Содержание

литургия — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. литурги́я литурги́и
Р. литурги́и литурги́й
Д. литурги́и литурги́ям
В. литурги́ю литурги́и
Тв. литурги́ей
литурги́ею
литурги́ями
Пр. литурги́и литурги́ях

ли-тур-ги́·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -литургиj-; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [lʲɪtʊrˈɡʲiɪ̯ə]  мн. ч. [lʲɪtʊrˈɡʲiɪ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. истор. общественная повинность (в Древней Греции, Древнем Риме и Византии) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. религ. главное христианское церковное богослужение ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
  1. частичн.: обедня
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. служение
  2. богослужение
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от др.-греч. λειτουργία «общественная повинность», далее из λειτ- + -ουργία. Первая часть — из λαός «войско; люди, население; народ», далее из неустановленной формы; вторая часть — из -ουργός «делатель», из ἔργον «дело, работа». В ряде европейских языков слово заимств. через лат. liturgia.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Литургия

См. раздел ЛИТУРГИЯ — ГЛАВНАЯ СЛУЖБА ЦЕРКВИ

***

Боже́ственная Литурги́я (от греч. λειτουργία (литургиа) — общее дело) — главное христианское богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения или Евхаристия (от греч. εὐχαριστία (евхаристиа) — благодарение, благодарность).

Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«…в нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим… Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией».

***

Три вида Литургии

В наше время общеупотребительны три вида Божественной Литургии: Литургия свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и Литургия преждеосвященных Даров, или св. Григория Великого, Двоеслова, папы Римского.

1. Литургия свт. Иоанна Златоуста совершается в течение всего года, когда не положено совершать двух остальных литургий.

2. Литургия свт. Василия Великого совершается десять раз в году: во все Воскресные дни Великого поста, исключая Вербное воскресенье; в Великий четверг и субботу на Страстной неделе; 14 января (память свт. Василия Великого) и накануне или в самый день праздников Рождества Христова и Крещения Господня.

3. Литургия Преждеосвященных Даров совершается в Великий Пост:

  • по средам и пятницам,
  • в четверг 5-ой седмицы Великого поста,
  • в понедельник, вторник и среду на Страстной седмице,
  • в дни памяти св. Иоанна Предтечи (9 марта в невисокосн. г., 8 марта – в високосн. г.) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на воскресенье,
  • в храмовый праздник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения), случившиеся в указанный период.

Эта литургия называется так потому, что на ней приобщаются Святыми Дарами, освященными ранее на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого.

Повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы утверждено 52-м правилом Шестого Вселенского Собора, и имеет целью не лишать верующих таинственного общения с Господом и, вместе с тем, не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.

Три части Литургии

1. Проскомидия, во время которой приготовляется вино и хлеб (просфоры) для Евхаристии и поминаются души христиан живых и усопших, за которые священник вынимает частицы из просфоры. В конце службы эти частицы погружают в Чашу с Кровью с молитвой «Отмый, Господи, грехи всех зде поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых твоих».

Поминание живых и усопших на Проскомидии является самой действенной молитвой. Проскомидия совершается священнослужителями в алтаре, в храме обычно в это время читаются Часы.

2. Литургия оглашенных, которая начинается словами священника:«Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков» и оканчивается словами: «оглашеннии, изыдите».

На этой части могли присутствовать оглашенные, которые слушали чтения из Евангелия и Апостола.

3. Литургия верных, которая начинается словами: «елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся…» и кончается отпустом.

«В настоящее время требование о присутствии на Литургии верных только воцерковлённых людей (верных) на практике не выполняется; однако на более глубоком уровне оно всё-таки реализуется, потому что все, что будет дальше происходить на Литургии, совершенно закрыто от непосвящённого, нецерковного сознания. Литургия воспринимается только верою и понимается только после вхождения в традицию церковной жизни и знакомства с учением Церкви».

На Литургии верных совершается наиболее важный момент в Литургии – Анафора (Евхаристический канон). Он начинается словами священника «Благодать Господа Нашего Иисуса Христа будет со всеми вами» и оканчивается словами «И да будут милости Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».

Анафора – сердцевина Литургии

Центральной частью христианской Литургии, во время которой происходит преложение Святых Даров, является Анафора (Евхаристическая молитва, Евхаристический канон). Древнейшая по своему происхождению она является наиболее важным моментом всего православного богослужения в целом.

Во всех Анафорах можно выделить несколько основных частей:

  1. Praefatio (лат. введение) – начальная молитва, содержащая славословие и благодарение Богу.
  2. Sanctus (лат. святой) – гимн «Свят, Свят, Свят…».
  3. Anamnesis (лат. воспоминание) – воспоминание Тайной Вечери с произнесением таиноустановительных слов Иисуса Христа.
  4. Epiclesis (лат. призывание) – призывание Святого Духа на «предлежащие» Дары.
  5. Intercessio (лат. заступничество, ходатайство) – молитвы за живых и усопших, составляющих Церковь, с воспоминанием Богородицы и всех святых.

Время и дни совершения Литургии

Совершается Литургия в крупных храмах ежедневно (за исключением дней, когда она не может совершаться), в большинстве других – каждое воскресенье. Начало Литургии обычно в 9-10 часов утра, в храмах, где более одного престола, может совершаться также и ранняя литургия (в 6-7 часов утра). Продолжительность службы (в зависимости от того, совершается она священником или епископом): 1,5–2 часа.

Что касается Типикона (глава 8-я: О литургиях), то там дается время начала Литургии и время поставления трапезы на различные дни (сб, вс, праздники). Разница между тем и другим равняется 1 часу.

Литургии не положено в следующие дни.

  • В среду и пятницу Сырной седмицы (седмица перед Великим постом).
  • В понедельник, вторник и четверг седмиц Великого поста.
  • В Великую Пятницу, если этот день не совпадает с Праздником Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), когда положена Литургия святителя Иоанна Златоуста.
  • В пятницу, предваряющую праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, если сами дни праздников выпадают на воскресенье или понедельник.

Литургия и Таинство Святого Причащения

Причастие это не обязанность, а привилегия христиан. Преподобный Серафим Саровский говорил, что человек регулярно причащающийся св. Христовых Тайн постепенно освящается. Сам Господь говорил: «Кто не ест Тело Мое и не пиет Крови моей, не имеет жизни вечной». Древняя практика предусматривала еженедельное и даже ежедневное Причастие. См. раздел: Как часто причащаться.

Желающий причаститься за Литургией Святых Христовых Тайн, должен сначала очистить свою совесть в Таинстве Покаяния (Исповеди). Также перед Причастием положен литургический пост. Смысл Таинства раскрывается в молитвах ко св. Причащению, которые можно найти в молитвослове. К Причастию нужно готовиться, но полностью к нему готовым не может быть никто.

Примечание. В современной приходской практике на праздники Пасхи и Рождества Христова литургия служится после полуночи (в этом случае евхаристический пост составляет 6 часов).

Что такое литургия простыми словами? :: SYL.ru

В православной церкви существует немало богослужений. Каждое из них не только торжественно и красиво. За внешними обрядами скрывается глубокий смысл, который необходимо понимать верующему человеку. В этой статье мы расскажем простыми словами о литургии. Что это такое и почему именно литургия считается самым важным богослужением у христиан?

Суточный круг

Богослужение — это внешняя сторона религии. Через молитвы, песнопения, проповеди и священнодействия люди выражают свои благоговейные чувства к богу, благодарят его и вступают в таинственное общение с ним. В ветхозаветные времена было принято совершать службы непрерывно в течение дня, начиная с 6 часов вечера.

Какие богослужения входят в суточный круг? Перечислим их:

  1. Вечерня. Ее совершают вечером, благодаря Бога за прошедшей день и прося освятить приближающуюся ночь.
  2. Повечерие. Это служба после ужина, на которой даются напутствия всем готовящимся ко сну и читаются молитвы с просьбой к Господу защитить нас во время ночного отдыха.
  3. Полунощница раньше читалась в полночь, но в настоящее время совершается перед утреней. Она посвящена ожиданию второго пришествия Иисуса Христа и необходимости всегда быть готовыми к этому событию.
  4. Утреню служат перед восходом солнца. На ней благодарят творца за прошедшую ночь и просят освятить новый день.
  5. Службы часов. В определенное время (часы) в церкви принято вспоминать события смерти и воскресения Спасителя, сошествие на апостолов святого духа.
  6. Всенощное бдение. «Бдение» означает «бодрствование». Это торжественное богослужение совершается перед воскресными днями и праздниками. У древних христиан оно начиналось с вечерни и длилось всю ночь, захватывая утреню и первый час. Историю спасения грешного человечества через схождение на землю Христа вспоминают верующие во время всенощного бдения.
  7. Литургия. Это кульминация всех богослужений. Во время нее совершается таинство причащения.

Божественная литургия

Прообразом для нее стала тайная вечеря, на которую Спаситель в последний раз собрал своих учеников. Он дал им чашу с вином, символизирующим кровь, пролитую Иисусом за человечество. А затем разделил на всех пасхальный хлеб как прообраз своего тела, принесенного в жертву. Через эту трапезу Спаситель подарил людям самого себя и велел совершать обряд в память о нем до конца мира.

Что такое литургия сейчас? Это воспоминание о жизни Иисуса Христа, его чудесном рождении, мучительной смерти на кресте и вознесении на небо. Центральным событием является таинство причащения, на котором прихожане вкушают жертвенную пищу. Тем самым верующие соединяются со Спасителем, и на них нисходит божественная благодать. Кстати, с греческого «литургия» переводится как «совместное дело». Во время этой службы остро ощущается собственная причастность к церкви, единение живых и мертвых, грешных и святых через центральную фигуру Иисуса Христа.

Литургические каноны

Первыми служить литургию начали апостолы. Они делали это по примеру Иисуса Христа, добавив к таинству причащения молитвы и чтение Библии. Считается, что изначальный чин службы составил апостол Иаков, брат Спасителя, сын плотника Иосифа от первой жены. Передавался канон устно от священника к священнику.

Впервые текст литургии был записан в 4 веке святителем и архиепископом Василием Великим. Он канонизировал вариант, принятый на его родине (Каппадокия, Малая Азия). Однако предложенный им чин был продолжительным во времени, и не все прихожане выдерживали его. Святитель Иоанн Златоуст сократил службу, взяв за основу изначальную литургию апостола Иакова. В настоящее время канон Василия Великого служится десять раз в году, в особые дни. В остальное время предпочтение отдается литургии Златоуста.

Божественная литургия с пояснениями

На Руси ее называли «обедней», так как совершалась она до обеда. Литургия — необыкновенно красивая, богатая служба. Но по-настоящему прочувствовать ее может только тот, кто осознает глубокий смысл происходящего. Ведь главное действующее лицо во время литургии — не священник, а сам господь. Святой дух незримо нисходит на хлеб и вино, приготовленные к таинству причащения. И они становятся плотью и кровью Спасителя, через которые любой человек освобождается от греховного начала.

Во время литургии восстанавливается единство материального и божественного, людей и бога, нарушенное когда-то Адамом и Евой. В храме наступает царствие небесное, над которым не властно время. Каждый присутствующий переносится на тайную вечерю, где Спаситель лично дает ему вина и хлеба, призывая всех быть милосердными и любящими. Теперь подробно рассмотрим каждый этап литургии.

Подача записок

Что такое литургия? Это служба, во время которой стираются границы между царствием небесным и земным. Мы можем напрямую обратиться к Богу с прошением о близких. Но еще большей силой обладает коллективная молитва. Чтобы вся церковь помолилась о дорогих вам людях, живых или усопших, необходимо заранее подать записку в свечную лавку.

Для этого используют специальный бланк или обычный лист бумаги, на котором рисуется крест. Далее подпишите: «За здравие» или «За упокой». Молитва во время литургии особенно нужна людям больным, страдающим, оступившимся. Записки об упокое подаются в дни рождения и смерти покинувшего этот мир человека, на его именины. Допускается указывать на одном листе бумаги от 5 до 10 имен. Они должны быть получены при крещении. Фамилии и отчества не нужны. В записку нельзя включать имена некрещеных людей.

Проскомидия

Это слово переводится как «принесение». Древние христиане сами несли в церковь хлеб, вино, масло и другие продукты, необходимые для причащения. Сейчас эта традиция утрачена.

Литургия в храме начинается тайно, при закрытом алтаре. В это время читаются часы. Священник готовит дары на жертвеннике. Для этого он использует 5 служебных просфор в память о пяти хлебах, которыми Иисус накормил толпу. Первая из них называется «Агнец» (ягненок). Это символ безвинной жертвы, прообраз Иисуса Христа. Из нее вырезается четырехугольная часть. Затем вынимаются кусочки из других хлебов в память Богородицы, всех святых, живых священнослужителей и здравствующих мирян, усопших христиан.

Потом приходит очередь малых просфор. Священник зачитывает имена из записок, поданных прихожанами, и вынимает соответствующее количество частиц. Все кусочки укладываются на дискос. Он становится прообразом церкви, где собираются воедино святые и заблудшие, больные и здоровые, живущие и ушедшие. Хлеб погружается в чашу с вином, что означает очищение через кровь Иисуса Христа. В завершение проскомидии священник накрывает дискос покровами и просит бога благословить дары.

Литургия оглашенных

Оглашенными в древности называли тех, кто только готовится к крещению. На этой части литургии может присутствовать любой желающий. Начинается она с выхода диакона из алтаря и восклицания: «Благослови, Владыко!» Затем следует пение псалмов и молитв. На литургии оглашенных вспоминается жизненный путь Спасителя от рождения и до смертных страданий.

Кульминацией становится чтение Нового Завета. Евангелие торжественно выносят из северных врат алтаря. Впереди идет священнослужитель с горящей свечой. Это свет учения Христова и одновременно прообраз Иоанна Предтечи. Диакон несет поднятое вверх Евангелие — символ Христа. За ним идет иерей, склонив голову в знак покорности Божьей воле. Шествие заканчивается у амвона перед царскими вратами. Во время чтения Священного Писания присутствующим следует стоять, почтительно преклонив головы.

Затем священник озвучивает поданные прихожанами записки, вся церковь молится за здравие и упокой указанных в них людей. Завершается литургия оглашенных возгласом: «Оглашенные, изыдите!» После этого в храме остаются только крещеные.

Литургия верных

В полной мере осознать, что такое литургия, могут люди, допущенные к причастию. Последняя часть службы посвящена тайной вечере, смерти Спасителя, его чудесному воскресению, вознесению на небо и грядущему второму пришествию. На престол выносятся дары, читаются молитвы, в том числе самые главные. Хором прихожане поют «Символ веры», где излагаются основы христианского учения, и «Отче Наш», подарок самого Иисуса Христа.

Кульминацией службы становится таинство причащения. После него собравшиеся благодарят бога и молятся о всех членах церкви. В самом конце поется: «Буде имя Господне благословенно отныне и до века». Священник в это время благословляет прихожан крестом, все по очереди подходят к нему, целуют крест и с миром идут домой.

Как правильно причащаться

Не приняв участия в этом таинстве, вы не ощутите на себе, что такое литургия. Перед причастием верующий должен раскаяться в грехах, исповедаться священнику. Также предписан пост длительностью минимум 3 дня, во время которого не следует есть мяса, молочных продуктов, яиц и рыбы. Причащаться нужно на голодный желудок. Рекомендуется также воздержаться от курения и приема лекарств.

Перед причащением скрестите руки на груди, положив правую поверх левой. Встаньте в очередь, не толкайтесь. Когда подойдете к священнику, назовите имя и откройте рот. В него положат кусочек хлеба, смоченный в вине. Поцелуйте чашу священника и отойдите. Возьмите на столике просфору и «теплоту» (запивку из вина, разбавленного водой). Только после этого можно разговаривать.

Что такое литургия? Это возможность вспомнить весь путь Спасителя и соединиться с ним в таинстве причащения. После службы в храме человек укрепляется в вере, его душа наполняется светом, гармонией и умиротворением.

Как проходит литургия в Православной Церкви

Литургия – это главное христианское богослужение, во время которого происходит главное таинство – Евхаристия: под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христовы. Перед началом службы прихожане пишут записки о живых и уже ушедших в мир иной. Этот обычай хорошо известен невоцерковленным людям, но смысл его часто остается «за кадром». Суть в том, что во время службы верующим предоставляется возможность несколько раз помянуть своих сродников и друзей, и записки – это одна из таких возможностей.

Служба начинается с чтения Часов — краткого богослужения, молитвенно освещающего определенное время суток (с шести часов утра до шести часов вечера). Пока чтец и прихожане молятся, священник совершает проскомидию. Это первая часть Литургии, состоящей из трех: Проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных.

Проскомидия — подготовительная часть перед началом Литургии. На ней заготавливаются Хлеб и Вино, которые потом по молитвам священника претворятся в Тело и Кровь Христову. «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено Таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина. Кроме этого, читаются молитвы за живых и мертвых (как раз тех, что упомянуты в записках). Из просфоры (хлеба, который употребляется для Таинства) вынимаются частицы, которые символизируют членов Церкви. Просфора выпекается из пшеничного квасного хлеба и обязательно должна быть составлена из двух частей (образ двух природ в Иисусе Христе – человеческой и божественной). Она символизирует тот хлеб, который Христос разделил между своими учениками на Тайной вечере. Вино (красное, без всяких добавок) смешивается с водой в знак воспоминания, что из раны Спасителя на Кресте излилась кровь и вода. Просфор используется пять, в знак памяти о чуде насыщения пятью хлебами, которое сотворил Христос. Первая просфора – Агничная. После чтения перед Закрытыми Вратами определенных молитв и облачения в священные одежды, священник чертит на ней копием изображение креста , вырезает середину (Агнец) и кладет на дискос (круглое блюдо). Затем священник надрезает Агнец с нижней стороны и протыкает его с правой стороны копием. После вино смешается с водой. Вторую просфору называют Богородичной, потому что из нее вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы. Третья в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, мучеников и всех, угодивших Богу. Из четвертой и пятой просфор вынимаются частицы за живых и мертвых. Вынутые частицы раскладываются на дискосе рядом с Агнцем. Священник ставит на дискос звездицу, покрывает его и чашу покровами, а затем все вместе большим покровом (воздухом). Незадолго до окончания чтения Часов, священник выходит из алтаря с кадилом для того, чтобы совершить каждение храма. Каждение является неотъем­лемой частью богослужения и выражает, во-первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во-вторых — благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает, а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего.

Часы прочитаны, начинается Литургия оглашенных. Свое название она получила потому, что на ней могли присутствовать не только члены Церкви, но и те, кто только готовился принять Крещение. С благословения иерея дьякон с амвона провозглашает начало службы. Священник гласом прославляет Святую Троицу, хор попеременно то левым, то правым хором (антифонно) поет псалмы, произносится Великия ектения (прощение у Бога милости и благ). По окончанию пения священник вместе с дьяконом , у которого в руках напрестольное Евангелие, выходят на амвон. Символическими действиями дьякон напоминает верующим, что сейчас они услышат святое Евангелие и поэтому должны стоять прямо (об этом напоминает возглас — «Премудрость, прости (прямо)). Так совершается Малый вход, обозначающий выход Иисуса Христа на проповедь — каждое обрядовое действие в Церкви глубоко символично и несет в себе глубокий смысл. После чтения Апостола и Евангелия совершается сугубая ектения, и это вторая возможность, когда можно помолиться за тех, кто нам дорог. Далее возносится ектения об оглашенных, и в древности, после этого все некрещеные удалялись из храмов. Сейчас же эта традиция не соблюдается.

Начинается Литургия верных. Дары с жертвенника переносятся на престол. Священник втайне молится, чтобы Господь сделал его достойным совершать это великое Таинство. В это время хор поет песнопение, которое называется Херувимская песнь. Потом священник, неся перед собой Святую Чашу, вместе с дьяконом выходит на амвон и произносит молитву о Патриархе, епископах и всех православных. После чего они совершают Великий вход в алтарь.

Раздается призыв возлюбить Святую Троицу, и верующие поют «Символ веры», которые напоминает о том, в чем состоит надежда и упование Церкви. Затем начинается «Святое Возношение». Верующие кланяются, благодарят Господа за все его блага и милость Его. Священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Своего Святого Духа на людей в церкви и на Предложенные Дары. Также возносятся молитвы, чтобы верующие укрепились в добре, чтобы Бог позволил им обращаться к Себе со своими нуждами. Вслух священник благословляют присутствующих, и начинается просительная ектения. Поется молитва «Отче наш» всеми присутствующими.

Диакон опоясывается орарем, возглашает «Вонмем», и завеса Царских Врат задергивается, тем самым напоминая о камне, который был привален ко Гробу Господню. Священник, поднимая Святой Агнец, возглашает «Святая — святым». Верующие отвечают : «Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца», тем самым сознавая свое недостоинство.

Первыми причащаются священнослужители. Священник разламывает Агнец на четыре части: часть с надписью “IC” опускается в чашу, затем туда же наливается горячая вода (теплота). Другая часть с надписью “ХС” — для причастия священнослужителей, части с надписями “NI” и “КА” — для мирян.

Пока причащаются священнослужители, поется так называемый Запричастный канон. Наконец открываются Царские врата. Выходит священник с Чашей в руках, произносит особую молитву, причастники подходят, сложа руки крестообразно на груди и называя свое имя. После Причащения верующим дают запивку (вино, смешанное с горячей водой). Это нужно для того, чтобы во рту не остались частички Святых Даров. Священник заносит чашу в алтарь и опускает в нее частицы из принесенных просфор с молитвой, чтобы Господь омыл грехи всех, кто поминался на Литургии. Это последний раз, когда мы можем молитвенно помянуть своих сродников и братьев и сестер по вере. Совершается Отпуст, верующие подходят и целуют крест в руках священника. Желательно провести остаток дня благоговейно, храня полученную благодать и памятуя о Боге.

это… Что значит слово литургия? Литургия в церкви? Anews

Божественная литургия — это главное ежедневное богослужение в православной церкви. Во время литургии православные причащаются, совершают таинство святой евхаристии.

Синоним слова литургия — обедня. Название обедня происходит от того, что литургия совершается в дообеденное время, утром или днем.

Литургия посвящена воспоминанию земной жизни Иисуса Христа. Христиане верят, что литургию установил сам Иисус на Тайной вечере, велев ученикам причаститься хлебом и вином — своей плотью и кровью:

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Евангелие от Матфея

Тайная вечеря. Фреска Леонардо да Винчи

В католицизме и протестантизме божественной литургии соответствует месса. В католицизме термином литургия обозначают всю совокупность официальных богослужений и церемоний.

Значение слова литургия. Перевод на русский

Изначально литургия (λειτουργία) — греческое слово, которое переводится на русский как «служение» или «общее дело».

В Древней Греции, Риме и Византии литургией называли всякую государственную повинность. Например, в древнегреческих полисах богатые граждане обязаны были содержать участников спортивных состязаний. А чрезвычайной литургией была триерархия — снаряжение триеры, боевого корабля.

Православная литургия

В православной церкви совершаются три литургии: ежедневная литургия святого Иоанна Златоуста; 10 раз в год — литургия святого Василия Великого, с более пространными молитвами; в определенные дни Великого поста — литургия Преждеосвященных Даров святого Григория Двоеслова без евхаристии.

Также в некоторых случаях допускается служение литургии апостола Иакова и литургии апостола Марка.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает божественную литургию в Татьянин день. Фото: РИА Новости / Сергей Пятаков

Божественная литургия включает три части:

Проскомидия («принесение») — символическая подготовка Святых Даров, хлебных просфор и красного вина, производится на жертвеннике, как правило при закрытом алтаре.

Литургия оглашенных (готовящихся к принятию крещения) — это произнесение ектений, хоровое пение псалмов, чтение Апостола и Евангелия.

Литургия верных — освящение Святых Даров, их превращение в тело и кровь Христа, причащение священнослужителей и верующих, произнесение ектений, хоровые песнопения.

Читайте также: Что значит «Евангелие»? Кто на самом деле написал библейские Евангелия

Литургия в музыке

Другое значение слова литургия — цикл духовных песнопений. Циклы литургических песнопений созданы такими русскими композиторами, как П.И. Чайковский и С.В. Рахманинов.

Божественная литургия: из чего состоит, что происходит в храме, о самой главной части Литургии

Проскомидия, Литургия оглашенных, антифон и ектения – что значат все эти слова, рассказывает архимандрит Назарий (Омельяненко), преподаватель Киевской духовной академии.

– Отче, Литургия Иоанна Златоуста совершается в Православной Церкви в течение всего года, кроме Великого поста, когда она служится по субботам, в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Неделю вайи. Когда появилась Литургия Иоанна Златоуста? И что значит слово «Литургия»?

– Слово «Литургия» переводится с греческого как «общее дело». Это важнейшее богослужение суточного круга, во время которого совершается Евхаристия. После того как Господь вознесся на Небеса, апостолы стали совершать Таинство Причастия каждый день, читая при этом молитвы, псалмы и Священное Писание. Первый чин Литургии был составлен апостолом Иаковом, братом Господним. В Древней Церкви существовало много чинопоследований Литургии на территории Римской империи, которые на протяжении IV–VII веков были унифицированы и в том же виде сейчас используются в Православной Церкви. Литургия Иоанна Златоуста, которая совершается чаще других, является самостоятельным творением святителя на основании текста Анафоры апостола Иакова. Литургия Василия Великого служится всего 10 раз в год (5 воскресений Великого поста, Великий четверг, Великая Суббота, Рождественский и Крещенский сочельники, день памяти святителя) и представляет сокращенную редакцию Литургии Иакова. Третья Литургия – Преждеосвященных даров, редакция которой приписывается святителю Григорию Двоеслову, епископу Римскому. Эта Литургия совершается только в Великом посту: в среду и пятницу, в четверг пятой седмицы, в первые три дня Страстной седмицы.

– Литургия состоит из трех частей. Первая часть – проскомидия. Что происходит во время проскомидии в храме? 

– «Проскомидия» переводится как «приношение». Это первая часть Литургии, на которой осуществляется приготовление хлеба и вина для совершения Таинства Евхаристии. Изначально проскомидия состояла из процедуры выбора наилучшего хлеба и растворения вина с водой. Нужно отметить, что указанные вещества приносили для совершения Таинства сами христиане. С IV столетия возникает обрезание Агнца – евхаристического хлеба. С VII–IX веков проскомидия постепенно формируется как сложное чинопоследование с изъятием многих частиц. Соответственно, и местонахождение проскомидии во время богослужения в исторической ретроспективе изменялось. Сначала она совершалась перед Великим входом, позже, с развитием чина, была вынесена в начало Литургии для благоговейного совершения. Хлеб для проскомидии должен быть свежим, чистым, пшеничным, хорошо промешанным и приготовленным с закваской. После церковной реформы патриарха Никона для проскомидии стали использовать пять просфор (до реформы Литургию служили на семи просфорах) в воспоминание евангельского чуда о насыщении Христом пятью хлебами пяти тысяч человек. По внешнему виду просфоры должны быть округлыми и двухсоставными в ознаменование двух естеств Иисуса Христа. Для изъятия Агнца используется просфора с особой печатью сверху в виде знака креста, разделяющего собой надпись: ΙС ХС НИ КА – «Иисус Христос побеждает». Вино для проскомидии должно быть натуральным виноградным, без примесей, красного цвета.

Во время изъятия Агнца и вливания в потир растворенного вина священник произносит слова пророчеств и евангельские цитаты о страстях и крестной смерти Спасителя. Далее происходит изъятие частиц за Богородицу, святых, живых и усопших. Все частицы выставляются на дискосе таким образом, чтобы видимо указывать на полноту Церкви Христовой (земной и небесной), главой которой является Христос.

– Вторая часть Литургии называется Литургия оглашенных. Откуда взялось такое название?

– Литургия оглашенных действительно является второй частью Литургии. Такое название эта часть одержала оттого, что в этот момент могли молиться в храме вместе с верными и оглашенные – люди, которые готовились к принятию Крещения и проходили катехизацию. В древности оглашенные стояли в притворе и постепенно привыкали к христианскому богослужению. Эта часть еще именуется Литургией слова, поскольку центральным моментом является чтение Священного Писания и проповедь. Чтение Апостола и Евангелия доносит до верующих жизнь и учение Христа о Боге, а каждение между чтениями символизирует распространение благодати на земле после проповеди Христа и апостолов.

– Когда поются антифоны? Что это такое?

– За богослужением Православной Церкви молитвословия могут исполняться антифонно, т. е. поочередно. Принцип пения псалмов антифонно в восточной Церкви был введен священномучеником Игнатием Богоносцем, в Западной – святителем Амвросием Медиоланским. Существует два вида антифонов, которые исполняются на утрени и на Литургии. Степенные антифоны на утрени используются только на Всенощном бдении, они написаны по мотивам 18-й кафизмы в подражание ветхозаветному пению на ступенях при восхождении в Иерусалимский храм. На Литургии антифоны делятся на будничные (91-й, 92-й, 94-й псалмы), получившие свое название от использования во время вседневной службы; изобразительные (102-й, 145-й псалмы, блаженны) называются так, поскольку взяты из Последования изобразительных; и праздничные, которые используются на Господские двунадесятые праздники и Пасху и состоящие из стихов избранных псалмов. Согласно Типикону, также существует понятие антифонов Псалтыри, т. е. деление кафизмы на три «славы», которые и именуются антифонами.

–  Что такое ектения и какие они бывают?

– Ектения в переводе с греческого – «протяжное моление», представляет собой прошения диакона с пением хора попеременно и заключительным возгласом священника. Существуют следующие виды ектений: великая (мирная), сугубая, малая, просительная, заупокойная, об оглашенных, литийная, заключительная (в конце повечерия и полунощницы). Также есть ектении на различных молебнах, Таинствах, требах, монашеских постригах, хиротесиях. По сути, они имеют структуру вышеуказанных ектений, только имеют добавочные прошения.

– Третья часть Литургии – Литургия верных. Это самая важная часть?

– Литургия верных так именуется потому, что на ней могут присутствовать только верные. Другое название – Литургия Жертвы, поскольку центральным местом является принесение Бескровной Жертвы, совершение Евхаристии. Это самая важная часть Литургии. В начале этой части совершается пение Херувимской песни и Великий вход, во время которого Святые Дары переносятся из жертвенника на престол. Далее перед Анафорой (Евхаристической молитвой) все верующие вместе произносят Символ веры, свидетельствуя единство исповедания православной веры. Во время Анафоры священником произносятся тайносовершительные молитвы с призыванием Святого Духа освятить молящихся и  предложить Святые Дары. Завершается Литургия верных общим причащением священнослужителей и верующих, в котором видимым образом свидетельствуется соборность и единство Христовой Церкви.  

Беседовала Наталья Горошкова

Что такое Божественная литургия?

Большинство прихожан старается посещать храм минимум один раз в неделю. Выбирая, в какой день отправляться в церковь, верующие отдают предпочтения воскресенью, когда совершается божественная литургия. Однако многие при этом не задумываются о важности и символизме этой службы. Только при выполнении этого условия посещение храма будет благоприятно сказываться на духовном состоянии человека.

Особенности Божественной литургии

Божественная литургияФото: Radiovera.ru

Божественная литургия – самая главная и важная часть богослужений, совершаемых в храме. Именно во время нее происходит Таинство Причащения. По сути, это то, ради чего необходимы все остальные службы. Получается, что другие богослужения играют роль своеобразной подготовки к главной литургии.

Таинство Причастия (его еще называют Евхаристией) было дано людям Иисусом Христом на Тайной вечере. Слово «евхаристия» дословно переводится на русский язык как «благодарение». В ходе божественной литургии прихожане воздают благодарности Всевышнему. Эта традиция упоминается в божественных заповедях, в которых Господь заповедовал посвящать седьмой день Богу, вере и спасению своей души.

Разновидности литургий

Божественная литургия в церквиФото: Roslavlep.ru

Стоит отметить, что литургия совершается не только каждое воскресенье. Иногда она проходит в будни, когда выпадает на День памяти особо почитаемых святых, также проводится по двунадесятым праздникам.

Существует три разновидности литургий:

  1. Чаще всего проводится литургия Иоанна Златоуста.
  2. По воскресеньям во время Великого поста служат литургию святого Василия Великого. Также она проходит в День памяти этого святого, в Крещенский и Рождественский сочельник.
  3. По средам и пятницам во время Великого поста устраивается литургия Преждеосвященных Даров.

Между собой эти литургии отличаются чинопоследованием, то есть читаются разные заамвонные молитвы.

Подробнее следует остановиться на литургии Иоанна Златоуста, так как прихожане посещают ее чаще всего.

Порядок проведение литургии святого Иоанна Златоуста

Литургия Святого Ионнна ЗлатоустаФото: Roslavlep.ru

Литургия проводится в строгом соответствии с чинопоследованием, составленным еще самим святым. Данный порядок появился во времена раннего христианства, существует до сих пор. Единственное принципиальное изменение, которое произошло за это время, заключается в том, что много веков назад в храме не существовало разделения на клирос и народ, поэтому все присутствующие исполняли божественные песнопения вместе.

Сама литургия святого Иоанна Златоуста включает в себя три части:

Символический смысл службы является своеобразным олицетворением земного пути, который преодолел Спаситель.

Проскомидия

ПроскомидияФото: Soborbrest.by

Это первая часть Литургии, на которой осуществляется приготовление хлеба и вина для совершения Таинства Евхаристии. Для этого священнослужитель, проводящий божественную литургию, берет пять богослужебных просфор и вырезает из первой просфоры небольшой кусочек в виде кубика, который имеет название Агнец. Он олицетворяет собой тело Спасителя.

В чаше смешивается вода и вино. После этого достают символические частицы из остальных просфор:

  • в честь Божьей Матери;
  • в честь девяти чинов святых, называемая девятичинной;
  • частица за живых;
  • еще одна частица за умерших.

Все частицы, вырезанные из просфор, выкладывают на специальном блюде, называемом дискос. Их располагают в строго определенном символическом порядке вокруг Агнца. Последний покрывается звездицей, которая символизирует рождественскую звезду, появившуюся на небосклоне в ночь, когда на свет появился Спаситель. После этого чаша укрывается покровами.

На клиросе во время проведения этой процедуры не прекращается чтение третьего и шестого часов.

Литургия оглашенных

Литургия оглашенныхФото: Eparhia-saratov.ru

Если священник вырезает просфоры в специально отведенном для этого месте, то на этой части богослужение допускается присутствие всех без исключения прихожан, в том числе оглашенных. Оглашенными называют тех, кто готовится принять Таинство Крещения.

Эта часть божественной литургии начинается со слов священника: «Благословенно Царство». После произносится мирная ектения, исполняются псалмы 102, 145 и гимн, посвященный Иисусу Христу «Единородный Сыне».

Когда открываются Царские врата, бывает Малый вход, который проводится под пение Блаженных. Происходящее символизирует выход Спасителя на проповедь. После исполнение тропарей праздника диакон просит о спасении благочестивых, затем хор исполняет Трисвятое.

Продолжается эта часть божественной литургии прокименом и чтением Апостола. Священник затем приступает к чтению Евангелие.

В некоторых случаях в этом месте священник произносит проповедь. Если она не запланирована, то сразу переходят к ектении. В ней упоминают прихожан, за которых молятся за здравие и упокой.

Эта часть литургии святого Иоанна Златоуста завершается ектенией об оглашенных, после чего все, кто готовится к данному Таинству Крещения, должны покинуть храм.

Литургия верных

Литургия верныхФото: Ump-saratov.cerkov.ru

Финальная часть литургии святого Иоанна Златоуста начинается с ектении, после которой хором исполняется Херувимская песнь. В ней прихожан призывают позабыть о земном, посвятив себя прославлению Всевышнего.

Происходит Великий вход с чашей, что символизирует крестный путь, который прошел Иисус. В некоторых случаях организуется просительная ектения с основными прошениями прихожан. Далее исполняется Символ веры, после которого начинается Евхаристический канон.

Во время божественной литургии это самая главная часть, когда вино и хлеб претворяются в Кровь и Тело Спасителя. Священник благословляет всех собравшихся, призывая душой вознестись к Всевышнему. Само претворение вина и хлеба в Кровь и Тело Христа происходит в середине канона.

Прихожане, согласно установленному порядку, должны в этот момент положить три земных поклона. Далее звучит прославление Богородицы «Достойно есть». Когда завершается исполнение «Отче наш», священнослужитель поднимает чашу, начиная причастие со священников, собравшихся в алтаре.

Затем открываются Царские врата. Чаша выносится к прихожанам, начинается их причастие. К этому Таинству верующий должен подготовиться особым образом. Предварительно нужно исповедаться, поститься, читать особые молитвы.

Литургия верных Загрузка…

Литургия — Википедия

Википедия, свободная энциклопедия.

I Liturgy Состоит из блэк-метала группы, созданной в Бруклине в 2005 году, когда группа из одного человека представляет собой идеального музыканта Хантера Ханта-Хендрикса, участвующего в квартете.

Первый Hunter Hunt-Hendrix в своем проекте с новой идеей создания блэк-метала, деноминированный Transcendental Black Metal представлен как верный и собственный манифест [1] , che viene descritto in Una sorta di saggio da lui scritto e attualmente распроданы.Il primo EP intitolato Immortal Life viene composto e registrato nel 2006, ma viene stampato solo due anni dopo в виниле и компакт-диске. Il breve lavoro di appena 14 minuti mostra un black metal molto grezzo e immaturo che per lascia intuire delle idee interessanti come l’uso della tecnica del Burst beat (qui suonato da una drum machine), che rispetto al blast beat tradizionale aurallenta e esattamente come il ciclo di un’onda. Это типо линии батареи, состоящей из основных аккордов читателя на нотах многих других исполнителей на марке фабрики делла группы.

Subito dopo l’uscita dell’EP i Liturgy diventano una band vera e propria con l’ingresso di Bernard Gunn (chitarra), Greg Fox (batteria) e Tyler Dusenbury (basso). Первый альбом виене опубликован в 2009 году и в новом альбоме Reinhilation , в последний раз решающий, который охраняет старый блэк-метал, и восстанавливает его в своем темпе, который больше всего вичино алла суа форма первичного. Il seguente Aesthethica esce nel 2011 ed — это прекрасное продолжение предыдущей дискотеки, одно из новаторских идей, сделанных из коралловых частей.

Неллонно преемник Грега Фокса и Тайлера Дузенбери решительно ласкает оркестр на литургии в дуэте. Здесь есть серия живых выступлений, основанных на басе, и с драм-машиной (это очень важно для всехHellfest del 2012) [2] , разработанные на основе науки.

Durante этот период Hunter Hunt-Hendrix сочиняет альбом для соло, который представляет собой полноформатную литургию на воссоединение 2014 года. Дискотека, о которой идет речь, The Ark Work , ed è un lavoro estremamente.Блэк-метал реста, солтанто, линия батарей и читарра, голос крик виене полностью аббандоната и венгоно интродотти суони дигитали, тромб, корнамуза и влияние на IDM, ловушка и авангард [3] .

Tuttavia il ritorno sulle scene dura poco, infatti dopo un tour europeo nell’autunno del 2015, l’equilibrio della band sembra rompersi nuovamente e i Liturgy calano in uno stato di inattività che durerà per ben 5 anni. В этом периоде Хантер Хант-Хендрикс опубликовал альбом экспериментальной электроники под прозвищем Кел Валхаал и представлен оперный рок «Происхождение алиментов», опубликовал Грег Фокс и дебютный альбом с группой Ex Eye.

В 2019 году группа играет на концерте с серией живых выступлений в Бруклине. Грег Фокс и Тайлер Дюзенбери, новое новое слово (составление рискованного образа Лео Дидковски и Тиа Винсент-Кларк), и масштабное изменение, связанное с Renihilation ed Aesthethica, непрерывно за период 9000 попыток. The Ark Work , эра stata abbandonata anche nei live.

  • Hunter Hunt-Hendrix (2005-) — голос, читарра
  • Бернард Ганн (2009-) — chitarra
  • Тиа Винсент-Кларк (2019-) — бассо
  • Лев Дидковский (2019-) — batteria

Ex components [modifica | modifica wikitesto]

  • Грег Фокс (2009-2012, 2014-2019) — аккумулятор
  • Тайлер Дюзенбери (2009-2012, 2014-2019) — бассо

Альбом в студии [изменение | modifica wikitesto]

  • 2009 — Renihilation
  • 2011 — Эстетика
  • 2015 — Ковчег Работа
  • 2019 — H.A.Q.Q.

EP [изменение | modifica wikitesto]

Сплит [изменение | modifica wikitesto]

Демо [изменение | modifica wikitesto]

  • 2005 — Параноидальное чудо
  • 2006 — Вечная пустота
  • Одежда группы в серии The Blackist . Музыкальная группа в регионе и после батареи Грег Фокс, диета Питера Фонда [4] .

.

Литургия — Википедия

Литургия
Allgemeine Informationen
Herkunft Нью-Йорк, Vereinigte Staaten
Жанры Blackgaze, Пост-блэк-метал
Gründung 2005 [1]
Aktuelle Besetzung

Gesang, Gitarre

Hunter Hunt Хендрикс

Бас

Тайлер Дюзенбери

Gitarre

Бернард Ганн
Эхемалидж Митглидер

Schlagzeug

Грег Фокс

Литургия ist eine vierköpfige Band aus Brooklyn, New York City, die 2005 gegründet wurde.

Die Band — это стиль стиля Black Metal, вдохновляющий, так называемый Transcendental Black Metal. Sie unterscheidet sich grundlegend vom Black Metal durch das bewusste Verzichten auf genretypische Showeffekte wie Corpsepaint, Kunstblut or Verkleidungen. Des Weiteren lehnen sie das Propagieren von antichristlichen, misanthropischen oder faschistoiden Ideologien ab, die für eine Vielzahl der skandinavischen Genregrößen üblich sind oder waren. [1] Hunt-Hendrix «nutzt die Musik, die eine virulente Opposition gegenüber dem Christentum в ихрере DNS trägt, als ein Vehikel, um große Ideen zu, unter anderem, christlicher Erlösung zu erforschen». [2] Der Band Wird Deswegen от традиционных Black-Metal-Fans умирают Authentizität abgesprochen. [2]

«Мы действительно готовы страдать от ненависти за то, что делаем то, что кажется правильным с эстетической точки зрения».

«Wir sind wirklich gewillt, es zu erdulden, dafür gehasst zu werden, was sich ästhetisch richtig anfühlt».

Wegen der enormen Unterschiede zu klassischen Black-Metal-Bands beschreiben Teile der Presse die Musik auch als «durch den Hipster-Fleischwolf gedrehte Version von Black Metal», «Hipster Black-Metal» или «Transzendentales Geblubber», bei dem «durch» был aus den Einflüssen gebraut wird, völlig eigenständig «sei [3] , oder schlicht als« Post-Black-Metal » [1] .«Музыка имеет крещендо на крещендо, когда музыка в цветах Gitarrengeprotze auszuarten» — это музыка в стиле пост-рок на гиперскорости и классическом блэк-металле в хижине. [3]

  • 2008: Бессмертная жизнь (EP)
  • 2009: Renihilation (Альбом)
  • 2011: Aesthethica (Альбом)
  • 2015: The Ark Work (Альбом)
  • 2019: H.A.Q.Q. (Альбом)
  • Visions [4] — Alben des Jahres 2011 — Aesthethica : Platz 4
  • Spin [5] — Alben des Jahres 2011 — Aesthethica : Platz 26
  1. a b c Роберт Иванец: Пост-блэк-метал: Die tote Haut des Klischees abstreifen .
  2. a b c Джейсон Грин: Литургия: Aesthethica .
  3. a b Ив Вебер: Литургия — Aesthetica .
  4. Visions , Ausgabe 226, Januar 2012, S. 63.
  5. ↑ Spin Staff: 50 лучших альбомов SPIN 2011 года .

.

Литургия — Википедия

Liturghia (greacă: Λειτουργία ) — это ритуальный эффект для специфических групп религий, в соответствии с особенностями традиционной продажи.

Sfânta Liturghie este slujba maină și centrală a Bisericii Ortodoxe. Cel mai adesea se slujește Liturghia Sfântului Ioan Gură de Aur , iar uneori Liturghia Sfântului Vasile чел Маре și Liturghia Darurilor mai înainte sfințite. Дар существует i alte Liturghii, прекум Liturghia Sfântului Iacob sau Liturghia Sfântului Evanghelist Марку.

Dumnezeiasca Liturghie este o slujbă euharistică. Este compusă din trei părți: Proscomidia (sau Prothesis ), slujba de pregătire a Sfintelor Daruri, Liturghia catehumenilor , numită și Liturghia Liturghia credincioșilor , uneori numită i Liturghia euharistică , pe parcursul căreia Darurile simbolizate prin pâine și vin, în numeroase rituri de tradiie apostfolică, sunt apostolică, sunt apostolică, sunt apostolică, sunt.Biserica Ortodoxă afirmă că Darurile sfințite представлено cu adevărat Trupul și Sângele Mântuitorului Iisus Hristos, dar nu a formulat niciodată o dogmă cu Privire la această preschimbare.

  • Despre Liturghie
  • Sfânta Liturghie la ro.orthodoxwiki
  • Католическая энциклопедия, статья
  • Православное предание и литургия
  • Еврейская энциклопедия: Литургия
  • Сайт современной христианской литургии История, теория, практика
  • Индульский трезубецкий обряд мессы
  • Работа народа
  • Yejeonhak Baeumteo: Интернет-сообщество литургических ресурсов (корейский)
  • Словарь католической литургии
  • Литургия-Контор «Мария Магдалена» (Texte zu Gottesdiensten im Kirchenjahr)
  • Литургия по усопшим 15 века, написанная готическим шрифтом Textualis, Центр цифровых инициатив, Библиотеки Университета Вермонта
  • Восточно-православная христианская литургия Веб-сайт Литургия
  • Dicționar: Vechimea termenului «Liturghie», 20 января 2012 г., Marius-Adrian Călin, Ziarul Lumina
  • Rostul și ințelesul Sfintei Liturghii, 14 ноября 2007 г., Daniela Cârlea Șontică, Jurnalul Național
  • Liturghia — участник, unitate și simțire a creștinilor din primele veacuri — exemplu actual, 18 апреля 2010 г., Ziarul Lumina
  • Epopeea Liturghiei in spațiul românesc, 29 августа 2008 г., Ciprian Bâra, Ziarul Lumina
  • Liturghia in primele secole, 6 июля 2012 г., CrestinOrtodox.ro
  • Precizari asupra liturghiei din Apus, 26 октября 2006 г., CrestinOrtodox.ro

.