Содержание

Священное Предание — это что такое?

Существует два главных источника вероучения и религиозного порядка: Священное Предание церкви и Священное Писание. Понятие о Священном Предании невозможно постичь без понятия о Священном Писании, и наоборот.

Что такое Священное Предание?

Священное Предание — это, в широком смысле, совокупность всех устных и письменных религиозных знаний и источников, содержащих все догмы, каноны, трактаты и основу религиозного вероучения. Основу Предания составляет передача содержания веры из уст в уста, от поколения к поколению.

Священное Предание — это совокупность всех догматов и церковных традиций, которые описаны в религиозных текстах, а также донесены до людей апостолами. Сила и содержание этих текстов равноценны, а истины, заключённые в них, — непреложны. Важные аспекты всего Священного Предания несут апостольские проповеди и тексты.

Как передается Священное Предание

Священное Предание может передаваться тремя способами:

  1. Из исторических трактатов, несущих в себе Откровение Божье;
  2. Из опыта предыдущих поколений, ощутивших на себе Божественную Благодать;
  3. Посредством проведения религиозных обрядов и несения церковной службы.

Состав Священного Предания

Не существует единого мнения о том, какое место в Священном Предании занимает Библия. В любом случае эта книга играет важную роль в любом разветвлении христианства. Понятия Священного Предания и Священного Писания неразрывно связаны, однако состав Предания гораздо более сложный. Притом в некоторых ветвях христианства, например, в католицизме, Писание не является важной частью Предания. Протестантизм же, напротив, признаёт только текст Библии.

Латинская трактовка Предания

Мнение церкви относительно Священного Предания напрямую зависит от конфессии. Так, к примеру, латинская версия Предания гласит, что апостолы, призванные проповедовать во все края, тайно передали авторам часть учения, которая была изложена письменно. Другая, незаписанная, передавалась из уст в уста, и была зафиксирована гораздо позже, в постапостольскую эпоху.

Закон Божий в русском православии

Священное Предание — это основа основ для русского православия, которое мало чем отличается от православия в других странах. Это объясняет одинаковое отношение к основным догматам веры. В русском православии Священное Писание — это, скорее, форма священного Предания, нежели самостоятельное религиозное произведение.

Первоначальная православная традиция вообще считает, что Предание может передаваться не при помощи передачи знаний, а только в обрядах и ритуалах, в результате участия Святого Духа в Церковной жизни. Создание Предания происходит посредством явления Христа в человеческую жизнь в ходе обрядов и образов, которые передаются предыдущими поколениями следующим: от отца к сыну, от учителя к ученику, от батюшки к прихожанину.

Таким образом, Священное Писание — главная книга Священного Предания, отражающая всю его суть. Предание в то же время олицетворяет Писание. Текст Писания не должен противоречить учению церкви, потому что именно понимание написанного в Библии приводит к осознанию всего вероучения в целом. Руководством к правильной трактовке Библии являются учения отцов церкви, однако они не считаются священными, в отличие от текстов, утверждённых на Вселенских соборах.

Писание в православии

Состав Священного Писания в православии:

  1. Библия;
  2. Символ веры;
  3. Решения, принятые Вселенскими соборами;
  4. Литургии, церковные таинства и обряды;
  5. Трактаты священников, церковных философов и учителей;
  6. Истории, описанные мучениками;
  7. Истории о святых и их жизни;
  8. Кроме того, некоторые учёные считают, что достоверным источником Предания могут служить христианские апокрифы, чьё содержание не противоречит Священному Писанию.

Получается, что в православии Священное Предание — это любая религиозная информация, не противоречащая истине.

Католическая трактовка

Католическое Священное Предание — это передающееся из уст в уста, от поколения к поколению, религиозное учение о житии Христа и Девы Марии.

Священное Предание в протестантизме

Протестанты не считают Предание главным источником своей веры и допускают самостоятельную интерпретацию текста Писания христианами. Кроме того, протестанты придерживаются принципа sola Scriptura, что означает «Только Писание». Доверять, по их мнению, можно лишь Богу, и только Божественное слово является авторитетным. Все остальные наставления ставятся под сомнение. Тем не менее протестантизм сохранил относительный авторитет отцов церкви, полагаясь на их опыт, однако абсолютной истиной считается лишь информация, содержащаяся в Писании.

Мусульманское Священное Предание

Священное Предание мусульман изложено в Сунне — религиозном тексте, приводящем эпизоды из жизни пророка Мухаммеда. Сунна является примером и руководством, составляющим основы поведения для всех представителей мусульманской общины. В ней содержатся высказывания пророка, а также поступки, которые одобряются исламом. Сунна — это вторая после Корана религиозная книга мусульман, являющаяся главным источником исламского права, что делает её изучение очень важным для всех мусульман.

С 9 по 10 век Сунна почитается среди мусульман наряду с Кораном. Существуют даже такие трактовки Священного Предания, когда Коран называют «первой Сунной», а Сунну Мухаммеда — «второй Сунной». Важность Сунны обусловлена тем, что после смерти пророка Мухаммеда она является главным источником, помогающим решать спорные вопросы жизни Халифата и мусульманской общины.

Место Библии в Священном Предании

Библия как основа божественного откровения — это истории, описанные в Ветхом и Новом Заветах. Слово «Библиа» переводится как «книги», что в полной мере отражает суть Священного Писания. Библия писалась разными людьми в течение нескольких тысяч лет, насчитывает 75 книг на разных языках, но имеет единую композицию, логику и духовное содержание.

По мнению церкви, сам Бог вдохновлял людей на написание Библии, поэтому эта книга является «богодухновенной». Именно он открывал авторам истину и составлял их повествование в единое целое, помогая осмыслять содержание книг. Притом Святой Дух не заполнял человеческий разум информацией насильно. Истина проливалась на авторов как благодать, порождая творческий процесс. Таким образом, Священное Писание — это, по сути, результат совместного творчества человека и святого Духа. Люди при написании Библии не находились в трансовых или затуманенных состояниях. Все они пребывали в здравом уме и трезвой памяти. В результате благодаря верности Преданию и житии в Святом Духе церковь смогла отделить зёрна от плевел и включить в Библию лишь те книги, на которых, помимо творческого отпечатка автора, лежит ещё и божественная печать благодати, а также те, что связывают между собой события Ветхого и Нового Заветов. Эти две части одной книги свидетельствуют друг о друге. Старое здесь свидетельствует о новом, а новое подтверждает старое.

Священное Писание и Священное Предание кратко

Если Священное Предание содержит всю основу веры, включая Писание, то очень важно знать хотя бы краткое содержание наиболее важных его частей.

Начинает Библию Книга Бытия, в которой описывается момент сотворения Мира и первых людей: Адама и Евы. В результате грехопадения несчастные оказываются изгнанными из рая, после чего продолжают род человеческий, который только укореняет грех в земном мире. Божественные попытки намекнуть первым людям на их неподобающие действия заканчиваются тотальным игнорированием оных. В этой же книге описывается появление Авраама — праведника, заключившего с Богом завет — договор, согласно которому его потомки должны получить свою землю, а все остальные люди — благословение Божье. Потомки Авраама долгое время проводят в плену у египтян. На помощь им приходит пророк Моисей, спасая их из рабства и исполняя первый договор с Богом: предоставляя им земли для жизни.

Есть книги Ветхого завета, в которых приводятся правила всестороннего исполнения завета, нужные для того, чтобы не нарушать волю Божью. Нести в люди Закон Божий было поручено пророкам. Именно с этого момента Господь провозглашает создание Нового завета, вечного и общего для всех народов.

Новый Завет целиком построен на описаниях жития Христа: его рождении, жизни и воскресении. Дева Мария в результате непорочного зачатия рожает младенца Христа — сына Божьего, которому суждено стать единым истинным Богом и Человеком, проповедовать и творить чудеса. Обвинённый в богохульстве, Христос подвергается убиению, после чего чудесным образом воскресает и отправляет Апостолов проповедовать по всему миру и нести слово Божье. Кроме того, существует книга об апостольских деяниях, в которой говорится о возникновении церкви в целом, о действиях народа, искуплённого кровью Господа.

Последняя библейская книга — Апокалипсис — говорит о конце света, победе над злом, всеобщем воскрешении и Божьем суде, после которого каждому воздастся за его земные деяния. Тогда же исполнится Божий Завет.

Существует также Священное Предание для детей, Писание в котором содержит основные эпизоды, но адаптировано для понимания самыми маленькими.

Значение Священного Писания

По сути, в Библии заключено доказательство договора между Богом и людьми, а также содержатся наставления относительно исполнения этого договора. Из священных библейских текстов верующие люди черпают информацию о том, как можно делать, а как нет. Библия — это наиболее действенный способ донести слово Божье до как можно большего количества последователей.

Считается, что достоверность библейских текстов подтверждается древнейшими рукописями, написанными современниками Христа. В них содержатся те же тексты, что и проповедуются сегодня в православной церкви. Кроме того, текст Писания содержит предсказания, которые впоследствии сбылись.

Божественная печать, лежащая на текстах, подтверждается многочисленными чудесами, описанными в Библии, происходящими и по сей день. Сюда относится схождение Благодатного огня перед пасхой, появление стигматов и другие события. Некоторые считают подобные вещи лишь кощунственными фокусами и профанацией, пытаясь разоблачить те или иные доказательства существования Бога и опровергнуть историческую достоверность событий Библии. Однако все эти попытки, как правило, оказываются безуспешны, ведь даже те очевидцы, которые были противниками Христа, никогда не отрицали того, что видели.

Самые невероятные чудеса, описанные в Библии

Дважды в год у берегов Южнокорейского острова Чиндо происходит чудо, подобное тому, что сотворил Моисей. Море расступается, обнажая коралловый риф. В любом случае нельзя теперь сказать точно, было ли библейское событие случайностью, связанной с природным явлением, или настоящей божественной волей, но это было на самом деле.

  • Воскрешение мёртвых

В 31-м году ученики Христа стали свидетелями удивительного явления: по дороге в город Наин они встретили похоронную процессию. Безутешная мать хоронила единственного сына; будучи вдовой, женщина осталась совсем одна. Согласно утверждениям тех, кто присутствовал при этом, Иисус сжалился над женщиной, прикоснулся к гробу и приказал мёртвому встать. К изумлению окружающих, юноша встал и заговорил.

  • Воскресение Христово

Самое главное чудо, вокруг которого выстроен весь Новый Завет, — воскресение Христа, является к тому же самым засвидетельствованным. Об этом говорили не только ученики и апостолы, которые изначально сами не верили случившемуся, но и авторитетные современники Христа, такие, как, например, врач и историк Лука. Он также свидетельствовал о фактах воскрешения Иисуса из мёртвых.

В любом случае вера в чудеса является неотъемлемой частью всей христианской веры. Верить в Бога — значит верить в Библию, и, соответственно, в чудеса, происходящие в ней. Православные христиане свято верят в содержание Библии как в текст, написанный самим Богом — заботливым и любящим Отцом.

Священное Предание: многовековой опыт жизни Церкви

Pisanie_Predanie_250Все знают, что главная книга христиан — Библия, ее мы называем Священным Писанием. Но очевидно, что жизнь христианских общин регулируется не только Библией. В решении многих вопросов мы обращаемся к Священному Преданию. Что же это такое и какова связь между Писанием и Преданием?

Где это записано?

Для начала зададимся вопросом: а как дошло до людей Писание? Принесли ли им ангелы некую книгу? Нет, все было не совсем так. В жизни разных людей, начиная с Авраама, происходили разные события, которые они воспринимали как Откровение Божие. Об этих событиях они рассказывали своим детям и внукам. Потом часть этих рассказов была записана, к ним постепенно добавлялись другие. А то, что уже было записано, нуждалось в различных пояснениях. Очень упрощенно говоря, главные из записанных книг были названы Священным Писанием. А книги, записанные позднее, или даже просто традиции толкования самых главных книг получили имя Священного Предания.

Вопрос о соотношении Писания и Предания остается вечно актуальным, он по-разному трактуется в разных христианских деноминациях, к нему вновь и вновь приходится обращаться при решении практических проблем, возникающих в жизни Церкви. Дебаты на эту тему можно часто услышать в диалогах между православными и протестантами: протестанты упрекают православных в том, что они заменили Писание множеством каких-то своих собственных придумок, которые в Библии не найдешь, и назвали их Преданием. Православные, наоборот, отвечают, что с древнейших времен христиане не опирались на одно Писание, как свидетельствует, к примеру, святой Василий Великий: «Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменных наставлений, а некоторые приняли от апостольского предания… Например, кто Писанием учил, чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменовались образом креста? К востоку обращаться в молитве какое Писание нас научило? Слова призывания при преложении Хлеба Евхаристии и Чаши благословения кто из святых оставил нам в Писании?.. Благословляем также и воду крещения, и елей помазания… по какому Писанию? Не по Преданию ли, умалчиваемому и тайному?»

И тогда протестанты обычно восклицают: «Да где же оно, это ваше тайное Предание, покажите нам список книг, которые его содержат?» Но вот как отвечает на этот вопрос наш современник игумен Петр (Мещеринов): «Церковь не имеет догматического богословского определения, некоей точной формулы, что есть Св. Предание. Нет в Церкви книги, озаглавленной “Св. Предание”… Православная Церковь очень свободна, в отличие, например, от Церкви латинской. Вот они всё определяют точно, всё формулируют, всё схоластически догматизируют и записывают в толстенные катехизисы. У нас этого нет; в Православной Церкви точно фиксированы лишь очень немногие важнейшие вещи — только основы нашей религии; очень многое оставлено на свободу, на сам опыт жизни Церкви. В этом — глубочайшее уважение к человеку».

Значит ли это, что Предание — вообще всё, что угодно? Разумеется, нет. Для православных Предание — это, по сути, многовековой опыт жизни Церкви. Но если Писанием мы называем книгу вполне определенного содержания, то Предание просто невозможно определить такими рамками, как невозможно ими определить, скажем, семейные традиции. Если я скажу постороннему человеку: «У нас в семье принято поступать так-то и так-то», он может меня спросить: «А где это записано?» И мне нечего будет ему ответить. Мы просто живем так…

Иерархия текстов

Нам сегодня это может показаться удивительным, но первые десятилетия Церковь жила даже без письменного Евангелия. Как отмечает евангелист Лука в самом начале своей книги, он взялся за этот труд именно потому, что уже существовало немало устных рассказов, и свое Евангелие он записал « по тщательном исследовании всего сначала» (1: 3).

Видимо, нечто подобное происходило и с Ветхим Заветом: не то чтобы Моисей, спустившись с Синайской горы, сел и написал сразу всё Пятикнижие или Исаия, получив откровение, немедленно создал свою книгу от первой до последней страницы. Такого мы нигде не найдем в самой Библии. Напротив, в ней встречаются ясные указания, что ее книги складывались постепенно. В Притчах Соломоновых, например, есть такой подзаголовок: «И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского» (25: 1). Но между Соломоном и Езекией прошло более двух столетий! То есть все это время изречения Соломона существовали либо в устной форме, либо в виде каких-то отдельных документов, но не входили в единую книгу Притчей. Это можно сравнить со сборником стихов Ломоносова или Державина, впервые изданным лишь в наше время.

Таким образом, можно сказать, что Писание постепенно выкристаллизовалось в глубине Предания: наиболее важные и ценные его части были отобраны общиной верующих и включены в состав Библии, и только потом этот выбор был окончательно ограничен рамками канона.

Но это совсем не значит, что между Писанием и Преданием не может быть никакого напряжения. В тех же Евангелиях мы не раз читаем о том, как Христос обличал книжников и фарисеев, подменявших Писание «преданиями старцев» и возлагавших на людей «бремена неудобоносимые». Такое может происходить и в наши, и в любые другие времена: человеческие традиции становятся самодостаточными, порой они просто заслоняют собой все остальное.

Именно поэтому на заре Реформации отцы протестантизма отказались видеть в Предании нечто равноценное Писанию, провозгласив принцип Sola Scriptura : только Писание может быть источником вероучения для христиан. Им возражали католики: и Писание, и Предание должны быть источниками вероучения. Православное видение этого вопроса можно представить как систему, состоящую из концентрических кругов. В самом центре находится Евангелие, далее идут другие библейские книги, от актуальнейших Павловых Посланий до книг Паралипоменон. Здесь заканчивается Писание, но вовсе не заканчивается учение Церкви. Следующий круг — определения вселенских соборов и литургические тексты, затем идут творения отцов, иконы, храмовая архитектура и другие элементы Предания. В самых внешних кругах — традиции конкретных епархий и даже приходов, но они уже явно лежат за пределами Священного Предания.

Итак, можно сказать, что Писание — центральная и самая важная часть Предания, неотделимая от всего остального. Впрочем, при этом надо отличать ту его часть, которая действительно стала достоянием всей Церкви и которую смело можно назвать Священным Преданием, от разных обычаев, пусть и полезных, но не имеющих общецерковного значения. На Карфагенском соборе 257 года один из епископов заметил: «Господь сказал: Я есмь истина. Он не сказал: Я есмь обычай». Современный богослов епископ Каллист Уэр прокомментировал эти слова: «Есть разница между преданием и традициями: многие унаследованные от прошлого традиции имеют человеческую и случайную природу. Это благочестивые (или неблагочестивые) мнения, но не истинная часть Предания — основания христианской вести».

От периферии — к золотой середине

Люди, приходящие в Церковь, сначала соприкасаются с самыми внешними его слоями: «а вот наш батюшка говорит…», «а вот мне в храме сказали…». Это вполне естественно, но на этом никогда не надо останавливаться. Периферийные круги должны согласовываться с центральными: что говорит приходской священник, разумеется, важно, но еще важнее постановление Вселенского собора, а всего важнее — Евангелие. И если видишь противоречие между одним и другим, то… нет, не надо торопиться. Надо сначала задуматься.

Мы прекрасно осознаем дистанцию между нами и отцами Церкви, когда рассуждаем об их святости и о своей греховности. Но при этом многие люди говорят так, будто нет вообще никакой дистанции между их пониманием и тем, что говорили отцы, словно любое наше повторение сказанных ими слов автоматически создает духовное тождество между нами и ними. Мы можем повторять слова Писания или его авторитетнейших толкователей, но это еще не значит, что именно наше нынешнее понимание этих слов является самым правильным: нужно проникнуть в саму суть их аргументов, понять их позицию и разглядеть, насколько она применима к нашей собственной ситуации. Следование отцам не есть механическое повторение.

Даже внутри одной конфессии встречаются люди разных взглядов и направлений. Потому и не существует абсолютно объективного, научно доказанного толкования Библии, которое можно было бы уподобить таблице Менделеева или карте звездного неба. Если бы оно существовало, его давно приняли бы все здравомыслящие христиане, отвергнув все, что с ним не согласуется. Но они продолжают спорить, и каждый уверен в своей правоте. И каждая сторона ссылается на своих отцов: православные, к примеру, на Иоанна Златоуста, католики — на Августина Гиппонского. Так было всегда: например, в III веке Киприан Карфагенский и римский папа Стефан спорили о том, действительно ли крещение, полученное у еретиков, — но оба они погибли мученической смертью, оба прославлены как святые. Кстати, единого мнения, чье именно крещение бывает недействительно, нет у христиан и по сю пору.

Впрочем, по многим важнейшим вопросам все христиане имеют одинаковую или очень близкую точку зрения, и даже то, что казалось спорным во время Реформации, сегодня могут так или иначе признавать практически все христиане. Например, Мартин Лютер провозглашал, что Писание понятно всякому человеку на внешнем, грамматическом уровне, но глубинное понимание духовных истин приходит только под действием Святого Духа. Это говорилось в ответ на утверждение католических богословов, что простому человеку Библия недоступна (в то время католики совсем не поощряли ее чтение на народных языках, а только на латыни). Но сегодня, пожалуй, мало кто из традиционных христиан станет возражать Лютеру.

Отцы действительно помогают нам нащупать золотую середину, поэтому понятию «Священное Предание» можно дать и такое определение: это опыт прочтения Священного Писания наиболее опытными и духовно зрелыми нашими предшественниками. Предание — это опыт жизни по Писанию.

Андрей ДЕСНИЦКИЙ

Священное Предание и творения святых Отцов

 Священное Предание

После Священного Писания вторым источником христианского вероучения является Священное Предание.

Известно, что в Священном Писании Нового Завета написано далеко не все, что делал и чему учил Иисус Христос. “Не все, Господом заповеданное и апостолами проповеданное, записано, многое без записи прямо введено в дело и составляло устройство Церкви” .

Под Священным Преданием, по словам святителя Феофана Затворника, “разумеется апостольское учение, устно преподанное; или правила и законоположения, в Церкви введенные делом” . Первобытная Церковь вначале утвердилась именно Преданием и руководилась только им; Священное же Писание как свидетельство истины и вечный хранитель веры явилось и было принято Церковью позже.

Апостолы организовали Церковь Христову на всех направлениях ее духовной жизни. Нося в себе свидетельство Духа, они сообщили все новозаветное Откровение и вверили его святой основанной ими во всей вселенной Церкви. Их учение, “изуст­но и письменно преданное и Церковью содержимое, и есть для нас истинное свидетельство Духа” .

И образ христианского ведения, и правила жизни, и освящающие таинственные священнодействия, и правила для церковных собраний, — все установлено и закреплено самими Апостолами.

Устроенная Апостолами церковно-общинная жизнь приобрела после них силу традиции, силу долженствования. “И пошли христиане так умствовать, так жить, так действовать во взаимных отношениях, так управляться, так освящаться, так Богу служить, как завели апостолы” .

Люди, обращавшиеся в христианство, перенимали правила и законоположения апостольские. “Вновь нарождающееся поколение все образовывалось по тому устроению общества христианского, какое оставили апостолы” .

У каждого Апостола было по нескольку ближайших учеников, направляющихся с ними неразлучно и усвоивших от них всю апостольскую премудрость. Эти ближайшие ученики были преемниками Апостолов в управлении Церквами и в сохранении всего, Апостолами переданного. “В церквах Палестинских, в Антиохии, в Тарсе, в Ефесе, в Смирне, в Колоссах, в Филиппах, в Солуни, в Коринфе, в Афинах, в Александрии, в Риме и во всех прочих местах, где были апостолы, после них остались пастырями их ближайшие ученики. Это — мужи апостольские” .

Пастыри и учители после Апостолов являются блюстителями апостольских преданий и учреждений. Мужи апостольские, по примеру и заповеди Апостолов, воспитали при себе таких мужей, которые бы после них могли занять их место, блюсти апостольское учение и поддерживать порядки. Благоустроение христианского общества, дошедшее до наших дней, и есть апостольское Предание, следование которому есть долг всякого, считающего себя членом этого общества.

Многое из проповеданного Апостолами устно и заведенного ими лично вошло потом в писания их преемников, пастырей Церкви, многое осталось и ими незаписанным, а “хранилось в сердцах или практике” , в порядках христианской жизни, и передавалось из рода в род.

Потом все порядки христианские — вероучительные, жизненные и освятительные — вошли в отеческие писания и закрепились в них. Мы чтим отеческие писания прежде всего потому, что в них блюдется апостольское Предание, которое узнается по их общей согласованности.

И к неписанному слову Божию, то есть всему переданному и установленному, христианину “надлежит обращать тоже преданное сердце; веровать сокрытым здесь вещаниям Духа Божия; благочестию покорствовать; узнавать и сообразовываться с тем в чувствах и делах” . “Говорящий, что опирается на свидетельство Духа, — учит преосвященный Феофан, — тогда только говорит это истинно, когда опирается на учение Господа и святых апостолов Церкви, преданное устно и письменно! Другого свидетельства Духа Церковь или верующие не знают и знать не должны” .

Церковное Предание должно быть согласовано со Священным Писанием, иначе неправильное учение может быть также принято за Предание правильное и Божественное. Но и понимание Священного Писания должно  быть согласуемо с Преданием, иначе могут возникнуть неправильные мнения и ереси. Что же касается догматов веры, то и здесь христиане должны руководствоваться не только одним Священным Писанием, но церковным Преданием .

Творения святых Отцов

Кроме чтения Священного Писания и следования Священному Преданию святитель Феофан считает необходимым для христианина изучение творений святых Отцов. “Плодоносно — слово Божие, — учит он, — а затем — отеческие писания и жития святых. Впрочем, нужно знать, что жития лучше для начинающих, писания отеческие — для средних, Божие слово — для совершенных” .

Писания святоотеческие имеют в основе своей Евангелие, и потому в них содержится учение о пути к спасению. Всякий, кто возревновал и возжелал исправить свое сердце, найдет в разнообразных писаниях отеческих все, в чем имеет нужду.

Чтение святоотеческих творений есть дело существенной необходимости для совершенствования в духовной жизни. Поэтому оно всегда считалось среди православных подвижников одним из важнейших подвигов, и у истинных христиан была потребность всегда иметь под рукой святоотеческие писания о духовной жизни.

Творения святых Отцов — это кладези, из которых каждый может черпать учение о духовной жизни и находить указания для шествия по пути к спасению. Епископ Феофан советует искать в отеческих книгах вразумлений на все случаи жизни, ибо “в них излагается чистая истина Божия” .

Христианину следует “отверстым сердцем и умом приникать к сим источникам и пить из них небесную премудрость” , запечатлевать богооткровенные истины веры так глубоко, чтобы они составляли существо ума.

Читая святоотеческие наставления, человек должен и практически применять их в своей жизни, ибо это составляет “цель и плод чтения” . В духовной жизни святоотеческие творения являются руководством к познанию богооткровенных истин.

Все подвижники христианской Церкви прошли трудный путь внешнего и внутреннего делания. Многие из них в своих творениях изложили собственные мысли и духовный опыт. Учение святых Отцов святитель Феофан сравнивает с записками путешественников, посетивших многие страны. “Путешественники, — говорит он, — пишут путевые заметки о всем, что встречают достойным внимания на своем пути. Писали свои заметки и избранники Божии, в разных направлениях проследившие все тропы духовной жизни, о всем, что встречали и испытывали в сем многотрудном шествии своем, но участь тех и других заметок неодинакова” .

В святоотеческих творениях можно найти ответ на любой вопрос духовной жизни, но святоотеческое учение раскрывается и усваивается последователем Христа по мере и степени применения в его личной жизни. Люди, не имеющие возможности путешествовать, могут, находясь дома, составить себе понятия и представления о чужих странах посредством чтения заметок других путешественников. Наставления же святых Отцов о духовной жизни “понимать могут только шествующие путем сей жизни. Для не вступивших на него это совершенно неведомая страна. Их понятия и представления уясняются по мере шествия и углубления в страну духа. По мере умножения собственных опытов жизни духовной становятся ясными и понятными указания опытов, замеченных святыми отцами в писаниях своих” .

Знание творений святых Отцов необходимо при толковании слова Божия, нужно оно также и для правильного прохождения христианского подвига. “Сердце сердцу весть подает”, — говорит епископ Феофан, — те, кои давали наставления, давали от души, так как они сложились у них в сердце собственным рассуждением и опытом. Это — отзвук их сердечного настроения. Общий же дух, воодушевлявший их и все расположения их, был дух ревности о спасении себя и всякого человека. Тот же дух отражается в слове их и проникает всякое их писание” .

Читая святоотеческие наставления о спасении, христианин входит в настроение писавших эти наставления и в сочувствие ко всем расположениям, которые “исполняли сердце их” , проникли в их писания и составляют главное почти содержание их.

Для правильного усвоения святоотеческого учения необходимо соблюдать определенные правила. Вначале нужно, обратившись с усердной молитвой к Богу, возбудить в себе потребность знать то, о чем пишут святые Отцы. Творения святых Отцов святитель Феофан советует изучать постоянно и со вниманием, сохраняя при этом благоразумную умеренность. Для чтения духовных книг он советовал выбирать утренние и вечерние часы .

Святоотеческие наставления дают “крепость духу и сердцу” , поэтому при изучения их надо постоянно стремиться к главной цели — запечатлению истин и возбуждению духа.

Читать нужно с той целью, чтобы освещать память о Божественных истинах и напитывать ими душу. Питается же она только тем, что будет воспринято со вниманием, пройдет в сердце и затронет его.

Чтение творений святых Отцов принадлежит к числу способов обновления и оживления молитвы. Иногда некоторые из наставлений святых Отцов производят особое впечатление на человека и вводят его в состояние созерцания; они могут служить духовной пищей на очень долгое время. “Если при чтении и размышлении какая-нибудь мысль исторгнет вас из среды тварей и перенесет пред лице Господа, — наставляет епископ Феофан, — закрывайте книгу и оставайтесь с сею мыслью хоть целый день” .

Слово Божие, творения святых Отцов при благоразумном их усвоении с опытным применением в жизни могут заменить духовного руководителя и наставника. “Для тех, которые вступили на путь к лучшему и совершеннейшему, — пишет святитель Феофан, оно (Слово Божие — а. Г.) дает нужные указания в сомнительных случаях, когда нет наличного опытного руководства и когда и это само встречает неразрешимости, не позволяющие давать окончательного решения, которые устранили бы всякое колебание в шествующем” .

Благоразумное чтение святоотеческих наставлений питает и растит душу христианина. Усердно изучая творения святых Отцов, последователь Христа может приобрести большую практическую и духовную мудрость, стяжать нетленное духовное сокровище. “Вот и собирайте, — наставляет преосвященный Феофан, — как пчелка, медок с цветов. Будущее даст место и случаи приложить все к делу. Запасец не помешает. Есть пословица: береги денежку про черный день. В жизни много расходов. Собирайте же, не утомляясь. Все пригодится” .

Особенно полезными для христианина епископ Феофан считал творения вселенских учителей — святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого: “Книжка Василия Великого — самая нужная для нас. Но у него и все другие премудры и высоконазидательны. Вот увидите! У него умозрение преобладает. У святого Иоанна Златоуста более сердечности и убеждения при простоте речи” . Из творений подвижников Древней Церкви особенно ценны творения преподобных Макария Египетского и Исаака Сирина. Вначале епископ Феофан советует познакомиться с творениями святого Макария, которые хотя и составляют “море мудрости духовной” , но представляют собой только преддверие к творениям преподобного Исаака Сирина . Важное значение для духовного совершенствования христианина имеют наставления преподобных Отцов — авторов “Добротолюбия”, аввы Дорофея, Симеона Нового Богослова, Петра Дамаскина, Иоанна Лествичника .

Для духовников и пастырей святитель Феофан считал очень полезными творения преподобных Варсонофия и Иоанна .

Из святых отцов Русской Православной Церкви преосвященный Феофан особенно ценил святителя Тихона Задонского и усиленно рекомендовал его сочинения для руководства в духовной жизни .

Полезными и необходимыми для человека, ищущего спасения, епископ Феофан считал также жития святых угодников Божиих, он советовал читать их после обеда или вечером. По словам Святителя, “жития святых воодушевительны и располагают к подражанию, но — по мере сил. Хорошо однако ж заимствовать от сего себя осуждение и смирение” .

В житиях святых христианин не только находит примеры богоугодной жизни, но и получает богословские и церковно-исторические сведения, необходимые для духовного преуспеяния. Таковы, например, Четии Минеи, в которых содержится “вся почти церковная история” .
 

Священное Предание: источник Православной веры*

Внутренний смысл Предания

   С внешней стороны православная история отмечена рядом внезапных разрывов: захват Иерусалима, Александрии, Антиохии арабо-мусульманами, сожжение Киева монголами, два разграбления Константинополя, октябрьская революция в России. Но эти события, преобразовавшие внешний облик православного мира, никогда не прерывали внутренней преемственности Православной церкви. Первое, что обычно поражает далекого от православия человека, – это его дух древности, его кажущаяся неизменность. Православные все еще совершают крещение через троекратное погружение, как в первоначальной церкви; все еще приносят младенцев и приводят маленьких детей для получения святого причастия; во время литургии диакон все еще возглашает: «Двери! Двери!» в памятование тех дней, когда вход в церковь тщательно охранялся, и только члены христианской семьи могли присутствовать на семейной службе; Символ веры все еще произносится без каких-либо добавлений.
   Это лишь несколько примеров того духа, которым пронизан любой аспект православной жизни. Когда на проходящих в наше время межцерковных форумах православных просят кратко определить, в чем заключаются отличительные черты их церкви, они часто указывают именно на ее неизменность, ее решимость сохранять верность прошлому, ее чувство живой преемственности церковью древних времен. В начале XVIII в. восточные патриархи то же самое сказали «неприсягнувшим» в выражениях, напоминающих язык Вселенских соборов:
   Мы сохраняем учение Господа в целостности и твердо привержены вере, которую Он дал нам, и бережем ее от повреждения и умаления как царское сокровище и памятование о великой благодати, ничего не прибавляя и ничего не отнимая от нее.
   Эта идея живого преемства суммируется для православных в слове Предание. «Мы не изменяем вечных границ, установленных отцами, – пишет Иоанн Дамаскин, – а храним Предание таким, каким получили его».
   Православные всегда говорят о предании. Но что они подразумевают под этим словом? Предание в обиходном языке означает мнения, верования или обычаи, унаследованные потомками от предков. В этом смысле христианское предание – это вера и практика, которые были переняты апостолами от Иисуса Христа и с апостольских времен передавались в церкви от поколения к поколению. Но для православных христиан предание означает нечто более конкретное и специфичное: книги Библии, символ веры, постановления Вселенских соборов и писания св. отцов, каноны, богослужебные книги, святые иконы. Иначе говоря, это вся система вероучения, церковного управления, культа, духовности и искусства, выработанная православием на протяжении веков. Сегодняшние христиане считают себя наследниками и хранителями богатств прошлого, они видят свой долг в том, чтобы передать это наследие будущим поколениям в целости и сохранности.
   Заметим, что Библия составляет часть предания. Иногда предание определяют как устное учение Христа, не запечатленное в письменном виде Его непосредственными учениками. Не только неправославные, но и многие православные авторы усвоили себе такую манеру говорить о Писании и предании, трактуя их как две разные вещи, два разных источника христианской веры. Но в действительности есть только один источник, ибо Писание существует внутри предания. Разделять и противопоставлять их – значит обеднять и то, и другое.
   Принимая свое наследие от прошлого, православные в то же время сознают, что не все унаследованное от прошлого равноценно. Среди многообразных элементов предания доминирующее положение занимают Библия, символ веры и вероучительные определения Вселенских соборов: их православные воспринимают как нечто абсолютное и неизменное, что не может быть отменено или пересмотрено. Остальная часть предания не обладает равной авторитетностью. Постановления соборов в Яссах или в Иерусалиме уступают в этом смысле Никейскому символу, а сочинения, скажем, Афанасия или Симеона Нового Богослова – Евангелию св. Иоанна.
   Не все воспринятое из прошлого равноценно, и не все непременно истинно. Как заметил один из епископов на Карфагенском соборе 257 г., «Господь сказал: Я есмь истина. Он не сказал: Я есмь обычай». Есть разница между преданием и традициями: многие унаследованные от прошлого традиции имеют человеческую и случайную природу. Это благочестивые (или неблагочестивые) мнения, но не истинная часть предания – основания христианской вести.
   Это чрезвычайно важно для нашего подхода к прошлому. В византийские и послевизантийские времена православные часто занимали некритическую позицию по отношению к прошлому, и это приводило к застою. Сегодня такая некритическая позиция более не приемлема. Более высокие образовательные стандарты, оживление контактов с западными христианами, нападки секуляризма и атеизма вынудили православие XX в. более внимательно вглядеться в собственное наследие и более тщательно провести различение между преданием и традициями. Задача различения никогда не бывает легкой. Необходимо в равной мере избежать заблуждений как староверов, так и «Живой церкви»: первые впадают в крайний консерватизм, не допускающий ни малейших изменений в традициях, вторая вовлекается в духовные компромиссы, подрывающие предание. Но несмотря на некоторые очевидные помехи, сегодняшние православные находятся, пожалуй, в более выгодном положении для такого различения, чем их предшественники в течение многих столетий. Часто именно контакты с Западом помогают им все яснее понимать, что же является необходимым в их собственном наследии.
   Истинная православная верность прошлому всегда должна быть творческой верностью. Истинное православие никогда не может довольствоваться бесплодным «богословием повторения», которое твердит, словно попугай, вызубренные формулы, даже не пытаясь понять, что же за ними стоит. Верность преданию, правильно понятая, – не механический, пассивный и автоматический процесс передачи некоей мудрости, заимствованной из отдаленного прошлого. Православный мыслитель должен видеть предание изнутри, должен проникнуть в его внутренний дух, вновь пережить его смысл таким образом, чтобы это переживание стало открытием, исполненным отваги и творческого воображения. Чтобы жить внутри предания, недостаточно интеллектуального признания вероучительной системы: ведь предание есть нечто гораздо большее, чем просто набор абстрактных положений. Это жизнь, личная встреча со Христом в Духе Святом. Предание не просто сохраняется Церковью – оно живет в Церкви, оно есть жизнь Святого Духа в Церкви. Православное понимание предания не статично, но динамично: это не бесплодное принятие прошлого, но живое открытие Святого Духа в настоящем. Будучи внутренне неизменным (ведь Бог не меняется!), предание непрестанно принимает новые внешние формы, которые дополняют старые, не уничтожая их. Православные часто говорят так, словно период доктринальных формулировок закончился. Но ведь это не так! Возможно, в наши дни соберется новый Вселенский собор, и предание обогатится новыми формулами веры.
   Такое представление о предании как о чем-то живом хорошо выразил Георгий Флоровский:
   Предание есть свидетельство Духа, непрерывное откровение и проповедование Благой Вести Духом… Чтобы принять и понять Предание, мы должны жить внутри Церкви, должны сознавать благодатное присутствие в ней Господа… Предание – не только охранительное и защитительное начало, оно есть прежде всего начало роста и возрождения… Предание есть постоянная верность Духу, а не только памятование слов.
   Предание есть свидетельство Духа: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин 16:13). Именно это божественное обетование составляет основу православной верности преданию.

Внешние формы

   Рассмотрим по порядку те внешние формы, в которых выражается предание.

1. Библия

    а) Библия и Церковь. Христианская Церковь есть Церковь Писания: православие верит в это так же твердо (если не тверже), как и протестантизм. Библия есть наивысшее выражение Божественного Откровения человеческому роду, и христиане всегда будут «народом Писания». Но если христиане – народ Писания, то Библия – это Писание народа: его нельзя рассматривать как нечто стоящее над Церковью, ибо оно живет и понимается внутри Церкви (вот почему не следует разделять Писание и Предание).
   Именно от Церкви в конечном счете получает Библия свой авторитет, ибо именно Церковь изначально решала, какие книги принадлежат к Священному Писанию; и только Церковь вправе авторитетно толковать Священное Писание. В Библии много высказываний, которые сами по себе далеко не ясны, и если индивидуальный читатель, даже искренний, возьмет на себя смелость лично толковать их, он рискует впасть в заблуждение. «Разумеешь ли, что читаешь?» – спрашивает Филипп евнуха-эфиопа; и евнух отвечает: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (Деян 8сл). Когда православные читают Писание, они принимают наставление церкви. Когда новообращенный принимается в Православную Церковь, он обещает: «Принимаю и разумею Священное Писание согласно толкованию, какое давалось и дается Святой Православной Соборной Церковью Востока, матерью нашей».
    б) Текст Библии: библейская критика. Православная Церковь имеет тот же Новый Завет, что и весь остальной христианский мир. В качестве авторитетного ветхозаветного текста она пользуется древним греческим переводом, известным под именем Септуагинты. Когда он расходится с текстом еврейского оригинала (что случается достаточно часто), православные считают изменения в Септуагинте произведенными по вдохновению Святого Духа и принимают их как часть непрерывного божественного откровения. Наиболее известный случай – Исайя 7:14, где еврейский текст гласит: «Молодая женщина зачнет и родит сына», а Септуагинта переводит: «Се, Дева во чреве приимет…» Новый Завет следует тексту Септуагинты (Мф 1:23).
   Еврейская версия Ветхого Завета состоит из 39 книг. Септуагинта содержит еще 10 книг, не представленных в еврейской Библии, которые известны в Православной церкви под именем «второканонических». Соборы в Яссах (1642) и в Иерусалиме (1672) провозгласили их «подлинными частями Писания»; однако большинство православных богословов наших дней, следуя мнению Афанасия и Иеронима, хотя и признают второканонические книги частями Библии, однако считают их рангом ниже, чем остальные книги Ветхого Завета.
   Настоящему христианству нечего бояться добросовестного исследования. Хотя православие и считает Церковь авторитетной толковательницей Писания, оно не запрещает критических и исторических штудий Библии, хотя до сих пор православные исследователи не слишком преуспели в этой области.
    в) Библия в богослужении. Иногда думают, будто в православии Библия занимает менее важное место, чем в западном христианстве. Но Священное Писание постоянно читается на православных богослужениях: во время утрени и вечерни вся Псалтирь прочитывается еженедельно, а во время Великого поста дважды за неделю; чтение Ветхого Завета совершается во время вечерни в канун многих праздников, а во время Великого поста также на шестом часе и вечерне по будням (но, к сожалению, ветхозаветные чтения не совершаются во время литургии). Чтение Евангелия составляет кульминацию утрени в воскресные дни и праздники; во время литургии читаются отрывки посланий и Евангелий, назначенные для каждого дня в году, так что весь Новый Завет (за исключением Откровения Иоанна Богослова) оказывается прочитанным за евхаристией. «Ныне отпущаеши» читается во время вечерни; ветхозаветные песнопения, вкупе с Песнью Богородицы (Magnificat) и Песнью Захарии (Benedictus), поют во время утрени; «Отче наш» звучит на каждом богослужении. Помимо этих особых отрывков из Писания, весь текст каждой службы выдержан на языке Библии: было подсчитано, что литургия содержит 98 цитат из Ветхого Завета и 114 – из Нового Завета.
   Православие рассматривает Библию как словесную икону Христа. Седьмой вселенский собор постановил, что святые иконы и книга Евангелий должны почитаться равным образом. В каждом храме Евангелие занимает почетное место в алтаре; во время литургии, воскресной утрени и праздников его несут в процессии; верующий простирается перед ним ниц и целует его. Таково уважение, оказываемое в Православной церкви слову Божьему.

2. Семь вселенских соборов: Символ веры

   Вероучительные определения Вселенского собора непогрешимы. Так что в глазах православных положения веры, утвержденные семью Вселенскими соборами, обладают, наряду с Библией, обязательным и непререкаемым авторитетом.
   Важнейшим из всех соборных определений является Никео-Константинопольский символ веры, который читается или поется на каждой евхаристии, а также ежедневно во время полунощницы и повечерия. Два других символа, принятых на Западе – Апостольский и Афанасиев символы, – не обладают равной авторитетностью с Никейским символом именно потому, что они не были провозглашены Вселенским собором. Православные почитают Апостольский символ как древнее утверждение веры и полностью принимают его учение, но он представляет собой лишь местный западный крещальный символ, никогда не употреблявшийся в богослужении восточных патриархатов. Равным образом и Афанасиев символ не используется в православном богослужении, но иногда печатается (без Filioque) в Часослове.

3. Позднейшие соборы

   Формулирование православного вероучения, как мы уже видели, не прекратилось с Седьмым вселенским собором. С 787 г. существовали два основных способа, какими Церковь выражала свою точку зрения: 1) определения поместных соборов (то есть соборов, объединяющих членов одного или более патриархатов или автокефальных церквей, но не претендующих представлять Православную соборную Церковь в целом) и 2) письма или определения веры, сформулированные отдельными епископами. Если вероучительные определения всеобщих соборов непогрешимы, то в определения поместных соборов или отдельных епископов всегда может вкрасться ошибка. Но когда такие определения принимаются всей Церковью, они приобретают вселенскую авторитетность (то есть всеобщий авторитет, присущий вероучительным положениям Вселенского собора). Доктринальные положения Вселенского собора нельзя пересматривать или вносить в них поправки: их нужно принимать целиком; но в своем подходе к актам поместных соборов Церковь часто проявляла избирательность. Например, в случае соборов XVII в. их вероучительные положения отчасти принимаются всей Православной Церковью, а отчасти отвергаются или уточняются.
   Основные изложения православного учения после 787 г. суть следующие:
1. Окружное послание св. Фотия (867). 2. Первое послание Михаила Керулария Петру Антиохийскому (1054). 3. Решения Константинопольских соборов 1341 и 1351 гг. в связи с исихастским спором. 4. Окружное послание св. Марка Эфесского (1440—1441). 5. Исповедание веры Геннадия, патриарха Константинопольского (1455—1456). 6. Ответы Иеремии II лютеранам (1573—1581). 7. Исповедание веры митрополита Критопулоса (1625). 8. Православное исповедание Петра Могилы в его исправленной форме (утверждено собором в Яссах, 1642). 9. Исповедание Досифея (утверждено Иерусалимским собором). 10. Ответы православных патриархов неприсягнувшим (1718, 1723). 11. Ответ православных патриархов папе Пию IX (1848). 12. Ответ Константинопольского синода папе Льву XIII (1895). 13. Окру

Что такое «Священное предание». — В христианстве — Разоблачение лжи — Каталог статей

Отрывок из книги «И камни возопиют…» Опарин А.А.

Часть II. Вавилонское вино
10. Священное предание

Вопросы, задаваемые жизнью
Сегодня во многих христианских церквах символы веры базируются на Священном
Писании — Библии и Священном Предании. Иными словами, авторитет предания
признается равным авторитету Библии.

Итак, что же такое Священное Предание? Как нам повествует
Полный Православный богословский энциклопедический словарь: «Предание
священное — второй из двух первоисточников христианской веры — учение
Христа и апостолов, преподанные церкви устно, позже записанное» (стр.
1888). Что же включает в себя Священное Предание?

1. Символы веры древнейших поместных церквей.

2. «Правила апостольские» — собранные не ранее
4 века и содержащие духовные наставления.

3. Вероисповедания и догматы, принятые на семи
вселенских соборах и ряде поместных.

4. Исповедания веры, написанные отцами церкви:
св. Григорием Кесарийским, Василием Великим, Григорием Паламой и др.

5. Деяния вселенских и поместных соборов.

6. Древние литургии.

7. Акты мучеников, в которых излагается история
их мучений.

8. Творения отцов и учителей церкви (например «Богословие»
Дамаскина и пр.), их объяснения Священного Писания — Библии.

9. Древняя практика церкви (с изложением вопросов
соблюдения обрядов, праздников).

Весьма интересны требования, предъявляемые к Священному
Преданию, первым из которых является отсутствие внутреннего противоречия
и согласие со Священным Писанием (стр. 1888—1889). Следовательно, если
какое бы то ни было место предания противоречит Библии, то священным
или действительным оно быть не может. Давайте, уважаемый читатель, вместе
сопоставим и сравним основные положения Священного Предания с Библией,
и в конце главы сделаем выводы.

История отступления

Начнем со вселенских соборов.

На Первом Вселенском Соборе, проходившем в 325
году в городе Никее, было установлено празднование Пасхи, в день языческой
богини Астарты. Таким образом, был сделан компромисс между язычеством
и христианством — христианское название праздника в памятный языческий
день. После этого языческие праздники широко входят в христианство,
как мы уже писали в предыдущих главах, святые приобретают черты языческих
богов.

На Третьем Вселенском соборе в 431 году в Ефесе
Деву Марию провозгласили Богородицей, положив тем самым начало поклонения
ей, как заступнице перед Богом.

На Пятом Вселенском соборе в 553 году в Константинополе
происходит слияние церкви с государством, подчинение монастырей.

На Седьмом Вселенском соборе в 787 году в Никее
было введено поклонение иконам, названным святыми, и Кресту. Решения
этого Собора были подтверждены на поместном соборе в 842 году в Константинополе,
где культ икон провозглашается отличительной чертой православия, в честь
чего был введен праздник Торжество Православия.

Заметим, что датой образования государства Руси считается
862 год, и все эти отступления от Библии и от учения Христа, о чем будет
рассказано ниже, пришли на Русь из Византии.

Итак, согласно решениям вселенских соборов, был осуществлен
ряд серьезных отступлений от Библии — Слова Божьего.

Теперь бросим беглый взгляд на труды некоторых так называемых
отцов церкви.

Григорий Палама, один из основателей движения исихастов
(мы уже об этом движении кратко упоминали), провозглашающих строжайшую
аскетическую жизнь, отказ от каких бы то ни было мирских благ, изнурительные
посты, ночные бдения, отвлеченные созерцания как важнейшие условия духовной
жизни.

Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской,
один из известнейших деятелей церкви, боролся с арианством. Во время
Василия Великого шла борьба религиозных партий, и он становится во главе
Ново-Никейской лиги. Со своими двумя сподвижниками Григорием Нисским
и Григорием Богословом Василий создает богословие, построенное на новой
терминологии.

Следует заметить, что философское направление «неоплатонизм»
оказал большое влияние на Василия Великого, который, в частности, «много
черпал из этой системы при разработке учения о Святом Духе, изображая
Его деятельность в мире по аналогии с действиями души неоплатоников».
Неоплатонизм — философское направление, возникшее в третьем веке по
Р. Хр., является слиянием греческой философии и восточных культов в
одну мистическую систему. Бог, по их утверждению, единое непознаваемое
начало, и будучи непознаваемым, может открываться людям в мистических
откровениях, в состоянии экстаза, при которых душа созерцает абсолютное
и сливается с ним в одно целое. Средством достижения экстаза является
строжайший аскетизм [*1]. Василий Великий отличался крайне суровым аскетизмом,
написал сочинение по аскетике и монашеские правила, которые получили
статус кодекса.

Пахомий — один из основателей монашества. Старался
спасти монахов от деморализующего действия пустыни, в которой они деградировали
умственно и нравственно (Пахомия называли отцом киновитского монашества).
Кроме того, Пахомий сторонился иерархии и не хотел, чтобы монахи принимали
тот или иной сан, ибо принятие сана означало рукоположение от епископа
и создавало зависимость монастыря от иерархии, а эта зависимость, по
мнению Пахомия, «тянула монастырь к миру». На этой почве произошло ожесточение
епископата против Пахомия, его подвергли травле, и он едва не был убит.

Федор Фермейский писал: «Человек, познавший сладость
кельи, избегает ближнего своего».

Иоанн Дамаскин — ярый защитник иконопочитания,
автор труда «Три защитительных слова против порицающих святые иконы»,
не в силах объяснить обожествление икон, основываясь на Библии, как
грубое нарушение Второй Заповеди Закона Божьего. Дамаскин открыто заявляет,
что «в царстве благодати не весь Закон сохраняет силу» [*2]. Святой
отец перечеркивает слова Христа: «Но скорее небо и земля прейдут, нежели
одна черта из закона пропадет» (Лк. 16:17).

На Трулльском соборе 692 года в параграфе 82 были установлены
основные положения иконопочитания. Были резко противопоставлены Ветхий
и Новый Заветы [*3]. Ради достижения своей цели святые отцы решили искусственно
противопоставить две части Библии и показать, что мнения Господа по
одному и тому же вопросу в разные времена были различными. Но Творец
Вселенной говорит таким людям: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не
сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? Будет
говорить и не исполнит?» (Числа 23:19).

Другой отец церкви Иоанн Лествичник утверждает:
«Монашеский подвиг начинается через избрание наставника или отца духовного,
и нужно вверить ему свое спасение… И нельзя вообще обсуждать или испытывать
слова избранного наставника… Советы наставника нужно выслушивать со
смирением и без всякого сомнения (как из уст Божьих), — и «хотя бы оные
и были противны собственному разумению, и вопрошаемые были не очень
духовны»… «Послушный, как мертвый, не противоречит и не рассуждает…»
[*4].

В этих словах мы видим вновь противоречие Библии — Слову
Божьему, ибо Господь говорит: «…проклят человек, который надеется на
человека и плоть делает своею опорою…» (Иерем. 17:5).

Вот каким должно быть монашество по мнению отцов церкви:
слепое повиновение наставнику, которому человек вверяет свое спасение.
Делать и не рассуждать, даже если это противоречит твоей совести и Слову
Божию — Библии. Насколько это противоречит не только Библии, но и здравому
смыслу, думаю, и говорить не стоит. Как здесь вновь не вспомнить слова
апостола Павла: «Здешние (верующие города Верии. — А.О.) были благомысленнее
Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая
Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11). Речь идет о проповеди самого
апостола Павла, и как ему понравилось, что верующие не слепо доверяют
ему, не просто верят ему на слово, но его слова сверяют с Библией, а
вдруг он ошибся, ведь он, пусть и избранный Самим Богом, но всего лишь
слабый человек, который может допустить ошибку! Какой контраст по сравнению
с требованием слепо, не рассуждая и безоговорочно верить так называемым
отцам церкви, таким же слабым людям, как и каждый из нас. Безоговорочно
верить можно только Богу. В задачу данного краткого очерка не входит
анализ всего Священного предания и его сопоставления с Библией. Это
вы можете сделать сами, уважаемые читатели, взяв труды отцов церкви
и сверив их с Библией.

Мы хотели лишь показать, что Предания, которые во многих
церквах являются основанием веры наравне с Библией, очень часто ей противоречат.
Только словом Божьим подтверждается или отвергается истинность того
или иного утверждения, сделанного кем бы то ни было. Мы вновь хотим
напомнить уже приведенную выше цитату из Полного Православного богословского
словаря о том, что если какой-то раздел Священного предания противоречит
Библии, то его нельзя принимать за основу веры. Исходя из этого утверждения,
данного самим же православным духовенством, из церкви необходимо исключить
поклонение Деве Марии и святым, иконы и почитание им, монастыри, учение
о бессмертии души, празднование воскресенья как противоречащие Священному
Писанию — Библии. Но этого, как показала история, делать никто не собирается.

На протяжении веков дьяволом предпринимались неоднократные
попытки уничтожить Библию, стереть ее с лица земли, но, так как ему
не под силу уничтожить Слово Божье, в противовес ему он создает Священное
Предание, в котором официально закрепляет отступление от Библии. Этому
есть подтверждение в словах богослова Тертуллиана: «На сии и другие
постановления ты не найдешь заповеди в Писании (Библии. — А.О.): предание
да будет для тебя заповедью, обычай — подтверждением, а вера — побуждением
к исполнению» [*5].

Святой Евсевий пишет: «Нужно держаться и предания,
ибо невозможно обрести все в одних Писаниях» [*6]. Иными словами, с
точки зрения этих людей, Бог чего-то не додумал и что-то упустил, поэтому
люди решили восполнить тот пробел, что сделал Бог, создав предания и
призывая верить им так же, как тому, что сказал Бог.

«Предание необходимо для уразумения самих истин, содержащихся
в Писании; ибо… иных вовсе нет в Писании» [*7].

Когда те или иные люди возмущались против господствующих
в церкви языческих обрядов и учений, духовные иерархи им отвечали: «Вы
осмеливаетесь спорить с отцами церкви, не имея на то никакого авторитета.
Только равный им может с ними спорить. А таких сейчас нет». Но мы не
будем спорить с этими авторитетами, а предоставим слово Самому Богу,
Который имеет право не согласиться с ними. Вот что Он говорит в Слове
Своем — Библии.

Библейский ответ

«Петр же и Апостолы… сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели
человекам» (Деян. 5:29).

«Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении,
от Бога ли оно…» (Ин. 7:17).

«Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня
языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; Но тщетно чтут Меня, уча
учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:8—9).

«Ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания
человеческого… и сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию,
чтобы соблюсти свое предание?… Устраняя слово Божие преданием вашим,
которое вы установили; и делаете многое сему подобное» (Мк. 7:8—13).

«У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? Людям
ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы
рабом Христовым» (Гал. 1:10).

«Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать
вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8).

«Смотрите, (братия), чтобы кто не увлек вас философиею
и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а
не по Христу» (Кол. 2:8).

«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут,
но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы
слуху; И от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2-Тим. 4:3—4).

«…обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая
иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины» (Тит
1:13—14).

«…за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить
лжи» (2-Фес. 2:10—11).

Нередко сторонники Священного Предания, пытаясь его оправдать,
приводят некоторые библейские стихи, которые мы сейчас рассмотрим.

«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания
так, как я передал вам» (1-Кор. 11:2). На этот текст в Библии указан
параллельный текст, который его объясняет: «Напоминаю вам, братия, Евангелие,
которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились»
(1-Кор. 15:1). Это лишний пример того, что Библия объясняет сама себя,
а также доказательство того, что нельзя из общего контекста Писания
выхватывать отдельный текст и трактовать его, пытаясь оправдать свои
действия или взгляды. Кроме того, мы уже приводили текст из Евангелия
от Марка, 7 главы, как Христос оценивает предания людей, которые они
ставят наравне или выше Слова Божьего.

«О Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного
пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые
уклонились от веры» (1-Тим. 6:20—21). В этом тексте содержится и ответ:
«лжеименное знание», и действительно, все то, что не согласуется, и
то, что противоречит Библии, является лжеименным.

Апостол Павел писал: «Ибо мы не повреждаем слова Божия,
как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе»
(2-Кор. 2:17).

Как важно перед Богом не «повреждать Его слова»!

Библия заканчивается очень грозным предупреждением от
Бога: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества
книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о
которых написано в книге сей: И если кто отнимет что от слов книги пророчества
сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде…» (Откр.
22:18—19). Эти строки нужно помнить каждому без исключения человеку,
ибо Библия как Слово Божье, не нуждается ни в дополнительных пояснениях,
ни в добавлениях, ни в продолжении. Все, что нужно человеку знать о
пути спасения, о воле Божьей, о Личности Бога, есть в этой Книге. Нередко
этот библейский текст приводят как основание тому, что решения церковных
соборов непреложны. Но еще раз давайте подчеркнем, Слова Библии о непреложности
всего, что в ней написано, относятся только к Библии, а не к человеческим
решениям и постановлениям.

Упоминаемые в так называемых Священных Преданиях слова
и послания апостолов, а также, слова Самого Иисуса Христа, которые,
якобы, не были ими написаны или они не успели их написать, но устно
передали своим последователям и ученикам, сегодня признаны апокрифами
(то есть, не принадлежащими тем, чье авторство им приписывают), и созданных
в 3—4 веках по Р. Хр., то есть, гораздо позже смерти апостолов, когда
в церковь вошли языческие обычаи и обряды, и для их оправдания и был
необходим авторитет Христа и Его апостолов.

Последствия отступления

1.
В христианство вошли языческие праздники.
2.
Посредническое служение Христа было отвергнуто, заменено верой
в ходатайство Девы Марии и святых.
3.
В церковь вошло многобожие в лице многочисленных мучеников
и святых.
4.
В церкви появились идолы — иконы или скульптуры, которым стали
поклоняться как имеющим чудотворную силу.
5.
Предание было поставлено наравне со Словом Божиим, иными словами,
Слова Бога и слова человека стали равнозначными, дополняющими друг друга.

Вавилонское вино

Мы пьем этот страшный, одурманивающий, лишающий нас разума напиток,
если:

1. Предание человеческое ставим наравне со Словом
Божьим — Библией.

2. Мнения и труды так называемых отцов церкви считаем
непререкаемым авторитетом, даже если они противоречат Библии.

————————————————————

В следующей главе мы узнаем о величайшем обмане сатаны,
не узнав о котором мы можем потерять жизнь вечную.

Примечания к 10 главе

[*1] См. Брокгауз, Ефрон. Малый энциклопедический словарь.
С.-Пб. 1910.
[*2] Флоровский Г. В. Восточные отцы 5—8 веков. М.: Паломник, 1992.
стр. 252.
[*3] Там же. стр. 249.
[*4] Там же. стр. 181.
[*5] Полный Православный богословский словарь. Т. 2. стр. 1890.
[*6] Там же.
[*7] Полный Православный богословский словарь. Т. 2. стр. 1891.

Священное Предание — Википедия. Что такое Священное Предание

Свяще́нное Преда́ние (греч. Ιερά Παράδοση, лат. Sacra Traditio) — в исторических церквях и англиканском сообществе церквей — один из источников вероучения и церковного права наряду со Священным Писанием.

Понятие

Под Священным Преданием подразумеваются те сведения и канонические положения, исповедуемые историческими церквями, которые прямо не содержатся в Ветхом или Новом Завете.

Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды.

Термин «предание» встречается уже в посланиях апостолов:

…братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
О, Тимофей! храни преданное тебе

(О, Тимофее! Предание сохрани — Церк.-слав.[1])

Святитель Василий Великий, обосновывая необходимость Священного Предания, пишет:

Из всех хранимых Церковью догматов и традиций, одни получены из письменного источника, а другие приняты от переданного тайно Апостольского предания. Для благочестия же те и другие имеют одинаковую силу, и этому не будет противоречить никто, мало-мальски разбирающийся в церковных правилах. Поскольку если мы осмелимся отвергнуть неписаные обычаи, как якобы не имеющие большого значения, то обязательно повредим Евангелию в самом главном, — более того, оставим от апостольской проповеди одну внешнюю оболочку[2]

.

Священное Предание имеет три уровня[3]:

  • передача богооткровенного учения и тех исторических памятников, в которых это учение заключено;
  • передача опыта духовной жизни, который сообщается личным примером, в соответствии с богооткровенным учением;
  • передача благодатного освящения, осуществляемая, прежде всего, посредством церковных таинств (епископское преемство от апостолов).

Состав

В православии в состав Священного Предания, помимо Священного Писания (Библии), входят:

В католицизме в Священное Предание не входит Священное Писание, но признается необходимым, в протестантизме какие-либо дополнительные книги, кроме Священного Писания не являются необходимыми, так как признается только Священное Писание[4].

Отношение Священного предания к апокрифам

По мнению В. H. Лосского источником Священного Предания могут быть и некоторые древние христианские апокрифы, не противоречащие Священному Писанию: «Церковь умеет извлечь из них то, что может полнить и иллюстрировать события, о которых умалчивает Писание, но которые Предание считает достоверными»[5].

Большая часть апокрифов отвергается церковным вероучением как противоречащие Священному писанию. Тем не менее, существуют немногочисленные апокрифы, которые прямо не противоречат Священному писанию, при этом не входя в его состав по другим причинам (например, они написаны явно позже годов жизни лица, от имени которого они написаны). Такие апокрифы обильно цитировались средневековыми авторами и повлияли на христианское вероучение, несмотря на свой статус. В качестве источников Священного предания чаще других использовались Евангелие от Никодима и Протоевангелие Иакова.

Отношение к Священному Преданию в различных конфессиях

Так называемая латинская схема отношения к Священному Преданию окончательно сформировалась в XVI—XVII веках. Она считает, что часть учения, полученного от апостолов, была зафиксирована в книгах Священного Писания, а другая, не войдя в Писание, передавалась через устную проповедь и была записана в послеапостольскую эпоху. Эта вторая часть учения составляет Священное Предание[6]. В католицизме Священное Предание и Священное Писание тесно связаны между собой, так как оба берут свои начала в одном и том же Божественном источнике; Писание и Предание принимаются и почитаются с одинаковым чувством благоговения и уважения[7].

В Русской православной церкви и других православных церквах Священное Писание является формой[8] Священного Предания, а не самостоятельным источником веры.

Для святоотеческой восточно-православной традиции характерно понимание Предания как опыта жизни во Cвятом Духе («Предание есть жизнь Святого Духа в Церкви»[5]).

В исходной православной традиции Предание понимается не как передача знаний (гносеологически), но литургически — как опытное соучастие жизни Святого Духа в Церкви. В таком понимании «у Предания два смысла, это: а) совокупность образов, через которые Христос проходит в жизнь людей, и: б) восприятие этих образов от поколения к поколению»[9]. В этом контексте Предание — источник Писания, а Священное Писание оказывается одним из выражений Предания. Или, по определению митрополита Филарета (Дроздова): Богодухновенное Писание — есть «продолжение и неизменный, особенным устроением Духа Божия упроченный вид Предания»[10]. Священное Писание для православных христиан является наиважнейшей формой Священного Предания[11]. В отличие от протестантства, православие отвергает те толкования Священного Писания, которые не основаны на опыте Церкви и противоречат ему. В православии утверждается, что вне Церкви, вне Предания правильное понимание Писания невозможно[12]. Творения святых Отцов служат руководством для правильного понимания Священного Писания (Библии). При этом, хотя творения святых Отцов являются несомненно авторитетными, в православии они не рассматриваются как сочинения богодухновенные, в отличие от канонических книг Библии и догматов, утвержденных на Вселенских соборах[13].

Если в католицизме Священное Предание определяется в узком смысле как учение (лат. sensu strictissimo), передаваемого от одного поколения другому посредством живого устного слова, то в православии Священное Предание понимается в широком смысле как полнота знания об Истине, выраженной как в Священном Писании, так и церковном учении (Правиле веры), которое соответствует Священному Писанию и излагает его суть[10][14].
Такое понимание Предания встречает трудности, в частности, в том, что можно составить список апостольских преданий, которые не исполняются: крещение только в проточной воде, молитва только на восток. Таким образом, апостольское происхождение предания не означает его неизменности[15].

Различные направления протестантизма, в отличие от исторических церквей, отрицают вероучительный авторитет Священного Предания как главного источника веры и признают допустимость самостоятельной интерпретации Священного писания христианином. Протестантский принцип гласит: «sola Scriptura» («только Писание»). Представители протестантских конфессий считают неправильным полагать высшим авторитетом в вопросах богопознания мнения людей, вместо того, чтобы доверять лично Богу, Который способен Духом Святым наставить христианина в Истине. При этом ортодоксальный протестантизм, при отрицании исключительной важности Предания, в ключевых вопросах понимания Бога следует общехристианской традиции, признавая де-факто соборные постановления и «согласие Отцов» (consensus patrum) по догматическим вопросам, по крайней мере, периода до Второго Никейского (Седьмого Вселенского) собора. В протестантизме, за исключением крайних изоляционистских групп, существует устойчивая тенденция «внимать свидетельству Отцов и почитать его», признавая за Преданием необязательный (относительный) авторитет[16].

Примечания

священная традиция — определение — английский

Примеры предложений со «священной традицией», память переводов

OpenSubtitles2018.v3 Мы должны восстановить священную традицию Амона Ра. WikiMatrix утверждает, что исповедует оригинальную христианскую веру, сохраняя непогрешимость, переданную священной традицией .OpenSubtitles2018.v3Общество в целом лучше обслуживается, поддерживая священную традицию брака.OpenSubtitles2018.v3Вы бесчестите наши священные традиции? OpenSubtitles2018.v3YEA! ВОСКРЕСЕННИЙ УЖИН ЯВЛЯЕТСЯ СВЯЩЕННОЙ ТРАДИЦИЕЙ В ЭТОЙ СЕМЬЕ. WikiMatrixКоллекции библиотеки представлены в двух коллекциях: «Священные традиции» и «Художественные традиции» .OpenSubtitles2018.v3 Хорошо, так что сегодня вечером люди Тау Сигма Каппа будут возрождать священную традицию2018.OpenSubtitles2018 .v3Как вы все знаете, «Захват суслика» — это священная традиция. WikiMatrixВсе свои безошибочные учения Римско-католическая церковь основывает на священных традициях и священных писаниях. vatican. .WikiMatrixСвященное Писание и Священная традиция все вместе известны как «депозит веры» (depositum fidei). МИЗАНТ: У нас нет священных традиций, особенно в образованном классе, Авдотья Романовна. священная традиция, из-за отсутствия лучшего слова. WikiMatrixМисс Навахо — это священная традиция, которая продолжается и сегодня. openubtitles2Вы достаточно взрослые, чтобы принять участие в священной традиции, которая … , уходящие корнями в западную сакральную традицию.«jw2019И еще раз:« Священное богословие опирается на письменное Слово Божье, взятое вместе со священным Преданием ». Гигафия развивалась через священные традиции каждого племени красных народов под руководством духовного мира. openubtitles2Наше паломничество на весенних каникулах является священным традицияOpenSubtitles2018.v3Это священная традиция. Обычное ползание «Эти неписаные учения были переданы устно Апостолами и дошли до нас в Священной Традиции.

Показаны страницы 1. Найдено 527 приговоров соответствие фразы «священная традиция».Найдено за 9 мс. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.

.

Sacred Tradition ▷ Русский перевод

СВЯЩЕННАЯ ТРАДИЦИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Результатов: 14615,
Время: 0.1705

inviolablesacredsacrosanct

.

священная традиция — определение — английский

Примеры предложений со «священной традицией», память переводов

OpenSubtitles2018.v3 Мы должны восстановить священную традицию Амона Ра. WikiMatrix утверждает, что исповедует оригинальную христианскую веру, сохраняя непогрешимость, переданную священной традицией .OpenSubtitles2018.v3Общество в целом лучше обслуживается, поддерживая священную традицию брака.OpenSubtitles2018.v3Вы бесчестите наши священные традиции? OpenSubtitles2018.v3YEA! ВОСКРЕСЕННИЙ УЖИН ЯВЛЯЕТСЯ СВЯЩЕННОЙ ТРАДИЦИЕЙ В ЭТОЙ СЕМЬЕ. WikiMatrixКоллекции библиотеки представлены в двух коллекциях: «Священные традиции» и «Художественные традиции» .OpenSubtitles2018.v3 Хорошо, так что сегодня вечером люди Тау Сигма Каппа будут возрождать священную традицию2018.OpenSubtitles2018 .v3Как вы все знаете, «Захват суслика» — это священная традиция. WikiMatrixВсе свои безошибочные учения Римско-католическая церковь основывает на священных традициях и священных писаниях. vatican. .WikiMatrixСвященное Писание и Священная традиция все вместе известны как «депозит веры» (depositum fidei). МИЗАНТ: У нас нет священных традиций, особенно в образованном классе, Авдотья Романовна. священная традиция, из-за отсутствия лучшего слова. WikiMatrixМисс Навахо — это священная традиция, которая продолжается и сегодня. openubtitles2Вы достаточно взрослые, чтобы принять участие в священной традиции, которая … , уходящие корнями в западную сакральную традицию.«jw2019И еще раз:« Священное богословие опирается на письменное Слово Божье, взятое вместе со священным Преданием ». Гигафия развивалась через священные традиции каждого племени красных народов под руководством духовного мира. openubtitles2Наше паломничество на весенних каникулах является священным традицияOpenSubtitles2018.v3Это священная традиция. Обычное ползание «Эти неписаные учения были переданы устно Апостолами и дошли до нас в Священной Традиции.

Показаны страницы 1. Найдено 527 приговоров соответствие фразы «священная традиция».Найдено за 13 мс. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.

.