Содержание

11. Притча о зерне горчичном, Евангельские притчи

прот. Виктор Потапов

Притчу о зерне горчичном мы встречаем у трёх евангелистов: Матфея (18: 31–32), Марка (4: 30–32) и Луки (13: 19–19). Вот как ее передаёт евангелист Матфей:

«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13: 31–32).

В этой притче нужно понимать, что Христос сравнивает Царство Небесное не с ничтожным по размеру зерном горчичным (у евреев того времени была поговорка: «Мал, как горчичное семечко»), а с конечным процессом его вырастания, когда оно превращается в большое густое дерево, в ветвях которого укрываются стаи птиц. Птицы – метафора, означающая народ Божий, который будет укрываться (спасаться) в имеющей быть основанной Церкви Христовой. На вид мертвое, ничтожно малое горчичное зерно, по слову притчи, «меньше всех семян» – символ тайны воскресения из мертвых. Обо всём этом мы скажем подробнее несколько позже.

Иисус Христос сказал притчу о зерне горчичном сразу после притчи о плевелах. Это не случайно, ибо они взаимосвязаны. В притче о сеятеле сказано, что три части всех посеянных семян погибают, а всходит (спасается) только четвертая часть; притча о плевелах поясняет, что даже этой четвертой части посеянного угрожает большая опасность от плевел. Слушая эти притчи, ученики могли прийти в уныние от такого малого числа людей, которым может быть открыт путь к спасению. Потому Господь и предлагает им притчи о горчичном зерне и закваске. Зерно это, будучи меньше всех семян, когда всходит, делается больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. То же самое будет и с христианской проповедью. Хотя ученики Христовы, по человеческому разумению, были бессильны, но сокрытая в них сила была велика, и проповедь евангельская распространилась по всей вселенной.

Блаженный Иероним пишет об этом так: «Евангельская проповедь меньшее из всех учений. В самом начале оно кажется неправдоподобным: оно проповедует человека и Бога, Бога умирающего, и соблазн креста. Сравни это учение с догматами философов, с их книгами, блистательным красноречием, со сложением их речей, – пишет Иероним, – и увидишь, как семя Евангелия меньше всех этих семян. Но то (учение философов – В.П.), при своем начале, проникая глубоко, не животворит, напротив того, оно слабеет, истощается и, подобно злакам, иссыхает. Благовестие же с виду малое, будучи посеяно в душе верующего или целом мире, укореняется подобно сильному дереву».

Царство Божие, Царство Христа на земле, или Церковь Христова, сначала совсем малое, едва приметное, как горчичное зерно, разрослось. Церковь Христова всегда современна и вмещает в себя множество народов, подобно тому, как в ветвях горчичного дерева укрываются стаи птиц.

В таких жарких странах, как Иудея, горчичное дерево достигает громадных размеров. Оно сильно отличается от горчичных растений в других странах мира, достигающих только роста обычного куста. Под его ветвями может проехать человек на коне; его сучьями топят большие печи; на его ветвях садятся огромные стаи птиц, и ветви его не ломаются даже под тяжестью человека. Семена горчичного дерева считались целебными, и потому само растение было широко известно.

Христос Сам есть и горчичное семя и сеятель. В Нем одном, как в самом семени, заключалась первоначально вся Церковь Его, и от Него она распространилась по всей вселенной. Христос – единый, вечный Глава Церкви; без Него Церкви не было бы. Христос же есть и сеятель, добровольно предавший Себя на смерть и через эту смерть даровавший жизнь Своей Церкви – всем верующим в Него. Он Сам говорит о Себе: «Если пшеничное зерно, падши на землю, не умрет, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» (Ин.12: 24).

Действительно, Христос был малым зерном в глазах людей. Родился Он в отдаленной, в политическом отношении незначительной стране Иудейской; тридцать лет жил в безвестном Назарете, в презираемой Галилее, в доме плотника; Своим учением привлёк к Себе немногих учеников из простых рыбаков и мытарей и, наконец, предав Себя в руки врагов, умер на кресте позорной смертью. Но вот Он воскрес, вознесся к Отцу, и Его Церковь распространилась по всей земле, подобно великому дереву. На Нем сбылось древнее пророчество Иезекииля: «И возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе. На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесёт плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его» (Иез. 17:22–23).

Итак, от Христа, как от горчичного семени, распространилась на весь мир через горсточки неученых апостолов Его Святая Церковь. Тот же процесс происходит и с душой человека, откликнувшегося на евангельское учение: благодать Божия, действующая вначале едва заметно для человека, при его, человека, старании охватывает постепенно всю его душу, совершенствуя ее и делая «храмом Божиим». Действие евангельского учения уподобляет горчичному зерну, и св. Климент Александрийский говорит: «Оно огорчает душу с пользою для нас». То есть заповеди Христовы представляются для нашего привязанного к греху сердца, сначала горькими, неприятными, но, когда мы решимся исполнять их, они становятся целительными и спасительными, ибо они обновляют и преображают наши сердца.

Преп. Исаия пишет: «…Прилично нам подражать свойствам сего семени. Когда Писание называет его самым меньшим из всех семян, то этим показывает, что мы должны возлюбить смиренномудрие, считая себя ниже всякого, и иметь кротость и долготерпение. Его красный (румяный) цвет означает стыдливость и целомудрие, чтобы мы не допускали в плоти нашей ничего порочного. Его острая сила знаменует ненависть к страстям и суетам мира. А что сила его не иначе обнаруживается, как когда оно будет истолчено и истёрто, этим доказывается, что добродетель не принесёт никакой пользы, если в возделывании ее не понесём труда и скорби. Итак, по образу этого семени будем рассматривать себя: подобны ли мы ему смирением сердца, кротостью души, горячностью любви?»

Горчичное семя производит теплоту. Так и благодатное слово Божие, воспринятое сердцем, согревает его. Такую благодатную теплоту ощущали в себе два ученика Христа, Лука и Клеопа, на пути в Еммаус, с удивлением сказавшие: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге?» (Лк. 24: 32). Горчица производит позыв на пищу, а слово Божие возбуждает в душе алкание по Небесному Хлебу, жажду спасения и оправдания во Христе Спасителе.

Еще полнее и яснее Господь говорит об этом спасительном действии Его учения на наше сердце в совсем коротенькой притче о закваске.

_

Притча о зерне горчичном

Горчичное зерно — центральный элемент одной из притч, которую произнес Иисус Христос для своих учеников и последователей. Она посвящена Царствию Небесному. С ее помощью сын Божий пытался объяснить, что это такое.

Евангельская притча

В Новом Завете притча о горчичном зерне содержится сразу в нескольких основных евангелиях. От Марка, Луки и Матфея. Ей традиционно уделяется большое внимание в христианстве, притчу часто приводят в качестве иллюстрации своих проповедей православные и католические священники.

Согласно тексту в Евангелие от Матфея, Иисус Христос начал сразу сравнивать Царствие Небесное с горчичным зерном. Человек берет его и сеет на своем участке. Изначально размер горчичного зерна очень маленький. Большинство других зерен на поле значительно больше и имеют более представительный вид. Поэтому всем вокруг и кажется, что и урожая от них можно ожидать более богатого. Однако, когда горчичное зерно вырастает, оказывается, что оно стало значительно крупнее многих злаков, которые росли с ним по соседству. А вскоре становится настоящим деревом, к которому слетаются птицы со всей округи, чтобы укрыться в его ветвях.

Сравнение с Царством Божием в Евангелие от Марка

Горчичное зерно в Библии сравнивается с Царством Божием. Иисус Христос в Евангелие от Марка обращается к своим ученикам с вопросом — с чем можно уподобить в окружающем нас мире Царство Божие? Какую притчу для него придумать?

Сам же на этот вопрос и отвечает. Приводит в пример горчичное зерно, которое меньше всех семян, когда его сеют в землю. Зато, когда уже посев закончился и семенам пришло время всходить, оказывается, что оно стало намного больше всех окружающих его злаков. В будущем пускает большие ветки. Под их тенью на протяжении многих лет укрываются небесные птицы.

Евангелие от Луки

Лаконичнее всего эта притча изложена в Евангелие от Луки. Иисус опять обращается к ученикам с вопросами, примерно такими же, как и в Евангелие от Марка. Затем быстро переходит к сути своей притчи.

Сразу отмечает, что любое горчичное зерно, посаженное человеком в своем саду, в результате вырастает в большое и плодоносное дерево. Отныне птицы только и делают, что укрываются в его ветвях.

Как мы видим, сразу в нескольких Евангелиях смысл притчи ничем не отличается, а ее содержание зависит исключительно от лаконичности и того размера, к которому стремился каждый из авторов.

Что такое зерно горчицы?

Прежде чем перейти к толкованию притчи о горчичном зерне, нужно разобраться с тем, что под таким зерном понимает каждый из апостолов. Наиболее точный ответ дает специальная энциклопедия Брокгауза. Это однотомное фундаментальное издание, которое по праву считается одним из самых полных и скрупулезных исследований Библии. На русском языке впервые было издано в 1960 году, когда был сделан детальный перевод с немецкого.

В словаре утверждается, что притча посвящена на самом деле семени черной горчицы. Несмотря на то что это однолетнее растение, его высота может достигать двух с половиной и даже трех метров. У него ветвистый стебель, из-за которого некоторые несведущие люди могут принять его за дерево. При этом оно действительно очень привлекательно для различных птиц. Особенно для щеглов. Они не только прячутся в его густой кроне, но и питаются полезными масляными семенами диаметром около одного миллиметра.

Толкование притчи

Притча о горчичном зерне, толкование которой приведено в этой статье, должна научить нас тому, как мал неверующий и невежественный человек. Только проповедь, посаженная в человеческую душу, как в благодатную почву, способна принести плоды, богатые всходы.

Точно также Иисус Христос уподобляет христианскую церковь горчичному зерну. Сначала она была небольшой и неприметной. Но после того как учение сына плотника стало распространяться по миру, ее значение с каждым годом возрастало все больше. В результате птицами, которые укрываются в ветвях горчичного дерева, будут целые народы, которые найдут укрытие под сенью этой мировой религии. Как мы видим, в этом Иисус был прав. Сегодня христианство стало одной из основных мировых религий на планете.

Церковь шагает по планете

Описывая, как растет горчичное зерно, возникает ощущение, что подобным образом Иисус Христос иллюстрирует, как христианская церковь распространяется на новые страны и континенты.

Таким образом, многие исследователи выделяют в этой притче сразу два образа. Не только умножения влияния церкви, но и распространение апостольской проповеди.

Православный богослов Александр (Милеант), епископ Русской православной церкви за границей, который с 1998 по 2005 годы возглавлял весь южно-американский епископат, утверждает, что данное сравнение наглядно подтвердилось стремительным распространением христианского учения по многим языческим странам.

Церковь, которая в начале пути была неприметным для большинства окружающих религиозным сообществом, представленным малочисленной группой галилейских рыбаков, за две тысячи лет охватила всю планету. Начиная от дикой Скифии, заканчивая знойной Африкой. Начиная от промозглой Британии и заканчивая таинственной и загадочной Индией.

Соглашается с ним архиепископ Аверкий (Таушев). Еще один епископ русской православной церкви за границей, в 60-70-х годах возглавлявший епископат в Сиракузах. Он также пишет, что проповедь прорастает в душе человека, как в притче о горчичном зерне. Для детей такой образ является очень наглядным и доступным. Они сразу понимают, о чем идет речь.

Конечно, отмечает Аверкий, от одной проповеди эффекта увидеть, скорее всего, не удастся. Но со временем едва приметные веяния все больше захватят душу человека. Она окончательно станет полноценным вместилищем исключительно добродетельных помыслов.

Интерпретация Иоанна Златоуста

Оригинальную интерпретацию этой притчи предлагает святитель Иоанн Златоуст. Это знаменитый архиепископ Константинопольский, живший в IV-V веках нашей эры. Вместе с Григорием Богословом и Василием Великим он до сих пор почитается, является одним из Вселенских учителей и святителей, автором многочисленных богословских сочинений.

В одном из них Иоанн Златоуст сравнивает горчичное зерно уже с самим Иисусом Христом. Святитель утверждает, что если вникнуть в эту притчу со всей тщательностью, то выяснится, что ее вполне можно применить и к самому Спасителю. Он, как и зерно в притче, на вид был неказист и ничтожен. Его век был невелик, Христос прожил всего 33 года.

Совсем другое дело, что неисчислимым оказался его век на небесах. К тому же в нем одном соединились сразу несколько ипостасей. Сына человеческого и сына Божьего. Он был сокрушен людьми, но его страдания сделали Иисуса настолько великим, что он превзошел всех своих предшественников и последователей, которые подобным образом пытались вести за собой народы.

Он неразлучен со своим небесным Отцом, поэтому именно на его плечах небесные птицы находят покой и приют. С ними Иоанн Златоуст сравнивал всех апостолов, учеников Христа, пророков, а также всех избранных, которые искренне поверили в его учение. Очищать души от скверны Христу удавалось за счет собственной теплоты, под своей сенью он готов укрыть любого, кто нуждается в нем, от мирского зноя.

После смерти его тело будто посеяли в землю. Но он проявил завидную плодоносную силу, восстав уже через три дня из мертвых. Своим воскресением он прославил себя больше любого пророка, хоть при жизни мог многим казаться и меньше, и ничтожнее их. Его слава в итоге процвела от земли до самых небес. Он сам посеял себя на земной почве и пророс в мир, ведущий к его небесному Отцу.

Интерпретация Феофилакта Болгарского

Интересное собственное видение этой притчи предлагает еще один святитель — Феофилакт Болгарский. Архиепископ Болгарии на рубеже XI-XII веков.

Феофилакт призывает каждого из прихожан быть горчичным зерном. С виду казаться незначительным, не заноситься, не хвалиться своей добродетелью, но в тоже время пылко и ревностно следовать всем христианским заповедям. Если каждый будет придерживаться таких жизненных принципов, то небесные птицы в виде ангелов будут отдыхать у него на плечах. Так священник интерпретирует притчу, рассказанную Иисусом.

Толкования Священного Писания. Толкования на Мф. 13:31

Толкования Священного Писания. Толкования на Мф. 13:31

  • Ветхий завет

    • Бытие
    • Исход
    • Левит
    • Числа
    • Второзаконие
    • Иисус Навин
    • Судьи
    • Руфь
    • 1-я Царств
    • 2-я Царств
    • 3-я Царств
    • 4-я Царств
    • 1-я Паралипоменон
    • 2-я Паралипоменон
    • Ездра
    • Неемия
    • 2-я Ездры
    • Товит
    • Иудифь
    • Есфирь
    • Притчи
    • Екклесиаст
    • Песня Песней
    • Премудрость Соломона
    • Сирах
    • Иов
    • Исаия
    • Иеремия
    • Плач Иеремии
    • Послание Иеремии
    • Варух
    • Иезекииль
    • Даниил
    • Осия
    • Иоиль
    • Амос
    • Авдий
    • Иона
    • Михей
    • Наум
    • Аввакум
    • Софония
    • Аггей
    • Захария
    • Малахия
    • 1-я Маккавейская
    • 2-я Маккавейская
    • 3-я Маккавейская
    • 3-я Ездры
    • Псалтирь

      • 1—10
      • 11—20
      • 21—30
      • 31—40
      • 41—50
      • 51—60
      • 61—70
      • 71—80
      • 81—90
      • 91—100
      • 101—110
      • 111—120
      • 121—130

Толкование Евангелия на каждый день года.Среда 6-й седмицы по Пятидесятнице

Мф., 53 зач., 13, 31–36

Сказал Господь такую притчу: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом.

«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его».

Одно зерно горчичное взял человек и посеял на поле своем. Какая странная картина! Одно зерно, которое меньше всех семян, почти невидимое на ладони. Но вот оно прорастает, дает зеленый побег, затем колосится – если есть у нас терпение ждать и заботиться о растении. Таково Царство Небесное. Почему, Господи, мир кажется бесконечно далеким от Твоего Царства? Почему так мало людей следуют Твоему Евангелию до конца? Родители, супруги, служители Христовы, все христиане – смотрите, какие всходы пробиваются в мире! Не внешняя видимость имеет значение. Перед очами воскресшего Христа – большое дерево. Не оставайся никто со своим крошечным горчичным зерном! Помни о птицах, которые будут петь в ветвях расцветшего дерева. И бросай его в землю, твое единственное, крошечное зерно.

«Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все». И снова – такое же соотношение между началом и концом, причиной и следствием. Малая горсть закваски, соединенная с тремя мерами – с сорока килограммами муки. То же явление сокрытой силы жизни! Служение Христово было ограничено для внешнего взора малой деятельностью – в неприметной провинции Римской империи. Но Господь видел далеко. Его взгляд простирался до конца времен, когда Бог будет «всяческая во всем», когда тесто всего человечества вскиснет от закваски Его благовестия. А мы, христиане, что должны мы делать сегодня, в чем заключается наш духовный труд на том месте, где мы поставлены Богом. Как стать нам Христовой закваской, как раствориться в жертвенной самоотдаче среди людей, стать силой жизни, невидимой, отдающей себя до конца тем, кто рядом с нами? Любовь, когда она по дару Христа вселяется в нас, вера, когда она делает осмысленной жизнь, надежда, когда она прогоняет отчаяние, – это и есть закваска, от которой неприметно, медленно вскисает все тесто. Христианин, – те, кто рядом с тобой, нуждаются в твоем христианстве. Им жизненно необходима твоя вера, твоя надежда, твоя чистота, твое мужество, твое истинное видение всех событий.

Православная мозайка — Евангельская притча о горчичном зерне

ПРИТЧА О ГОРЧИЧНОМ ЗЕРНЕ  

(Евангелие от Матфея, глава 13)

31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,

32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

(Евангелие от Марка, глава 4)

30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?

31 Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;

32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О ГОРЧИЧНОМ ЗЕРНЕ  

От Блаженного Феофилакта Болгарского ( на Евангелие от Матфея. )

Горчичное зерно — это проповедь и апостолы. Ибо, хотя их, по-видимому, и немного было, они объяли всю вселенную, так что птицы небесные, то есть те, которые имеют легкую и взлетающую ввысь мысль, отдыхают на них. Итак, будь же и ты горчичным зерном, малым по виду (ибо не должно хвалиться добродетелью), но теплым, ревностным, пылким и обличительным, ибо в таком случае ты делаешься больше «зелени», то есть слабых и несовершенных, сам, будучи совершенным, так что и птицы небесные, то есть ангелы, будут отдыхать на тебе, ведущем ангельскую жизнь. Ибо и они радуются о праведных.

(на Евангелие от Марка)

Мало слово веры: потому что следует только уверовать во Христа, и ты спасешься. Видишь, что слово сие столь же мало, как и горчичное зерно. Но посеянная на землю проповедь слова расширилась и разрослась, так что на ней покоятся птицы небесные, то есть все люди с выспренним и горним умом и знанием. В самом деле, сколько мудрых успокоилось на этой проповеди, оставив эллинскую мудрость! Таким образом проповедь сделалась больше всего и пустила великие ветви. Ибо апостолы как ветви разошлись: один — в Рим, другой — в Индию, третий — в Ахаию, прочие же — в другие страны земли. Господь говорит народу многими притчами, предлагая притчи сообразно с состоянием слушателей. Поскольку народ был прост и неучен, то поэтому напоминает ему о горчичном зерне, о траве и семени, дабы известными ему и обыкновенными предметами научить его чему-либо полезному или заставить его подойти и спросить, и по вопросе разуметь непонятное. Так, ученикам объяснял Он все наедине, поскольку они прямо приступали к Нему и спрашивали. Объяснял же все только такое, о чем они спрашивали и чего не знали, а не вообще все, даже и ясное. Ибо когда уразумевали то, о чем спрашивали, то из этого становилось ясно для них и другое, и таким образом разрешалось для них все.

От Праведного Иоанна Кронштадтского ( на Евангелие от Матфея. )

**Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем**

Говорится о внутреннем царствии в человеке, которое есть Небесное Царство по тем небесным дарам, которые получает душа верного христианина. Оно поначалу, действительно, как незаметное горчичное зерно.

**которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его**

(Царствие Божие) постепенно возрастает все больше и больше, так что наконец становится как бы большим сеннолиственным деревом, под которым могут укрываться многие. Примеры: Пресвятая Дева Богородица, Которая осеняет покровом Своим весь мир; апостолы, в богомудрых посланиях коих, исполненных духа и силы и всеобщей пригодности, укрываются все благочестивые люди, как в ветвях большого дерева птицы, находя в них и пищу и покой; святые Божии, например Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Антоний и Макарий Египетские и другие, которых писания и деяния служат для жаждущих благочестия душ прибежищем, к духовному услаждению и спасению.

Дневник. Том I. 1856.

От Митрополита Антония Сурожского

<…> Я хочу обратить ваше внимание на целый ряд моментов в этом коротком отрывке. Для чего приносится свеча? Для того, чтобы светить. А кому? Разумеется, не только тому, кто эту свечу принес и зажег. Она должна светить всем, кто находится в комнате. Эта свечка, поставленная на окно или просто стоящая на столе в хижине, может явиться путеводной звездой для потерявшегося человека. То же самое Христос говорит о том, что мы слышим, чему научились, что раскрылось и расцвело в нашей душе, о том слове, том понимании, которое в нашей душе уже принесло какой-то свой плод. Раньше я говорил, что нам дано с другими делиться тем богатством, которое выпало на нашу долю, другим давать то, что мы получили. А что будет иначе? Иначе мы потеряем то, что нам было дано. Ведь можно сказать, что в конечном итоге все это, конечно, дело Божие. Апостол Павел в Послании к коринфянам говорит: я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог ((см.: 1 Кор. 3, 6). И это мы должны помнить. Причем мы должны помнить: быстрота, с которой слово растет, не обязательно соответствует нашему желанию, чтобы все исполнилось как можно скорее. Как запало в душу слово, образ, понимание, как взошло — иногда непостижимо. Не сразу духовно оживший человек становится зрелым человеком. Нужно иметь терпение и с собой и с другими. Напрасно мы иногда падаем духом, не видя в себе и в других желанного роста, — Божие семя рано или поздно взойдет. Прежде нежели колос может показаться над землей, должно произойти нечто неизбежное с семенем под землею: оно должно раствориться, как бы исчезнуть. Семя это перестает быть замкнутой единицей, оно пронизывается, пропитывается влагой, его больше узнать нельзя, отличить от земли нельзя. И только тогда, когда это семя уже нельзя отличить от почвы, в которой оно находится, тогда начинается плодотворение. И этот плод может явиться не только драматически, каким-то потрясающим образом, но самым малым, незаметным образом.

Об этом говорит рассказ о горчичном зерне. Малюсенькое зерно падает на землю, углубляется в нее, начинает таять, как бы исчезать, перестает иметь свою обособленную личность, ради того чтобы сродниться, срастись с той почвой, в которой оно находится. Потом это малюсенькое зерно дает плод, и вырастает целый куст, где могут укрыться птицы небесные, громадные по сравнению с малюсеньким зерном. И поэтому нам надо помнить, что не обязательно мы должны что-то громадное принести, какое-то откровение дать. Иногда одно слово, сказанное вовремя, даже сказанное нечаянно, может человеку переменить жизнь. Причем не обязательно Божественное слово — просто слово, которое исходит из недр чего-то чему мы сами научились.

Когда-то я преподавал в Русской гимназии в Париже. Помню, однажды девочка лет четырнадцати сидела и весь урок плакала. Когда она выходила, я стоял у дверей. Я ее остановил и сказал: «Не отчаивайся никогда!» Она прошла мимо. Я не знал, что с этим словом случилось; но для меня это слово имело громадное значение, потому что я верю в помощь Божию в этом отношении. Двадцать пять лет спустя она меня разыскала и написала письмо, что в тот день эти слова дали ей силу жить и надежду на будущее; это будущее перед ней раскрылось, как победа. В тот момент я только сказал ласковое слово бедной плачущей девочке, но оно было сказано изнутри моего собственного опыта и из того, чему я научился от Христа. И это очень значительно переменило для нее нечто <…>.

Антоний Сурожский, митр. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. Евангелие от Марка. М.: «Даниловский благовестник», 1998.

От Протоиерея Андрея Ткачева

Православная мозайка

Притча о зерне горчичном — Википедия

Семена чёрной горчицы. Как можно видеть, они едва превышают 1 миллиметр в диаметре

Притча о зерне горчичном — одна из притч Иисуса Христа о Царствии Небесном.

Евангельский текст

Притча содержится в евангелиях от Матфея, Марка и Луки:

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.
Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

Толкование

Согласно «Библейской энциклопедии Брокгауза», под горчичным зерном понимается семя чёрной горчицы (Brasica nigra). Она, хотя и является однолетним растением, может достигать высоты 2,5—3 м, имеет ветвистый стебель и поэтому выглядит как дерево, действительно привлекательное для птиц (щеглов) своими питательными маслянистыми семенами, диаметр которых составляет 0,95—1,1 мм[1].

Сравнивая Царство Небесное с горчичным зерном, Господь хотел сказать апостолам, что, хотя они и малы, уничижены, но проповедь их, подобно семени, посаженному в почву, то есть в душу человека, способна принести богатые всходы и Церковь Христова, вначале малая и неприметная для мира, так распространится на земле, что множество народов, как птицы небесные в ветвях дерева горчичного, укроются под её сенью.

Таким образом, в толковании притчи можно выделить как образ умножения Церкви и распространения апостольской проповеди:

Это сравнение Царства Божия с горчичным зерном вполне подтвердилось быстрым распространением Церкви по странам языческого мира. Церковь, будучи вначале малым, для остального мира неприметным религиозным обществом, представленным малочисленной группой некнижных галилейских рыбаков, распространилась в течение двух столетий по всему лицу тогдашнего мира — от дикой Скифии до знойной Африки и от далекой Британии до таинственной Индии.

так и образ действия слова Божия в душе человека:

Точно также бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божьей, едва приметное поначалу, все более и более охватывает душу, которая становится постепенно вместилищем различных добродетелей.

Святитель Иоанн Златоуст сравнивает горчичное зерно с Христом[4]:

Теперь, если мы вникнем в этот предмет со всей тщательностью, мы найдем, что притчу эту можно применить к самому Спасителю. Ведь и Он был ничтожен на вид; и Он недолговечен в мире нашем и велик на небе; Он — и Сын человеческий, и Бог, Сын Божий; Он — неисчетный, вечный; Он — невидимый, небесный, доступный вкушению одних лишь верных; Он был сокрушен и по страдании сделался белым как молоко; Он величием превосходит всякое другое растение; Он — неразлучное с Отцом Слово; Он — Тот, на котором обитают птицы небесные, то есть пророки, апостолы и все избранные; Он Своей собственной теплотой очищает страдания души, Он освежает нас водой крещения, и под Его сенью мы укрываемся от мирского зноя; Он по смерти своей был посеян в землю и, там явив плодоносную силу, тридневно восставил святых из гробов мертвых; Он воскресением Своим показал себя больше всякого пророка; Он спасает всех силой Отчей; Он от земли процвел до небес; Он, будучи посеян на собственном поле, в мире, верующих в Него приводит к Отцу.

К сказанному Святитель Феофилакт Болгарский добавляет[5]:

Итак, будь же и ты горчичным зерном, малым по виду (ибо не должно хвалиться добродетелью), но теплым, ревностным, пылким и обличительным, ибо в таком случае ты делаешься больше «зелени», то есть слабых и несовершенных, сам, будучи совершенным, так что и птицы небесные, то есть ангелы, будут отдыхать на тебе, ведущем ангельскую жизнь. Ибо и они радуются о праведных.

Примечания

Ссылки

Притча о зерне горчичном — Википедия. Что такое Притча о зерне горчичном

Семена чёрной горчицы. Как можно видеть, они едва превышают 1 миллиметр в диаметре

Притча о зерне горчичном — одна из притч Иисуса Христа о Царствии Небесном.

Евангельский текст

Притча содержится в евангелиях от Матфея, Марка и Луки:

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.
Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

Толкование

Согласно «Библейской энциклопедии Брокгауза», под горчичным зерном понимается семя чёрной горчицы (Brasica nigra). Она, хотя и является однолетним растением, может достигать высоты 2,5—3 м, имеет ветвистый стебель и поэтому выглядит как дерево, действительно привлекательное для птиц (щеглов) своими питательными маслянистыми семенами, диаметр которых составляет 0,95—1,1 мм[1].

Сравнивая Царство Небесное с горчичным зерном, Господь хотел сказать апостолам, что, хотя они и малы, уничижены, но проповедь их, подобно семени, посаженному в почву, то есть в душу человека, способна принести богатые всходы и Церковь Христова, вначале малая и неприметная для мира, так распространится на земле, что множество народов, как птицы небесные в ветвях дерева горчичного, укроются под её сенью.

Таким образом, в толковании притчи можно выделить как образ умножения Церкви и распространения апостольской проповеди:

Это сравнение Царства Божия с горчичным зерном вполне подтвердилось быстрым распространением Церкви по странам языческого мира. Церковь, будучи вначале малым, для остального мира неприметным религиозным обществом, представленным малочисленной группой некнижных галилейских рыбаков, распространилась в течение двух столетий по всему лицу тогдашнего мира — от дикой Скифии до знойной Африки и от далекой Британии до таинственной Индии.

так и образ действия слова Божия в душе человека:

Точно также бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божьей, едва приметное поначалу, все более и более охватывает душу, которая становится постепенно вместилищем различных добродетелей.

Святитель Иоанн Златоуст сравнивает горчичное зерно с Христом[4]:

Теперь, если мы вникнем в этот предмет со всей тщательностью, мы найдем, что притчу эту можно применить к самому Спасителю. Ведь и Он был ничтожен на вид; и Он недолговечен в мире нашем и велик на небе; Он — и Сын человеческий, и Бог, Сын Божий; Он — неисчетный, вечный; Он — невидимый, небесный, доступный вкушению одних лишь верных; Он был сокрушен и по страдании сделался белым как молоко; Он величием превосходит всякое другое растение; Он — неразлучное с Отцом Слово; Он — Тот, на котором обитают птицы небесные, то есть пророки, апостолы и все избранные; Он Своей собственной теплотой очищает страдания души, Он освежает нас водой крещения, и под Его сенью мы укрываемся от мирского зноя; Он по смерти своей был посеян в землю и, там явив плодоносную силу, тридневно восставил святых из гробов мертвых; Он воскресением Своим показал себя больше всякого пророка; Он спасает всех силой Отчей; Он от земли процвел до небес; Он, будучи посеян на собственном поле, в мире, верующих в Него приводит к Отцу.

К сказанному Святитель Феофилакт Болгарский добавляет[5]:

Итак, будь же и ты горчичным зерном, малым по виду (ибо не должно хвалиться добродетелью), но теплым, ревностным, пылким и обличительным, ибо в таком случае ты делаешься больше «зелени», то есть слабых и несовершенных, сам, будучи совершенным, так что и птицы небесные, то есть ангелы, будут отдыхать на тебе, ведущем ангельскую жизнь. Ибо и они радуются о праведных.

Примечания

Ссылки

Что означает притча о горчичном семени?

Вопрос: «Что означает притча о горчичном семени?»

Ответ:


Как и все притчи, цель притчи о горчичном семени состоит в том, чтобы научить концепции или «большой идее», используя элементы или детали, такие как птицы, сорняки и рост, которые являются общими, легко узнаваемыми и обычно представляют что-то еще. . Хотя сами элементы имеют важное значение, чрезмерное внимание к деталям или буквальное внимание к элементу обычно приводит к ошибкам толкования и упускает основной смысл притчи.Одна из возможных практических причин, по которым Иисус использовал притчи, заключается в том, что притчи передают концепцию или идею с помощью словесных изображений. Изображая концепции, сообщение не так легко теряется из-за изменений в словоупотреблении, технологии, культурном контексте или с течением времени, как это могло бы быть с буквальным подробным повествованием. Две тысячи лет спустя мы все еще можем понимать такие понятия, как сходство, рост, наличие злого влияния и т. Д. Этот подход также способствует практической реализации принципов, а не жесткому соблюдению законов.Дальнейший акцент на особом моменте делается, когда несколько притч приводятся последовательно на одну и ту же тему, как в случае с притчей о горчичном семени.

Притча о горчичном семени содержится во всех трех синоптических евангелиях (от Матфея 13: 31–32; от Марка 4: 30–32; от Луки 13: 18–19). Однако Евангелие от Матфея предоставляет нам самую второстепенную информацию, так как оно включает одну притчу до и после притчи о горчичном семени, каждое учение посвящено одному и тому же предмету. Каждая из трех притч: сорняки среди пшеницы, горчичное зерно и дрожжи имеют шесть общих элементов, обеспечивая структуру, которая помогает нам интерпретировать отдельные притчи.Общие элементы: (1) сходство с «Царством Небесным», земной сферой исповедания, как истинной, так и ложной; (2) «человек», Христос; (3) «поле» — мир; (4) «семя», Слово Божье или его влияние; (5) «рост» или «распространение» — рост церкви; и (6) присутствие зла, символизируемое сорняками, птицами небесными и дрожжами.

Притча о горчичном семени преподается в риторических преувеличениях. Здесь Иисус использует куст / дерево, происходящее из семени (Иоанна 12:24), чтобы представить рост царства, что согласуется с другими ссылками на дерево / царство (Иезекииль 17:23 и Даниил 4: 11-21).Рост семени привлекает присутствие зла, изображаемого в виде птиц (Матфея 13: 4,19; Откровение 18: 2), чтобы разбавить церковь, используя ее преимущества.

Итак, картина, нарисованная Иисусом в притче о горчичном семени, изображает скромное начало церкви, переживающей стремительный рост. Он разрастается и становится источником пищи, отдыха и убежища как для верующих, так и для лиц, исповедующих ложное исповедание, которые стремятся потреблять или использовать его преимущества, живя или смешиваясь с тем, что было произведено семенем (1 Коринфянам 5: 1; 6: 7; 2 Коринфянам 11:13; Галатам 1: 7).Другими словами, Иисус предсказывает, что, хотя церковь станет чрезвычайно большой с самого начала, она не останется чистой. Хотя это не осуждение «величия» современного христианства, оно показывает нам величайшее бремя, которое оно несет. Притча о горчичном семени является одновременно предсказанием и предупреждением. Давайте послушаем его послание.

.

Притча о горчичном зерне

«[Иисус] сказал:« С чем мы можем сравнить Царство Божье или какую притчу использовать для него? Это похоже на горчичное зерно, которое при посеве на землю является самым маленьким из всех семян на земле, но когда оно посеяно, оно вырастает и становится больше всех садовых растений и дает большие ветви, так что что птицы небесные могут вить гнезда в его тени ».

— Марка 4: 30–32

С помощью различных притч, записанных в Марка 4, которые включают метафору прорастающего семени, Иисус проливает свет на различные истины о Царстве Божьем.Притча о сеятеле в стихах 1–20 указывает на то, что проповедь Царства не найдет постоянного приема у каждого, кто ее слышит; скорее, только добрая земля — ​​те, кого Господь избрал гражданами Царства, — получат Слово Божье для жизни вечной. В притче о растущем семени (ст. 26–29) наш Господь подчеркивает таинственный, невидимый рост Царства согласно благоволению Бога и терпеливым ожиданиям верных служителей, сеющих так, как Он повелел.Сегодняшний отрывок, притча о горчичном зерне, подчеркивает контраст между скромным началом царства Господа и его окончательной, завершенной формой (ст. 30–32).

Царство Божье, говорит наш Спаситель, подобно горчичному зерну, которое «самое маленькое из всех семян на земле» (ст. 30–31). Теперь, конечно, мы знаем, что есть семена меньшего размера, чем горчичное. Фактически, в Палестине первого века были посажены семена меньшего размера, чем семена горчицы, и Христос определенно знал это.Но цель нашего Господа в этой притче не для того, чтобы преподать нам урок ботаники. В культуре того времени горчичное зерно часто использовалось в пословицах для самых маленьких вещей, о которых можно было подумать. Иисус использует это слово в этой притче. Его точка зрения состоит в том, что начало царства крошечное до такой степени, что оно кажется незначительным. Его начало почти никто не замечает, как и на горчичное зерно почти никто не обращает внимания.

Тем не менее, королевство нельзя оценивать по его скромному, почти невидимому происхождению.Ибо подобно тому, как горчичное зерно вырастает в самое большое садовое растение, Царство Божье в конце концов разрастается до такой степени, что никто не может его пропустить (ст. 32). История подтверждает истинность учения нашего Спасителя. Он начал с двенадцати обычных людей, которых назначил Апостолами, и с горсткой других последователей. Он жил и умер в захолустной провинции Римской империи и упоминается лишь вскользь в светских исторических источниках того времени. Но со времени служения Христа, смерти, воскресения и вознесения Царство Божье неуклонно росло.Его церковь находится по всему миру, и она растет даже в самых враждебных странах. Горчичное зерно постепенно превращается в горчичное растение.

Корам Део

Жан Кальвин комментирует эту притчу о том, что «Господь открывает свое правление слабым и презренным началом, для определенной цели, чтобы его сила могла быть более полно проиллюстрирована ее неожиданным прогрессом». Нет другого объяснения роста Царства Христа, кроме того, что это работа Бога.Постоянное существование и рост церкви Христа — мощное подтверждение Его Евангелия.

Отрывки для дальнейшего изучения

Бытие 15: 1–6
3 Царств 19: 9–18
Матфея 13: 31–33
Луки 13: 18–21

.

Что означает притча о растущем семени (Марка 4: 26-29)?

Вопрос: «Что означает притча о растущем семени (Марка 4: 26-29)?»

Ответ:


Первое, что мы замечаем в этой притче, — это ее сходство с притчей о сеятеле в Марка 4: 2–9. В некотором смысле эта притча расширяет учение Иисуса о том, как «добрая почва» (восприимчивое сердце) принимает «семя» (Слово Божье).

В притче о растущем семени Иисус рассказывает о человеке, который разбрасывает семя по земле, а затем позволяет природе идти своим чередом.Когда человек, посеявший семя, изо дня в день занимается своими делами, семя начинает оказывать влияние. Сначала всходят семена; затем он дает стебель и листья, затем кочан и, наконец, полностью развитые зерна в кочане. Иисус подчеркивает, что все это происходит без помощи человека. Человек, рассыпавший семя, не может даже полностью понять, как это происходит — это просто работа природы. «Сама по себе земля производит» (стих 28).

Притча заканчивается урожаем.Как только зерно созревает, используют серп и собирают семена. Это происходит в самый подходящий момент.

Иисус не объяснил эту притчу, как некоторые другие. Вместо этого Он предоставил нам понять его значение. Принимая семя за Слово Божье, как в Марка 4:14, мы можем истолковать рост растений как действие Слова Божьего в индивидуальных сердцах. Тот факт, что урожай растет без вмешательства фермера, означает, что Бог может достичь Своих целей, даже когда мы отсутствуем или не осознаем, что Он делает.Цель — созревшее зерно. В надлежащее время Слово принесет свой плод, и Господь жатвы (Луки 10: 2) будет прославлен.

Истина этой притчи хорошо проиллюстрирована на примере роста ранней церкви: «Я насадил семя, Аполлос полил его, но Бог увеличил его» (1 Коринфянам 3: 6). Точно так же, как фермер не может заставить расти урожай, евангелист не может навязать духовную жизнь или рост другим.

Подытоживая суть притчи о растущем семени: «То, как Бог использует Свое Слово в сердце человека, загадочно и совершенно не зависит от человеческих усилий.«Да будем мы верны в том, чтобы« сеять семя », молиться о жатве и оставлять результаты Господу!

.

Что означает вера в горчичное зерно?

Вопрос: «Что значит иметь веру горчичного зерна?»

Ответ:


Вера настолько важна для христианской жизни, что Писание говорит нам, что без нее невозможно угодить Богу (Евреям 11: 6). И все же вера — это такой могущественный дар от Бога (Ефесянам 2: 8–9). Христос сказал Своим ученикам, что даже крошечной ее мерой, размером с горчичное зерно, они могут свернуть горы. Итак, что означает «вера в горчичное зерно»?

Мы дважды встречаем упоминание о «вере горчичного зерна» в Писании.Во-первых, в Евангелии от Матфея 17: 14–20 мы видим, что ученики Христа не в состоянии изгнать демона из мальчика, даже несмотря на то, что Иисус ранее дал им власть сделать именно это (Матфея 10: 1). Когда они спросили Иисуса, почему они не смогли изгнать демона, Учитель ответил: «Потому что у тебя так мало веры. Я говорю вам правду, если у вас есть вера размером с горчичное зерно, вы можете сказать этой горе: «двигайтесь отсюда туда», и она сдвинется; Для вас не будет ничего невозможного »(от Матфея 17: 14–20).Затем, в Евангелии от Луки 17: 6, Иисус говорит Своим ученикам: «Если вы имеете малую веру, как горчичное зерно, то можете сказать этому тутовому дереву:« Вырвитесь с корнем и посадите в море », и оно будет послушно вам». Используя необычно маленькое горчичное зерно в качестве примера, Иисус образно говорит о неисчислимой силе Бога, высвобожденной в жизни тех, кто имеет истинную веру.

Мы знаем, что это утверждение о перемещении гор и выкорчевывании деревьев верой не следует понимать буквально. Ключом к пониманию этих отрывков является природа веры, которая является даром от Бога.Сила веры отражает всемогущую природу Бога, который дарует веру в Себя. Горчичное зерно — одно из самых крошечных семян, которое можно найти на Ближнем Востоке, поэтому можно сделать вывод, что количество веры, необходимое для совершения великих дел, действительно очень мало. Так же, как в притче о горчичном зерне (Матфея 13: 31–32), Иисус использует риторические преувеличения, чтобы подчеркнуть, что мало значит много, когда оно исходит от Бога. Горчичное зерно в притче вырастает в огромное дерево, представляющее крошечные истоки христианства, когда всего несколько учеников начали проповедовать и учить Евангелие.В конце концов, королевство выросло до огромных размеров, охватив весь мир и растянувшись на века.

Точно так же и мельчайшая частичка веры, когда это истинная вера от Бога, достигает огромных размеров в жизнях верующих и распространяется, чтобы влиять на всех, с кем они соприкасаются. Достаточно только прочитать истории великих мужей веры, такие как «Книга мучеников » Фокса , чтобы знать, что сверхчеловеческие подвиги совершались теми, чья вера когда-то была размером с горчичное зерно.

.