Содержание

Жизненные цели — цель и смысл жизни человека: зачем нужна цель в жизни и что влияет на ее выбор

Содержание


#1. Цель и смысл жизни


#2. Жизненные цели человека


#3. Источник энергии человеческой жизни


#4. Сущность человеческой энергии жизни


#5. Цели в жизни человека


Человек рождается, дышит, отдыхает, пополняет свою жизненную энергию и наблюдает за окружающей средой. И только на каком-то определенном этапе существования он задается вопросами смысла жизни, цели. Но не все находят ответы на эти, казалось бы, легкие вопросы…




Цель и смысл жизни


Есть такие, кому это не дает спокойно жить, и они все время тратят на поиски истины. Это становится их смыслом жизни. А другие просто плывут по течению, и для их жизни смысл не важен. Еще есть те, кому это интересно, и они находят приемлемые версии объяснения.


Смысл человеческой жизни можно рассматривать, как конечную цель жизни. Но это не то высшее предназначение, миссия, которая возложена на людей еще до рождения. Но на пути к пониманию случается много преград, которые сбивают с пути. Но хочется надеяться на то, что главная цель в жизни человека — быть полезным мирозданию.


Смысл человеческой жизни в древности имел различные трактовки:


  • для древнегреческих философов смысл жизни заключался в разных понятиях: для Сократа – достижение самосовершенствования, Аристотеля – быть счастливым, Эпикура – жизнь без страдания;
  • для буддистов – стремление к нирване, последующей за кармическим очищением;
  • древние китайцы-философы расходились во мнениях по поводу смысла, для одних – это гармоничное существование в мироздании, для других – служение Небесам;
  • славяне видели смысл жизни в продолжении жизни рода человека;
  • смысл для скандинавов – сражения и гибель в боях;
  • служба Аллаху – главная цель жизни мусульман;
  • для средневековых европейцев трактовки смысла жизни переплетались с христианством.

На понятие смысла жизни обращают внимание многие культуры и религии. Раздумывая над этим, человек должен ставить для себя конкретные вопросы. Задача сложная, но можно упростить, разбивая на подпункты:


  • Какая главная ценность существования?
  • Какие главные в жизни цели?
  • Зачем родился?

Ответив себе на эти вопросы, можно прийти к правильному ответу. Смогут помочь друзья, близкие люди или духовные наставники.




Жизненные цели человека


Не определив направленность своего бытия, цель прихода в этот мир, сложно найти смысл существования. Жизненные цели человека могут быть разными, но важно для каждого с ними определиться. Следует разбираться с тем, ради кого или чего просыпаемся каждое утро. Для одних – семейное благополучие, для другого человека – любимая работа, а для третьего человека цель – объездить весь мир. Недаром, люди, понимающие цель и смысл своего бытия, более счастливы и успешны. Несмотря на многогранность аспекта, поиски смысла в жизни не должны прекращаться. Это приносит наполненность человеческой жизни, становится источником жизненной энергии.




Источник энергии человеческой жизни


Часто состояние апатии испытывают люди, исчерпавшие свои ресурсы энергии. Но не стоит опускать руки. Следует стремиться определять цель существования человеческой натуры. И приложить максимум усилий для поиска нового источника энергии, чтобы продолжать нужный путь, свое дело. Ибо цели и есть источник благодатной жизненной энергии. Движение – энергия. Ее нужно извлечь и направить для пополнения энергетического запаса жизни человека. Так рассуждал о технических возможностях энергии Тесла. Но это применимо к духовной жизненной энергии. Приняв цель, как источник жизненной энергии, человека ждет счастливый и успешный результат.




Сущность человеческой энергии жизни


Все человеческие процессы жизни, активность, мышление и действие – энергия. Рождаясь, люди получают индивидуальные внутренние запасы. А дальнейшая судьба разная. Внутренне это зависит от темперамента, целей и смысла жизни, а внешний фактор – общество. Сами положительные изменения не придут, какой бы сильной ни была человеческая энергия жизни. Их надо хотеть и направлять. Ибо негативная энергия имеет разрушительные цели. Достигать созидания может должный позитивный потенциал.


Поглотители энергии жизни человеческой


Кроме источников существуют поглотители, среди которых следует отметить такие представления и индивидуальные качества:


  • видеть смысл жизни в контролировании;
  • ставить цель жизни – быть идеальным во всем;
  • эмоциональные перегрузки;
  • занятия, не имеющие смысла;
  • комплексы, обиды, фобии;
  • отложенные дела;
  • представлять смысл жизни в постоянном беге.

Есть смысл избавиться от этого. Освобождение даст возможность получать позитивные энергетические ресурсы, ставить цели жизни и двигаться вперед.




Цели в жизни человека


Важным для успеха является формулирование целей человеческой жизни. Но цель имеет смысл, когда способна быть достигнутой. Каждая жизненная достигнутая цель улучшит качество существования. Значит, смысл в такой цели человека есть. Нужно начинать действовать. Существует основной список сотни целей жизни человека:


  • Персональные:
  • дело жизни, имеющее смысл;
  • эксперт своего дела;
  • смысл избавления от вредных привычек;
  • цель в жизни – пополнение рядов друзей со всего мира;
  • постановка цели владения более чем тремя иностранными языками;
  • осознать смысл вегетарианства;
  • увидеть цель и смысл поиска тысячи почитателей;
  • пробуждение не позже 5 часов;
  • прочитать книгу за неделю;
  • путешествие по миру и пр.
  • Семья:
  • создать семью;
  • видеть смысл своей жизни в счастье другой половинки;
  • рождение детей;
  • постичь цель жизни человека в достойном воспитании ребенка;
  • хорошо выучить детей;
  • бракосочетание детей;
  • своя серебряная свадьба;
  • смысл жизни для внуков;
  • золотая свадьба;
  • праздники всем семейством и пр.
  • Финансы:
  • смысл существования без долговых обязательств;
  • пассивные доходы;
  • цель и смысл жизни в достойном стабильном доходе;
  • накопления;
  • осуществление цели обеспеченного человека – недвижимость у моря; 
  • цель в жизни – обустройство идеального дома;
  • каждому в семье личное авто;
  • достойное состояние детям;
  • помогать обездоленным и пр.
  • Спорт:
  • жизненная цель – быть в форме;
  • стать марафонцем;
  • садиться на шпагат;
  • прочувствовать цель, смысл дайвинга;
  • серфинг;
  • драйв парашютного прыжка;
  • осознать смысл боевых искусств;
  • езда верхом на лошадях;
  • исполнение цели стать гольфистом;
  • познать смысл жизни йогов.
  • Цели духовные:
  • медитировать;
  • поставить целью в жизни – прочтение сотни литературных шедевров;
  • увидеть смысл саморазвития в познании религии или эзотерики;
  • видеть смысл жизни в благотворительности;
  • цель человеческой жизни в гармоничной и мудрой душе;
  • осознание смысла крепкой воли;
  • каждодневная радость;
  • благодарность;
  • учиться реализовывать цель в жизнь и понимать смысл событий;
  • познавать смысл жизни посредством меценатства.
  • Творчество:
  • играть на гитаре;
  • почувствовать вкус жизни творческого человека путем рисования;
  • стать автором книги;
  • вести блог;
  • дизайнер своей квартиры;
  • сотворить что-то собственноручно;
  • обзавестись сайтом;
  • ораторство;
  • иметь разный танцевальный опыт;
  • видеть смысл жизни в создании уникальных кулинарных шедевров и пр.
  • Путешествия:
  • посетить итальянские города;
  • испанский отдых;
  • побывать на Коста-Рике;
  • проведать Антарктиду;
  • тридцатидневное таежное приключение;
  • трехмесячный американский вояж;
  • в Европу на своем автомобиле;
  • смысл таиландской зимовки;
  • прочувствовать смысл йоги в Индии;
  • вокруг света в круизе на лайнере.
  • Приключенческие цели:
  • казино Лас-Вегаса;
  • воздушный шар;
  • вертолет;
  • подводная лодка;
  • байдарки;
  • дикий палаточный отдых;
  • плавание с дельфином;
  • средневековые замки;
  • получить жизненный опыт и понять цель поедания мексиканских грибов шамана;
  • погрузиться в транс лесной музыки на недельном фестивале;
  • Прочие цели человеческого бытия:
  • заграничный отдых родителей;
  • знакомство с кумиром;
  • ощущение каждого дня жизни смыслом существования;
  • организация флэш-моба в Москве;
  • цель в жизни человека – больше одного высшего образования;
  • не обижаться;
  • посетить «святую землю»;
  • знакомства каждую неделю;
  • месяц без интернета;
  • осознать космос;
  • обрести наставника;
  • способствовать изменениям окружающих;
  • полюбоваться северным сиянием;
  • заняться выращиванием дерева;
  • покорить горы;
  • победить фобию;
  • полезное пристрастие;
  • почувствовать драйв американских горок;
  • появляться на чужестранном маскараде;
  • опыт наставничества.

Приходите в центр Арканум arcanum.ru, и опытные специалисты помогут определить наиболее важные цели. А главное – дадут Вам ключи для их достижения. С их помощью будет несложно разобраться в себе, научиться правильно ставить и успешно достигать любых жизненных целей!


Жизненные цели

Жизненные цели

/image.php?width=800&height=500&cropratio=1.6:1&image=/static/uploads/5deffee153eb2.jpg

2020-01-01

 

Зачем искать смысл жизни

Стремление к смыслу — это основной посыл логотерапии, отличающий учение Виктора Франкла от учения Зигмунда Фрейда, который утверждал, что человеком движет в первую очередь стремление к удовольствиям, и от учения Адольфа Адлера, который считал, что человеком движут его подростковые комплексы или cтремление к власти.

Виктор Франкл писал: «Человек не должен спрашивать, в чем смысл жизни, скорее он должен понять, что он сам и есть тот, к кому адресован это вопрос». Смысл индивидуален и уникален для каждого человека в каждый момент жизни, он меняется от ситуации к ситуации. Человек может ответить на эти вопросы только тогда, когда возьмет на себя ответственность за свою жизнь. В логотерапии свободный выбор, осознанность и ответственность становятся сутью человеческого существования.

Ответственность стала одним из ключевых моментов в логотерапии. Франкл сформулировал это так: «Живи, как будто бы ты живешь второй раз и как будто ты знаешь обо всем том, что сделал неправильно в первый раз, и сейчас можешь это исправить».

Логотерапия больше обращена в будущее, чем в прошлое пациента. Этот метод предлагает представить будущее как нечто уже произошедшее и прожить настоящее, как будто бы нам дали второй шанс исправить наши «прошлые» ошибки. Из всех психотерапевтических методов логотерапия меньше склонна накладывать на пациентов оценочные суждения врача, поэтому она не позволяет и пациентам перекладывать ответственность за свои решения на врача. Суть в том, что пациент сам решает, какие жизненные обязательства и задачи он берет на себя.

Принимать на себя страдания, которых мы можем избежать, это не героизм, а мазохизм

Если следовать метафоре Франкла, он представляет логотерапевта скорее как офтальмолога, а не как художника. Художник рисует мир, как он его видит. Задача логотерапии — показать пациенту мир таким, какой он есть, расширить его восприятие, показать многообразие смыслов.

Логотерапия также говорит о том, что человек должен найти смысл не внутри себя или своей психики как закрытой системы. Он должен найти смысл вовне, в реальном мире тремя способами:

  • Занятие творчеством или конкретным делом;
  • Эмоциональное переживание чего-либо или любовь к кому-либо;
  • Наше поведение в ситуации, когда страдания неизбежны.

Первый способ понятен. Счастлив тот человек, кто нашел дело по душе, сделал из своего хобби работу, которая нужна людям, за которую они готовы платить.

Второй способ связан с нашими эмоциональными переживаниями красоты, доброты и справедливости, восприятием природы или искусства, а также отдельного человека, которого мы любим, с кем мы подлинно близки. Секс — это скорее следствие общих переживаний мужчины и женщины. Он священен и уместен до тех пор, пока он продолжает быть выражением любви.

Третий способ обретения смысла — через страдания, которых человек не может избежать. Если человек не может изменить жизненные обстоятельства, он может измениться сам. При этом Франкл предупреждает, что принимать на себя страдания, которых мы можем избежать, это не героизм, а мазохизм.

Франкл считал, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, свободен взять на себя ответственность за свою судьбу, даже если его свобода объективно ограничена. Что, по его мнению, было нужно, чтобы найти и реализовать смысл жизни?

  • Самотрансцендентность — мысленный выход за пределы самого себя и направленность на что-то внешнее;
  • Самоотстранение — мысленный выход из любой ситуации и способность посмотреть на себя со стороны.

По мнению Франкла, внутреннее напряжение и поиск смысла в жизни — это не патология, а путь к саморазвитию. Если человек не может определить свои цели, это ведет к депрессии. А наличие цели, наоборот, помогает эту депрессию преодолеть.

Иногда люди легче переносят страдания, если могут понять их смысл

Цель логотерапии — помочь пациенту обрести утраченный им смысл жизни, активно включаясь в многообразный поток жизни. Логотерапевтические методы основаны на осознании и работе со страхами: страхом смерти, страхом неудачи, страхом ожиданий.

Франкл предложил несколько методов работы со страхами:

  • Метод парадоксальной интенции для лечения фобий и навязчивых состояний, вызванных страхом ожидания;
  • Метод дерефлексии для лечения сексуальных неврозов, вызванных избыточными намерениями или страхом неудачи;
  • Метод сократического диалога, применяемый при терапии специфических ноогенных неврозов.

Франкл считал, что даже юмор позволяет пациенту дистанцироваться от себя и своей проблемы и может быть одним из методов терапии. Он приводит пример сократического диалога с пациентом, своим коллегой, который несколько лет не мог справиться со смертью любимой жены. Виктор Франкл задал ему простой вопрос: «Что было бы, если бы вы умерли первым?» Ответ был: «Она бы ужасно страдала». «Значит, вы избавили ее от страданий?» — спросил Франкл. После этого пациент пожал ему руку и, не говоря ни слова, ушел.

Иногда люди легче переносят страдания, если могут понять их смысл. «Кем станет человек в границах наследственности и среды, зависит от него самого, — пишет Франкл. — В концлагерях, например, мы наблюдали, что некоторые вели себя как свиньи, в то время как другие вели себя как святые. Человек заключает в себе обе возможности; какая из них реализуется, зависит от принимаемых решений, а не от условий».

Об авторе

Ирина Романенко — психолог, консультант, проектный менеджер. Специализируется в области групповой динамики, психологии лидерства, разработки стратегий жизни, карьеры, старта бизнеса. Автор книги «Мастер Игры».

Читайте также

Смысл жизни: в чем смысл жизни?

Смысл жизни: в чем смысл жизни?

Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого».

Какое место смерть занимает в жизни человека?

О смерти, наверное, написано и сказано практически все, и добавить к этому что-либо трудно. Однако, если мы посмотрим, какое место занимает смерть в жизни человека, в его реальной жизни, повседневных заботах, мыслях, предметах, то увидим, что это место ничтожно мало, значительно меньше, чем какое-нибудь изменение фасона одежды или скандала вокруг рок-звезды. И, как писал один старый автор, самая большая, самая разительная, самая-самая страшная нелогичность в жизни человека — это та, что он не готовится к смерти, не готовится к тому, что в жизни его является самым верным и неизбежным.

Психолог такую ситуацию объяснит довольно просто. Он скажет, что смерть вытесняется из сознания, из психики, и что это вытеснение необходимо и даже полезно, отчасти об этом уже говорил Федор Ефимович Василюк. На самом деле, если мы задумаемся о смерти то, как мы сможем продолжить эту часто суетную жизнь, как мы будем делать все наши дела и делишки?

И, действительно, получается такая коллизия, о которой сегодня говорили, которая идет еще от блаженного Августина: «Пока мы живы, смерти нет, а когда умрем, не будет жизни». Эти состояния разделены, и вопрос в том, как их искать вместе.

Но тем не менее и в психологическом плане смерть встречается с жизнью. Причем она встречается с жизнью не где-то на периферии коллизий психической реальности, а в очень важном, едва ли не центральном месте. Это место — проблема смысла жизни.

Смысл жизни

Для того, чтобы как-то подтвердить эти слова, позволю себе небольшое психологическое отступление. Что есть смысл? Смысл не есть предмет, название, слово, Смысл — это улавливаемое нами, отражаемая связь между предметами. Обычно это связь между предметами и ситуацией меньшей по отношению к ситуации большей. Скажем, понять смысл того, почему вы пришли на эту конференцию, исходя из этой конференции, невозможно. В каждом случае мы должны выйти за границы этой конференции, и тогда окажется, что один, скажем, пришел, чтобы получить знания, другой — чтобы написать диссертацию, третий — себя показать и т. д. То есть в каждом случае мы должны выйти из данной ситуации и войти в контекст ситуации более широкой.

Далее. Каждый смысл возгоняется, восходит по вертикали в некую иерархию, лестницу, потому что ответ, что я пришел себя показать, тут же подразумевает новый вопрос: а ради чего ты хочешь себя показать? И там приходится отвечать: ради того, что я обладаю такой профессией или еще что-то. Вопрос о профессии вновь подразумевает вопрос: а ради чего тебе эта профессия?

И такая возгонка неизбежно ведет к последнему вопросу: ради чего ты живешь?

И вот здесь мы вновь обнаруживаем себя в ситуации: понять смысл жизни, исходя из жизни, из ее контекста и ситуации — нельзя по определению. Потому что по определению: смысл есть отношение меньшего к большему.

Смысл жизни как проблема, как сам вопрос может быть поставлен лишь в том случае, если мы отнесем его к чему-то, что более нашей жизни, что выходит за грань нашей жизни. Именно здесь происходит реальная встреча со смертью.

И эта возгонка подразумевается в нашей жизни, даже когда мы ее и не осуществляем. Подобно тому, как в Римской империи все дороги вели в Рим, все вопросы о смысле, или точнее, о смыслах, разлитых в нашей жизни, так или иначе ведут к этому главному и существенному смыслу жизни.

И последнее, когда мы говорим о смыслах, то речь не идет о некоторых декларациях, которые человек произносит. Речь идет о внутренней субъективной реальности. Смысл — это суверенная территория души. Поэтому смысл нельзя навязать, его нельзя преподать. Истине не обучаются, истина переживается. Это старое положение философов.

Когда происходит встреча со смертью? В онтогенезе, т. е. в ходе индивидуального психического развития это происходит несколько раз. Ведь постановка вопроса о смысле жизни — это вечная по сути дела постановка. Здесь нет какого-то определенного ответа на всю жизнь. Но острота высвечивания этой проблемы приходится на главные, переломные моменты человеческой жизни.

У Маршака есть такое стихотворение «Четыре года без смерти». Он вспоминает, что до четырех лет он был бессмертен, т. е. смерть в это время как бы не присутствовала в его жизни, а в четыре года он вдруг понял, что когда-то умрет, конечно, в бесконечном пространстве-времени, но умрет. Как он горько это переживал, плакал.

Затем смерть появляется в очень важном возрасте — примерно в 9-10 лет. Это вообще довольно таинственный возраст, потому что в эти годы человека очень часто сопровождают тяжелые болезни, выводящие его на грань смерти. Если просмотреть биографии многих людей, то обнаружится, что в этот период жизни многие из них были тяжело больны.

Затем следует подростковый период. Это конечно, наиболее драматический возраст. Главный драматизм подросткового возраста заключается в том, что здесь впервые с полной отчетливостью и ясностью человек понимает свою смертность. В подростковом возрасте появляются первые самоубийства, появляются первые игры с этой гранью. И как мы знаем, подростковый возраст — это наиболее возвышенный, философский возраст, когда человек решает проблемы связанные со всем своим будущим, со всем смысловым содержанием смысла жизни.

Далее, следует выделить кризис, манифестируемый достаточно ярко в 30-летнем возрасте. За ним с периодичностью примерно в 10 лет следуют кризисы смысла жизни 40 лет, 50 лет, и т. д.

Помню запись 51-летнего Толстого в «Исповеди». Он пишет: «две мыши — белая и черная — то и дело подтачивают корни куста, на ветвях которого я вишу над пропастью. Я держусь за ветви жизни, зная, что неминуемо меня пожрет дракон смерти».

Вопрос о смысле жизни

Помимо закономерностей возрастных, есть и структурные закономерности в решении вопроса о смысле жизни. Они теснейшим образом связаны с теми ступенями или структурами смысловой сферы, которые можно наметить.

Можно говорить об эгоцентрическом уровне, когда человек воспринимает себя как единицу, центр, а другие, все окружение выполняет служебную роль в зависимости от того, помогают они его желаниям или нет. Если помогают — они хорошие, если не помогают, то они враги. Смерть здесь воспринимается как конец личного благополучия, как стимулятор эгоцентрической работы. Соответственно смысл жизни рассматривается как увеличение суммы личных достижений вне зависимости от блага других людей.

Смерть такого человека как бы уничтожает его, все становится бессмысленным после его смерти.

Следующий важный уровень — это группоцентрический, где центральной является группа, общность, с которой человек себя идентифицирует. Отношение к другим тесно зависит от того, принадлежит он к этой группе или не принадлежит. Если принадлежит, то другой человек достоин жалости, сожаления, любви, снисхождения. Если не принадлежит, то эти чувства на него могут не распространяться. В этом случае смысл жизни уже выходит за грани смерти человека, и он видится в жизни, благополучии той группы, с которой он себя идентифицирует. Мы все жили в таком мире, где такая центрация была официальной: «забота у нас такая, работа у нас большая — жила бы страна родная, и нету других забот!» «Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей!» И так далее. Здесь главный смысл заключается в том, чтобы жил определенный «кусок» общности. Он может быть разным — от семьи до страны. Он может быть совершенно разным по объему, но психологически — это одно и то же: жили бы «мои», жили бы «мы», «наши», а что касается остальных, то это безразлично.

И, наконец, следующая ступень, которую можно назвать гуманистической, просоциальной. На этой ступени любой другой человек, принадлежит он моей группе или нет, обладает в смысловом восприятии такой же ценностью, как я сам. На этой ступени впервые появляется нравственность, потому что до этого о нравственности мы говорить не можем. Можно говорить о морали: группоцентрической или корпоративной. Но мораль, как известно, есть во всех слоях общества, начиная от преступников и кончая работниками торговли и т. д. Только на уровне нравственного сознания начинает действовать императив Канта или если говорить проще, старое золотое правило этики: поступай с другим так же, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. В качестве примера переживания подобного нравственного состояния можно сослаться на 37-летнего Эйнштейна, который во время тяжелой, угрожающей смертью болезни писал: «Я настолько чувствую связь с другими людьми, что мне все равно, где кончается моя жизнь» отсюда и смысл жизни.

На уровне нравственного сознания смысл жизни более широкий и светлый, чем тот , который присутствует в групповой морали. Он преображает деятельность человека, хотя этот смысл относится ко всему человечеству, он, строго говоря, конечен, поскольку конечно человеческое существование и человечество как таковое также конечно. Другое дело — в каких масштабах и сроках эта конечность заключена.

И, наконец, последняя ступенька, которую можно обозначить, — это ступень духовная или эсхатологическая. На этой ступени человек начинает рассматривать себя как существо, связанное, соотнесенное с духовным миром. Тогда он сам и любой другой человек приобретает не только гуманистическую, общечеловеческую, но и определенную сакральную ценность. Здесь, на этой ступени, устанавливается его личная «формула», связь с духовным миром, личная форма связи с Богом. На этой ступени смерть рассматривается вообще не как конец личного бытия, а как переход от одного состояния жизни к другому, переход от изменений душевно-телесных к изменениям духовно-бестелесным. И по сути на этой ступени и только на этой ступени возможно появление бесконечного смысла жизни, смысла жизни, не уничтожимого фактом физической смерти.

Жизненная коллизия разрешается нахождением смысла жизни только в религии. Поэтому смерть называют козырной картой религии, в частности, постигая нашу культуру, козырной картой христианства. Потому что другие подходы не могут покрыть эту карту.

В заключение я хотел бы вернуться к сомнению, которое было высказано старым автором о том, что стоит ли людям думать о смерти пока они живы. Это сомнение принадлежит многим психологам, которые считают, что мысль о смерти надо вытеснять, поскольку она только мешает жизни. На самом деле то или иное решение вопроса о смысле жизни, которое, как я пытался показать, необходимым образом связано со смертью, играет едва ли не важнейшую роль в организации жизни человека, в организации самых разных проявлений этой жизни.

Если говорить о медицине. Медицина не может существовать вне концепции жизни и смерти. Я позволю себе сказать, что она начинается с этой концепции. Более того, позволю себе высказать утверждение, что если нет этой концепции, то это не медицина вообще, какими бы инструментами она ни обладала. Потому что основы медицины были заложены Гиппократом, его клятвой. В клятве речи нет ни о каких инструментах. В ней речь идет об определенной организации на подобии ордена. Врач — это не профессия наряду с другими типа слесарь-сантехник или инженер. Это особая профессия, в которую должны входить люди с особым сознанием и призванием.

Возьмем любое проявление современной медицины, о которых очень хорошо говорила Валентина Васильевна Николаева, например отношение ребенка к ситуации болезни. Дети в больницах не играют, они замкнуты, они фиксированы на своих родителях, они воспринимают болезнь только как ограничение. Все это целиком относится к советской больнице.

Все это соответствует в лучшем случае уровню группоцентрической морали или группоцентрическому пониманию смысла жизни, потому что в центре советской больницы находится болезнь, а не человек, не ребенок.

Если бы в центре нормальной больницы находился ребенок, то тогда все было бы повернуто по-другому. Потому что задача врача и задача такого рода больницы, где находятся дети, тяжело больные дети, — сделать так, чтобы они там жили, а не просто лечились. Сейчас лечение — центр больничного распорядка, к которому приноравливается жизнь больного ребенка. Нужно повернуть наоборот. В центре — жизнь ребенка, ее смысл. Лечение — это средство, «которое должно пристраиваться » и соответствовать смыслу жизни ребенка.

И такие больницы есть. У нас, правда, я их не видел. Я видел их за границей. В подобной больнице ребенок может жить, общаться со сверстниками, шутить. Он не будет зафиксирован на родителях.

Все эти вопросы являются ключевыми. Если они не будут решаться, если на понимании смысла жизни не будет строиться образование медиков, то тогда мы так и останемся на представлении о человеке как организме, которым надо манипулировать, вырезать его органы, торговать ими или передавать по наследству и т. д.

Понимание смысла жизни, возгонка этого понимания до уровня подлинных духовных ценностей является основанием человеческой медицины.


Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого».

 

Ответы священников о смысле жизни:

Если человек не знает, чем ему заниматься в этой жизни, то как и о чем ему просить у Бога?

 

Читайте также:

Протодиакон Андрей Кураев: Смысл жизни

Старец Паисий Святогорец: О глубочайшем смысле жизни

Протоиерей Михаил Шполянский: Смысл жизни: путь бабочки

Cтарец Илий о смысле жизни

Подборка материалов о смысле жизни

Словарь Правмира — Жизнь

Смысл жизни человека. В чем смысл жизни человека? Проблема смысла жизни человека

В чем смысл жизни человека? Многие люди во все времена задумывались над этим вопросом. Для кого-то проблема смысла жизни человека вообще не существует как таковая, кто-то видит сущность бытия в деньгах, кто-то – в детях, кто-то – в работе и т.д. Естественно, что над этим вопросом ломали головы и великие мира сего: писатели, философы, психологи. Они посвящали этому годы, писали трактаты, изучали труды своих предшественников и пр. Что они говорили по этому поводу? В чем видели смысл жизни и предназначение человека? Давайте ознакомимся с некоторыми точками зрения, возможно, это поспособствует формированию собственного видения проблемы.

О вопросе в целом

Итак, в чем смысл жизни человека? И восточные мудрецы, и философы абсолютно разных времен пытались найти единственный правильный ответ на этот поставленный вопрос, но тщетно. Каждый думающий человек тоже может столкнуться с этой проблемой, и если уж мы не способны найти верное решение, то постараемся хотя бы порассуждать и немного разобраться в теме. Как максимально приблизиться к ответу на вопрос о том, какой смысл в жизни человека? Для этого необходимо определить для себя назначение, цель своего существования. В зависимости от того, чего хочется добиться на определенном отрезке жизненного пути, будет меняться и смысл жизни человека. Это легко понять на примере. Если вы в 20 лет твердо для себя решили заработать много денег, то есть поставили такую задачу перед собой, то с каждой удачной сделкой ощущение того, что бытие наполнено смыслом, будет только расти. Однако спустя 15-20 лет вы поймете, что трудились в поте лица в ущерб личной жизни, здоровью и т.д. Вот тогда все эти годы могут показаться если и не бессмысленно прожитыми, то имеющими смысл лишь частично. Какой в данном случае можно сделать вывод? Что жизнь человека должна иметь цель (в данном случае – смысл), пусть и переходящую.

Можно ли жить без смысла?

Если человек лишен смысла в жизни, это значит, что у него нет внутренней мотивации, а это делает его слабым. Отсутствие цели не позволяет взять собственную судьбу в свои же руки, сопротивляться невзгодам и трудностям, к чему-то стремиться и т.д. Человек без смысла жизни легко управляем, так как у него нет своего мнения, амбиций, жизненных критериев. В таких случаях свои желания подменяются чужими, в результате чего страдает индивидуальность, не проявляются скрытые таланты и способности. Психологи говорят, что если человек не хочет или не может найти свой путь, предназначение, цель, то это приводит к неврозам, депрессии, алкоголизму, наркомании, суицидам. Поэтому каждый человек должен искать смысл своей жизни, пусть даже неосознанно, к чему-то стремиться, чего-то ждать и т.д.

Что понимается под смыслом жизни в философии?

Философия о смысле жизни человека может рассказать нам очень многое, так, этот вопрос всегда стоял на первом месте для этой науки и ее почитателей и последователей. Философы тысячелетиями создавали какие-то идеалы, к которым надо было стремиться, какие-то закономерности существования, в которых и крылся ответ на вечный вопрос.

1. Если , например, говорить об античной философии, то Эпикур цель бытия видел в получении удовольствия, Аристотель – в достижении счастья путем познания мира и мышления, Диоген – в стремлении к внутреннему покою, в отрицании семьи и искусства.

2. На вопрос о том, в чем смысл жизни человека, философия Средневековья давала такой ответ: следует почитать предков, принимать религиозные воззрения времени, передавать все это потомству.

3. Представители философии 19-20 веков тоже имели свой взгляд на проблему. Иррационалисты видели сущность бытия в постоянной борьбе со смертью, страданиями; экзистенциалисты считали, что смысл жизни человека зависит от него самого; позитивисты же вовсе считали эту проблему бессмысленной, так как она выражена лингвистически.

Толкование с точки зрения религии

Каждая историческая эпоха ставит перед обществом задачи и проблемы, решение которых самым что ни на есть непосредственным образом влияет на то, как личность понимает свое предназначение. Так как меняются условия жизни, культурные, социальные запросы, естественно, что меняются и взгляды человека на все вопросы. Однако людей никогда не покидало желание найти тот единственный, так сказать, универсальный смысл жизни, который подходил бы для любого слоя общества, для каждого отрезка времени. Это же самое желание отражается и во всех религиях, среди которых особо стоит отметить христианство. Проблема смысла жизни человека рассматривается христианством неотделимо от учения о творении мира, о Боге, о грехопадении, о жертве Иисуса, о спасении души. То есть все эти вопросы видятся на одной плоскости, соответственно, сущность бытия представляется вне самой жизни.

Идея «духовной элиты»

Смысл жизни человека философия, точнее – некоторые ее последователи, рассматривала еще с одной интересной точки зрения. В определенное время получили широкое распространение такие представления о данной проблеме, которые культивировали идеи «духовной элиты», призванной уберечь все человечество от вырождения путем приобщения его к культурным и духовным ценностям. Так, например, Ницше полагал, что суть жизни состоит в том, чтобы постоянно рождались гении, талантливые личности, которые бы возвышали простой народ до своего уровня, лишали его чувства сиротства. Эту же точку зрения разделял и К. Ясперс. Он был уверен, что представители духовной аристократии должны быть мерилом, образцом для всех остальных людей.

Что говорит по этому поводу гедонизм?

Основатели этого учения – древнегреческие философы – Эпикур и Аристипп. Последний утверждал, что как телесное, так и духовное удовольствие – благо для индивидуума, которое должно положительно оцениваться, соответственно, неудовольствие – плохо. И тем желательнее будет удовольствие, чем оно сильнее. Учение Эпикура по данному вопросу стало нарицательным. Он говорил, что все живое тянется к удовольствию, к этому же стремится и любой человек. Однако он получает не только чувственное, телесное наслаждение, но и духовное.

Теория утилитаризма

Данная разновидность гедонизма разрабатывалась в основном философами Бентамом и Миллем. Первый, как и Эпикур, был уверен, что смысл жизни и счастье человека — лишь в получении удовольствия и стремлении к нему и в избегании мучений и страданий. Он также считал, что критерий пользы может математически вычислить конкретный вид наслаждения или неудовольствия. А составив их баланс, мы можем выяснить, какой поступок будет плохим, какой – хорошим. Милль, который дал название течению, писал, что если какое-либо действие способствует счастью, то оно автоматически становится положительным. А чтобы его не обвинили в эгоизме, философ говорил, что важно не только счастье самого человека, но и его окружающих.

Возражения в адрес гедонизма

Да, таковые были, и немало. Суть возражений сводится к тому, что гедонисты и утилитаристы видят смысл жизни человека в стремлении к удовольствию. Однако как показывает жизненный опыт, человек, совершая поступок, далеко не всегда думает, к чему это приведет: к счастью или огорчению. Более того, люди сознательно делают такие вещи, которые заведомо связаны с тяжелым трудом, мучением, смертью, для того, чтобы достичь тех целей, которые далеки от личной пользы. Каждая личность уникальна. То, что для одного есть счастье, для другого – мучение.

Глубоко критиковал гедонизм Кант. Он говорил, что счастье, о котором высказываются гедонисты, — весьма условное понятие. Каждому оно представляется по-разному. Смысл и ценность жизни человека, по мнению Канта, заключаются в стремлении каждого выработать в себе добрую волю. Только так можно достичь совершенства, исполнить моральный долг. Имея волю, личность будет стремиться к тем поступкам, которые и отвечают за ее предназначение.

Смысл жизни человека в литературе Толстого Л.Н.

Великий писатель не только размышлял, но даже мучился над этим вопросом. В конце концов, Толстой пришел к выводу, что цель жизни заключается только в самосовершенствовании личности. Также он был уверен, что смысл существования одного индивида нельзя искать отдельно от других, от общества в целом. Толстой говорил, что для того чтобы жить честно, надо постоянно бороться, рваться, путаться, ведь спокойствие – это подлость. Именно поэтому негативная часть души ищет умиротворения, но она не понимает, что достижение желаемого связано с потерей всего, что хорошего и доброго есть в человеке.

Смысл жизни человека в философии трактовали по-разному, это происходило в зависимости от многих причин, течений конкретного времени. Если рассматривать учения такого великого писателя и философа, как Толстой, то там сказано следующее. Перед тем как решать вопрос о цели существования, необходимо разобраться, что такое жизнь. Он перебирал все известные тогда определения жизни, но они не удовлетворили его, так как сводили все только к биологическому существованию. Однако жизнь человека, по словам Толстого, невозможна без нравственных, моральных аспектов. Таким образом, моралист переносит сущность жизни в нравственную сферу. После Толстой обращался и к социологии, и к религии в надежде найти тот единый смысл, который предназначен каждому, но все было тщетно.

Что говорится по этому поводу в отечественной и зарубежной литературе?

В данной сфере количество подходов к этой проблеме и мнений ничуть не меньше, чем в философии. Хотя многие писатели выступали и в качестве философов, рассуждали о вечном.

Итак, одной из самых старых является концепция Экклезиаста. В ней говорится о суетности и ничтожности человеческого бытия. По мнению Экклезиаста, жизнь – это вздор, бессмыслица, чепуха. А такие составляющие бытия, как труд, власть, любовь, богатство, не имеют никакого смысла. Это то же самое, что гоняться за ветром. В общем, он полагал, что никакого смысла у человеческой жизни нет.

Российский философ Кудрявцев в своей монографии выдвинул идею, что каждая личность самостоятельно наполняет бытие смыслом. Он настаивает только на том, чтобы все видели цель лишь в «высоком», а не в «низком» (деньгах, удовольствии и т.д.)

Русский мыслитель Достоевский, который постоянно «разгадывал» тайны человеческой души, считал, что смысл жизни человека — в его нравственности.

Смысл бытия в психологии

Фрейд, например, полагал, что главное в жизни – быть счастливым, получать максимум удовольствия и наслаждения. Только вещи эти сами собой разумеющиеся, а вот личность, которая задумывается о смысле жизни, — душевнобольна. А вот его ученик, Э. Фромм, считал, что нельзя жить без смысла. Нужно сознательно тянуться ко всему позитивному и наполнять этим бытие. В учениях В. Франкла этому понятию уделяется главное место. Согласно его теории, ни при каких обстоятельствах в жизни человек не может не видеть целей существования. А обрести смысл можно тремя путями: в деле, при переживании, при наличии определенной позиции к жизненным обстоятельствам.

А есть ли на самом деле смысл в человеческой жизни?

В данной статье мы рассматриваем такой вечно существующий вопрос, как проблема смысла жизни человека. Философия на этот счет дает не один ответ, некоторые варианты представлены выше. А ведь каждый из нас хоть однажды, но задумывался над осмысленностью собственного бытия. Например, согласно данным социологов, примерно 70% жителей планеты живут в постоянном страхе, тревоге. Как оказалось, они не искали смысл своего бытия, а просто хотели выжить. А ради чего? И тот суетливый и тревожный ритм жизни – следствие нежелания разобраться в этом вопросе хотя бы для себя. Как бы мы ни прятались, проблема все же существует. Писатели, философы, мыслители искали ответы. Если проанализировать все результаты, можно прийти к трем суждениям. Попробуем найти смысл и мы?

Суждение первое: смысла нет и не может быть

Это значит, что любая попытка отыскать цель – заблуждение, тупик, самообман. Этой теории придерживались многие философы, в том числе Жан-Поль Сартр, который говорил, что если нас всех впереди ждет смерть, то в жизни нет смысла, потому что все проблемы так и останутся неразрешенными. Разочарованными и неудовлетворенными в поиске истины остались также А. Пушкин, П. Вяземский, Омар Хайям. Следует сказать, что такая позиция принятия бессмысленности жизни очень жестока, не каждый человек даже способен ее пережить. Многое в природе человека противится этому мнению. По данному поводу следующий пункт.

Суждение второе: смысл есть, но у каждого свой

Почитатели этого мнения считают, что смысл есть, вернее, он должен быть, поэтому мы должны его придумать. Данный этап подразумевает важный шаг – человек перестает бегать от себя самого, он должен признать, что бытие не может быть бессмысленным. В такой позиции личность более откровенна сама с собой. Уж если вопрос появляется вновь и вновь, то от него не получится отмахнуться или скрыться. Обратите внимание, если мы признаем такое понятие, как бессмысленность, тем самым мы же и доказываем правомерность и право на существование того самого смысла. Это все хорошо. Однако представители этого мнения, даже признав и приняв вопрос, не смогли найти универсальный ответ. Дальше все пошло по принципу «раз признал – додумай сам». В жизни есть очень много дорог, можно выбрать любую из них. Шеллинг говорил, что счастлив тот, кто имеет цель и видит в этом смысл всей жизни. Человек с такой позицией будет стараться найти смысл во всех явлениях, событиях, которые с ним происходят. Кто-то обратится к материальному обогащению, кто-то — к успехам в спорте, кто-то – к семье. Теперь получается, что универсального смысла ведь нет, значит, все те «смыслы» — это что? Лишь уловки, которые прикрывают бессмысленность? А если все же общий для каждого смысл есть, то где его искать? Переходим к третьему пункту.

Суждение третье

А звучит оно так: есть смысл в нашем существовании, его даже можно познать, но лишь после того, как познаете того, кто это бытие создал. Здесь уже будет актуален вопрос не о том, какой смысл жизни человека, а о том, зачем он его ищет. Значит, потерял. Логика проста. Совершив грех, личность потеряла Бога. И не надо здесь самому придумывать смысл, следует лишь снова познать Творца. Даже философ и убежденный атеист Рассел Бертран сказал о том, что если изначально исключать существование Бога, то нечего вообще искать смысл, его не будет. Смелое решение для атеиста.

Самые распространенные ответы

Если спросить человека о смысле его существования, он, скорее всего, даст один из следующих ответов. Давайте рассмотрим их подробнее.

В продолжении рода. Если вы так отвечает на вопрос о смысле жизни, то тем самым показываете наготу души своей. Живете ради детей? Чтобы обучить их, поставить на ноги? А потом что? Потом, когда дети вырастут и покинут уютное гнездышко? Вы скажете, что будете учить внуков. А чему? Чтобы они, в свою очередь, тоже не имели целей в жизни, а шли по замкнутому кругу? Продолжение рода – это одна из задач, но она не универсальна.

В работе. Для многих людей планы на будущее связаны с карьерой. Вы будете трудиться, но для чего? Кормить семью, одеваться? Да, но этого мало. Как-то реализовать себя? Тоже недостаточно. Даже древние философы утверждали, что труд не будет долго радовать, если нет общего смысла в жизни.

В богатстве. Многие уверены, что накопление денег – главное счастье в жизни. Это становится азартом. А ведь чтобы жить полноценно, не нужны несметные сокровища. Выходит, делать деньги постоянно ради денег – бессмысленно. Особенно в том случае, если человек не понимает, зачем ему богатство. Деньги могут быть лишь инструментом для осуществления своего смысла, предназначения.

В существовании для кого-то. Это уже больше наполнено смыслом, хотя схоже с пунктом о детях. Конечно, забота о ком-то – это благодать, это правильный выбор, но недостаточный для самореализации.

Что же делать, как найти ответ?

Если все же поставленный вопрос не дает вам покоя, то ответ следует искать в самом себе. В данном обзоре мы вкратце рассмотрели некоторые философские, психологические, религиозные аспекты проблемы. Даже если вы будете читать такую литературу сутками и изучите все теории, то далеко не факт, что вы на 100% с чем-то согласитесь и примете это за руководство к действию.

Если вы решили найти смысл своей жизни, значит, вас что-то не устраивает в настоящем положении вещей. Однако будьте осторожны: время идет, оно не будет ждать, пока вы найдете что-то. Большинство людей пытается реализовать себя именно в вышеуказанных направлениях. Да пожалуйста, если вам это нравится, приносит удовольствие, то кто же запретит? С другой стороны, кто сказал, что так нельзя, что это неверно, что мы не имеем права так жить (для детей, для близких и т.д.)? Каждый сам выбирает свой путь, свое предназначение. А может, не стоит его искать? Если что-то уготовано, то оно и так придет, без лишних усилий со стороны человека? Кто знает, возможно, и это правда. И не удивляйтесь, если смысл жизни вы видите разным на каждом отрезке своего существования. Это нормально. Природа человека вообще такова, что он постоянно в чем-то сомневается. Главное – быть наполненным, как сосуд, чем-то заниматься, чему-то посвящать свою жизнь.

В чем смысл жизни человека на земле

Поиски смысла жизни продолжаются с сотворения мира. На разных этапах развития человечества объяснить его пытались религии и философские течения, лучшие умы трактовали это понятие с разных точек зрения. Предлагаем краткую историю поисков.