Содержание

На поклон к святому. О чём помолиться Сергию Радонежскому | Религия | Общество

Главная святыня Троице-Сергиевой лавры — мощи преподобного Сергия Радонежского. Этот святой помогает в любой беде: ему молятся об исцелении, как телесном, так и духовном, просят о помощи в земных заботах, молятся о развитии ума у детей и сохранении жизни воинов на поле брани.

Великий чудотворец

До того как принять монашеский сан, Сергий Радонежский носил имя Варфоломей. Уже в 12-летнем возрасте он начал поститься строгим постом, чем вызывал опасения родителей — мать отрока Варфоломея боялась, что такое рвение нанесёт вред здоровью мальчика. Позже Варфоломей выразил желание постричься в монахи, но родители, хоть и не противились желанию сына, попросили его подождать с принятием сана до их кончины. Впрочем, вскоре родители Варфоломея сами приняли постриг — и тогда Варфоломей стал монахом.

Вместе со своим братом Стефаном в пустынной чаще леса он соорудил келью, а позже построил небольшую церковь. Стефан недолго прожил в лесу, увидев, как трудна монашеская жизнь, он покинул брата. Но тот не остался один — вокруг церквушки начала селиться монашеская братия — и в 1337 году была основана обитель, впоследствии Троице-Сергиева лавра.

За свою жизнь преподобный Сергий совершил немало чудес. Например, существует легенда о воскрешении отрока. Местный житель принёс к преподобному Сергию своего тяжелобольного сына и попросил об исцелении. Но, пока отец беседовал с преподобным, отрок скончался. Убитый горем прихожанин ушёл за гробом, а Сергий начал усердно молиться. Когда отец вернулся, его сын был жив и совершенно здоров.

Чудеса исцеления преподобный совершал на протяжении всей своей жизни — он вернул зрение слепому епископу, исцелил больного бессонницей, который не мог заснуть в течение двадцати дней, вернул разум бесноватому вельможе.

Сергий тихими и кроткими словами мог действовать на самые ожесточённые сердца, он часто примирял враждующих между собой князей. А перед Куликовской битвой Сергий благословил князя Дмитрия Донского на бой и выдал в помощь ему двух монахов‑богатырей — Ослябю и Пересвета.

Чудеса продолжались и после смерти святого. Православные верят, что его мощи способны исцелять болезни, считают его заступником праведников и честной жизни, поэтому обращаются к нему за помощью в судебных тяжбах.

Особым почтением Сергий пользуется у родителей, чьи дети не показывают больших успехов в учёбе. Дело в том, что сам преподобный Сергий в детстве никак не мог освоить грамоту. И лишь благодаря горячей молитве он получил помощь от Господа и стал знать грамоту лучше всех своих сверстников. Поэтому к мощам Сергия Радонежского нередко обращаются не только родители нерадивых школьников, но и сами ученики и студенты накануне экзаменов.

Троице-Сергиева лавра. Фото: Commons.wikimedia.org

Под звон колоколов

Сегодня из небольшой обители Троице-Сергиева лавра превратилась в крупный монастырь, который знаменит не только своими чудесами, но и удивительной архитектурой.

Главный собор лавры — Троицкий. Он был построен в 1422–1423 годах. Над иконостасом собора трудился сам Андрей Рублёв и его ученики. Знаменитая икона Рублёва «Троица» была написана именно для этого собора. Сейчас икона хранится в Третьяковской галерее, но в лавре находится её точный список.

В Троицком соборе хранится и рака с мощами преподобного Сергия. Над ракой сооружена сень на столбах из 400 кг чистого серебра. Распоряжение о создании сеней и раки было сделано императрицей Анной Иоанновной в XVIII веке.

Другая достопримечательность лавры — Успенский собор (построен в 1559–1585 г.). Его лазоревые купола с золотыми звёздами символизируют рождение Иисуса Христа, которое ознаменовала Вифлеемская звезда. С западной стороны собора захоронен русский царь Борис Годунов со своей семьёй.

Настоящая жемчужина лавры — голубая колокольня. Её высота — 88 метров, однако колокольня кажется настолько лёгкой, что создаётся ощущение, будто она плывёт в небесах над всем ансамблем лавры. Колокольный звон тоже не заставит себя ждать. Несмотря на то, что многие колокола были разбиты в годы Октябрьской революции, часть из них уцелела, а другая часть была отлита заново, как, например, 72‑тонный Царь-колокол. По величине он хоть и уступает своему кремлёвскому тёзке, но в отличие от кремлёвского Царь-колокола колокол в лавре действующий и его звон раздаётся не только над монастырём, но и над всем Сергиевым Посадом.

Кроме того, в лавре можно набрать воды из святого источника, который, по легенде, был ископан самим Сергием Радонежским. А неподалёку от лавры бьёт другой источник, извлечённый учеником преподобного Саввой Сторожевским. Там можно не только запастись святой водой, но и окунуться — над источником сооружена купальня, очередь в которую стоит в любое время года.

Наша справка

Троице-Сергиева лавра была основана в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. На территории лавры действует мужской монастырь, там же расположена Московская духовная академия.

Добраться до лавры можно из Москвы с Ярославского вокзала на электричке до остановки Сергиев Посад. Или же автобусом № 388, который следует по маршруту ст. м. «ВДНХ» — Сергиев Посад.

Лавра открыта для паломников и посетителей с 5.00 до 21.00. Экскурсии проводятся ежедневно с 9 до 18 часов в летнее время и с 9 до 17 часов в зимнее время (с 11 ноября по 30 апреля).

На протяжении четверти века голова преподобного Сергия Радонежского была спрятана в тайнике

На самом деле 18 июля празднуется очередная годовщина чудесного обретения мощей Сергия Радонежского. Через 30 лет после смерти своей он явился во сне некоему благочестивому мирянину и велел передать игумену и братии Троицкой обители: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» Такое известие побудило монахов раскопать гроб. По свидетельствам участников этих событий, оказалось, что тело и одежды погребенного остались нетленными, хотя домовину действительно залили грунтовые воды. Преподобный Сергий был канонизирован, а день 5 (18-го — по новому стилю) июля, когда мощи его подняли из земли, с тех пор отмечается как церковный праздник.

Мощи радонежского святителя поместили в старейшем монастырском храме — Троицком соборе. Первоначально они находилась в деревянной раке, но летом 1585 года это вместилище заменили новым: по воле царя Ивана Грозного для мощей была изготовлена серебряная позолоченная снаружи рака-ларец. В 1737 году, правительница Анна Иоанновна «устроила над ракой великолепную серебряную сень на четырех столбах, на которую пошло серебра более 25 пудов».

Место это весьма почиталось, толпы богомольцев ежедневно приходили к преподобному, причем многие из них — в надежде на избавление от болезни, на помощь Сергия. В церковной литературе можно найти упоминания о происходивших время от времени подобных чудесных случаях с верующими у раки святого. Известный путешественник барон Герберштейн, несколько раз посетивший Русь в XVI веке, писал в своих заметках: «Говорят, что погребенный (в Троице-Сергиевом монастыре) святый Сергий творит чудеса; удивительное стечение племен и народов прославляет его; туда ездит часто сам князь…» По степени значимости собор Троицкого монастыря с его главной святыней соперничал в старину даже с главными кремлевскими соборами: в XV–XVI вв. именно здесь крестили наследников московского престола, а важнейшие договоры скрепляли целованием креста у гроба преподобного Сергия.

В старых хрониках упомянут по крайней мере один случай, когда мощи радонежского святителя покидали стены основанного им монастыря. 17 мая 1746 года в лавре и в примыкавших к ней с юга посадах вспыхнул большой пожар, который в итоге опустошил южную половину монастырской территории. Разбушевавшееся пламя могло накрыть раку святого, а потому монахи вынесли мощи преподобного через задние Каличьи ворота на пустырь, находившийся в ту пору к северо-востоку от обители. Когда пожар был потушен, Сергия вернули на территорию монастыря, а на том месте, где находились в эвакуации его мощи, была позднее построена в городе церковь Всех Святых.

Есть сведения, что без малого сто лет назад огонь еще раз угрожал главной святыне лавры. Но тогда дело обошлось далеко не так благополучно. Вот фрагмент из опубликованного письма-воспоминания одного из послушников Троице-Сергиевой лавры, а впоследствии архиепископа Ярославского и Ростовского Михея: «…В 1916 году в газетах было опубликовано сообщение о пожаре в Троице-Сергиевой лавре, во время которого сгорели мощи преподобного Сергия. Дело было так: до 1916 года мощи были нетленными. Их обкладывали ватой, которую раздавали верующим в благословение. Случилось так, что гробовой иеромонах не заметил, как в раку попала искра от свечи, и, уходя на обед, он закрыл раку крышкой. Искра эта попала на вату, при малом доступе воздуха вата тлела потихоньку. Когда же пришел с обеда гробовой иеромонах и открыл крышку, при большом притоке воздуха вата вспыхнула и загорелась, сгорели одежды и обгорела сама плоть, остались лишь кости…»

Однако самыми трагическими, самыми детективными стали события, произошедшие в Троицком соборе вскоре после революции.

Череп князя Трубецкого

16 февраля 1919 года коллегия наркомата юстиции приняла постановление об организованном («по требованиям трудящихся, красноармейцев…») вскрытии мощей, хранящихся в храмах и монастырях. Весной 1919-го очередь дошла и до преподобного Сергия. В протоколе общего собрания Совета рабочих и крестьянских депутатов Сергиева Посада, состоявшегося 1 апреля, отмечено, что фракция депутатов-коммунистов потребовала произвести вскрытие, «считая, что мощи Сергия являются средством пошлой эксплуатации малосознательных масс и почвой для злостной агитации черного духовенства».

«Акцию» наметили провести 11 апреля. По распоряжению властей, опасавшихся возможных волнений и антикоммунистических выступлений верующих и монастырской братии (в ту пору в лавре насчитывалось 180 монахов), для охраны порядка была мобилизована рота курсантов, к монастырю подтянули конную милицию. Патрули красноармейцев перекрыли все входы в лавру, а на стенах ее и даже на колокольне (чтобы кто-нибудь не вздумал ударить в набат) поставили часовых.

Сама процедура вскрытия мощей длилась 2 часа — с 20.50 до 22.50. В это время в Троицком соборе присутствовали официальные лица — члены городского исполкома, представитель губернских властей, а также 2 специалиста-медика, группа операторов кинохроники, монахи во главе с наместником лавры.

Из донесения троицких монахов, отправленного 12 апреля патриарху Тихону: «…отцу-наместнику предложено было вскрыть святые мощи, а отец-наместник поручил вскрыть святые мощи игумену Анании и игумену Ионе. Когда начали снимать покровы, то каждое действие вскрывающих было снято кинематографическими и фотографическими аппаратами. Были сняты со святых мощей покровы, схима и мантия, по снятии последней оказались святые мощи, сохранившиеся в следующим виде: череп с нижнею челюстью и зубами и все кости преподобного за исключением ступней, волосы и немного волос, завернутых в бумагу. По окончании освидетельствования комиссией был составлен акт… Сегодня в 2 часа дня получено от комиссара лавры постановление исполкома Сергиевского совета о принятии мер к тому, чтобы останки преподобного Сергия находились в должной сохранности, почему предложено, не изменяя настоящего расположения и вида останков, сделать непосредственно над ними покрышку из зеркального стекла…»

На протяжении еще некоторого времени рака с лишенными покровов останками преподобного, которые загородили стеклянной крышкой, была доступна для верующих. Потом, после окончательного закрытия в 1920 году лавры, этот объект почти на 25 лет стал одним из экспонатов устроенного в бывшей Троице-Сергиевой обители атеистического музея. Судя по всему, за эти четверть века поруганную святыню неоднократно вывозили из монастыря — «на гастроли». Как писал уже упомянутый архиепископ Михей, «мощи преподобного Сергия не раз вывозились в Москву, выставлены были в трапезной церкви…»

На рубеже 1920–1930-х гг. существовала реальная угроза уничтожения некоторых мощей, отданных в качестве экспонатов в атеистические музеи Москвы и Сергиева Посада, — в том числе и преподобного Сергия. Активисты созданного в столице в 1927 году Общества развития и распространения идей кремации (ОРРИК), неоднократно выступили с идеей показательного сожжения нетленных мощей, предлагая для пущей наглядности кремировать останки нескольких православных святых, чтобы доказать, что они сгорят точно так же, как тела простых покойников. К счастью, этот варварский план не был реализован.

Детективная история разыгралась с «похищением» головы Сергия: несколько священнослужителей и верующих решили унести и спрятать череп преподобного, чтобы уберечь его от поругания и возможного уничтожения после вскрытия мощей и превращения их в музейный экспонат.

Существует две версии начала этой истории. Согласно первой из них, заговорщики решили действовать еще до проведения вскрытия мощей — едва узнав, что большевистские власти задумали такое глумление. Выбрав удобный момент, они ночью тайно вошли в Троицкий собор, открыли раку и забрали из нее голову Сергия, подменив ее заранее припасенным дубликатом — черепом, взятым из фамильного склепа князей Трубецких, находящегося на территории лавры.

Согласно другому изложению событий, такую подмену спасители головы совершили позднее, в 1920 году, — уже после того, как мощи были обнажены и публично выставлены в соборе. В пользу именно этой версии говорит текст из протокола вскрытия, где упоминается, что, по заявлению присутствовавшего при этой процедуре медика, доктора Попова, «череп соответствует по своей древности костям». Да и простая логика подсказывает: заговорщикам куда проще было выкрасть череп из раки, когда мощи в ней хранились уже в обнаженном виде.

Впрочем, основная фабула событий в обоих случаях совпадает. Главными инициаторами и исполнителями похищения стали служащий в Троицком храме монастыря отец Павел Флоренский, наместник лавры архимандрит Кронид, член Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры Ю.А. Олсуфьев, а также граф В.А. Комаровский и двое будущих священников — С.П. Мансуров и М.В. Шик. Изъятую из раки (есть сведения, что благословение на это было получено от патриарха Тихона) голову Сергия Радонежского спрятали в монастырской ризнице, а потом Олсуфьев, живший в Сергиевом Посаде, положил реликвию в дубовую коробку-ларец и перенес к себе домой. Там святыня хранилась вплоть до 1928 года, когда Олсуфьев, предполагая свой возможный арест, закопал ларец в саду.

Опасения оказались не напрасными. В 1933-м был отправлен в тюрьму Павел Флоренский, а сам Олсуфьев вынужден был бежать в Нижний Новгород, где он поделился тайной головы преподобного с будущим епископом Новгородским Сергием — в ту пору мирянином Павлом Голубцовым. Некоторое время спустя этот новый участник спасательной операции сумел приехать в Сергиев Посад, пробраться в сад, выкопать заветный ларец и тайно переправить его в маленький поселочек Мешаловка неподалеку от подмосковных Люберец, где к тому времени поселился Олсуфьев. (Из воспоминаний П.А. Голубцова: «Главу я переносил в хозяйственной закрытой сумке, чтобы не было подозрений, а сверху прикрыл газетой, как будто в сумке кочан капусты…»)

В 1938 году арестовали «главного хранителя головы» Олсуфьева, и бремя заботы о спасении святыни легло на Голубцова. Вскоре после начала войны, когда его должны были вот-вот призвать в армию, он сумел эту часть мощей переправить в село Виноградово, расположенное к северу от столицы. Святыня хранилась в алтаре местного храма, о чем знал только служивший в этой церкви духовник Голубцова отец Иларион.

За несколько месяцев до Победы наступили счастливые перемены в судьбе мощей Сергия Радонежского. В начале 1945 года было намечено провести Поместный собор Русской православной церкви, на него должны были приехать зарубежные церковные иерархи, для которых предполагалось организовать посещение закрытой Троице-Сергиевой лавры. Чтобы «экскурсия» выглядела пристойно, сверху поступило распоряжение: вновь облачить мощи преподобного Сергия в схиму и покровы, которые хранились в музейной экспозиции. Раку с благоустроенными мощами переставили на ее старое место в Троицком соборе.

И все-таки это еще не было полным преодолением мерзости запустения. Лавра была вновь возвращена Русской православной церкви лишь почти год спустя. А накануне праздника Пасхи в 1946 году появилось официальное распоряжение о передаче возрождающейся обители ее главной святыни — мощей Сергия Радонежского. Поскольку Троицкий собор тогда еще оставался в распоряжении музея, тяжелую (почти 60 пудов) раку пришлось на некоторое время переносить в Успенский собор монастыря.

Однако в этом роскошном вместилище вместе с останками преподобного находилось и инороднее тело — голова одного из князей Трубецких, о чем не догадывались даже монахи, а уж тем более — толпы верующих, которые выстраивались в длинные очереди для поклонения великому святому. Впрочем, такое положение вещей сохранялось совсем недолго.

Когда Павел Голубцов, служивший в армии санитаром, вернулся в 1945-м после демобилизации, он забрал ларец из виноградовского храма и передал реликвию наследнице Олсуфьева, его приемной дочери Екатерине Васильчиковой. Та хранила святыню в комнате, поставив на ларец, для пущей конспирации, горшок с цветком. Когда стало известно, что Троице-Сергиева лавра вновь открывается и ей возвращают мощи радонежского святителя, Васильчикова сумела передать хранившуюся у нее голову преподобного патриарху Московскому Алексию, который и благословил возвратить ее на место во время переоблачения мощей в новую схиму. Такую честь доверили тому самому схиархимандриту Илариону, что был хранителем святыни в годы войны. «Обратная замена» также была совершена в глубокой тайне. А подробности этой эпопеи со спасением головы стали известны много позднее — благодаря внуку Павла Флоренского, Екатерине Васильчиковой, Павлу Голубцову, епископу Михею…

Портной для преподобного

Как ухаживают за мощами Сергия Радонежского? Некоторые сокровенные эпизоды нынешнего существования этой святыни удалось узнать от старшего смотрителя Троицкого собора отца Корнилия.

— За те более 10 лет, что я являюсь смотрителем собора, внутренние покровы ни разу не заменяли. В зависимости от богослужебного годичного круга мы периодически меняем лишь наружные покровы — схимку и наглавник. Обычно они зеленого цвета, а к Пасхе переоблачаем мощи в красные убранства, к празднику Преображения — в белые…

По словам отца Корнилия, время от времени гардероб преподобного обновляют. Но старые обветшавшие покровы не выбрасывают. Их разрезают на маленькие кусочки, и эти святыни вставляют в иконы, которые могут получить верующие. Новые покровы изготавливают золотошвейки лавры.

— Уже несколько лет, как при иконописной школе, которая работает в лавре, открылось отделение лицевого шитья. Эскизы новых покровов разрабатывают либо выпускницы отделения, либо те, кто уже трудится в мастерской при обители. До недавнего времени не было для убранства мощей преподобного Сергия ни одного покрова с лицевым шитьем: ведь все старые, считающиеся произведением прикладного искусства, хранятся в музее. Но сейчас уже созданы мастерицами в технике лицевого шитья два полотнища с изображением радонежского святителя. Причем одно из них скопировано с древнейшего покрова, изготовленного еще в 1425 году (рисунок на нем, возможно, воспроизводит портретные черты самого Сергия, и даже есть предположения, что прорисовки для шитья сделал великий иконописец Андрей Рублев).

Рака с мощами закрыта массивной стеклянной крышкой: это необходимая мера безопасности. Однако почти каждый день в 5.30 утра в Троицком соборе проводится братский молебен перед мощами преподобного Сергия. Помимо монастырской братии на таком богослужении могут присутствовать и богомольцы. Согласно существующему правилу, при этом открывают небольшое окошко над головой преподобного и те, кто находится в храме, прикладываются непосредственно к наглавнику. Мы стараемся предоставить такую возможность не только монахам, но и паломникам, пришедшим в столь ранний час в Троицкий храм.

Когда окошко в стеклянной крышке раки открыто, можно ощутить сильное благоухание, исходящее от мощей. Некоторые считают, что подобное происходит потому, что мощи специально обрабатывают какими-то ароматическими веществами. Однако хочу заверить: ни покровы святого, ни саму раку внутри мы ничем пахучим не протираем, никаких пузырьков с благовониями туда не кладем.

где находятся и как проехать, история и чудеса, о чем просить и чем помогают

Земной путь святого преподобного Сергия Радонежского закончился в сентябре 1392 года. Господь отметил слугу своего после кончины, сделав нетленными его мощи. Их мощь признают как православные, так и католические христиане.

Обретение

Через 16 лет после предания тела преподобного старца земле он явился игумену созданного им монастыря и предупредил о страшной беде, надвигающейся на святое место. Вскоре обитель была разграблена и сожжена отрядами татарского хана Едигея. Но братия успела укрыться в лесной чаще, забрав с собой множество церковных реликвий:

  • иконы;
  • книги;
  • церковную утварь.

Как и обещал отец Сергий своему ученику, испытания вскоре закончились и святое место начали восстанавливать. В это время случилось ещё одно видение святого старца. Он явился одному мирянину и попросил передать инокам, восстанавливающим святое место, что огорчён из-за нахождения под толщей земли и затопления своей могилы.

Святой преподобный Сергий Радонежский

В 1422 году началась подготовка фундамента для возведения нового Свято-Троицкого собора, выполненного из камня. При стечении большого количества простого народа, знатных людей, иноков монастыря и князя Юрия Звенигородского (крестника преподобного Сергия) мощи были подняты на поверхность, а затем перенесены во временную деревянную церковь.

Через год они были торжественно перенесены в Троицкий собор, где хранятся по сегодняшний день.

Читайте о святом:

История

Мощи, помещенные в простую деревянную раку, стали предметом поклонения множества верующих людей разных сословий. С 1585 года они покоятся в серебряном ларце, который сверху покрыли позолотой. За шестисотлетнюю историю святые останки несколько раз подвергались серьёзной опасности.

С одним из этих событий связана история появления в Сергиевом Посаде храма Всех Святых. В 1746 году в южной части лавры разгорелся сильный пожар, угрожавший Троицкому собору и хранящейся в нём реликвии. Через северные ворота её вынесли с территории лавры и разместили на пустыре, который в то время находился к северо-западу от обители.

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре

После завершения пожара мощи внесли на прежнее место. А на месте их временного пребывания была заложена церковь.

Читайте о мощах других православных святых:

Испытания в советское время

До 1916 года мощи святого Сергия Радонежского оставались нетленными. Их покрывали хлопковыми волокнами , которые затем раздавали прихожанам и паломникам в качестве благословения. По недосмотрению инока, приставленного к реликвии, в раку попала искра от свечи. Огонь быстро поглотил одежды и плоть святого старца. В ларце остались лишь кости и остатки одеяний.

Молодая советская власть на волне борьбы с религиозным культом решила вскрыть ковчег с мощами. 11 апреля Лавра была окружена военными и конной полицией, которая не пропускала внутрь множество собравшихся верующих людей, требующих не осквернять останки святого мужа. Но их голоса не были услышаны. Ковчег вскрыли, а мощи выставили в качестве экспоната в атеистическом музее, организованном на территории обители. Чтобы спасти святые останки, священник Павел Флоренский и граф Юрий Олсуфьев тайно отделили от них голову, которую заменили черепом одного из князей рода Трубецких, покоящихся на территории собора.

Глава святого отца Сергия более 20 лет передавалась от хранителя к хранителю. Военные годы её прятали в алтаре храма села Виноградово, расположенного недалеко от столицы. В 1945 году монашеская жизнь в святой обители, расположенной в Сергиевом Посаде, возобновилась. Святые мощи облачили в одеяния и вернули в раку в Троицком соборе. Но официально их и Успенскую церковь передали Русской православной церкви лишь через год. Но ни монахи, ни прихожане не догадывались о произошедшей когда-то подмене.

Реликвию передали отцу Илариону, который участвовал в её спасении. Во время переоблачения мощей в новую схиму глава тайно была возвращена на исконное место.

Интересно: существует версия, что отделение главы святого Сергия произошло до осквернения мощей. Но какой бы ни была дата этого события, основные его факты остаются неизменными.

Чудеса прошлые и современные

В монастырских летописях содержится множество записей о чудесах, произошедших по молитве у мощей преподобного отца Сергия и искренней веру в силу Господа.

Исцеление отрока Леонтия

Сын одного из старейшин города Вышгород много лет терпел сильные боли в пораженной болезнью руке, которая иссохла и скривилась. Многие святые места посетил юноша в надежде на исцеление от недуга. И вот в одном селе, принадлежащем Троицкой обители, явился ему преподобный Сергий и повелел идти за исцелением в его обитель.

Ковчег с частицей мощей Сергия Радонежского

Придя в монастырь, Леонтий подошёл к раке с честными мощами и начал молитву, которая сопровождалась земными поклонами. После третьего юноша приложился к ковчегу и возвестил окружавшим его людям, что рука его исцелена от недуга.

Чудо это укрепило Веру юноши, и он отправился рассказывать о чудесах преподобного старца мирянам.

Любовь и забота о детях

История современного чуда произошла в середине XX века.

В это время жили на одной из улиц города Сергиев Посад двое маленьких детей — София и Михаил — и их мама, которая работала в поликлинике. Однажды, видя приближение грозы, которую дети панически боялись, женщина отпросилась с работы и поспешила домой, про себя прося помощи у преподобного Сергия.

Прибежав домой, она открыла дверь и вошла в комнату, где спокойно и радостно сидели малыши. Они рассказали ей, что в первые минуты ненастья к ним зашёл старец в монашеском одеянии и успокаивал их. Он говорил, что мама скоро придёт и бояться не стоит. Соня стала глубоко верующей женщиной и глубокой старости трудилась при святой обители.

Помощь слепой паломнице

Однажды осенним вечером экскурсовод, сопровождающая по лавре туристическую группу из Германии, увидела на ступенях Троицкого храма пожилую женщину. Бабушка, которую звали Анна, приехала поклониться святым мощам из Киева, а так как идти ей некуда, то ночевать она собиралась на улице. Восьмидесятилетняя женщина была совершенно слепа.

Отправляясь в дальнее путешествие, она возносила молитвы преподобному Сергию и просила о помощи. И святой муж помогал ей, посылая добрых людей, носящих его имя. Они провожали бабушку на нужную электричку и помогли добраться до святого места.

Возвращение потерянного ребёнка и исполнение желаний

Преподобный отец Сергий Радонежский слышит искреннюю просьбу любого человека, независимо от его внешнего вида и знания храмовых традиций. Это доказывает чудо, произошедшее с женщиной из подмосковного города Краснознаменска. В семье знакомых её мужа произошло несчастье — пропала дочка грудничкового возраста. Поиски девочки не дали результатов и Людмила решила съездить в Троицкую лавру, чтобы вознести молитву у мощей преподобного чудотворца.

Молебен у раки с мощами преподобного Сергия Радонежского

Не могла молодая женщина не попросить и за себя — она давно мечтала о счастье материнства.

Необходимо отметить, что женщина не состояла в официальном браке, не была венчана со своим спутником и приехала в обитель в брюках и ярким макияжем на лице. Но святой отец услышал её горячую молитву. На следующий день после поездки малышка нашлась на пороге собственного дома, а Людмила через некоторое время узнала о беременности.

Явившись к ней в сновидении, преподобный Сергий улыбался ей с большой любовью и спрашивал, довольна ли она. С тех пор Людмила регулярно посещает церковь и воспитывает своего сына в любви к богу.

Чем помогают

Преподобный Сергий Радонежский — один из самых почитаемых православных святых отцов. К нему ежедневно возносят тысячи молитв нуждающиеся в совете, помощи и заступничестве люди. Он помогает в самых разнообразных случаях.

Например:

  1. Отец Сергий является покровителей всех людей, получающих образование.
  2. Его просят о помощи в воспитании детей подросткового возраста.
  3. Он защищает в опасных для жизни ситуациях, бережёт от вражеских нападений.
  4. По молитве святому Сергию люди избавляются от гордыни и тщеславия, открывая свою душу любви и смирению.
  5. Ему молятся за людей, подверженных пагубным привычкам и плохому влиянию.
  6. Молятся преподобному старцу перед началом важных дел и просят помощи в трудных бытовых ситуациях.
  7. Его просят об исцелении от физических и душевных недугов.

Где находятся и как добраться

Как и много веков назад мощи святого преподобного Сергия Радонежского хранятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, которая находится в городе Сергиев Посад Московской области. Из Москвы до обители можно доехать на личном автомобиле или общественном транспорте.

  1. На машине едут по трассе М8 через 54 километра свернуть в направлении, указанном на дорожном знаке. Следуя указаниям на информационных табличках до монастыря добраться довольно просто. Внимание! Личный автомобиль можно припарковать на платных стоянках, расположенных недалеко от лавры, но следует учитывать, что в праздничные и выходные дни свободных мест на них может не быть.
  2. Автобус до Сергиева Посада ходит ежедневно с 6.50 до 22.40 часов. Отправляется он от станции метро «ВДНХ» с интервалом 20-30 минут. Маршрут номер 388 займёт по времени примерно час без учёта затрудненного дорожного движения.
  3. Электропоезда отправляются в сторону Сергиева Посада от Ярославского вокзала. Для желающих посетить обитель подойдут поезда, следующие до Сергиева Посада, Балакирева и Александрова. Интервал движения электричек примерно 30 минут.

От автобусной станции и железнодорожного вокзала до монастыря можно дойти пешком по Вознесенской или Сергиевской улицам.

Важно! Мощи святого преподобного Сергия Радонежского — почитаемая православная реликвия. Молитва перед ними, особенно в дни его поминовения (18 июля и 8 октября), имеет большую силу и способна сотворить настоящие чудеса.

Мощи Сергия Радонежского

Какую чудотворную силу имеет икона Сергия Радонежского

В христианстве существует огромное количество православных святынь, каждая из которых известна за счёт своих целительных и прочих волшебных свойств. Может случиться, что человеку просто не к кому будет обращаться за помощью и его единственным утешением станет молитва перед иконой.

В этом материале я предлагаю вам ознакомиться с иконой Сергия Радонежского и узнать, в каких проблемах она способна вам помочь.

икона Сергия Радонежского фото

икона Сергия Радонежского фото

Кто такой Сергий Радонежский?

Преподобный Сергий Радонежский выступает очень значимой фигурой у православных христиан. Про него слышал каждый верующий человек. Ему возносят молитвы, прося его о поддержке и покровительстве, а также умоляют помочь решить любые проблемы, возникающие по дороге к духовному самосовершенствованию.

При этом все, кто искренне просит святого о помощи, обязательно её получают.

Историческая справка об иконе Сергия Радонежского

В русском православии Сергей Радонежский является очень уважаемым и почитаемым святым. Жизнь преподобного Сергия приходилась на четырнадцатое столетие, святой полностью посвятил её служению Богу. Его жизнь была благочестивой, с соблюдением всех Библейских заповедей.

Для Сергия Радонежского был очень важен пост, также он следил за выполнением Божьих заповедей, подавая своей жизнью пример для других верующих. Самым страшным пороком святой считал лень, поэтому усердно трудился до самой старости. Ещё он проявлял доброту по отношению ко всем людям, старался по возможности помочь всем, кто в этом нуждается.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.

Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

В юные годы жизни Сергий Радонежский как-то в одиночку отправился в лес. Вдалеке от городской жизни и людей он построил себе дом, в котором жил длительное время, каждый день усердно молясь Создателю. В своих молитвах Сергий просил Господа помочь уберечь земли Русские и поддержать русский народ.

Святому не единожды предлагали работать в российской митрополии, но он проявлял презрительное отношение к политической жизни. Предпочитал вести сугубо уединённую жизнь, занимаясь исключительно служением Господу.

За свою жизнь преподобный смог оказать свою помощь огромному количеству людей, пробудил в них веру в Бога и оказал свою поддержку в трудный период времени. Его настолько сильная преданность Создателю и непоколебимая вера обеспечила ему любовь православных христиан и уважение церкви. Поэтому посмертно Сергий Радонежский был удостоен звания святейшего.

Что изображает икона Сергия Радонежского

По традиции святыня демонстрирует нам лик самого святого, изображаемый либо в полный рост, либо по уровень пояса. На плечи Сергия наброшена монашеская одежда. Как правило, рясу послушника рисуют чёрной либо красной.

Зачастую с помощью своей левой руки святой старец удерживает развёрнутый манускрипт, выступающий символом тяги к знаниям. А вторая рука жестом даёт благословение Сергия всем верующим людям.

Весь образ святого призван вырабатывать в людях стойкость духа, преданность вере, кротость и усердие. Один только взгляд на святыню позволяет справиться с гордыней и улучшиться в духовном плане, начав активно самосовершенствоваться.

образ Преподобного Сергия

образ Преподобного Сергия

В чём помогает Сергий Радонежский?

Лик святого пользуется невероятно большой популярностью: к нему регулярно обращается масса людей и он нередко демонстрирует мирянам свою чудесную силу. Если обратиться к иконе искренне, чтобы молитва исходила из самого сердца, тогда она обязательно будет услышана Высшими Силами.

В каких же ситуациях данный образ сможет помочь вам?

  1. Святого просят помощи в разрешении проблем, касающихся учёбы.
  2. Кроме того, мольбы Сергию Радонежскому позволяют наиболее легко и гармонично разбираться с различными судебными делами, но исключительно праведными. Святейший старец оберегает от нападок обидчиков и даёт силы достаточно для отстаивания своих прав.
  3. Ещё с помощью молитвенных обращений реально усмирить свой буйный нрав и устранить такой негативный человеческий порок, как гордыня.
  4. Также вы можете просить Преподобного Сергия Радонежского исцелить вас или ваших родных и близких от любых патологий.
  5. Обращения к образу праведника защищают от разнообразных трудностей и облегчают процесс выхода из затруднительных жизненных ситуаций.
  6. Популярным считается обращение к образу с целью налаживания своих рабочих дел и получения того, о чём вы желаете.
  7. Ещё одно из назначений молитв Сергию Радонежскому – получение необходимой поддержки, защиты и обретение душевного спокойствия.

икона помогает достичь гармонии

икона помогает достичь гармонии

Безусловно, допустимо чтение молитв у образа не только за себя лично, но также за своё близкое окружение – родных, друзей и даже неприятелей.

Обзор дней празднования

Церковь выделила четыре официальных дня за год, когда в православных храмах почитается память Святейшего Сергея Радонежского.

  • Первый день – это восьмое октября (согласно старому календарю – двадцать пятое сентября). Это число выбрано не случайно и выступает датой смерти святого.
  • Вторая дата – восемнадцатое июля (отождествляется с пятым июля по старому календарю) – это тоже особенное число для всех тех, кто придерживается православия – именно в указанный день были обретены мощи Преподобного Сергия.
  • Пятого июня (или же двадцать третьего мая) – третья дата почтения памяти святого христианами. Каждый год пятого июня по традиции принято вспоминать всех священнослужителей, придерживавшихся праведного пути на Ростово-Ярославских землях. В их число входит и Сергий Радонежский.
  • Четвёртая дата, касающаяся Святейшего – приходится на девятнадцатое июля (старый календарь ассоциирует её с шестым июля). Дата известна как «День в честь Радонежского собора». Выпадает она на следующее число после того, как были обретены мощи Сергия.

Немного об иконе и мощах Сергия Радонежского (Троице-Сергиевая Лавра)

Известен один удивительный случай, касающийся обретения мощей. Когда святой умер, при монастыре началось строительство нового храма. И когда данный процесс находился в самом разгаре – один прихожанин увидел самого Сергия. Про это христианин сообщил в храме и сказал, что святой просит извлечь его тело из воды и земли.

Монахи не стали игнорировать прошение святого. А когда гроб был поднят наверх – оказалось, что в нём действительно присутствовала вода. Но что больше всего впечатлило всех вокруг – несмотря на то, что святой старец умер тридцать лет тому назад, его тело с одеждой сохранились в полностью первоначальном виде.

Впоследствии паломники со всего земного шара начали приезжать сюда, чтобы прикоснуться и своими глазами увидеть эту удивительную святыню. Для кого-то мощи Сергия оказали телесную помощь, а для других – душевную.

С другими ликами с мощами святого можно ознакомиться в большом количестве московских храмов.

Значение иконы Сергия Радонежского, в чём помогает

У лика принято просить помощи в отказе от пагубных привычек, а также – о здоровье и укреплении своей веры. При этом можно просить о помощи Всевышнего не только лишь для своей персоны, а и для своего близкого окружения, кто в этом нуждается.

Чистосердечно помолившись у образа, можно надеяться на чудо, ведь не зря этот образ почитается как чудотворный.

В очень частых случаях к нему обращаются в молитве родители, отпрыски которых не отличаются хорошей успеваемостью в школе. Примечательно, что самому Святому грамота также изначально давалась достаточно непросто, но он проявил много упорства и постоянно возносил молитвы Господу. А сейчас он сам находится рядом с Создателем и просит про всех, кому тяжело своими силами справиться с наукой.

Поэтому у многих студентов существует традиция просить святого успешно сдать экзамены.

Обратите внимание! Когда вы обращаетесь с молитвой к лику любого из святых, всегда направляйте своё прошение к Создателю, ведь хотя просьба и исходит от Святого, но исполнить её сможет только сам Господь Бог.

Главная цель всех молитв – обретение поддержки, защиты и душевного спокойствия. А самый важный момент при чтении любой из молитв – наличие искренней веры, чтобы прошение исходило от чистого сердца и действительно было нужно вам.

А напоследок я предлагаю вам просмотреть увлекательный тематический видео-ролик:

Marissa

Икона Сергия Радонежского в чем помогает, значение

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Икону Преподобного Сергия Радонежского принято считать одной из основных святынь в Православии. Еще во время своей земной жизни этот святой был настоящим христианином, который вел смиренный образ жизни. Был трудолюбивым, верным и милосердным. Именно благодаря этому он и заслужил уважение церкви и народную любовь.Сергий Радонежский

Еще в юном возрасте он решил уединиться в лесу, где в обители, которую он построил сам, непрерывно молился Богу о русском народе и благе для государства. Не единожды ему предлагали примкнуть к российской митрополии, но он презирал политическую и административную работу. Своими ежедневными молитвами он выполнял большое количество богоугодных дел.

В чем помогает Сергия Радонежского образ

Постоянный поток паломников к божественным изображениям и мощам этого святого не иссякает. Часто происходят множественные чудеса перед ними:

  • усмиряется гордыня,так как это считается одним из самых тяжелейших грехов;
  • получают помощь в нуждах своих;
  • благодатный совет и наставление;
  • излечиваются те, кто болел.

Зачастую перед этим ликом молятся об успехах в образовании и духовном здоровье детей. Именно потому, этот образ часто встречается в православных домах.

Почитают икону Сергия Радонежского 4 раза в году:

  • 8 октября (25 сентября по старому стилю) – день смерти
  • 18 июля (5 июля) – день обретения мощей Святого
  • 5 июня (23 мая) – день на честь Ростово-Ярославского собора
  • 19 июля (6 июля) – день на честь Радонежского собора.

Число храмов на территории России, названых на честь этого святого, превышает полтысячи. Божественные изображения с ним можно найти в каждом храме и церкви. Церковнослужители говорят, что любая молитва, которая произнесена перед этими иконами, способна творить чудеса. Существует несколько особенно почитаемых среди христиан:

Икона и мощи в Троице-Сергиевой Лавре

Чудесная ситуация связана с обретением мощей. После приставления Сергия в монастыре начали строить новый храм. И вот в самый разгар стройки одному прихожанину явился сам Сергий. Об этом верующий рассказал в храме и сообщил, что Радонежский просил достать его из земли и воды.

Монахи решили исполнить просьбу. Когда они подняли гроб, то увидела, что там была вода. После смерти прошло 30 лет и еще больше они были поражены, так как Его тело и одежды остались сохраненными. После этого большое количество паломников приходили сюда. Кому-то он излечил тело, а кому-то и душу.

А перед священным образом просят об: отречение от дурного образа жизни, здоровье детей, обретение веры.

Другие лики с мощами этого святого находятся во многих храмах

Москвы. Молитвы перед ними помогут обрести благодатную помощь в тяжелые минуты, исцеления, избавления от тревог.

Икона Сергия Радонежского в чем помогает и чему молятся

Обращаются к этому лику не только за себя, но и за близких, друзей, врагов. Молитвы Сергию Радонежскому об исцелении помогут избавится от многих физических и душевных недугов. Ведь этот божественный образ относят к числу чудотворных.

К нему часто обращаются с молитвами родители, дети которых не особо сильны в учебе. Сам Святой продолжительное время не мог овладеть грамотой и освоил ее только после многих молитв к Богу. Теперь он сам стоит возле него и просит за тех, кто не может самостоятельно осилить науку.

Многие студенты обращаются к этому святому об успешной сдаче экзамена.

А вот так следует читать перед образом молитву об успешной сдаче экзамена:

«О преподобне и богоносне отче наш Сергее! Воззри на нас милостивно, и к земле приверженных, возведи к высоте небесной. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими.

Испроси предстательством твоим дар разумети науки и вся ны спосшествующими (с помощью твоих молитв) молитвами сподоби в день Страшного Суда шуия части избавитися, десные же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира».

Также к этому Святому обращаются накануне важных судебных дел и во время тяжбы. Он служит заступником честной жизни и праведников. Помогает всем, кто в делах и помыслах чист и искренен и в суде за правду против лжи борется.

Молитва к этому божественному лику поможет защитить Вас от жизненных проблем. Дети будут ограждены от неудач в учебе и дурного влияния. Для взрослых молитва о работе поможет добиться желаемых результатов на этом поприще.

Необходимо всегда помнить о том, что обращаясь с молитвой к иконе того или иного святого, мысль необходимо направлять к Богу, так как прошение за Вас будет от Святого идти, а исполнение прошения – от Господа Бога.

Наши молитвы направлены на то, чтобы обрести поддержку, защиту, а также покой в душе. Самое основное в любой молитве – искренняя вера и молитва, которая идет из Вашего сердца.

Храни Вас Господь!

 

О мощах Преподобного Сергия | Православие и мир

Вскрытие мощей продолжалось с 20 часов 50 минут до 22 часов 50 минут. Все это время шла киносъемка. На раку была положена крышка из толстого зеркального стекла, поставлен часовой, но затем этот пост был снят. Съёмками вскрытия мощей Сергия Радонежского руководил режиссер Лев Кулешов.

…Фракция коммунистов после доклада о мощах Сергия Радонежского вносит предложение о вскрытии мощей и предлагает внести следующую резолюцию: «считая, что мощи Сергия являются средством пошлой эксплуатации малосознательных масс и почвой для злостной агитации черного духовенства» (Из протокола № 5 Общего собрания Совета рабочих и крестьянских депутатов Сергиева−Посада, Моск. обл. губернии 01.IV.1919 года).

Ввиду опасности волнений, мобилизовали роту помещавшихся в Лавре курсантов. В шестом часу вечера для предупреждения набатного звона они заняли лаврскую колокольню, у всех ворот расставили патрули, красноармейцы находились и на стенах Лавры.

В шесть часов вечера закрыли ворота обители, но народ продолжал прибывать, и вскоре вся площадь была заполнена верующими. Позади людей стояла конная милиция. Успенские ворота были под охраной. Когда ворота приоткрылись, чтобы проехали грузовики с электрооборудованием и киноаппаратурой для съемки, люди бросились на цепи красноармейцев. Заслон смять не удалось, и ворота опять закрылись. На площади раздавались рыдания, молитвы, стоны.

Было зачитано постановление исполкома о вскрытии мощей. Отец Кронид тихим голосом сказал в ответ: «Я должен предупредить, что никто из нас не знает, что лежит в святой гробнице. Это религиозная тайна, проникнуть в которую никто не смеет, мощи никогда не свидетельствовались с самого времени их открытия. Но и я сам, и отец (наместник указал рукой на стоящего рядом плачущего монаха) были свидетелями самых разнообразных чудес от гроба Преподобного. Ровно восемь лет тому назад, в эту самую Лазареву пятницу, ко гробу приползла безногая женщина, отслужили молебен, и вдруг по всему храму пошел треск как бы от ломающихся человеческих костей. Женщина встала и пошла из храма совершенно здоровая».

– Но вы не отказываетесь, конечно, вскрывать мощи? – спросил председатель исполкома.

— Сам не могу; вскрывать мощи будет иеромонах Иона, благочинный Лавры.

Архимандрит Кронид отошел в сторону. Иеромонах Иона, с георгиевским крестом на груди, облачился в богослужебные ризы. Два иеродиакона в синих стихарях подошли к раке и стали совершать каждение три по три. Покадив, отошли. К раке приблизился отец Иона, пал ниц, совершил затем перед гробницей три поясных поклона, сделал поклон в сторону отца наместника. Братия начала петь величание преподобному Сергию, но председатель исполкома оборвал их…

1978 год. Мы в гостях у Виктора Николаевича Тростникова – философа и математика, верующего в Бога. Для тех лет это более удивительно, чем жизнь на Марсе.

— Виктор Николаевич, а что такое мощи? Это такая батарейка святости или это часть будущего воскресения, видимого обычным образом?

— Я потом тебе скажу, что говорили по этому поводу Отцы Церкви. А сейчас про то, что вот в эту самую минуту, когда мы с тобой пьем чай, в катакомбах Лаврских Пещер в Киеве лежат главы святых угодников в стеклянных банках и они вот прямо сейчас пополняются мiром!!!

Несколько лет спустя мы с женой оказались в Киевских Пещерах. Ходить можно было только группами и с экскурсоводом. Дошли до места, где действительно «главы в банках». В больших прямых стеклянных сосудах с крышками были видны желтые черепа в какой-то жидкости.

— Это миро?

Смотрительница отвернулась и демонстративно перешла в другой конец подземного зала. Мы отошли в угол, так, чтобы она не заметила, и потихоньку запели:

-Христос воскресе из мертвых «московским напевом» потом нашим, клепиковским-старообрядческим, потом… неожиданно и порывисто к нам бросилась смотритель:

— Звиняйте меня, я не впизнала, що вы вирующие. Я боялась вам отвечать. Нам не разрешають. Воны кожный дэнь наполняются миром. Я это сама вижу каждый день! Смотрите: вот там еще вчера було мало, а теперь прибыло! Так вы з Москвы? Яка радость, що вы молоди и вы из России!

Мы обнялись с ней и стали догонять группу.

Праздник обретения мощей преподобного Сергия, а также прогремевшая в медиа-пространстве неделя «креслопоклонная» снова поставили вопрос: а что такое мощи?

Митрополит Макарий (Булгаков) в книге «Православно-догматическое богословие» пишет, что живой урок о будущем воскресении тел — изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления». Причем не пассивный урок, а действенный. Еще в Ветхом Завете мы читаем про пророка Елисея:

— И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.
В Рязанском музее была выставлена древнейшая наша икона «Одигитрия». Музейщики прикрепили бирку: « икона …с паволокой, пропитанной ароматическими веществами». Спрашиваю смотрителя:

— А кто делал анализ этих ароматических веществ? И как вы догадались, что это сделали иконописцы?

Отвернулась.

Почти каждый из нас знаком с благоуханием святых мощей. И это удивительно, так как мертвое тело было мерзостью перед людьми древнего мира из-за свойств разложения и смрада. А тут снова отменяется естества чин – благоухание. Добавим – чудотворение.

Добавим положение в антиминс и в Престол. Обретая тела мучеников, которые засвидетельствовали презрением к смерти абсолютную уверенность в существовании Горнего мира, первые христиане проводили несколько дней над его гробом в пении гимнов и полагали во гроб. Тогда было принято решение и впредь воспевать жизнь и страдания его, а при воспоминании о нем прославлять Господа.

Таким образом, в основании Престолов в храме имеется вещественное свидетельство Веры, Надежды и Любви. Во время освящения Престола читается молитва: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву».

Текст этой молитвы основывается на следующих словах Иоанна Богослова: «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6:9).

Сводя вместе обрядовое, назидательное и иррациональное начало существования святых мощей, мы видим, что мощи есть трансцендентное явление. Творческое осмысление устройства Церкви, возможно, еще не окончилось. Измерить ее глубины вряд ли удастся до конца. Однако есть вопросы: Неужели принятие ангельского образа – монашества — не таинство? Неужели освящение Агиасмы также только обычай и обряд? Или мощи – это только артефакт?

Здесь наш дух прикасается к таинственным покровам, снять которые может только сама Церковь соборным решением. Но это не уменьшает восторга и восхищения при столкновении с чудом, истекающим от мощей святых и любимых Богом людей.

А пока ценность мощей, косвенно, подтверждает сам мир. Зачем такая ревностная страсть к мощам христиан у атеистов, сжигавших их в революционном угаре? Почему и сегодня мы читаем:

В Подмосковье ограбили церковь. Преступники вынесли из храма Святой Троицы в селе Троицком Мытищинского района старинные иконы Ильи-пророка, преподобного Сергия Радонежского и преподобных Кирилла и Марии Радонежских – родителей святого. Как рассказал «Газете.Ru» настоятель храма отец Владимир, иконы — не единственная потеря храма.

У икон Сергия Радонежского, Кирилла и Марии Радонежских были мощевики, в которых хранились мощи святых.

Протестанты не ставят мощи ни во что. У них есть резон – мертвое тело, приняв положенную славу и честь от людей должно быть положено в гроб и, по возможности, отмечено памятником. Они правы. Но только в том случае, если при всем при этом исключен Бог.

А Он тоже имеет право от Себя прославить усопшего. Он тоже имеет право украсить его бренное тело не гранитным крестом или затейливым надгробием, а мироточением, благоуханием и чудотворением. И я думаю, что не стоит исключать Творца Вселенной из своей земной жизни. Следует нам давать Ему действовать среди нас, хваля и благодаря.

Св. Ефрем Сирин: «И по смерти действуют они (мученики) как живые. Исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святого Духа».

Читайте также:

Здесь хозяин — Преподобный

Близ Преподобного Сергия

Что мешает нашему счастью?

Мощи Сергия Радонежского — где находятся

Приложится к мощам Сергия Радонежского стремиться большое количество верующих прихожан. Ведь они обладают целебными и чудотворными действиями. Данный святой считается одним из главных защитников земли Русской. Более того при жизни преподобный был основателем не одного десятка монастырей и храмов. Его имя связывают с началом большого возрождения духовной культуры.

Обретение мощей Сергия Радонежского

Мощи преподобного Сергия Радонежского были обретены в далеком 1422 году.  За одно десятилетия до этого события в период, когда в окрестностях Москвы происходили войны татарских орд. Обитель Троицкая была опустошена полностью. После чего ее сожгли. Иноки, которые служили в ней спрятались в ближайших лесах. Они сохранили практически все иконы, книгописание и святые сосуды, связанные с памятью Радонежского.

Накануне этих событий Сергий явился в ночном небе и смог известить ученика о том, что надвигается серьезная опасность. Также он сказал, что испытания будут не долгими и пройдет не много времени как обитель снова будет восстановлена.  Перед тем как начали возводить новый храм преподобный снова явился к одному из верующих. Он велел тому обратится к игумену и рассказать о месте пребывания его захоронения.

Во время проведения строительных работ по обустройству фундаменту и было найдено погребение. В то время собралось очень много верующих людей и останки преподобного были убраны из земли. Сначала их временно поставили в деревянной церкви. Позже они были перенесены в новопостроенную. Там они находятся и по сей день.  Одна из историй обретения святой раки повествует как однажды в субботу перед Пасхой должно было состояться вскрытие мощей советскими властями.

Конечно в ходе таких событий их безопасность стала под вопросом. Об этом узнал священник и решил устроить тайное совещание с местными наместниками лавры. Было решено тайно прийти в собор, аккуратно открыть раку преподобного и заменить его голову на голову ранее захороненного князя. Изъятую главу из рака временно на хранение поместили в ризницу.  После чего граф стал хранить его дома в деревянном сосуде. Но спустя некоторое время опасаясь своего ареста он ковчег закопал на территории своего домовладения.

После того как арестовали священника, граф бежал в Новгород. При этом он рассказал историю священнослужителям. Он и выкопал раку из сада и переместил его в монастырь находящийся в Нижнем Новгороде.  В 40-е года 19 столетия передал их дочери графа. Она тайно отдала их Патриарху, а он в свою очередь благословил их и вернул в Троице-Сергиеву лавру. Таким образом мощи Сергия Радонежского в Сергиевом посаде хранятся и по сей день. Они находятся в доступности для поклонения всем желающим верующим.

К ним съезжаются со всего мира верующие для того чтобы преклонится перед ними и попросить о помощи.  Ежегодно рядом с ними происходят настоящие дива. Все они не остаются без внимания, а записываются для того, чтобы каждый прихожанин имел возможность укрепится в вере и обрести надежду на решения своих бытовых и духовных проблем.

Когда обращаются к святому

В чем помогают мощи Сергия Радонежского знает каждый православный христианин. Ведь преподобный является очень популярным среди православных. Он внес немалый взнос в развитие духовной культуры. В православии днем памяти преподобного считается 18 июля и 8 октября. В эти дни молитва, вознесенная к святому возле мощей, обладает особой силой. В первую очередь святой считается покровителем детей, учеников и студентов.

Перед ним возносят молитвенные прошения родители чтобы попросить о помощи вразумлении детей подросткового возраста. Также к преподобному обращаются в следующих случаях:

  • Просят избавится от гордыни.
  • Помогает сосредоточится на конкретном деле.
  • Просят помочь избежать детям и взрослым плохого влияния.
  • Молят о помощи в учении.
  • Просят о помощи в решении самых трудных бытовых неприятностей.
  • Молят о помощи в избавлении от скуки и туги.
  • Молят о защите от врагов и нападений.

Также святой является защитником вдов и сирот. Он есть небесным покровителем всех людей, которые носят его имя.

Вознося молитвенные прошения к преподобному не стоит ожидать, что ваши пожелания будут сразу услышаны. Так как ее необходимо читать не только в трудные житейские минуты. Чтобы прошение было услышано его нужно произносить регулярно. Большую силу они будут иметь если их произносить в храме рядом с ракой с мощами. Кончено если нет возможности посетить храм, тогда прошение может быть произнесено и дома, но только перед ликом святого образа. Помните, что не важно какими словами будет произноситься молитва.

Главное, чтобы она была искренней и читалась не ради какой-либо выгоды. После того как молитва будет услышана и снизойдет помощь не забудьте поблагодарить святого благодарственным молебном.

Текст молитвы:

«О священная главо, преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия.

Испроси нам от Великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцем воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Аминь.»

Смотрите еще видео об обретении мощей святого:

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Сергия Радонежского | Статья о Сергии Радонежском в «Вольном словаре»

(также Сергий Радонежский; светское имя Варфоломей Кириллович). Родился около 1321 г. близ Ростова Великого; умер 25 сентября 1391 года в Свято-Троицком монастыре, что на территории нынешнего Загорска Московской области. Русский церковный и политический деятель.

Боярская семья Сергия, перенесшая обязательные выплаты татарам и междоусобные войны русских князей, переселилась в Московское княжество и получила земли близ города Радонеж.Где-то между 1330 и 1340 годами Сергий и Стефан, его старший брат, основали Троицкий монастырь; Сергий стал вторым настоятелем монастыря около 1353 г. и оставался на этом посту до 1391 г. Он отменил существовавшую до того времени систему отдельных жилищ для монахов и ввел систему общинных покоев. Общинная система, поддерживаемая великим князем, русским митрополитом и патриархом в Константинополе, распространилась на другие монастыри северо-востока Руси и оказалась важной реформой, которая помогла превратить монастыри в большие феодальные комплексы.

Сергий имел тесные связи с семьей великого князя Дмитрия Ивановича Донского (он был крестным отцом Лурия и Петра, сыновей Дмитрия), а также с видными боярами и высокопоставленными членами церковной иерархии. Эти узы вместе с его моральным авторитетом позволили ему влиять на церковные и политические дела своего времени. В 1380 году Сергий помог Дмитрию подготовиться к Куликовской битве, а в 1385 году примирил конфликт Дмитрия с рязанским князем Олегом.Сергия похоронили в основанном им монастыре. Позже он был канонизирован Русской церковью. Древнейшую жизнь Сергия написал Епифаний Премудрый.

СПРАВОЧНИК

Горев, м. Троильская лавра и Сергей Радонежский. Москва. 1920.

Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

.

Сергий Радонежский | Статья о Сергии Радонежском в The Free Dictionary

(также Сергей Радонежский; светское имя Варфоломей Кириллович). Родился около 1321 г. близ Ростова Великого; умер 25 сентября 1391 года в Свято-Троицком монастыре, что на территории нынешнего Загорска Московской области. Русский церковный и политический деятель.

Боярская семья Сергия, перенесшая обязательные выплаты татарам и междоусобные войны русских князей, переселилась в Московское княжество и получила земли близ города Радонеж.Где-то между 1330 и 1340 годами Сергий и Стефан, его старший брат, основали Троицкий монастырь; Сергий стал вторым настоятелем монастыря около 1353 г. и оставался на этом посту до 1391 г. Он отменил существовавшую до того времени систему отдельных жилищ для монахов и ввел систему общинных покоев. Общинная система, поддерживаемая великим князем, русским митрополитом и патриархом в Константинополе, распространилась на другие монастыри северо-востока Руси и оказалась важной реформой, которая помогла превратить монастыри в большие феодальные комплексы.

Сергий имел тесные связи с семьей великого князя Дмитрия Ивановича Донского (он был крестным отцом Лурия и Петра, сыновей Дмитрия), а также с видными боярами и высокопоставленными членами церковной иерархии. Эти узы вместе с его моральным авторитетом позволили ему влиять на церковные и политические дела своего времени. В 1380 году Сергий помог Дмитрию подготовиться к Куликовской битве, а в 1385 году примирил конфликт Дмитрия с рязанским князем Олегом.Сергия похоронили в основанном им монастыре. Позже он был канонизирован Русской церковью. Древнейшую жизнь Сергия написал Епифаний Премудрый.

СПРАВОЧНИК

Горев, м. Троильская лавра и Сергей Радонежский. Москва. 1920.

Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

.

Сергей Радонежский | Статья о Сергии Радонежском в The Free Dictionary

(также Сергей Радонежский; светское имя Варфоломей Кириллович). Родился около 1321 г. близ Ростова Великого; умер 25 сентября 1391 года в Свято-Троицком монастыре, что на территории нынешнего Загорска Московской области. Русский церковный и политический деятель.

Боярская семья Сергия, перенесшая обязательные выплаты татарам и междоусобные войны русских князей, переселилась в Московское княжество и получила земли близ города Радонеж.Где-то между 1330 и 1340 годами Сергий и Стефан, его старший брат, основали Троицкий монастырь; Сергий стал вторым настоятелем монастыря около 1353 г. и оставался на этом посту до 1391 г. Он отменил существовавшую до того времени систему отдельных жилищ для монахов и ввел систему общинных покоев. Общинная система, поддерживаемая великим князем, русским митрополитом и патриархом в Константинополе, распространилась на другие монастыри северо-востока Руси и оказалась важной реформой, которая помогла превратить монастыри в большие феодальные комплексы.

Сергий имел тесные связи с семьей великого князя Дмитрия Ивановича Донского (он был крестным отцом Лурия и Петра, сыновей Дмитрия), а также с видными боярами и высокопоставленными членами церковной иерархии. Эти узы вместе с его моральным авторитетом позволили ему влиять на церковные и политические дела своего времени. В 1380 году Сергий помог Дмитрию подготовиться к Куликовской битве, а в 1385 году примирил конфликт Дмитрия с рязанским князем Олегом.Сергия похоронили в основанном им монастыре. Позже он был канонизирован Русской церковью. Древнейшую жизнь Сергия написал Епифаний Премудрый.

СПРАВОЧНИК

Горев, м. Троильская лавра и Сергей Радонежский. Москва. 1920.

Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

.

Сила умения помогать людям меняться

Гарри Хейсом / Getty Images

Отзывы о производительности — один из наиболее распространенных способов, с помощью которых менеджеры помогают своим подчиненным учиться и совершенствоваться. Тем не менее, исследования показали, что обратная связь на самом деле может повредить производительности: более 20 лет назад один из нас (Клугер) проанализировал 607 экспериментов по эффективности обратной связи и обнаружил, что обратная связь приводит к снижению производительности в 38% случаев. Это происходило как с положительными, так и с отрицательными отзывами, в основном, когда они угрожали тому, как люди видели себя.

Одна из причин, по которой обратная связь (даже если она положительная) часто имеет неприятные последствия, заключается в том, что она сигнализирует о том, что босс отвечает за все, а босс осуждает. Это может вызвать у сотрудников стресс и оборонительную позицию, из-за чего им сложнее увидеть точку зрения другого человека. Например, сотрудники могут справиться с отрицательной обратной связью, преуменьшая важность человека, предоставляющего обратную связь, или самой обратной связи. Люди могут даже изменить свои социальные сети, чтобы избежать обратной связи, чтобы восстановить свою самооценку.Другими словами, они защищаются, укрепляя свое отношение к человеку, дающему обратную связь.

Мы хотели выяснить, может ли более тонкое вмешательство, а именно задавание вопросов и выслушивание, предотвратить эти последствия. В то время как обратная связь заключается в том, чтобы сообщить сотрудникам, что им нужно измениться, выслушивание сотрудников и задавание им вопросов может заставить их захотеть изменить . В недавней статье мы последовательно демонстрировали, что качественное слушание (внимательное, сопереживающее и непредвзятое) может положительно влиять на эмоции и отношения говорящего.

Например, в одном лабораторном эксперименте мы поручили 112 студентам бакалавриата выступать либо в качестве докладчика, либо в качестве слушателя и соединили их в пары, сидя лицом к лицу. Мы попросили докладчиков в течение 10 минут рассказать о своем отношении к предложению о базовом универсальном доходе или возможному требованию, чтобы все студенты университета также были волонтерами. Мы проинструктировали слушателей: «Слушайте, как вы слушаете, когда вы в своих лучших проявлениях». Но мы случайно отвлекли половину слушателей, отправив им текстовые сообщения (например,g., «Какое событие раздражало вас в последнее время?») и попросили ответить кратко (чтобы выступающие увидели, что они отвлеклись). После этого мы задавали ораторам вопросы о том, беспокоились ли они о том, что думает о них их партнер, получили ли они какое-либо понимание во время разговора и были ли уверены в своих убеждениях.

Мы обнаружили, что выступающие в паре с хорошими слушателями (по сравнению с теми, кто в паре с отвлеченными слушателями) чувствовали себя менее тревожными, более самосознательными и сообщали о большей ясности в своем отношении к темам.Ораторы в паре с неотвлекаемыми слушателями также сообщили, что хотели бы поделиться своим отношением с другими людьми в большей степени, чем ораторы в паре с отвлеченными слушателями.

Эта статья также встречается в:

Еще одно преимущество высококачественного слушания заключается в том, что оно помогает говорящим увидеть обе стороны аргумента (то, что мы назвали «сложностью отношения»). В другой статье мы обнаружили, что ораторы, которые разговаривали с хорошим слушателем, сообщали о более сложных и менее экстремальных установках, другими словами, не об одностороннем.

В другом лабораторном эксперименте мы проинструктировали 114 студентов бизнес-школы в течение 12 минут рассказать о своей способности стать менеджером в будущем. Мы случайным образом распределили этих ораторов в одну из трех групп слушателя (хорошее, среднее и плохое). Ораторы, которые хорошо слушали, разговаривали с обученным слушателем, который был либо сертифицированным тренером по менеджменту, либо обученным студентом по социальной работе. Мы попросили этих обученных слушателей использовать все свои навыки слушания, такие как задавать вопросы и размышлять.Ораторы в условиях умеренного слушания разговаривали с другим студентом бизнес-школы, которому было поручено слушать, как он или она обычно. Ораторы в плохих условиях прослушивания разговаривали со студентом театрального факультета, которому было поручено отвлекаться (например, смотреть в сторону и играть со своими смартфонами).

После разговора мы попросили выступающих отдельно указать, насколько они считают себя подходящими для того, чтобы стать менеджерами.Основываясь на этих ответах, мы рассчитали сложность их отношения (видели ли они как сильные, так и слабые стороны, которые могут повлиять на их способность быть менеджером) и крайность (видели ли они только одну сторону). Мы обнаружили, что ораторы, которые разговаривали с хорошим слушателем, видели как сильные, так и слабые стороны больше, чем те, кто находился в других условиях. Ораторы, которые разговаривали с отвлеченным слушателем, в основном описывали свои сильные стороны и почти не признавали свои слабости. Интересно отметить, что плохо слышащие ораторы в среднем считали себя наиболее подходящими для того, чтобы стать менеджером.

Мы проверили актуальность результатов этих лабораторных исследований в трех полевых исследованиях, проведенных среди служащих мэрии, высокотехнологичных работников и учителей (всего 180 человек). В этих исследованиях мы просили сотрудников рассказать о своих коллегах, своем начальнике или о значимом опыте работы до и после участия в слушании, известном как кружок слушания. В кругу слушателей сотрудники приглашаются открыто и честно поговорить о проблеме, например о значимом опыте, который они получили на работе.Их учат слушать, не перебивая, и одновременно разговаривает только один человек.

Мы воспроизвели все результаты наших лабораторных исследований. А именно, сотрудники, которые участвовали в кружках слушания, сообщали о меньшей социальной тревожности, более высокой сложности отношения и меньшей крайности отношения к различным темам, связанным с работой (например, отношение к руководителю) по сравнению с сотрудниками, которые участвовали в одном из контрольных условий, которые не привлекать обученных слушателей.

В целом, наши результаты показывают, что слушание, кажется, делает сотрудника более расслабленным, более осведомленным о своих сильных и слабых сторонах и с большей готовностью размышлять без защиты.Это может сделать сотрудников более склонными к сотрудничеству (а не к конкуренции) с другими коллегами, поскольку они становятся более заинтересованными в том, чтобы делиться своими взглядами, но не обязательно в попытках убедить других принять их, и более открытыми для рассмотрения других точек зрения.

Возвращаясь к обратной связи, конечно, мы не утверждаем, что слушание должно заменить обратную связь. Скорее, кажется, что выслушивание того, как сотрудники сначала рассказывают о своем собственном опыте, может сделать обратную связь более продуктивной, помогая им чувствовать себя психологически безопасными и менее защищающимися.

У прослушивания есть враги

Наши результаты подтверждают существующие доказательства того, что менеджеры, которые хорошо слушают, воспринимаются как руководители, вызывают большее доверие, вызывают большее удовлетворение от работы и повышают творческий потенциал своей команды. Тем не менее, если умение слушать так полезно для сотрудников и организаций, почему оно не так широко распространено на рабочем месте? Почему большинства сотрудников не слушают так, как они хотят? Исследования показывают, что на пути часто стоят несколько препятствий:

  1. Обрыв питания .Исследования нашей команды показали, что некоторые менеджеры могут почувствовать, что, если они будут слушать своих сотрудников, их будут считать слабыми. Но в то же время было показано, что быть хорошим слушателем — значит завоевать престиж. Таким образом, кажется, что менеджеры должны найти компромисс между достижением статуса на основе запугивания и получением статуса на основе восхищения.
  2. Прослушивание требует времени и усилий. Во многих случаях менеджеры прислушиваются к словам сотрудников, когда их царит цейтнот или когда их отвлекают другие мысли или работа.Итак, выслушивание — это инвестиционное решение: менеджеры должны уделить время, чтобы выслушать, чтобы увидеть будущие выгоды.
  3. Страх перемен . Качественное слушание может быть рискованным, потому что требует взглянуть на точку зрения говорящего, не пытаясь делать суждения. Этот процесс потенциально может изменить отношение и восприятие слушателя. Мы несколько раз наблюдали, что, когда мы учили менеджеров по-настоящему слушать, они получали важную информацию о своих сотрудниках — они были ошеломлены, узнав, как мало они знали о жизни людей, с которыми работали в течение многих лет.

Например, несколько менеджеров сообщили, что, когда они пытались выслушать сотрудников, которых они столкнулись с плохой посещаемостью, они узнали, что эти сотрудники изо всех сил пытались поддержать члена семьи (жена, умирающая от рака, брат или сестра с психическим расстройством) . Это осознание поставило под угрозу отношение и взгляды менеджеров на самих себя — опыт, называемый когнитивным диссонансом, может быть трудным.

Советы, как стать лучше слушателем

Слушание похоже на мышцу.Это требует тренировки, настойчивости, усилий и, самое главное, намерения стать хорошим слушателем. Для этого нужно очистить свой разум от внутреннего и внешнего шума — а если это невозможно, отложить разговор до того момента, когда вы сможете по-настоящему слушать, не отвлекаясь. Вот несколько лучших практик:

Уделите 100% своего внимания или не слушайте . Отложите смартфон, iPad или ноутбук и смотрите на говорящего, даже если они не оглядываются на вас. В обычном разговоре говорящий иногда смотрит на вас, чтобы убедиться, что вы все еще слушаете.Постоянный зрительный контакт позволяет говорящему почувствовать, что вы слушаете.

Не перебивать. Не поддавайтесь желанию прервать разговор до того, как говорящий скажет, что они на данный момент готовы. На нашем семинаре мы даем менеджерам следующую инструкцию: «Идите к тому, кто на работе вас заставляет вас слушать. Сообщите им, что вы учитесь и практикуете аудирование и что сегодня вы будете слушать только __ минут (где пробел может быть 3, 5 или даже 10 минут) и откладывать ответ до тех пор, пока не истечет заданное время прослушивания, или даже до следующего дня.”

Менеджеры часто удивляются своим открытиям. Один рассказал: «За 6 минут мы завершили транзакцию, которая в противном случае заняла бы больше часа»; другой сказал нам; «Другой человек поделился со мной вещами, которые я не разрешал ей говорить в течение 18 лет».

Не судите и не оценивайте . Слушайте, не делая поспешных выводов и не интерпретируя услышанное. Вы можете заметить свои осуждающие мысли, но отодвинуть их в сторону. Если вы заметили, что потеряли разговор из-за своих суждений, извинитесь перед говорящим за то, что вы отвлеклись, и попросите его повторить.Не делайте вид, что слушаете.

Не навязывайте свои решения. Роль слушателя — помочь говорящему самому составить решение. Поэтому, слушая коллегу или подчиненного, воздержитесь от предложений решений. Если вы считаете, что у вас есть хорошее решение, и чувствуете желание поделиться им, задайте вопрос, например: «Интересно, что произойдет, если вы решите сделать X?»

Задавайте больше (хороших) вопросов . Слушатели формируют беседу, задавая вопросы, которые приносят пользу говорящему.Хорошее слушание требует вдумчивого отношения к тому, с чем говорящему больше всего нужна помощь, и составления вопроса, который приведет говорящего к поиску ответа. Задавайте вопросы, чтобы помочь кому-то глубже погрузиться в свои мысли и переживания.

Прежде чем задать вопрос, спросите себя: «предназначен ли этот вопрос для того, чтобы помочь говорящему или удовлетворить мое любопытство?» Конечно, есть место и для того, и для другого, но хороший слушатель ставит во главу угла потребности другого. Один из лучших вопросов, которые вы можете задать: «Есть ли еще что-нибудь?» Это часто открывает новую информацию и неожиданные возможности.

Отражение. Когда вы заканчиваете разговор, подумайте о том, что вы слушаете, и подумайте об упущенных возможностях — моментах, когда вы игнорировали потенциальных клиентов или хранили молчание вместо того, чтобы задавать вопросы. Когда вы почувствуете, что были отличным слушателем, подумайте, что вы приобрели и как вы можете применить этот тип слушания в более сложных обстоятельствах.

.