенская церковь в с. Сновицы Владимирской области

В честь Благовещения Богородицы освящена домовая церковь во епископских палатах в Суздальском Кремле во Владимирской области. Первое указание на строительство каменного здания на архиерейском дворе в Суздале находим во Вкладной книге Суздальского собора, в которой записано: «Лета 7067 (1559 г.) владыка Афанасий поставил на дворе теплую каменную церковь во имя Благовещения с такою же палатой …» Здание этой церкви в XVII в. было перестроено и в таком виде дошло до нас.

Благовещение Пресвятой БогородицыБлаговещенская церковь в Суздальском Кремле

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь на архиерейском дворе в Суздальском Кремле во Владимирской области. Церковь датируется  1635-36 гг. В дальнейшем храм перестраивался.

Благовещение Пресвятой БогородицыБлаговещенская церковь в Суздальском Кремле

В честь Благовещения Богородицы освящена надвратная церковь Покровского монастыря в г. Суздале Владимирской области. Церковь была построена в 1515 году. В течение веков она много раз перестраивалась. В советский период церковь была разорена. В конце 1950-х годов в ходе комплексной реставрации архитектурных памятников Покровского монастыря ее отреставрировали, в ней открылась музейная экспозиция. Богослужения здесь стали совершаться с 1992 года.

Благовещение Пресвятой БогородицыНадвратная церковь в честь Благовещения Богородицы Покровского монастыря в г. Суздале Владимирской области

В честь Благовещения Богородицы освящена надвратная церковь Спасо-Евфимиева монастыря в г. Суздале Владимирской области. Первое упоминание о ней мы находим уже в Описи 1628-1630 года: «…В Суздале ж на посаде Спаской Еуфимиев монастырь. На монастыре… ворота святые каменые на воротех церковь Благовещения Пресвятые Богородицы да предел Ивана Списателя Лествицы…». Церковь перестраивалась и в настоящее время представляет собой небольшой куб над одним из проемов Святых ворот. С востока к нему примыкает высокая, почти на высоту самого куба, трехчастная апсида, а с запада — над вторым проемом ворот — размещена паперть под деревянной кровлей. Декор из фигурного кирпича очень разнообразен, что характерно для эпохи «узорочья» середины — конца XVII века.

Благовещение Пресвятой БогородицыНадвратная Благовещенская церковь Спасо-Евфимиева Суздальского монастыря

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь в Ферапонтовом-Белозерском Богородице-Рождественском монастыре в с. Ферапонтово Вологодской области. Церковь Благовещения с трапезной палатой была построена в 1530-1531 годах. Трехъярусная, столпообразная, с сомкнутым сводом безапсидная трапезная церковь строилась «под колоколы». Первый ярус служил хлебней и каменными погребами, на втором устроена церковь, третий ярус был звонницей. С постройкой колокольни колокола переместили на новое место.

Благовещение Пресвятой БогородицыЦерковь Благовещения Богородицы в Ферапонтовом-Белозерском Богородице-Рождественском монастыре в с. Ферапонтово Вологодской области

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь на Ваганькове в Москве. Храм был возведен вначале XV в. Позднее (в XVI-XVII вв.) была выстроена трапезная, а в XVIII в. — колокольня. Уже в XVIII в. церковь была закрыта и уничтожена.

Благовещение Пресвятой БогородицыЦерковь Благовещения Богородицы на Ваганькове в Москве

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь Троицкого Зеленецкого монастыря в пос. Зеленец Ленинградской области. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы датируется 1565 годом. Церковь поднимается высоким кубом над пониженным крылом, над алтарем, помещенным в более низком полукруглом выступе. Верх этого церковного куба опоясан тремя бороздчатыми карнизами, с широкими между них архитравами, а невысокая крыша закончена одною шестигранною двухъярусною, небольшой главой. В 1919 году Троицкий Зеленецкий монастырь был закрыт и возобновлен лишь в 1993 году.

Благовещение Пресвятой БогородицыБлаговещенская церковь Троицкого Зеленецкого монастыря в Ленинградской области

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь в с. Степановское Раменского района Московской области. В XVI веке был построен одноглавый белокаменный храм с двумя небольшими приделами. Благовещенский храм представлял собой четверик, сложенный из кирпича, с белокаменной облицовкой, сохранившейся в нижней части здания и поныне. К основному объему примыкали одноглавые приделы с отдельными апсидами. Свод был крестчатым, его следы сохранились внутри. В конце 1680 — начале 1690-х годов церковь была обновлена. После революции храм был закрыт.

Благовещение Пресвятой БогородицыБлаговещенская церковь в с. Степановское Раменского района Московской области

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь в Аркажах в Великом Новгороде. Церковь Благовещения у деревни Аркажи представляет наиболее древний образец небольших четырехстолпных новгородских храмов XII века. Это одноглавый трехапсидный храм. Современная восьмискатная кровля появилась при перестройке рухнувших перекрытий в XVI в. К XVII в. относятся появившиеся после растески древних оконных проёмов резные наличники. Храм неоднократно реставрировался.

Благовещение Пресвятой БогородицыЦерковь Благовещения Богородицы в Аркажах в Великом Новгороде

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь в Великом Новгороде, построенная в период между 1362 и 1466 гг. Двухэтажная галерея с шатровой колокольней над средней частью объединяет церковь Михаила Архангела с церковью Благовещения в единый архитектурный ансамбль, расположенный к юго-востоку от Ярославова дворища. Нижний этаж галереи состоит из трех пар мощных квадратных столбов, на которых покоятся крестовые своды. Верхний этаж галереи представляет вытянутое с юга на север помещение, перекрытое коробовыми сводами. В годы Великой Отечественной войны переход и колокольня были лишены покрытий и завершений. Реставрационно-восстановительные работы проводились в 1960-1961 гг.

Благовещение Пресвятой БогородицыБлаговещенская церковь в Великом Новгороде

 В честь Благовещения Богородицы освящена церковь Успенского Псково-Печерского монастыря в г. Печоры Псковской области. Церковь была построена в 1541 году. Стены церкви имеют красный цвет, белую отделку, в том числе фронтонов окон и пояса на барабане купола, а сам фасад делится на две части. Причем пояс изготовлен из керамических плит, покрытых глазурью. Позже, в XVII веке, и фасад храма Благовещения Пресвятой Богородицы, и внутреннее убранство подверглись изменениям.

Благовещение Пресвятой БогородицыБлаговещенская церковь Успенского Псково-Печерского монастыря

В честь Благовещения Богородицы освящен собор Казанского Кремля, построенный в период между 1556 и 1562 гг. Первоначально представлял собой каменный пятиглавый трехапсидный храм с пристроенными в конце XVI века боковыми приделами — Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев. Главки древнего собора были с шлемовидными куполами. Каменная пятиярусная колокольня была пристроена в конце XVI в. В 1736 году к западной части собора была пристроена одноэтажная кирпичная трапезная, шлемовидные купола были заменены луковичными, а центральный купол приобрел завершение в стиле украинского барокко. Страшный пожар 1815 года, во время которого пострадал весь Казанский кремль, заставил заняться серьезной реконструкцией собора. С 1817 по 1821 гг. полуразрушенная трапезная часть собора была реконструирована. Решением ЦИК ТССР от 20 сентября 1925 года Благовещенский  собор был закрыт и передан Музейному отделу, который передал соборные помещения Государственному архиву под архивохранилище. В 1995 году передан в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль».

Благовещение Пресвятой БогородицыБлаговещенский собор Казанского Кремля

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь Борисоглебского монастыря в  пгт. Борисоглебский Ярославской области. Одноглавая Благовещенская церковь была построена в 1524-1526 годах. В XVII позакомарное покрытие, придававшее церкви большую стройность и подчеркивавшее главенствующую ее роль в общей композиции с трапезной и настоятельскими покоями, заменили на четырехскатное. Окна храма были растесаны.

Благовещение Пресвятой БогородицыБлаговещенская церковь Борисоглебского монастыря в  пгт. Борисоглебский Ярославской области

Также в честь Благовещения Пресвятой Богородицы были освящены монастыри и церкви в Румынии, Чехии, Польше,  Грузии, Греции, Египте и Палестине.

Следует сказать, что есть даже город, названный в честь праздника — Благовещенск на Дальнем Востоке, на границе с Китаем. Он был основан в 1856 году и носил название Усть-Зейский военный пост (на месте слияния Зеи и Амура). Первый храм, который был там построен, освятили во имя Благовещения, откуда и город получил свое имя. Удивительно, но при советской власти город сохранил свое «православное» название!

 

Старообрядческие храмы Благовещения Пресвятой Богородицы

Старообрядцы продолжили традицию возведения Благовещенских храмов. Этому празднику посвящен строящийся храм Русской Православной старообрядческой Церкви в Калининграде и в с. Дой Май (Румыния).

Часовня на месте строящегося Благовещенского храма РПсЦ в КалининградеЧасовня на месте строящегося Благовещенского храма РПсЦ в Калининграде

Общины Русской Древлеправославной Церкви в Балаково Саратовской области, селе Черемшанка (Казахстан) и п. Усты Нижегородской области также отмечают сегодня престольный праздник.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (РДЦ). БалаковоХрам Благовещения Пресвятой Богородицы (РДЦ). Балаково

Благовещению посвящены храмы поморских общин Архангельска, Таллина (Эстония), д. Макаровки (Латвия), г. Даугавпилса (Латвия) и придел Рижской Богоявленской общины (Латвия).

 

Душеполезное поучение на Благовещение

… Поелику Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3, 16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве ангел, говоря: «Радуйся, Благодатная»! Поелику Ева была проклята, Мария теперь слышит: «Благословенна Ты». Мария размышляла о приветствии, каково оно: не гнусное ли и порочное, каково обращение мужчины к девице, или Божественное, так как в приветствии упомянуто и о Боге: «Господь с Тобою»? Ангел, во-первых, успокаивает сердце Ея от страха, чтобы Она приняла Божественный ответ в невозмутимом положении; ибо в состоянии смущения Она не могла бы должным образом выслушать имеющее сбыться, — потом, как бы в изъяснение вышесказанного слова «Благодатная», говорит: «Обрела Ты благодать у Бога». Ибо быть облагодатствованным значит получить благодать у Бога, то есть угодить Богу.Но это счастье общее, ибо и другие многие получили благодать у Бога, а приносимое Марии приветствие не идет еще ни к кому.

«И вот зачнешь» — этого преимущества не удостоилась еще никакая другая дева. Сказал: «во чреве»; этим показывается, что Господь существенно воплотился из самих ложесн Девы. Пришедший для спасения рода нашего справедливо назван «Исусом», ибо имя сие в переводе на греческий язык означает «спасение от Бога». Исус, по толкованию, значит Спаситель, потому что и спасение называется «иао». «Он будет, — говорит, — велик и наречется Сыном Всевышнего». Велик был и Иоанн, но он еще не был и сыном Всевышнего, а Спаситель — велик по Своему учению и — «Сын Всевышнего» тоже по учению, ибо Он учил, как имеющий власть, и по совершению дивных чудес. Слово было Сыном Всевышнего и прежде веков, но не называлось так и не было известно; когда же воплотилось и явилось во плоти, тогда и назван Сыном Всевышнего видимый и творящий чудеса.

Слыша о «престоле Давыда», не подумай о царстве чувственном, но разумей о Божественном, которым Он воцарился над всеми народами Божественною проповедью. «Дом Иакова» суть уверовавшие как из евреев, так точно и из других народов, ибо таковые собственно суть Иаков и Израиль. Как же говорится, что Он воссел на престоле Давыдове? Слушай. Давыд был меньший между братьями своими; и Господь был в презрении и поношении, как ядца и винопийца, и сын древоделателя, и в бесчестии даже у своих братьев, сыновей Иосифовых. «Ибо и братья Его, — сказано, — не веровали в Него» (Ин. 7, 5). Давыд, несмотря на благотворительность, был гоним; и на Господа, творящего чудеса, клеветали и бросали камни. Давыд победил и воцарился кротостью; и Господь воцарился, принявши крест по кротости. Итак, видишь ли, в каком смысле говорится, что Он воссел на престоле Давыдове? Как Давыд принял чувственное царство, так Господь принял духовное царствование, которому «не будет конца». Ибо царствованию Христову, то есть богопознанию и христианству, не будет конца. Ибо мы и в гонении сияем благодатью Христовою.

… Но посмотри, что говорит Дева. «Се Раба Господня, да будет Мне по слову твоему»: Я доска живописца; пусть пишет писец, что он хочет; пусть творит Господь, что Ему угодно. Очевидно, прежде сказанное «как будет это» было выражением не неверия, а желания узнать образ; ибо если б не верила, не сказал бы: «Се Раба Господня, да будет Мне по слову твоему». Знай и то, что Гавриил значит «человек Божий», Мариам — «госпожа», а Назарет — «освящение». Посему, когда Бог имел соделаться человеком, прилично посылается Гавриил, который означает «человек Божий»; да и приветствие совершается в святом месте, то есть в Назарете, ибо где Бог, там нет ничего нечистого.

(Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие празднику Благовещения Пресвятой Богородицы (Лк. 1, 24-38), приводится в сокращении).

Благовещение Пресвятой Богородицы — суть праздника, история


Автор Команда Pravlife На чтение 7 мин. Просмотров 39

Праздник Благовещения относится к двунадесятым, так как имеет непосредственное отношение к земной жизни Иисуса Христа и Его Пресвятой Матери. Праздник непреходящий, и отмечается 7 апреля (25 марта по старому стилю).

О празднике

Благовещение празднуется ровно за девять месяцев до Рождества Христова, так как зачатие Господа произошло в тот же миг, как Пресвятая Дева сказала смиренно: “Се раба Господня; да будет мне по слову твоему”.

Кроме того, Благовещенье означает благую весть, сказанную архангелом Гавриилом Деве Марии. Об этом событии повествует лишь святой апостол Лука.

В маленьком палестинском городке Назарете, юной деве по имени Мария явился архангел Гавриил, и возвестил ей: “Богородице Дево, радуйся”. От такого приветствия Дева смутилась, размышляя в себе, что бы значили эти слова чудесного гостя. О чем же благовестит архангел? Он Объявляет праведной деве о том, что она станет Матерью Бога, и родит миру Спасителя. Дева Мария спросила Гавриила, как это будет, ведь я мужа не знаю. На что архангел ответил: “Дух Святой сойдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя”

Это знаковый момент для дальнейшего развития всей истории человечества. Сейчас будущее зависит от слов Марии. И они были сказаны: “Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему”.

Нам, живущим сейчас, невозможно понять весь тот смысл, что заключен в нескольких евангельских строках. Пресвятая Дева Мария дала смиренный ответ, который говорит о полном согласии следовать воле Божией, подобно тому, как и Господь изъявил свою волю на молитве в Гефсиманском саду: “не как Я хочу, но как Ты”.

Дева Мария была совсем юной девушкой, без родителей, жила и воспитывалась при храме. Иосиф обручник был ее мнимым мужем, старцем, избранным для хранения девства Марии. Сколько сплетен, сколько грязи вылилось на Честнейшую Херувим, если даже праведный Иосиф соблазнен был вестью о беременности Марии. Архангел Гавриил явился Иосифу, и убедил его принять Марию, говоря “Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго”.

Почему Бог избрал Деву Марию для прихода в мир Мессии?

Дева Мария происходила из рода царя Давида, от колена Иуды, семени Авраамова. Согласно ветхозаветным пророкам, Спаситель должен был родиться в роду царя Давида. Родители Марии по обетованию отдали Ее на служение Богу.

Дева Мария ДетствоДева Мария Детство

Детство и юность Мария провела в храме, изучая Писание, молясь, занимаясь рукоделием. Чистота и непорочность Девы, необыкновенное смирение привлекли к ней благодать Божию. Церковное предание называет Богородицу Пречистой, Непорочной, Пресвятой, так как Она была чище, совершенней всех земнородных и чужда личному греху. Именно за необыкновенное смирение и чистоту Бог избрал дщерь рода царя Давида для того, чтобы привести на землю Сына своего.

Церковное предание называет Пресвятую Богородицу Небом, Ковчегом Божиим, Раем, Лествицей Небесной, Престолом Всевышнего, Дверью Спасения, Жезлом расцветшим.

Богословский смысл, заключенный в празднике Благовещения

О моменте явления архангела Гавриила Деве Марии Церковное Предание рассказывает по-разному. Согласно одному варианту, Пресвятая Дева ткала завесу для Храма, а согласно второму — читала Писание, пророчество о том, что Дева зачнет и родит Сына, Эммануила.

Толкователи Писания часто объединяют эти два предания, и толкуют их, как два последовательных события. Таким образом, пряжа становится как бы образом плоти Христовой, которую Мария оденет багряницею своей плоти. В Послании к евреям апостол Павел также сравнивает завесу Храма с плотью Господа: “Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою”. Подтверждением служит тот факт, что завеса храма разодралась сверху донизу в момент смерти Христа, и Кровь Его открыла нам вход во Святилище Небесное.

Пресвятая Богородица оказала полное послушание Богу, предала свою волю и жизнь в руки Божии, чем послужила Божественному Промыслу о спасении человечества от бездны греховной.

Как только Дева Мария согласилась с пророчеством архангела Гавриила — “Се раба Господня”, — произошло чудесное, сверхъестественное зачатие Иисуса Христа, воплощение Господа в человеческое естество.

Именно в этот день Пресвятая Дева и соделалась Дверью Спасения, через которую пришел в мир Бог, и которой люди могут пройти в Царство Небесное.

Особенности богослужения в день Благовещения

Накануне праздника совершается всенощное бдение, которое состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. Служба на Благовещенье похожа на службы в праздники Рождества Христова и Богоявления.

Праздник приходится на период от четверга 3 недели Великого поста до среды (включительно) Светлой седмицы.

Обычно на утрени читают Евангелие, поют полиелей и величание, но существуют и исключения:

  • Кириопасха — Благовещение приходится на Пасху. В таком случае полиелея не бывает, величание также не поют. Перед великой ектенией на Светлой утрени поют тропарь Благовещения дважды, а Евангелие Благовещения читают после 6 песни канона. К пасхальному канону присоединяется канон Благовещения.
  • Благовещение приходится на Вербное воскресенье. В этом случае после полиелея поется величание праздника Благовещения, а прокимен и Евангелие — Недели Ваий.
  • Благовещенье приходится на пятницу Страстной седмицы. Накануне служат утреню с чтением 12 Страстных Евангелий. После 7-го Евангелия поется полиелей, величание Благовещения и степенны, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединятеся с трипеснцем Страстной пятницы.

На праздник Благовещения служат литургию Иоанна Златоуста или Василия Великого в случае, если праздник пришелся на дни Великого поста, а также на Страстной Четверг или Страстную Субботу. Перед литургией читают часы, совершают изобразительны и вечерню. Согласно Уставу, на часах не положено творить земные поклоны. Однако молитву Ефрема Сирина на 1-м часе и на изобразительных совершают с тремя земными поклонами. Вечерня, соединенная с литургией Иоанна Златоуста, совершается без чтения Псалтири и без земных поклонов.

Обычно поется задостойник праздника “Яко одушевленному Божию кивоту”, но если Благовещение случается в Великий Четверг, Великую Субботу, то поются задостойники дня. Если же храм Благовещения, то поется задостойник праздника независимо от дня.

Иконография праздника

Дева Мария на иконах праздника Благовещения изображена сидящей. Объясняется это тем, что Пресвятая Дева действительно сидела за прядением завесы, или чтением Писания (согласно апокрифам). С другой стороны, то, что Она изображена сидящей, подчеркивает Ее превосходство над ангелом.

Иногда Дева Мария изображается стоящей перед ангелом, что показывает, с каким вниманием и благоговением Она выслушивает дивную весть.

Правая рука Пресвятой Владычицы изображается развернутой ладонью к ангелу, в виде знака внимания и послушания Божией воли, или прижатой к груди в знак смирения перед Божьей волей.

На разных иконах лик Богоматери принимает различное выражение — чувство смущения, желание последовать воле Божией.

Архангел Гавриил и Богородица изображаются глядящими друг на друга, или же смотрящими вверх, в Небо.

Луч, который часто изображают в верхнем углу иконы, ниже расходится на три луча. Это также является образом Божественного действия — очищение Девы Марии, благодаря которому Она стала из Чистой Пречистой, и подготовка Ее к необычной Миссии — стать Матерью Бога, желающего воплотиться в человека.

Благовещение: пост и народные традиции

В Великий пост ради праздника Благовещения Уставом разрешено есть рыбу. Однако если праздник приходится на Страстную седмицу, послабления на рыбу нет.

В народе чтут праздник Благовещения, он известен и невоцерковленным людям. Согласно народным приметам, на праздник Благовещения нельзя ничего делать: в этот день девки косы не плетут, птицы гнезд не вьют. Крестьяне избегали в день Благовещения заниматься ремеслами, пахать, мастерить. В этот день было принято выпускать на волю пленных птиц.

По-видимому, такие строгие ограничения связаны с особым благочестивым почитанием праздника, которые вылились в суеверия.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение в России: когда отмечается, история, традиции, приметы и запреты, что можно есть

Православные верующие, в том числе в России, готовятся отметить один из важнейших христианских праздников — Благовещение, которое в 2019 году приходится на время Великого поста. Западные христиане уже отметили этот праздник в конце марта.

Когда православные христиане отмечают Благовещение

Русская православная церковь и другие конфессии, живущие по юлианскому календарю, отмечают этот праздник 7 апреля. В православии Благовещение принадлежит к двунадесятым (двенадцати важнейшим, помимо Пасхи) непереходящим (всегда отмечаемым в один и тот же день) праздникам.

Западные церкви, а также православные конфессии, придерживающиеся современного летоисчисления, отметили Благовещение 25 марта.

Название праздника

В православии праздник называется Благовещение пресвятой Богородицы; западные христиане называют его Благовещение Девы Марии.

История праздника Благовещение

События Благовещения описаны в Евангелии от Луки и в апокрифах. Апостол Лука рассказывает, что описываемое событие произошло во время беременности праведной Елизаветы — матери Иоанна Предтечи (Крестителя). В это время Бог послал архангела Гавриила к Деве Марии с вестью, что она станет Богоматерью и от нее будет рожден спаситель мира.

В Евангелии от Луки об этом говорится так:

Ангел, войдя к ней, сказал:

«Радуйся, благодатная! Господь с тобою, благословенна ты между женами».

Она, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что это было за приветствие.

И сказал ей ангел:

«Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога: зачнешь во чреве и родишь сына, и наречешь его Иисус. Он будет велик и наречется сыном божиим!»

Дева Мария, увидев в словах ангела божью волю, отвечает:

«Я раба господня, да будет мне по слову твоему».

Христианские богословы считают, что именно в этот момент произошло непорочное зачатие Марией сына божьего Иисуса Христа.

Смысл Благовещения: покорность Марии божьей воле — это начало искупления первородного греха прародительницы Евы, продолженное Иисусом Христом.

Благовещению предшествовал визит архангела Гавриила к праведному Захарии, женатому на бесплодной кузине Марии по имени Елизавета. Во время своего визита божий посланец пообещал Елизавете рождение будущего Иоанна Крестителя.

Уже после Благовещения Дева Мария отправилась навестить Елизавету, которая была на сносях. Во время встречи с Марией Елизавета вслед за ангелом божьим рассказала будущей Богоматери о судьбе Иисуса. Именно Елизавета произнесла знаменитые слова:

«Благословенна ты между женами, и благословен плод чрева твоего!»

Согласно Евангелию от Матфея, уже после Благовещения, когда Мария была беременна, архангел Гавриил явился во сне ее мужу Иосифу Обручнику.

Узнав, что Мария беременна, Иосиф собирался «тайно отпустить ее», то есть дать ей развод, но Гавриил убедил Обручника этого не делать.

Архангел успокоил Иосифа, сказав:

«Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней от духа святого. Родит она сына, и наречешь ему имя Иисус, ибо он спасет людей от их грехов».

После этого, пишет Матфей, «Иосиф принял жену свою и не знал ее» (то есть не имел с ней близости).

Благовещение и Великий пост: что можно есть

Православное Благовещение, как правило (хотя и не всегда), приходится на время Великого поста, когда действуют серьезные ограничения в питании. Однако в связи с праздником строгости поста значительно смягчаются.

В 2019 году Благовещение приходится на воскресенье четвертой недели Великого поста. В связи с праздником, а также с воскресным днем, верующим, придерживающимся поста, разрешены любые постные продукты, а также рыба и вино. Разрешается есть горячую постную пищу с растительным маслом, рыбные блюда, морепродукты, а также красное вино.

Читайте также: «Великий пост 2019: календарь питания, что можно есть, кому нельзя поститься».

Благовещение: народные традиции и запреты

Благовещение на Руси считалось последним днем отдыха перед началом весенних посевных работ. Поэтому в этот праздник строго запрещалось работать, убирать в доме и во дворе, стирать и даже умываться.

Женщины в этот день ходили в «затрапезе» — непричесанными, в старой, иногда даже грязной одежде.

Приметы и обряды на Благовещение

Поскольку сразу после Благовещения начинались посевные работы, большинство примет, связанных с праздником, относится к теме будущего урожая.

Смысл примет такой: если на Благовещение тепло и солнечно, а в родные места активно возвращаются первые перелетные птицы, значит, год будет сытным и благополучным, а урожай хорошим.

Плохая погода, наоборот, сулит холодную весну, засушливое лето и неурожайный год.

Самый известный обряд на Благовещение — выпускать на волю птиц. Однако сегодня исполнять его могут только священнослужители, для этого используются ручные специально обученные птицы.

Ловить птиц, чтобы потом их выпускать, церковь запрещает, поскольку пернатые, как правило, в этом случае массово гибнут.

Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы: история, приметы, традиции

Православная церковь ежегодно 7 апреля празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. Это один из 12 самых главных церковных праздников, который христиане празднуют за девять месяцев до Рождества Христова.

Благовещение имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднуется Собор Святого архистратига Гавриила.

События Благовещения, которые описаны в Евангелии апостолом Лукой, знакомы практически всем, но в канун праздника Sputnik Грузия предлагает вам еще раз вспомнить эту божественную историю.

Богородица

Дева Мария, бесспорно самая целомудренная на всей Вселенной, была отдана Творцу начиная с рождения. До 14 лет она жила и воспитывалась в Иерусалимском храме.

А когда пришло время Марии покинуть храм, в мужья нашли ей престарелого плотника Иосифа, славившегося своим благочестием, который должен был оберегать Ее чистоту и невинность.

Поэтому, когда Архангел Гавриил возвестил Марии, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия, Дева, смущаясь, осведомилась у Ангела, каким образом получится это зачатие.

©
photo: Sputnik / Balabanov

Изображение Богоматери. Фрагмент иконы «Благовещение (Устюжское)»

Архистратиг привел в пример бесплодную родственницу Марии —Святую Елизавету, которая в преклонном возрасте зачала ребенка шесть месяцев назад, тем самым дав понять, что у Господа нет предела возможностям.

Услышав в речах Архангела Всемилостивую волю, Мария произнесла: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». На сегодняшний день считается, что в момент произнесения Девой Марией такой фразы и содеялось Святое зачатье.

Узнав, что Мария носит ребенка, Иосиф хотел тайно отпустить ее. Но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, Сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившейся в Ней есть от Духа Святого, родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их…»

Иосиф поступил так, как велел ему Ангел — принял свою жену. У них родился сын, и нарекли его Иисусом. Все, как предсказывалось.

История

Есть мнение, что праздник установлен апостолами, ввиду того, что в росписях катакомб, где собирались на молитву первые христиане, имеются изображения Благовещения Пресвятой Богородицы, датируемые II–III веками.

Однако праздновать его особо стали не ранее IV века. Этому способствовало открытие Святой равноапостольной Еленой в начале IV века Святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве.

©
photo: Sputnik / В. Робинов

Икона Рублева «Благовещение»

Древние христиане называли праздник по-разному — Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы, как на Востоке, так и Западе.

Праздник, который, по некоторым сведениям, установил святитель Кирилл Иерусалимский, уже к концу VII века был в Византии одним из важнейших. Примерно в то же время он распространился и в западной Церкви.

Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта (7 апреля по-старому стилю). Поскольку праздник Рождества Христова был исторически установлен значительно раньше, Благовещению посвятили день, на девять месяцев предваряющий Рождество.

©
photo: Sputnik / Владимир Вяткин

Картина художника Василия Поленова «Источник Девы Марии в Назарете»

Это число также согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха, как исторические события произошли в один и тот же день года.

Традиции

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы с давних времен особо почитался на Руси. По древней традиции, в этот день люди выпускали на волю птиц из клеток и сетей. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.

На Благовещение крестьяне по традиции пекли просфоры — пресный церковный хлеб, по числу домочадцев в семье. Хлеба освещали в храме.

Освещенный хлеб съедали дома натощак, а крошки — добавляли в корм домашним животным и в семена. В народе считали, что благодаря этому урожай будет богатым, а скот — плодовитым и здоровым.

©
photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Проскомидия (хлеб и вино для приготовления евхаристии) в Благовещенском соборе Московского Кремля в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещение в народе воспринимали как праздник весны, начало нового сельскохозяйственного года. Люди освящали зерно перед посевом, ставя рядом с зерном благовещенскую икону.

В старину в этот день «закликали весну» — разводили костер и прыгали через огонь, водили вокруг хороводы, пели «веснянки». Благовещенский костер считался лучшей защитой от болезней, порчи и сглаза.

Чтобы защитить скотину от волков, люди били в колотушки, медную посуду, звонили в колокольчик. В народе считали, что волки будут держаться на том расстоянии, на которое звук распространится.

Приметы

В народе праздник Благовещения был окружен множеством примет. Самая главная из них – нельзя ничего делать по дому, запрещены все земельные работы. Старые люди говорят, что в этот день даже птица гнезда не вьет, потому что это грех.

©
photo: Sputnik /

Грузинская пластина с изображением Благовещения

Существует легенда о том, что кукушка не послушалась правил этого дня и свила гнездо. В наказание кукушка больше не может вить гнезда, и теперь она вынуждена свои яйца подкладывать в гнезда других птиц.

Накануне и в день Благовещения во многих домах старались не зажигать огонь. Однако следовало сжечь в печи несколько щепоток соли, чтобы привлечь удачу.

Люди считали, что в этот день радуются ангелы на небесах, и даже грешников в аду перестают мучить. Земля пробуждается от зимнего сна и раскрывается навстречу весне. Вместе с обитателями земли пробуждается и всякая нечисть.

Поэтому в этот день проводили обряды, которые помогали защититься от зла и излечиться от болезней. Например, окуривали дымом зимнюю одежду, умывались талой водой.

©
photo: Sputnik / V. Drujkov

Икона «Благовещение» конца XVI века

Лучшей защитой от змей считался огонь. Поэтому было принято сжигать накопившийся за зиму мусор. На Благовещение также нельзя ни одной крошки уронить, иначе не будет спаса от насекомых.

На Благовещение гадали на счастье – запекали в церковной просфоре мелкую денежку и кому она достанется, тому весь год счастье улыбаться будет.

Благовещенская освященная вода ставилась под иконами. Считалось, что она целый год не портится, если только к ней не прикоснется колдун или человек с темными помыслами. Верили, что эта вода поднимет на ноги больного человека. Ею же отпаивали и скотину.

В этот день нельзя ничего давать взаймы. Нельзя пересыпать зерно из мешка в мешок. Чтобы неслись куры к Пасхе, на Благовещение хозяйка помелом сгоняла их с насеста.

©
photo: Sputnik / Denis Aslanov

Праздник Благовещения, Светицховели

Немало примет связано с погодой и урожаем. Так, накануне ночью темное без звезд небо – к плохому несению курами яиц. Солнце в праздник Благовещения – к урожаю пшеницы.

Дождь в праздник – к хорошей рыбалке, к грибной осени. Если в праздник прогремела гроза – можно ждать теплого лета и отличного урожая орехов. А мороз в этот день мог принести хорошие прогнозы на урожай огурцов и яровых.

О чем молятся

Перед иконой Пресвятой Богородицы Благовещения молятся о получении облегчения и исцеления своих недугов, об освобождении из заточения, и вообще — получить «благую» весть о чем-либо.

Молитва

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

какого числа отмечают, дата и история праздника

Благовещение 2021 отмечается 7 апреля (25 марта по старому стилю). В Православной Церкви этот праздник называется Благовещением Пресвятой Богородицы. Он относится к великим двунадесятым событиям годового богослужебного цикла. Торжество приурочено к возвещению Деве Марии Архангелом Гавриилом благой вести о зачатии ею Сына Божьего.

В Православной Церкви этот праздник символизирует искупление человечеством грехопадения Евы.

Содержание статьи

  1. История праздника
  2. Традиции и обряды праздника
  3. Что можно кушать на Благовещение
  4. Что нельзя делать на Благовещение
  5. Приметы и поверья

История праздника

Святая Мария воспитывалась в храме и дала обещание Богу остаться Девой. Она скромно жила в Назарете с названным мужем, дальним родственником – стариком Иосифом. Однажды к ней в дом вошел Архангел Гавриил и произнес речь, которую начал со слов: «Радуйся, Благодатная!». Он сообщил Пресвятой Деве о великом чуде – зачатии ею будущего Спасителя мира Иисуса Христа.

Первые упоминания о Благовещение относятся ко II веку. Официальным это событие стало в VI веке, когда византийский император Юстиниан установил дату праздника на 25 марта (7 апреля по новому стилю).

Традиции и обряды праздника

В Благовещение Пресвятой Богородицы в храмах проходят богослужения. В этот день церковные наставники надевают голубое облачение. В храмах проводится всенощное бдение, которое начинается с великого повечерия. Службы имеют литургические особенности, зависящие от дней недели. Если Благовещение и Пасха совпадают (Криопасха), то каноны праздников соединяются.

В народе в этот день принято ходить в храмы, молиться, подавать милостыню и заниматься благотворительностью. В этот праздник распространена традиция выпускать птиц (голубей) на свободу. Люди верят, что в Благовещение они долетают до ангелов-хранителей и извещают им обо всех хороших поступках, которые были совершены за год.

Верующие люди 7 апреля подготавливают Благовещенскую соль. Для этого хозяйки берут мешочек, в который каждый из членов семьи насыпает по щепотке соли. Ее прокаливают в огне и хранят в укромном месте. Благовещенскую соль используют как оберег. Ее чудодейственные свойства способны излечить от болезней. Если она не израсходуется в течение года, то на следующий праздник ее сжигают в огне. Особой силой обладают просфоры и освященная вода, которые прихожане приносят с торжественной службы.

В Благовещение верующие совершают паломничество по святым местам. В этот праздник православные реликвии способны наделить человека силой. Христиане считают, что в этот день открываются небеса, и Господь слышит мольбы и просьбы человека. Люди загадывают желания и просят небесные силы о помощи в больших делах.

У древних славян существовал обычай разжигать в праздник большие костры. Они выбрасывали в огонь все старые вещи и предметы. Считалось, что таким образом в огне сгорали все беды, болезни и несчастья.

Что можно кушать на Благовещение

Благовещение 2021 приходится на Великий пост перед Пасхой. В этот праздник Православная Церковь дает послабление поста. Прихожанам можно кушать рыбу. Если Благовещение выпадает на Страстную неделю (последняя неделя перед Пасхой), то делается исключение – рыбу нельзя употреблять в пищу. Мясо, молочные продукты в этот день исключаются из рациона.

Что нельзя делать на Благовещение

В народе Благовещение считается большим религиозным праздником. В этот день существуют запреты на повседневные дела.

7 апреля не рекомендуется шить, вязать, вышивать, заплетать косы, стричься, красить волосы, расчесываться. Это примета связана с поверьем, согласно которому люди издавна считают, что жизнь человека является нитью, которой может управлять сам Господь или ангелы-хранители. В день, когда открываются небеса, легко перепутать жизненные нити, изменить судьбы семьи и близких людей.

7 апреля следует воздержаться от тяжелого физического труда. Хозяйки стараются приготовить еду накануне Благовещения, чтобы в праздник быть свободными от домашних хлопот. Плохой приметой считается давать деньги в долг, раздавать что-то из дома, иначе можно отдать покой, здоровье и благополучие. Не следует в этот день надевать новые вещи, чтобы не испортить их. Праздник нельзя проводить в суете, гневе, злости и раздражении. Церковь не рекомендует заключать в этот день браки – это период воздержания и покаянья.

Приметы и поверья

  • Заморозки на Благовещение предвещают богатый урожай.
  • Если к 7 апреля ласточки не прилетели, то весна будет холодной и поздней.
  • Если жена в этот праздник назовет своего мужа сорок раз «любимый», то семью ожидает любовь и мир на долгие годы.
  • Если на огороде закопать кусочек благовещенской просфоры, то земля даст богатый урожай.
  • Желание, которое будет загадано на Благовещение, исполнится в ближайшем будущем.

Благовещение Пресвятой Богородицы относится к великим двунадесятым праздникам Православной Церкви. В этот день верующие воздерживаются от работы, домашних хлопот, ссор и обид. Прихожане посещают храмы, совершают паломничество по святым местам. Этот религиозный праздник считается лучшим периодом для заготовки соли, освященной воды и просфор, которые будут служить оберегами в течение всего года.

Читать ~5 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 11
Сколько всего было просмотров: 37432

традиции, приметы и обычаи праздника

Благовещение Пресвятой Богородицы отмечают православные христиане 7 апреля. Традиции, приметы и обычаи праздника, что можно и чего не стоит делать в этот день, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Истоки праздника

Благовещение — непереходящий праздник, который всегда выпадает на 7 апреля, является третьим по значению после Пасхи и Рождества. Он относится к 12 важнейшим христианским праздникам. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и сообщил благую весть — она станет матерью Сына Божьего и Спасителя мира. «Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего», — произнес архангел Гавриил.

Праздник Благовещения отмечается за 9 месяцев до Рождества Христова, и означает, что Господь в святом явлении богорождения снизошел до человека, а земная девушка Мария, став матерью Христа во плоти, уподобилась ангелам.

Символом праздника считается голубь, а также белые лилии, которыми верующие украшают свои дома.

Что нужно делать на Благовещение

Утром 7 апреля традиционно посещают храм, покупают просфору по одной на каждого члена семьи и заказывают молитву за здравие близких. Просфору кушают натощак со святой водой, читая молитву «На принятие святой воды и просфоры», а крошки добавляют в корм домашних животных.

Женщины в этот день могут помолиться в церкви Пресвятой Богородице и попросить ее о счастливой судьбе, удачном замужестве, рождении детей или здоровье уже рожденных.

В этот день немного ослабляется Великий пост — можно есть рыбу, однако мясо и молочные продукты остаются под запретом.

Предки в этот день заготавливали соль. Предполагалось, что она может исцелить от любой болезни.

В этот день принято отпускать на волю символ праздника — птиц, не только голубей, но и жаворонков, синиц и других пернатых. Считается, что птицы способны донести известия о добрых делах людей ангелам-хранителям.

Самый правильный способ провести этот день — побыть с семьей, в молитве и с чистыми мыслями, навестить родственников и не отвлекаться на мирские проблемы.

Ключевое правило в Благовещение: не ссориться, не впадать в уныние, не сплетничать и не злословить. Впрочем, этот совет полезен в любой день, а не только в праздники.

Что нельзя делать на Благовещение

Согласно поговорке, в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», поэтому лучше визит в парикмахерскую перенести на другой день.

На Благовещение под запретом любой физический труд, домашняя работа или рукоделие (вязание, вышивка, шитье и прочее). Даже еду советуют приготовить перед праздником.

Поскольку в этот день Господь благословляет все растущее на земле, не рекомендуется подрезать кусты и деревья или работать на огороде.

Лучше не одалживать и не выносить ничего из дома — это к неудачам и проблемам в семье, считалось в народе.

Нельзя надевать новую одежду — она обязательно порвется или быстро сносится.

Не рекомендовалось в этот день ходить к малознакомым в гости. В народе считалось, что на Благовещение в виде незнакомой девушки или женщины на порог может прийти ведьма.

Приметы на Благовещение

Благовещенье считается третьим Сретеньем, после которого совершенно точно наступает тепло.

7 апреля можно было гадать по птицам: если на глаза попался воробей — к умиротворению, ворона — к унынию, голуби — к благодати, ласточки — к успеху.

Рыбаки верили, что если на Благовещение пройдет дождь, то весь год будет хороший улов.

Жители сельской местности считали, что дождь — предвестник хорошего урожая ржи и грибов. Гроза в этот день обещала большой урожай орехов. Снег на Благовещение — к неурожайному лету.

Считается, что погода на Благовещение предсказывает такую же погоду на Пасху. Однако если на Благовещение уж очень тепло, то на Пасху, скорее всего, будет прохладно.

Если в этот день солнце взойдет на чистом небе, то весна будет ранней, если только в полдень на небе не будет облаков — весна слегка запоздает, а вот если лишь к вечеру установится ясная погода — весна ожидается поздняя.

Ласточки на небе предвещали скорую теплую весну. Если на Благовещение снег летит — лето неурожайное.

Даже для воров в этот день существовало свое поверье. В случае если удастся украсть что-либо в праздник, то весь год пройдет удачно и в достатке.

Благовещение Пресвятой Богородицы — Треба Онлайн

Благовещение является двунадесятым непереходящим праздником и ежегодно отмечается Церковью 7 апреля. Слово «Благовещение» происходит от слов Благая Весть. В этот день Православная Церковь вспоминает Евангельское событие явления Богородице ангела, возвестившего Ей о будущем рождении от плоти Её Спасителя.

События Благовещения Пресвятой Богородицы

О событиях Благовещения мы узнаём из Евангелия от Луки:

… послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух

Благовещение Пресвятой Богородицы

Пожалуйста, помогите поддержать миссию New Advent и получить все содержимое этого веб-сайта в виде мгновенной загрузки. Включает в себя католическую энциклопедию, отцов церкви, Summa, Библию и многое другое — всего за 19,99 доллара …

Факт Благовещения Пресвятой Девы Марии упоминается в Луки 1: 26-38. Евангелист рассказывает нам, что на шестом месяце после зачатия святого Иоанна Крестителя Елизаветой ангел Гавриил был послан Богом к Деве Марии в Назарет, небольшой городок в горах Галилеи.Мария была из дома Давида и была замужем за Иосифом из той же царской семьи. Однако она еще не вошла в дом своего супруга, но все еще находилась в доме своей матери, возможно, работая над своим приданым. (Bardenhewer, Мария Verk., 69). И ангел, приняв фигуру и образ человека, вошел в дом и сказал ей: «Радуйся, благодатный (кому дана благодать, милостивый), Господь с тобой». Мария, услышав приветственные слова, не сказала; она была обеспокоена духом, так как не знала ангела, ни причины его прихода, ни значения приветствия.И ангел продолжал и сказал: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. Вот, ты зачнешь в утробе твоей и родишь сына; и назовешь его именем Иисус. Он будет великим и наречется Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол Давида, отца своего, и будет царствовать в доме Иакова вовек. И царству его не будет конца ». Дева поняла, что речь идет о грядущем Искупителе. Но почему она должна быть избрана из числа женщин за то великолепное достоинство, что быть матерью Мессии, поклявшись в своей девственности перед Богом? (Св.Августин). Поэтому, не сомневаясь в слове Бога, как Захарий, но исполненная страха и удивления, она сказала: «Как это будет сделано, потому что я не знаю человека?»

Ангел, чтобы развеять тревогу Марии и заверить ее, что ее девственность будет сохранена, ответил: «Дух Святой сойдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя. А потому и Святое, которое родится из тебя назовут Сыном Божьим «. В знак истинности своего слова он сообщил ей о зачатии св.Иоанн, чудесная беременность ее родственницы, теперь уже старой и бесплодной: «И вот, твоя кузина Елизавета; она также зачала сына в старости, и это уже шестой месяц с ней, которую называют бесплодной: потому что ни слова не будут невозможно с Богом «. Мария, возможно, еще не полностью поняла значение небесной вести и то, как материнство может быть примирено с ее обетом девственности, но, цепляясь за первые слова ангела и полагаясь на Всемогущество Бога, она сказала: «Вот служанка Господи! да будет со мною по слову Твоему.»

С 1889 года Хольцманн и многие протестантские писатели пытались показать, что стихи Луки 1: 34-35, содержащие весть зачатия через Святого Духа, вставлены. Усенер выводит «миф» из языческого поклонения героям; но Гарнак пытается доказать, что оно имеет иудейское происхождение (Исайя 7:14, Вот, Дева зачнет и т.д.). Барденхейвер, однако, полностью установил подлинность текста (с. 13). Св. Лука, возможно, почерпнул свои знания об этом событии из более раннего отчета, написанного на арамейском или иврите.Слова: «Благословенна ты между женщинами» (ст. 28) — ложные и взяты из стиха 42, повествования о Посещении. Кардинал Каетан хотел понять слова: «потому что я не знаю человека», не будущего, а только прошлого: до сего часа я не знаю человека. Эта явная ошибка, противоречащая словам в тексте, была повсеместно отвергнута всеми католическими авторами. Мнение о том, что Иосиф во время Благовещения был престарелым вдовцом, а Марии было двенадцать или пятнадцать лет, основано только на апокрифических документах.Местная традиция Назарета утверждает, что ангел встретил Марию и приветствовал ее у фонтана, а когда она в страхе убежала от него, он последовал за ней в дом и там продолжил свое послание. (Buhl, Geogr. V. Palaest., 1896.) Год и день Благовещения не могут быть определены до тех пор, пока новый материал не проливает больше света на эту тему. Настоящая дата праздника (25 марта) зависит от даты более раннего праздника Рождества.

Благовещение — это начало Иисуса в Его человеческой природе.Через свою мать Он — член человеческого рода. Если девственность Марии до, во время и после зачатия ее Божественного Сына всегда считалась частью залога веры, это происходило только на основании исторических фактов и свидетельств. Воплощение Сына Божьего само по себе не требовало этого исключения из законов природы. Для этого приводятся только соображения целесообразности, главным образом конец Воплощения. Собираясь основать новое поколение детей Божьих, Искупитель не приходит на пути земных поколений: сила Святого Духа входит в целомудренное чрево Девы, образуя человечность Христа.Многие святые отцы (святые Иероним, Кирилл, Ефрем, Августин) говорят, что согласие Марии было необходимым условием искупления. Святой Фома говорит (Summa III: 30) волей Бога, чтобы искупление человечества зависело от согласия Девы Марии. Это не означает, что Бог в Своих планах был связан волей создания и что человек не был бы искуплен, если бы Мария не согласилась. Это означает только то, что согласие Марии было предсказано от вечности и поэтому было принято как необходимое в замысле Бога.

Об этой странице

Цитирование APA. Холвек, Ф. (1907). Благовещение. В Католической энциклопедии. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. http://www.newadvent.org/cathen/01541c.htm

цитирование MLA. Холвек, Фредерик. «Благовещение». Католическая энциклопедия. Vol. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907. .

Транскрипция. Эта статья была переведена для журнала «Новое пришествие» Николетт Ормсби.

Духовная апробация. Nihil Obstat. , 1 марта 1907 г. Реми Лафорт, S.T.D., Цензор. Imprimatur. + Джон кардинал Фарли, архиепископ Нью-Йорка.

Контактная информация. Редактором New Advent является Кевин Найт. Мой адрес электронной почты: веб-мастер на newadvent.org. К сожалению, я не могу отвечать на каждое письмо, но я очень ценю ваши отзывы — особенно уведомления о типографских ошибках и неприемлемой рекламе.

.

Праздник, размышляющий о том, что чувствовала Мария в последние дни перед рождением Христа.

Исторически сложилось так, что Церковь, особенно местная церковь в Испании, отмечала 18 декабря захватывающий праздник под названием «Ожидание Пресвятой Девы Марии». Он восходит к 7 веку и изначально был праздником Благовещения.

В то время особые праздники во время Великого поста не разрешались, и поэтому вместо того, чтобы перенести праздник Благовещения с 25 марта на случайный день Пасхи, Церковь решила перенести его на сезон Адвента.Была выбрана дата 18 декабря, и в течение нескольких столетий праздник оставался сосредоточенным на тайнах Благовещения.

К XVII веку правила Великого поста были смягчены, и Церковь посчитала более подходящим праздновать Благовещение в марте, чем в декабре. Они перенесли праздник на его первоначальную дату, но в Испании 18 декабря сохранили как особый день, посвященный Пресвятой Деве Марии. Его празднованию даже была придана октава, что сделало каждый день перед Рождеством особым днем ​​в честь Пресвятой Богородицы.

Дом Геранже объясняет, как «верных просили с преданностью рассмотреть, что, должно быть, было чувствами Святой Богородицы в дни, непосредственно предшествовавшие ее рождению. Был учрежден новый праздник под названием Ожидание Рождения Пресвятой Богородицы ».

Кроме того, Гейрангер добавляет, что вокруг этого праздника возникла традиция: «Каждое утро во время Октавы в очень ранний час поется Высокая месса, и все беременные, богатые или бедные, считают это праздником. долг помочь им таким образом почтить материнство Богоматери и просить ее благословения на себя.”

Празднование этого праздника больше не входит в универсальный календарь, но оно подчеркивает важную историческую реальность. Он предлагает верующим представить себе, каково это быть Пресвятой Девой Марией, которая вот-вот должна родить Спасителя мира. Праздник усиливает предвкушение Рождества и дает в последние несколько дней Адвента уникальную возможность поразмышлять над тем, о чем Мария, должно быть, думала в своем сердце.

.