Содержание

Крестовые походы детей

Начало XIII века – не самое спокойное время в истории Европы. Многие еще грезили возвращением потерянного Гроба Господня, но во время IV Крестового похода был захвачен не Иерусалим, а православный Константинополь. Скоро армии крестоносцев снова пойдут на Восток и потерпят очередное поражение в Палестине и Египте. В 1209 году начались Альбигойские войны, одним из следствий которых стало создание в 1215 году папской инквизиции. Ливония была завоевана меченосцами. Никея воевала против сельджуков и Латинской империи.
В интересующем нас 1212 году Чехия получила «Золотую Сицилийскую буллу» и стала королевством, на Руси умер Всеволод Большое Гнездо, короли Кастилии, Арагона и Наварры разгромили войско халифа Кордовы у Лас-Навас-де-Толоса. И одновременно с этим происходят какие-то уже совершенно невероятные события, поверить в которые трудно, но все же придется. Речь идет о так называемых Крестовых походах детей, о которых упоминается в 50 вполне серьезных источниках (из них 20 – сообщения хронистов-современников). Все описания чрезвычайно короткие: то ли этим странным авантюрам не придавалось большого значения, то ли они уже тогда воспринимались, как нелепое происшествие, которого следует стыдиться.

Гюстав Доре, Крестовый поход детей

Явление «героя»

Началось все в мае 1212 года, когда ничем не примечательный до того времени пастушок по имени то ли Этьен, то ли Стефан встретился с монахом, возвращавшимся из Палестины. В обмен на кусок хлеба, незнакомец подал мальчику какой-то непонятный свиток, назвал себя Христом, и приказал ему, собрав армию из невинных детей, идти с ней в Палестину, дабы освободить Гроб Господень. По крайней мере, именно так рассказывал о тех событиях сам Этьен-Стефан – вначале путался и противоречил сам себе, но потом вошел в роль и говорил уже без запинки. Спустя 30 лет один их хронистов написал, что Стефан был «рано возмужавшим негодяем и гнездилищем всех пороков». Но данное свидетельство нельзя признать объективным – ведь в то время уже известны были плачевные результаты организованной этим подростком авантюры. И вряд ли деятельность Этьена-Стефана имела бы такой успех, если бы в окрестностях у него была настолько сомнительная репутация. А успех его проповеди был просто оглушительным – причем не только среди детей, но и у взрослых. Ко двору французского короля Филиппа Августа в аббатство Сен-Дени 12-летний Стефан пришел не один, а во главе многочисленной религиозной процессии.

«Рыцарям и взрослым не удалось освободить Иерусалим поскольку, они шли туда с грязными помыслами. Мы – дети, и мы чисты. Бог отступился от погрязших в грехах взрослых людей, зато раздвинет морские воды по пути к Святой земле перед чистыми душой детьми»,

– заявил Стефан королю.

Малолетние крестоносцы, по его словам, не нуждались в щитах, мечах и копьях, ибо их души безгрешны и с ними сила любви Иисуса.

Папа Иннокентий III поначалу поддержал эту сомнительную инициативу, заявив:

«Эти дети служат укором нам, взрослым: пока мы спим, они с радостью выступают за Святую землю».

Папа Иннокентий III, прижизненный портрет, фреска, монастырь Субиако, Италия

Скоро он раскается в этом, но будет поздно, и моральная ответственность за гибель и искалеченные судьбы десятков тысяч детей навсегда останется с ним. А вот Филипп II колебался.

Филипп II Август

Человек своего времени, он тоже был склонен верить во всевозможные знамения и божьи чудеса. Но Филипп был королем не самого маленького государства и прожженным прагматиком, его здравый смысл противился участию в этой, более чем сомнительной, авантюре. Он хорошо знал о власти денег и мощи профессиональных армий, но сила любви Иисуса… Эти слова привычно было слышать на проповеди в церкви, однако всерьез рассчитывать на то, что неоднократно разбивавшие рыцарские армии Европы сарацины вдруг капитулируют перед безоружными детьми, было, мягко говоря, наивно. В итоге он обратился за советом в Парижский университет. Профессора этого учебного заведения проявили редкостное по тем временам благоразумие, постановив: детей нужно отправить по домам, ибо весь этот поход – затея Сатаны. И тут случилось то, чего не ожидал никто: пастушок из Клуа отказался подчиниться своему королю, объявив о сборе новых крестоносцев в Вандоме. И популярность Стефана была уже такова, что король не посмел препятствовать ему, опасаясь бунта.

Проповедь Стефана

Мэтью Пэрис, английский хронист, писал о Стефане-Этьене:

«Стоило сверстникам увидеть его или услышать, как они в бесчисленном множестве следовали за ним, оказавшись в сетях дьявольских козней и распевая в подражание своему наставнику, они оставляют отцов и матерей, кормилиц и всех друзей своих, и, что самое удивительное, их не могли остановить ни засовы, ни уговоры родителей».

Мало того, истерия оказалась заразной: в разных городах и деревнях стали появляться другие «пророки» от 8 до 12 лет, которые утверждали, что посланы Стефаном. На фоне всеобщего помешательства, сам Стефан и некоторые из его последователей даже «излечивали бесноватых». Под их руководством устраивались шествия с пением псалмов. Участники похода одевались в простые серые рубахи и короткие штаны, в качестве головного убора – берет. На груди нашивали крест из материи разного цвета – красного, зеленого или черного цвета. Выступали они под стягом святого Дионисия (Орифламмой). Среди этих детей были и переодетые в мальчиков девочки.

Участники Крестового похода детей

Крестовые походы 1212 года: «детские» лишь по названию?

Однако сразу следует сказать, что «детские крестовые походы» были не совсем и не полностью детскими. Джованни Миколли ещё в 1961 г. обратил внимание, что латинское слово pueri («мальчики») в те времена использовалось для обозначения простолюдинов – независимо от их возраста. А Питер Рэдс в 1971 г. разделил все источники, где повествуется о событиях похода 1212 г. на три группы. В первую вошли тексты, написанные около 1220 г., их авторы были современниками событий и потому данные свидетельства представляют особую ценность. Во вторую – написанные между 1220 и 1250 г.г.: их авторы также могли быть современниками, либо – пользоваться рассказами очевидцев. И, наконец, тексты, написанные после 1250 г. И сразу же выяснилось, что «детскими» походы называются лишь в трудах авторов третьей группы.

Таким образом, можно утверждать, что данный поход стал неким повторением Крестового похода бедноты 1095 года, а мальчик Стефан – «реинкарнацией» Петра Амьенского.

Стефан и его крестоносцы

Но, в отличие от событий 1095 года, в 1212 году в Крестовый поход действительно отправилось огромное количество детей обоего пола. Общее число «крестоносцев» во Франции, по расчетам историков, составило около 30 000 человек. Среди взрослых, отправившихся в поход вместе с детьми, по сведениям современников, оказались монахи, целью которых было «всласть пограбить и вдосталь намолиться», «старцы, впавшие во второе детство», и бедняки, идущие «не для Иисуса, а ради хлеба куса». Кроме того, было немало преступников, скрывавшихся от правосудия и рассчитывающих «совместить приятное с полезным»: пограбить и помародерствовать во имя Христа, получив при этом «пропуск в рай» и прощение всех прегрешений. Были среди этих крестоносцев и обедневшие дворяне, многие из которых решили, отправившись в поход, скрыться от кредиторов. Были и младшие сыновья знатных семейств, которых немедленно окружили профессиональные мошенники всех мастей, почуявшие возможность наживы, и проститутки (да, и «блудниц» тоже было немало в этом странном воинстве). Можно предположить, что дети были нужны лишь на первом этапе похода: чтобы расступилось море, рухнули стены крепостей и впавшие в безумие сарацины покорно подставили свои шеи под удары христианских мечей. А потом должны были последовать дела скучные и детям совершенно неинтересные: делёж добычи и земель, распределение должностей и титулов, решение «исламского вопроса» на вновь приобретенных землях. И взрослые, надо полагать, в отличие от детей, были вооружены и готовы немного поработать мечами в случае необходимости — дабы не отвлекать возглавившего их чудотворца от выполнения основной и главной задачи. Стефан-Этьен в этой разношерстной толпе почитался, чуть ли не святым, в путь он отправился в ярко раскрашенном экипаже под балдахином, который эскортировали юноши из наиболее «благородных» семей.

Стефан в начале похода

Тем временем в Германии

Схожие события разворачивались в это время и в Германии. Когда слухи о «чудесном пастушке» Стефане достигли берегов Рейна, некий, оставшийся безымянным, сапожник из Трира (монах-современник прямо назвал его «пройдошливым дурнем») послал своего 10-летнего сына Николаса проповедовать у Гробницы трех волхвов в Кельне. Некоторые авторы утверждают, что Николас был умственно неполноценным, чуть ли не юродивым, слепо выполнявшим волю своего алчного родителя. В отличие от бескорыстного (по-крайней мере, на первых порах) мальчика Стефана, прагматичный взрослый немец сразу же организовал сбор пожертвований, большую часть которых без стеснения отправлял в свой карман. Возможно, он намеревался тем и ограничиться, но ситуация быстро вышла из-под контроля: не успели Николас и его папа оглянуться, как за их плечами оказалось от 20 до 40 тысяч «крестоносцев», которых все-таки пришлось вести в Иерусалим. Более того, в поход они выступили даже раньше своих французских сверстников – в конце июня 1212 года. В отличие от колебавшегося французского короля Филиппа, император Священной Римской империи Фридрих II к этой затее сразу же отнесся резко отрицательно, запретив пропаганду нового Крестового похода, и тем спас немало детей – участие в этой авантюре приняли только уроженцы ближайших к Кельну прирейнских областей. Но и их оказалось более чем достаточно. Любопытно, что мотивы организаторов французского и германского походов оказались совершенно разными. Стефан говорил о необходимости освободить Гроб Господень и обещал своим последователям помощь ангелов с огненными мечами, Николас – взывал к мести за погибших крестоносцев Германии.

Карта детских крестовых походов

Огромная «армия», выступившая из Кельна, в дальнейшем разделилась на две колонны. Первую возглавил сам Николас, она двинулась на юг вдоль Рейна через Западную Швабию и Бургундию. Вторая колонна, во главе которой встал другой, оставшийся безымянным, юный проповедник, пошла к Средиземному морю через Франконию и Швабию. Разумеется, поход был чрезвычайно скверно подготовлен, многие из его участников не подумали о теплой одежде, а запасы продовольствия скоро закончились. Жители земель, через которые проходили «крестоносцы», страшась за своих детей, которых звали с собой эти странные пилигримы, были недружелюбны и агрессивны.

Иллюстрация из книги Артура Гая Терри «Истории других земель»

В результате до предгорий Альп сумели дойти лишь около половины тех, что вышли из Кельна: наименее стойкие и наиболее благоразумные отставали и возвращались домой, оставались в понравившихся городах и деревнях. Немало было заболевших и погибших в пути. Остальные слепо шли за своим малолетним вождем, даже не подозревая, что их ждет впереди.

Крестовый поход детей

Главные трудности ожидали «крестоносцев» во время перехода через Альпы: выжившие утверждали, что ежедневно умирали десятки, если не сотни их товарищей, и не было сил даже похоронить их. И только теперь, когда немецкие пилигримы устилали своими телами горные дороги в Альпах, в путь отправились французские «крестоносцы».

Судьба французских «крестоносцев»

Путь воинства Стефана проходил по территории родной Франции и оказался не в пример легче. В результате французы опередили немцев: уже через месяц они пришли в Марсель и увидели Средиземное море, которое, несмотря на искренние молитвы, ежедневно возносимые входящими в воду пилигримами, не расступилось перед ними.

Кадр из фильма «Крестовый поход в джинсах», 2006 г. (о попавшем в 1212 год современном мальчике)

Помощь предложили два купца – Гуго Ферреус («Железный») и Вильям Поркус («Свинья»), которые предоставили 7 кораблей для дальнейшего путешествия. Два корабля разбились о скалы острова Святого Петра близ Сардинии – рыбаки нашли в этом месте сотни трупов. Эти останки захоронили лишь спустя 20 лет, на общей могиле была построена церковь Новых Непорочных Младенцев, которая простояла почти три века, но потом была заброшена, и сейчас даже неизвестно ее местоположение. Пять других кораблей благополучно достигли другого берега, но пришли не в Палестину, а в Алжир: оказалось, что «сердобольные» марсельские купцы заранее продали пилигримов – европейские девочки высоко ценились в гаремах, мальчики должны были стать рабами. Но предложение превысило спрос, и потому часть детей и взрослых, непроданных на местном базаре, отправили на рынки Александрии. Там султан Малек Камель, известный также как Сафадин, купил четыреста монахов и священников: 399 из них остаток жизни провели за переводами латинских текстов на арабский язык. Но один в 1230 году смог вернуться в Европу и рассказал о печальном финале этой авантюры. По его словам, в то время в Каире находилось около 700 французов, отплывшими из Марселя ещё детьми. Там они и закончили свою жизнь, никто не проявил интереса к их судьбе, выкупить их даже не попытались.

Но и в Египте купили не всех, и потому несколько сотен французских «крестоносцев» все-таки увидели Палестину – по пути в Багдад, где были проданы последние из них. Согласно одному из источников, местный калиф предложил им свободу в обмен на обращение в Ислам, отказались лишь 18 из них, которые и были проданы в рабство и закончили свою жизнь рабами на полях.

Германские «крестоносцы» в Италии

А что же случилось с немецкими «детьми» (независимо от их возраста)? Как мы помним, до Альпийских гор сумели добраться лишь половина из них, пройти через Альпы удалось только трети оставшихся пилигримов. В Италии они были встречены крайне враждебно, перед ними закрывали ворота городов, отказывали в милостыне, мальчиков избивали, девочек насиловали. От двух до трех тысяч человек из первой колонны, в том числе и Николас, все же сумели дойти до Генуи.

Республике Святого Георгия требовались рабочие руки, и несколько сотен человек остались в этом городе навсегда, но основная масса «крестоносцев» продолжила свой поход. Власти Пизы выделили им два корабля, на которых часть пилигримов были отправлены в Палестину – и бесследно пропали там. Вряд ли их судьба была лучше, чем у тех, кто остался в Италии. Часть детей из этой колонны все же дошли до Рима, где ужаснувшийся их виду папа Иннокентий III приказал им вернуться домой. При этом он заставил их целовать крест в том, что «придя в совершенный возраст», они закончат прерванный крестовый поход. Остатки колонны рассеялись по Италии, и лишь немногие из этих пилигримов вернулись в Германию – единственные из всех.

Вторая колонна дошла до Милана, который пятьдесят лет назад был разграблен войсками Фридриха Барбароссы – более негостеприимного города для немецких пилигримов трудно было представить. Утверждали, что их там, словно зверей, травили собаками. Вдоль побережья Адриатического моря они добрались до Бриндизи. Южная Италия в это время страдала от засухи, вызвавшей небывалый голод (местные хронисты сообщали даже о случаях людоедства), легко представить, как отнеслись там к немецким попрошайкам. Впрочем, имеются сведения о том, что попрошайничеством дело не ограничивалось – шайки «пилигримов» промышляли воровством, а наиболее отчаянные даже нападали на деревни и беспощадно грабили их. Местные крестьяне, в свою очередь, убивали всех, кого могли поймать. Епископ Бриндизи попытался отделаться от незваных «крестоносцев», усадив некоторых в какие-то утлые суденышки – они затонули в виду городского порта. Судьба остальных была страшной. Оставшиеся в живых девочки вынуждены были, как и многие их сверстницы из первой колонны, стать проститутками – ещё через 20 лет приезжие удивлялись огромному количеству блондинок в публичных домах Италии. Мальчикам повезло еще меньше – многие умерли от голода, другие фактически стали бесправными рабами, вынужденными работать за кусок хлеба.

Бесславный конец вождей походов

Печальной была и судьба предводителей этого похода. После погрузки пилигримов на корабли в Марселе, исчезает из хроник имя Стефана – их авторы с этого времени ничего не знают о нем. Возможно, судьба была милостива к нему, и он погиб на одном из кораблей, разбившихся у Сардинии. Но, может быть, ему пришлось пережить потрясение и унижение невольничьих рынков Северной Африки. Выдержала ли это испытание его психика? Бог весть. В любом случае, он заслужил все это — в отличие от тысяч детей, быть может, невольно, но обманутых им. Николас пропал в Генуе: либо он погиб, либо, потеряв веру, покинул свое «войско» и затерялся в городе. А, быть может, обозленные пилигримы сами изгнали его. В любом случае, с этого времени он уже не возглавлял крестоносцев, что так беззаветно верили ему и в Кельне, и в пути через Альпы. Третий, оставшийся навсегда безымянным, малолетний вождь немецких крестоносцев, видимо погиб в Альпийских горах, так и не добравшись до Италии.

Послесловие

Самое поразительное, что через 72 года история с массовым исходом детей повторилась в несчастном немецком городе Гамельне (Хамельне). Из дома тогда ушли и пропали 130 местных детей. Именно этот случай стал основой знаменитой легенды о Крысолове. Но об этом загадочном происшествии будет рассказано в следующей статье.

Тест Детский крестовый поход по истории онлайн


Сложность: знаток.Последний раз тест пройден более 24 часов назад.

Перед прохождением теста рекомендуем прочитать:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году произошел детский крестовый поход?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 95% ответили правильно
    • 95% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Следующий вопросОтветить

  2. Вопрос 2 из 10

    Как звали французского ребенка, который первым выступил с проповедью детского крестового похода?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 92% ответили правильно
    • 92% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  3. Вопрос 3 из 10

    В какое французское аббатство впервые обратился проповедующий ребенок?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 66% ответили правильно
    • 66% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  4. Вопрос 4 из 10

    Из какого французского города выступила детская армия крестоносцев?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы ответили лучше 56% участников
    • 44% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  5. Вопрос 5 из 10

    Какова была численность участников детского крестового похода во Франции?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 69% ответили правильно
    • 69% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  6. Вопрос 6 из 10

    Возле какого острова затонуло два корабля, перевозящих детей-крестоносцев?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 75% ответили правильно
    • 75% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  7. Вопрос 7 из 10

    Где французских детей-крестоносцев продали в рабство?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 81% ответили правильно
    • 81% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  8. Вопрос 8 из 10

    Как звали немецкого 10-летнего проповедника детского крестового похода?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 73% ответили правильно
    • 73% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  9. Вопрос 9 из 10

    Какого порта достигла немецкая детская армия крестоносцев, после чего повернула обратно?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы ответили лучше 65% участников
    • 35% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  10. Вопрос 10 из 10

    Что лежало в основе идеи детского крестового похода?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 74% ответили правильно
    • 74% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    

  • Андрей Баранов

    10/10

  • Vasy Vasev

    7/10

  • Лиша Крылатова

    10/10

  • Анна Миллер

    8/10

  • Tsukiyomi Kodzar

    9/10

  • Влад Поляшов

    10/10

  • Наталья Большакова

    10/10

  • Светлана Калашникова

    7/10

  • Денис Григорьев

    6/10

  • Ирина Люкевич

    9/10

ТОП-3 тестакоторые проходят вместе с этим

Рейтинг теста

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 276.

А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.

Детский крестовый поход 1212 года. Цели, участники, события, итоги.

Детский крестовый поход 1212 года  

Так называемый детский крестовый поход 1212 года не был таковым в прямом смысле этого слова. Скорее это было стихийное народное движение, получившее такое название потому, что в нём приняло участие большое количество детей и подростков. Сформировавшись в Германии и Франции, энтузиасты решили отправиться на Восток, в Иерусалим, чтобы освободить Гроб Господень, одну из главных святынь христианского мира. Правда, их начинание закончилось совсем не так, как они предполагали, да и войском назвать эту толпу было трудно. Впрочем, к ней присоединились и настоящие рыцари, представители ордена францисканцев, но и они, согласно историческим документам, были не вооружены. Паломники верили, что святость детей защитит их лучше любого оружия.


Цель и причины детского крестового похода

Вероятно, большинство участников детского крестового похода были не детьми, а просто молодыми людьми

Незадолго до крестового похода детей 1212 года состоялся четвёртый крестовый поход (1202 – 1204), входе которого европейские рыцари намеревались отбить вновь перешедший под контроль мусульман Иерусалим. Но вместо этого они, скооперировавшись с венецианцами, разграбили Константинополь, а на руинах Византийской империи образовали новую империю, Латинскую. Таким образом, поставленная цель достигнута не была, и вскоре во Франции и Германии вспыхнуло народное движение за освобождение Иерусалима. Желание идти в Святую Землю выразили многие, так что их религиозное рвение и стало причиной детского крестового похода, который закончился так бесславно.

 

Участники детского крестового похода

Многие участники детского крестового похода не пережили перехода через Альпы

Точная их численность неизвестна, но, по имеющимся данным, войско состояло примерно из 30 тысяч детей и подростков, сопровождавшихся представителями духовенства. К ним также присоединились рыцари францисканского ордена, которые были единственными участниками детского крестового похода, представлявшими собой какую-то силу. Остальная часть импровизированного войска состояла просто из толпы воодушевлённых людей, причём невооружённых. Тогда бытовало мнение, что “святость и непорочность детей” не позволит никому причинить им вред, и, по некоторым сведениям, даже рыцари-францисканцы отправились в поход без оружия.

Ход событий детского крестового похода

Так как участниками детского крестового похода были в основном французы и немцы, их толпа направилась во Францию через итальянские территории, убеждённая, что море расступится перед ними, как оно расступилось перед Моисеем, согласно Библии. В Италии они столкнулись с враждебным отношением, так как десять лет назад через эти земли уже проходили рыцари-крестоносцы, грабившие всё на своём пути. В ходе событий детского крестового похода многие погибли ещё во время перехода через Альпы. К тому же к их “войску” присоединялись разные преступники, чтобы под видом благочестивых паломников поживиться пожертвованиями.

Согласно историческим документам, участники детского крестового похода были не вооружены – они полагали, что их защитит святость  

Заметную роль в событиях детского крестового похода сыграл французский пастушок Стефан, у которого было видение Иисуса, повелевшего ему возглавить поход в святую землю, причём в нём должны были принять участие лишь дети, как “чистые душой” люди. Стефан начал проповедовать, да так убедительно, что множество детей убегало из дома, чтобы присоединиться к нему. Ему удалось собрать более 30 тысяч участников во французском городе Вандом, откуда паломники двинулись в Марсель, расположенный на южном побережье Франции. Прибыв на место, они начали молиться, чтобы море расступилось перед ними, так как о кораблях для переправы никто не подумал. Море, правда, расступаться не пожелало, и неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы не двое марсельских купцов, Гуго Ферреус и Гийом Поркус.

Купцы, сжалившись над паломниками, предоставили в их распоряжение семь кораблей, которые должны были переправить через Средиземное море. Каждый корабль был способен перевезти около 700 человек, и, вероятно, они сделали множество рейсов, чтобы перевезти всех желающих. Правда, там их ждал неприятный сюрприз – людей, которых доставляли в Алжир, уже поджидали местные войска. Как оказалось, Ферреус и Поркус договорились с местными работорговцами, и таким образом просто продали всех участников детского крестового похода в рабство. Об их судьбе долгое время ничего не было известно, пока об этом спустя 18 лет не рассказал один из монахов, участвовавший в паломничестве и впоследствии спасшийся. О судьбе коварных купцов, продавших паломников в рабство, ничего не известно. Вероятнее всего, они поспешили скрыться после того, как дело было сделано.

Итоги и результаты детского крестового похода

Единственным итогом детского крестового похода стало обращение почти всех его выживших участников в рабство

Своей цели детский крестовый поход не достиг, итогов как таковых не было вообще. Все паломники, то есть около тридцати тысяч человек, просто попали в рабство в Северной Африке, и дальнейшая их судьба неизвестна. Поставленные задачи, такие, как освобождение Иерусалима и Гроба Господня, достигнуты также не были. Но впоследствии события детского крестового похода легли в основу множества художественных и музыкальных произведений. Это было единственное подобное народное движение в истории. Впрочем, несмотря на обилие летописных источников, ему посвящённых, достоверно подтверждённых деталей о нём известно очень немного. Но одним из результатов детского крестового похода стал подъём энтузиазма среди христиан, и интерес к «полноценным» крестовым походам начал возрождаться.

Крестовый поход детей – статьи

Крестовый поход детей, 1212: легенды


Скрупулезно точных свидетельств современников о походе детей не сохранилось. Потому история обросла множеством мифов, домыслов и легенд. Однако точно известно, что инициатором такого предприятия являются Стефан из Клуа и Николас из Кельна. Оба были мальчиками-пастухами.


Первый рассказывал, что ему явился сам Иисус, повелевший передать некое письмо королю Франции Филиппу II, чтобы тот помог детям в организации похода. По другой версии, Стефан случайно встретился с одним из безымянных монахов, выдавший себя за бога. Он то и увлек детский разум божественными проповедями, повелел освободить Иерусалим от «неверных» и вернуть его христианам и вручив ту же рукопись.


Стефан. (wikipedia.org)


Пастух начал так горячо проповедовать, что многие подростки и даже взрослые люди стали следовать за ним по всей Франции. Вскоре молодой оратор смог добраться и до королевского двора Филиппа II. Король заинтересовался идеей устроить крестовый поход детей, потому что он искал расположения у римского папы Иннокентия III в войне с Англией. Но Рим долго хранил молчание, и европейский монарх отказался от этого намерения.

Гроб Господень


Тем не менее, Стефан не остановился, и вскоре большое шествие подростков с хоругвями двинулось из Вандома к Марселю. Дети искренне верили, что море расступится перед ними и откроет путь ко Гробу Господня.


Дети следовали за Стефаном и Николасом. (wikipedia.org)

Тяжелый путь через Альпы



В мае того же года некий Николас организовал свой поход из Кельна. Их путь лежал через труднопроходимые Альпы. Около тридцати тысяч подростков двинулось в сторону гор, однако лишь семь смогло выбраться оттуда живыми. Даже для армии из взрослых людей проделать путь через эти горы было непросто. К тому же дело усугублялось сложными перевалами и переходами. Дети оделись слишком легко, не подготовили достаточных запасов провизии, и потому многие замерзли и умерли от голода в этой местности.


Но и в итальянских землях их встретили отнюдь не радостно. У итальянцев в памяти еще были свежи разорительные походы Фридриха Барбароссы после предыдущего крестового похода. И немецкие дети, претерпевая утраты и лишения, с трудом добралось до прибрежной Генуи.


Итальянские города. (wikipedia.org)


Дети-крестоносцы нисколько не полагали, что море после многочисленных молитв не расступится перед ними. Тогда многие участники осели в торговом городе, а другие отправились вниз по Аппенинскому полуострову к резиденции папы римского, чтобы получить от него всесильную поддержку и покровительство. В Риме детям удалось добиться аудиенции, на которой Иннокентий, к огорчению Николаса, настоятельно рекомендовал повернуть юным крестоносцам домой. Обратный переход через Альпы оказался еще тяжелее: очень немногие вернулись в германские княжества. Дошедшие свидетельства касательно судьбы Николаса рознятся: одни утверждают, что он умер на обратном пути, а другие, что он исчез уже после посещения Генуи. Таким образом, никто из немецких детей- крестоносцев не добрался до Святой земли.

И от Вандома до Марселя


Как уже было отмечено ранее, Стефан из Клуа возглавил крестовый поход из города Вандом. Несмотря на то, что им помогал орден францисканцев и на то, что суровые Альпы оказались в стороне от их маршрута, судьба французских детей сложилась не менее трагично. И в прибрежном Марселе, куда они дошли от начального пункта, море не открыло пути крестоносцам. Потому подросткам пришлось прибегнуть к помощи неких Гуго Ферреруса и Гийомо Поркуса — двух местных купцов, предложивших доставить их в Святую землю на своих кораблях. Известно, что дети погрузились на семь кораблей, каждый из которых мог вместить по семьсот человек в каждом. После этого во Франции детей никто никогда не видел.


Крестовый поход детей. (wikipedia.org)


Некоторое время спустя в Европе появился монах, утверждавший, что он сопровождал детей всю дорогу. По его словам, всех участников похода обманули: их привезли не в Палестину, а к берегам Алжира, где их потом угнали в рабство. Вполне возможно, что марсельские купцы заранее сговорились с местными работорговцами. И не исключено, что кто-то из юных крестоносцев все же добрался до стен Иерусалима, но уже не с мечом в руках, а в кандалах.

Курт Воннегут: «Крестовый поход детей»


Крестовый поход детей 1212 года закончился полным провалом. Он очень впечатлил потомков и современников и нашел отражение в искусстве. Об этом событии снято несколько фильмов, а Курт Воннегут, описывая пережитую им бомбардировку Дрездена, назвал книгу «Бойня номер пять или крестовый поход детей».

5 королей-крестоносцев

Людовик IX Святой


Людовик IX Святой. (wikipedia.org)


Людовик IX стал королем в 12 лет, но он сам и его государство — Франция — еще некоторое время находились под опекой его матери. Бланка Кастильская, будучи регентом, разобралась со всеми мятежниками и завершила две войны, в том числе с англичанами. Повзрослевший правитель стал заниматься внутренними делами: продолжал административные реформы, упорядочил денежную систему. Известный своим трепетным отношением к религии, король был инициатором сразу двух Крестовых походов, ставших последними. И хотя европейское рыцарство к середине XIII века изрядно охладело к подобным «экспедициям», Людовику дважды удавалось собирать войско. Первый поход, предпринятый в 1248 году, завершился пленением правителя египтянами. Освободившись, французский монарх был вынужден выкупать своего брата за 4 миллиона франков. Следующая попытка была предпринята в 1270 году. Для Людовика IX, который отправился с Сардинии не в Египет, а в Тунис, она закончилась смертью от чумы. В 1297 году король был канонизирован.

Фридрих II


Фридрих II. (wikipedia.org)


Борьба за корону Священной римской империи заняла у представителя династии Штауфенов почти десятилетие. Но в итоге Фридрих II вышел из затянувшейся схватки победителем. Правда, сразу нажил себе серьезных врагов. Правление Фридриха II — внука Фридриха Барбароссы — период самого ожесточенного противостояния империи и папства. Его неоднократно отлучали от церкви по политическим мотивам, что, впрочем, не отменяло его религиозности, и не помешало отправиться с крестоносцами в Палестину. Шестой крестовый поход под его руководством стал бескровным, поскольку прошел почти без жертв. В тоже время время был результативным. Благодаря искусной дипломатии Фридрих II договорился с египетским султаном аль-Камилем о передаче христианам Иерусалима в 1229 году. Мусульмане также уступили Назарет и Вифлеем.

Фридрих Барбаросса


Фридрих Барбаросса. (wikipedia.org)


Краснобородый Фридрих, уважаемый в Европе и Азии за свои ум, силу и храбрость, погиб в результате несчастного случая. Он был одним из четырех европейских монархов, которые устремились на восток для защиты единоверцев. Сложно сказать, как бы закончился Третий крестовый поход, если бы Фридрих Барбаросса сумел дойти до конца. Известно лишь, что к этой кампании он готовился довольно серьезно, даже лучше, чем союзники. Впрочем, это не спасло его от трагедии в 1190 году. По пути в Палестину немецкое войско переправлялось через горную реку Селиф в Малой Азии. Император свалился с коня в воду, из-за тяжелых доспехов не смог всплыть, его стало уносить течением и он утонул. Часть отряда после этого решила вернуться домой.

Ричард Львиное сердце


Ричард Львиное сердце. (wikipedia.org)


Даже если бы английские войска, отправившиеся с Ричардом в Святую землю, были бы разбиты и бежали обратно в Европу, для короля Третий по счету крестовый поход все равно считался бы удачным. Когда крестоносцы завоевали в 1191 году Кипр, британский правитель обвенчался в храме Лимассола с Беренгарией Наваррской. Это был скорее брак по расчету. Женившись, Ричард получал важные крепости, которые помогали ему обороняться от французов. Поход запомнился еще и взятием Мессины и Акры, которая на протяжении 100 лет оставалась оплотом крестоносцев. В целом же жизнь Ричарда была более чем насыщенной. Он участвовал в мятеже против родного отца, воевал с братьями, побывал в плену императора Священной римской империи, а скончался на поле боя при осаде французского замка в Лимузене.

Людовик VII Молодой


Людовик VII Молодой. (wikipedia.org)


Король Франции Людовик VII стал первым монархом, который согласился принять крест и возглавить поход в Святую землю. На его решение повлияли тревожные новости о падении Эдесского графства — христианского государства, основанного европейцами по итогам первого крестового похода. Возможно, Людовик VII пытался также искупить свои прежние грехи. В любом случае вместе с ним на Восток в 1147 году отправились внушительный отряд из 70 тысяч человек и королевская свита. По пути к ним присоединялись добровольцы. Впереди двигались немецкие войска. Несмотря на заявленные цели (защита христиан и подавление мусульман), крестоносцы, не без проблем дойдя до Иерусалима, так ничего не добились. Людовик VII, вернувшись из похода, расстался со своей первой супругой. Причиной развода с Алиенорой Аквитанской стало то ли отсутствие наследника, то ли супружеская измена.


Детский Крестовый поход 1212 года — причины, цели и итоги

В мировой истории можно найти немало священных войн. Детский Крестовый поход 1212 года был созван для захвата Иерусалима. Призывы Папы Римского оставались без ответа, поэтому возникла идея использовать несовершеннолетних. Считалось, что победа может быть достигнута только безоружными и невинными людьми, так как настоящим воинам мешал груз накопленных грехов.

История юного проповедника

В 1212 году в Париж пришел 12-летний пастух Этьен (в некоторых источниках его называют Стефаном). Он отправился к аббатству Сен-Дени и заявил, что является посланником божьим. Для освобождения Гроба Господнего от мусульман ему требовалась помощь. Католическое духовенство решило использовать мальчика в своих целях.

О жизни пастуха Этьена мало что известно. Он родился примерно в 1200 году в деревне рядом с Орлеаном. Мальчик с детства отличался набожностью, и особенно сильно его впечатляли крестные ходы. На них люди молились за упокой погибших за веру.

В мае 1212 года Этьен познакомился с монахом. Тот поведал мальчику о событиях на Востоке, рассказал о крестоносцах. После этого монах сказал, что он Иисус Христос, который пришел сообщить Этьену важную новость: мальчик избран на роль предводителя детского войска. Его цель — обращение мусульман в христианство. После этого монах передал ребенку свиток и велел отдать его королю Франции.

Этьен рассказал об этом родителям и односельчанам, но они не восприняли его всерьез. Мальчик убежал из дома и отправился в аббатство. По дороге он останавливался в разных селах и рассказывал о Христе. Этот опыт позволил ему стать настоящим проповедником.

Речи Этьена увлекали не только детей, но и взрослых. Постепенно слава пастушка дошла до Папы Иннокентия III. Он одобрительно отнесся к этому и благословил мальчика на сбор войска.

Организация похода

В Средние века были нередкими войны за веру, но дети в них не принимали участие. Однако пастушку удалось собрать множество последователей. Этьен обращался к честолюбию детей, подчеркивал, что только невинные души способы спасти мир, в то время как взрослые погрязли в грехах.

Крестовый поход детей в 1212 году собрал не только бедняков. Среди примкнувших к пастушку было немало знатных особ. Девочки тоже присоединялись, но для удобства они переодевались в мужскую одежду. Этьен объявил местом сбора город Вандом.

Помимо подростков, шли взрослые:

  • воры;
  • продажные женщины;
  • родители некоторых детей;
  • священники, монахи и многие другие.

Слухи о детском Крестовом походе 1212 года дошли до Филиппа II. Он был не против, думал, что это воодушевит взрослых. Но парижский университет отговорил короля от поддержки похода. Поэтому Филипп II издал эдикт и велел детям вернуться. Но было слишком поздно — детей охватил фанатизм, и они массово сбегали.

В конце июня войско Этьена насчитывало 30 тысяч детей. Многие в дороге умирали от голода и болезней.

Они пришли к морю у города Марсель и начали усиленно молиться, чтобы вода расступилась перед ними. Но их действия не увенчались успехом. Тогда некоторые участники разозлились и ушли.

Итоги и судьба детей

Этьен остался с небольшим количеством последователей. Два дельца предложили перевезти их через море. После этого судьба детей была неизвестна. Только спустя 18 лет вернулся священник, который был с детьми. Он рассказал о судьбе крестоносцев:

  • часть детей была продана в Алжире;
  • один корабль утонул;
  • некоторые отправились в Багдад и Египет.

Выжили около 700 детей, и они были в рабстве, но освобождать их никто не торопился. Результат Крестового похода — разочарование в религиозном движении, но в то же время Папа Римский усилил призывы к борьбе за веру.

В это время был еще немецкий детский Крестовый поход, дата его проведения такая же — 1212 год. Как и первый, он закончился неудачно. Популярность таких шествий объясняется несколькими причинами: голод и эпидемии, мечты о новой земле, духовенство мечтало распространить свое влияние на Восток.

Крестовый поход детей — это одна из самых печальных страниц истории. Для того чтобы понять направления, в которых двигались войска, можно использовать карту. Это событие нашло отражение в художественной литературе.

Предыдущая

Всемирная историяИскусство Древнего Рима — кратко об особенностях культурных достижений

Следующая

Всемирная историяПериод оттепели — культура и духовная жизнь общества

Детский крестовый поход | Европейская история

Детский крестовый поход , популярное религиозное движение в Европе летом 1212 года, в котором тысячи молодых людей приняли обеты крестового похода и отправились восстанавливать Иерусалим у мусульман. Продолжавшийся только с мая по сентябрь Детский крестовый поход не получил официальной санкции и закончился неудачей; никто из участников не добрался до Святой Земли. Тем не менее, религиозный пыл, который он возбудил, помог начать Пятый крестовый поход (1218 г. ).Возможно, это было первое европейское молодежное движение.

Британская викторина

Урок истории: факт или вымысел?

Был ли алюминий когда-то дороже золота? Действительно ли коренные американцы закапывали топоры, заключая мир? Раскройте факты — и похороните вымысел — в этой викторине по истории.

Споры

Хотя он упоминается в более чем 50 хрониках (списках исторических событий в хронологическом порядке), датируемых 13 веком, многое в Детском крестовом походе остается неясным.Сообщения в хрониках часто составляют не более одной-двух строк, а другие источники фрагментарны и порой ненадежно приукрашены. В результате ключевые аспекты Детского крестового похода остаются спорными. Например, ученые того периода обсуждали, действительно ли движение было крестовым походом и были ли участники действительно молодыми людьми.

Несмотря на популярное название, Детский крестовый поход официально никогда не был крестовым походом. Крестовые походы могли возникать только с одобрения папы, а папа Иннокентий III (1198–1216) никогда не призывал их.Эти самопровозглашенные, безоружные крестоносцы заявили о своем намерении вернуть Иерусалим и вернуть Истинный Крест (предполагаемая реликвия креста, на котором был распят Иисус), который был утерян мусульманами в битве при Хагине (1187 г.), но при этом сказали ничего о том, как они надеялись достичь своих целей. Тем не менее, пуэри (латинское: «мальчики» или «дети») — термин, которым писатели 13-го века описывали участников движения — носили крест (как и все крестоносцы) и принимали обет крестоносцев. , который был обязательным для лиц, достигших 14-летнего возраста.Более того, церковь признала их обет действительным. Это известно потому, что в 1220 году папа Гонорий III освободил «бедного ученика» по имени Отто от его обета крестоносцев. Хотя Гонорий действительно ссылается на «множество других pueri », которые присоединились к движению, записано только папское отпущение грехов Отто. Хотя в большинстве хроник крестовый поход детей упоминается неодобрительно, все они называют его крестовым походом.

Были ли пуэри действительно молодыми людьми? Некоторые ученые, такие как немецкий историк Петер Рэдтс, утверждали, что « pueri » в хрониках и других документах не обозначает возрастную группу, а вместо этого описывает социальный класс бедных безземельных крестьян и поденщиков неопределенного возраста.Фактически, многие из pueri и puelle («девочки») действительно принадлежали к такому социальному классу. Но это отнюдь не исключает их молодости. Летописцы подчеркивали преобладание молодых людей по сравнению с другими группами в Детском крестовом походе, включая городских рабочих, матерей и стариков. Кроме того, несколько летописцев отметили, что некоторые родители заключали своих детей в тюрьмы в своих домах, чтобы они не могли присоединиться к ним. Таким образом, представляется вероятным, что молодые люди были наиболее заметным элементом в Детском крестовом походе, а также его лидерами, хотя также вероятно, что движение не состояло исключительно из молодых людей.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня

Истоки

Популярные движения религиозного возрождения, такие как Детский крестовый поход, обычно возникали во время проповедей официальных крестовых походов. Проповедь вызвала коллективный энтузиазм, особенно в районах с давними традициями крестовых походов, таких как город Шартр и его окрестности (Шартрен) на севере центральной части Франции. Начиная со времен Первого крестового похода в конце 11 века и до 13 века, последовательные волны крестовых походов захлестнули этот регион.Зимой 1211 г. и весной 1212 г. был проповедан альбигойский крестовый поход против еретиков-катаров южной Франции, что привело к сильной вербовке военных из Шартрена. Испания, находящаяся на западной границе христианского мира, была ареной нового кризиса крестоносцев. Мусульманское вторжение из Северной Африки в 1210 году привело к падению замка Сальватьерра в 1211 году. Пятидесятница ожидала решающего сражения в 1212 году. Папа Иннокентий III с тревогой пытался мобилизовать молитвы христиан от имени испанской церкви, находящейся под угрозой. шествия в Риме 16 мая 1212 г.

Вероятно, 20 мая в Шартре проходили аналогичные процессии. По всей вероятности, в них принимали участие пастушок Стивен Клоузский и некоторые из его товарищей по работе. Энтузиазм, порожденный этими процессиями, породил популярное движение крестоносцев, цели которого были подытожены в возгласах pueri : «Господь Бог, восставь христианство!» и «Господи Боже, верни нам Истинный Крест!»

Крестовый поход

Под руководством Стефана французские участники Детского крестового похода собрались в Сен-Дени, вероятно, во время ежегодной ярмарки, известной как ярмарка лендитов (8–24 июня).По современным оценкам, количество последователей Стивена колеблется от 15 000 до почти 30 000 человек. Анонимный летописец Лаона говорит, что Стефан получил указание от бедного паломника — которым на самом деле был Иисус — доставить письма королю Франции Филиппу II. Ничего не говорится ни о содержании этих писем, если они действительно существовали, ни о каких-либо встречах с королем. Однако король приказал разойтись пуэри и . Хотя о Стефане больше ничего не известно, банды французов pueri , возможно, направились на север и восток в город Сен-Кантен.В этот момент французские пуэри исчезают из исторических записей, их местонахождение неизвестно, но возможно, что некоторые из них прибыли в немецкий город Кельн около 14–18 июля. Контакты с французскими pueri — наиболее вероятное происхождение Детского крестового похода в Германии, который начался примерно в то же время.

Пытаясь достичь Святой Земли, Николай Кельнский повел немецкие пуэри на юг к Майнцу и Шпейеру. Есть основания предполагать, что среди них были французские пуэри , а также пуэри из региона между Францией и Германией.О Николае мало что известно, кроме того, что он родился в сельской местности недалеко от Кельна и нес крест в форме буквы Т (тау-крест), который был его харизматической эмблемой. Ссылаясь на библейский Исход из Египта и разделение Красного моря, они провозгласили, что Средиземное море разделится для них, мотив божественного избрания, подразумевающий некоторую степень отождествления с израильтянами. Затем Николай повел пуэри через Альпы в итальянские города Пьяченца и Генуя, где, однако, им не удалось найти корабль, чтобы доставить их на Святую Землю.Их окончательная судьба остается неопределенной; некоторые из них могли отправиться на корабле в Марсель, в то время как другие, по-видимому, отправились в Рим, чтобы попросить папских властей отменить или отложить их клятвы крестового похода. Из более чем 7 000 пуэри , прибывших в Геную, многие остались — там и в других процветающих итальянских городах требовалась дешевая рабочая сила. Таким образом, то, что начиналось как популярный крестовый поход, вероятно, закончилось массовой миграцией рабочей силы.

Согласно летописям, Детский крестовый поход закончился полным провалом.Немногие крестоносцы вернулись из путешествия; большинство умерло от голода или жажды или утонуло в море, а другие были проданы в рабство. История летописцев ясно показывала: Бог этого не пожелал. Как бы то ни было, Детский крестовый поход действительно подтвердил веру Иннокентия III в то, что энтузиазм крестовых походов далек от мертвых. Менее чем через год он созвал Пятый крестовый поход.

Несмотря на чрезвычайную краткость движения, интерес к Детскому крестовому походу сохранялся на протяжении веков.Он был изображен в произведениях самых разных авторов, таких как Вольтер, Бертольт Брехт, Агата Кристи и Курт Воннегут, и о нем написано бесчисленное количество детских книг. Его вызывающие воспоминания темы до сих пор восхищают литературное воображение.

Гэри Диксон

Узнайте больше в этих связанных статьях Britannica:

крестовых походов | Определение, история, карта, значение и наследие

Крестовые походы , военные экспедиции, начавшиеся в конце 11 века, которые были организованы западноевропейскими христианами в ответ на многовековые мусульманские войны за экспансию. Их цель заключалась в том, чтобы остановить распространение ислама, вернуть себе контроль над Святой Землей в восточном Средиземноморье, завоевать языческие районы и вернуть себе бывшие христианские территории; многие из их участников видели в них средство искупления и искупления грехов. Между 1095 годом, когда был начат Первый крестовый поход, и 1291 годом, когда латинские христиане были окончательно изгнаны из своего королевства в Сирии, были многочисленные экспедиции на Святую Землю, в Испанию и даже на Балтику; Крестовые походы продолжались несколько столетий после 1291 года.Крестовые походы быстро пошли на убыль в течение 16 века с приходом протестантской Реформации и упадком папской власти.

Крестовые походы

Крестоносцы отправляются в Святую Землю, хромолитография иллюминированного манускрипта XV века.

© Photos.com/Thinkstock

Популярные вопросы

Сколько было крестовых походов и когда они имели место?

Было не менее восьми крестовых походов. Первый крестовый поход длился с 1096 по 1099 год. Второй крестовый поход начался в 1147 году и закончился в 1149 году.Третий крестовый поход начался в 1189 году и завершился в 1192 году. Четвертый крестовый поход начался в 1202 году и закончился в 1204 году. Пятый крестовый поход длился с 1217 по 1221 год. Шестой крестовый поход произошел в 1228–1229 годах. Седьмой крестовый поход начался в 1248 году и закончился в 1254 году. Восьмой крестовый поход состоялся в 1270 году. Были также более мелкие крестовые походы против диссидентских христианских сект в Европе, включая Альбигойский крестовый поход (1209–1929). Так называемый Народный крестовый поход произошел в ответ на призыв папы Урбана II к Первому крестовому походу, а Детский крестовый поход состоялся в 1212 году.

Какова была цель крестовых походов?

Крестовые походы были организованы западноевропейскими христианами после столетий мусульманских войн за экспансию. Их первоочередные цели заключались в том, чтобы остановить экспансию мусульманских государств, вернуть христианству Святую землю на Ближнем Востоке и вернуть территории, которые ранее были христианскими. Многие участники также считали, что проведение того, что они считали священной войной, было средством искупления и способом искупления грехов.

Кто были лидерами крестовых походов?

Крестовые походы были успешными?

Первый крестовый поход, созванный в ответ на просьбу византийского императора Алексия Комнина о помощи, оказался поразительно успешным. Крестоносцы завоевали Никею (в Турции) и Антиохию, а затем продолжили захват Иерусалима и основали ряд государств, которыми управляли крестоносцы. Однако после того, как мусульманский лидер Занги захватил одного из них, Второй крестовый поход, вызванный в ответ, потерпел поражение в Дорилее (недалеко от Никеи) и потерпел неудачу в попытке завоевать Дамаск.Третий крестовый поход, названный после того, как султан Саладин завоевал Иерусалимское государство крестоносцев, привел к захвату Кипра и успешной осаде Акко (ныне находящегося в Израиле), а силы Ричарда I победили войска Саладина в битве при Арсуфе и Яффе. . Ричард подписал мирный договор с Саладином, разрешающий христианам доступ в Иерусалим. Четвертый крестовый поход — вместо нападения на Египет, в то время центр мусульманской власти, — разграбил византийский христианский город Константинополь. Ни один из следующих крестовых походов не увенчался успехом.Захват Акко в 1291 году мамлюкским султаном аль-Ашрафом Халилем ознаменовал конец правления крестоносцев на Ближнем Востоке.

Были ли устойчивые результаты крестовых походов?

Крестовые походы замедлили продвижение исламской власти и, возможно, предотвратили попадание Западной Европы под мусульманский сюзеренитет. Крестоносцы расширили торговлю с мусульманским миром, привнеся в Европу новые вкусы и продукты. Крестовые походы оказали заметное влияние на развитие западной исторической литературы, принесли с собой множество хроник и свидетельств очевидцев.Однако Константинополь так и не вернулся к своей былой славе после того, как был разграблен Четвертым крестовым походом, и раскол между восточным и римско-католическим христианством еще больше укрепился. Исламский мир видел в крестоносцах жестоких захватчиков, что способствовало возникновению недоверия и негодования по отношению к христианскому миру.

Примерно две трети древнего христианского мира были завоеваны мусульманами к концу 11 века, включая важные регионы Палестины, Сирии, Египта и Анатолии.Крестовые походы, пытающиеся остановить это продвижение, сначала имели успех, основав христианское государство в Палестине и Сирии, но продолжающийся рост исламских государств в конечном итоге свел на нет эти достижения. К 14 веку турки-османы обосновались на Балканах и будут глубже проникать в Европу, несмотря на неоднократные попытки отразить их.

Крестовые походы представляют собой неоднозначную главу в истории христианства, и их эксцессы были предметом столетий историографии.Крестовые походы также сыграли важную роль в расширении средневековой Европы.

Крестовый поход детей

Детский крестовый поход

Детский крестовый поход — Стефан Клойсский
Проповедником Детского крестового похода был ребенок около двенадцати лет, французский крестьянин по имени Стефан Клойсский, который убедился, что Иисус Христос повелел ему возглавить крестовый поход детей к спасению Гроба Господня. Дети обезумели от волнения и огромными толпами устремились к местам, назначенным для свиданий. Ничто не могло сдержать их или помешать их цели. «Даже засовы и решетки, — говорит старый летописец, — не выдержат». Движение вызывало самые разные взгляды. Некоторые заявляли, что оно было вдохновлено Святым Духом, и цитировали такие библейские тексты, чтобы оправдать свой энтузиазм: «Младенец будет вести их»; «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу». Другие, однако, были столь же уверены, что все это дело рук дьявола.Подавляющее большинство собравшихся на местах сбора составляли мальчики до двенадцати лет, но было также много девочек.

Французский крестовый поход детей
В течение 1212 года нашей эры около 30 000 французских детей собрались в отряды и маршировали по городам и деревням, неся знамена, свечи и кресты и распевая: «Господи Боже, возвеличи христианство. Господь Бог, верни нам». истинный крест «. Французские дети выезжают с места встречи в Марсель. Те, кто плыл из этого порта, были преданы и проданы в рабство в Александрии и других мусульманских невольничьих рынках. Детей сначала невозможно было удержать, но в конце концов голод заставил их вернуться домой.

Крестовый поход немецких детей
В Германии в том же году мальчику по имени Николас действительно удалось начать крестовый поход. Он повел смешанное множество мужчин и женщин, мальчиков и девочек общим числом 50 000 человек через Альпы в Италию, где они рассчитывали отправиться на корабле в Палестину.Из Брундусиума в небытие уплыли 2000 или 3000 маленьких крестоносцев. От них ни слова не вернулось. Многие другие дети погибли от лишений, многих продали в рабство, и лишь немногие когда-либо видели свои дома снова. «Эти дети, — заявил Папа Иннокентий III, — посрамляют нас; пока мы спим, они спешат вернуть Святую Землю».

Детский крестовый поход ознаменовал закат крестовых походов
Это замечательное зрелище детского крестового похода представляет собой наиболее яркую демонстрацию невежества, суеверий и фанатизма, характерных для того периода. Тем не менее, мы не можем не уважать святой энтузиазм эпохи, которая могла приносить такие жертвы невинности и беспомощности в послушании тому, что, как считалось, было волей Бога. Детская экспедиция знаменовала сразу кульминацию и закат крестового движения. Фанатическое рвение, вдохновлявшее первых крестоносцев, уже угасало. «Эти дети, — сказал Папа, имея в виду молодых крестоносцев, — упрекают нас в том, что мы заснули, когда летели на помощь Святой Земле.«

Детский крестовый поход

Каждый раздел этого средневекового веб-сайта посвящен всем темам и предоставляет интересные факты и информацию об этих великих людях и событиях прошлых средневековья, включая Крестовый поход детей. Карта сайта предоставляет полную информацию обо всей информации и фактах об увлекательной теме средневековья!

Крестовый поход детей
  • Интересные факты и информация о крестовом походе детей в средние века
  • Детский крестовый поход 1212 г.
  • Стивен Клойсский
  • Французский крестовый поход детей
  • Немецкий крестовый поход детей
  • Детский крестовый поход ознаменовал закат крестовых походов

Что такое крестовый поход детей? (с иллюстрациями)

Детский крестовый поход был крестовым походом, возглавляемым маленьким мальчиком, который хотел присоединиться к взрослым, защищающим христианство во время суматохи средневековья.Есть некоторые споры о том, был ли мальчик французом или немцем, но в 1212 году он спровоцировал большую толпу, которая последовала за ним в Италию, а затем на Ближний Восток, где молодые крестоносцы в конечном итоге были схвачены и проданы в рабство. Это определенно звучит как увлекательная история, особенно для современных читателей, интересующихся историей средневековья; К сожалению, все свидетельства говорят о том, что Детского крестового похода на самом деле не было.

Проблема земли была одной из движущих сил крестовых походов.

Как часто бывает в истории, точное происхождение легенд о Детском крестовом походе неизвестно, поскольку предполагаемое событие произошло очень давно. Однако, как только достаточное количество источников подхватили эту историю и заявили, что это правда, люди купили наживку и в целом согласились с тем, что на самом деле был крестовый поход, возглавляемый мотивированным мальчиком-пастухом, который утверждал, что получил видения от Бога. Предполагаемые чудеса, которые способствовали переходу на Ближний Восток, должны были быть подсказкой, но, очевидно, люди стремились поверить в идею Детского крестового похода, и только в конце 20 века историки решили докопаться до сути. рассказа.

Детский крестовый поход закончился на Ближнем Востоке, где крестоносцы были схвачены и проданы в рабство.

Они обнаружили, что идея «Детского крестового похода», вероятно, возникла в значительной степени случайно.Миф создан из-за путаницы в переводе. Латинское слово «мальчики», pueri , также использовалось в средние века в качестве жаргонного термина для обозначения безземельной бедноты. Переводчики, которые не понимали смысла, читали современные отчеты о группах пуэри , блуждающих по сельской местности с заявлениями о том, что они участвуют в крестовом походе, и переводили эти тексты для детей, а не для бедных взрослых.

Фактически, свидетельства, кажется, предполагают, что так называемый ce на самом деле был разношерстной командой безземельных людей, которые бродили по Европе после того, как были перемещены.Когда-то движущей силой крестовых походов был вопрос земли и наследования, потому что по мере роста населения Европы росло давление на семейные земли. Безземельные люди часто объединяли свои силы в поисках благотворительности или нового места для поселения, и по крайней мере одна группа безземельных в 1212 году действительно утверждала, что отправляется в крестовый поход, хотя данные свидетельствуют о том, что они так и не покинули Европу.

История Детского крестового похода — захватывающий пример того, как история может быть неверно истолкована, и это отрезвляющий урок.Вы всегда должны проверять источники информации об историческом событии, произошло ли оно 2000 лет назад или на прошлой неделе, потому что одна опечатка или неправильный перевод могут быстро распространяться, и это может длиться веками.

Детский крестовый поход отправился на Святую землю в 1212 году. Он так и не прибыл.

Две группы молодых европейских христиан наблюдали за Иерусалимом, но не смогли его достичь. Историки все еще ищут полную историю.

GRANGER / AURIMAGES

Читать подпись

Гравюра Гюстава Доре 1877 года отражает популярный романтизированный взгляд на крестовый поход детей 1212 года, в то время как историки продолжают исследовать истинные детали.

GRANGER / AURIMAGES

Две группы молодых европейских христиан наблюдали за Иерусалимом, но не смогли его достичь.Историки все еще ищут полную историю.

Крестовые походы являются одной из важнейших исторических вех Средневековья. При поддержке католической церкви европейские христиане запустили восемь отдельных миссий, чтобы отобрать Святую Землю из-под контроля мусульман между 1096 и 1291 годами. Крестовые походы под руководством европейской элиты были подробно задокументированы лидерами церкви, а также людьми, которые воевали. их.Их лидеры, их движения и их результаты хорошо известны истории.

История Детского крестового похода 1212 года вызывает в памяти яркие образы толп средневековых европейских детей, собирающихся вместе с верой, чтобы вырвать Иерусалим у мусульман. События двух экспедиций очаровали публику 13-го века, и летописцы написали разные отчеты спустя десятилетия после окончания Детского крестового похода. Однако историкам мешает отсутствие подробных первоисточников об этих популярных движениях начала 13 века.Большинство считает, что события, записанные более поздними летописцами, могут быть легендарными или преувеличенными.

«Детский крестовый поход» не был официальным крестовым походом, который должен был быть санкционирован папой, и не существует убедительных доказательств того, что его поддерживали преимущественно маленькие дети. Тем не менее, это было массовое движение, вдохновленное желанием защитить и распространить христианство в начале 1200-х годов.

Пастухи слушают ангела, возвещающего о рождении Иисуса на барельефе XII века из церкви Сан-Джованни-ин-Фонте, Верона, Италия.Многие участники Детского крестового похода сами были пастухами.

Эпоха крестовых походов

Официальные крестовые походы папы начались в 11 веке.Ислам широко распространился на бывшие христианские земли на Ближнем Востоке и в Северной Африке в седьмом веке и на Пиренейский полуостров в восьмом веке. К концу 11 века Европа переживала период экономической мощи, и папство утвердило свою власть после ряда важных реформ. Опираясь на возрождение паломничества по Европе, католическая церковь хотела расширяться. По благословению Папы Урбана II в 1095 году летом следующего года начался Первый крестовый поход с попыткой вернуть Святую Землю.(Рыцари-тамплиеры начали свое существование — и получили много денег — во время крестовых походов.)

Христианский союз взял Иерусалим у мусульман Фатимидов в 1099 году и основал Иерусалимское королевство. В течение следующих двух столетий последовало семь крестовых походов в попытке сохранить контроль над Святой Землей. Мусульманское возмездие окажется слишком сильным, и последний оплот европейских крестоносцев падет перед мамлюками в 1291 году. Самыми известными крестовыми походами были эти крупные экспедиции на Святую Землю, но в Европе были и другие военные миссии, которые пробудили верующих.В начале 1200-х годов Папа Иннокентий III провозгласил два «местных» европейских крестовых похода: первый был борьбой против мусульманских правителей Альмохадов в Испании; другой — кампания по уничтожению катаризма, христианской ереси, популярной на юге Франции. И местные, и отдаленные священные войны вызвали религиозный пыл среди простолюдинов в Европе, в свою очередь, вызвав серию «популярных» крестовых походов.

Детский крестовый поход | Энциклопедия Алабамы

К концу апреля 1963 года Бирмингемская кампания, возглавляемая Мартином Лютером Кингом-младшим.из SCLC и Фреда Л. Шаттлсуорта из ACMHR, не выдержало. После нескольких недель бойкотов, пикетов, сидячих забастовок и арестов кампания не достигла целей десегрегации общественных мест в сильно изолированном городе, как изложено в Бирмингемском манифесте ACMHR. В нем пояснялось, что афроамериканцы подвергались экономической эксплуатации и терпели политическое господство, несмотря на то, что искали помощи, подав петиции в город и работая через правовую систему. Наряду с отменой сегрегации в общественных местах ACMHR также призвал город ввести политику найма на работу в городе.«Бык» Коннор в 1963 году. Подобно кампании Кинга в Олбани в Джорджии, отсутствие внимания средств массовой информации к движению поставило под угрозу эффективность кампании и ослабило энтузиазм среди добровольцев. Надеясь избежать неудач кампании в Олбани, Кинг предложил изменить планы групп, чтобы привлечь больше внимания средств массовой информации. 29 апреля 1963 года Кинг созвал экстренное заседание Центрального комитета ACMHR-SCLC, чтобы обсудить надвигающийся провал кампании, если они не изменят свою тактику и не привлекут больше добровольцев.Во время этой встречи лидеры Джеймс Бевел и Айк Рейнольдс упомянули около 150 подростков-добровольцев, которые участвовали в кампании и стремились внести свой вклад в ее успех. Ранее Кинг и другие лидеры движения за гражданские права не разрешали детям школьного возраста участвовать в их усилиях. Многие сочли предложение подвергнуть детей насилию со стороны комиссара полиции Т. Юджина «Быка» Коннора морально предосудительным. Во время встречи Кинг колебался по вопросу о демонстрациях детей, поскольку Центральный комитет выступал против предложения Бевеля и Рейнольдса.Тем не менее, Бевель и Рейнольдс убедили Кинга разрешить им провести 2 мая митинг, на котором подростки пропускали школу и собирались вместе в нескольких местных церквях.
Участники Детского крестового похода Бевел немедленно начал рекламировать мероприятие, которое он назвал молодежным «встречей на высшем уровне», а не «митингом» или «маршем», чтобы избежать каких-либо споров вокруг участия в марше школьников. В частности, Бевел нанял популярных афроамериканских студентов, таких как спортсмены и королевы выпускного бала, аргументируя это тем, что эти люди могут наиболее эффективно мотивировать и объединить подростковое население Бирмингема вокруг школьного бойкота, чтобы сделать его более эффективным.Отвечая на опасения в дни, предшествовавшие митингу молодежи, по поводу того, что молодые люди не проявят энтузиазма или явятся в большом количестве, Бевель утверждал, что детские шествия могут быть более эффективными, чем взрослые демонстранты, поскольку на детей будет влиять давление сверстников, чтобы они присоединились к своим друзьям. Бевел также добавил, что отсутствие у подростков финансовых обязательств заставит их более охотно, чем взрослых, отбыть тюремное заключение, потому что они не будут подвергать опасности свою работу. Многие родители и школьные администраторы не согласились с бойкотом школы и высказались против его усилий, ACMHR и SCLC, а также Кинга и Шаттлсуорта.Такие разногласия заставили Кинга усомниться в своем решении позволить Бевелю организовать молодежный митинг.
Утром 2 мая ЦК посоветовал Кингу отменить марш. Кинг не отменил собрание и не появился в баптистской церкви на Шестнадцатой улице. Около полудня того же дня Бевел начал направлять детей (которым обычно было от семи до 18 лет) с пикетными знаками, чтобы они покинули баптистскую церковь на Шестнадцатой улице. Уходя группами от 10 до 50 человек, дети направились в сторону мэрии или торгового района в центре города.Во время прогулки дети мирно сдались полиции Бирмингема, которая ждала их выхода. Из-за непрерывного марша детей из Шестнадцатой баптистской церкви, церкви AME Zion и церкви Божьей апостольской преодоления святости городская тюрьма вскоре была заполнена до предела. На протяжении всего Крестового похода детей тюрьмы оставались бы полными, так как более 2000 протестующих занимали тюрьмы одновременно. Засвидетельствовав сдержанность полиции, которой не было на раннем этапе кампании, Кинг принял демонстрацию.Во время массового митинга в баптистской церкви на Шестой авеню он высоко оценил храбрость детей и подтвердил приверженность Бирмингемской кампании и ее целям.
Жестокий контроль толпы Однако миролюбие Детского крестового похода длилось недолго. Когда 3 мая ACMHR-SCLC снова разослали демонстрантов-детей, Коннор приказал правоохранительным органам сдерживать демонстрантов с помощью водометов высокого давления и боевых собак. После ареста 70 молодых людей полиция и пожарные снова применили эту жестокую тактику, чтобы не дать остальным детям покинуть церковь или сбежать в близлежащий парк Келли Ингрэм.Несмотря на ненасильственный мандат Крестового похода, прохожие начали бросать в полицию кирпичи и бутылки, чтобы они не продолжали причинять боль детям, что побудило правоохранительные органы направить на этих прохожих шланги и собак. В течение следующих нескольких дней эта картина продолжалась: дети пытались маршировать, а полиция пыталась их остановить. Жестокость полиции, направленная против молодых демонстрантов, а также тяжелое положение студентов, оставшихся в заключении, объединили афроамериканское сообщество Бирмингема и усилили поддержку кампании ACMHR-SCLC.Многие люди, которые изначально выступали против участия в кампании детских демонстрантов, сплотились вокруг заключенных молодых людей.

События в Бирмингеме привлекли внимание всей страны, поскольку средства массовой информации отправили журналистов и фотографов, чтобы они задокументировали их. Среди присутствующих фотографов Чарльз Мур из журнала Life и Билл Хадсон из The New York Times хорошо сфотографировали события 3 и 4 мая и опубликовали фотографии в своих публикациях. Эти образы молодых чернокожих людей, подвергшихся жестокому обращению со стороны белой полиции, вызвали смущение международного сообщества для Соединенных Штатов и их правительства.В разгар холодной войны федеральное правительство хотело, чтобы его считали продвигающим свободу, а не санкционирующим расовое угнетение.

Келли Ингрэм Парк Скульптура Негативное внимание средств массовой информации вызвало Pres. Кеннеди, чтобы принять меры. 3 мая 1963 года он отправил помощника генерального прокурора Берка Маршалла для переговоров с ACMHR-SCLC о прекращении демонстраций. В течение следующих нескольких дней Маршалл убедил Кинга и Ральфа Абернати пойти на компромисс с городскими властями и бизнесменами Бирмингема по поводу того, с какой поспешностью городские жилые помещения и предприятия будут вынуждены отказаться от сегрегации.Хотя Бирмингемский манифест призывал к немедленной десегрегации общественных пространств и частных предприятий, Кинг и Абернати согласились дать Бирмингему короткую отсрочку для выполнения своих требований. Шаттлсворт, который был ранен во время крестового похода, не смог присутствовать на переговорах и внести свой вклад. Компромисс Кинга и Абернати вызовет раскол между Кингом и Шаттлсвортом, которые считали, что Кинг использовал свои «местные» усилия по защите гражданских прав, чтобы добиться национального признания.
Детский крестовый поход является одним из самых жестоких событий движения за гражданские права.Тем не менее, насилие достигло цели привлечь внимание страны и побудить администрацию Кеннеди свести к минимуму затруднения со стороны международного сообщества, направив агентов для работы по десегрегации Бирмингема. 11 июня 1963 г. Кеннеди призвал принять закон о гражданских правах, запрещающий расовую дискриминацию и устраняющий сегрегацию в школах, на работе и в общественных местах. Этот призыв в конечном итоге завершился принятием Закона о гражданских правах 1964 года, подписанного Президентом. Линдон Б. Джонсон 2 июля того же года.

Дополнительные ресурсы

Эскью, Гленн. Но для Бирмингема: местные и национальные движения в борьбе за гражданские права. Чапел-Хилл: University of North Carolina Press, 1997.

Манис, Андрей. Пожар, который нельзя потушить: жизнь в защиту гражданских прав преподобного Бирмингема Фреда Шаттлсворта.