Содержание

КЕТЕВАНА КАХЕТИНСКАЯ — Древо

Великомученица Кетевань царица Кахетии.

Кетевана Кахетинская (+1624), царица Кахетии, великомученица.

Память 13 сентября (Груз.)

Происходила из царскою рода Багратиони, дочь владетельного князя Ашотана Багратион-Мухранскаго и правнучка царя Константина III Карталинского (1469 — 1505).

После недолговременного супружества с царём Давидом I Кахетинским (также из рода Багратионов), который скончался после шестимесячнаго царствования над Кахетией, Кетевана, осталась совершенно одинокой, так как и малолетнего сына своего Теймураза она, по смутным обстоятельствам времени, отправила заложником ко двору персидского шаха Аббаса I.

В лице царицы народ чтил мудрую помощницу своего мужа в правлении страной, так как, даже в короткое время его царствования, она успела много совершить для благосостояния Кахетии: усмирила знать, привела в порядок разстроенные дела, доставила мир и благосостояние Церкви, построила несколько храмов, больниц, приютов для нищих и сирот, оградила царство от внешних враговЦарица. По смерти мужа она поселилась в одном уединенном месте и проводила время в богоугодных занятиях и чтении Священного Писания.

В заложниках у шаха был также младший брат ее мужа, Константин, прозванный Окаянным. Он принял ислам и в 1605 году по наущению шаха Аббаса I подослал убийц к престарелому отцу, царю Александру II, и брату его Георгию. Совершив преступление, Константин велел положить тела убитых на верблюдов и отправить их к царице Кетеване. Ужаснувшись злодеянию, царица оплакала безвинных страдальцев и похоронила их в Алавердском соборе. Ради того, чтобы остаться единственным наследником царства, нечестивец попросил ее руки, пригрозив в случае отказа принуждением.

Передав через послов Константина решительный отказ на его предложение, царица Кетевана обратилась к знатным кахетинцам, прося их защиты против насилия Константина, предупредив их об опасности, которая угрожает со стороны этого убийцы всему царствующему дому и всем жителям, которых он намеревается обратить в ислам, и сказала при этом, что если не помогут ей защититься от беззаконных требований Константина, то она оставит Кахетию и возвратится к своему семейству. Высшие представители кахетинского народа обещали ей защиту, и выступили со своими воинами против против Константина и разбили его. Он нашел бесславную смерть со множеством персидского войска. Под мудрым правлением царицы Кетеваны в Кахетии водворились мир и справедливость.

Кетевань решилась снова принять правление над царством и поселилась в городе Греми — древней столице Кахетии, находившемся у подошвы гор, отделяющих Кахетию от Дагестана. Однако вскоре, Кетевань, мысли которой давно уже были устремлены на служение одному Богу, почувствовала себя не в силах быть во главе царства, особенно же при таком трудном положении дел, какое было в то время; не имея кому передать управление, так как из всего царского дома не оставалось в живых никого, кроме ее сына, отрока Теймураза, бывшего заложником при персидском дворе, она решилась устроить его возвращение и, отправив почетное посольство с богатыми подарками к шаху Аббасу I, написала ему, что если он не возвратит ей ее сына Теймураза, то Кахетия отложится от его зависимости. Опасаясь, чтобы Кахетия не присоединилась к Турции или России, шах Аббас позволил Теймуразу возвратиться в свое царство. Велика была радость царицы Кетевани при свидании со своим сыном. В особенности она была утешена тем, что, не смотря на долгое пребывание свое при персидском дворе, он сохранил православную веру. Вскоре по прибытии его, она передала ему, как законному наследнику, управление всей страною, сама же успокоилась в уединении, предавшись теперь главной заботе о приготовлении к вечной жизни.

Но шах Аббас не оставлял мысли о подчинении ему Кахетии и, выискав коварным образом благовидный предлог, угрожал нападением на царство Теймураза и принуждал кахетинских феодалов к выдаче знатных заложников. Устрашенные кахетинцы обратились тогда к своему царю и просили его послать к шаху свою мать с сыном его Александром, чтобы мудрая Кетевана «укротила гнев шаха своею просьбою и умолила бы его оставить свою мысль погубить их». Со слезами передал Теймураз своей матери просьбу своих вельмож и народа. Не предвидя пользы от исполнения этого желания, опытная царица отвечала своему сыну: «ты знаешь, дитя мое, что много раз я принимала на себя бедственное положение Кахетии и не щадила себя для страны, но бесполезно будет предпринимать путешествие к шаху, потому что никакие мольбы не остановят его решение опустошить нашу страну».

Несмотря на эти слова Кетевани, народ не переставал умолять ее ехать к шаху ради спасения страны и, всегда готовая жертвовать собою, она решилась исполнить общее желание и в конце 1615 года отправилась к шаху, взяв с собою младшего внука своего, царевича Александра. Ласково принял их коварный Аббас, однако же потребовал, чтобы Теймураз выслал к нему и старшего своего сына Леона, обещая воспитывать обоих детей, как прилично их высокому роду. Напрасно предупреждала Кетевана своего сына не исполнять этого требования шаха; вынужденный народом, который в отказе уступить желанию шаха видел свою гибель, Теймураз выслал к шаху и старшего своего сына Леона.

Затем коварный шах потребовал к себе и самого Теймураза. Испуганные вельможи настаивали, чтобы он ехал к шаху. Но царь всеми силами уклонялся от этого, зная, что ему грозит неминуемая погибель. Тогда шах отправился в поход на Кахетию. «Шах двинулся на нее с огромным войском, — пишет Аракиль, армянский историк, — _и по нашествии персов страшные бедствия постигли Иверию: растление девства, смерть старцев, которых нельзя было переселить в Персию, смерть воинствующей молодежи, отказывавшейся от переселения из отечества в числе пленных, смерть иереев и диаконов, и даже епископов и монашескаго чина обоего пола и отведение их в плен, убиение малолетних, срытие святых могил и сожжение святых храмов и богатого города Греми и всех городов и сел Кахетинских». Царь Теймураз нашел в это время убежище у Имеретинского царя Георгия.

Между тем, сыновья его Леон и Александр вместе с бабкою их, царицей Кетеваной, томились в темнице в Ширазе. Оба царевича были изувечены, старший из них, не выдержав испытания, скончался. С христианскою покорностью переносила блаженная Кетевань тяжкие испытания, постигшие ее, и всеми своими чувствами и помышлениями все более и более переносилась в иной мир; темница, в которой содержалась она десять лет, сделалась для нее местом духовных подвигов, которыми приготовилась она к переходу в вечную жизнь. Неусыпными молитвами, ночными бдениями утоляла она свою душу, отрешенную от всяких земных упований. Единственным утешением служила ей возможность устроить в овоей темнице маленькую церковь, в которой духовник ее ежедневно совершал литургию.

Вмц. Кетевана, царица Кахетинская. Хажомия К. (Х.)М. (выпускница Иконописной школы 2005 г.) Икона. Сергий Посад, 2003 год. Изображение с сайта pravicon.com

Десять лет томилась царица Кетевана в темнице. Наконец, настало для нее последнее испытание: шах, давно настаивавший на том, чтобы она отреклась от веры Христовой, ублажая ее всякими блистательными обещаниями, прислал объявить ей окончательно свою волю, чтобы она или отреклась от веры христианской, или готовилась принять жестокие мучения и смерть.

Раба Христова не смутилась словами посланнаго от шаха: «Скажи пославшему тебя, — ответила она ему, — что ни смерть, ни жизнь и ничто не может разлучить меня с Христом Богом моим, и невозможно для меня оставить веру мою православную, ради которой готова я принести себя в жертву», и в молчании выслушав дальнейшие убеждения градоначальника, попросила его оставить ее одну на некоторое время, сама же, удалившись в свою темничную церковь, излилась перед Богом в пламенной молитве, чтобы простил ее, укрепил, был помощником сыну ее Теймуразу и «совершающим память ее подавал всегда утешение сердечное». Затем, причастившись Святых Таин и осенив себя крестным знамением, вышла к мучителям своим и сказала им: «Делайте, что замыслили, я готова на все мучения».

И тогда начались страшные истязания над царицей-мученицей, одно зрелище которых трудно было перенести, так что и сам градоначальник, пораженный до слез, поспешил удалиться. Служители царицы поколебались душою и умоляли ее пощадить свою жизнь. Сам иерей, духовник Кетеваны, смутился при виде истязаний раскаленными орудиями, и когда и его привели на площадь, где пылал костер для исповедников Христовых, готов был уступить настояниям персов. «Чего смущаешься, Имеретин? — громко и повелительно обратилась к нему непоколебимая в твердости Кетевана, — пришло время засвидетельствовать имя Христово! Разве кто-нибудь из отрекшихся от Христа остался вечно жить на земле? Разве не лучше поспешить уйти из этого мира туда, где вечный покой и вечная радость?… Причастимся страданиям Христовым, чтобы причаститься и воскресению Его!»

Эти слова мучевицы Христовой мгновенно, как огнем, попалили малодушие в сердцах, готовых отступить от святых верований, и все воспрянули исповедниками истины и твердо приняли мученическую смерть.

Истязания же Кетевани продолжались. Ее пытали раскаленными клещами, повесив крестообразно на дереве. На голову святой мученицы надели раскаленный докрасна железный котел. Густой дым от загоревшихся волос и всей головы поднялся вверх, и блаженная мученица предала Богу святую свою душу 13 сентября 1624 года.

Три светлых столпа, опустившиеся на тело святой Кетеваны, знаменовали ее духовную победу. Шах повелел тело святой вынести за город и бросить в болото, в которое сбрасывали все городские нечистоты. Небесный свет не переставал и тут стоять над телом блаженной Христовой рабы.

Ночью христиане тайно вынули из непотребного места тело святой, положили в гроб и предали до времени погребению. Спустя ровно год после кончины великомученицы открыли могилу и, к своему ужасу, не нашли ее останков. Царь Теймураз говорит, что латинские монахи, бывшие тогда при дворе персидском, принесли шаху очень крупную сумму денег и просили, чтобы он повелел дать им тело мученицы, но шах не хотел и слышать об этом. Тогда они стали тайно разыскивать тело и, наконец, после долгих поисков, нашли могилу ее. Они вынули мощи великомученицы, подвергая опасности свою жизнь, тайно заказали гроб, положили в него честное тело страдалицы Христовой и сохраняли у себя до времени.

Спустя семь месяцев после разорения Кахетии царь Теймураз вернулся из Имеретии и принял снова бразды правления. Латинские монахи Августинского ордена, чтобы приобрести расположение царя, утвердиться в Грузии и затем распространить там свою ересь, отделили от мощей честную главу и правую руку и послали в дар царю Теймуразу I. Царь, услышав, что к нему везут бесценный дар, вышел с патриархом Захарией (+ 1634), со всем духовенством карталинским и кахетинским, со всеми вельможами и народом и с великим торжеством, псалмопением и курением фимиама встретил свою мать, царицу-великомученицу. Всеобщая радость была неописуема, некоторые плакали. Честные мощи были торжественно положены под престолом Алавердского собора святого великомученика Георгия в Кахетии.

Оставшиеся мощи латинские монахи тайно отправили в Рим в богатой раке и положили в усыпальнице святого апостола Петра, где они и почивают до сего дня. Часть мощей, в частности, кисти рук, была перенесена в Индию, в Гоа, где положили в каменном саркофаге в нише городской церкви. В 2006 они были обретены во время археологических раскопок [1]

Бог прославил свою угодницу чудотворениями: больные и немощные, приходящие к честной главе святой великомученицы, получают душевное и телесное здравие. Католикос-патриарх Захария (Джорджадзе) (1623 — 1630) причислил великомученицу к лику святых и установил ее память 13 сентября. Житие царицы Кетевани описано очевидцем страданий ее, и после него и другими, и в том числе — в стихах — её сыном, царём Теймуразом I.

Использованные материалы

  • Из книги «Жития святых» архиепископа Филарета (Гумилевского)
  • Михаил Сабинин (Сабинашвили) «Полные жизнеописания Святых Грузинской Церкви». Житие и страдание святой царицы Кетевани (материал использован частично)
  • Житие на сайте Православие.RU (раздел «Православный календарь»)


[1]  В индийском храме обнаружены останки святой грузинской царицы Кетеван — http://www.sedmitza.ru/news/356182.html

26 сентября. Память великомученицы Кетеван, царицы Кахетинской

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мастер, чтобы сделать чашу из драгоценного металла, расплавляет его в огне. В огне Господь испытывает верных Своих. Святая великомученица Кетеван, царица Кахети, была брошена в огонь, как золото в горнило, «ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения» (Сир. 2: 5). Господь «испытал ее как золото в горниле и принял ее как жертву всесовершенную» (см.: Прем. 3: 6).

Царица Кетеван вышла из пламени пыток, как ангел с огненными крыльями, став ангелом хранителем Грузии.

Эта Божественная отрасль вертограда Христова и светлое украшение Церкви и престола Иверского происходила из царского рода Багратиони.

Святая и украшенная порфирой Небесного Царства Кетеван вскоре по рождении своем была крещена в святой купели. Детство и отрочество ее украшались изучением Божественных Писаний. Благочестивые родители наставляли свое чадо в добродетели и нравственной христианской жизни. Святая дева, возрастая телом, возрастала и духовно. Целомудрие, скромность и благоразумие украшали прекрасное лицо ее, нежные уста день и ночь воспевали и славословили Христа, Спасителя нашего. Сладкоименитая Кетеван была милостива к нищим, врачевала больных и в приключившихся бедах была скорой помощницей.

Добронравная, разумная и верующая Кетеван стала женой наследника Кахетинского престола, царевича Давида Багратиони, который, однако, не умел править царством, и за него царствовала славная Кетеван.

Ее царствование пришлось на трагическое для Восточной Грузии время.

Кахети уже была разорена персами, как сад, куда ворвалось стадо диких вепрей, обглодало деревья и вырвало с корнем лозы. Страна была похожа на путника, которого изранили разбойники и бросили на дороге истекающего кровью, а теперь грозятся вернуться, чтобы умертвить его.

И вновь персидский шах Аббас I двинулся на Грузию, разоренную и истерзанную многолетней войной, с огромным войском, и страшные бедствия постигли Иверию: убиение старцев, которых невозможно было увести в Персию, молодых, которые с оружием в руках воспротивились переселению, смерть иереев, диаконов и епископов, монахов и монахинь и пленение их, убиение малолетних, растление девства, срытие святых могил, сожжение святых храмов. В это время была разорена Давидо-Гареджийская лавра и убиты ее монахи.

Кахетинские князья обратились к царице Кетеван с мольбой, чтобы она поехала в Персию и уговорила шаха не проливать невинную кровь оставшихся в живых.

Царица Кетеван знала, что едет в логово тигра, откуда не будет возврата. Однако князья умоляли царицу ехать в Персию, чтобы спасти страну.

Случилось то, что предвидела Кахетинская царица. С драконом нельзя было ни договориться, ни умилостивить его. Кахети была вновь залита кровью и опустошена, а сама царица Кетеван была предана огненному мучению.

Сначала святую Кетеван десять лет держали в темнице. Царица устроила в ней себе маленькую церковь, и ее духовник ежедневно совершал для нее Литургию. Постом, молитвами, бдением, коленопреклонениями, возлежанием на голой земле с камнем под головой вместо подушки святая Кетеван готовилась мужественно принять мученичество за имя Господа Иисуса.

Ни издевательства персидских придворных, ни лукавые предложения персидского шаха сделать ее царицей Персии, ни все предлагаемые ей великие сокровища и богатства мира сего, ни просьбы и уговоры пощадить себя и произнести лишь одно хульное слово на Христа – ничто не смогло поколебать волю страдалицы Христовой.

Святая Кетеван предвидела близкую свою кончину и ожидающие ее ужасные страдания телесные, но помнила сказанное в Писании: «Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпеливВеруй Ему, и Он защитит тебя; управь пути твои и надейся на Него» (Сир. 2: 1-4, 6).

Наконец шах Аббас I потребовал, чтобы царица Кетеван приняла мусульманство и стала его женой, обещая, что Персия и Грузия будут считать ее своей царицей, или будет предана жестоким мучениям и смерти.

Благородная царица послала шаху письмо с от­казом. Письмо она обвязала прядью своих волос, поседевших от горя.

Когда у воинов осажденного римлянами Карфагена истерлись тетивы от луков, то карфагенские женщины сплели из своих волос новые тетивы.

Письмо царицы было похоже на стрелу, пущенную в гордого шаха, а отрезанная коса – на тетиву лука.

Шах понял, что он проиграл и решил придумать для царицы необычайную пытку, чтобы сломить ее дух и отомстить за поражение. Персидский шах хотел обратить царицу Кетеван в мусульманство, чтобы сломить и дух всего грузинского народа.

Царицу поставили перед костром и предали ее неописуемым истязаниям огнем, мечом, раскаленными щипцами. Ни одна из зверских пыток не заставила блаженную Кетеван отречься от Христа.

Она осталась верной Истинному Богу до самой смерти, пролила за Него святую свою кровь и исповедала перед мучителями веру православную и любовь ко Христу.

13 сентября 1624 года раба Христова царица Кетеван мужественно окончила жизнь в жесточайших страданиях, как великая мученица.

Сразу же Небо засвидетельствовало победу великомученицы над диаволом и врагами Христа: три светлых столпа опустились на тело страдалицы Христовой и освещали его и просветили сердца многих ко спасению.

Имена святых выбиты на каменных скрижалях народной памяти как резцом и молотом их страданиями. Чем сильнее удары, тем глубже врезаются в гранит их имена.

Благодарная Грузия помнит царицу-мученицу, своей жертвой сохранившую страну от уничтожения, потому что через год после ее смерти грузины наголову разгромили персов. Церковь Грузинская прославила ее в лике святых, потому что она сама не отреклась от Христа Спасителя и не позволила Грузии потерять веру православную.

До сего времени Святая Церковь Иверская празднует память великомученицы и просит ее быть ходатаицей за чад Святой Православной Церкви у Престола Господа нашего Иисуса Христа:

«О, светозарное светило Церкви Иверской, страстотерпица славная, великомученица царица Кетеван! Освети души наши, многими грехами потемненные, приведи нас молитвами твоими и всесильным ходатайством к Престолу Отца Небесного, немощных чад Своих любящего, и соделай нас, о, чадолюбивая мати, гражданами Горнего Иерусалима! Раствори чашу горестей наших утешением Небесным и прими от нас сладкопение сие: Радуйся, жемчугом Небесным благодати Божией украшенная; радуйся, всем падшим быстрое услышание и подаяние помощи; радуйся, пресладкая надежда наша на спасение; радуйся, сладкоименитая Кетеван, великая заступница и скорая помощница!» Аминь.

ქეთევან წამებული (Великомученица Кетеван) — Ad maiorem Dei gloriam! — LiveJournal

Кетева́н Му́ченица — царица восточно-грузинского царства Кахетия. Происходила из царского рода Багратиони, была правнучкой картлийского царя Константина. Жена царевича Давида, наследника кахетинского царя Александра II; после смерти мужа посвятила себя строительству церквей, монастырей и больниц. Брат Давида, Константин, прозванный Окаянным, перешёл в ислам и в 1605 г. по приказу персидского шаха Аббаса I убил своего отца Александра II и брата Георгия. Тела их были по его распоряжению привязаны к верблюдам и привезены Кетеван. Та оплакала утрату и захоронила погибших в соборе Алаверды. Затем Константин приказал Кетеван выйти за него замуж, в случае отказа угрожая ей смертью. В ответ царица собрала верных кахетинцев и разгромила узурпатора и поддерживавших его персов. Константин погиб в сражении вместе со множеством своих людей.

Однако после этого восстания шах Аббас I взял в заложники сына Кетеван, Теймураза, и несколько лет держал его при своем дворе, однако Теймураз хранил стойкость в христианской вере и был в конце концов отпущен. Через какое-то время шах стал угрожать тем, что обратит Грузию в руины. Желая предотвратить войну, царица Кетеван решила сама отправиться к шаху с богатыми дарами и даже предложить себя в заложницы. В Исфахане её вместе с внуками — Александром и Левани — бросили в темницу, где она провела 10 мучительных лет. Шах обещал сделать её царицей Персии, если только она примет ислам. Однако ни пытки, ни подкуп не могли поколебать её твердость в вере. Ее пытали раскаленными клещами, повесив крестообразно на дереве. На голову святой мученицы надели раскаленный докрасна железный котел. Густой дым от загоревшихся волос и всей головы поднялся вверх, и блаженная мученица предала Богу святую свою душу 13 сентября 1624 года. Три светлых столпа, опустившиеся на тело святой Кетеваны, знаменовали ее духовную победу.

Обугленные останки мученицы были следующей ночью похищены португальскими миссионерами-августинцами, которые скрывали их в течение трех лет и в 1627 г., наконец, доставили в индийский город Гоа, где захоронили в католической церкви св. Августина. Фрагменты мощей были также переданы ими сыну Кетеван, царю Теймуразу I, который заложил их под алтарь в соборе Алаверды, и отвезены в Рим, в собор святого Петра.
Тогда же Грузинская Православная Церковь канонизировала царицу Кетеван, причислив её к лику великомучеников;

Останки Кетеван были вновь обнаружены при проведении раскопок в церкви св. Августина в Гоа (саркофаг лежал в нише хpама, но после землетрясения и обpушения части хpама упал и разбился).

Церковь св. Августина в Гоа

Царица Кетеван — героиня ряда произведений как грузинских (в т. ч. написанных её сыном Теймуразом), так и европейских авторов.

Великомученица Кетеван — царица восточногрузинского царства Кахетия.

 

 

Православная церковь Грузии 26 сентября отмечает День памяти Святой Великомученицы Кетеван.В связи с этой датой в храмах проводится божественная литургия.

Святая царица Кетеван была дочерью Ашотана Мухран-Батони, видного представителя младшей ветви царской фамилии Багратиони и правнучкой карталинского царя Константина III.

ქეთევან დედოფალი

«>
Добронравная, разумная и верующая Кетеван стала женой наследника Кахетинского престола — царевича Давида, происходившего также из рода Багратидов, сына царя Александра II.Брак был отпразднован с великим торжеством, как подобает высоким царственным особам. По прошествии известного времени Бог благословил их супружеский союз сыном, который в святом Крещении был наречен Теймуразом. Впоследствии царь Кахетинский Теймураз I стал сокрушителем ненавистного ига персидского, украсителем Церкви и устроителем быта своих подданных, он дал своему бедствовавшему народу мир и тишину, и был известен также своей литературной деятельностью, как хороший ритор и славный поэт

Царевич Давид желал занять престол своего отца преждевременно. Грузинская знать ненавидела царя Александра II. Будучи недовольными его правлением, они свергли его и заключили в темницу (царь Александр отказался от престола в пользу сына и принял постриг в Алаверди), а на престол возвели сына его Давида, но последний положительно не умел править царством, и за него управляла славная Кетеван. Она усмирила знать, привела в порядок окончательно расстроенные дела Кахетинского царства, обеспечила благосостояние Церкви Христовой, возвратила ей утраченный мир, которого не было при царях Александре II и Давиде. Кроме того, она во все время правления своего особенно заботилась о построении храмов, устраивала больницы для страждущих и трапезы для нищих, вдов и сирот и оградила царство от внешних врагов.
После шестимесячного царствования Давид умер ( в 1602 году, молодой царь неожиданно скончался, оставив вдову с двумя детьми — сыном Теймуразом и дочерью Еленой). Престол остался свободным. Младший из четырех сыновей царя Александра, Георгий, по причине своей молодости не мог занять престол. Поэтому правление вновь досталось престарелому Александру, но и его царствование было недолгим.

Как только шах Ирана Абасс I узнал о кончине Давида и возвращении Александра на трон, приказал Константину-Мирзе, младшему сыну Александра, с малых лет воспитывающемуся при дворе шаха Абасса и принявшему ислам, отправиться в Кахети, убить отца своего и среднего брата Георгия и самому занять трон Кахетии.Шах Аббас, зная образ жизни Константина и его преданность персидскому престолу, сказал ему: «Отправляйся немедленно в Кахетию и убей престарелого отца твоего и молодого твоего брата Георгия, и займи престол их. Подданных же твоих всеми силами старайся обратить в магометанство».
Шах Аббас I

Шах Аббас испытывал великую неприязнь к Кахетинскому и Карталинскому царствам по той причине, что карталинский царь Луарсаб I в 1534 году положительно отказался быть в зависимости от его деда шаха Тамаза I и не допустил этого шаха подчинить себе Карталинское царство; а также потому, что Ираклий, третий сын царя Александра, поссорившись со своим семейством, уехал в Константинополь искать себе убежища при дворе султана турецкого. Поэтому-то безбожный шах Аббас I и хотел подчинить своему престолу оба царства — Карталинское и Кахетинское, дабы ему было удобнее вести войну с Турцией. Кроме того, шах боялся, что иверские царства войдут в состав России. Сейчас же ему предоставлялся удобный случай для достижения желаемой цели.

Нечестивый Константин, получив от шаха такое приказание, взял огромное войско и с ним двинулся из города Испагани в Кахетию, и о своем прибытии уведомил царя Александра. Старец, услышав о возвращении сына на родину и не подозревая о его коварных замыслах, отправился к нему навстречу с младшим своим сыном Георгием. Они встретились в энисельском городе Базаре; радости старца-царя и Георгия не было конца. Они славили и благодарили Бога, ниспославшего им такую милость. Увы! Увы! Отец и сын не подозревали, с чем пришел к ним окаянный Константин. Он поднес им богатые подарки и золотые ткани, посланные через него шахом, устраивал богатые пиры, угождал отцу и брату, тем временем бесстыдно готовя им погибель.

Однажды, когда они все вместе сидели в палатке, Константин сказал отцу и брату: «Имею к вам одно поручение от шаха, которое нужно передать вам секретно. И для сего прикажите всем выйти отсюда, чтобы кроме вас никто не знал этого». При царе Александре остались только его приближенные.Когда, по просьбе царя Александра, все присутствующие вышли, внезапно вбежали воины с обнаженными мечами в руках и с великим неистовством, словно дикие звери, изрубили на куски невинные жертвы бесчеловечности Константина: царя, царевича, сына Авеля и епископа Руставского.

Совершив преступление, Константин-Мирза велел отрубленные головы отца и брата, как драгоценнейший дар, отослать шаху Абассу, а обезглавленные тела отправил в Алаверди к царице Кетеван,положив тела убитых на верблюдов. Ужаснувшись злодеянию, царица, по грузинскому обычаю оплакав безвинных страдальцев, похоронила их в Алавердском соборе с великим торжеством.

Нечестивец, однако, посягнул на ее честное вдовство и попросил ее руки, пригрозив в случае отказа принуждением.Отправив к ней послов, он просил нечестивыми и окаянными устами своими святой ее руки. «Мужчина, — говорили послы Константина Кетеван, — по закону Магомета, по смерти своего брата может взять в супруги его жену, т.е. свою сноху. На основании этого правила Константин и желает, чтобы ты была его женой. Ты будешь опять царицей». Послы грозили от имени Константина, что, если она не согласится, то ее принудят силой.
Раба Христова, услышав, что Константин желает совершить такое беззаконие, удивилась и пришла в сильное смущение. Соблюдая после смерти своего супруга честное вдовство, она, подобно Анне, дочери Фануиловой, готовилась стать невестой одного Бессмертного Жениха. Поэтому она сказала послам: «Чтобы отнюдь не смел беззаконный убийца отца, брата и епископа видеться со мной! Мало ему совершенного им преступления: окаянный и нечестивый, он желает еще видеть меня, — никогда!»

Дав послам решительный отказ, мудрая вдова собрала всю знать кахетинскую и просила не допустить Константина до какого-нибудь беззакония по отношению к ней. Напомнив о совершенных им преступлениях, жертвами которых были его кровные родственники, она объявила, что нечестивый хочет истребить и весь царствующий дом Кахетии, а жителей обратить в проклятое магометанство.

После совета все знатные кахетинцы собрали своих воинов и выступили против отцеубийцы.

Константин, узнав о приближении грузинского войска, прежде всего посмотрел в гадательные книги, которые показали ему неблагополучный исход этого дела . Поэтому он не захотел выступать против грузин и намеревался возвратиться назад в город Базар со своими воинами, но было уже поздно. Воины Константина вынудили его встать во главе войска и выйти против их врагов, грузин-христиан.

Грузинское войско возглавляли знатные вельможи Давид, Тамаз и Бебур. Они, стоя перед рядами вражеских воинов, узнали отцеубийцу. Грузинское войско по данному сигналу стрелой бросилось на персов. Названные вельможи окружили Константина, пронзили его копьями и свалили с лошади, отрубили ему голову и обратили все персидское войско в постыдное бегство.

Когда царице подали голову отцеубийцы, Кетеван не обрадовалась погибели окаянного, но пролила за него слезы, оплакивая его горестную судьбу и бедственное положение его души в будущем веке.
Вместо того, чтобы тело скверного бросить на съедение собакам, чего тот и был достоин, она приказала похоронить нечестивого Константина-Мирзу с должным его происхождению почестями.

Кетеван похоронив нечестивого Константина-Мирзу с должным его происхождению почестями, отослала щедрые дары шаху Абассу и попросила утверждения на трон Кахетии законного наследника — её сына Теймураза,который находился в качестве заложника при персидском дворе.(Теймураз, будучи так долго при персидском дворе, сохранил веру своих отцов, веру православную.)

До получения ответа из Ирана заботу о царстве взяла на себя сама Кетеван. Шах Абасс, учитывая, что в случае его отказа Кахетия окончательно отторгнется от него и вместе с Картли примкнёт к злейшему врагу Ирана — Турции, немедленно с почестями и щедрыми дарами выслал в Грузию царевича Теймураза.

Кетевана (Кетеван) Кахетинская, царица — именины, даты памяти, иконы, молитвы.

Святая великомученица Кетевана происходила из царского рода Багратиони и была правнучкой царя Карталинского Константина (1469–1505). Став супругой Давида, наследника царя Кахетинского Александра II (1577–1605), она сама правила царством. Глубокое благочестие царицы проявилось в особенном попечении о нуждах Грузинской Церкви, в построении храмов, приютов и странноприимных домов. После смерти мужа святая Кетевана поселилась в уединении.

Брат ее мужа Константин (прозванный Окаянным) принял магометанство и по наущению шаха Аббаса I подослал убийц к престарелому отцу, царю Александру II, и брату его Георгию. Совершив преступление, Константин велел положить тела убитых на верблюдов и отправить их к царице Кетеване. Ужаснувшись злодеянию, царица оплакала безвинных страдальцев и похоронила их в Алавердском соборе. Нечестивец, однако, посягнул на ее честное вдовство и попросил ее руки, пригрозив в случае отказа принуждением.

Царица Кетевана собрала кахетинцев и выступила против Константина, разбила вероотступника и нечестивца. Он нашел бесславную смерть со множеством персидского войска. Под мудрым правлением царицы Кетеваны в Кахетии водворились мир и справедливость. Шах Аббас I возвратил ей сына Теймураза, который хотя и жил несколько лет при его дворе в качестве заложника, но сохранил православную веру в чистоте. Впоследствии шах Аббас, угрожая Грузии опустошением, принудил кахетинских феодалов к выдаче знатных заложников. В их числе по добровольному согласию оказалась и царица Кетевана. Желая отвратить беды от грузинского народа и Святой Церкви, она прибыла в Испагань. Шах Аббас предложил благоверной царице принять магометанство, но получил решительный отказ. Тогда царица Кетевана была брошена в темницу, где провела десять лет, исполненных мучительными страданиями. Ни пакости от персидских придворных, ни хитрые предложения шаха возвести ее в царицы персидского государства, ни предлагаемые ей великие сокровища, ни прошения и моления придворных и персидской знати пощадить себя, произнеся лишь одно хульное слово на Христа, – ничто не могло поколебать страдалицы Христовой. Ее пытали раскаленными клещами, повесив крестообразно на дереве. На голову святой мученицы надели раскаленный докрасна железный котел. Густой дым от загоревшихся волос и всей головы поднялся вверх, и блаженная мученица предала Богу святую свою душу 13 сентября 1624 года.

Три светлых столпа, опустившиеся на тело святой Кетеваны, знаменовали ее духовную победу. Мощи святой царицы Кетеваны были перенесены в Рим, в собор святого апостола Петра, монахами Августинского ордена, бывшими свидетелями ее исповеднического подвига. Части мощей (честная глава и правая рука мученицы) были переданы августинскими монахами царю Теймуразу I и положены под престолом Алавердского собора святого великомученика Георгия в Кахетии. Католикос-патриарх Захария (1613–1630) причислил великомученицу к лику святых и установил ее память 13 сентября.

Святая Великомученица Кетеван — царица Кахетинская

Святая Кетеван (Ее «Мученичество» было написано св. Космой Мравалмтским) жила в то время, когда Грузия разрывалась между двумя сильными враждующими соседями: Османской империей и Персией при шахе Аббасе Великом (1587–1629). Даже грузинская царская семья разделилась из-за политических разногласий. Одни князья воспитывались в Персии, другие – в Турции. Этим были обусловлены и их предпочтения, часто шедшие вразрез с интересами родины.

Святая Великомученицы Кетеван — царица Кахетинская

Княжна Кетеван, происходившая из картлийской царской семьи Багратидов, вышла замуж за Давида, старшего сына царя Кахетии (Юго-восток Кавказа) Александра II. Царствование Давида было непродолжительным. Он умер в 1601 году, оставив сына Теймураза, которого ожидало блестящее будущее. Его отправили к персидскому двору для получения наилучшего образования.

Святая Великомученицы Кетеван — царица Кахетинская

Брат покойного царя Давида, Константин, был человеком низменной души и амбициозным: будучи в Персии, он обратился в ислам и стал шиитом. По наущению шаха Аббаса он убил собственного отца, Александра, и своего младшего брата, Георгия, чтобы править в Кахетии единолично. Совершив эти злодеяния, он предложил Кетеван разделить с ним трон. Отказавшись от низкой сделки, благочестивая царица собрала войско против предателя, и в сражении Константин был убит.

В 1606 году юный Теймураз вернулся из Персии и был коронован. Его сосед, картлийский царь Луарсаб II, был с ним в самых лучших отношениях – их объединяла крепкая вера во Христа.

Шах Аббас постоянно интриговал против грузинских христианских царей. В 1614 году он пошел войной на их царства, истребляя и уводя в плен жителей, оскверняя церкви и собственными руками уничтожая кресты и иконы. Луарсаб и Теймураз бежали к царю Имеретии (Западная Грузия) Георгию II, который отказался выдать их персам. Тем не менее, коварный шах Аббас захватил Луарсаба хитростью и заточил в крепости города Шираза, где в 1622 году он был задушен после долгих мучений (Церковь чтит его святую память 21 июня. Вместе с ним поминается св. царь Арчил II (668–718), также претерпевший мученичество ради сохранения христианской веры своего народа).

Чтобы расправиться с Теймуразом, шах Аббас в 1615 году захватил территорию Ганджи. Царица Кетеван, мать несчастного царя, отправилась тогда к персидскому двору со своими маленькими внуками, Леваном и Александром, чтобы убедить шаха пощадить Грузию. Шах Аббас согласился при условии, что царевичи останутся в Персии. Впоследствии он приказал их оскопить, от чего старший умер (1620), а младший сошел с ума.

Несчастная царица Кетеван отвергла предложение шаха выйти за него замуж и была брошена в заточение. Десять лет она проводила в заключении подвижническую жизнь, приготовляя себя к мученической кончине. Отказавшись перейти в ислам, святая Кетеван претерпела страшные мучения. Ее тело раздирали раскаленными крюками и вертелами, но перед каждой пыткой она осеняла себя крестным знамением и произносила: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Наконец ей надели на голову чан с горящими углями, причинявшими ужасную боль. Затем палачи убили ее, задушив тетивой. Этот славный мученический подвиг совершился в Ширазе 22 сентября 1624 года.

Великомученица Кетеван

Останки мученицы были следующей ночью похищены свидетелями пыток святой Кетеван — португальскими миссионерами-августинцами, которые скрывали их в течение трёх лет и в 1627 г., наконец, доставили в индийский город Гоа, где захоронили в часовне католического монастыря Святого Августина.

Руины августинского монастыря в Гоа, где были обнаружены мощи святой великомученицы Кетеван на картах Гугл

Фрагменты мощей были также переданы ими сыну Кетеван, царю Теймуразу I, который заложил их под алтарь в соборе Алаверди, и отвезены в Рим. Тогда же Грузинская Православная Церковь канонизировала царицу Кетеван, причислив её к лику великомучеников. Оставшиеся мощи отправили в Рим и положили в усыпальнице святого апостола Петра.

Фрагмент изображения святой Кетеван с фрески собора Эн-Грасиа

Останки Кетеван были вновь обнаружены при проведении раскопок в монастыре Святого Августина в Гоа (саркофаг лежал в нише монастырской часовни, но после обрушения монастыря упал и разбился, мощи были найдены рядом с ним).

В настоящее время проведён ДНК-анализ мощей, но по-прежнему необходим ДНК-анализ той части мощей, которая находится в Грузии, для того чтобы можно было с уверенностью сказать, что эти фрагменты действительно принадлежат Кетеван.

Царица Кетеван — героиня ряда произведений как грузинских (в том числе написанных её сыном Теймуразом), так и европейских авторов.

В Лиссабоне в соборе Дэ-Грасиа (Эн-Грасиа) находится 9-метровая фреска, изображающая сцену мученичества царицы Кетеван. Возможно, скоро эту фреску привезут в Грузию. Эта мозаика была создана по рассказам португальского миссионера о. Амбросия Душ Анжуша, присутствовавшего при последних минутах царицы. Мозайка выполнена в голубом цвете. Сверху идет надпись: «Достойная царица Грузии Гативанда. Замучена в Персии в городе Ширазе 22 сентября 1624 г.».

Фрагмент с мученичеством Кетеван на фреске в Лиссабоне

 

Панорама в католическом соборе Эн-Грасиа, который ныне называется национальным пантеоном (Лиссабон)

 

 

 

Просмотры (173)

Святая великомученица Кетеван, царица Кахетинская (память 26 сентября)

Святая Кетеванжила в то время, когда Грузия разрывалась между двумя сильными враждующими соседями: Османской империей и Персией при шахе Аббасе Великом (1587–1629). Даже грузинская царская семья разделилась из-за политических разногласий. Одни князья воспитывались в Персии, другие – в Турции. Этим были обусловлены и их предпочтения, часто шедшие вразрез с интересами родины.

Княжна Кетеван, происходившая из картлийской царской семьи Багратидов, вышла замуж за Давида, старшего сына царя Кахетии  Александра II. Царствование Давида было непродолжительным. Он умер в 1601 году, оставив сына Теймураза, которого ожидало блестящее будущее. Его отправили к персидскому двору для получения наилучшего образования.

Брат покойного царя Давида, Константин, был человеком низменной души и амбициозным: будучи в Персии, он обратился в ислам и стал шиитом. По наущению шаха Аббаса он убил собственного отца, Александра, и своего младшего брата, Георгия, чтобы править в Кахетии единолично. Совершив эти злодеяния, он предложил Кетеван разделить с ним трон. Отказавшись от низкой сделки, благочестивая царица собрала войско против предателя, и в сражении Константин был убит. 

Шах Аббас постоянно интриговал против грузинских христианских царей. В 1614 году он пошел войной на их царства, истребляя и уводя в плен жителей, оскверняя церкви и собственными руками уничтожая кресты и иконы. Луарсаб и Теймураз бежали к царю Имеретии Георгию II, который отказался выдать их персам. Тем не менее, коварный шах Аббас захватил Луарсаба хитростью и заточил в крепости города Шираза, где в 1622 году он был задушен после долгих мучений.

Чтобы расправиться с Теймуразом, шах Аббас в 1615 году захватил территорию Ганджи. Царица Кетеван, мать несчастного царя, отправилась тогда к персидскому двору со своими маленькими внуками, Леваном и Александром, чтобы убедить шаха пощадить Грузию. Шах Аббас согласился при условии, что царевичи останутся в Персии. Впоследствии он приказал их оскопить, от чего старший умер (1620), а младший сошел с ума.

Несчастная царица Кетеван отвергла предложение шаха выйти за него замуж и была брошена в заточение. Десять лет она проводила в заключении подвижническую жизнь, приготовляя себя к мученической кончине. Отказавшись перейти в ислам, святая Кетеван претерпела страшные мучения. Ее тело раздирали раскаленными крюками и вертелами, но перед каждой пыткой она осеняла себя крестным знамением и произносила: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Наконец ей надели на голову чан с горящими углями, причинявшими ужасную боль. Затем палачи убили ее, задушив тетивой. Этот славный мученический подвиг совершился в Ширазе 22 сентября 1624 года.

По преданию, с неба спустились три столпа света и стояли над телом святой Кетеван. Оно было выброшено в городскую сточную яму, но ночью пришли христиане и забрали его, чтобы достойно похоронить. Через год католические монахи нашли могилу святой Кетеван и тело и часть мощей перенесли в Рим в собор святого Петра , а другую часть мощей и   главу её отдали Теймуразу, снова взошедшему на трон. Драгоценная святыня была положена в церкви святого Георгия в Алаверди, где она почитается до наших дней.

Недалеко от грузинского села Алаверди, расположенного в Ахметском районе (вблизи города Ахмета в 100 км. от Тбилиси в сторону Чечни), находится мужской монастырь Алаверди святого Георгия, основанный в VI веке.

Само слово «Алаверди» дословно переводится, как «дарованный богом».

Давным–давно, в начале XI века, царь Квирике — Кахи на том месте, где стояла небольшая церковь Святого Георгия, возвел великолепный кафедральный собор, который считается и по настоящее время одним из крупнейших соборов в Грузии. Изумительная церковь Святого Георгия была основана известной личностью — Иосифом Алавердели, одним из 13 каппадокийских отцов, который основал грузинское монашество.

Придя в Грузию со своим учителем, святым Иоанном Задазнийским, Иосиф Алавердели благополучно остался в Кахетии в совершенно бесплодной и безлюдной Алавердской степи, где вёл жизнь аскета. Его духовная сила была настолько велика, что его обходили стороной даже дикие звери, а красивые степные лани постоянно посещали его и нередко питали его своим чудодейственным молоком.

Однажды, один из знатных кахетинских вельмож во время охоты оказался в бескрайней Алавердской степи. Он был так сильно поражен, когда увидел святого Иосифа, что решил остаться с ним и дал обет Иосифу непременно воздвигнуть величественный храм в полюбившейся Алавердской пустыне, что впоследствии и сделал: заложил фундамент потрясающего Алавердского монастыря.

Чуть позже местное люди узнали о пребывании святого старца в Алаверди. Туда устремились толпы народа, чтобы воочию увидеть его и реально услышать назидания и удивительные проповеди старца. Большинство из тех, кого чрезвычайно привлекала  строгая жизнь монаха–пустынника, чудотворения и безграничная любовь старца, с ним оставались здесь. Число пустынников постепенно увеличилось, и образовалась достаточно большая община. Первым добродетельным настоятелем этой братии и был Иосиф Алавердский, который с большой отеческой любовью заботился о братии созданного монастыря и о всестороннем  духовном просвещении всей Кахетии. С крестом в руках, Святой Иосиф часто оставляя родное монастырское уединение, отправлялся в разные стороны на проповедь Слова Божия.

В 570 году Иосиф скончался и погребен был здесь же, в храме святого Георгия в Алаверди. На месте старого храма в IХ веке был успешно воздвигнут потрясающий Алавердский собор, в котором, непосредственно слева от превосходного алтаря, у самой его северной стены, под спудом блаженно покоится тело святителя Иосифа. Множество чудотворений происходит на скромной могиле преподобного старца и по, сей день.

Великолепный монастырь Алаверди сразу же стал в Кахетии главным храмом — там была одна из внушительных епархий в Грузии. Не раз, из–за вражеских набегов Алаверди претерпевал сильные разрушения.

Алаверди, изначально был сугубо  мужским монастырем, чрезвычайно мощным очагом рукописной и просветительской  деятельности, здесь в разное время плодотворно работали очень известные грузинские каллиграфы и писатели.

Здесь в  XVII–XVIII столетиях долгое время функционировала женская обитель, где благополучно проживали знатные особы царского рода, реально принявшие иночество. Собор с  XI века был и блаженным местом погребения кахетинских царей. Как говорят, здесь же захоронены, когда–то  привезенные в Кахетию мужественными монахами–августинцами святые мощи царицы Кетеван.

В головах некоторых людей бывает путаница, связанная с тем, что в Северной Армении есть одноименный город и рядом монастырь Санаин, который иногда ошибочно называют «монастырем Алаверди». По этой же причине к грузинскому храму часто прилагают название «Алаверды», которое представляет собой устаревшее название вышеупомянутого армянского города.

Сейчас монастырь стоит прямо у трассы и представляет собой периметр стен, внутри которого находится собор Святого Георгия, жилые постройки и винохранилище. В настоящее время   основная територия закрыта для посещения, а подойти можно только к собору с западной стороны. Собор находится в 20 километрах от центра Телави и в 17 от Ахметы. При этом он находитсяв стороне от основных трасс — например, в 9 километрах от трассы Телави — Ахмета. Это несколько усложняет попадание. Автостопом добраться легко, на машине тоже, а вот автобусами несколько сложнее.

МОЛИТВА

Освети душу мою, многими грехми потемненную, утверди и настави мя, благоухание райское, похвало и украшение иверское, приведи мя молитвами твоими и всесильным ходатайством ко Престолу Отца Небеснаго, немощных чад своих любящаго, и соделай мя, о чадолюбивая мати, гражданином Горняго Иерусалима! Раствори чашу горестей моих утешением небесным и приими от мене, свете очей моих и радосте души моея, сладкопение сие: Радуйся, жемчугом небесным благодати Божией украшенная; радуйся, крепкая заступнице и ходатаице народа твоего! Радуйся, всем падшим быстрое услышание и подаяние помощи; радуйся, царице, за пресладкое имя Господа Иисуса в темнице заключенная! Радуйся, закона и обычая Магометова посрамительнице; радуйся, уничтожительнице коварных замыслов христоборцев! Радуйся, подобно Ангелу ко Престолу Жениха твоего возлетевшая; радуйся, сожительнице небожителей! Радуйся, розо райская, Церковь Православную благоухающая; радуйся, каменю драгий, украшаяй корону и престол иверский! Радуйся, порфиро златая, похваление царей и народа иверскаго; радуйся, души моея утешение! Радуйся, пресладкая надеждо моя на спасение; радуйся, юности моея украшение! Радуйся, освящение старости моея; радуйся, сопутнице души моея посреде горьких воздушных мытарств! Радуйся, сладкоименитая Кетевань, великая заступнице и скорая помощнице!

Святая великомученица царица Кетеван († 1624) / Православие. Com

Святая великомученица царица Кетеван

Святая царица Кетеван была дочерью выдающегося правителя Ашотана Мухран-Батони. королевская семья Багратиони. Умная и набожная Кетеван была замужем за князем Давидом, наследником престола Кахетии. У отца Давида, короля Александра II (1574–1605), было еще два сына, Георгий и Константин, но по закону трон принадлежал Давиду.Константин принял ислам и вырос при дворе персидского шаха Аббаса I.

Через несколько лет после свадьбы Давида и Кетевана царь Александр ушел с престола и был пострижен в монахи в Алаверди. Но через четыре месяца, в 1602 году, молодой царь Давид внезапно скончался. У него остались жена Кетеван и двое детей — сын Теймураз и дочь Елена — и его отец снова взошел на престол.

Услышав о смерти Давида и возвращении Александра на царский престол, шах Аббас приказал младшему сыну Александра, Константину-Мирзе, отправиться в Кахетию, убить своего отца и среднего брата Георгия и захватить трон Кахетии.

По указанию Константин-Мирза обезглавил своего отца и брата, а затем отправил их головы, как драгоценный дар, шаху Аббасу. Их обезглавленные тела он отправил в Алаверди. [1] Овдовевшая царица Кетеван была оставлена ​​хоронить своего тестя и зятя.

Но Константин-Мирза все же остался недоволен, и он предложил взять в жены царицу Кетеван. Возмущенные его предложением, дворяне Кахети восстали и убили молодого человека, который совершил отцеубийство и осквернил его Веру и престол.Похоронив нечестивого Константина-Мирзу с честью, подобающей его царскому происхождению, Кетеван послала шаху Аббасу щедрые дары и потребовала, чтобы он провозгласил ее сына, Теймураза, законным наследником престола. Пока она ждала его ответа, Кетеван взяла на себя личную ответственность за правление Кахетии.

Обеспокоенный тем, что, если он откажется от этой просьбы, Кахети насильно отделится от него и объединится с Картли, шах Аббас поспешно отправил князя Теймураза в Грузию, нагруженную огромными богатствами.

В 1614 году шах Аббас сообщил королю Теймуразу, что его сын будет взят в заложники, и Теймураз был вынужден отправить своего маленького сына Александра и его мать Кетеван в Персию. В качестве последней попытки разделить королевскую семью Кахетии шах Аббас потребовал, чтобы к нему привели старшего князя Левана, и в конце концов он вызвал самого короля Теймураза.

Намерения шаха были ясны: удержать всю королевскую семью в Персии и послать своих наместников править в Кахети.Он также стремился устранить царя Картли Луарсаба II, но Теймураз и Луарсаб согласились атаковать персидскую армию объединенными силами и изгнать врага из Грузии.

Шах Аббас отправил своих заложников, царицу Кетеван и ее внуков, в глубь Персии, а сам совершил нападение на Кахетию. Огнем и мечом безбожный правитель разграбил всю Грузию.

Королевский дворец был разрушен, церкви и монастыри были разрушены, а целые деревни были заброшены.По приказу шаха более трехсот тысяч грузин были сосланы в Персию, а их дома заняли тюркские племена из Средней Азии. В Грузии царили голод и насилие.

Побежденные грузинские цари Теймураз и Луарсаб искали убежища у Имеретинского царя Георгия III.

После пяти лет изгнания в Шираз (Персия) князья Александр и Леван были отделены от Кетевана и кастрированы в Исфахане. Александр не выдержал страданий и умер, а Леван сошел с ума.

Святая Кетеван тем временем оставалась пленницей правителя юго-восточной Персии, этнического грузинского имама Кули-хана Ундиладзе, который с большим уважением относился к овдовевшей царице Кахетии. По его приказу, Кетеван не должна была узнавать судьбу своих внуков.

Царица Кетеван провела десять лет в тюрьме, изо всех сил молясь за Родину и близких и соблюдая строгий аскетический режим. Постоянный пост, молитва и каменная постель истощили ее ранее изнеженное тело, но духом она была мужественна и полна жизненных сил.Она заботилась о тех, кого она опекала, и наставляла их в духовной жизни.

Через некоторое время Аббас решил обратить Кетеван в ислам и объявил о своем намерении жениться на ней. Он попросил передать ей его предложение в тот же день, когда ей сообщили о судьбе ее внуков. В качестве условия их брака Аббас настоял, чтобы Кетеван отреклась от христианской веры и обратилась в ислам. В случае ее согласия Имам Кули-Хан должен был уважать и почитать ее как королеву, а в случае ее отказа подвергнуть ее публичным пыткам.Встревоженный имам умолял царицу подчиниться воле шаха и спастись, но царица твердо отказалась и начала готовиться к своему мученическому кончине. [2]

Царица Кетеван облачилась в праздничные одежды и вышла на людную площадь. Ее преследователи подвергли ее неописуемым мучениям: они поместили ей на голову раскаленный медный котел, разорвали ей грудь нагретыми щипцами, проткнули ее тело светящимися копьями, оторвали ей ногти, прибили к позвоночнику доску и наконец раскололи лоб раскаленной лопатой.

Душа святой Кетеван покинула ее тело, и ее изуродованное тело палачи бросили на произвол судьбы. Но Господь Бог послал чудо: ее святые мощи озарились лучезарным светом.

Группа французских отцов-миссионеров-августинцев, ставших свидетелями бесчеловечных пыток, завернула тело царицы Кетеван в белье, благоуханное миррой и ладаном, и похоронила его в католическом монастыре.

Через некоторое время святые мощи великомученицы Кетеван были доставлены ее сыну Теймуразу, царю Кахети.

Теймураз горько оплакивал свою мать и сыновей и с большой честью похоронил мощи в соборе Святого Георгия в Алаверди.

Жаждущий святого желания ты претерпел множество ран, претерпел бесчисленные пытки и отрекся от земного величия, чтобы приблизиться к Царству Небесному. О, трижды блаженная Кетеван, моли Христа Бога помиловать души наши!

.

Ketevan el mártir — Кетеван мученица

Рейна де Кахети (ок. 1560-1624)

Para otras personas con el mismo nombre, консул Кетеван.

Рейна де Кахети

Кетеван эль-Мартир (georgiano: ქეთევან წამებული, ketevan tsamebuli ) (ок. 1560-13 сентября сентября 1624 г.) fue una reina de Kakheti, un reino en el este de Georgia. Fue regente de Kakheti durante la minoría de su hijo Teimuraz I de Kakheti de 1605 a 1614. Fue asesinada en Shiraz, Irán, después de пролонгадас тортурас пор parte de los soberanos safavid de Georgia por negarse, оставив обращенный к христианскому исламу.

Vida

Кетеван насио дель принсипе Ашотан де Мухрани (Багратиони) и se casó con el príncipe David de Kakheti, el futuro David I, rey de Kakheti de 1601 a 1602.

Después de la muerte de David, se dedicó a la construcción Religiosa y la caridad. Sin embargo, cuando el hermano de David, Constantino I, mató a su padre reinante, Alejandro II, y usurpó la corona con el apoyo iraní safavid en 1605, Ketevan reunió a los nobles de kakhetian contra el partricidio y derrotó a la fuerza leal de Константино.El usurpador murió en batalla. Según el oficial y cronista de Safavid, Fażli Ḵuzāni, Ketevan mostró una misericordia característica hacia los seguidores supervivientes de Constantine y sus oficiales de Qizilbash. Ella ordenó que los soldados противником heridos fueran tratados en conscuencia y aceptados en el servicio si lo deseaban. Los comerciantes musulmanes, que sufrieron en la guerra, fueron Compensados ​​y puestos en libertad. Ketevan hizo que el cuerpo de Constantine descansara y lo enviara a Ardebil.

Después del levantamiento negoció con Shah Abbas I de Irán, que era el soberano de Georgia, para confirmar a su hijo menor de edad, Teimuraz I, como rey de Kakheti, mientras ella asumía la función de regente.

В 1614 году, enviada por Teimuraz como negociadora a Shah Abbas, Ketevan se entregó efectivamente como rehén honoraria en un intento fallido de evitar que Kakheti fuera atacada por los ejércitos iraníes. Fue retenida en Shiraz durante varios años hasta que Abbas I, en un acto de venganza por la obstinación de Teimuraz, ordenó a la reina que renunciara al cristianismo y, ante su negativa, la hizo cakeurar hasta la muerte con tenazas al 1624 .

Porciones de sus reliquias fueron llevadas clandestinamente por los misioneros católicos portugueses de San Agustín, testigos presenciales de su martirio, a Georgia, donde fueron enterrados en el Monasterio Alaverdi. Se dice que el resto de sus restos fue enterrado en la Iglesia de San Agustín en Goa, Индия. Después de varias Expediciones a Goa en el siglo XXI para buscar los restos, se cree que fueron encontrados a finales de 2013.

Сантидад

La reina Ketevan fue canonizada por el Patriarca Zachary de Georgia (1613–1630), y el 13 de septiembre (соответствует 26 сентября в календаре gregoriano moderno) fue instituido por la Iglesia Ortodoxa de Georgia como el día de su conmemoración.

El relato del martirio de Ketevan relatado por los misioneros agustinos fue explotado por su hijo, Teimuraz, en su poema El libro y la pasión de la reina Ketevan (წიგნი და წამება ქეთევან დედოფლისა, ts’igni kete ts’ameba dedoplisa ; 1625) así como del autor alemán Andreas Gryphius en su tragedia clásica Catharina von Georgien (1657). El monje georgiano Grigol Dodorkeli- Vakhvakhishvili del monasterio David Gareja fue otro autor casi contemporáneo cuyos escritos, una obra hagiográfica y varios himnos, se centran en la vida y el martirio de Ketevan.Поэта escocés Уильям Форсайт compuso el poema El martirio de Kelavane (1861), basado en el relato de Jean Chardin sobre la muerte de Ketevan.

Reliquias y hallazgos arqueológicos

Реплика-де-ла-Реликвия де ла Рейна Санкт-Кетеван в Гоа.

Важная информация о королеве Кетеван для эль-пуэбло-георгиано на острове Гоа, где находятся реликвии, расположенные в последние дни, особенно в Гоа. Начиная с 1989 года, различные делегаты процедуры в Джорджии хан трабахадо хунто кон эль Servicio Arqueológico де ла Индии пара tratar де локализованный лазури Кетеван дантро де лас руинас дель конвенто Агустино де Нуэстра Сеньора де Грасиа, в Старом Гоа, Гоа.Estos esfuerzos se vieron frustrados porque los equipos no pudieron интерпретировать правильные документы, португальские, que proporcionaron histas sobre el lugar de enterramiento de Ketevan.

Estas fuentes históricas afirmaron que los fragmentos de huesos de la palma y el brazo de Ketevan se guardaban dentro de una urna de piedra debajo de una ventana específica dentro de la Capilla Capitular del convento agustino. En mayo de 2004, la Capilla del Capítulo y la ventana mencionadas en las fuentes fueron encontradas durante un trabajo de colaboración entre el arquitecto portugués y ciudadano de ultramar de la India Сидх Лоса Мендиратта и эль-Археологический круг обзора Индии momento en que Nizammudin Taher era arqueólogo superintendente).Aunque faltaba la urna de piedra, su piedra de remate y varios fragmentos de hueso se encontraron cerca de la ventana mencionada en las fuentes portuguesas.

Эль-доктор Нирадж Рай, Манвендра Сингх и эль-доктор Гианешвер Чаубей дель CSIR-Центр клеточной и молекулярной биологии, Хайдарабад, Индия llevaron a cabo un análisis de ADN antiguo en estos restos óseos humanos excados en el convento de San Agustín mediante secuenciación y genotipado de la mitocondria ADN. Lasvestigaciones de los restos revelaron un haplogrupo U1b de ADNmt inusual, que está ausente en la India, pero está presente en Georgia y las регионы вокруг.Dado que el análisis genético corrobora la Evidencia arqueológica y literaria, вероятно, que el hueso excado pertenezca a la reina Ketevan de Georgia. Sin embargo, es importante tener en cuenta que los fragmentos de huesos de palma y brazo de Ketevan se guardaron en la misma urna que los restos completetos de dos misioneros europeos, fray Jerónimo da Cruz y fraile Guilherme de Santo Agostinho. Por lo tanto, sería критически важная детерминантная el sexo y el tipo de hueso de los fragmentos analizados para tener resultados closedyentes.Según un artículo del periódico Монетный двор в воскресенье в Индии, pruebas adicionales confirmaron que el hueso U1b provénía de una mujer. Por lo tanto, en 2013, se estableció que el hueso encontrado en dos piezas en 2005 era consistente con ser de una mujer georgiana «. .

Ссылки

Fuentes generales
Notas

.

Кетеван Мартире — Кетеван мученица

Per le altre persone con lo stesso nome, Веди Кетеван.

Кетеван Мартире (georgiano: ქეთევან წამებული, Ketevan tsamebuli ) (. C 1560-13 settembre, 1624) эпоха королевы Кахетии, un regno nella parte orientale della Georgia. È stata uccisa в Ширазе, Иран, допустимо пытки распространить да часть деи Сефевидов сюзерен делла Джорджия для того, чтобы быть ринунсиаром аль кристиана федерации и преобразователями всего ислама.

Вита

Кетеван является натальным представителем Ашотана ди Мухрани (Багратиони) и спозом принца Давида ди Кахети, футуро Давида I, Кахетии с 1601 по 1602 год.Dopo la morte di David, Ketevan impegnati in edificio Religioso e di carità. Tuttavia, quando il fratello di David Costantino I ha ucciso suo padre in carica, Alessandro II, e usurpato la corona con l ‘safavide sostegno iraniano nel 1605, Ketevan radunato i nobili kakhetiani contro il parricidio e instradatoza lera. L’usurpatore è morto in battaglia. Secondo il funzionario safavide e cronista, Fazli Lužani, Ketevan имеет наиболее характерные черты misericordia ai sostenitori superstiti di Costantino ei suoi Qizilbash ufficiali.Ha ordinato che i soldati nemici feriti essere trattati di consguenza e accept in servizio, se lo desideravano. I mercanti musulmani, che hanno sofferto durante la guerra, sono statipensati e liberati. Кетеван проследила за тем, чтобы корпорация Costantino отправлялась обратно в Ардебиль.

Dopo la rivolta ha negoziato con Shah Abbas I dell’Iran che era il sovrano sulla Georgia, per confermare il figlio minorenne, Teimuraz io, come re di Kakheti, mentre lei ha assunto la funzione di un reggente.

Nel 1614, inviato da Teimuraz come un goziatore a Shah Abbas, Ketevan efficace si arrese in ostaggio honoris causa in un tentativo fallito di evitare che Kakheti di essere attaccato dagli eserciti iraniani. Lei si è tenuto a Shiraz per diversi anni fino a quando Abbas I, in un atto di vendetta per la riluttanza di Teimuraz, ha ordinato la regina di rinunciare il cristianesimo, e sul suo rifiuto, l’aveva cakeurato a morte con tenaglie roventi 1624. Parti del le sue reliquie furono clandestinamente prese dai Sant’Agostino portoghesi cattolici missionari, testimoni oculari del suo martirio, в Джорджии dove sono stati sepolti presso il Monastero di Alaverdi.Il resto dei suoi resti sono stati ha detto di essere stato sepolto presso la Chiesa di Sant’Agostino a Goa, in India. Разнообразные поездки в Гоа на 21 ° secolo per cercare i resti, si credeva che si trovano alla fine del 2013.

Регина Кетеван — каноницкая патриарха Захарии делла Джорджия (1613–1630), и 13 дней (соответствует 26 сентября в современном календаре Грегориано) — это статуя в честь Кьезы ортодосса Джорджии, ставшей еще более совершенной.

Il racconto del martirio di Ketevan riferito da missionari Agostiniani sono stati sfruttati dal figlio, Teimuraz, nel suo poema Il Libro e la passione della regina Ketevan (წამება, ts’doigni ; 1625), così come dal tedesco autore Andreas Gryphius nella sua tragedia classica Katharine von Georgia (1657). Il monaco georgiano Grigol Dodorkeli- Vakhvakhishvili del monastero di David Gareja era un altro autore quasi contemporanea i cui scritti, un’opera agiografica, nonché diversi inni, концентратши sulla vita и il martirio di Ketevan.Поэта Уильяма Форсайта сочиняет стихотворение «Мартирио Келаване » (1861), основанное на Жана Шардене и его смерти Кетеван.

Cimeli e reperti archeologici

La Scena del Martirio della Regina Ketevan. Un affresco presso il Convento da Graça, Лиссабона.

Импорт королевы Кетеван для пополо георгианского портала и реликвии «какча» на корсо дельи последнего десятилетия, в частности, в Гоа. В 1989 году, различные делегаты проверен в Джорджии, проведенные в рамках Обзора Индии для индивидуального ухода за гробницей Кетевана, во всех внутренних делах монастыря Мадонны делле Грацие, Старый Гоа, Гоа.Эти статистические данные используются для того, чтобы отряды эрано были интерпретированы правильно и документально, которые были созданы, чтобы использовать их в отдельном помещении Кетевана.

Queste fonti storiche dichiarato che palme e osso del braccio frammenti di Ketevan sono stati mantenuti all’interno di un’urna di pietra sotto una finestra specifica all’interno della Cappella Capitolo del Convento Agstiniano. Nel maggio 2004, la Cappella Capitolo e la finestra di cui le fonti sono stati trovati nel corso di un lavoro di coaborazione tra portoghese e oltremare cittadino dell’India architetto Sidh Losa Mendiratta e la Survey of India, Goa-Cerchio ( Низаммудин Тахер эпохи archeologo sovrintendente).Anche se l’urna di pietra in sé mancava, la sua pietra di coping e un certo numero di frammenti ossei sono stati trovati vicino alla finestra citato nelle fonti portoghesi.

Д-р Нирадж Рай, Манвендра Сингх и др. Гианешвер Чаубей дель CSIR-Centro per la Biologia Cellulare e Molecolare, Хайдарабад, Индия Эффективный анализ ДНК-антибиотиков, как в случае восстановления, так и в уманском сообществе для создания ДНК-архива с геномной последовательностью . Le indagini hanno rivelato i resti di un insolito mtDNA aplogruppo U1B, который был признан в Индии, присутствовал в Грузии и в других регионах.Dal momento Che l’analisi Genetica Corrobora Testimonianze archeologiche e letterarie, вероятно, что L’osso scavato appartiene alla Regina Кетеван делла Джорджия. Туттавия, очень важная вещь, которую мы возьмем на ладонь и оссо дель браччо фраменти ди Кетеван, когда я нахожусь в полном составе европейской миссии, брат Херонимо да Крус и брат Гильерме де Санто Агостиньо. Pertanto, sarebbe fondamentale для определения того, что сессия и ее роды из ossa dei frammenti testati al fine di avere risultati итоги.Secondo una storia in Mint dell’India di Domenica giornale, «ulteriori test hanno confermato che l’osso U1B proofiv da una donna. Così, nel 2013, is stato stabilito che l’osso si trovano in due pezzi nel 2005 era coerente con l ‘essere da una donna georgiana «.

Реплика реликвии королевы Святой Кетеван в Гоа

Риферименти

fonti generali
Gli appunti

.

определение кетевана мученика и синонимов кетевана мученика (английский)

кетеван мученик: определение кетеван мученик и синонимы кетеван мученик (английский)

арабский
болгарский
китайский язык
хорватский
Чешский
Датский
нидерландский язык
английский
эстонский
Финский
французский язык
Немецкий
Греческий
иврит
хинди
Венгерский
исландский
индонезийский
Итальянский
Японский
Корейский
латышский язык
Литовский
Малагасийский
норвежский язык
Персидский
Польский
португальский
румынский
русский
сербский
словацкий
словенский
испанский язык
Шведский
Тайский
турецкий
вьетнамский

арабский
болгарский
китайский язык
хорватский
Чешский
Датский
нидерландский язык
английский
эстонский
Финский
французский язык
Немецкий
Греческий
иврит
хинди
Венгерский
исландский
индонезийский
Итальянский
Японский
Корейский
латышский язык
Литовский
Малагасийский
норвежский язык
Персидский
Польский
португальский
румынский
русский
сербский
словацкий
словенский
испанский язык
Шведский
Тайский
турецкий
вьетнамский

содержание сенсагента

  • определения
  • синонимы
  • антонимы
  • энциклопедия

Решение для веб-мастеров

Александрия

Всплывающее окно с информацией (полное содержание Sensagent), вызываемое двойным щелчком по любому слову на вашей веб-странице.Предоставьте контекстные объяснения и перевод с вашего сайта !

Попробуйте здесь или получите код

SensagentBox

С помощью SensagentBox посетители вашего сайта могут получить доступ к надежной информации на более чем 5 миллионах страниц, предоставленных Sensagent.com. Выберите дизайн, который подходит вашему сайту.

Бизнес-решение

Улучшите содержание своего сайта

Добавьте новый контент на свой сайт из Sensagent by XML.

Сканирует продукты или добавляет

Получите доступ к XML для поиска лучших продуктов.

Индексирование изображений и определение метаданных

Получите доступ к XML, чтобы исправить значение ваших метаданных.

Напишите нам, чтобы описать вашу идею.

Lettris

Lettris — это любопытная игра-тетрис-клон, в которой все кубики имеют одинаковую квадратную форму, но разное содержание. На каждом квадрате есть буква. Чтобы квадраты исчезли и сэкономили место для других квадратов, вам нужно собрать английские слова (left, right, up, down) из падающих квадратов.

болт

Boggle дает вам 3 минуты, чтобы найти как можно больше слов (3 буквы и более) в сетке из 16 букв. Вы также можете попробовать сетку из 16 букв. Буквы должны располагаться рядом, и более длинные слова оцениваются лучше. Посмотрите, сможете ли вы попасть в Зал славы сетки!

Английский словарь
Основные ссылки

WordNet предоставляет большинство определений на английском языке.
Английский тезаурус в основном получен из The Integral Dictionary (TID).
English Encyclopedia лицензирована Википедией (GNU).

Перевод

Измените целевой язык, чтобы найти перевод.
Советы: просмотрите семантические поля (см. От идей к словам) на двух языках, чтобы узнать больше.

3517 онлайн посетителей

вычислено за 0,063 с

.