Содержание

История святых мощей прп. Саввы Сторожевского / Православие.Ru



Прп. Савва Сторожевский

23
августа 1998 года. 10 лет второго обретения и
перенесения мощей прп. Саввы Сторожевского.

В 2007 году в России отмечалось 600 летие преставления
преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всея
России чудотворца, основателя одной их главных святынь
Московской земли — Саввино Сторожевского монастыря,
любимого ученика преподобного Сергия Радонежского. Царская
Семья Романовых почитала святого Савву Сторожевского как
своего небесного покровителя — «молитвенника
за Царей Богоизбранных». Монастырь на протяжении
столетий был «собственным государевым
богомольем». Известно особое заступничество
преподобного Саввы Сторожевского о Царе Алексее
Михайловиче Романове, в царствование которого произошло
первое обретение св. мощей звенигородского чудотворца. В
годы гонений на Православие эта обитель была закрыта,
святые мощи вывезены из родных стен. По Промыслу Божиему
их смогла сохранить одна благочестивая семья в течение
нескольких последующих десятилетий. 23 августа 1998 года,
когда в монастыре возродилась церковная жизнь, святые мощи
вернулись в звенигородскую обитель. По благословению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
день 23 августа стал праздником «Второго обретения и
перенесения честных мощей преподобного Саввы
Сторожевского».

В конце XIV века по просьбе звенигородского князя Юрия
Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) прп. Савва основал
монастырь на древнем Сторожевском холме близ Звенигорода.
Он собирал сам первых братий, руководил строительством и
росписью храмов. Воспитывал монахов высокой духовной
жизни.

Достигнув глубокой старости, после болезни, он, преподав
всем мир и целование, скончался 3 декабря 1407 года.
«Много слез пролили братия, лишившись своего
«кормника и учителя»; на погребение его
собрались князья (был, без сомнения, и Юрий
Звенигородский) и бояре, и почти все жители города. Тело
блаженного честно предали земле в церкви Пресвятой
Богородицы, им построенной…».

Умножались чудеса у мощей прп. Саввы, росло его почитание
на Руси, обитель становилась всё более известной. В 1547
году в Дом Пречистой на Сторожах (так называли тогда
Саввин монастырь) приезжал молиться Царь Иоанн Грозный со
своей первой любимой супругой Анастасией Романовной.
Именно тогда звенигородский чудотворец был канонизирован.
В середине XVI века инок Новгородского Антоньева монастыря

Маркелл составил житие прп. Саввы, собрав устные
свидетельства о жизни и посмертных чудесах первого игумена
звенигородской обители. )Чудесное заступничество прп.
Саввы охраняло монастырь со дня его основания, особенно в
Смутные времена, обрушившиеся на Русь в начале XVII века.
Многие постройки и запасы обители были уничтожены тогда
пожарами и грабежами. Но Саввино-Сторожевская обитель
смогла выстоять. Молитва святого основателя сохранила
монастырь во время всех испытаний.

Звенигородского чудотворца особо почитал Государь Алексей
Михайлович Романов. При нём монастырь приобрёл статус
Лавры, был обустроен новыми зданиями, стал загородной
царской резиденцией и одной из богатейших обителей на
Руси.

В древнем монастырском Рождественском соборе на правой
стороне иконостаса под сенью бережно хранится святыня
обители —св. мощи прп. Саввы Сторожевского. Они были
обретены 19 января 1652 года.

С этим событием связана удивительная история:
«Ближайшим поводом к обретению мощей преподобного
Саввы, по существующему в Сторожевском монастыре древнему
преданию, послужило явление угодника Божия самому Царю.
Царь Алексей Михайлович в декабре 1651 года ходил на охоту
в окружающие обитель леса звенигородские. Когда свита его
рассеялась по лесу для отыскания логовища медведя и он
остался один, из лесной чащи внезапно выбежал медведь и
бросился на него. У Государя не оказалось оружия и он,
видя невозможность защищаться, обрёк себя на верную
смерть. Вдруг около него явился старец, и, с его
появлением, зверь бежал от Царя. Спрошенный об имени
старец отвечал, что его зовут Саввой и что он инок
Сторожевской обители. В это время собрались к Царю
некоторые из его свиты, а старец пошел к монастырю. Скоро
пришел в обитель и сам Царь Алексей Михайлович, и
спрашивал архимандрита о монахе Савве, думая, что это
какой-нибудь еще неизвестный ему подвижник, поселившийся в
монастыре. Архимандрит ответствовал, что в монастыре нет
ни одного монаха именем Саввы. Тогда Царь, взглянув на
образ преподобного, уразумел, что это был сам он»,
— писал историк И. В. Брандт.

Обители преп. Саввы была особенно дорога великокняжеская
чета. На протяжении 1880—1890-х гг. они приезжали
сюда довольно часто, иногда к ним присоединялся брат
Великого князя Сергея — Павел Александрович.
Приезжали в Звенигород они из усадьбы Ильинское,
расположенной в 20 верстах от монастыря к западу от
Москвы.

Связь с обителью Великой княгини не прервалась и после
смерти её супруга. Елизавета Феодоровна оказала большую
помощь городу и монастырю после разрушительного наводнения
1908 года.

Приближалось страшное время поругания святынь, гонения на
Православие. В 1918 году христиане Звенигорода и окрестных
селений в тревоге ожидали предстоящее вскрытие святых
мощей прп. Саввы Сторожевского.

В течение года во внутреннюю жизнь обители неоднократно
грубо вмешивались большевики, в частности, уроженец
соседней монастырю деревни Ягунино 27-летний комиссар.
Рабочий Путиловского завода, он прибыл в Звенигород
организовать сельский совет с полномочиями Совета народных
комиссаров и был назначен комендантом монастыря для того,
чтобы взять на учёт ценности обители. Разумеется, всем
было ясно, что если большевики войдут в монастырь
хозяевами, то лишат его главной святыни — мощей
преп. Саввы.

15 мая комиссар Константин Макаров в сопровождении других
«уполномоченных» явился в монастырь под
предлогом конфискации хлеба и описания имущества. Он
потребовал у наместника все ключи. Крестьяне шумно
выражали недовольство происходящим. Ситуация становилась
всё более бесконтрольной; началась драка, в которой
Макаров был убит, его спутники изранены, один из них позже
скончался от побоев. По рассказам местных жителей, смерть
комиссара была нелёгкой. Страшно избитый, он был сброшен в
мелкий пруд под монастырём и, казалось, утонул, но через
некоторое время снова приподнялся над водой, бросил
последний взгляд на обитель, широко перекрестился и упал
навзничь. Так местное предание приписывает Константину
Макарову покаяние в последние минуты жизни.

Опомнившись, люди растерялись от такого поворота дел,
— они шли защищать монастырь, не желая проливать
кровь. После расправы над Макаровым и его приспешниками
наиболее активные защитники обители двинулись в город для
свержения власти советов. Но большевики действовали
организованно, решительно и быстро. Срочно вызвали
подкрепление из соседнего города Дедовска. Прибыл отряд
красноармейцев, и в тот же день мятеж был подавлен. Многих
защитников монастыря увезли в Москву, и их родные больше
не получали от них никаких известий.

14 февраля 1919 года было опубликовано постановление
Народного комиссариата юстиции об организованном вскрытии
мощей в Советской России. Через месяц, 17 марта, были
вскрыты и святые мощи прп. Саввы Сторожевского.

Изъятие честных мощей преподобного осиротило
Звенигородскую землю. Вспомнилось древнее монастырское
предание: незадолго до своей кончины св. Савва «в
одно время заплакал и сказал своей братии: «Придёт
время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним
смеяться, к власти придёт антихристова сила. Она выгонит
меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в
другое место, где ещё часть людей не забудет Бога, и я
буду за них молиться перед концом света». Это
пророчество преподобного напечатали даже в советских
газетах тех лет как доказательство контрреволюционности
монашества.

Но Бог поругаем не бывает. Преподобный Савва, по милости
Божией, не оставил свою обитель, храня её и даруя
исцеление, духовное утешение и благодатную помощь к
радости и укреплению веры православных и недоумению и
злобе властей века сего.

Чудом является уже то, что часть честных мощей
преподобного сохранилась. Долгое время считалось, что
святые мощи Звенигородского Чудотворца, которые в 20-е
годы были экспонатом выставки по охране здоровья при
Наркомате здравоохранения, а затем переданы на Лубянку и
пропали в её подвалах. Лишь совсем недавно стало известно,
что, по милости Божией, честная глава преподобного Саввы
более 50 лет тайно хранилась в одной православной семье.
Супруги Михаил Михайлович и Софья Дмитриевна Успенские с
большим риском для себя сберегли святыню.

О том, как мощи преподобного Саввы оказались в семье
Успенских, известно следующее. В 20-е годы Михаил
Михайлович, тогда сотрудник Государственного исторического
музея и член Комиссии по охране памятников архитектуры
Московской области, был вызван на Лубянку. Сотрудник ЧК,
вызвавший его, показал ему серебряное блюдо, накрытое
материей, и сказал: «Возьмите это блюдо и передайте
в музей, а то, что на блюде — останки Саввы
Сторожевского, — поместите, куда сочтёте
нужным». Вначале Михаил Михайлович хранил мощи на
даче в Звенигороде. Затем решил спрятать святыню в более
безопасное место: сложил мощи в чистый мешочек, положил в
специально изготовленный сосуд с плотной крышкой и зарыл в
землю в саду. Вскоре на даче произошёл пожар, дом выгорел
дотла, но святые мощи не пострадали. После этого события,
произведшего на Успенского большое впечатление, он перевёз
мощи преподобного в свою московскую квартиру. За три года
до смерти М. М. Успенский, беспокоясь о святыни, через
протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви
с. Жилино Люберецкого района Московской области, обратился
к о. Евлогию (Смирнову) (ныне — архиепископу
Владимирскому и Суздальскому, а тогда — эконому
Троице-Сергиевой лавры) с вопросом, как ему поступить с
мощами? О. Евлогий посоветовал передать их в Лавру. Позже,
когда о. Евлогий уже был наместником Свято-Данилова
монастыря, он позвонил Успенским и спросил о судьбе мощей
преподобного Саввы. Михаил Михайлович к тому времени
скончался, а его родственники сообщили, что они передали
мощи священнику, который напутствовал М. М. Успенского
перед смертью. «Пожалуйста, возьмите их, как и
обещал Вам наш отец», — добавили они. 25 марта
1985 года святыня была передана в Московский Свято-Данилов
монастырь, где почивала в алтаре храма Семи Вселенских
Соборов.

В 1995 году началась передача Саввино-Сторожевского
монастыря Русской Православной Церкви. Вновь в
монастырских стенах возродилась православная служба,
появились первые иноки и постоянные прихожане. Когда
обитель праздновала своё 600-летие, святые мощи вернулись
в родной дом. Это произошло в августе 1998 года.

В заключение процитирую слова из заметки, посвященной
250-летию обретения честных мощей преподобного Саввы
Сторожевского. Они написаны 100 лет назад, а кажется, что
сейчас: «Пять веков прошло с тех пор, как просиял на
земле Святой Угодник Божий Савва. Менялись люди, менялись
нравы, прошёл и XIX век с его отрицателями Бога и чудес, а
обитель Саввина стоит, хранимая молитвами своего
основателя, по-прежнему стекается народ на поклонение его
святым мощам, порежнему с верою ищущие помощи получают её
и прославляют Бога и Его Угодника, Преподобнаго
Савву».

Троицкий патерик. Второе обретение и перенесение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца


Прп. Савва, игумен Сторожевской обители, Звенигородский чудотворец, был одним из первых учеников и сподвижников прп. Сергия.


Первое обре́тение мощей прп. Саввы было совершено в царствование государя Алексея Михайловича 19 января 1652 г. Мощи были обретены нетленными после 245-летнего пребывания в земле, положены в гробнице и поставлены на правой стороне в соборе Рождества Пресвятой Богородицы у южных алтарных врат.


В мае 1918 г. мощи прп. Саввы были вскрыты и осквернены, а 4 марта вскрыты вторично. 5 апреля 1919 г. святыню увезли на Лубянку. Так сбылось древнее монастырское предание: незадолго до своей кончины прп. Савва заплакал и сказал: «Придет время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придет антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду, а переселюсь в другое место, где еще часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться».


В начале 80-х гг. XX в. стало известно, что честная глава прп. Саввы более 50 лет тайно хранилась на дому в семье М. М. Успенского, сотрудника Государственного исторического музея и члена Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области. 25 марта 1985 г. святыня была передана в московский Данилов монастырь, патриаршую и синодальную резиденцию, где почивала в алтаре храма семи Вселенских соборов.


22–25 августа 1998 г. в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря Святейший Патриарх Алексий II с собором архипастырей отслужил Божественную литургию и молебен, после чего ковчег с мощами Преподобного был пронесен крестным ходом до Святых врат монастыря, затем доставлен в Саввино-Сторожевский монастырь. В Святых вратах монастыря Святейший Патриарх принял ковчег со святыми мощами и внес его в монастырь. Ковчег был помещен в Рождественском соборе в возобновленную раку. Таким образом в праздник 600-летия Саввино-Сторожевского монастыря честные мощи его основателя вернулись в обитель. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II день второго обре́тения мощей прп. Саввы был внесен в богослужебный церковный календарь.


По установившейся традиции ежегодно 22 августа совершается крестный ход с иконой прп. Саввы из Свято-Данилова монастыря в Звенигородскую обитель при большом стечении духовенства и богомольцев.

23 Августа 2020

Как преподобный Савва вернулся в обитель, или второе обретение святых мощей прп. Саввы Сторожевского

Саввино-Сторожевский монастырь


В 1652 году была обретена одна из величайших святынь Русской Православной Церкви – мощи преподобного Саввы Сторожевского. В течение многих веков верующие стремились в обитель приложиться к раке со святым и мощами и попросить преподобного, великого заступника всех нуждающихся и обездоленных, о помощи и поблагодарить за благодеяния.


В годы лихолетья святые мощи разделили судьбу многих святынь России – 5 апреля 1919 года они были изъяты из Сторожевского монастыря и вывезены в Москву, где их след затерялся. Казалось, что святыня утрачена навсегда, но милостью Божией, чудесным об​разом она сохранилась неповрежденной.


Более пятидесяти лет честные мощи преподобного Саввы Сторожевского с риском для себя хранили супруги Михаил Михайлович и Софья Дмитриевна Успенские. О том, как святыня оказалась у них известно следующее.


Однажды в 1920-х годах Михаила Михайловича, который в то время работал в Историческом музее Москвы, был членом Комиссии по охране памят​ников архитектуры Московской области и был хорошо известен в научных и культурных кругах, пригла​сили на Лубянку. Человек, вызвавший его, показывая на блюдо, накрытое материей, сказал: «Возьмите это серебряное блюдо и пере​дайте в музей, а то, что на блюде – останки Саввы Сторожевского, – поместите, куда найдете нужным».


По его тону Михаил Михайлович понял, что человек этот советует ему спрятать мощи святого Саввы в надежное место. Михаил Михайлович сдал блюдо в Звенигородский музей, а мощи сложил в ме​шочек и отвез к себе на дачу. Позже он решил спрятать святыню в более надежном месте. Положив их в специально изготовленный со​суд с плотной крышкой, зарыл в землю на дачном участке, где они хра​нились в течение долгих лет. (В 1924 году Михаил Михайлович получил участок и построил дачу недалеко от храма Успения Божией Матери «на Городке». Здесь семья жила с ранней весны до глубокой осени.) В 1975 году на даче произошел пожар, дом выгорел дотла, но святые мощи не пострадали и Успенские перевезли их в свою московскую квартиру.


Однажды Михаил Михаилович спросил у своего верующего коллеги по работе в Государственном историческом музее Павла Александровича Голубцова (будущего архиепископа Казанского и Марийского Сергия), как лучше поступить с мощами. Голубцов посоветовал ему пока хранить всё в тайне, подождать до тех пор, пока полностью не прекратятся гонения на Церковь.


Опасаясь за судьбу мощей, еще лет за десять до своей кончины Успенский посвятил в свою тайну протоиерея Владимира Гани​на, настоятеля Успенской церкви села Жилино Люберецкого района Московской области, которого хорошо знал и которому завещал непре​менно передать мощи после своей смерти. Отец Владимир спросил, что делать с мощами на случай его смерти у архимандрита Евлогия (Смирнова), в то время эконома Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (ныне митрополит Владимирский и Суздальский). Отец Евлогий сказал, что Лавра с радостью примет святыню, но никакого ответа в тот момент не последовало.


Спустя несколько лет, уже, будучи наместником открывшегося в Москве Свято-Данилова монастыря, архимандрит Евлогий стал разыскивать Успенского или его ближайших родственников. Выяснилось, что Михаил Михайлович умер осенью 1984 года. Родственники почившего сказали, что святые мощи находятся у отца Евгения Зенкина, который на​путствовал Михаила Михайловича перед смертью, и что профессор завещал передать их архимандриту Евлогию (видимо, отец Владимир рассказал ему о разговоре в Лавре). Вскоре по просьбе родственников Успенского в Данилов монастырь пришел отец Евгений и передал святыню.


Владыка Евлогий вспоминает: «Сколько было духовной радости, неописуемого во​сторга, когда через неделю, 25 февраля 1985 года, отец Евгений привез в монастырь ковчежец с мощами препо​добного Саввы Сторожевского. Вечером того же дня пе​ред святыми мощами совершали торжественную службу с акафистом святому Савве, как будто специально для этого случая нашедшимся у одного брата, а по окончании службы прочитали краткое житие Преподобного. С благоговением мы прикладывались к святым мощам пре​подобного Саввы, видя в их появлении благодатную под​держку и помощь в нашей иноческой жизни. Вскоре после этого события в часовне монастыря по вторникам было установлено и служение молебна Преподобному с чтение акафиста. Появились и новые иконы святого Саввы… Духовное значение прибытия в Данилов святых мощей Саввы Сторожевского очень велико. Ученик преподобного Сергия, третий игумен Троицкого монастыря, основатель Сторожевской обители, значительной в истории Московской Руси, святой Савва пришел в наш возрождаемый монастырь, чтобы помочь устроить иноческую жизнь тем, кто хочет идти по его стопам к Богу».


Тринадцать лет святые мощи хранились в Покровском храме Данилова монастыря, а 22 августа 1998 года были тор​жественно возвращены в Саввино-Сторожевский монастырь. Это событие было приурочено к празднованию 600-летия основания монастыря. Преподобный Савва вернулся в основанную им обитель, чтобы помочь иноком возродить монастырь. Часть мощей осталась и в Даниловом мо​настыре, и в дни памяти Преподобного выносится из алтаря для поклонения верующим.


Сегодня, 16 декабря, после Литургии икона преподобного Саввы Сторожевского с частицей его святых мощей была поставлена в Троицком соборе Данилова монастыря для поклонения верующих.


 




  



 Автор: Наталия Шапошникова


Фото: Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь

16 декабря 2013

Социальные сети

Церковь празднует второе обретение мощей святого Саввы Сторожевского

Второе обретение и перенесение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (+ 1407 г.), произошедшие в 1998 году, празднует Православная Церковь в воскресенье 23 августа.

Святой Савва стал одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. В Свято-Троицкую обитель он пришел еще в юношеские годы. Под духовным руководством святого Сергия Савва прошел множество монашеских подвигов и послушаний. За свои труды он был поставлен в священники и назначен духовником братии монастыря.

По благословению преподобного Сергия и просьбе князя Димитрия Донского святой Савва стал игуменом монастыря в честь Успения Божией Матери на реке Дубенка. Спустя некоторое время он основал уже собственную обитель близ Звенигорода, а спустя еще время, в 1399 году, монастырь на Сторожевой горе, известный ныне как Саввино-Сторожевский.

За большие духовные подвиги святой был удостоен от Бога дара прозорливости. 3 декабря 1407 года святой Савва Сторожевский отошел ко Господу. Празднование святому было установлено на Московском Соборе 1547 года, а 19 января 1652 года были обретены его нетленные мощи.

Судьба мощей преподобного Саввы была во многом драматична. Так, после революционной смуты, в марте 1919 года, мощи были вскрыты и изъяты из обители (где они пребывали постоянно) VIII Отделом Народного Комиссариата Юстиции. До начала 1930-ых годов они хранились в Москве, на Лубянке.

Впоследствии мощи святого были переданы сотруднику Государственного исторического музея, члену Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области Михаилу Успенскому, с формулировкой: «поместите, куда сочтете нужным». Вместе со своей супругой — Софьей Дмитриевной он долгие годы хранил их дома.

Его наследники в 1985 году передали их в московский Свято-Данилов монастырь. Лишь только в августе 1998 года они были обретены во второй раз и торжественно возвращены обратно в родную Звенигородскую обитель, где и находятся ныне.

Читайте также:
Чудеса преподобного Саввы
Патриарх Алексий II о преподобном Савве Сторожевском
Икона преподобного Саввы Сторожевского

Преподобный Са́вва Сторожевский, Звенигородский, игумен

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский

Кондак 1

Избранный от Воеводы и Господа воинств небесных, преподобне отче наш Савво, силою креста Господня победивый напасти, яже от диавола, мира и плоти, яко имея дерзновение ко Господу, от всяких искушений, бед и наветов вражиих молитвами твоими сохраняй нас, похвальная с любовию тебе воспевающих;

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Икос 1

Ангел во плоти явился еси на земли, преподобне Савво, от юности бо возлюбив Бога, равноангельному поревновал еси житию учителя твоего, преблаженнаго Сергия, и послужив Господеви в правде и преподобии во вся дни живота своего, по исходе нетлением телесе сияеши. Вси убо благоговейно чтуще тя, воспеваем сице:

Радуйся, истинный святаго учителя твоего ревнителю;

Радуйся, земный ангеле и небесный человече.

Радуйся, верный слуго Господень;

Радуйся, усердный чистоты и воздержания хранителю.

Радуйся, зерцало веры благочестивыя;

Радуйся, образе кротости духовныя.

Радуйся, пустынножителей красото;

Радуйся, иноков наставниче.

Радуйся, многим ко спасению путеводителю;

Радуйся, скорый помощниче притекающим к тебе с верою.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 2

Видя, яко в мире сем всяческая суета и тление, потщался еси тесным и прискорбным путем течение жизни сея совершити; вселився во обители преподобнаго Сергия, и от него прияв ангельский образ, поревновал еси богомудрому его смирению и трудолюбию, и купно с ним день и нощь воспевал еси Спасителю, всех Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум и сердце покорив Христу Спасителю, глаголющу: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет», — невозвратно отвратил еси лице свое от мира сего, яко от Вавилона греховнаго, и презрев вся красная и благая его, водворился еси в пустыни, чая Бога, спасающаго воителей Своих. Ныне же предстоиши Престолу Божию, наслаждаяся небесных благ, и велие дерзновение имея ко Господу, не забуди нас, к раце мощей твоих усердно притекающих и восхваляющих тя:

Радуйся, житейских сует и мирских соблазнов избежавый;

Радуйся, иноческое безстрастие и безмолвие стяжавый.

Радуйся, вся благая земли, Небеснаго ради Царствия, за уметы вменивый;

Радуйся, равноангельное житие до конца возлюбивый.

Радуйся, возненавидевый мира сего греховную сладость;

Радуйся, восприемый обетование непрестающия жизни.

Радуйся, облеченный славою Небеснаго Царствия;

Радуйся, сокровище некрадомое и нетленное обретый.

Радуйся, о Церкви Христовой, на земли воинствующей, молитвенниче небесный;

Радуйся, о всех верных, на поклонение к тебе притекающих, предстателю.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 3

Силою, излиянною на тя свыше, возшед на высоту добродетелей, постом и бдением, молитвами и целомудрием, яко многоценным венцем благоустроения иноческаго, повсюду просиял еси: сего ради вси велика и преславна тя почитаху. Ты же, бегая славы от человек, пребывал еси яко един от простых, труждаяся паче всех и поя хвалу единому, в Троице славимому, Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй прозорливость духовную учитель твой, богомудрый Сергий, провиде тя быти подобна ему сподвижника и благоискуснаго споспешника хотящим спастися. Сего ради, прежде отшествия своего, вдаде попечению твоему обитель Пресвятыя Богородицы, на реце зовомей Дубенке: ты же, смиренномудрия исполнен, аще и устрашаяся бремени начальства, обаче не преслушав воли святаго старца, приял еси порученное тебе стадо Христово и добре в пасении его пребыл еси. Ныне же выну предстоя Престолу Божию, благоспоспешествуй молитвами твоими всем, взывающим к тебе:

Радуйся, безпрекословный воли учителя твоего исполнителю;

Радуйся, добрый стада Христова наставниче.

Радуйся, возлюбленный паче многих избранником Божиим Сергием, от него же не утаися святыня твоя;

Радуйся, благовонный крине вертограда церковнаго.

Радуйся, светлый сосуде Божественныя благодати;

Радуйся, светильниче, не сокрывыйся под спудом, но на свещнице поставленный.

Радуйся, честное Святаго Духа селение;

Радуйся, преподобных светлое украшение.

Радуйся, иноков в подвигах постнических укрепляяй;

Радуйся, заблуждшим путь спасения показуяй.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 4

Бурю страстей и искушений вражиих, препобеждая постом, бдением и молитвами, утолил еси до конца. Ныне убо причащался славы небесныя со всеми святыми, предстоиши Царю славы и поеши купно с ними: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще ближнии и дальнии Богоугодное твое житие, стекахуся от окрестных стран к тебе, пользы ради: ты же всех любезно приемля, согревал еси сердца их Божественною любовию. К тебе убо и мы припадающе, молим: настави ны, яко отец чада своя, на стези спасения. И не забуди взывающих к тебе:

Радуйся, всем прибегающим к тебе наставниче предобрый;

Радуйся, ищущим успокоения совести собеседниче претихий.

Радуйся, унывающих душ утешителю пресладкий;

Радуйся, кающихся со умилением ходатаю преусердный.

Радуйся, заблуждающих исправителю прекроткий;

Радуйся, беззаконных обличителю незлобивый.

Радуйся, к воздержанию и целомудрию путеводителю неослабный;

Радуйся, борющимся со страстьми помощниче неутомимый.

Радуйся, праваго пути веры и благочестия указателю неложный;

Радуйся, молящимся тебе от гнева Божия защитниче неотступный.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси, преподобне отче Савво, от мрака греховнаго хотящим прейти к солнцу правды, ясно путь показующая. Темже молим тя: просвети и наша сердца, страстьми житейскими омраченныя, и способствуй нам достойно воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя благоверный князь Георгий смиренномудие твое, яко уклонился еси от начальственныя власти во обители учителя твоего, устремляяся к пустынному безмолвию, той умоли тя, да вселишися на горах, глаголемых Сторожи. Ты же, изволяя благое послушание явити благому желанию и обитель иноческую зде составити хотя, рекл еси со Пророком: «Се покой мой, зде вселюся, яко изволих и». И скоро на месте сем храм Пресвятыя Богородицы создася. В немже ныне нетлением мощей твоих благоухаеши и немолчно ко Господу вопиеши о возглашающих к тебе сицевая:

Радуйся, горлице пустыннолюбная и добровидная;

Радуйся, пустыни доброе прозябение, смиренномудрием и всякими добродетельми страну сию облагоухавшее.

Радуйся, цвете присноцветущий;

Радуйся, благополезно и мудро прошение князя совершивый.

Радуйся, церковь прекрасну зде во славу Рождества Богородицы соорудивый;

Радуйся, пустыню во обитель иночества претворивый.

Радуйся, стаду твоему верный наставниче;

Радуйся, о всех градех и весех Российских молитвенниче неусыпающий.

Радуйся, всем притекающим к тебе мир и благословение от Господа молитвами твоими низводящий;

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 6

Проповеди Евангельския послушав: «Не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете; ни телом вашим, во что облечетеся», — упразднил еси сердце твое от житейских забот, питаяся былием пустынным и малоценныя ризы нося. Сего ради нетления одеждою одеяла еси по преставлении твоем, юже от Христа Бога получити и нам испроси, вопиющим Ему Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко Богосветлое светило, во стране Российской, всеблаженне отче Савво, озаряя нас лучами добродетелей и чудес твоих. Темже вопием ти:

Радуйся, дарованиями Святаго Духа сияющий члене Церкве Христовы;

Радуйся, преизобилующий истинным к Богу умилением.

Радуйся, подражателю преподобных в совершенном терпении;

Радуйся, подвигов иноческих ревнителю.

Радуйся, страсти греховныя силою благодати в себе умертвивый;

Радуйся, нищеты и нестяжания образ.

Радуйся, светлое святыни зерцало;

Радуйся, всех добродетелей рачителю.

Радуйся, немощных целебниче;

Радуйся, жезле, падающих подкрепляющий.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 7

Хотящу благоверному князю Георгию воинствовати на супостаты, благословение преподал еси, отче, на одоление, глаголя пророчески: «Изыди, благоверный княже! Господь ти поможет, и врагов твоих одолееши, и благодатию Божиею здрав возвратишися в отечество твое!» Еже и бысть, по глаголу твоему. Он убо, возвратився от брани с победою и славою, и многими дарми снабдевая обитель твою, воспеваше благодарственно дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новый подражатель древних ратоборцев на страсти плотския явился еси, отче Савво: от юности бо ум твой вперив к Богу, яко столп веры непоколебимый, даже до старости маститыя пребыл еси в распинании плоти своея со страстьми и похотьми. Сего ради не можаху силы бесовския запинати ногама твоима, ниже успеваху устрашати тя издалеча, от ихже наветов и напастей соблюди неврежденных и нас, торжественно, воспевающих тебе:

Радуйся, чистоты и воздержания хранителю;

Радуйся, лику древних постников сопричтенный.

Радуйся, всенощными молитвами и бдением всю прелесть бесовскую посрамивый;

Радуйся, обдержимым бесовскою силою надежный врачу.

Радуйся, надменных мудрованием плоти к покорению глаголам Божиим приводяй;

Радуйся, всем напаствуемым от духа льсти духовное зрение и трезвение подаваяй.

Радуйся, духа вражды и любоначалия от притекающих к тебе прогоняяй;

Радуйся, яко ходатайством твоим даров Святаго Духа, в воинствовании Христовом укрепляющих, сподобляемся.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 8

Странное чудо сотворил еси, предивный отче Савво, егда нечестивии хотяху расхитити достояние церкви твоея. Они, яко татие, устремляхуся оконцем, еже бе у гроба твоего: ты ж зде, аки велия гора, показался еси им, на нюже взыти несть мощно. Со студом убо возвращшеся отсюду, последи же раскаявшеся воплем и слезами, грех свой исповедаша пред всеми, и скоро путь неправды оставльше, в покаянии прочее пожиша, с верою вопиюще Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь был еси в Бозе, еще сый на земли, в подвизех иноческаго жития: предстоящу бо ти пред лицем Господним на Божественной службе, зримо бываше воспламенение чудное в лице твоем от молитвеннаго в духе горения к Богу. Овогда же в толиком бе умилении душа твоя, яко источатися потокам слезным от очес твоих неудержимо, ихже ради единонравна тя зряху быти со Пророком, глаголющим: «Быша слезы моя мне хлеб, день и нощь». Обаче, велие стяжав дерзновение к Богу, не забуди и нас, со слезами печали о гресех своих к твоему заступлению притекающих и вопиющих к тебе:

Радуйся, огнем Божественныя любве ветхаго человека в себе попаливый;

Радуйся, во плоти, аки безплотен, на земли поживый.

Радуйся, живыми и спасительными слезами огнь похоти угасивый;

Радуйся, горния радости и блаженства ангельскаго сопричастниче.

Радуйся, за премногую любовь твою к Богу Отцу славою и честию препрославленный;

Радуйся, за глубокое смирение твое от Христа Сына Божия венцем нетления увенчанный.

Радуйся, за чистоту и безстрастие ангельское от Пресвятаго Духа осиянный;

Радуйся, пречестная обитель Троицы.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 9

Всякия беды и скорби избави нас, преподобне отче Савво, твоими теплыми к Богу молитвами и испроси нам вся, ко временной и вечной жизни потребная. Да сподобимся горняго Иерусалима достигнути и купно с тобою воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя недоумеют достойно восхвалити тя, богомудре Савво: кто бо доволен разумети вся борения твоя с миродержители тьмы века сего; или кто изочтет труды, болезни и подвиги твоя, в них же пустыннолюбное житие совершал еси. Обаче мы, любовию твоею побеждаеми, благодарив тебе зовем:

Радуйся, закона Божия исполнителю всеусердный;

Радуйся, чистотою и целомудрием многоценнаго бисера честнейший.

Радуйся, в терпении и борении противу плоти адаманта твердейший;

Радуйся, смиренномудрием и кротостию паче славных земли прославленный.

Радуйся, борющимся со страстьми и похотьми помощниче непобедимый;

Радуйся, в трудех, бдении и воздержании великим постником подражателю ревностнейший.

Радуйся, в духовной мудрости наставниче благоискуснейший;

Радуйся, подвигов иноческих показателю рачительнейший.

Радуйся, другу Божию преподобному Сергию единонравный и к лику другов Божиих на небеса преселивыйся;

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 10

Спастися хотяще вернии от различных напастей и бед мира сего, тебе теплаго предстателя и молитвенника к Богу предлагаем. Не тщетну сотвори нашу надежду на молитвы твои, но ходатайством твоим избави нас от лютых бед, напастей, искушений и скорбей. Да несмущенно, от избытка сердца, глаголем всегда Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стену тя тверду и молитвенника изрядна стяжав, святая обитель твоя и вси страны Российстии заступлением твоим хвалятся. Темже и мы грешнии, ко гробу твоему притекше, яко чада отца, молим: заступи и сохрани нас от искушений и скорбей, бед и напастей молитвами твоими, да взываем ти радостно:

Радуйся, благовонный крине райскаго вертограда;

Радуйся, кипарисе, верных сердца благовонием исполняющий.

Радуйся, древо благосеннолиственное, имже обитель твоя покрывается;

Радуйся, неусыпный молитвенниче, желания верных во благих исполняяй.

Радуйся, надежде и отишие в мори жития сего плавающих;

Радуйся, твердое ограждение и прибежище усердно Богу работающих.

Радуйся, неисчерпаемый источниче исцелений;

Радуйся, струя, напаяющая и веселящая жаждущих правды.

Радуйся, всех усердно притекающих к тебе от искушений и бед скорое избавление;

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим ти, преблаженне отче Савво, и со дерзновением молим: вознеси ко Господу о спасении душ наших твою святую молитву. Да сподобимся вечно в радости блаженней воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательными лучами блистает житие твое, отче наш Савво: всякия бо добродетели Евангельския является в тебе исполнение. Темже и глаголем:

Радуйся, сугубыя ради нищеты богатство небесное обретый;

Радуйся, плачем и умиления слезами утешение вечное приявый.

Радуйся, алкавый и жаждавый правды, ныне же насыщаяйся райским блаженством;

Радуйся, милостивым обещанное воздаяние усвоивый.

Радуйся, чистотою сердца твоего лицезрения Божия достигнувый;

Радуйся, миротворениями многими в лике сынов Божиих быти сподобивыйся.

Радуйся, терпением правды ради в Царство Небесное водворивыйся;

Радуйся, образом кротости, тихости и незлобия поучение сущим в озлоблении подаваяй.

Радуйся, примером братолюбия, ко исканию не своих си, но яже ближняго, и наши сердца утверждаяй;

Радуйся, всех со страхом работающих Господеви радосте.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 12

Благодать, данная ти от Бога, целити недуги душевныя и телесныя, созывает верных ко всечестным мощем твоим: при нихже и малое моление приносящим велия благодать от Бога подается. Юже приемлюще, друг со другом радостно Богу возглашаем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще велия твоя, досточудне отче, подвиги и труды, ублажаем приснопамятное успение твое, аще бо и преставился еси от нас, но жив сый и по смерти, не отступаеши от нас духом: обаче и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда. К тебе убо припадаем, тебе молимся и восхваляем тя сице:

Радуйся, в вере и любви божественной благоговейно от юности и благочестно до маститыя старости поживый;

Радуйся, многотрудныя и разнообразныя во иночестве подвиги добре совершивый.

Радуйся, яко совершеннаго освящения от Духа Святаго исполнен еси;

Радуйся, чудному учителю твоему уподобивыйся всецелою чистотою и святостию.

Радуйся, яко во дворех небесных с ним купно ликуеши;

Радуйся, яко с ним купно Бога о нас грешных умоляеши.

Радуйся, яко нетлением мощей твоих, аки трубою, проповедуется будущее всех воскресение;

Радуйся, стране сей и всему отечеству нашему многоценное украшение.

Радуйся, яко тобою монахов множества в подвизех своих укрепление приемлют;

Радуйся, яко ходатайством твоим вернии и в молвах житейских спасаются.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 13

О преславный чудотворче и скорый заступниче наш, блаженне отче Савво! Малое сие от нас приношение ныне приимши, испроси нам у Христа Бога утверждение в вере и братолюбии, еже быти неврежденным от всяких искушений, бед и напастей, и во грядущем веце мук вечных избавится всем, вопиющим Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1) 

Молитва преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому чудотворцу

О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, Архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Загадка мощей Саввы Сторожевского

Сегодня в подмосковном Звенигороде большой церковный праздник. В 16.40 состоялась встреча иконы преподобного Саввы (XVII века) у стен Данилова монастыря и крестный ход с иконой в Троицкий собор монастыря. В 17.00 в Рождественском соборе началось всенощное бдение. Торжества проходят в честь 10-летия второго обретения и перенесения из московского Данилова монастыря в звенигородскую Саввино-Сторожевскую обитель мощей ее основателя, одного из самых почитаемых на Руси святых, покровителя Дмитрия Донского и династии Романовых — преподобного Саввы Сторожевского.

Загадка мощей Саввы Сторожевского

Загадка мощей Саввы Сторожевского

«Много лет назад в подмосковный Звенигородский монастырь зашел задумчивый молодой человек, приблизился к его святыням, а чуть позднее прочитал и переписал по-своему старинное Житие основателя обители – игумена Саввы. Это был поэт Александр Пушкин », — так начинает биографию преподобного Саввы Сторожевского историк Константин Ковалев .

Среди замечательных людей любезного Отечества игумен Савва одновременно человек великий и загадочный. Слишком далеко от нас отстоит время, когда проходила его деятельность. В его жизни немало пробелов и недоговоренностей. Слишком часто историкам приходится полагаться на интуицию и выдвигать смелые гипотезы. Лакуны покрываются легким флёром небольшого количества источников и разноголосицы мнений специалистов.

Историкам известна дата преставления, или кончины, звенигородского чудотворца: 3 декабря (по новому стилю – 16 декабря) 1407 года. Предположительно, если верить тому, что Савва был почти ровесником Сергия Радонежского, почил он в бозе 90-летним старцем. Тогда, когда жизнь человеческая – хоть смерда, хоть князя – редко превышала 40-50-летний рубеж, в этом уже была уникальность.

В книге-житии о Савве, написанной спустя полтысячелетия после его кончины, говорится, что, принимая монашеский обет и постриг в Троицком монастыре, «он намерено скрыл свое высокое происхождение, так как предание приписывает ему оставление имущества и заменение мягких одежд власяными рубами».

Если он был сыном именитых родителей, родившись в Звенигороде, то он мог быть даже боярского рода-племени. Звенигород в то время был центром удельного княжества, а местные бояре слыли отменными ратоборцами. Данный удел перешел по наследству от Дмитрия Донского к его сыну, князю Юрию Дмитриевичу.

Имя Савва в переводе с древнееврейского языка означает «вино» или, по другой интерпретации, «стрелец». В арамейском языке оно могло также совпадать со значением слов: «старец» или «друг».

Сейчас старца Савву называют Сторожевским. Почему? Скорее всего, его так не называли при жизни, но именно народная молва дала ему это имя. Иногда преподобного Савву зовут Звенигородским. Как правильнее? Ведь и это имя тоже не возникло в его бытность. Его условно носил потомок Рюриковичей — Юрий Дмитриевич, поскольку оно было признаком княжеской власти. Упоминать старца Савву как Звенигородского, замечает К. Ковалев, стали позднее, когда род князя Юрия и его потомки перестали носить это «имя-титул» и когда сам Звенигород начал приходить в некоторое опустение.

Для придания большей значимости деяниям старца его стали так величать с конца XV — начала XVI века, перед составлением подробных Четьих-Миней митрополитом Макарием. На Руси большинство святых подвижников получали имена по тем местам, с которыми они связали большую часть своей жизни, где они родились, совершали духовные подвиги или проповедовали. И хотя традиция отождествляет имя Саввы со словом «стража» (почти что «секьюрити»), но, скорее всего, оно не «профессиональное», а топонимического происхождения и связано с названием горы-реки.

17 марта 1919 года, согласно постановления Уездного Съезда Советов, в присутствии граждан и духовенства города Звенигорода были вскрыты мощи Саввы Сторожевского, находившегося в монастыре. Сохранился акт вскрытия, подписанный 70 свидетелями. В газете «Октябревка», выпущенной к 12-й годовщине октябрьского переворота Звенигородским райкомом ВКП(б) в 1929 году имеются указания на чудеса, связанный с Саввой, продолжавшие происходить и в эти безбожные времена. Так на страницы официальной советской печати проскальзывала информация о «невидимом житии» старца и крепкой памяти о нем среди людей.

О повышенном интересе Пушкина к личности старца мы уже упоминали. У поэта были свои резоны интересоваться Саввино-Сторожевским монастырем, связанным с детскими воспоминаниями. Он выступил в качестве переводчика, изложив Житие современным русским языком. Одно время здесь жил и лечил больных Антон Павлович Чехов .

Загадка мощей Саввы Сторожевского

Загадка мощей Саввы Сторожевского

Монастырь находился от него в двух верстах, но разу – ни тогда, ни позднее – писатель нигде не упомянул ни о нем, ни о самом старце.

На фоне окрестностей Звенигорода фотографировался Федор Шаляпин . О своем посещении обители он писал в письме к Максиму Горькому . Рассказывают, что после очередного колокольного звона знаменитый бас прямо со звонницы пел оперные арии и народные песни.

А вот другой житель Подмосковья – поэт Максимилиан Волошин – среди «культурных» ориентиров называет обитель старца Саввы. Говорили о ней отец и сын Тарковские. Для самых сокровенных сцен своего «Соляриса» режиссер Андрей Тарковский выбрал место у стен основанной Саввой обители. Дом астронавта Криса Кельвина, где он прощается со всем земным и под органные фуги Баха вспоминает свое детство, располагался прямо у стен монастыря. Полагают, что загадочная судьба монастырского колокола легла в основу одной из главных новелл фильма «Андрей Рублев».

Художник Николай Рерих вдохновлялся Звенигородским Сторожевским монастырем. Он стал для него образом идеальной Древней Руси. В своем произведении «Лето Господнее» обитель упоминает писатель Иван Шмелев . О посещении Звенигорода в советские времена отцом Александром Менем и Александром Солженицыном рассказывают так: сначала они гуляли по окрестностям, а потом в голову ожидающего скорого ареста писателю пришла идея выстроить в этом святом месте свою небольшую церковь. К сожалению, эта мечта так и осталась неосуществленной.

Читайте еще в разделе «Культура».

История святых мощей прп. Саввы Сторожевского / Православие.Ru



Прп. Савва Сторожевский

23
августа 1998 года. 10 лет второго обретения и
перенесения мощей прп. Саввы Сторожевского.

В 2007 году в России отмечалось 600 летие преставления
преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всея
России чудотворца, основателя одной их главных святынь
Московской земли — Саввино Сторожевского монастыря,
любимого ученика преподобного Сергия Радонежского. Царская
Семья Романовых почитала святого Савву Сторожевского как
своего небесного покровителя — «молитвенника
за Царей Богоизбранных». Монастырь на протяжении
столетий был «собственным государевым
богомольем». Известно особое заступничество
преподобного Саввы Сторожевского о Царе Алексее
Михайловиче Романове, в царствование которого произошло
первое обретение св. мощей звенигородского чудотворца. В
годы гонений на Православие эта обитель была закрыта,
святые мощи вывезены из родных стен. По Промыслу Божиему
их смогла сохранить одна благочестивая семья в течение
нескольких последующих десятилетий. 23 августа 1998 года,
когда в монастыре возродилась церковная жизнь, святые мощи
вернулись в звенигородскую обитель. По благословению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
день 23 августа стал праздником «Второго обретения и
перенесения честных мощей преподобного Саввы
Сторожевского».

В конце XIV века по просьбе звенигородского князя Юрия
Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) прп. Савва основал
монастырь на древнем Сторожевском холме близ Звенигорода.
Он собирал сам первых братий, руководил строительством и
росписью храмов. Воспитывал монахов высокой духовной
жизни.

Достигнув глубокой старости, после болезни, он, преподав
всем мир и целование, скончался 3 декабря 1407 года.
«Много слез пролили братия, лишившись своего
«кормника и учителя»; на погребение его
собрались князья (был, без сомнения, и Юрий
Звенигородский) и бояре, и почти все жители города. Тело
блаженного честно предали земле в церкви Пресвятой
Богородицы, им построенной…».

Умножались чудеса у мощей прп. Саввы, росло его почитание
на Руси, обитель становилась всё более известной. В 1547
году в Дом Пречистой на Сторожах (так называли тогда
Саввин монастырь) приезжал молиться Царь Иоанн Грозный со
своей первой любимой супругой Анастасией Романовной.
Именно тогда звенигородский чудотворец был канонизирован.
В середине XVI века инок Новгородского Антоньева монастыря

Маркелл составил житие прп. Саввы, собрав устные
свидетельства о жизни и посмертных чудесах первого игумена
звенигородской обители. )Чудесное заступничество прп.
Саввы охраняло монастырь со дня его основания, особенно в
Смутные времена, обрушившиеся на Русь в начале XVII века.
Многие постройки и запасы обители были уничтожены тогда
пожарами и грабежами. Но Саввино-Сторожевская обитель
смогла выстоять. Молитва святого основателя сохранила
монастырь во время всех испытаний.

Звенигородского чудотворца особо почитал Государь Алексей
Михайлович Романов. При нём монастырь приобрёл статус
Лавры, был обустроен новыми зданиями, стал загородной
царской резиденцией и одной из богатейших обителей на
Руси.

В древнем монастырском Рождественском соборе на правой
стороне иконостаса под сенью бережно хранится святыня
обители —св. мощи прп. Саввы Сторожевского. Они были
обретены 19 января 1652 года.

С этим событием связана удивительная история:
«Ближайшим поводом к обретению мощей преподобного
Саввы, по существующему в Сторожевском монастыре древнему
преданию, послужило явление угодника Божия самому Царю.
Царь Алексей Михайлович в декабре 1651 года ходил на охоту
в окружающие обитель леса звенигородские. Когда свита его
рассеялась по лесу для отыскания логовища медведя и он
остался один, из лесной чащи внезапно выбежал медведь и
бросился на него. У Государя не оказалось оружия и он,
видя невозможность защищаться, обрёк себя на верную
смерть. Вдруг около него явился старец, и, с его
появлением, зверь бежал от Царя. Спрошенный об имени
старец отвечал, что его зовут Саввой и что он инок
Сторожевской обители. В это время собрались к Царю
некоторые из его свиты, а старец пошел к монастырю. Скоро
пришел в обитель и сам Царь Алексей Михайлович, и
спрашивал архимандрита о монахе Савве, думая, что это
какой-нибудь еще неизвестный ему подвижник, поселившийся в
монастыре. Архимандрит ответствовал, что в монастыре нет
ни одного монаха именем Саввы. Тогда Царь, взглянув на
образ преподобного, уразумел, что это был сам он»,
— писал историк И. В. Брандт.

Обители преп. Саввы была особенно дорога великокняжеская
чета. На протяжении 1880—1890-х гг. они приезжали
сюда довольно часто, иногда к ним присоединялся брат
Великого князя Сергея — Павел Александрович.
Приезжали в Звенигород они из усадьбы Ильинское,
расположенной в 20 верстах от монастыря к западу от
Москвы.

Связь с обителью Великой княгини не прервалась и после
смерти её супруга. Елизавета Феодоровна оказала большую
помощь городу и монастырю после разрушительного наводнения
1908 года.

Приближалось страшное время поругания святынь, гонения на
Православие. В 1918 году христиане Звенигорода и окрестных
селений в тревоге ожидали предстоящее вскрытие святых
мощей прп. Саввы Сторожевского.

В течение года во внутреннюю жизнь обители неоднократно
грубо вмешивались большевики, в частности, уроженец
соседней монастырю деревни Ягунино 27-летний комиссар.
Рабочий Путиловского завода, он прибыл в Звенигород
организовать сельский совет с полномочиями Совета народных
комиссаров и был назначен комендантом монастыря для того,
чтобы взять на учёт ценности обители. Разумеется, всем
было ясно, что если большевики войдут в монастырь
хозяевами, то лишат его главной святыни — мощей
преп. Саввы.

15 мая комиссар Константин Макаров в сопровождении других
«уполномоченных» явился в монастырь под
предлогом конфискации хлеба и описания имущества. Он
потребовал у наместника все ключи. Крестьяне шумно
выражали недовольство происходящим. Ситуация становилась
всё более бесконтрольной; началась драка, в которой
Макаров был убит, его спутники изранены, один из них позже
скончался от побоев. По рассказам местных жителей, смерть
комиссара была нелёгкой. Страшно избитый, он был сброшен в
мелкий пруд под монастырём и, казалось, утонул, но через
некоторое время снова приподнялся над водой, бросил
последний взгляд на обитель, широко перекрестился и упал
навзничь. Так местное предание приписывает Константину
Макарову покаяние в последние минуты жизни.

Опомнившись, люди растерялись от такого поворота дел,
— они шли защищать монастырь, не желая проливать
кровь. После расправы над Макаровым и его приспешниками
наиболее активные защитники обители двинулись в город для
свержения власти советов. Но большевики действовали
организованно, решительно и быстро. Срочно вызвали
подкрепление из соседнего города Дедовска. Прибыл отряд
красноармейцев, и в тот же день мятеж был подавлен. Многих
защитников монастыря увезли в Москву, и их родные больше
не получали от них никаких известий.

14 февраля 1919 года было опубликовано постановление
Народного комиссариата юстиции об организованном вскрытии
мощей в Советской России. Через месяц, 17 марта, были
вскрыты и святые мощи прп. Саввы Сторожевского.

Изъятие честных мощей преподобного осиротило
Звенигородскую землю. Вспомнилось древнее монастырское
предание: незадолго до своей кончины св. Савва «в
одно время заплакал и сказал своей братии: «Придёт
время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним
смеяться, к власти придёт антихристова сила. Она выгонит
меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в
другое место, где ещё часть людей не забудет Бога, и я
буду за них молиться перед концом света». Это
пророчество преподобного напечатали даже в советских
газетах тех лет как доказательство контрреволюционности
монашества.

Но Бог поругаем не бывает. Преподобный Савва, по милости
Божией, не оставил свою обитель, храня её и даруя
исцеление, духовное утешение и благодатную помощь к
радости и укреплению веры православных и недоумению и
злобе властей века сего.

Чудом является уже то, что часть честных мощей
преподобного сохранилась. Долгое время считалось, что
святые мощи Звенигородского Чудотворца, которые в 20-е
годы были экспонатом выставки по охране здоровья при
Наркомате здравоохранения, а затем переданы на Лубянку и
пропали в её подвалах. Лишь совсем недавно стало известно,
что, по милости Божией, честная глава преподобного Саввы
более 50 лет тайно хранилась в одной православной семье.
Супруги Михаил Михайлович и Софья Дмитриевна Успенские с
большим риском для себя сберегли святыню.

О том, как мощи преподобного Саввы оказались в семье
Успенских, известно следующее. В 20-е годы Михаил
Михайлович, тогда сотрудник Государственного исторического
музея и член Комиссии по охране памятников архитектуры
Московской области, был вызван на Лубянку. Сотрудник ЧК,
вызвавший его, показал ему серебряное блюдо, накрытое
материей, и сказал: «Возьмите это блюдо и передайте
в музей, а то, что на блюде — останки Саввы
Сторожевского, — поместите, куда сочтёте
нужным». Вначале Михаил Михайлович хранил мощи на
даче в Звенигороде. Затем решил спрятать святыню в более
безопасное место: сложил мощи в чистый мешочек, положил в
специально изготовленный сосуд с плотной крышкой и зарыл в
землю в саду. Вскоре на даче произошёл пожар, дом выгорел
дотла, но святые мощи не пострадали. После этого события,
произведшего на Успенского большое впечатление, он перевёз
мощи преподобного в свою московскую квартиру. За три года
до смерти М. М. Успенский, беспокоясь о святыни, через
протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви
с. Жилино Люберецкого района Московской области, обратился
к о. Евлогию (Смирнову) (ныне — архиепископу
Владимирскому и Суздальскому, а тогда — эконому
Троице-Сергиевой лавры) с вопросом, как ему поступить с
мощами? О. Евлогий посоветовал передать их в Лавру. Позже,
когда о. Евлогий уже был наместником Свято-Данилова
монастыря, он позвонил Успенским и спросил о судьбе мощей
преподобного Саввы. Михаил Михайлович к тому времени
скончался, а его родственники сообщили, что они передали
мощи священнику, который напутствовал М. М. Успенского
перед смертью. «Пожалуйста, возьмите их, как и
обещал Вам наш отец», — добавили они. 25 марта
1985 года святыня была передана в Московский Свято-Данилов
монастырь, где почивала в алтаре храма Семи Вселенских
Соборов.

В 1995 году началась передача Саввино-Сторожевского
монастыря Русской Православной Церкви. Вновь в
монастырских стенах возродилась православная служба,
появились первые иноки и постоянные прихожане. Когда
обитель праздновала своё 600-летие, святые мощи вернулись
в родной дом. Это произошло в августе 1998 года.

В заключение процитирую слова из заметки, посвященной
250-летию обретения честных мощей преподобного Саввы
Сторожевского. Они написаны 100 лет назад, а кажется, что
сейчас: «Пять веков прошло с тех пор, как просиял на
земле Святой Угодник Божий Савва. Менялись люди, менялись
нравы, прошёл и XIX век с его отрицателями Бога и чудес, а
обитель Саввина стоит, хранимая молитвами своего
основателя, по-прежнему стекается народ на поклонение его
святым мощам, порежнему с верою ищущие помощи получают её
и прославляют Бога и Его Угодника, Преподобнаго
Савву».

74 Фотографии Саввы Сторожевского — бесплатные и лицензионные фотографии из Dreamstime

Памятник Савве Сторожевскому. Звенигород, Россия — 8 октября 2018: Памятник Савве Сторожевскому возле Саввино-Сторожевского монастыря на фоне

Вход в монастырь Саввы Сторожевского близ Звенигорода Московской области. Историческое место — скит Саввы Сторожевского близ Звенигорода Московской области

Савва Сторожевский.Памятник Савве Сторожевскому у входа в Саввино-Сторожевский монастырь, Звенигород, Россия

Памятник Савве Сторожевскому. У входа в Саввино-Сторожевский монастырь, Звенигород, Россия

Памятник Савве Сторожевскому. У входа в Саввино-Сторожевский монастырь, Звенигород, Россия

Вид на двор с огородом у Эрмитажа Саввы Сторожевского возле Звенигорода Московской области.Здание, в котором живут монахи, рядом с

Средневековый Савва-Сторожевский монастырь в Звенигороде Московской области. Россия

Памятник Савве Сторожевскому. Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород. Россия

Памятник Савве Сторожевскому. Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород. Россия

Памятник Савве Сторожевскому.Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород. Россия

Пещера Святого Саввы в Саввино-Сторожевском монастыре Звенигород Россия. Пещера Святого Саввы в Саввино-Сторожевском монастыре Звенигород

Пещера Святого Саввы в Саввино-Сторожевском монастыре Звенигород Россия. Пещера Святого Саввы в Саввино-Сторожевском монастыре Звенигород

Церковь св.Савва в Саввино-Сторожевском монастыре Звенигород Россия. Церковь Святого Саввы в Саввино-Сторожевском монастыре Звенигород

Эффектные башни Савво-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Россия. Прекрасный вид на великолепный архитектурный ансамбль, включающий в себя несколько

Памятник Святому Савве Сторожевскому. Памятник Савве Сторожевскому у входа в Саввино-Сторожевский монастырь, Звенигород, Россия

Цветочные орнаменты в Царицынах покоях.Звенигород, Россия. Красивые растительные орнаменты с изображениями цветов и растений были написаны в 17 веке на

году.

Башня в лесу. Одна из башен крепости Савва-Сторожевский монастырь в Звенигороде

Памятник основателям Звенигорода Звенигород Юрию и Святителю. Савва Сторожевский на фоне голубого неба

Собор Рождества Богородицы.Савва — Сторожевский монастырь. Россия. Звенигород

Саввино-Сторожевский монастырь. Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, находятся мощи преподобного Саввы Сторожевского

Скит Святого Саввы, Звенигород. Россия

Вид на одну из башен Саввино-Сторожевского монастыря, Россия. Здесь находится знаменательное место в истории России — Саввино-Сторожевский монастырь

г.

Шатровые крыши Саввино-Сторожевского монастыря в зимних сумерках.Вид с колокольни Саввино-Сторожевского монастыря на шатровые крыши Красные Врата Красные

Саввино-Сторожевский монастырь. Троицкая церковь, колокольня, трапезная, Звенигород, Московская область

Стены. Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Россия. Вид на Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Россия

Стены. Саввино-Сторожевский монастырь.Звенигород, Россия. Вид на Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Россия

Стены. Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Россия. Вид на Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Россия

Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Россия. Вид на Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Россия

Саввино-Сторожевский монастырь.Звенигород, Россия. Вид на Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Россия

Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Россия. Вид на Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Россия

Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Россия. Вид на Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Россия

Саввино-Сторожевский монастырь.Звенигород, Россия. Вид на Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Россия

Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Россия. Вид на Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Россия

Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Россия. Вид на Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Россия

.

впечатляющих башен Савва-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Россия Стоковое Изображение

Похожие изображения

Впечатляющие башни из песчаника на лоне красивой природы.

Великолепный красочный закат и Башни Девы в национальном парке Зайон в штате Юта

Вид на впечатляющие башни Каппадокии

Горный пейзаж Сванетии со знаменитыми древними Сванскими башнями

Захватывающие башни для прыжков с тарзанки на фоне безоблачного голубого неба

Эффектные башни собора Нотр-Дам в Париже

Захватывающий вид на башни бизнес-бэй в Дубае днем ​​

Болонья.Две башни: Гаризенда и дельи Азинелли

Группа жилых башен на сумеречном небе в Бухаресте

Электрические башни на большом небе

The Towers Condo`s, Дейтона-Бич, Флорида

Башни-близнецы Марина Сити, Чикаго, центр города

Юта-Фишер Тауэрс — к северу от Моава

От парковки Fisher Towers

.

Памятник Савве Сторожевскому. Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигородская редакция Stock Photo

Похожие изображения

Памятник Савве Сторожевскому

ЯРОСЛАВЛЬ, РОССИЯ. Памятник промышленнику Савве Мамонтову

Памятник Савве Морозову в Ярославле

Памятник великому меценату Савве Мамонтову во дворе города Сергиева П

Памятник патриоту своей страны, строителю железных дорог — Савве Мамонтову в Ярославле

МАЛОЯРОСЛАВЕЦ, РОССИЯ — МАЙ 2016: Памятник герою войны 1812 года Савве Беляеву

Савва Лукич Владиславич-Рагузинский

Здание гостиницы «Метрополь», Москва, Россия, Европа.

Интерьер церкви Святого Саввы в Белграде

25.06.2020 года. Сергиев Посад, Россия. Московская область.

Паломники во Введенский Толгский женский монастырь. Введенский Толгский женский монастырь. Православный женский монастырь в Ярославле на левом берегу Волги. Год основания

.

Крепость Калемегдан, Белград, Сербия

Сергиев Посад, Россия — мая 2017: Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Москва, Россия — август 2019 г .: Особняк купца Арсения Морозова, ул. Воздвиженка, 16, XIX век.Сейчас Дом приемов

.

Памятник Савве Сторожевскому. Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигородская редакционная фотография

Похожие изображения

Памятник Савве Сторожевскому

ЯРОСЛАВЛЬ, РОССИЯ. Памятник промышленнику Савве Мамонтову

Памятник Савве Морозову в Ярославле

Памятник великому меценату Савве Мамонтову во дворе города Сергиева П

Памятник патриоту своей страны, строителю железных дорог — Савве Мамонтову в Ярославле

МАЛОЯРОСЛАВЕЦ, РОССИЯ — МАЙ 2016: Памятник герою войны 1812 года Савве Беляеву

Савва Лукич Владиславич-Рагузинский

Здание гостиницы «Метрополь», Москва, Россия, Европа.

Интерьер церкви Святого Саввы в Белграде

25.06.2020 года. Сергиев Посад, Россия. Московская область.

Паломники во Введенский Толгский женский монастырь. Введенский Толгский женский монастырь. Православный женский монастырь в Ярославле на левом берегу Волги. Год основания

.

Крепость Калемегдан, Белград, Сербия

Сергиев Посад, Россия — мая 2017: Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Москва, Россия — август 2019 г .: Особняк купца Арсения Морозова, ул. Воздвиженка, 16, XIX век.Сейчас Дом приемов

.