Содержание

Что такое Тысячелетнее царство, и должно ли оно восприниматься буквально? / Ответы на вопросы

Тысячелетнее царство – это название 1000 лет правления Иисуса Христа на земле. Некоторые пытаются толковать эти 1000 лет аллегорическим методом. Другие воспринимают 1000 лет как чисто фигуральный способ сказать «длительный период времени». Эти приводит к тому, что многие люди не ожидают буквального, физического правления Иисуса Христа на земле. Тем не менее, в книге Откровение 20:2-7 шесть раз конкретно упоминается, что Тысячелетнее царство будет длиться 1000 лет. Если бы Бог желал сообщить о «длительном периоде времени», Он мог бы легко сделать это, не повторяя однозначно и многократно точные сроки.

Библия говорит нам – когда Иисус вернется на землю, Он провозгласит Себя царем Иерусалима и воссядет на троне Давида (Луки 1:32-33). Буквального, физического возвращения Христа для установления царства требуют и заветы Бога с людьми. В завете с Авраамом Господь обещал Израилю землю, потомство, величие и духовное благословение (Бытие 12:1-3). В палестинском завете Израилю обещалось возвращение на землю предков и владение ею (Второзаконие 30:1-10). Завет с Давидом обещал Израилю прощение, благодаря которому нация могла бы получить благословение (Иеремии 31:31-34). Эти заветы будут исполнены при Втором пришествии, так как в то время Израиль будет вновь собран со всех концов мира (Матфея 24:31), обращен к Богу (Захарии 12:10-14) и возвращен на землю под правлением Мессии, Иисуса Христа.

Библия также сообщает о Тысячелетнем царстве, как о совершенной физической и духовной среде. Это будет время мира (Михея 4:2-4; Исаии 32:17-18), радости (Исаии 61:7, 10), утешения (Исаии 40:1-2), свободное от лишений (Амоса 9:13-15) и болезней (Иоиля 2:28-29). Библия также говорит нам, что только верующие войдут в Тысячелетнее царство. Таким образом, это будет время абсолютной праведности (Матфея 25:37; Псалтирь 23:3-4), послушания (Иеремии 31:33), святости (Исаии 35:8), правды (Исаии 65:16) и полноты Святого Духа (Иоиля 2:28-29). Христос будет царем (Исаии 9:3-7; 11:1-10), с Давидом как правителем (Иеремии 33:15, 17, 21; Амоса 9:11). Также будут править князья (Исаии 32:1; Матфея 19:28). Иерусалим станет «политическим» центром мира (Захарии 8:3).

Откровение 20:2-7 просто называет точный период длительности Тысячелетнего царства. Но даже без этого отрывка существует множество других текстов, указывающих на буквальное правление Мессии на земле. Исполнение многих Божьих заветов и обетований подразумевает Его буквальное, физическое царство в будущем. Нет поводов для отрицания буквального понимания Тысячелетнего царства и его длительности в 1000 лет.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

1000-летнее Царство — Энциклопедия евангельских христиан-баптистов

Материал из Энциклопедия евангельских христиан-баптистов

Кранах, Лукас Старший, «Золотой век». «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать»Ис. 2:4

Хилиа́зм (от греч. χῑλιάς — тысяча), или милленари́зм (от лат. mille — тысяча и лат. annus — год) — представления в рамках христианской эсхатологии о «периоде торжества правды Божьей на земле»[1], о «золотом веке», в котором Иисус Христос и христиане будут править миром на протяжении 1000 лет.

Как считают милленаристы, по окончании 1000-летнего Царства наступит время Страшного суда, Конца света и установления будущего вечного состояния — под новым небом на новой Земле (Откр.21:1). Некоторые из них считают, что между окончанием Тысячелетнего Царства и Страшным судом будет короткий период, в который состоится решающая битва с сатаной.

Как отмечает историк религии и философ академик Л. Н. Митрохин, став «выражением мечты широких масс о земной справедливости и устранении социального зла» хилиазм на протяжении всей церковной истории вызывал неоднозначное отношение[2]. Это учение нередко использовалось в политических целях, а дискуссия о нем порой принимала ожесточенный характер. В разные эпохи доминировали различные взгляды на Тысячелетнее Царство, начиная от буквального понимания и до самого утонченного спиритуалистического толкования[3].

В настоящее время различные варианты милленаризма (премилленаризм, постмилленаризма) получили распространение в некоторых протестантских церквях (баптисты, пятидесятники и другие направления, эсхатология которых испытала влияние диспенсационализма). В «исторических церквях» и классическом протестантизме преобладает амилленнаризм, однако присутствуют и другие формы хилиазма.

Нередко под милленаризмом в широком смысле понимают учение о периоде торжества правды Бога на земле.

Хилиазм и Библия

В Ветхом Завете

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис.11:6)

Наступление «Золотого века» предрекал ряд ветхозаветных пророков[4]. Об этом пророчествовали Исайя (например, Ис.2:2-4, Ис.11:6-9, Ис.16:4, Ис.65:17-25 и пр.), Иезекииль (Иез.40.48), Михей (Мих.4:1) и другие.

В Ветхом Завете этот период описан как время счастья, здоровья и благоденствия (Ис.35:5). Искупленные Господом возвратятся на Сион и вечная радость будет над головами их, они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся (Ис.35:10, Ис.51:11). В это время земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис.11:9). Тогда будут дружить не только отдельные люди, но и целые народы, люди уже не будут учиться воевать (Ис.2:4). Тогда будет восстановлено главенство человека в творении, которое он потерял из-за падения, и которое вновь обрел через смерть Иисуса Христа (Быт.1:28, Быт.3:17-19, Ис.16:4, Пс.20:4-6).

В премилленаризме мессианская эра отождествляется как с Тысячелетним царством, так и временем после Страшного суда (новым небом и новой землей). В амилленаризме, традиционном для католицизма, православия и «исторического протестантизма», мессианская эра отождествляется с «временем Церкви» (между первым и вторым пришествием Христа) или временем после второго пришествия Христа (новое небо и новая земля)[5].

В апокрифах

В период между написанием Ветхого и Нового Заветов, а также в 1 веке пророчества о мессианском Царстве на земле появляются все чаще — в апокрифах (в Книге Еноха, Апокалипсисе Варуха, Третьей Книге Ездры)[6].

В Книге Откровение

В основе милленаризма лежит буквальное прочтение библейского пророчества:

И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. (Откр.20:4)

Всего же в начале 20 главы Книги Откровение выражение «тысяча лет» (греч. τὰ χίλια ἔτη) употребляется шесть раз:

  1. 2 стих — сатана скован на тысячу лет;
  2. 3 стих — сатана буден освобожден через тысячу лет;
  3. 4 стих — суд, воскресение мертвых и тысячелетнее царствование воскресших;
  4. 5 стих — прочие умершие не воскресли, пока не прошло тысячу лет;
  5. 6 стих — блаженство, святость и священство воскресших в первом воскресении;
  6. 7 стих — освобождение сатаны через тысячу лет.

Кроме этих пророчеств, с тысячелетним царством в хилиазме связываются отдельные ветхозаветние пророчества.

Основные концепции толкования Тысячелетнего Царства

В христианской Церкви существует три основных подхода к толкованию библейских стихов, в которых содержатся упоминания или намеки на Тысячелетнее Царство: премилленаризм, постмилленаризм, амилленаризм. Основой для расхождения стал вопрос, что именно в пророчестве из Книги Откровения следует толковать буквально, а что – символически[7].

Премилленаризм

Различие взглядов христиан на Тысячелетнее Царство

Премилленаристы считают, что Писание следует толковать буквально до тех пор, пока контекст определенно не покажет, что автор имел в виду обратное[8].

Они верят что, что Тысячелетнее Царство будет установлено после Второго пришествия Христа и связанного с ним времени Великой скорби для человечества. Христос будет править 1000 лет, телесно пребывая на Земле. Праведные воскреснут и будут царствовать вместе со Христом. По окончании тысячелетия произойдет непродолжительное по времени восстание сатаны. Оно будет быстро подавлено, нечестивые умершие будут преданы суду. Вслед за этим наступит вечность[9].

Выделяют две основные формы премилленаризма:[10][11][12]

  1. диспенсациональный или диспенсационалистский премилленаризм;
  2. исторический премилленаризм или классический премилленаризм[13].

В эсхатологии исторического премилленаризма видимому пришествию Иисуса Христа и восхищению Церкви предшествует великая скорбь, а в диспенсациональном премилленаризме отдельно от видимого второго пришествия выделяется невидимое восхищение Церкви, которое согласно их взглядам будем перед Великой скорбью.

Известные представители исторического премилленаризма — Чарльз Сперджен[14], Джордж Лэдд[15][16], диспенсационалистского — Джон Нельсон Дарби, Сайрус Скоуфилд.

Постмилленаризм

Приверженцы постмилленаризма полагают, что Тысячелетнее Царство предшествует Второму пришествию Иисуса Христа. При этом собственно Миллениум обычно понимается не буквально как 1000 лет, а просто как продолжительный период времени.

Эсхатологическая идея Тысячелетнего Царства, в представлении постмилленариев, заключается в непрерывном росте влияния Евангелия на мир и обращении в христианство все большего числа людей. В результате христиане все больше и больше будут менять мир к лучшему, общество все более и более будет жить по законам Божьим, в результате чего на Земле и наступит «золотой век». Он окончится Вторым пришествием Христа, последним судом и созданием нового неба и новой земли[17].

«Отцом» постмилленаризма считают писателя и богослова XVII века Дэниэла Уитби, который считал, что «Христос будет царствовать в мире, духовно управляя им через Свою Церковь и ее проповедь евангельской вести»[18].

Схожих с постмилленаризмом взглядов придерживался православный богослов Иоанн Кронштадтский. По его мнению, тысячелетие (продолжительность понималась им аллегорически) «царства священников и благовестников, имевших у народов величайший авторитет»[19] (свидетельством чему, считал он, служили крестовые походы и военные победы над мусульманами) длилось до конца средневековья. Это время, когда по мнению Иоанна Кронштадтского, дьявол был скован, окончилось в XVI веке «с распространения лжи и клеветы на Господа в период так называемых энциклопедистов»[20].

В конце XX века в среде харизматического движения были сформированы варианты постмилленаризма, известные как «царство сейчас»/«царство настоящего времени» и «богословие власти»[21]. В данных концепциях высказывается мнение о скором установлении владычества Церкви над каждой сферой общественного жизни, создании политических «христианских правительств» в ключевых странах мира, искоренении антихристианских законов, окончательном исполнении Великого поручения и подготовки планеты ко «встрече со Христом». На постсоветском пространстве выразителем этих идей стал пастор Алексей Ледяев, автор книги «Новый мировой порядок».

Амилленаризм

Амиллениалисты также понимают Тысячелетнее Царство аллегорически. Они считают, что этот период длится сейчас, в эпоху Церкви, между воскресением Христа и Его вторым пришествием. Амилленаристы считают, что в это время сатана «скован», то есть его влияние на человечество очень ограничено. А Христос символически правит в сердцах людей. Второе пришествие Христа ознаменует конец этого периода. Те, о ком в Книге Откровение сказано, что они будут править с Христом в течение тысячи лет — это умершие христиане, которые пребывают на небесах. В свою очередь, царствование Христа в течение тысячелетия — не телесное, а небесное[22].Некоторые амилленаристы считают, что Христос вообще никогда, даже символически, не будет править на земле. Для них тысячелетнее Царство означает небесное правление Христа в вечности[23].

Амилленаризм и премилленаризм близки между собой историческим пессимизмом (ожиданием всеобщего отступления и воцарения антихриста, а не окончательной христианизации мира), который противопоставляет их постмилленаризму. Поэтому амилленаристская критика «хилиазма» направлена главным образом на постмилленаристские взгляды. С амилленаризмом не следует смешивать формы постмилленаризма, считающие историю Церкви «скрытой стадией» Царства, но также исповедующие его видимое торжество в мире до пришествия Христа.[16]

Тысячелетнее Царство в богословии христианских конфессий

Амилленаристские воззрения, господствующие в католическом и православном богословии, а также вошедшие в богословие церквей Реформации, были сформулированы в 4 веке Августином Блаженным (наиболее полно они изложены в его сочинении «О граде Божьем»).

По мнению доктора богословия[24] Александра Попова, отношение Церкви к Тысячелетнему Царству связано с ее концепцией социального самосознания: если Церковь представляет себя довлеющей над обществом, то она воспринимает Тысячелетнее Царство как реально осуществляющееся в настоящее время, однако если Церковь находится во враждебном окружении и представляет внешнее общество как место обитания сатаны, то осуществление Тысячелетнего Царства она видит в будущем[25]. Во времена Августина проповедь Евангелия достигла больших успехов — христианство было принято огромной Римской империей и этот факт повлиял на его отношение к Тысячелетнему Царству, считает Попов[26].

Позиция Римо-Католической церкви

Эсхатология Римо-Католической церкви основана на концепции амилленаризма. В Катехизисе Католической Церкви хилиазм назван «смягченной формой фальсификации будущего царства», которая вместе с «политической формой секуляризованного мессианизма» охарактеризована как «антихристов обман (…) претензия на то, чтобы совершить в истории мессианское упование, которое может исполниться лишь за ее пределами через эсхатологический суд (…) не через историческое торжество Церкви, достигнутое продвижением вверх, но через победу Бога над злом в его последнем наступлении»[27].

Несмотря на то, что это возражение касается исключительно постмилленаризма, Католическая церковь не санкционирует и премилленаризм, указав в 1944 году[28], что «система умеренного милленаризма, учащая, что Христос Господь ещё до последнего суда или с предварительным воскресением многих праведных, или без него видимо придёт, чтобы править этой землёй (…) не может преподаваться безопасно»[29].

Позиция Православной церкви

Известно, что в древней Церкви были отдельные сторонники учения о грядущем тысячелетнем царстве Христа со святыми. Однако на Втором Вселенском соборе данная доктрина была осуждена Церковью.

В основном Православная церковь придерживается амилленаризма, отвергая буквальную трактовку Тысячелетнего Царства, считая, что Царство — это не пища и питие, а праведность и мир и святость во Святом Духе, внутреннее содержание Царства созидается из Церкви или точнее из людей образующих ее, дьявол со времени ее рождения уже не прельщает народы (τὰ ἔθνη — язычников), которым проповедано Евангелие, ибо он был связан и изгнан вон на Голгофе, а дом его расхищен, хотя и действует он в воздухе, но потерял власть действовать в душах, богом же является для неверующих, т.е. видение, описанное в Откр. 20:1-10 является видением того что собственно произошло ранее и как была одержана победа на адом и силами тьмы (освобождению дьявола предшествует появление или открытие человека греха). Первое воскресение упомянутое в Откр20:5 является рождением свыше о котором много говорится в Евангелиях. Согласно этому толкованию, под Тысячелетним Царством «следует понимать период времени от самого начала благостного царства Церкви Христовой, в особенности Церковь Небесную, торжествующую. Воинствующая на земле Церковь, по существу, тоже торжествует победу, совершенную Спасителем, но она еще переживает брань с «князем века сего», которая закончится поражением сатаны и окончательным низвержением его в озеро огненное»[30].

Немаловажным аргументом в пользу такого толкования является понимание того, что будет не два или даже три пришествия Христа, а одно, как и одно всеобщее воскресение и произойдет все это в последний день, в кончину века.

Таким образом Благая Весть или Евангелие Царства заключается в том, что наступило лето Господне и вход в это лето или Царство открыт для ищущих правды Его.

Хилиастические взгляды разделялись некоторыми из отцов и учителей Православной церкви, которые держались их как своего частного мнения, не вступающего в конфликт с общим церковным вероучением[31]. До настоящего времени в православии нет единодушия в осуждении буквального понимания Тысячелетнего Царства: «впали в заблуждение, подпали осуждению и обращены в ничтожество имена врагов и противников этой великой истины»[32]. Православное богословие не ставит окончательную точку в этом вопросе. «История догмы, — пишет протоиерей С. Н. Булгаков, — знает отдельные частные мнения, притом различные до полной противоположности, однако не было и нет еще определения церковного»[33].

Премилленаристская эсхатология отражена в «Краткой повести об антихристе» православного философа В.С.Соловьёва[34], в которой автор пересматривает свой ранний исторический оптимизм (фактически, постмилленаристский).

Протестантизм

Лютеранство — со времен Лютера лютеранское богословие придерживается амилленаристской концепции.

В главных вероучительных документах церквей Реформации (Аугсбургское исповедание, 1, vii; «Тридцать девять статей», IV; Вестминстерское исповедание, гл. 32-33), выражена вера в возвращение Христа, но ничего не говорится об апокалиптическом милленаризме.

Идеи милленаризма были популярны в определенное время среди анабаптистов во времена Реформации, в среде пуритан во время английской революции в XVII веке. После Великой французской революции возродился интерес к идеям премилленаризма, который получил особую популярность в протестантской среде в XIX веке. В XIX веке благодаря Дарби диспенсационализм получил широкое распространение в среде консервативных протестантов в США и вытеснил старые премилленаристские идеи. В XX веке новый импульс распространению идеи диспенсационализма получили благодаря выходу в свет Справочной Библии Скоуфилда и деятельности богословских школ Библейскиого института Муди и Далласской теологической семинарии.

В настоящее время различные варианты милленаризма (премилленаризм, постмилленаризма) получили распространение в протестантских церквях, эсхатология которых подверглась влиянию диспенсационализма (главным образом баптисты, пятидесятники).

В богословии адвентистов седьмого дня Тысячелетнее царство понимается как период между первым воскресением (праведных) во время второго пришествия Христа и вторым воскресением (неправедных). На это время все спасенные будут взяты на небо, Земля будет опустошена, и на небе будет происходить суд над мертвыми неправедными (исследоваться их жизнь в присутствии спасенных). После этого Небесный Иерусалим сойдет на Землю, неправедные воскреснут и, обольщенные сатаной, пойдут войной на Небесный Иерусалим, но будут уничтожены огнем[35].

Для богословия либерального протестантизма характерно отрицания буквальности второго пришествия Иисуса Христа и апокалиптических событий, с ним связанных. Эсхатология рассматривается в этическом смысле, популярны идеи о построение Царства Божьего на Земле путем постепенного преобразования общества под влиянием проповеди Евангелия (идеология «социального евангелизма»)[35].

Тысячелетнее Царство в богословии парахристианских конфессий

Представления о Тысячелетнем Царстве существуют в некоторых парахристианских конфессиях.

Свидетели Иеговы

В эсхатологии свидетелей Иеговы Тысячелетнее царство понимается буквально как 1000 лет после Армагеддона, во время которого будут уничтожены неправедные, после чего построен рай на Земле под руководством 144 000 «помазанников», взятых на небо.

Представители этого направления понимают Тысячелетнее царство как период после второго пришествия Иисуса Христа, при этом они считают, что второе пришествие уже произошло невидимым образом в 1914 году, а отсчет периода в тысячу лет начнется после Армагеддона. В это время, помимо «великого множества» верных «из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр.7:9), будут воскрешены те, кто не имел возможности услышать весть о Царстве Иеговы, чтобы сделать свой выбор. Свидетели Иеговы увязывают с идеей Тысячелетнего Царства пророчество о 144 тысячах из Книги Откровение (Откр.7:1-8 и Откр.14:1), буквально понимая их число и рассматривая их как имеющих «небесную надежду» представителей из всех народов, которые будут взяты на небеса, в то время как все остальные спасенные, имеющие «земную надежду» после наступления Тысячелетнего Царства будут жить на земле. Большая часть из в числа 144 000 небесных «помазанников» уже забрана невидимым образом на небо после своей смерти. Затем, после 1000-летнего заключения, сатана будет освобожден и обольстит многих, живущих на земле, но все они, вместе с сатаной, будут окончательно уничтожены Богом[35].

История милленаризма

Богослов Уэйн Грудэм подметил, что популярность премилленаризма среди верующих растет в те исторические периоды, когда Церковь претерпевает гонения, а «зло и страдания умножаются в мире».

Хилиазм и Церковь первых веков

Автор «Истории христианской Церкви» Филипп Шафф отмечал, что хилиазм не был учением Церкви, воплощенным в какое-либо кредо или форму исповедания, однако был «широко распространенным мнением различных учителей»[36].

Премилленаристские взгляды можно обнаружить в трудах таких отцов Церкви как Варнава[37][38], Ириней, Тертуллиан, Иустин Философ, Ипполит Римский, Папий Иерапольский, Непот Египетский, Лактанций, Мефодий Патарский, Юлий Африкан, Аполлинарий Лаодикийский и других.

Так, Папий Иерапольский (умер в 155 году) писал: «После воскресения мертвых наступит Тысячелетнее Царство, когда Христос установит Свое Царство на земле»[39]. Папию же принадлежит лирическое описание этого времени: «Придут дни, и уродятся виноградники с десятью тысячами лоз в каждом, и на каждой лозе будет десять тысяч побегов: на каждом побеге будет по десять тысяч гроздей (по десять тысяч виноградин каждая), и каждая даст 25 мер вина. И когда кто-либо из святых сорвет гроздь, другая закричит: «Я лучше ее, сорви меня и возблагодари мною Господа»[40]. При этом Ириней Лионский считал речь Папия о виноградниках прекрасной и полностью принимал его идеи[41].

Иустин Мученик (жил в 110-165 годах) писал: «Я и другие здравомыслящие во всем христиане, знаем, что будет воскресение тела и тысячелетие в Иерусалиме, который устроится, украсится и возвеличится»[42].

В свою очередь, против хилиазма в ту же эпоху выступили Ориген, Александрийская богословская школа, Августин, Григорий Богослов, Ефрем Сирин и другие.

Средневековый хилиазм

Казнь амальрикан. Иллюстрация из французской летописи 15 века

В средние века милленаризм мистифицировался (появились иоахимиты, апостолики, амальрикане), приняв одновременно антифеодальный характер[43]. Он был официально осужден как ересь и жестоко преследовался.

В константиновскую эпоху хилиастические чаяния постепенно переносятся на Империю, христианизация которой рассматривается как исполнение пророчества. Как писал историк Евсевий Кесарийский, участники Никейского Собора, только что перенесшие ужасы гонения Диоклетиана, при виде почестей, которые им воздавал Император и его войско, размышляли, «не наступило ли уже Тысячелетнее Царство, обещанное Иоанном». В этих условиях ожидание Христова Царства на земле могло только подогревать мятежные настроения против Империи, что не раз происходило впоследствии. С другой стороны, Римская Церковь по мере углубления своей конфронтации с Империей, постепенно пришла к тому, чтобы объявить не Империю, но саму себя уже наступившим «Мессианским Царством».

Интересно отметить, что Братиды в Сакартвело (Грузия), начиная с XI века, объявили себя потомками царя Давида, а Сакартвело отождествили с Тысячелетним Царством Откровения.

Аналогично митрополит Зосима, после краха всеобщих ожиданий пришествия Христа в 1492 г. (7000 г. «от сотворения мира»), в новой Пасхалии проводит ту же мысль по отношению к Русскому государству.

Широко распространено ошибочное мнение о том, что хилиазм якобы был осужден Вселенскими соборами. В действительности Второй Вселенский Собор отверг только использование этого учения Аполлинарием Лаодикийским, который умалял Сына перед Отцом, противопоставляя временное, «тысячелетнее» царство Сына вечному царству Отца. Против этого лжеучения Собор принял добавление к Символу Веры «царствию же Его не будет конца».

В соответствии с установившейся традицией «духовного» толкования Тысячелетия многие средневековые переписчики просто выпускали те главы, в которых Ириней Лионский говорил о тысячелетнем Царстве. В первом русском издании сочинений Иринея (1900 г.) эти главы сохранены, но в библиотеках духовных академий и семинарий они зачастую были просто вырезаны.

Сильный толчок к новой волне хилиазма дал калабрийский аббат Иоахим Флорский

Как истолковать пророчество о тысячелетнем царстве Христа? / Православие.Ru

Вопрос:

Как истолковывать апокалипсическое пророчество о Тысячелетнем Царстве (когда сатана скован на тысячу лет). Вроде бы, принято считать, что эпоха христианства – и есть эта эра, то есть она уже наступила (ссылаются обычно, по-моему, на мнение блаж. Августина). Однако если это так, то, следуя хронологии Апокалипсиса, нужно сделать вывод, что Антихрист уже был побежден. В то же время слышал, что у свят. Иринея Лионского была мысль о том, что Тысячелетнее царство еще грядет в будущем, но отцы Церкви в большинстве отвергли это как хилиазм. В общем, я запутался. Если можно подскажите, пожалуйста. Спаси Господи!


Чтобы правильно понять слова И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. (Откр.20:4), надо обратиться к Священному о Писанию в целом. Оно ясно указывает, что будет только одно пришествие Иисуса Христа во славе, чтобы совершить Суд (Мф.25:31-38). Будет только одно общее воскресение в последний день (Ин.5:25-29). И Царство будет одно: Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть (1Кор.15:25-26). Поэтому учение еретика Керинфа о тысячелетнем царстве (хилиазм; от греч. chilias – тысяча) было отвергнуто Церковью.

В приведенном стихе (Откр.20:4) ничего не говорится о земном тысячелетнем царстве. Оживление понимается духовно-нравственное. Св. Иоанн Богослов называет это первым воскресением (20:5). Святые будут царствовать с Христом до полной победы над антихристом, когда произойдет всеобщее воскресение и Суд. Тогда души святых соединятся с телами их, и будут царствовать вечно. Число тысяча употреблено символически как выражение многочисленности и полноты.

Что касается Папия, св. мученика Иустина и священномученика Иринея Лионского, то их высказывания не имели характер учения, а были частными богословскими мнениями. При этом надо обратить внимание, что они ссылаются не на Откровение (20:4), а главным образом на ветхозаветных пророков.

20 июля 2005 г.

Тысячелетнее царство – Комментарий к Библии

Достаточно непросто понять данный образ, поскольку время и место его действия вынесено за рамки земной истории. По этой причине человеку трудно, а порой и невозможно, заглянуть за эту границу и своим разумом, функционирующим на основе земных аналогий, понять и подробно изложить природу и свойства тысячелетнее царства.

В связи с этим, с древних времен существуют очень разнообразные толкования, которые изобилуют человеческими предположениями и фантастическими идеями, не имеющими основания в откровениях Писания.

Дабы не вставать в один ряд с «фантастами», я постараюсь тезисно описать тысячелетнее царство исходя только из того, что об этом сказано в Писании. В самом начале важно заметить, что оно упоминается только в апокалиптической книге Библии – Откровение.
Апокалиптика – литературный жанр, в котором символическим и образным языком описаны судьбы мира и их взаимосвязь с небесными деяниями Бога. Этот язык образов и символов не всегда ясен в своих деталях. Данный стиль литературы составляется автором как череда символов и образов, приблизится к пониманию которых возможно лишь изучив их значение в предыдущем библейском откровении.

В качестве иллюстрации такой сиволической палитры книги Откровения можно привести всего один пример. Иисус Христос. Мы знаем, что Иисус часто встречается в этой книге, но Он НИКОГДА не называется прямо. То он предстает нам как «подобный Сыну Человеческому», то в образе «ангнца, как бы закланного», то в образе «всадника, имя которому – Слово Божие». То есть ни разу автор не говорит прямым языком – «Увидел я Иисуса Христа», хотя несомненно и очевидно, что речь идет именно о Нем. Для Его изображения и описания используется исключительно символический и образный язык. Это особенность апокалиптики и книги Откровения – отражать реальность (даже очевидную) исключительно с помощью символов. Очень важно помнить эту особенность, для ее понимания и толкования. Необходимо держать это в уме, когда мы изучаем ее образы, в том числе и тысячелетнее царство.

Образ тысячелетнего царства.

Данный образ упоминается только в Откровении 20 главе. Поскольку, в отличие от многих других, которые упоминаются многократно в разных местах Писания, он описан только в одном месте, его понимание трудно. Мы постараемся свести воедино его описание и зафиксировать его свойства.

1. Тысячелетнее летнее царство имеет место после гибели грешников и воскрешении праведников при Втором Пришествии Христа. «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение». (20:4-5).

2. Оно начинается при первом воскресении. «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет». (20:6).

3. Во время этого царства уже не будет смерти. Праведные все уже воскрешены для жизни вечной.

4. Во время него происходит анализ жизни тех, кто не воскрес при пришествии Христа. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». (20:4) «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими». (20:12).

5. Тысячелетнее царство находится не на Земле, поскольку в этот период она разрушена и наполнена трупами людей, и на ней скованным остался один сатана «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны … Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну … дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет». (20:1-3).

6. После его окончания Небесный город спускается на землю и происходит второе воскресение (осужденных). «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим». (20:13).

7. Воскресшие идут войной на город Божий и они уничтожаются огнем вместе с дьяволом и его ангелами. «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской». (20:7) «И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их». (20:8-9).

8. Упоминание в Писании темы, близкой этому образу находится в Евангелии от Иоанна (5:29): «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения». О воскресении праведных говорится также в Евангелие от Луки (14:14) «воздастся тебе в воскресение праведных». Тем самым Христос указывает, что между двумя воскресениями будет разница. Тысячелетнее царство как раз является промежутком времени между ними.

Это все, что написано в Писании об этом. В тоже время мнений и всевозможных мифов о нем множество. Я не берусь все их описывать, поскольку для этого потребовалось бы обширное исследование. Вместо этого, опираясь на библейские тексты Откровения 20й главы, мы сможем заметить, чем тысячелетнее царство НЕ является.

1. Оно НЕ является царством, которое находится на земле.

2. Оно НЕ является царством, которого достигнут люди с помощью прогресса. Оно начинается с разрушения всей земной цивилизации и глобальной гибели людей.

3. Оно не является царством земной Церкви, правящей на земле.

Таким образом, опираясь только на Писание мы сможем, как минимум отказаться от всех популярных теорий о том, что оно осуществляется на земле. Оно абсолютно противоречит тому, что сказано о нем в Библии.

Смысл тысячелетнего царства.

Поскольку данный образ больше не встречается в Писании и в книге Откровение он не толкуется, а просто указывается, то для нас значительно трудно описать его смысл, не впадая при этом в человеческие измышления.

Из того, что явно из текста можно увидеть лишь одно – этот промежуток времени отводится для суда. Причем суда над теми, кому приговор уже вынесен. То есть никакого изменения в судьбе каких либо личностей не происходит. Следовательно, данный суд не имеет значения для тех, кого судят. А тогда для чего же он?

Можно сделать вывод, что данный суд нужен для тех, кто воскрес при воскресении первом. Для того, чтобы у них не возникало вопросов о том, почему не воскресли те, кто на их взгляд, должны были быть среди спасенных. То есть данный промежуток времени необходим для спасенных, для того, чтобы они убедились в полной правоте Божией в отношении погибших, для того, чтобы они увидели, что Господь сделав все, что мог для их спасения.

Последующее воскресение и намерение погибших людей уничтожить город Божий так же наглядно демонстрирует, что эти люди не желают быть с Богом и испытывают лишь ненависть ко всему, что с Ним связано. Это также наглядная демонстрация справедливости Божьего суда.

Таким образом, исходя только из текста Писания, мы можем предположить, чем является тысячелетнее царство и при этом ясно и четко понять, чем оно не является.

Константин Чумаков

P.S. от Валерия Татаркина: о воскресении и посмертном состоянии людей Вы можете почитать в разделе «Учение Библии о смерти. Посмертное состояние» в книге “Возвращаясь к истокам христианского вероучения”.

Другие Комментарии к Библии (вопросы-ответы)

Перейти к чтению книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»


 


      Теги: ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ царство Христа, Библия

Тысячелетнее царство ⋆ Господь грядет !

Тысячелетнее царство Христа и Его народа Израиля будет седьмой, мировой империей земли. Оно не упоминается в посланиях Апостолов, так как не относится к церкви, но сугубо для Израильского народа и только Иоанн говорит о нём в скользь. (Отк.20:5-7) «Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков» (Дан.7:18). Три главные вещи которые свершаться в тысячелетний период:
1) Христос должен получить достойную благодарность и славу от Своего творения за созданный мир и всё дарованное для жизни, и за жертву искупления в позорном распятие на кресте. На земле Он достоин большей славы чем на небе, так как небо есть результат Его творчества, а на земле кроме этого Он отдал Свою жизнь за Своё творение на позорную смерть. «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр.5:11-13).
2) Завершение Божественного замысла творения земли – покой седьмого дня. Время когда сатана будет скован, будет время мира, здравия и благоденствия, которое люди искали во все времена. Это будет демонстрация людям как Бог задумал изначально чтоб они жили на земле. «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце… Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. И буду строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними. И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу. Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Ис.65:17,20-25). «И ни один из жителей не скажет: «я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения» (Ис.33:24). «И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности» (Ос.2:18). «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6-9). «Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных» (Ис.32:18).
3) Это будет исполнение обетований Аврааму. Ему было дано обетование Семени (Христа), народов многих и земли, исполнилось только одно первое.  Израиль будет царственным священством во всех народах и территориально он займёт место определённое ему Богом, чем он никогда не обладал. (Быт.13:14-16; Быт.15:18-21; Ис.65). Интересно отметить что обетование «Семени», в Котором благословятся все народы, Господь дал после того как Авраам готов был принести в жертву Исаака. «и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт.22:16-18). Обетование потомства Авраам получил когда отказался от имения царя Содомского. «Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама» (Быт.14:22-23). «И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков» (Быт.15:5). А обетование земли Авраам получил когда дал право Лоту выбирать себе землю. «И сказал Господь Аврааму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки» (Быт.13:14,15). Принцип благословений Бога исходит из воздаяний за нашу жертвенность ради Него, и если не на земле то на небе мы получим столько сколько отдадим. (2Кор.9:6)
Бог воплотит заключённый Новый Завет, который Христос заключил с Апостолами для народа Своего, к которому Он дал право присоединиться всем язычникам. «вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер.31:31-34). После правления ложного мессии, и его военной коалиции против Израиля, останется менее 1/3 части народа. «Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их» (Соф.3:12-13). И если бы Христос замедлил, то не спаслась бы никакая плоть. «Я истреблю все народы нападающие на Иерусалим» (Зах.12:9). «когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был, ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство! Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием. Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости» (Ис.14:3-21). «Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение» (Ис.51:3). «И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде. И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем. И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас. И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки. И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я — Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки. И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил.2:23-28). «Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград — сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут. И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них. И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой» (Ам.9:13-15). Мёртвое или Солёное море изменится и будет наполнено рыбой, так как источник живой воды выйдет из под храма. «И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды [в море] сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там. И будут стоять подле него рыболовы от Ен-Гадди до Эглаима, будут закидывать сети. Рыба будет в своем виде и, как в большом море, рыбы будет весьма много. Болота его и лужи его, которые не сделаются здоровыми, будут оставлены для соли. У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание» (Иез.47:8-12).
«И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима» (Мих.4:1,2). «так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Сионе ревностью великою, и с великим гневом возревновал Я о нем. Так говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа — горою святыни» (Зах.8:2,3). «В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего» (Иер.3:17). «и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа; [и каждый скажет]: пойду и я. И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа. Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (Зах.8:21-23). «Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов — как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается» (Ис.66:12-14) Обезглавленные за время антихриста 144000 еврейских проповедников, воскреснут в пришествии Христа и в вечных телах будут править на земле и Давид будет князем – президентом мира. (Отк.20:4). «И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно» (Иез.37:25). «и не будут уже служить чужеземцам, но будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им» (Иер.30:8,9). Давид как пророк, предвидел события последних дней. «Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами» (Пс.98:2).
Слава Господа будет наполнять Иерусалим как свет солнечный и днём и ночью, но находиться Христос будет в воздухе, в новом Иерусалиме со Своей церковью. (1Фес.4:17). «Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны — светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой — славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего» (Ис.60:1-4; 19,20).

Читать книгу: ИСТОРИЯ ИЗРАИЛЯ И МИРА

Хилиазм — это… Что такое Хилиазм?

Хилиа́зм (от греч. χῑλιάς — тысяча), или милленари́зм (от лат. mille — тысяча) — учение, в основе которого лежит буквальное толкование пророчества Откр.20:1-4, говорящего о тысячелетнем Царстве Божием на земле в конце истории.

И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.

В настоящее время под хилиазмом в широком смысле понимают учение о периоде торжества правды Бога на земле.

Приверженцев хилиазма (милленаризма) называют хилиастами или милленариями.

История хилиазма

Истоки хилиазма

Впервые хилиастические представления о царстве справедливости встречаются у ветхозаветных пророков. Например, в пророчестве Исайи о всеобщем мире и установлении гармонии между человеком и природой (Ис.2:2-4, 11:6-9, 16:4; ср. Мих.4:1 сл.). В другом месте пророк Исайя ещё более определённо пишет о том времени: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля. Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. И буду строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними. И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу. Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Ис.65:17-25). Элементы хилиазма есть также в пророчестве о Новом Иерусалиме у пророка Иезекииля (Иез.40-48). Вообще в ветхозаветной апокалиптике, как и в самом иудаизме, ожидание Мессианского царства занимает очень важное место.

Хилиазм и Церковь первых веков

Широкое распространение хилиазм, по мнению доктора наук, члена-корреспондента РАН Гайденко П.П., получил благодаря, несмотря на весь их антагонизм, гностицизму, особенно его иудействующим приверженцам (одним из них еще в апостольские времена был гностик Керинф). Церковь выступила с опровержением хилиастических воззрений. Уже в 255 году, на поместном соборе Александрийской церкви в г. Александрии хилиазм был осужден. Впоследствии с хилиастами вели полемику Григорий Богослов, Ефрем Сирин, Блаженный Августин и другие. При этом важно отметить, что существенную роль в преодолении хилиастических умонастроений играл элемент эллинистической философии, позволявший освободиться от слишком чувственно-материального представления о радостях земного рая. Так, Блаженный Августин, комментируя Апокалипсис Иоанна Богослова (20:1-6), в котором возвещается, что праведники оживут и будут царствовать со Христом тысячу лет, пишет:

Пришедшие на основании этих слов Апокалипсиса к заключению, будто первое воскресение будет телесным, остановили между прочим особенное внимание на числе тысяча лет, найдя в нем указание на то, что якобы у святых надлежало таким образом быть своего рода субботствованию в продолжение такого периода времени, в виде святого покоя после трудов шести тысяч лет… Мнение это могло бы быть до некоторой степени терпимо, если бы предполагалось, что в эту субботу святые будут иметь некоторые духовные радости от присутствия Господня. Когда-то и мы думали так. Но как скоро они утверждают, что воскресшие в то время будут предаваться самым неумеренным плотским пиршествам, на которых будет столько пищи и пития, что они не только не будут соблюдать никакой умеренности, но превысят меру самого неверия; никто, кроме плотских, никоим образом этому поверить не может. Духовные же называют их, верящих этому, греческим именем chiliastas; переводя это название буквально, мы можем называть их тысячниками.

Возражая тем, кто не в состоянии помыслить себе Царство Божие иначе, чем в чувственной форме, в виде земного рая с его прежде всего плотскими удовольствиями, Августин пишет «И в настоящее время Церковь есть Царствие Христово, и Царствие Небесное. Поэтому и в настоящее время святые Его царствуют с Ним, хотя иначе, чем будут царствовать тогда (имеется в виду — после второго пришествия Иисуса Христа и всеобщего воскресения мертвых во плоти)». То есть, с точки зрения Августина, религиозное преображение происходит прежде всего во внутреннем человеке, оно есть явление духовное.

Таким образом, христианство осудило хилиазм не просто за искаженное представление о царстве Божьем и о Мессии, но как учение полностью противоположное проповеди Иисуса Христа (Царство Моё не от мира сего).

Средневековый хилиазм

Гностицизм. На почве гностицизма рождаются многочисленные апокрифы: апокрифические евангелия, апокрифические деяния апостолов, апокрифические апокалипсисы. Для апокрифов характерно присутствие повествовательно-сказочного, мифологического элемента, дающего пищу воображению и потому доступного широким слоям читателей; не удивительно, что апокрифическая литература получила широкое хождение в средневековой Европе, особенно благодаря влиянию мистических учений (в том числе манихейство). Что было в эпоху гностицизма, то повторилось в эпоху распространения манихейства. Предание настойчиво приписывает многие апокрифы манихеям. Манихейство, вместе с остатками гностицизма, питало все дуалистические секты средневековья — павликиан, богомилов — и вместе с ними поддерживало и умножало литературу апокрифов. Эта литература из Болгарии хлынула и к нам в домонгольский период и заронила в народе дуалистические воззрения». Хилиастические же и апокалиптические настроения, в свою очередь, питались в манихействе — у тех же самых павликиан, богомилов, а также примкнувшим к ним катаров, альбигойцев — острым переживанием зла и неправды, царящих в мире. Согласно манихейскому учению, чувственный мир (в отличие от невидимого, духовного мира, созданного Богом) сотворен злым духом — Люцифером, или Сатанаилом, а потому изначально является для человека юдолью страданий и горя; освобождение от зла и страданий невозможно иначе, как путем уничтожения этого мира. Хилиасты придерживались диаметрально противоположной точки зрения. В самых разных вариантах гностицизм и манихейство на протяжении многих столетий служили по до сих пор непонятой учеными причине источником хилиазма в европейских странах, в том числе и в России, где он, то затухая, то вновь возрождаясь, находил себе приверженцев в различных сектах.

Сильный толчок к новой волне хилиазма дал калабрийский аббат Иоахим Флорский (1132—1201) с учением о так называемом христианстве Третьего Завета. Согласно учению Иоахима, всемирная история распадается на три периода: Ветхого Завета — Царство Бога-Отца, Нового Завета — Царство Бога-Сына и грядущего Третьего Завета — Царство Святого Духа, которое наступит с 1260 года. Именно в Царстве Третьего Завета исполнятся все обетования Ветхого и Нового Заветов: люди будут обладать духовными телами, не требующими пищи; на земле победит свобода и любовь, а всякая власть отомрет за ненадобностью. Это будет тысячелетнее райское состояние на земле. Последователи гностицизма же были не до конца согласны с этим учением, т.к. выступали за уничтожение мира. Хилиазм Иоахима Флорского был осужден Католической Церковью на IV Латеранском соборе. Историк Норман Кон, посвятивший основательное исследование апокалиптическим движениям в Европе XI—XVI вв., называет Иоахима Флорского «самым влиятельным европейским пророком до появления марксизма». Под воздействием идей Иоахима Флорского в XIII века в Италии возникло движение флагеллантов.

Милленаристские утопии сотрясали европейское общество в предреформационный период и особенно в эпоху Реформации. В начале XVI века в Саксонии, в г. Цвиккау появилась мистическая секта анабаптистов, стремившихся уничтожить старый мир и создать человеческими силами «евангельское общество» на земле. Анабаптисты проводили различие между «внешним» откровением, возвещенным в Библии, и откровением «внутренним», которое совершается в душе богоизбранных людей благодаря нисхождению на них Святого Духа, наделяющего их пророческим даром. Идеи хилиазма присутствовали также в ряде религиозных учений (например, апостольских братьев, радикальных спиритуалов и др.), в настоящее время имеют распространение в среде протестантов-диспенсационалистов.

Влияние хилиазма оказалось длительным и глубоким; его последний всплеск мы видим в русском Серебряном веке — в так называемом «новом религиозном сознании» (Д. Мережковский, Н. Бердяев, В. Розанов, 3. Гиппиус и др.), которое С. Н. Булгаков охарактеризовал как интеллигентскую хилиастическую секту.

РПЦ о хилиазме

  • Патриарх РПЦ Кирилл 24.9.2010 г. объявил, что «Рая на земле построить невозможно». Он пояснил свою мысль так: «Все материальные блага являются средством, а не целью. Если единственной целью является построить красивый дом, это ложная цель. Красивый дом нужно для чего-то построить — чтобы в нем жила дружная и красивая семья, чтобы в этом доме было много детей, а если уж Бог не дал детей — чтобы в этом доме совершались добрые дела для других»

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/24/patriarh_kirill_raya_na_zemle_postroit_nevozmozhno/

  • Статья священника Андрея Горбунова «О „тысячелетнем царстве“ и об опасности хилиазма».

«В последнее время среди некоторых православных христиан распространилось буквальное (по-мірски приземленное, чувственное, плотское) понимание „тысячелетия“ из 20 главы Апокалипсиса, известное в Церкви под именем ереси хилиазма. Это нелепое и полное внутренних противоречий учение буквально выворачивает наизнанку всю православную эсхатологию (учение о конце міра), являющуюся весьма важным разделом церковного учения. А по словам архиепископа Аверкия (Таушева), хилиазм „в корне извращает всё православное міровоззрение“… Современные христиане должны готовиться не к „тысячелетнему царствованию“ со Христом на этой грешной земле, а к жестокой брани с предтечами и слугами антихриста ради спасения в вечном Царствии Небесном». http://www.rusidea.org/?a=310020

Альтернативный взгляд на историю хилиазма и его оценку

В раннехристианскую эпоху хилиазм был очень распространен. В числе его сторонников: апостол Варнава, Папий Иерапольский, Иустин Мученик, Ириней Лионский, Ипполит Римский, Непот Египетский, Лактанций, Мефодий Патарский. Тысячелетнее Царство на земле понималось ими как подготовительный период к всеобщему воскресению, когда верные, по словам Иринея Лионского, «будут приучаться вмещать Бога». Наиболее подробно эти взгляды развивал Ириней Лионский, ученик Поликарпа Смирнского, лично знавшего апостола Иоанна Богослова. Ириней противопоставлял учение об одухотворенном земном царстве как «иудействующим» (Керинф), которые понимали Царство слишком приземленно, так, в особенности, гностикам-спиритуалистам (Валентин, Маркион), которые не признавали религиозную ценность плоти и отрицали телесное воскресение. Он также отвергал националистическое понимание, согласно которому во главе мессианского царства будут стоять евреи, утверждая, что «царями и священниками» будут участники «первого воскресения», происходящие из всех народов.

Самым решительным противником хилиазма некоторыми считается Ориген, который из-за этого будто бы вообще отрицал подлинность «Откровения». Однако, согласно другим мнениям («Духовная беседа», 1873): ученик Климента, Ориген приписывает Апокалипсис апостолу Иоан­ну: «Что сказать об Иоанне, возлежавшем на персях Иисуса, который, ос­тавив одно Евангелие, сознался, что можно бы написать столько книг, сколько не вместил бы их и самый мир? Он написал Откровение, получив повеление умолчать и ничего не писать о гласах семи громов»; в другом мес­те, пересчитывая новозаветных писателей, Ориген говорит решительно: «Ещё и Иоанн присоединяется с трубою своих посланий и Апокалипсиса». (см. О подлинности Апокалипсиса). Что же касается мнения, будто Ориген отвергал учение о тысячелетнем царстве, то оно ничем не обосновано, так как у Оригена нет сочинений, касающихся толкования Апокалипсиса, за исключением учения о конечном спасении всего сущего (см. апокатастасис).

Против включения «Откровения» в новозаветный канон выступали св. Дионисий Александрийский, св. Кирилл Иерусалимский и, вероятно, св. Григорий Богослов, который ни разу не упоминает эту книгу. Но Церковь приняла свидетельство Иринея Лионского, поддержанное св. Афанасием Великим, о принадлежности «Откровения» апостолу Иоанну.

В константиновскую эпоху хилиазм постепенно вытесняется из церковного предания, поскольку хилиастические чаяния переносятся на Империю. Как писал историк Евсевий Кесарийский, участники Никейского Собора, только что перенесшие ужасы гонения Диоклетиана, при виде почестей, которые им воздавал Император и его войско, размышляли, «не наступило ли уже Тысячелетнее Царство, обещанное Иоанном». В этих условиях ожидание Христова Царства на земле могло только подогревать мятежные настроения против Империи, что не раз происходило впоследствии. С другой стороны, Римская Церковь по мере углубления своей конфронтации с Империей, постепенно пришла к тому, чтобы объявить не Империю, но саму себя уже наступившим «Мессианским Царством». В соответствии с этими установками многие средневековые переписчики просто выпускали те главы, в которых Ириней Лионский говорил о тысячелетнем Царстве. В первом русском издании сочинений Иринея (1900 г.) эти главы сохранены, но в библиотеках духовных академий и семинарий они зачастую были просто вырезаны.

Интересно отметить, что Багратиды в Сакартвело (Грузия), начиная с XI века, объявили себя потомками царя Давида, а Сакартвело отождествили с Тысячелетним Царством Откровения.

Аналогично митрополит Зосима, после краха всеобщих ожиданий пришествия Христа в 1492 г. (7000 г. «от сотворения мира»), в новой Пасхалии проводит ту же мысль по отношению к Московское Царство|Московскому Царству.

Широко распространено ошибочное мнение о том, что хилиазм осужден Вселенскими соборами. В действительности Второй Вселенский Собор отверг только использование этого учения Аполлинарием Лаодикийским, который умалял Сына перед Отцом, противопоставляя временное, «тысячелетнее» царство Сына вечному царству Отца. Против этого лжеучения Собор принял добавление к Символу Веры «царствию же Его не будет конца».

Подборку материалов по теме см. Тысячелетнее Царство Христа на земле

Библиография

См. также

Ссылки

ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВОВАНИЕ ХРИСТА. Движимые вечностью

ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВОВАНИЕ ХРИСТА

Нам необходимо вернуться к разговору о перемещении Божьего города, но давайте поговорим о событиях, которые произойдут до этого. В заключение Века Церкви наступит семилетняя скорбь. Откроется антихрист, человек беззакония, и введет многих в заблуждение. Он превознесет и поставит себя выше всего, называемого Богом, будет преследовать святых и введет многие страны во мрак бунта против Бога.

В этот период Господь придет за Своими святыми. Некоторые верят в то, что это случится до начала семилетней скорби, другие ? что в середине, остальные ? что в конце.

Я не буду обсуждать эту тему в этой книге. Однако, что на самом деле важно, готовы ли мы к этому. Несколько раз Па-вел затрагивает тему вознесения в Новом Завете. В одном из таких мест сказано:

Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами.

1 Фессалоникийцам 4:16–18

Это не второе пришествие Христа, потому что Он не спустится на землю, а встретит Своих святых на облаках. Второе пришествие произойдет в заключение семилетней скорби, когда Иисус вернется на белом коне, возглавляя небесное воинство, в котором будут миллионы святых (см. Иуд. 14).

Антихрист, лжепророк, мировые лидеры и армии всех народов соберутся вместе для сражения с Господом и Его армией. Иисус поразит их Своим мечом в день сражения, и птицы небесные будут клевать их трупы. Эту битву обычно называют Армагеддон, потому что она произойдет в долине Мегиддо, простирающейся от горы Кармил на юго-восток от Иерусалима (см. Отк. 16:16; 19:11–21).

По всему миру найдутся люди, не давшие обещания верности антихристу, которые не будут противостоять Господу в этой битве. Многие теологи верят, что эти люди останутся в живых, чтобы жить в следующем веке, который обычно называют тысячелетним царством Христа. Они останутся жить и будут подчиняться всемирному правлению Христа. У них будут естественные тела, и они смогут продолжать пополнение населения земли.

По сути, на земле будут жить два типа людей ? те, кто остался в живых после Армагеддона, и святые, вернувшиеся вместе с Иисусом. У святых будут прославленные тела, подобные Царю Иисусу. Вместе с Ним они будут править на земле. Нетрудно представить, что эти две группы будут общаться между собой точно так же, как Иисус общался с учениками после Своего воскресения. Прославленные святые будут разговаривать, ходить, питаться и общаться с теми, у кого обычные тела.

Писание говорит, что наступит всеобщий мир, так как сатана и его последователи будут связаны в течение тысячи лет. Из-за великого обращения всех народов к Богу войн, предательства, ненависти, стыда, преступности, болезней не будет. Пророк Михей говорит:

И будет в последние дни: гора Дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне ? из Иерусалима. И будет Он судить многие народы и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои ? на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это.

Михея 4:1–4

Наступит всеобщее процветание и безопасные финансовые системы, когда все народы будут жить по закону Божьему. Это будет удивительное время!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Тысячелетнее правление Христа

«Я видел престолы, и сидели на них те, кому была дана власть судить. Также я видел души тех, кто был обезглавлен за свидетельство Иисуса и за слово Божье, и тех, кто не поклонялся зверю или его образу и не получил его отметины на лбу или руках. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет ». (т. 4)

— Откровение 20: 1–6

Из всех аспектов эсхатологии, учение о последних вещах, возможно, ни один не является более спорным, чем тысячелетие.Даже в эпоху, когда многие люди не уделяют много усилий изучению богословия, много времени тратится на попытки понять учение о тысячелетнем царстве в Откровении 20: 1–6.

Различие в положениях тысячелетия можно отчасти объяснить очень символической природой языка в Откровении. Может быть трудно понять, когда воспринимать книгу образно, а когда — буквально. Более того, Откровение 20: 1–6 — единственный отрывок в Священном Писании, который прямо говорит о тысячелетнем царствовании Христа.Поскольку данных мало, существует большая вероятность расхождения в интерпретациях, поскольку мало что еще может напрямую подтвердить мнение.

В истории христианского богословия отстаивались три основных взгляда на тысячелетия. Во-первых, это премилленаристский взгляд. Эта позиция утверждает, что тысячу лет в Откровении следует рассматривать как фактическое обозначение времени, что, когда Христос вернется, Он будет править земным царством, которое продлится буквально тысячу лет, после чего придут новые небеса и земля.

Амилленарное толкование Откровения 20 подтверждает образный взгляд на тысячелетие. Весь период между вознесением и возвращением Христа — это Миллениум, что означает, что он намного дольше, чем действительная тысяча лет. Христос сейчас управляет духовным царством, которое будет немедленно завершено по Его возвращении, и тогда появятся новые небеса и земля.

Наконец, постмилленаристская позиция согласуется с амилленаризмом, согласно которому тысячелетнее царство произойдет до возвращения Иисуса.Однако постмилленаризм считает, что перед возвращением Христа наступит время всеобщего мира и процветания, которое явится результатом проповеди Евангелия. Огромное количество людей обратится, и общество преобразится, а затем Иисус вернется. Это отличается от амилленаризма, который утверждает, что все будет продолжаться до тех пор, пока Христос не вернется, когда Евангелие будет широко распространяться в одних местах и ​​встретить сопротивление в других.

Добрые и благочестивые христиане расходятся во мнениях по этому поводу, поэтому трудно слишком твердо придерживаться какой-либо из этих точек зрения.Какой бы точки зрения мы ни придерживались, мы должны подтвердить, что Христос сейчас правит и правит космосом. Ибо Он вознесен до одесную Бога и должен царствовать, пока все не будет поставлено под Его ноги (1 Кор. 15:25).

Корам Део

Учитывая разногласия в течение тысячелетия в истории церкви, разумно со смирением придерживаться наших тысячелетних взглядов. Мы не должны разделяться с другими, которые утверждают нынешнее правление Христа над Его Царством, если они расходятся с нами в своих взглядах на тысячелетия.Вместо этого мы должны работать вместе, чтобы провозгласить нынешнее правление Христа и Его повеление всем людям покаяться и преклониться перед Его светлостью.

Отрывки для дальнейшего изучения

Псалом 2
Исаия 11
Деяния 1: 6–11
2 Петра 3: 8–10

.

14 стихов из Библии о Тысячелетнем Царстве

Откровение 20: 1-3

Затем я увидел ангела, спускающегося с небес, держащего в руке ключ от бездны и большую цепь. И он схватил дракона, древнего змея, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет; и он бросил его в бездну, и закрыл ее, и запечатал над собой, чтобы он больше не обманывал народы, пока не завершится тысяча лет; после этого он должен быть освобожден на короткое время.

Исайя 11: 9

Они не причинят вреда и не разрушат на всей святой горе Моей,
Ибо земля будет полна знания Господа
Как воды покрывают море.

Исайя 19:24

В тот день Израиль будет третьей стороной с Египтом и Ассирией, благословением посреди земли,

Исайя 11: 4

Но Он будет судить бедных по правде,
И решать по справедливости для страждущих земли;
И поразит землю жезлом уст Своих,
И дыханием уст Своих поразит нечестивых.

Римлянам 8:17

а если дети, то и наследники, наследники Бога и сонаследники со Христом, если мы действительно страдаем с Ним, чтобы и мы прославились с Ним.

Исайя 11: 6

И волк будет жить с ягненком,
И леопард ляжет с козленком,
И теленок, и молодой лев, и тельце вместе;
И маленький мальчик поведет их.

Исайя 65:20

«В нем больше не будет младенца, который проживет всего несколько дней,

.