Содержание

Грех уныния — причины, признаки, борьба

Уныние это грех

Уныние это расслабление как тела, так и души. Этот грех заставляет человека опустить руки, потерять всякое желание что-либо делать, утратить надежду.

Преподобный Амвросий Оптинский описывает это так: «Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает» (“Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского”, часть 2).

Уныние этоДепрессия — современное обозначение уныния

Депрессия — синоним уныния

Нередко уныние называют “полуденным бесом”, проводя параллель с 90 псалмом (Пс. 90:7) из-за того, что уныние чаще всего настигает людей в полдень. По наблюдениям старцев, в это время монахов, которые просыпаются очень рано, посещает сонливость и суетные мысли.

Почему уныние считается смертным грехом? Дело в том, что оно действует в связке с гордостью. Унывающий человек обычно перекладывает ответственность за неудачи с себя на других людей, обстоятельства, судьбу. Пытается назначить виноватым в неприятностях кого угодно, но не себя. Это — одно из проявлений гордости. Из-за этого уныние представляет большую опасность даже для самых ревностных христиан.

Даже среди неверующих людей уныние считается весьма опасным недугом. Распространённое в наши дни явление — депрессия — является его светским обозначением и прямым проявлением. Для лечения депрессии используют помощь психологов и различные препараты. Христиане тоже борются с проявлениями уныния. Только вместо психологов — священники и духовники, а вместо лекарств — молитва и труд.

Проявления уныния

Уныние это один из видов неверия. Человек разочаровывается в Боге, начинает отчаиваться.

«Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений. Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, от того и томимся», — так описывает причины появления уныния преподобный Амвросий Оптинский (Полное собрание сочинений преподобного Амвросия Оптинского).

 Уныние, как и любой смертный грех, многогранно. Оно может подступить к человеку с любой стороны. Чаще всего именно уныние становится первой страстью на пути духовного взросления. Оно отвлекает от молитвы, посылает суетные мысли, заставляет сомневаться даже в Том, кто незыблем и вечен — в Боге. Особенно сильно уныние действует в одиночестве. Одинокий человек куда легче поддаётся скуке, унынию и отчаянию. Именно поэтому начинающим инокам  советуют проживать в общежитии. Молитвенный подвиг в одиночестве — это удел опытных монахов.

Проявления уныния в духовной жизни разделяют на три категории:

— охлаждение к молитве, сомнения в её действенности;

— леность, полное нежелание вести духовную борьбу со своими страстями и недостатками;

— стремление заниматься чем угодно — даже совершать внешние добрые дела, но не совершенствоваться в своей внутренней жизни.

Маловерие — симптом уныния

Одним из опаснейших проявлений уныния считается охлаждение к Господу. Человек забывает всё то добро, что Он сделал ему, забывает всю помощь, которую получил. Мы начинаем роптать или сомневаться в вере. Это ведёт к неизбежной гибели души, к потере Бога.

Тем не менее, через искушения, подобные унынию, необходимо пройти православному христианину. Они позволяют человеку преодолеть свои слабости, увидеть свои пороки и начать борьбу с ними.

Подобные потрясения потребны для человека-христианина, носящего земляное тело, с которым связана его бессмертная душа. Без таких потрясений христианин не только не может приносить духовных плодов, но может погибнуть от возношения, что и случилось с падшими ангелами. Итак, лучше будем смиряться при наших немощах и неисправности нашей, прося помилования от Господа единым Его милосердием”, — так пишет о неизбежности искушения унынием Амвросий Оптинский (“Симфония по творениям преподобных оптинских старцев”, Т. II).

Последствия уныния

Как и за любой совершённый грех, за потакание любой страсти, за уныние человек наказывает себя сам. Он становится вялым и слабым, не способным сосредоточиться и сконцентрироваться как в молитве, так и в повседневных или рабочих делах. Унывающий человек своими руками разрушает достигнутое и в мирской, и в духовной жизни. Не исправляются недочёты в работе, портятся отношения в семье, забрасываются полезные привычки, появляются пропуски в ежедневной молитве, посещения церкви становятся всё реже и реже.

Самое страшное наказание, которое может навлечь на себя унывающий человек, это потеря Бога в душе. Своим унынием человек не просто теряет Господа, он отталкивает Его, заполняя сердце саможалением, отчаянием, ропотом и неверием.

Как бороться с унынием

Бороться с унынием помогает воля человека, его способность заставлять себя делать то, чего не хочется. И главное условие в этой борьбе — постоянство. Необходимо постоянно заставлять себя придерживаться привычного распорядка дня, нагружать себя работой. При этом не отдаляться от друзей и родственников, не зацикливаться на предмете уныния. Одним из лучших решений в этой ситуации является изматывающий физический труд. 

Другое оружие, которым нужно бороться с любым грехом и в особенности с унынием, это молитва. Молясь, мы и разумом, и душой устремляемся к Богу, Единственному, кто может помочь нам победить грех.

“Говорят: нет охоты, так не молись — лукавое мудрование плотское; не стань только молиться, так и совсем отстанешь от молитвы; плоть того и хочет. Царствие Небесное нудится (Мф. 11:12), без самопринуждения к добру не спасёшься.” — пишет в своём дневнике святой Иоанн Кронштадский (“Моя жизнь во Христе”, Т. 1, запись 601).

Действительно, если уныние побеждает тебя, отвлекает от молитвы, мешает сосредоточиться, то бросить молитву — значит поддаться греху. Молитва приводит душу в сосредоточенное состояние и помогает победить страсть.

В состоянии уныния следует читать 26, 36, 39, 53, 101 псалмы. Также полезны молитвы об избавлении от уныния святого Иоанна Кронштадтского или святого Дмитрия Ростовского.

Молитва об избавлении от уныния святого Иоанна Кронштадтского

Господь – уничтожение уныния моего и оживление дерзновения моего. Все для меня Господь. О, воистину Сый Владыко, слава Тебе! Слава Тебе, Животе Отче, Животе Сыне, Животе Душе Святый – Простое Существо – Боже, присно нас избавляющий от душевной смерти, страстями душе нашей причиняемой. Слава Тебе, Триипостасный Владыко, яко от одного призывания имени Твоего просвещаеши мрачное лицо души и тела нашего и дарствуеши миром Твоим, превосходящим всякое земное и чувственное благо и всякое разумение.

Молитва из творения святого Дмитрия Ростовского

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! – Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи, и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

что это такое, как с этим бороться

Уныние – это состояние психики и физических параметров, относящееся к астеническому полюсу человеческого самоощущения, для которого характерно присутствие апатичного настроения, подавленности. Полнейшее уныние характеризуется нежеланием что-либо делать и отсутствием всяческого интереса к собственному положению и жизни, сопровождается сильным упадком сил, и является сопутствующим моментом депрессивного расстройства аффективной сферы.

Являясь близким по своему значению и ощущению скорби, тоске, меланхолии, уныние не является их синонимом и отражает большее равнодушие к происходящему. При скорби человек чувствует боль и утрату, важность того о ком (или о чем) скорбит, при меланхолии эмоциональную сферу захватывает грусть, тогда как при унынии практически ничто не трогает человеческую душу. Подобное апатичное и бесчувственное состояние может приводить к развитию заболеваний психоневрологического спектра, вызывать суицидальные мысли и попытки, в надежде прекратить бессмысленное существование или же в надежде что-то почувствовать. Переживается уныние тяжело еще и потому, что человек не забывает, каким раньше он воспринимал мир, т.е. он помнит свою радость и восторг, боль и печаль, как горели глаза и как играл красками мир, а теперь видит лишь серость, а ощущает лишь пустоту.

Что такое уныние

Свойственна для этого состояния потеря чувства времени, когда отсутствуют перспективы будущего и постепенно затираются эмоциональные моменты прошлого, каждый становится безумно похож на предыдущий – среди подобной монотонности теряется не только всякая надежда или страсть, но и представления человека о самом себе.

Особое место состоянию уныния выделяется в религии, где оно даже причисляется к смертным грехам. Стоит отдельно отметить, что состояние уныния характеризует не только отдельную личность, но может употребляться в отношении определенной социальной группы или целого государства (к такому состоянию приводит отсутствия грамотного руководства, далеких и амбициозных целей в будущем, а также наличие лидеров, не обладающих яркой харизмой и внутриличностной силой).

Попадая в уныние, как бороться с ним человек выбирает самостоятельно – кто-то обращается в веру, кто-то идет к психологам, а кто-то самостоятельно вытягивает себя из разрушающего болота равнодушия, буквально за волосы. Но выход из подобного состояния не всегда предусмотрен, некоторые находятся в нем годами или так и оканчивают свой жизненный путь, пребывая в унынии.

Полнейшее уныние наступает, если игнорировать причины возникновения и оставить попытки выкарабкаться из серости, а вот как начинать выкарабкиваться зависит от того, какими причинами было вызвано состояние.

Уныние довольно опасное состояние упадка, при котором страдает не только психическая сфера, но могут проявляться болезненные ощущения на соматическом уровне. Самооценка падает, важность окружающего мира, отношений и процессов стремится к нулю, наблюдается нарушения сна, возрастает пассивность, стремление к одиночеству, суицид становится теоретически допустим, а иногда и практически желателен, как способ прекратить серую болотную волокиту, точно также как и психостимуляторы и галлюциногены, призванные хоть как-то разнообразить жизнь и качнуть чувственную сферу. Подобная симптоматика проявляется у людей в состоянии грусти, острого горя и печали, но если ее продолжительность выходит за недельные рамки, а степень проявления указанных аспектов возрастает, то нужно идти к друзьям или специалисту.

Если наблюдаете подобное состояние у своих близких, и они отказываются признавать наличие проблем, отказываются что-либо менять, то можно говорить о необходимости терапевтического вмешательства – сходите на консультацию к психиатру или психотерапевту, имеющему медицинскую лицензию, чтобы они подсказали, как не допустить прогрессирования уныния, возможно, понадобиться госпитализация. Как и любое эмоциональное состояние, различные степени своей выраженности имеет уныние, как бороться с ними зависит от продолжительности и причин, благоприятствующих развитию апатичного состояния.

Наиболее серьезными являются непреодолимые обстоятельства предельной силы, не находящиеся под контролем человека (войны, катастрофы, стихийные бедствия, болезни и смерти групп людей и отдельных членов). Подобные обстоятельства сильно подрывают привычные опоры человека, выбивают из колеи и служат развитием для многих негативных эмоциональных переживаний, но стоит отметить, что являясь наиболее разрушительными для человеческой психики, они являются наименее встречаемыми в качестве пусковых механизмов уныния.

Значительно чаще причиной такого состояния являются значимые отношения и негативные моменты, происходящие в них – разводы и оскорбления, обиды, зависть, невнимание и прочие разрушающие аспекты человеческих отношений. Именно они, являясь частью значимых отношений, наиболее часто проявляются, в отличие от пожаров и войн. Ожидание от близких людей заботы и благодарного отношения постоянно сталкивает человека с несоответствием действительности (это нормально, поскольку все мы проявляем как достоинства, так и недостатки), вопрос остается в том, как человек справляется с подобными происшествиями, насколько принимает слабости других и позволяет жизни течь своим чередом.

И если в одних случаях влияние окружающих людей действительно объективно влияет на человека, то изменение отношений или круга общения способно наладить эмоциональный фон, гораздо сложнее дело обстоит, если люди особо ни при чем и являются лишь объектами внутренних проекций страдающего. Собственноручно загнать себя в уныние можно при физиологических предпосылках (болезни, физическое истощение, длительное недосыпание), а также при определенном психологическом складе, основывающемся на неадекватном восприятии внешнего мира. Сдвигается восприятие мира при прохождении возрастных рубежей и кризисов, при изменении прежней жизни и социальных ролей (замужество, переезд, новая должность) и невозможности человека быстро адаптироваться к изменившимся условиям.

При повышенных требованиях и ожиданиях от окружающих, страдает в итоге сам ожидающий, замечая ненужность и бесперспективность получить желаемое от внешнего мира, вместо переориентации на достижение этого самостоятельно. В принципе, фрустрация любых значимых потребностей ведет либо к скачку мотивации достижения, либо к обиде, внутренней закрытости и уходу в уныние для переживания разочарования. Таков механизм, уберегающий психику от столкновения с тем опытом, который на данный момент превышает ее ресурсы, но находиться в постоянном унынии может стать более опасным и привести к хроническому состоянию обесчувстливания.

Как избавиться от уныния

Уныние можно сравнить с погасшим внутренним огнем, когда человек не только не видит куда двигаться, но и не понимает, зачем искать этот путь. Выйти из подобного состояния поможет увлечение какой-либо идеей или деятельностью, но не стоит требовать от себя живого интереса ко всему происходящему – моментально выскочить вряд ли получится. Следует дать время, в течение которого просто присматриваться к различным направлениям и жанрам, можно приходить на секции и быть недвижимым немым зрителем, можно ходить по улицам, ища что-то, что эмоционально способно зацепить. Наличие в окружении людей, полных азарта и надежд, стремлений и позитивных взглядов, чья энергия способна сдвигать горы положительно влияет на избавление от уныния.

Человеческая психика устроена при помощи зеркальных нейронов, а настроения и отношения к жизни передаются при непосредственном контакте с человеком. Справедливо данное утверждение в отношении любых состояний и эмоций, так что даже если вы отчаянный весельчак, окружив себя депрессивными нытиками, вы рискуете очень быстро растерять свой запал. Следите за тем, с кем общаетесь, и за тем какая деятельность происходит вокруг вас. Если вы в унынии, то сознательно, контролируя процесс (ведь интерес, как ведущая система временно отключен) выбирайте все максимально противоположное унынию.

Считается, что противоположность унынию – веселье, но это довольно грубый и поверхностный взгляд, поскольку отражает только один аспект понятия. Если всмотреться глубже, то противоположностью уныния является вдохновение или творчество. Пока уныние представляет из себя пустоту, серость, незаинтересованность и бездействие, вдохновение включает созидание, наполненность, активную деятельность если не физическую, то душевную. Именно утрата связи со своей творческой составляющей является причиной потери вкуса жизни, соответственно и преодолевать недуг необходимо, возвращая творчество в свою жизнь. Нет надобности писать картины, если вы никогда этого не делали, но можно вспомнить о своей любви к выпечке и придумать новый рецепт или сделать ремонт из подручных материалов – все окружающее пространство является чистым листом для полета фантазии, нужно постараться найти свои способности и желания.

Поищите причины вашего состояния и устраняйте именно их, а не бесконечно боритесь со следствием. Если вас угнетает однообразность и скучность вашей работы, то можно сколько угодно поднимать себе настроение, но пока деятельность останется прежней результат будет неутешительным. В данном варианте следует или сменить деятельность или внести в нее увлекающие элементы. Отсутствие видимых результатов приводит к унынию с такой же вероятностью, как полное благополучие, отличается лишь формулировка – нет смысла стремиться, потому что все бесполезно или потому что все и так есть. Встряска, выход из зоны комфорта, устраивание себе авторских аскез позволяет почувствовать вначале нехватку, а потом и желания, которые рождают стремления и жажду деятельности, выметают равнодушие из основного параметра восприятия реальности.

Не бойтесь менять свою жизнь, тем более если вам и так все равно, то в худшем варианте вы останетесь в том же состоянии. Отправляйтесь в незнакомые города, увеличивайте круг общения, нагружайте себя новой работой или хобби – не обязательно, что новый город вам понравится, а новые знакомства вызовут восторг. Возможно, от активных жизненных изменений появится чувство злости на ограниченность людей (и это родит идею открытия собственных курсов развития), возможно, новые города ужаснут своей грязью и разрухой (и вы задумаетесь о волонтерском движении по исправлению ситуации). Все эмоции, полученные в ходе нового опыта, будут полезны для того, чтобы выпрыгнуть из уныния, а будет это влюбленность и восхищение миром или негодование и злость на имеющийся порядок вещей – не столь важно.

Позаботьтесь о физической поддержке своего организма, ведь уныние смещает работу выработки гормонов и соматического ощущения – восполняйте нехватку эндорфинов всеми возможными способами. Лучшим вариантом являются физические нагрузки (выбирайте по своему желанию пробежки, тренажерный зал, фитнесс-тренировки, бассейн), бананы и шоколад (прямые поставщики гормона счастья в организм), прикосновения и интим (при тактильных ощущениях и оргазме вырабатывается огромное количество необходимых веществ, нормализующих работу гормональной системы). Восполняйте запас необходимых витаминов (грызите овощи и фрукты, пейте их в капсулах или шипучках – главное, чтобы все микроэлементы содержались в необходимом количестве), чаще гуляйте, насыщайте организм витамином Д, являющимся одним из главных помощников в борьбе с депрессией.

Наркотические вещества и алкоголь являются депрессантами, так что их употребление в состоянии уныния загонит вас в глухой угол, выход из которого будет лежать исключительно через психоневрологический диспансер. Если чувствуете необходимость в стимуляции эмоциональных процессов, то пока лучше записаться на тренинг с применением холотропного дыхания или походить на индивидуальную психотерапию.

Не переставайте ставить себе цели, пусть это будут маленькие дела на каждый день – тренировка, знакомство с новым человеком, подбор прически. Во-первых, осознание выполнения целей помогает преодолеть ощущение собственной бесполезности, во-вторых, дает направление движения, а в-третьих, облегчает сам процесс выхода из уныния, ведь все-таки легче следовать написанному плану, который вы можете составлять по ходу чтения этого текста. В противном случае при отсутствии мотивации (а именно это ярко для подобного состояния) сведет на нет все придуманные стратегии преодоления уныния.

Уныние и печаль – как с этим бороться

Уныние, как и печаль существенно меняют жизнь человека и знакомы практически каждому взрослому. Мир, требующий находиться в постоянном маниакальном состоянии, героически преодолевать проблемы и печали еще сильнее способствует усилению таких чувств, путем их консервации. Полностью прожитая боль уходит из жизни, предоставляя место другим, более солнечным переживаниям, а если делать вид, что все в порядке, закрывая негативное чувство в темный чулан (от самого себя или от общества), то оно будет разрушать личность изнутри, забирая силы и отравляя существования, но, не отступая полностью, пока не будет выпущено наружу и прожито.

Состояние печали не приносит ничего хорошего, а в длительном своем течении способно сломать человека, поэтому многие стремятся бороться с ним быстро и радикально, ища необходимые таблетки. Проблема заключается в том, что медикаменты помогут наладить нейронные связи, обмен веществ, работу нервной системы и нормализовать гормональный фон, но они не помогут изменить мировосприятие и способы реагирования.

В большинстве случаев человек сам провоцирует развитие печали и уход в уныние, выбирая этот путь по привычке. Вспомните, насколько в обществе настороженно относятся к радости, зато трагедии и плохое настроение всегда имеют право на существование. Привычка воспринимать изменения, как проблему и потребность невероятными усилиями вернуть все на прежние места не оправдывает затрат и портит настроение, закрывая возможность разглядеть за изменениями не трагедию, а возможность новых свершений и позитивных начинаний. Стоит начать отслеживать свои автоматические мысли, привнесенные внешние реакции, подвергая их серьезной критике и принудительному поиску позитивных моментов. Берите паузу, прежде чем обвинять себя в неловкости или недалекости, объяснять плохое отношение окружающих своим уродством, а не их бескультурьем. Подобные критичные мысли часто не имеют отношения к реальности, а отражают мнение (обычно нанесшее сильную травму) из предшествующих жизненных ситуаций.

Подкрепляйте свои ресурсные состояния и следите за внутренними автоматизмами. Избегайте причин, приводящих вас к печальному состоянию, а если уже попали в уныние, то старайтесь выбрать четкий курс и следовать ему, не оставаясь без движения.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

смертный грех в православии, как бороться с унынием


Автор Команда Pravlife На чтение 4 мин. Просмотров 47

У святых Отцов уныние — это духовный недуг, который лишает человека возможности молиться, предстоять Богу, заботиться как-либо о своём спасении. Одержимый этой греховной страстью не находит в себе сил посещать богослужения, участвовать в Таинствах.

Отличия от похожих духовных и душевных состояний

Страсть уныния может ассоциироваться с печалью или с
отчаянием. Некоторые внешние сходства, конечно, можно найти, однако, это
всё-таки различные духовные недуги.

Печаль не по Богу — это непреодолимая грусть по мирским благам. Больная греховной печалью душа рисует себе образы ожидаемых земных радостей. В таком состоянии у человека в душе какое-то, хотя и греховное, движение происходит.

Отчаяние ещё более энергичная страсть. Этот духовный недуг держит душу в постоянном напряжении без надежды на хорошее.

Тем более не стоит путать страсть уныния с депрессией,
которая может иметь и вполне физиологические причины.

Проявления страсти

Уныние —это бессилие и равнодушие к духовной жизни, к богообщению.  В этом состоянии человек не находит в себе ни мотивов, ни внутренних сил, чтобы позаботиться о спасении своей души. Но если позвать его, например, вкусно поесть или повеселиться в компании – на это силы у унывающего непременно найдутся. Так, уныние прикрывается объедением, пьянством, блудом, греховным смехотворством, тянет за собой вереницу прочих грехов. Несущие в своей душе тьму страсти уныния может внешне выказывать себя вполне весёлыми.


Уныние – следствие гордыни, которая иссушает благодатные источники, вдохновляющие душу. Эта страсть отнимает у человека желание развивать свой внутренний духовный мир. По своей сути это духовная леность. Только лень воздействует на тело, а уныние на душу. Именно из-за этого уныние считается христианскими подвижниками самой опасной страстью.


Унынию подвержены прежде всего те, кто живут уединённо и те,
кто чрезмерно тяжело трудятся. Значит, эта страсть борет ревностных
молитвенников и подвижников. Вместе с тем она гнездится там, где дали волю
духовной беспечности и перестали прилагать усилия к спасению души. К ней
расположен всякий холодный к деятельной вере в Бога человек.

За реальным поражением духовного мира человека унынием,
просматриваются и падшие духи, которые активно подпитывают эту греховную
страсть.

Особо развившееся уныние приносит с собой омрачение ума и
души, позывы к самоубийству, ввергает человека в алкоголизм, наркоманию и
прочие состояния, которые ведут к самоуничтожению.

Способы борьбы с унынием

Эту страсть трудно бороть, потому что всякий греховный навык, согласно правилам аскезы, побеждается деланием противоположной ему добродетелью. Жадность и сребролюбие – милостыней, блудная страсть и чревоугодие – постом и воздержанием. Гневливость – миролюбием, гордость – смирением. У уныния же нет противоположной ей добродетели.

Борят уныние понуждением себя на молитву, регулярным посещением богослужений, участием в Таинствах. Очень важно при этом находится среди прилежных в духовном плане друзей, искать у них поддержки и молитвенной помощи. Распорядок монастырской жизни, список послушаний, организованная молитва – такие средства выработали в общежительных монастырях. Воздерживаясь от празднословия, занимаясь посильным рукоделием, помышляя о будущих благах Царствия Божия, полагаясь на помощь Божью, можно победить эту губительную греховную страсть.

Заключение

Страсть уныния очень опасна, т.к. влекёт человека ко многим
поступкам, которые способны разрушить благое душевное устроение и жизнь
человека. Уныние побуждает мирянина перестать молиться и посещать богослужения,
священника оставить службу и сан, монаха уйти из монастыря.

Можно заключить, что страсти уныния в большей или меньшей степени подвержены большинство христиан, поэтому надлежит всемерно вооружаться против неё. Для этого необходимо трезво смотреть на организацию своей духовной жизни. Очень важно различать, где берём на себя слишком большие труды и задачи, которые не будут нам полезны из-за своей сложности и тяжести, а где бес уныния борет нас, отворачивая от  важных духовных поступков и упражнений. Совет опытного священника, молитвы близких, чтение Св. Писания, духовная дисциплина милостью Божией защищает нас от этой распространённой и губительной страсти.

А.И. Осипов — «Как бороться с унынием»

как бороться со страстями? Уныние

«Власть демонов и страстей над человеком усиливается унынием…»

Святитель Игнатий Брянчанинов

 

Что такое уныние и чем оно опасно?

 

В наше время более популярным стало слова депрессия, которое люди привыкли применять не только к диагностированному заболеванию, но и к общему упадку сил, неудовлетворенности, выгоранию и внутреннему опустошению. На языке Церкви такое состояние называется унынием. Яркими формами проявления этой тяжелой страсти можно назвать потерю интереса к окружающей жизни (в том числе и церковной), тотальную лень, излишнюю занятость мирскими делами (в которых человек пытается закрыться от внутренних проблем). От уныния не застрахован никто. Подвергаться этой страсти могут и крепкие в вере люди.

 

Укрепление уныния в человеке меняет восприятие им мира вплоть до того, то становится обычным делом. Потворство страсти высасывает из людей все силы и может довести до отчаяния. Самоубийцы – это люди, полностью побежденные страстью уныния. Противоположной данной страсти добродетелью считается трезвение. В этом состоянии человек понимает, что нужно радоваться жизни, уверенно идти навстречу Богу и спешить делать добрые и нужные дела.

 

Сегодня мы познакомимся с мнением святых отцов Церкви о том, чем опасно уныние и как его можно победить.

 

Прямая речь: святые отцы о борьбе с унынием

 

«Унывая, никто не венчается; смущаясь духом, никто не приобретает победы»

Святитель Василий Великий

 

«Памятование о смерти и наказаниях есть меч против беса уныния»

 

«Из тяжкого тяжкое — уныние, особенно если имеет оно споборником неверие, ибо плоды его исполнены смертоносного яда»

 

«К истреблению… уныния служит молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же поддерживается воздержанием, а воздержание охраняется телесным трудом»

Преподобный Ефрем Сирин

 

«Не унывай, не теряй добрых надежд, не впадай в страсть нечестивых»

 

«Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демон если в ком властвует, то властвует через уныние, а если уничтожишь уныние, то и от демона не потерпишь никакого вреда»

 

«Уныние и непрестанные беспокойства могут сокрушить силу души и довести до крайнею изнеможения»

 

«Кто питается благими надеждами, того ничто не может повергнуть в уныние»

Святитель Иоанн Златоуст

 

«Безводное облако уносится ветром, а не имеющий терпения ум — духом уныния»

Преподобный Нил Синайский

 

«Во избежание уныния пусть будет у тебя небольшое дело, не возмущающее ума»

Преподобный Исаак Сирин

 

«Уныние часто бывает одною из отраслей, одним из первых исчадий многословия…»

 

«Прилежная молитва есть погибель унынию; а память о последнем Суде рождает усердие»

Преподобный Иоанн Лествичник

 

«На дух уныния жалуйтесь Господу и Ангелу-хранителю, и отбежит. Но всяко терпите благодушно. Состояние это есть один из крестов, которые нести неизбежно нам в продолжение жизни своей»

Святитель Феофан, Затворник Вышенский

 

Молитвой и трудом: как победить страсть уныния?

 

Есть святоотеческое предание, что началом уныния является маловерие и праздность. Когда опускаются руки, нужно обязательно найти силы, переступить через лень и малодушие, и просто начать что-то делать. Совсем неплохо, если в борьбе с унынием Вы займете себя любимым делом, хобби или чем-то полезным, но отвлеченным от рутины, например, чтением или физическими упражнениями. Стоит как-то привести свою жизнь в порядок: составить график дел, строго придерживаться времени подъема и отбоя, приема пищи, важных дел. Конечно же, молитва должна стать одним из важнейших дел дня. Если по началу нет сил молиться, встав у иконы, произносите про себя «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Но можно ведь и просто, своими словами, просить Бога дать сил на выход из удручающего состояния уныния и победы над ним.

 

Ну, а чтобы окончательно избавиться от уныния, придется потрудиться. В самых трудных жизненных ситуациях на Руси христиане издавна читали Псалтырь. Это книга содержит глубокую духовную мудрость. Ее молитвами великие подвижники отгоняли от себя дурные помыслы и даже бесов. Ведь уныние – это имя беса, который мешает человеку быть счастливым и общаться с Богом. Поэтому смело берите в руки Псалтырь, молитесь о своих ближних, а также пригласите к общей молитве монахов пяти русских монастырей, в которых книгу пророка Давида читают 24 часа в сутки без перерывов и выходных!

 

ЗАПИСКА НА ЧТЕНИЕ НЕУСЫПАЕМОЙ ПСАЛТЫРИ О ЗДРАВИИ НА 1 МЕСЯЦ:

 

 

ЗАПИСКА НА ЧТЕНИЕ НЕУСЫПАЕМОЙ ПСАЛТЫРИ О ЗДРАВИИ НА 6 МЕСЯЦЕВ:

 

 

ЗАПИСКА НА ЧТЕНИЕ НЕУСЫПАЕМОЙ ПСАЛТЫРИ О ЗДРАВИИ НА ГОД:

 

 

И пусть Бог даст Вам и Вашим близким радостной и беспечальной жизни!

 

Надеемся, Вам было с нами интересно. В следующий раз мы расскажем Вам о том, как бороться со страстью тщеславия.

До новых встреч!

 

Подписаться на новые истории в WhatsApp

Уныние — что это такое, как от него избавиться. Книги и курсы

Определение уныния

Уныние — это черта характера, которая выражается состоянием апатии и подавленности, состояние, в котором человек не интересуется происходящим вокруг, может быть не способен к какой-либо деятельности.

Посмотреть 2 других определения уныния можно в конце этой статьи.

Дальше мы подробнее рассмотрим, что такое уныние, почему это качество считается негативным, и как бороться с унынием в себе самостоятельно.

Что такое уныние

Уныние — это эмоциональное состояние, характеризующееся печалью и подавленностью в связи с несбывшимися ожиданиями, с неполучением желаемого.

Длительное уныние создает негативный жизненный фон, снижает тонус личности, тормозит внутреннее развитие, ухудшает отношения с людьми, лишает жизненных сил.

Пребывание в унылом состоянии приводит к тому, что сознание человека начинает моделировать неблагоприятные варианты будущего, после чего человек на подсознательном уровне начинает воплощать в действие свою негативную программу.

Уныние может негативно влиять на все сферы жизни: отношения, здоровье, профессиональный рост.

Длительное пребывание в унылом и подавленном состоянии может спровоцировать развитие психосоматических заболеваний и хронических болезней нервной системы. Медицина не способна вылечить такого человека с помощью лекарств, так как причина заболеваний в психике человека и его жизненных силах. Только сам человек сможет вытащить себя из этого состояния, работая над собой, повышая веру в себя, в окружающих людей, развивая позитивное отношение к жизни. Возможна также помощь профессионального психотерапевта.

К унынию более склонны люди, которые надеются на внешние факторы в разрешении своих проблем, чем на собственные усилия. Таким людям нужно развивать силу воли, осознанность и ответственность за собственную жизнь.

Какими качествами обладает унылый человек

  1. Подавленность;
  2. Лень;
  3. Тоска;
  4. Тревожность;
  5. Апатия;
  6. Меланхолия.

Примеры уныния в жизни

  1. Семен Мармеладов в произведении Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” является примером унылого человека, неспособного управлять своей жизнью и решившего плыть по течению. Из-за его мягкого характера и покорности судьбе, его дочь Соня вынуждена торговать своим телом для того, чтобы прокормить семью.

Как и в чем проявляется уныние

  • Профессиональная деятельность. Унылый человек перестает ставить цели, сопротивляться обстоятельствам, у него опускаются руки.
  • Отношения.  Унылый человек не способен поддержать себя самого, тем более у него не хватает сил на построения отношений с окружающими.
  • Личностный рост. Уныние тормозит развитие личностных качеств человека.
  • Психологическое здоровье. Длительное пребывание в унынии может привести к различным психологическим расстройствам.
  • Физическое здоровье. Уныние может спровоцировать заболевания нервной системы.
  • Обучение. Уныние отнимает у человека силы, он становится неспособным к росту и развитию.
  • Творчество. Уныние приводит к истощению жизненных сил и энергии. Творчеству же нужны силы, из которых оно будет вырастать.

Об унынии. Часть 2 / Православие.Ru



Винсент Ван Гог. «На пороге вечности»

Из чего произрастают уныние и его
порождения

Уныние возникает от недоверия к Богу, так что можно
сказать, что это плод маловерия.

Но что такое, в свою очередь, недоверие к Богу и
маловерие? Оно не возникает само собой, из ниоткуда. Оно
является следствием того, что человек слишком сильно
доверяет себе, потому как слишком высокого о себе мнения.
И чем больше человек доверяет себе, тем меньше он доверяет
Богу. А доверие себе более, чем Богу, – яснейший
признак гордыни.

Первый корень уныния –
гордыня

Поэтому, по словам преподобного Анатолия Оптинского,
«отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от
себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только
смиришься и будешь мирно каяться». «Отчаяние
– обличитель находившихся в сердце неверия и
самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет
из греха покаянием» (святитель Феофан Затворник).

Как только случается в жизни гордеца что-либо, что
изобличает его бессилие и неосновательность доверия к
самому себе, он тут же унывает и отчаивается.

А такое может произойти от самых разных причин: от
оскорбленного самолюбия или от того, что делается не
по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что
равные ему пользуются большими
преимуществами, чем он; или же от стеснительных
обстоятельств жизни, как свидетельствует о том преподобный
Амвросий Оптинский.

Человек смиренный, верующий в Бога, знает, что этими
неприятными обстоятельствами испытывается и укрепляется
его вера, как укрепляются мускулы спортсмена на
тренировках; он знает, что Бог рядом и что Он не положит
испытаний сильнее, чем можно вынести. Такой человек,
надеющийся на Бога, никогда не унывает даже в тяжких
обстоятельствах.

Гордец же, надеявшийся на себя, как только оказывается в
тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в
силах, сразу же впадает в уныние, думая, что если он не
может исправить случившегося, значит, это не может
исправить никто; да еще при этом тоскует и раздражается
из-за того, что эти обстоятельства показали ему
собственную его слабость, чего гордец не может вынести
спокойно.

Именно потому, что уныние и отчаяние есть следствие и, в
определенном смысле, демонстрация неверия в Бога, один из
святых сказал: «В минуту отчаяния знайте, что не
Господь оставляет вас, а вы Господа!»

Итак, гордость и маловерие есть одни из главных причин
уныния и отчаяния, но все же далеко не единственные.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит о двух основных видах
отчаяния, происходящих из разных причин: «Есть
отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения
совести и нестерпимой печали, когда душа, по причине
множества сих язв, погружается и от тяжести их утопает во
глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида,
которое бывает от гордости и возношения, когда падшие
думают, что они не заслужили своего падения… От
первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от
последнего – смирение и то, чтобы никого не
судить».

Второй корень уныния –
неудовлетворенность страстей

Итак, что касается второго вида отчаяния, происходящего от
гордости, мы уже выше показали, каков его механизм. А что
подразумевается под первым видом, «происходящим от
множества грехов»?

Этот вид уныния, по утверждению святых отцов, приходит
тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе
удовлетворения. Как пишет преподобный Иоанн Кассиан,
уныние «рождается от неудовлетворения желания
какой-нибудь корысти,когда кто видит,что он потерял
рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи».

Например, чревоугодник, страдающий язвенной болезнью или
диабетом, будет унывать, потому что не может услаждаться
желаемым количеством пищи или разнообразием ее вкуса;
скупой человек – из-за того, что не может избежать
траты денег, и так далее. Унынием сопровождаются
практически любые неудовлетворенные греховные желания,
если человек не отказывается от них по тем или иным
причинам.

Поэтому преподобный Нил Синайский говорит: «Кто
связан печалью, тот побежден страстями, потому что печаль
бывает следствием неудачи в плотском пожелании, а
пожелание сопрягается со всякою страстью. Кто победил
страсти, тем не владеет печаль. Как больной виден по цвету
лица, так страстного изобличает печаль. Кто любит мир, тот
много будет печалиться. А кто небрежет о том, что в мире,
тот всегда будет веселиться».

По мере возрастания уныния в человеке конкретные желания
утрачивают свое значение, и остается душевное состояние,
которое отыскивает именно те желания, выполнения которых
достичь невозможно, – уже именно для подпитки самого
уныния.

Тогда, по свидетельству преподобного Иоанна Кассиана,
«мы подвергаемся такой скорби,что не можем с обычной
приветливостью принимать даже любезных лиц и родственников
наших, и что бы ни было сказано ими в приличном
разговоре,нам все кажется несвоевременным и лишним, и мы
не даем им приятного ответа, когда все изгибы нашего
сердца наполнены желчной горечью».

Потому уныние как болото: чем дольше человек в него
погружается, тем тяжелее ему из него выбраться.

Другие корни уныния

Выше были описаны причины, которые возбуждают уныние в
неверующих и в маловерных людях. Однако уныние нападает,
хотя и менее успешно, на верующих людей. Но уже по другим
причинам. Об этих причинах подробно пишет святитель
Иннокентий Херсонский:

«Источников уныния много – и внешних и
внутренних.

Во-первых, в душах чистых и близких к совершенству уныние
может происходить от оставления их на время благодатью
Божиею. Состояние благодати есть самое блаженное. Но чтобы
находящийся в сем состоянии не возомнил, что оно
происходит от его собственных совершенств, благодать
иногда удаляется, предоставляя любимца своего самому себе.
Тогда бывает со святою душою то же, как если бы среди дня
наступила полночь: в душе является темнота, хлад,
мертвость и вместе с тем уныние.

Во-вторых, уныние, как свидетельствуют люди опытные в
духовной жизни, бывает от действия духа тьмы. Не могши
прельстить душу на пути к небу благами и удовольствиями
мира, враг спасения обращается к противному средству и
наводит на нее уныние. В таком состоянии душа бывает как
путник, вдруг застигнутый мглою и туманом: не видит ни
того, что впереди, ни того, что позади; не знает, что
делать; теряет бодрость, впадает в нерешимость.

Третий источник уныния есть наша падшая, нечистая,
обессиленная, помертвевшая от греха природа. Доколе мы
действуем по самолюбию, наполнены духом мира и страстями,
дотоле сия природа в нас весела и жива. Но перемените
направление жизни, сойдите с широкого пути мира на узкий
путь самоотвержения христианского, примитесь за покаяние и
самоисправление – тотчас откроется внутри вас
пустота, обнаружится духовное бессилие, ощутится сердечная
мертвость. Доколе душа не успеет наполниться новым духом
любви к Богу и ближнему, дотоле дух уныния, в большей или
меньшей мере, для нее неизбежен. Сему роду уныния больше
всего подвергаются грешники после их обращения.

Четвертый, обыкновенный источник уныния духовного, есть
недостаток, тем паче прекращение деятельности. Престав
употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и
бодрость, становится вялою; сами прежние занятия ей
противеют: является недовольство и скука.

Может происходить уныние и от различных печальных случаев
в жизни, как-то: смерти сродников и любимых лиц, потери
чести, достояния и других несчастных приключений. Все это,
по закону нашей природы, сопряжено с неприятностью и
печалью для нас; но, по закону же самой природы, печаль
сия должна уменьшаться со временем и исчезать, когда
человек не предается печали. В противном случае образуется
дух уныния.

Может происходить уныние и от некоторых мыслей, особенно
мрачных и тяжелых, когда душа слишком предается подобной
мысли и смотрит на предметы не во свете веры и Евангелия.
Так, например, человек легко может впасть в уныние от
частого размышления о неправде, господствующей в мире, о
том, как праведные здесь скорбят и страдают, а нечестивые
высятся и блаженствуют.

Могут, наконец, источником уныния душевного быть различные
болезненные состояния тела, особенно некоторых его
членов».

Как бороться с унынием и его порождениями

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский
говорил: «Нужно удалять от себя уныние и стараться
иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха,
“печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 31:
25)”».

Но как именно можно удалить от себя уныние?

Вспомним упомянутого в начале статьи несчастного молодого
бизнесмена, который на протяжении многих лет ничего не
может поделать с охватившим его унынием. Он на своем опыте
убедился в справедливости слов святителя Игнатия
(Брянчанинова): «Земные развлечения только заглушают
скорбь, но не истребляют ее: они умолкли, и снова скорбь,
отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает
действовать с большею силою».

Теперь пришло время рассказать подробнее о том особенном
обстоятельстве в жизни этого бизнесмена, о котором мы
обмолвились ранее.

Его жена – глубоко верующий человек, и она свободна
от той мрачной, непроглядной тоски, которой окутана жизнь
ее мужа. Он знает, что она верующая, что она ходит в храм
и читает православные книги, равно как и то, что у нее нет
«депрессии». Но за все те годы, что они
вместе, ему ни разу не пришло в голову связать эти факты
воедино и попробовать самому сходить в храм, почитать
Евангелие… Он по-прежнему регулярно ездит к
психологу, получая кратковременное облегчение, но не
исцеление.

Сколь многие люди изнемогают от этой душевной болезни, не
желая поверить, что исцеление – совсем рядом. И этот
бизнесмен, к сожалению, один из них. Нам хотелось бы
написать, что в один прекрасный день он заинтересовался
верой, которая дает его жене силы не поддаваться унынию и
сохранять чистую радость жизни. Но, увы, пока что этого не
произошло. И до тех пор он будет оставаться в числе тех
несчастных, о ком сказал святитель Димитрий Ростовский:
«Нет у праведных печали, которая не претворялась бы
в радость, как нет и у грешников радости, которая не
обращалась бы в печаль».

Но если бы вдруг этот бизнесмен обратился к сокровищнице
православной веры, то что он узнал бы о своем состоянии и
какие способы исцеления получил бы?

Он узнал бы, помимо прочего, что в мире есть духовная
реальность и действуют духовные существа: добрые –
ангелы и злые – бесы. Последние по своей злобе
стремятся причинить как можно больший вред душе человека,
отвратив его от Бога и от пути к спасению. Это –
враги, стремящиеся убить человека как духовно, так и
телесно. Для своих целей они пользуются разными способами,
среди них наиболее распространенный – внушение людям
определенных мыслей и чувств. В том числе помыслов уныния
и отчаяния.

Хитрость состоит в том, что бесы силятся убедить человека,
будто это его собственные мысли. Человек неверующий или
маловерующий совершенно неподготовлен к такому соблазну и
не знает, как относиться к таким мыслям, он их
действительно принимает за свои. И, следуя за ними, все
ближе подходит к погибели – точно так же и путник в
пустыне, приняв мираж за истинное видение, начинает
гоняться за ним и все дальше уходит вглубь безжизненной
пустыни.

Человек же верующий и духовно опытный знает про
существование врага и про его хитрости, умеет распознавать
его помыслы и отсекать их, тем самым успешно
противоборствуя бесам и побеждая их.

Унылый человек не тот, кто испытывает по временам помыслы
уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. И наоборот,
свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не
испытывал, – таких людей нет на земле, а тот, кто с
ними борется и побеждает их.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Чрезмерное уныние
вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны,
если в ком властвуют, то властвуют через уныние».

Но если человека глубоко поразил дух уныния, если демоны
получили в нем такую власть, то значит, сам человек
совершил нечто, что дало им такую власть над ним.

Выше уже было сказано, что одной из причин уныния у
неверующих является отсутствие веры в Бога и,
соответственно, отсутствие живой связи с Ним, источником
всякой радости и блага. Но и отсутствие веры редко
является чем-то прирожденным для человека.

Веру в человеке убивает нераскаянный грех. Если человек
грешит и не желает каяться и отказываться от греха, то он
рано или поздно неизбежно теряет веру.

И наоборот, вера воскресает в искреннем покаянии и
исповедании грехов.

Неверующие сами лишают себя двух самых эффективных
способов борьбы с депрессией – покаяния и молитвы.
«Истреблению уныния служат молитва и непрестанное
размышление о Боге», – пишет преподобный Ефрем
Сирин.

Стоит привести список основных средств борьбы с унынием,
которыми располагает христианин. О них говорит святитель
Иннокентий Херсонский:

«От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда
есть первое и последнее против него средство. В молитве
человек становится прямо лицу Божию: но если, став против
солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать
теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть
непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою
привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а
где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь
будет в сладость.

Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета,
есть также сильное средство против уныния. Спаситель не
напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных,
обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с
Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех
скорбящих и унылых духом. Кто проникается духом Евангелия,
тот престает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть
дух мира, успокоения и отрады.

Богослужения, и особенно святые таинства Церкви, также
великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко
доме Божием, нет для него места; таинства все направлены
против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно
таинство исповеди и причащения. Слагая с себя тяжесть
грехов посредством исповеди, душа чувствует легкость и
бодрость, а приемля в евхаристии брашно тела и крови
Господа, чувствует оживление и радость.

Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, также
средство против уныния. В собеседовании мы вообще выходим
более или менее из мрачной глубины внутренней, в которую
душа погружается от уныния; кроме сего, посредством мены
мыслей и чувств в собеседовании мы заемлем у беседующих с
нами некую силу и жизненность, что так нужно в состоянии
уныния.

Размышление о предметах утешительных. Ибо мысль в унылом
состоянии или вовсе не действует, или кружится около
предметов печальных. Чтобы избавиться от уныния, надо
принудить себя мыслить о противном.

Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние. Пусть
начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя
без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и
дух и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно
отвратится от предметов, наводивших тоску, а это уже много
значит в состоянии уныния».

Молитва

Почему молитва является самым эффективным средством против
уныния? По многим причинам.

Во-первых, когда во время уныния мы молимся, мы тем самым
боремся против беса, который пытается нас в это уныние
повергнуть. Он делает это ради того, чтобы мы отчаялись и
отошли от Бога, в этом его замысел; когда же мы обращаемся
с молитвой к Богу, то разрушаем ухищрения врага,
показывая, что мы не попали в его капкан, не сдались ему,
а напротив, его козни используем как повод для того, чтобы
усилить ту связь с Богом, которую бес пытался оборвать.

Во-вторых, поскольку уныние в большинстве случаев есть
следствие нашей гордыни, то молитва помогает исцеляться и
от этой страсти, то есть вырывает из земли сам корень
уныния. Ведь каждая смиренная молитва с просьбой к Богу о
помощи – даже такая короткая, как «Господи,
помилуй!», – означает, что мы признаем свою
слабость и ограниченность и начинаем доверять Богу больше,
чем себе. Поэтому каждая такая молитва, даже произнесенная
через силу, – это удар по гордыне, подобный удару
огромной гири, которой крушат стены ветхих домов.

И, наконец, в-третьих, самое главное: молитва помогает
потому, что это является обращением к Богу, Который
единственный действительно может помочь в любом, даже
самом безвыходном положении; единственный, Кто силен
подать настоящее утешение и радость и свободу от уныния.
«

В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не
освобождает нас от них, а подает силу легко переносить,
даже не замечать их.

Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь
нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы
и при скорбях, и во время искушений будем
радоваться» (преподобный Никон Оптинский).

Какие же именно молитвы советуется читать против уныния?

Некоторые советуют молиться ангелу-хранителю, который
всегда невидимо рядом с нами, готовый поддержать нас.
Другие советуют читать акафист Иисусу Сладчайшему. Также
есть совет много раз подряд читать молитву
«Богородице Дево, радуйся», с надеждой, что
Господь непременно ради молитв Божией Матери даст мир
нашей душе.

Но особого внимания заслуживает совет святителя Игнатия
(Брянчанинова), который рекомендовал во время уныния как
можно чаще повторять такие слова и молитвы.

«Слава Богу за все».

«Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной
Воля Твоя».

«Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе
благоугодно послать на меня».

«Достойное по делам моим приемлю; помяни мя,
Господи, во Царствии Твоем».

Святые отцы отмечали, что в унынии человеку молиться
особенно тяжело. Поэтому исполнять сразу большие
молитвенные правила не все смогут, но произносить те
короткие молитвы, которые указал святитель Игнатий, может
каждый, это не сложно.

Что же касается нежелания молиться в унынии и отчаянии, то
нужно понимать, что это не наше чувство, а вселенное в нас
бесом специально с той целью, чтобы лишить нас того
оружия, которым мы можем его победить.

Святитель Тихон Задонский так говорит об этом нежелании
молиться при унынии: «Советую тебе следующее:
убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму
делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят
плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать
себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой
труд и старание, Господь подаст охоту и усердие».

Из четырех фраз, предложенных святителем Игнатием, две
являются фразами благодарственными. О том, почему они
даны, он сам объясняет: «В особенности благодарением
Богу отгоняются помыслы скорбные; при нашествии таких
помыслов благодарение произносится в простых словах, со
вниманием и часто – доколе не принесется сердцу
успокоение. В скорбных помыслах никакого нет толку: от
скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только
расстраивают душу и тело. Значит – они от бесов и
надобно их отгонять от себя… Благодарение сперва
успокаивает сердце, потом приносит ему утешение,
впоследствии принесет и небесное радование – залог,
предвкушение радости вечной».

Во время отчаяния бесы внушают человеку мысль, что для
него нет спасения и его грехи не могут быть прощены. Это
величайшая бесовская ложь!

«Пусть никто не говорит: “Много я нагрешил,
нет мне прощения”. Кто говорит так, забывает о Том,
Кто пришел на землю ради страдающих и сказал:
“…бывает радость у ангелов Божиих и об одном
грешнике кающемся” (Лк. 15: 10) и еще: “Я
пришел призвать не праведников, а грешников к
покаянию” (Лк. 5: 32)», – учит
преподобный Ефрем Сирин. Пока человек жив, для него
действительно возможно покаяться и получить прощение
грехов, какими бы тяжкими они ни были, и, получив
прощение, преобразить свою жизнь, наполнить ее радостью и
светом. И как раз этой возможности пытаются бесы лишить
человека, внушая ему помыслы отчаяния и самоубийства,
потому что после смерти уже покаяться невозможно.

Так что «никто из людей, даже дошедших до крайней
степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел
навык и вошел в природу самого зла» (святитель Иоанн
Златоуст).

Святитель Тихон Задонский объясняет, что испытание унынием
и отчаянием делает христианина более осторожным и опытным
в духовной жизни. И «чем более продолжится»
такое искушение, «тем большую душе пользу
принесет».

Православный христианин знает, что насколько тяжелее
печаль всех других искушений, настолько и больше воздаяния
получат переносящие с терпением печаль. И в борьбе с
унынием даруется самый большой венец. Поэтому «не
будем унывать, когда приключатся с нами огорчения и
скорби, а, напротив того, станем более радоваться, что
идем путем святых», – советует преподобный
Ефрем Сирин.

Бог всегда находится рядом с каждым из нас, и Он не
дозволяет бесам поразить человека унынием настолько,
насколько им бы хотелось. Он даровал нам свободу, и Он же
заботится о том, чтобы никто у нас не отнял этого дара.
Так что в любой момент человек может обратиться к Богу за
помощью и принести покаяние.

Если человек этого не делает – это его выбор, бесы
сами не в состоянии его к тому принудить.

В заключение хотелось бы привести молитву, составленную
святителем Димитрием Ростовским как раз для людей,
страдающих от уныния:

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и
Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби
нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго,
отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый
человек создан руками Твоими, умудрен премудростию,
возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию
Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим
наказанием, кратковременными скорбями! – Ты
сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь
щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и
утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию
раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в
советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи и
благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

Об унынии, тоске и лености / Православие.Ru

Оптинские старцы предостерегали от
уныния, тоски, лености. Преподобный
Амвросий писал об унынии:

«Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и
телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни
молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек
ослабевает».

Преподобный
Варсонофий описывал это состояние так:

«Словно чума, как некая душевная болезнь, нападает
на всех уныние, тоска, жизнь становится немила, не хочется
ничего делать».

Причины уныния и тоски

Преподобный Амвросий подробно объяснял, от чего бывает
уныние, и напоминал слова святых отцов о тоске как о
кресте духовном:

«Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть
крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших
согрешений. Тоска происходит и от других причин: от
оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по
нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что
равные ему пользуются большими преимуществами; от
стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша
в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную
помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, от того
и томимся».

Старец пояснял, что уныние, этот нелегкий духовный крест,
слагается из неудобств, окружающих человека и
препятствующих исполнению желаемого:

«Это один из нелегких крестов духовных, которые
посылаются хотящим спастись и иногда и не хотящим. Тоска
ваша слагается из неудобств, вас окружающих и
препятствующих исполнению желаемого».

Преподобный Антоний писал, что причиной уныния может быть
недостаточность молитвы и духовного чтения:

«Вы мало молитесь Богу и редко когда читаете, я
жалею о том, ибо у вас на всё прочее есть время, а на
молитву и чтение нет его. От этого-то вы и чувствуете в
себе уныние и тоскливость, и беспокойство о своей
неизвестности, и недоверчивость. А когда будете чаще
пребывать в молитве и печаль свою во всём возлагать на
Господа Бога и уповать на Его всесильную помощь, тогда Он
и успокоит вашу душу».

Возникает порочный круг, когда человек, оставивший
молитвенное правило и духовное чтение, теряет благодать,
впадает в уныние и уже не может заставить себя помолиться
или почитать духовные книги.

«Как неизбежны осень и зима…»

Преподобный Амвросий писал о том, что и уныние, и душевная
тоска неизбежны так же, как неизбежны осень и зима:

«Ты жалуешься на мрак душевный. На это отвечаю тебе
словами преподобного
Макария Египетского, который говорит, что тело
человеческое создано из земли, а для земли, чтобы она
произращала плоды, потребны не одна весна и лето, а также
осень и зима и еще не всегда ясная погода, а потребен и
дождь попеременно. Если бы всегда была жаркая погода,
тогда бы всё погорело; если бы всегда был дождь, тогда бы
всё попрело. Также потребны не только сильные ветры, но по
временам и самые бури, чтобы проносили гнилые и
заразительные застои воздуха в гнилых местах».



Уныние
и тоска тяжелы для души человека, как потрясения, но
без потрясений не может христианин приносить духовных
плодов:

«Подобные потрясения потребны для
человека-христианина, носящего земляное тело, с которым
связана его бессмертная душа. Без таких потрясений
христианин не только не может приносить духовных плодов,
но может погибнуть от возношения, что и случилось с
падшими ангелами. Итак, лучше будем смиряться при наших
немощах и неисправности нашей, прося помилования от
Господа единым Его милосердием».

Как бороться с унынием, тоской, леностью

Можно ли бороться с унынием или только терпеть как крест
духовный? Старцы Оптинские объясняли, что бороться с
унынием нужно посильным трудом, псалмопением и молитвой.
Если уныние не проходит или только несколько ослабевает,
то нужно запастись терпением.

Преподобный Лев на вопрос «Как избавиться от
угнетения духа уныния?» отвечал так:

«Вероятно, ты увлекаешься к нему собственною волею.
Если оставишь самораспоряжение и будешь начинать всякое
дело с благословением Божиим, то с благословением пожнешь
мир душевный и прочие плоды Святого Духа. Если оставишь
совершенно свою волю, то никогда не будешь ощущать
тягостного мрака уныния.

…Уныние преследует всех; даже в великих людях
уничтожает спасительные плоды трезвения. Но в простом и
истинном послушнике оно не должно иметь места. Кто себя
отвергся с упованием на Бога, о чём когда будет унывать? В
таковом врагу оскудеша оружия в конец».

На письмо о тоске, унынии старец Лев советовал просить
помощи у Бога, молиться, терпеть и не быть в праздности:

«Что ж с этим делать, надобно терпеть, молиться
Богу, просить от Него помощи, заниматься рукоделием и не
быть в праздности, от которой не только скука, но и многие
пороки приходят».

Преподобный
Антоний учил разогревать свой дух чтением духовным,
памятью вечности, молитвой:

«Вы жалуетесь, что неспокойны в духе и рассеянны. В
таком случае не должно вовсе расслабевать, но дух свой
разогревать то чтением духовным, то памятию вечности, то
молитвою хотя краткою, говоря ко Господу:
“Рассеянный мой ум собери, Господи, и ожесточенное
сердце мое страхом Твоим смири и помилуй мя!” Ибо мы
без помощи Божией ничего не сильны сделать, даже и с
мухами не сладим, не точию с невидимыми врагами».

Те же духовные лекарства прописывал преподобный Макарий:

«…предлагаю совет против уныния: терпение,
псалмопение и молитва».

Преподобный Амвросий также советовал для борьбы с унынием
использовать труд и молитву, терпение и смирение. По
своему обыкновению старец наставлял своих чад меткими и
образными присказками:

«Скука
унынию внука, а лености дочь. Чтобы отогнать ее
прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и
скука пройдет, и усердие придет. А если к сему
терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя
избавишь».

Преподобный Амвросий учил при унынии думать о том, что мы
и недостойны лучшего, от чего сразу же чувствуется
облегчение брани:

«Когда найдет хандра, не забудь укорять себя;
вспомни, сколько ты виновата пред Господом и перед собою,
и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас
почувствуешь облегчение. Сказано: многи скорби праведным;
и: многи раны грешным. Такова жизнь наша здесь: всё скорби
и скорби; а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда
будешь непокойна, повторяй чаще: взыщи мира и пожени
и».

Старец Амвросий предлагал также в помощь от печали, тоски
и уныния прочесть письма святого Иоанна Златоуста к его
духовному чаду диаконисе Олимпиаде:

«В помощь избавления от безотчетной печали советую
вам прочесть письма святого Златоуста к Олимпиаде…
Если сумеете написанное там приложить к своим
обстоятельствам, великую получите пользу духовную».

Унывающему чаду преподобный Иосиф писал:

«От рассеянности и празднословия воздерживайся
трудом с молитвою Иисусовой, а от уныния спасайся плачем о
грехах».

Старец Варсонофий наставлял всячески гнать от себя уныние
и рассказать о нем своему духовному наставнику:

«Нужно укорять себя за свои немощи и смириться, но
всячески гнать от себя уныние, расслабление. Что бы ни
случилось, унывать не нужно, а сказать всё старцу».

Не поддаваться искушению

Иногда человек, мучимый унынием, отказывается даже от
посещения храма Божия, от причастия под предлогом
недостоинства своего. Поступать так нельзя ни в коем
случае. Это бесовское искушение. Преподобный Макарий
наставлял унывающего, который писал о том, что недостоин
причащаться:

«Вы жалуетесь на уныние и безнадежие, коими считая
себя недостойным священнослужения и приобщения святых
таин. О сем, сколько мог, лично с вами беседовал и теперь
скажу в ваше утешение: кто посмеет считать себя достойным
столь великого служения величеству славы Божией и
приобщения пречистых Его таин тела и крови?»

Старец напоминал слова святых Василия Великого и Иоанна
Златоуста:

«Когда уже великие мужи и святые Василий Великий и
Иоанн Златоуст не краем языка, но в чувстве сердца взывали
к Господу, первый: “Веем, Господи, яко недостойне
причащаюся пречистого тела Твоего и честныя крове
Твоея”; второй: “Вем, яко несмь достоин, да
под кров мой внидеши”, то что мы можем о себе
сказать или помыслить?»

Такие советы давали Оптинские старцы для борьбы с унынием,
тоской и леностью. Наставления Оптинских старцев полезно
всегда иметь под рукой и при необходимости перечитывать.

определение уныния от The Free Dictionary

Ей казалось, что накануне вечером она поступила по-детски и неразумно, отдавшись унынию. Она перечислила мотивы, которые, несомненно, объясняли сдержанность Роберта. Дорогой МАКАР АЛЕКСЕЕВИЧ! Разве тебе, мой друг и благодетель, не стыдно роптать и поддаваться унынию? И неужели вы не обиделись на меня? Оба мужчины потеряли надежду — Джонсон из-за темпераментного уныния; Лич, потому что он выбил себя в тщетной борьбе и был истощен.И уныние рассвета следующего утра, когда было уже не воскресенье, а понедельник; и никакой лучшей одежды; и смеющиеся посетители ушли, и она проснулась одна в своей старой постели, невинные младшие дети мягко дышали вокруг нее. Я был в этом унынии, когда внезапное воспоминание об Ирэн и миссис Я узнал из воображения Вертера уныние и уныние, но Плутарх научил меня высоким мыслям; он возвысил меня над жалкой сферой моих собственных размышлений, чтобы восхищаться и любить героев прошлых веков.Это состояние между возрождающейся надеждой и кратковременным унынием преобладало в течение нескольких недель, когда ласковая девушка вошла в квартиру, которая сообщалась с комнатой Джорджа, где она обнаружила инвалида, лежащего на кушетке, очевидно глубоко общающегося с самим собой. всеобщее уныние. Они последовали за мистером Когда крестьяне своим пением скрылись из виду и слуха, на Левина нахлынуло утомительное чувство уныния от собственного одиночества, его физической бездеятельности, его отчужденности от этого мира.Несколько слов Джо, садящегося на лошадь, достаточно объяснили, что произошло, и возобновили все уныние этого молодого джентльмена с десятикратным раздражением. Он остановился, глядя на деньги с горьким унынием. как будто она ничего не могла знать, кроме как через эту среду: все ее силы были разбросаны в припадках возбуждения, борьбы, отчаяния, а затем снова в видениях более полного отречения, превращающего все тяжелые условия в долг..

определение депрессивного по The Free Dictionary

Так что не унывайте, не поддавайтесь, а дайте больше сил своему разуму. Алексей Александрович сел и с унылым и страдальческим лицом смотрел на ходившую взад и вперед няню. Я сидел в темноте буфетной, В самом деле, сама ртуть не так изменчива, как этот класс пассажиров, которых вы увидите, когда корабль благородно идет по воде, бледнеют от восхищения, клянясь, что капитан превосходит всех капитанов когда-либо известны и даже намекают на подписки на кусок тарелки; и которые на следующее утро, когда ветер утихнет и все паруса бесполезно болтаются в воздухе, снова качают унылыми головами и скривив губы, они надеются, что капитан — моряк — но проницательно сомневаются ему.Уныние, в котором она ушла из дома, снова начало захватывать ее, и она вспомнила, что хотела найти мадемуазель Рейс. Процессия усталых солдат превратилась в потрепанный поезд, подавленный и бормочущий, марширующий с напряженным трудом в корыте жидкая коричневая грязь под низким жалким небом. У меланхоличного очага сидели эти два старика, мужчина спокойно подавленный, женщина ворчливая и плачущая, и все их слова были печальными. Долины — неприглядные пустыни, окаймленные слабой растительностью. имеет выражение печали и уныния.Мертвое море и Галилейское море спят посреди огромного холма и равнины, где взгляд не останавливается ни на каком приятном оттенке, на ярком предмете, на мягкой картине, спящей в пурпурной дымке или испещренной тенями облаков. — Боюсь, закаленный — закаленный! — ответил он, уныло покачав головой; ‘и в то же время было сильное проявление необузданных, неверно направленных страстей. Иногда, когда она видела, что таким образом благополучно погрузила меня в мрачную печальную задумчивость, она обращала на это внимание детей. , и покажет им разницу между собой и мной.Божественное влечение обычно длилось неделю или две, а затем она выходила из своего « водоворота » голодная, сонная, сердитая или подавленная. Когда мы постепенно приходили к поздним часам и поздней компании, я заметил, что он огляделся вокруг уныние глаза во время завтрака; что он стал с надеждой оглядываться по сторонам около полудня; что он поник, когда пришел к обеду; что после обеда он, казалось, довольно отчетливо разглядывал Кэпитал на расстоянии; что он почти понял Капитал к полуночи; и что примерно в два часа ночи он снова впал в такое глубокое уныние, что заговорил о покупке ружья и поездке в Америку с общей целью заставить буйволов сколотить состояние..