Содержание

О семье и роде преподобного Сергия


Житие упоминает о двух братьях преподобного Сергия: старшем Стефане, и младшем Петре. Если про Петра мы можем определенно говорить, что это крещальное имя, то со Стефаном такой уверенности нет. Стефан был рядом с преподобным и в монастыре, где его знали именно под этим именем. Соответственно, оно вполне может быть монашеским, и, скорее всего, именно так оно и есть.

Миниатюра из Лицевого жития преподобного Сергия Радонежского


<…> Синодики церквей Ростова дают нам более широкое, хотя и несколько смутное представление о семье и родственниках преподобного Сергия. Синодики ростовских храмов — Воскресенского и святого апостола Иоанна Богослова — имеют раздел «Род преподобного Сергия», в котором поминаются четыре имени: «схимонаха Илинарха, князя Андрея, Кирилла, Марии». Список этот почитается наиболее ранним и оригинальным. Высказывается предположение, что схимонах Илинарх — отец преподобного Кирилла и соответственно дед преподобного Сергия. Князь же Андрей — младший сын Ивана Калиты, в удел которого входил Радонеж. Однако сложно установить, какое непосредственное отношение упомянутые помимо Кирилла и Марии люди имели к преподобному.


Синодик Троице-Варницкого монастыря более пространен. Но, к сожалению, дошедший до нашего времени список относится лишь к началу XIX века. В роду преподобного Сергия этим синодиком упомянуты: схимонах Кирилл, схимонахиня Мария, Стефан, Климент, архиепископ Феодор, Петр, Матфа (Матвей), Екатерина, Анна, епископ Афанасий. С привычными именами Кирилла и Марии, Стефана и Петра все прозрачно, за исключением упоминания схимонашества. Вероятно, если сведения синодика точны, то можно предполагать, что Кирилл и Мария — крещальные имена, поскольку при пострижении в великую схиму обычно давались имена, тождественные крещальным. Остальные упомянутые лица требуют комментариев. Архиепископ Феодор — младший сын Стефана, при крещении получивший имя Иоанн. Климент также назван Епифанием как старший сын Стефана. Архиепископ Никон (Рождественский) полагает, что Екатерина — жена младшего сына Кирилла Петра, а Матвей — их сын. Анна —дочь Кирилла и Марии, жена Дюденя, упомянутого Епифанием в числе переселившихся с Кириллом из Ростова. В самом «Житии…» сестра Варфоломея упомянута косвенно — в списке переселившихся в Радонеж сказано, что «Дюдень — зять Кириллов». Б. М. Клосс, опираясь на описание хранившейся в Хотьковском монастыре древней семейной иконы Божией Матери «Знамение», полагает, что Екатерина и Анна — жены соответственно Петра и Стефана.


Остается епископ Афанасий. Известны два современных преподобному Сергию русских архиерея, носивших имя Афанасий, — волынский владыка, рукоположивший в Переяславле преподобного Сергия в игумены, и епископ Коломенский. Вероятно, имеется в виду Афанасий Владимиро-Волынский. Весьма неожиданно встретить его имя среди родственников преподобного Сергия. Во всяком случае, сложно объяснить присутствие его в этом списке среди прочих лиц, ни одно из которых не может служить поводом для сомнений в прямых родственных связях с боярином Кириллом. Логика поминального списка не дает оснований считать, что в него были внесены для помина, помимо родичей, имена благодетелей Преподобного, людей, сыгравших важную роль в его жизни. Полностью исключать такое положение нельзя. Но о епископе Афанасии Владимире-Волынском скажем несколько ниже, когда речь пойдет о рукоположении Сергия Радонежского в игумены.


Имя епископа Афанасия не единственный раз встречается рядом с именем преподобного Сергия и топонимами, с ним связанными. Собор Троице-Варницкого монастыря имеет придел святителей Афанасия и Кирилла. Освящение престолов одновременно в честь двух самых знаменитых предстоятелей Александрийской церкви IV-V веков не уникально для Руси, тем более что память их празднуется одновременно как единая «славословная» служба. Однако такое совпадение если и случайно, то примечательно. Например, древний кладбищенский храм в Радонеже тоже был освящен в память Кирилла и Афанасия, святителей Александрийских. Если с уверенностью можно говорить, что освящение храма в память святителя Кирилла Александрийского связано с тем, что он был небесным покровителем отца преподобного Сергия, то особое почитание памяти святителя Афанасия в местах, где жил преподобный Кирилл Радонежский, может заключать в себе интригу.


Источник: Т. Крючков. Преподобный Сергий Радонежский и его окружение. Исторический очерк. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.

6 Августа 2020

Святое семейство преподобного Сергия | Храм Всех Святых

Праздник преподобного Сергия Радонежского — прекрасное время, чтобы поговорить о его святом семействе, подарившем миру пятерых святых. Осмысление жизненного пути святой семьи может дать каждому из нас замечательный пример для создания и укрепления своих семей.

Первыми двумя святыми семьи преподобного Сергия были его родители: боярин Кирилл с супругой Марией.

Неудивительно, что один из величайших святых мира родился от благочестивых родителей: «Сначала Бог создал и предуготовал таковых праведных родителей и потом от них произвел Своего угодника» [1], — пишет преподобный Епифаний, автор жития преподобного Сергия.

Добрая или злая жизнь родителей находит отражение в судьбе ребёнка. Это правило знает очень мало исключений. Поэтому крайне важно не только правильно воспитывать дитя, но и жить праведно.

«Зародыш мой видели очи Твои»  [Пс. 138, 16 ], — говорит Богу святой пророк Давид, давая понять, что ребёнок приходит в мир задолго до рождения матерью. То, что современные родители думают, что делают наедине, благословляется Богом.

Поэтому житие говорит: «Само зачатие и рождение дитяти были исполнены поста и молитв» [1].

Таким образом, мудрые родители начинают заботу о ребёнке, молитву о нём ещё до зачатия. За это Бог особенно хранит дитя и родителей. Поэтому у Церкви есть праздники Зачатия Пресвятой Богородицы и святого Иоанна Крестителя.

Чтобы показать святость будущего младенца и его родителей, Господь являет чудо: из материнской утробы трижды раздаётся крик в самые важные моменты Божественной Литургии.

Люди понимают: боярыня Мария носит под сердцем великого святого.

Преподобный Сергий с младенчества начал поститься, отказываясь принимать кормление грудью по средам и пятницам.

Более того, святой не пил материнского молока, когда преподобная Мария накануне ела мясную пищу. Осознав это, матерь преподобного полностью отказалась от мяса.

Здесь мы видим, как дитя своим образом жизни ведёт родителей к Богу: семейная жизнь обогащает душу всех членов семьи.

Преподобный Епифаний — автор жития отмечает особое внимание матери к здоровому питанию младенца. Поэтому очень важно следить за здоровьем ребёнка и кормящей матери, в том числе через правильное питание.

Для кормления обычного ребёнка матери следует поститься очень осторожно и умеренно.

Ещё один пример, когда святое дитя само воспитывало матерь. Мария, повинуясь слепой материнской любви, опасаясь за здоровье сына, хотела оградить ребёнка от непосильных трудов и забот.

Так ей ответил мудрый сын: «Зачем советуешь своему сыну неполезное? Ведь вы же сказали мне, что я еще в колыбели постился по средам и пятницам; как же теперь я могу не понуждать себя угождать Богу» [2].

Это пример всем родителям не лишать ребёнка труда, воспитывать в нём трудолюбие. Во взрослой жизни он будет благодарен, если с юности воспитывать это качество с любовью.

Преподобные Кирилл и Мария прилагали все усилия для укрепления семьи, достойного воспитания детей, потому что семья — основа жизни каждого человека.

Через много лет крепкая семья спасёт родителей преподобного Сергия от нищеты и голодной смерти, грозивших им от непосильной дани, годов неурожая, а более всего от безмерных поборов местных князей.

Тогда семейство переселится из Ростовских земель в Радонежские леса, заботу об имуществе возьмёт на себя старший сын Стефан, уже сам создавший семью, а заботу о престарелых родителях будущий преподобный Сергий.

Его всем сердцем тянуло в монастырь — служить Богу, но до смерти родителей, он был послушен им и, несмотря на великие монашеские таланты, не оставлял их.

Это пример детям всего мира: богатство и слава далёких стран, даже служение высшим идеалам, не стоят того, чтобы ради них бросать родителей.

Перед смертью преподобные Кирилл и Мария приняли монашество. Традиция уходить в монастырь по обоюдному согласию супругов, воспитав детей, сделав из них самостоятельных взрослых людей, доныне сохраняется в Православной Церкви.

К родительскому гробу собралась вся семья: трое сыновей и две дочери.

Присмотревшись к иконе, над мощами святых в современном Хотьковом монастыре, замечаем, что на ней изображено пятеро святых: святитель Феодор, погребавший святую чету, преподобные Кирилл и Мария, преподобный Сергий и ещё один святой.

Имя святого: преподобный Стефан Московский — старший брат преподобного Сергия. Жизнь святых братьев будет связана до конца их дней.

Это следующая пара преподобных святого семейства.

* * *

При Крещении будущему преподобному Сергию дали имя Варфоломей — Дитя Радости, но в семье от него была и печаль в юные годы святого.

В семилетнем возрасте отрок Варфоломей начал учиться грамоте. Его братья быстро освоили чтение и письмо, сам он учился очень плохо.

«Наставник прилежно обучал Варфоломея, но отрок не понимал его, плохо учился и отставал от товарищей, занимавшихся вместе с ним. За это его часто бранили родители и строго наказывал учитель, а товарищи укоряли. Отрок наедине часто со слезами молился Богу, говоря: „Господи! Дай мне выучить грамоту, научи и вразуми меня“» [1].

Долгие и настойчивые слёзные молитвы услышал Господь, и Варфоломей чудесным образом освоился в учении, даже опередил в развитии сверстников.

Поэтому преподобный Сергий имеет особую силу молиться Богу о плохо учащихся детях. Если ребёнок, подражая святому, будет молить Бога о помощи в учёбе, то Господь рано или поздно поможет ему. Главное, чтобы к молитве прилагать веру и труд.

Не нужно воспринимать подобные молитвы как заклинание, приносящее удачу в учёбе. Бездельников преподобный Сергий наказывает, отворачиваясь от них в самый неожиданный момент. Тому есть немало примеров.

Напротив, если приходящий за помощью к святому приложит все усилия со своей стороны, своим трудом и молитвой будет подражать преподобному, то святой Сергий никогда не оставит его.

Проходят годы. Варфоломей хоронит родителей и вместе со старшим братом Стефаном уходит в монастырь.

К этому времени Стефан овдовел и отдал своих детей на воспитание в семью младшего брата Петра. Однако святой не забыл своих детей. Об этом будет сказано далее. Варфоломей принимает монашество с именем Сергий.

Вместе святые братья Сергий и Стефан в поиске особого подвига молитвы решают уйти в непроходимые дебри Радонежских лесов. Помимо непосильного физического и молитвенного труда преподобным досаждают хищные звери и нечистые духи, населявшие лес.

Стефан уходит в один из монастырей Москвы: жизнь в лесной чаще оказалась выше его сил.

Преподобный Сергий остаётся, к нему начинают стекаться ученики. Возникает монашеская обитель.

Так преподобный становится отцом многих детей, но не телесным, а духовным. Возникает монастырь, игуменом которого становится преподобный Сергий. Большая монашеская семья проходит множество испытаний, сплотивших её в Троице-Сергиеву Лавру — духовный центр русского Православия до сегодняшнего дня.

Были в ней ссоры: однажды, вернувшийся брат Стефан стал настаивать на своём игуменстве (руководстве) по праву старшинства и того, что именно он выбрал место для будущего монастыря. Тогда преподобный Сергий молча уходит из обители.

Преподобный отсутствовал до тех пор, пока братия во главе со святителем Алексием со слезами не уговорили его вернуться назад. Это показывает всем, что порою молчание сильнее споров и громких слов.

Духовным отцом монастыря преимущественно должен становиться не талантливый администратор, но главный молитвенник.

Это актуально для современной семьи, как никогда ранее: от главы семьи требуется не только быть добытчиком денег и тружеником, но и являться духовной опорой семейства.

Голод посещал обитель. Многие стали отчаиваться и желать уйти, чтобы не умереть голодной смертью. Преподобный Сергий уговорил всех вместе помолиться и дождаться рассвета.

Ночью неизвестные привезли в монастырь целые возы провизии и сразу же покинули обитель. Выяснилось, что это были святые ангелы. Монахи поверили преподобному Сергию и не оставляли святой обители до конца дней.

Не все проблемы человек может решить сам. Но если вся семья вместе постоянно будет молиться Богу, Господь всё устроит наилучшим образом.

Преподобный Сергий никогда не гнушался самой тяжёлой и грязной работой, делом показывая пример духовным чадам. Главное правило воспитания и обучения: словом наскучишь, примером научишь.

Окончили жизнь преподобные Сергий и Стефан игуменами монастырей. Святой Сергий — начальником Троице-Сергиевой Лавры, духовным отцом бессчётного множества святых монахов и всего народа Руси.

Святой Стефан умер игуменом Богоявленского монастыря в Москве, за что и назван преподобным Стефаном Московским.

* * *

Пришло время рассказать о пятом святом семьи преподобного Сергия — о сыне преподобного Стефана, святителе Феодоре Ростовском.

В 12 лет его приводит в монастырь к преподобному Сергию уже принявший монашество преподобный Стефан. В младенчестве дитя крестили с именем Иоанн.

Видя в мальчике великую духовную силу, святой Сергий постригает его в монахи и даёт имя Феодор, то есть Богом Данный.

Пройдут годы, и мудрый богомольный монах станет архиепископом Ростовским и особо доверенным лицом святого князя Дмитрия Донского, верным продолжателем монашеских традиций преподобного Сергия.

Таким образом, не оставившие детей преподобный Сергий и его племянник святитель Феодор становятся духовными отцами многих поколений святых монахов.

* * *

В заключение перечислим полезные примеры, содержащиеся в житиях святых семьи преподобного Сергия Радонежского:

1. Воспитание детей начинается задолго до их рождения с благочестивого образа жизни супругов в браке.
2. Весь путь ребёнка от зачатия, вынашивания матерью, до рождения и воспитания должен быть освящён постоянной молитвой к Богу.
3. Необходима чуткость к ребёнку: часто дети сами многому могут научить родителей.
4. Трудолюбие — одно из главных качеств, которые нужно прививать ребёнку.
5. Воспитание крепкой семьи должно быть приоритетной целью.
6. Почтение к родителям, забота о них в старости — это бесценный вклад в своё счастливое будущее и будущее своей семьи.
7. Подражание благочестивому примеру святых, соединённое с молитвой Богу — великое средство для обретения благоденствия не только в духовной, но и повседневной материальной жизни (пример с учёбой преподобного Сергия).
8. Главное в воспитании — положительный пример, а не грамотные поучения. Это справедливо, как для семьи, так и для любого коллектива.
9. Верующему и постоянно молящемуся человеку и всей его семье в самых трудных обстоятельствах помогает Бог.
10. В благочестивой семье часто вырастают святые дети. Семейные узы — тесная связь между поколениями, поэтому в Православной Церкви немало святых родов, один из которых — святое семейство преподобного Сергия Радонежского.

Источники и литература:

1. Преподобный Епифаний Премудрый. Житие преподобного Сергия. fb2.booksgid.com
2. Житие преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Раддонежского. Православие.Ru:
3. Житие святителя Феодора, архиепископа Ростовского. Православие.Ru:
4. Краткое житие прп. Стефана Московского www.pravicon.com

житие, Троице-Сергиева лавра и чудеса святого

Сергий Радонежский — один из самых почитаемых православных святых, основатель нескольких монастырей, живший в XIV веке. Главный источник сведений о Сергии Радонежском — житие, составленное его учеником Епифанием Премудрым.

Житие Сергия Радонежского

Согласно жизнеописанию авторства Епифания Премудрого родителями Сергия Радонежского были бояре Кирилл и Мария, жившие в деревне на территории Ростовского княжества (нынешняя Ярославская область).

На месте, где предположительно родился Сергий Радонежский, в XV веке был основан Троице-Сергиев Варницкий монастырь.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Источник: Wikimedia

При крещении будущий святой получил имя Варфоломей — в честь одного из 12 апостолов. Кроме самого Варфоломея в семье были еще двое сыновей.

Когда мальчику исполнилось семь лет, «родители его отдали учиться грамоте». Согласно житию, учение шло с трудом, а старания учителя не приносили плодов: «отрок не слушал его и не мог научиться».

Но вскоре с Варфоломеем произошло одно из первых описанных в предании чудес, благодаря которому он смог овладеть грамотой: «…он увидел некоего черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу, на поле под дубом стоящего и прилежно со слезами молящегося».

Когда молитва была окончена, Варфоломей сообщил старцу, что никак не может овладеть грамотой, и попросил помолиться за него. После долгой молитвы старец подал отроку кусок просфоры, который мальчик съел, и предсказал, что отныне он будет знать грамоту лучше своих братьев и сверстников. Вскоре предсказание сбылось.

«Видение отроку Варфоломею», картина художника Михаила Нестерова, 1890 год. Источник: Wikimedia

В дальнейшем семья Варфоломея была вынуждена переселиться из Ростова в Радонеж. По некоторым сведениям, это произошло из-за перехода правления к московскому князю Ивану Даниловичу и лишения власти ростовской знати. Другие источники сообщают, что к тому моменту семья будущего святого сильно обеднела из-за татарских набегов на Русь.

После смерти родителей Варфоломей отдал свою часть наследства младшему брату Петру и отправился в Покровский Хотьковский монастырь, где к тому моменту жил его старший брат Стефан. Варфоломей уговорил Стефана отправиться вместе на пустынное жительство — строжайшую и аскетичную форму монашества. После долгих скитаний братья нашли уединенное место посреди глухого бора на холме Маковец и соорудили там келью и небольшую деревянную церковь, которой присвоили имя Святой Троицы. Сейчас это место известно как Троице-Сергиева лавра.

Троице-Сергиева лавра. Фото: Wikimedia

Не выдержав трудностей и аскетичной жизни, Стефан оставил брата и ушел в Богоявленский монастырь в Москве, где позднее стал игуменом.

Оставшись один, Варфоломей призвал к себе игумена Митрофана и принял монашеский постриг под именем Сергия. Имя было выбрано в честь мучеников Сергия и Вакха, поскольку постриг выпал на день их памяти. Постепенно к Сергию стали присоединяться ученики, которых постепенно становилось все больше. Постепенно Троицкий монастырь становится духовным центром русских земель и поддержкой князей. Здесь же Дмитрий Донской получил благословение на сражение с Мамаем. Согласно дошедшим до нас сведениям, получив от преподобного благословение, князь «ушел из монастыря и быстро отправился в путь».

Известно, что Сергий запрещал инокам просить подаяние, установив, что жить в монастыре следует собственным трудом.

«Троице-Сергиева лавра», картина Эрнеста Лисснера, 1907 год. Источник: Wikimedia

Также в период 1364-1376 годов он установил в монастыре устав общежития вместо принятого ранее особножития. Разница состоит в том, что особножитие предполагает наличие у монахов частной собственности, а общими остаются только жилье и богослужение. При общежитийном укладе монахи не имеют личного имущества, получают еду и одежду от монастыря и безвозмездно трудятся ради его блага.

«Труды преподобного Сергия», картина Михаила Нестерова, 1896-1897. Средняя часть триптиха. Источник: tretyakovgallery.ru

Помимо Троицкого Сергий основал также Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин возле Коломны, Высоцкий монастырь в городе Серпухове и Георгиевский на Клязьме.

По свидетельствам Епифания Премудрого, Сергий Радонежский прожил в молитве и воздержаниях до самой старости, а о грядущей кончине предупредил братию монастыря за шесть месяцев. «Видя, что он уже к Богу отходит», Сергий призвал монахов для последних наставлений:

«И беседу повел подобающую, и полезным вещам учил, неуклонно в православии оставаться веля, и завещал единомыслие друг с другом хранить, иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, от злых и скверных похотей остерегаться, пищу и напитки вкушать трезвенные, а особенно смирением украшать себя, страннолюбия не забывать, от противоречия уклоняться, и ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения».

Перед уходом из жизни он причастился, а 25 сентября 1392 года умер.

Подвиги и чудеса Сергия Радонежского

Согласно житию, Сергий Радонежский известен рядом чудес. Историк церкви Евгений Голубинский в работе «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» перечисляет следующие.

Воскрешение отрока. У местного жителя тяжело заболел сын. Несчастный отец отнес ребенка к Сергию. Когда он зашел в келью к преподобному, ребенок умер. Безутешный родитель ушел за гробом, «но пока он ходил, преподобный помолился над умершим — и по его молитве дитя ожило».

Изведение источника. Жившим в монастыре монахам приходилось приносить воду издалека. Тогда, согласно Голубинскому, Сергий нашел в одном рву дождевую воду и стал молиться над ней, после чего открылся источник воды.

Житие преподобного Сергия Радонежского. На раскрытой странице изображено чудесное видение множества птиц: «И голос был слышен, говорящий: «Как много ты видел птиц этих, так умножится стадо учеников твоих и после тебя не истощится, если они захотят по твоим стопам идти»». Источник: Wikimedia

Исцеление греческого епископа. Один греческий епископ «слушая многие рассказы о преподобном Сергии, не хотел верить им…». Когда он лично встретился с преподобным, на него внезапно напала слепота и он «неволею исповедал преподобному свое неверие». После этого Сергий вернул ему зрение.

О городе Опочке и спрятанных камнях. Посмертное чудо, свершившееся, когда литовской король, желая разорить город Опочку в Псковской области, направил туда свое войско. Сопротивляясь вторжению, жители сбрасывали на вражеское войско камни и деревья с крепостной стены до тех пор, пока в городе не осталось ни камней, ни деревьев. Тогда к одной женщине во сне явился преподобный Сергий и сказал:

«Зачем унывают воевода и жители города и думают, что не осталось у них чем обороняться — камней и деревьев? Или не знают они, что множество камней лежит в земле у городской церкви за алтарем?»

Женщина рассказала о своем сне воеводе и другим горожанам, но ей никто не поверил, кроме одного нищего. Он отправился к указанному месту, стал копать землю и нашел тяжелый камень. Ему на помощь пришли другие люди и продолжили копать. Вскоре они обнаружили склад камней и подняли их на стены города. Ночью вражеские войска приставили к стенам лестницы и стали взбираться по ним, но горожане побили их найденными камнями. Остатки разбитого войска поспешили покинуть Опочку.

Сергий Радонежский 1314 — 1392: биография кратко, годы жизни, деятельность — История России

Сергий Радонежский (ок. 1314-1392) почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. Он основал Троице-Сергиеву лавру под Москвой, которая раньше называлась Троицкий монастырь. Сергий Радонежский проповедовал идеи исихазма. Понимал он эти идеи по-своему. В частности, он отверг мысль, что только иноки войдут в царство Божее. «Спасуться все добрые», — учил Сергий. Он стал, пожалуй, первым русским духовным мыслителем, который не только подражал византийской мысли, но и творчески развивал ее. Память о Сергии Радонежском особенно почитаема в России. Именно этот монах-подвижник благословил Дмитрия Московского и его двоюродного брата Владимира Серпуховского на бой с татарами. Его устами, русская церковь впервые призвала к борьбе с Ордой.

О жизни преподобного Сергия мы знаем от Епифания Премудрого – мастера «плетения словес».  «Житие Сергия Радонежского» было написано им на склоне лет в 1417-1418 гг. в Троице-Сергиевом монастыре. По его свидетельству, в 1322 г. у ростовского боярина Кирилла и его жены Марии родился сын Варфоломей. Некогда эта семья была богата, но затем обеднела и, спасаясь от преследований слуг Ивана Калиты, около 1328 г. вынуждена была переселиться в Радонеж – город, принадлежавший младшему сыну великого князя Андрею Ивановичу. В семилетнем возрасте Варфоломея стали обучать грамоте в церковной школе, учение давалось ему с трудом. Он рос тихим и задумчивым мальчиком, у которого постепенно возникло решение уйти от мира и посвятить свою жизнь богу. Его родители и сами приняли постриг в Хотьковском монастыре. Там же обет монашества принял его старший брат Стефан. Варфоломей, завещав имущество младшему брату Петру, отправился в Хотьково и стал монашествовать под именем Сергия.

Братья решили покинуть монастырь и поставили в лесу, в десяти верстах от него келью. Вместе срубили церковь и освятили ее в честь Св. Троицы. Около 1335 г. Стефан не выдержал тягот и ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив Сергия одного. Для Сергия начался период тяжелых испытаний. Его уединение длилось около двух лет, а затем к нему стали стекаться иноки. Построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 г. зародился монастырь Троице-Сергиевский монастырь, а Сергий стал его игуменом.

Он руководил монастырем, но это руководство не имело ничего общего с властью в обычном, светском смысле этого слова. Как говорится в «Житии», Сергий был для всех «точно купленный раб». Он рубил кельи, таскал бревна, выполнял трудные работы, исполняя до конца обет монашеской бедности и служения ближнему. Однажды у него закончилась еда, и он, проголодав три дня, отправился к монаху своей обители некоему Даниилу. Тот собирался пристроить сени к своей келье и ждал плотников из села. И вот игумен предложил Даниилу выполнить эту работу. Даниил испугался, что Сергий с него много попросит, но тот согласился работать за гнилые хлеба, которые есть уже было нельзя. Сергий работал целый день, а вечером Даниил «изнесе ему решето хлебов гнилых».

Также, согласно сведениям Жития он «пользовался всяким случаем завести обитель, где находил то нужным». По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей. В 1365 г. Дмитрий Донской послал его в Нижний Новгород мирить ссорившихся князей. По пути, мимоходом, Сергий нашел время устроить пустошь в глуши Гороховецкого уезда на болоте при реке Клязьме и воздвигнуть храм Святой Троицы. Он поселил там «старцев пустынных отшельников, а питались они лыками и сено по болоту косили». Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками, например, Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский). Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Умер Сергий 25 сентября 1392 г. и вскоре был канонизирован. Произошло это еще при жизни людей, знавших его. Случай, более никогда не повторявшийся.

Через 30 лет, 5 июля 1422 г., были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет. Поэтому этот день является одним из дней памяти святого.11 апреля 1919 г., во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно. В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Сергий Радонежский воплотил идею общежитийного монастыря на Руси. Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые монахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных собратьев. Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского братства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать монастырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в частности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятившим себя молитве, было чем питаться. Как мы видим, Сергий Радонежский руководствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством. Ученики Сергия стали основателями многих монастырей подобного типа. Однако в дальнейшем общежитийные монастыри стали крупнейшими земельными собственниками, обладавшими, кстати, и большим движимым богатством — деньгами, драгоценными вещами, полученными как вклады на помин души. Троице-Сергиев монастырь при Василии II Темном получил невиданную привилегию: его крестьяне не имели права перехода в Юрьев день — так, в масштабе одной монастырской вотчины впервые появилось на Руси крепостное право.

Кирилл и Мария Радонежские: средний сын — святой

Как обычно разворачивается сюжет во многих русских сказках? «Жил-был Берендей и было у него три сына». Разумеется, самым «воспитанным и неупитанным» всегда оказывался младший сын. В семье Кирилла и Марии тоже было три сына. Но самым известным из них стал средний – Сергий, основоположник русского монашества.

Имя в монашестве: Кирилл и Мария
Время жизни: конец 13 – 1-я половина 14 века
Место жизни: Ростов, потом – Радонеж
Ремесло: бояре, потом – схимонахи
Подвиг: благочестивая жизнь и воспитание троих сыновей, двое из которых впоследствии стали монахами, в том числе Сергий, игумен Радонежский

Кирилл был знатным боярином, состоял на службе у князя Ростовского Константина, а потом у его младшего сына Василия. По долгу службы сопровождал князей в поездках в Золотую Орду. Однако жил боярин вместе с супругой не в городе, а рядом — в селе Варницы: их имение находилось на берегу реки Ишни, в нескольких километрах от столицы княжества.

Происхождение его жены, Марии, неизвестно. Летопись сохранила только сведения о том, что она очень трепетно относилась к Церкви, как многие люди того времени: вместе с супругом они всегда посещали храм, соблюдали посты и другие церковные установления, принимали странников и не жалели денег на благотворительность.

Пост Мария соблюдала даже во время беременности, не давая себе поблажек. У супругов родилось три сына: Стефан, Варфоломей и Петр. Варфоломей (это имя означает «сын радости») в будущем станет основоположником русского монашества, преподобным Сергием, игуменом Радонежским. Но пока, в юности, он не всегда радовал своих родителей…

В отличие от братьев, он был совершенно не способен к обучению грамоте и в церковной школе отставал от всех. Он со слезами молился, чтобы, наконец, овладеть этой неподатливой наукой, но все оставалось по-прежнему. Пока однажды, посланный отцом в поле за лошадьми, 13-летний Варфоломей не встретил старца-схимника. Он попросил того прийти в дом своих родителей, за трапезой старец предсказал Кириллу и Марии, что «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Благословив их, схимник удалился. Грамота Варфоломею, к родительской радости, с той поры стала даваться легко.

Однако по-боярски семейству жить оставалось недолго: обычные для того времени княжеские междоусобицы принесли Кириллу и Марии разорение. Около 1328 года семейство вынуждено было покинуть Ростов и поселиться в маленьком городе Радонеже в московских землях (50-60 км от Москвы). На месте имения Кирилла и Марии под Ростовом теперь находится Варницкий монастырь.

Кирилл был уже стар, поэтому вместо него на службу князю поступил старший сын Стефан. И он, и младший Петр, были уже женаты. Но Варфоломей не спешил с женитьбой. Он еще юношей упал к родительским ногам, прося благословения на монашество. Кирилл и Мария не противились решению сыну, но просили его прожить с ними до их смерти. Варфоломей покорился и, как мог, помогал родителям в старости.

Преподобный Сергий перед гробами родителей

Преподобный Сергий перед гробами родителей

В конце жизни они приняли постриг в Хотьковском Покровском монастыре (до 16 века он был смешанным, мужским и женским), расположенном в 3 километрах от Радонежа. И скончались в 1337 году схимниками. Могила Кирилла и Марии Радонежских – одна из главных святынь монастыря и по сей день.

Почти в то же время, в 1330-е годы, в этот же монастырь пришел старший сын Кирилла и Марии, Стефан. После смерти жены Анны он решил оставить мир, а двоих сыновей передал на поруки брату Петру и его супруге Екатерине. Впоследствии Стефан избрал пустынножительство и удалился из монастыря.

После смерти родителей постриг принял и с детства мечтавший об этом Варфоломей.

Уже будучи игуменом, преподобный Сергий часто ходил из основанного им монастыря (ныне – Троице-Сергиева Лавра) к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву Лавру, богомольцы приходили в Покровский монастырь.

В 19 веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, хотя свидетельства о чудесах исцеления, происходивших по обращении к преподобным, были и раньше: особенно при страшной моровой язве в 1770-771 годах, эпидемии холеры в 1848 и 1871 годах.

Мощи прпп.Кирилла и Марии в Хотьковском монастыре.

Мощи прпп.Кирилла и Марии в Хотьковском монастыре.

До самой революции 1917 года мощи преподобных покоились под полом Покровского собора в Хотьковском монастыре. А после ликвидации монастыря рабочие, которые занимались его перестройкой под склады и мастерские… разрешили верующим забрать мощи и, более того, сами помогли вскрыть полы храма и вынести останки. Мощи были положены в склепе на территории монастыря, причем никаких знаков или надписей на склеп не нанесли – место помнили только непосредственные участники этих событий…

Общецерковное прославление Кирилла и Марии в лике святых состоялось в 1992 году, ровно через 600 лет после преставления их «сына радости», преподобного Сергия Радонежского.

Сегодня их мощи возвращены в Хотьковский монастырь. Память празднуется через день после памяти их знаменитого сына – 11 октября, 31 января и в день собора Радонежских святых – 19 июля, на следующий день после памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского. И ведь неспроста человек, ставший одним из самых почитаемых русских святых, родился именно у Марии и Кирилла, явивших высоту и святость как семейной жизни, так и монашества.

Читайте также:

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Русская Православная Церковь

  • 30 Август 2020

    Дорогие братья и сестры!
    Начиная с 01 октября 2020 года возобновляется работа Воскресной школы нашего храма. Всем желающим записаться на обучение просим обратиться к директору Воскресной школы священнику Сергию Звереву.
    Тел.+7 (905) 588-46-00

  • 23 Июнь 2020

    Центр обучения добровольцев Молодежного отдела Московской городской епархии начинает набор в учебную группу по курсу » Богослужение и паломничество «. Набор в группу продолжается с 29 июня по 5 июля.

  • Все новости

Сергий Радонежский – биография, фото, иконы, мощи, храмы, помощь

Биография

О жизни Сергия Радонежского, иеромонаха Русской церкви, реформатора монашества на севере Руси и основателя Свято-Троицкого монастыря, известно немногое. Все, что мы знаем о «великом старце», причисленному к лику святых, написано его учеником монахом Епифанием Премудрым.

Сергий РадонежскийСергий Радонежский

Позже житие Сергия Радонежского было отредактировано Пахомием Сербом (Логофетом). Из него наши современники черпают информацию об основных вехах биографии церковного деятеля. В своем жизнеописании Епифаний сумел донести до читателя суть личности учителя, его величие и обаяние. Воссозданная им земная стезя Сергия дает возможность понять истоки его славы. Его жизненный путь показателен тем, что дает понять, как легко преодолеваются любые жизненные трудности с верой в Бога.

Детство

Дата рождения будущего подвижника точно не известна, одни источники называют 1314 г., другие – 1322 г, третьи склоняются к тому, что Сергий Радонежский появился на свет 3 мая 1319 г. При крещении младенец получил имя Варфоломей. По древнему преданию, родителями Сергия были боярин Кирилл и его жена Мария, проживавшие в селе Варницы в окрестностях Ростова.

Памятник семье Сергия РадонежскогоПамятник семье Сергия Радонежского

Их усадьба располагалась недалеко от города – в местах, где впоследствии был возведен Троицкий Варницкий монастырь. У Варфоломея было еще два брата, он был средним. В семь лет мальчика отдали учиться. В отличие от смышленых, быстро схватывающих грамоту братьев, обучение будущему святому давалось с трудом. Но случилось чудо: удивительным образом отрок познал грамоту.

Епифаний ПремудрыйЕпифаний Премудрый

Это событие описывает в своей книге Епифаний Премудрый. Варфоломей, желая научиться читать и писать, подолгу и с усердием молился, просил Господа вразумить его. Однажды перед ним явился старец в черной ризе, которому мальчик поведал о своей беде и попросил, чтобы тот помолился за него и попросил помощи у Бога. Старец пообещал, что с этой минуты отрок будет писать и читать и превзойдет своих братьев.

Они вошли в часовню, где Варфоломей уверенно и без запинки прочитал псалом. Затем они оправились к родителям. Старец рассказал, что их сын отмечен Богом еще перед родами, когда она пришла в церковь на службу. Во время пения литургии ребенок, находясь во чреве матери, три раза прокричал. На этот сюжет из жития святого живописец Нестеров написал картину «Видение отроку Варфоломею».

Картина «Видение отроку Варфоломею». Художник Михаил НестеровКартина «Видение отроку Варфоломею». Художник Михаил Нестеров

С этого момента Варфоломею стали доступны книги о житии святых. При изучении Святого писания у отрока появился интерес к церкви. С двенадцати лет Варфоломей много времени посвящает молитве и соблюдает строгий пост. По средам и пятницам он голодает, в остальные дни ест хлеб и пьет воду, молится ночами. Марию беспокоит поведение сына. Это становится предметом споров и разногласий между отцом и матерью.

В 1328-1330 годах семья столкнулась с серьезными материальными проблемами, обеднела. Это стало причиной того, что Кирилл и Мария с детьми перебрались в Радонеж – поселение на окраине княжества Московского. Это были нелегкие, смутные времена. На Руси властвовала Золотая орда, творилось беззаконие. Население подвергалось регулярным набегам и облагалось непосильной данью. Княжествами управляли князья, назначенные татаро-монгольскими ханами. Все это стало причиной переезда семьи из Ростова. 

Монашество

В 12-летнем возрасте Варфоломей принимает решение постричься в монахи. Его родители не стали  препятствовать, но выставили условие, что монахом он сможет стать только тогда, когда их не станет. Варфоломей был их единственной опорой, так как другие братья проживали отдельно со своими детьми и женами. В скором времени родители скончались, поэтому ждать пришлось недолго.

Монах Сергий РадонежскийМонах Сергий Радонежский

По традиции тех времен перед кончиной они приняли иноческий постриг и схиму. Варфоломей отправляется в Хотьково-Покровский монастырь, в котором находится его брат Стефан. Он овдовел и принял постриг раньше брата. Стремление к строгой монашеской жизни привело братьев на берег реки Кончуры в урочище Маковец, где ими была основана пустынь.

В глухом бору братья построили деревянную келью из бревен и маленькую церквушку, на месте которой в настоящее время стоит собор  Святой Троицы. Брат не выдерживает отшельнической  жизни в лесу и перебирается в Богоявленский монастырь. Варфоломей, которому было всего 23 года, принимает постриг, становится отцом Сергием и остается жить в урочище в полном одиночестве.

Картина «Преподобный Сергий Радонежский. (Благословение)». Художник Сергей КирилловКартина «Преподобный Сергий Радонежский. (Благословение)». Художник Сергей Кириллов

Прошло немного времени, и в Маковец потянулись иноки, образовалась обитель, по прошествии лет ставшая Троице-Сергиевой лаврой, существующей и поныне. Ее первым игуменом был некий Митрофан, вторым игуменом – отец Сергий. Настоятели обители и ученики не брали подаяний от верующих, живя плодами своего труда. Община разрасталась, вокруг монастыря селились крестьяне, осваивались поля и луга, а прежняя заброшенная глухомань превратилась в обжитую территорию.

Картина «Труды Сергия Радонежского». Художник Михаил НестеровКартина «Труды Сергия Радонежского». Художник Михаил Нестеров

Подвиги и слава монахов стали известны в Царьграде. От Патриарха вселенского Филофея преподобному Сергию был послан крест, схима, параман и грамота. По совету Патриарха в монастыре вводится киновия – общинножительный устав, принятый впоследствии многими обителями Руси. Это было смелое нововведение, так как в то время монастыри жили по особножительному уставу, по которому иноки обустраивали свою жизнь так, как им позволяли средства.

Киновия предполагала имущественное равенство, питание из одного котла в общей трапезной, одинаковую одежду и обувь, повиновение игумену и «старцам». Такой способ жизни был идеальным образцом отношений среди верующих. Монастырь превратился в самостоятельную общину, жители которой занимались прозаическими крестьянскими работами, молились о спасении души и всего мира. Утвердив устав «общего жития» в Маковце, Сергий стал внедрять животворную реформу в других монастырях.

Монастыри, основанные Сергием Радонежским

  • Троице-Сергиевая Лавра;
  • Старо-Голутвин близ Коломны в Московской обл;
  • Высоцкий монастырь в Серпухове;
  • Благовещенский монастырь в г. Киржач, Владимирской обл;
  • Георгиевский монастырь на р. Клязьме.

Троице-Сергиева лавра в Сергиев Посаде

Последователи учений святого основали еще более сорока монастырей на территории Руси. Большая их часть строилась в лесной глуши. Со временем вокруг них появились деревни. “Монастырская колонизация”, начатая Радонежским, позволила создать опорные пункты для освоения земель и развития Русского Севера и Заволжья.

Куликовская битва

Сергий Радонежский был великим миротворцем, внесшим неоценимый вклад в единение народа. Тихими и кроткими речами он находил дорогу к сердцам людей, призывая к послушанию и миру. Он примирял враждующие стороны, призывая к подчинению князю московскому и объединению всех земель русских. Впоследствии это создало благоприятные условия для освобождения от татаро-монголов.

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия ДонскогоСергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского

Велика роль Сергия Радонежского в битве на Куликовском поле. Перед боем Великий князь Дмитрий Донской пришел к святому помолиться и попросить совета, богоугодное ли дело воевать русскому человеку против безбожников. Хан Мамай и его громадное войско хотели поработить свободолюбивый, но охваченный страхом, русский народ. Преподобный Сергий дал князю благословение на битву и предрек победу над татарской ордой.

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия ДонскогоСергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Вместе с князем он отправляет и двух иноков, нарушая тем самым церковные каноны, запрещавшие монахам воевать. Сергий был готов пожертвовать спасением своей души ради Отечества. Русское войско одержало поеду в Куликовской битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Это стало еще одним свидетельством особой любви и покровительства Божьей матери на Русской земле. Молитва Пречистой сопровождала всю жизнь святого, его любимой келейной иконой была “Богоматерь Одигитрия” (Путеводительница). Не проходило дня без пения акафиста – хвалебного песнопения, посвященного Богородице.

Чудеса

Восхождение по пути духовного совершенствования подвижника сопровождалось мистическими видениями. Ему виделись ангелы и райские птицы, небесный огонь и божественное сияние. С именем святого связывают чудеса, которые начались еще до рождения. Первое чудо, о котором упоминалось выше, произошло во чреве матери. Крик младенца слышали все, кто находился в церкви. Второе чудо связано с неожиданно раскрывшимися способностями к знаниям.

Сергий Радонежский и медведь

Вершиной духовного созерцания стало явление Пресвятой Богородицы, которого удостоился святой старец. Однажды, после самозабвенной молитвы перед иконой, его озарил ослепительный свет, в лучах которого он увидел Пречистую Богородицу в сопровождении двух апостолов – Петра и Иоанна. Монах упал на колени, а Пречистая прикоснулась к нему и сказала, что услышала молитвы и будет впредь помогать. После этих слов она вновь стала невидимой.

Явление Пресвятой Богородицы Сергию Радонежскому

Явление Пресвятой Богородицы было хорошим предзнаменованием для монастыря и всей Руси. Предстояла большая война с татарами, люди находилиь в состоянии тревожного ожидания. Видение стало пророчеством, доброй вестью о благополучном исходе и грядущей победе над ордой. Тема явления Богородицы игумену стала одной из самых популярных в иконописи. 

Смерть

Жизненный закат Сергия, который дожил до глубокой старости, был ясным и тихим. Его окружали многочисленные ученики, он был почитаем великими князьями и последними нищими. За полгода до смерти Сергий передал игуменство ученику Никону и отрешился от всего мирского, «начал безмолствовать», готовясь к смерти. 

Памятник Сергию РадонежскомуПамятник Сергию Радонежскому

Когда недуг стал одолевать все сильней, в предчувствии ухода он собирает монашескую братию и обращается к ним с наставлением. Просит «иметь страх Божий», хранить единомыслие, чистоту души и тела, любовь, смирение и страннолюбие, выражающееся в заботе о нищих и бездомных. В мир иной старец отошел 25 сентября 1392 г.

Память

После кончины троицкие монахи возвели его в ранг святых, называя преподобным, чудотворцем и святителем. Над могилой святого был построен каменный собор, названный Троицким. Стены собора и иконостас расписывала артель под руководством Андрея Рублёва. Старинные росписи не сохранились, на их месте в 1635 г. были созданы новые. 

Иконы Сергия РадонежскогоИконы Сергия Радонежского

По другой версии канонизация Радонежского состоялась позже, 5 (18) июля, когда были обретены мощи святого. Мощи по сей день находятся в Троицком соборе. Его стены они покидали только при сильнейшей угрозе – во время пожаров и наполеоновского нашествия. С приходом к власти большевиков мощи были вскрыты, а останки хранились в Сергиевском историко-художественном музее. 

Скромный радонежский игумен обрел бессмертие в памяти последователей, всех верующих и в истории государства. Святого считали своим заступником и покровителем московские цари, посещавшие богомолья в Троицком монастыре. К его образу обращались в тяжелые для русского народа времена. Его имя стало символом духовного богатства России и народа.

Иконы Сергия РадонежскогоИконы Сергия Радонежского

Датами памяти святого является день его кончины 25 сентября (8 октября) и день прославления святых иноков Троице-Сергиевой Лавры 6 (19) июля. В биографии святого есть множество фактов самоотверженного служения Богу. В его честь построено множество монастырей, храмов и памятников. Только в столице 67 храмов, многие строились в XVII-XVIII в. Есть они и за границей. Написано множество икон и картин с его образом.

Чудотворная икона «Сергий Радонежский» помогает родителям, когда они молятся о своих детях, чтобы те хорошо учились. В доме, где есть икона, детки находятся под его покровительством. К помощи святого прибегают школьники и студенты, когда испытывают трудности в учебе и во время сдачи экзаменов. Молитва перед иконой помогает в судебных делах, защищает от ошибок и обидчиков.

Преподобный Сергий Радонежский | Русский святой

Преподобный Сергий Радонежский , русский Святой Сергий Радонежский, оригинальное имя Барфоломей Кириллович , (родился 3 мая 1314 года, Ростов, Россия — умер 25 сентября 1392 года, Радонеж, под Москвой), русский Православный монах, чье духовное учение и социальные программы сделали его одним из самых уважаемых духовных лидеров России. Его Троицкий монастырь стал центром России и символом религиозного возрождения и национальной идентичности.

Пострижен в монахи в 1337 г., позже рукоположен в священники. Его часовня в Радонежском лесу к 1354 году стала духовным центром, традиционно известным как Сергийский Троицкий монастырь (ныне Сергиев Посад). Религиозный дом способствовал экономическому и культурному возрождению России, открыв монастырские школы после разрушительных монгольских нашествий 13 века. Он также служил центром миссионерской деятельности на севере России, основав 75 ​​монастырей.

Сергий вскоре прославился своей подвижнической жизнью, чудотворением и состраданием к нуждающимся и отсталым и научил крестьян лучшим методам обработки земли. Он также выполнил несколько дипломатических миссий, направленных на объединение разрозненных русских княжеств под властью великого князя Дмитрия Донского Московского, который после наставления Сергия в 1380 году возглавил русские войска в отражении татар и монголов в Куликовской битве. равнина к югу от Москвы у реки Дон.Вследствие этого Сергия провозгласили святым защитником Руси. Хотя он не оставил писаний, его учение и монастырские учреждения вдохновили устную традицию, которая оказала основное влияние на русскую духовность. Сотни его учеников, начиная еще при его жизни, приняли монашеский путь, основали новые монастыри в лесах северной России и тем самым внесли свой вклад в колонизацию и развитие этой местности.

.

Сергей Радонежский | Статья о Сергее Радонежском в The Free Dictionary

(также Сергей Радонежский; светское имя Варфоломей Кириллович). Родился около 1321 г. близ Ростова Великого; умер 25 сентября 1391 года в Свято-Троицком монастыре, что в нынешнем Загорске Московской области. Русский церковный и политический деятель.

Боярская семья Сергия, перенесшая обязательные выплаты татарам и междоусобные войны русских князей, переселилась в Московское княжество и получила земли близ города Радонеж.Где-то между 1330 и 1340 годами Сергий и Стефан, его старший брат, основали Троицкий монастырь; Сергий стал вторым настоятелем монастыря около 1353 г. и оставался на этом посту до 1391 г. Он отменил существовавшую до того времени систему отдельных жилищ для монахов и ввел систему общинных покоев. Общинная система, поддерживаемая великим князем, русским митрополитом и патриархом в Константинополе, распространилась на другие монастыри северо-востока Руси и оказалась важной реформой, которая помогла превратить монастыри в большие феодальные комплексы.

Сергий имел тесные связи с семьей великого князя Дмитрия Ивановича Донского (он был крестным отцом Лурия и Петра, сыновей Дмитрия), а также с видными боярами и высокопоставленными членами церковной иерархии. Эти узы вместе с его моральным авторитетом позволили ему влиять на церковные и политические дела своего времени. В 1380 году Сергий помог Дмитрию подготовиться к Куликовской битве, а в 1385 году примирил конфликт Дмитрия с рязанским князем Олегом.Сергия похоронили в основанном им монастыре. Позже он был канонизирован Русской церковью. Древнейшую жизнь Сергия написал Епифаний Премудрый.

СПРАВОЧНИК

Горев, м. Троильская лавра и Сергей Радонежский. Москва. 1920.

Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

.

Сергий Радонежский | Статья о Сергии Радонежском в The Free Dictionary

(также Сергей Радонежский; светское имя Варфоломей Кириллович). Родился около 1321 г. близ Ростова Великого; умер 25 сентября 1391 года в Свято-Троицком монастыре, что в нынешнем Загорске Московской области. Русский церковный и политический деятель.

Боярская семья Сергия, перенесшая обязательные выплаты татарам и междоусобные войны русских князей, переселилась в Московское княжество и получила земли близ города Радонеж.Где-то между 1330 и 1340 годами Сергий и Стефан, его старший брат, основали Троицкий монастырь; Сергий стал вторым настоятелем монастыря около 1353 г. и оставался на этом посту до 1391 г. Он отменил существовавшую до того времени систему отдельных жилищ для монахов и ввел систему общинных покоев. Общинная система, поддерживаемая великим князем, русским митрополитом и патриархом в Константинополе, распространилась на другие монастыри северо-востока Руси и оказалась важной реформой, которая помогла превратить монастыри в большие феодальные комплексы.

Сергий имел тесные связи с семьей великого князя Дмитрия Ивановича Донского (он был крестным отцом Лурия и Петра, сыновей Дмитрия), а также с видными боярами и высокопоставленными членами церковной иерархии. Эти узы вместе с его моральным авторитетом позволили ему влиять на церковные и политические дела своего времени. В 1380 году Сергий помог Дмитрию подготовиться к Куликовской битве, а в 1385 году примирил конфликт Дмитрия с рязанским князем Олегом.Сергия похоронили в основанном им монастыре. Позже он был канонизирован Русской церковью. Древнейшую жизнь Сергия написал Епифаний Премудрый.

СПРАВОЧНИК

Горев, м. Троильская лавра и Сергей Радонежский. Москва. 1920.

Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

.

Игорь Сушенок. Не сдавай землю русскую: Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского. 2001

Игорь Сушенок. Не сдавай землю русскую: Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского. 2001 | Искусство и вера

Воскресенье, 19 июня 2016 г.

Игорь Сушенок. Не сдавай землю русскую: Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского. 2001

Не сдавай землю русскую: Сергий Радонежский Благословение Дмитрия Донского

Игорь Сушенок

2016

Нравится:

Нравится Загрузка…

Связанные

Комментарии к записи Игорь Сушенок отключены. Не сдавай землю русскую: Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского. 2001

Создайте бесплатный веб-сайт или блог на WordPress.com.

.