Содержание

Великий раскол Церкви — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

 

Причины для разделения единой христианской Церкви на Западную и Восточную формировались на протяжении всего первого тысячелетия существования христианства. Поводом же к церковному расколу стал конфликт первоиерархов двух столиц — Рима и Константинополя.

Началом разногласий стало возвышение на Востоке Константинопольского патриарха. Рим так и не смог с этим примириться. Именно здесь проходит одна из самых глубоких трещин, предопределивших великое разделение.

Время и ход исторических событий не устранили ее, а еще более углубили. Один из первых серьезных конфликтов на пути к великому расколу случился в IX веке.

В отношениях между Востоком и Западом уже давно установилась атмосфера недоброжелательности и недопонимания. Многие римские епископы открыто показывали свое стремление к власти как церковной, так и светской. Одним из ярких представителей такого направления был папа Николай. Он считал своей задачей возвышение папского престола над всей Вселенной: как Бог господствует над миром, так и папа, его наместник, должен стоять во главе земных царств и Церквей. В знак своего царского достоинства Николай первым из пап венчался трехъярусной короной (тиарой). Раздробленная Европа была бессильна перед умным и волевым «атлетом Божиим», как его назвал летописец.

Диктаторским стремлениям римского епископа на Востоке противостоял Константинопольский Патриарх Фотий. Фотий происходил из богатой и знатной семьи и получил блестящее образование. Он сделал при дворе головокружительную дипломатическую карьеру. Не менее блестящей была и его образованность. Ученики Фотия были интеллектуальной элитой столицы.

Фотий был избран в патриархи из мирян. За шесть дней он прошел все церковные степени от чтеца до епископа. Фотий первым из восточных иерархов обратил внимание на отклонение римской церковной практики от норм Вселенской Церкви.

Обострил имевшиеся противоречия болгарский вопрос. Римский епископ принял в свое ведение Болгарию, что привело Фотия в крайнее негодование. Он посчитал, что папа посягает на исконно восточные земли.

В 867 году Фотий отправил послание восточным епископам, где жаловался на «латинян», затаптывающих истинную христианскую веру. В этом послании он указывал на отличия римской обрядовой практики от практики восточных Церквей. В их числе назывались такие как целибат, то есть обязательное безбрачие священства, пост в субботу, разрешение на употребление молока и яиц Великим постом. Но главное, что патриарх Фотий первым ясно указал на нововведения в учении Западной Церкви: первенство («примат») папы и учение об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына («филиокве»). Эти изменения веры и составляли главную угрозу единству христианской Церкви.

Понимая серьезность расхождений, Фотий созвал Собор, на котором папа Николай был осужден.

В последующем, из-за политических интриг, патриарх Фотий был смещен со своего поста. Спор между Римом и Константинополем несколько затих. Однако через полтора столетия конфликт вновь обострится и закончится самым печальным образом.

Конкретным поводом к церковному расколу стал конфликт первоиерархов двух столиц — Рима и Константинополя.

Римским первосвященником был Лев IX. Еще будучи немецким епископом, он долго отказывался от Римской кафедры и лишь по неотступным просьбам духовенства и самого императора Генриха III согласился принять папскую тиару. В один из дождливых осенних дней 1048 года, в грубой власянице — одежде кающихся, с босыми ногами и посыпанной пеплом головой, он вступил в Рим, чтобы занять Римский престол. Такое необычное поведение польстило гордости горожан. При торжествующих криках толпы его немедленно провозгласили папой.

Лев IX был убежден в высокой значимости Римской кафедры для всего христианского мира. Он всеми силами старался восстановить ранее поколебавшееся папское влияние как на Западе, так и на Востоке. С этого времени начинается активный рост и церковного, и общественно-политического значения папства как института власти. Папа Лев добивался уважения к себе и своей кафедре не только путем радикальных реформ, но и активно выступая защитником всех притесненных и обиженных. Именно это и заставило папу искать политического союза с Византией.

В то время политическим врагом Рима были норманны, которые уже захватили Сицилию и теперь угрожали Италии. Император Генрих не мог предоставить папе необходимой военной поддержки, а отказываться от роли защитника Италии и Рима папа не хотел. Лев IX решил просить помощи у византийского императора и Константинопольского патриарха.

С 1043 года Константинопольским патриархом был Михаил Керулларий. Он происходил из знатного аристократического рода и занимал высокий пост при императоре. Но после неудавшегося дворцового переворота, когда группа заговорщиков попыталась возвести его на престол, Михаил был лишен имущества и насильно пострижен в монахи. Новый император Константин Мономах сделал гонимого своим ближайшим советником, а затем, с согласия клира и народа, Михаил занял и патриаршую кафедру. Отдавшись служению Церкви, новый патриарх сохранил черты властного и государственно-мыслящего человека, который не терпел умаления своего авторитета и авторитета Константинопольской кафедры.

В возникшей переписке между папой и патриархом, Лев IX настаивал на первенстве Римской кафедры. В своем письме он указывал Михаилу, что Константинопольская Церковь и даже весь Восток должны слушаться и почитать Римскую Церковь как мать. Этим положением папа оправдывал и обрядовые расхождения Римской Церкви с Церквами Востока. Михаил готов был примириться с любыми расхождениями, но в одном вопросе его позиция оставалась непримиримой: он не желал признавать Римскую кафедру выше Константинопольской. Согласиться на такое равенство римский епископ не хотел.

Весной 1054 года в Константинополь прибывает посольство из Рима во главе с кардиналом Гумбертом, человеком горячим и высокомерным. Цель визита была обсудить возможности военного союза с Византией, а также примириться с патриархом, не умаляя при этом первенства Римской кафедры. Однако посольство с самого начала взяло тон не соответствующий примирению. Послы папы отнеслись к патриарху без должного почтения, надменно и холодно. Видя такое отношение к себе, патриарх отплатил им тем же. На созванном Соборе Михаил выделил папским легатам последнее место. Кардинал Гумберт счел это унижением и отказался вести какие-либо переговоры с патриархом.

Пришедшая из Рима весть о смерти папы Льва не остановила папских легатов. Они продолжали действовать с прежним дерзновением, желая проучить непослушного патриарха. 15 июля 1054 года во время богослужения в Софийском соборе они обратились с проповедью к народу, жалуясь на упорство патриарха. Окончив речь, кардинал Гумберт положил на главный престол собора акт отлучения патриарха и его приверженцев. Выйдя из храма, папские послы отрясли прах со своих ног и воскликнули: «Пусть видит и судит Бог».

Храм был переполнен людьми, но все настолько были поражены увиденным, что стояла гробовая тишина. Акт передали патриарху. Прочитав документ, Михаил распорядился огласить его. Послышались крики возмущения. Народ поддержал своего патриарха. В Константинополе поднялся мятеж, который чуть не стоил жизни как папским послам, так и самому императору.

20 июля 1054 года патриарх Михаил созвал Собор, на котором была произнесена встречная анафема. Деяния Собора были разосланы всем Восточным патриархам. Так, начался великий раскол. Попытки договориться о воссоединении предпринимались еще в течение полутора веков. Окончательное же разделение между востоком и западом произошло после захвата и разорения Константинополя крестоносцами в 1204 году.

А подробнее можно почитать ТУТ и ТУТ

источник

По религиозной тематике предложил бы вам узнать, кто такие Мормоны и что означает для многих Гора Меру

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=17031

Раскол христианской церкви (1054) / Sarkel

Раскол христианской церкви (1054)

   Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на римско-католическую церковь на Западе и православную — на Востоке с центром в Константинополе.

ИСТОРИЯ РАСКОЛА

   Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами

[ [http://www.newadvent.org/cathen/10273a.htm Михаил Кируларий (англ.)] ].

Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты.

ПРИЧИНЫ РАСКОЛА

Раскол имел множество причин:

обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквами, имущественные споры, борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения

(латынь в западной церкви и греческий в восточной).

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЗАПАДНОЙ (КАТОЛИЧЕСКОЙ) ЦЕРКВИ

Отлучительная грамота была вручёна 16 июля 1054 г. в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом.

Отлучительная грамота содержала в себе следующие обвинения в адрес восточной церкви:

* 1. Константинопольская Церковь не признаёт Святую Римскую Церковь первой апостольской кафедрой, которой, как главе, принадлежит попечение о всех Церквах,
* 2. Михаила неправо называют патриархом,
* 3. подобно симонианам, они продают дар Божий,
* 4. подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.
* 5. Подобно арианам, перекрещивают крещеных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.
* 6. Подобно донатистам, утверждают, что во всем мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.
* 7. Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.
* 8. Подобно северианам, злословят закон Моисеев.
* 9. Подобно духоборцам, отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).
* 10. Подобно манихеям, считают квасное одушевленным.
* 11. Подобно назореям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорожденных детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.

[ [http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=378 Текст отлучительной грамоты] ]

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВОСТОЧНОЙ (ПРАВОСЛАВНОЙ) ЦЕРКВИ

«При виде такого поступка папских легатов, всенародно наносящего оскорбление церкви Восточной, церковь Константинопольская в самозащите, со своей стороны, также произнесла осуждение на церковь Римскую, или, лучше сказать, на папских легатов, Руководимых Римским первосвященником. Патриарх Михаил 20 июля того же года собрал собор, на котором получили должное возмездие зачинщики церковного раздора. В определении этого собора говорилось:

„Некоторые нечестивые люди пришли из тьмы Запада в царство благочестия и в этот Богом хранимый град, из которого, как из источника, истекают воды чистого учения до пределов земли. В этот город пришли они, как гром, или буря, или глад, или лучше, как дикие кабаны, чтобы низвергнуть истину“.

При этом соборное определение произносит анафему на легатов римских и лиц, соприкосновенных к ним»

[ [http://www.krotov.info/history/08/demus/lebedev03.html А.П.Лебедев. Из кн.: История разделения Церквей в IX, X и XI вв.] ].

Текст полного определения этого собора на русском языке до сих пор не известен.

Ознакомиться с православным апологетическим учением, рассматривающим проблемы Католичества можно в учебной программе по сравнительному богословию Православной Церкви:

http://www.klikovo.ru/db/book/head/1175

ВОСПРИЯТИЕ РАСКОЛА на Руси

   Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим кружным путем, чтобы оповестить об отлучении Михаила Кирулария других восточных иерархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и русским духовенством.

В последующие годы Русская Церковь не занимала однозначной позиции в поддержку какой-либо из сторон конфликта, хотя и осталась православной. Если иерархи греческого происхождения были склонны к антилатинской полемике, то собственно русские священники и правители не только не участвовали в ней, но и не понимали сущности предъявляемых греками к Риму претензий догматического и обрядового характера.

Таким образом, Русь поддерживала общение и с Римом, и с Константинополем, принимая те или иные решения в зависимости от политической необходимости.

Двадцать лет спустя после «разделения Церквей» имел место знаменательный случай обращения великого князя Киевского (Изяслава-Димитрия Ярославича) к авторитету папы св. Григория VII. В своей распре с младшими братьями за Киевский престол Изяслав, законный князь, вынужден был бежать за границуПольшу и потом в Германию), откуда и апеллировал в защиту своих прав к обоим главам средневековой «христианской республики» — к императору (Генриху IV) и к папе.

Княжеское посольство в Рим возглавил его сын Ярополк-Петр, имевший поручение «отдать всю русскую землю под покровительство св. Петра». Папа действительно вмешался в ситуацию на Руси. В конце концов, Изяслав вернулся в Киев (1077).

Сам Изяслав и его сын Ярополк канонизированы Русской Православной Церковью.

Около 1089 в Киев к митрополиту Иоанну прибыло посольство антипапы Гиберта (Климента III), по-видимому, желавшего укрепить свои позиции за счет его признания на Руси. Иоанн, будучи по происхождению греком, ответил посланием, хотя и составленным в самых почтительных выражениях, но все же направленном против «заблуждений» латинян (это первое по времени не-апокрифическое писание «против латинян», составленное на Руси, хотя и не русским автором). Однако преемник Иоанна, митрополит Ефрем (русский по происхождению) сам послал в Рим доверенное лицо, вероятно, с целью лично удостовериться на месте в положении вещей;

в 1091 этот посланец вернулся в Киев и «принесе много мощей святых». Затем, согласно русским летописям, послы от папы приходили в 1169. В Киеве имелись латинские монастыри (в том числе доминиканский — с 1228), на землях, подвластных русским князьям, с их разрешения действовали латинские миссионеры (так, в 1181 князья Полоцкие разрешили монахам-августинцам из Бремена крестить подвластных им латышей и ливов на Западной Двине).

В высшем сословии заключались (к неудовольствию греков) многочисленные смешанные браки. Большое западное влияние заметно в некоторых сферах церковной жизни. Подобная ситуация сохранялась вплоть до татаро-монгольского нашествия.

СНЯТИЕ ВЗАИМНЫХ АНАФЕМ

    В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором, главой Константинопольской православной церкови и Римским Папой Павлом VI, в результате которой взаимные анафемы были сняты и в 1965 году была подписана Совместная Декларация

[ [http://www.krotov.info/acts/20/1960/19651207.html Декларация о снятии анафем] ].

Однако этот формальный «жест доброй воли» не имел никакого практического или канонического значения.

С католической точки зрения, остаются в силе и не могут быть отменены анафемы I Ватиканского Собора против всех, кто отрицает учение о первенстве Римского Папы и безошибочности его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесенных «ex cathedra « (то есть когда Папа выступает как земной глава и наставник всех христиан), а также ряд других постановлений догматического характера.

Иоанн Павел II смог переступить порог Владимирского собора в Киеве в сопровождении главенства непризнаваемой другими православными церквями Украинской православной церкви Киевского патриархата.

А 8 апреля 2005 года впервые в истории Православной церкви во Владимирском соборе прошло заупокойное богослужение, совершенное представителями Украинской православной церкви Киевского патриархата по главе Римско-католической церкви.

Литература

[http://www.krotov.info/history/08/demus/lebedev03.html Лебедев А. П. История разделения церквей IX, X и XI веках. СПб. 1999 г. ISBN 5-89329-042-9],

[http://www.agnuz.info/book.php?id=383&url=page01.htm Таубе М. А. Рим и Русь в до-монгольский период] .

Ссылки

См. также в других словарях:

1. а) — Рака в христианской церкви — (греч. μνημε?α, лат. capsa, moumetum, франц. chasse, значение и происхождение русского названия не определено) так называется в христианской церкви устраиваемое в храмах особое помещение для мощей святых. Название «рака» вполне соответствует…

б) — Рака (с ударением на втором слоге) — пустой человек (Евангелiе отъ Матфея).

(Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)  

2. Харитина мученица христианской церкви

св. мученица, пострадала около 304 г. в Понте. Правитель области, после напрасных убеждений отречься от Христа, велел у Xаритины остричь волосы, сыпать горячие уголья на голову и все тело и, наконец, осудил на растление. Но Xаритина помолилась Господу и…

3. Ирина мученицы христианской церкви

1) святая мученица, пострадала при императоре Диоклетиане. По преданию, она была сначала отведена в блудилищный дом, но никто не смел к ней прикоснуться;

1-го апреля 304 г. она была сожжена. Память ее празднуется 16 апреля;

2) великомученица,…

4. Раскол великий западной церкви —  (схизма; 1378 1417) был подготовлен следующими событиями.

Долговременное пребывание пап в Авиньоне сильно подорвало нравственный и политический их престиж. Уже папа Иоанн XXII, опасаясь окончательно потерять свои владения в Италии, намеревался…

— FIN —

Конспект «Разделение христианской церкви» — УчительPRO

Разделение христианской церкви



Разделение церквей (Великая схизма), Великое разделение христианской церкви — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Разделение не преодолено до настоящего времени.

Начало раскола

В IX веке произошел раскол между константинопольской патриархией и папством, который длился с 863 по 867 год. Константинопольскую патриархию в это время возглавлял патриарх Фотий (858—867, 877—886), во главе Римской курии был Николай I (858—867). Считается, что хотя формальным поводом к расколу стал вопрос о законности избрания Фотия на патриарший престол, глубинная причина раскола лежала в желании папы распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова, что встретило сопротивление со стороны Византийской империи. Также с течением времени усиливался личный конфликт между двумя иерархами.

В X веке острота конфликта снизилась, споры сменяли длительные периоды сотрудничества.

Конец XI века ознаменовался началом активной экспансии выходцев из Нормандского герцогства в Южной Италии. Борьба за влияние в Италии вскоре привела к конфликту константинопольского патриарха и римского папы.

Приходы в Южной Италии исторически относились к юрисдикции Константинополя, однако по мере завоевания земель нормандцами ситуация стала меняться. В 1053 году патриарх Михаил Керуларий узнал, что греческий обряд на нормандских землях вытесняется латинским. В ответ Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе и поручил архиепископу болгарскому Льву Охридскому составить послание против латинян, в котором порицались бы различные элементы латинского обряда: служение литургии на хлебе из пресного теста; пост в субботу во время Великого поста; отсутствие пения «Аллилуйя» во время Великого поста; употребление в пищу удавленины и другое. Послание было отправлено «самому почтеннейшему папе».

Отлучителная грамота. Взаимная анафема

В 1054 году папа Лев направил Керуларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви. Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора.

16 июля 1054 года, уже после смерти самого папы Льва IX, три папских легата вошли в собор Святой Софии и положили на алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха и двух его помощников. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.

Усиление раскола

События 1054 года ещё не означали полного разрыва между восточной и западной Церквями, Первый крестовый поход вначале сблизил церкви, но при продвижении к Иерусалиму обострились разногласия. Когда предводитель крестоносцев Боэмунд захватил бывший византийский город Антиохию (1098 год), он изгнал греческого патриарха и заменил его латинским; захватив Иерусалим в 1099 году, крестоносцы также поставили во главе местной Церкви латинского патриарха. Византийский император Алексей, в свою очередь, назначил собственных патриархов обоих городов, но проживали они в Константинополе. Существование параллельных иерархий означало, что восточная и западная церкви фактически пребывали в состоянии раскола.

Другим событием, усилившим раскол, стал погром латинского квартала в Константинополе при императоре Андронике I (1182 год). Доказательств того, что погром латинян был санкционирован сверху нет, однако репутации Византии на христианском Западе был нанесён серьёзный урон.

Существует альтернативная точка зрения, согласно которой действительной причиной раскола стали притязания Рима на политическое влияние и денежные сборы на территориях, подконтрольных Константинополю. Однако в качестве публичного обоснования конфликта обе стороны называли богословские разногласия.

Разделение христианской церкви


Это конспект по теме «Разделение христианской церкви». Выберите дальнейшие действия:

 

Православие и католицизм — краткая история раскола | Вера 21 | О Православии Сегодня | Православный Интернет

В статье изложена краткая история раскола Христианской Церкви на Православие и Католицизм. Великая Схизма 1054 года была настоящей трагедией, которая разделила христианский мир на восток и запад, но что ей предшествовало? Автор рассматривает причины возвышения Римской Церкви, а также четыре этапа ее отделения от Православия.

Одной из самых страшных трагедий в истории христианства является раскол Церкви на православных и католиков в 1054 году. Раскол можно сравнить с разводом – в нем много ненависти, интриг, лжи, боли и обиды. Единство — это признак любви, желания слышать друг-друга. Те, кто еще вчера клялись в любви друг другу, сегодня даже есть за одним столом не будут. Особенности церковного раскола в том, что он далеко не всегда проходит со временем. Он принципиальный. И, конечно, за прошедшие 1000 лет история обросла мифами и стереотипами, которые буквально въелись в сознание обывателя и даже вошли в учебники. Любая попытка избавить от этих мифов и кратко изложить причины расхождения воспринимается некоторыми как предательство или отступничество от веры. Ты обязательно должен сыпать проклятиями и злостью.

Иногда мне кажется, что ненависть к католикам является неотъемлемым атрибутом православного человека. Причем, объяснить, чем именно мы отличаемся от «них» и в чем причины этого Раскола мало кто сможет. Чаще всего, люди перечисляют стереотипы и гордо констатируют факт, что «католики злые еретики, которые нас предали, просто потому что они – такие». В этой статье я предлагаю вам без эмоций, штампов и стереотипов краткую историю расколы Единой Церкви на православных и католиков, а также попробовать подумать, кто же и от кого откололся. Для вашего удобства я разбил все на 4 шага.

Как Римская Церковь получила первенство?

Первая половина I века. Ближний Восток. Горстка учеников Иисуса Христа начинает проповедовать новое учение о прощении грехов и воскрешении из мертвых через Богочеловека Мессию Иисуса из города Назарет. Первых христиан мало, их жизнь полна опасностей, у них нет политического влияния, нет союзников и кажется, что весь мир против них. Но уже через пару десятилетий весь греко-римский мир наполнится христианскими общинами. Поначалу они были независимыми друг от друга. Они управлялись епископом или поставленным им пресвитером. Никакой единой структуры в виде Поместных Церквей или Римо-Католической жесткой вертикали власти в первые годы еще нет. Только епископ/пресвитер и община. На заре истории Церкви условный центр находился в Иерусалиме. Оттуда шла миссия в диаспоры, и именно там собирались апостолы – свидетели жизни, учения и воскрешения Иисуса Христа. Конечно, они следят за порядком в Церкви, рукополагая епископов и наставляя общины, но их контроль не тотальный. Да и сложно себе это представить в I веке.

В 60-х годах I века все резко меняется. Начинаются гонения на христиан. Одновременно с этим, националистические настроения среди евреев в Иерусалиме достигли пика. Начался открытый бунт против оккупации Рима. Как вы понимаете, это восстание было обречено на провал, т.к. небольшие силы восставших не шли ни в какое сравнение с военной машиной Римской империи. Итог, думаю, вам известен. Иерусалим окружили. Там начался голод, приведший к каннибализму. Через некоторые время город взяли штурмом и сравняли с землей. Центр христианского мира был уничтожен, и Церковь была вынуждена учиться выживать в новых условиях.

В таких условиях начинает выделяться община города Рим. Тому есть ряд причин:

  1. Задумывались ли вы, как общины общались друг с другом? Вот, к примеру, община Карфагена впала в ересь и отошла от Церкви. Это значит, что с ней нельзя общаться. Но как об этом узнают христиане из общин Египта или Малой Азии? Пока новости (в разных вариациях) дойдут до удаленных уголков, пройдет очень много времени. Все дороги ведут в Рим. Именно столица всего Греко-Римского мира может быстрее всего реагировать на проблемы и вызовы этого мира и сообщать остальным. Скажу даже больше, римский папа очень быстро стал третейским судьей в спорах остальных общин христианского мира.
  2. Рим был городом императора и сената. Это центр политической жизни. В христианских общинах Римской Церкви было множество тайных христиан из самой верхушки власти (военные, сенаторы и даже родственники императора). Папа Римский обладал таким большим влиянием, что даже мог спасти от казни плененных христиан.
  3. Рим был местом последней проповеди и мученической смерти первоверховных апостолов Петра, Павла и множества других великих учителей Церкви. Это, в свою очередь, гарантировало чистоту ее веры.
  4. Римская Церковь никогда не была обличаема в ереси. Да-да, я не ошибся. Вот закройте на секунду глаза и просто представьте себе мир глазами христианина первого тысячелетия. На востоке постоянно бушуют споры, гремят проклятия, рождаются ереси. То Александрия, то Антиохия и даже Константинополь то и дело «пачкались» в этих спорах. Догматические споры часто приправлялись обильно политическими интригами византийского двора. Короче, на востоке кипит жизнь и споры. На фоне всего этого спокойно стояла Римская Кафедра, которую охотно воспевали в своих письмах некоторые восточные религиозные деятели в типичном византийском льстивом стиле. Там не рождаются ереси. Рим всегда стоит на стороне Православной веры (возьмите хотя бы папу Льва Великого, который был главным защитником Православной веры на IV Вселенском соборе). Да, так есть учение о примате римского папы, да там есть Чистилище и пр. Но они все время оставались местным преданием и Церковь никогда не обличала их на соборе, хотя и восторга по этому поводу было мало.

Это все только самые очевидные причины, которые привели к тому, что сразу после падения Иерусалима в кратчайшие сроки Римская кафедра занимает лидирующее положение в Церкви. НО! Мы можем точно сказать, что, не смотря на уважение, влияние и авторитет папа римский никогда не считался выше остальных собратьев (по крайней мере, на востоке, в древних общинах). Он не мог сместить другого епископа, назначить или отменить решение поместного собора. Да, он мог метать громы и молнии, разрывать общение, но, если вся остальная Церковь считала это лишь его капризами, никто на это не обращал внимание (возьмите, к примеру, конфликты с Константинопольским патриархатом где римские папы разрывали общение и низлагали патриархов и получали полный игнор со стороны всех христиан востока, словно никто этих проклятий не замечает). Впоследствии эти функции у него появились на западе среди новых общин, но об этом позже.

Шаг первый: перенос столицы из Рима в Константинополь

Римская Церковь была хоть и не главной, но особенной именно в силу своего расположения и близости к императору. Но в IV веке при св. равноапостольном императоре Константине происходит событие, которое, на мой взгляд, заложило «бомбу замедленного действия» в отношения востока и запада.

Дело в том, что император Константин решил основать новый Рим и перенести столицу туда. Сказано – сделано, и вот на берегу Мраморного моря возвысился новый город. Какое отношение это имеет к расколу церкви, спросите вы? Я отвечу вам вопросом на вопрос: «А почему епископ Рима имел первенство чести?». С возникновением нового Рима возникает и новый епископ, близкий к императору и сидящий в столице империи. Логично, что он, как имеющий непосредственный доступ к императору, должен помогать тому решать внутрицерковные вопросы (да, тогда любые церковные нестроения часто приводили к волнениям во всей империи, поэтому император был заинтересован в их быстром и безболезненном разрешении). К этому моменту в Римской Церкви уже формируется видение своей исключительности на фоне остальных Поместных Церквей. Возвышение Константинопольского епископа рассматривается ими уже как посягательство на их исключительное положение. Римские папы начинают очень болезненно реагировать на любые попытки оформить новую систему и признать особый статус кафедры Константинополя. Но, несмотря на все протесты пап и обвинения в попытке узурпировать власть в Церкви, на II и IV Вселенских соборах окончательно оформляется новый порядок, который учитывал не только древность кафедры, но и политические реалии империи.

Стоит отметить, что логику римских пап легко переняли сторонники идеи «Москва — Третий Рим».

Шаг второй: Разделение Римской империи и политический кризис на Западе

Римская империя была слишком огромной. Управлять ей становилось все сложнее. Поэтому после смерти императора Феодосия Великого в 395 году она была разделена на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. И это событие также повлияло на грядущий раскол. Если раньше все христианские общины находились в рамках одной империи и в одинаковых условиях, то теперь они четко делятся на две стороны.

На Востоке древние общины долгое время существовали в условиях сильной власти императора и относительного мира. Церковная самостоятельность там была сильно подавлена. На Западе дела обстояли совсем иначе. Там царили политический хаос и постоянная борьба за власть. В итоге, глубокий политический и экономический кризис привел к тому, что в V веке варварские народы просто уничтожили ее, разделив между собой и основав новые государства. В таких условиях единственным источником стабильности была Римская Церковь, по-прежнему связывающая запад в единое целое. Поместные церкви запада в таких условиях сплачиваются вокруг Римского папы и полностью теряют свою независимость, де-факто превращаясь в назначенных им управляющих.

В новых условиях Римская Церковь полностью переориентируется в политическом плане на новые варварские государства, все дальше удаляясь от Византийской империи и пытаясь выжить в меняющемся мире. Это очень хорошо заметно в VII – VIII веках. Там произошло сразу два политических скандала, связанных с Римской Поместной Церковью.

Карта папского государства до его ликвидации

Возникновение папского государства

В 756 году на карте Европы возникает уникальное государство – Папская область. Король франков, уставший постоянно защищать Рим от набегов варваров, подарил Римской Церкви целую провинцию в центре Италии. Таким образом, епископ Рима стал не просто главой всех Поместных Церквей запада, а правителем Рима. Восточная Римская Империя не признала этого, т.к. считала, что эти земли по праву принадлежат ей, а римский папа вступил в сговор с варварами-захватчиками.

Коронация Карла Великого императором

В 800 году в базилике св. Петра папа Лев III короновал Карла Великого императором Рима. Вы представляете, какую реакцию это вызвало у Византии? Епископ по своему желанию дает императорский титул, да еще и кому?! Варвару! Захватчику! Стоит ли говорить, что теплоты в отношения востока и запада это не добавило? Однако, это привело к другим последствиям.

Шаг третий: разное устройство Церкви

Как я уже говорил, первоначально, Православная Церковь была семьей равных независимых Поместных Церквей. Поместные Церкви, в свою очередь, были объединениями общин данной области во главе с епископом самого крупного (или древнего) города. Империя хоть и внесла особенности в это устройство постоянным вмешательством в дела Церкви, но кардинально ничего не изменила. Все поместные Церкви равны, независимы и отличаются лишь почтением (уважением).

Но, в силу написанного мною выше, Римская Церковь на западе рождает новую, ранее неизвестную на востоке, модель устройства Церкви. В Центре ее стоит Рим. Епископ Рима, как наместник апостола Петра обладает абсолютной властью над Вселенской (Кафолической/Католической) Церковью и стоит выше всех прочих епископов. Конечно, на востоке никто не признавал это нововведение, но на западе дела шли иначе. Там постепенно образовался свой мир. Причем, стоит отметить, что нормального общения между древними Поместными Церквями Востока и Поместными Церквями Запада не было. Весь запад представляли посланники папы римского. Подозреваю, что это нежелание общаться было взаимным.

Это новое учение о Церкви, в сочетании с нарастающим конфликтом с патриархом Константинополя и политическим кризисом Востока и Запада, и стало, в итоге, главной причиной раскола 1054 года. Начиная с папы Льва I с каждым столетием папы все меньше считали себя равными прочим патриархам, и все больше считали себя особенными, обладающими абсолютной властью в Церкви. В итоге, это привело к серии конфликтов между Римом и Константинополем. Последним из которых стала схизма 1054 года. Конечно, никогда не подчинявшиеся Римской Церкви древние общины востока и в этот раз отказались ей подчиняться. Весь восток поддержал патриарха Константинополя. Лишившись общения с восточными Церквями, Римская кафедра осталась в своей вселенной, где она была центром всего христианского мира и уже никто не мог претендовать на ее место. Можно сказать, что Римо-Католическая Церковь окончательно сформировалась именно во второй половине XI века, когда они разорвала все контакты с христианами востока и осталась вариться в собственном соку. В итоге, учение о первенстве Римского Папы продолжало эволюционировать. При таких папах как Иннокентии III Римские епископы фактически правили всей Европой. К сожалению, чем выше росла власть Римского епископа тем больше он отдалялся от восточных собратьев, которые по-прежнему не считали его выше себя.

Шаг четвертый: открытая агрессия

Самое удивительное, что схизму 1054 года первоначально никто не воспринимал как конец света. Да, было разорвано общение и начались ожесточенные споры, но в сознании многих христиан запада и востока еще оставалась память о потерянном единстве. Это хорошо показывают династические браки православных и католических правителей, а также воспоминания св. Марка Эфесского, участника Ферраро-Флорентийского собора. К примеру, Жена императора Священной Римской Империи Генриха IV Евпраксия была сестрой Владимира Мономаха, православной.

Хорошо, но когда же настал окончательный разрыв, если не в 1054 году? Ответ прост: он был постепенным.

Первым «звоночком» стали Унии – т.е., поглощение Поместной Православной Церкви. Формально сохраняя богослужение и традиции, Поместная Церковь признавала главенство Римского папы и принимала вероучение Католической Церкви. Часто принятие Унии сопровождалось длительными политическими интригами, а также договорами с местной знатью и правящими кругами. Нежелание Рима обсуждать вопросы, навязывание своей воли убедило многих православных в том, что Рим настроен враждебно и не считает их больше братьями.

Далее последовали Крестовые походы. Конечно, они начались по просьбе Византийской империи, которая терпела поражения от мусульман. Всю Европу охватил ажиотаж. Святая Земля рисовалась в головах людей раем на земле, где течет молоко и мед. Десятки тысяч людей, от детей и нищих до профессиональных солдат целыми армиями шли на Восток, помогать восточным христианам. Проблема заключалась в том, что в освобожденных городах крестоносцы начали ставить своих епископов, а не возвращать местных. Это тоже было сигналом к тому, что никто ни с кем договариваться не собирается.

Еще одним доказательством того, что за братьев восточных христиан уже не считают стало разграбление Константинополя в 1204 году. Участники IV Крестового похода захватили и разграбили столицу Византии, установив там Латинскую Империю. В сознании многих поколений православных это стало символом агрессии и желания уничтожить Православие.

Православные и Католики

Почему я считаю, что именно Римская Церковь отпала от Православия, а не наоборот? Ответ простой, христианство распространялось именно с востока на запад. Вся богословская жизнь зарождалась и кипела именно на востоке. Да, Рим не отпадал в ересь до раскола 1054 года, но отчасти это было продиктовано именно низким уровнем развития богословия (оно начало развиваться позже, в XI веке с приходом схоластики). Это было объективным следствием того упадка, который господствовал на западе с крушением Западной Римской Империи в течение нескольких столетий. Постепенно, Рим обособлялся от всех остальных восточных церквей, создавая новый церковный порядок на западе, центром которого был Рим. В итоге, это привело к конфликту со «старыми» церквями, которым это новое учение не было свойственно.

История раскола христианского мира на православие и католицизм — это трагедия, которая не может быть преодолена уже почти 1000 лет. Я не утверждаю, что указал все причины. Но, я хотел лишь обратить внимание на то, что за любой трагедией кроется длинная история, в которой тесно переплетается множество факторов. Люди часто становятся лишь жертвами обстоятельств и большой игры политиков.

Автор: священник Александр Данилов

Разделение церквей на Католическую и Православную

Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.

История раскола

Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами[1]. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.

Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты.

Причины раскола

Раскол имел множество причин: обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквами, имущественные споры, борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения (латынь в западной церкви и греческий в восточной).

Точка зрения западной (католической) церкви.

Отлучительная грамота была вручена 16 июля 1054 г. в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом. Отлучительная грамота содержала в себе следующие обвинения в адрес восточной церкви:[2]

  1. Константинопольская Церковь не признаёт Святую Римскую Церковь первой апостольской кафедрой, которой, как главе, принадлежит попечение о всех Церквах,
  2. Михаила неправо называют патриархом,
  3. подобно симонианам, они продают дар Божий,
  4. подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.
  5. Подобно арианам, перекрещивают крещёных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.
  6. Подобно донатистам, утверждают, что во всём мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.
  7. Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.
  8. Подобно северианам, злословят закон Моисеев.
  9. Подобно духоборцам, отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).
  10. Подобно манихеям, считают квасное одушевлённым.
  11. Подобно назареям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорождённых детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.

Точка зрения восточной (православной) церкви

Отлучительная грамота вряд ли могла быть названа легитимной и имеющей каноническую силу. Во-первых, грамота была написана и подписана не Папой, а кардиналом Гумбертом и другими легатами, начиналась она так: «Гумберт, милостью Божией кардинал епископ Святой Римской Церкви, Петр, архиепископ Амальфийский, Фридрих, диакон и канцлер — всем сынам Католической Церкви…»

Во-вторых, в апреле, еще до того как переговорный процесс сколько-нибудь продвинулся вперед, Лев IX умер, а следующий папа был избран лишь через год. Следовательно, его легаты к моменту сочинения и оглашения грамоты утратили легитимность.

Реакция Патриарха на вызывающий поступок кардиналов была достаточно осторожной и в целом миролюбивой. Достаточно сказать, что с целью успокоения волнений было официально заявлено, что греческие переводчики извратили смысл латинской грамоты. Далее, на последовавшем Соборе 20 июля за недостойное поведение в храме были отлучены от Церкви все три члена папской делегации, однако Римская Церковь в решении собора специально не упоминалась. Было сделано всё, чтобы свести конфликт к самодеятельности нескольких римских представителей, что, собственно, и имело место. Патриарх отлучил от Церкви лишь легатов и только за дисциплинарные нарушения, а не за вероучительные вопросы. На Западную церковь или на римского епископа эти анафемы никак не распространялись.

Событие это стало оцениваться как нечто чрезвычайно важное лишь через пару десятков лет на Западе, когда к власти пришел папа Григорий VII Гильдебранд, а кардинал Гумберт стал его ближайшим советником. Его усилиями эта история и получила необычайное значение. Потом, уже в новое время, она рикошетом из западной историографии вернулась на Восток и стала считаться датой разделения Церквей также и там. [3]

Восприятие раскола на Руси

Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путём, чтобы оповестить об отлучении Михаила Кирулария других восточных иерархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и русским духовенством.

В последующие годы Русская Церковь не занимала однозначной позиции в поддержку какой-либо из сторон конфликта, хотя и осталась православной. Если иерархи греческого происхождения были склонны к антилатинской полемике, то собственно русские священники и правители не только не участвовали в ней, но и не понимали сущности предъявляемых греками к Риму претензий догматического и обрядового характера. Таким образом, Русь поддерживала общение и с Римом, и с Константинополем, принимая те или иные решения в зависимости от политической необходимости.

Двадцать лет спустя после «разделения Церквей» имел место знаменательный случай обращения великого князя Киевского (Изяслава-Димитрия Ярославича) к авторитету папы св. Григория VII. В своей распре с младшими братьями за Киевский престол Изяслав, законный князь, вынужден был бежать за границу (в Польшу и потом в Германию), откуда и апеллировал в защиту своих прав к обоим главам средневековой «христианской республики» — к императору (Генриху IV) и к папе. Княжеское посольство в Рим возглавил его сын Ярополк-Пётр, имевший поручение «отдать всю русскую землю под покровительство св. Петра». Папа действительно вмешался в ситуацию на Руси. В конце концов, Изяслав вернулся в Киев (1077). Сам Изяслав и его сын Ярополк канонизированы Русской Православной Церковью.

Около 1089 в Киев к митрополиту Иоанну прибыло посольство антипапы Гиберта (Климента III), по-видимому, желавшего укрепить свои позиции за счёт его признания на Руси. Иоанн, будучи по происхождению греком, ответил посланием, хотя и составленным в самых почтительных выражениях, но всё же направленном против «заблуждений» латинян (это первое по времени не-апокрифическое писание «против латинян», составленное на Руси, хотя и не русским автором). Однако преемник Иоанна, митрополит Ефрем (русин по происхождению) сам послал в Рим доверенное лицо, вероятно, с целью лично удостовериться на месте в положении вещей; в 1091 этот посланец вернулся в Киев и «принесе много мощей святых». Затем, согласно русским летописям, послы от папы приходили в 1169.

В Киеве имелись латинские монастыри (в том числе доминиканский — с 1228), на землях, подвластных русским князьям, с их разрешения действовали латинские миссионеры (так, в 1181 князья Полоцкие разрешили монахам-августинцам из Бремена крестить подвластных им латышей и ливов на Западной Двине). В высшем сословии заключались (к неудовольствию греков) многочисленные смешанные браки. Большое западное влияние заметно в некоторых сферах церковной жизни.

Подобная ситуация сохранялась вплоть до монголо-татарского нашествия.

Снятие взаимных анафем

В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором, главой Константинопольской православной церкови и Римским Папой Павлом VI, в результате которой взаимные анафемы были сняты и в 1965 году была подписана Совместная Декларация [4] Однако этот формальный «жест доброй воли» не имел никакого практического или канонического значения. С католической точки зрения, остаются в силе и не могут быть отменены анафемы I Ватиканского Собора против всех, кто отрицает учение о первенстве Римского Папы и безошибочности его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесённых ex cathedra (то есть когда Папа выступает как земной глава и наставник всех христиан), а также ряд других постановлений догматического характера.

Ссылки и литература

Примечания

Wikimedia Foundation.
2010.

Что было главной причиной разделения церквей? Разделение христианской церкви на католическую и православную :: SYL.ru

Религия – это духовная составляющая жизни, по мнению многих. Сейчас существует множество различных верований, но в центре всегда два направления, которые привлекают больше всего внимания. Православная и католическая церкви являются самыми обширными и глобальными в религиозном мире. Но когда-то это была одна единая церковь, единая вера. Почему и как произошло разделение церквей, судить достаточно сложно, ведь до наших дней дошли лишь исторические сведения, но все же из них можно сделать определенные выводы.

Раскол

Официально распад произошел в 1054 году, именно тогда появилось два новых религиозных направления: Западное и Восточное или, как их еще принято называть — Римско-Католическое и Греко-Католическое. С тех пор считается, что приверженцы восточной религии ортодоксальны и правоверны. Но причина разделения религий начала зарождаться задолго до девятого века и понемногу приводила к большим разногласиям. Разделение христианской церкви на Западную и Восточную было вполне ожидаемым на почве этих конфликтов.

Разногласия между церквями

Почву для проведения великого раскола прокладывали со всех сторон. Конфликт касался практически всех сфер. Церкви не могли найти согласия ни в обрядах, ни в политике, ни в культуре. Характер проблем был экклезиологическим и богословским, и надеяться на мирное решение вопроса было уже невозможно.

Разногласия в политике

Главная проблема конфликта на политической почве заключалась в антагонизме между императорами Византии и Римскими Папами. Когда церковь только зарождалась и вставала на ноги, весь Рим представлял собой единую империю. Все было едино — политика, культура, и во главе стоял лишь один правитель. Но с конца третьего века начались политические разногласия. Все еще оставаясь единой империей, Рим разделился на несколько частей. История разделения церквей напрямую зависит от политики, ведь именно император Константин положил начало расколу, основав новую столицу в восточной стороне Рима, известную в наше время как Константинополь.

Естественно, епископы начали основываться на территориальном положении, и поскольку именно там была основана кафедра апостола Петра, решили, что пора заявить о себе и получить больше власти, стать главенствующей частью всей Церкви. И чем больше времени проходило, тем более амбициозно воспринимали положение епископы. Западную церковь охватила гордыня.

В свою очередь Римские Папы отстаивали права церкви, не зависели от положения политики, и иногда даже выступали против имперского мнения. Но что было главной причиной разделения церквей на политической почве, так это коронация Карла Великого папой Львом Третьим, в то время как византийские приемники трона полностью отказывались признавать правление Карла и в открытую считали его узурпатором. Таким образом, борьба за трон отразилась и на делах духовных.

Разногласия в культуре

Главным камнем преткновения в культурной сфере стало различие языков. Так, на Востоке главным языком был греческий, а на Западе – латынь. Во времена, когда империя была одной, в обиходе были оба наречия, но начиная с 1450 года языки стали забываться, а после 1600 года в Византии не осталось жителей, способных читать на латыни. Иными словами, чтобы прочитать литературу друг друга, люди искали переводы, в противном случае увлекались разными книгами. И это стало одной из проблем, что было главной причиной разделения церквей.

Восточные жители отдавали предпочтение Аристотелю и Платону, Западные – Сенеке и Цицерону. Что касается богословия, то греки больше чтили Златоуста и других отцов Вселенских Соборов. А вот для римлян проще было понимать блаженного Августина, ведь его речи намного понятнее и написаны более доступно, без лишних утончений и приукрашивания.

Экклезиологические разногласия

Во многих источниках указывается, что было главной причиной разделения церквей. Это политика и культура. Они, несомненно, оказали большое влияние на распад, но все же есть и другие моменты, которые следует учесть. Рим и Константинополь все больше отдалялись друг от друга. Вся эпоха была направлена на то, чтобы восточные жители слышали учение о Константинопольском патриархе, а западные – о римском епископе. Но несмотря на все усилия римский папа все же считался главой Вселенской церкви и первым в этой иерархии. И если епископы и патриархи стремились к монархии, то греки предпочитали оставить право голоса за решением всего Собора, то есть коллегии.

Богословские разногласия

С точки зрения божьего учения ответ на вопрос, что было главной причиной разделения церквей, заключался в латинском учении Филиокве. Это схождение Святого Духа от Отца и Сына. Византийцы сделали главным символом Отца и Сына, то есть дух исходит от них обоих, что привело к серьезным разногласиям. Иными словами конфликт возник на почве того, что Запад изменил священное писание без согласия Соборов. Кроме того, вопрос об исходящем Духе от Сына считается ересью и по сей день. Ведь все-таки главным считается сам Бог, то есть отец, но никак не Его Сын.

Разногласия в обрядах

Вся история христианства включает в себя множество различных обрядов и различия между ними в разных церквях. Разделение христианской церкви на католическую и православную частично произошло на почве мелких различий в проведении обрядов. Так, например, в одной церкви ели пресный хлеб, в другой – квасной. Подобные мелочи превращались в серьезную проблему ведь, по мнению одних, другие нарушают понимание Божьего слова. И это, несомненно, привело к агрессии между представителями Римской и Константинопольской епархий.

Повод для раскола

Многие задаются вопросом, почему и как произошло разделение церквей. Главной движимой силой в данном деле послужили разногласия между столичными первоиерархами. В Риме пост занимал Лев Девятый, в Константинополе — Михаил Керулларий. Долгие годы они не принимали друг друга, воюя каждый за свои убеждения. Это было в самом начале, и пока они правили, все было еще спокойно.

Вопрос стал серьезнее после начала войны, когда политическая и военная поддержка не могла помочь церкви отстоять свое право. Разделение христианской церкви на католическую и православную закончилось после четвертого крестового похода, который состоялся в 1204 году. Кстати, именно эти походы принесли злобу и разорение, которые и завершили такой сложный и серьезный для истории раскол Церквей.

Раскол христианской церкви. Всеобщая история религий мира

Раскол христианской церкви

В сознании ранних христиан единство церкви отождествлялось не только, так сказать, с формой, но прежде всего с содержанием самого христианства: Христос пришел, чтобы «рассеянных чад Божиих собрать воедино», чтобы разделенных «естественными» причинами людей соединить в единство нового народа Божьего, в котором, говоря словами апостола Павла, «нет ни Иудея, ни Эллина, ни раба, ни свободного, ни мужеского пола, ни женского, но все и во всем Христос». Это единство воплощалось в единстве каждой местной церкви, каждая церковь-община была одновременно и полным образом или воплощением единства Христа и церкви, и вместе с тем столь же органически ощущала себя частью вселенского единства всех христиан как одного народа Божьего. Но если строй местной церкви и связь ее с другими вытекали непосредственно из самой сущности христианства, то внешние формы этой связи между церквями менялись, развивались в зависимости от менявшихся исторических условий. Так, в апостольскую эпоху несомненным центром единства всех церквей была Иерусалимская община, «Церковь-мать» в полном и абсолютном смысле этого слова – источник и образ всех других общин.

С концом палестинского иудео-христианства мы видим в церкви уже несколько таких «центров», освященных апостольским авторитетом, но «центральных» также и по количеству христиан, и по значению города. Сначала с этими центрами – Антиохией и Александрией на Востоке, Римом на Западе – не было связано никаких «юрисдикционных» или «канонических» прав. Но, будучи источником проповеди и распространения христианства вокруг себя, они, естественно, пользовалась особым почтением, имеют особый авторитет.

Среди этих «центров», несомненно, особенным признанием пользовалась с самого начала церковь Римская, церковь апостолов Петра и Павла, церковь столицы империи. Но очень скоро возникли и некие трения: свой авторитет римские епископы обеспечивают уже формальными «правами», традицию «председательства в любви» толкуют все более и более юридически. Но каждый раз такого рода претензии наталкиваются на согласную отповедь всей церкви – одинаково на западе и на востоке империи[43].

До XI в. существовала единая Христианская Вселенская церковь. Что же привело к ее расколу? Первой политической предпосылкой раскола был раздел в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную. Это обстоятельство предопределило претензии каждой из сторон на единоличное руководство церковью.

По-разному сложилась судьба Западной и Восточной империй. Западная Римская империя вскоре была завоевана германскими племенами. На территории западных римских провинций со временем образовались самостоятельные феодальные государства. В Восточной Римской империи (позднее получившей название Византия) надолго сохранилась сильная императорская власть. Развитие восточных и западных областей некогда единого государства пошло различными путями.

За разобщением государственным и экономическим последовало и церковное. Официально церковь оставалась единой, до конца связи не обрывались, но со временем Восток и Запад не только политически, но и церковно замыкаются каждый в своем горизонте. В период иконоборческого движения Византией были разорваны последние связи, соединявшие ее с папством Западной империи. Создаются два мира, две традиции, две церковных психологии, уже мало знающие друг о друге, и если формально единство церкви все еще сохранялось, в жизни его уже не было.

Папа римский Пий V

Папам в это смутное и бурное время «темных веков» было не до Востока, Византия же, погруженная в свои трудности, перестает думать о Западе. Восточная церковь привыкала совсем обходиться без Рима, замыкаясь окончательно в своей «имперскости». Все, что находилось за пределами Восточной империи, определялось в Византии термином «варвары», и отношение к этим варварам было неопределенным.

Мария, Иосиф и младенец Иисус. Витраж

Не только по-разному шел процесс феодализации в образовавшихся частях бывшей Римской империи, но и отражался он по-разному на западном и восточном христианстве. В западных областях становление феодальных отношений совершалось более стремительными темпами, здесь осталось сильным влияние римского права, прежде всего той его части, которая касалась хозяйственных отношений. В симбиозе с договорными законами германцев эта правовая система стала основой развития феодальных отношений вассалитета, что было отражено и в церковном праве[44]. Учитывая быстро меняющуюся обстановку, Западная церковь соответственно вносила поправки в свое вероучение и обряды, в толкование постановлений Вселенских соборов и христианских догматов.

Феодализация восточных частей бывшей Римской империи шла значительно медленнее. Застойность общественной жизни обусловила и консерватизм церковной жизни православия. Так, под влиянием вполне конкретных исторических обстоятельств сформировались две характерные, сохранившиеся до настоящего времени особенности восточного и западного христианства. У Западной церкви – это гибкость, быстрая приспособляемость, у Восточной – консерватизм, тяготение к традиции, к обычаям, овеянным и освященным стариной.

Как ни парадоксально, обе ветви христианства в дальнейшем успешно использовали эти свои особенности. Западное христианство оказалось удобной формой религии для стран, в которых социальная обстановка менялась сравнительно быстро. Восточное христианство более подходило для стран с застойным характером общественной жизни. Особенности Западной церкви формировались в условиях феодальной политической раздробленности. Христианская церковь оказалась как бы духовным стержнем раздробленного на ряд самостоятельных государств западного мира.

Иисус поддерживает Петра на воде

В этой обстановке западное духовенство сумело создать собственную международную церковную организацию с единым центром в Риме, с единым главой – римским епископом. Возвышению римского епископа способствовал целый ряд факторов. Одним из них стал перенос столицы империи из Рима в Константинополь. На первых порах это ослабило авторитет римского иерарха, впоследствии получившего титул папы, но вскоре в Риме оценили и выгоду, которую можно было извлечь из новой обстановки. Западная церковь избавилась от повседневной опеки со стороны императорской власти. Очень выгодным для западного духовенства оказалось и выполнение некоторых государственных функций, например сбор налогов римским иерархом.

Иисус Христос выходит из пещеры, в которой был погребен

Постепенно Западная церковь приобрела все большее экономическое и политическое влияние. И по мере роста ее влияния рос и авторитет ее главы. К моменту разделения империи на Западе действовал только один крупный религиозный центр, а на Востоке их было четыре. Во времена Никейского собора было три патриарха – епископы Рима, Александрии и Антиохии. Вскоре звания патриархов добились также епископы Константинополя и Иерусалима.

Восточные патриархи нередко враждовали между собой, боролись за первенство, каждый стремился упрочить свое влияние. На Западе у римского епископа не было таких мощных конкурентов. В условиях феодальной раздробленности Запада христианская церковь долгое время пользовалась относительной самостоятельностью. Играя роль духовного центра феодального мира, она даже боролась за первенство своей власти над светской властью и подчас добивалась серьезных успехов. Ни о чем подобном и мечтать не могла Восточная церковь. Она тоже временами пыталась померяться силой со светской властью, но всегда безуспешно.

Сильная императорская власть, гораздо дольше сохранявшаяся в Византии, с самого начала определила восточному христианству второстепенную роль более или менее послушного слуги. Церковь постоянно находилась в зависимости от светских государей. Император Константин и его преемники, укрепляя свою власть, превратили христианскую церковь в государственный институт. Константинопольский патриарх, по существу, был министром по религиозным делам.

Характер христианской церкви как государственного учреждения в Восточной Римской империи ярко проявился при созыве Вселенских соборов. Они не только собирались императорами, но и проходили под председательством либо самого правителя, либо назначенного им светского чиновника. Так проходили первые шесть Вселенских соборов и только на седьмом (Никейский, 787 г.) на председательском месте восседал патриарх.

Конечно, не следует представлять константинопольских иерархов кроткими агнцами. У константинопольского патриарха было несколько способов сопротивления императорской власти. Иногда он пользовался своим правом обязательного участия в коронации нового императора и мог отказаться его короновать, если не принимались выдвигаемые им условия.

У патриарха было и право отлучения от церкви императора-еретика, например, византийский император Лев VI был отлучен в связи с его четвертой женитьбой. Наконец, он мог обратиться за поддержкой к римскому первосвященнику, который не подчинялся власти византийских императоров. Правда, в конце VIII в. римский епископ некоторое время находился в подчинении у Византии, но вскоре папа снова вышел из-под влияния константинопольских императоров. С середины IX в. происходила упорная борьба между папством и патриархией за господство в христианском мире. Главной причиной раскола было стремление к власти константинопольского патриарха Фотия и папы римского Николая!.

Мозаика купола баптистерия в Равенне. V в.

В 857 г. император Византии Михаил III низложил патриарха Игнатия и возвел на патриарший престол угодного ему Фотия. Папа римский Николай I счел это поводом для вмешательства и для укрепления своего влияния на Восточную церковь.

Он потребовал восстановить Игнатия, а заодно предъявил ряд территориальных претензий (в частности, по отношению к Болгарии).

Византийский император не пошел на уступки, и папа объявил Игнатия истинным патриархом, а Фотия низложенным. С этого времени начинается противостояние двух церквей, поиски обвинений в адрес соперника. Догматические и организационные разногласия сводились к следующим главным вопросам:

– Восточная церковь признавала происхождение Святого Духа только от Бога Отца, а Западная – от Бога Отца и Бога Сына;

– каждая из церквей оспаривала легитимность Соборов, которые происходили на территории соперника (например, Константинопольский собор, 381 г.).

Обрядовые разногласия сводились к тому, что Восточная церковь отрицала необходимость поста в субботу, как это имело место в Западной церкви, не принимала безбрачие западного духовенства, отказывалась от возведения диаконов прямо в епископы и др. Канонические разногласия выражались в том, что папа римский присвоил себе право быть главой и судьей всей христианской церкви. Учение о главенстве папы сделало его выше Вселенских соборов. Восточная церковь играла подчиненную роль в отношении государственной власти, в то время как Западная поставила себя в независимое от светской власти положение, пытаясь усилить свое влияние на общество и государство.

В середине XI в. папство вытеснило греков из Южной Италии. В ответ на это византийский патриарх Михаил Керуларий распорядился, чтобы богослужение в латинских церквах Константинополя велось по греческому образцу, что привело к закрытию латинских монастырей. В 1054 г. обе церкви предали друг друга анафеме – церковному проклятию.

Раскол окончательно оформился. Западная церковь со временем получила название католической (вселенской), а за Восточной церковью закрепилось название ортодоксальной – православной (т. е. правильно славящей Бога). Разрыв 1054 г. был только началом разделения церквей. Сначала он и переживался, скорее, как один из тех временных разрывов между двумя кафедрами, каких много бывало и раньше. Церковные связи не всюду и не везде были сразу порваны.

В первое время после раскола обе церкви предпринимали попытки к объединению. По-настоящему разрыв этот пророс в окончательное разделение, в расово-религиозную ненависть только в следующую эпоху – и здесь роковую роль сыграли крестовые походы. Четвертый крестовый поход в 1204 г. закончился взятием Константинополя и его варварским разграблением. Тогда разделение церквей перестало быть спором иерархов и спором богословским. «Латинство» на Востоке, «греки» на Западе – эти слова стали синонимом зла, ереси, вражды.

Результатами крестовых походов стали усиление власти и значения римских первосвященников как главных инициаторов этих походов, появление духовно-рыцарских орденов, защищавших интересы папства. В то же время взаимоотношения между католической и православной церковью еще больше обострились.

Попытки воссоединения церквей предпринимались, однако, и в последующее время. Особенно активно велись они Восточной церковью в первой половине XV в., когда нарастала угроза завоевания Византии турками-османами. Правда, эта активность закончилась для православной церкви духовной катастрофой.

Древний план Константинополя

Оплакивание Христа

На Флорентийском соборе 1438-1439 гг. греческие иерархи капитулировали перед Римом, согласившись на подчинение верховенству папы римского в обмен на помощь против турок. Но когда греки вернулись на родину, они почти сразу же отвергли эту вынужденную унию. А падение Византии всего через 14 лет после Флорентийского собора (1453 г.) саму причину унии сделало трагически ненужной. Империя, ради которой иные готовы были жертвовать православием, перестала существовать.

Лишь в 1965 г. папа римский Павел VI и патриарх Константинопольский Афинагор I сняли взаимные анафемы с обеих церквей, но воссоединения церкви не произошло. Слишком много обоюдных обид и претензий накопилось. После раскола христианской религии в ней возникло несколько самостоятельных направлений, из которых самые распространенные – католицизм, православие, а позднее протестантизм. Сохраняя верность догматам христианства, эти течения отличаются друг от друга своеобразной трактовкой некоторых из них и отдельными особенностями культа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

христианство | Определение, происхождение, история, верования, символы, типы и факты

Суть и идентичность христианства

По сути, христианство — это традиция веры, которая сосредоточена на фигуре Иисуса Христа. В этом контексте вера относится как к акту доверия верующих, так и к содержанию их веры. Традиционно христианство — это больше, чем система религиозных убеждений. Это также породило культуру, набор идей и образов жизни, практик и артефактов, которые передавались из поколения в поколение с тех пор, как Иисус впервые стал объектом веры.Таким образом, христианство является одновременно живой традицией веры и культурой, которую вера оставляет позади. Агент христианства — это церковь, сообщество людей, составляющих тело верующих.

Сказать, что христианство «сосредотачивается» на Иисусе Христе, значит сказать, что оно каким-то образом объединяет свои верования, обычаи и другие традиции по отношению к исторической личности. Однако немногие христиане согласятся оставить эту ссылку чисто исторической. Хотя традиция их веры исторична — i.д., они верят, что взаимодействие с божественным происходит не в царстве вневременных идей, а среди обычных людей на протяжении веков — подавляющее большинство христиан сосредотачивают свою веру в Иисуса Христа как на человека, который также является настоящей реальностью. Они могут включать много других ссылок в свою традицию и, таким образом, могут говорить о «Боге» и «человеческой природе» или о «церкви» и «мире», но их не назвали бы христианами, если бы они не привлекли к себе внимание в первую очередь и последний к Иисусу Христу.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня

В этом сосредоточении на Иисусе как центральной фигуре есть что-то простое, но есть и что-то очень сложное. Эта сложность раскрывается тысячами отдельных церквей, сект и деноминаций, составляющих современную христианскую традицию. Спроектировать эти отдельные тела на фоне их развития в странах мира — значит предложить поразительное разнообразие. Изображать людей, выражающих свою приверженность этой традиции в своей молитвенной жизни и строительстве церквей, в их тихом поклонении или в их напряженных усилиях по изменению мира, — значит предлагать еще большее разнообразие.

Учитывая такую ​​сложность, естественно, что на протяжении всей христианской истории как приверженцы традиции, так и те, кто ее окружали, предпринимали попытки упрощения. Это можно сделать двумя способами: сконцентрироваться на «сущности» веры и, следовательно, на идеях, которые являются ее неотъемлемой частью, или на «идентичности» традиции и, следовательно, на границах ее исторического опыт.

Современные ученые определили фокус этой традиции веры в контексте монотеистических религий.Христианство обращается к исторической личности Иисуса Христа на фоне опыта единого Бога и при этом старается оставаться верным ему. Он последовательно отвергал политеизм и атеизм.

Второй элемент религиозной традиции христианства, за редким исключением, — это план спасения или искупления. Иными словами, верующие в церкви представляют себя находящимися в тяжелом положении, от которого они нуждаются в спасении. По какой-то причине они отдалились от Бога и нуждаются в спасении.Христианство основано на конкретном опыте или схеме, направленной на акт спасения, то есть на возвращение или «выкуп», что является частью того, что означает искупление, этих созданий Бога к их источнику в Боге. Агент этого искупления — Иисус Христос.

Возможно, что на протяжении веков подавляющее большинство верующих не использовали термин сущность для описания центральной направленности своей веры. Сам термин имеет греческое происхождение и, таким образом, представляет только одну часть традиции, один элемент в терминах, которые вошли в состав христианства. Сущность относится к тем качествам, которые придают чему-то его индивидуальность и лежат в основе того, что отличает эту вещь от всего остального. Для греческих философов это означало нечто внутреннее и присущее вещи или категории вещей, что придавало ей ее характер и, таким образом, отделяло ее от всего другого. Таким образом, Иисус Христос принадлежит к сущности христианства и придает ему уникальную идентичность.

Если большинство людей не озабочены определением сущности христианства, на практике они должны прийти к соглашению с тем, что подразумевает слово сущность .Заняты ли они спасением или искуплением, с одной стороны, или думают и говорят об этом искуплении, его действующей стороне и его значении, с другой, они концентрируются на сути своего опыта. Те, кто сконцентрировались внутри религиозной традиции, также помогли придать ей самобытность. Невозможно говорить о сущности исторической традиции, не обращая внимания на то, как ее идеальные качества обсуждались на протяжении веков. Тем не менее, можно последовательно рассматривать отдельные темы сущности и идентичности, всегда осознавая, как они взаимосвязаны.

.

1054 Раскол между Востоком и Западом | Христианская история

Изображение: Майкл Готвальд / Flikr

Подпишитесь на «Христианство сегодня» и получите мгновенный доступ к прошлым выпускам «Истории христианства»!

В субботу, 16 июля 1054 г., когда собирались начать послеобеденные молитвы, кардинал Гумберт, легат Папы Льва IX, вошел в собор Святой Софии, прямо к главному алтарю, и положил на него пергамент, гласящий Патриарх Константинопольский Михаил Керуларий будет отлучен от церкви.Затем он вышел из церкви, стряхнул пыль со своих ног и покинул город. Через неделю патриарх торжественно осудил кардинала.

Спустя столетия этот драматический инцидент, как считалось, положил начало расколу между Латинской и Греческой церквями, разделению, которое до сих пор разделяет католиков и православных (греков, русских и других). Однако сегодня ни один серьезный ученый не утверждает, что раскол начался в 1054 году. Процесс, приведший к окончательному разрыву, был намного сложнее, и нельзя сказать, что ни одна причина или событие его ускорили.

Непосредственные причины поломки

В 1048 году французский епископ был избран папой Львом IX. Он и священнослужители, сопровождавшие его в Рим, были полны решимости реформировать папство и всю церковь. За пять лет до этого в Константинополе патриархом был назван жесткий и амбициозный Михаил Керуларий.

Проблемы возникли в южной Италии (тогда еще находившейся под властью Византии) в 1040-х годах, когда норманнские воины захватили регион и заменили греческих [восточных] епископов латинскими [западными].Люди были сбиты с толку и спорили о правильной форме литургии и других внешних вопросах. Разногласия по поводу церковного брака, хлеба, используемого для Евхаристии, дней поста и других обычаев, приобрели беспрецедентное значение.

Когда Керуларий услышал, что норманны запрещают греческие обычаи в южной Италии, в 1052 году он в ответ закрыл латинские церкви в Константинополе. …

Вы достигли конца превью этой статьи

Чтобы продолжить чтение, подпишитесь сейчас.Подписчики имеют полный цифровой доступ.

Уже являетесь подписчиком CT? Войдите в систему, чтобы получить полный цифровой доступ.

.

христианство | Определение, происхождение, история, верования, символы, типы и факты

Суть и идентичность христианства

По сути, христианство — это традиция веры, которая сосредоточена на фигуре Иисуса Христа. В этом контексте вера относится как к акту доверия верующих, так и к содержанию их веры. Традиционно христианство — это больше, чем система религиозных убеждений. Это также породило культуру, набор идей и образов жизни, практик и артефактов, которые передавались из поколения в поколение с тех пор, как Иисус впервые стал объектом веры.Таким образом, христианство является одновременно живой традицией веры и культурой, которую вера оставляет позади. Агент христианства — это церковь, сообщество людей, составляющих тело верующих.

Сказать, что христианство «сосредотачивается» на Иисусе Христе, значит сказать, что оно каким-то образом объединяет свои верования, обычаи и другие традиции по отношению к исторической личности. Однако немногие христиане согласятся оставить эту ссылку чисто исторической. Хотя традиция их веры исторична — i.д., они верят, что взаимодействие с божественным происходит не в царстве вневременных идей, а среди обычных людей на протяжении веков — подавляющее большинство христиан сосредотачивают свою веру в Иисуса Христа как на человека, который также является настоящей реальностью. Они могут включать много других ссылок в свою традицию и, таким образом, могут говорить о «Боге» и «человеческой природе» или о «церкви» и «мире», но их не назвали бы христианами, если бы они не привлекли к себе внимание в первую очередь и последний к Иисусу Христу.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня

В этом сосредоточении на Иисусе как центральной фигуре есть что-то простое, но есть и что-то очень сложное. Эта сложность раскрывается тысячами отдельных церквей, сект и деноминаций, составляющих современную христианскую традицию. Спроектировать эти отдельные тела на фоне их развития в странах мира — значит предложить поразительное разнообразие. Изображать людей, выражающих свою приверженность этой традиции в своей молитвенной жизни и строительстве церквей, в их тихом поклонении или в их напряженных усилиях по изменению мира, — значит предлагать еще большее разнообразие.

Учитывая такую ​​сложность, естественно, что на протяжении всей христианской истории как приверженцы традиции, так и те, кто ее окружали, предпринимали попытки упрощения. Это можно сделать двумя способами: сконцентрироваться на «сущности» веры и, следовательно, на идеях, которые являются ее неотъемлемой частью, или на «идентичности» традиции и, следовательно, на границах ее исторического опыт.

Современные ученые определили фокус этой традиции веры в контексте монотеистических религий.Христианство обращается к исторической личности Иисуса Христа на фоне опыта единого Бога и при этом старается оставаться верным ему. Он последовательно отвергал политеизм и атеизм.

Второй элемент религиозной традиции христианства, за редким исключением, — это план спасения или искупления. Иными словами, верующие в церкви представляют себя находящимися в тяжелом положении, от которого они нуждаются в спасении. По какой-то причине они отдалились от Бога и нуждаются в спасении.Христианство основано на конкретном опыте или схеме, направленной на акт спасения, то есть на возвращение или «выкуп», что является частью того, что означает искупление, этих созданий Бога к их источнику в Боге. Агент этого искупления — Иисус Христос.

Возможно, что на протяжении веков подавляющее большинство верующих не использовали термин сущность для описания центральной направленности своей веры. Сам термин имеет греческое происхождение и, таким образом, представляет только одну часть традиции, один элемент в терминах, которые вошли в состав христианства. Сущность относится к тем качествам, которые придают чему-то его индивидуальность и лежат в основе того, что отличает эту вещь от всего остального. Для греческих философов это означало нечто внутреннее и присущее вещи или категории вещей, что придавало ей ее характер и, таким образом, отделяло ее от всего другого. Таким образом, Иисус Христос принадлежит к сущности христианства и придает ему уникальную идентичность.

Если большинство людей не озабочены определением сущности христианства, на практике они должны прийти к соглашению с тем, что подразумевает слово сущность .Заняты ли они спасением или искуплением, с одной стороны, или думают и говорят об этом искуплении, его действующей стороне и его значении, с другой, они концентрируются на сути своего опыта. Те, кто сконцентрировались внутри религиозной традиции, также помогли придать ей самобытность. Невозможно говорить о сущности исторической традиции, не обращая внимания на то, как ее идеальные качества обсуждались на протяжении веков. Тем не менее, можно последовательно рассматривать отдельные темы сущности и идентичности, всегда осознавая, как они взаимосвязаны.

.

христианство | Определение, происхождение, история, верования, символы, типы и факты

Суть и идентичность христианства

По сути, христианство — это традиция веры, которая сосредоточена на фигуре Иисуса Христа. В этом контексте вера относится как к акту доверия верующих, так и к содержанию их веры. Традиционно христианство — это больше, чем система религиозных убеждений. Это также породило культуру, набор идей и образов жизни, практик и артефактов, которые передавались из поколения в поколение с тех пор, как Иисус впервые стал объектом веры.Таким образом, христианство является одновременно живой традицией веры и культурой, которую вера оставляет позади. Агент христианства — это церковь, сообщество людей, составляющих тело верующих.

Сказать, что христианство «сосредотачивается» на Иисусе Христе, значит сказать, что оно каким-то образом объединяет свои верования, обычаи и другие традиции по отношению к исторической личности. Однако немногие христиане согласятся оставить эту ссылку чисто исторической. Хотя традиция их веры исторична — i.д., они верят, что взаимодействие с божественным происходит не в царстве вневременных идей, а среди обычных людей на протяжении веков — подавляющее большинство христиан сосредотачивают свою веру в Иисуса Христа как на человека, который также является настоящей реальностью. Они могут включать много других ссылок в свою традицию и, таким образом, могут говорить о «Боге» и «человеческой природе» или о «церкви» и «мире», но их не назвали бы христианами, если бы они не привлекли к себе внимание в первую очередь и последний к Иисусу Христу.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня

В этом сосредоточении на Иисусе как центральной фигуре есть что-то простое, но есть и что-то очень сложное. Эта сложность раскрывается тысячами отдельных церквей, сект и деноминаций, составляющих современную христианскую традицию. Спроектировать эти отдельные тела на фоне их развития в странах мира — значит предложить поразительное разнообразие. Изображать людей, выражающих свою приверженность этой традиции в своей молитвенной жизни и строительстве церквей, в их тихом поклонении или в их напряженных усилиях по изменению мира, — значит предлагать еще большее разнообразие.

Учитывая такую ​​сложность, естественно, что на протяжении всей христианской истории как приверженцы традиции, так и те, кто ее окружали, предпринимали попытки упрощения. Это можно сделать двумя способами: сконцентрироваться на «сущности» веры и, следовательно, на идеях, которые являются ее неотъемлемой частью, или на «идентичности» традиции и, следовательно, на границах ее исторического опыт.

Современные ученые определили фокус этой традиции веры в контексте монотеистических религий.Христианство обращается к исторической личности Иисуса Христа на фоне опыта единого Бога и при этом старается оставаться верным ему. Он последовательно отвергал политеизм и атеизм.

Второй элемент религиозной традиции христианства, за редким исключением, — это план спасения или искупления. Иными словами, верующие в церкви представляют себя находящимися в тяжелом положении, от которого они нуждаются в спасении. По какой-то причине они отдалились от Бога и нуждаются в спасении.Христианство основано на конкретном опыте или схеме, направленной на акт спасения, то есть на возвращение или «выкуп», что является частью того, что означает искупление, этих созданий Бога к их источнику в Боге. Агент этого искупления — Иисус Христос.

Возможно, что на протяжении веков подавляющее большинство верующих не использовали термин сущность для описания центральной направленности своей веры. Сам термин имеет греческое происхождение и, таким образом, представляет только одну часть традиции, один элемент в терминах, которые вошли в состав христианства. Сущность относится к тем качествам, которые придают чему-то его индивидуальность и лежат в основе того, что отличает эту вещь от всего остального. Для греческих философов это означало нечто внутреннее и присущее вещи или категории вещей, что придавало ей ее характер и, таким образом, отделяло ее от всего другого. Таким образом, Иисус Христос принадлежит к сущности христианства и придает ему уникальную идентичность.

Если большинство людей не озабочены определением сущности христианства, на практике они должны прийти к соглашению с тем, что подразумевает слово сущность .Заняты ли они спасением или искуплением, с одной стороны, или думают и говорят об этом искуплении, его действующей стороне и его значении, с другой, они концентрируются на сути своего опыта. Те, кто сконцентрировались внутри религиозной традиции, также помогли придать ей самобытность. Невозможно говорить о сущности исторической традиции, не обращая внимания на то, как ее идеальные качества обсуждались на протяжении веков. Тем не менее, можно последовательно рассматривать отдельные темы сущности и идентичности, всегда осознавая, как они взаимосвязаны.

.