Содержание

СМОЛЬНЫЙ СОБОР — жемчужина РАСТРЕЛЛИ: vladimirtan — LiveJournal

Любимый собор созданный Растрелли. Грандиозный и Прекрасный.

Величественный Смольный собор Франческо Бартоломео Растрелли начал возводить в царствование императрицы Елизаветы Петровны, а завершен он был В.П.Стасовым при императоре Николае I.

Этот храм по праву считается жемчужиной петербургского барокко. Царским указом он стал именоваться Собором всех учебных заведений. Именно в период начала его строительства указом императрицы Елизаветы в северной столице было восстановлено пятиглавие – традиционное завершение православной церкви.

По своей живописности, выразительности композиции, наружному убранству Смольный собор – одна из вершин мирового зодчества.

Смольный собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной.

Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни

В 1740-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте “Смольного дома” — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей.
Архитектор Смольного собора— Ф. Б. Растрелли. Собор был заложен в октябре 1748 года, возведение начато в мае 1751, но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. Открытие Смольного института состоялось 28 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году.

Если подняться на одну из четырёх колоколен можно увидеть кирпичную кладку XVIII века и увидить Петербург с высоты птичьего полёта.

История Смольного — Администрация Санкт-Петербурга


1730-е Наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор собора — Бартоломео Франческо Растрелли.


1748 Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. С 1749 года работами руководил Христиан Кнобель — архитектор, работавший вместе с Растрелли.


1751 К 1751 году были закончены все подготовительные работы и все фундаменты. Началось возведение самого собора. Вскоре началась Семилетняя война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. С 1762 года отделку собора ведёт архитектор Ю.М. Фельтен.


1764 Открытие Смольного института состоялось 27 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году.


1808Торжественное открытие Смольного института благородных девиц в новом здании, построенном специально для Института итальянским архитектором Джакомо Кваренги.


1859Инспектором классов назначен К. Д. Ушинский, который через некоторое время провел реформу обучения в Смольном институте. Реформа подразумевала ежегодные переводные экзамены, трехгодичные классы обучения были заменены годичными и учениц стали принимать в институт с десяти лет.


1917 Февраль 1917 г. – Смольный институт был закрыт как учебное заведение в связи с отречением Николая II от престола, упразднением Ведомства Императрицы Марии и, как следствие, отсутствием основных средств финансирования.

Август 1917 г. – в Смольный из Таврического дворца переезжает Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

25 октября 1917 г. – в Смольном проходил II Всероссийский съезд Советов, на котором была провозглашена победа социалистической революции в стране и сформировано первое советское правительство во главе с В. И. Лениным.


1918 10 марта 1918 г. – советское правительство переезжает из Смольного в Москву, в Кремль.


1934 1 декабря 1934 г. – в Смольном был убит Первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) С. М. Киров, что послужило началом репрессий в СССР.


1991 1991 г. – Смольный стал официальной резиденцией мэра, а затем губернатора Санкт-Петербурга, в наши дни здесь работает Правительство и Администрация Санкт-Петербурга.

Смольный собор

Смольный собор.

Одно из самых красивых культовых зданий России — Смольный Воскресения Христова собор – православный храм Санкт-Петербурга, который входит в архитектурный ансамбль первого в городе женского монастыря.

По древней русской традиции храмы возводили на высоких берегах рек, органично вписывая в пейзаж. Возведенный у излучины Невы Смольный собор стоит на земле, в средние века принадлежавшей новгородскому дворянскому роду, где была разрушенная шведами церковь Спаса.

На отвоеванной у шведов территории градостроительство Санкт-Петербурга ввело свои новшества – замыкать далекую перспективу прямых широких улиц монументальными сооружениями. И эту роль выполняет Смольный собор, формируя площадь Растрелли.

Не потому ли в нем столь удачно сочетаются строгая петербургская симметрия и регулярность с нарядным и богатым убранством, близким по духу древнему русскому зодчеству…

Историческая справка

По преданию императрица Елизавета Петровна желала завершить свой жизненный путь, удалившись в монастырь, в качестве настоятельницы в окружении молодых воспитанниц из благородных семей. Для осуществления заветного плана она предусмотрела построить женский монастырь, с домом для себя и отдельными апартаментами для проживания 120 девиц, в одном из самых красивых районов Северной столицы.

На месте сгоревшего Смольного дворца, где прошли годы юности дочери Петра Великого (будущей императрицы Елизаветы) в 1748 году было начато строительство по проекту придворного архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. Название местности закрепилось со времен основания города: когда-то здесь находился Смоляной двор, где варили деготь и хранили смолу для Адмиралтейской верфи.

Макет спроектированного ансамбля хранится в Академии художеств и свидетельствует не только об императорском великолепии будущей постройки, но и об изменении первоначального замысла. Растрелли планировал возведение над въездом в монастырь грандиозной колокольни высотой 140 метров, но впоследствии от этой идеи отказался. В результате доминантой комплекса выступает Смольный собор.

Семилетняя война (1756-1763) приостановила строительство из-за нехватки средств. Да и Елизавета была полна решимости вести войну с Пруссией до победного конца, и ее желание уйти в монастырь постепенно угасло. Она продолжает править до самой своей кончины в 1761 году, так и не дождавшись освящения собора.

Смена правителей, изменение назначения постройки, архитектурной моды и архитекторов превращает Смольный собор в самый длительный долгострой Петербурга.

Взошедшая на престол Екатерина II отстранила Растрелли от должности обер-архитектора в 1762 году, отправив его сначала в отпуск для лечения, а затем на пенсию. Строительство собора передали его помощнику Ю. Фельтену, вступившему в должность главного архитектора Канцелярии от строений.

Монастырь, в котором к концу XVIII века не осталось ни одной монахини, прекратил свое существование, а на его территории разместили два учебных заведения: Воспитательное общество Благородных девиц (1764) и Мещанское училище (1765), которые позднее были преобразованы в Смольный и Александровский институты.

Возобновлен Воскресенский Новодевичий монастырь был по указу Николая I от 14 марта 1845 года, обитель построили на Царско-Сельской дороге (Московский проспект), но это уже совсем другая история.

В 1806 году для Смольного института итальянский архитектор Джакомо Кваренги выстроит замечательное здание в стиле классицизма. Именно здесь в 1917 году помещался штаб революции — Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Завершение строительства Смольного собора осуществляет архитектор В. П. Стасов, спроектировавший внутреннее убранство, площадь перед главным входом и изумительной красоты высокую ажурную ограду.

После освящения в 1835 году храм приобрел статус Собора всех учебных заведений. К этому периоду специально для храма были написаны иконы. Большой запрестольный образ Богородицы принадлежит кисти замечательного русского живописца, члена Петербургской академии художеств, — А. Г. Венецианова.

Как большинство культовых зданий после Октябрьской революции Смольный собор был закрыт и превратился в склад, в годы Великой Отечественной войны сильно пострадал.

После реставрации в 1990 году в нем открыли Концертно-выставочный комплекс. Специально для зала был приобретен орган, здесь проводились концерты классической музыки и различные выставки.

Архитектура Смольного собора

Построенный в стиле позднего барокко Собор удивительно гармонично сочетает в себе традиции древнего русского зодчества и европейской классики. Совершенство пропорций, изящество декора, легкость и величие вызывают восхищение.

Смольный собор.

«Вот это Храм!» — так всякий раз, проходя мимо, восклицал знаменитый архитектор Кваренги. Приверженец совершенно иного архитектурного стиля, он, тем не менее, снимал шляпу перед гениальным творением Растрелли.

Композиция Смольного собора устремлена ввысь, пронизана вертикальной энергией, которая струится по граням стен, выбрасывая пышные волны узоров. Ажурный рисунок арочных окон дополняют собранные в пучки трехчетвертные колонны, двухцветное многоярусное сооружение очерчено сложным контуром. Благодаря этим деталям, характерным для светских построек Растрелли, нижние два яруса больше напоминают дворец. В отличие от европейских культовых зданий с одним нарядным фасадом, храм имеет равноценный вид со всех сторон. Здание высотой 93,7 метра обладает иллюзией уменьшения размеров при приближении к нему.

Смольный собор.

Создавая свой последний архитектурный шедевр, Растрелли проектировал сооружение с одним куполом по типу католических храмов Европы, но желание Елизаветы было непреклонным: она хотела русский пятиглавый собор. Решение получилось оригинальным. Выпуклый массивный центральный купол с луковичной главкой венчает собор, а расположенные симметрично вокруг него четыре колокольни вогнутой формы увенчаны небольшими луковичными куполами.

Со Смольной звонницы, расположенной во втором ярусе колокольни, с высоты 50 метров открывается панорама монастыря, Смольного института и живописный вид на Неву.

Смольный собор с высоты птичьего полета.

Смольный собор и весь ансамбль монастыря – замечательный образец Елизаветинского барокко, историко-архитектурный памятник мирового значения. Стены монастыря, которые построены как жилые помещения, спланированы в форме греческого креста с встроенными домовыми церквями по углам. Праздничный и живописный вид всему комплексу придает сочетание небесно-голубых стен с белой декоративной отделкой и позолотой.

Жизнь собора в наше время

Удивительное совпадение: Собор строился 87 лет (1748-1835) и столько же времени (1923-2010) был закрыт для проведения богослужений. Божественная литургия вновь зазвучала под сводами собора после столь длительного перерыва в праздник Благовещения 7 апреля 2010 года, а в честь 175-летия Собора в том же году выпустили памятную медаль.

С 2015 года здание собора окончательно было передано Русской православной церкви. Здесь регулярно проходят службы, совершаются таинства крещения, венчания.

Следует отметить, что в помещениях бывших монастырских зданий находятся факультеты политологии и международных отношений Государственного университета СПБ.

Сохраняется историческая традиция, по которой Воскресенский Смольный собор является храмом учебных заведений Санкт-Петербурга. Кульминацией деятельности священнослужителей храма по духовно-нравственному просвещению молодежи стала торжественная служба в Татьянин день – день студенчества, которая завершается награждением памятным знаком наиболее достойных студентов.

Для маленьких граждан открылись «Школа смолянок» и «Пажеский корпус», где большое внимание уделяется воспитанию в детях любви к Отечеству и интереса к наукам, которые отсутствуют в школьных программах: геральдика и этикет, старинные танцы и верховая езда, а также уроки медицины и милосердия.

По-прежнему все желающие могут совершить подъем в 277 ступеней на одну из высочайших смотровых площадок города — соборную звонницу, а по выходным дням посетить экскурсию и осмотреть собор. Вход в собор свободный, а рекомендуемое пожертвование, взимаемое с участников экскурсий и посетителей колокольни, идет на восстановление интерьера храма.

Где находится и как добраться

Адрес: Растрелли площадь, 1.

К Смольному собору от метро путь не близкий. Сэкономить силы и время для осмотра достопримечательности позволит поездка на общественном транспорте:

  • от станции метро «Площадь Восстания» Вас доставят 5 и 7 троллейбусы и 22 автобус;
  • от станции метро «Чернышевская» идут в нужном направлении 15 троллейбус и 22 автобус.

При желании можно совершить пешеходную прогулку через Таврический сад, выйдя к нему от метро «Чернышевская» по улице Фурштатской. За парком свернуть влево на Таврическую улицу, пройти по ней до пересечения с ул. Шпалерной, которая приведет на площадь Растрелли к Смольному собору.

Санкт-Петербург. Архитектура.: Смольный монастырь.

Смольный монастырь в Санкт-Петербурге построен по проекту Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли (1700-1771), итальянца по происхождению, ставшего великим русским архитектором. «Лучшей жемчужиной в творчестве Растрелли» и «»наиболее русским из его произведений» называют этот монастырь.
Его главное здание — Воскресенский собор, неповторимо-прекрасный, соперничающий с выдающимися шедеврами мировой архитектуры, — лучшее из всего, что создано в русском барокко. Даже не любивший барокко архитектор Джакомо Кваренги, проходя мимо собора Смольного монастыря, снимал шляпу: «Вот это храм!».

Смольный монастырь основала накануне своего 40-летия императрица Елизавета Петровна. Там, в тишине и покое, она надеялась завершить свою бурную жизнь. Елизавета задумала построить монастырь, небывалый по красоте и величию, который стал бы достойным памятником ее благополучному 20-летнему царствованию. Она предполагала стать игуменьей этой обители и жить в особом вместительном доме в окружении 120 девиц из благородных семей, причем для каждой из них надлежало построить «отдельный апартамент». А Смольным монастырь стали именовать по расположенному рядом еще со времен Петра Первого Смоляному двору, где варили деготь для нужд молодого российского флота.

В первоначальном варианте проекта Воскресенский собор был задуман однокупольным. Однако в июле 1749 г. Елизавета велела переделать уже готовый проект: главный храм надлежало строить «не по римскому маниру», а по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля, и колокольня должна быть такой, «как здесь Ивановская башня». То есть следовало возводить традиционный прямоугольный русский храм с пятиглавием, от которого в угоду европейской моде отказался Петр Первый. Елизавета же, изгонявшая все немецкое и утверждавшая свое, российское, считала, что внешний облик монастыря должен олицетворять незыблемость православия и извечность национального духа.

Строительству Смольного монастыря, продолжавшемуся с 1748 по 1769 г.г., предшествовала работа с моделью. Ее детали собирали в той же последовательности, в какой после строили обитель: сначала восточный корпус келий, потом северный, южный, затем ограду, башенки и, наконец, собор. Таким образом, главный храм монастыря — Воскресенский собор оказался вписан в крест, составленный из келий, трапезной, библиотеки, покоев настоятельницы и четырех церквей, расположенных по углам у самой ограды. Красота храма открывалась с любой точки монастырской территории, центром которой он являлся.

План собора напоминает греческий крест. Его главный параболический купол словно вырастает из мощного барабана, прорезанного огромными окнами. К барабану почти вплотную примкнули четыре двухъярусные башенки, увенчанные, как и центральный купол, луковичными главками, сформировав компактный живописный силуэт. Фасады здания отличаются необыкновенной нарядностью и пластичностью форм, при этом ни один фасад не похож на другой и открывает свою красоту в зависимости от освещения каждой стороны. Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.

К  1757 г. собор был почти готов, но работы остановились из-за Семилетней войны. Екатерина Вторая, взошедшая на престол в 1762 г., отказалась от замысла Растрелли возводить колокольню, и этот архитектурный шедевр остался только в модели, хранящейся ныне в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге. С 1762 года отделку собора вел архитеткор Ю.М. Фельтен. Завершал строительство ансамбля уже в 1830-х г.г. В.П. Стасов, бережно отнесшийся к первоначальному проекту. Он оформил въезд в монастырь и закончил отделку интерьера, который, правда, оказался намного скромнее, чем задумывал Растрелли. В то время уже господствовал классицизм, поэтому в отделке нет характерных для барокко роскошной золоченой резьбы, насыщенных яркими красками росписей, изобилия причудливых листьев, цветов и фруктов. Во внутреннем декоре Стасов ограничился лепным фризом, эффектными капителями колонн коринфского ордера и лепными поясами на барабане купола. Светлая окраска стен и сдержанность декора особенно подчеркивают необыкновенную легкость и устремленность вверх залитого светом пространства. Кажется, легкие арки не поддерживают свод, а напротив, увлекают за собой вверх четыре пилона и поднимают барабан высокого купола. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установили балюстраду из граненого хрусталя (балюстрада — ограждение балконов, лестниц, галерей, крыш, состоящее из ряда балясин, соединенных сверху поручнем). Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Урок композиции от Растррели №2

Фасад собора хорошо знаком. И его композиция тоже.  Дурная машина интернет на запрос буднично выдает Композиция Смольного собора пронизана вертикальной динамикой.  То есть общее движение архитектурных масс направленно вверх.  Любопытно что все существующие фотографии собора разных лет во все не противоречат этому выводу.  У собора действительно парящий над землей вид.  Как создается такой эффект в камне?  Не ищите в тектсте ниже однозначный ответ. Собор исследован с разных точек зрения и моя лишь одна грань гения Расстрели. Однако как каждая из этих граней она имеет место быть.

Отмему так же что как всегда я рассматриваю собор с позиции фронтальной композиции. То есть действую так как буд-то перед нами уплощенная картинка.

Два яруса фасада Смольного Собора.

Фасад собора можно поделить на два яруса. Нижний формирует тело собора (подскажите правильный термин).  Верхний образует удлиненный двухэтажный барабан купола.  Удлиненность пропорций барабана кстати так же дает вертикальную динамику. С боков объем барабана охватывают две колокольни. Их  крыши вполне традиционно находятся ниже уровня купола барабана. Однако первоначальное впечатление говорит о другом.  Почему?  Потому что вы смотрите не на уровни кровли но на окна башен и барабана.  Разберем этот момент подробнее.

Горизонтальные уровни раскрепованных карнизов и основания колон верхнего яруса Смольного собора.

Если мы будем строить воображаемые горизонтальные уровни ориентируясь на раскрепованные карнизы и основания колонн то получим вполне традиционное строение фасада. Где боковые башни подчинены главному барабану.

Горизонтальные уровни построенные по основаниям и верхам оконных проемов боковых башен.

Однако если мы построим горизонтальные уровни по основаниям и верхам оконных проемов оконных башен то результат будет отличаться. Первый ярус окон башен устроен вполне традиционно  и совпадает по уровням с окном барабана.  Второй ярус  окон находится выше уровня окна барабана.  Размер оконных проемов боковых башен разумеется не продиктован Растрелли инжинерной необходимостью. Очевиден простой вывод. Расположением окон Растрелли создает определенное движение на фасаде. Изобразим его.

                                                                                    Мотив расширения вверх на фасаде Смольного собора.
Мотив не пропорционального расширения архитектурных масс вверх  вверх один из распространненых сюжетов барокко.  Ему к примеру подчиняются луковицы барабана Смольного монастыря.  Другим примером может быть форма барабана купола у колокольни Николы Морского Савы Чевакинского.

Колокольня Николы Морского. Санкт-Петербург

Плавное течение вверх в кровлю и в стороны кронштейнов кружающими барабан  колокольни так же создает эффект противоестественного расширения вверх.

Но вернемся к фасаду Смольного собора. Мои скромные знания архитектуры барокко не позволяют мне сказать заимствовал ли сюжет с окнами Растрелли или изобрел самостоятельно. Важно другое. Насколько уверенно он это делает. Всю уверенность и даже дерзость  мастера помогает оценить композиционное строение тела собора.

Здесь Растрелли использует схожий прием.   Раскрепованные карнизы формируют привычную глазу структуру.  Размеры оконных проемов наклонно движутся вверх. Однако вектор движения окон нижней части противоположен и направлен к центру. Интересно что перепад в уровне оконных проемов не велик. Но тем не менее ясно воспринимается в общей композиции фасада собора.
Теперь соберем верхнею и нижнею часть и получим лед и пламень, борьбу противоположностей или попросту полет огромной каменной махины под управлением гения Расстрели.

Итак сначала вверх и в центр потом вверх и от центра. Перед нами косой крест один из любимых композиционных сюжетов искусства барокко.

Таким образом сегодня я  немного опроверг себя. В первом уроки композиции от Растрелли http://koloma9.livejournal.com/44473.html я заявлял о не тектоничности архитектуры барокко. А со Смольным собором у меня так не вышло. Массы нарастают вполне по законам земной логики. Хотя в порывистости и векторе

общего движения все-таки виден дух эпохи. Но с тектоникой мы не закончили. В одном из следующих уроков от Растрелли  на примере фасада Смольного  собора расскажу может ли архитектор «рисовать»  тектонику фасада.  Но вы наверно это уже и сами это заметили?
Пы.Сы. Я не архитектор и буду благодарен любому архитектору если он укажет на неточности моего языка!

Объекты и достопримечательности — Плейсмент

История

Смольный собор был выстроен на месте села Спасского. В 1725 году здесь организовали Смольный дом. В нем хранили расходные материалы (деготь, смолу) для кораблестроения. Идея создать монастырь на месте форта принадлежала Елизавете Петровне. По ее замыслу должен был получиться настоящий православный комплекс с собственными колокольнями, молитвенными и учебными заведениями. В 1744 году пожар полностью уничтожил дворец Елизаветы, а расчищенную территорию подготовили под будущий православный комплекс.

Об истории создания Смольного собора рассказывают на экскурсиях по храму, а на специальном стенде представлены фото и даты важных событий

Для работы над созданием нового проекта пригласили прославленного архитектора Бартоломео Растрелли. В 1751 году заложили фундамент постройки. Так началось полномасштабное строительство, которое щедро финансировалось государством. Но участие России в Семилетней войне негативно отразилось на процессе возведения. В 1761 году все работы по строительству полностью остановились. В этот же период умерла Елизавета Петровна.

Смольный собор, гравюра неизвестного художника

После Растрелли над созданием архитектурного облика трудился Ю.Фельтен. Под его руководством строительство длилось 10 лет — до 1775 года. Все попытки превратить частично выстроенный Смольный собор в полноценный комплекс так и не увенчались успехом. Около 70 лет роскошный объект простоял в недостроенном виде.

Смольный собор известен своей архитектурой и имеет выгодное расположение., Именно это вдохновляет фотографов делать атмосферные фото с его участием

Активное возрождение елизаветинского проекта началось при правлении Николая I. По поручению государя архитектор Василий Стасов полностью переработал чертежи и утвердил новый план. В результате кропотливой работы откачали воду из цокольных этажей, перекрыли крышу и заменили кирпичную кладку. Фасад здания также претерпел некоторые изменения: колонны облицевали белым мрамором, купол выкрасили в лазоревый цвет с золотыми звездами, установили новые скульптуры по эскизам Растрелли. Кроме этого, дополнительно оборудовали площадки для алтарей и роскошные мраморные ступени. Православное место освятили в 1835 году во Имя Воскресения Христова.

Колокол, расположенный у входа в собор, не всегда там находился. Он предназначен для звонницы и ждет окончания ремонта

Как добраться до Смольного собора

Посещение православного храма входит в экскурсионную программу для туристов. Самостоятельно доехать до известной достопримечательности в центральном районе города можно по-разному. Точный адрес: пл. Растрелли, 1, Санкт-Петербург, 191124 Как добраться от аэропорта Пулково:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутом №39Э ехать 30 минут до ст. м. Московская.

    Метро:от станции Московской по синей ветке ехать 13 минут до станции метро пр. Невский.

    Автобус:рейсом №5 проехать 9 остановок до ул. Тульской. Время поездки — 12 мин.

    Пешком:900 метров.

  • Вариант 2

    Автомобиль:на северо-запад по трассе Е105 в сторону пр. Обуховской Обороны, а затем выехать на Смольную набережную. Расстояние — 31 км.

Как добраться от Витебского ж/д вокзала:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутом №15 ехать 13 остановок до ул. Тульской. Время в пути — 24 мин.

    Пешком:900 метров.

  • Вариант 2

    Автомобиль:на северо-восток в сторону набережной Обводного канала, затем выехать на Синопскую набережную. Расстояние — 9,4 км.

Смольный собор на карте

Что посмотреть

Эта достопримечательность — в числе самых красивых православных зданий Северной столицы. Еще одно его название — собор Воскресения Христова. Строение входит в обширный комплекс Смольного монастыря. Здание высотой 94 метра выполнено в популярном стиле барокко, который нередко называют “елизаветинское барокко”. Если взглянуть на постройку сверху, она напоминает классический греческий крест, где в центре расположен Смольный собор, а с четырех сторон установлены купола. Фасад окрашен в голубой цвет с белокаменной лепкой. Сочетание двух оттенков придает строению праздничный и парадный вид.

Смольный собор — вид сверху

Постройка окружена четырьмя угловыми церквями, а также жилыми корпусами. На их фасаде установлены двухъярусные аркады. Особого внимания заслуживает купол домовых церквей: одна шлемовидная верхушка украшена большой главкой с крестом. Визуально создается эффект встроенного в стену архитектурного элемента.

На территории Смольного собора расположено несколько церквей, а также жилые комплексы для обитателей храма и монастыря

Звонница В первоначальном проекте Растрелли собор был однокупольным, но Елизавета не поддержала эту идею. По велению императрицы возвели пятиглавый храм. Непосредственно к церкви относится один купол, а все остальные — колокольни. Их форму нельзя назвать классической, вогнутые элементы состоят из двух ярусов. Наверху установлен небольшой луковичный купол, а на втором этаже — звонница. Сюда могут попасть все желающие.

Звонница собора расположена на втором этаже и попасть сюда может любой желающий. Именно с нее открывается потрясающий панорамный вид на город

Вход в звонницу находится справа от центральной двери, затем посетителям придется подняться по крутой винтовой лестнице. Именно здесь раскинулась самая популярная смотровая площадка города. Ее высота — 50 метров, и с этого места открывается потрясающий панорамный вид на Санкт-Петербург, Большеохтинский мост, площадь Растрелли, Эрмитаж и прочие знаковые места Северной столицы.

Смотровая площадка на звоннице Смольного собора

Интересно: если поближе рассмотреть колокол, можно увидеть иконографические изображения, а также названия ВУЗов Санкт-Петербурга.

Благоустройством прилегающей территории занимался архитектор Стасов. По его эскизам была отлита уникальная витиеватая ограда, установленная вокруг постройки. Этот архитектурный элемент завершает внешнее убранство, превращая постройку в единый ансамбль. При въезде на территорию монастыря есть пропилеи — портики-павильоны. Они выступают связующим звеном между храмом и Площадью Пролетарской Диктатуры с близлежащим садом.

При посещении собора стоит обратить внимание на ограду. Она выполнена по уникальным эскизам архитектора Стасова, который отвечал за оформление территории

Колоннады в классическом русском стиле появились здесь в 1923 году. Элементы расположены в 2 ряда по 5 штук. Пропилеи образуют крытые галереи с обеих сторон от центрального въезда.

Фото колоннад Смольного собора

Территория вокруг собора окружена парком. Его организовали еще в 1810 году, но за годы войны местность сильно пострадала. Современный вид сад приобрел в середине 20-х годов 20-го века. Перед зданием высадили цветы и выстроили 4 фонтана. На сегодняшний день сад является памятником садово-паркового искусства. Кроме классических для российского климата растений, здесь прижились сакуры — подарок японской делегации.

Помимо храма, еще одним интересным местом является парк у Смольного собора. В нем можно побродить среди зелени и полюбоваться пестрыми клумбами в теплое время года

Внутреннее убранство собора Интерьером внутренних помещений также занимался В. Стасов. Помещения выполнены просто, но торжественно. Стены облицованы белым искусственным мрамором. В интерьере используется лепнина. Ангельские лики переплетаются с цветочными орнаментом, пальмовыми ветвями и оливой.

Внутри Смольный собор выглядит довольно просто, но с достоинством. Его стены выполнены из белого мрамора, а в оформлении использована лепнина

Внутри храма установлено три иконостаса. Барочная святыня просуществовала до 1972 года, затем была демонтирована. Посетители могут увидеть две сохранившиеся иконы. Святые лики принадлежат кисти художника А. Венецианова. Их сюжет запечатлел вход в храм Пресвятой Богородицы и Воскресение Христа. Перед алтарями возвышаются фигурные столбики из натурального хрусталя.

В центре зала установлен иконостас, где проходят богослужения, остальное место занимают сидячие места и небольшая сцена, так как в соборе часто проходят концерты и разные мероприятия

Историческое наследие Елизаветы Петровны выступает филиалом государственного музея «Исаакиевский собор». Систематически в стенах храма проходят разнообразные мероприятия, концерты живой музыки и выставки. В церкви проходят богослужения, которые могут посетить все желающие.

Смольный собор настолько любим в Санкт-Петербурге, что здесь проходят не только выставки и концерты, но и выпускные торжественные вечера

Часы работы и стоимость билетов

Храм работает ежедневно — с 07:00 до 20:00. Подняться на звонницу и смотровую площадку можно каждый день с 07:00 до 20:00. Кроме этого, можно заказать экскурсионный обзор: четверг — воскресенье в 12:00, 13:00, 14:30 и 16:00. Для посещения Смольного собора не надо покупать билет — вход свободный. Подробная информация о деятельности и функционировании храма представлена на официальном сайте.

Стоит посетить Смольный собор в праздничные дни, когда выступает хор маленьких ангелов из воскресной школы

Интересные факты
  • Для того чтобы изготовить полноценный макет будущей постройки, пришлось сносить стены в четырехкомнатной квартире.
  • Предполагалось отлить колокол весом 327 тонны, но замысел так и не удалось воплотить в жизнь.
  • Во время восстановления собора археологи нашли множественные потайные ходы, направленные в сторону проспекта Чернышевского.
  • В подвалах здания оборудовали первое бомбоубежище, способное защитить от радиации.
  • В 1991 году в приходе организовали знаменитый камерный хор из выпускников консерватории.

Смольный собор ночью — вид с высоты птичьего полета

Полезные советы
  • Чтобы в полной мере познакомиться с историей достопримечательности и всего Петербурга, рекомендуется выбирать обзорную экскурсию. За один час посетители смогут узнать много интересного об архитектуре, женском учебном заведении и православном наследии.
  • Детям будет интересно посетить смотровую площадку с аудиогидом. Продолжительность экскурсии — 18 минут. Зимой площадка закрыта.
  • На территории комплекса нет кафе и мест общественного питания.
  • Рекомендуется надевать удобную обувь, поскольку лестница на смотровую площадку достаточно крутая.
Панорама Смольного собора в Санкт-Петербурге
Смольный собор в Санкт-Петербурге на видео

Смольный собор давно стал одной из визитных карточек Санкт-Петербурга. Гости и жители Северной столицы могут насладиться не только монастырем, но и другими достопримечательностями города, в частности — Исаакиевским собором. Вот уже 150 лет он поражает своим размахом и великолепием. Паломничество по святым местам Петербурга невозможно представить и без посещения храма Спас на Крови. Именно здесь в 19-ом веке был смертельно ранен Александр II.

Визитная карточка
Адрес

пл. Растрелли, 1, Санкт-Петербург, 191124

Официальный сайт

смольный-собор.рф

Стоимость

Бесплатно

Время работы

Храм — ежедневно, с 07:00 до 20:00;
Звонница и смотровая площадка — ежедневно, с 07:00 до 20:00;
Экскурсионный обзор — с четверга по воскресенье, в 12:00, 13:00, 14:30 и 16:00

Что-то не так?

Сообщить о неточности

Смольный институт — шедевр раннего классицизма

В России, и особенно в Санкт-Петербурге, сохранилось множество очень ценных памятников архитектуры разных эпох. Один из таких шедевров — Смольный институт. Причем прославился он не только потому, что это старинное сложное архитектурное сооружение, очень красивый вид, но и потому, что стал частью очень бурных исторических событий 1917 года, определивших направление развития такой огромной страны, как Россия. .

Этот архитектурный шедевр построен в стиле Палладио, этот стиль относится к ранним формам классицизма. Основоположником этого стиля был итальянский архитектор Андреа Палладио, живший в шестнадцатом веке. Стиль основан на строгом соблюдении симметрии, а также других геометрических форм, в то время как архитектура зданий отдается римскому и древнегреческому стилям. На Руси изначально этот стиль применялся при возведении усадеб и всяких загородных построек.

Здание Смольного института можно считать лучшим творением известного архитектора Кваренги. Он был создан для Воспитательного общества благородных девиц. Начало его строительства — 1806 год, а годом завершения строительства стал 1808 год.

Свое название институт унаследовал от расположенного по соседству Смольного монастыря, а свое имя он получил благодаря бывшему здесь смоляному двору.

Следует отметить, что Институт благородных девиц положил начало становлению женщины в Российском государстве.Сначала он располагался в здании Смольного монастыря, но в связи с тем, что часть монастыря была отдана под дом Вдовы, возникла необходимость возвести новое здание для Просветительского общества. После того, как Смольный институт был построен, всех девушек переселили в его просторные комнаты. Ну а вдовам достались кельи Смольного монастыря.

Просмотров:
16

Смольный монастырь — гениальное творение гениального мастера

А поколение, прошедшее обучение в советских школах, Смольном монастыре или просто «Смольном», будет ассоциироваться с Лениным.И даже спустя десятилетия в истории этого архитектурного ансамбля страницы, относящиеся к 1917-1918 годам, будут самыми яркими. И времена, следующие за этими событиями, самые трагичные. Без них Смольный монастырь Растрелли остался бы просто одним из многих замечательных творений гениального архитектора.

Название как адрес

Сама история названия монастыря довольно интересна, как и почти каждый объект в Санкт-Петербурге. До возникновения северной столицы эта территория была приграничной зоной.В селе Спасовщина сразу же, как только шведы построили на противоположном берегу крепость Ниеншанс, на этом месте возвели форт Сабина. Адмиралтейская верфь — одно из первых построек формирующегося города-крепости. Именно для нее построили Смоляный двор. Место было закреплено соответствующим названием. Возникший здесь позже Смольный монастырь, как и подавляющее большинство объектов, содержит в своем названии адрес своего местонахождения и … часть истории.

Желание императрицы — закон

Идея монастыря возникла у императрицы Елизаветы Петровны, которая заранее беспокоилась о своей старости. Она хотела тишины и покоя, и все это надежно гарантировало монастырю, настоятельницей которого собиралась стать царица. Но суровый аскетизм монашеского образа жизни не входил в понятие счастливой старости, и Смольный монастырь задумывался скорее как закрытое учебное заведение для девушек знатнейшего происхождения.Естественно, комфорт проживания гарантировал любой из 120 учеников. Для каждой предусмотрены отдельные апартаменты со всеми необходимыми услугами — такая отдельная уютная квартира. У настоятельницы должен был быть отдельный дом.

Обер-Архитектор Санкт-Петербурга

Выбор места — дань памяти молодым годам, проведенным в Смольном дворце (второе имя — Девичи), в своеобразном заключении по приказу Анны Иоанновны.

Франческо Растрелли, сын знаменитого Карла Растрелли, в то время был главным архитектором церкви Св.Петербург. Ему было поручено построить Воскресенский Новодевичий монастырь. В 1744 году гениальный архитектор разработал совершенно новый вариант ритуального объекта, который вместе с окружающими постройками стал новым явлением в церковной архитектуре.

Оригинальный подход

Главной отличительной чертой было полное отсутствие каменной ограды. Это был намек на то, что заведение будет не закрытым монастырем, предполагающим полный уход от светской жизни, а скорее высшим учебным заведением для знатных барышень.В 1748 году был заложен первый камень. На торжественном мероприятии присутствовала сама императрица. Смольный монастырь Растрелли становится одним из важнейших строительных объектов страны.

Старик должен присутствовать

Но желания женщин изменчивы. И императрица даже того желает. И уже в 1849 году первоначальный проект подвергается переработке. Во-первых, задуманная Растрелли колокольня высотой 140 метров, превышающая Петропавловскую колокольню, уменьшена до весьма скромных локальных размеров.В новом проекте есть черты старинных русских монастырей. В частности, предусматривалось наличие куполов: центрального — большого и массивного — окруженного четырьмя малыми.

Строительство века

Новый ансамбль Смольного монастыря выделяется большим количеством средств и рабочих. В 1754 году объект прибыла Елизавета. Увиденное настолько потрясло ее, что она сразу же заразилась гигантоманией и приказала отлить своему ребенку колокол, который затмил бы Царь-колокол — его размер должен был быть 6.Ширина 5 метров, а вес 20 000 пудов. Но императрица умирает до того, как ее освятят. Смольный монастырь предан забвению.

Забытые начинания

Пять лет здесь не велось никаких работ. Неоштукатуренный комплекс без куполов и колокольней оброс мрачными легендами. Войны опустошают казну, Екатерина II выталкивает Растрелли из бизнеса. Десять лет, с 1785 по 1795 год, работы продолжались, затем остановились. И если бы оно не возникло с появлением нового Императричного воспитательного общества для девочек из знатных семей, которым приходилось где-то жить, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге.Петербург останется невостребованным — монахинь было всего 20 человек.

С приходом Павла «благородные девы» (или, как их называли, «смолянок») были выселены, поселившись на освободившемся месте вдов. Очевидно, есть такие постройки, где, несмотря на их красоту, никто не может согреться.

Пришел собственник.

Полностью законченное строительство при Николае I. Продолжалось бесконечно 87 лет. Архитектор В.П. Стасов, выиграв конкурс, реставрировал и реставрировал собор за три года, и только в 1835 году комплекс освятили.Его стали называть Собором всех учебных заведений. Вдохновленные внешней красотой, которой был Смольный монастырь (фото свидетельницы), русские мастера постарались сделать интерьер достойным творчества великого Растрелли. Зал украшен мраморным шаром, хрустальная балюстрада и алтарь работы А. Васнецова сделали Смольный монастырь уникальным сокровищем русской культуры. Единственное, что не достроили, это колокольня, которая в принципе уже не влияла на внешний вид собора.Он был красив.

Сейчас все становится на свои места

Но оставаться в таком статусе монастырю до наших дней не дало революции, после которой эту жемчужину использовали даже под склад. Бедняк закрылся, переходил из рук в руки; в 1990 году здание использовалось как концертно-выставочный зал.

Первый после стольких раз прохождения молебен здесь проходит только в 2009 году. С 2010 года Смольный собор используется по прямому назначению — он открыт для богослужений.В 2011 году, почти сто лет спустя, в Смольном соборе прошли рождественские службы.

p>

Convento smolny — Википедия, la enciclopedia libre

Википедия todavía no tiene una página llamada «Convento smolny».


Busca Convento smolny en otros proyectos hermanos de Wikipedia:

Wikcionario (diccionario)
Wikilibros (обучающие / справочные)
Викицитатник (цитаты)
Wikisource (biblioteca)
Викинотики (нотиции)
Wikiversidad (contenido académico)
Commons (изображения и мультимедиа)
Wikiviajes (viajes)
Викиданные (данные)
Викивиды (особые виды)
  • Comprueba si имеет указание на номер правильного искусства, в Википедии, на котором находится Википедия, на сайте debería estar la información que buscas.Si el título es righto, a la derecha figuran otros proyectos Wikimedia donde quizás podrías encontrarla.
  • Busca «Convento smolny» en el texto de otras páginas de Wikipedia que ya existen.
  • Проконсультируйтесь по списку произведений искусства в «Конвенто смольный».
  • Busca las páginas de Wikipedia que tienen объединяет «Convento smolny».
  • Si ya habías creado la página con este nombre, limpia la caché de tu navegador.
  • También puede que la página que buscas haya sido borrada.

Si el artículo incluso así no existe:

  • Crea el artículo utilizando nuestro asistente o solicita su creación.
  • Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
  • En Wikipedia únicamente pueden include enciclopédicos y que tengan derechos de autor Compatible con la Licencia Creative Commons Compartir-Igual 3.0. No son válidos textos tomados de otros sitios web o escritos que no cumplan alguna de esas condiciones.
  • Ten en cuenta también que:
    • Artículos vacíos o con información minima serán borrados —véase «Википедия: Esbozo» -.
    • Artículos de publicidad y autopromoción serán borrados —véase «Википедия: Lo que Wikipedia no es» -.

Фотофонды Смольного монастыря | 183 Смольный монастырь Изображения

st., Petersburg, -, smolny, monastery ,, katedrāle, pa, russia, dzeršana uz vietas, sija

Fotosearch Enhanced
RF Bezmaksas

ул., петербург, -, смольный, монастырь ,, katedrāle, pa, russia, dzeršana uz vietas, sija

Fotosearch Enhanced
RF Bezmaksas

st., Petersburg, -, smolny, monastery ,, katedrāle, pa, russia, dzeršana uz vietas, sija

Fotosearch Enhanced
RF Bezmaksas

купола, dēļ, noteiktais artikuls, smolny, katedrāle, starp, noteiktais artikuls, lapas, dēļ, деревья., санкт-петербург., россия

Fotosearch Enhanced
RF Bezmaksas

jums, dēļ, noteiktais artikuls, baznīca, dēļ, noteiktais artikuls, smolny, klosteris, un, koks, филиалы.

Fotosearch Enhanced
РФ Безмаксас

rastrelli, kvadrātveida, pa, atrasties frontē, dēļ, noteiktais artikuls, smolny, katedrāle, ar, la, aurot

Fotosearch Enhanced
RF Bezmaksas

зиема, апскате, деж, ул., петербург., смольный, собор., ортодоксалс, церковь., музеи, dēļ, noteiktais artikuls, pilsēta

Fotosearch Enhanced
RF Bezmaksas

dusmīgs, un, balts, fotogrāfija, dēļ, st., Petersburg, dzeršana uz vietas, noteiktais artikuls, cēlonis, noteiktais artikuls, uzraksts, is, aizvērts, на карантине, pilsēta

Fotosearch

смольный, собор ,, apvidus, dēļ, noteiktais artikuls, celtniecības, ansamblis, dēļ, noteiktais artikuls, смольный, монастырь., светайс, петербург ,, россия.

Fotosearch Enhanced
РФ Безмаксас

caurspīdīgs, tranparents, uzraksts, turēt karantēnā, dzeršana uz vietas, noteiktais artikuls, cēlonis, dēļ, st., Petersburg ,, noteiktais artikuls, vispārējs, dēļ, corvid-

5000, Enhanced, russia

Iconotec
РФ Безмаксас

svētais, petersburg ,, apskate, dēļ, noteiktais artikuls, смольный, собор ,, россия., panorāma, uz, закат.

Fotosearch Enhanced
RF Bezmaksas

Бродячая камера — заметки о Санкт-Петербурге и его окрестностях

Альбом 61

(Перевод Светланы
Гузеева)

Третья часть цикла «Смольный ..» 🙂
Смольный институт и ближайшие окрестности.

Рядом со Смольным монастырем ..
.

Якомо Кваренги построил здание Смольного института в 1806–1808 годах. «Воспитательное общество благородных девиц» (переехавшее из монастыря) располагалось здесь до 1917 года.

Ныне это администрация Санкт-Петербурга.

Еще со времен, когда здесь происходили великие события, герб был изменен обратно на российский (кстати, не очень удачно с точки зрения композиции.Наверное, торопились 🙂
Площадь пролетарской диктатуры

Хотя, может быть, при осмотре достопримечательностей так не должно быть, но поскольку этот альбом является продолжением предыдущего, мы случайно отодвигаемся немного назад 🙂

Застройки перед Смольным появились еще в ХХ веке — в 1923 г. (пропилеи) и в 1930 г. (сад).

Надо сказать, что они неплохо с ним смешались.

Пропилеи (архитекторы В.А.Щуко и В.Г. Гельфрейх)
И в конце пара построек ближе к Смольному монастырю.

Как мне предложили, здесь находится «Российский институт радионавигации и времени».

Здание построено в 1950-х годах по проекту Князева и Сперанского.

«Палаты Кикиных» на Шпалерной улице. Построенные в 1714 году, они принадлежали адмиралтейскому советнику А.В. Кикиным, заведовавшим Смоляным двором (сейчас на его месте находится Смольный монастырь).

В следующем альбоме мы продолжим начатое путешествие и, несмотря на то, что темнеет, прогуляемся от Смольного института через Большеохтинский мост, по набережной Невы.

Смольный монастырь, Санкт-Петербург, Россия

Смольный монастырь ( Воскресенский ) — русский православный женский монастырь, построенный для проживания Елизаветы, дочери Петра Великого. После того, как ей было отказано в праве на престол, она решила стать монахиней. Однако ее императорский предшественник Иван VI был свергнут во время государственного переворота (осуществленного королевской гвардией в 1741 году).Тогда Елизавета решила не вступать в монашескую жизнь и приняла предложение русского престола, и работа в монастыре продолжилась под ее царским покровительством.

Главный храм монастыря, бело-голубое здание, считается одним из архитектурных шедевров итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, который также перепроектировал Зимний дворец и создал Большой Екатерининский дворец ( Екатерининский ) в Царское Село, Большой дворец в Петергофе и многие другие крупные Санкт-Петербургские.Достопримечательности Петербурга. Собор является центральным элементом женского монастыря, построенного Растрелли между 1748 и 1764 годами. Спроектированная колокольня должна была стать самым высоким зданием в Санкт-Петербурге, а в то время и во всей России. Смерть Елизаветы в 1762 году помешала Растрелли завершить этот грандиозный замысел.

Когда Екатерина II вступила на престол, выяснилось, что новая императрица категорически не одобряла стиль барокко, и финансирование строительства монастыря быстро закончилось.Растрелли не смог построить запланированную им огромную колокольню и закончить внутреннее убранство собора. Здание было закончено только в 1835 году Василием Стасовым с добавлением неоклассического интерьера в соответствии с изменившимися архитектурными вкусами того времени. Освящение собора состоялось 22 июля 1835 года. его главный алтарь был посвящен Воскресению, а два боковых алтаря были посвящены Святой Марии Магдалине и Праведной Елизавете. Церковь была закрыта советскими властями в 1923 году.