Содержание

На выборгских развалинах. Часть 8.

Новый кафедральный собор (Церковь финского прихода).

Новый Выборгский кафедральный собор (Viipurin tuomiokirkko) строился в 1891-1893 годах по проекту архитектора Эдуарда Диппеля (Eduard Dippell; 1855-1912) для городского прихода Выборга.
Церковь была освящена 3 декабря 1893 года, а в 1925 году стала кафедральным собором.

На сайте http://ristikivi.spb.ru/albums/viipuri-tuomiokirkko.html можно ознакомиться с фотографиями собора, сделанными в разное время.

Улица Крепостная в начале 20-го столетия. Справа — новый кафедральный собор. (Выборг. Архитектурный путеводитель. «СН» 2008).

Так выглядел собор в 1930 году.

  В 1908 году перед церковью был установлен памятник Микаэлю Агриколе (Agricolan patsas). Он создавался по инициативе Финского литературного общества. Сбор средств начался еще в 1860 году, но к осуществлению идеи приступили только в 1901-м.     Открыт он был 21 июня 1908 года перед новой лютеранской церковью (впоследствии – Новый кафедральный собор Выборга).

Автор памятника — скульптор Эмиль Викстрём (1864-1942).

.

Поясное изображение Агриколы (литье из металла) было установлено на высоком постаменте. http://www.virtuaaliviipuri.tamk.fi/photo.php?lang=sk&photo_id=104

Памятник Агриколе в марте 1940 г. был демонтирован финнами с целью эвакуации, однако следы его затерялись.

Дубликат бюста хранится в Финляндии, в капелле кафедрального собора Турку. В 1993 году финский фонд Виипури преподнес   Выборгу копию бюста, которую временно поместили в фойе библиотеки им. Алвара Аалто.

Летом 2009 года бюст был установлен у церкви св. Петра и Павла на Пионерской  площади (Параатикенття — Парадное поле).

После  войны в Финляндии копии выборгского памятника Агриколе были установлены в Лахти (1953 г. ) и Перная ( 1954 г. ).
Микаэль Агрикола (ок. 1510 — 1557) —  финский религиозный деятель, просветитель, родоначальник финской письменности.
Умер неподалеку от Выборга, возвращаясь из России, и был похоронен предположительно либо в старом кафедральном соборе, либо в церкви   доминиканского монастыря.

В 1919 году слева от главного входа в собор на месте захоронения заложников, растреляных  в Гражданскую войну жителей Выборга

был установлен памятник Герою (Sankaripatsas).

Автор статуи — скульптор Гуннар Финне (Gunnar Finne; 1886-1952). Памятник не  сохранился.

http://ristikivi.spb.ru/albums/viipuri-sankaripatsas.html

     В начале 1993  года на месте памятника Герою была установлена  плита в память о всех погибших в Выборге.
Памятный текст выполнен на четырех языках: финском, русском, шведском и немецком.

http://ristikivi.spb.ru/albums/viipuri-haudattujen.html

  До установки памятной плиты активистами Выборгского народного фронта на месте памятника Герою был поставлен временный крест.

   

Возложение венка к памятнику Герою в парке Торккели у Кафедрального собора. На заднем плане — библиотека Аалто. Апрель 1938 г.
     28-29 апреля 1938 года в Выборге проходили торжественные мероприятия в честь 20-летия освобождения города от красных и окончания гражданской войны.
http://isl.livejournal.com/283778.html
http://www.uusisuomi.fi/artikkelit/vapaussotaa-juhlittiin
Старые фотографии, дающие представление о внутреннем убранстве собора:

   

Кафедральный собор сильно пострадал во время бомбежек в феврале 1940 года.

Его руины были окончательно разобраны в 1950-е годы. По свидетельству очевидцев, предварительно руины были взорваны.
    В краткий мирный период 1941-1944 годы у восточной стены Кафедрального собора было организовано воинское захоронение  жителей города, погибших на фронте.

Всего в этом месте захоронено 780 человек, погибших на фронте, скончавшихся от ран или умерших при исполнении воинских обязанностей.

266 человек из них — уроженцы Выборга.

Более подробная информация об этом захоронении в газете «Выборг».

http://www.gazetavyborg.ru/news/vyborgskoe-voinskoe-kladbische/

 В советское время  на месте собора стояла статуя Иосифа Сталина.

      После ХХ -го съезда партии памятник вождю  был заменен на скульптурную группу, символизирующую советскую молодежь. Позднее и она исчезла.

В настоящее время на месте Нового кафедрального собора разбит цветник.
Поговаривают, что сохранились фундамент и подвал собора.

   

В марте 2010 года Выборгу указом Президента РФ было присвоено звание «Город воинской славы». В городе, удостоенном этого звания, устанавливается стела с изображением герба  города и текстом указа Президента Российской Федерации. В связи с этим возник вопрос о месте установки стелы.
    Неугомонные выборгские патриоты сразу предложили установить ее на месте бывшего Кафедрального собора. Все равно место пустует, а установка знака побед российского оружия окончательно и бесповоротно забьет осиновый кол в могилу то ли белофиннов, то ли финских фашистов.
      Но благоразумия выборгских властей хватило не поддаться на эти патриотические призывы и выбрать местом установки бывшую Суворовскую площадь, ныне — площадь Выборгских полков (Коулукенття – Школьное поле).

В Выборге могут восстановить взорванный кафедральный собор :: С.-Петербург :: РБК

В Выборге могут восстановить Новый кафедральный собор, разрушенный в советские годы. Здание лютеранской церкви может обрести вторую жизнь между нынешними домами 30 и 32 по Крепостной улице.

Фото: фото 1936г./n-r-f.ru

В Выборге могут восстановить Новый кафедральный собор, разрушенный в советские годы. Здание лютеранской церкви может обрести вторую жизнь между нынешними домами 30 и 32 по Крепостной улице.

В Интернете опубликована резолюция воссоздания собора, которая уже получила одобрение епископа Евангелической лютеранской церкви Ингрии. Разработкой документа занимался Национальный реставрационный фонд памятников архитектуры и искусства. Заказчиком резолюции выступило Федеральное агентство по управлению госимуществом.

Документ включает в себя историческую справку по утраченному зданию, а также сведения о его нынешнем состоянии, карты и изображения собора.

Новый кафедральный собор был построен в неоготическом стиле в Выборге в 1891-1893гг. по проекту архитектора Эдуарда Диппеля. Судя по сохранившимся изображениям, здание имело три ориентированных с востока на запад нефа, ближе к алтарю пересекавшихся трансептом.

Воссоздание Нового кафедрального собора г. Выборга

Воссоздание Нового кафедрального собора – жемчужины архитектуры и высотной доминанты г. Выборга

 

История Выборга, которая охватывает семь столетий, обладает уникальными архитектурными памятниками — от Средневековья XIII в. до эпохи модернизма первой половины ХХ века. В архитектурных памятниках Выборга воплощена культура шведского, финского, русского и германского народов различных эпох. Слово «Выборг» со старо-скандинавского (древне-германского) переводится как «Святой город» (Wii – святой, borg – город или крепость). Многие объекты являются уникальными, и на территории России не встречаются в других регионах. Так, Выборгский замок — единственный в России памятник Средневекового западноевропейского фортификационного искусства XIII века. Временем основания города считается 1293 год, а вершиной формирования градостроительного искусства г. Выборга — конец XIX – начало XX века.

На рубеже этого времени началось строительство Нового кафедрального собора и его история. Еще в конце 1870-х гг. у города и сельской коммуны был общий церковный приход, жители ходили в церковь сельского церковного прихода, которая находилась на улице Кейсаринкату (после 1929 года — улица Луостаринкату, ныне ул. Выборгская). Церковь признали слишком маленькой для нужд 9000 прихожан. На церковном собрании, проведенном в ноябре 1880 года, было решено основать свой церковный приход для горожан, решение было подтверждено в 1881 году. Только что основанный церковный приход решил объявить архитектурный конкурс на будущую церковь в 1881 году. Из девяти участников победителем конкурса стало предложение, подготовленное уроженцем города Выборга архитектором Эдуардом Диппелем. Ему поручили спроектировать новое здание церкви из красного кирпича, которое должно было разместиться в парке Торккелинпуйсто на четырех выделенных для этого участках.

Строительные работы начались в мае 1889 года, подрядчиками были братья Яакко и Антти Виклунд. Строительные работы инспектировал проектировщик церкви, архитектор Эдуард Диппель.

Проект нового здания из красного кирпича был утверждён в 1889 г., а работы по строительству собора длились с 1891 по 1893 гг. Новый величественный собор в неоготическом стиле был освящен 3 декабря 1893 г., а в 1925 г. получил статус кафедрального, когда епископская кафедра вернулась обратно в Выборг. Новый кафедральный собор, построенный к юбилейным празднованиям 600-летия города, стал архитектурной жемчужиной г. Выборга этого периода.

С конца XIX века Новый кафедральный собор стал высотной доминантой и визитной карточкой Выборга, изображался на всех панорамных фотографиях и на поздравительных открытках.

 

 

Экстерьер Нового кафедрального собора сочетал в себе утонченность готического шпиля и монументальность основного здания, а интерьер представлял собой великолепный объемный зал с расписными сводами, алтарем и величественным органом. Зал вмещал около 1800 прихожан.

Здание имело три ориентированных с востока на запад нефа, ближе к алтарю пересекавшимся трансептом (поперечным нефом). Западный фасад украшала высокая колокольня, по бокам от которой находились две небольшие лестничные башни. На колокольне высотой примерно 70 метров было три колокола, низкий звук которых разносился очень далеко.

Своды церкви были расписаны интерьерным художником Лаури Вяйлккеном, алтарное изображение было создано художником Пеккой Халоненом, резная кафедра была изготовлена мастером по дереву Ханнесом Аутереном.

В 1895 году финский органостроитель Й.А. Цакариаессен изготовил для храма большой орган на 45 регистров. Этот инструмент заменили в 1929-1930 гг. ещё более крупным органом, выстроенным фирмой «Братья Ригер» в Силезии (область Германии). Инструмент имел 76 регистров, 4 ручных клавиатуры, педаль, более 4500 труб и относил-ся к числу крупнейших в Скандинавии.

 

  

 

Новым кафедральным собором гордились жители города и восхищались гости, которые называли его «Выборгский Нотр-Дам». Примечательная деталь того исторического момента: такое серьезное для конца XIX века архитектурно-градостроительное решение было воплощено всего за два года.

Средства на строительство Нового кафедрального собора были выделены из казны русского императора Александра III. Среди Указов императора Александра III – были указы о сохранении объектов культурного наследия и строительстве новых культурных и культовых объектов. Эти указы распространялись и в Великом княжестве Финляндском, в состав которого входил город Выборг.

Рядом с Новым кафедральным собором в 20-е гг. ХХ века был установлен памятник погибшим в гражданскую войну, который ныне утрачен.
В 1936 году крыша Нового кафедрального собора была покрыта новой кровлей из медного листа. Собор стали называть также собором Агриколы, поскольку у его главного входа по улице Катариинанкату (после 1929 года – ул. Линнанкату) 21 июня 1908 года был установлен выполненный художником Эмилем Викстрёмом памятник Микаелю Агриколе.

После начала Советско-финской войны зимой 1939 года от бомбардировки советской авиации пострадала абсида Нового кафедрального собора, а в марте 1940 года после передачи города СССР собор был закрыт. Во время второй мировой войны от целенаправленного обстрела советской авиации зданию был нанесен еще больший ущерб. После окончания Второй мировой войны ленинградская комиссия по охране памятников отнесла собор к списку ценных архитектурных объектов, но стены храма все же были взорваны в 1953 году по распоряжению руководства СССР.

В настоящее время сохранился фундамент и цоколь здания с подземной частью. Центр средокрестия собора отмечен постаментом из гранитных блоков взорванного собора. После долгих лет забвения 21 апреля 2017 года по инициативе директора Национального реставрационного фонда памятников архитектуры и искусства И.В. Львова, при поддержке Комитета по культуре Ленинградской области, Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры в Ленинградской области, одобрении Епископа Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии Арри Кугаппи, была установлена Памятная гранитная плита.

 

 

 

Думая о возрождении Нового кафедрального собора, олицетворяющего город Выборг в целом, нельзя не вспомнить имя человека, который родился в Выборге, но был вынужден покинуть этот город из-за войны, знатока истории выборгской архитектуры, выдающегося зодчего Юха Ланкинена, который сделал огромный вклад в возрождение Выборга. Он был владельцем крупнейшей частной коллекции исторических фотографий города, сделанных его отцом, архитектором Ялмари Ланкиненым (1894-1970), сотрудником бюро Уно Ульберга, автором проектов более тридцати зданий в Выборге и Выборгском районе. Самые известные работы Ялмари Ланкинена – Дом финского прихода (ул. Димитрова, 5), Дом сельской общины (ул. Ушакова, 1), жилой комплекс «Пантсар» (Морская набережная, 30). В последнем из перечисленных зданий была квартира и архитектурное бюро Я. Ланкинена.

Коллекция исторических фотографий отца, дополненная самим Юха Ланкиненом, много лет спустя стала основой для двух главных проектов его жизни – макета города Выборга и портала «Виртуальный Выборг».

Соавтор нескольких книг по выборгской истории, гид Юха Ланкинен был, прежде всего, хранителем культурного наследия Выборга. Благодаря его энтузиазму и активной деятельности современные горожане открывали для себя довоенную историю города, а для финнов Ю. Ланкинен был живой связью с современным Выборгом, тем человеком, который смог сделать историю города непрерывной.

Интерес к родному городу, его архитектурному наследию, Юха Ланкинен унаследовал от своего отца. Именно в этом доме в 1937 г. родился Юха Яакко Ялмари Ланкинен. В эвакуацию Ялмари Ланкинен, фотограф-любитель, увозил несколько тысяч снимков, на которых были запечатлены дома, парки, площади и укрепления Выборга. В 1941 г. семья Ланкинен вновь вернулась в Выборг. Юха Ланкинен занимался восстановлением разрушенных зданий города. Его квартира и бюро располагались в этот период в другом здании, также построенном по его проекту, – на нынешней ул. Ушакова, 1. В 1944 г. Ланкинены эвакуировались в Лахти – город, где сложилась одна из самых больших выборгских общин. В 1966 г. Юха Ланкинен получил диплом архитектора-строителя.

К этому времени ему уже представилась возможность побывать в советском Выборге. Увиденное поразило его. Он видел перед собой то, что было знакомо ему по фотографиям отца. Многие здания требовали реставрации, многое было утрачено, но, несмотря ни на что, это был его родной Выборг. Вся дальнейшая жизнь Юха Ланкинена будет связана с ним. Он фотографировал город, сопоставлял современные и исторические фотографии, исследовал заброшенные городские кладбища, работал с картами и архитектурными проектами.

В 1970-х гг. он стал главным помощником О.И. Меурмана при подготовке книги «Выборгские архитекторы». В этот же период он начал сотрудничать с архитекторами Выборга. В 1982–1985 гг. на основе аэрофотоснимков Выборга, выполненных 2 сентября 1939 г., Юха Ланкинен создает центральную часть макета Выборга, в котором дома, деревья, автомобили воссозданы с исключительным мастерством.

Для того чтобы осуществить этот проект, Ю. Ланкинену пришлось выполнить полторы тысячи чертежей. Одним из них был чертеж Нового кафедрального собора, выполненный с особой тщательностью.

 

 

Сейчас макет Выборга – центральный экспонат Музея Южной Карелии в Лаппеенранте – является детализированной 3D-моделью всех зданий, в том числе утраченных.

Юха Ланкинен всегда был открыт для контактов с российскими историками, архитекторами, выборгскими краеведами. В 1991 г. по чертежам Ланкинена проводилась реставрация лютеранского собора Петра и Павла. Два года спустя по его проекту был создан памятный знак на воинском кладбище Выборга – в память обо всех погибших горожанах. В том же году благодаря Юха Ланкинену в Выборг была привезена копия утраченного памятника Микаэлю Агриколе, а в 2009 г. Юха Ланкинен участвовал в восстановлении этого памятника. Сейчас он находится на Театральной площади, близ собора Петра и Павла. 

На некоторое время окунемся в историю воссоздания исторических культурных памятников в России и Германии.

Один из примеров воссоздания готического собора, построенного в стиле кирпичной (балтийской) готики – Кафедральный собор в г. Кенигсберге (ныне – г. Калининград). Собор, практически полностью утраченный во время Второй мировой войны, долгое время не восстанавливался. Руины стен простояли до 1993 года, а с 1994 г. начался период восстановления, который длился в течение 10 лет. В настоящее время собор является одним из символов (визитной карточкой) города Калининграда. Службы в соборе не проводятся, но здание эффективно используется для размещения музейных экспозиций и проведения концертов. Действуют евангелическо-лютеранская и православная часовни. В месяц собор посещают около десяти тысяч человек, стремительное увеличение потока посетителей связано с современным подходом в организации новых творческих культурных проектов.

Одним из ярких примеров восстановления исторического центра города из руин, после массированной бомбардировки англо-американской авиацией в феврале 1945 г., является город Дрезден, крупный культурный центр, «Флоренция на Эльбе». В 50-е гг. руины были разобраны и вывезены из города, затем тщательно отсортированы и оставлены на хранение, за исключением остовов нескольких исторических зданий. Они простояли в законсервированном виде на протяжении всей эпохи ГДР. Как памятник войне было решено оставить также развалины самой красивой церкви города – Фрауэн-кирхе.

Лишь в самом конце 20 века началось рукотворное чудо воссоздания исторического центра Дрездена, крупнейший реставрационный проект в Европе.

А теперь вернемся к Выборгу. Важно отметить, что за последние годы г. Выборг уже накопил опыт восстановления полностью разрушенных храмов и исторических зданий. В финских архивах существуют подробные документы, чертежи всех архитектурных объектов, средневековых зданий, церквей, доходных домов и их фотографии.

В 1999 году разрушенная во время Зимней войны Свято-Ильинская церковь, была восстановлена в точности с ее первоначальным видом. Проект, реализованный в 1797 году, принадлежит архитектору Иоганну Брокману.

В 2016 году также был воссоздан в современной версии ресторан «Эспиля», по проекту архитектора Ларисы Логашовой, который в довоенное время был известен по всей Финляндии, и построен по проекту архитектора Йохана Бломквиста, а во время войны здание было разрушено.

Но одним из лучших примеров реставрации в его точном исполнении является уникальное здание библиотеки Алвара Аалто, построенное в 30-х гг. ХХ века. Библиотека в то время стала известна во всём мире как эталон библиотечного здания.

Созданный в 1992 году «Финский комитет по реставрации Выборгской библиотеки» вывел вопрос реставрации памятника на международный уровень. С 1994 года по 2010 год международный проект «Комплексной научной реставрации здания Выборгской библиотеки А. Аалто» финансировался на паритетных началах, как с российской стороны, так и из международных источников.

Так исторически сложилось, что между библиотекой Алваро Аалто и Новым кафедральным собором в разные периоды времени появились военные и гражданские захоронения. В настоящее время это место неблагоустроенное.

Во время празднования 700-летия Выборга, в 1993-м была установлена плита «Памяти похороненных жителей Выборга» с надписью на четырёх языках по проекту архитектора Юха Ланкинена, рядом с Новым кафедральным собором – захоронения в разные годы – более 900 человек, в основном жителей Выборга.

Настоятель собора святых Петра и Павла Владимир Дородний рассказывает, что с начала 90-х на лютеранскую пасху каждый год прихожане храма ходят крестным ходом к этому памятному знаку, поют гимны, поминают усопших. Существует даже книга, изданная в Финляндии, которая посвящена захоронениям возле выборгского Нового кафедрального собора.

Попытки благоустройства места захоронений рядом с собором предпринимались неоднократно, но и по сей день здесь лишь место отдыха горожан. Краеведы однозначно сходятся во мнении: надо хотя бы обозначить границы захоронения, люди должны знать, что ходят по кладбищу. А различить очертания просевших могил нетрудно – поверхность земли в этом месте волнообразная.

В ближайшие годы имеется необходимость объединения усилий и комплексного подхода к реализации проекта воссоздания Нового кафедрального собора с прилегающей территорией, особенно со стороны правительства.

 

В нынешнее время уникальность Выборга является очень привлекательной для развития туризма. Ежегодно Выборг посещает около полумиллиона туристов. Однако в течение последних десятилетий Выборг находится в состоянии разрушения и запустения, что приводит к сокращению потоков туристов и уменьшает доход города. Исторический центр города постепенно исчезает, сносятся целые кварталы исторической застройки. Все что можно, уже снесено, но еще не поздно заняться воссозданием архитектурных шедевров, которые вернут городу былое великолепие. Сегодняшнее состояние города требует немедленного вмешательства специалистов, как со стороны российских, так и со стороны Финляндии и Европы.

Международные охранные организации внесли город Выборг в Ленинградской области в перечень 50 объектов культуры, находящихся под угрозой уничтожения. Несмотря на это, с 2013 года приграничный город, считающийся жемчужиной северного модерна, неумолимо разрушается и находится на грани исчезновения.

Возрождение Выборга целесообразно продолжить с восстановления его системообразующей градостроительной доминанты – Нового кафедрального собора.

Новый кафедральный собор в Выборге не только сравним с такими доминантами, как Петропавловский собор в Петербурге или кафедральным собором в Калининграде, но и уникален как шедевр северной готической архитектуры.

Необходимость воссоздания Нового кафедрального собора определяется не только его исторической ценностью, но и возможностью расширения его функций. Он может стать как действующим храмом, так и использоваться в качестве концертного зала, где можно наслаждаться органной музыкой, проводить интерактивные и образовательные программы, устраивать музейные экспозиции.

Собор как высотная доминанта города может стать системообразующим центром культурно-просветительского комплекса.

 

Источники:
1.    Разработка концепции сохранения исторической части г. Выборга (Ленинградская обл.): Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», Научный отдел Архив ФГУП ЦНРПМ. Моск-ва, 2014 г.
2.    http://risebuero.ru/viipuri/
3.    http://www.ntv.ru/novosti/1918825/
4.    http://www.gazetavyborg.ru/
5.    http://www.virtuaaliviipuri.tamk.fi/ru
6.    https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_Википедия

 

Автор статьи: реставратор, директор Национального реставрационного фонда памятников архитектуры и искусства И. В. Львов

Утраченные достопримечательности Выборга. Новый Выборгский кафедральный собор : Социум: IVBG.ru

Ivbg.ru продолжает цикл публикаций об утраченных достопримечательностях Выборга рассказом о Выборгском кафедральном соборе, который сильно пострадал во время бомбежек в феврале 1940 года и был окончательно разобран в 1950-е годы.

Открытка с сайта postileimat.com

Новый Выборгский кафедральный собор (Viipurin tuomiokirkko) строился в 1891-1893 годах по проекту архитектора Эдуарда Диппеля (Eduard Dippell; 1855-1912) для городского прихода Выборга.

http://www.gradpetra.org/photo/photo_spb/park/full/1/58473.jpg

Церковь была освящена 3 декабря 1893 года, а в 1925 году стала кафедральным собором.

Вид на шпиль собора со стороны гавани

В 1908 году перед церковью был установлен памятник Микаэлю Агриколе (не сохранился, в 2009 воссоздан на другом месте).

Фото: Старый памятник Агриколе в Выборге

В 1919 году на воинском захоронении погибших в Гражданскую войну жителей Выборга был установлен памятник Герою.

Памятник Герою у стены собора

Кафедральный собор сильно пострадал во время бомбежек в феврале 1940 года.

30.08.1941. Фотография SA-Kuva

Его руины были окончательно разобраны в 1950-е годы.

По материалам сайта: ristikivi.spb.ru

Фото: ristikivi.spb.ru, sa-kuva.fi

Новый кафедральный собор (Выборг) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Новый кафедральный собор (фин. Viipurin tuomiokirkko) — с 1893 года по 1940 год — главная лютеранская церковь Выборга, ныне не сохранившаяся. В 1925 году получила статус кафедрального собора Выборгской епархии.

История

Апсида собора, разрушенная в результате бомбардировки в феврале 1940 года

В Выборге действовали две лютеранские общины: шведско-немецкая (собор Петра и Павла) и финская (церковь сельского прихода, бывший собор доминиканского монастыря). Так как во второй половине XIX века церковь сельского прихода уже не могла вместить всех прихожан финской общины, было принято решение о строительстве нового, большего по размерам здания кирхи для финской городской общины, образованной в 1881 году. Архитектурный конкурс выиграл выборгский архитектор Эдуард Диппель. Строительство нового краснокирпичного здания в неоготическом стиле началось в 1889 году, а 3 декабря 1893 года церковь была освящена. Участок напротив заняла резиденция губернатора, по соседству расположился Выборгский почтамт. Так сформировался новый городской центр. С конца XIX века величественная неоготическая кирха изображалась на многих открытках с видами города.

Здание получило большие повреждения во время Советско-финской войны (1939—1940) и Великой Отечественной войны. После начала Советско-финской войны зимой 1939 года от бомбардировки советской авиации пострадала апсида собора. В 1940 году после передачи города СССР ленинградская комиссия по охране памятников отнесла собор к списку ценных архитектурных объектов [1], но восстановлен он не был. Ещё больший ущерб нанесли зданию целенаправленные бомбежки советской авиации в ходе Великой Отечественной войны. Стены храма были взорваны в 1953 году под предлогом строительства нового здания Выборгского театра, которое, однако, так и не началось. Сохранились фундамент и цоколь здания с подземной частью. Центр средокрестия собора отмечен клумбой с постаментом из гранитных блоков взорванного собора, на котором в послевоенное время размещался памятник Сталину, затем — изображавшая пионеров скульптурная композиция «Счастливое детство», позднее — декоративный вазон. С 21 апреля 2017 года на постаменте с вазоном установлена памятная гранитная плита, посвящённая истории храма.

Описание

Экстерьер собора сочетал в себе утончённость готического шпиля с монументальностью основного объёма здания, а интерьер представлял собой величественный зал с расписными сводами, алтарём и большим органом. Зал вмещал около 1800 прихожан. Здание имело три ориентированных с востока на запад нефа, ближе к алтарю, пересекавшихся трансептом (поперечным нефом). Западный фасад украшала высокая колокольня, по бокам от которой находились две небольшие лестничные башни. На колокольне высотой 70 метров было три колокола, низкий звук которых разносился очень далеко.

Перед западным фасадом собора в 1908—1940 годах находился памятник Микаэлю Агриколе (памятник дал собору второе название — «Агрикольский»; в настоящее время его копия размещена у собора Петра и Павла), а у южной стены собора в 1921—1940 годах размещался памятник белофиннам (с 1993 года установлена мемориальная плита).

Своды церкви были расписаны художником Лаури Вялке (фин.)русск., алтарное изображение было создано живописцем Пеккой Халоненом, резная деревянная кафедра была работы скульптора Ханнеса Аутере (фин.)русск.. В 1895 году для храма был изготовлен большой орган на 45 регистров. Этот инструмент заменили в 1929—1930 гг. ещё более крупным органом фирмы «Братья Ригер» (Gebrüder Rieger), изготовленным в Силезии. Инструмент имел 76 регистров, 4 ручных клавиатуры, педаль, более 4500 труб и относился к числу крупнейших в Северной Европе.

  • Кирха с разрушенной апсидой в марте 1940 года

  • Сквер на месте разобранного собора

Ссылки

  1. ↑ Кепп Е.Е. Выборг. Художественные достопримечательности. Ред. О.В. Казаков. Выборг, издательство «Фантакт», 1992 год

2.   http://www.virtuaaliviipuri.tamk.fi/ru

Новый кафедральный собор (Выборг) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Новый кафедральный собор (фин. Viipurin tuomiokirkko) — с 1893 года по 1940 год — главная лютеранская церковь Выборга, ныне не сохранившаяся. В 1925 году получила статус кафедрального собора Выборгской епархии.

История

Апсида собора, разрушенная в результате бомбардировки в феврале 1940 года

В Выборге действовали две лютеранские общины: шведско-немецкая (собор Петра и Павла) и финская (церковь сельского прихода, бывший собор доминиканского монастыря). Так как во второй половине XIX века церковь сельского прихода уже не могла вместить всех прихожан финской общины, было принято решение о строительстве нового, большего по размерам здания кирхи для финской городской общины, образованной в 1881 году. Архитектурный конкурс выиграл выборгский архитектор Эдуард Диппель. Строительство нового краснокирпичного здания в неоготическом стиле началось в 1889 году, а 3 декабря 1893 года церковь была освящена. Участок напротив заняла резиденция губернатора, по соседству расположился Выборгский почтамт. Так сформировался новый городской центр. С конца XIX века величественная неоготическая кирха изображалась на многих открытках с видами города.

Здание получило большие повреждения во время Советско-финской войны (1939—1940) и Великой Отечественной войны. После начала Советско-финской войны зимой 1939 года от бомбардировки советской авиации пострадала апсида собора. В 1940 году после передачи города СССР ленинградская комиссия по охране памятников отнесла собор к списку ценных архитектурных объектов [1], но восстановлен он не был. Ещё больший ущерб нанесли зданию целенаправленные бомбежки советской авиации в ходе Великой Отечественной войны. Стены храма были взорваны в 1953 году под предлогом строительства нового здания Выборгского театра, которое, однако, так и не началось. Сохранились фундамент и цоколь здания с подземной частью. Центр средокрестия собора отмечен клумбой с постаментом из гранитных блоков взорванного собора, на котором в послевоенное время размещался памятник Сталину, затем — изображавшая пионеров скульптурная композиция «Счастливое детство», позднее — декоративный вазон. С 21 апреля 2017 года на постаменте с вазоном установлена памятная гранитная плита, посвящённая истории храма.

Описание

Экстерьер собора сочетал в себе утончённость готического шпиля с монументальностью основного объёма здания, а интерьер представлял собой величественный зал с расписными сводами, алтарём и большим органом. Зал вмещал около 1800 прихожан. Здание имело три ориентированных с востока на запад нефа, ближе к алтарю, пересекавшихся трансептом (поперечным нефом). Западный фасад украшала высокая колокольня, по бокам от которой находились две небольшие лестничные башни. На колокольне высотой 70 метров было три колокола, низкий звук которых разносился очень далеко.

Перед западным фасадом собора в 1908—1940 годах находился памятник Микаэлю Агриколе (памятник дал собору второе название — «Агрикольский»; в настоящее время его копия размещена у собора Петра и Павла), а у южной стены собора в 1921—1940 годах размещался памятник белофиннам (с 1993 года установлена мемориальная плита).

Своды церкви были расписаны художником Лаури Вялке (фин.)русск., алтарное изображение было создано живописцем Пеккой Халоненом, резная деревянная кафедра была работы скульптора Ханнеса Аутере (фин.)русск.. В 1895 году для храма был изготовлен большой орган на 45 регистров. Этот инструмент заменили в 1929—1930 гг. ещё более крупным органом фирмы «Братья Ригер» (Gebrüder Rieger), изготовленным в Силезии. Инструмент имел 76 регистров, 4 ручных клавиатуры, педаль, более 4500 труб и относился к числу крупнейших в Северной Европе.

  • Кирха с разрушенной апсидой в марте 1940 года

  • Сквер на месте разобранного собора

Ссылки

  1. ↑ Кепп Е.Е. Выборг. Художественные достопримечательности. Ред. О.В. Казаков. Выборг, издательство «Фантакт», 1992 год

2.   http://www.virtuaaliviipuri.tamk.fi/ru

Выборг может вновь обрести разрушенную Кирху : для души, Социум: IVBG.ru

Новый кафедральный собор Выборга, построенный в конце 19 века напротив нынешнего здания главпочтамта и разрушенный более полувека назад, может обрести вторую жизнь. Федеральное агентство по управлению госимуществом выдвинуло инициативу восстановления лютеранского собора.

Резолюцию о воссоздании лютеранского собора подготовил Национальный реставрационный фонд памятников архитектуры и искусства. Она уже одобрена епископом Евангелической церкви Ингрии. Финские соседи живо откликнулись на эту инициативу. Директор реставрационного фонда Игорь Львов рассказал, что до самих работ по воссозданию собора еще далеко. Сейчас идея возрождения Кирхи находится на уровне исследования и разработки. Архитекторы ведут поиск чертежей собора в архивах Финляндии.

Депутат законодательного собрания ЛО Владимир Цой на открытии нового археологического музея «Панцерлакс» в Выборге отметил, что вопрос восстановления Кирхи, ранее одного из доминантных зданий в Выборге, упирается не только в финансирование. Для того чтобы восстановить так называемый Новый кафедральный собор нужны серьезные градостроительные решения. Этих решений в утвержденном плане Выборгского городского поселения на данный момент нет.

«Пока это только исследования, инициатива, не имеющая под собой законодательного обоснования. Возможно, когда эта инициатива будет проявлена, администрация города и области включится в этот процесс. Но пока никаких официальных обращений не было», — заявил Владимир Цой. Он также обратил внимание на то, что восстановление лютеранской Кирхи — вопрос скорее политический, нежели экономический.

Директор «Эрмитаж -Выборг» Александр Костенко выразился резко против подобной идеи восстановления утраченной Кирхи. По его мнению, невозможно восстановить собор теми методами и теми средствами, которые использовались при строительстве, в противном случае, это будет новодел в центре города. Он упомянул также, что один лютеранский собор в Выборге уже есть, и он малопосещаем. Александр Костенко отметил также, что нет потребности у общества в еще одном лютеранском приходе.

Новый кафедральный собор в неоготическом стиле был построен в Выборге в 1891-1893гг. по проекту архитектора Эдуарда Диппеля. Здание собора вмещало до 1800 прихожан. В начале 20 века перед собором был установлен памятник финскому реформатору Микаэлю Агриколе. Собор, как и памятник, серьезно пострадали в годы советско-финской войны в 1939-1940гг. После того, как советские войска заняли Выборг, собор был закрыт. Во время Второй мировой войны зданию был нанесен еще больший ущерб: бомба попала в шпиль собора и разрушила его практически до основания.
После войны строение было включено в список ценных архитектурных объектов. Несмотря на это, советские власти решили взорвать руины храма в 1953г.

Сейчас сохранившийся цокольный этаж засыпан землей и приспособлен под клумбу. Но под ним еще сохранилась подземная часть здания. И прежде, чем начинать любые работы по строительству, на этом месте необходимо будет провести археологические раскопки, считает доктор исторических наук Александр Сакса. На месте руин, отметил он, можно обнаружить ценные артефакты 18-19 веков. В этот период происходил расцвет города, и находки могут быть весьма интересными.

 

Собор в Выборге изображение. Изображение достопримечательности

Похожие изображения

Спасо-Преображенский собор в Выборге

Руины старого собора в Выборге, Россия

Колокольня собора в Выборге.

На развалинах собора. Выборг

Имитация рисунка.Собор Святых Петра и Павла в Выборге

Спасо-Преображенский собор в Выборге, Ленинградская область, Россия

Спасо-Преображенский собор в Выборге

Выборг, Россия 25 сентября 2016 г .: Спасо-Преображенский собор в Выборге

Спасо-Преображенский собор в г. Выборге

Выборг, Преображенский собор

Выборг, Российская Федерация / 10 сентября 2020 г .; Выборгская часовая башня.Колокольня Выборгского собора

Выборг, Российская Федерация, январь 2017 г. Белая колокольня Спасо-Преображенского собора

ВЫБОРГ, РОССИЯ — 8 июля 2017 г .: Лютеранский собор святых P

Руины Старой соборной церкви в Выборге.

.

Православная Церковь Выборга Stock Image

Похожие изображения

Старая православная церковь

Спасо-Преображенский собор в Выборге

Церковь в городе Выборге, Россия

Фреска на стене церкви Святого Ильи, Выборг

Собор в Выборге

Спасо-Преображенский собор в Выборге, Ленинградская область, Россия

Древние православные церкви

Выборг, Российская Федерация, январь 2017 г.Белая колокольня Спасо-Преображенского собора

Морской собор — главный храм русского укрепленного города Кронштадт

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

Украинская Православная Церковь

Прихожанка поставила свечу в православном храме

Предстоятель Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Филарет

.

Выборг, Россия — 20 июля 2016: Собор Святых Петра и Па редакционная фотография

Похожие изображения

Выборг, Россия, август 2016: Средневековая экспозиция в музее, каски на скамейке

Спасо-Преображенский собор в Выборге, Ленинградская область, Россия

Выборг, Россия, 11 августа 2019 г. — Улицы Выборга.Башня ратуши, одна из уцелевших боевых башен средневековья

г.

Старая улица осенью в Выборге, Россия

Пасмурный февральский день в грузовом порту города Выборг, Россия

Средневековая круглая башня в Выборге, Россия

Гостиница Виктория на Рыночной площади в Выборге, Россия

Люди в уличном кафе в Выборге, Россия

Выборг, Россия — 31 июля: неизвестные мужчины в кн

Круглая башня в Выборге, Россия

ВЫБОРГ, РОССИЯ — 17 августа 2013 г .: Фотография конного турнира рыцарей.

Архитектура старого города Выборг, Россия

ВЫБОРГ, РОССИЯ: Средневековый старый замок в 15 июня 2015 года, Ленинградская область, Россия.

Здание железнодорожного вокзала в Выборге. Ленинградская обл. Россия

.

Выборг, Россия 25 сентября 2016: Спасо Преображенский собор в Выборге. Осенний день Stock Image

Набережная

в г. Выборге. Швартовка корабля и здания в Выборге, Россия

Панорама Выборга и променад со смотровой башни Выборгского замка

Выборг, Россия 3 сентября 2016: Башня Святого Олафа в Выборгском замке в Выборге, Россия

Выборг, Россия 03 сентября 2016: Набережная в городе Выборге.Вид на Драккар викингов, Выборг, Россия

Панорама Выборга и променада со смотровой башни в В

Выборг, Россия 3 сентября 2016 г .: Скоростной поезд

Выборг, Россия 3 сентября 2016: Старый шведский замок в Выборге.

Башня Святого Олафа в старом шведском замке в Выборге, Россия

Панорама Выборга со смотровой башни Выборгского замка в Выборге, Россия

Выборг, Россия 3 сентября 2016 г .: Выборгский замок с набережной, башня Св.Olav

Выборг, Россия 3 сентября 2016: башня Святого Олафа и часть валов старого шведского замка в Выборге

Выборг, Россия 3 сентября 2016: Старый шведский замок в Выборге. Солнечный летний день

Выборг, Россия 3 сентября 2016: башня Святого Олафа и часть стены

панорама Выборга и променада со смотровой башни Выборгского замка, эффект размытия Tilt shift.

.