Содержание

история, необычная архитектура, святыни, деятельность

Успенский собор Московского Кремля – главный православный храм Русского государства XV-XIX веков, символ древнерусского зодчества, украшение Москвы и Соборной площади, на которой он расположен.

История возведения собора

В 1326 году в Кремле при Иване Калите был заложен первый Успенский собор – скромный одноглавый храм. В 1337 году после крупного пожара Успенский собор уже не соответствовал новому статусу Москвы как столицы Всея Руси. Князь Иван III и митрополит Филипп решили возвести на месте старого величественный собор, достойный того, чтобы стать духовным центром государства.

Строили новый собор всем миром: объявили сбор средств. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования, все монастыри обложили налогами. Русские зодчие Кравцов и Мышкин построили собор до сводов, но в мае 1474 года во время землетрясения почти возведенный собор рухнул.

Для строительства нового собора князь Иван III обратился к итальянским зодчим. На приглашение откликнулся прославленный архитектор и инженер из Болоньи Аристотель Фиораванти.

Собор князя Ивана III

У себя на родине архитектор наслаждался славой. Под его началом впервые в мире за 2 дня перенесли на другое место колокольню высотой 24 метра, которая мешала строительству здания администрации. Городской совет Болоньи, оценив заслуги мастера, назначил ему щедрое пожизненное обеспечение.

Безбедную жизнь архитектора нарушили козни завистников: Фиораванти по доносу бросили в тюрьму, лишив привилегий. Вскоре выяснилось, что обвинение было фальшивым, но обида побудила Фиораванти принять приглашение русского царя, и архитектор навсегда покинул Италию.

Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля

Летом 1745 года заложили фундамент нового собора. Строительство храма поразило москвичей скоростью и новыми, прежде никогда не применяемыми на Руси, приемами работы. По указу архитектора в Москве построили первый кирпичный завод: строительство нуждалось в кирпиче. Для надежности фундамента в землю на глубину 5 метров вбили дубовые сваи. Стены, возведенные в 2 кирпича, внутри укреплены металлическими перевязками.

Стены белокаменного пятиглавого собора, перекрытые крестовыми сводами, выстроили из тесаных блоков камня. Шесть столпов внутри соборного пространства, своды и барабаны выложили из кирпича, облицованного белым камнем. Для укрепления стен архитектор употребил железные сваи и прочную, как камень, известь.

Успенский собор в Кремле

Во время строительства зодчий учел ошибки предшественников и все тщательно выверял и рассчитывал. Храм, построенный через 4 года, поразил современников размерами и богатством внутреннего убранства.

Архитектурные стили и внешнее оформление

В творении архитектора Фиораванти чувствуются веяния византийского и романского, готического и древнерусского искусства. Здание, выложенное из блоков, смотрится монолитно, как «един камень». Храм зального типа с шестью тонкими круглыми столпами, расставленными очень широко, удивляет «величеством и высотою, и светлостью, и пространством».

Более вместительным делает собор его удлиненная западная часть. Простор и обилие света – отличительная черта Успенского собора. Свет, льющийся из окон барабанов и круглых окошек в закомарах стен, создает ощущение простора и праздника.

Золотые купала

Фасад собора состоит из простенков – прясел, разграниченных лопатками. По горизонтали здание разделено декоративным поясом из маленьких колонн и арок, по вертикали – пилястрами с узкими окнами, создающими ощущение легкости конструкции. Собор увенчан пятью главами – символом Иисуса Христа и четырех евангелистов: Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Центральная глава храма выше остальных и больше по размеру.

Под сенью Успенского собора

Высокий статус собор сохранил и после того, как в XVIII веке столицу Российской империи перенесли в Санкт-Петербург.

Знаменитые росписи

Собор знаменит своими росписями, которые появились во времена Михаила Романова в XVII веке. От сводов и стен исходит золотой свет, который придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение.

Для росписи Успенского собора пригласили иконописца Дионисия с учениками. 150 художников во главе с царскими мастерами создавали циклы росписей. На южном фасаде – образ Владимирской Богоматери с архангелами Михаилом и Гавриилом.

Роспись, образ Владимирской Богоматери

Ярусом ниже – 6 святителей, Московские и Ростовские митрополиты. Здесь же, под окном, – образ Спаса Нерукотворного. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. С западной стороны – композиция «Страшный суд». На круглых столпах – многочисленные фигуры мучеников. На сводах и стенах храма – 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур.

На северной стороне – изображения Пафнутия Боровского, Исаия, Леонтия и Игнатия Ростовских, Сергея Радонежского. Над ними – композиция «Собор апостолов» с изображением Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и 12 апостолов. В центре восточной стены – Новозаветная Троица: Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой в облике голубя. На сводах – композиции на евангельские темы: «Введение Богородицы в храм». «Рождение Христа». «Сретение Господне».

В храме – серебряное паникадило с цветными гирляндами весом 328 кг, отлитое в память о победе над Наполеоном. Здесь же ажурный шатер для хранения церковных реликвий. В центре собора – три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов.

Иконостас

В храме – богатейшая коллекция икон. Иконы собора – в богатейших окладах из чистого золота, а вся утварь – из серебра. Могучий, уходящий под своды 16- метровый иконостас создан в 1654 году по заказу патриарха Никона. 69 икон, помещенных здесь, представляют события библейской истории. Пять ярусов иконостаса, украшенные позолотой, добавляют зальному храму торжественного великолепия. В праотеческом чине – икона Святой Троицы. Праотцы изображены в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус включает 17 икон.

Иконостас

В праздничном ряду – образы, которые ежегодно празднует церковь: Рождение Богоматери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Успение Пресвятой Богородицы. В деисусном чине видим молитвенное предстояние святых на Страшном суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель».

На царских вратах – Богоматерь, архангел Гавриил и 4 евангелиста: Марк, Лука, Иоанн, Матфей. Слева от царских врат, в особом киоте, величайшая святыня Древней Руси – икона Владимирской Божьей Матери, покровительницы и заступницы Русской земли. Справа от царских врат – образ Спаса на престоле «Спас золотая роза». Это византийская икона XI века.

Огромный иконостас занимает широкую стену. Перед ним молитвенные места: царское – у левого столпа. Правда, цари и царицы здесь никогда не вставали. У правого столпа – патриаршее место. Третье – великокняжеское место, Мономахов престол, выполненное из орехового дерева в 1551 году для Ивана Грозного.

Иконостас занимает широкую стену

Шестиметровый шатер, декорированный изображением цветов и птиц, опирается на фигуры четырех зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами. Восьмигранный купол увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания.

В правом углу собора, возле иконостаса, – рака святителя Филиппа. В 1568 году митрополит Филипп Колычев здесь прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился жизнью. По приказу разъяренного правителя митрополита удавили.

Место важнейших государственных событий

Под сводами Успенского собора проходили главные торжества – венчание русских государей на царство. Через медные, выполненные в технике золотой наводки врата, на котором золотом нанесены 20 библейских изображений, входили члены царской семьи. Своды Успенского собора – свидетели того, как сюда вошел рыдающий 16-летний Михаил Романов.

Юный наследник боялся свалившейся на него ответственности. После Смутного времени – периода кровавых распрей и подлых предательств новому государю пришлось поднимать Россию. Церемонии венчания на царство становились грандиозными событиями в жизни страны. В Успенском соборе короновались 21 российский правитель.

Внутри храма

В Успенском соборе совершались бракосочетания государей. Алексей Михайлович первым среди Романовых начал крестить здесь детей. В июне 1744 года Екатерина II приняла здесь православие. Под сводами собора праздновали падение ордынского ига, покорение Казани, победу в северной войне и над Турцией.

В 1812 году во время оккупации Москвы французы сняли ризы с икон и переплавили, превратив в 5.3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть драгоценностей удалось спасти, но основную массу французы забрали с собой. Покидая Кремль, Наполеон приказал взорвать Успенский собор, но подожженные фитили чудесно погасил вдруг хлынувший дождь. 23 апреля 1814 года в Успенском соборе воспета «хвалебная песнь Господу» в честь взятия Парижа и низложения Наполеона.

Служба

Здесь же, в Успенском соборе, в 1903 году прочитали акт об отлучении Льва Толстого от церкви. В марте 1918 года из Успенского собора новая власть изъяла 65 пудов серебра, а иконы отправили в Государственную Третьяковскую галерею. По легенде, зимой 1941 год, когда фашисты стояли под Москвой, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных.

С 1382 года в Успенском соборе хоронили митрополитов и патриархов, здесь 20 гробниц. Большая часть захоронений – под полом и отмечена невысокими прямоугольными памятниками с плоскими крышками. Традиция погребений в Успенском соборе началась с захоронения здесь его основателя – святого митрополита Петра.

Мощи Петра

У западной стороны похоронен последний патриарх петровской эпохи – Адриан, «наперсник царя». Надгробия патриархов – в резных белокаменных плитах с эпитафиями. Рядом с патриаршими гробницами – Гроб Господень, где хранится посох митрополита Петра и Гвоздь Господень, которым прибивали Иисуса Христа к кресту.

Святыни Успенского собора

В Успенском соборе хранятся великие святыни России:

  • риза Господня – частица одежды Иисуса Христа;
  • подлинный Гвоздь Господень, которым прибили Спасителя на кресте;
  • частица камня с Голгофы, обагренного кровью Господней;
  • камень от гроба Богоматери;
  • десница апостола Андрея первозванного;
  • чудотворная икона Божьей Матери «Владимирская», список 1514 года;
  • святые мощи святителя Петра, который предсказал освобождение от Орды;
  • Чудотворная икона Божьей матери «Петровская».

Иконы

Успенский собор – Патриарший кафедральный собор, но храм всегда открыт для туристов. С 1991 года Успенский собор входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник Московского Кремля. По благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения. Церковь используют для особо торжественных обрядов: и архитектура, и убранство соответствует праздникам.

Видео: история в красках

Иконы Загрузка…

Ещё интересные сооружения

Архитектура Успенского собора Москвы


Собор выполнен в технике смешанной кладки: основные объемы возведены из тщательно отесанных белокаменных блоков с внутренней забутовкой, а наиболее сложные конструктивные элементы (арки, своды, барабаны и столпы) сооружены из кирпича. Размер кирпича 28x16x7 см. Престолы собора освящены в честь Успения Пресвятой Богородицы, во имя великомученика Димитрия Солунского, в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.

В настоящее время нижний свет собора состоит из десяти окон четверика и семи окон алтарных полукружий, верхний свет — из одиннадцати окон. В соборе три входа-портала, главный — западный.

На фресках XVII века представлено 249 композиций, количество изображенных фигур —2066.


Успенский собор Московского Кремля — трехнефный, пятиглавый, имеет прямоугольную форму, вытянут по оси «запад — восток». Кладка храма состоит из небольших блоков белого камня. Стены покоятся на мощном цоколе и разделены пилястрами на одинаковые по размерам прясла, которые завершаются одинаковыми по высоте полуциркульными закомарами. Здание отличает особая монолитность: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты с северной и южной сторон массивными пилонами, крупные мощные главы сближены, создавая вместе с соотношением высоты стен и барабанов ощущение определенной приземистости постройки.


Гладь стен подчеркивают узкие щелевидные окна в двух ярусах и небольшой аркатурно-колончатый фриз, заимствованный из владимиро-суздальской архитектуры, но при этом переработанный зодчим для выражения своей архитектурной идеи — пояс из колонок и арочек лишен пластичности, он почти не выделяется из стены и не «разрушает» ее плоскости. Современники отмечали, что здание смотрится «как един камень». Это впечатление усиливает и некоторая ассиметрия собора: сгруппированные вокруг центрального купола главы собора, а также порталы южной и северной стен сдвинуты к востоку.


В фасадной обработке собора довольно много мотивов итальянского происхождения: сильно выступающие из плоскости стены пилястры и особенно сильно — пилоны по краям апсид, резные профили цоколя и пояса на барабанах, форма капителей аркатурно-колончатого фриза и т. д.


Арочные перспективные порталы окружают собор с трех сторон: южной, северной и западной. Такие порталы были характерны и для владимиро-суздальского зодчества XII—XIII веков, и для раннемосковского зодчества XIV — первой половины XV столетий. По мнению С. С. Подъяпольского, «их некоторая приземистость, отсутствие киля в архивольте позволяют сопоставить их скорее с порталами владимирского собора, чем с московскими порталами, за исключением такого характерно московского мотива, как “дыньки” на полуколоннах обрамления». Можно добавить, что предками русских перспективных порталов, по всей видимости, были порталы романские.


Восточные алтарные выступы (апсиды) — скругленные, пониженные по отношению к закомарам. Они традиционны для облика русского храма, но при этом выражены менее объемно, чем апсиды владимирского Успенского собора. Устройство сдвоенных узких апсид у боковых нефов, северного и южного, обусловлено необходимостью разместить в алтарной части, помимо основного престола, жертвенник и три придела, существовавшие еще в предшествовавшем храме: во имя Димитрия Солунского, в честь Поклонения веригам апостола Петра и в честь Похвалы Богородицы. С. С. Подъяпольский считает, что «найденное решение алтаря оказалось единственно возможным при данной композиции собора, хотя сам по себе этот прием и может быть в какой-то степени сопоставлен с устройством у некоторых, особенно однонефных, итальянских церквей готического периода».


Аркатурно-колончатый фриз Успенского собора восходит к прообразу во Владимире, однако в его прорисовке проступают итальянские черты. Во-первых, к ним относится форма капителей, которые аналогичны капителям внутренних столпов, поддерживающих своды. Это характерные для романской архитектуры кубические капители, лишь слегка видоизменные легким скруглением граней. Во-вторых, можно отметить прием перехвата колонок узкими поясками, широко распространенный в готической архитектуре — и в частности, в сооружениях родной Аристотелю Фьораванти Болоньи.

Успенский собор Московского Кремля — Архитектурный стиль — LiveJournal

    Возникший в XV веке Успенский собор, замыкающий северную сторону кремлевской площади можно отнести к «вечным» явлениям в истории мирового зодчества.
Фланкирующий восточную сторону площади Архангельский собор изящной прорисовкой деталей, полихромией порталов будит воспоминания об итальянском зодчестве эпохи Возрождения. Противолежащий Благовещенский собор впечатляет искусной компановкой разновременных частей, сверкающим на солнце златовершием. Но с наибольшей силой тема древнерусского зодчества в архитектурной симфонии соборной площади звучит в монументальном Успенском соборе. Его белокаменные стены, завершенные закомарами, венчающее храм пятиглавие с шлемовидными куполами как бы олицетворяет мощь Московского государства в эпоху, кода религия была господствующей идеологией. Здесь хоронили митрополитов, здесь свершались важнейшие государственные акты.
    Монолитность объема здания усиливает то, что полукружия пяти алтарных обсид лишь немного выступают из плоскости восточной стены собора, и к тому же со стороны площади они прикрыты массивными импостами. Лишь с запада выступает небольшая пристройка крыльца с двойными арками и висячей гирькой.
    Теплый, чуть красноватый тон позолоты глав собора, выгодно отличался от холодного тона позолоты всех других завершений кремлевских храмов. Достигнуто это было огневым золочением, ныне неприменяемым из-за вредности паров ртути, выделяющихся при этом процессе. Гладь мощных стен собора прорезана узкими щелевидными окнами. Пластика его фасадов обогащена аркатурным поясом с колонками и перспективными порталами южного и северного входов.
    Величественное впечатление производит интерьер собора. Из шести опорных столбов, несущих своды, четыре цилиндрические — тонкие и стройные, «подобно древам», благодаря чему огромное внутреннее пространство максимально открыто. Этому впечатлению способствует и то, что роспись колонн как бы растворяется в сплошной живописи стен и сводов. Фрески, выполненные впервые после смерти Ивана III, в 1514-1515 годах, позже были переписаны по старым графьям.     Декоративное убранство интерьера дополняется монументальным иконостасом в формах XVII века (изначально существовала невысокая алтарная преграда) с рядом уникальных произведений древнерусских мастеров-изографов. Так же Корсунские ворота, привезенные в Москву из Суздаля в 1410 году отличаются высоким мастерством в обработке «жженым златом», и бронзовый шатер над сенью, отлитый в 1625 году, и ряд других произведений русского прикладного искусства.
    Нетрудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление производила в прошлом на религиозного человека грандиозность зального интерьера собора, росписи при мерцании огня тысяч свечей…

    Некоторое время назад архитектором В.Федоровым было сделано раскрытие под современным полом собора «следов» его «предшественников»: деревянной церкви, датируемой XIII векам, белокаменных частей собора 1326-1327 годов, близких по своим формам раннемосковскому зодчеству. Неоднократные пожары привели первоначально построенный собор в аварийное состояние, и в 1472-1474 годах псковичи Кривцов и Мышкин начали возводить новое здание. Судя по размерам обнаруженного под центральным нефом собора основания белокаменного столба, это было крупное сооружение в характере владимиро-суздальской архитектуры. Несмотря на тщательность притески белокаменных блоков, недостроенный собор рухнул. Существуют различные версии причин этой катастрофы. Из них наиболее вероятная (подтвержденная позже строителем нынешнего Успенского собора) — слабость, недостаточная «клеевитость» связующего раствора. Как сообщается в летописном своде 1497 года, «тояже весны бысть трус во граде Москве», то есть землетрясение.
    Для возведения нового собора Иван III решил обратиться к помощи иноземных мастеров. Посол Иван Толбухин привез из Италии архитектора Аристотеля Фиорованти, представителя болонской школы, искуснейшего инженера, строителя Большого госпиталя в Милане, автора передвижки колокольни в Болонье и ряда других сложных работ. В марте 1474 года Фиорованти прибыл в Москву вместе с сыном Андреем и учеником. Согласно Софийской летописи, итальянскому зодчему было предписано строить храм определенного типа в соответствии с древнерусскими традициями. С этой целью мастер предпринял ряд поездок на север и детально ознакомился с Успенским собором во Владимире.
    Однако Фиорованти не стал точно придерживаться заданного эталона. Он, используя основные приемы новгородского и владимиро-суздальского зодчества, творчески претворил их в своей постройке. Пятиглавие он сдвинул к востоку, членения стен между лопатками сделал с равными интервалами, в аркатурный пояс ввел оригинальные детали и таким образом, работая рука об руку с русскими мастерами, создал оригинальное произведение. О построенном соборе в 1479 году в летописи сказано: «Бысть же та церковь вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонкостью, и пространством якова же прежде того не бывало в Руси опроче Владимирских церквей».

   Осмотрев остатки рухнувшего собора Кривцова и Мышкина, Фиорованти дал указание тараном разбить его уцелевшие части — он решил всё строить заново. Здание собора было сложено из блоков известняка, за исключением сводов, восточных столбов, барабанов глав и алтарной преграды. Они были выложены из кирпича, изготовленного по специальному рецепту Фиорованти «у’же, да продолговатей и тверже» русского кирпича. Новшеством явились и железные связи вместо закладываемых в стены деревянных.
    За пятьсот лет своего существования здание Успенского собора много раз горелою Оставили на нем свои следы и неоднократные военные действия. Уже к 1624 году выявились деформации стен и арок. Их укрепление было проведено Баженом Огурцовым и Джоном Талером, поставившими дополнительные связи в двух уровнях и переложившими подпружные арки.
    В середине XVII века для усиления освещенности внутренних помещений здания была растесана часть оконных проемов нижнего яруса. троицкий пожар 1737 года нанес урон многим кремлевским сооружениям, в том числе и Успенскому собору. Во время нашествия наполеоновских войск собор был разграблен, неприятель устроил в нем конюшню. Отрицательно сказались на конструкциях здания и на состоянии росписей дефекты духового отопления, устроенного в 1850 году и замененного новым в 1910-1915 годах.
    В течении трех последних столетий к реставрации собора привлекались лучшие зодчие своег времени: И.Мичурин, А.Кокоринов, Д.Ухтомский в XVIII веке, А.Павлинов, К.Быковский и ряд других в XIX веке. Но все эти работы велись от случая к случаю. Лишь в 1880-1883 годах была создана комиссия Архелогического общества, работа которой базировалась на научной основе. Ряд серьезных деформаций в здании выявил архитектор Н.Покрышкин. Под его руководством был проведен ряд мероприятий по их ликвидации.
    Значительный вклад в дело сохранения здания Успенского собора внесли И.Грабарь, И.Рыльский, А.Щусев, И.Машков, являющиеся членами учрежденной после революции комиссии по реставрации памятников Кремля и поздние советские реставраторы.
    Для невооруженного глаза Успенский собор не имел каких-либо изъянов, разве что потускнела живопись над порталами входов. Но уникальный памятник древне-русского зодчества страдал недугами, который могли, если не принять срочных мер, привести к серьезным последствиям.
    Деформации и искажения обнаружились, как только здание от подошвы цоколя до верхушек крестов оделось строительными лесами. Но работы начались ещё раньше с консервации подземных частей предшественников собора. Цилиндрические столбы собора в западной его части имели отклонения от вертикали на 22-28 сантиметров, средние столбы несколько меньше. Но это последнее могло иметь место и при постройке собора и не вызывало особых опасений. В западной же части собора изменили начальную кривизну крестовые своды, из вершины просели. Но это явление, как показали проведенные наблюдения, стабилизировалось, и своды не грозили обрушением. Наибольшую опасность представляло то, что металлические связи, сдерживавшие распор сводов, не работали, большая часть их была разорвана. В результате значительный участок южной стены находился в аварийном состоянии. Разорванные связи заменили металлическими тросами (почти невидимыми снизу) с регулируемыми натяжными устройствами.
    Значительное беспокойство вызвала довольно крупная трещина в кипичной кладке свода в одном из нефов. Но разборка этого свода и замена новым могла быть чревата нежелательными последствиями. Поскольку маяки не показали усиления деформации, её решили зачеканить специальным раствором.
    Вредное влияние на росписи собора оказало нарушение влажностно-тепмературного режима и образование конденсата в барабанах глав. Причиной этого являлась плохая герметизация заполнений оконных проемов. Они были (при повторении форм старых металлических рам) заменены новыми конструкциями из дуба с тройным остеклением.
Полностью была заменена кровля собора с двойным покрытием медью. Главы также имели двойное покрытие. Нижние заменили новыми, купола же оказались изрешеченными сотнями осколочных отверстий — следы боев 1917 года и работы зенитных орудий во время Великой Отечественной войны. Поскольку было решено сохранить покрытие, мастера Союзреставрации проде

Успенский собор Московского Кремля фото описание архитектор


Собор выполнен в технике смешанной кладки: основные объемы возведены из тщательно отесанных белокаменных блоков с внутренней забутовкой, а наиболее сложные конструктивные элементы (арки, своды, барабаны и столпы) сооружены из кирпича. Размер кирпича 28x16x7 см. Престолы собора освящены в честь Успения Пресвятой Богородицы, во имя великомученика Димитрия Солунского, в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.

В настоящее время нижний свет собора состоит из десяти окон четверика и семи окон алтарных полукружий, верхний свет — из одиннадцати окон. В соборе три входа-портала, главный — западный.

На фресках XVII века представлено 249 композиций, количество изображенных фигур —2066.


Успенский собор Московского Кремля — трехнефный, пятиглавый, имеет прямоугольную форму, вытянут по оси «запад — восток». Кладка храма состоит из небольших блоков белого камня. Стены покоятся на мощном цоколе и разделены пилястрами на одинаковые по размерам прясла, которые завершаются одинаковыми по высоте полуциркульными закомарами. Здание отличает особая монолитность: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты с северной и южной сторон массивными пилонами, крупные мощные главы сближены, создавая вместе с соотношением высоты стен и барабанов ощущение определенной приземистости постройки.


Гладь стен подчеркивают узкие щелевидные окна в двух ярусах и небольшой аркатурно-колончатый фриз, заимствованный из владимиро-суздальской архитектуры, но при этом переработанный зодчим для выражения своей архитектурной идеи — пояс из колонок и арочек лишен пластичности, он почти не выделяется из стены и не «разрушает» ее плоскости. Современники отмечали, что здание смотрится «как един камень». Это впечатление усиливает и некоторая ассиметрия собора: сгруппированные вокруг центрального купола главы собора, а также порталы южной и северной стен сдвинуты к востоку.


В фасадной обработке собора довольно много мотивов итальянского происхождения: сильно выступающие из плоскости стены пилястры и особенно сильно — пилоны по краям апсид, резные профили цоколя и пояса на барабанах, форма капителей аркатурно-колончатого фриза и т. д.


Арочные перспективные порталы окружают собор с трех сторон: южной, северной и западной. Такие порталы были характерны и для владимиро-суздальского зодчества XII—XIII веков, и для раннемосковского зодчества XIV — первой половины XV столетий. По мнению С. С. Подъяпольского, «их некоторая приземистость, отсутствие киля в архивольте позволяют сопоставить их скорее с порталами владимирского собора, чем с московскими порталами, за исключением такого характерно московского мотива, как “дыньки” на полуколоннах обрамления». Можно добавить, что предками русских перспективных порталов, по всей видимости, были порталы романские.


Восточные алтарные выступы (апсиды) — скругленные, пониженные по отношению к закомарам. Они традиционны для облика русского храма, но при этом выражены менее объемно, чем апсиды владимирского Успенского собора. Устройство сдвоенных узких апсид у боковых нефов, северного и южного, обусловлено необходимостью разместить в алтарной части, помимо основного престола, жертвенник и три придела, существовавшие еще в предшествовавшем храме: во имя Димитрия Солунского, в честь Поклонения веригам апостола Петра и в честь Похвалы Богородицы. С. С. Подъяпольский считает, что «найденное решение алтаря оказалось единственно возможным при данной композиции собора, хотя сам по себе этот прием и может быть в какой-то степени сопоставлен с устройством у некоторых, особенно однонефных, итальянских церквей готического периода».


Аркатурно-колончатый фриз Успенского собора восходит к прообразу во Владимире, однако в его прорисовке проступают итальянские черты. Во-первых, к ним относится форма капителей, которые аналогичны капителям внутренних столпов, поддерживающих своды. Это характерные для романской архитектуры кубические капители, лишь слегка видоизменные легким скруглением граней. Во-вторых, можно отметить прием перехвата колонок узкими поясками, широко распространенный в готической архитектуре — и в частности, в сооружениях родной Аристотелю Фьораванти Болоньи.

Успенский собор в Москве

Фотографии Успенского собора

Успенский собор  Московского Кремля  расположен на Соборной площади. Простой, но вместе с тем и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся зданий Москвы. На протяжении нескольких веков являлся кафедральным храмом России.

 

 Из истории Успенского собора

Находки археологов показали, что там, где сейчас расположен Успенский собор, еще в конце 12 века находилась деревянная церковь. А в конце 13 века сын Александра Невского Даниил построил на самой высокой точке Московского Кремля каменный храм, который стал первым каменным строением Москвы. В 1326 году митрополит Петр подал идею князю Ивану Калите соорудить новый храм. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года. В северной части церкви Петр собственноручно устроил себе гробницу. Храм строился год, но до освещения храма 25 августа 1327 года он не дожил. С того времени почти 150 лет служила святыня.

В 1472 году, когда церковь совсем обветшала, было решено построить новый больший по размерам храм. За образец был взят Успенский собор во Владимире. Но новый храм было решено построить и шире и длиннее. Строительство велось под руководством мастеров Кривцова и Мышкина. Но завершить работу не удалось. 20 мая 1474 года храм разрушился. Одна из причин — происшедшее землетрясение в столице, а возможно раствор для кладки был слишком жидким. Почти год храм лежал в развалинах.  Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. С 1475 по 1479 годы велось строительство храма. Как и положено по канонам православия храм был сооружен пятиглавым, шестистолпным и пятиапсидным. Выполнен из белого камня. Часть конструкций построена из кирпича. Как и другие постройки Москвы, храм несколько раз горел. Поэтому много раз его восстанавливали. В 1547 году после пожара по указу Иоанна Васильевича (Грозного) купола были покрыты позолоченными медными листами. В золотую раку были переложены  мощи митрополита Петра.  В этом же году впервые было совершено венчание на царство Ивана IV. Здесь проходила коронация всех российских императоров. В 1624 году было выполнено укрепление сводов храма. В XIV–XVII вв. в нем хоронили глав русской церкви — митрополитов и патриархов.

Во время Отечественной войны 1812 года многие ценности были перевезены в Вологду. А то, что осталось в храме, было разграблено солдатами Наполеона. Так из гробниц святителей осталась только рака митрополита Ионы. В 1911–1915гг. была выполнена реставрация святыни под руководством архитектора И. Машкова. В августе 1917 года здесь был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви. Им было принято решение о восстановлении патриаршества в России. После революции в 1918 года храм был закрыт. С 1955 года храм работает как музей. С 1991 года входит Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Здесь по благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения.

 

Архитектура Успенского собора  Московского Кремля

Строительство церкви выполнялось для проведения особо торжественных обрядов. Поэтому, и архитектура и убранство храма соответствуют праздничной обстановке.  Архитектор Аристотель Фиораванти не просто повторил образ Успенского собора во Владимире. В его творении чувствуются веяния византийского и романского, готического и русского искусства. Он объединил эти стили так, что новый Успенский собор Московского Кремля представляется нам как храм всего Русского государства. Храм выложен из небольших блоков белого камня и отличается монолитностью. В летописи отмечено, что здание смотрится «как един камень». Столпы храма сделаны круглыми. Современники удивлялись его «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Внутри храма мы ощущаем простор и широту. А хорошая освещенность поднимает настроение и создает праздничную атмосферу.

 

Убранство Успенского собора  Московского Кремля

Роспись стен, иконы и разнообразная утварь в храме являются произведениями искусства мирового значения. Как отмечал летописец,  люди, пришедшие в храм и видя его красоту, чувствовали себя, «как на небесах стоящими».

Храм знаменит своими росписями. Первоначально они были выполнены в 1482–1515 гг. Заново храм был расписан в 1642–1644 гг. Существующую роспись выполнили 150 художников во главе с царскими мастерами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым. Архитектура и стенопись создали свод в виде неба. В главах мы видим образы бога. В верхней части стен — иллюстрации Евангелия. В двух следующих  ярусах — Житие Богоматери. В нижней части — изображения семи Вселенских соборов. С западной стороны мы видим композицию «Страшный Суд.» Верующие понимают, что за праведную и грешную жизнь придется отвечать. На круглых столпах изображены многочисленные фигуры мучеников. В росписи храма принимал участие известный иконописец Дионисий. Живопись представлена 249-ю сюжетными композициями и 2066-ю отдельными фигурами.

В храме собрана богатейшая коллекция икон. Часть из них была написана для храмов Москвы, другая для церквей других древних городов Руси. Самой великой святыней среди икон является икона Божьей Матери Владимирской. Находилась она в Вышгороде, затем во Владимире. В 1395 году для защиты против нашествия хана Тамерлана она была перевезена Василием I в Москву. Также здесь находятся такие ценные иконы как Богоматерь Одигитрия и «Святой Георгий», «Троица»и другие.

Огромный иконостас 1653 года занимает всю широкую стену храма.  Перед ним находятся моленные места. Царское  расположено у левого столпа. Оно примечательно тем, что цари и царицы, кроме цесаревича Павла Петровича, здесь никогда не вставали. Патриаршее место — у правого столпа. У патриаршего места, расположенного справа, можно видеть посох митрополита Петра из черного дерева. Мономахов престол, выполненный из орехового дерева, — третье великокняжеское место. Создано оно было в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Находится оно напротив южного придела. На резных пластинах изображена легенда получения киевским князем Владимиром Мономахом знаков царской власти от византийского императора Константина Мономаха. В алтаре храма хранится ценнейшая реликвия христианства — один из гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту — Гвоздь Христа Господня.

В храме мы видим и памятники декоративно-прикладного искусства. Среди достопримечательностей — серебряное паникадило с  цветами и гирляндами весом 328 кг, отлитое после отступления армии Наполеона в память о победе. Как образец литейного дела представлен ажурный шатёр для хранения церковных реликвий, созданный в 1624 г. мастером Дмитрием Сверчковым. В 1625 году в шатер, в золотой ларец была помещена часть от якобы подлинной одежды Христа, присланной царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом I. Южные входные двери храма называются Корсунскими воротами. Они украшены золотом, поэтому их часто называют Золотыми.

 

Успенский собор  Московского Кремля как усыпальница

С 1326 года, когда в храме был погребен митрополит Петр, храм стал усыпальницей митрополитов, а позже — и русских патриархов. В храме находятся 19 гробниц. В конце 16 века стали устанавливать надгробия с белокаменными эпитафиями. Там, где установлены высокие шатры, захоронены святые иереи. Чудотворцы Петр и Иона, Филипп и Ермоген похоронены в деревянных раках с металлическими пластинами.

Посетив Соборную площадь, Вы увидите Успенский собор  Московского Кремля — уникальный музей под открытым небом, хранящий самые ценные церковные реликвии.

Успенский собор Московского Кремля. Cоздание. Святыни собора.

Успенский собор Московского Кремля- летопись Российского государства, первопрестольный храм страны. В нём венчали на царство наших государей. Кроме того, Успенский собор являлся усыпальницей российских митрополитов и патриархов. Находится он в центре Кремля и является его сердцем. Древностью веет от стен собора. Кажется, что не было времени, когда он не существовал. Но давайте заглянем лет этак на семьсот назад и проследим историю появления шедевра церковного зодчества.

 

Итак, мы видим Боровицкий холм, а на нём московский Кремль. Но он совсем не похож на наш любимый Кремль из красного кирпича! Заложенный в 1156 году князем Юрием Долгоруким, Кремль сделан из сосновых брёвен. И все постройки в Кремле тоже деревянные. На месте, где теперь каменный Успенский собор, стоит деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, окружённая погостом (кладбищем).

Строительство первого каменного Успенского собора

В 1317 году московский князь Юрий Данилович, сын Даниила Московского и внук Александра Невского, получил ханский великокняжеский ярлык. Так Москва стала главным городом феодальной Руси. После его кончины в 1325 году власть перешла к его брату- Ивану Даниловичу по прозвищу Калита.

Московский Кремль при Иване КалитеМосковский Кремль при Иване Калите. Аполлинарий Васнецов.

Новый московский князь стремился сделать Москву духовным центром Руси. Поэтому в 1326 году митрополичий двор был перенесён из Владимира в Москву, а в августе 1326 года митрополитом Киевским и всея Руси Петром было начато строительство в Кремле каменного Успенского собора.

Собор был возведён всего за год и освящён к празднику Успения в 1327 году. Однако митрополиту Петру не суждено было дожить до окончания строительства. Его захоронили в алтарной части нового собора.

Построенный из квадратного белого камня грубой обработки в стиле владимиро-суздальских храмов 13 века, первый Успенский собор был одноглавым, с тремя апсидами и украшен кокошниками. Расписали собор греческие мастера.

предполагаемый вид первого Успенского соборПредполагаемый вид первого Успенского собора

Собор стал главным храмом великих князей и митрополитов. Полтора столетия своего существования собор был свидетелем того, как росла и менялась Москва. За это время Кремль из соснового превратился в дубовый.

Строительство «белокаменного» Кремля

В 1337 году в Кремле был крупный пожар, после которого князь Иван Данилович Калита в 1339 году приказал заново отстроить стены и башни Кремля. Теперь они стали дубовыми, обмазанными известью и глиной. Изнутри стены были укреплены камнем. Кроме того, периметр стен увеличился более, чем втрое.

Крупные пожары с частотой примерно раз в десять лет безжалостно уничтожали московский Кремль. Московский князь Дмитрий Донской в 1367 году приказал отстроить новые кремлёвские стены и укрепления. Теперь они были выстроены из белого известняка. С тех пор Москву стали именовать «белокаменной». Протяжённость стен Кремля стала ещё больше и достигла 2000 м, что ненамного меньше современной.

Апполинарий Васнецов Древняя МоскваАпполинарий Васнецов. Москва белокаменная.

Закладка второго Успенского собора

А что же Успенский собор? Во время большого пожара в Кремле в 1470 году своды собора дали трещину, так что их пришлось подпирать брёвнами. Собор требовал обновления.

Великий князь Иван III и глава русской православной церкви митрополит Филипп I решили разобрать старый храм и на его месте возвести новый.

Строительство нового собора требовало огромных средств, поэтому был объявлен сбор средств на его строительство. Все монастыри обложили налогами. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования. Строительство нового собора стало главным делом последних лет жизни митрополита Филиппа.

Проект собора был выполнен мастерами из Пскова Мышкиным и Кривцовым. За образец был взят Успенский собор во Владимире. До нас дошли имена руководителей строительных работ- Владимира и Ивана Ховриных, Василия Ермолина.

На месте разобранного собора построили временную деревянную церковь, куда были перенесены иконы и святыни собора. Церковь оказалась внутри строящегося собора, который по площади значительно превосходил старый собор. Именно в этой временной церкви великий князь Иван III сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога- Софьей, будущей бабушкой царя Ивана Грозного.

И вот, в апреле 1471 года состоялась торжественная служба с закладкой соборного храма. Митрополит Филипп сам заложил первый камень в его основу. Но ему не довелось увидеть своё любимое детище- 5 апреля 1473 года митрополит Филипп скончался, а 7 апреля был погребён в стенах строящегося собора.

Строительство и разрушение второго собора

Почти два года велось строительство. Уже возведены были стены нового Успенского собора, но непредвиденное событие воспрепятствовало исполнению замысла.

20 мая 1474 года в Москве случилось землетрясение. Оно стало причиной разрушения недостроенного здания собора: стена дала трещину, наклонилась и упала. Скорее всего, причиной разрушения храма были просчёты при проектировании стен и сводов собора, а также непрочность связующего раствора.

Решение о строительстве нового собора

Перед смертью митрополит Филипп взял с великого князя Ивана III слово, что он не оставит начатое строительство собора и доведёт его до конца. Князь не мог не сдержать данное слово.

Жена князя Софья Палеолог, выросшая в Италии и впитавшая её культуру, очень расхваливала мужу красоту итальянских соборов и дворцов. Брак с византийской принцессой позволил Ивану III считать себя и своих детей наследниками династии Византийских императоров, а Москву- преемницей Византии.

Византийским двуглавым орлом, что на гербе Российской Федерации, мы обязаны именно великому князю Ивану III. Как говорится: «Положение обязывает», — и московский князь вновь приступает к строительству величественного собора.

Однако, на этот раз для завершения строительства он решил пригласить итальянского зодчего. На приглашение князя и обещание большого вознаграждения откликнулся известный инженер и архитектор Аристотель Фьораванти.

Аристотель Фьораванти — строитель нового собора

В начале весны 1475 года Фьораванти был уже в Москве. Здесь было принято решение полностью разобрать разрушенный недостроенный собор и начать новое строительство. С делом не медлили, и летом фундамент нового собора был уже заложен.

Иван III не отказался от замысла построить собор по образцу Успенского собора во Владимире.

Успенский собор во ВладимиреУспенский собор во Владимире

Москва стала столицей после Владимира, поэтому великий князь стремился доказать другим княжествам главенство Москвы и утвердить преемство от древней столицы.

Для знакомства с древнерусской архитектурой Аристотель Фьораванти зимой 1476 года отправился во Владимир. Так родился новый проект Успенского собора, в котором наряду с чертами древнего Успенского владимирского собора просматриваются черты архитектуры итальянского возрождения.

Стены собора были выстроены из тёсаных блоков белого камня, а шесть столпов внутри соборного пространства, своды и основания пяти глав были выложены из кирпича.

Для крепления стен Фьораванти применил железные, а не дубовые сваи, как было принято на Руси при строительстве соборов. При строительстве итальянский мастер использовал прочную, как камень, известь; применял механизацию работ, всё тщательно выверял циркулем и линейкой.

Успенский собор построен

Через четыре года храм был построен. Южный и северный порталы были оформлены арками и украшены росписью. Успенский собор поразил современников не только размерами, интерьером храма, подобным просторному залу, но и богатством внутреннего убранства.

иконостас Успенского собора КремляИконостас Успенского собора Кремля

К празднику Успения Богородицы в 1479 году собор освятили. В 1481 году для росписи Успенского собора пригласили известного иконописца Дионисия с учениками. Иконы и фрески работы Дионисия украсили иконостас, стены и своды в алтаре. Успенским собором началась перестройка всего московского Кремля.

Роспись Успенского собораРоспись Успенского собораинтерьер Успенского собора КремляВнутреннее убранство Успенского собора Кремля

Современный план Успенского собора

План Успенского собораСовременный план Успенского собора

  • 1 — Фрески работы Дионисия и его учеников;
  • 2-5 — иконы «Святой Георгий», «Спас Ярое Око», «Митрополит Петр с житием», «Успение Богоматери»;
  • 6 — Моленное место царя Ивана Грозного;
  • 7 — витрина с древнейшими иконами;
  • 8-11 — раки святителей московских Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена.

Святыни и захоронения Успенского собора

С самого начала своего существования первопрестольный Успенский собор являлся драгоценным ковчегом, в котором находились чудотворные и чтимые святыни, привозимые со всей Руси.

В соборе в числе множества икон и драгоценной утвари находилась привезённая из Византии чудотворная икона Божией Матери «Владимирская», — главная православная святыня Земли Русской. В настоящее время эта святыня находится в храме святителя и чудотворца Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

икона - Богоматерь ВладимирскаяИкона «Богоматерь Владимирская»

В соборе же находится список (копия) Владимирской иконы 1514 года.

Список Владимирской иконы 1514 годСписок Владимирской иконы 1514 год

В Успенском соборе и сейчас пребывают чудотворные и чтимые образы:

  • чудотворная икона Божией Матери «Петровская»;
  • образ великомученика Георгия Победоносца;
  • образ Архистратига Михаила;
  • образ Спасителя «Спас Златые власы»;
  • образ Спасителя «Спас Ярое Око».

Образ "Спас Ярое Око"Образ «Спас Ярое Око»

В северном приделе находятся святые мощи святителя Петра. Как уже говорилось в начале статьи, в 1325 году по просьбе великого московского князя Ивана Даниловича Калиты митрополит Пётр перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Пётр пророчески предсказал освобождение Руси от татарского ига и будущее возвышение Москвы, как столицы государства Российского. Именно по его благословению в августе 1326 года и был заложен Успенский собор.

Образ "Митрополит Петр с житием"Образ «Митрополит Петр с житием»

21 декабря 1326 года святитель Пётр скончался, а его святое тело было погребено в каменном гробу, который он сам приготовил. По молитвам святителя Петра совершилось множество чудес. 

Рака с мощами митрополита ПетраРака с мощами митрополита Петра

Рядом с мощами святителя Петра находятся святые мощи святителя Феогноста, преемника святителя Петра. Святителю Феогносту выпало управлять Русской Церковью в 1328-1353 годах и защищать её перед правителями Золотой Орды.

В северо-западном углу собора почивают святые мощи святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси. Святитель Иона был избран в митрополиты всея Руси в 1433 году. За свои труды на благо Церкви удостоился от Бога дара чудотворения и прозорливости. В 1451 году великий князь, оставляя Москву, чтобы собрать войско против ногайских татар, доверил святителю Ионе с боярами охрану столицы. Когда же ногайцы зажгли предместье Москвы, святитель Иона. отстаивая Кремль, совершил среди пламени пожара крестный ход по стенам Кремля, отчего ветер, гнавший пламя на Кремль, внезапно утих. Скончался святитель Иона 31 марта 1461 года. При гробе святителя совершалось множество исцелений. Память святителя Ионы — 31 марта и 5 октября в соборе Московских Святителей.

У северной стены Успенского собора почивают под спудом святые мощи святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. Время его правления пришлось на годы правления Ивана Грозного. Святитель Макарий составил Великие Четьи-Минеи — «все чтомые книги на Руси» до XVI века. Под его руководством составлен многотомный «Лицевой летописный свод» и «Степенная книга царского родословия», начато на Руси книгопечатание. Постоянное пребывание в молитве и посте, дар прозорливости отличали святителя Макария. Почил 31 декабря 1563 года.

У южных дверей собора, возле иконостаса, почивают святые мощи священномученика Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца. Святитель Филипп, умученный во времена Ивана Грозного.

Митрополит ФилиппМитрополит Филипп

У южной стены под спудом почивают святые мощи святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси. Святитель Иов, первый русский Патриарх, был великий постник и молитвенник. Время его патриаршего служения совпало со Смутным временем. Когда в июне 1605 года толпа бунтовщиков, ожидавших самозванца, ворвалась в Успенский собор, святитель Иов молился перед Владимирской иконой Божией Матери. Он был схвачен, избит, а затем до самой кончины 19 июня 1607 года находился в ссылке в Старицком монастыре.

Патриарх ИовПатриарх Иов

У западной стены почивают святые мощи священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. В Смутное время Первосвятитель самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая Православную веру от латинства, а Отечество от врагов внутренних и внешних. Свой подвиг спасения Руси святитель Ермоген увенчал мученической кончиной. В 2013 году по инициативе Российской Православной Церкви в Александровском саду Московского Кремля был установлен памятник Патриарху Всея Руси Ермогену.

В юго-западном углу Успенского собора почивают под спудом святые мощи святителей Киприана (1380-1385, 1390-1406) и Фотия (1408-1431). Обретение и перенесение мощей произошло 27 мая 1472 года.

Шмелёв И.С. Цитата

УСПЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Храм, возведенный в 1475-1479 гг. Главный кафедральный собор России вплоть до 1917 г.

История создания. XV век

При великом князе Московском и государе всея Руси Иване III произошел процесс объединения русских земель вокруг Москвы и становления единого Русского государства.

Столь значительное событие должно было быть подкреплено как экономикой, военной силой, так и идеологией. Сооруженный еще в 1326-1327 гг. Успенский собор, являвшийся первым московским храмом из камня, к середине XV в. обветшал и уже не соответствовал статусу первого собора нового государства. Иван III задался целью возвести новый кафедральный собор, который бы символизировал твердость и силу Москвы.

Митрополит Московский Филипп в 1471 г. пригласил двух русских мастеров для возведения нового церковного здания. По замыслу, который предстояло выполнить Кривцову и Мышкину, зодчие должны были возвести храм по образу Успенского собора во Владимире. Предполагалось наличие таких же, как и там, пяти нефов, пяти глав и хоров, однако московский вариант был крупнее своего прототипа. Вскоре после начала строительства в специально обустроенные стенные ниши были помещены мощи московских святителей — Петра, Киприана, Фотия и Ионы. Возле гробницы первого из них в алтаре возводимого здания выстроили временную церковь из дерева для продолжения богослужений. Именно там в 1473 г. были повенчаны Иван III и Софья Палеолог. В 1474 г. началось строительство сводов, но произошло частичное обрушение собора, вызванное землетрясением, о чем указывалось в летописях.  Существует вероятность, однако, что это была лишь одна из причин разрушения недостроенного здания храма.  Археологические работы второй половины XX в. выявили, что первые мастера применяли слишком жидкий известковый раствор, что делало возводимый объект неустойчивым.        

После этих печальных событий по совету Софии Палеолог в Италию было отправлено посольство боярина Семена Ивановича Толбузина. Целью его был поиск и приглашение в Москву болонского мастера Аристотеля Фиораванти, известного архитектора. Зодчий прибыл на русскую землю в 1474 г. и сразу активно принялся за работу. Он изучил владимирский собор-образец, а затем занялся московским храмом. Он совершил обжиг его известняковых стен, что позволило легче разрушить оставшиеся части собора.

До нас дошли детальные заметки о сооружении нового храма, в которых также упоминались разнообразные технические новшества, примененные Фиораванти. Итальянец выкопал новые рвы для дубовых свай, более глубокие, чем делали мастера на Руси. Также были построены новые печи для обжига. В их конструкции были применены железные тяги, в отличие от традиционных для нас дубовых. Аристотель Фиораванти впервые в русском зодчестве использовал крестовые своды в один кирпич. Но главной находкой стали дополнительные арки позади иконостаса, которые усилили всю конструкцию и помогли выдержать вес купола. Это также позволило создать в основном пространстве интерьера легкие столпы, придававшие всему сооружению легкость. В 1479 г. строительство завершилось.

Дальнейшая судьба

Первые храмовые росписи были сделаны в 1481 г. (они частично сохранились). В 1513-1515 гг. фрески покрыли все внутреннее пространство (одним из их создателей был Дионисий). Они были переписаны в 1642-1643 гг. с сохранением изначальных сюжетов.

Именно в новом храме с XV века стали проводиться коронации, а также рукоположение в митрополичий сан (первый такой митрополит – Иоасаф, поставленный в 1539 г.).

С середины XVI в. собор окончательно утвердился в качестве главного в пределах русских земель.

На рубеже XIX – XX вв. три раза проводились восстановительные работы Успенского собора: в 1895-1897 гг. С. К. Родионовым, в 1900-х гг. С. У. Соловьевым и в 1911-1915 гг. И. П. Машковым.

Храм закрыл свои двери в 1918 г., открыв их заново в 1955 г., уже будучи музеем.

С 1991 г. входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Годом ранее  в нем в отдельные дни по благословению патриарха стали проходить церковные службы.

Успенский собор

На протяжении многих веков Успенский собор был государственным и культурным центром России: здесь устанавливались великие князья и присягали местные князья, проходили инаугурации царей и коронации императоров. Инаугурация епископов, митрополитов и патриархов, публичное зачитывание заявлений и церемониальных документов, церковные службы перед военными походами и в случае победы проводились в Успенском соборе.Первый каменный собор был заложен в 1326 году первым московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой. В конце XV века Великий князь Иван III, объединивший все русские княжества под властью Москвы, начал строительство новой резиденции с перестройки Успенского собора. Возведен специально приглашенным итальянским архитектором в 1479 году.

Новый Успенский собор работы Аристотеля Фиораванти был построен на месте, где когда-то стояли две старые церкви.Все этапы строительства основных государственных соборов подробно описаны в летописи.

Итальянский архитектор предложил создать по образцу Успенского собора Владимира пятиглавый крестово-купольный храм XII века. Работая над собором, Аристотель Фиораванти сумел не только повторить основные черты знаменитого собора, но и совместить их с ренессансным представлением об архитектурном пространстве.

Из-за церемониальных функций особое внимание было уделено внутреннему убранству собора.Его настенные росписи, иконы и различная светская утварь являются произведениями искусства, имеющими международную художественную ценность. Росписи 1642-1943 годов и величественный иконостас 1653 года создают современный облик собора. Перед иконостасом можно увидеть молельни Царя, Царицы и Патриарха. Особый интерес представляет царский.

В XIV-XVII веках Успенский собор был местом захоронения глав Русской Православной Церкви — митрополитов и патриархов.

После революции 1917 года Успенский собор стал музеем.При оформлении экспозиции сотрудники постарались сохранить интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам были открыты практически все иконы и росписи. С 1990 г. возобновлены церковные службы.

Текст и фото предоставлены Государственным историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль».

.

Успенский собор во Владимире — Электронный гид

Россия

assumption cathedral Успенский собор (он же Успенский собор) — главный храм Владимира. Он был возведен во время правления князя Андрея Боголюбского в 1158 году. Несмотря на то, что великий пожар 1185 года изменил облик собора, он по-прежнему оставался архитектурным шедевром. Спустя 50 лет храм снова пережил пожар во время нашествия монголо-татар. Собор сильно обгорел, но не был полностью разрушен.

В 1408 году великий русский иконописец Андрей Рублев украсил собор прекрасными фресками, некоторые из которых сохранились до наших дней.

Храм долгое время был главным храмом Владимирского княжества и лучше всего подходил для величественных церемоний коронации князей, так как снаружи и внутри был богато украшен золотом.

Итальянский архитектор Аристотель Фиораванты вдохновился Успенским собором во Владимире и использовал его образ как прототип одноименного собора в Московском Кремле.

Успенский собор во Владимире известен также своей иконой Владимирской Богородицы. Икона была подарена Юрию Долгорукому Константинопольским Патриархом. Сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский принес его во Владимирский собор. В 1408 году икона была перенесена в Москву; сейчас хранится в Третьяковской галерее.

Собор служит местом захоронения владимирских князей, в том числе князя Александра Боголюбского, его сына Глеба, князя Георгия Всеволодовича и местных епископов.

В 1927 году коммунисты закрыли собор для богослужений. Однако в 1944 году богослужения были возобновлены в рамках попытки Сталина заручиться поддержкой Православной церкви в войне против нацистов.

Успенский собор во Владимире внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Assumption Cathedral in Vladimir Стоимость входа: 100-150 руб.
Экскурсия: 200 руб.
Касса напротив колокольни.

Часы работы:
Открыто ежедневно с 7.С 00 до 20.00 кроме понедельника
Экскурсии: ежедневно с 13.00 до 16.45 кроме понедельника.

Адрес: ул. Большая Московская, 56 (Рус: ул. Большая Московская, 56)

GPS-координаты Успенского собора во Владимире:
Широта: 40 ° 24′33 ″ (40.40917)
Долгота: 56 ° 07′37 ″ (56.127167)

Assumption Cathedral in Vladimir

Assumption Cathedral in Vladimir


Другое Владимир Достопримечательности:

Боголюбово , живописный поселок, расположенный в 13 км к востоку от Владимира, с замечательными памятниками архитектуры XII века.

Монастырь Рождества Богородицы , место с удивительной судьбой: веками давая верующим надежду загробному миру, он стал местом жестоких казней 20 века.

Золотые ворота , уникальный образец русского военного зодчества 12 века и самый узнаваемый объект города.

Дмитриевский собор , один из самых красивых и самобытных соборов древней Руси.

Музей хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки , который занимает великолепное здание Троицкой старообрядческой церкви и хранит богатую коллекцию изделий русского ремесла и народного искусства, лаковой миниатюры, горного хрусталя и стекла.

Гусь-Хрустальный , город Золотого кольца России, стоит на реке Гусь в 39 милях (63 км) от Владимира. Здесь находится всемирно известный Хрустальный завод.


.

Успенский собор и монастырь города-острова Свияжск

Успенский собор и монастырь города-острова Свияжск

Успенский собор расположен в городе-острове Свияжск и входит в состав одноименного монастыря. Расположенный в месте слияния рек Волги, Свияги и Щуки, на пересечении Шелкового и Волжского путей, Свияжск был основан Иваном Грозным в 1551 году.Именно с этого форпоста он начал покорение Казанского ханства. Успенский монастырь своим расположением и архитектурной композицией иллюстрирует политическую и миссионерскую программу, разработанную царем Иваном IV для расширения Московского государства. Фрески собора являются одними из самых редких примеров восточно-православных настенных росписей.

Описание доступно по лицензии CC-BY-SA IGO 3.0

Собор и монастырь Ассомшн-де-Л’иль-деревня в Свяйске

La cathédrale de l’Assomption se Trouve dans l’île-village de Sviajsk et fait partie du monastère du même nom.Ситуация на слиянии Волги, Свяги и Щуки, au carrefour des routes de la soie et de la Volga, Sviajsk a été fondée par Ivan le Terrible en 1551. C’est de cet avant-poste qu’il lança la conquête du Khanat de Kazan. Ситуация и с архитектурной композицией, Монастырь Ассошиции, иллюстрирующий политическую и миссионерскую программу, — это история царя Ивана IV для Этат-де-Москвы. Les fresques de la cathédrale comptent parmi les exceples les plus rares de peintures murales orthodoxes orientales.

Описание доступно по лицензии CC-BY-SA IGO 3.0

Catedral y monasterio de la Asunción de la localidad insular de Sviajsk

Ситуация на острове Свияйск, собор Асунсьона, часть монастыря дель мисмо номбре. Sviajsk fue fundada en 1551 por el zar Iván IV el Terrible en la confluencia de los ríos Sviaga, Shchuka y Volga, donde se cruzaban la ruta comercial de este último curso fluvial y la Ruta de la Seda.Sviajsk fue el puesto militar de avanzada desde el que este soberano propulsó la conquista del kanato de Kazán. La situación y la composición arquitectónica del monasterio de la Asunción son ilustrativas de los planes que concibió Iván el Terrible para la expansión территориального дель Estado de Moscú y la Propación del cristianismo ortodoxo. En las paredes de la catedral se pueden admirar frescos prodigiosos del estilo pictórico ortodoxo oriental.

источник: ЮНЕСКО / ERI

Описание доступно по лицензии CC-BY-SA IGO 3.0

Hemelvaartkathedraal en -klooster op het stadseiland Свияжск

De Hemelvaartkathedraal bevindt zicht op het stadseiland Sviyazhsk en is onderdeel van het klooster met dezelfde naam. Свияжск — это gesitueerd waar de rivieren de Volga, de Sviyaga en de Shchuka samenvloeiien en waar de Zijde- en Volgaroutes elkaar kruisen en werd gesticht door tsaar Иван IV (de Verschrikkelijke) в 1551 году. .Het Hemelvaartklooster illustreert в zijn locatie en Architekonische compositie het politieke en Religieuze Programma Ван Ивана IV ом де staat Moskou uit te breiden. De kathedraal bevat zeer zeldzame voorbeelden van Oost-orthodoxe фрески.

Источник: unesco.nl

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое описание

Успенский собор расположен в городе-острове Свияжск и является частью одноименного монастыря.Расположенный у слияния рек Волги, Свияги и Щуки, на пересечении Шелкового и Волжского путей, Свияжск был основан Иваном Грозным в 1551 году как форпост, с которого началось завоевание Казанского ханства. Успенский монастырь должен был функционировать как миссионерский и административный центр завоеванной области. Собор с его обширными циклами фресок, реализованных за относительно короткий период времени, отражает амбициозную культурную и политическую программу Российского государства в недавно завоеванном Исламском Казанском ханстве и иллюстрирует новые тенденции в христианском православном искусстве в России и России. Европа.

Успенский монастырь своим расположением, обстановкой, планировкой и архитектурной композицией его зданий способствует иллюстрации его политической, военной и миссионерской роли в 16 веке. Собор является самой выдающейся частью Успенского монастырского комплекса: его архитектура отражает преобладающие русские традиции религиозной архитектуры из Москвы, Новгорода, Владимира и Пскова, сформированные на основе византийского классического наследия, выраженного местными мастерами и материалами.Реставрация здания XVIII века с декором в стиле барокко иллюстрирует новые тенденции в искусстве и архитектуре, перенесенные Петром Великим из Западной Европы в Российскую империю в качестве образцов. Архитектурный образ собора с его циклом настенных росписей XVI века со сценами из Ветхого и Нового Заветов выражает политическую и религиозную программу Ивана IV по передаче его царской власти и могущества Православия татарам через понятную / приемлемую религиозную лексику. основанный на Ветхом Завете и на Деве Марии.Свято-Никольская трапезная церковь с ее колокольней, здание архимандрита, здание монастырской школы, здание Бретана и стены с Вознесенской церковью над воротами дополняют и подчеркивают ценности Успенского собора, иллюстрируя религиозную и повседневную жизнь Православные монастыри в прошлом. Расположение, архитектурный масштаб и конфигурация Успенского комплекса в пределах города-острова Свияжск сделали его заметным комплексом, заметным вдалеке при приближении к городу, и выразили его роль как территориального и религиозного ориентира.Культурные слои и археологические слои, сохранившиеся на территории монастырского комплекса и поблизости, содержат артефакты 16-19 веков, которые представляют большой интерес как источник информации о духовных, социальных, художественных и научных достижениях. Город-остров Свияжск в его нынешней конфигурации представляет собой мощный антураж, который передает ощущение исторического поселения-заставы.

Критерий (ii): Успенский монастырь с его собором — реальное свидетельство кардинальных исторических и геополитических изменений в Евразии в то время, когда государство Русь начало свою экспансию на восток.Архитектура и мариологический цикл настенных росписей собора исключительно отражают взаимодействие христианско-православной и мусульманской культур и взаимообмен с западно-христианскими религиозными иконографическими темами, например Сотворение мира или прото-евангелический и евангелический циклы. Уникальный стиль настенной росписи и икон иконостаса Успенского собора стал результатом слияния художественных сил крупных художественных центров государства Российского, таких как Новгород, Псков, Москва, а также мастеров городов и художников Поволжья. работаю в Ростовской и Суздальской областях.Живописный комплекс иконостаса является частью всей художественной системы собора.

Критерий (iv): Успенский монастырь с собором своим расположением, планировкой и архитектурной композицией иллюстрирует политическую и миссионерскую программу, разработанную царем Иваном IV для расширения Московского государства от европейских земель до постзолотоордынских исламских государств. Архитектура Успенского собора олицетворяет синтез традиционного древнего псковского зодчества, монументального московского строительства и строительных традиций Поволжья.Фрески Успенского собора — одни из самых редких примеров восточно-православной росписи. Иконографическая программа собора включает темы Сотворения и иконографические интерпретации традиционных циклов протоевангелической и евангелической истории, отражающие совершенно новые тенденции в русском религиозном искусстве и выражающие новые богословские концепции и политическую программу царя Ивана IV.

Целостность

Все элементы, необходимые для выражения выдающейся универсальной ценности собственности, содержатся в ее границах.Комплекс Успенского монастыря с собором и другими каменными зданиями заключен в его исторический периметр, и весь комплекс отражает его исторические политические и религиозные функции. В целом, после консервации, реставрации и реконструкции объект находится в приемлемом состоянии. Однако есть некоторые нерешенные проблемы, касающиеся структурной нестабильности и нестабильных параметров внутренней среды в Соборе, а также эрозии и нестабильности почвы, которые изучаются и решаются.Давление на туризм и связанные с туризмом факторы развития в буферной зоне, и особенно на острове-городе Свияжск, находится под контролем, но требует пристального контроля со стороны соответствующих властей.

Подлинность

Расположение, обстановка, планировка и состав комплекса Успенского монастыря и его построек являются ключевыми для понимания его роли как миссионерского поста в поселении, которое на момент основания было стратегическим с военно-политической точки зрения.Архитектура Успенского собора отражает по своей конфигурации и содержанию как минимум два значительных этапа его развития, начиная с его строительства и отделки в 16 веке и его перестройки в стиле барокко в 18 веке. Полный цикл настенных росписей в его интерьере является ключевым источником информации, достоверно свидетельствующей о выдающейся универсальной ценности собственности. Архитектура и росписи трапезной и Никольской трапезной церкви дополняют иконографическую программу собора.За исключением Собора, который сохранил большую часть своей исторической ткани в архитектурном и художественном плане, здания внутри монастырского комплекса подверглись разной степени реставрации или реконструкции, что, однако, не мешает им вносить существенный вклад в иллюстрирование стоимость имущества.

Требования к защите и управлению

Множество федеральных законов и законодательств штата гарантирует, что собственность и ее буферная зона должным образом защищены.Вся территория буферной зоны охраняется законом и имеет установленные законом подзоны и соответствующие правила. Природные ценности этой территории также охраняются законом на государственном и федеральном уровне и имеют гораздо более крупный статус биосферного заповедника ЮНЕСКО (Большой Волжско-Камский). Для обеспечения эффективной защиты правовые положения / ограничения включены в соответствующие территориальные и городские планы районов и муниципалитетов. Все государственные и местные органы власти обеспечивают соблюдение правил и ограничений землепользования; Межведомственная комиссия по градостроительству обеспечивает соответствие любого проектного предложения, попадающего в буферную зону, целям и требованиям по охране объекта.

Созданному Координационному комитету поручено консультировать по вопросам принятия решений и выполнять роль мониторинга выполнения плана управления. Эффективное управление имуществом происходит из координации различных правовых и плановых инструментов и тесного сотрудничества между различными учреждениями; В любой план или программу развития необходимо включать тщательное рассмотрение проблем, связанных с туризмом.

.

Успенский собор. Хельсинки. Финляндия. Редакционная фотография

Похожие изображения

Хельсинки, Финляндия, 18 июня 2020 г. Успенский собор в Хельсинки является собором Финской православной церкви

Успенский собор. Внутренняя часть. Православная церковь в Финляндии, Хельсинки. Посмотреть

Хельсинки, Финляндия. Яхты в порту на фоне Успенского собора

Успенский собор православных и колесо обозрения в Хельсинки

Собор Успения Пресвятой Девы Марии крупным планом Августовский день, Хельсинки

Хельсинки, Финляндия — 2 сентября 2019 г.

Успенский собор, 1868 г.Arch. А.М. ГОРНОСТАЕВ. Самый большой православный собор в Северной и Западной Европе

Хельсинки, Финляндия — 2 июня 2017 года — Трамвай снова на улице Хельсинки

Интерьер Успенского собора Московского Кремля

Успенский собор в Виктории, Гозо. Мальта

Московский Кремль. Успенский собор.

Успенский собор, Успенский колодец часовни, Троице-Сергиева Лавра, Сергиев Посад

Успенский собор в цитадели Виктории на Гозо

Интерьер архикафедральной базилики Успения Пресвятой Девы Марии, Латинского собора во Львове, Украина

.