Содержание

Дорога Ломоносова: из Холмогор в Москву

В декабре 1730 года 19-летний Михаил Ломоносов сбежал из дома и отправился в Москву — учиться. Будущий академик прошагал пол-России: он шел три недели и преодолел 1168 километров. Вместе с порталом «Культура.РФ» пройдем дорогой Ломоносова и узнаем подробности о его пути в большую науку.

Из Холмогор в Москву: дорога Ломоносова. Инфографика

Достижения и открытия Михаила Ломоносова

Родина Ломоносова — деревня Мишанинская

О. А. Кочаров. Ломоносов на родине. 1954. Фотография: cultnord.ru

Алексей Васильев. Юноша Ломоносов в Москве. 1957. Фотография: cultnord.ru

Родился Михаил Ломоносов в Архангельской области — на Курострове, в деревне Мишанинской. Его отец владел небольшим судном, на котором перевозил грузы и рыбачил. С 10 лет Ломоносов помогал отцу в далеких плаваниях: вместе они побывали и на Соловецких островах, и на Кольском полуострове. Старинные северные постройки, древние иконы и рукописные книги, которые юный путешественник видел во время поездок, пробудили в нем интерес к знаниям.

Грамоте Михаил Ломоносов начал учиться поздно, в 12 лет. Первым его наставником стал Иван Шубный — отец известного скульптора Федота Шубного (позже он сменил фамилию на Шубин). Потом с мальчиком занимался дьяк Семен Сабельников, один из лучших учеников подьяческой и певческой школы при холмогорском архиерейском доме. Ломоносов учился легко: через два года он уже был одним из лучших чтецов в местной церкви.

Сначала Михаил Ломоносов освоил духовные книги — рукописные и старопечатные жития, псалтыри, сборники старинных легенд. Потом и светские издания петровских времен — учебники по риторике, календари, хронографы. А позже зажиточный односельчанин Христофор Дудин подарил Ломоносову славянскую «Грамматику» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого.

Занятия наукой не сулили в те годы ни богатства, ни славы, поэтому отец с мачехой не поддерживали желание сына учиться. Они хотели поскорее его женить, надеясь, что семейные хлопоты выбьют из него «дурь». Однако Михаила Ломоносова такая перспектива не радовала: он мечтал заниматься науками, поэтому решил уехать из родного села в Москву «для приобретения большого знания и учености».

«Беспашпортному» в большом городе появиться было нельзя — в те годы бродягу без документов могли заковать в кандалы и выслать на рудники Алтая. Ломоносов раздобыл паспорт с большим трудом и еще дома зашил в карман, чтобы не потерять. Юноша взял с собой книги, составлявшие тогда всю его библиотеку, — грамматику и арифметику. Сосед Фома Шубный одолжил ему «китаечное полукафтанье и заимообразно три рубля денег» на дорогу.

С торговым обозом через Архангельскую область

Линогравюра Николая Наговицына. Ломоносов в химической лаборатории. 1958. Фотография: cultnord.ru

Василий Петров. Ломоносов перед Академией наук. 1959. Фотография: cultnord.ru

Ночью, когда вся семья спала, Михаил Ломоносов сбежал из родительского дома. В то время из Архангельской губернии в Москву ходили торговые обозы: возили рыбу, пушнину, конопляное волокно — пеньку. За караванами пешком шли люди: кто на заработки, кто на богомолье. Такой путь выбрал и Ломоносов — он отправился в Москву пешком вслед за торговцами. Однако юноша догнал обоз лишь на третий день своего пути — в окрестностях Антониево-Сийского монастыря. Ломоносов уговорил торговцев взять его с собой. Вместе с обозом он отправился в мужскую обитель, где служил его дядя Иван Ломоносов.

Читайте также:

Денег на дальнейшую дорогу не хватало, поэтому путешественнику пришлось на некоторое время задержаться в монастыре: там он читал псалмы. Ломоносов немного накопил, продал «полукафтанье мужику емчанину» и «ушол оттоле в Москву с попутными обозами». Ночевали обозники на постоялых дворах или в домах придорожных деревень, там же пережидали метель и непогоду. Путь в Москву лежал через всю Архангельскую область: Емецк, Березник, Усть-Вагу, Шенкурск и Вельск. При Петре I эта дорога считалась стратегической — в 1693 году здесь устроили первый почтовый тракт в России. Но в 1730-х годах здесь лишь изредка проезжали повозки: все северные пути теперь вели в новый морской порт — Санкт-Петербург.

Москва и Славяно-греко-латинская академия

Путь Ломоносова из Холмогор в Москву

Чем дальше на юг, тем ближе Ломоносов был к Москве. Позади осталась половина пути, а впереди виднелись бело-зеленые дома Вологды, самого большого города на их дороге. Обозники добрались сюда к Рождеству. Город-крепость встретил Ломоносова толпами богомольцев, рядами крестьянских саней, шумным разноголосьем непривычной для уха речи.

Перед юношей мелькали купеческие и монастырские подворья, кабаки, лавки, амбары, затейливые деревянные дома, украшенные резьбой, просечным железом, диковинными птицами-сиринами. Больше всего Ломоносова поразила красота Софийского собора: его белоснежные стены, пять золотых куполов и огромные фрески с изображением Судного дня.

После Вологды Русский Север закончился. Поселки по сторонам дороги все меньше напоминали Ломоносову родную деревню. Вместе с рыбаками он останавливался еще в нескольких крупных городах: Ярославле и Ростове Великом, от которого до Москвы оставалось чуть больше 200 километров.

В город своей мечты Ломоносов прибыл через три недели после того, как сбежал из дома. Москва показалась юному путешественнику огромной, чужой и неприветливой. Все здесь было незнакомо, и даже говор москвичей был особенным.

Первые два дня Ломоносов жил в «обшевнях» — больших санях-розвальнях — в рыбном ряду Китай-города, а потом пришел в Заиконоспасский монастырь на Никольской улице, где находилась Славяно-греко-латинская академия. Здесь, выдав себя за дворянского сына из Холмогор, он прошел вступительные испытания. Михаил Ломоносов проучился в Москве три года: читал летописи и богословские книги, сочинения по физике и математике. В 1734 году молодой ученый двинулся дальше — он поехал в Киев и поступил там в Киево-Могилянскую академию.


Из Холмогор в Москву: дорога Ломоносова. Инфографика

Из Холмогор в Москву: дорога Ломоносова

Автор: Снежана Мартынова

Путешествие Ломоносова в Москву воссоздали на выставке

Легендарное путешествие Ломоносова из Архангельской губернии в Москву детально воссоздали в столичном музее декоративно-прикладного и народного искусства. Иконы, которые освещали весь путь Ломоносова, предметы быта и, конечно, знаменитый зипун великого ученого — все это можно увидеть на выставке, приуроченной к 300-летию Ломоносова.

Поморы, до сих пор не включенные даже в единый перечень народов России, вряд ли удостоились бы такой грандиозной выставки, если бы не 300-летие самого знаменитого из них — Михаила Ломоносова. Правда, многие уверены — есть и обратная зависимость. Ломоносов никогда не достиг бы таких высот, если бы не был помором.

«Именно в Архангельской губернии мог родиться Ломоносов. Это территория свободы и территория высокой культуры. Ломоносов был не из бедной семьи, а из зажиточной. И мы видим, какие красавицы, женщины, жившие в Поморье. Мы видим их наряды, их головные уборы, которые были украшены в тот период времени, 300 лет назад, жемчугом», — говорит директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Маргарита Баржанова.

Но ни женщины-красавицы, ни зажиточное хозяйство отца Ломоносова дома не удержали. Вместе с рыбным обозом он идет в Москву. Почему? Учиться – это официальная версия. Есть и другие.

«У него рано умерла мать, отец женился первый раз, потом еще раз. Его конфликт с мачехой, вероятно, стимулировал его уход из дома и путь в Москву», — считает историк, доцент РГГУ Борис Морозов.

«Над ним висел, как дамоклов меч, призыв на морскую службу», — выдвигает еще одну версию историк Валерий Аушев.

По той причине или по другой, он отправился в путь. Вот только когда? Здесь опять расхождения.

«Ушел из дома в октябре. Нет, не зимой», — говорит Валерий Аушев.

«Это, конечно, была зима. Путешествия такие легче было делать зимой, по зимним дорогам на санях», — не согласен Борис Морозов.

В экспозиции путешествие Ломоносова в Москву воссоздали в деталях.

«Те иконы, которые освещали весь путь Ломоносова в Москву и освещают до сих пор Поморье. Те предметы, которые окружали его. Это и предметы утвари, и предметы обихода. Ну и, конечно же, зипун. Без него наш Ломоносов не добрался бы в Москву», — говорит Маргарита Баржанова.

А был ли зипун? И если был, то именно так выглядел?

«Конечно же, это немножко не то. Он в более приглядном пришел в Москву виде», — считает Валерий Аушев.

По легенде, в Москву Ломоносов отправился налегке. Взял с собой только три книги.

«Это «Грамматика» Сморицкого, «Арифметика» Магницкого и «Рифмованная псалтирь» Полоцкого», — рассказывает Борис Морозов.

«Он пришел не с двумя книжками за пазухой, как рисовали в советские годы, а с нормальным сундуком. Такие сундуки холмогорские называли подголовниками», — утверждает Валерий Аушев.

Как на самом деле все было, сейчас точно уже никто не скажет. Впрочем – а так ли оно важно? Главное, что до Москвы Ломоносов все-таки дошел. А там перед ним такие двери распахнулись. Но это уже совсем другая история.

Из Холмогор в Москву: дорога Ломоносова — 2do2go

В декабре 1730 года 19-летний Михаил Ломоносов сбежал из дома и отправился в Москву — учиться. Будущий академик прошагал пол-России: он шел три недели и преодолел 1168 километров. Вместе с порталом «Культура.РФ» пройдем дорогой Ломоносова и узнаем подробности о его пути в большую науку.

Родина Ломоносова –деревня Мишанинская

Родился Михаил Ломоносов в Архангельской области — на Курострове, в деревне Мишанинской. Его отец владел небольшим судном, на котором перевозил грузы и рыбачил. С 10 лет Ломоносов помогал отцу в далеких плаваниях: вместе они побывали и на Соловецких островах, и на Кольском полуострове. Старинные северные постройки, древние иконы и рукописные книги, которые юный путешественник видел во время поездок, пробудили в нем интерес к знаниям.

Грамоте Михаил Ломоносов начал учиться поздно, в 12 лет. Первым его наставником стал Иван Шубный — отец известного скульптора Федота Шубного (позже он сменил фамилию на Шубин). Потом с мальчиком занимался дьяк Семен Сабельников, один из лучших учеников подьяческой и певческой школы при холмогорском архиерейском доме. Ломоносов учился легко: через два года он уже был одним из лучших чтецов в местной церкви.

Сначала Михаил Ломоносов освоил духовные книги — рукописные и старопечатные жития, псалтыри, сборники старинных легенд. Потом и светские издания петровских времен — учебники по риторике, календари, хронографы. А позже зажиточный односельчанин Христофор Дудин подарил Ломоносову славянскую «Грамматику» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого.

Занятия наукой не сулили в те годы ни богатства, ни славы, поэтому отец с мачехой не поддерживали желание сына учиться. Они хотели поскорее его женить, надеясь, что семейные хлопоты выбьют из него «дурь». Однако Михаила Ломоносова такая перспектива не радовала: он мечтал заниматься науками, поэтому решил уехать из родного села в Москву «для приобретения большого знания и учености».

«Беспашпортному» в большом городе появиться было нельзя — в те годы бродягу без документов могли заковать в кандалы и выслать на рудники Алтая. Ломоносов раздобыл паспорт с большим трудом и еще дома зашил в карман, чтобы не потерять. Юноша взял с собой книги, составлявшие тогда всю его библиотеку, — грамматику и арифметику. Сосед Фома Шубный одолжил ему «китаечное полукафтанье и заимообразно три рубля денег» на дорогу.

С торговым обозом через Архангельскую область

Ночью, когда вся семья спала, Михаил Ломоносов сбежал из родительского дома. В то время из Архангельской губернии в Москву ходили торговые обозы: возили рыбу, пушнину, конопляное волокно — пеньку. За караванами пешком шли люди: кто на заработки, кто на богомолье. Такой путь выбрал и Ломоносов — он отправился в Москву пешком вслед за торговцами. Однако юноша догнал обоз лишь на третий день своего пути — в окрестностях Антониево-Сийского монастыря. Ломоносов уговорил торговцев взять его с собой. Вместе с обозом он отправился в мужскую обитель, где служил его дядя Иван Ломоносов.

Денег на дальнейшую дорогу не хватало, поэтому путешественнику пришлось на некоторое время задержаться в монастыре: там он читал псалмы. Ломоносов немного накопил, продал «полукафтанье мужику емчанину» и «ушол оттоле в Москву с попутными обозами». Ночевали обозники на постоялых дворах или в домах придорожных деревень, там же пережидали метель и непогоду. Путь в Москву лежал через всю Архангельскую область: Емецк, Березник, Усть-Вагу, Шенкурск и Вельск. При Петре I эта дорога считалась стратегической — в 1693 году здесь устроили первый почтовый тракт в России. Но в 1730-х годах здесь лишь изредка проезжали повозки: все северные пути теперь вели в новый морской порт — Санкт-Петербург.

Москва и Славяно-греко-латинская академия

Чем дальше на юг, тем ближе Ломоносов был к Москве. Позади осталась половина пути, а впереди виднелись бело-зеленые дома Вологды, самого большого города на их дороге. Обозники добрались сюда к Рождеству. Город-крепость встретил Ломоносова толпами богомольцев, рядами крестьянских саней, шумным разноголосьем непривычной для уха речи.

Перед юношей мелькали купеческие и монастырские подворья, кабаки, лавки, амбары, затейливые деревянные дома, украшенные резьбой, просечным железом, диковинными птицами-сиринами. Больше всего Ломоносова поразила красота Софийского собора: его белоснежные стены, пять золотых куполов и огромные фрески с изображением Судного дня.

После Вологды Русский Север закончился. Поселки по сторонам дороги все меньше напоминали Ломоносову родную деревню. Вместе с рыбаками он останавливался еще в нескольких крупных городах: Ярославле и Ростове Великом, от которого до Москвы оставалось чуть больше 200 километров.

В город своей мечты Ломоносов прибыл через три недели после того, как сбежал из дома. Москва показалась юному путешественнику огромной, чужой и неприветливой. Все здесь было незнакомо, и даже говор москвичей был особенным.

Первые два дня Ломоносов жил в «обшевнях» — больших санях-розвальнях — в рыбном ряду Китай-города, а потом пришел в Заиконоспасский монастырь на Никольской улице, где находилась Славяно-греко-латинская академия. Здесь, выдав себя за дворянского сына из Холмогор, он прошел вступительные испытания. Михаил Ломоносов проучился в Москве три года: читал летописи и богословские книги, сочинения по физике и математике. В 1734 году молодой ученый двинулся дальше — он поехал в Киев и поступил там в Киево-Могилянскую академию.

Источник: портал Культура.РФ. 

Ломоносов. Путь в Москву — Обо всём на свете

Я рад приветствовать вас, друзья!

Наш рассказ о М.В. Ломоносове продолжается. Кто не читал ранее эту рубрику, просим заглянуть сюда.

Ломоносов, как сын крестьянина, не мог поступить в единственную в Холмогорах словесную школу при архиерейском доме и решил попытать счастья в Москве

Ломоносов ушел из родного дома вопреки воле отца, и поэтому ему пришлось искать поддержку у односельчан: сосед Фома Шубный одолжил ему три рубля денег и дал беглецу «китаечное полукафтанье».

Помог Ломоносову и еще один земляк, о чем свидетельствует следующая запись в книге поручителей к выплате налога Куростровской волости:

«1730 года, декабря 7 дня отпущен Михайло Васильев сын Ломоносов к Москве и к морю до сентября месяца предбудущего 731 года, а порукою по нем в платеже подушных денег Иван Банев росписался…» 

 

Единственным высшим учебным заведением в Москве того времени была Славяно-греко-латинская академия («Спасские школы«). В нее и решил поступить Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение

/Здание церкви бывшей Славяно-греко-латинской академии. Современный вид./

15 января 1731 года он был зачислен в первый класс академии. Несмотря на материальные трудности и тяготы, Ломоносов первые три класса закончил за один год.

Из письма Ломоносова к Шувалову И.И. 10 мая 1753 г.:» Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти неопределенную силу имели…

имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».

Недовольный преподаванием естественных наук в «Спасских школах», Ломоносов в 1734 году на короткое время отправился в Киев, где находилась Киево-Могилянская академия

Убедившись, что и там господствуют схоластические взгляды, он вернулся в Москву. В конце 1735 года Ломоносов с двенадцатью лучшими учениками Славяно-греко-латинской академии был направлен в Петербург для обучения в академическом университете

/Вид Петербурга со зданиями Академии наук. Гравюра Г.А. Качалова по рисунку М.И. Махаева. 1753 год/.

С января по август 1736 года он слушал лекции профессоров и адъюнктов Академии, а в сентябре его вместе с Д.И. Виноградовым и Г.У. Райзером послали в Германию для изучения химии, горного дела и металлургии.

В ноябре 1736 года Ломоносова зачислили в Марбургский университет, где в это время преподавал прославленный учёный-энциклопедист Христиан Вольф.

В Магдебурге с 1736 по 1739 год Ломоносов слушал курс физики и философии у Хр. Вольфа, изучал химию и математику. Самостоятельный склад ума и здравый смысл крестьянского сына уберегли его от метафизики, господствующей в немецких

университетах. Здесь в  1739 году он женился на Елизавете Христине Цильх (1720-1766). Во время учебы в Марбурге Ломоносов освоил лучшее, чем обладала в то время западноевропейская естественно-научная мысль;

здесь он выработал свой метод научных исследований. Познакомившись с теорией строения вещества английского ученого Р. Бойля, Ломоносов начал разработку собственного учения о строении материи.

Здесь же у него зародилась мысль о создании собственной научной картины мира. Вот какую оценку молодому дарованию дал Христиан Вольф:

«Молодой человек преимущественного остроумия, Михайло Ломоносов, с того времени, как для учения в Марбург приехал, часто математические и философические, а особливо физические лекции слушал и безмерно любил основательное учение.

Ежели впредь с таким же рачением простираться будет, то не сомневаюсь что, возвратясь в отечество, принесет пользу обществу, чего от сердца желаю. Дан в Марбурге 1739 июля 20″.

 

 

 

 

 

 

Триста школьников повторили путь Ломоносова из Холмогор в Москву — Российская газета

Триста школьников из Архангельской, Вологодской, Ярославской областей и Москвы за десять дней повторили путь, проделанный Михаилом Ломоносовым из Холмогор в Москву. Причем двигались они точно по тому же маршруту, которым добирался в столицу будущий великий ученый.

— Ребята, которые пришли в Москву с «Ломоносовским обозом», ставят перед собой те же задачи, что и великий учёный: учиться, познавать науку и побеждать. Поэтому двери Московского университета для вас открыты!, — сказал Виктор Садовничий, ректор МГУ на встрече с участниками этой необычной акции, передав им символический ключ знаний.

Многим школьникам уже есть чем гордиться. Михаил Косарев из Холмогор, к примеру, не только земляк и тезка великого ученого, но и лауреат международного конкурса «Музыкальная радуга», участник десятых Всероссийских дельфийских игр. Он профессионально занимается художественным чтением и с удовольствием декламирует поэзию Ломоносова.

— Чтением я увлекся в семь лет. Мне нравится творчество Ломоносова. Особенно — «Ода, выбранная из Иова». Но некоторые оды учить трудно, язык сломаешь, — рассказывает Михаил. — Мне запомнилась дорога из Кукобоя до Ярославля. Там очень интересные названия деревень и сел. А еще понравился Вологодский кремль и гостиница в Вологде, потому что там я в первый раз поиграл в боулинг.

А вот Никите Дерягину из Архангельска запомнились мастер-классы в селах, где школьников учили делать дудки и рисовать северные росписи. Маршрут был продуман так, чтобы показать детям красоту русского севера и познакомить с его историей. Была, например, поездка в Антониево-Сийский монастырь, где родной дядя Ломоносова был стряпчим. В декабре 1730 года он подарил сбежавшему из дома племяннику тулуп, который тот заложил в Емецке и смог продолжить путешествие.

Все десять дней участники собирали подписи в поддержку ежегодного проведения «Ломоносовского обоза». Так что, возможно, путешествие из Холмогор в Москву вскоре станет традицией.

Справка «РГ»

В Москву Ломоносов ушел в декабре 1730. Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре и пробыл там около 5 лет. Он изучил латинский язык, ознакомился с тогдашней «наукой». В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был отправлен в Петербург для зачисления в Академический университет. В 1736 трое из способных учеников, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл 5 лет. Женился за границей, в 1740, в Марбурге, на Елизавете-Христине Цильх, дочери умершего члена городской думы. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне.

В июне 1741 (по другим сведениям в январе 1742) Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом АН по физическому классу, а в августе 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии. В 1745 он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке, а в 1746 — о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. Одновременно занимается физикой и химией, печатает на латинском языке научные трактаты. В 1748 при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов вскоре начинает вести борьбу с Миллером, обвиняя его в умышленном принижении в научных исследованиях русского народа. В этом же году для Ломоносова была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория. В 1749 в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», имевшее большой успех, и начинает пользоваться большим вниманием при Дворе. В 1755, под влиянием Ломоносова, открывается Московский университет. В 1756 Ломоносов отстаивает  права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. В 1758 ему поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и Академической гимназией при АН. Основной задачей Географического департамента было составление «Атласа Российского». В 1759 он занят устройством гимназии, опять отстаивая права низших сословий на образование. В 1763 избран членом Российской Академии художеств. В 1764, под влиянием его сочинения «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном», снаряжается экспедиция в Сибирь. В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской (1760) и Болонской (1764) Академий наук. Весной 1765 Ломоносов простудился. Умер 15 апреля (по старому стилю — 4 апреля) 1765. Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Двадцатитрехлетний Михаил Ломоносов приходит в Москву пешком из Холмогор.: zhivoi — LiveJournal

Двадцатитрехлетний Михаил Ломоносов приходит в Москву пешком из Холмогор.
Легенды МГУ

Уверен, что 99% имеющих отношение к Университету эту легенду слышали, это даже, в общем-то и не совсем легенда, а почти что быль, и даже признаваемая историками, тем не менее, повторюсь. Слишком уж это базовая вешь, и, если уж честно писать о Легендах МГУ, хочешь-не хочешь, но этой Легенды не избежать… Это одна из самых главных, и, видимо, одна из самых первых Легенд МГУ.

Отдать дань уважения Отцу-Основателю нашего Университета надо!

Так вот, Легенда гласит, что Михаил Васильевич Ломоновов родился на Русском Севере, в рыбацкой поморской деревне, где-то под Холмогорами, почти что посередине между Вологдой, Архангельском и Приполярными широтами.

У парня была невероятная тяга к Знанию и Истине, он так и рвался изучать науки. Ему с детства приходилось ловить рыбу, часто вмесре с поморами ходить на ладьях по селедку на Белое Море, а отец его Василий был один из лучших рыбаков и лоцманов на Белов море. Отца Михаила очень все на Белом Море уважали.

Поморы ловили рыбу, в том числе селедку, потом ее то ли солили и морозили, складывли на сани и отправляли обозами в Санкт-Петербург, Москву и другие крупные города России. Так вот, а Михаил Ломоносов так сильно тянулся к Знанию и Истине, что однажды, испросив прошение родителей, пешком отправился прямо за рыбацким обозом в Москву. Шел он очень долго, целый год. Ночевыл прмо радом с обозом, прислоняясь к саням. И в итоге дошел до Москвы. Там ему удалось устроиться на учебу, и учился он уже 23-летним парнем вместе с малышами, над ним все смеялись, но он стерпел все насмешки, быстро выучился, а потом его послали учиться за границу, в Немецкий Город.

В Городе он тоже успел стал легендарным человеком, и из Немецкого Города его в итоге Выгнали. Потом учился в другом Городе. Но это, в общем, уже другая Легенда.

Примечание: Слышал много вариантов этой Легенды, варьирует время, которе он шел с обозом с селедкой, от трех месяцев до трех лет. Скорее всего, изначально в этой Легенде имелось ввиду все-таки три месяца или что-то около того, иначе непонятно, как он дошел с обозом, ведь летом на санях по Цнтральной России не проедешь, только зимой. Иногда добавляется, что он был плохо одет, что у него был один дырявый тулуп, он почти ничего не ел.
Иногда говорят, что в Москве он учился в греко-латинской академии. Иногда добавляют, что за границу его послал Петр Первый, но это, я так понимаю, не соответствует историческим документам, хотя не уверен?

Вообще в МГУ эту Легенду про 23-летнего Ломоносова принято рассказывать как чуть ли не как реальную историю, видимо, потому, что она давно уже кем-то записана.

Путь Ломоносова | История | ИноСМИ

Повесть «Степь» принесла Чехову настоящее признание. В этой повести описывается поездка двух купцов. С ними в бричке находится ребенок, который едет в город учиться. Чтобы мотивировать его, герои повести говорят о пользе учения и ставят в пример Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), тайно покинув свой дом, пешком отправился в Москву учиться и стал важным ученым мирового масштаба. Его путь также можно рассматривать как часть усилий по преобразованию России в современное общество. Потому что с точки зрения традиций российской культуры это один из лучших примеров того, как человек через образование меняет свою судьбу и судьбу своего общества. Сегодня имя Ломоносова носит лучший российский вуз: Московский государственный университет.

Ломоносов родился в деревне Денисовка, которая впоследствии была названа в его честь. Его отец — рыбак. С десяти лет мальчик отправляется с отцом на промысел. Но Ломоносов не хочет быть торговцем. У него большой интерес и жажда к учебе, науке.

Соседи обучают Ломоносова грамоте. Все свободное время он занят книгами. Помощник священника тоже помогает ему с образованием. И большей частью Ломоносов читает религиозные книги.

Михаил Васильевич Ломоносов

Русская служба BBC


Отец женится в третий раз, но у Ломоносова не складываются отношения с мачехой. Когда это соединяется с жаждой обучения и знаний, Ломоносов в 19 лет бежит из дома. Конечно, путешествие предопределила не мачеха. Она лишь повлияла на выбор времени.

Это путешествие, в которое Ломоносов отправляется пешком из деревни, представляет собой большой путь, начатый им во имя науки и образования. Как любой путь, он тернист, но почетен в силу вклада, внесенного в развитие страны и народа.

Ломоносов, время от времени идя пешком, в конечном счете прибывает в Москву. Здесь его жизнь полна лишений. По большей части он питается только черным хлебом и квасом. После трех лет обучения в Москве Ломоносова отправляют в киевскую академию. Но через некоторое время он снова возвращается в Москву и демонстрирует большие успехи, осваивая 12-летнюю программу за пять лет. В 1736 году Ломоносова зачисляют в Петербургский академический университет. Здесь Ломоносов тоже преуспевает, и его на два года отправляют в Марбургский университет, где он становится одним из студентов Христиана Вольфа (Christian Wolff), ведущего представителя немецкого Просвещения XVIII века. Наряду с такими областями, как философия, химия, металлургия, он также проявляет большой интерес к литературе.

После возвращения в свою страну Ломоносов вносит важный вклад в отечественную науку. Под его руководством создается множество факультетов и лабораторий. Одна из тем, над которыми он размышляет больше всего, — образовательная политика. Кроме того, он занимается исследованиями в области языка и грамматики.

Кто-то не рождается в знатной семье, но приходит в этот мир с благородной душой. На мой взгляд, Ломоносов и есть такой пример. Путь, в который он отправился ради образования и науки, является важным продолжением цели Петра Великого превратить Россию в современное общество.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и получайте переводы самых ярких материалов зарубежных СМИ.

История МГУ

История Московского университета

В январе 2005 года МГУ имени М.В. Ломоносова отпраздновал свое 250-летие, по этому случаю проведено более 800 различных мероприятий. Основанный в XVIII веке, университет постоянно растет и охватывает новые отрасли обучения и исследований.

Вся история университета свидетельствует о той выдающейся роли, которую его выпускники сыграли в продвижении идей свободы, общего блага, гуманности и истины.

Ранняя история

Одно из старейших российских высших учебных заведений, Московский университет был основан в 1755 году. В 1940 году ему было присвоено имя выдающегося русского ученого, академика Михаила Ломоносова (1711-1765), внесшего большой вклад в создание университета в Москве.

Михаил Ломоносов был одним из интеллектуальных титанов XVIII века. Великий русский поэт Александр Пушкин охарактеризовал его как человека огромной силы воли и острого научного ума, чьей страстью всю жизнь была учеба.Интересы Ломоносова варьировались от истории, риторики, искусства и поэзии до механики, химии, минералогии. Его деятельность является проявлением огромного потенциала российского научного сообщества, представители которого в то время занимали лидирующие позиции в мире. Петр I реформировал Россию, что позволило стране во многих сферах достичь стандартов современных европейских держав. Большое внимание уделялось образованию. В 1724 г. Петербургская Академия наук, основанная Петром I, учредила университет и гимназию для обучения интеллигенции и исследователей, необходимых стране; Однако эти учебные заведения не выполнили поставленную задачу.Михаил Ломоносов в своем письме к графу Шувалову высказал идею создания университета в Москве. Влиятельный придворный и любимец императрицы Елизаветы Петровны, граф Шувалов был покровителем искусства и науки; он поддержал планы Ломоносова относительно нового университета и представил их императрице.

В 1755 году, 25 января, в Татьянин день по календарю Русской Православной Церкви, императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании университета в Москве.Церемония открытия состоялась 26 апреля, когда отмечался день коронации Елизаветы Петровны. С 1755 г. 25 января и 26 апреля в Московском университете проводятся особые мероприятия и праздники; Ежегодная конференция, на которой студенты представляют результаты своей исследовательской работы, традиционно проводится в апреле.

По плану Ломоносова изначально было три факультета. Сначала все студенты получили всесторонние знания в области естественных и гуманитарных наук на философском факультете; затем они могли специализироваться и продолжить обучение на философском факультете или поступить на юридический или медицинский факультет.Лекции читались либо на латыни, языке тогдашних образованных людей, либо на русском языке. В отличие от европейских университетов, в Московском университете не было богословского факультета, поскольку в России были специальные богословские учебные заведения.

С самого начала элитарность была чуждой самому духу университетского сообщества, определявшему давние демократические традиции Московского университета. В преамбуле указа, подписанного Елизаветой Петровной, говорилось, что университет должен обучать простых людей; не допускались только крепостные.Сам Ломоносов указывал, что в европейских университетах важны академические достижения студента, а не его социальное положение или семейное положение. В конце XVIII века из 26 профессоров Московского университета было всего три дворянина, большинство студентов тоже были простолюдинами. Лучшие студенты были отправлены для продолжения обучения за границу, налаживая контакты с международным научным сообществом.

Изначально обучение в Московском университете было бесплатным для всех, позже от платы за обучение освобождались только бедные студенты.Государственное финансирование не покрыло все расходы университета; таким образом, администрации пришлось искать способы привлечения дополнительных средств. Университет частично финансировался его покровителями, такими как богатые купцы из семей Демидовых и Строгановых и некоторые другие, которые жертвовали лабораторное оборудование, книги, различные коллекции и учредили стипендии для студентов университета. Выпускники университетов не раз поддерживали свою альма-матер в трудные времена, собирая деньги с помощью общественных подписок. Профессора университетских библиотек по традиции завещали свои частные книжные коллекции, самые крупные из которых были собраны И.М.Снегирев, П.Я. Петров, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, Ф.И. Буслаев, Н.К. Гудзы, И.Г. Петровский и некоторые другие.

Московский университет сыграл выдающуюся роль в популяризации науки и образования в России, сделав лекции своих профессоров открытыми для публики. Книжное дело в России началось в 1756 году, когда на территории кампуса открылись типография и книжный магазин; Здесь началось издание одной из первых российских газет «Московские ведомости». С 1760 г. в университетской типографии печатался и первый московский литературный журнал «Полезное увеселение».Н.И. Новиков, один из выдающихся деятелей Просвещения в России, с 1779 по 1789 год возглавлял университетское издательство.

Более века, с 1756 года, университетская библиотека была единственной в Москве открытой для широкой публики.

Профессора Московского университета внесли большой вклад в создание новых культурных центров в Москве и России, гимназии, а затем и университета в Казани, Академии художеств в Санкт-Петербурге.Санкт-Петербург, Малый театр в Москве и многие другие. В XIX веке при университете были созданы первые научные общества, объединяющие естествоиспытателей, историков и филологов.

В XVIII веке среди студентов и профессоров Московского университета был ряд выдающихся личностей: философы Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков, математики В.К. Аршеневский, М.И. Панкевич, врач С.З. Зыбелин, ботаник П.Д. Вениаминов, физик П.И. Страхов, почвоведы М.И.Афонин и Н.Е. Черепанов, Г.А. Чеботарев, историк и географ, историк Н.Н. Бантыш-Каменецкий, А.А. Барсов, С.Халфин, Е.И. Костров, филологи и переводчики; юристы С.Е. Десницкий и И.А. Третьяков, известные авторы Д.И. Фонвисин, М. Херасков, Н.И. Новиков, архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов. Их работа во многом способствовала тому, что Московский университет стал ведущим образовательным, научным и культурным центром в России и в мире.

.

Михаил Ломоносов, краткая биография

Биографию М. Ломоносова вы можете прочитать в оригинальной русской версии.

Его детство

Михаил Васильевич Ломоносов, ученый и лексикограф, основатель Московского государственного университета (МГУ), родился 8 ноября 1711 года в деревне Мишанинская (ныне Ломоносовская) Архангельской области на берегу Белого моря.

Его отец, Василий Дорофеевич Ломоносов, был рыбаком и охотником.Он был хорошим человеком, но абсолютно неграмотным. Его мать, Елена Ивановна, умерла, когда Лемоносову было 9 лет. Жизнь с мачехой была для него невыносимой.

Самыми лучшими воспоминаниями из его детства были морские прогулки с отцом, уроки грамотности и математики со служителем местной церкви. «Грамматика» Мелентие Смотриски и «Арифметика» Симеона Полоцкого были для мальчика, по его собственным словам, «воротами в науку».

В декабре 1730 года страсть к знаниям подтолкнула Майкла к решению покинуть свой дом с помощью нескольких рыбаков.Он добирался сначала на лодке, а затем пешком в Москву. Ему тогда было 19 лет.

Ломоносова учеба

Молодому Ломоносову понадобилось 3 недели, чтобы добраться до Москвы, где его уже никто не ждал. Он самостоятельно вошел в школьную систему и вместе с младшими школьниками начал изучать естественные науки. Дети сначала подшучивали над ним, но постепенно они привыкли к нему и полюбили тихого и умного мальчика.

Он жил очень бедно, часто ел кусок хлеба.За 5 лет прошел всю школьную программу. Затем продолжил обучение в Национальном университете «Киево-Могилянская академия». Через год, будучи в числе лучших учеников, Михаил Ломоносов был направлен в Академию наук Санкт-Петербурга.

Там он продолжил интенсивное изучение естественных наук, а также изучение европейских языков.

В возрасте 25 лет его отправили учиться в Германию. 3 года учился в Марбургском университете, затем во Фрайберге.После этого он провел год, путешествуя по Голландии. Михаил Ломоносов изучал математику, физику, химию, металлургию, горное дело и западноевропейскую литературу. Занимался поэтическим переводом.

В Германии Ломоносов женился на немецкой девушке Элизабет-Кристин Циль. Их сын Иван умер в раннем возрасте, а у дочери Елены Ломоносовой было четверо детей от ее мужа Алексея Константинова, который был библиотекарем императрицы Екатерины II.

Его возвращение в Россию

В 1741 году Михаил Ломоносов вернулся в Россию и начал работать в Академии наук и художеств.До своей смерти в 1765 году Михаил Ломоносов неустанно трудился на благо русской науки, увлеченно занимаясь физикой, химией, астрономией, приборостроением, географией, металлургией, геологией, филологией и историей. Он разработал проект МГУ, который теперь носит его имя.

Елена Буланова

.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова — Российский университет

Открытие первого университета в России стало возможным благодаря активной деятельности выдающегося ученого-академика Михаила Ломоносова (1711-1765), неоднократно поднимавшего вопрос о необходимости подготовки научных кадров. 25 января 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении университета.

Начальная фундаментальная подготовка студентов проходила на философском факультете.Для дальнейшей специализации можно было продолжить обучение на том же факультете или перейти на медицинский или юридический. В Московский университет принимаются студенты и преподаватели независимо от социального статуса. Некоторые лекции стали открытыми для посещения. В 1756 году была открыта первая публичная библиотека.

В 1804 году был принят устав университета , благодаря которому автономия университета была значительно расширена. С этого момента избирались ректор и деканы.Студенты обучались в университете 3 года по 4 направлениям науки (морально-политическим, физико-математическим, медицинским, вербальным).

Во время войны 1812 года здания университета сильно пострадали от пожаров. Совместными усилиями преподавателей и студентов в сентябре 1813 года занятия в университете были возобновлены, а к 30-м годам 19 века количество студентов уже достигло и достигло 500 человек.
После отмены крепостного права в связи с развитием промышленности, сельского хозяйства и торговли значение университетского образования возросло.С 1863 года количество учебных дисциплин и преподавателей расширилось, больше времени уделялось практическим занятиям и семинарам.

В результате революции 1917 года в университете произошли два значительных изменения: плата за обучение в размере была отменена , но около половины преподавателей и студентов покинули университет по политическим причинам. Несмотря на трудности, к началу Великой Отечественной войны в университете были защищены первые диссертации, количество студентов выросло до 5000, более 30 преподавателей стали членами Академии наук.В январе 1940 года университету было присвоено имя М.В. Ломоносова .

Московский университет провел военные годы в эвакуации. В 1953 году МГУ открыл свои двери в новом комплексе на Воробьевых горах . Значительно увеличившийся бюджет дал толчок к открытию специализированных лабораторий и исследовательских центров, а также позволил улучшить оборудование. В университете открыты факультеты психологии, востоковедения, вычислительной математики. К 2000 году количество студентов выросло до 31000, а количество факультетов достигло 34.Благодаря тесному сотрудничеству с зарубежными партнерами МГУ стал международным научно-образовательным центром.

.

ISND 2020 — Ломоносов

День приезда: Воскресенье 18 октября 2020 г.
День отъезда: Суббота 24 октября 2020 г.
Рабочие дни конференции: 19-23 октября 2020 г.

Конференция посвящена широкому кругу лиц. круг вопросов, связанных с интегрируемыми системами и нелинейной динамикой, включая алгебраические и геометрические методы и проблемы механики. Также будут рассмотрены информационные системы с приложениями в этих областях.

Основные темы конференции:

  • Интегрируемые системы дифференциальных и разностных уравнений;
  • Нелинейная динамика и механика;
  • Теория солитонов и ее приложения;
  • Алгебраические и геометрические методы;
  • Математические методы в информационных системах.

Программный комитет:

  • КОЗЛОВ Валерий Владимирович, Математический институт им. В. А. Стеклова РАН, Москва, Россия (председатель) ;
  • Сергей КАЩЕНКО, П.Г. Ярославский государственный университет им. Демидова (сопредседатель) ;
  • МИХАЙЛОВ Александр Васильевич, Университет Лидса, Великобритания (сопредседатель) ;
  • Виктор Михайлович БУХСТАБЕР, Математический институт им. В. А. Стеклова РАН, Москва, Россия;
  • Франческо КАЛОДЖЕРО, Римский университет Ла Сапиенца, Италия;
  • Сергей Д.ГЛИЗИН, П.Г. Ярославский государственный университет им. Демидова, Россия;
  • Ю. KODAMA, Государственный университет Огайо, США;
  • Николай КУДРЯШОВ, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Москва, Россия;
  • ЛЕРМАН Лев Михайлович, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия;
  • НЕФЕДОВ Николай Николаевич, МГУ, Россия;
  • Владимир В. СОКОЛОВ, Институт теоретической физики им. Ландау, Москва, Россия, и Федеральный университет ABC, Сан-Паулу, Бразилия;
  • Дмитрий В.ТРЕЩЕВ, Математический институт им. В. А. Стеклова РАН;
  • ТУРАЕВ Дмитрий Викторович, Имперский колледж Лондона, Великобритания;
  • Цзин Пинг Ван, Кентский университет, Великобритания

Оргкомитет:

  • Сотирис Г. КОНСТАНТИНОУ-РИЗОС, П.Г. Ярославский государственный университет им. Демидова, Россия (председатель) ;
  • НЕСТЕРОВ Павел Николаевич, П.Г. Ярославский государственный университет им. Демидова, Россия (сопредседатель) ;
  • Анна О.ТОЛБЕЙ П.Г. Ярославский государственный университет им. Демидова, Россия (секретарь) ;
  • ГЛЫЗИН Сергей Дмитриевич, П.Г. Ярославский государственный университет им. Демидова, Россия;
  • ИГОНИН Сергей Александрович, П.Г. Ярославский государственный университет им. Демидова, Россия;
  • КАЩЕНКО Сергей Александрович, П.Г. Ярославский государственный университет им. Демидова, Россия;
  • ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Игорь Евгеньевич, П.Г. Ярославский государственный университет им. Демидова, Россия;
  • Маргарита Михайловна ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, П.Г. Ярославский государственный университет им. Демидова, Россия;
  • Валерий А.СОКОЛОВ П.Г. Ярославский государственный университет им. Демидова, Россия.

Язык конференции Английский .

О Ярославле

Ярославль — красивый город, которому 1010 лет, расположенный на пересечении рек Волга и Которосль, в 250 км к северо-востоку от Москвы. Это столица группы древних русских городов «Золотое кольцо», и это довольно популярное туристическое направление с несколькими музеями в историческом центре города, ресторанами, барами и т. Д.

.