Содержание

СЛОВО (жанр) — это… Что такое СЛОВО (жанр)?

  • Слово (жанр) — Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века (требуется перевод в современные единицы измерения). Вы можете помочь, обновив информацию в статье …   Википедия

  • Слово за слово — Жанр Ток шоу Ведущий(е) Дмитрий Губин, Яна Кудрина, Алексей Шахматов Страна производства …   Википедия

  • СЛОВО — жанр античной, византийской и древнерусской ораторской прозы и письменности (напр., Слово о законе и благодати Илариона, 11 в.) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЖАНР — В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии поэма, сонет, баллада; в изобразительном искусстве пейзаж, портрет, натюрморт; …   Музыкальный словарь

  • жанр — а, м. genre m. 1. устар. Род. Собирает она <натуральная история> все к к одному царству принадлежащия и .. друг с другом сходные единицы под один вид (espèce), сходные виды под один род, (genre), сходные роды под один ряд ( ordre), а… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Слово —    жанр византийской и древнерусской церковной письменности и проповеди. В Византии жанр Слова достиг расцвета в IV в. благодаря проповеднической деятельности свв. Григория Назианзина, Василия Великого, Епифания Кипрского и особенно Иоанна… …   Православие. Словарь-справочник

  • Слово — 1. СЛОВО, а; мн. слова, слов, ам и (устар.). словеса, словес, ам; ср. 1. Единица языка, служащая для называния отдельного понятия. Повторить с. Запомнить с. Написать с. Употребить с. Перевести с. Подчеркнуть с. Искать подходящее с. Незнакомое с.… …   Энциклопедический словарь

  • Слово о полку Игореве — «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» лир. эпическая поэма, замечательный памятник художественной литературы древней Руси (XIIв.). «С. о п. И.» было открыто в составе рукописного сборника, найденного в Ярославском Спасском монастыре А.И.Мусиным Пушкиным в 1795 …   Литературная энциклопедия

  • Слово для защиты (фильм) — Слово для защиты Жанр Драма Режиссёр Вадим Абдрашитов Автор сценария Александр Миндадзе В главны …   Википедия

  • Слово женщине — Жанр мелодрама Создатель Валентина Шевяхова В главных ролях Лариса Саванкова Александр Песков Анна Лутцева Страна …   Википедия

  • 4. «Слово» как жанр древнерусской литературы

    «Слово»
    в древнерусской
    литературе
     —
    наиболее употребительное заглавие
    сочинений, иногда заменяемое другими:
    Сказание,
    Повесть,
    Поучение.
    Иногда Слово
    опускается в заглавии, но подразумевается;
    например, Об
    Антихристе
    ,
    О
    письменех

    и т. п. Словами
    назывались в древнерусской литературе,
    как поучения и послания церковного
    характера, так равно и сочинения светского
    характера (например Слово
    о Полку Игореве
    ).

    Многие
    древние «слова» изначально предназначались
    для произнесения в самом почитаемом и
    священном месте – в храме. Их них
    развилась церковная проповедь. Таковы,
    например, «слова» Кирилла Туровского
    на церковные праздники (XII в.). Другие
    «слова» предназначались для произнесения
    на иных торжественных собраниях, перед
    князьями.

    Самым
    ранним из дошедших до нас самобытных
    произведений Древней Руси считается
    «Слово о законе и благодати» митрополита
    Илариона. В месте с этим произведением
    к числу известных и влиятельных древних
    «слов» относятся «Слово о полку Игореве»
    и «Слово Даниила Заточника».

    У
    древних славян, как и у многих других
    народов, еще в язычестве сложилось
    представление о божественном происхождении
    слова, о его изначально божественной
    сущности. У славян это почитание слова
    выразилось даже в народном самоназвании
    (словены, словаки и т.д.: слава и слово
    происходят от одного корня). В язычестве
    славяне поклонялись богине Славе,
    олицетворявшей божественную природу
    слова[2]. С крещением славян
    представление о божественности слова
    углубилось, укрепилось и преобразилось
    христианской верой: Христос, как сказано
    в особо полюбившемся славянам Евангелии
    от Иоанна – Само Слово Божие (см.: Ин. 1:
    1). Название христианской веры у славян
    также оказалось знаменательным: это
    Православие, то есть Право-словие
    – правильное словесное почитание и
    прославление Бога. Отношение к слову
    как дару Божиему обусловлено у православных
    славян двумя библейскими указаниями
    на всемогущество слова, исходящего от
    Бога: ветхозаветным – «И сказал Бог…»
    (Быт. 1: 3) и новозаветным – «В начале было
    Слово, и Слово было у Бога, и Слово было
    Бог <…> Все через Него начало быть»
    (Ин. 1: 1, 3).

    «Слова»
    – это молитвенное общение прежде всего
    с Богом, но в то же время и с людьми: с
    одной стороны, с выдающимися, святыми,
    почитаемыми за образец, с другой – с
    обычными, которых «слово» призвано
    духовно-нравственно возвышать и
    просвещать. И слава воздается в
    «словах» не только Богу, но и людям, как
    творению Божиему.

    В
    древнерусских «словах» прежде всего
    рассматривается история русского народа
    и нравственное состояние русского
    человека.

    5. Русские жития святых.

    Древнерусская
    литература житий святых собственно
    русских начинается жизнеописаниями
    отдельных святых. Образцом, по которому
    составлялись русские «жития», служили
    жития греческие типа Метафраста, то
    есть имевшие задачей «похвалу» святому.
    Ряд чудес святого — необходимая
    составная часть жития. В рассказе о
    самой жизни и подвигах святых часто
    вовсе не видно черт индивидуальности.
    В XV веке ряд составителей житий
    начинает митроп. Киприан,
    написавший житие митроп. Петра (в новой
    редакции) и несколько житий русских
    святых, вошедших в состав его «Степенной
    книги» .

    С
    биографией и деятельностью второго
    русского агиографа, Пахомия
    Логофета, подробно знакомит исследование
    проф. Ключевского «Древнерусские Жития
    святых, как исторический источник», М.,
    1871). Он составил
    житие и службу св. Сергию, житие и службу
    преп. Никону, житие св. Кирилла Белозерского,
    слово о перенесении мощей св. Петра и
    службу ему; ему же, по мнению Ключевского,
    принадлежат житие св. новгородских
    архиепископов Моисея и Иоанна; всего
    им написано 10 житий, 6 сказаний, 18 канонов
    и 4 похвальных слова святым. Пахомий
    пользовался большой известностью у
    современников и потомства и был образцом
    для других составителей житий.

    Из
    городских центров дело русской агиографии
    переходит в XVI веке
    в пустыни и отдаленные от культурных
    центров местности в XVI веке. Авторы
    этих житий не ограничивались фактами
    жизни святого , а старались знакомить
    с церковными, общественными и
    государственными условиями, среди
    которых возникала и развивалась
    деятельность святого. Жития этого
    времени являются, таким образом, ценными
    первоисточниками культурной и бытовой
    истории Древней Руси.

    Новую
    эпоху в истории русских житий составляет
    деятельность всероссийского митрополита
    Макария. Его время было особенно
    обильно новыми «житиями» русских святых,
    что объясняется, с одной стороны,
    усиленной деятельностью этого митрополита
    по канонизации
    святых, а с другой — составленными
    им «великими
    Минеями-Четьими». В 1627—1632 гг.,
    появились Минеи-Четьи монаха Троице-Сергиева
    монастыря Германа
    Тулупова, а в 1646—1654 гг. —
    Минеи-Четьи священника Сергиева
    Посада Иоанна
    Милютина.

    Эти
    два сборника отличаются от Макариева
    тем, что в них вошли почти исключительно
    жития и сказания о русских святых.
    Тулупов вносил в свой сборник всё, что
    находил по части русской агиографии,
    целиком. Жития святых в Четьях-Минеях
    Димитрия расположены в порядке календаря:
    по примеру Макария здесь находятся
    также синаксари на праздники, поучительные
    слова на события жизни святого или
    историю праздника.

    «Слово» как вид произведения в древнерусской словесности / Православие.Ru

    Принадлежность древнерусского словесного
    произведения к тому или иному жанру, как правило,
    указывается в начале названия данного произведения. В
    дошедших до нас рукописях встречается около сотни таких
    жанровых определений. Вид произведения, получивший
    название «слова», относится к числу
    наиболее ранних и распространенных. Многие древние
    «слова» изначально предназначались для
    произнесения в самом почитаемом и священном месте
    – в храме. Их них развилась церковная проповедь.
    Таковы, например, «слова» Кирилла
    Туровского на церковные праздники (XII в.). Другие
    «слова» предназначались для произнесения на
    иных торжественных собраниях, перед князьями.

    Самым ранним из дошедших до нас самобытных произведений
    Древней Руси считается «Слово о законе и
    благодати» митрополита Илариона. В месте с этим
    произведением к числу известных и влиятельных древних
    «слов» относятся «Слово о полку
    Игореве» и «Слово Даниила Заточника».
    Три знаменитых «слова» можно считать
    прообразами для сотен «слов», украсивших
    русскую словесность.

    Внутреннее видовое единство всех этих, весьма различных,
    на первый взгляд, «слов» до сих пор не
    получило должного осмысления. Между тем несомненна та
    закономерность, согласно которой, по выражению Д.С.
    Лихачева, «жанровые определения Древней Руси очень
    часто соединялись с определением предмета повествования:
    “видение”, “житие”,
    “подвизи”, “страсть”,
    “хождение”, “чюдо”,
    “деяния” и пр.»[1]. С этой точки зрения,
    жанр «слова» должен быть посвящен слову как
    таковому: его природе, его возможностям, его
    предназначению. И это безусловно так.

    У древних славян, как и у многих других народов, еще в
    язычестве сложилось представление о божественном
    происхождении слова, о его изначально божественной
    сущности. У славян это почитание слова выразилось даже в
    народном самоназвании (словены, словаки и т.д.:
    слава и слово происходят от одного корня). В
    язычестве славяне поклонялись богине Славе, олицетворявшей
    божественную природу слова[2]. С крещением славян
    представление о божественности слова углубилось,
    укрепилось и преобразилось христианской верой: Христос,
    как сказано в особо полюбившемся славянам Евангелии от
    Иоанна – Само Слово Божие (см.: Ин. 1: 1).
    Название христианской веры у славян также оказалось
    знаменательным: это Православие, то есть
    Право-словие – правильное словесное
    почитание и прославление Бога. Отношение к слову как
    дару Божиему обусловлено у православных славян двумя
    библейскими указаниями на всемогущество слова,
    исходящего от Бога: ветхозаветным – «И
    сказал Бог…» (Быт. 1: 3) и новозаветным
    – «В начале было Слово, и Слово было у
    Бога, и Слово было Бог <…> Все через Него
    начало быть» (Ин. 1: 1, 3).

    Представлениями о божественной природе слова, о его
    предназначенности к богопочитанию и прославлению Бога как
    Творца всего сущего определяется особенная, подчеркнутая
    обращенность содержания древнерусских «слов»
    как вида словесных произведений к прославлению Бога,
    славословию Бога, богословию о божественном происхождении
    мира и человека, о творческом Промысле Божием, отраженном
    в истории. С тем же связано и сильно выраженное в
    «словах» молитвенное начало. Неслучайно
    «Слово Даниила Заточника» в другой, вероятно,
    более поздней, редакции названо
    «Молением…». «Слова»
    – это молитвенное общение прежде всего с Богом, но в
    то же время и с людьми: с одной стороны, с выдающимися,
    святыми, почитаемыми за образец, с другой – с
    обычными, которых «слово» призвано
    духовно-нравственно возвышать и просвещать. И слава
    воздается в «словах» не только Богу, но и
    людям, как творению Божиему.

    В древнерусских «словах» прежде всего
    рассматривается история русского народа и нравственное
    состояние русского человека, однако в соотнесении с
    мировой историей и сущностью человека вообще. В среде
    народа при этом усматривается вождь, князь, которому, как
    представителю своего народа перед Богом, воспевается
    особенная слава. Кроме того, в «словах»
    прославляется и вся целокупность тварного естества,
    окружающая человека природа, особенно природа родная,
    русская – тоже как творение Божие, пронизанное
    божественной волей, одушевленное божественным творческим
    замыслом и Промыслом о его развитии. Вместе с тем природа
    рассматривается одушевленной и по причастности к ее
    составу бесчисленных духов, душ, наделенных духовным
    самосознанием. В этом ключе преображается, переосмысляется
    языческое почитание природных стихий, явлений (сам переход
    от языческого к христианскому почитанию природы запечатлен
    в «Слове о полку Игореве»).

    Общая обращенность «слов» к единому
    прославлению Бога, человека и всей природы ярко выражена в
    «Слове игумена о построении стены в
    Выдубицах», написанном Моисеем Выдубицким в XII
    веке: «Слову ятися о Господе дерзаем, то же не от
    скудости нашего нищетоумья, но от дел твоих (князя.
    – А.М.) притчу приобретше. И с преподобным
    Мефедьем глаголем[3] <…>:
    “Малое небо, богомудрого душа, воину поведающи
    славу Божию правостью веры и словесы истеньными, и делы
    добрыми. Небеса бессловесное естьство суще, и
    сочювьствено, и самовластьно, но точью светлостью
    солнца, и растением луны, украшением звезд, и
    непременьно храняще уставы временемь владычня
    повеления, поведают славу Его”. Яко же всим,
    добре смотрящим Творца, о том похвалити добраго ради
    уряжения, зде же преболе нам того о тобе является:
    словеса бо честьна, и дела благолюбна, и держава
    самовластна, ко Богу изваяная, славою паче звезд
    небесных, не токмо в рускых концех ведома, но и сущим в
    море далече»[4].

    Изначально «слово» – это звучащая устная
    речь, прославляющая изображаемое в ней, слывущая в людях.
    Отчасти с этим связана относительная краткость
    древнерусских слов, их ограниченность условиями
    единовременного произнесения и восприятия. Будучи
    записанными, «слова» все равно изначально
    предназначались для произнесения и восприятия на слух. Это
    именно речь, проистекающая из уст, как река вытекает из
    устья в море бытия.

    Другая причина краткости «слов» –
    смиренное православное стремление к немногословию, к
    молчаливому созерцанию Божией Премудрости. Как выразился
    Даниил Заточник в своем «Молении»
    («Слове»): «Да не взненавидим буду миру
    со многою беседою, яко же бо птиця, частяще песни своя,
    скоро взненавидима бывает»[5]. Слова использовались с
    почтением, без кощунственной и дерзкой суеты.

    Вместе с тем считалось, что слово как высший дар Божий
    способно выражать бесконечную тонкость, изощренность и
    глубину Божией Премудрости. При смиренном стремлении к
    немногословию, «слова», по причине того же
    смирения, оказываются весьма витиеватыми в своем
    ритмико-образном составе – именно в желании передать
    как можно глубже и точнее (и в этом смысле смиреннее)
    открывающуюся человеку Премудрость Бога. Вот почему
    словесно-образная ткань «слов» всегда
    оказывается на пределе возможностей устного выражения и
    восприятия на слух. И тут древнерусским книжникам на
    помощь приходит почти обязательное письменное запечатление
    их «слов» – в духе особенного
    православно-славянского отношения в диалектике устного и
    письменного слова, рассматриваемых в некой симфонии,
    согласии. Письменное запечатление «слова»
    изначально подразумевается, учитывается, и само первичное
    звуковое выражение рассматривается как начало такого
    запечатления средствами вещественного мира. Прообразом
    тому является Сам Бог, Который Своим Словом творит
    вещественный мир как некую запись Слова, книгу бытия.

    «Слово» как словесный вид отличается
    исключительной весомостью и емкостью содержания. Данная
    особенность предопределяется исходной обращенностью к Богу
    как Творцу мироздания в целом. Событийный ряд в
    «слове» не является основой повествования. Он
    краток, обычно сведен к какому-то одному событию, более
    или менее выдающемуся, случившемуся давно или недавно.
    Избранное событие служит отправной точкой для широких
    историософских и духовно-нравственных рассуждений о
    судьбах мира и своего народа, о месте отдельного человека
    в мировой истории. Таким отправным событием может стать
    чудесное происшествие, празднуемое Церковью в определенный
    день, крещение Руси, поход князя, иное событие из жизни
    князя, например строительство храма, вообще текущее
    правление князя, события церковной, монастырской жизни,
    нашествие врагов и т.п.

    Словесный дар человека неразрывно связан с его личным
    самосознанием. Поэтому в «словах» естественным
    оказывается личностное, лирическое самовыражение авторов.
    Это представление утвердилось на Руси благодаря
    Православию. В одном из списков «Пчелы»,
    широко распространенного на Руси сборника
    богословско-назидательных сочинений, переведенных с
    греческого, говорится: «Фотий. Слово подобно есть
    зерцалу, якоже тем образ телесныи и личныи являеться,
    такоже и беседою душевный образ образуем
    назнаменуется»[6]. В «словах»
    выражается личное общение человека с Богом, духами,
    другими людьми, в том числе святыми, преставившимися в
    мир иной. В итоге возникает целостный
    духовно-нравственный образ автора.

    Понимаемое как выражение живой души и Божиего Духа
    (принятого во вдохновении), «слово»
    представляется как нечто неповторимо целостное, чудесно
    преображающее дробность составляющих его частей, которые
    относятся к целому «слову», подобно неким
    «буквам». Целостность боговдохновенного
    «слова» должна оберегаться от искажающих
    изменений, и внешне она выражается в красоте, слаженности,
    неповторимой ритмичности повествования. Каждое
    «слово» стремится выражать предстояние
    человека, народа перед Богом не только во времени, но и в
    вечности.


    [1] Лихачев Д.С.
    Поэтика древнерусской литературы. Изд. 3-е, доп. М.:
    Наука, 1979. С. 58.

    [2] Григорий Дьяченко,
    священник, магистр. Полный церковно-славянский
    словарь (с внесением в него важнейших древнерусских
    слов и выражений). М.: Издательский отдел Московского
    патриархата, 1993. [Снимок с издания 1900 г.]. С.
    612–613.

    [3] «Словом коснуться
    Бога дерзаем – не от скудости нищего нашего
    разума, но делами твоими себе пример получив. И с
    преподобным Мефодием скажем <…>».

    [4] Памятники литературы
    Древней Руси: XII век. М., 1980. С. 408–410.

    [5] Там же. С. 398.

    [6] Из 15 главы
    «Пчелы» по раннему списку, изданному в
    книге: Семенов В. Древняя русская
    «Пчела» по пергаменному списку. СПб.,
    1893. См.: Древняя русская литература. М., 1980. С.
    69.

    Словарь литературных терминов / Блог :: Бингоскул

    В литературоведческом словаре представлены кратко все литературные термины и понятия. Основные литературные термины и определения помогут для подготовки к ЕГЭ.

    Литературные термины и их определения

    1. Все термины сгруппированы в алфавитном порядке.
    2. Для быстрого поиска используйте комбинацию Ctrl+F.

    A

    • Абзац — отрывок текста от одной красной строки до другой.
    • Авангардизм — движение в художественной культуре XX века, порывающее с существующими нормами и традициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель.
    • Автобиография — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь.
    • Автограф — собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора.
    • Авторская речь — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.
    • Акмеизм — литературное течение в русской поэзии нач. xx в.
    • Акростих — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу.
    • Аллегория — иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты. Часто аллегория лежит в основе загадки: «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице», пословицы: «Чем дальше в лес, тем больше дров», басни.
    • Аллитерация — повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.
    • Альманах — сборник литературных произведений различного содержания.
    • Амфибрахий — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог.
    • Анакреонтическая поэзия — вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь.
    • Анапест — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге.
    • Аннотация — краткое пояснение к содержанию книги.
    • Аноним — произведение без обозначения имени автора; автор произведения, скрывший свое имя.
    • Антитеза — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
    • Антология — сборник избранных произведений разных авторов.
    • Апострофа — оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему.
    • Архитектоника — построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов.
    • Афоризм — мысль, изложенная кратко и точно.

    Б

    • Баллада — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.
    • Басня —небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием основанная на приёме иносказания, аллегории. От притчи или аполога басня отличается законченностью сюжетного развития, от других форм аллегорического повествования, например аллегорического романа, единством действия и сжатостью изложения.
    • Беллетристика —общее название художественной литературы в прозе и стихах. Беллетристика сейчас часто упоминается в новом значении «массовой литературы» противопоставляемой «высокой литературе».
    • Белые стихи — стихи, не имеющие рифмы.
    • Бета-ридер — человек, читающий рукопись до ее отправки в издательство и указывающий автору на ошибки (стилистические, грамматические, структурные и т.п.).
    • Благозвучие (эвфония) — качество речи, заключающееся в красоте и естественности ее звучания.
    • Буриме — стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам.
    • Бурлеск — шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно.
    • Былина — русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях.

    В

    • Варваризм – слово или оборот речи, заимствованные из чужого языка. Необоснованное применение варваризмов загрязняет родной язык.
    • Вдохновение — состояние озарения, творческого подъема.
    • Версификация — система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, Стихосложения.
    • Верлибр – свободный стих без формальных признаков (метра и рифмы), но обладающий некоторой ритмичностью.
    • Верстка — один из этапов допечатной подготовки книги. Верстальщик размещает текст и иллюстрации так, как они будут выглядеть в книге. Версткой также называют pdf-файл, который отсылают автору, чтобы он мог ознакомиться с макетом книги.
    • Вирши — стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки.
    • Вкус художественный — способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение.
    • Вольный стих — силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках.
    • Восклицание риторическое – выразительное средство языка; обращение, служащее целям повышения эмоциональности, создает обычно настроение торжественное, приподнятое
    • Воспоминания, или мемуары — произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками.
    • Вульгаризм — грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи.
    • Вым

    Жанр — Словарь литературных терминов

    ЖАНР (поэтический) — определенный вид литературного произведения. Основными жанрами можно считать эпический, лирический и драматический, но вернее прилагать этот термин к отдельным их разновидностям, как например, к авантюрному роману, шутовской комедии и т. п. Всякий литературный жанр, обладая лишь ему присущими особенностями, прошел и проходит известные пути в своем развитии, почему одной из основных задач, как теоретической, так и исторической поэтики является с одной стороны уяснение этих особенностей, а с другой — изучение их состояний в различные эпохи в связи с их эволюцией. Так, напр. (примеры даны акад. Перетцом в «Кратком очерке методологии истории русск. литературы» Петербург 1922) «песня XVII в., XVIII в., нач. XIX в. заметно представляет различия в названные моменты», точно также и «драма эпохи Алексея Мих., Екатерины II, середины XIX ст. и нашего времени имеет при общем сходстве заметные черты различия». Если, таким образом, литературные жанры не являются чем-то застывшим и с течением времени видоизменяются, то можно говорить об их эволюции, но, как правильно подчеркивает в названном труде акад. Перетц, «не всякое изменение может быть названо эволюцией: последнюю мы видим только тогда, когда ряд наблюдаемых различий идет в постоянном направлении, а не в случайном»…

    Весьма интересным вопросом при изучении отдельных литературных жанров является вопрос о том, насколько общий характер творчества художника определяет пользование тем или иным жанром, пристрастие к известному жанру и т. п. Так, можно показать, что в стремлении примириться с данностью Гоголь, напр., устремлялся в «Вечерах на хуторе» к гротеску (см. это слово), отдавая с другой стороны дань тому же устремлению гиперболизацией (см. Гипербола) действительности.

    Я. Зунделович.


    Источник:
    Словарь литературных терминов
    на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. Жанр —
      Художественный (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis — род, вид), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.
      Большая советская энциклопедия
    2. жанр —
      Заимств. в XIX в. из франц. яз., где genre < лат. genus, род. п. generis «порода, способ, манера» (от gigno «рождаю»).
      Этимологический словарь Шанского
    3. ЖАНР —
      ЖАНР (франц. genre) (в искусстве) — исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания.
      Большой энциклопедический словарь
    4. жанр —
      жанр I м. Разновидность произведений в пределах какого-либо искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными и стилистическими признаками. II м. 1. Живопись на бытовые сюжеты (в речи художников). 2. Отдельная картина на такой сюжет. III м. устар. Манера, стиль.
      Толковый словарь Ефремовой
    5. жанр —
      см. >> разряд, стиль
      Словарь синонимов Абрамова
    6. жанр —
      ЖАНР -а; м. [франц. genre] 1. Исторически сложившийся род искусства или литературы, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками; отдельные разновидности этого рода. Музыкальные, литературные жанры.
      Толковый словарь Кузнецова
    7. жанр —
      Французское – genre (порода, способ). Латинское – genus (род). Слово заимствовано русским языком из французского в XIX в. Во Франции слово появилось из латинского, где genus (род. п. generis) – «род».
      Этимологический словарь Семёнова
    8. жанр —
      ЖАНР а, м. genre m. 1. устар. Род. Собирает она <�натуральная история> все к к одному царству принадлежащия и .. друг с другом сходные единицы под один вид (espèce), сходные виды под один род, (genre), сходные роды под один ряд ( ordre)…
      Словарь галлицизмов русского языка
    9. жанр —
      Разновидность речи, определяемая условиями ее употребления. Известны жанры литературный, газетно-публицистический, повествовательный, ораторский и Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. — 3-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 2003
      Толковый переводоведческий словарь
    10. жанр —
      Жанр, жанры, жанра, жанров, жанру, жанрам, жанр, жанры, жанром, жанрами, жанре, жанрах
      Грамматический словарь Зализняка
    11. Жанр —
      (от фр. genre – род, вид) 1) исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения, например, в живописи – портрет, пейзаж, в литературе – роман, поэма; Понятие жанра обобщает черты…
      Словарь по культурологии
    12. жанр —
      ЖАНР, жанра, ·муж. (·франц. genre). 1. Род произведений в пределах какого-нибудь искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками (иск.).
      Толковый словарь Ушакова
    13. жанр —
      Жанра, м. [фр. genre]. 1. Род произведений в пределах какого-н. искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками (искус.).
      Большой словарь иностранных слов
    14. жанр —
      ЖАНР, а, м. 1. Вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Лирический, эпический ж. Вокальные, хоровые жанры. Ж. пейзажа, портрета. 2. Живопись на бытовые сюжеты (спец.). Пейзаж и ж. 3. перен.
      Толковый словарь Ожегова
    15. Жанр —
      (франц. Genre) — Ж., бытовая живопись, занимается изображением сцен из общественной и частной жизни. Древние греки и римляне не знали этого рода живописи, который, как самостоятельный, возник только в ближайшие к нам времена, после эпохи Возрождения.
      Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
    16. жанр —
      сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? жанра, чему? жанру, (вижу) что? жанр, чем? жанром, о чём? о жанре; мн. что? жанры, (нет) чего? жанров, чему? жанрам, (вижу) что? жанры, чем? жанрами, о чём? о жанрах…
      Толковый словарь Дмитриева
    17. Жанр —
      (франц. genre — род, вид), исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества.
      Художественная энциклопедия
    18. жанр —
      Жанр/.
      Морфемно-орфографический словарь
    19. жанр —
      (фр. genre род, вид) 1. В литературоведении: исторически сложившийся тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания: роман, повесть, рассказ. 2. В культуре речи: типы текстов по назначению.
      Словарь лингвистических терминов Жеребило
    20. жанр —
      «вид произведения искусства или литературы». Из франц. genre от лат. genus, род. п. generis «род».
      Этимологический словарь Макса Фасмера
    21. жанр —
      орф. жанр, -а
      Орфографический словарь Лопатина
    22. жанр —
      -а, м. 1. Род произведений в области какого-л. искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Комедийный жанр.
      Малый академический словарь
    23. жанр —
      Это существительное было заимствовано из французского, где genre восходит к латинскому generis – «происхождение; слособ, манера».
      Этимологический словарь Крылова
    24. жанр —
      (иноск.) — манера, система, мода, вкус, образ (род) Ср. Это не наш жанр. Боборыкин. Три афиши. Ср. Религиозность княгини была совсем не в жанре нынешней, великосветской религиозности, заключающейся преимущественно в погоне за «оправданием верою»; нет…
      Фразеологический словарь Михельсона
    25. жанр —
      сущ., кол-во синонимов…
      Словарь синонимов русского языка

    что это такое и как определить, примеры

    Литературные жанры дети начинают изучать еще в начальной школе. В средней и старшей школе эти знания пополняются новыми понятиями и систематизируются. Представленная ниже информация о литературных жанрах пригодится старшеклассникам, которые сдают ЕНТ, выпускные экзамены или проходят вступительные испытания в университеты.

    Фото: pixabay.com: UGC

    Литературные жанры: что это такое

    Понятие «жанр» базовое в литературоведении. Школьники с младших классов знают о том, что есть литературные роды и жанры, но не все понимают, какая связь между этими понятиями.

    Роды литературы (драма, эпос и лирика) отличаются по способу выражения художественного содержания. Если в тексте описываются события и характеры, то имеем дело с эпическим произведением. Если автор сосредоточился на выражении внутренних переживаний, то речь идет о лирике. Если в произведении события передаются через слово и действия, то разыгрывается драма.

    Каждый из этих способов презентации художественного содержания воплощается в текстах, которые характеризуются определенными параметрами: написаны прозой или стихами, имеют большой или малый объем, динамический сюжет или неожиданную развязку, множеством сюжетных линий или имеют только одну линию и т. д.

    Фото: pixabay.com: UGC

    Набор этих характеристик формирует тип художественного произведения — его жанр. Виды жанров — специфические художественные формы, в которых воплощается эпическое, лирическое или драматические содержание.

    Жанры литературы сформировались еще в античные времена. В дальнейшем классификация жанров совершенствовалась и пополнялась новыми жанровыми формами, формировались межродовые жанры (романы в стихах, лирические миниатюры, драматическая поэма, эпическая драма и т. д.).

    Разобраться с тем, какие бывают жанры, поможет список литературных жанров. Для каждого литературного рода он индивидуален. Краткая информация поможет легко и безошибочно определять, с каким жанром имеете дело на уроках литературы или с книгой, какого жанра знакомитесь самостоятельно.

    Эпические жанры литературы

    Эпос — это род литературы, в основе которого рассказ о событиях и их участниках. В эпических произведениях авторы рассказывают о событиях и описывают героев. Этот род литературы имеет жанры, которые утратили актуальность (архаические): миф, сказка, легенда, загадка, присказки, былины, летописи. Есть и такие эпические жанры, которые продолжают развиваться. С ними чаще всего встречаются современные читатели. К таким эпическим жанрам относится:

    Роман и роман-эпопея

    Это сложное по построению и большое по размерам эпическое произведение, написанное прозой. В романе охватывается широкий круг событий, которые происходят в ту или иную эпоху. В нем разносторонне описываются характеры персонажей. В романе больше двух сюжетных линий (И. Тургенев «Отцы и дети», Ф. Достоевский «Преступление и наказание», С. Муканов «Ботагоз», А. Кекильбаев «Плеяды — созвездия надежды»).

    События, которые описываются, происходят на протяжении десятилетий, столетий. Романы, в которых широко и всесторонне воссоздан эпохальный перелом в жизни народа, национально-исторические события, называются романами-эпопеями («Тихий Дон» Шолохова, «Война и мир» Толстого, «Путь Абая» М. Ауэзова).

    Иногда писатель создает несколько романов, которые связаны между собой содержанием или героями. Два таких романа создают дилогию (Б. Джандарбеков «Саки»), три — трилогию (А. Нурпеисов «Кровь и пот»), четыре — тетралогию.

    Фото: pixabay.com: UGC

    Повесть

    Это повествовательное произведение, написанное прозой, которое имеет одну сюжетную линию, небольшое количество персонажей и охватывает период от нескольких месяцев до десятка лет (Н. Гоголь «Шинель, А. Грин «Алые паруса», М. С. Кашимов «Печальная Мариям», С. Муратбеков «Горький запах полыни»).

    Повесть занимает промежуточное положение между рассказом и романом. В повести более полно, чем в рассказе, рассматривается проблема взаимодействия человека и общества, однако не настолько всесторонне, как в романе.

    Рассказ

    Небольшое по размерам повествовательное произведение, в котором речь идет об одном или нескольких событиях из жизни главного героя или нескольких персонажей (А. Солженицын «Матренин двор», М. Ауэзов «Серый Лютый», Б. Канапьянов «За хлебом»). Рассказ имеет такие особенности: характеры персонажей уже сформированы, отсутствует широкая мотивация событий, мало описаний, и они краткие.

    Фото: pixabay.com: UGC

    Новелла

    Небольшое эпическое произведение о каком-то необычном происшествии с динамичным сюжетом, неожиданной и быстрой развязкой. Этот жанр появился в эпоху Возрождения благодаря Джованни Бокаччо, получил развитие в эпоху романтизма (Гофман «Малютка Цахес») и утвердился в эпоху модернизма в творчестве Ги де Мопассана, А.Чехова, О. Бокея и др.

    По содержанию романы, повести, рассказы и новеллы бывают: автобиографическими, готическими, детективными, историческими, фантастическими, фэнтезийными, приключенческими, социально-психологическими, психологическими и т. д. Эти жанровые формы могут носить притчевый характер, как, например, роман Голдинга «Повелитель мух», повести Толстого «Хаджи-Мурат», Айтматова «Белый пароход».

    Читайте также: Сонет в мировой литературе: особенности формы, история жанра

    Лирические жанры литературы

    Лирика — это бессюжетные рифмованные произведения или ритмически организованные тексты, в которых отображается внутренний мир человека. Это субъективный род литературы. В таких текстах автор делится своими мыслями, чувствами.

    Фото: pixabay.com: UGC

    Жанры лирики учеными классифицируются по-разному. Чаще всего различают жанры стихотворений, которые сложились исторически (классические жанры) и по тематическому признаку:

    Традиционные лирические жанры

    1. Гимн — хвалебная песня на честь божества, героя или торжественного события. В современном восприятии гимн — это песня-символ государства.
    2. Ода — хвалебная песня или стихотворение в честь какой-то выдающейся личности или знаменательного события.
    3. Эпиграммы — небольшие остроумные стихотворения с неожиданным, грациозным завершением, в которых высмеивались недостатки общества или конкретных людей. Эпиграммы создавали Платон, Сафо, Бернс, Пушкин.
    4. Элегия — стих, наполненный настроениями грусти, в нем звучат жалобы на житейские проблемы, быстротечность жизни. Мастерами элегий были Овидий, Мильтон, Новалис, Пушкин.
    5. Послание — публицистическое стихотворение, написанное в форме письма-обращения к определенному адресату. Основатель жанра — Гораций.
    6. Сонет — особенный жанр стихотворения, который одновременно является и специфической формой поэтического изложения. Он характеризуется специфическим построением: состоит из 14 строк (двух катренов и двух терцетов). Признанные мастера сонета — Петрарка, Шекспир, Пушкин, Тредиаковский.

    Есть и такие жанры, как триолет, рондель, акростих, азбучное стихотворение, романс и курьезный стих и т. д.

    Фото: pixabay.com: UGC

    Тематическая классификация

    Согласно тематической классификации лирические стихотворения бывают таких жанров:

    1. Гражданская лирика — стихотворения, в которых речь идет об общественных, социальных или национальных проблемах (Ж. Жакыпбаев «Шугыныкгул теркш!», С. Торайгыров «Бедность», М. Лермонтов «Бородино»).
    2. Интимная лирика — стихотворения, в которых отображаются переживания героев, связанные с личной жизнью. В этих произведениях показана любовь как состояние души, как чувственное телесное переживание, чувства, которые связаны с семейной жизнью или дружбой (А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме», Р. Буркитбаева-Нукенова «Арабески любви»).
    3. Философская лирика — стихи, в которых осмысливается бытие, мир и человек, идут поиски смысла бытия, добра и зла. Разновидность этого жанра — медитация. Его особенность в том, что читателю раскрывается сам процесс размышлений лирического героя над проблемами жизни и смерти, сущностью души человека (Ф. Тютчев «Певучесть есть в морских волнах…», М. Макатаев «Ты бытие мне посвяти!»).
    4. Религиозная лирика — поэзия-обращение к Богу, выражение религиозных чувств и переживаний.
    5. Пейзажная лирика передает размышления и чувства героя, вызванные созерцанием природы (А. Фет «В саду», А. Кунанбаев «Лето»).
    6. Сатирическая поэзия — стихи, в которых средствами сатиры (иронии, сарказма, гротеска) вскрываются недостатки людей и общества.

    В современной литературе популярны такие лирические жанра, как травестия и пародия, палиндром, визуальные стихотворения.

    Драматические литературные жанры

    В драматических произведениях, как и в эпических, есть система персонажей, конфликт развивается во времени и пространстве, есть сюжет. Однако в отличие от эпоса в таких текстах нет описательности, авторские описания изложены в кратких ремарках, характеры героев раскрываются в их речи, действиях, поступках, связях, конфликтах. Основа драмы — действие, которое происходит на глазах у зрителя.

    Фото: pixabay.com: UGC

    В зависимости от особенностей развития действий и конфликта в драматическом произведении различают такие жанры:

    • Собственно драма изображает частную жизнь человека в острых столкновениях с обществом или самим собой. В отличие от трагедии в драме нет безысходности — смерти главного героя (А. Чехов «Чайка», Ж. Аймаутов «Шернияз», «Рәбиға»).
    • Трагедия — драматическое произведение, в котором показано столкновение непримиримых жизненных противоречий, а необычный герой попадает в безвыходное положение, вступает в борьбу с непреодолимыми силами и гибнет. К этому жанру принадлежит «Гамлет» Шекспира, «Борис Годунов» Пушкина, «Абай», «Енлик-Кебек» М. Ауэзова.

    Фото: pixabay.com: UGC

    • Комедия — произведение, в котором средствами юмора и сатиры развенчиваются негативные общественные и бытовые явления, изображается смешное. К этому жанру относят «Ревизора» Н. Гоголя, «Торсықбай» и «Айдарбек» Ж. Шанина.
    • Трагикомедия — драматический жанр, в котором посредством смеха изображаются трагические обстоятельства жизни человека или общества (А. Чехов «Три сестры»).

    Представленная информация подскажет, как определить, с произведением какого жанра знакомитесь. Это поможет лучше понять смыслы произведения и оценить мастерство писателя.

    Читайте также: Сказка: особенности жанра, признаки и примеры

    Предложения со словосочетанием ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ

    Наряду с этим развивались старые и создавались новые жанры литературы.

    Эллины были основоположниками европейского театра, изобрели ораторское искусство, создали большинство ныне существующих жанров литературы, сделали открытия мирового значения в сфере литературы и скульптуры…

    Фэнтези всегда было для меня несерьезно-развлекательным жанром литературы для подростков и оставалось на далёкой периферии внимания.

    Притчи существуют у всех народов мира, это один из самых древних жанров литературы и фольклора.

    Сообщения состоят из знаков (невербальных знаков, рисунков, музыки, слов, текстов, изложенных в различных жанрах литературы, журналистики, паблик рилейшнз) и контекста (ситуации, ситуативного фактора), влияющего на понимание смысла сообщения.




    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
    Карту слов. Я отлично
    умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.


    Насколько понятно значение слова пованивать (глагол), пованивало:

    Кристально
    понятно

    Понятно
    в общих чертах

    Могу только
    догадываться

    Понятия не имею,
    что это

    Другое
    Пропустить

    Важным жанром литературы оставалось летописание.

    Так же обстоит дело и со всеми жанрами литературы древнерусской.

    Итак, события последовательно, как и положено в повествовательных жанрах литературы, сменяют друг друга.

    Автор критично относится к популярному сегодня жанру литературы, который специалисты именуют фэнтази, особенно если эти фэнтази описывают давно минувшие времена.

    Этот документ считается образцом особого жанра литературы – светской политической науки.

    Это слово придумали позже, применив его к целому жанру литературы, порождённому выдающимся успехом издания «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей».

    Уже в три года малыши знакомятся с примерами разных жанров литературы: стихами, потешками, сказками, короткими рассказами.

    Ты же знаешь, что фантастика мой любимый жанр литературы.

    Существуют популярные жанры литературы.

    При этом в разных родах и жанрах литературы приспособительно-познавательное соотношение бывает разным.

    Место высокой и трепетной страсти занимал низкий адюльтер, но строился он по законам, уже отработанным куртуазной любовью; в отличие от высоких жанров литературы, героями которых становились представители высшей знати, дворянства и духовенства, герои низовой культуры – рядовые люди, а то и представители «дна»: нищие, воры, гулящие девицы.

    Думы – чрезвычайно своеобразный жанр литературы.

    Основные жанры литературы того времени: исторические (предание, сказание, повесть) и религиозно-дидактические (торжественное слово, поучения, жития, хождения).

    Но, в начале XX века, авторов, работавших в жанре детектива стали волновать иные вопросы, а криминальные произведения превратились из «гадкого утёнка» в модный жанр литературы.

    Вообще жизнь, реальная действительность, это, на мой взгляд, бездонный колодец для сюжетов всех возможных жанров литературы, для любого произведения.

    Это не только лучшая школа для будущих повестей и романов, но и отдельный, уникальный и неповторимый жанр литературы.

    Обычно выделяют жанры литературы по форме (рассказ, роман, эссе, очерк, пьеса, поэма и т.д.), по родам (эпические, лирические, лиро-эпические и драматические) и по содержанию (комедия, трагедия, драма).

    Хотя отнести эти истории к какому-то одному жанру литературы довольно проблематично: многие его рассказы напоминают басню или притчу с ясной моралью, но есть и бытовые юмористические зарисовки, а также рассказы о животных и даже фантастические повествования.

    Для них характерен особенный жанр литературы, официальная поэзия, где жизнеописание сочетается с панегириком.

    И так в каждом понятном классическом жанре литературы – ожидания оправдывает яркая жанровая определённость.

    У литературоведов этот интерес выражался в занятиях прежде всего неканоническими жанрами литературы или «пограничными» феноменами эстетического, а также в анализе модернистской поэзии и прозы, «нового романа» и т.д. – т.е. в тех предметных областях, где особенно явной становилась ограниченность и оценочная нормативность традиционных интерпретационных моделей и методов филологического анализа.

    Но и повзрослев, многие из нас не забывают героев своего детства, оставшись верными этому удивительному жанру литературы – фантастике.

    Однако более важным в смысле оригинальности содержания книги является переход от жизнеописания отдельных руководителей артиллерийского ведомства к созданию коллективной биографии этих военных деятелей, то есть ориентация на существующее сегодня в исторической науке сравнительно новое направление биографического жанра литературы.

    И если учесть, что афоризмы – один из труднейших жанров литературы, то можно представить, какой колоссальный труд вложил автор в данное издание.

    Передвижение по шкале времени стало аксиомой всех фантастических жанров литературы и кино.

    Попаданчество (хронотуризм) – неофициальное название жанра литературы и кино, в котором главный герой попадает чудесным образом в другой мир или в другое время, где и происходят его приключения.

    Ведущим жанром литературы просветительского классицизма стала трагедия.

    Среди всех жанров литературы философский материал важнее: он смотрит вперёд, о воспитании народа разумным и нравственным речь ведёт, о спасении жизни на планете вещает, а роман о вымышленном герое рассказывает.

    Я полагаю, научная фантастика как жанр литературы является стартовой площадкой для полёта мысли, фантазии.

    Это просто оригинальный жанр литературы.

    Но и романы как жанр литературы исчезли бы однозначно.

    С 12 лет, когда она прочла первый свой детектив, её душа была сразу и навечно покорена этим чудесным жанром литературы.

    Многие другие жанры литературы связаны с изучением прошлого и настоящего (событий, людей) в реальных условиях.

    В эпоху заменившего эрудицию интернета именно в этом жанре литература ставит эксперимент, выясняя, чем мы отличаемся от компьютера.

    История доказала, что именно эти жанры литературы наиболее действенны и, следовательно, наиболее долговечны.

    Поэтому традиционные жанры литературы «внешней», ориентированной на читателя (рассказ, повесть, сценка), трудно отделить у него от жанров «внутренних», личного пользования (дневниковая запись, письмо, заклинание).

    – Даже не могу сказать, какому жанру литературы могу отдать предпочтение!

    Надеюсь, в моей книге они найдут ключи и намёки, которые обратят их к этим питательным и вечным жанрам литературы.

    Будь любовь реликтом вымирающего жанра литературы, она была бы рифмованным стихотворением.

    Он геройски умер, но ты остаёшься живой, и это заслуга жанра литературы.

    А так как подавляющее большинство читателей этого жанра литературы девушки, то эта лирика, без сомнения, придётся им по душе.

    И, прежде всего, потому, что драматургия – один из самых древних, сложных и самых прекрасных жанров литературы.

    Писатели тысячи книг написали о путешествиях в прошлое, об изменении мировой истории, целый жанр литературы возник – альтернативная история.

    Нормальные писатели стонали от неё так, что родился отдельный жанр литературы.

    Вместе с тем, история – безусловный жанр литературы, как никакая другая наука.

    Что такое жанр? Определение, примеры жанров в литературе

    Определение жанра: Жанр — это организация и классификация письма.

    Что такое жанр в литературе?

    Что такое жанр? Жанр — это организация литературы по категориям в зависимости от типа написания произведения, примером которого является его содержание, форма или стиль.

    Образец литературного жанра

    Стихотворение Теодора Ретке «Вальс моего папы» подходит под жанр поэзии, потому что оно написано размерными и ритмичными строчками и разделено на строфы.

    Он не соответствует традиционному формату предложения-абзаца, который используется в других жанрах.

    Виды литературных жанров

    В литературе есть несколько жанров. Давайте рассмотрим несколько из них.

    Поэзия : Поэзия — один из основных литературных жанров, который может принимать различные формы. Некоторые общие черты поэзии заключаются в том, что она написана строками, имеющими размер и ритм. Эти строки составлены вместе, чтобы сформировать строфы, в отличие от других произведений, в которых используются предложения, разделенные на абзацы.Поэзия часто в значительной степени полагается на образный язык, такой как метафоры и сравнения, чтобы передать значения и создать образы для читателя.

    • «Сонет 18» — это стихотворение Уильяма Шекспира, относящееся к этой категории литературы. Это структурированное стихотворение, состоящее из 14 строк, следующих за метром (ямбическим пентаметром) и схемой рифмы, составленной из сонетов Шекспира.

    Драма : Этот литературный жанр часто называют пьесой, и он разыгрывается перед публикой.Драмы пишутся через диалоги и включают сценические указания, которым должны следовать актеры.

    • «Важность быть серьезным» Оскара Уайльда можно было бы считать драмой, потому что она написана посредством диалога в форме сценария, который включает в себя сценические указания, чтобы помочь актерам в исполнении пьесы.

    Проза : Проза — это тип письма, который написан с помощью предложений. Эти SE

    .

    Примеры и определение жанра

    Определение жанра

    Жанр означает вид искусства, литературы или музыки, характеризующийся определенной формой, содержанием и стилем. Например, в литературе четыре основных жанра: поэзия, драма, художественная литература и научно-популярная литература. У всех этих жанров есть свои особенности и функции, которые отличают их друг от друга. Следовательно, со стороны читателей необходимо знать, какую категорию жанра они читают, чтобы понять сообщение, которое оно передает, поскольку у них могут быть определенные ожидания до рассматриваемого чтения.

    Типы жанров

    В литературе есть пять типов жанров, в том числе:

    Поэзия

    Поэзия — первый крупный литературный жанр. Все типы поэзии обладают определенными характеристиками. Фактически, поэзия — это форма текста, который следует метру и ритму, с каждой строкой и слогом. Он также подразделяется на разные жанры, такие как эпическая поэма, повествовательная, романтическая, драматическая и лирическая. Драматическая поэзия включает мелодраму, трагедию и комедию, в то время как другие стихотворения включают оду, сонет, элегию, балладу, песню и эпос.

    Популярные примеры эпических поэм: Потерянный рай Джона Мильтона , Илиада и Одиссея , Гомер . Примеры романтических стихов: Red Red Rose Роберта Бернса . Все эти поэтические формы имеют общие особенности, например, они не следуют за абзацами или предложениями; вместо этого они используют строфы и строчки. Некоторые формы следуют очень строгим правилам длины и количества строф и строк, например, вилланелла, сонет и хайку.Другие могут иметь произвольную форму, например, Feelings, Now , Кэтрин Форман, в которой отсутствует какой-либо обычный размер и схема рифм. Кроме того, поэзия часто использует образный язык, такой как метафора, сравнение, звукоподражание, гипербола и аллитерация, чтобы создать усиленный эффект.

    Драма

    Драма — это форма текста, которая исполняется перед аудиторией. Это еще называют спектаклем. Его письменный текст содержит диалоги и сценические указания. В этом жанре есть и другие категории, такие как комедия, трагедия и трагикомедия.Уильям Шекспир известен как отец английской драмы. Его известные пьесы: Укрощение строптивой , Ромео и Джульетта и Гамлет . Пионерами в этой области были греческих драматургов, таких как шедевр Софокла Царь Эдип , и Антигона, , в то время как современные драмы включают Смерть коммивояжера Артура Миллера.

    Проза

    Этот тип письменного текста отличается от поэзии тем, что в нем полные предложения организованы в абзацы.В отличие от поэзии, проза фокусируется на персонажах и сюжете, а не на звуках. Он включает в себя рассказы и романы, а его поджанры — художественная и научная литература. Проза далее подразделяется на эссе, речи, проповеди и интерпретации.

    Художественная литература

    Художественная литература делится на три категории: реалистичные, нереалистичные и полу-фантастические. Обычно художественные произведения не являются реальными, и поэтому авторы могут использовать сложный образный язык, чтобы затронуть воображение читателей. В отличие от поэзии, он более структурирован, следует правильной грамматике и правильной механике.Художественное произведение может включать в себя фантастические и воображаемые идеи из повседневной жизни. Он включает в себя некоторые важные элементы, такие как сюжет, экспозиция, предзнаменование, восходящее действие, кульминация, падающее действие и разрешение. Популярные примеры литературной фантастики: Роман Джеймса Джойса Портрет художника в молодости , Рассказ Чарльза Диккенса о T для городов , Гордость и предубеждение Джейн Остин , и Harper Lee’s To Kill a Mockingbird .

    Научная литература

    Научная литература — обширная категория, в которой также есть поджанры; он может быть творческим, как личное эссе, или фактическим, как научная статья. Однако он может также использовать образный язык, в отличие от поэзии или художественной литературы. Иногда документальная литература может рассказывать историю, например автобиографию, а иногда может передавать информацию читателям.

    Другие примеры научно-популярной литературы включают биографии, дневники, мемуары, журналы, фантазии, тайны и романсы. Популярным примером жанра документальной литературы является Майкл Поллан

    .

    литературы | Определение, объем, типы и факты

    Литература , собрание письменных работ. Это название традиционно применялось к творческим произведениям поэзии и прозы, отличающимся намерениями их авторов и воспринимаемым эстетическим совершенством их исполнения. Литературу можно классифицировать по множеству систем, включая язык, национальное происхождение, исторический период, жанр и тематику.

    Британская викторина

    Памятные начала, том.1. Совместите начальную строку с работой

    «Она так глубоко укоренилась в моем сознании, что в первый год обучения я, кажется, верил, что каждый из моих учителей был моей переодетой матерью».

    Для исторической обработки различных литератур в географических регионах см. таких статей, как африканская литература; Африканский театр; Океаническая литература; Западная литература; Искусство Центральной Азии; Искусство Южной Азии; и искусство Юго-Восточной Азии.Некоторые литературы рассматриваются отдельно по языку, нации или специальному предмету (например, арабская литература, кельтская литература, латинская литература, французская литература, японская литература и библейская литература).

    Определения слова литература имеют тенденцию быть круглыми. В 11-м издании Энциклопедического словаря Merriam-Webster литература рассматривается как «произведения, обладающие превосходным качеством формы или выражения и выражающие идеи, представляющие постоянный или универсальный интерес.Критик XIX века Вальтер Патер называл «вопрос художественной или художественной литературы» «расшифровкой не просто фактов, но и фактов в их бесконечно разнообразных формах». Но такие определения предполагают, что читатель уже знает, что такое литература. И действительно, его центральный смысл, по крайней мере, достаточно ясен. Произведенное от латинского слова littera , «буква алфавита», литература — это, прежде всего, вся письменность человечества; после этого — письменный текст, принадлежащий данному языку или народу; тогда это отдельные части письма.

    одиночное заключение; Литература Послушайте, как Клинтон Террелл расскажет, как его открытие Шекспира Julius Caesar во время 18-месячного пребывания в одиночной камере привело его на путь из тюрьмы в Калифорнийский университет в Беркли, где он изучал английскую литературу, борясь с последствиями экстремальных ситуаций. изоляция. Показано с разрешения Регентов Калифорнийского университета. Все права защищены. (Партнер Britannica Publishing) Смотрите все видео для этой статьи

    Но уже необходимо квалифицировать эти утверждения.Использование слова или при описании литературы само по себе вводит в заблуждение, так как можно говорить об «устной литературе» или «литературе дописьменных народов». Литературное искусство не сводится к словам на странице; они там исключительно из-за ремесла письма. Как искусство, литературу можно описать как набор слов, доставляющих удовольствие. Тем не менее, с помощью слов литература возвышает и трансформирует опыт, выходящий за рамки «простого» удовольствия. Литература также более широко функционирует в обществе как средство как критики, так и утверждения культурных ценностей.

    Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.
    Подпишитесь сегодня

    Объем литературы

    Литература — это форма человеческого самовыражения. Но не все, что выражено словами, даже если оно организовано и записано, считается литературой. Те произведения, которые носят преимущественно информативный характер — технические, научные, публицистические — будут исключены из списка литературы большинством, хотя и не всеми, критиками. Однако некоторые формы письма повсеместно считаются принадлежащими к литературе как искусству.Считается, что отдельные попытки в этих формах успешны, если они обладают чем-то, называемым художественными достоинствами, и терпят неудачу, если нет. Природу художественных достоинств определить труднее, чем распознать. Писателю не нужно даже преследовать его, чтобы достичь этого. Напротив, научная экспозиция может иметь большую литературную ценность, а пешеходное стихотворение — вовсе не иметь.

    Самая чистая (или, по крайней мере, самая интенсивная) литературная форма — это лирическая поэма, за которой следуют элегические, эпические, драматические, повествовательные и пояснительные стихи.Большинство теорий литературной критики основываются на анализе поэзии, потому что эстетические проблемы литературы там представлены в их простейшей и чистейшей форме. Поэзия, несостоятельная как литература, называется вовсе не поэзией, а стихами. Многие романы — безусловно, все великие романы мира — являются литературой, но есть тысячи, которые не принимаются во внимание. Большинство великих драматических произведений считаются литературой (хотя китайцы, обладатели одной из величайших драматических традиций мира, считают, что их пьесы, за некоторыми исключениями, не обладают какими-либо литературными достоинствами).

    Греки считали историю одним из семи искусств, вдохновленных богиней, музой Клио. Все мировые классические обзоры истории могут служить благородными образцами литературного искусства, но большинство исторических трудов и исследований сегодня написаны не в первую очередь с учетом литературного мастерства, хотя они могут обладать им как бы случайно.

    Эссе когда-то было написано специально как литературный материал: его тематика имела сравнительно второстепенное значение.Сегодня большинство эссе написано как экспозиционная, информативная журналистика, хотя в великой традиции все еще есть эссеисты, которые считают себя художниками. Сейчас, как и в прошлом, некоторые из величайших эссеистов критикуют литературу, драму и искусство.

    Некоторые личные документы (автобиографии, дневники, мемуары и письма) входят в число величайших литературных источников мира. Некоторые образцы этой биографической литературы были написаны для потомков, другие не думали, что их прочитает кто-нибудь, кроме писателя.Некоторые из них выполнены в изысканном литературном стиле; другие, написанные на языке, созданном в частном порядке, завоевывают себе статус литературы благодаря своей убедительности, проницательности, глубине и размаху.

    Многие философские произведения считаются литературой. Диалоги Платона (4 век до н. Э.) Написаны с большим повествовательным искусством и в прекрасной прозе; «Медитации » «» римского императора 2-го века Марка Аврелия представляют собой собрание явно случайных мыслей, а греческий язык, на котором они написаны, эксцентричен.И все же оба они относятся к категории литературы, в то время как размышления других философов, древних и современных, — нет. Некоторые научные труды остаются литературными еще долго после того, как их научное содержание устарело. Это особенно верно в отношении книг по естествознанию, где элемент личного наблюдения имеет особое значение. Прекрасным примером является книга Гилберта Уайта «Естественная история и древности Селборна » (1789 г.).

    Ораторское искусство, искусство убеждения, долгое время считалось великим литературным искусством.Например, ораторское искусство американских индейцев широко известно, тогда как в классической Греции Полимния была священной музой поэзии и ораторского искусства. Великий римский оратор Цицерон оказал решающее влияние на развитие стиля английской прозы. Геттисбергское послание Авраама Линкольна известно каждому американскому школьнику. Однако сегодня ораторское искусство чаще воспринимают как ремесло, чем как искусство. Большинство критиков не признают рекламный копирайтинг, чисто коммерческую беллетристику, сценарии кино и телевидения как принятые формы литературного выражения, хотя другие горячо оспаривают их исключение.Казалось бы, проверка в отдельных случаях будет испытанием на стойкое удовлетворение и, конечно же, на истину. Действительно, категоризировать литературу становится все труднее, потому что в современной цивилизации слова есть везде. Человек подвержен непрерывному потоку общения. По большей части она скрыта от правосудия, но кое-где — в журналистике высокого уровня, на телевидении, в кино, в коммерческой фантастике, в вестернах и детективных рассказах, а также в простой объяснительной прозе — некоторые произведения почти случайно достигают успеха. эстетическое удовлетворение, глубина и актуальность, которые дают ему право стоять рядом с другими образцами литературного искусства.

    .

    Жанр | LiteraryTerms.net

    I. Что такое жанр?

    Жанр — это категория литературы, определяемая по форме, содержанию и стилю. Жанры позволяют литературоведам и студентам классифицировать произведения в рамках более широкого канона литературы. Жанр (произносится ˈzhän-rə) происходит от французской фразы genre , означающей «добрый» или «тип».

    II. Виды и примеры жанров

    Литература может быть разделена на бесчисленное количество жанров и поджанров, но есть три основных жанра, которые доминируют над большинством поджанров.Вот основные жанры в литературе:

    а. Поэзия

    По мере развития поэзия приняла множество форм, но в целом поэзия — это жанр литературы, имеющий некоторую форму метра или рифмы с акцентом на количестве слогов, музыкальности и разделении строк (линейность). В отличие от прозы, которая проходит от одного конца страницы до другого, поэзия обычно пишется строками и блоками строк, известными как строфы.

    Пример

    Вот отрывок из книги Майи Анджелоу «Все еще я встаю»:

    Вы можете записать меня в историю

    С вашей горькой, извращенной ложью,

    Вы можете вонзить меня в самую грязь

    Но все равно, как пыль, встану.

    Вас расстраивает моя дерзость?

    Чего у тебя уныние?

    «Потому что я хожу, как будто у меня есть нефтяные скважины»

    Насос в моей гостиной.

    Как луны и солнца,

    С уверенностью приливов,

    Так же, как высокие надежды,

    Еще встану.

    г. Проза

    Проза — это любой художественный текст, не оформленный в поэтической форме. Проще говоря, проза — это , а не стихов. Проза включает в себя, среди прочего, романы, рассказы, журналы, письма, художественную и документальную литературу. Эта статья — образец прозы.

    г. Драма

    Драма — это текст, который был написан с намерением быть представленным публике. Драмы варьируются от пьес до импровизаций на сцене. Среди популярных драм Шекспира « Ромео и Джульетта» , Лоррейн Хэнсберри « Изюм на солнце » и Теннесси Уильямс «Трамвай« Желание »».

    III. Важность использования жанров

    Жанры дают писателям определенный тип литературы, в котором они могут работать. Они позволяют писателям специализироваться на одном жанре или заниматься другими. Студенты, изучающие творческое письмо, могут сосредоточиться на различных жанрах, от поэзии до прозы, от научной литературы до драматургии. Жанры позволяют нам классифицировать литературу, определять то, что подходит для определенного типа литературы, и оценивать достоинства литературы на основе ее жанра.В общем, жанр — это инструмент классификации, который позволяет нам сравнивать и противопоставлять произведения в рамках одного и того же жанра и изучать, как произведения расширяют или бросают вызов определенным жанровым ограничениям. Новые жанры, такие как медиа (написание для телевидения, фильмов, веб-сайтов, радио, рекламные щиты и т. Д.) И графический роман (комиксы), расширяют то, что мы сегодня считаем литературой.

    IV. Жанры литературы

    Три основных жанра в литературе — это проза, поэзия и драма, но есть еще много поджанров или жанров внутри жанров.Вот несколько примеров других жанров в литературе:

    Пример 1

    «Маус: сказка выжившего» Арта Шпигельмана

    Maus — это пример литературного жанра, называемого графическим романом, иногда более известным как комикс. В Maus Шпигельман рассказывает историю Холокоста с использованием персонажей-животных.

    Пример 2

    Выступает Лори Халс Андерсон

    ПЕРВЫЙ ДЕСЯТЬ ЛОЖИ, ОНИ РАССКАЗЫВАЮТ ВАМ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

    1.Мы здесь чтобы помочь вам.

    2. У вас будет время попасть в класс до того, как прозвенит звонок.

    3. Будет соблюдаться дресс-код.

    4. Курение на территории школы запрещено.

    5. Наша футбольная команда в этом году выиграет чемпионат.

    6. Мы ждем от вас большего.

    7. Консультанты всегда готовы выслушать.

    8. Ваше расписание было создано с учетом вас.

    9. Код вашего шкафчика является личным.

    10. Это будут годы, на которые вы с любовью будете оглядываться.

    ДЕСЯТЬ ЛОЖЕЙ, КОТОРЫЕ РАССКАЗЫВАЮТ ВАМ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

    1. Вы будете использовать алгебру в своей взрослой жизни.

    2. Поездка в школу — это привилегия, которую можно отнять.

    3. Студенты должны оставаться на территории кампуса во время обеда.

    4. Новые учебники поступят со дня на день.

    5. Колледжи заботятся о вас больше, чем о ваших результатах SAT.

    6. Мы соблюдаем дресс-код.

    7. Скоро разберемся, как выключить нагрев.

    8. Наши водители автобусов — высококвалифицированные профессионалы.

    9. В летней школе нет ничего плохого.

    10. Мы хотим услышать, что вы скажете.

    Говори — это пример молодежной художественной литературы, еще одного поджанра прозы. Художественная литература YA привлекает молодых людей в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет с рассказами о взрослении на разные темы, от школьной борьбы до семейных конфликтов и отношений.

    В литературе существует множество жанров, включая поэзию и прозу, художественную и документальную литературу, рассказы и романы, драмы, басни, сказки, легенды, биографии и справочники. Список продолжается бесчисленным множеством жанров и поджанров, классифицирующих литературу множеством способов на основе многочисленных характеристик и стилей письма.

    V. Жанры в поп-культуре

    Жанры не ограничиваются литературой. Есть жанры фильмов, телешоу и песен.Вот несколько примеров жанров в поп-культуре.

    Пример 1

    Николаса Спаркса «Записная книжка » многими считается типичным примером романтического жанра как в художественной литературе, так и в фильмах. Другие жанры фильмов включают драму, комедию, романтическую комедию, научную фантастику, анимацию и фэнтези.

    Пример 2

    Музыкальных жанров очень много. Ниже приведены некоторые из самых популярных жанров:

    • Джаз
    • Народная музыка
    • Рок-музыка
    • Блюз
    • Музыка хип-хоп
    • Пение
    • Рэп
    • Поп-музыка
    • Классический период
    • Музыка кантри
    • Классическая музыка
    • Популярная музыка
    • Ритм-н-блюз
    • Панк-рок
    • регги
    • Хэви-метал
    • Электронная танцевальная музыка
    • Техно
    • Оркестр
    • Фанк
    • Альтернативный рок
    • Инструментальная
    • Дискотека
    • Opera

    VI.Связанные термины: стиль против жанра

    Стиль

    Часто аспектом того, что позволяет нам определить жанр, является особый стиль письма. Мистический жанр намеренно использует неизвестность и скрывает от читателя определенную информацию. Различные поджанры поэзии написаны в разных стилях: хайку, как правило, мирные или игривые, сонеты часто романтичны, а свободный стих свободен от стилей с рифмой или без, с переносом строки или без него. Разница между стилем и жанром состоит в том, что жанр — это всеобъемлющий тип литературы, тогда как стиль можно рассматривать как аспект жанра или даже голоса конкретного писателя.Вот пример сравнения стиля и жанра:

    Стиль:

    Мы понятия не имеем, что происходит! Кто знает? Кто мог знать? Кто убил мистера Брауна ?! Все в панике! Никто не знает, что делать! Это безумие!

    Стиль этого письма прерывистый, чрезмерно драматичный и панический.

    Жанр:

    Эта история исследует убийство мистера Брауна, который был найден мертвым в библиотеке.

    Жанр, напротив, — загадка убийства.

    VII. Закрывается

    Жанры позволяют разделить различные виды литературы, музыки, фильмов и других видов искусства на поддающиеся классификации группы. Помимо классических жанров прозы, поэзии и драмы в литературе существует множество поджанров, от фэнтези до научной литературы.

    .