Содержание

Русский или украинец? Кем по национальности был Николай Гоголь, его настоящая фамилия — Книги: читаем и обсуждаем!

Одна из самых ярких тем для споров в русской литературе — вопрос о происхождении великого писателя Николая Гоголя. Давайте вместе разберемся в его национальных корнях.

КОРОТКО О НИКОЛАЕ ГОГОЛЕ

Один из самых знаменитых отечественных писателей, звезда золотого века русской литературы. Автор таких бессмертных произведений как «Вечера на Хуторе близ Диканьки» , «Ревизор» , «Вий» , «Тарас Бульба» и множества других. Короче, имя Николая Гоголя знает любой мой читатель, у которого в школе было больше двойки по литературе.

 

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ НИКОЛАЯ ГОГОЛЯ

Гоголь появился на свет в Сорочинцах, в Малороссии. Настоящая фамилия его предков по отцу польская, шляхетская — Яновский. Но отец Николая Васильевича добавил к фамилии Яновский еще и фамилию Гоголь, дабы указать на свое будто бы имевшееся происхождения от знаменитого запорожского казака, гетмана Остапа Гоголя.

А Николай Гоголь-Яновский уже в молодости откинул это самое Яновский — по одной из версий, из-за начала в Польше антирусского восстания 1830-х годов.

Кстати, истинное значение слова «гоголь» ныне уже почти забыто — его затмил великий классик. На самом деле, «гоголь» — небольшая утка. В русском языке осталось лишь выражение — ходит гоголем, т.е вразвалочку. Но многие наши современники почему-то полагают, что названный так человек ходит, как тот самый автор «Тараса Бульбы» . 🙂

Тот самый птица-гоголь

Мама Николая Гоголя — Мария Ивановна Косяровская, дочь дворян Ивана Матвеевича Косяровского и Марии Ильиничны Шостак. Родом с Орловщины, имеет русские, украинские и польские корни.

 

 

***

Известный наш философ Николай Бердяев называл Гоголя «самым загадочным и самым мистическим русским писателем». Достоверно известно, что Николай Васильевич, помимо русского и французского, владел и украинским языком. Но все свои произведения написаны Николаем Васильевичем на русском, пусть даже и с вкраплением малороссийского наречия (например, в эпиграфах).

Известен лишь один-единственный полноценный текст Гоголя на украинском языке. Это — короткая записка, адресованная им Юзефу Богдану Залесскому.

А что же сам о себе говорил великий писатель? В анналах писем классика можно отыскать ответ и на этот вопрос.

ИТОГО

В общем, родившийся в Малороссии знаменитый писатель Николай Васильевич Гоголь имеет русские, польские, украинские (малороссийские корни). Однако сам себя считал равномерно и русским, и украинцем. Говорил и писал на русском языке, хотя знал и украинскую мову.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Николай Гоголь: 7 фактов о писателе

Николая Гоголя называли мистиком, сатириком, прорицателем жизни и гением. После его смерти публицист Иван Аксаков писал: «Много еще пройдет времени, пока уразумеется вполне все глубокое и строгое значение Гоголя». Портал «Культура.РФ» рассказывает о его талантах и увлечениях, страхах и творчестве.

«Фрак по последней моде»: Гоголь — молодой щеголь

Тарас Шевченко. Портрет Николая Гоголя (фрагмент). 1839. Государственный исторический музей, Москва

Николай Гоголь интересовался модой с юности: сам подшивал себе сюртуки, обшивал наряды сестрам. В 1827 году он писал своему ближайшему другу Герасиму Высоцкому: «Позволь еще тебя попросить об одном деле: нельзя ли заказать у вас в Петербурге портному самому лучшему фрак для меня? Узнай, что стоит пошитье самое отличное фрака по последней моде. Напиши, пожалуйста, какие модные материи у вас на жилеты, на панталоны. Какой-то у вас модный цвет на фраки?» А сразу после окончания Нежинского лицея Гоголь раньше своих товарищей оделся в штатский костюм. Его учитель Иван Кулжинский вспоминал:

Как теперь вижу его, в светло-коричневом сюртуке, которого полы подбиты были какою-то красною материей в больших клетках. Такая подкладка почиталась тогда nec plus ultra (с лат. «крайняя степень». — Прим. ред.) молодого щегольства, и Гоголь, идучи по гимназии, беспрестанно обеими руками, как будто ненарочно, раскидывал полы сюртука, чтобы показать подкладку.

«Я заставал его перед столом с ножницами и другими портняжными материалами»: Гоголь — страстный рукодельник

Боярский костюм XVII века. Рисунок Николая Гоголя из «Книги всякой всячины, или Подручной энциклопедии» (фрагмент). 1930-е. Российская государственная библиотека, Москва

Классик страстно любил рукоделие. Еще в детстве, как вспоминала его сестра Ольга, он «ходил к бабушке и просил шерсти, вроде гаруса, чтобы выткать поясок: он на гребенке ткал пояски», а позже писателя можно было застать за вышиванием и вязанием: «Несмотря на жар в комнате, мы заставали его еще в шерстяной фуфайке поверх сорочки. «Ну, сидеть, да смирно!» — скажет он и продолжает свое дело, состоявшее обыкновенно в вязанье на спицах шарфа или ермолки или в писании чего-то чрезвычайно мелким почерком на чрезвычайно маленьких клочках бумаги», — вспоминал сын историка Михаила Погодина — Дмитрий Погодин.

А Павел Анненков в своих воспоминаниях рассказывал, что «с приближением лета он [Гоголь] начинал выкраивать для себя шейные платки из кисеи и батиста, подпускать жилеты на несколько линий ниже проч., и занимался этим делом весьма серьезно. Я заставал его перед столом с ножницами и другими портняжными материалами, в сильной задумчивости». Гоголь также рисовал узоры для тканья ковров, кроил занавески и сестрам платья.

Издание в шестнадцатую долю листа: коллекция Гоголя

Федор Моллер. Портрет Николая Гоголя (фрагмент). 1840-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Гоголь любил книги, но особенно ему нравились миниатюрные издания, на которые он мог тратить большие деньги: «Страсть к ним до того развилась в нем, — писал первый биограф Гоголя Пантелеймон Кулиш, — что, не любя и не зная математики, он выписал «Математическую энциклопедию» Перевощикова на собственные свои деньги, за то только, что она издана была в шестнадцатую долю листа».

«Первый удар, нанесенный школьной идеализации»: знакомство с Пушкиным

Михаил Пашинин. Шкатулка «Александр Пушкин в гостях у Николая Гоголя» (фрагмент). 1979. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1828 году Николай Гоголь вместе с другом Александром Данилевским переехал в Петербург. Он мечтал познакомиться с Александром Пушкиным, поэтому незамедлительно поехал к дому поэта. Литературный критик Павел Анненков записал со слов Гоголя:

Чем ближе подходил он к квартире Пушкина, тем более овладевала им робость и наконец у самых дверей квартиры развилась до того, что он убежал в кондитерскую и потребовал рюмку ликера. Подкрепленный им, он снова возвратился на приступ, смело позвонил и на вопрос свой: «Дома ли хозяин?» — услыхал ответ слуги: «Почивают!» Было уже поздно на дворе. Гоголь с великим участием спросил: «Верно, всю ночь работал?» — «Как же, работал, — отвечал слуга, — в картишки играл». Гоголь признавался, что это был первый удар, нанесенный школьной идеализации его».

Впервые писатели смогли встретиться лишь через два года — знакомство состоялось в мае 1831-го на даче поэта Петра Плетнёва. Пушкин высоко оценил талант Гоголя, он писал: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился».

Читайте также:

«Он читал драматичнее Островского»: Гоголь — неподражаемый рассказчик

Александр Иванов. Портрет Николая Гоголя (фрагмент). 1841. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Несмотря на замкнутый характер, Николай Гоголь был потрясающим рассказчиком и чтецом. Писатель Иван Панаев вспоминал: «Гоголь читал неподражаемо. Между современными литераторами лучшими чтецами своих произведений считаются Островский и Писемский: Островский читает без всяких драматических эффектов, с величайшей простотою, придавая между тем должный оттенок каждому лицу; Писемский читает как актер — он, так сказать, разыгрывает свою пьесу в чтении… В чтении Гоголя было что-то среднее между двумя этими манерами чтений. Он читал драматичнее Островского и с гораздо большей простотою, чем Писемский…»

Однажды Гоголь читал «Ревизора» у одной высокопоставленной особы в присутствии большого общества и генералов. «Каждое действующее лицо этой комедии говорило у Гоголя своим голосом и с своей мимикой, — рассказывал современник Гоголя Тимофей Пащенко. — Все слушатели много и от души смеялись, благодарили талантливого автора и превосходного чтеца за доставленное удовольствие, и Гоголь получил в подарок превосходные часы.

«С этим малороссом надо быть осторожнее»: сюжет для «Мертвых душ»

Федор Шведов. Портрет Николая Гоголя (фрагмент). Копия с работы Эдуарда Дмитриева-Мамонова 1852 года. 1857. Дом Н.В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека, Москва

Сюжет для поэмы о махинаторе Чичикове писателю подсказал Александр Пушкин. Подобную историю поэт услышал во время кишиневской ссылки в 1820 году. В городе Бендеры никто не регистрировал смерти — имена умерших присваивали себе беглые крестьяне. В течение нескольких лет в Бендерах по документам не было ни одной смерти. Через несколько лет услышанное Пушкин переделал и рассказал Гоголю. В «Авторской исповеди», изданной посмертно, Гоголь рассказывал:

Может быть, с летами и с потребностью развлекать себя, веселость эта исчезнула бы, а с нею вместе и мое писательство. Но Пушкин заставил меня взглянуть на дело сурьезно. Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение, и наконец один раз, после того, как я ему прочел одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако ж, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью, не приняться за большое сочинение! Это просто грех!» …И в заключение всего отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет «Мертвых душ».

Но известно, что Пушкин не так охотно уступил Гоголю сюжет, в кругу близких он говорил: «С этим малороссом надо быть осторожнее: он обирает меня так, что и кричать нельзя».

Одному из первых главы поэмы Гоголь читал именно Пушкину: «Когда я начал читать Пушкину первые главы из «Мертвых душ» в том виде, как они были прежде, то Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении (он же был охотник до смеха), начал понемногу становиться все сумрачнее, сумрачнее, а наконец сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!» Первый том произведения был издан в 1842 году. Гоголь задумывал трехтомник, но второй том, полностью написанный, писатель сжег, а третий — не успел написать.

«…Он трясся всем телом и весь потупился»: страхи Гоголя

Неизвестный художник. Портрет Николая Гоголя (фрагмент). 1849. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», село Абрамцево, Московская область

У Гоголя было много фобий: он боялся грозы и обмороков, быть погребенным заживо и смерти.

Знакомая писателя Александра Смирнова рассказывала, как Гоголь во время чтения ей глав из «Мертвых душ» почувствовал приближение грозы: «Я вся обратилась в слух. Дело шло об Уленьке, бывшей уже замужем за Тентетниковым. Удивительно было описано их счастие, взаимное отношение и воздействие одного на другого… Тогда был жаркий день, становилось душно. Гоголь делался беспокоен и вдруг захлопнул тет­радь. Почти одновременно с этим послышался первый удар грома, и разра­зилась страшная гроза. Нельзя себе представить, что стало с Гоголем: он трясся всем телом и весь потупился. После грозы он боялся один идти домой. Виельгорский взял его под руку и отвел».

Из-за боязни обмороков и замирания Николай Гоголь мог большую часть ночи проводить на диване — не ложась в кровать. Павел Анненков рассказывал, что писатель всю ночь бодрствовал, а под утро «разметывал свою постель для того, чтоб общая наша служанка, прибиравшая комнаты, не могла иметь подозрение о капризе жильца своего, в чем, однако же, успел весьма мало, как и следовало ожидать».

Этот страх у писателя появился после смерти близкого друга — графа Иосифа Виельгорского. Их отношениям Гоголь посвятил неоконченную повесть «Ночи на вилле». В 1837 году Виельгорский заболел туберкулезом. Писатель ухаживал за больным, проводил возле его постели бессонные ночи, видел его кончину. В 1839 году Николай Гоголь писал: «Я ни во что теперь не верю и если встречаю что прекрасное, то жмурю глаза и стараюсь не глядеть на него. От него мне несет запахом могилы. «Оно на короткий миг», — шепчет глухо внятный мне голос».

Через шесть лет, в 1845 году, Гоголь написал завещание: «…тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться… Будучи в жизни своей свидетелем многих печальных событий от нашей неразумной торопливости во всех делах, даже и в таком, как погребение, я возвещаю это здесь в самом начале моего завещания, в надежде, что, может быть, посмертный голос мой напомнит вообще об осмотрительности».

Автор: Евгения Ряднова

Список книг и других произведений Николай Васильевич Гоголь Сортировка по году написания

В. Алов / П. Глечик / Н. Г. / ОООО / Пасичник Рудый Панько / Г. Янов / N. N.

Никола́й Васи́льевич Го́голь (фамилия при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь-Яно́вский; 20 марта [1 апреля] 1809 года, Сорочинцы, Полтавская губерния — 21 февраля [4 марта] 1852 года, Москва) — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских.

Великий русский писатель.
Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в семье помещика. Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название — Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского, дальнего их родственника, отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, будучи также его актером и дирижером.
В мае 1821 г. поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась). Однако он мечтает о юридической карьере.
Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А.С. Данилевским едет в Петербург’, где делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение «Италия», печатает «Ганц Кюхельгартен» (под псевдонимом «В. Алов»).
В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос», «Тарас Бульба».
Осенью 1835 г. он принимается за написание «Ревизора», сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что премьера пьесы состоялась весной 1836 г. на сцене Александрийского театра.
В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение «Мертвых душ». Сюжет был также подсказан Пушкиным.
В ноябре 1836 г. Гоголь в Париже знакомится с А. Мицкевичем. В Риме получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В мае 1842 г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» вышли в свет. Трехлетие (1842—1845 гг.), последовавшее после отъезда писателя за границу — период напряженной и трудной работы над вторым томом «Мертвых душ».
В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки душевного кризиса, и в состоянии резкого обострения болезни он сжигает рукопись второго тома, над которым продолжит работать спустя некоторое время.
В апреле 1848 г., после паломничества в Святую землю, Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах — в Малороссии. Весной 1850 г. Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь —делает предложение А.М. Виельгорской, но получает отказ.
1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что второй том «совершенно окончен». Но в последних числах месяца обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю.
7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 февраля сжигает беловую рукопись второго тома (сохранилось в неполном виде лишь пять глав). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 г. останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

что рассказать ученикам о Николае Гоголе? – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)


В чем суть?


Николай Гоголь — очень многогранный писатель; внимательный и любопытный, пишущий об окружающей действительности — и все-таки не совсем в духе реализма. У Гоголя всегда есть много мистики, гротеска. И это, скорее всего, благодаря невероятно яркому воображению писателя — или он обладал таким особым видением реальности. Он так видел — и то, что он видел, иногда оказывается сильнее всякого воображения.


«Кто же это назвал Гоголя реалистом? Помню я свои школьные учебники — Гоголь только реалистом в них и был. А что же такого реалистичного? Черт, на котором Вакула летит в Петербург? Черевички, которые царица дарит ему для Оксанки? Солоха, которая сама ведьма? Что же в нем такого реалистичного? Или, может быть, нос, который оторвался и гуляет сам по себе по Петербургу? У Гоголя все построено на великолепном писательском воображении. Он помнит, что еще в детстве делал так: стоит человеку пройти мимо него, а он, мальчиком, домысливает его биографию. Кем этот человек был? В какой семье живет? Куда он идет? Кем он хочет стать? И так рождались фантомы, Гоголевские фантомы — призраки, населяющие художественный мир Гоголя. Все у Гоголя чересчур, невероятно яркое, запоминающееся. Этот мир выглядит удивительным созданием писательского воображения и писательской фантазии». (Б. Ланин).


Итак, Гоголь придумывал, то есть создавал целые миры. По приезде в Петербург он пытается выдумать Петербург — и вдруг после «Петербургских повестей» в этом городе становятся модными депрессия, ночные кошмары и мания величия. В «Ревизоре» он придумал уездный город и типы провинциальных чиновников — и сам удивился, когда в них узнали реальных лиц (знаменитое «всем досталось, а мне больше всех», сказанное императором Николаем I).


«Мертвые души» — это придуманные странствия по России. Убогая и обильная, мечтательная и бессильная, расточительная и скопидомная — в лице представших перед взором Чичикова карикатурных помещиков, — эта Россия была воспринята современниками как настоящая, как последняя правда о ней. Придуманные Гоголем миры воспринимались как реальные, настоящие, более правдивые, чем правда.


Готовясь к разговору с учениками о Гоголе, стоит сделать упор именно на эту уникальную способность Гоголя — придумывать миры, которые затем становятся реальными. Предложите ученикам поставить себя на место писателя, создать собственный вымысел. Например, нарисуйте план квартала, в котором находится ваша школа, и придумайте мифологию мест, которые пометили на плане. За счет чего вымысел становится похож на правду, в каком-то смысле даже более правдив?


Это задание хорошо выполнять, разбив класс на группы и создав виртуальные кабинеты для каждой группы. Для этого воспользуйтесь сервисом «Классная работа» цифровой платформы LECTA: в нем уже есть шаблоны творческих заданий, которые ученикам предстоит заполнить своими наблюдениями.


Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. № 1.


Вопросы и задания, представленные в тетради, соответствуют содержанию входящего в систему «Алгоритм успеха» учебника (авторы Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова) с учетом структуры государственных аттестаций в 9 и 11 кдассаъ (ОГЭ и ЕГЭ). Учебный материал сопровождается красочными иллюстрациями, позволяющими активизировать работу над развитием речи учащихся. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (2010 г.).

Купить


О личности и жизненном пути


Откуда «вырос» Гоголь? Когда он начал учиться в Нежинском лицее, современной литературой считались Сумароков и Тредиаковский. Когда он ушел из жизни, современной литературой был сам Гоголь. Два «крестных отца» было у Гоголя: Пушкин и Белинский, а вот школьные учителя его были скверными; учитель литературы был настолько безразличным и безграмотным, что один из учеников переписал главу из «Евгения Онегина» и подал ему как свою собственную — а тот и не заметил. Не похвалил, не пристыдил: сдал — и ладно.


Учитель — таким был один из первых псевдонимов Гоголя. Так он подписывал свои первые статьи и стихи. Он предчувствовал свою миссию: стать учителем нации, занять место человека, который подготовит Россию к ее исключительной духовной миссии в мире. Он жаждал кафедры, мечтал о преподавании: начал читать лекции по истории, однако одной только страстью преподавательская деятельность не вершится, здесь требуется и тяжелая рутинная подготовка, и кропотливая работа исследователя. В общем, учительская миссия Гоголю не удалась. А пока не удавалась — он писал, публиковался и постепенно становился новой «звездой» русской литературы.


Гоголь и современники. В какой-то момент Гоголь был представлен своему «литературному отцу», Пушкину — и Пушкин подарил ему сюжет. После этого Пушкин смеялся: «Так тебя может обобрать, что потом хоть кричи». Идеи «Ревизора», «Мертвых душ» — все это подаренные сюжеты, которые сегодня неотделимы от личности Гоголя.


А вот с Белинским Гоголь так и не подружился, хотя и был вхож в круг общения критика. Встречались они редко; Гоголю были больше по сердцу словянофилы: Аксаков, Шевырев — впрочем, Гоголя мало беспокоило, к какому течению относились милые и близкие его сердцу люди. Во многом Белинский создал Гоголя как писателя, когда в своей знаменитой статье предвещал закат Пушкину. Так совпали события, что статья была понята однозначно: грядет завершение эпохи Пушкина, а вот и новый гений, новая звезда русской литературы, Гоголь.


Петербург. Этот город — один из главных героев произведений Гоголя. В свое время писатель мечтал стать чиновником, заняться государственной службой. А где? Конечно, в Санкт-Петербурге! В рассказе «Ночь перед Рождеством» Петербург представляется героям таким, каким его ждал увидеть молодой Гоголь: огромные здания, великолепие богатых особняков, огни, нарядные люди… И вот сам Гоголь отправился туда в экипаже, и по мере приближения пассажиры все ловили отблески Петербургских огней: хоть издалека поймать первый яркий свет этого потрясающего города, с его европейским вкусом и лоском. Гоголь выскакивал так часто, что по дороге успел отморозить уши и нос. Они прибыли в Петербург… А Петербург оказался холодным, неприступным, бесприютным городом — с людьми, говорящими иначе, с должностями, выглядящими недоступными, с дверьми, которые не открываются. И рекомендательные письма, с которыми приехал Гоголь в Петербург, мало помогли ему.


Гоголь, каким мы его не знаем. Каким он был со своими современниками? Воспоминания гласят, что общаться с ним было непросто: характер тяжелый и непредсказуемый. Гоголь относился к себе очень странно: плохо питался, никогда не заботился о том, как он выглядит, очень стеснялся своего выговора, рядом с ним редко видели девушек — да, пожалуй, что и вообще не видели. У Гоголя было много страхов и странностей. Например, он был болезненно мнителен; в какой-то момент решил, что болен смертельной болезнью желудка и что из пищи ему подойдут только спагетти, которые умеют готовить только в Риме. Гоголь вообще любил Рим: он для него был спасительным, ему не хватало в Петербурге солнца. Но, надо сказать, и другим городам Европы он с удовольствием отдавал дань: бывал в Дюссельдорфе, в Париже, в Ницце, радостно путешествовал по Швейцарии, восхищался заснеженными вершинами Альп. Там, вдалеке от дома, он писал свои великие произведения о России — и гордился этим, и говорил, что так он устроен: что чем дальше он, тем лучше ему видится Россия, тем лучше он ее представляет и воспринимает.


Писатель-мистик. Таинственная смерть. Гоголь всегда панически боялся, что его похоронят живым. Он настаивал, что на теле должны появиться явные следы тления — только после этого просил себя похоронить. Стоит ли удивляться, что посмертная его история полна суеверий, слухов, догадок. При переносе захоронения после революции появились слухи о том, что исчезла голова Гоголя из гроба, что, судя по скелету, он двигался в гробу — то есть, его смерть могла быть летаргическим сном. Другой слух был связан с тем, что обшивка гроба была поцарапана изнутри. Русский клиницист В.Ф. Чиж уже после смерти Гоголя написал большую статью, в которой подробно обосновывает наличие у Гоголя серьезной психической болезни религиозной экзальтацией, резкой переменой настроения и непредсказуемым поведением. Но, как известно, посмертно такие диагнозы не ставят.


Все это слухи, а что было на самом деле? После сокрушительной переписки с Белинским Гоголь все еще носит в себе замыслы, он хочет подняться над этой суетой, он ощущает в себе прилив святости. Он побывал в Святой земле, приложился к гробу Господню, почувствовал, какой неправильной была его жизнь, каким холодным человеком он пришел к этому гробу. Он несет в себе совершенно иную весть. Но этой вести не дано было прозвучать. Гоголь ушел из жизни в расцвете своего таланта — фактически, уморив себя голодом.


Можно сказать, что талант его был управляем самим человеком, который, возможно, не осознал этого масштаба. Он не понял, кто живет в нем. Он представлял себя учителем, а был он — великим писателем. Он представлял себя учителем нации, а оказалось, что он открывает горизонты воображения человека.


Ещё по теме:


Литература. 9 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1


Рабочая тетрадь входит в состав УМК по литературе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой и соответствует ФГОС основного общего образования. Также тетрадь может использоваться с учебником, соответствующим Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Помимо тетради в состав УМК входят электронное приложение к учебнику, методическое пособие и рабочая программа.

Купить


О знаковых произведениях Гоголя


Сжигать рукописи. Каждый школьник знает о печальной судьбе второго тома «Мертвых душ» — но это далеко не единственный случай, когда пришлось предать огню свои творения. Там, в Петербурге, еще в самом начале своего пути писателя, Гоголь отправил в журнал свое стихотворение — и его неожиданно опубликовали. Он так обрадовался, что отдал в печать «Ганца Кюхельгартена», свою поэму в духе немецкого романтизма. А ее так разругали, что пришлось бегать по книжным лавкам и скупать все экземпляры. И сжигать. Запомните: это был первый случай, когда он сжигал свои творения. Еще не раз он будет принимать решение — предать свои творения огню.


«Шинель». Казалось бы, типичная повесть для натуральной школы, открывшей образ «маленького человека». С большой душой, с большим человеческим самомнением, с большой охотой занять совершенно иное место: а в Акакии Акакиевиче ничего этого нет. Да человек ли он вообще? По сути, все, из чего он состоит, это его нелепое спотыкающееся имя и его шинель. А сбросил он эту шинель — и стал настоящим демоном Петербурга. И гоголевская мистика обволакивает город и грохочет над ним как смех ушедшего навсегда бедного писаря. Ведь он же занимает свое место над Петербургом только после смерти — мстя, наказывая, летая над этим странным холодным каменным мешком — будто дьявол в одном из своих неожиданных обличий.


«Ревизор». Еще одно произведение, которое имело огромный резонанс сразу после выхода в свет. Однако сам Гоголь искренне удивился, почему публика смеется над «Ревизором» — вообще-то сатирической пьесой. Как же так, да не рассмешить он хотел, не высмеять. Да и как удивлялся: «Я же всего о шести провинциальных чиновниках рассказал! Что же на меня нападают? Да попробовал бы я рассказать о столичных, о петербуржских…».


«Мертвые души». Это ключевое произведение в творчестве Гоголя, выношенный годами великий замысел. Роман должен был отражать Дантов Ад: то есть, «Мертвые души» это путешествие Чичикова по аду России той поры; он спускается все ниже и ниже, встречая всех российских демонов — глупость, алчность, жадность. Начинает вое путешествие со сладкоречивого Манилова, а заканчивает у Плюшкина, бесполого, омерзительного и пугающего, помните это программное определение: «прореха на человечестве»? Это путешествие по аристотелевским порокам человека, это погружение в глубины человеческого безмолвия и бездушия. И, наконец, над этим поднимается высокая фигура, на которую в ужасе оглядываются все: «А не Наполеон ли он?»


Первый том романа все сообщество встретило единодушно, в едином порыве восторга. Гоголю рукоплескали, Гоголем восторгались. Он почувствовал, что его приняли — хотя слава и не была его конечной целью. Все ждали продолжения романа — и вдруг Гоголь отправляется к гробу Господню, становится религиозным писателем и мыслителем. Далее он проводит время за границей, будто тянет время, затем обострение болезни — не то физической, не то душевной… Потом, наконец, он объявляет, что второй том почти готов. И вдруг — нелепый сюжет с публикацией «Выбранных мест из переписки с друзьями». Тоненькая брошюрка, которую Гоголь передает Плетневу для публикации, должна быть издана в типографии таким образом, чтобы мало кто ее знал, чтобы она не попала в руки недругам — ну и конечно, слух о ней разносится моментально. Книга встречает невероятно жесткий, острый отклик Белинского: он называет Гоголя поборником невежества, мракобесом, поборником кнута. Они не были близки, они не так часто виделись — но все же упрек от Белинского, человека, который открыл ему дорогу, провозгласил его преемником Пушкина, был для Гоголя весьма ощутимым ударом.


Он ответил на письмо, Белинский продолжил — и сказал, что назвать его рассерженным человеком — это ничто, он не рассержен: он в ярости, он удручен. Прочитать выбранные места из переписки с друзьями, написанные автором «Мертвых душ», «Ревизора», «Шинели» для Белинского было страшным разочарованием. Вероятно, вся эта тяжелая история и послужила толчком к тому, чтобы отправить второй том «Мертвых душ» в огонь.


… впоследствии эта переписка была запрещена: письмо Белинского Гоголю оказалось одной из самых запретных тем для чтения. Это была черная метка, за чтение этого произведения полагалась смертная казнь. Поднял эту черную метку Буташевич-Петрашевский, один из первых крупных русских утопистов: в его кружке оказался провокатор — а одним из завсегдатаев кружка оказался и Достоевский. В числе прочих он был приговорен к смертной казни. Достоевский писал потом, что никогда этого не забудет: его везут на площадь, он отсчитывает последние минуты своей жизни. Осталось семь, пять, одна… На голову ему надевают мешок, стучат барабаны… И в последний момент — каторга вместо смертной казни. За что? За прочтение письма Белинского Гоголю.


«Второй том „Мертвых душ“ — это попытка Гоголя написать все, что после напишут Толстой, Тургенев и Достоевский. Это попытка увидеть то, чего еще нет», — считает Дмитрий Быков. Не читая второго тома, попробуйте пофантазировать — куда двинется Чичиков второй половины XIX века и с кем встретится? Сначала придумайте и зафиксируйте, потом познакомьтесь с содержанием 2 тома через интернет и сравните. Это задание можно выполнять с опорой на учебник УМК Б. Ланина для 7, 8, 9 классов.


#ADVERTISING_INSERT#

Николай Гоголь — биография, факты, фото

Николай Васильевич Гоголь (фамилия при рождении Яно́вский; 1809-1852) – русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголей-Яновских.

Гоголь оказал огромное влияние на русскую и мировую литературу, что признавали Михаил Булгаков, Фёдор Достоевский, Рюноскэ Акутогава, Франц Кафка и многие другие.

Среди биографий великих писателей, биография Гоголя стоит в отдельном ряду, поскольку из среды интеллигенции 19 века он является одной из самых мистических и загадочных фигур. После прочтения данной статьи вы поймете, почему это так.

Интересные факты о Гоголе читайте здесь.

Nikolay-Vasilevich-Gogol

Биография Гоголя

До сих пор доподлинно неизвестно, когда именно родился Николай Васильевич Гоголь. Официальной датой его рождения принято считать 20 марта 1809 г.

Все свое детство маленький Коля провел в селе Сорочинцы Полтавской губернии. Он рос в очень большой семье. У него было 5 братьев и 6 сестер, хотя некоторые из них умерли еще в младенчестве.

Его семья происходила из старого дворянского рода Яновских. По семейному преданию, его дед Афанасий Яновский решил добавить к своей фамилии еще одну часть, чтобы доказать родство с казацким гетманом Остапом Гоголем.

Таким образом, они стали носить фамилию Гоголь-Яновский.

Родители Гоголя

Отец будущего писателя, Василий Афанасьевич, трудился в почтовом ведомстве, дослужившись до чина коллежского асессора. Он был творческой личностью и живо интересовался искусством, что, несомненно, повлияло на биографию юного Николая.

У главы семейства проявлялся талант к поэзии и писательству. Он также руководил домашним театром одного из своих товарищей, и периодически сам участвовал в выступлениях.

Известно, что Гоголь-старший писал комедийные пьесы, однако до наших дней дошла лишь одна из них – «Простак, или хитрость женщины, перехитренная солдатом». Очевидно, именно от отца Николай Васильевич перенял увлечение литературой, и уже в раннем детстве начал писать стихи.

Мать Николая Гоголя звали Марией Ивановной. Она вышла замуж, когда ей едва исполнилось всего 14 лет. Она была вдвое моложе своего мужа. В юности она обладала особой привлекательностью и считалась первой красавицей в деревне. Мария являлась богобоязненным человеком и старалась воспитывать детей в том же духе. Особенное внимание она уделяла разным библейским пророчествам и Страшному суду над человечеством, который должен был произойти в скором времени.

Некоторые биографы Гоголя считают, что именно благодаря своей матери творчество писателя пропитано мистикой. Поскольку в детстве он видел, как живут бедные крестьяне и зажиточные паны, в своих произведениях он начал мастерски описывать тонкости быта и душевные переживания людей.

Biografiya-Gogolya-2

Образование

В возрасте 10 лет Гоголя отправили учиться в училище. После этого он продолжил учебу у местного преподавателя Гавриила Сорочинского. Когда же ему исполнилось 16 лет он смог поступить в Гимназию высших наук в городе Нежине.

В годы учебы у молодого Николая Васильевича было очень слабое здоровье. Кроме этого, ему трудно давались точные предметы. Однако одной из сильных сторон писателя была его феноменальная память. Ему нравилось изучать русскую словесность и читать различную литературу.

Одним словом, изучая биографию Гоголя нельзя не заметить, что образование у него был не очень качественным. Многие биографы полагают, что, скорее всего, в этом виновата сама гимназия, так как в ней работали учителя ниже среднего уровня квалификации.

Очень часто знания преподавались не в виде традиционного разъяснения темы, а с помощью физических наказаний розгами.

Будучи гимназистом, Николай Васильевич принимал участие во всех возможных спектаклях и сценках. По мнению его друзей и близких он обладал прекрасным чувством юмора и всегда был оптимистом.

Творческая биография Гоголя

Первые попытки проявить себя в роли писателя он предпринял, будучи студентом. Молодой Гоголь был в восторге от творчества великого Александра Пушкина, поэтому стремился во всем ему подрожать.

Он сочинял различные фельетоны и стихи, а также пробовал свой талант и в других литературных жанрах. Стоит заметить, что изначально Николай Васильевич относился к писательской деятельности скорее как к развлечению, чем как к профессиональной работе.

В 1828 г. Гоголь решил отправиться в Санкт-Петербург. По прибытии в этот город он столкнулся с разными трудностями и испытаниями. Интересен факт, что он пытался получить должность чиновника, а также пробовал себя в роли актера.

Однако все эти попытки оказались тщетными. В результате ему пришлось вновь взяться за перо и приступить к творческой деятельности. Таким образом, его биография была обречена стать известной на весь мир.

На первых этапах писателя Гоголя ждали серьезные проблемы и разочарования. Ему удалось издать лишь пару стихотворений. Когда он написал «Идиллию в картинках», на него обрушилась лавина критики и иронических насмешек. Это заставило Гоголя скупить за собственные деньги все издания этой поэмы, и сжечь их.

Biografiya-Gogolya-1

Несмотря на это, он не опустил рук, а наоборот проделал работу над ошибками и даже изменил жанр. В 1830 г. была опубликована его повесть «Вечер накануне Ивана Купала», содержащая множество мистических фрагментов.

Вскоре у него произошла встреча с бароном Дельвигом, который согласился печатать произведения Гоголя в своих изданиях. Это стало важным событием в его биографии. Наконец-то ему удалось добиться определенных успехов на литературном поприще. Молодого писателя заметили, и в скором времени он смог познакомиться с Пушкиным и Жуковским (см. интересные факты о Жуковском).

Когда Александр Сергеевич прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Ночь перед Рождеством», насыщенные юмором и мистикой, он высоко оценил талант Гоголя.

В это время Николай Васильевич серьезно увлекся историей Малороссии, вследствие чего им были написаны несколько произведений. В их числе был и знаменитый «Тарас Бульба», получивший мировую известность. Гоголь даже писал письма своей матери с просьбами о том, чтобы она как можно подробнее рассказала о жизни простых людей, живущих в глухих деревнях.

В 1835 г. из-под его пера выходит известная повесть «Вий». В ней присутствуют вурдалаки, упыри, ведьмы и прочие мистические персонажи, которые регулярно встречаются в его творческой биографии. Позже, по мотивам этого произведения был снят кинофильм. По сути, его можно назвать первым советским фильмом ужасов.

В 1841 г. Николай Васильевич пишет очередную ставшую знаменитой повесть «Шинель». В ней рассказывается о герое, который беднеет до такой степени, что его заставляют радоваться самые обыкновенные вещи.

Личная жизнь

С самой юности и вплоть до конца жизни, у Гоголя наблюдались психологические расстройства. Так, например, он сильно боялся ранней смерти. Некоторые биографы утверждают, что писатель вообще страдал маниакально-депрессивным психозом.

У него часто менялось настроение, что не могло не волновать и самого писателя. В своих письмах он признавался, что периодически слышит некие голоса, зовущие его куда-то. Из-за постоянного эмоционального напряжения и страха перед смертью, Гоголь серьезно интересовался религией и вел замкнутый образ жизни.

Отношение к женщинам у него было тоже своеобразным. Скорее он любил их на расстоянии, увлекаясь ими больше в духовном плане, чем в физическом. Николай Васильевич переписывался с девушками разных социальных положений, делая это романтично и робко. Ему не очень нравилось выставлять напоказ личную жизнь и вообще любые подробности, связанные с этой стороной биографии.

Из-за того, что у Гоголя не было детей существует версия, будто он являлся гомосексуалистом. На сегодняшний день это предположение не имеет ровным счетом никаких подтверждений, хотя дискуссии по данной теме периодически ведутся.

Смерть

Ранняя смерть Николая Васильевича Гоголя до сих пор вызывает множество жарких споров у его биографов и историков. В последние годы жизни, Гоголь переживал творческий кризис.

Во многом это было связано с кончиной жены Хомякова, а также критикой его произведений со стороны протоиерея Матфея Константиновича. Все эти события и душевные терзания привели к тому, что 5 февраля он решил отказаться от пищи. Спустя 5 дней Гоголь собственноручно сжег все свои рукописи, объясняя это тем, что так ему повелела некая «злая сила».

18 февраля, придерживаясь Великого Поста, Гоголь стал чувствовать физическую слабость, из-за чего слег в постель. Он избегал любого лечения, предпочитая ему спокойное ожидание собственной кончины.

Из-за воспаленности кишечника доктора предположили, что у него менингит. Было решено сделать кровопускание, которое не только нанесло здоровью писателя непоправимый вред, но также и ухудшило его душевное состояние.

21 февраля 1852 г. Николай Васильевич Гоголь умер в имении графа Толстого в Москве. До своего 43-летия он не дожил всего один месяц.

Интересные факты из биографии Гоголя

В биографии русского писателя Гоголя имеется столько интересных фактов, что из них можно составить целую книгу. Приведем лишь несколько.

  • Гоголь боялся грозы, так как это природное явление негативно действовало на его психику.
  • Писатель жил бедно, ходил в старой одежде. Единственным дорогим предметом в его гардеробе были золотые часы, подаренные Жуковским в память о Пушкине.
  • Мать Гоголя считали странной женщиной. Она была суеверной, верила в сверхъестественные вещи и постоянно рассказывала загадочные истории из жизни, приукрашенные выдумками.
  • По слухам, последними словами Гоголя были: «Как сладко умирать».
  • Михаил Булгаков нередко получал вдохновение через творчество Гоголя.
  • Николай Васильевич обожал сладости, поэтому в его кармане постоянно лежали конфетки и кусочки сахара. Также он любил катать хлебные мякиши в руках – это помогало ему концентрироваться на мысли.
  • Гоголь болезненно относился к своей внешности. Его очень раздражал собственный нос.
  • Николай Васильевич боялся, что будет похоронен, находясь в летаргическом сне. Поэтому он просил, чтобы его тело предали земле только после появления трупных пятен.
  • По легенде Гоголь-таки проснулся в гробу. И у этого слуха есть основание. Дело в том, что когда его тело намеревались перезахоронить, присутствующие с ужасом обнаружили, что голова покойника повернута набок.

Если вам понравилась краткая биография Гоголя – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся биографии великих людей и просто интересные факты – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:


Интересные факты:

Русский ад Гоголя. Как писатель создал своё самое знаменитое произведение | Персона | КУЛЬТУРА

Писать поэму Гоголь закончил ещё в 1841-м. Дальше шла уже чистовая подготовка к изданию. «Мёртвые души» смущали всех уже одним только названием! «Не может быть мёртвых душ!» — говорили Гоголю со всех сторон. Издатель Михаил Петрович Погодин с негодованием писал Николаю Васильевичу: «Мёртвых душ в русском языке нет, есть души ревизские, приписанные, убылые, прибылые».

После издания культурная общественность тоже не унималась. По мнению злопыхателей и сочувствующих, не могло быть в тексте сколько-нибудь образованного человека не только «мёртвых душ», но и, например, «русских мужиков» (каким же ещё мужикам быть в России, немецким?).

Гоголь напугал критиков своим новаторством до такой степени, что они специально пытались высмеять его, не гнушаясь передёргивания, приписывая ключнице, колющей сахар на куски, женские руки вместо жёстких, как написано в поэме.

Но что было Гоголю до того? Уже в училище, будучи щуплым и болезненным школяром, он довёл своего мнительного товарища до нервного срыва, убедив, что у того «бычачьи глаза». Что могли сделать Николаю Васильевичу безнадёжно отставшие от него «румяные критики»?

Гоголь и гоголь-моголь

Работа над романом (изначально Гоголь задумывал написать роман) началась 7 октября 1835 года, о чём он сообщил Александру Сергеевичу Пушкину в письме, предполагая, что произведение получится весьма длинным и достаточно смешным. Спустя шесть с половиной лет, когда оно будет готово, солнце русской поэзии скажет: «Боже, как грустна Россия!»

Но пока работа продолжается. Гоголь пишет роман, постепенно превращающийся в поэму, в России, в Швейцарии, в Риме.

Известно, что Николай Васильевич постепенно усложнял своё произведение, поднимал планку для самого себя всё выше и выше. Из идеи написать нечто о мошеннике, который скупает списки умерших крестьян и хочет получить кредит, сдав их в залог, постепенно рождается русская «Божественная комедия». Писатель замышлял свою поэму именно как подобие произведения Данте — современную эпопею о восхождении человека к добру. «Ад», «Чистилище» и «Рай» должны были стать прообразами трёх книг поэмы Гоголя.

И первый том «Мёртвых душ» становится путешествием по аду, который населяют чиновники, помещики, крестьяне. Этот ад тесно переплетается с русской действительностью.

В последней главе Гоголь пишет: «Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далёка…» Это «прекрасное далёко» было в Риме, где писатель пил много минеральной воды, пристрастился к макаронам с тёртым сыром, варил козье молоко с ромом, называя этот напиток гоголем-моголем, и приговаривал: «Гоголь любит гоголь-моголь!»

Русь издалека

Он объяснял, почему пишет про русский ад с расстояния. В письме поэту и критику Петру Плетнёву Гоголь обмолвился: «Только там она (Россия, – пишет примечание филолог-гоголевед Юрий Манн) предстоит мне вся, во всей своей громаде». Он смотрел на страну со стороны.

За это он тоже получил от критиков. «Непатриотично!» — упрекали они Гоголя, припоминая всю грязь, описанную в поэме. Этот упрёк они адресовали Николаю Васильевичу, который писал об увиденных Чичиковым из брички бабах с толстыми лицами и перевязанными грудями, которые смотрели из верхних окон изб, а из нижних глядел телёнок или показывала свою слепую морду какая-нибудь свинья. «Это поэзия нашей страны. Другой у нас нет», — объясняет Гоголь.

Российская действительность в поэме показана без прикрас. Иллюстратор А. Лаптев. Public Domain

Однако на стороне Николая Васильевича оказалось достаточно влиятельных людей. Тот же Александр Пушкин, Виссарион Белинский. Поклонников у таланта Николая Васильевича было немало, но были и те, кого поэма не особо тронула. Придворная фрейлина Александра Смирнова-Россет пересказала как-то мнение о Гоголе Николая I: «Я ему напомнила о Гоголе, он был благосклонен. «У него есть много таланту драматического, но я не прощаю ему выражения и обороты слишком грубые и низкие». – «Читали вы «Мёртвые души»?» – спросила я. «Да разве они его? Я думал, что это Сологуба».

Три тома

Поэма «Мёртвые души» – произведение со множеством лирических отступлений, посвящённых жадности, чревоугодию, праздности, прочим порокам и одновременно размышлениями о судьбе России – оказалась незаконченной.

Гоголь планировал написать три тома, но поставил перед собой невыполнимую задачу. Оказался заложником того, что уже сделал. Он хотел провести своих героев через чистилище и вывести в рай.

Но был бы от этого толк? Характер того же Чичикова сформировался ещё в детстве. Это подхалим, приобретатель, беспринципный тип, лишь одетый с лоском. Его, как Люцифера, окружает зловоние слуг. И со службы в таможне он вылетел, должно думать, не за правду. Теперь же он едет по России и собирает души, чтобы наполнить ими некое имение в Херсонской губернии, а потом сдать их вместе с землёй в попечительский совет и купить уже настоящих крепостных. Чичиков жаждет именно такого воскрешения, а не очищения. И автор с этим ничего не смог поделать.

Второй том «Мёртвых душ», по «литературной легенде», ранним утром 12 февраля 1852 года отправился в огонь с рук писателя. То ли он сделал это сознательно, то ли перепутал начисто переписанное с черновиками. Сохранились лишь отрывки, отдельные главы. О третьем томе до нас вообще дошли только отрывочные сведения.

список произведений, описание и рецензии :: SYL.ru

«Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным». Н. В. Гоголь.

Гений классической литературы

Николай Васильевич Гоголь известен миру как писатель, поэт, драматург, публицист и критик. Человек недюжинного таланта и потрясающий мастер слова, он знаменит как на Украине, где родился, так и в России, в которую переехал со временем.

Особенно Гоголь известен своим мистическим наследием. Его истории, написанные на уникальном украинском языке, не являющимся литературным в полном смысле этого слова, передают глубину и красоту украинской речи, известные всему миру. Наибольшую популярность Гоголю подарил его «Вий». Какие еще произведения написал Гоголь? Список произведений мы рассмотрим ниже. Это и нашумевшие истории, часто мистические, и повести из школьной программы, и малоизвестные произведения автора.

Список произведений писателя

Всего Гоголь написал больше 30 произведений. Некоторые из них он продолжал дописывать, несмотря на публикацию. Многие его творения имели несколько вариаций, в том числе «Тарас Бульба» и «Вий». Опубликовав историю, Гоголь продолжал размышлять над ней, подчас дописывая или изменяя финал. Часто его повести имеют несколько вариантов концовки. Итак, далее рассмотрим самые известные произведения Гоголя. Список перед вами:

  1. «Ганц Кюхельгартен» (1827-1829, под псевдонимом А. Алов).
  2. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 год), часть 1 («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Утопленица», «Пропавшая грамота»). Вторая ее часть была издана через год. В нее вошли следующие истории: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место».
  3. «Миргород» (1835). Ее редакцию разделили на 2 части. В первую часть входили повести «Тарас Бульба», «Старосветские помещики». Во вторую часть, завершенную в 1839-1841 годах, вошли «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
  4. «Нос» (1841-1842).
  5. «Утро делового человека». Писалась, как и комедии «Тяжба», «Отрывок» и «Лакейская», в период с 1832-го по 1841-й.
  6. «Портрет» (1842).
  7. «Записки сумасшедшего» и «Невский проспект» (1834-1835).
  8. «Ревизор» (1835).
  9. Пьеса «Женитьба» (1841).
  10. «Мертвые души» (1835-1841).
  11. Комедии «Игроки» и «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1836-1841).
  12. «Шинель» (1839-1841).
  13. «Рим» (1842).

Это опубликованные сочинения, которые написал Гоголь. Произведения (список по годам, точнее) указывают на то, что расцвет таланта писателя пришелся на 1835-1841 гг. А теперь немного пройдемся по рецензиям на самые знаменитые истории Гоголя.

«Вий» — самое мистическое творение Гоголя

В истории «Вий» рассказывается про недавно усопшую панночку, дочь сотника, которая, как известно всему селу, была ведьмой. Сотник по просьбе любимой дочки заставляет читать над ней заупокойную бурсака Хому Брута. Ведьма, умершая по вине Хомы, мечтает отомстить…

Отзывы о произведении «Вий» — сплошная похвала писателю и его таланту. Список произведений Николая Гоголя невозможно обсуждать, не упомянув всеми любимого «Вия». Читатели отмечают ярких персонажей, самобытных, уникальных, со своими характерами и привычками. Все они – типичные украинцы, веселые и оптимистично настроенные люди, грубоватые, но добрые. Невозможно не оценить тонкую иронию и юмор Гоголя.

Также выделяют уникальный слог писателя и его умение сыграть на контрастах. Днем крестьяне гуляют и веселятся, выпивает и Хома, чтобы не думать об ужасе предстоящей ночи. С приходом вечера же наступает мрачная, мистическая тишина – и Хома вновь вступает в очерченный мелом круг…

Совсем небольшая по объему история держит в напряжении до последних страниц. Ниже — кадры из одноименного фильма 1967 г.

Сатирическая комедия «Нос»

«Нос» – потрясающая повесть, написанная в столь сатирической форме, что для начала кажется фантастическим абсурдом. По сюжету, Платон Ковалев – человек публичный и склонный к нарциссизму, утром просыпается без носа – на его месте пусто. В панике Ковалев начинает искать потерянный нос, ведь без него и в приличном обществе не появишься!

Читатели без труда увидели прототип российского (да и не только!) общества. Гоголевские истории, несмотря на то что были написаны в 19-м веке, не теряют своей актуальности. Гоголь, список произведений которого в большинстве своем можно поделить на мистику и сатиру, очень тонко чувствовал современное общество, которое за прошедшее время ничуть не изменилось. В почете до сих пор остались чин, внешний лоск, а вот внутреннее содержание человека никому не интересно. Именно нос Платона, с внешней оболочкой, но без внутреннего содержания, становится прототипом человека богато одетого, разумно мыслящего, но бездушного.

«Тарас Бульба»

«Тарас Бульба» — великое творение. Описывая произведения Гоголя, самые известные, список которых предоставлен выше, нельзя не упомянуть об этой повести. В центре сюжета двое братьев, Андрей и Остап, а также их отец, сам Тарас Бульба, человек сильный, мужественный и донельзя принципиальный.

Читатели особенно выделяют мелкие детали повести, на которых автор акцентировал внимание, что оживляет картину, делает те далекие времена более близкими и понятными. Писатель долгое время изучал детали быта той эпохи, чтобы читатели более живо и ярко представляли себе происходящие события. Вообще, Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы обсуждаем сегодня, всегда придавал особое значение мелочам.

Харизматичные персонажи также произвели неизгладимое впечатление на читателей. Жесткий, беспощадный Тарас, готовый на все ради Родины, смелый и мужественный Остап и романтичный, самоотверженный Андрей — они не могут оставить читателей равнодушными. Вообще, известные произведения Гоголя, список которых мы рассматриваем, имеют интересную особенность — удивительное, но гармоничное противоречие в характерах героев.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Еще одно мистическое, но при этом смешное и ироничное произведение Гоголя. Кузнец Вакула влюблен в Оксану, которая пообещала выйти за него замуж, если он достанет ей черевички, как у самой царицы. Вакула в отчаянии… Но тут совершенно случайно на глаза ему попадается нечисть, развлекающаяся в селе в обществе ведьмы. Неудивительно, что Гоголь, список произведений которого вмещает в себя многочисленные мистические истории, в этой повести задействовал ведьму и черта.

Эта история интересна не только сюжетом, но и колоритными персонажами, каждый из которых уникален. Они, словно живые, предстают перед читателями каждый в своем образе. Одними Гоголь любуется с легкой иронией, Вакулой он восхищается, а Оксану учит ценить и любить. Словно заботливый отец, он добродушно посмеивается над своими персонажами, но все это выглядит настолько мягко, что вызывает лишь нежную улыбку.

Нрав украинцев, их язык, обычаи и устои, так явно описанные в повести, мог столь подробно и любовно описать только Гоголь. Даже подшучивание над «москалямы» выглядит в устах персонажей повести мило. Все потому, что Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы сегодня обсуждаем, любил свою родину и отзывался о ней с любовью.

«Мертвые души»

Звучит мистично, согласны? Однако на самом деле Гоголь в данном произведении не прибегал к мистике и заглянул гораздо глубже – в людские души. Главный герой Чичиков кажется персонажем отрицательным на первый взгляд, но чем больше читатель знакомится с ним, тем больше положительных черт замечает в нем. Гоголь заставляет читателя переживать за судьбу своего героя, несмотря на его нелицеприятные поступки, что уже говорит о многом.

В данном произведении писатель, как всегда, выступает прекрасным психологом и настоящим гением слова.

Безусловно, это не все творения, которые написал Гоголь. Список произведений неполный без продолжения «Мертвых душ». Именно его автор якобы сжег перед смертью. Поговаривают, что в следующих двух томах Чичиков должен был исправиться и стать порядочным человеком. Так ли это? К сожалению, теперь мы никогда не узнаем об этом наверняка.

русской литературы | Британника

Русская литература , совокупность письменных произведений, созданных на русском языке, начиная с христианизации Киевской Руси в конце 10 века.

Британская викторина

Еще один тест по русской литературе

Кто написал Мертвых душ, и «Шинель», которые считаются основой русского реализма XIX века?

Необычная форма истории русской литературы вызвала многочисленные споры.Три крупных и внезапных разрыва делят ее на четыре периода — допетровский (или древнерусский), имперский, послереволюционный и постсоветский. Реформы Петра I (годы правления 1682–1725), стремительно вестернизировавшего страну, привели к настолько резкому разрыву с прошлым, что в XIX веке было принято утверждать, что русская литература зародилась всего столетием раньше. Самый влиятельный критик XIX века Виссарион Белинский даже предложил точный год (1739), когда началась русская литература, тем самым отрицая статус литературы для всех допетровских произведений.Русская революция 1917 года и большевистский переворот позже в том же году создали еще один серьезный раскол, в конечном итоге превратив «официальную» русскую литературу в политическую пропаганду коммунистического государства. Наконец, приход к власти Михаила Горбачева в 1985 году и распад СССР в 1991 году ознаменовали еще один драматический прорыв. В этой модели важно то, что перерывы были скорее внезапными, чем постепенными, и что они были продуктом политических сил, внешних по отношению к самой истории литературы.

Самым знаменитым периодом русской литературы был XIX век, который за удивительно короткий срок создал некоторые из бесспорных шедевров мировой литературы. Часто отмечается, что подавляющее большинство русских произведений мирового значения создано при жизни одного человека — Льва Толстого (1828–1910). Действительно, многие из них были написаны в течение двух десятилетий, 1860-х и 1870-х годов, периода, который, возможно, никогда не был превзойден ни одной культурой благодаря явному литературному блеску.

Русская литература, особенно имперского и послереволюционного периодов, имеет в качестве определяющих характеристик глубокий интерес к философским проблемам, постоянное самосознание своего отношения к культурам Запада, а также сильную тенденцию к формальным нововведениям и нарушение принятых общепринятых норм. Сочетание формального радикализма и увлечения абстрактными философскими проблемами создает узнаваемую ауру русской классики.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.Подпишитесь сегодня

Древнерусская литература (10–17 вв.)

Традиционный термин «древнерусская литература» анахроничен по нескольким причинам. Авторы произведений, написанных в это время, очевидно, не считали себя «старыми русскими» или предшественниками Толстого. Более того, термин, который представляет точку зрения современных ученых, стремящихся проследить происхождение более поздних русских работ, затемняет тот факт, что восточнославянские народы (земель, которые тогда назывались Русью) являются предками украинцев и белорусов, а также русский народ сегодня.Произведения древнейшего (киевского) периода также привели к появлению современной украинской и белорусской литературы. В-третьих, литературным языком, установленным в Киевской Руси, был церковнославянский язык, который, несмотря на постепенное увеличение количества местных восточнославянских вариантов, связал культуру с более широким сообществом, известным как Slavia orthodoxa , то есть с восточно-православными южными славянами Балканы. В отличие от настоящего, это более крупное сообщество преобладало над «нацией» в современном понимании этого термина. В-четвертых, некоторые задаются вопросом, можно ли эти тексты должным образом называть литературными, если под этим термином подразумеваются произведения, предназначенные для выполнения преимущественно эстетической функции, поскольку эти сочинения обычно писались для церковных или утилитарных целей.

.

пьес и «Петербургские сказки» Николая Гоголя

Никогда не бывал в Санкт-Петербурге.
Я никогда не ходил по длинному Невскому проспекту, не был на Сенатской площади, не стоял на набережной, глядя через Неву на Васильевский остров.

Но я вижу эти места мысленным взором, как если бы я был там.
Я знаю, что линия горизонта Васильевского острова отмечена шпилем Петропавловской крепости.
Я знаю, что на Сенатской площади стоит огромная бронзовая статуя, а на Невском проспекте есть магазин «Ножницы».

Ну, наверное, там

Я никогда не ступал в Санкт-Петербург.
Я никогда не ходил по длинному Невскому проспекту, не был на Сенатской площади, не стоял на набережной, глядя через Неву на Васильевский остров.

Но я вижу эти места мысленным взором, как если бы я был там.
Я знаю, что линия горизонта Васильевского острова отмечена шпилем Петропавловской крепости.
Я знаю, что на Сенатской площади стоит огромная бронзовая статуя, а на Невском проспекте есть магазин «Ножницы».

Ну, может, на Невском уже нет магазина «Ножницы».

Видите ли, город, который существует в моей голове, не является городом сегодняшнего дня.
Мой Петербург — это город Пушкинского Медного всадника, прыгающего со своего постамента на Сенатской площади и мчащегося по близлежащим улицам.
Это город гоголевского Пискарева, в котором живет девушка, которую он шпионит возле магазина «Ножницы» на Невском проспекте.
Это город гигантских карандашей Набокова и пьяных медведей Толстого, падающих в Неву.
Это город убийцы с топором Достоевского, бритвенного цирюльника Гоголя, убийцы-ножницы Белого.

Это город, где Нос может шествовать в военной форме, где призрак крадет у людей пальто, где у людей есть такие имена, как Блин, Мусорный ящик, Слошкин и Роттенов.
Город, где собаки не только разговаривают друг с другом, но и пишут письма. Город, в котором январь наступает после февраля, а в апреле — 43 дня, а в марчембере — 86.

Мой Петербург — место в высшей степени фантасмагорическое.Я люблю это!

.

Почему Гоголь писал по-русски?

Юрий Барабаш оправдывает этот вопрос, пока отвечает на него, поскольку это кажется провокационным, если принять как должное, что Гоголь — русский писатель. Ему не составляет труда сбить с ног следующего соломенного человека: было бы так же странно ожидать, что Гоголь будет писать по-украински, как было бы ожидать, что Пушкин (имевший африканское происхождение) напишет на Тигринье, а Лермонтов (предположительно шотландского происхождения) на гэльском , или Пастернак и Бродский (оба евреи) на иврите.

карта Малороссии 1864 года, как называлась Украина

Гоголь вырос в месте, где говорили и по-русски, и по-украински. В его обрусевшей семье украинский язык (или в колониальных терминах малороссийский диалект) использовался для разговоров со слугами, но русский язык использовался вне дома, а не только в формальной обстановке. Между тем в этой ситуации ни украинский, ни русский языки не были предписывающе «чистыми», но каждый из них был охвачен элементами другого.

Мнения о том, насколько хорошо он знал украинский язык, расходятся. Некоторые украинские писатели, в том числе Тарас Шевченко, говорили, что Гоголь «не знал своего языка», но Михаил Максимович, который его знал, заявил, что Гоголь «твердо придерживается своего родного малороссийского диалекта и прекрасно его знает». Все согласны с тем, что он в ней почти ничего не написал.

Разумное мнение Барабаша состоит в том, что Гоголь писал по-русски, потому что это был язык престижа и самой широкой читательской аудитории в Российской Империи.Лишь немногие, как Шевченко, интересовались украинским языком. Интересно, что Барабаш называет Гоголя и Шевченко «инь и янь» украинской культуры. Насколько я понимаю его точку зрения, они представляют собой крайности полного участия в (Великой) русской литературной жизни и демонстративного отказа от нее в пользу украинского языка и литературы, выбора, который представился многим другим.

Барабаш, однако, настаивает на том, что украинскость Гоголя (в языке, культуре, «национальной психологии») повлияла на русский язык его прозы, что он фактически создал «новый язык» через взаимодействие украинских элементов и доминирующего русского языка в его текстах.Барабаш, вслед за Потебнией и другими, идет дальше по пути «язык формирует мышление», чем я, но я, безусловно, принимаю его точку зрения, как бы мне хотелось больше обсуждать конкретные отрывки. Он использует вопрос о том, как перевести Гоголя на украинский язык, чтобы конкретизировать свою точку зрения: все согласны с тем, что русский язык Гоголя совершенно особенный, даже уникальный, качество, которое он теряет, когда его черты, вдохновленные украинским языком, перестают звучать наполовину иностранными в украинском переводе.

При всей украинскости Гоголя, подчеркивает Барабаш, он по-прежнему является частью русской литературы, потому что не может быть национальной литературы вне национального языка.Люди, которые хотят сделать его полностью русским или, с другой стороны, частью «русскоязычной ветви украинской литературы», проявляют шовинизм и, что еще хуже, упрощают сложную проблему.

Я не в курсе всей литературы о том, «каким украинским был Гоголь», но эссе Барабаша напоминает мне самое интересное, что я читал по этой теме, — статью Романа Коропецкого и Роберта Романчука в 2003 году (без англ. Pdf) с анализом Первое популярное произведение Гоголя « Вечера на хуторе под Диканькой» (1831) как «Украина в черном лице.Они видят в Гоголе представление украинской культуры для русской аудитории точно так же, как черную культуру представляли для благодарной белой аудитории в Соединенных Штатах девятнадцатого века: с той же «широкой карикатурой на стереотипное поведение», «грубостью и пошлостью», «фарсом и т. «Петь и танцевать» и так далее.

См. Юрий Барабаш, «Свое слово не знает…», или Почему Гоголь пишет по-русски? », Вопросы литературы 1 (2011).

Нравится:

Нравится Загрузка…

Связанные

.

Ревизор и другие пьесы Николая Гоголя

А 3.5.

Хотелось бы, чтобы Гоголь написал больше. После прочтения «Мертвых душ», его сборника рассказов, а теперь и этих пьес, больше нечего читать. Я нашел его сочинение очень остроумным и приятным. Он отлично умеет создавать забавные обстоятельства, которые, кажется, могут случиться в реальной жизни. Он правдоподобен в своих условиях, что, я думаю, добавляет юмору, который он снимает. Он также очень хорошо передает персонажей, даже если они часто имеют небольшой типаж.

Мне очень любопытно, что бы Гоголь написал

А 3.5.

Хотелось бы, чтобы Гоголь написал больше. После прочтения «Мертвых душ», его сборника рассказов, а теперь и этих пьес, больше нечего читать. Я нашел его сочинение очень остроумным и приятным. Он отлично умеет создавать забавные обстоятельства, которые, кажется, могут случиться в реальной жизни. Он правдоподобен в своих условиях, что, я думаю, добавляет юмору, который он снимает. Он также очень хорошо передает персонажей, даже если они часто имеют небольшой типаж.

Мне очень любопытно, что написал бы Гоголь, будь у него больше свободы. Когда он писал в России, его идеи были ограничены. Казалось, он как бы раздвигал эти границы, часто незаметно. Но мне бы очень хотелось знать, на что он способен, если бы его не ограничивали.
Его легко сравнить с Оскаром Уайльдом, хотя он написал 50 лет назад. У них обоих острое перо, и они могут дать читателю возможность подумать между строк.

Брак — Остроумно и творчески. Опережает время совать палку в институт брака.

Из дневника сумасшедшего — мне было грустно узнать, что этот перевод сокращает работу. Я хотел большего, думаю, у Гоголя было больше. Я бы подумал, что это очень сложный монолог для исполнения, было бы сложно показать трансформацию персонажа так быстро.

Inspector — Смешно! История, которая, кажется, олицетворяет то, что я читал о Гоголе. Он основан на недоразумениях, как умышленных, так и случайных.

Gamblers — Мой любимец из четверки. Я могу представить себе, как многие линии будут доставлены в быстрой последовательности. Сюжет и обман красиво заведены, пусть даже немного предсказуемо.

.