Содержание

таблица. Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи

Уникальный в своем роде правитель Вавилона Хаммурапи стал автором свода законов. Фактически каждое преступление и наказание по законам Хаммурапи таблица, изготовленная из глины, расписывала детально. Ведь именно на таких глиняных табличках были изданы статьи предписаний. В XVIII веке до н. э. появился памятник истории — законы царя Хаммурапи. Преступления и наказания, описанные в своде, заключены в 282 статьи. Когда царствованию Хаммурапи исполнилось 35 лет, он приказал высечь законы на огромном столбе из черного базальта. Этот столб отыскался во время раскопок Суз в 1901 году. В прологе к своду поясняется, что это божьи законы, провозглашенные от имени царя, и им необходимо следовать.

Назначение законов

Как говорил сам царь, законы были нужны, чтобы более сильные не угнетали слабых, чтобы вдовы и сироты и другие угнетенные получали по справедливости.

Издав свод предписаний, царь упрочил свою власть. Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи позволила присоединить немалые территории соседей и создать единые для страны унифицированные нормы законов. Кроме того, тогдашняя элита общества ставила задачей правовыми методами узаконить привилегии и имущество перед остальным народом. Здесь очень пригодились законы Хаммурапи. Преступления и наказания, статьи с которыми дошли до наших дней, позволяют судить о степени развития шумерской цивилизации. С другой стороны, законы требовались и для сглаживания напряженности в обществе. Уголовное право, описывавшее любое преступление и наказание по законам Хаммурапи, кратко говоря, базировалось на принципе: наказывается деяние, нарушающее установившийся традиционный порядок.

Собственность

В законах Хаммурапи была сделана попытка регулировать права собственности. В качестве нее признавались земля, строения, рабы и движимое имущество.

Землей могли владеть государство (царь), община, храмы, частные лица.

Была закреплена частная собственность на имущество. Важной частью имущества, защите которого уделялось повышенное внимание, считались рабы.

Обязательственное право

Различные обязательства согласно своду вытекали из договоров. Система договоров была урегулирована реалиями жизни и правом. Хотя письменное заключение соглашений и не было обязательным, их нельзя было заключать без свидетелей. Поскольку письменность в стране была широко распространена, грамотные люди заключали договоры в форме записи на глиняной табличке. Некоторые соглашения требовали клятв сторон и присутствия жрецов.

Нарушение договора наказывалось разнообразными способами, среди которых было обращение в рабство.

Для купли-продажи требовался письменный договор. При передаче вещи новому собственнику к предмету символически прикасались палочкой. Продавать можно было движимое имущество, здания и рабов.

Также практиковались договоры найма. С их помощью нанимались вещи, услуги и люди. Широко распространена была аренда земли. При этом арендная плата взималась урожаем, достигая иногда его половины.

Хотя в Вавилоне широко применялся труд рабов, нередки были договоры личного найма. Многочисленные документы доказывают наем строителей, пастухов и столяров. Для врачей считалось позорным не оказать медицинскую помощь бедняку, даже если ему нечем было заплатить.

Закон охранял аккуратное исполнение обязанностей наемным работником. Например, если здание, построенное каменщиком, обваливалось, он должен был производить восстановление за свой счет.

С развитием денежных операций стали возникать банки, с которыми заключались договоры займа. Процент за заем был огромен, составляя до 100% занятой суммы. Несостоятельный должник в наказание мог потерять свободу. Однако поскольку больше всего страдали от этого крестьяне и ремесленники, Хаммурапи смягчил законы, ликвидировав пожизненное долговое рабство и установив срок 3 года на отработку долга. Кроме того, в законы был внесен ряд положений, защищающих должника от произвола кредиторов.

Семейное право

Семейное право основывалось на патриархальных традициях, царящих в Вавилоне. Девушки вступали в брак в раннем возрасте, едва достигнув 12 лет. В Вавилоне девушка считалась равной с мужчиной стороной в браке, в отличие от соседних государств. Помимо свадебного обряда, требовалось заключение брачного договора.

В законе подробно прописано, что происходит с имуществом супругов в различных ситуациях в семейных отношениях. Разрешено было заключать брак свободных граждан с рабами. Дети, рожденные в таком браке, считались свободными.

Превалировали моногамные браки. Однако в некоторых обстоятельствах муж мог иметь вторую жену. Хотя в правовом смысле женщина была равна мужчине, в семье она находилась в угнетенном положении.

Муж имел возможность избивать ее и даже продать ее в рабство. В законах Хаммурапи регулировались меры наказания за измену жены.

Также в Вавилоне была распространена проституция. Она могла быть бытовой и храмовой. Некоторые категории женщин без мужей занимались священной проституцией при храмах. Доход от этих занятий присваивался храмом.

Хотя жрицы любви не испытывали на себе общественного осуждения, но законы при этом охраняли мораль общества.

Наследственное право

На начальной стадии становления законодательства, как и в других странах с узаконенным рабством, наследниками считались обычно сыновья, один из которых обладал приоритетом. Дочери получали в наследство имущество, лишь когда сыновей не было. Позднее дети разного пола получили равные права на наследование. Если дети умирали раньше своих родителей или отказывались от наследования, это право переходило к внукам. Дети, которых семья усыновила, имели одинаковые наследственные права с родными детьми.

Исходя из того, что достояние не должно покидать пределы рода, закон наделял правом наследования женатых сыновей. Про замужних дочерей закон умалчивал.

Вдове после смерти мужа возвращалось приданое и подарки, сделанные мужем. Она могла жить в доме покойного супруга. Если умирала мать семейства, приданое, которое за ней было дано, получал не муж, а дети в равных долях. Все, что имел раб, с его смертью доставалось хозяину.

Завещание не было предусмотрено. Правда, некоторые черты его уже были видны. Например, можно было отдавать преимущество отдельным наследникам, а также существовала возможность лишать провинившихся в чем-либо сыновей наследства полностью или какой-либо его части.

Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи достаточно стройна.

Преступления

Обозначения преступного деяния в законодательстве Хаммурапи нет, однако по самому содержанию статей можно понять, что преступлением считалась ситуация, когда нарушались предписания законов. Правовой культуры жителей Вавилона не хватило для закрепления главенствующих принципов уголовного права: разновидности вины, определение соучастия, понятие покушения на какое-либо преступление, смягчающих и отягчающих обстоятельств. Однако отдельные черты будущего стройного законодательства уже прослеживались. Так, проводится различие между умышленными и неумышленными преступлениями, определяется понятие пособничества, сокрытия преступления и подстрекательства к нему. Например, побои, которые нанесены жертве во время драки, вызвавшие ее смерть, не всегда требуют наказания виновника смертной казнью как это положено по нормам обычного права или как того требует кровная месть. В Вавилоне за подобное преступление виновник наказывался выплатой штрафа, сумма которого определялась социальным положением жертвы. Если же рана в драке была нанесена неумышленно, виновный освобождался от ответственности. При этом крайне жестко, сожжением живьем, наказывалось мародерство при пожаре. Убийство женщиной своего супруга по заказу каралось тем, что женщина сажалась на кол.

Виды преступлений и наказаний по законам Хаммурапи приводятся ниже.

Преступления против личности

К этой категории преступлений можно отнести убийство (умышленное или неумышленное). Примерами таких преступлений являются убийство одним из супругов другого, операция врача, приведшая к смерти, умышленное нанесение телесных повреждений, словесное оскорбление или оскорбление действием, клевета.

Имущественные преступления

Особое внимание уделялось охране храмового имущества и собственности царя, карой за попытку похитить которые без всяких условий была смертная казнь. Причем стоимость имущества, которое украдено, не имеет значения. Так же жестоко карались люди, скупавшие краденое.

Несколько иначе формулировалась статья о краже скота, которая, кажется, несколько противоречит наказаниям за преступления, приведенные выше. Кража вола, овцы, свиньи или осла наказывается тем, что украденное возвращается в тридцатикратном размере. Наказание кажется излишне мягким, если не учитывать того, что столь высокий штраф равносилен смертной казни, так как найти чем заплатить штраф, практически невозможно. В итоге преступник был вынужден расплачиваться своей головой.

Некоторые преступления, связанные с имуществом, согласно законам Хаммурапи, допускали использование самосуда. Эти нормы существовали под влиянием обычного права, относящегося к самосуду как к наиболее справедливой мере наказания. Похититель, которого удалось схватить на месте преступления в помещении, куда он проник через пролом, сделанный им, приговаривался хозяевами к мгновенной казни и закапыванию прямо на месте поимки.

Среди имущественных преступлений были ограбления, снятие рабского клейма с раба, порча чужой собственности, уничтожение посевов домашним скотом.

Преступления против морали

Самыми частыми в этой категории преступлений были преступления, нарушающие семейные традиции: кровосмешение, супружеская измена жены, развратное поведение супруги, изнасилование. Сюда же относились преступления, связанные с кражей или подменой детей, побег жены от своего супруга, кража женщины, которая замужем.

Преступления против правосудия

К таким проступкам относятся ложные показания во время суда. Это преступление наказывалось, исходя из принципа равного возмездия. Также закон регламентировал наказание судей, которые изменили судебные решения в каком-либо деле вследствие давления или за деньги. Предусматривалось снятие судьи с должности. Кроме этого, судья должен был заплатить 12-кратную стоимость от размера иска.

Преступления на профессиональной почве

К данной категории относятся преступные поступки врачей, строителей, лиц, являющихся арендаторами, пастухов.

Среди преступлений встречаются и государственные преступления. Наказанию подлежит человек, давший убежище преступнику, а также не донесший, узнав про заговор. Смертью карался отказ воинов от выступления в поход. Они не имели даже права предложить взамен своей кандидатуры другого человека.

Наказания

Наказания были крайне жестокими. Смертью наказывались более тридцати видов преступлений. Неумышленное убийство или убийство по неосторожности влекло за собой смерть обвиняемого. Кроме смертной казни использовались телесные наказания, членовредительство, возмещение имущества в кратных размерах, наказание, исходя из равного возмездия (принцип талиона), штрафные санкции.

Законы Хаммурапи давали ряд привилегий в зависимости от социального статуса или пола злоумышленника. Аналогичные преступления карались разными наказаниями для раба и свободного человека. Хотя чаще всего законы Хаммурапи карали за преступления индивидуально, в ряде ситуаций осталась круговая порука — пережиток родоплеменных отношений. Так, если похитителя не удавалось задержать, община вынуждена была возмещать украденное на территории, где она проживала, имущество.

Виды наказаний:

  • смертная казнь в виде сожжения, сажания на кол, утопления;
  • членовредительство в виде отрезания языка, пальцев, рук и языка;
  • изгнание из поселения;
  • штрафы, накладываемые за ущерб имуществу, за словесные оскорбления и оскорбления действием.

В своде законов Хаммурапи нередко используется принцип талиона (воздаяния равным). Например, если виновник провинился перед сыном человека, то наказанию подлежит сын виновника. С позиций нынешнего права такая трактовка кажется бессмысленной, однако в древние времена детей рассматривали в качестве собственности отца, и такая компенсация ущерба представлялась правомерной.

Судебный процесс

На судебном заседании рассматривалось преступление и наказание по законам Хаммурапи. Суд и процесс проходили в режиме состязательности. Дело инициировала потерпевшая сторона. В Вавилоне уже было сформировано процессуальное право, требовавшее, чтобы судьи не только заслушивали свидетелей, но и расследовали обстоятельства дел.

Вина считалась доказанной, если виновник признавался в содеянном, имелись документы и показания свидетелей, доказывающие вину, существовали доказательства и следы противоправных действий.

Таблица статей законов Хаммурапи

Выдержки из свода, где приведено каждое преступление и наказание по законам Хаммурапи со статьями, можно прочесть ниже.

Статья 14. Кража детей, в наказание за которое полагается смерть.
Статья 21. Нарушение неприкосновенности жилья. Наказанием является смерть.
Статья 25. Кража во время пожара. В качестве наказания человека нужно бросить в огонь.

Полностью каждое преступление и наказание по законам Хаммурапи с примерами статей восстановить не удалось. До наших дней дошли не все положения законов.

Преступления и наказания в «Законах Хаммурапи» — Студопедия

Уголовное право по законам Хаммурапи основывало свои требования на двух принципах: а) наказуемо то, что нарушает установленный традицией порядок; б) наказуемо то, что причинило ущерб личности человека или его подвластным. Соответственно, уголовному взысканию мог подвергаться любой, хотя мера этой ответственности зависела и от социального положения преступника, и от сословного статуса потерпевшего. Совершенное рабом преступление расценивалось законами тяжелее, чем такое же действие свободного. Преступление в отношении мушкенумов наказывалось в меньшей степени, нежели по отношению к общинникам. Вместе с тем оскорбление человека «большего по положению» влекло наказание и более тяжкое по форме, и к тому же позорящее. Были случаи, когда за преступление отвечала целиком община (например, если на ее землях произошло ограбление или убийство, а конкретный преступник не найден или община его не выдает).

Нарушить установленный порядок можно было разными путями. Наиболее тяжкими были: (1) преступления против праведного поведения: лжесвидетельство, бездоказательное обвинение по адресу другого, нарушение установленных традицией ограничений в образе жизни; и (2) преступления против семейного долга, совершенные подвластными: участие в убийстве мужа, прелюбодеяние женщины, недозволенные родственные сексуальные связи, нарушение сыновнего или дочернего долга и т. п. Тяжким преступлением была (3) кража разных видов: наибольшая ответственность наступала за воровство «достояния бога или дворца», т. е. храмового или царского имущества, в случае незначительной ценности украденного ответственность понижалась. Особо квалифицировалась кража со взломом либо кража, сопровождавшаяся убийством. Менее тяжкими считались (4) членовредительство или посягательства на личность подвластных лиц и (5) нарушения профессиональных обязанностей: плохо проведенная операция глаза, некачественно выстроенный дом, который, обвалившись, погубил человека, и т. п. В квалификации преступлений весьма значителен был элемент религиозно-нравственный, преступление было грехом. А особенность вавилонского религиозного мировоззрения обуславливала то, что только в незначительных случаях грех может быть искуплен, в остальных преступник должен быть извержен из общества.



Этой основной идее подчинялась и система наказаний. Тяжкие преступления предписывалось безусловно карать смертью. За некоторые (видимо, оцененные как особо злостные действия) казнь квалифицировалась: бросить в огонь, утопить в реке, посадить на кол. В ряде случаев практиковалось изгнание из общины. За преступления, совершенные рабами или подвластными (сыном, усыновленными), в большинстве случаев полагались членовредительные наказания: могли отрезать ухо, язык, вырвать глаз, сломать кость, выбить зуб; непочтительному сыну, ударившему отца, предписывалось отрезать пальцы, кормилице, подменившей ребенка, – отрезать грудь. Часть этих наказаний налагалась по принципу талиона: «Если кто сломает кость человека, то должно сломать его кость». Талион мог быть прямым и опосредованным: так, если неудачливый строитель дома погубил сына заказчика, то предписывалось взамен убить его сына. Талион был значительным правовым новшеством, введенным Хаммурапи, – так достигалась цель индивидуализации наказания и разрушения древней общинной круговой поруки, выплаты коллективных штрафов всем родом. Наконец, применялись и уголовные штрафы, которые не очень разнились от возмещений за простое причинение ущерба и только были значительнее по размеру. Штрафы налагались, как правило, за разного рода оскорбления, побои, преступления в отношении женщин.


Судебный приговор или постановление считались актами общественного значения. Уличенного в подлогах судью ждали большой штраф и лишение судейского звания. Суд считался царским делом и должен был быть справедливым. Хотя возбуждение дела, доказывание на суде было всецело частной инициативой. Доказательствами служили собственная присяга (иногда ее было достаточно) и, главное, свидетели. В особых случаях для «очищения» от обвинения прибегали к особому испытанию – ордалиям: бросали связанного в реку, и если священная вода очищала обвиненного, он считался невиновным и в уголовном смысле; если обвиненный тонул, дело считалось законченным.

Законы, записанные по судебным решениям Хаммурапи, несмотря на свою древность и значительную архаику отдельных правоположений, заложили основы всей системы юридических принципов и институтов, присущих праву Ближнего Востока в целом, а впоследствии и античному праву. В них впервые в праве было обосновано соотношение преступления с наказанием и то, что ответственность настигает виновного, принцип ответственности за ущерб и связь этой компенсации с причинами, приведшими к нему, предпочтение интересов делового человека злостному «таскальщику», наконец, то, что обязательство двусторонне и связывает обе стороны. Это сходство древнего права с позднейшими правовыми системами более неожиданно, чем очевидные различия в конкретных правилах.

Преступления и наказания по законам Хаммурапи

 /   /   /  Преступления и наказания по законам Хаммурапи








Преступление и
наказание, суд и процесс по Судебнику Хаммурапи


Виды преступлений по законам Хаммурапи:


К преступлениям против личности относились: неумышленное или
же умышленное убийство, оскорбление действием или словом, повреждение тела, а
также ложное обвинение.


Преступления против собственности включали в себя:
уничтожение или повреждение чужого имущества (при этом, особо ценилась и
охранялась собственность храмов или дворцов), а также мошенничество, грабёж и
кража, снятие знака рабства с рабов и пр.


Преступления против семьи: подмена или похищение детей,
изнасилование, распутное поведение и супружеская измена (со стороны жены), а
также кровосмешение.


К другим видам преступлений относились: должностные
преступления (например, взятка или шантаж) и особые воинские правонарушения.

Наказания по законам Хаммурапи:


Законы Хаммурапи включали в себя следующие виды наказаний за
совершённые преступления:


·
Смертная казнь – сажание на кол, сожжение, а
также утопление


·
Телесные наказания – наказание при помощи
нанесений ударов плетью


·
Членовредительство (принцип талиона) – отрезание
ушей или же отсечение конечностей


·
Иные виды наказаний – система штрафов, изгнание
из общины, рабство. При этом сумма штрафа могла быть равносильна смерти
преступника, если он не мог его оплатить.


Размер штрафов и тяжесть членовредительских наказаний
зависели исключительно от социального положения потерпевшего и самого
преступника. При этом членовредительство применялось в том случае, если
социальные положения обеих сторон были равны. В качестве наказания за
повреждение рабу было возмещение хозяину половины его стоимости.


В судоустройстве не было разделения между гражданским
процессом и уголовным. Обвинение поддерживало частное лицо, штраф полагается
потерпевшей стороне и выплачивается только по инициативе этой стороны.


В качестве доказательств использовались: клятва, ордалия
(испытания водой), показание свидетелей. Также велись и судебные протоколы на
глиняных табличках, в которых фиксировались клятвы сторон, их показания, имена
и показания свидетелей, а также приговор.


Истец или ответчик согласно судейскому приказу брали на себя
обязательства (в письменном виде), которые передавались противоположной
стороне. Если же они не выполнялись, на них накладывался штраф или знак
бесчестия.


В отдельных случаях имел место самосуд – мародёр, крадущий
при пожаре, мог быть лишён жизни без всякого суда.

Интересное:


Преступление и наказание по законам Хаммурапи с примерами статей :: SYL.ru

Законы вавилонского царя Хаммурапи являются первой удачной попыткой навести порядок в правовых вопросах и спорах среди граждан страны. Создание порядка, последовательности и системы наказаний за различные виды преступлений можно считать большим достижением в государственности Древнего Вавилона.

Вавилонский царь Хаммурапи

Царь Вавилона Хаммурапи, который правил примерно в 1792-1750 годах до н. э., был родом из династии Амореев. Он являлся искусным полководцем и политиком своей эпохи, с которой связывают расцвет Вавилона. Это первый царь, оставивший после себя зафиксированные на клинописных табличках и стелле из черного диорита указы.

В них рассматривалось возведение храмов, городских оборонительных стен, строительство каналов, политические события и военные конфликты. А также содержались записи, которые в дальнейшем были названы законами Хаммурапи, и наказания за преступления, описанные в этих законах. После восхождения Хаммурапи на трон государство начинает развиваться и крепнуть.

Проводится ряд важнейших реформ:

  • Страна делится на административные единицы – номы. Ими руководят чиновники.
  • Все храмы подчиняются управлению самого Хаммурапи, а его власть объявляется божественной.
  • Устанавливается новый порядок сбора налогов.
  • Вводятся ограничения на торговлю, которая начинает контролироваться государством.
  • Запрещается продажа земли.
  • Создаются законы Хаммурапи. Наказания за преступления ужесточаются.

Законы Хаммурапи как фактор развития судебной системы

Главным вкладом в развитие Вавилона и его государственности была организация и развитие судебной системы. Законы Хаммурапи на сегодняшний день являются самыми древними, дошедшими до нашего времени. Судебник Хаммурапи был записан приблизительно в 1750-х годах до н. э., что говорит о том, какой развитой была страна.

После начала использования законов произошли существенные изменения:

  • Официально закрепляется государственный строй, а именно – рабовладельческий.
  • Организовываются судебная система и система исполнения законодательства.
  • Определяется основной господствующий класс – рабовладельцы.

Введение законов Хаммурапи и наказаний за преступления, описанных в кодексе, преследовало несколько целей. Во-первых, создание нового права, а во-вторых, сохранение уже имеющейся правовой системы, основанной на законах Эшнунны, но только с уточнениями, дополнениями и существенными изменениями.

Структура свода законов

Текст свода законов Хаммурапи разделен на три части:

  • В водной части говорится о том, как он был получен. Указывалось, что царь принял законы от бога солнца Шамаша. Любой, кто не будет им следовать и пойдет против повелений Хаммурапи и бога Шамаша, будет наказан, а весь род виновника будет проклят.
  • Во второй части клинописного текста находятся 282 параграфа законов Хаммурапи и наказания за преступления. Кратко рассмотрев перечень параграфов, которые касались всех сфер жизнедеятельности человека того времени, можно сказать, что наказания были весьма жесткими. А также видна разница в санкциях для полноправных и неполноправных граждан Вавилона.
  • В третьей части описаны различные виды проклятий, которые постигнут каждого жителя страны и его род за нарушение законов, посланных богом солнца Шамашем.

Преступления и наказания по законам Хаммурапи. Статьи

В первых пяти статьях говорилось о лжесвидетельстве, магии и ответственности судей за неправомочный приговор. За эти преступления предусматривалась смертная казнь, а судья лишался должности и платил большой штраф.

Содержание прочих выглядело следующим образом:

  • Положения об охране всего принадлежащего царю, его приближенным и храмам, другой собственности, включая рабов. За нарушения по этим статьям предполагалась смертная казнь.
  • Статьи за незаконное использование чужих землевладений. Наказания были весьма суровыми, например, телесные либо крупный штраф. Если виновный не мог оплатить штраф, то он отправлялся в рабство на три года к потерпевшему.
  • Правила ведения торговых операций.
  • Описание семейных правовых отношений.
  • Статьи законов Хаммурапи и наказания за преступления, касающиеся нанесения вреда здоровью – как умышленного, так и неумышленного.
  • Параграфы, поясняющие правила операций с таким имуществом, как рабы и скот.

Смертная казнь грозила воинам, посылавшим в военные походы вместо себя наемников. Это было обусловлено тем, что воины получали в долгосрочную аренду земли, которые они по наследству оставляли своим детям.

Общество древнего Вавилона

Общество в Древнем Вавилоне делилось на три сословия: авилумы, мушкены и вардумы.

Авилумы – это члены общины, свободные люди, полноправные граждане Вавилона, права которых в основном и защищали законы Хаммурапи. Они являлись создателями большинства материальных благ в стране. Авилумы были наиболее защищенным в правовом смысле сословием в сравнении с мушкенами и вардумами.

Мушкены – падающие ниц – имели полную свободу в правовых и гражданских отношениях, однако состояли на службе у авилумов и полностью зависели от последних. Они имели в аренде землю и рабов в собственности, но платили налог дворцу и были военнообязанными. При нарушении прав мушкенов им полагались значительно меньшие суммы компенсации за понесенный вред нежели авилумам.

Вардумы – рабы, занимавшие самое низкое положение в обществе и не имевшие никаких прав. Исключением были лишь царские слуги, у которых частично права все-таки имелись. Обычный же раб был, по сути, движимым имуществом, с которым хозяин мог делать все, что угодно – дарить, продавать, сдавать в аренду и использовать как средство платежа.

Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи

Санкции по кодексу Хаммурапи были порою весьма жестоки. При этом телесные наказания, которые применялись к рабам, не распространялись на авилумов и мушкенов, они заменялись штрафом. Если авилуму или мушкену не могли материально компенсировать понесенный ущерб, полагалась отдать им во владение раба сроком на три года.

Если виновник преступления не был рабовладельцем, то он мог отдать потерпевшему любого из членов своей семьи, либо сам стать рабом на тот же период. Вардумам никакой компенсации вообще не предоставлялось, более того, они не имели права голоса не то что в суде, но и перед хозяином. Наказания для них были телесными, в некоторых случаях им отрубали конечности и даже убивали.

На первый взгляд, законы царя Хаммурапи и наказания за преступления кажутся крайне несовершенными и жестокими. Однако стоит учитывать, что до введения этого кодекса правовая система отсутствовала вообще, и решения в судах принимались на усмотрение судей. А также нельзя забывать, что законы были приняты во II тысячелетии до н. э. – во времена, когда убийство и рабство считались обычными явлениями. Заслуга же Хаммурапи состоит в том, что он осуществил первые шаги по пути к цивилизации общества в правом аспекте.

Охарактеризуйте уголовное право (виды преступлений и наказаний) по «Законам Хаммурапи»

Вариант 6

Зачётно-экзаменационные вопросы

к учебной дисциплине «История»[1]

1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения.

2. Антропогенез и периодизация древнейшей истории. Переход от первобытности к цивилизации.

3. Становление цивилизаций Древнего Востока. Восточные государства-деспотии.

4. Античная цивилизация. Древняя Греция. Древний Рим.

5. Средневековье как этап всемирной истории. Проблемы периодизации средневековой истории.

6. Становление цивилизации в Восточной Европе. Формирование древнерусской государственности. Принятие христианства.

7. Политическая раздробленность. Монгольские завоевания, нашествие Чингисхана на Русь, зависимость Руси от Золотой Орды.

8. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление Московского государства.

9. Значение Великих географических открытий во всемирно-историческом процессе.

10. Понятие «Новое время». Проблемы периодизации истории Нового времени.

11. Правление Ивана IV. Опричнина и ее последствия.

12. Смутное время. Начало правления династии Романовых.

13. Преобразования Петра I. Северная война 1700-1721 гг. и ее итоги.

14. Эпоха дворцовых переворотов. Правление Екатерины II. Правление Павла I.

15. Правление Александра I. Отечественная война 1812 г. Выступление декабристов.

16. Внутренняя и внешняя политика России в период правления Николая I.

17. Правление Александра II и его реформы.

18. Экономическое и общественно-политическое развитие в период правления Александра III.



19. Международные отношения в начале XX века. Русско-японская война.

20. Революция 1905 г. Общественно-политическое развитие России.

21. Аграрная реформа Столыпина.

22. Первая мировая война: причины войны, ход, итоги.

23. Россия в 1917 г.: Февральская революция, политический кризис, октябрьская революция 1917 г.

24. Советская Россия и Советский Союз в 1918-1941 гг.: гражданская война, образование СССР, внутренняя и внешняя политика

25. Вторая мировая война. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

26. Советский Союз в 50-80-е гг. XX в: Советский Союз в послевоенное время, XX съезд КПСС и развенчание культа личности Сталина, эпоха «застоя» и нарастание кризисных явлений.

27. Перестройка и распад СССР: кризис советской системы, «Перестройка» и её результаты, распад СССР и его последствия.

28. Россия в 90-е гг. XX в. – первом десятилетии XXI в.: внутренняя и внешняя политика.


[1] При сдаче зачёта студент отвечает на один вопрос. При сдаче экзамена – на два. Как альтернатива сдачи зачёта преподавателем может быть предусмотрено тестирование по указанным темам.

Самый знаменитый из древних правовых кодексов – кодекс законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права.

Наказания по кодексу Хаммурапи были различны для каждого рода преступлений и социального статуса гражданина.

В «Законах Хаммурапи» отсутствует строгая грань между уголовным преступлением и гражданским правонарушением. Под преступлением здесь понимается, как правило, действие, причинившее тот или иной материальный ущерб – будь то кража или нанесение телесного увечья. Соответственно наказание выступает часто в форме возмещения причиненного материального ущерба.

Уголовное право по законам Хаммурапи основывало свои требования на двух принципах: а) наказуемо то, что нарушает установленный традицией порядок; б) наказуемо то, что причинило ущерб личности человека или его подвластным.

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений:

– против личности;

– имущественные;

– против семьи.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

– смертная казнь в различных вариантах — сожжение, утопление, посажение на кол;

– членовредительские наказания – отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

– штрафы;

– изгнание

Уголовному взысканию мог подвергаться любой, хотя мера этой ответственности зависела и от социального положения преступника, и от сословного статуса потерпевшего. Совершенное рабом преступление расценивалось законами тяжелее, чем такое же действие свободного. Преступление в отношении мушкенумов наказывалось в меньшей степени, нежели по отношению к общинникам. Вместе с тем оскорбление человека «большего по положению» влекло наказание и более тяжкое по форме, и к тому же позорящее. За одно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер. Были случаи, когда за преступление отвечала целиком община (например, если на ее землях произошло ограбление или убийство, а конкретный преступник не найден или община его не выдает).

Нарушить установленный порядок можно было разными путями. Наиболее тяжкими были: преступления против праведного поведения: лжесвидетельство, бездоказательное обвинение по адресу другого, нарушение установленных традицией ограничений в образе жизни; и преступления против семейного долга, совершенные подвластными: участие в убийстве мужа, прелюбодеяние женщины, недозволенные родственные сексуальные связи, нарушение сыновнего или дочернего долга и т. п. Тяжким преступлением была кража разных видов: наибольшая ответственность наступала за воровство «достояния бога или дворца», т. е. храмового или царского имущества, в случае незначительной ценности украденного ответственность понижалась. Особо квалифицировалась кража со взломом либо кража, сопровождавшаяся убийством. Менее тяжкими считались членовредительство или посягательства на личность подвластных лиц и нарушения профессиональных обязанностей: плохо проведенная операция глаза, некачественно выстроенный дом, который, обвалившись, погубил человека, и т. п. В квалификации преступлений весьма значителен был элемент религиозно-нравственный, преступление было грехом. А особенность вавилонского религиозного мировоззрения обуславливала то, что только в незначительных случаях грех может быть искуплен, в остальных преступник должен быть извержен из общества.

Этой основной идее подчинялась и система наказаний. Тяжкие преступления предписывалось безусловно карать смертью. За некоторые (видимо, оцененные как особо злостные действия) казнь квалифицировалась: бросить в огонь, утопить в реке, посадить на кол. В ряде случаев практиковалось изгнание из общины. За преступления, совершенные рабами или подвластными (сыном, усыновленными), в большинстве случаев полагались членовредительные наказания: могли отрезать ухо, язык, вырвать глаз, сломать кость, выбить зуб; непочтительному сыну, ударившему отца, предписывалось отрезать пальцы, кормилице, подменившей ребенка, – отрезать грудь.

При определении наказания руководствовались «принципом талиона» – «мера за меру», когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему. Талион применялся в большинстве случаев правонарушений: преступивший закон возмещал тот самый ущерб, который он нанес или только собирался нанести потерпевшему (при лжесвидетельстве и ложном доносе, когда ему полагалось понести то наказание, которое грозило бы несправедливо обвиненному). «Если кто сломает кость человека, то должно сломать его кость». Талион мог быть прямым и опосредованным: так, если неудачливый строитель дома погубил сына заказчика, то предписывалось взамен убить его сына. Талион был значительным правовым новшеством, введенным Хаммурапи, – так достигалась цель индивидуализации наказания и разрушения древней общинной круговой поруки, выплаты коллективных штрафов всем родом. Наконец, применялись и уголовные штрафы, которые не очень разнились от возмещений за простое причинение ущерба и только были значительнее по размеру. Штрафы налагались, как правило, за разного рода оскорбления, побои, преступления в отношении женщин.

Судебный приговор или постановление считались актами общественного значения. Уличенного в подлогах судью ждали большой штраф и лишение судейского звания. Суд считался царским делом и должен был быть справедливым. Хотя возбуждение дела, доказывание на суде было всецело частной инициативой. Доказательствами служили собственная присяга (иногда ее было достаточно) и, главное, свидетели. В особых случаях для «очищения» от обвинения прибегали к особому испытанию – ордалиям: бросали связанного в реку, и если священная вода очищала обвиненного, он считался невиновным и в уголовном смысле; если обвиненный тонул, дело считалось законченным.

Клятва богами по тем представлениям неминуемо навлекала на ложно поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основанием для оправдания, а отказ – доказательством справедливости обвинения. Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т. е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиняемый, будь его вина доказана.

В перечне мер наказания главной объявлялась смертная казнь, которая предусматривалась по 30 составам преступлений. Она могла быть простая и квалифицированная: утопление, сожжение, повешение, посажение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по Законам Хаммурапи много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида.

Уголовное право Законов Хаммурапи отличается, подобно другим древневосточным кодексам, значительной суровостью.

Прямолинейное применение принципа «равным за равное» исключает установление субъективной стороны действия, умысла, неосторожности, случайности.

«Если, – говорится в Законах, – строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину, должно строителя убить» (§229). Статья предполагает установление халатности строителя и осуждение на основе талиона. «Если же он причинит смерть сыну домохозяина – должно убить сына строителя». Как видно, закон допускает применение смертной казни к лицу, которое никакого отношения к совершенному преступлению могло и не иметь.

Своеобразным выражением талиона в Законах Хаммурапи служило правило, согласно которому всякий ложный обвинитель (клеветник) должен был нести ответственность в той мере, которая грозила обвиненному: кто неосновательно обвинил другого в убийстве, должен умереть сам. Когда по характеру преступления применение принципа «равным за равное» в точном значении было невозможно, прибегали к фикции: непослушному рабу отрезали ухо; сыну, оскорбившему отца, отрезали язык; врачу, сделавшему неудачную операцию, отрезали пальцы и т. д. Это называют обыкновенно талионом символическим.

«Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью, то, если это божье или это дворцовое, он может отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, – он может возместить в 30-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить» (§8).

Законы Хаммурапи не знают различия между исполнителем преступления и его соучастниками (укрывателями, подстрекателями). Не различаются и стадии развития умышленного преступления, то есть приготовление, покушение. Вместе с тем Законам Хаммурапи не чуждо представление о смягчении наказания. Штрафом, а не смертью наказывается, например, убийство в драке, если будет доказано, что убийца не имел намерения убить. Здесь зародыш столь существенного для современного уголовного права различения умышленного и неумышленного преступления.

Преступления и наказания по Законам Хаммурапи. — Студопедия

Общего понятия преступления и перечня всех деяний ЗХ не дает. Выделяют 3 вида преступлений: -против личности -имущественные -против семьи К преступлениям против личности относят неосторожное убийство,а об умышленном ничего не говорится.Подробно рассматриваются различного рода членовредительства. Имущ.преступлениями наз. Кража скота,рабов. Преступлениями против семьи-прелюбодеяние и кровосмешение. Цель наказания-врзмездие Виды наказаний: смертная казнь,членовред,штрафы,изгнание,принцип талиона.

Особенности эволюции государства в Древнем Китае.

Влияние учений конфуцианства и легистов на развитие права в Древнем Китае.

Особенности государственного строя Древней Индии. Анализ государственного аппарата древнеиндийского общества периода Маурьев.

Особенности общественного строя Древнеиндийского государства. Правовое положение варн по законам Манавадхармашастра.

Законы Ману, общая характеристика.

Нормы, определяющие поведения людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках- дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой является Законы Ману. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений. Дхарма — (высшее религиозно-нравственное предписание), Шастра-закон, содержащий правовое предписание или запрет. В Законах Ману занятием всех представителей варн определен наследственных характер. Различались следующие касты-варны: — брахманы — священнослужители, жрецы; — кшатрии — войны; — вайшии — земледельцы, ремесленники, они уплачивали налоги — бали на содержание высших каст; — шудры — рабы, среди них завоеванные аборигены и обедневшие арийцы. По Законам Ману обожествлялась царская власть, но не сам царь. Основными задачами девараджи (царя) были защита народа, опека неимущих, калек, сирот и т.д. Функция правосудия осуществлялась с помощью брахмана, поставленного самим царем, и трех судей. Судебная коллегия именовалась сабхой. Кроме царских существовали и общинные суды. Административный аппарат составляли мантирны, махаматры — советники государя. Среди советников был Пурохита — верховный жрец, а также главнокомандующий армией (сенапати).



Законы Хаммурапи. Общая характеристика, преступление и наказание — Студопедия

Первая кодификация была создана на 2-м году правления: это был год, когда царь «установил право стране». Эта кодификация не сохранилась. Известные Законы Хаммурапи относятся к концу его царствования. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия.



В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних-животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества. Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа. В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения. Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда.


Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Законы Хаммурапи признают усыновление детей. Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Как и другие древние кодификации, Законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признавались преступными, ничего не говорится в Кодексе о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи. Среди преступлений против личности Законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится), к таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалится и причинит смерть хозяину. Таким же образом будет отвечать врач, причинивший смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в Законах говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действует принцип талиона: виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимается определенный штраф. К имущественным преступлениям, указанным в Законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие клейма с рабов называют законы как преступные действия. Как отличное от кражи преступление Законы называют грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного и заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа наступала смерть. Среди преступлений, подрывающих устои семьи, Законы называют прелюбодеяние (причем, только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и других близких родственников). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишается руки).

Виды наказаний, предусмотренные Законами Хаммурапи, определяются его целью. Такой целью является возмездие. Поэтому при определении наказания законодатель довольно часто руководствуется принципом талиона. Основными видами наказаний являются смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.; штрафы, изгнание.

Кодекс Хаммурапи: Древние вавилонские законы

Кодекс Хаммурапи относится к своду правил или законов, принятых вавилонским царем Хаммурапи (годы правления 1792-1750 гг. До н.э.). Кодекс управлял людьми, живущими в его быстрорастущей империи. К моменту смерти Хаммурапи его империя включала большую часть современного Ирака, простираясь от Персидского залива вдоль рек Тигр и Евфрат.

Существует около 300 законов, которые затрагивают широкий круг вопросов, включая убийства, нападения, разводы, долги, усыновление, гонорары торговцев, методы ведения сельского хозяйства и даже споры, касающиеся пивоварения.

Код наиболее известен по стеле из черного диорита высотой более семи футов (2,25 метра), которая сейчас находится в Лувре в Париже. Стела была найдена на месте Сузы на территории современного Ирана археологами, которыми руководил Жак де Морган в начале 20 века. Ученые считают, что он был доставлен в Сузы в XII веке до нашей эры. эламским правителем, который впоследствии стер часть его, готовясь создать собственную надпись.

Первоначально Хаммурапи выставлял стелу на месте Сиппара в современном Ираке, вероятно, в известном храме.В древние времена Сиппар был домом бога солнца Шамаша, и на вершине стелы изображен Хаммурапи перед этим богом с лучами, исходящими от плеч Шамаша. Ученые широко считают, что другие, ныне утерянные стелы существовали бы в других городах Вавилона, которые контролировались Хаммурапи.

После смерти Хаммурапи его система законов стала чем-то вроде классики в древнем мире, и ученые нашли ее примеры, написанные на табличках, которые были скопированы еще в V веке до нашей эры.С., более чем через тысячелетие после смерти Хаммурапи.

Термин «Кодекс» Хаммурапи — современный термин, названный так в честь «Кодекса Наполеона» 19 века. Сегодня ученые обсуждают значение стелы, которая сейчас находится в Лувре, и действительно ли правила, принятые Хаммурапи, представляют собой полный свод законов.

Независимо от ответов на эти вопросы, сам Хаммурапи заявляет в прологе к своим законам, что его право издавать их было дано самими богами.

«Ану и Энлиль посвятили Хаммурапи, набожного принца, который боится богов, чтобы продемонстрировать справедливость в стране, уничтожить зло и нечестие, остановить могущественные, эксплуатирующие слабых, подняться, как Шамаш, над массой человечества, освещая земля… »(Перевод из« Нового полного кодекса Хаммурапи »Х.Дитер Виль, University Press of America, 2012)

Жесткий и неравный закон

Каждый закон состоит из потенциального дела, за которым следует предписанный вердикт. Приговоры могут быть действительно очень суровыми, и профессор Колумбийского университета Марк ван де Миеруп отмечает в своей книге «Король Вавилонский Хаммурапи» (Blackwell Publishing, 2005), что смертная казнь указывается в качестве наказания не менее 30 раз. Это было наказание даже за «кражу храмового или дворцового имущества или когда беглому рабу предоставляется убежище», — пишет ван де Миеруп.

Кроме того, назначенные наказания ни в коем случае не были единообразными, а скорее зависели от социального статуса обвиняемого и обвинителя. Наказания были «око за око» только в том случае, если двое вовлеченных лиц были социально равны.

Например, ван де Миеруп отмечает, что если член элиты ослепил простолюдин или сломал кость простолюдина, этот элитный человек должен был заплатить один фунт серебра в качестве штрафа. С другой стороны, если человек ударил кого-то с более высоким социальным статусом, то этого человека может ожидать суровое наказание:

«Если член элиты ударит по щеке члена элиты, имеющего более высокий социальный статус. По положению, он будет публично выпорот 60 ударами воловьего кнута », — говорится в одном из законов (перевод из книги ван де Миерупа).

Женщины не всегда могли рассчитывать на равное обращение. Один закон гласит: «Если на жену мужчины указали пальцем из-за какого-то мужчины, но она не была поймана совокупляющейся с другим мужчиной, она должна прыгнуть в реку ради своего мужа» (перевод Х. Дитера Виль).

С другой стороны, женщина могла, в зависимости от обстоятельств, получить наследство. Существовали законы, защищавшие женщину в случае, если ее муж попал в плен во время войны и должен был жить с другим мужчиной, когда у нее закончилась еда.Существовали также законы, регулирующие поддержку, которую храмовая женщина должна получать от своих братьев после смерти отца.

Бремя обвинения и судей

В законах ясно, что бремя не только на обвиняемых, но и на обвинителя, если они не могут доказать свою правоту.

Например, наказание за убийство гласит, что «если человек выдвинул обвинения против другого человека, и он предъявил ему обвинение в убийстве, но не может обосновать свою вину, то тот, кто выдвинул обвинения против него, должен быть убит.(Перевод Х. Дитера Виля)

Судьи также должны были соблюдать определенные стандарты в законах. Хаммурапи правил огромной империей и не мог бы управлять каждым случаем сам. Ван де Миеруп отмечает, что в отсутствие короля комитет людей из соответствующих общин мог действовать в качестве судьи вместо Хаммурапи.

Наказание для судьи, пытавшегося изменить приговор, закрепленного за печатью, было суровым: «он должен уплатить в 12 раз больше суммы ущерба, который стал причиной судебного разбирательства», — говорится в рассматриваемом законе.

Деталь Кодекса Хаммурапи. Законы были высечены на базальтовой стеле клинописью. (Изображение предоставлено: jsp Shutterstock)

Как формировались законы?

Хаммурапи был не первым правителем Ближнего Востока, который писал законы. Доминик Шарпен, профессор École Pratique des Hautes Études в Париже, пишет в своей книге «Письмо, право и царствование в старой Вавилонской Месопотамии» (University of Chicago Press, 2010), что ученым известно о существовании трех кодексов законов, изложенных царями, предшествовавшими Хаммурапи.

Самый старый из них был написан Ур-Намму, царем Ура, правившим в 2111-2094 гг. До н.э., примерно за три столетия до Хаммурапи. «Эти старые коды явно вдохновили Хаммурапи», — пишет Чарпен.

Вдобавок, Хаммурапи, вероятно, использовал бы свой личный опыт при составлении своих законов, частично основывая их на прошлых делах, по которым он выносил решения.

Полный кодекс закона?

Ученые отметили проблемы при чтении законов Хаммурапи как полного свода законов в современном смысле этого слова.Например, ван де Миеруп отмечает, что код не охватывает все споры, которые могли возникнуть, и содержит несоответствия.

«Один закон требует смертной казни, когда что-то принимается на хранение без надлежащего документа, потому что получатель — вор», — пишет ван де Миеруп. С другой стороны, в соответствующем законе просто говорится, что «если человек передает товары на хранение без свидетелей или контракта, а они отрицают, что он их передавал, это дело не имеет оснований для претензии».

Ван де Миеруп также отмечает, что «в обширной документации судебных дел, рассмотренных в период правления Хаммурапи и впоследствии, нет никаких ссылок на свод законов, которые были основанием для принятия решения.”

Назначение стелы

Другая проблема, с которой сталкиваются исследователи, заключается в том, каково предназначение стелы, находящейся сейчас в Лувре, которая первоначально должна была быть выставлена ​​в Сиппаре? Шарпен отмечает, что, даже если бы можно было читать, стелу было бы трудно использовать в качестве ссылки для поиска закона.

Ван де Миеруп пишет, что ответ на эту загадку, по-видимому, содержится в эпилоге стелы, отрывке, написанном после того, как были изданы законы. В нем Хаммурапи подчеркивает два основных момента. Во-первых, любой человек в его королевстве может прийти к статуе, увидеть (или услышать) слова на ней и «понять свою проблему, и пусть он будет доволен в своем сердце.Другими словами, это был памятник царскому чувству справедливости и способ помочь его подданным почувствовать себя лучше, когда они почувствовали, что с ними поступили несправедливо.

Второй пункт эпилога состоит в том, что короли, ставшие преемниками Хаммурапи, не должны изменять или игнорировать эти законы или пытаться изменить личность человека, который их создал.

Если какой-либо будущий правитель действительно попробует это, Хаммурапи наложит на него долгое проклятие. «Ану, отец богов, тот, кто назначил меня правителем, несомненно, лишит его великолепия верховной власти, независимо от того, является ли этот человек королем, или лордом, или правителем, или лицом, назначенным на какую-либо другую функцию, и он разобьет свой посох и проклянет свою судьбу … », — говорится в части проклятия Хаммурапи (перевод Х.Дитер Виль). Другими словами, стела была также памятником, утверждающим, что чувство справедливости Хаммурапи должно вечно господствовать над землей.

— Оуэн Джарус

.

Являются ли ветхозаветные законы копией кодекса Хаммурапи?

Введение

Я получил статью от одного скептика, который утверждал, что Закон Моисеева
из кодекса Хаммурапи. Хотя я мало что знал о коде
Хаммурапи в то время, я знал, что законы, написанные до
Закон мозаики
были довольно серьезными, поэтому я выразил некоторое сомнение относительно предпосылки
статья. Итак, давайте рассмотрим код Хаммурапи и посмотрим, как он сравнивается
к Моисееву закону.Воспроизводится весь кодекс Хаммурапи.
ниже.

Смертная казнь

Смертная казнь существует уже тысячи лет. Тем не менее
код Хаммурапи использует его довольно широко. Казнь вызывается, если
один человек заманивает в ловушку другого, 1 ложное обвинение, 2, 3 кража храмового имущества, 6 получение украденного храмового имущества, 6 получение незаконно приобретенного
раб, 7 Невозможность вернуть похищенное имущество, 8 Продажа купцом
украденное имущество, 9 кража товаров, 10 ложное обвинение в краже, 11 похищение несовершеннолетнего сына, 14 похищение чужого раба за городские ворота, 15
прием сбежавшего раба, 16, 19 вторжение в дом, 21 ограбление, 22
мародерство, 25 нанять личного наемника и не платить ему, 26, 33
владелец таверны, который позволяет заговорщикам встречаться в своей таверне, 109 «сестра
бог «пьет алкоголь в таверне, 110 торговец сажает должника в тюрьму и умирает из-за
жестокое обращение — казнен сын купца , 116
секс с
девственница суженый или ребенок-жена другого, 130 секс с женой сына, 152
убийство, 153
инцест с матерью, 157
если мужчина вызывает выкидыш, ударив женщину, и женщина умирает — дочь
человек
выполнено, 210
Ложно пометить раба, 227 , если дом строителей рухнет и убьет
владелец, строитель казнен, 229 и если дом строителя рухнет и погибнет
сын — сын строителя казнен. 230

Очевидно, казнить сына или дочь человека несправедливо.
осужден за преступление, караемое смертной казнью. Ветхий Завет прямо отвергает
такого рода несправедливые законы:

  • «Отцы не должны быть умерщвлены за своих сыновей, и сыновья не должны быть преданы смерти.
    к смерти за их отцов; каждый будет предан смерти за свой грех «.
    ( Второзаконие 24:16 )
  • «Тот, кто грешит, умрет. Сын не понесет наказания.
    за беззаконие отца, и отец не понесет наказания за
    беззаконие сына; праведность праведников будет на
    он сам, и беззаконие нечестивых будет на нем.( Иезекииль
    18:20
    )

Установление вины

Кажется, есть некоторые довольно суеверные обычаи, которые использовали
Вавилоняне для определения вины. Похоже, любимый метод заключался в том, чтобы заставить человека прыгнуть в
реки и посмотреть, выживет ли он. Вот полное объяснение из закона 2:

.

Если кто предъявит обвинение человеку, и
обвиняемый идет к реке и прыгает в реку, если он тонет в реке, его
обвинитель вступает во владение своим домом.Но если река докажет, что
обвиняемый невиновен, и он сбежал невредимым, то тот, кто принес
обвинение должно быть предано смерти, а тот, кто прыгнул в реку, должен
завладеть домом, который принадлежал его обвинителю. 2

Вавилоняне предполагали, что речные боги накажут
человек, если он был виновен. В действительности практика, вероятно, привела к
отбор сильных пловцов-нарушителей закона. Несколько других законов
Хаммурапи также использовал бросание людей или прыжки в
река:

  • 108 Если трактирщик (женщина) не принимает кукурузу по валовой
    вес при оплате напитка, но берет деньги, а цена напитка
    меньше зерна, она будет осуждена и брошена в
    вода.
  • 129 Если жена мужчины будет удивлена ​​(in flagrante delicto) другим мужчиной,
    оба будут связаны и брошены в воду, но муж может простить его
    жена и король его рабы.
  • 132. Если на жену мужа «пальцем указывают» о другом мужчине, но
    ее не поймают спящей с другим мужчиной, она прыгнет в реку
    для мужа.
  • 133. Если человек попадает в плен на войне, и есть пропитание в его
    дом, а жена его оставит дом и двор и уйдет в другой дом, потому что
    эта жена не соблюдала свой двор и ушла в другой дом, она будет
    осужден в судебном порядке и брошен в воду.
  • 142 Если женщина ссорится с мужем и говорит: «Ты не по духу
    мне «должны быть представлены причины ее предубеждений. Если она
    без вины, и она не виновата, но он уходит и пренебрегает
    ее, тогда к этой женщине не будет никакого чувства вины, она должна взять свое приданое и уйти
    обратно в дом ее отца. 143. Если она не невиновна, но оставит мужа и разрушит свой дом, пренебрегая своим мужем, эта женщина будет брошена в воду.

Напротив, Ветхий Завет установил гораздо более высокий стандарт убеждения
за преступление, караемое смертной казнью.До Закона Моисея человек мог обвинять
лицо, наказуемое смертной казнью, и лицо могло быть осуждено и
выполнен. Закон Моисея требовал свидетельства по крайней мере двух
свидетели. Итак, стандарт для осуждения за преступление, караемый смертной казнью, был очень
более строгие, чем даже наши сегодняшние законы, по которым человек может быть осужден
только при косвенных доказательствах:

  • ‘Если кто-то убивает человека, убийца должен быть казнен на
    показания свидетелей, но никто не может быть казнен по показаниям
    одного свидетеля.( номеров 35:30 )
  • «По показаниям двух свидетелей или трех свидетелей, тот, кто должен
    умереть будет предан смерти; он не должен быть казнен на основании доказательств
    одного свидетеля. ( Второзаконие 17: 6 )

Фактически, закон двух или трех свидетелей применялся к всем делам
где лицо обвиняется в совершении преступления:

«Ни один свидетель не должен восстать против человека на
счет любого беззакония или любого греха, который он совершил; на доказательствах
двух или трех свидетелей дело подтверждается.( Второзаконие
19:15
)

Кузовные детали

Код Хаммурапи известен тем, что отрезал части тела наугад.
преступления, в том числе
языки, 192 глаза, 193, 196 груди, 194 руки, 195, 218, 226
зубы, 200 уши, 205, 282
вместе с переломом костей. 197 Ой! В
Закон Мозаики прямо не включает отрезание частей тела, кроме
если человек намеренно причиняет вред другому, и в этом случае это
«глаз за глаз.» 1

Без дворовых продаж для вдов

Это лучшая афера в Вавилоне. Если ваш муж умирает, а вы
выйди замуж за другого мужчину, а потом продай свою посуду, покупатель должен вернуть
у них и лишаются денег. Подумайте, сколько раз вы могли бы
уметь это осуществить! Это кодекс Хаммурапи, закон 177.
Большая часть кодекса Хаммурапи включала законы, связанные с рабством, приданым.
брак и стандартная заработная плата. Закон Моисея не определяет
приданое, за исключением случаев, когда мужчина соблазняет девственницу. 2
Точно так же в Моисеевом законе не указана заработная плата за любой труд.

Наказания

Кодекс Хаммурапи и Закон Моисея определяют наказания за
конкретные преступления. Кодекс Хаммурапи имеет тенденцию относиться к гораздо более суровым
наказания, чем Закон Моисеев. По большей части код Хаммурапи
карательный, тогда как Закон Моисея подчеркивает реституцию жертвы. Эта
соответствует цели Моисеева закона восстановить отношения
между нарушителем закона и жертвой и между нарушителем закона и Богом.В
В таблице ниже сравниваются наказания, предусмотренные кодексом Хаммурапи и
Закон Моисеев.

Сравнение кодекса Хаммурапи и закона Моисея
Преступность Кодекс Хаммурапи 3 Закон мозаики
Один человек заманивает в ловушку другого Смертная казнь 1 Не указан
Ложное обвинение в краже Смертная казнь 11 Денежный штраф 4
Воровство Смертная казнь 6, 10, 21, 22, 25 Пятикратный штраф 5
Получение похищенного имущества Смертная казнь 6 , 9 Двойной штраф 6
Невозможность вернуть похищенное имущество Смертная казнь 8 Продан как раб 7
Получение беглого раба Должен вернуться к хозяину, иначе смертная казнь 7 , 15 , 16, 19 Должен не вернуть ведомый 8
Ложное обвинение Смертная казнь 2, 3 Штраф как за преступление обвиняемый 9
Похищение Смертная казнь 14 Смертная казнь 10
Купец убивает должника Смертная казнь для сына купца 116 Смертная казнь купцу 11
Супружеская измена Смертная казнь 130 Смертная казнь 12
Инцест Смертная казнь 152, 157 Смертная казнь 13
Зоотовары Не указан Смертная казнь 14
Изнасилование Не указан Смертная казнь 15
Мужчина убил беременную женщину Смертная казнь дочери убийцы 210 Смертная казнь убийце 16
Убийство Смертная казнь 153 Смертная казнь 17
Дом строителей рушится и убит хозяин Смертная казнь строителю 229 Без штрафа 18
Дом строителей рушится, убит сын хозяина Смертная казнь для сына строителя Сыну 230 Без штрафа 18
Нанять личного наемника и не платить ему Смертная казнь 26, 33 Не указан
Хозяин таверны, позволяющий заговорщикам встречаться в своей таверне Смертная казнь хозяину таверны 109 Не указан
«Сестра бога» распивает спиртное в трактире Смертная казнь 110 Не указан
Ложно пометить раба Смертная казнь 227 Не указан
Сын приемных родителей говорит им: «Ты не мой отец и не мой
мать «
Вырезной язычок 192 Не указан
Сын приемных родителей возвращается в дом отца Вытолкнуть ушко 193 Не указан
Кормление грудью еще одного ребенка при смерти грудного ребенка Грудь обрезанная 194 Не указан
Выколоть чужой глаз Вытолкнуть ушко 196 Вытолкнуть ушко 1
Отец забастовки Отрезанные руки 195 Смертная казнь 19
Выбить чужие зубы Выбивные зубья 200 Выбивные зубья 1
Забастовка рабов освобожденный Отрезанное ухо 205 Не указан
Перелом чужой кости Сломанная кость 197 Сломанная кость 1
Парикмахер незаконно отмечает раба Отрезанные руки 226 Рабы не помечены
Раб говорит хозяину: «Ты не мой хозяин»

.

Кодекс Хаммурапи | Краткое содержание и история

Кодекс Хаммурапи , наиболее полное и совершенное дошедшее до нас собрание вавилонских законов, разработанное во время правления Хаммурапи (1792–1750 до н.э.) из 1-й династии Вавилона. Он состоит из его судебных решений, которые были собраны к концу его правления и начертаны на диоритовой стеле, установленной в вавилонском храме Мардука, национального бога Вавилонии. Эти 282 прецедентных права включают экономические положения (цены, тарифы, торговля и коммерция), семейное право (брак и развод), а также уголовное право (нападение, кража) и гражданское право (рабство, долг).Наказания варьировались в зависимости от статуса правонарушителей и обстоятельств правонарушений.

Диоритная стела с надписью Кодекс Хаммурапи, 18 век до н. Э. Art Media / Heritage-Images / Возрастной фотосток

Британская викторина

Известные документы

Какой документ управлял первой пуританской колонией в Массачусетсе?

Кодекс основан на шумерских законах, по которым цивилизованные сообщества жили на протяжении многих веков.Существующий текст написан на аккадском (семитском) языке, но, несмотря на то, что шумерская версия не сохранилась, код предназначался для применения в более широкой сфере, чем любая отдельная страна, и для интеграции семитских и шумерских традиций и народов. Более того, несмотря на несколько примитивных пережитков, касающихся семейной солидарности, ответственности за округ, испытания суровым испытанием и lex talionis (т.е. око за око, зуб за зуб), кодекс вышел далеко за пределы племенных обычаев и не признавал никаких кровная месть, частное возмездие или брак через плен.

Основным (и единственным значительным) источником Кодекса Хаммурапи является стела, обнаруженная в Сузах в 1901 году французским востоковедом Жаном-Винсентом Шейлем и ныне хранящаяся в Лувре.

.

КОДЕКС ХАММУРАБИ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ПРОСМОТРЕТЬ В ИСТОРИИ?

Презентация на тему: «КОДЕКС ХАММУРАБИ, КАК ПРЕСТУПНОСТЬ И НАКАЗАНИЕ ВИДЯТ ЧЕРЕЗ ИСТОРИЮ?» — стенограмма презентации:

1

КОДЕКС ХАММУРАБИ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ПРОСМОТРЕТЬ В ИСТОРИИ?

2

Интерпретировать первоисточник, такой как Кодекс Хаммурапи, посредством создания плакатов. Выразить в письменной форме анализ содержания первоисточника, такого как Кодекс Хаммурапи, 4.05.2015. ЦЕЛИ

3

МАТЕРИАЛЫ 1.Короткая высокосортная бумага 2. Художественные материалы, такие как пентелевые ручки, цветные карандаши, цветные ручки.

4

GRASPS На протяжении всей нашей истории преступность всегда была безудержной. Вы оказываете законодательную помощь представителю Конгресса в своем родном городе. Вам поручено изучить законы, касающиеся преступлений и наказаний. В одном из своих исследований вы натолкнулись на самый старый писаный закон в истории — Кодекс Хаммурапи.Вы должны сделать презентацию о том, согласны вы или не согласны с тем, что Хаммурапи говорит в своем кодексе о наказаниях. Вы должны сделать плакат и слоган, чтобы показать, согласны вы с тем, что он говорит, или нет. Для того, чтобы вы заняли такую ​​позицию, вам предоставляется для анализа Кодекс Хаммурапи. 04.05.2015

5

G — сделать плакат и лозунг, которые будут изображать вашу позицию, которую вы займете: согласны вы или нет с тем, что Кодекс Хаммурапи говорит о его кодифицированном законе R — законодательная помощь представителю Конгресса вашего округа, которому поручено исследовать о различных законах, касающихся преступлений и наказаний. A — конгрессмены и другой исследовательский и юридический персонал, которым было поручено исследование той же задачи, что и вы, 4 мая 2015 г.

6

S- вам поручено провести исследование законов, касающихся преступлений и наказаний P- плакат и слоган, которые будут изображать, согласны вы или нет с Кодексом Хаммурапи S- содержание, креативность и ясность вашей работы 5/4/2015

7

ПРОЦЕДУРЫ 1.Выберите один закон из Кодекса Хаммурапи 2. Скопируйте формат ниже CN: ___Name: ________________________ Раздел: __ «КОД ХАММУРАБИ» (ПЛАКАТ) ___________________________________________________________________ Слоган: Пояснение:

.