Содержание

Колесников Степан Федорович — жизнь и творчество


13 февраля 2019

Сын крестьянина, Степан, в детстве получил бесценные уроки живописи у иконописцев. Степан был братом художника И.Ф.Колесникова. Далее последовала учеба в Одесском художественном училище за счет Славяносербского земства, где в течение шести лет обучения у таких мастеров, как Ладыженский и Констанди, художник завел крепкую дружбу с Бродским и Бурлюком. В 1899 г. взял в жены Ирину Попандопуло — дочерь греческого помещика, спустя два года у пары родилась дочь.

Колесников Степан Федорович. «Березы. Осень». 1902

В 1903 году Степан поступает в ИАХ в Санкт-Петербурге (Императорскую Академию художеств), где черпал знания у таких великих мастеров, как Киселёв, Репин, Маковский, Куинджи. Через пару лет обучение в ИАХ было приостановлено из-за волнений, и художник на это время вместе с друзьями из училища уезжает на этюды в родовое имение Давида Давидовича в Украине.

Колесников Степан Федорович. «Перед грозой». 1909

За конкурсную картину «В старой усадьбе» живописец получает право на пенсионерскую поездку, во время которой он посещает не только Германию, но Францию, Бельгию, Италию. С 1910-х начинается активная выставочная деятельность – он выставляется на международных выставках в Мюнхене, Риме, Венеции. 1912 год отличается поездкой в Азию, Туркменистан и Монголию. Откуда возвращается с огромным количеством работ, которые были представлены на двух выставках в Санкт-Петербурге.

Колесников Степан Федорович. «Зима. На околице Одессы». 1918

В 1914 г. ему присвоили почетное звание академика. За победу на Х Всемирной выставке (в Мюнхене) за картину «Весна» С.  Ф.  Колесников получил большую золотую медаль 1-го класса, благодарность от правительства Российской империи и золотой портсигар с брильянтом на крышке от императора Николая ІІ. После этого начался самый плодотворный и яркий, но, к сожалению, очень краткий период его жизни на родине.

Колесников Степан Федорович. «На привале. Пасущиеся лошади». 1927

Во времена учебы им было написано огромное количество украинских пейзажей, ему было важно именно состояние природы, он редко выписывал лица персонажей.

До революции его работы часто можно было увидеть в выставочных залах Академии. Колесников пользовался успехом, его узнавали, а работы приобретали за большие деньги. Но все это происходило до 1918, когда подъем карьеры сменился упадком. Во время войны им, как и многими художниками, был выполнен ряд картин на военную тематику. Репродукции картин Степана Федоровича часто публиковались в популярных журналах. Так, его работы на военную тематику, можно было увидеть в журнале «Летопись войны».

Колесников Степан Федорович. «Без названия». 1929

Позднее С.  Ф. Колесников попытался вместе с семьей пересидеть сложные годы в Одессе и (или) Александровке. По одним данным, он вернулся сюда в 1917–1918 гг., по иным — в 1914 г. Однако еще в 1970-х годах один из лучших знатоков творчества художника, научный сотрудник Одесского художественного музея Л.  Н.  Гурова доказала, что на самом деле он приехал в Одессу в 1915 г. и с этого времени стал участником выставок Товарищества южнорусских художников. Но во всех его биографиях после возвращения в Одессу отмечается почти «полный провал» до середины 1920 г. Что касается даты выезда за границу, то известно, что художник точно находился в Одессе до ноября 1919 года, так как тогда участвовал в лотерее в пользу Добровольческой армии на 29-й выставке Товарищества южнорусских художников, которая была «устроена в большой светлой зале в первом этаже» Художественного музея.

Колесников Степан Федорович. «Осень». 1930

К сожалению, сложно точно сказать, каким образом Степан Федорович с семьей оказались в Белграде. Вероятно, он и его близкие прибыли в Сербию разными путями. С.  Ф. Колесников покинул Родину в 1920 году, но однозначно до захвата Одессы большевиками. Скорее всего, сначала ему удалось уехать на пароходе в Новороссийск. В пользу этой версии говорит и тот факт, что в каталоге его произведений, хранящихся в СССР, который содержится в альбоме выставки, организованной к 100-летию со дня его рождения (Одесса, 1983), напрочь отсутствуют полотна, датированные 1920 годом и позднее. В Королевстве сербов, хорватов и словенцев (КСХС), а с 3.10.1929 г. – королевстве Югославии С. Ф. Колесников жил в его столице Белграде.

Колесников Степан Федорович. «У церкви». 1936

В городе тогда сконцентрировался цвет эмиграции из бывшей Российской империи (в 1921 г. в КСХС их насчитывалось 42,5 тыс. человек). Среди них были известные литераторы, художники, актеры, писатели, ученые, общественные деятели, военные, в частности А. Билимович, И. Бунин, Р. Верховский, А. Ганзен, И. Голенищев-Кутузов, С. Кульбакин, А. Лажечников, Ю. Ракитин, Е. Спекторский, П. Струве, В. Фармаковский, генерал-майор С. Гребенщиков и мн. др.

Почти сразу после приезда, в 1920 году по рекомендации художественного критика и переводчика Н.  Н.  Брешко-Брешковского, С.  Ф.  Колесников был избран профессором Белградской Академии художеств, хотя продолжал работать учителем рисования и черчения в русско-сербской гимназии (1920–1924 гг.) и сценографом в Народном театре (1921–1926 гг.).

Колесников Степан Федорович. «Церковь зимой» . 1937

После этого он выполнил росписи интерьеров гостиницы «Палас» (1923  г.), Адриатическо-Придунайского банка (1925  г.), городской больницы Белграда (1927 г.) и т. д. Вскоре картины плодовитого живописца стали украшением  королевского дворца. Художник снова вернулся к излюбленному жанру – пейзажу, хотя он писал также и жанровые сцены, и натюрморты. Художник также продолжил выставочную деятельность, организовывая персональные выставки по всей Европе в 20-е годы. В результате он быстро освоился в новой стране, благодаря активной выставочной деятельности, получил широкое признание своего искусства. Он быстро оправился, его работы снова стали покупать. Особенно цена на работы Колесикова подскочила после росписи им потолка в городском театре в 1922 году. На следующие 15 лет Колесников Степан стал национальной гордостью Сербии.

Колесников Степан Федорович. «Рыбаки, ремонтирующие сети». 1944

Художник ярко проявил себя как иконописец именно в КСХС, где вспомнил о своих детских навыках, полученных от простых «богомазов», и создал такие произведения, как «Благославляющий Спаситель», «Тайная Вечеря», «Святой Николай Чудотворец» и мн. др. Примечательно, что икона Христа Спасителя, выполненная им в 1920 г., была подарена генералу А.  И. Деникину (хранится в Доме русского зарубежья имени А. Солженицына, Москва). На ее обороте подпись: «Русскому вождю А.  И. Деникину — спасающему Родину! От сотрудников добровольцев первого агитационного поезда». Кстати говоря, нельзя исключить, что эта икона была написана С. Колесниковым еще в Александровке.

Часть произведений этого жанра была представлена публике уже в январе 1921 г. на выставке в Белграде. Кстати говоря, особой популярностью на ней пользовался большой триптих: слева — Россия стонет под гнетом большевиков, справа — цветущее Королевство СХС,   в центре — будущее воскресение объединенного славянства. В ноябре 1926 года там же состоялась новая персональная выставка разножанровых произведений С.  Ф.  Колесникова, которую удостоил своим присутствием сам король Александр с супругой. На новой родине живописец достиг всего того, что имел ранее дома и даже более: высокое положение, связи, свой дом в центре Белграда и пр.

Колесников Степан Федорович. «Весна. Март»

Имея денежное благополучие, художник имел проблемы в семье – после сильной ссоры он оставляет жену и дочь, оставив их в тяжелом положении. Жена художника скончалась через три года после ухода Степана Федоровича.

Война принесла в семью лишь горечь утраты – сын художника покончил с собой, а дочь бежала в Германию. А самого художника настигла тяжелая болезнь Паркинсона, от которой он скончался. Но Степан никогда не отказывался от желания творить, даже во время болезни он привязывал кисть к руке и писал. Художник скончался в мае 1955 года, похоронен на Белградском кладбище.

Колесников Степан Федорович. «Грозовое небо».

Если говорить о С.  Ф.  Колесникове как о художнике, то в целом и при жизни, и после смерти критики разных стран и взглядов были к нему благосклонны, хотя в его творчестве были разные периоды, на протяжении которых он проявил себя более или менее удачно и плодотворно как пейзажист, жанрист, натюрмортист, баталист, иконописец и в области монументально-декоративного искусства. Но намного больше иных работ он написал пейзажей, на которых чаще других объектов можно увидеть драматично заломленные голые ветви серых деревьев, отбрасывающие тень на снег или на беленые стены храмов, за которые критики еще на заре его карьеры прозвали его «Паганини дубовых веток». Для них характерны также глубокое небо, обилие света и белых прочерков, буквально подсвечивающих изображение на каждом полотне, «жирный, кудрявый мазок» и особенный колорит во всех картинах, чем бы он их ни писал.

Колесников Степан Федорович. «Дворец под Москвой. Сокольники»

В 1930-е годы художником была применена интересная живописная техника. Используя эффект основы — тонированной лилово-серой бумаги, он мастерски научился передавать сгущающиеся сумерки и лунный свет. Тем самым Степан Федорович продолжил традицию российского пейзажа, восходящую к творчеству А.  И.  Куинджи. Увлекшись работой с бумажной основой, художник пошел дальше — он стал смешивать гуашь и темперу с пастелью, добиваясь эффекта бархатистой, мягкой фактуры красочной поверхности и по-своему разрабатывая декоративный строй панно. Отказавшись от иллюзорности традиционного реалистического пейзажа, С.  Ф.  Колесников стал создавать в мастерской своего рода образы-воспоминания. Репин всецело восхищался творчеством Колесникова, вел с ним переписку, просил присылать эскизы. Справедливости ради надо сказать, что мнение И.  Е.  Репина разделяли далеко не все художники. Так, П. А. Нилус в письме из Петрограда от 10 февраля 1917 г. описывает выставку-продажу картин и отмечает: «Если бы не был художником, начал бы штамповать картины под публику, и был бы богат. Тут есть такое выражение: «Штамповано», и очень точное выражение…Все хорошо и талантливо, в то же время отвратительно, вульгарно, глупо, — но это как раз нравится больше всего публике. Самое досадное, что вся молодежь этим охвачена и приходится вспомнить с благодарностью доброе, старое время «передвижничества», когда этой пошлости не было. Теперь 9 из 10 художников и молодых, и старых развращены штампованием под публику».

Колесников Степан Федорович. «Женский совет»

На протяжении своей творческой жизни С.  Ф.  Колесников написал около 6000 произведений. В последние же годы, борясь за выживание и не имея возможности работать самостоятельно, он был вынужден нанять двух молодых художников, которые по очень общим наброскам выполняли живописные работы, а после этого добавлял на них некоторые детали и ставил свою подпись.

Если вглядеться в многочисленные пейзажи художника, особенно сербского периода, то среди них можно увидеть неоднократные повторы одних и тех же сюжетов, персонажи в аляповатых псевдорусских национальных одеждах, дыни, тыквы и арбузы, одиноких волков и прочие штампы, которые, по-видимому, пользовались неизменным спросом главным образом в зажиточных эмигрантских кругах.

 

  Искусствовед Фомирякова Анна

Теги


этоинтересно, интересныефакты, жизнь и творчество, живопись, музей, художник, репин, куинджи, Колесников, маковский, зимнийпейзаж, ИАХ.

Рекомендуем почитать

Колесников Степан Федорович , арт галерея живописи. Страница get.

Степан Федорович Колесников родился 11 июля 1879 года в селе Адрианополе Екатеринославской губернии Славяносербского уезда, в крестьянской семье. Художественные способности Степана проявились рано. Первые «уроки» письма он получил от заезжих изографов, и уже в 1896 году его рисунки были отобраны на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде и получили награду от земской управы в виде стипендии для получения соответствующего образования.

 

В 1897 году Колесников поступил в Одесское художественное училище, одно из лучших в то время средних художественных учебных заведений России. В училище Колесников быстро нашел себе друзей: будущих классиков советской живописи Исаака Бродского, Митрофана Мартыщенко (Грекова), и будущего классика русского авангарда Давида Бурлюка.

 

После он поступает (1903) и с успехом заканчивает (1909) Академию художеств в звании художника и с правом на заграничную командировку. Его дипломная работа «Весна» подытоживала многочисленные учебные пейзажи, которые молодой академист привозил из своих частых поездок на юг России, в Бессарабию, на Балканы, в Карпаты. В пенсионерской поездке С. Колесников побывал во Франции и Италии, вскоре после нее (1913) совершил длительное путешествие в Туркестан и Китай.

 

Любимой темой художника было состояние южнорусской природы во времена ее бурного пробуждения — таяния снегов, половодий, веселых весенних дней. С удовольствием он писал и бытовые композиции, населенные людьми и домашними животными. Во время Первой мировой войны обратился к военной тематике, создав ряд вызвавших положительные отклики полотен.

До времен великих перемен (октябрьские события 1917 года, Гражданская война) много и плодовито работал, регулярно участвуя, иногда с большим числом работ, на многочисленных выставках. Ни вниманием критики, ни ее оценкой его творчества С.Ф. Колесников обижен не был. Наоборот, на экспозициях регулярно занимал высокие места и часто поощрялся премиями.

В 1920 году С.Ф. Колесников эмигрировал из бушующей страны и поселился в Сербии. Вскоре он стал профессором белградской Академии художеств. В 1920-е годы организовал несколько персональных выставок в странах Европы. В это же время выполнил ряд серьезных монументальных работ. Среди них — роспись плафона (свыше 80-ти квадратных метров) для оперного театра в Белграде. Работы художника представлены в ведущих музеях страны.

 

О его жизни и деятельности за границей имеются лишь очень скудные сведения. Последние 12 лет жизни художник тяжело болел (болезнь Паркинсона). В мае 1955 года его не стало. Степан Колесников был похоронен на Новом кладбище в Белграде, недалеко от Иверской часовни.

Колесников, Степан Фёдорович — Википедия с видео // WIKI 2

Степан Фёдорович Колесников (11 [23] июля 1879, Адрианополь — 1955, Белград, Сербия) — русский живописец конца XIX — первой половины XX вв. Один из участников общества «Община художников». Старший брат художника Ивана Колесникова.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3

    Просмотров:

    5 653

    856

    2 014

  • ✪ Stepan Fjodorowitsch Kolesnikov — Степан Федорович Колесников

  • ✪ Arseny Ivanovich Meschtscherski — Арсений Иванович Мещерский

Содержание

Биография

Родился в селе Адрианополь Славяносербского уезда Екатеринославской губернии в семье крестьянина Фёдора Колесникова. Мальчик рано проявил художественный талант, первые свои уроки он получил у заезжих изографов. Когда Степану было 16 лет, в 1896 году, его рисунки были отобраны на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде. Благодаря им будущий художник получил награду от земской управы в виде стипендии для получения соответствующего образования.

Уже на следующий, 1897 год, Колесников поступил в Одесское художественное училище, в то время являвшееся одним из лучших средних учебных заведений в России. В училище Колесников тесно общался с другими будущими известными художниками: И. И. Бродским, М. Б. Грековым (Мартыщенко), Д. Д. Бурлюком. Примерно в то же время происходят изменения и в личной жизни художника: в 1899 году Степан Фёдорович женился на дочери греческого помещика Ирине Федоровне Попандопуло, «отбив» её у своего друга М.Грекова. В январе 1901 года у них родилась дочь Люба.

В 1903—1909 Колесников учился в Императорской Академии художеств. Он был принят туда без вступительных экзаменов, что стало возможным благодаря окончанию Одесского училища по первому разряду. И, несмотря на предложение места преподавателя, он вместе с Бродским и Грековым отправился в Петербург и стал учеником пейзажной мастерской профессора А. А. Киселева и И. Е. Репина. Однако в скором времени произошли знаменитые революционные события, и Колесников вместе с товарищами Бродским и Грековым из-за начавшихся волнений вынужден был уехать в малороссийское поместье Бурлюка.

По окончании первой русской революции Колесников вернулся в академию и продолжил занятия. Примерно в то же время его работы появляются на Весенней выставке в залах академии. Его картина «Весна» (1905, Днепропетровский художественный музей) получила вторую премию и была приобретена музеем Императорской Академии художеств. С этих пор Колесников стал постоянным участником весенних выставок, почти каждый раз получая «куинджиевские» премии, которыми отмечались его лучшие творения. Его дипломная работа «Весна» подытоживала многочисленные учебные пейзажи, которые молодой академист привозил из своих частых поездок на юг России, в Бессарабию, на Балканы, в Карпаты. В пенсионерской поездке Колесников побывал во Франции и Италии. В 1912 г. он организовал свою экспедицию в Азию, Туркестан и Монголию для художественных, этнографических и археологических целей. После двух лет работы вернулся в Петербург, привезя богатейший материал, а в 1913 году совершил длительное путешествие в Туркестан и Китай.

Революционные события 1917 году повлияли на дальнейшую судьбу художника. В 1919 году семья Колесниковых по Военно-Грузинской дороге через Турцию перебралась сначала в Грецию, а затем в Сербию. С 1920 года Степан Колесников постоянно живёт в Сербии, в Белграде, купив небольшой дом недалеко от центра города (улица Князя Павла, д. 81). О его жизни и деятельности за границей имеются лишь очень скудные сведения. Известно, что он стал профессором Белградской академии искусств. В 1920-е годы им было организовано несколько персональных выставок в странах Европы. Иногда выполнял работы на заказ — к примеру, им был расписан плафон зрительного зала Оперного театра в Белграде.

Особую ценность имеет переписка С. Ф. Колесникова с И. Е. Репиным, которая относится к периоду с 1925 го по 1929 год. В архиве Академии художеств в Петербурге в фонде Репина сохранились три письма Колесникова к Репину, а в Москве в Российском государственном архиве литературы и искусства три ответных письма Репина.

В 1935 году после одной из серьезных ссор Степан Фёдорович навсегда уходит из семьи. Семья Колесниковых осталась в тяжелом материальном положении. Началась распродажа картин, но и это не принесло избавления. В 1938 году после тяжелой болезни умерла Ирина Федоровна. Во время войны был арестован сын Колесникова Фёдор, а вскоре после освобождения он покончил с собой. При отступлении немцев из Белграда дочь Колесникова Люба, опасаясь репрессий новой коммунистической власти, бежала с ними.

Позже Степан Колесников женился на Марии Григорьевне (фамилия не известна) — русской эмигрантке. Последние 12 лет жизни художник тяжело болел (болезнь Паркинсона). Не имея возможности работать, он был вынужден нанять двух молодых художников, которые по очень
общим наброскам выполняли живописные работы, Колесников после добавлял некоторые детали и подписывал работы. Сильным ударом для художника было решение властей об уничтожении выполненного им плафона в Народном театре (в начале 1950-х годов он был закрашен масляной краской, ныне восстановлен в первоначальном виде).

Степан Фёдорович Колесников скончался в мае 1955 года. Похоронен на Новом кладбище в Белграде, неподалеку от Иверской часовни.

Творчество

Любимой темой художника было состояние южнорусской и украинской природы во времена её бурного пробуждения — таяния снегов, половодий, веселых весенних дней. С удовольствием он писал и бытовые композиции, населенные людьми и домашними животными. При этом на его полотнах редко где можно увидеть четко выписанные лица персонажей, любимые же цвета — голубой или ярко-оранжевый. Во время Первой мировой войны обратился к военной тематике, создав ряд вызвавших положительные отклики полотен. Колесников также известен созданием многочисленных этюдов с натуры и подготовкой эскизов, очень богатых и разнообразных по содержанию.

Помимо прочего, Колесников являлся членом русского общества «Община художников» и европейского общества «Леонардо да Винчи».

Галерея

  • Березы. Осень, 1902

Примечания

Литература

  • Косик В. И. Что мне до вас, мостовые Белграда? : Очерки о русской эмиграции в Белграде (1920—1950-е годы) / М.: Институт славяноведения РАН, 2007.
  • Подстаницкая Т. Степан Колесников / М., 2003.

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 16 января 2020 в 03:41.

Колесников, Степан Фёдорович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Колесников.

Степан Фёдорович Колесников (11 [23] июля 1879, Адрианополь — 1955, Белград, Сербия) — русский живописец конца XIX — первой половины XX вв. Один из участников общества «Община художников».

Биография

Родился в селе Адрианополь Славяносербского уезда Екатеринославской губернии в семье крестьянина Фёдора Колесникова. Мальчик рано проявил художественный талант, первые свои уроки он получил у заезжих изографов. Когда Степану было 16 лет, в 1896 году, его рисунки были отобраны на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде. Благодаря им будущий художник получил награду от земской управы в виде стипендии для получения соответствующего образования.

Уже на следующий, 1897 год, Колесников поступил в Одесское художественное училище, в то время являвшееся одним из лучших средних учебных заведений в России. В училище Колесников тесно общался с другими будущими известными художниками: И. И. Бродским, М. Б. Грековым (Мартыщенко), Д. Д. Бурлюк. Примерно в то же время происходят изменения и в личной жизни художника: в 1899 году Степан Фёдорович женился на дочери греческого помещика Ирине Федоровне Попандопуло, «отбив» её у своего друга М.Грекова. В январе 1901 года у них родилась дочь Люба.

В 1903—1909 Колесников учился в Императорской Академии художеств. Он был принят туда без вступительных экзаменов, что стало возможным благодаря окончанию Одесского училища по первому разряду. И, несмотря на предложение места преподавателя, он вместе с Бродским и Грековым отправился в Петербург и стал учеником пейзажной мастерской профессора А. А. Киселева и И. Е. Репина. Однако в скором времени произошли знаменитые революционные события, и Колесников вместе с товарищами Бродским и Грековым из-за начавшихся волнений вынужден был уехать в малороссийское поместье Бурлюка.

По окончании первой русской революции Колесников вернулся в академию и продолжил занятия. Примерно в то же время его работы появляются на Весенней выставке в залах академии. Его картина «Весна» (1905, Днепропетровский художественный музей) получила вторую премию и была приобретена музеем Императорской Академии художеств. С этих пор Колесников стал постоянным участником весенних выставок, почти каждый раз получая «куинджиевские» премии, которыми отмечались его лучшие творения. Его дипломная работа «Весна» подытоживала многочисленные учебные пейзажи, которые молодой академист привозил из своих частых поездок на юг России, в Бессарабию, на Балканы, в Карпаты. В пенсионерской поездке Колесников побывал во Франции и Италии. В 1912 г. он организовал свою экспедицию в Азию, Туркестан и Монголию для художественных, этнографических и археологических целей. После двух лет работы вернулся в Петербург, привезя богатейший материал, а в 1913 году совершил длительное путешествие в Туркестан и Китай.

Революционные события 1917 году повлияли на дальнейшую судьбу художника. В 1919 году семья Колесниковых по Военно-Грузинской дороге через Турцию перебралась сначала в Грецию, а затем в Сербию. С 1920 года Степан Колесников постоянно живёт в Сербии, в Белграде, купив небольшой дом недалеко от центра города (улица Князя Павла, д. 81). О его жизни и деятельности за границей имеются лишь очень скудные сведения. Известно, что он стал профессором Белградской академии искусств. В 1920-е годы им было организовано несколько персональных выставок в странах Европы. Иногда выполнял работы на заказ — к примеру, им был расписан плафон зрительного зала Оперного театра в Белграде.

Особую ценность имеет переписка С. Ф. Колесникова с И. Е. Репиным, которая относится к периоду с 1925 го по 1929 год. В архиве Академии художеств в Петербурге в фонде Репина сохранились три письма Колесникова к Репину, а в Москве в Российском государственном архиве литературы и искусства три ответных письма Репина.

В 1935 году после одной из серьезных ссор Степан Фёдорович навсегда уходит из семьи. Семья Колесниковых осталась в тяжелом материальном положении. Началась распродажа картин, но и это не принесло избавления. В 1938 году после тяжелой болезни умерла Ирина Федоровна. Во время войны был арестован сын Колесникова Фёдор, а вскоре после освобождения он покончил с собой. При отступлении немцев из Белграда дочь Колесникова Люба, опасаясь репрессий новой коммунистической власти, бежала с ними.

Позже Степан Колесников женился на Марии Григорьевне (фамилия не известна) — русской эмигрантке. Последние 12 лет жизни художник тяжело болел (болезнь Паркинсона). Не имея возможности работать, он был вынужден нанять двух молодых художников, которые по очень
общим наброскам выполняли живописные работы, Колесников после добавлял некоторые детали и подписывал работы. Сильным ударом для художника было решение властей об уничтожении выполненного им плафона в Народном театре (в начале 1950-х годов он был закрашен масляной краской, ныне восстановлен в первоначальном виде).

Степан Фёдорович Колесников скончался в мае 1955 года. Похоронен на Новом кладбище в Белграде, неподалеку от Иверской часовни.

Творчество

Любимой темой художника было состояние южнорусской и украинской природы во времена её бурного пробуждения — таяния снегов, половодий, веселых весенних дней. С удовольствием он писал и бытовые композиции, населенные людьми и домашними животными. При этом на его полотнах редко где можно увидеть четко выписанные лица персонажей, любимые же цвета — голубой или ярко-оранжевый. Во время Первой мировой войны обратился к военной тематике, создав ряд вызвавших положительные отклики полотен. Колесников также известен созданием многочисленных этюдов с натуры и подготовкой эскизов, очень богатых и разнообразных по содержанию.

Помимо прочего, Колесников являлся членом русского общества «Община художников» и европейского общества «Леонардо да Винчи».

Галерея

  • Березы. Осень, 1902

  • Перед грозой, 1909

Примечания

Литература

  • Косик В. И. Что мне до вас, мостовые Белграда? : Очерки о русской эмиграции в Белграде (1920—1950-е годы) / М.: Институт славяноведения РАН, 2007.
  • Подстаницкая Т. Степан Колесников / М., 2003.

Ссылки

Колесников, Степан Фёдорович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Колесников.

Степан Фёдорович Колесников (11 [23] июля 1879, Адрианополь — 1955, Белград, Сербия) — русский живописец конца XIX — первой половины XX вв. Один из участников общества «Община художников».

Биография

Родился в селе Адрианополь Славяносербского уезда Екатеринославской губернии в семье крестьянина Фёдора Колесникова. Мальчик рано проявил художественный талант, первые свои уроки он получил у заезжих изографов. Когда Степану было 16 лет, в 1896 году, его рисунки были отобраны на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде. Благодаря им будущий художник получил награду от земской управы в виде стипендии для получения соответствующего образования.

Уже на следующий, 1897 год, Колесников поступил в Одесское художественное училище, в то время являвшееся одним из лучших средних учебных заведений в России. В училище Колесников тесно общался с другими будущими известными художниками: И. И. Бродским, М. Б. Грековым (Мартыщенко), Д. Д. Бурлюк. Примерно в то же время происходят изменения и в личной жизни художника: в 1899 году Степан Фёдорович женился на дочери греческого помещика Ирине Федоровне Попандопуло, «отбив» её у своего друга М.Грекова. В январе 1901 года у них родилась дочь Люба.

В 1903—1909 Колесников учился в Императорской Академии художеств. Он был принят туда без вступительных экзаменов, что стало возможным благодаря окончанию Одесского училища по первому разряду. И, несмотря на предложение места преподавателя, он вместе с Бродским и Грековым отправился в Петербург и стал учеником пейзажной мастерской профессора А. А. Киселева и И. Е. Репина. Однако в скором времени произошли знаменитые революционные события, и Колесников вместе с товарищами Бродским и Грековым из-за начавшихся волнений вынужден был уехать в малороссийское поместье Бурлюка.

По окончании первой русской революции Колесников вернулся в академию и продолжил занятия. Примерно в то же время его работы появляются на Весенней выставке в залах академии. Его картина «Весна» (1905, Днепропетровский художественный музей) получила вторую премию и была приобретена музеем Императорской Академии художеств. С этих пор Колесников стал постоянным участником весенних выставок, почти каждый раз получая «куинджиевские» премии, которыми отмечались его лучшие творения. Его дипломная работа «Весна» подытоживала многочисленные учебные пейзажи, которые молодой академист привозил из своих частых поездок на юг России, в Бессарабию, на Балканы, в Карпаты. В пенсионерской поездке Колесников побывал во Франции и Италии. В 1912 г. он организовал свою экспедицию в Азию, Туркестан и Монголию для художественных, этнографических и археологических целей. После двух лет работы вернулся в Петербург, привезя богатейший материал, а в 1913 году совершил длительное путешествие в Туркестан и Китай.

Революционные события 1917 году повлияли на дальнейшую судьбу художника. В 1919 году семья Колесниковых по Военно-Грузинской дороге через Турцию перебралась сначала в Грецию, а затем в Сербию. С 1920 года Степан Колесников постоянно живёт в Сербии, в Белграде, купив небольшой дом недалеко от центра города (улица Князя Павла, д. 81). О его жизни и деятельности за границей имеются лишь очень скудные сведения. Известно, что он стал профессором Белградской академии искусств. В 1920-е годы им было организовано несколько персональных выставок в странах Европы. Иногда выполнял работы на заказ — к примеру, им был расписан плафон зрительного зала Оперного театра в Белграде.

Особую ценность имеет переписка С. Ф. Колесникова с И. Е. Репиным, которая относится к периоду с 1925 го по 1929 год. В архиве Академии художеств в Петербурге в фонде Репина сохранились три письма Колесникова к Репину, а в Москве в Российском государственном архиве литературы и искусства три ответных письма Репина.

В 1935 году после одной из серьезных ссор Степан Фёдорович навсегда уходит из семьи. Семья Колесниковых осталась в тяжелом материальном положении. Началась распродажа картин, но и это не принесло избавления. В 1938 году после тяжелой болезни умерла Ирина Федоровна. Во время войны был арестован сын Колесникова Фёдор, а вскоре после освобождения он покончил с собой. При отступлении немцев из Белграда дочь Колесникова Люба, опасаясь репрессий новой коммунистической власти, бежала с ними.

Позже Степан Колесников женился на Марии Григорьевне (фамилия не известна) — русской эмигрантке. Последние 12 лет жизни художник тяжело болел (болезнь Паркинсона). Не имея возможности работать, он был вынужден нанять двух молодых художников, которые по очень
общим наброскам выполняли живописные работы, Колесников после добавлял некоторые детали и подписывал работы. Сильным ударом для художника было решение властей об уничтожении выполненного им плафона в Народном театре (в начале 1950-х годов он был закрашен масляной краской, ныне восстановлен в первоначальном виде).

Степан Фёдорович Колесников скончался в мае 1955 года. Похоронен на Новом кладбище в Белграде, неподалеку от Иверской часовни.

Творчество

Любимой темой художника было состояние южнорусской и украинской природы во времена её бурного пробуждения — таяния снегов, половодий, веселых весенних дней. С удовольствием он писал и бытовые композиции, населенные людьми и домашними животными. При этом на его полотнах редко где можно увидеть четко выписанные лица персонажей, любимые же цвета — голубой или ярко-оранжевый. Во время Первой мировой войны обратился к военной тематике, создав ряд вызвавших положительные отклики полотен. Колесников также известен созданием многочисленных этюдов с натуры и подготовкой эскизов, очень богатых и разнообразных по содержанию.

Помимо прочего, Колесников являлся членом русского общества «Община художников» и европейского общества «Леонардо да Винчи».

Галерея

  • Березы. Осень, 1902

  • Перед грозой, 1909

Примечания

Литература

  • Косик В. И. Что мне до вас, мостовые Белграда? : Очерки о русской эмиграции в Белграде (1920—1950-е годы) / М.: Институт славяноведения РАН, 2007.
  • Подстаницкая Т. Степан Колесников / М., 2003.

Ссылки

Колесников, Степан Фёдорович — Википедия. Что такое Колесников, Степан Фёдорович

Степан Фёдорович Колесников (11 [23] июля 1879, Адрианополь — 1955, Белград, Сербия) — русский живописец конца XIX — первой половины XX вв. Один из участников общества «Община художников».

Биография

Родился в селе Адрианополь Славяносербского уезда Екатеринославской губернии в семье крестьянина Фёдора Колесникова. Мальчик рано проявил художественный талант, первые свои уроки он получил у заезжих изографов. Когда Степану было 16 лет, в 1896 году, его рисунки были отобраны на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде. Благодаря им будущий художник получил награду от земской управы в виде стипендии для получения соответствующего образования.

Уже на следующий, 1897 год, Колесников поступил в Одесское художественное училище, в то время являвшееся одним из лучших средних учебных заведений в России. В училище Колесников тесно общался с другими будущими известными художниками: И. И. Бродским, М. Б. Грековым (Мартыщенко), Д. Д. Бурлюк. Примерно в то же время происходят изменения и в личной жизни художника: в 1899 году Степан Фёдорович женился на дочери греческого помещика Ирине Федоровне Попандопуло, «отбив» её у своего друга М.Грекова. В январе 1901 года у них родилась дочь Люба.

В 1903—1909 Колесников учился в Императорской Академии художеств. Он был принят туда без вступительных экзаменов, что стало возможным благодаря окончанию Одесского училища по первому разряду. И, несмотря на предложение места преподавателя, он вместе с Бродским и Грековым отправился в Петербург и стал учеником пейзажной мастерской профессора А. А. Киселева и И. Е. Репина. Однако в скором времени произошли знаменитые революционные события, и Колесников вместе с товарищами Бродским и Грековым из-за начавшихся волнений вынужден был уехать в малороссийское поместье Бурлюка.

По окончании первой русской революции Колесников вернулся в академию и продолжил занятия. Примерно в то же время его работы появляются на Весенней выставке в залах академии. Его картина «Весна» (1905, Днепропетровский художественный музей) получила вторую премию и была приобретена музеем Императорской Академии художеств. С этих пор Колесников стал постоянным участником весенних выставок, почти каждый раз получая «куинджиевские» премии, которыми отмечались его лучшие творения. Его дипломная работа «Весна» подытоживала многочисленные учебные пейзажи, которые молодой академист привозил из своих частых поездок на юг России, в Бессарабию, на Балканы, в Карпаты. В пенсионерской поездке Колесников побывал во Франции и Италии. В 1912 г. он организовал свою экспедицию в Азию, Туркестан и Монголию для художественных, этнографических и археологических целей. После двух лет работы вернулся в Петербург, привезя богатейший материал, а в 1913 году совершил длительное путешествие в Туркестан и Китай.

Революционные события 1917 году повлияли на дальнейшую судьбу художника. В 1919 году семья Колесниковых по Военно-Грузинской дороге через Турцию перебралась сначала в Грецию, а затем в Сербию. С 1920 года Степан Колесников постоянно живёт в Сербии, в Белграде, купив небольшой дом недалеко от центра города (улица Князя Павла, д. 81). О его жизни и деятельности за границей имеются лишь очень скудные сведения. Известно, что он стал профессором Белградской академии искусств. В 1920-е годы им было организовано несколько персональных выставок в странах Европы. Иногда выполнял работы на заказ — к примеру, им был расписан плафон зрительного зала Оперного театра в Белграде.

Особую ценность имеет переписка С. Ф. Колесникова с И. Е. Репиным, которая относится к периоду с 1925 го по 1929 год. В архиве Академии художеств в Петербурге в фонде Репина сохранились три письма Колесникова к Репину, а в Москве в Российском государственном архиве литературы и искусства три ответных письма Репина.

В 1935 году после одной из серьезных ссор Степан Фёдорович навсегда уходит из семьи. Семья Колесниковых осталась в тяжелом материальном положении. Началась распродажа картин, но и это не принесло избавления. В 1938 году после тяжелой болезни умерла Ирина Федоровна. Во время войны был арестован сын Колесникова Фёдор, а вскоре после освобождения он покончил с собой. При отступлении немцев из Белграда дочь Колесникова Люба, опасаясь репрессий новой коммунистической власти, бежала с ними.

Позже Степан Колесников женился на Марии Григорьевне (фамилия не известна) — русской эмигрантке. Последние 12 лет жизни художник тяжело болел (болезнь Паркинсона). Не имея возможности работать, он был вынужден нанять двух молодых художников, которые по очень
общим наброскам выполняли живописные работы, Колесников после добавлял некоторые детали и подписывал работы. Сильным ударом для художника было решение властей об уничтожении выполненного им плафона в Народном театре (в начале 1950-х годов он был закрашен масляной краской, ныне восстановлен в первоначальном виде).

Степан Фёдорович Колесников скончался в мае 1955 года. Похоронен на Новом кладбище в Белграде, неподалеку от Иверской часовни.

Творчество

Любимой темой художника было состояние южнорусской и украинской природы во времена её бурного пробуждения — таяния снегов, половодий, веселых весенних дней. С удовольствием он писал и бытовые композиции, населенные людьми и домашними животными. При этом на его полотнах редко где можно увидеть четко выписанные лица персонажей, любимые же цвета — голубой или ярко-оранжевый. Во время Первой мировой войны обратился к военной тематике, создав ряд вызвавших положительные отклики полотен. Колесников также известен созданием многочисленных этюдов с натуры и подготовкой эскизов, очень богатых и разнообразных по содержанию.

Помимо прочего, Колесников являлся членом русского общества «Община художников» и европейского общества «Леонардо да Винчи».

Галерея

  • Березы. Осень, 1902

  • Перед грозой, 1909

Примечания

Литература

  • Косик В. И. Что мне до вас, мостовые Белграда? : Очерки о русской эмиграции в Белграде (1920—1950-е годы) / М.: Институт славяноведения РАН, 2007.
  • Подстаницкая Т. Степан Колесников / М., 2003.

Ссылки

Степан Колесников — национальное достояние Сербии: kolybanov — LiveJournal

Степан Колесников — национальное достояние Сербии

Париж и Белград — два центра русской эмиграции, куда после революции 1917 года потянулась большая часть русского дворянства и интеллигенции. Среди огромного списка имен, можно найти и имена русских художников, архитекторов и артистов. Кто-то нашел в Европе свою вторую Родину, а кто-то же всю жизнь мучился от тоски. В 1920 году с первой волной эмигрантов в Сербию попал и замечательный, почти неизвестный в России художник Степан Федорович Колесников. В наше время его художественные работы потихоньку находят своих почитателей и покупателей: на антикварных аукционах пейзажи художника уходят за весьма приличные деньги, а сербы считают Колесникова своим национальным достоянием. И не мудрено, большая часть его полотен находится именно в Сербии, здесь он был вхож в светское общество, исполнил множество работ на заказ и даже расписал плафон Народного театра в Белграде…

 

Колесников С.Ф. Церковь зимой 1937

Живопись Колесникова необычна и далека от академизма. На его полотнах редко где можно увидеть четко выписанные лица персонажей, любимые же цвета — голубой или ярко-оранжевый. Темы картин — украинский быт, природа и животные. О жизни Колесникова известно крайне мало, лишь отрывки или сплошной официоз, повторяющийся то тут, то там… попробую его чуть-чуть разбавить чем-то иным.

 

  Колесников С.Ф. На службу

 

Колесников С.Ф. Зимний пейзаж

 

Колесников С.Ф. Вид церкви весной

Степана Федоровича Колесникова очень ценил Илья Ефимович Репин. История сохранила для нас несколько его писем художнику.  Одно, самое интересное, ярко характеризующее отношение Репина к творчеству Колесникова привожу ниже. Оценка учителя стот дорого…

Художник Степан Федорович Колесников

Илья Репин — Степану Колесникову 21 октября 1926 г. Куоккала
Дорогой Степан, простите, забыл Вас по отчеству. Все утро сегодня наслаждаюсь фотографиями Ваших работ, сейчас только ушел Юра; с ним опять при сильной, хорошей лампе вновь рассматривали всю вашу выставку. О! Какой Вы превосходный художник. Очень, очень благодарю Вас и за письмо Ваше такое доброе, ласковое, и за фотографии. Юра особенно со стороны лошадей, да и я лошадь люблю, и мы — просто пируем! Спасибо! Спасибо! И я не знал, как благодарить Ивана Степановича Майковича! Какой, однако, он поэт. Но тут начинается мое огорчение: ведь я не знаю языка! А сколько дает Сербия! Да здравствует! Да здравствует!..
Ваш старый товарищ,
очень старый Илья Репин.

Колесников С.Ф. У ворот церкви

Колесников С.Ф. Перед службой

Колесников С.Ф. После службы

 

Колесников С.Ф. Паломники у церкви

 

Колесников С.Ф. Голова старика

 Ну а теперь непосредственно о жизни художника и поможет в этом небольшой совсем материал из книги Косик В.И. «Что мне до вас, мостовые Белграда?: Очерки о русской эмиграции в Белграде (1920-1950-е годы)», Институт славяноведения РАН. — М., 2007 и сами картины.

___

Белград вобрал в себя немногих художников-профессионалов, большинство предпочло Париж — столицу мирового искусства. Может быть это было и естественно, иначе главный город Королевства «лопнул» бы от переизбытка тех же живописцев, ссорящихся из-за клиентуры. И кого же можно назвать из «академиков» и любителей? 

 

Колесников С.Ф. Киргизы

 

Колесников С.Ф. Тигр

Академик живописи Степан Федорович Колесников (11. 07. 1879, Андреанополь, Екатеринославская губ.—1955, Белград).Этот крестьянский сын получил первые уроки живописи у мастеров-иконописцев. Потом были годы учебы в художественной школе в Одессе у Г. Л. Ладыже нского и К. К. Костанди, в Петербурге в императорской Академии художеств у И. Репина (1903—1909 гг.). Последовали первые награды на родине и за рубежом.  Были путешествия по Европе и Туркестану.
Стал членом парижского международного художественного общества «Леонардо да Винчи».
В 1912 г. С. Ф. Колесников организовал свою экспедицию в Азию, Туркестан и Монголию для художественных, этнографических и археологических целей. После двух лет работы вернулся в Петербург, привезя богатейший материал, и организовал две огромные по количеству выставленных полотен выставки в обеих столицах. Большинство картин распродано по музеям и частным коллекциям. Любители высокого искусства, не обладавшие достаточными средствами, могли довольствоваться репродукциями в расходившейся по всей России «Ниве».В 1914 г.он стал академиком живописи. На его картинах нашла свое отражение и Великая война.

 

Колесников С.Ф. Албания 1930

Колесников С.Ф. Установка полевой гаубицы на позиции

С 1920 г. в Королевстве. И здесь Колесников быстро снискал известность, вошел в моду. В январе 1922 г. белградцы уже смогли посетить выставку картин Колесникова. Там экспонировались полотна под незатейливыми названиями как «Село Всехсвятское», «Базарный день на Волге», «Разлив», «Помидоры», «Тает снег». Выставлялись и портреты, например г-жи Юреневой. На обозрение публике были представлены и картины иного характера: «Тайная Вечеря», полотна с изображениями святых в полный рост для церкви в Летнаваце (арх. Андросов), в 80 км от Белграда. Особенно отмечалось прессой изображение Св. Николая Чудотворца. Ко времени открытия выставки он написал в Сербии около 100 картин и 20 уже успел продать во время ее работы. Не могла не пользоваться популярностью у недавних жителей России и у строящих свою Великую Сербию белградцев трехчастная картина: на левой стороне Россия под большевиками, на правой — цветущее Королевство сербов, хорватов и словенцев, в центре — будущее воскресение славянства.

Колесников С.Ф. Перед церковью

 

Колесников С.Ф. Дворец под Москвой. Сокольники

Колесников С.Ф. Дворняги

Колесников С.Ф. Рыбаки, ремонтирующие сети

Колесников С.Ф. Солнечный день. Перед рыбалкой 1937

В ноябре 1925 г. состоялась удостоенная посещения королевской четой очередная выставка Колесникова, разножанрового характера. Здесь и картины, сюжеты которых связаны с недавним боевым прошлым сербов, такие как полотно «За отечество на Каймак-Чалане», с их безыскусной жизнью и красотой природы — «На дороге Сараево — Мостар», «У Прилепа», «Осень около Лукова» (близ Заечара). Были представлены и среднеазиатские воспоминания: «Тигр в горах Тяншана», «Туркестанские сарты», «В Туркестане». Непременными были и картины посвященные ушедшей России: «Соперницы» — сцена из малороссийской жизни, «Водяная мельница», «Утром», «Рыбак», «Курская губерния», «В Виленской губернии», «У церковной ограды».
За его полотна боролись все лучшие белградские дома. Цена на его картины подскочила еще выше, когда он расписал потолок — композиция «Богиня Талия на квадриге» — в обновленном Народном театре. Стал белградским Марком Шагалом, которому Париж оказал честь сделать то же самое.

Колесников С.Ф. Березы. Осень

Колесников С.Ф. Весна в Малороссии

 Колесников С.Ф. Зима

Колесников С.Ф. Весна. Март

Колесников С.Ф. Вожак 1940

Колесников С.Ф. Высокий берег

Колесников С.Ф. Зима

Колесников С.Ф. Зима. На околице Одессы 1918

Колесников С.Ф. Зима

Колесников С.Ф. Зима

Колесников С.Ф. Олененок

Колесников С.Ф. Отдых у озера

Колесников С.Ф. Село

Колесников С.Ф. Осень

Картины плодовитого художника украшали дворец короля, столичный отель «Палас», радовали пациентов Городской больницы, он был творцом художественных композиций в Экспортном банке. Будучи модным художником, имел обширную клиентуру, вкладывавшую деньги в «картинную недвижимость». На его полотнах были не только русские традиционные мотивы с церквами, но и сербские пейзажи, сербские святые, зарисовки балканской природы.  Многие его картины «разлетелись» по свету, что-то осталось и для Белграда нынешнего XXI в. И познакомиться с творчеством Колесникова сейчас очень просто, достаточно поднять глаза к потолку в Народном театре…

___

 

Колесников С.Ф. Девичья весна 1920

Колесников С.Ф. Зима. Околица

Колесников С.Ф. Прачки

Колесников С.Ф. Танец 

Колесников С.Ф. Прогулка 1929

Русского наследия Колесникова почти нет: все его картины были просто уничтожены во время революционных событий и Гражданской войны. Кому тогда было дело до живописи и страданий интеллигенции? К сожалению Колесников был лишь одним из… из многих.   

P.S. Все изображения кликабельны и увеличиваются до большого размера.

Колесников Степан Федорович | Крамского

23.07.1879 — 05.1955

Степан Федорович Колесников — русский живописец конца XIX — первой половины XX вв., Один из членов общества «Сообщество художников».

Будущий художник родился в селе Адрианополь Славяносербского уезда Екатеринославской губернии в семье крестьянина Федора Колесникова.Мальчик рано проявил художественные способности, первые уроки получил у приезжих художников. Когда Степану исполнилось 16 лет, его рисунки были отобраны для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Благодаря своему труду Колесников получил награду от земства в виде стипендии за соответствующее образование.

В 1897 году Степан Колесников поступил в Одесское художественное училище, которое в то время было одной из лучших средних школ России.

В 1903 году Колесников поступил в Императорскую Академию художеств.Туда его приняли без вступительных экзаменов, что стало возможным благодаря окончанию одесской школы в I категории. Несмотря на предложение поработать учителем, он вместе с Бродским и Грековым поехал в Петербург и стал учеником пейзажной студии профессоров А. А. Киселева и И. Е. Репина. Однако вскоре произошли знаменитые революционные события, и Колесников вместе со своими друзьями из-за волнений был вынужден отправиться в русское имение Бурлюков.

Любимой темой художника было состояние южнорусской природы в период ее стремительного пробуждения — таяние снегов, наводнения и веселые весенние дни.С удовольствием писал и домашние сочинения, населенные людьми и домашними животными. В годы Первой мировой войны мастер обратился к военной тематике, вызвав ряд положительных отзывов картин.

До Гражданской войны мастер много и плодотворно работал, регулярно участвуя, иногда с большим количеством работ, на многочисленных выставках. Ни внимание критики, ни ее оценка своего творчества С. Ф. Колесников не обиделся. Напротив, он регулярно занимал высокие места на выставках и часто поощрялся наградами.

В 1920 году С. Ф. Колесников эмигрировал из бурлящей страны и поселился в Сербии. Вскоре он стал профессором Белградской Академии художеств. В 20-е годы он организовал несколько персональных выставок в Европе. При этом он исполнил ряд серьезных монументальных произведений. Работы художника представлены в ведущих музеях страны.

О его жизни и деятельности за рубежом очень мало информации. Последние 12 лет жизни художник страдал тяжелым заболеванием — болезнью Паркинсона.В мае 1955 года его не стало. Степан Колесников был похоронен на новом кладбище в Белграде, недалеко от часовни ивера.

.

Степан Федорович Колесников (Одесса) — биография, интересные факты, известные произведения

Родился в селе Адрианополь ныне Луганской области. В 1897 — 1903 учился в ОКСИ (у К. Костанди и Г. Ладыженского), 1903 — 1909 в Петербургской Академии художеств (И. Репин, Владимир Маковский, А. Киселев). После А.Х. получил звание художника и право заграничного пенсионерства (1910 — 1912). С 1905 г. постоянный участник выставок TPHV, OH. Член Церкви, Острова им.А. Куинджи. В 1909 г. получил золотую медаль на 10-й Международной выставке в Мюнхене. Работы успешно экспонировались на персональных выставках в Петербурге, Москве, Белграде, Париже, Праге. Жил в Петербурге, Одессе, а после 1920 г. — в Белграде, где был профессором Белградской Академии художеств.

Крестьянин, брат художника Ивана Колесникова (1887-1829). Выросла в УСАДЬБЕ под Одессой. В 1897–1903 учился в Одесском художественном училище. В 1903 году поступил в Санкт-Петербург.Петербургской Академии художеств, учился у И. Е. Репина, А. А. Киселева, В. Е. Маковского. В годы учебы получил стипендию славяно-сербского совета. В 1909 году получил звание художника заморского пенсионерства за картину «Весна». В 1909-11 гг. В качестве пенсионера А.Х. работал в Германии, Франции и Бельгии, посетил Капри, где познакомился с М. Горьким. Писал пейзажи южнорусской степи с фигурами людей и лошадей, тающий снег, паводки, весеннюю оттепель, вспаханные поля чернозем.Работал в Бессарабии, Подольске в Карпатах, ездил в Болгарию и Сербию. В 1913 г. совершил путешествие на верблюдах по Туркестану и Китаю. Картины, написанные под впечатлением от Востока, публикуются в журналах «Нива» и «Свет». Жо 1918 участвовал в Весенних выставках в залах Академии, Товариществе передвижных художественных выставок и ПЕРЕВОЗКЕ в передвижном «Салоне» В. А. Издебского (1909/10). Провел персональную выставку в залах ОПХ (1912). Получил многочисленные награды ОПХ и конкурса.Куинджи А.И. Был очень популярен и много работал по заказам коллекционеров. В годы мировой войны я исполнил картину на военную тематику, которая экспонировалась на благотворительной выставке «Художник-солдат» (пр., 1916) и опубликована в журнале «Хроника войны». В 1919 году эмигрировал в Королевство CXC. Он жил в Белграде. Работал учителем рисования в Русско-сербской гимназии (1920 — 24), художником-декоратором в Национальном театре (1921 — 26). Завершил роспись плафона главного зала Национального театра (1922 г.), росписи интерьеров гостиницы «Палас» (1923 г.), Адриатико-Дунайского берега (1925 г.), городской больницы (1927 г.).Писал жанровые картины, пейзажи, натюрморты и портреты. Провел персональные выставки в Белграде (1921, 1926), Праге (1926) и Париже (1927). Участвовал в Большой выставке русского искусства в Белграде (1930). Представлено в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и региональных музеях России.

.