Содержание

Католичество, англиканство, лютеранство, кальвинизм

 

Параметры для сравнения

Католицизм 

Лютеранство

Кальвинизм

Англиканство

1

Источник религиозной истины

Библия  и Священное Предание (которое включает
в себя постановления Вселенских Соборов)

Библия (Евангелие)

Библия

Библия

2

Формула спасения души

Католицизм учит заслуживать спасение благими делами в повседневной
жизни. Творимое добро, в том числе добросовестный
труд, уравновешивает совершаемые грехи
и в конечном итоге его перевес определят
шансы верующего на обретение вечного
блаженства.

Грехи уже искуплены Божьей  жертвой.
Спасение одной только верой. Принята доктрина о предопределении
некоторых избранных людей к спасению.

 Спасение возможно исключительно
в рамках церкви. Большое значение в кальвинистском
вероучении имеет доктрина о предопределении,
согласно которой Бог избрал одних людей
к вечному блаженству, а других — к погибели.

Человек спасается потому, что избран
к спасению и получает дар веры,
рождается свыше

В англиканстве, как и в других протестантских
конфессиях, существует положение о 
спасении человека личной верой. Вместе
с тем англикане не отвергают 
полностью православную и католическую
доктрину о спасающей силе церкви.
О предопределении в англиканском
вероучении говорится довольно неопределённо.

3

Организация церкви

Католическая церковь в высшей
степени централизованна. Во главе ее
стоит папа Римский, который считается
преемником апостола Петра и наместником
Бога на земле. Папа обладает высшей законодательной
и судебной церковной властью, а также
может управлять всеми церковными делами.

Римскому епископу принадлежит 
главенство над другими епископами вследствие утвержденного
самим Иисусом Христом первенства апостола
Петра среди других апостолов как главы
видимой церкви. Поэтому папство является
в католической церкви особым институтом
и обеспечивающим единство церкви.

 В католицизме утвердился 
папский
принцип формирования церкви. По католическому
вероучению Собор не может быть выше папы.
Отсюда — единая церковная организация
с центром в Ватикане, объединяющая христиан-католиков
вне зависимости от их национальной и
государственной принадлежности.

Правящий орган Ватикана носит 
название Святой престол. Центральный 
административный аппарат Римской 
католической церкви называется Римская 
курия. Римская курия руководит 
церковными и мирскими организациями,
действующими в большинстве стран 
мира. Главное учреждение римской 
курии — государственный секретариат,
возглавляемый государственным 
секретарем, назначаемым Папой Римским. Полномочия
государственного секретаря аналогичны
полномочиям главы правительства в светском
государстве. При государственном секретаре
действуют совет кардиналов и 9 министерств
— конгрегации по вопросам вероучения,
канонизации, католического образования,
по делам духовенства и др.

Самостоятельными учреждениями курии 
являются папские трибуналы, канцелярии
и апостолический церковный суд,
занимающийся рассмотрением дел, связанных 
с внутренней жизнью католической церкви.
В римскую курию включены 12 папских 
советов, призванных расширять связи 
церкви с внешним миром.

Высший духовный чин после Папы
Римского — кардинал. Кардиналов назначает 
Папа с согласия консистории — собрания
кардинальской коллегии. Следующая 
ступень в церковной иерархии
— примасы — старшие епископы местных 
национальных церквей, которые представляют
собой скорее почетные звания.

Иерархическая организация католической
церкви требует, чтобы все католические
епископы в любой стране назначались 
с согласия Папы Римского и непосредственно 
ему подчинялись.

Низовая ступень в этой иерархии
— приход (парафия), управляемый священником. Несколько
приходов объединяются в деканаты, которые
в свою очередь образуют более крупные
образования — диоцезы. Ими управляют епископы.
Несколько диоцез объединяются в митрополию,
или архиепископство.

Отсутствует в лютеранстве и единая
система церковного устройства. В 
лютеранских церквах существуют
епископальные, пресвитерианские и 
конгрегациональные формы организации.
Главы церквей могут иметь 
титул епископа, генерального суперинтендента 
или президента. Делами церквей управляют синоды, в состав которых
входят как священнослужители, так и миряне.
Как правило, лютеранские церкви в различных
государствах совершенно самостоятельны.

Лютеранство провозгласило священство
всех верующих и этим стёрло резкую
грань, отделявшую мирян от священников.
Тем не менее священнослужители (пасторы) в
лютеранских церквах всё же имеются, поскольку
священнослужение, как подчёркивают лютеране,
было установлено самим Христом. Пасторы
в лютеранских церквах избираются и остаются
в сане пожизненно

Республиканская организация. Во главе 
церковной общины стояли старейшины
(пресвитеры), избираемые из светских членов
общины, и проповедники, обязанности 
которых не были связаны со священнической
деятельностью, а являлись лишь службой. Пресвитеры
и министры составляли консисторию. Такая
организация церкви давала простор влиянию
наиболее сильных людей в общине и была
чрезвычайно благоприятной для экономически
крепкого слоя буржуазии; в ней был также
полностью осуществлен буржуазный идеал
«дешёвой церкви» (упрощение культа, устранение
роскоши и т.п.)

Церковная организация Кальвинизм
строилась на основе жесточайшей 
дисциплины и беспрекословного подчинения
рядовых членов руководству общины.

Высшим органом стал провинциальный
синод, состоящий из делегатов от
провинциальных консисторий. На национальном
уровне действовал национальный Синод.

По своему устройству англиканская Церковь 
— епископская. Члены ее разделяются 
на пастырей и пасомых. Группирующиеся подле своего
храма верующие, составляя из себя церковную
общину или приход, на своих приходских
собраниях определяют налог в пользу Церкви
и избирают из своей среды попечителя,
или старосту, на обязанности которого
лежит управление церковным имуществом,
попечение о благолепии храма и забота
о снабжении храма всем потребным для
богослужения. Низшее духовенство разделяется
на соборное, во главе которого стоит декан,
и приходское. Духовенство каждого собора
представляет собою организованную коллегию,
называемую капитулом. Приходское духовенство
делится на приходских священников и их
помощников — викариев и капелланов. Пастырская
деятельность приходского духовенства
подчинена надзору и руководству так называемых
архидьяконов, которые назначаются епископом
из лиц пресвитерского сана, большею частью
служащих при соборе, и являются его ближайшими
помощниками по епархиальному управлению.

  Во главе епархии, в качестве 
ее верховного пастыря, судьи 
и правителя, стоит епископ. 
Ему одному принадлежит право 
совершать конфирмацию и рукополагать 
священнослужителей в свою епархию. 
По церковному управлению Англия 
разделяется на две провинции: Кентерберийскую
и Йоркскую, во главе которых стоят архиепископы,
причем архиепископ Кентерберийский именуется
примасом всей Англии и пользуется преимуществом
чести и среди имеющихся отдельных ветвей
англиканской Церкви за пределами Англии.

4

Глава церкви

Высшей, полной, непосредственной, вселенской
и ординарной властью в Католической
церкви обладает Папа Римский

В лютеранских церквах существуют
епископальные, пресвитерианские и 
конгрегациональные формы организации. В зависимости от
этого главы церквей могут иметь титул
епископа, генерального суперинтендента
или президента.

Основу кальвинистской церкви составляют
автономные сообщества (конгрегации),
управляемые консисториями в 
составе пастора, диакона и старейшин,
выбранных из числа мирян

Главой англиканской церкви в Англии
раньше являлся король а теперь парламент. Поныне все
изменения вероучения, богослужения должны
быть одобрены парламентом.

5

Отношение к монашеству

Особую структуру в католической
церкви составляют монашеские ордена.
Первые из них появились в V в. и 
сейчас насчитывают десятки. Как правило,
ордена строго централизованы. Они подразделяются
на, так называемые, нищенствующие, уставы
которых запрещают своим членам владеть
каким-либо имуществом (капуцины, доминиканцы,
францисканцы и др.), и ордена, обладающие
правом зарабатывать деньги, которые поступают
в церковную казну или на благотворительные
цели. Из католических монашеских орденов
наиболее известен орден иезуитов. Он
насчитывает в настоящее время 25 тыс. членов,
руководит 177 католическими университетами
и культурными центрами в различных странах,
500 школами, ведет активную религиозно-политическую
пропаганду, хотя католическая церковь
заявляет о своей аполитичности.

 Изначально лютеранские богословы считали монашество
и вовсе недопустимой практикой церковной
жизни. монашеское возрождение началось
В начале и середине 20 века в лютеранских
церквях Германии, США, Скандинавских
стран и в Израиле возникли аутентичные
монашеские общины.

Монашество противоречит естественной
природе человека.  Кальвинисты 
желали закрытия монастырей ( за бесполезностью)  и секуляризации
церковных  земель.

Англиканство не признает монашество

6

Целибат для духовенства

Обязательный целибат священства.
Был узаконен в эпоху папы Григория. Обет
безбрачия приписывает соблюдение целомудрия,
нарушение которого  рассматривается
как святотатство.

Целибат не признается.

Целибат отменен, так как противоречит 
естественной природе человека.

Целибат не обязателен – предпочтение женатым священникам.

7

Язык богослужения

Классическая латынь

Национальный язык богослужения.

Родной язык богослужения

Национальный язык богослужения

8

Таинства

В Католической церкви существует семь
таинств:

Крещение ( погружение в воду)

Брак( получают благодать Божию
для супружеского счастья, а также для
благословенного рождения и христианского
воспитания детей)

миропомазание (конфирмация) (так верующему
подаются дары Святого Духа, укрепляющие
его в духовной жизни)

евхаристия (таинство, заключающееся в
освящении хлеба и вина в особом статусе
и последующем их вкушении)

исповедь (признание верующим своих грехов
перед Богом).

Елеосвящение ( помазании тела освящённым
елеем, служащее духовным врачеванием
от телесных недугов, а также дарующее
больному оставление тех грехов, в которых
он не успел раскаяться).

Священство  (посвящение человека, наделяющее
его правами совершать таинства и обряды).

Двумя общепризнанными таинствами в 
лютеранстве являются крещение и 
причащение (Вечеря Господня, евхаристия,
таинство алтаря). Они не рассматриваются 
лишь как простые культовые обряды.
Крещение, совершаемое в детском 
возрасте, воспринимается лютеранами
как вода возрождения, крещёный человек 
как бы вновь рождается во Христе,
ему прощаются грехи и он освобождается 
от власти зла. Крещение считается обязательным
условием спасения. Вечеря Господня, считают 
лютеране, была учреждена Христом 
для укрепления веры, для выражения 
союза верующего с Богом. На исповедь у лютеран не выработалось
единого взгляда. Если в лютеранских исповеданиях
XVI в. она считалась таинством, то теперь
часть лютеран рассматривает её просто
как обряд. Только обрядами считают лютеране
также конфирмацию, рукоположение, брак
и соборование.

Крещение и причащение рассматриваются 
как символические обряды.

От протестантов к англиканам перешло 
признание только двух таинств — Крещения
и Евхаристии. Но англикане не так 
радикальны как лютеране или кальвинисты.
В их богослужебной практике удержались
и брак, и священство, и конфирмация,
и соборование, но они не называют
их таинствами, употребляя термины «священный 
обряд» или «священнодействие».
Иногда их называют «малыми таинствами».

9

Богатство церкви

Католическая церковь открыто 
демонстрировала свое богатство. «Сверкание
богатства становится в некоторой 
степени заменой божественного 
сияния»

Развитие идей дешевой церкви. Но внешний
культ оставлен. Лютер допустил существование
храмов и установил совершение в них богослужений
и внешних обрядов не потому, чтобы они
требовались сущностью христианства,
«а ради простого необразованного народа»,
которому непонятны возвышенные идеи
христианского богословия и для которого
«внешний культ необходим как воспитательное
средство».

Уничтожение из культа почти всего :
музыки, колоколов, свечей, ладана и 
т. д
.   нет, а значит  церкви не за чем
иметь богатство, точнее не из не чего. 
Фактически нет храмов.

Ряд церковных обрядов, в отличие 
от католицизма, упрощен, а значит нет пышности обрядов, чрезмерного
богатства.

10

Отношение к мирской активности

Католицизм акцентирует внимание
на душеспасительном
значении труда как сотворчества Богу,
настаивает на том, что творимые в посюстороннем
мире добро, труд уравновешивают грехи,
стимулируя мирскую активность, дисциплину,
трудовую добродетель, профессиональное
совершенство и ответственность.

Реабилитация мирской активности 
— мирское призвание

Оправдание всех видов  профессиональной
деятельности. Спасающая благодать избрания делает
индивида органом исполнения замыслов
Бога. Из этого учения вытекают характерные
для КАЛЬВИНИЗМА принципы «мирского призвания»
и «мирского аскетизма».

 

11

Взаимоотношения со светской властью

Верховенство церковной власти надо
светской, противоборство. Идет постоянная
смена главенства, борьба светской власти –
короля и Папы Римского.

 Подчинение любой власти. Но законы 
светской власти простираются 
не далее тела и имущества того, что является внешним
на земле.  Светская власть не имеет 
ни права, ни силы диктовать законы душам. 
Критика католических священников – священник
должен подчиняться государству.

Отделение Церкви от государства – 
разделение светской и церковной власти,
богоугодность власти и покорность, до
тех пор, пока она защищает истинную веру.

Светская власть выше церкви
—  главой англиканской церкви в Англии
раньше являлся король а теперь парламент.
Поныне все изменения вероучения, богослужения
должны быть одобрены парламентом. Англикане,
рассеянные по другим странам мира, могут
изменять свой строй как хотят, не советуясь
со светской властью.

12

География для позднего средневековья

Европейские страны  — Франция, Испания,
Италия, Португалия и т. д. Влияние 
католической церкви стало резко 
падать в позднее Средневековье,
с окончанием процесса централизации.
Светская власть заметно оттеснила 
духовенство от принятия государственных 
решений, что вылилось в некоторую 
либерализацию всех сторон жизни.

Устойчивыми позиции церкви оказались 
в тех государствах Европы, где 
темп экономического роста заметно 
отставал от лидеров (Италия, Испания).

Начало лютеранской Реформации  — в
Германии.

1527 – лютеранская Реформация 
в Швеции, частью которой  была 
Финляндия. В 1536 году король Кристиан III делает лютеранство
государственной религией Дании, которая
в то время включала в себя Норвегию и
Исландию. В 1555 году был заключен Аугсбургский
религиозный мир, закрепивший разделение
Германии на лютеранский Север (Бранденбург,
Гессен, Саксония) и преимущественно католический
Юг (Бавария).

В 1561 году лютеранство укрепилось в Прибалтике.

Основанные на КАЛЬВИНИЗМЕ вероисповедания 
были приняты протестантами Франции
(гугеноты), Нидерландов, в некоторых 
областях Германии, Венгрии и Чехии. Значительную
роль играли кальвинистские идеи среди
протестантов Англии, требовавших радикальной
реформации, «очищения» (отсюда — пуритане)
англиканской церкви, господствующее
положение они завоевали в Шотландии

Возник в Англии.  В ХVІІ веке влияние англиканства
ограничивалось исключительно колониями
Виргиния и Мэриленд.

БОГОСЛУЖЕБНЫЙ ЯЗЫК — Древо

Богослужебный язык (также литургический язык) — язык употребляемый Церковью в богослужении

Исторический очерк

В Ветхозаветной Церкви храмовым богослужебным языком был еврейский, объединявший всех верных и способствовавший отождествлению церковного единства с единством еврейского народа. Внедрение других языков было допущено только на вспомогательном уровне, в синагогах, после утраты евреями своего древнего разговорного языка в VI в. до н.э.. Известно, что в синагогах стали совершаться перевод и толкование Священного Писания на общеупотребительной речи — арамейской и греческой; существовал и перевод Писаний на сирийский [1].

Яркой отличительной чертой Новозаветной Церкви стало многоязыкое единодушие, чудесно установленное Богом при сошествии Святого Духа на апостолов и позволившее ученикам Господа Иисуса Христа исполнять Его заповедь о научении «всех народов» (Мф. 28, 19). Сохраняя в богослужебном употреблении еврейский, арамейский и сирийский, Христианская Церковь быстро сделала наиболее употребительным языком своего богослужения греческий как самый распространённый язык общения Римской империи. В III веке о существовании богослужебных текстов на латинском пишет Тертуллиан [2]. От IV века сохранились свидетельства о переводе христианских богослужебных текстов на коптский [3], готский [4] и эфиопский [5] языки, от V века — о создании оригинальных богослужебных текстов на армянском [6]. Появление первых богослужебных переводов на грузинский также относится к IV-V векам [7].

Впоследствии Римская Церковь пошла по пути повсеместного насаждения богослужения на латыни, так что к IX веку славянские первоучители равноапостольные Кирилл и Мефодий были вынуждены бороться с широко распространившейся там «трёхъязычной ересью», согласно которой только три языка титла с Креста Господня — еврейский, греческий и латинский — были допустимы для богослужения. На Востоке же Православная Церковь сохраняла живое сознание многоязычия церковной жизни и ориентировалась в своём апостольстве на богослужебный перевод. В обличении западного «трёхязычества», равноапостольный Кирилл указывал:

«…мы же многы роды знаемъ, книгы умѣюче, Богу славу въздающе своимъ языкомъ къждо. Явѣ же суть си: ормѣни, пьрси, авазги, иверие, сугди, готи, объре, турьси, козаре, аравляне, егуптянѣ, сури, ини мнози» [8].

Сами равноапостольные братья создали славянскую письменность, послужив внедрению в богослужение славянского языка, быстро сделавшегося третьим по богатству литературы в Европе.

В последующую эпоху распространение Православия среди отчуждённых от него народов велось преимущественно Русской Церковью, в которой со временем продолжилось создание новых богослужебных переводов. В XIV веке святитель Стефан Пермский, проповедовавший зырянам, создал для них письменность и перевёл на их язык основные богослужебные тексты. С середины XVIII века начинается издание богослужебных текстов на осетинском. В XIX — начале XX века в Русской Церкви происходит всплеск миссионерской деятельности, с 1870 года организованной под эгидой Всероссийского Православного миссионерского общества. В этот период вводится православное богослужение на ряде языков народов Российской империи (включая алеутский святителем Иннокентием (Вениаминовым), алтайский преподобным Макарием (Глухарёвым), татарский святителем Макарием (Невским), якутский епископом Дионисием (Хитровым), и многие другие), а в зарубежных миссиях — также на китайском, японском, корейском и английском.

Одновременно среди издавна приобщённых к Церкви народов Восточной Европы шло постепенное замещение греческого и церковнославянского современными языками. Так, в период с XVI по XIX век, богослужение румынских земель почти полностью перешло на румынский. С XIX века пошёл процесс внедрения в богослужение, наряду со славянским, современных болгарского и сербского. Наконец, в первой половине XX века, вместе с оформлением соответствующих поместных Церквей, утвердилось и богослужебное употребление албанского, польского, чешского и словацкого.

Потрясения, постигшие земли проживания исконно православных народов в XX веке, особенно возникновение и падение коммунистических режимов, а также нарастающее давление на христиан Ближнего Востока, способствовали появлению многочисленной православной диаспоры по всему миру. Вместе с расшатыванием прежних устоев стран Запада и определённой открытостью к Православию это сыграло решающую роль во внедрении в богослужение Православной Церкви важнейших западноевропейских языков. Со второй половины столетия стало набирать силу новое миссионерское движение в Греческих Церквах, проявившееся с особенной яркостью в Африке, где к началу XXI века появились переводы православного богослужения на более чем 50 местных языков. Наконец, возрождение Русской Церкви дало возможность возобновить угасшие было малораспространённые богослужебные языки пост-советского пространства и начать богослужение на ряде прежде не употреблявшихся.

Современное состояние

В современном употреблении Православной Церкви — десятки языков, на которых хотя бы изредка совершается главное богослужение Церкви, Божественная литургия. Только семь из них — албанский, английский, арабский, греческий, грузинский, румынский и церковнославянский — можно однозначно назвать основными языками автокефальных Церквей, но общее количество богослужебных языков значительно выросло в последние годы и продолжает увеличиваться. К православным богослужебным языкам ныне принадлежат:

  • Албанский
  • Алеутский
  • Алтайский:
  • Английский
  • Арабский:
    • Основной богослужебный язык Антиохийской Православной Церкви; употребляется в Александрийской и Иерусалимской Православных Церквях — в тех епархиях и приходах, где большинство паствы составляют арабоязычные верующие.
    • После завоевания арабами в VII-VIII веках почти всей канонической территории Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей здесь стало расширяться употребление арабского языка, который стал вскоре внедряться и в богослужение, наряду с греческим и сирийским. Перевод основных христианских текстов, включая богослужебные, с греческого и сирийского на арабский язык раньше всего начался в таких монастырях Иерусалимской Церкви, как лавра Саввы Освященного, Фаранская лавра и Синайский Екатерининский монастырь, — считается что самые ранние переводы восходят к 770-м годам [10]. В Александрийской Церкви переход большинства православных на арабский язык в быту, литературе и богослужении произошел к концу IX века [11]; в Антиохийской Церкви арабский постепенно стал основным богослужебным языком в X-XIII веках [12]. При этом в Александрийской и Иерусалимской Церквах греческий сохранил доминирующее положение среди духовенства, так что лишь в Антиохийском Патриархате арабский стал основным богослужебным языком.
  • Арамейский:
  • Болгарский
  • Гагаузский
  • Греческий
  • Грузинский
  • Еврейский (см. Иврит)
  • Иврит:
  • Индонезийский
  • Испанский
  • Итальянский
  • Карельский
  • Кикуйю
  • Китайский
  • Коми-зырянский
  • Корейский
  • Кряшенский (см. Татарский)
  • Латышский
  • Литовский
  • Марийский:
    • Употребляется в ряде приходов Марийской митрополии для окормления марийцев.
    • Внедрение марийского языка в богослужение произошло в рамках проекта Миссионерского отдела Йошкар-Олинской епархии, получившего поддержку по грантовому конкурсу «Православная инициатива» Русской Православной Церкви. Проект предусматривал осуществление перевода Божественной литургии на марийский язык, издание нотных сборников с песнопениями литургии и совершение миссионерских выездных богослужений в 15 деревнях на северо-востоке республики епархии населённых преимущественно марийцами. Реализация проекта началась 1 мая 2014 года, песнопения Божественной литургии на марийском языке были положены на обиходные распевы. Первая литургия на марийском языке была совершена 5 июня того года в домовом храме Йошкар-Олинского епархиального управления в честь иконы Божией Матери «Троеручица». На этом богослужении присутствовали все участники проекта, а также архиепископ Йошкар-Олинский Иоанн (Тимофеев). Выездные богослужения совершались в три летних месяца. В последующие годы совершение богослужений по-марийски стало распространяться в ряде приходов епархии (с 2017 года — Марийской митрополии) [16].
  • Немецкий
  • Нидерландский
  • Осетинский
  • Польский
  • Португальский
  • Румынский
  • Сербский
  • Славянский (см. Церковнославянский)
  • Словацкий
  • Суахили
  • Татарский:
  • Тайский
  • Тубури
  • Тувинский
  • Удмуртский:
  • Украинский
  • Финский
  • Французский
  • Церковнославянский
  • Цыганский:
  • Чешский
  • Чувашский:
    • Употребляется в ряде приходов Чувашской митрополии, а также в некоторых храмах Самары и Казани, для окормления чувашей.
    • Всестороннее внедрение чувашского языка в богослужебное употребление началось к концу 1870-х годов, благодаря трудам переводческой комиссии под началом Николая Ильминского [28]. Богослужения по-чувашски были распространены вплоть до разгрома церковной жизни в 1920-х-1930-х годах, и стали снова совершаться в преимущественно чувашских приходах Чебоксарской епархии со второй половины XX века. К концу советского периода в большинстве церквей епархии велось богослужение на чувашском [29].
  • Шведский
  • Эстонский
  • Якутский
  • Японский

Использованные материалы

  • Людоговский Феодор, свящ., Плякин Максим, диакон. «Богослужебные языки славянских Поместных Церквей: современная ситуация» // Труды Саратовской православной духовной семинарии: Сборник, вып. 4, Саратов: Изд. Саратовской епархии, 2010, с. 120-144:


[1]  Алексеев А. А., «Септуагинта и ее литературное окружение», Богословские труды, 2007, № 41, с. 212-216, http://www.btrudy.ru/resources/BT41/212-259_alekseev.pdf

[2]  Против Маркиона, 3, 22.

[3]  Тураев Б. А., «К истории греческого периода в верхнеегипетском богослужении», Византийский временник, СПб., 1900, т. 7.

[4]  О богослужебном употреблении готского перевода Ульфилы говорит включённая в него таблица подневных чтений. См. Project Wulfila, University of Antwerp, Belgium, 2004.

[5]  «Литургия эфиопского текста «Апостольских постановлений»», Собрание древних литургий, Сост. Е. И. Ловягин, Н. И. Глориантов, И. Е. Троицкий, М.: Даръ, 2007.

[6]  Ткаченко А. А., раздел «Армянская гимнография», ст. «Гимнография», Православная энциклопедия, т. 11, с. 510, http://www.pravenc.ru/text/165013.html

[7]  Гугишвили Ш., раздел «Богослужение Грузинской Православной Церкви», ст. «Грузинская Православная Церковь», Православная энциклопедия, т. 13, с. 234, http://www.pravenc.ru/text/639853.html

[8]  Житие Константина-Кирилла, чт. 5, по изд Библиотека литературы Древней Руси. Том 2. XI — XII века, СПб.: Изд-во «Наука», 2000 портал Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН, http://lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-2163. В современной литературе часто утверждается, что не все из упомянутых народов действительно пользовались в то время богослужением на своём языке. Так, ныне обычно считается что персы и народы Средней Азии на деле служили на сирийском, а абхазы — на грузинском. См. сноску № 189, Житие Константина, пер. Б. Н. Флоря, по изд. Сказания о начале славянской письменности, СПб. Алетейя. 2000, http://drevlit.ru/docs/chehia/IX/Slav_pis/text1.php

[9]  Вожакова Мария, «Православие у алтайцев в наши дни», Russian Review (Русское ревью), октябрь 2015, № 66, http://www.keston.org.uk/_russianreview/edition66/04 Vojakov…htm

[10]  «Иерусалимская Православная Церковь», Православная энциклопедия, т. 21, с. 446-500, http://www.pravenc.ru/text/293788.html

[11]  «Александрийская Православная Церковь (Александрийский Патриархат)», Православная энциклопедия, т. 1, с. 559-594 (отредактированная версия от 19 ноября 2007), http://www.pravenc.ru/text/82070.html

[12]  «Антиохийское богослужение (обряд)», Православная энциклопедия, т. 2, с. 534-535, http://www.pravenc.ru/text/Антиохийское богослужение.html

[13]  «Священники УПЦ в Грузии совершат Литургию на арамейском — языке, на котором говорил Христос», официальный сайт Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви, 24 марта 2016, http://news.church.ua/2016/03/24/svyashhenniki-upc-v-gruzii-…=ru

[14]  Виноградский-Френкель А. А., прот., «Пророчество о языке и общественной Церкви. Доклад прот. Александра Виноградского, начальника ивритоговорящих и славянских приходов Иерусалимского Патриархата к конференции Служение Богу и человеку в современном мире«, сайт Преображенского братства (Содружества малых православных братств), 25 октября 2011, https://psmb.ru/a/prorochestvo-o-yazyke-i-obshchestvennoy-cerkvi.html

[15]  Аксенов-Меерсон М. Г., прот., «В гостях у о. Ильи Шмаина в Иерусалиме (Окончание)», Новый журнал, 2009, № 256, http://magazines.russ.ru/nj/2009/256/am16.html

[16]  «Более тысячи человек молились за богослужением на марийском языке», портал Православие.Ru, 21 сентября 2014, http://www.pravoslavie.ru/73765.html

[17]  Чурашов Павел, свящ., «Деятельность святителя Макария среди кряшен», Материалы научно-практической конференции 2000 г. «Этнические и конфессиональные традиции кряшен: история и современность», сайт Кряшенская духовная миссия, http://www.missiakryashen.ru/today/documents/conference-2000…ov/; Павел Павлов, прот., «Материалы из истории и современности кряшенских приходов Казанской епархии Русской Православной Церкви», Материалы научно-практической конференции 2000 г. «Этнические и конфессиональные традиции кряшен: история и современность», сайт Кряшенская духовная миссия, http://www.missiakryashen.ru/today/documents/conference-2000…ov/

[18]  Журнал Московской Патриархии, 1970, № 6, с. 62.

[19]  «Кряшенский приход г. Казани», сайт Кряшенская духовная миссия, http://www.missiakryashen.ru/today/kazan/

[20]  «Кряшены: путь возрождения», сайт Туганайлар, 28 марта 2014, http://www.tuganaylar.ru/hbrl/item/1218-kryashenyi-put-vozro…tml

[21]  Алексеев Игорь, «Деятельность национальных приходов, развитие богослужения и издательской деятельности на национальных языках в Татарстанской митрополии РПЦ в 2014 — 2015 гг.», по кн. Алексеев И. Е., Климин А. В., Развитие православия в Татарстане в 2014 — 2015 годах, Казань: Центр инновационных технологий, 2015, с. 71-82, пуб.: информационно-аналитическая служба Русская народная линия, 23 декабря 2015, http://ruskline.ru/analitika/2015/13/23/deyatelnost_nacional…ro/

[22]  «Ижевская епархия», Православная энциклопедия, т. 21, с. 519-524, http://www.pravenc.ru/text/293818.html

[23]  «О храме», официальный сайт Ижевского Петропавловского удмуртского прихода, http://udmprihod.cerkov.ru/main-page/

[24]  «Правящий архиерей освятил храм в с. Нырья», официальный сайт Симбирской митрополии, 30 октября 2006, http://site7.e-web.ru/arhierey/inkazan/?ID=27944; «Диакон Михаил Атаманов: «Раньше, когда не было перевода службы, то мы просто читали молитвы на удмуртском языке и Бог услышал наши молитвы». Интервью с переводчиком Библии на удмуртский язык», (беседовал Роман Лункин), Русское ревью Кестонского института, ноябрь 2007, http://www.keston.org.uk/_russianreview/edition23/01interview.html

[25]  «Издан сборник песнопений литургии Иоанна Златоуста на удмуртском языке», официальный сайт Ижевской епархии, 3 февраля 2017, http://udmeparhia.ru/2017/02/izdan-sbornik-pesnopenij-liturg…ke/

[26]  Симин Бранко, «Богослужбено-преводилачка делатност оца Јустина», сайт Српски културни клуб, 23 августа 2011, http://www.srpskikulturniklub.com/bogosluzbeno-prevodilacka-…ina

[27]  https://drevo-info.ru/news/6061.html

[28]  Ольшевский Иустин, свящ., «Дело и деятельность Переводческой Комиссии Православного Миссионерского Общества (В извлечении читано в общем собрании Полтавского Отделения Православного Миссионерского Общества, 27 марта 1894 года)», сайт Омского Ефремовского прихода, http://st-efrem.orthodoxy.ru/krest/aweb/d/text/s7.htm; «СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЧУВАШСКОГО ЯЗЫКА», Чувашская энциклопедия, http://enc.cap.ru/?t=publ&lnk=5055

[29]  Отчёт уполномоченного Совета по делам религий по Чувашской АССР Б. А. Краснова, ГИА ЧР, ф. 1857, оп. 4, д. 153, л. 43-44, цит. по Берман А. Г., Страницы истории православия в Чувашии в ХХ веке, Чебоксары, 2009, http://сувары.рф/ru/content/stranicy-istorii-pravoslaviya-v-…eke

Кальвинизм — это… Что такое Кальвинизм?

Кальвини́зм — направление протестантизма, созданное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином. Основными течениями в кальвинизме являются пресвитерианство, реформатство и конгрегационализм. Вместе с тем, кальвинистские взгляды имеют распространение и в иных протестантских деноминациях, включая баптистов, пятидесятников, методистов, евангельских христиан, а также представителей непротестантских конфессий: свидетелей Иеговы, мормонов.

История

См. также История протестантизма

Кальвинизм возник в 1536 в Женеве. Кальвинизм исповедует значительная часть населения Швейцарии, Нидерландов, Шотландии. Также кальвинизм достаточно сильно распространён в ЮАР, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Венгрии и Республике Корея (Южной Корее).

В конце XVI — начале XVII вв. с реформатством[уточнить] слилось близкое к нему течение цвинглианства, основанное швейцарским реформатором Ульрихом Цвингли.

Доктрина, вероучение

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви в 16 веке по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то французский юрист Жан Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Поэтому протестантская Реформация церкви по Кальвину — кальвинистское богословие — характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистике.

Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём. Из этой доктрины следуют главные отличия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия и пр.):

  • Толкование Библии на основе только Библии. Любое место Библии толкуется кальвинистами не с позиций какого-либо человеческого авторитета (будь то Папа Римский, православный священник, пастор, руководитель какой-то религиозной организации и т. п.), а исключительно с помощью авторитета Божьего — других мест Библии, как, по мнению кальвинистов, это делал Иисус Христос[1] и как отражено в Вестминстерском исповедании веры 1648 года:

1.9. Непогрешимое правило толкования Писания есть само Писание, и таким образом, когда возникает вопрос об истинном и полном смысле какого-либо места в Писании (которое не бывает многозначно, но однозначно), следует исследовать и познавать другие места, говорящие об этом более ясно[2].

Среди других отличий кальвинизма от иных христианских конфессий можно отметить следующие:

  • Признание богодухновенности только Священного Писания — Библии (см. sola scriptura), откуда следует признание погрешимости любых церковных соборов:

«31.4. Все синоды и соборы, созываемые с апостольских времен, будь то общие или поместные, могут ошибаться и многие ошибались, поэтому их решения не являются сами по себе правилами веры или практической деятельности, но принимаются в помощь им (Еф.2:20; Деян.17:11; 1Кор.2:5; 2Кор.1:24)» (Вестминстерском исповедании веры, Глава 31. О Синодах и Соборах, пункт 4)

  • Отсутствие монашества. Потому что, по мнению кальвинистов, Бог создал мужчин и женщин для создания семьи и рождения детей:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1:28)
«утешайся женой юности твоей, груди её да упоявают тебя во всякое время, любовью её услаждайся постоянно» (Прит.5:18-19)

«Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей… верующих по действию державной силы Его» (Еф.1:4-5,,19; -10)
«уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян.13:48)
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин.15:16)
«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф.11:25-26)

  • Признавая доктрину о двойном предопределении, кальвинисты тем не менее говорят, что спасение подается только по вере во Христа и дела веры для спасения не нужны, но по ним определяется истинна твоя вера или нет. Есть дела, значит есть вера. Понять это можно одним простым уравнением: вера=спасение+дела, а не вера+дела=спасение.

Современные богословы кальвинизма

Примечания

Литература

Ссылки

  • Calvinism Index — материалы о кальвинизме  (англ.)
  • Кальвинизм — статья на сайте католического информационно-просветительского центра

Помогите пожалуйста каковы роль церкви и священников, верховенство власти, язык Богослужения, от…

  • 1)Роль церкви и священников :

Для начала необходимо объяснить ,что католическая церковь-это одна из основных религиозных институций в мире,самая большая христианская церковь,а лютеранство, кальвинизм и англиканская церковь это разновидности протестантизма,его основные течения,которые не подчиняются папе римскому.

Роль священников в католической церкви велика-они отпускают грехи,только они толкуют Библию и священники регулируют вопросы канонов совершения таинств .Спасение души возможно только через церковь,следовать необходимо через церковные заповеди. Католическая церковная иерархия строга,отделена от мирской жизни.Священники дают обед безбрачия.

В Кальвинистской церкви основу составляет община,священники не имеют сана,должности выборные и не общины подчиняются верховной власти. Избранные проповедники пресвитеры следят за нравственностью.Священники могут иметь семью.

Лютеранская церковь -община,выборности не существует, священники только объясняют библейские истины.Священники могут иметь семью.

Англиканская церковь-следует учению католицизма,но не подчинены римскому престолу,поэтому роль священников сохраняется ,как и у католиков. Преемственность иерархии,разделение на саны,священники совершают таинства Крещения, Причащения и Покаяния,отдают предпочтение женатым священникам.

  • 2)Верховенство власти:

Католическая церковьподчинение римскому престолу,духовная власть важнее, светские правители подчиняются Римскому Папе,собирают налоги и имеют право на продажу индульгенций.

Лютеранская церковь-главой является король,светская власть важнее,церковь подчиняется светским властям,запрещается свержение королевской власти.

Кальвинистская церковь-руководство совета пресвитеров светской и духовной жизнью.Консистория выборная,живут по правилам общины.

Англиканская церковь-глава церкви король,государство платит священникам.Светская власть главенствует над духовной,священники зависят от государства.

  • 3)Язык Богослужения:

Католическая церковьвсе молитвы на латыни.

Лютеранская церковь-все молитвы на родном языке.

Кальвинистская церковь-все молитвы на родном языке.

Англиканская церковь-все молитвы на родном языке.

  • 4)Отношение к богатству:

Католическая церковьбогатая церковь,имеет право на десятины, продаёт индульгенции.Не зависит от государства,от пожертвований прихожан,богатство церкви очень значительное,как и влияние на политическую власть.

Лютеранская церковь-«дешёвая»церковь,зависит от благосостояния прихожан и не имеет поддержки от власти,завися от добровольных пожертвований богатой знати.

Кальвинистская церковь-бедная церковь,зависит от благосостояния прихожан и их пожертвований,отсутствие внешнего культа и богатого имущества.

Англиканская церковь-подчинена королевской власти,все церковные  земли отданы государству,король платит священникам.Строгость и отсутствие пышности,помпезности , упрощение  обрядов,финансирование из королевской казны,без внешнего культа.

Кальвинистская Церковь — это… Что такое Кальвинистская Церковь?

Кальвини́зм — направление протестантизма, наиболее чётко сформулированное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином.
Основными конфессиями, исповедующими кальвинистское богословие, являются пресвитерианская, реформатская и конгрегационалистская церкви. Вместе с тем, кальвинистские взгляды имеют распространение и в иных протестантских конфессиях, включая баптистов, методистов, пятидесятников и евангельских христиан.

История

Возник в 1536 в Женеве. Кальвинизм исповедует значительная часть населения Швейцарии, Нидерландов, Шотландии. Также кальвинизм достаточно сильно распространён в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Венгрии и Республике Корея (Южной Корее).

В конце XVI — начале XVII вв. с реформатством слилось близкое к нему течение цвинглианства, основанное швейцарским реформатором Ульрихом Цвингли.

Доктрина, вероучение

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви в 16 веке по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то французский юрист Жан Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Поэтому протестантская Реформация церкви по Кальвину — кальвинистское богословие — характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму.

Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём. Из этой доктрины следуют главные отличия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия, евангелического протестантизма и пр.):

  • Толкование Библии на основе только Библии. Любое место Библии толкуется кальвинистами не с позиций какого-либо человеческого авторитета (будь то Папа Римский, православный священник, пастор, руководитель какой-то религиозной организации и т. п.), а исключительно с помощью авторитета Божьего — других мест Библии, как, по мнению кальвинистов, это делал Иисус Христос[1] и как отражено в Вестминстерском исповедании веры 1648 года:

1.9. Непогрешимое правило толкования Писания есть само Писание, и таким образом, когда возникает вопрос об истинном и полном смысле какого-либо места в Писании (которое не бывает многозначно, но однозначно), следует исследовать и познавать другие места, говорящие об этом более ясно[2].

Среди других отличий кальвинизма от иных христианских конфессий можно отметить следующие:

  • Признание богодухновенности только Священного Писания — Библии (см. sola scriptura), откуда следует признание погрешимости любых церковных соборов:

«31.4. Все синоды и соборы, созываемые с апостольских времен, будь то общие или поместные, могут ошибаться и многие ошибались, поэтому их решения не являются сами по себе правилами веры или практической деятельности, но принимаются в помощь им (Ефесянам 2:20; Деяния 17:11; 1 Коринфянам 2:5; 2 Коринфянам 1:24)» (Вестминстерском исповедании веры, Глава 31. О Синодах и Соборах, пункт 4)

  • Отсутствие монашества. Потому что, по мнению кальвинистов, Бог создал мужчин и женщин для создания семьи и рождения детей:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Библия, Бытие 1:28)
«утешайся женой юности твоей, груди её да упоявают тебя во всякое время, любовью её услаждайся постоянно» (Библия, Притчи 5:18-19)

«Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей… верующих по действию державной силы Его» (Библия, Ефесянам 1:4-5,11,19; 2:4-10)
«уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деяния 13:48)
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Иоанна 15:16)
«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф. 11:25-26)

  • Признавая доктрину о двойном предопределении, кальвинисты тем не менее говорят, что спасение подается только по вере во Христа и дела веры для спасения не нужны, но по ним определяется истинна твоя вера или нет. Есть дела, значит есть вера.

Спасённый человек имеет другую природу. Как гусеница изменилась и превратилась в бабочку, и уже больше физически не может быть гусеницей, также и истинно спасенный Христом грешник в принципе имеет другую природу — он ненавидит грех (то есть нарушение Закона Моисеева), хочет творить добро, и не хочет возвращаться ко злу. Говоря кратко, в кальвинистском богословии спасённым называется человек, который: 1. познал свои грехи через проповедь и внимательное изучение Закона Моисеева (первые 5 книг Библии и их толкование в остальных книгах Библии) («ибо законом познается грех» (Римлянам 3:20)) 2. опять-таки через проповедь и изучение Библии он познал святость Бога, Который не терпит даже один грех, ибо Адаму и Еве было достаточно одного греха, чтобы навсегда быть изгнанными из рая (они съели запретный плод, вместо того, чтобы заниматься любовью и рожать детей, выполняя заповедь Божью «плодитесь и размножаётесь» (Бытие 1:28) 3. он познал суд Божий – что всякий грех несовместим со святостью Бога, а потому проклят Богом и поэтому за свои грехи каждый грешник по Закону Божьему достоин смерти и ада (Бытие 2:17; 3:17-19) 4. он осознавший милость Божью во Христе – что безгрешный Спаситель Иисус Христос умер на кресте вместо него за его грехи, в чём заключается абсолютно незаслуженный им дар Божий прощения его грехов только по благодати Божией.

Примечания

  1. Евангелие от Матфея 4:6-7; 21:42; 12:3,5
  2. Матфея 4:6-7; 2 Петра 1:20,21; Деяния 15:15,16

Ссылки

Wikimedia Foundation.
2010.

Язык богослужения в 📍 лютеранской, кальвинистской и церкви

Живопись древнего египта египтяне – великая цивилизация, которая оставила неизгладимый след в человечества.  культурное наследие древнего египта имеет высокую ценность. живопись, которая процветала в этом древнем государстве, также является яркой и неординарной. все творчество египтян пронизано религиозными мотивами. в древнем египте человеческое земное существование являлось лишь переходом к загробной жизни, и не считалось важным этапом. египтяне с самого рождения начинали готовить себя к смерти – уходу в иной, более совершенный мир. это отразилось в живописи и других видах искусства. тематику картин в древнем египте можно назвать религиозно -культовой. вся жизнь этих людей состояла из ритуалов, и это прослеживается в рисунках. произведение живописи посвящены жрецам, религиозным , прославлению умерших и высших мистических существ. однако такая узкая тематика не повлияла на таланты египетских живописцев. многие произведения являются настоящими образцами искусства. живопись древнего египта имеет особый стиль, который сложно сравнить с чем-либо другим. все картины египетских художников выполнялись в определенных рамках. фигуры людей, богов и животных на изображениях, как будто подчинены некой схеме. лицо принято было изображать в профиль, а саму фигуру – руки, ноги, часть туловища – в анфас. природа на картинах живописцев египта также выглядела весьма схематично. египтяне пользовались красками. их изготавливали из минералов – извести, древесного и каменного угля,  железной и медной руды. древние художники не умели достигать игры цвета или полутонов. однако основные цвета – белый, черный, красный, синий, желтый и зеленый  — долго не теряли яркости. для сохранности рисунки покрывались слоем смолы – так они сохранялись еще дольше. живопись древнего египта служила для украшения гробниц и религиозных строений, а также зданий, где жили знатные горожане. египтяне, в отличие от художников каменного века, делали центром своих произведений человека. художники изображали целые сцены, с участием многих людей и богов с головами животных. для египетской живописи характерна монументальность – порой изображения в храмах, которые создавали художники, достигали огромных размеров. искусство древней цивилизации подкупает зрителя своей глубиной и многогранностью. этот период является важным этапом в развития живописи.

В московских храмах начались службы с измененным Символом Веры: akhceloo — LiveJournal

А внести какие-то языковые изменения в Символ Веры, читаемый и поемый в Поместной Церкви, можно только по благословению Поместного собора этой Церкви. Именно Поместного, потому что, к сожалению, не все архиереи имеют необходимые филологические и лингвистические познания.

Насколько мы знаем, таких официальных решений по изменению Символа Веры в Русской церкви пока еще не принималось.

Нам представляется, что замена слова «соборная» на слово «вселенская» вызвана не только желанием перевести богослужение на Русский язык.

Слова «собор», «соборная» занимают вполне достойное место в современном Русском языке. Например, слово «собор» в 3-м абзаце этого прошения употреблен два раза, но ведь любому понятно, что этот абзац написан именно на Русском, а не на церковно-славянском языке. Нам представляется, что у тех, кто дерзнул изменить Символ Веры, была и другая цель.

Аналогом слова «соборный» является слово «каФолический», а в переводе на итальянский слово «вселенский» обозначает «каТолический».

Звучат эти слова похоже, но смысл имеют совершенно разный.

«Им нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия» (премьер-министр Российской империи Петр Столыпин). Нам нужен мир в церкви, а за последние менее, чем полтора года мы устали от великих потрясений. Сначала братание с еретиком-католиком папой римским Франциском, потом тревожные ожидания волчьего Критского собора, в котором милостью Божией Русская Церковь все-таки не приняла участия. Теперь – изменение Символа Веры! Что дальше?

Ваше Святейшество, мы убедительно просим Вас:

1. Отменить благословение настоятеля храма «Всех Скорбящих Радости» митрополита Иллариона (Алфеева) на пение и чтение Символа Веры во время богослужений в новой редакции.

2. Наложить на митрополита Илариона (Алфеева) каноническое прещение, соответствующее тяжести его самовольного решения, на которое он не имел никакого права.

3. Благословить клир и прихожан храма «Всех Скорбящих Радости» вернуться к богослужебному использованию текста Символа Веры, которым Русская церковь пользуется уже несколько столетий.

Недостойные члены Русской Православной Церкви:

Юрий Сапронов …

Источник: блог священника Игоря Тарасова вКонтакте

Кальвинистская церковь | Статья о кальвинистской церкви в The Free Dictionary

протестантская доктрина, основателем которой был Ж. Кальвин; он возник в 16 веке во время Реформации.

В основе кальвинистской доктрины, которая «подходила для самой смелой буржуазии своего времени» (Ф. Энгельс, у К. Маркса и Ф. Энгельса, Соч , 2-е изд., Т. 22, стр. с. 308), ложатся доктрины абсолютного предопределения и божественного невмешательства в упорядоченное функционирование мира.Согласно доктрине абсолютного предопределения, бог еще до сотворения мира предопределил одних людей на «спасение», а других — на гибель, одних — в рай, а других — в ад, и этот приговор бога был абсолютно неизменным. Доктрина предопределения «была религиозным выражением того факта, что в коммерческом мире конкуренции успех или неудача зависят не от активности или сообразительности человека, а от обстоятельств, которые он не может контролировать. Это не от того, кто желает или от того, кто бежит, но от милости неизвестных экономических сил »( там же.). Однако учение о предопределении не обрекало человека на фаталистическое подчинение судьбе. Согласно Кальвину, мужчина должен быть уверен в том, что он «избранник бога», и доказывать это своей жизнью и поступками. Бог, как утверждал Кальвин, не нарушает напрямую упорядоченное функционирование мира, который он создал, и указание на то, что человек является одним из избранных, является успехом в его профессиональной деятельности. Таким образом, предпринимательская деятельность буржуазии с ее стремлением к накоплению и наживе получила религиозное оправдание.«Светский аскетизм», проповедуемый кальвинизмом, выразился в простоте жизни и скупости, в отмене многочисленных католических праздников и в увеличении количества рабочих дней. Из Женевы (родины кальвинизма) это учение распространилось в Англию (пуритане), Шотландию, Нидерланды, некоторые регионы Германии, Франции, Венгрии и Польши. Как религиозная идеология буржуазной эпохи первоначального накопления капитала, кальвинизм сыграл важную организационную роль в двух ранних буржуазных революциях — революции Нидерландов (16 век) и особенно английской революции 17 века.

Республиканская организация кальвинистской церкви радикально отличалась от иерархической структуры католической церкви. Во главе церковной общины стояли старейшины (пресвитеры), избранные из числа мирян общины, и проповедники, чьи обязанности были связаны не со священнической деятельностью, а только со служением (от латинского Ministerium; отсюда их название «министры»). Пресвитеры и министры составляли консисторию.Такая организация церкви давала простор влиянию самых влиятельных людей в общине и была чрезвычайно выгодна для экономически сильного слоя буржуазии; он также полностью воплощал буржуазный идеал «недорогой церкви» (упрощение ритуалов, отказ от роскоши и т. д.).

Кальвинизм был не менее нетерпим к тем, кто придерживался различных верований (особенно популярных движений Реформации), чем католицизм. В отличие от популярных «еретических» доктрин, отрицающих необходимость церкви как социального института, кальвинизм проповедовал, что спасение возможно исключительно в рамках церкви.Церковная организация кальвинизма была построена на строжайшей дисциплине и абсолютном подчинении рядовых членов общины своим лидерам. Эту кальвинистскую церковную организацию приняла не только буржуазия; это было также удобное оружие для борьбы аристократических слоев дворянства против роялистского абсолютизма, например, во Франции (гугеноты).

Кальвинизм вместе с цвинглианством, которое быстро слилось с кальвинизмом, в его различных деноминациях (реформатская церковь, пресвитерианство и конгрегационализм) получили наибольшее распространение в США, Великобритании и некоторых из ее бывших владений, Нидерландах и Швейцарии. ; к концу 60-х годов насчитывалось около 45 миллионов приверженцев кальвинизма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Engels, F. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Маркс К., Энгельс Ф., Соч ., 2 изд., Т. 21.
Капелюш, Ф. Д. Религия раннего капитала . М., 1931.
Поршнев Б.Ф. Кальвин и кальвинизм. В сборнике «Вопросы истории религии и атеизма» , вып. 6. Москва, 1958.
Виппер Р.Ю. Влии КаВвина и каВвинизма на политические учения и движения XVI века .Москва, 1894.

Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

.

Кальвинистский евангелист?

Если я слышал это однажды, я слышал это тысячу раз: «Кальвинистский евангелист? Разве это не оксюморон? Кальвинизм подрывает евангелизм ». Это обвинение повторялось так много раз, что мало кто пытается его оспорить. Вместо этого это просто предполагается. Неважно, что некоторые из величайших евангелистов церкви были кальвинистами. Достаточно лишь напомнить о таких людях, как Джордж Уайтфилд, Дэвид Брейнерд или «отец современных миссий» Уильям Кэри.«Да, — говорят нам, — эти люди были великими евангелистами и кальвинистами, но это потому, что они были непоследовательными». Но так ли это?

Дело в том, что кальвинизм не противоречит евангелизации; это несовместимо только с некоторыми методами евангелизации. Это несовместимо, например, с методами эмоционального манипулирования, созданными возрожденцами, такими как Чарльз Финни. Но эти манипулятивные методы сами по себе несовместимы с Писанием, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы их отвергнуть.Чтобы благовестие было угодно Богу, оно должно соответствовать всей системе библейского учения. Но как выглядит такой евангелизм?

Классический ответ на этот вопрос можно найти в небольшой книге Р. Б. Койпера Богоцентрированный евангелизм . В этой книге рассматривается весь библейский охват учения о евангелизации. Койпер определяет евангелизм просто как «провозглашение благовестия». Другими словами, это провозглашение Евангелия. Койпер объясняет, что его книга «является призывом к евангелизации, ориентированной на Бога, в отличие от ориентированной на человека.Таким образом, книга представляет собой богословие евангелизации.

В первых главах изложены некоторые из основных богословских предпосылок для богословского евангелизма. Койпер объясняет, что Сам Бог является автором евангелизации, поскольку еще до основания мира Он планировал спасение грешников. Это ведет непосредственно к подробным обсуждениям любви Бога, Его избрания грешников и Его завета. Изложив эти основные богословские основы, Койпер затем обращается к различным библейским аспектам евангелизации, начиная с верховной власти Бога и Великого Поручения.

В Великом Поручении Иисус повелевает Своим последователям подготавливать учеников «из всех народов». Таким образом, масштабы евангелизации универсальны. Евангелие должно быть провозглашено всем. Если мы искренне верим в то, что Писание говорит нам о необходимости веры во Христа для спасения, тогда безотлагательность евангелизации станет очевидной. Ряд неортодоксальных теологий подрывают актуальность евангелизации, говоря, что неверующие получат «второй шанс» после смерти. Однако нет библейских оснований для такого учения, и утверждать это — чистое предположение.

Нашей основной мотивацией для евангелизации должна быть любовь к Богу и любовь к ближнему. Те, кто любят Бога, будут с радостью подчиняться Его поручению евангелизировать и учить. Любящие своего ближнего не пожелают для себя ничего большего, чем вечная жизнь. Их цель будет заключаться в том, чтобы увидеть прославление Бога через спасение таких грешников, как они, для того, чтобы церковь росла.

Предопределенное Богом средство евангелизации — это Его собственное Слово. Именно через провозглашение Слова Божьего Святой Дух действенно производит веру в сердца людей.Конкретное послание евангелизации — это Евангелие. Павел резюмирует это послание в 1 Коринфянам 15: 3–5: «Ибо в первую очередь я передал вам то, что и получил: что Христос умер за наши грехи согласно Писанию, что Он был похоронен, что Он воскрес на в третий день, согласно Писаниям, и явился Кифе, затем двенадцати ». Когда те, кто слышит Евангелие, спрашивают, что они должны делать, чтобы спастись, Писание говорит нам, что ответ таков: «Веруйте в Господа Иисуса, и спасетесь вы и ваша семья» (Деяния 16:31).

В заключительных главах своей книги Койпер рассматривает такие вопросы, как рвение к евангелизации, библейский метод евангелизации, сотрудничество в благовестии, сопротивление евангелизму и торжество евангелизации. Он напоминает нам, что мы можем провозглашать Евангелие с великой надеждой, ожидая увидеть плоды нашего евангелизма, время, когда «великое множество, которое никто не мог сосчитать, из каждой нации, из всех племен, народов и языков» устоит. перед престолом Агнца, одетого в белое и кричащего: «Спасение принадлежит Богу нашему, Сидящему на престоле, и Агнцу!» (Rev.7: 9–10).

Слишком долго церковь пыталась достичь достойной цели мирскими средствами. Давайте прислушаемся к призыву Койпера и оставим позади методы Мэдисон-авеню, ориентированные на человека. Давайте же исполним Великое Поручение в прославлении Бога.

Этот пост был первоначально опубликован в журнале Tabletalk .

.

образование | Определение, история, типы и факты

Образование , дисциплина, которая касается методов преподавания и обучения в школах или школьной среде, в отличие от различных неформальных и неформальных средств социализации (например, проекты развития сельских районов и образование через отношения между родителями и детьми).

Популярные вопросы

Что такое образование?

Образование относится к дисциплине, которая связана с методами преподавания и обучения в школах или школьной среде, в отличие от различных неформальных и информальных средств социализации.

Каким было образование в древних Афинах?

Примерно с конца 7-го или в течение 6-го века Афины стали первым городом-государством в Древней Греции, отказавшимся от образования, ориентированного на будущие военные обязанности. Эволюция афинского образования отражала эволюцию самого города, который двигался в сторону все большей демократизации.

Как социальный класс влияет на уровень образования?

Исследования показали, что образование является самым сильным фактором, определяющим профессиональный статус человека и шансы на успех во взрослой жизни.Однако корреляция между социально-экономическим статусом семьи и успеваемостью или неуспеваемостью в школе, по-видимому, увеличилась во всем мире. Долгосрочные тенденции предполагают, что по мере индустриализации и модернизации общества социальный класс становится все более важным в определении результатов образования и профессиональной подготовки.

Когда образование стало обязательным?

Какие существуют альтернативные формы обучения?

Альтернативные формы обучения появились с конца 20 века, такие как дистанционное обучение, домашнее обучение, а также множество параллельных или дополнительных систем образования, часто называемых «неформальными» и «популярными».«Религиозные учреждения также обучают молодых и старых в равной степени священным знаниям, а также ценностям и навыкам, необходимым для участия в местных, национальных и транснациональных обществах.

Образование можно рассматривать как передачу ценностей и накопленных в обществе знаний. В этом смысле это эквивалентно тому, что социологи называют социализацией или инкультурацией. Дети — независимо от того, рождены ли они среди племен Новой Гвинеи, флорентийцев эпохи Возрождения или среднего класса Манхэттена — рождаются без культуры.Образование предназначено для того, чтобы направлять их в изучении культуры, формировании их поведения в соответствии с образами взрослой жизни и ориентации на их возможную роль в обществе. В самых примитивных культурах формального обучения часто мало — мало того, что обычно называют школой, классами или учителями. Вместо этого вся среда и все виды деятельности часто рассматриваются как школа и классы, и многие или все взрослые действуют как учителя. Однако по мере того, как общества становятся более сложными, количество знаний, передаваемых от одного поколения к следующему, становится больше, чем может знать любой человек, и, следовательно, должны развиваться более избирательные и эффективные средства культурной передачи.Результатом является формальное образование — школа и специалист вызывают учителя.

По мере того, как общество становится все более сложным, а школы становятся все более институционализированными, образовательный опыт становится менее напрямую связанным с повседневной жизнью, меньше является вопросом демонстрации и обучения в контексте повседневного мира и все больше абстрагируется от практики, в большей степени извлекать, рассказывать и изучать вещи вне контекста. Такая концентрация обучения в формальной атмосфере позволяет детям узнать больше о своей культуре, чем они могут сделать, просто наблюдая и подражая.По мере того как общество постепенно придает все большее значение образованию, оно также пытается сформулировать общие цели, содержание, организацию и стратегии образования. Литература переполняется советами по воспитанию подрастающего поколения. Короче говоря, развиваются философии и теории образования.

В этой статье обсуждается история образования, прослеживается эволюция формального обучения знаниям и навыкам с доисторических и древних времен до наших дней, а также рассматриваются различные философии, которые вдохновили возникшие системы.Другим аспектам образования посвящен ряд статей. Для рассмотрения образования как дисциплины, включая организацию образования, методы обучения, а также функции и подготовку учителей, см. преподавание; педагогика; и педагогическое образование. Описание образования в различных специализированных областях: см. историография; юридическое образование; медицинское образование; наука, история. Для анализа философии образования см. образование, философия.Для изучения некоторых из наиболее важных вспомогательных средств в образовании и распространении знаний, см. Словарь ; энциклопедия; библиотека; музей; печать; издательство, история. Некоторые ограничения свободы образования обсуждаются в цензуре. Для анализа характеристик зрачка: см. интеллект, человек; теория обучения; психологическое тестирование.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня

Образование в примитивных и ранних цивилизованных культурах

Термин образование может применяться к примитивным культурам только в смысле инкультурации, то есть процесса культурной передачи.Первобытный человек, культура которого представляет собой совокупность его вселенной, имеет относительно фиксированное чувство культурной преемственности и безвременья. Модель жизни относительно статична и абсолютна, и она передается от одного поколения к другому с небольшими отклонениями. Что касается доисторического образования, его можно сделать вывод только из образовательных практик в сохранившихся примитивных культурах.

Таким образом, цель примитивного образования — научить детей становиться хорошими членами своего племени или группы.Особое внимание уделяется обучению гражданственности, потому что первобытные люди очень озабочены развитием индивидов в качестве членов племени и глубоким пониманием их образа жизни во время перехода от препубертатного возраста к постпубертатному.

Из-за разнообразия бесчисленных тысяч примитивных культур трудно описать какие-либо стандартные и единообразные характеристики обучения в препубертатном возрасте. Тем не менее, некоторые вещи обычно практикуются в культурах.Дети действительно участвуют в социальных процессах взрослой деятельности, и их совместное обучение основано на том, что американский антрополог Маргарет Мид назвала сочувствием, идентификацией и подражанием. Первобытные дети до достижения половой зрелости учатся, выполняя и соблюдая основные технические приемы. Их учителя не чужие, а их непосредственное сообщество.

Маргарет Мид Маргарет Мид. Cornell Capa / Magnum

В отличие от спонтанных и довольно нерегулируемых имитаций в препубертатном образовании, постпубертатное образование в некоторых культурах строго стандартизировано и регулируется.Преподавательский состав может состоять из полностью посвященных мужчин, часто неизвестных посвященному, хотя они являются его родственниками в других кланах. Посвящение может начаться с того, что посвященного внезапно отделяют от его семейной группы и отправляют в уединенный лагерь, где он присоединяется к другим посвященным. Цель этого разделения — отвлечь глубокую привязанность посвященного от его семьи и установить его эмоциональную и социальную якорь в более широкой паутине его культуры.

Начальный курс обучения обычно не включает практических предметов.Вместо этого он состоит из целого набора культурных ценностей, религии племен, мифов, философии, истории, ритуалов и других знаний. Первобытные люди в некоторых культурах считают совокупность знаний, составляющих учебную программу посвящения, наиболее важной для их принадлежности к племени. В этой основной учебной программе религиозное обучение занимает самое видное место.

.

Реформация богослужения Д.Г. Hart

Во времена протестантской Реформации в шестнадцатом веке поклонение реформатских церквей было легко отличить от поклонения его заклятому Риму, а также его протестантских альтернатив, лютеранства и англиканства. Англиканской писательнице двадцатого века Эвелин Андерхилл, возможно, не нравилось богослужение, характерное для кальвинизма, но у нее не было проблем с признанием его уникальности. Согласно Андерхиллу в своей книге « Поклонение » 1937 года для Жана Кальвина неизменной реальностью поклонения было «невыразимое величие и инаковость Бога, а также ничто и простота человека.Эта истина сильно повлияла на реформатское поклонение. Андерхилл продолжил: «Никакие церемониальные действия или жесты запрещены. Не пели никаких гимнов, кроме гимнов, взятых из библейских источников. Мрачный, обнаженный интерьер настоящей кальвинистской церкви сам по себе сакраментален; свидетель неадекватности человеческого над божественным ».

Хотя величие и превосходство Бога во многом объясняют суровую простоту, исторически присущую реформатскому богослужению, то же самое можно сказать и о трезвой оценке авторитета Библии Кальвином.Следуя Кальвину, реформатские церкви учили, что верующие могут поклоняться Богу только так, как Он наставлял нас поклоняться Ему через Свое Слово. Эту идею иногда называют «регулирующим принципом поклонения», и она еще больше отличает реформатские церкви от лютеран и англикан. Вестминстерское исповедание веры (WCF) хорошо резюмирует эту доктрину в главе двадцать первой: «Приемлемый способ поклонения истинному Богу установлен им самим и настолько ограничен его собственной явленной волей, что ему нельзя поклоняться согласно воображение и уловки людей или внушения сатаны под любым видимым изображением или любым другим способом, не предписанным Священным Писанием.Следовательно, в то время как лютеране и англикане будут использовать Священное Писание как отрицательное указание на богослужение — они не будут делать ничего, что запрещает Священное Писание. — Реформатские христиане исторически обращались к Священному Писанию в поисках положительного подтверждения — они будут делать только то, что Писание явно или добро и необходимо. следствие. Например, лютеране и англикане продолжали использовать свечи в богослужении (иногда как знак присутствия Бога, а иногда как знак молитвы), потому что Библия не запрещала такую ​​практику.Но для многих реформатских церквей молчания Писания по какому-либо вопросу было недостаточно для этого. Вместо этого им нужно было какое-то положительное указание из Библии, чтобы заниматься такой деятельностью во время поклонения. Регулирующий принцип был важным фактором в кальвинистском стремлении к простому поклонению, то есть поклонению без украшений, изображений или театральных жестов. Мотивы верующего могли быть благородными, но, как учил Кальвин, греховность человеческого сердца также делала его ненадежным источником идей о том, как поклоняться Богу, даже если он возрождается.Таким образом, единственный надежный проводник того, что угодно Богу в поклонении, — это Его собственная явленная воля, известная в Писании.

Хотя реформатские церкви отказались от многих римских богослужений, которые продолжали использовать лютеране и англикане, реформатское богослужение оставалось литургическим и сакраментальным. То есть реформатские пасторы продолжали заказывать богослужения в установленном порядке и с установленными формами, включая молитвенники. Жан Кальвин создал молитвы для использования в публичном богослужении для служителей, которые были менее успешны в публичной молитве.Например, на богослужениях в Женеве использовался следующий порядок поклонения: призыв, исповедание грехов, заверение в прощении, пение псалмов, молитва для озарения, уроки из Священного Писания, проповедь, сборник, ходатайственные молитвы, Апостольский символ веры, слова установления, наставления и увещевания, причастия, молитвы благодарения, благословения.

Хотя Кальвин желал еженедельно соблюдать Вечерю Господню, ему так и не удалось убедить магистратов Женевы ввести такую ​​новую практику; это было необычно, потому что обычно члены Римско-католической церкви тогда, в отличие от сегодняшнего дня, получали причастие раз в год, и даже тогда только хлеб из страха, что они прольют вино, считающееся самой кровью Христа.Тем не менее, Кальвин умело организовал ежемесячное соблюдение Вечери Господней в женевских собраниях, чтобы причастие проводилось еженедельно в городе, даже если не в одном собрании.

В дополнение к литургическому и сакраментальному характеру реформатского богослужения в шестнадцатом веке была введена практика коллективного пения. В средние века прихожане участвовали в мессе в основном путем наблюдений; Сюда входили хоры, исполнявшие обязанности пения во время службы.Все протестантские церкви изменили эту практику, открыв пение для всей общины. Реформатские церкви в конечном итоге прославились тем, что в богослужении пели только псалмы. Фактически, реформатская и англиканская церкви не начали вводить гимны в богослужение до восемнадцатого века, когда стали популярными гимны Исаака Уоттса и Чарльза Уэсли. Но в реформатском богослужении совместная песня состояла исключительно из пения псалмов, опять же из-за регулирующего принципа.

Введение гимнов было не единственным или первым изменением, которое отдалило реформатское богослужение от моделей шестнадцатого века.Важным событием, особенно для англоязычной стороны традиции (называемой пресвитерианской в ​​отличие от реформатской номенклатуры, используемой на континенте), были дебаты в Англии семнадцатого века между пуританами и англиканским истеблишментом. В ходе этих дебатов кальвинистское крыло англиканской церкви, склонное к конгрегационализму, стало критически относиться к литургии и чтению молитв. Для некоторых, таких как Джон Оуэн, проблема заключалась в том, имеет ли государство (которое курировало церковь) прерогативу навязывать, что служители должны говорить и делать во время богослужения.Другие беспокоились, что служители станут зависимыми от предписанных форм и молитв и, таким образом, станут менее эффективными в своем служении. Совокупный эффект привел к развитию недоверия к литургии и молитвенникам. В случае конгрегационалистов этот сдвиг привел к появлению так называемого «свободного богослужения», то есть порядка служения, более спонтанного и менее связанного литургией, разработанной для всех конгрегаций в деноминации. В случае пресвитериан, которые полагались на достижения Вестминстерской Ассамблеи, результатом стал каталог для поклонения, который, как показывает пример Вестминстерских богословов, был книгой с советами о том, как проводить поклонение, но без определенного порядка. молитвы и формы.Следовательно, в отличие от немецкой и голландской реформатских церквей, которые продолжали в некоторой степени использовать литургии с шестнадцатого и семнадцатого веков, пресвитериане имели большую свободу придумывать свой собственный способ поклонения, потому что каталог не был предписывающим.

Еще одним значительным изменением в реформатском богослужении с XVI века стало распространение гимнов. Какими бы ни были достоинства и недостатки эксклюзивного псалмопевода, появление гимнов сделало новый акцент на опыте поклоняющегося.Что редко вспоминают о классических гимнах Уоттса и Уэсли, так это то, что сторонники возрождения были самыми большими сторонниками гимнов. Причина часто проистекает из желания избежать каких-либо ограничений, включая преобладающий порядок поклонения, на свободное движение Духа. Таким образом, служители, стремящиеся к более сильному проявлению Духа, считали гимны совершением того, чего не могло пение псалмов (а также формальные и мрачные образцы поклонения). С появлением гимнов в реформатских церквях, особенно среди американских пресвитериан, для которых Первое Великое Пробуждение стало переломным моментом, критерии значимого поклонения начали смещаться в сторону субъективного опыта поклонения в сторону от объективного содержания Слова, таинств и молитва.

Разделение церкви и государства, вызванное революциями восемнадцатого века в Европе и Северной Америке, было еще одним важным событием для реформатского богослужения. Как бы ни была полезна свобода церкви контролировать свои собственные дела, а не зависеть от политических расчетов монарха или магистрата, такая свобода также стала поводом для еще большего разнообразия в богослужении даже в рамках одной и той же деноминации. Государственная церковь могла требовать и обеспечивать соблюдение определенного образца поклонения, таким образом обеспечивая согласованность в общинах.Но без санкции государства реформатские церкви неохотно требовали единообразия богослужения. В результате сегодня пресвитерианин или христианин-реформатор не знает, какой способ служения он найдет, когда войдет в церковь в соответствии со своей теологической традицией. Такое разнообразие может добавить пикантности в церковную жизнь, но оно также мешает таким людям, как Эвелин Андерхилл, утверждать, что кальвинисты известны своим особым способом поклонения Богу. Следовательно, сегодняшним церквям необходимо изучить свое религиозное наследие, чтобы познать гениальность реформатского поклонения и найти средства для восстановления последовательности реформатского служения.

.