Содержание

Потомки декабристов собрались на месте их казни 190 лет спустя — Российская газета

В Петербурге у обелиска, установленного на месте казни декабристов, состоялась торжественно-траурная церемония. Ровно 190 лет назад, 13 июля 1826 года, на Кронверке Петропавловской крепости были казнены руководители восстания на Сенатской площади Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин и Петр Каховский.

Церемония памяти, в ходе которой звучали отрывки из воспоминаний декабристов, строки прощальных писем, мемуары, по минутам воссоздающие процедуру гражданской казни и казнь пяти повешенных, традиционна. Только музыка духового оркестра, барабанная дробь и подлинные слова тех, кто видел все это воочию. О том, как ломали шпаги над головами осужденных, срывали с них мундиры и эполеты, как бросали все это в разложенные костры, многие из присутствующих читали не раз. Но на точном месте событий, под таким же сереньким питерским небом, около казематов Петропавловской крепости, слова эти звучали с особой силой.

Среди присутствующих немало молодежи, а еще больше людей пожилого возраста. В том числе и тех, кто принадлежит к потомкам декабристов.

— Мы знаем сегодня порядка сорока семей, продолжающих фамилии декабристов, — рассказывает Марина Вершевская, старший научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга. — Многие приезжают на эту церемонию специально: из Москвы, с Урала, из Сибири и даже из-за границы. Бывает — сюрпризом, без нашего приглашения. И знаете, что интересно? Впервые встретившись, эти люди воспринимают друг друга как близкий круг. Чувствуется, что их объединяет общая судьба их предков. Они могут, например, с упоением рассказывать друг другу: а мой вашему в таком-то письме сообщал… Могут хором, не сговариваясь, запеть романс из фильма «Звезда пленительного счастья».

А наследственный «декабризм» в себе каждый из них ощущает по-своему.

— Я чувствую себя генетическим патриотом, — говорит, например, Василий Муравьев, профессор художественного училища имени Штиглица. — Мои дальние предки воевали в Турции, а отдыхали в Европе, сейчас все наоборот, но это мало что меняет в отношении к своему отечеству. Генетический патриотизм неистребим.

Потомок одного из братьев Поджио, Александр Есаулов, был увезен в эмиграцию пятилетним ребенком. В перестройку, уже весьма пожилым человеком, он вернулся на родину и принял российское гражданство.

Москвичка Элеонора Лихарева, инженер по профессии, занялась изучением судьбы своего дальнего прапрапрадеда, можно сказать, случайно: на экскурсии в музее услышала, как бессовестно поступил с ним в битве при Валерике поэт Лермонтов. Ей захотелось восстановить историческую справедливость.

А вот инженер-путеец Кирилл Новиков, потомок декабриста Александра Бригина («родной брат сына моей бабушки был женат на его внучке») свое кровное родство с первенцами российской свободы воспринимает сдержанно:

— Мои предки по другой линии больше, мне кажется, для России сделали — например, брат бабушки спроектировал и построил Троицкий мост — один из самых красивых в Петербурге. А отцу вот в этом здании, на территории которого мы находимся, в Военно-историческом Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи даже специальный стенд посвящен.

Тем не менее, именно Кирилл Леонидович Новиков сочинил песню «Декабристы», которая стала своеобразным гимном общества «Наследие декабристов» в Москве и декабристской секции в Петербурге.

Почетным гостем церемонии стал Кристофер Муравьев-Апостол, специально (впервые!) приехавший на нее из Швейцарии. Потомок сестры Сергея и Матвея Муравьевых-Апостолов, Кристофер родился и вырос в Бразилии. И хотя его родной язык португальский, сам Кристофер и его дети прекрасно говорят по-русски. О своем «чувстве декабризма» Кристофер размышляет так:

— Революция — не лучший метод решения проблем. Но если понимать декабризм как заботу не только о личном благе, но о благе всех людей, как стремление не только к материальному, но и к чему-то более высокому — то да, я в себе такое чувствую.

Его слова подкреплены делами. В Москве Кристофер взял в долгосрочную аренду особняк Муравьевых-Апостолов, реконструировал его и устроил там выставочный центр, который в перспективе должен перерасти в музей.  

5 казненных декабристов

Кондратий Рылеев


Рылеев, как и его товарищ Каховский, ушел с военной службы, чтобы полноценно посвятить себя литературе — его перу принадлежат первые образцы так называемой «гражданской поэзии». Помимо поэтических задач, ему приходилось также выполнять обязанности чиновника в разных государственных ведомствах: так, например, Рылеев служил в палате уголовного суда и канцелярии Российско-американской торговой компании.


Рылеев. (wikipedia.org)


За несколько лет до восстания Рылеев возглавил Северное общество декабристов. Он, как выяснилось впоследствии, был одним из главных организаторов бунта, поскольку «участвовал во всех планах для возмущения и давал наставления, как возбудить нижних чинов и действовать на площади».


Не случайно всю вину на допросах Рылеев брал на себя — он пытался оправдать товарищей и снять с них хотя бы часть ответственности. В тюремной крепости поэт нацарапал на стене своё последнее четверостишие: «Тюрьма мне в честь, не в укоризну / За дело правое я в ней, / И мне ли стыдиться сих цепей, / Когда ношу их за Отчизну!».


«Батюшка, помолитесь за наши грешные души, не забудьте моей жены и благословите дочь», — такими были последние слова Рылеева. Впрочем, согласно одной из версий, сорвавшись из-за ошибки палача с верёвки и провалившись внутрь эшафота, Рылеев успел добавить: «Несчастная страна, где они даже не знают, как тебя повесить».


Михаил Бестужев-Рюмин


Во время восстания декабристов на Сенатской площади Бестужев-Рюмин всё ещё числился подпоручиком, что позволило ему вести широкую агитацию среди войск. Также Бестужев-Рюмин принял активное участие в составлении революционного «Катехизиса», который зачитывался восставшим солдатам.


Бестужев-Рюмин. (wikipedia.org)


Военный, по воспоминаниям современников, был убеждён, что революция в России пройдёт без единой капли крови по аналогии с испанской, поскольку проведёт её армия без участия народа. Возможно, поэтому, встретившись во время восстания Черниговского полка с правительственными войсками, Бестужев-Рюмин не стал применять оружия, а просто дал арестовать себя, уповая на милость властей.


После казни его, равно как и других четырёх повешенных, предположительно похоронили на острове Голодай, который теперь называется островом Декабристов.


Пётр Каховский


В преддверии восстания декабристов Каховский, ушедший со службы в отставку и оставшийся без друзей и связей, стал сторонником радикальных для тех времён взглядов: он путешествовал по Европе, вдохновляясь революционными идеями в Испании и Португалии, и не выпускал из рук книг о становлении демократии в Древней Греции.


Каховский. (wikipedia.org)


Став убеждённым республиканцем, Каховский сдружился с Кондратием Рылеевым, через которого попал в Северное общество декабристов. Перед Каховским стоял нелёгкий выбор: участвовать в политической деятельности в России или уехать сражаться за независимость Греции. Всё-таки бывший поручик остался на родине и начал вместе с соратникам вынашивать планы по свержению самодержавия. Каховский, кстати, хоть и считался по тем временам радикально настроенным, однако роль цареубийца на себя примерять не стал — когда ему предложили пробраться в Зимний дворец и убить Николая I, он не без колебаний, но всё же ответил отказом.


26 декабря, в день восстания, Каховский объезжал казармы и агитировал солдат присоединиться к бунту. Уже на Сенатской площади Каховский ранил — как выяснилось позже, смертельно — генерал-губернатора Петербурга Милорадовича, который уговаривал мятежников разойтись. Суд по итогам назвал его одним из главных преступников: четвертование ему заменили повешением, однако проводить его из-за неопытности палача пришлось несколько раз — Каховский срывался с петли.


Сергей Муравьев-Апостол


Как и многие другие декабристы, Муравьев-Апостол состоял в масонской ложе. Возможно, оттуда у него и появилась любовь к тайным обществам, в которые он впоследствии вступил. Муравьев-Апостол был в числе сооснователей «Союза благоденствия» и «Союза спасения», а также отвечал за установление связей с зарубежными тайными обществами.


Муравьев-Апостол. (wikipedia.org)


Среди декабристов Муравьев-Апостол был одним из самых радикально настроенных: он вёл активное пропагандистскую работу в рядах армии (где, кстати, как и все остальные, до этого служил) и даже соглашался лично убить царя, однако план разработать так и не получилось.


Муравьев-Апостол не участвовал в общем выступлении на Сенатской площади, однако уже после этого возглавил мятеж Черниговского полка в Киевской губернии. Казнили его вместе с другими четырьмя соратниками, Муравьев-Апостол стал одним из тех, кого пришлось возводить на эшафот повторно.


Павел Пестель


Из всех декабристов Пестель, пожалуй, был одним из самых заслуженных военных: дисциплину в его полках хвалил сам император Александр I. Пестель участвовал в бесчисленном количестве сражений, в Отечественной войне 1812 года даже получил ранение, что, однако, не помешало ему выступить против существующего государственного строя.



Пестель. (wikipedia.org)


Один из учредителей «Союза благоденствия» и Южного тайного общества, Пестель составил даже «Русскую правду» — это конституционный проект, главное выражение идей тайного общества, написанное в явно республиканском духе. Собственно, за него по большей части Пестель и поплатился. Обвинения следственной комиссии против Пестеля строились как раз вокруг этого документа. В историю также вошли последние слова Пестеля, сказанные перед казнью: «Что посеял, то и взойти должно и взойдёт впоследствии непременно».

Казненные декабристы | История Российской империи

Казнь декабристов

Восстание декабристов – это беспрецедентное явление не только в русской истории, но и в мировой. Когда на восстание поднимаются угнетенные, их проще если не оправдать, то хотя бы понять. Но здесь государственный переворот готовят не «униженные и оскорбленные», а высокопоставленные военные и потомственные дворяне, среди которых много именитых личностей.

Феномен декабризма

По этой причине до сих пор феномен декабризма не только не разгадан, но и столько же далек от однозначной оценки, как это было и в XIX веке.

Главное, что вызывает непонимание в действиях декабристов до сих пор, — это то, что они (ни один из них) не претендовали на власть. В этом было условие их деятельности. Как тогда, так и сейчас отношение к действиям декабристов не является однородным, в том числе отношение к их казни: «Начали бар вешать и ссылать на каторгу, жаль, что всех не перевесили…» (высказывание в среде кантонистов, солдатских детей) и «По совести нахожу, что казни и наказания несоразмерны преступлениям» (слова князя П. Вяземского).

Приговор Николая I ужаснул общество не только жестокостью наказания участников восстания, но и лицемерием императора: Верховный уголовный суд, который решал судьбу декабристов, он  поставил в известность о том, что  «отвергает всякую казнь, связанную с пролитием крови». Таким образом, он лишал приговоренных к смертной казни декабристов права на расстрел. А ведь двое из них участвовали в Отечественной войне 1812 г., имели ранения и боевые награды – а теперь они были приговорены к позорной смерти на виселице. Например, П.И. Пестель в 19 лет был тяжело ранен в Бородинской битве и награжден золотой шпагой за храбрость, а также отличился в последующем  заграничном походе русской армии. С.И. Муравьев-Апостол также был награжден золотой шпагой за храбрость в битве под Красным.

К смертной казни через повешение были приговорены пятеро декабристов:

П. Пестель

П. Каховский

К. Рылеев

С. Муравьев-Апостол

М. Бестужев-Рюмин.

Всех  заключенных декабристов вывели во двор крепости и выстроили в два каре: принадлежавших к гвардейским полкам и прочих. Все приговоры сопровождались разжалованием, лишением чинов и дворянства: над осужденными ломали шпаги, срывали с них эполеты и мундиры и бросали в огонь пылающих костров. Моряков-декабристов отвезли в Кронштадт и в то утро исполнили над ними приговор разжалования на флагманском корабле адмирала Кроуна. Мундиры и эполеты были с них сорваны и брошены в воду. «Можно сказать, что первое проявление либерализма старались истреблять всеми четырьмя стихиями — огнем, водою, воздухом и землею»,— писал  в  своих  воспоминаниях  декабрист В.И. Штейнгель. Свыше 120 человек декабристов было сослано на разные сроки в Сибирь, на каторгу или поселение.

Казнь свершилась в ночь на 25 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости. Во время казни Рылеев, Каховский и Муравьев-Апостол сорвались с петель и были повешены вторично. «Знать, Бог не хочет их смерти», — произнес кто-то из солдат. А Сергей Муравьев-Апостол, поднявшись, сказал: «Проклятая земля, где не умеют ни составить заговора, ни судить, ни вешать».

Из-за этого непредусмотренного случая казнь затянулась, на улице рассветало, стали появляться прохожие, поэтому похороны отложили. Следующей ночью тела их тайно увезли и похоронили на острове Голодай в Петербурге (предположительно).

Павел Иванович Пестель, полковник (1793-1826)

П. Пестель, полковник, командир Вятского пехотного полка

Родился в Москве в семье обрусевших немцев, поселившихся в России в конце XVII века. Первый ребенок в семье.

Образование: начальное домашнее, затем в 1805—1809 учился в Дрездене. По возвращении в Россию в 1810 г. поступил в Пажеский корпус, который блестяще окончил с занесением имени на мраморную доску. Был  направлен прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк. Принял участие в Отечественной войне 1812 г., в Бородинском сражении был тяжело ранен. Награжден золотой шпагой за храбрость.

Возвратившись после ранения в армию, был адъютантом графа Витгенштейна и участвовал в кампаниях 1813-1814 годов за границей: сражения при Пирне, Дрездене, Кульме, Лейпциге, отличился при переправе через Рейн, в боях при Бар-сюр-Об и Труа. Затем вместе с графом Витгенштейном  находился в Тульчине и отсюда был отправлен в Бессарабию для сбора сведений о выступлениях греков против турок, а также для переговоров с господарем Молдавии в 1821г.

В 1822 г. его переводят  полковником в Вятский пехотный полк, который находился в расстроенном состоянии, и в течение года Пестель привёл его в полный порядок,за что Александр I пожаловал ему 3000 десятин земли.

Идея совершенствования общества возникла у него еще в 1816 г., со времени участия в масонских ложах. Затем был Союз спасения, для которого он составил устав, Союз благоденствия и, после его самоликвидации, Южное тайное общество, которое он возглавил.

Свои политические взгляды Пестель выразил в составленной им программе «Русская правда», которая и явилась главным пунктом обвинения его Следственной комиссией после поражения восстания.

Он был арестован на дороге в Тульчин после восстания 14 декабря 1825 г., был заключен в Петропавловскую крепость и через 6 месяцев приговорён к четвертов

Мельница мифов: Темная сторона Рылеева

25 июля 1826 года казнен Кондратий Рылеев, поэт-декабрист. Один из пяти повешенных декабристов, поэт Кондратий Рылеев, более всех известен и, тем не менее, загадочен. Причина в мифотворчестве, которая, словно озоновый слой Землю, окружает этого деятеля. Озон истончается, и солнечные лучи губительно действуют на все живое. Миф испаряется, и героический облик революционера сдувается, как воздушный шарик.

Акрам Муртазаев. Либерал, коммунист и декабрист

Разглядывая эту непривлекательную «резинку на веревочке», читатель-Пятачок, наверное, скорбно произнесет: «Мой любимый герой!». Однако, увы, ничего не поделаешь — нам, как и Аристотелю, всегда дороже истина, пусть даже она и разрушает романтический облик и открывает скрытую им малопривлекательную личину.

Сын небогатого дворянина Федора Андреевича Рылеева, он родился 18 сентября 1795 года. Род Рылеевых внесен в шестую (столбовые дворяне) и вторую (военное дворянство) части родословных книг Тульской и Казанской губерний. Рылеевы отличались на военной службе еще при Екатерине II. Майор, а затем подполковник Санкт-Петербургского карабинерного полка Иван Карпович Рылеев, которого ценил великий полководец Александр Суворов, много раз отличался в сражениях с польской Барской конфедерацией, участвовал в разгроме восстания Емельяна Пугачева. Именно он нанес поражение башкирскому отряду пугачевского сподвижника Салавата Юлаева.

Пока одни из клана Рылеевых «душили» свободолюбивые чаяния, другие, напротив, расшатывали основы трона. Обер-полицмейстер Никита Иванович Рылеев разрешил к печати «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, которого императрица Екатерина охарактеризовала весьма выразительно — «бунтовщик, хуже Пугачева». На самом деле не шибко умного Никиту Ивановича императрица ценила за преданность и готовность искоренять любую крамолу, но… бес попутал.

Первый миф, собственно говоря, касается отца будущего декабриста — Федора Андреевича Рылеева. Большинство исследователей биографии Рылеева твердят про его тяжелое детство, отца-садиста и битую им мать, которую лютый тиран запирал в погребе. Властолюбивый отец будто бы жестоко обращался не только со своими крестьянами, но и с домашними.

Удивительно, но все биографы при этом указывают, что родители Рылеева не жили вместе: отец Федор Андреевич Рылеев уехал в Киев, а мать, Анастасия Матвеевна, урожденная Эссен, до своей смерти прожила в собственном имении Батово под Петербургом. Судя по сохранившимся документам, Федор Андреевич был не изувером, а добродушным гулякой и мотом, который «не сохранил супружеской верности», «имел целый гарем».

 Никита Иванович Рылеев 0

Фото: AP

 Никита Иванович Рылеев 0

Фото: AP

 Никита Иванович Рылеев 0

Фото: AP

 Никита Иванович Рылеев 0

Фото: AP

На стороне у него родилась дочь Анна, которую Анастасия Матвеевна «приняла на воспитание и любила как свое собственное дитя». Скорее всего, был у Федора Рылеева и побочный сын — Петр Малютин, сделавший блестящую военную карьеру. Служивший в гатчинском войске наследника престола, после воцарения Павла, он вместе со своим батальоном перевелся в лейб-гвардии Измайловский полк.

Анастасия Готовцева и Оксана Киянская в последней биографии Рылеева пишут о его сводном брате: «Малютин был благодарным и верным человеком, и об этом знали все окружавшие его люди. Недаром в марте 1801 года, когда гвардейские заговорщики решили убить императора Павла, одной из первоочередных их задач была нейтрализация командира измайловцев. Ибо никто из них не сомневался, что генерал императора не предаст и на сторону заговорщиков не встанет. По одной из версий, накануне цареубийства Малютин был арестован, по другой — его просто напоили».

Мать Кондратия Рылеева сблизилась с генералом Малютиным настолько, что их отношения вышли далеко за рамки светских приличий. Малютин подарил матери Рылеева имение Батово в обход ее мужа. Тут, кстати, мимоходом затронем еще один миф — о месте рождения Кондратия Федоровича Рылеева. Обычно местом его появления на свет указывают деревню Батово Софийского (впоследствии переименованного в Царкосельский) уезда Санкт-Петербургской губернии. Во-первых, знавшие Рылеева современники говорили, что он «новгородский уроженец». Во-вторых, имение Батово было подарено его матери в январе 1800 года, спустя пять лет после рождения сына.

Рылеев-старший хотя и не лупцевал сынка розгами, как говорится, не вспрыскивал березовой кашей, но и деньгами не помогал. Зато Петр Малютин был щедр и на ссуды, и на советы. Когда Кондратий задумал жениться, то благословение он испрашивал у матери и брата. «Судя по письмам и мемуарам, Рылеев относился к брату потребительски», — утверждают авторы его биографии. Кондратий Федорович просил умирающего Петра Федоровича о переводе его на службу «адъютантом при генерале Беннигсене», добавляя при этом, что «надобно поспешить, ибо теперь время дорого».

Дореволюционные литераторы отмечали готовность Рылеева «пасть в борьбе за свободу родины», его «общий рыцарский характер» «как деятеля и человека», советские исследователи более ценили «гражданский, революционный пафос» поэзии Рылеева. Шестидесятники вообще идеализировали всю плеяду декабристов, а поэта Рылеева особенно «опекали» либеральные деятели искусства, тем более и власть в этом им не мешала. Панегирик революционным деятелям прекрасно озвучен актером Вячеславом Тихоновым в фильме «Доживем до понедельника». Его герой — учитель истории — с пафосом рассказывает школьникам о лейтенанте Шмидте, о котором в учебнике написано «всего несколько строк». Будь он учителем литературы, то мог бы тем же успехом расхваливать и Рылеева.

Советские учителя, видимо, не знали, что до своего ареста Рылеев практически не знал проблем с цензурой, а «в стол» писал крайне мало. Вот свидетельство А. Готовцевой и О. Киянской: «Конечно, как «поэт-гражданин» Кондратий Рылеев едва ли был радикальнее Александра Пушкина, автора «Вольности» и «Кинжала». Он вполне соотносим, например, с Петром Вяземским или тем же Вильгельмом Кюхельбекером. Однако вольнолюбивые стихи этих поэтов, за редким исключением, не были напечатаны и распространялись в списках. С другой стороны, гражданская тема в отечественной поэзии 1820-х годов вообще становится «общим местом», занимает лидирующее положение на страницах журналов. Удивляло современников не само присутствие этой темы в творчестве Рылеева, а степень ее радикализма именно в подцензурных текстах».

«Непостижимо, каким образом в то самое время, как строжайшая цензура внимательно привязывалась к словам, ничего не значащим, как то: ангельская красота, рок и пр., пропускались статьи, подобные ‘Волынскому’, ‘Исповеди Наливайки'», — удивлялся на следствии друг Рылеева Владимир Штейнгель. Другой подследственный, Дмитрий Завалишин, «недоумевал, каким образом они выходили в свет, и охотно поверил силе тайного общества, обширности связей и участию важных особ».

Современные исследователи А. Готовцева и О. Киянская пишут, что формировать идеологию решительной борьбы с самодержавием Рылееву «всячески помогали не только цензоры, но и лица, приближенные к высшей власти, — к примеру жена Александра I Елизавета Алексеевна». Три года подряд, вплоть до восстания на Сенатской площади, «после выхода в свет каждого из трех выпусков знаменитого альманаха «Полярная звезда» Рылеев (как и его друг Александр Бестужев, осужденный впоследствии на вечную каторгу) получал от императрицы «благоволения» и ценные подарки, причем официальной причиной награждения являлось не только удачное составление альманаха, но и «полезные труды» его составителей на поприще отечественной словесности. Впрочем, некоторые власть предержащие не дружат с головой во все времена. Так пару лет назад государственную (!) премию в области современного искусства «Инновация» вручили арт-группе «Война» за акцию «Х… в плену у ФСБ».

Еще один штрих, малоизвестная подробность про кумиров, о которой было не принято упоминать в кругу бессребреников-шестидесятников. Рылеев и Бестужев первыми начали выплачивать авторские гонорары авторам, писавшим в «Полярную звезду», и тем самым стали отцами-основателями русской коммерческой журналистики. На революцию и на бизнес-проекты требуются финансы. У жившего на жалованье штабс-капитана Бестужева таких капиталов не было. «Финансировал» (и весьма успешно) «Полярную звезду» Рылеев, ставший правителем дел Российско-американской компании.

Однако финансы на альманах Рылеев брал не из своих собственных средств предпринимателя, а запустил руку в карман своего «благодетеля» (как он обращался к брату при его жизни), обобрав его вдову Екатерину Малютину. Подробности этой некрасивой истории можно прочесть в новой биографии «Рылеев», написанной А. Готовцевой и О. Киянской. Нам же остается констатировать: если бы Кондратия Рылеева не повесили за политику, его вполне могли посадить за экономику.

Из жены Рылеева Натальи Михайловны не получилось бы «декабристки», но не потому, что ее супруга повесили, а не сослали «во глубину Сибирских руд». Помимо того, что обеспеченный человек оставил жене одни лишь долги, он при жизни не отличался верностью. Тут виноваты не только гены вертопраха-отца. Провинциальная барышня, каковой была и осталась Рылеева, «не была ни женой-единомышленницей, подобно Екатерине Трубецкой, ни женой-другом, подобно Александре Муравьевой, ни даже женой несчастной, романтической, покинутой ради ‘дела’, подобно Марии Волконской». Наталья Рылеева была настолько блеклой личностью, что не оставила следа в мемуарах современников. Собственно говоря, это личное дело Рылеева, но миф о женах декабристов…

Многие поколения помнили завет: «Будь Поэт и гражданин». Филологи комментировали эти слова из письма Рылеева Пушкину как «неприязнь» Кондратия Федоровича к аристократии. В повседневной жизни «поэт и гражданин» следовал другим заповедям. В конце февраля 1824 года Рылеев дрался на дуэли с 19-летним прапорщиком лейб-гвардии Финляндского полка Константином Шаховским. Большинство современников думали, что поэт вступился за честь сестры, но секундант и ближайший друг Рылеева Александр Бестужев утверждал, что того больше всего возмутил не сам факт любовной связи прапорщика с сестрой, а то, что Шаховской «осмелился надписывать к ней письма на имя Рылеевой».

Следовательно, его волновала не репутация сестры в свете, а обращение к ней как к представительнице рода Рылеевых. В результате дуэли Рылеев получил ранение в ногу, а его мать «схватила горячку» и спустя несколько месяцев умерла. Кондратий Федорович упрекал себя за дуэль, которая послужила причиной ее преждевременной кончины. Отчасти смерть матери спровоцировала вступление Рылеева в заговор.

«В исторической науке давно устоялось мнение, что именно Рылеев был главным организатором восстания на Сенатской площади», — пишут авторы биографии Рылеева. Об этом свидетельствуют показания арестованных заговорщиков, заключения судей и историков, признание самого Рылеева, наконец. Правда, он же утверждал, что вину с ним должен был разделить князь Трубецкой. Многие помнят, что избранный диктатором князь так и не явился на Сенатскую площадь в день мятежа.

Возможно, взаимное недоверие Рылеева и Трубецкого пагубно сказалось на итоге восстания. Каждый из них хотел переиграть другого и оба крепко перемудрили. Что же, амбиции и непомерное честолюбие революционных вождей часто превращает их в безрогий скот, которому «бог рог не дает»…

Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»

Дважды повешенные. Почему Николай I не помиловал декабристов? | История | Общество

Революционный мятеж

190 лет тому назад Россия пережила события, которые с известной условностью можно считать попыткой совершения первой русской революции. В декабре 1825-го и в январе 1826 годов произошли два вооружённых выступления, организованных Северным и Южным тайными обществами декабристов.

Организаторы восстания ставили перед собой весьма амбициозные задачи — изменение политического строя (замена самодержавия на конституционную монархию или республику), создание конституции и парламента, отмену крепостного права.

До того момента вооружённые выступления представляли собой либо масштабные бунты (в терминологии советского периода — крестьянские войны), либо дворцовые перевороты.

На этом фоне восстание декабристов было политическим событием совершенно иного характера, доселе невиданного в России.

Масштабные планы декабристов разбились о реальность, в которой новый император Николай I сумел жёстко и решительно покончить с выступлением борцов с самодержавием.

Как известно, несостоявшаяся революция называется мятежом, а его организаторов ждёт весьма незавидная участь.

Для рассмотрения «дела декабристов» учредили новый суд

Николай I подошёл к делу тщательно. Указом от 29 декабря 1825 года учреждена была Комиссия для изысканий о злоумышленных обществах под председательством военного министра Александра Татищева. Манифестом от 13 июня 1826 года был учреждён Верховный уголовный суд, который и должен был рассматривать «дело декабристов».

К следствию по делу было привлечено около 600 человек. Верховный уголовный суд вынес приговоры 120 обвиняемым по 11 различным разрядам, начиная от смертной казни и заканчивая лишением чинов с разжалованием в солдаты.

Здесь надо иметь в виду, что речь идёт о дворянах, участвовавших в восстании. Дела солдат рассматривали отдельно так называемые Особые комиссии. По их решению, более 200 человек подверглись «проводу сквозь строй» и другим телесным наказаниям, а более 4 тысяч были отправлены воевать на Кавказ.

«Провод сквозь строй» представлял собой наказание, при котором приговорённый проходил сквозь ряды солдат, каждый из которых наносил ему удар шпицрутеном (длинным, гибким и толстым прутом из лозняка). Когда количество подобных ударов достигало нескольких тысяч, подобное наказание превращалось в изощрённую форму смертной казни.

Что касается дворян-декабристов, то Верховный уголовный суд, исходя из законов Российской империи, вынес 36 смертных приговоров, из которых пять предполагали четвертование, а ещё 31 — отсечение головы.

«Примерная казнь будет им справедливым возмездием»

Утвердить приговоры Верховного уголовного суда должен был император. Николай I смягчил наказание для осуждённых по всем разрядам, включая приговорённых к смерти. Всем, кому должны были отсечь голову, монарх сохранил жизнь.

Было бы сильным преувеличением сказать, что участь декабристов Верховный уголовный суд решал самостоятельно. Исторические документы, опубликованные после февраля 1917 года, показывают, что император не только следил за процессом, но и чётко представлял себе его исход.

«Касательно главных зачинщиков и заговорщиков примерная казнь будет им справедливым возмездием на нарушение общественного спокойствия», — писал Николай членам суда.

Инструктировал монарх судей и относительно того, каким именно образом должны быть казнены преступники. Четвертование, предусмотренное законом, Николай I отверг как варварский способ, не подобающий европейской стране. Расстрел также не подходил, поскольку император считал осуждённых недостойными казни, которая позволяла офицерам не уронить достоинства.

Оставалось повешение, к которому суд и приговорил в итоге пятерых декабристов. 22 июля 1826 года смертный приговор был окончательно утверждён Николаем I.

Смертной казни подлежали вожди Северного и Южного обществ Кондратий Рылеев и Павел Пестель, а также Сергей Муравьёв-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин, непосредственно руководившие восстанием Черниговского полка. Пятым приговорённым к смерти стал Пётр Каховский, который на Сенатской площади смертельно ранил генерал-губернатора Петербурга Михаила Милорадовича.

Нанесение смертельной раны Милорадовичу 14 декабря 1825 года. Гравюра с рисунка, принадлежащего Г. А. Милорадовичу. Источник: Public Domain

Экзекуцию отрабатывали на мешках с песком

Новость о том, что декабристы взойдут на эшафот, для российского общества стала шоком. Со времён императрицы Елизаветы Петровны смертные приговоры в России не приводились в исполнение. Емельяна Пугачёва и его товарищей в расчёт не принимали, поскольку речь шла о бунтовщиках-простолюдинах. Казнь же дворян, пусть и посягнувших на государственный строй, была событием из ряда вон выходящим.

Сами обвиняемые, как те, кому вынесли смертный приговор, так и те, кто был приговорён к другим видам наказания, о своей судьбе узнали 24 июля 1826 года. В доме коменданта Петропавловской крепости судьи оглашали приговоры декабристам, которых приводили из казематов. После оглашения приговора их возвращали в камеры.

Тем временем власти были заняты другой проблемой. Отсутствие в течение длительного времени практики казней привело к тому, что в Петербурге не было ни тех, кто знал, как строить эшафот, ни тех, кто умел приводить приговоры в исполнение.

Накануне казни в городской тюрьме провели опыт, при котором наспех сделанный эшафот тестировали при помощи восьмипудовых мешков с песком. Экспериментами руководил лично новый генерал-губернатор Петербурга Павел Васильевич Голенищев-Кутузов.

Сочтя результаты удовлетворительными, генерал-губернатор приказал разбирать эшафот и везти его в Петропавловскую крепость.

Часть эшафота потерялась по дороге

Казнь была назначена в кронверке Петропавловской крепости на рассвете 25 июля 1826 года. Этот драматический акт, который должен был поставить точку в истории движения декабристов, получился трагикомическим.

Как вспоминал начальник кронверка Петропавловской крепости Василий Беркопф, один из извозчиков, перевозивших части виселицы, умудрился заблудиться в темноте и появился на месте со значительным опозданием.

С полуночи в Петропавловской крепости шла экзекуция над теми из осуждённых, кто избежал казни. Их выводили из казематов, срывали мундиры и ломали над головой шпаги в знак так называемой «гражданской казни», затем одевали в хламиды заключённых и отправляли назад в камеры.

Тем временем полицмейстер Чихачёв с конвоем из солдат Павловского гвардейского полка забрал из камер пятерых приговорённых к смерти, после чего отконвоировал их в кронверк.

Когда их привели на место казни, то смертники увидели, как плотники под руководством инженера Матушкина впопыхах пытаются собрать эшафот. Устроители казни нервничали едва ли не больше осуждённых — им казалось, что телега с частью виселицы исчезла не просто так, а в результате саботажа.

Пятёрку декабристов посадили на траву, и они какое-то время обсуждали друг с другом свою участь, замечая, что были достойны «лучшей смерти».

«Надо отдать последний долг»

Наконец с них сняли мундиры, которые тотчас сожгли. Вместо них на приговорённых надели длинные белые рубахи с нагрудниками, на которых значилось слово «преступник» и имя осуждённого.

После этого их отвели в одно из близлежащих зданий, где они должны были ожидать окончания строительства эшафота. В доме смертников причастили: четверых православных — священник Мысловский, лютеранина Пестеля — пастор Рейнбот.

Наконец эшафот удалось достроить. Приговорённых к смерти вновь привели на место казни. При приведении приговора в исполнение присутствовали генерал-губернатор Голенищев-Кутузов, генералы Чернышев, Бенкендорф, Дибич, Левашов, Дурново, обер-полицмейстер Княжнин, полицмейстеры Посников, Чихачёв, Дерщау, начальник кронверка Беркопф, протоиерей Мысловский, фельдшер и доктор, архитектор Герней, пятеро помощников квартальных надзирателей, два палача и 12 солдат-павловцев под командой капитана Польмана.

Полицмейстер Чихачёв прочитал вердикт Верховного суда с заключительными словами: «За такие злодеяния повесить!».

«Господа! Надо отдать последний долг», — заметил Рылеев, обращаясь к своим товарищам. Протоиерей Пётр Мысловский прочитал короткую молитву. На головы осуждённым накинули белые колпаки, что вызвало у них недовольство: «К чему это?».

Казнь превратилась в изощрённую пытку

Всё продолжало идти не по плану. Один из палачей неожиданно рухнул в обморок, и его пришлось срочно унести. Наконец зазвучала барабанная дробь, на шеи казнимых накинули петли, из-под их ног выдернули скамью, и через несколько мгновений трое из пяти повешенных рухнули вниз.

По свидетельству начальника кронверка Петропавловской крепости Василия Беркопфа, изначально под виселицей была вырыта яма, на которую положили доски. Предполагалось, что в момент казни доски выдернут из-под ног. Однако виселицу строили в спешке, и оказалось, что стоящие на досках смертники не достают шеями до петель.

Снова начали импровизировать — в разрушенном здании Училища торгового мореплавания нашли скамейки для учеников, которые и поставили на эшафот.

Но в момент казни три верёвки оборвались. То ли экзекуторы не учли, что вешают приговорённых с оковами, то ли верёвки изначально были плохого качества, но трое декабристов — Рылеев, Каховский и Муравьёв-Апостол — упали в яму, пробив доски тяжестью собственных тел.

Мало того, оказалось, что повешенный Пестель носками ног доставал до досок, в результате чего его агония растянулась почти на полчаса.

Некоторым из свидетелей происходящего стало дурно.

Муравьёву-Апостолу приписывают слова: «Бедная Россия! И повесить-то порядочно у нас не умеют!».

Возможно, это лишь легенда, но надо признать, что слова очень подходили в тот момент.

Закон против традиции

Руководители казни отправили посыльных за новыми досками и верёвками. Процедура затягивалась — найти эти вещи в Петербурге рано утром было не такой уж простой задачей.

Существовал ещё один нюанс — воинский артикул того времени предписывал производить казнь до наступления смерти, но была ещё и негласная традиция, согласно которой повторять экзекуцию не полагалось, ибо это означало, что «Господь не желает смерти осуждённого». Традиция эта, кстати, имела место не только в России, но и в других странах Европы.

Принять решение о прекращении казни в данном случае мог Николай I, находившийся в Царском Селе. С полуночи ему отправляли посыльных каждые полчаса, дабы докладывать о происходящем. Теоретически император мог вмешаться в происходящее, но этого не произошло.

Что касается сановников, присутствовавших при казни, то для них довести дело до конца было необходимым, дабы не поплатиться собственной карьерой. Николай I запретил четвертование как варварскую процедуру, но то, что творилось в итоге, было варварством не меньшим.

Наконец новые верёвки и доски принесли, троих сорвавшихся, получивших травмы при падении, вновь втащили на эшафот и повесили вторично, на сей раз добившись их смерти.

За всё ответил инженер Матушкин

Крайним за все упущения сделали инженера Матушкина, которого за некачественное строительство эшафота разжаловали в солдаты.

Когда врачи констатировали смерть повешенных, их тела сняли с виселицы и положили в разрушенном здании Училища торгового мореплавания. К этому времени в Петербурге рассвело, и вывезти трупы для захоронения незаметно было невозможно.

По свидетельству обер-полицмейстера Княжнина, следующей ночью тела декабристов были вывезены из Петропавловской крепости и захоронены в братской могиле, на которой не было оставлено никакого знака.

Точных сведений, где именно похоронили казнённых, нет. Наиболее вероятным местом считается остров Голодай, где хоронили государственных преступников со времён Петра I. В 1926 году, в год 100-летия казни, остров Голодай переименовали в остров Декабристов, установив там гранитный обелиск.

Рылеев Кондратий Федорович — Русский Поэт

Российский поэт. Общественный деятель. Революционер. Входил в Северное общество Декабристов, возглавляя в нем наиболее радикально настроенное крыло. Сторонник республиканского строя. Один из пяти казненных руководителей Декабристского восстания 1825 года.


Кондратий Рылеев родился 29 сентября 1795 года в селе Батово, Ленинградская область. Мальчик происходил из мелкопоместной дворянской семьи мелкопоместного дворянина Федора Андреевича, управляющего княгини Варвары Голицыной и Анастасии Матвеевны Эссен. Обучался в Петербургском первом кадетском корпусе. По окончании обучения участвовал в заграничных походах русской армии 1815 года.

     В 1818 году молодой человек вышел в отставку, служил заседателем Петербургской уголовной палаты, а затем правителем канцелярии Российско-американской компании.

     Литературную известность принесла Рылееву сатира «К временщику», нацеленная на самого Алексея Аракчеева. Юношу, не побоявшегося бросить такой дерзкий вызов, моментально признали ярым поборником справедливости. Дерзостью Кондратий отличался не только в поэзии, но и в своих политических взглядах. Поэт входил в Северное общество Декабристов, возглавляя в нем наиболее радикально настроенное крыло. Конституционно-монархические взгляды Рылеева быстро сменились на куда более радикальные республиканские.

     Центральное художественное произведение Рылеева, поэма «Войнаровский», пронизана предчувствием судьбы декабристов. Главный герой сослан в Сибирь за восстание против Петра I. В его уста вложены речи о гражданском долге, о торжестве справедливости в будущем.

     В своей революционной деятельности Рылеев отстаивал необходимость переворота, но в то же время протестовал против кровавых мер, вошедших в планы декабристов. Перед восстанием сложит с себя полномочия лидера, потому что жестокие планы, вынашиваемые соратниками, ему оказались не близки, но на Сенатскую площадь все же вышел.

     После ареста Рылеев, несмотря на предчувствие своей судьбы, был очень спокоен, принимал на себя всю вину и постоянно писал письма жене, о судьбе которой очень беспокоился. Как главного заговорщика, революционера приговорили к смертной казни через четвертование, которое позже заменили на повешение.

     Кондратий Федорович Рылеев казнен 25 июля 1826 года в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга в числе пяти руководителей Декабрьского восстания. Стоит отметить, что поэт оказался одним из трех, чья веревка оборвалась и революционер провалился внутрь эшафота. Спустя некоторое время повешен повторно. Точное место погребения Рылеева, как и других казненных декабристов, неизвестно. По одной из версий, похоронен  на острове Голодае.

Творчество Кондратия Рылеева

Произведения

«К временщику»

«Смерть Ермака»

Библиография

1857 — Стихотворения. К. Рылеева;

1860 — Рылеев К. Ф. Думы. Стихотворения. С предисловием Огарёва Н.;

1862 — Рылеев К. Ф. Стихотворения. С жизнеописанием автора и рассказом о его казне;

1872 — Сочинения и переписка Кондратия Фёдоровича Рылеева. Издание его дочери. Под ред. П. А. Ефремова;

1975 — Рылеев К. Ф. Думы (Издание подготовил Л. Г. Фризман)

Память о Кондратии Рылееве

Н. П. Огарев написал стихотворение «Памяти Рылеева».

В Санкт-Петербурге есть улица Рылеева.

В Киеве есть Улица Рылеева (укр.) и Переулок Рылеева

В городе Тамбове также имеется улица Рылеева.

В Ульяновске есть улица Рылеева.

В Петрозаводске есть улица Рылеева и переулок Рылеева.

В Тюмени есть улица Рылеева.

Во Львове есть Улица Рылеева

В Калуге есть улица Рылеева.

В Махачкале есть улица Рылеева.

В Астрахани есть улица Рылеева.

В Самаре — переулок Рылеева (находится недалеко от улицы Пестеля).

В Челябинске есть улица Рылеева.

Во Владивостоке есть улица Рылеева.

В Макеевке есть улица Рылеева

В Павлодаре есть улица Рылеева.

В Барнауле есть улица Рылеева

В Иркутске есть улица Рылеева

В Донецке есть улица Рылеева

Биография Рылеева неоднократно вдохновляла творцов на создание художественных произведений. Кондратий Федорович — персонаж пьесы Леонида Зорина «Декабристы». В «Звезде пленительного счастья» роль поэта-бунтаря исполнил Олег Янковский.

В фильме 2019 года «Союз спасения» вновь играет артист по фамилии Янковский. Но внук Олега Ивановича — Иван — создает образ другого участника декабрьского восстания Михаила Бестужева-Рюмина, которого казнили в один день с Рылеевым. В Кондратия Федоровича в киноновинке перевоплотился актер Антон Шагин.

Семья Кондратия Рылеева

Отец — Федор Андреевич Рылеев (1746-1814), управляющий имением княгини Варвары Голицыной, мелкопоместный дворянин.

Мать — Анастасия Матвеевна Эссен (1758-1824).

Жена — Наталья Михайловна Тевяшева (брак с 1820), из русского дворянского рода.

Дочь — Анастасия Кондратьевна.

26.08.2020

Изверги или святые? Историк о том, за что 190 лет назад казнили декабристов | Люди | ОБЩЕСТВО

Ранним утром 25 июля (13-го по старому стилю) 1826 года на кронверке Петропавловской крепости были повешены пять руководителей восстания декабристов. Экзекуция затянулась на час, так как в Петербурге не нашлось крепких верёвок.

Николай I назвал декабристов «горстией извергов», а русский публицист Александр Герцен «светским воплощением Христа». Однако и спустя 190 лет общество не определилось со своим отношением к участникам мятежа. Своей точкой зрения поделился петербургский историк Михаил Белоусов, кандидат исторических наук, доцент СПбГУ.

Военный и поэт

Декабристы — одни из самых ярких представителей оппозиции за всю историю России. Однако неправильно видеть в них «ранних большевиков» и воспринимать как некую организованную партию с жёсткой дисциплиной. Восстание в Петербурге готовилось на протяжении двух недель, и всё вращалось вокруг двух человек — Кондратия Рылеева и Сергея Трубецкого. Ключевую причину поражения мятежа я вижу в том, что они оказались совершенно противоположными друг другу людьми.

Сергей Петрович — представитель знатного рода Гедиминовичей, боевой офицер, участник Отечественной войны и Заграничного похода, во время которого получил несколько ранений. После этого прихрамывал, а в стрессовых ситуациях кашлял кровью, но успешно продолжал службу. Удачно женившись на графине Лаваль, князь преумножил своё финансовое состояние. Если бы не события 1825-го, он вскоре получил бы генеральский чин.

Рылеев его полный антипод — ни одной военной награды, изгнан со службы в уголовной палате, начал издавать альманах «Полярная звезда», надеясь заработать на литературных проектах.

И вот военный и поэт сошлись в подготовке государственного переворота. Рылеев нуждался в Трубецком — ему необходимо было имя, яркий лидер восстания. Трубецкой был вынужден ориентироваться на Рылеева — за год его отсутствия в Петербурге многие связи были утрачены. Противоречия между ними накалялись с каждым днём, и уже 12 декабря Трубецкой заявил, что вообще участвовать в этом не будет…

Династическая борьба

Поводом к восстанию послужил династический кризис: развернулась борьба между великими князьями Константином и Николаем. После смерти их брата Александра I, нарушив порядок перехода престола, Николай I немедленно присягнул Константину и принудил к этому высшие государственные учреждения. Это означало только одно — будет повторная присяга, что по тем временам означало солдатский мятеж. Декабристы просто воспользовались ситуацией, решив превратить мятеж в вооружённое восстание.

Вокруг самого восстания 14 декабря на Сенатской площади до сих пор ходит масса слухов и легенд. Например, что оно превратилось в пьяный погром. Вообще «пьяные декабристы» — одна из любимых попыток дискредитировать участников движения. Якобы и на каторгу они уходили в невменяемом состоянии. Ещё один из мифов — первый допрос Трубецкого, во время которого он, «словно громом поражённый», упал к ногам императора. Что нашло отражение не только в воспоминаниях Николая I, но и в отечественном кинематографе. Судя по результатам допроса, никакой моральной прострации у Трубецкого не было, и на колени он был падать не готов. А вот император Николай как раз известен своей склонностью выдумывать и приукрашать.

К слову, царь очень ревностно относился ко всем публикациям о декабристах, которые выходили в иностранной прессе и не вписывались в правительственную концепцию. МИД внимательно отслеживал все публикации и в некоторых случаях заявлял протесты. Источником всей негативной информации о декабристах был Зимний дворец, а потом эти мифы стали существовать сами по себе.

Дважды повешенные

Как судили мятежников? Только восстание было подавлено, сразу началось следствие. На протяжении полугода следственная комиссия вела допросы, проводила очные ставки, а затем, специально для вынесения приговора, был создан верховный суд. Причём как должна работать эта организация — чёткого понятия не было. И законотворец Михаил Сперанский взял за основу документы судебных процессов середины XVIII века, связанных с московским чумным и пугачёвским бунтами, но внеся свои правки. Всё это было лишь формальностью, судьи не имели возможности принимать самостоятельные решения. Император Николай сообщил им свой вердикт, а они его лишь официально оформили.

К казни приговорили 36 человек: пять через четвертование, 31 — через отсечение головы. Николай при конфирмации смягчил приговор, заменив четвертование на повешение, а отсечение головы на каторгу. Расправа началась в 3 утра с так называемой гражданской казни участников мятежа, приговорённых к отправке в Сибирь, — над их головами ломали шпаги, бросали в костры сорванные мундиры и ордена.

После этого приступили к подготовке виселиц для осуждённых Павла Пестеля, Кондратия Рылеева, Петра Каховского, Михаила Бестужева-Рюмина и Сергея Муравьёва-Апостола. Верёвки оказались гнилыми, и во время казни трое повешенных с грохотом обрушились на землю. Декабристы ждали, пока палачи найдут верёвки — все лавки в столь раннее время были закрыты. В итоге экзекуция затянулась и закончилась только к 6 утра. Многие приписывали этот случай кровожадности Николая, вспоминая о традициях миловать приговорённого, если ему удалось выжить во время казни.

Но если посмотреть нормативные документы ещё Петровской эпохи, то там чётко зафиксировано — доводить казнь «до полного результата». Также стоит напомнить, что со времён Екатерины II, когда четвертовали Пугачёва, в России не было ни одной публичной смертной казни. И все участники экзекуции над декабристами никакого опыта в этом вопросе не имели. Действовали чётко по уставу: сорвались — надо перевешивать…

Император в то утро не находил себе места, с 6 утра до обеда он каждый час пишет Марии Фёдоровне (вдова Павла I): «всё спокойно», «всё прошло спокойно», «всё вроде бы спокойно»… опасаясь начала нового мятежа.

* * *

В разные времена на оценку обществом деятельности декабристов влияла политическая конъюнктура. В различных вариациях их образы использовали Герцен, большевики, диссиденты, современные оппозиционные деятели и даже представители власти. Как отметил петербургский историк Сергей Эрлих, одна из встреч с избирателями периода первой президентской кампании Владимира Путина проходила в Музее декабристов. Тогда его окружение посчитало, что новому главе государства пойдёт такой образ.

А потом началось дело Ходорковского, и его политтехнологи стали также «эксплуатировать» декабристов, представляя бизнесмена борцом за свободу на каторге. На суде Ходорковский назвал жену «декабристкой», поблагодарив её за верность, а когда оказался в Чите, отметил, что «находится в краю декабристов».

Со стороны власти незамедлительно произошла переоценка исторических событий — декабристы опять впали в немилость. Борис Грызлов даже предлагал запретить изучение в школе «этих террористов». Но к истории это не имеет никакого отношения!

Почему Сократа действительно казнили

Почему Сократа на самом деле казнили, с тех пор вызывает некоторую озабоченность у философов и мыслителей, поскольку его суд и казнь легко интерпретировать как показывающие, что мир изначально враждебен философии. Сократ умер, потому что его обвинили в «развращении молодежи» Афин в период, который должен был быть посвящен консолидации демократии; его коррупция заключалась в том, что его учение явно настраивало выдающихся граждан против демократии.И это несмотря на то, что Сократ всегда клялся в верности государству Афины, а позже отказывался от возможности сбежать из своей камеры до казни, потому что считал, что подчиняться закону всегда правильно. В основе этого кажущегося противоречия лежит причина казни Сократа.

Самое выдающееся в Сократе как философе то, что он практически не оставил нам положительных заповедей. Он провел свою жизнь, исследуя такие понятия, как справедливость, но каждый диалог неизменно завершается словами Сократа о том, что он ничему не научился.Он получал удовольствие от того, что подвергал сомнению убеждения людей и подчеркивал противоречия в них или разбивал их на все более мелкие концепции, которые не поддавались легкому определению.

Его целью было не научить их смотреть на вещи определенным образом — заменить их собственное представление о справедливости его собственным — но научить их тому, что по сути является методом, способом думать о вещах. Метод Сократа разрушает все убеждения и ценности, с которыми он соприкасается, потому что такие вещи не являются продуктом рационального анализа и, следовательно, неизбежно растворяются в нем.Никто не может доказать, что его собственная концепция справедливости верна, и как только мы проанализируем ее теоретически, мы обнаружим, что она основана на иррациональных убеждениях. Таким образом, деятельность такого философа, как Сократ, может быть враждебной по отношению к тому, что объединяет общество — законам, обычаям, морали, — потому что все, что он может с ними сделать, — это подорвать их, сомневаясь в них.

Сократ был даже исключительным среди философов в этом отношении, потому что он никогда ничего не записывал и не пытался трансформировать то, чему он учил, то есть сомнения, в доктрину.Его настоящая цель состояла в том, чтобы побудить людей приблизиться к тому, что он считал хорошим, таким как справедливость, красота или благочестие, заставив их посвятить себя размышлениям об этих вещах, а не просто принять их тени, которые они видели вокруг себя, выраженные в неисследованных людях. мнения. И он делал это через диалог, через взаимодействие с людьми, с помощью самого метода, а не превращая его в книгу, которая неизбежно будет удешевлена ​​и открыта для неправильного толкования. Его целью было не оставить пример потомкам — что является целью тех, кто пишет книги, — а просто существовать в свое время и вести лучшую жизнь, о которой он мог вообразить; то есть жизнь философии.

Таким образом, Мартин Хайдеггер назвал Сократа «чистейшим» мыслителем из всех. Но его деятельность была также в высшей степени политической. Сократу нужно было взаимодействовать со своими согражданами, чтобы делать то, что он делал. Поскольку он ничего не знал, он полагался на изучение мнения других, чтобы дать себе пищу для размышлений; ему нужны были люди, с которыми можно было поспорить.

Поскольку Сократ не стремился просто сидеть в одиночестве и придумывать концепцию справедливости или благочестия со всей тряпкой, он активно полагался на обработку и уничтожение существующих мнений о концепции; и поскольку противоречия в такой концепции, как справедливость, никогда не могут быть разрешены, он всегда будет разрушителем.И не только это, он всегда будет вести свою деятельность публично, выставляя афинских старейшин глупыми и все время подрывая их авторитет. Одна из причин, по которой Сократ отказался бежать из своей камеры, заключалась в том, что он понимал, что куда бы он ни пошел, его будут преследовать; он не мог убежать и оставаться тем, кем был, и он предпочел смерть необходимости перестать быть тем, кем он был.

Рассматриваемая таким образом деятельность философии, кажется, имеет тенденцию к нигилизму; если никакое значение не может быть доказано, тогда некоторых людей поощряют полностью отказаться от поиска справедливости или благочестия и поступить аморально.Это «в значительной степени противоположно тому, чего намеревался достичь Сократ», как показывает последняя часть нашей истории, факт, что Сократ отказался бежать из тюрьмы. Сократ отказался, поскольку считал, что он заключил соглашение с Афинами подчиняться их законам, решив там жить; он всегда считал Афины приемлемыми для его образа жизни именно потому, что они были хорошо управляемыми, позволяющими процветать различным мнениям, и поэтому он вряд ли мог воспринимать себя всерьез, если теперь решил нарушить закон, сбежав из тюрьмы и сбежав.Он будет лицемером, а Сократ всю жизнь боролся с лицемерием.

Эта притча показывает, что даже Сократ, человек, который всю свою жизнь думал и разрушал, должен иметь место для жизни в реальном мире, который полагается на принятие некоторых фактов и верований этого мира. За что Сократ умер мучеником, так это за свою веру в необходимость всегда думать и подвергать сомнению все, что нас окружает, и особенно авторитет, но его смерть была вызвана именно потому, что эта деятельность была несовместима с его жизнью в небольшой общине Афин, жизнью, которая он был признан лучшим из доступных ему в Греции.

Казалось, что это внесло непреодолимое противоречие в жизнь философа, который полагается на политику, но всегда разрушает ее. К этому обращались по-разному, от Платона до Ницше. Платон ответил притчей о пещере, сказав, что философ должен отстраниться от дел людей, насколько это возможно, чтобы оставаться в безопасности. Притча, конечно, невозможна, поскольку ни один человек не может полностью исключить себя из общества других, с которыми он должен вместо этого научиться жить.

Ницше, с другой стороны, считавший Сократа «врагом», потому что он разрушил ценности, попытался решить проблему, сделав создание ценностей и, несомненно, центральной заботой философа. Но Ницше полностью осознавал, что эта творческая жизненная сила опирается на гибкое значение таких понятий, как справедливость, и тот факт, что никакое соглашение никогда не может быть достигнуто; В отличие от Сократа, который хотел научить людей подходить к этой концепции через рассуждения — даже если они знали, что никогда не смогут достичь ее полностью, — Ницше хотел, чтобы люди приняли иррациональную основу справедливости как неизбежный факт жизни.Итак, с точки зрения Ницше, афиняне были правы, казнив Сократа, который угрожал этой основе; и эта точка зрения, по-видимому, была принята на поверхностном уровне самим Сократом.

.

Почему многие полицейские, такие как я, уходят с работы — RT, комментарий

Грязные слова, которые мы, полицию, постоянно слышим, теперь превратились в камни, бутылки и выстрелы. Все кончено, Америка: мы уезжаем.

Это самое сложное из того, что я написал.

Я вырос в семье правоохранительных органов. Мой отец дослужился до звания капитана полицейского управления Форт-Смита, штат Арканзас. В детстве я помню, как шел с ним в пятницу, чтобы забрать его чек, и трепетал перед этими супергероями, с которыми он работал.

Мой отец многим пожертвовал, и моя покойная мать тоже. Будь то недельное наблюдение, прослушивание телефонных разговоров или преследование торговцев наркотиками по всей стране, он отдал все для моей семьи и проработал множество дополнительных деталей, чтобы наша семья никогда не оставалась без помощи. Некоторые назвали бы это привилегией, но там, где я вырос, это называлось тяжелым трудом.

Также на rt.com
Дефинансирование ничего не решит, это «система» сломана, — в интервью RT командующий полиции Трэвис Йейтс

Дети в школе думали, что это круто, что сделал мой отец, и хотя он иногда спрашивал меня, не беспокоил ли кто-нибудь меня, они никогда этого не делали.Уважение было среди всех … даже среди школьников.

Я вырос не с желанием стать полицейским, но в одну роковую ночь, когда я был первокурсником колледжа, все изменилось.

Я отправился на прогулку, и мой жизненный путь никогда не будет прежним.

После четырех лет обучения в колледже мой отец хотел, чтобы я поступил в агентство, которое уважало это образование, поэтому я переехал в Талсу (Оклахома) в 21 год и никогда не оглядывался назад.

Я никого не знал, и все, что я знал, это то, что я видел, как мой отец делал, много работал и относился к людям с уважением.Я видел, как много других полицейских тоже усердно трудились и делали все возможное, чтобы обезопасить сообщество.

Прошло 27 лет, и если бы вы сказали мне, в каком состоянии находятся правоохранительные органы сегодня, я бы никогда не поверил вам.

Дело не в том, что правоохранительные органы изменились в худшую сторону, а все вокруг изменилось.

Психически больные раньше лечились, а теперь просто отправляют ментов. Раньше детей учили уважению, а теперь быть неуважительным — это круто.

Руководители раньше поддерживали вас, когда вы были правы, но теперь они обвиняют вас в неправоте, чтобы успокоить сумасшедших.

Раньше родители злились на своих детей за арест, а теперь злятся на нас.

Также на rt.com
« Копы » под арестом: Paramount отключает давнишнее реалити-шоу в США на фоне роста настроений против полиции

Средства массовой информации раньше подчеркивали позитивный вклад нашей профессии в общество, а теперь они либо игнорируют это, либо искажают правду для полемики, чтобы набить себе карманы.

Раньше среди преступников было общее уважение.Если их поймали, они поняли, что у вас есть работа, но теперь мы виноваты, что они сидят в наручниках, а не в своих личных решениях.

Если кто-то напал на полицейского, они были таковыми. Теперь мы их мучим и подаем в суд на миллионы.

Раньше мы могли давать показания в суде, и нам верили. Теперь, если нет видео с трех разных точек зрения, никого не волнует, что вы хотите сказать.

Несмотря на все эти разговоры о расизме и расистских полицейских, я никогда не видел, чтобы к людям относились по-разному из-за их расы.И хотя я знаю, что трусы, которые никогда не выполняли эту работу, будут называть меня расистом за то, что я это говорю, все, что я когда-либо видел, — это преступное поведение и полицейские, пытающиеся остановить это, и им было все равно, какой у них цвет кожи.

Я видел, как копы помогали и спасали любую расу, пол или этническую принадлежность, о которых вы только можете подумать, и хотя раньше это что-то значило, никого больше не волнует.

Меня называли всеми именами, которые только можно придумать, и многие из них имели расовый оттенок, и это никогда не исходило от копов.Я видел, как афроамериканские полицейские приняли на себя основную тяжесть этого, и даже отговорил одного новичка бросить курить после того, как его ругало множество трусов того же цвета кожи, что и он.

Authoritarian liberals calling to end cop movies/TV shows NOW will NOT fix any racism or police brutality problems
Authoritarian liberals calling to end cop movies/TV shows NOW will NOT fix any racism or police brutality problems

Я слышал слова, которых никогда не слышал до того, как был полицейским.

Дядя Том, Крекер, Свинья и слово на север — это лишь некоторые из них. Я слышал их тысячи раз и ни разу не видел, чтобы полицейский отомстил.

Просто забрали.

Несмотря на это, это была лучшая возможность в моей жизни выполнить эту работу. Я бы порекомендовал это всем и втайне надеялся, что один из моих детей однажды это сделает.

Они были бы копом 4-го поколения.

Но сегодня все это закончилось. Я бы не пожелал эту работу своему злейшему врагу. Я бы никогда не отправил никого, о ком я заботился, в ад, какой превратилась эта профессия.

Это единственная работа, в которой вы можете все сделать правильно и все потерять.

Это единственная работа, на которой те же граждане, которым вы рискуете жизнью, ненавидят вас за это.

Это единственный оставшийся сегмент в обществе, где круто различать и судить только из-за формы, которую вы носите.

Тебе никогда не объяснить.

С ними никогда не рассуждать.

Грязные слова теперь превратились в камни, бутылки и выстрелы.

Я видел, как это происходило с окружающими меня людьми, и видел полное разрушение их жизни.

Эта работа — ходячая бомба замедленного действия, и вас могут отменить или привлечь к ответственности при следующем звонке, даже если вы все сделаете правильно.

Никакая профессия не должна этим заниматься.

Также на rt.com
В дивной новой Америке лидеры преклоняют колени и приветствуют мародеров. Что демократы придумают дальше?

Врачи убивают 250 000 человек в год. Они называют их «медицинскими ошибками» , потому что общество понимает, что они выполняют очень трудную работу в условиях сильного стресса и должны принять наилучшее возможное решение в данный момент.

Правоохранительным органам поручено то же самое, и мы очень успешны.Несмотря на самое жестокое общество, которое мы когда-либо видели, ежегодно убивают менее 1000 подозреваемых. 96% атакуют нас с оружием, и все, кроме нескольких других, атакуют нас своими машинами или кулаками, и все больше и больше с имитацией оружия, чтобы Бенджамин Крамп (американский поверенный по гражданским правам) мог помочь своей семье выиграть в лотерею.

Я видел, как копы рискуют своей жизнью, хотя им не следовало этого делать… просто чтобы не забрать одну.

Они никогда не получают того признания, которое получают другие профессии.

Трусы вокруг нас. От вождей до шерифов и политиков никто не поддерживает нас.

Теперь о том немногом, что у нас есть, нам говорят, что они собираются лишить нас денег или даже уничтожить нас. Граждане с политическими взглядами будут править нами, и все, что вам нужно сделать, это проснуться и надеть форму, чтобы быть расистом.

WATCH: Protester leaps in to PROTECT cop making arrest as tensions spill over at BLM rally
WATCH: Protester leaps in to PROTECT cop making arrest as tensions spill over at BLM rally

В эти выходные мне угрожали смертью за то, что я просто выполняю свою работу.Десять лет назад это было бы возмутительно и попало в национальные новости.

А сейчас понедельник.

Будет больше угроз, больше обвинений в расизме и больше лжи о нас.

Я уговаривал полицейских уволиться с работы. Теперь я их подбадриваю.

Это над Америкой. Наконец-то ты это сделал.

Тебе не придется упразднять полицию, нас для этого не будет.

И хотя я знаю, что большинство американцев все еще ценят нас, этого недостаточно, а риск слишком высок.

Те из вас, кто говорит спасибо или иногда покупает еду, означает все.

Но те из вас, кто молчал, когда медленное вращение ножей в наших спинах происходило от головорезов и трусов, это на вас.

Ваша вера в хэштеги и мемы выше истины создала и создаст в вашем сообществе такую ​​среду, которой вы никогда не будете ожидать.

Если вы думаете, что Миннеаполис никогда не превратится в Могадишо — это скоро.

И когда это произойдет, вспомните, что сделал ваш соучастник.

Это Америка, которую вы создали.

Если вам понравилась эта история, поделитесь ею с другом!

Утверждения, взгляды и мнения, выраженные в этой колонке, принадлежат исключительно автору и не обязательно отражают точку зрения RT.

.

Почему цикл for был выполнен наконец в машинописном тексте

Переполнение стека

  1. Около
  2. Продукты

  3. Для команд
  1. Переполнение стека
    Общественные вопросы и ответы

  2. Переполнение стека для команд
    Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами

  3. Вакансии
    Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста

  4. Талант
    Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя

  5. Реклама
    Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира

  6. О компании

.

c — Почему этот код не может быть выполнен?

Переполнение стека

  1. Около
  2. Продукты

  3. Для команд
  1. Переполнение стека
    Общественные вопросы и ответы

  2. Переполнение стека для команд
    Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами

  3. Вакансии
    Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста

  4. Талант
    Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя

  5. Реклама
    Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира

  6. О компании

.